Урок "гигиена нервной системы и высшей нервной деятельности". Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка

Каждый человек должен беречь это главное чудо природы — мозг и выполнять все гигиенические мероприятия, необходимые для раз-вития и совершенствования его.

Вопросы ухода за ребенком с первых дней его рождения, его воспитания, предохранения его от заболеваний, повреждений дол-жны быть в центре внимания родителей, воспитателей, педагогов. С возрастом дети должны сами беречь свое здоровье , они не должны поддаваться вредным привычкам; соблюдать режим дня, чередовать умственный труд с физическим — все это способствует нормально-му развитию нервной системы .

Во время умственного труда (чтения, письма, размышлений, решения задач, прослушивания и подготовки уроков и т. д.) рабо-тают в основном органы зрения, слуха, речи и клетки их корковых мозговых центров. До определенного времени работоспособность этих органов чувств и их мозговых центров сохраняется в хорошем состоянии. Но при длительной умственной деятельности работоспособ-ность их постепенно снижается и качество выполняемой работы ухудшается. У человека ослабевает внимание, снижается способность усвоения материала, появляется слабость и он начинает дремать, а маленькие дети засыпают. Такое состояние свидетельствует о пере-ходе нервных клеток работающих мозговых центров от возбужде-ния к торможению , то есть об их усталости.

Чтобы предупредить усталость мозга, в повседневной жизни проводятся несколько видов гигиенических мероприятий. Так, в школах, учебных заведениях после каждых 45 минут занятий сле-дует 5-10-минутный перерыв, во время которого классные комна-ты должны проветриваться, ученики, оставив классную комнату, должны погулять в школьном дворе, заниматься разными подвиж-ными спортивными играми.

Физический труд выполняется при участии скелетных мышц, сухожилий, суставов и двигательных центров, представляющих скоп-ления нервных клеток спинного и головного мозга . Во время опре-деленной физической работы мышечные группы, ответственные за выполнение данной работы, сокращаются и расслабляются, нервные центры, регулирующие их деятельность, возбуждаются. При выпол-нении сложных действий во время спортивных занятий участвует несколько групп мышц и возбуждаются их мозговые нервные цент-ры. Если эти сложные действия систематически повторяются в те-чение нескольких дней, месяцев, то одновременное возбуждение мышц, участвующих в этих движениях, и нескольких нервных цент-ров подкорки головного мозга приведет к образованию временной связи между ними или двигательных условных рефлексов . А это будет способствовать тому, что даже самые сложные движения будут выполняться быстро, легко и четко. Это указывает на то, что у человека уже выработан динамический стереотип движений.

Ал-коголь оказывает сильное влияние на все органы, в особенности на корковый отдел больших полушарий головного мозга. Алкоголь препятствует равномерному протеканию процессов возбуждения и торможения. Спиртные напитки снижают образование условных рефлексов; возбуждая отделы головного мозга , вызывают чувство радости. Однако кора головного мозга не может контролировать работу других центров. Поэтому пьяный человек не испытывает чувства стыда, совершает действия, которые обычно будучи трезвым не совершает, не контролирует себя, много говорит.

Большое количество алкоголя еще хуже нарушает деятельность высшей нервной системы: нарушаются движения рук, ног, языка, глаз и т. д. Систематическое употребление алкоголя приводит к алкоголизму. Алкоголизм, или пьянство, проявляется в пристрастии к алкоголю. Материал с сайта

Наркотики вначале употребляются для ощущения радости, самоуспокоения, поднятия настроения. Затем организм привыкает к принятию этих веществ и наступает нарко-мания. Наркомания — тяжелое психическое заболевание, наступаю-щее вследствие пристрастия к принятию средств, поднимающих настроение. Частое употребление наркотиков отравляет организм полностью. У наркоманов вначале наблюдается раз-дражительность, нарушение памяти. В дальнейшем появляются бо-лее глубокие физические нарушения: сердцебиение, сухость во рту , дрожание конечностей, расширение зрачков и т. д.

Алкоголизм и наркомания приносят вред не только организму больного, но отравляют жизнь окружающих людей и общества в целом. Основная часть тяжелых преступлений связана с пьянством и принятием наркотиков.

Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и её интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется приём и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций - осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим -- определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни.

Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом -- сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала. На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов.

Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата -- языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условно-рефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами.

Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими).

Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков.

Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче.

Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи. На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условно-рефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры. К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов.

Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка -- все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда -- вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6--7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3--4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6--7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Правильный режим дня -- это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -- раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.

Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.

Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, рабо­тоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Режим сна. Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в днев­ное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается (табл. 5).

Таблица 5.

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет

Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч) Длительность в сутки
2,5мес. – 5 мес. 4 – 3 2 – 1,5 17,5 – 17
5 мес. – 10 мес. 3 2 – 1,5 16,5 – 16
10 мес. – 1 год 2 2,5 – 2 15 – 14,5
1 – 1,5 года 2 2 – 1,5 14,5 – 14
1, 5 – 2 года 1 3 14 – 13,5
2 – 3 года 1 2,5 13,5 – 12,5
3 – 4 года 1 2 ч 20 мин 13 ч 20 мин – 12 ч 20 мин
4 – 5 лет 1 2 ч 10 мин 13 ч 10 мин –12 ч 10 мин
5 – 6 лет 1 1 ч 50 мин 12 ч 35 мин – 11 ч 35 мин
6 – 7 лет 1 1 ч 45 мин 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни – в одних трусах. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16 – 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с го­ловой, на животе, уткнувшись но­сом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребен­ка. Вредно детям долго лежать на одном боку. Длительное пребыва­ние тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры, другие шумы. Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует за­ражению инфекционными болезнями, может привести к прежде­временному пробуждению полового чувства.

Режим питания. Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, посту­пившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Частота приемов пищи. Дети первых месяцев жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 2,5 – 3 мес. до 5 – 6 мес. – 6 раз, от 6 мес. до 9 – 10 мес. – 5 раз, от 9 – 10 мес. до 1 г – 5 – 4 раза, от 1 г до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 – 4,5 ч.

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в ре­зультате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят на­сильно).

Во время приема пищи важно создать спокойную, добро­желательную обстановку, поддержать у детей хорошее настрое­ние. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.

Режим бодрствования. Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2 – 3 ч). Общая продолжительность прогулок 4 – 5 ч.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.

Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответст­вии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движе­ния и необходимый тепловой комфорт.

Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15°С, а 4 – 7 лет – при температуре до -18 –22°С. При низких температурах время прогулки сокра­щается.

Летом вся жизнь детей должна, по возможности, проходить на воздухе. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети гуляют в одних трусах). С раннего детства детей приу­чают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых по­рах взрослый показывает, как это надо делать, и помогает ребенку.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста де­тей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Помимо познавательного значения, прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.

У детей старше 3 лет, посещающих детское учреждение, свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника за­полняется не только играми. Часть его отводится на самообслужи­вание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для вы­полнения трудовых поручений.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но правильно организованные виды деятельно­сти могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходи­мо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работо­способность.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухуд­шения настроения у ребенка первого и второго года жизни – его вялости, сонливости или перевозбуждения – игры-занятия следует прекратить.

Следует также хорошо продумать чередование видов деятель­ности. После занятий, игр, требующих значительного умствен­ного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с боль­шими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, не­правильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие. Дети дошкольного возраста значи­тельно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном поме­щении. Объясняется это тем, что благо­даря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротив­ляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэто­му помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20 – 21°, относи­тельную влажность – 30 – 60%.

Министрерство народного образования республики узбекистан навоийский государственный педагогический институт кафедра: основы медицинских знаний
Тема№4 Гигиена нервной системы.

План:

1.Умственнойи физической деятельности человека

2. Виды гигиенической мероприятие.

Литературы:

1. Ш. Т. Искандаров, А. Т. Дусматова 2006г Сравнительная оценка основных саматометрических показателей физического развития студентов.

2.Популярная медицинская энциклопедия. 1985г

Нервная система обеспечивает приспособление организма человека к изменениям окружающей среды.

Совершенствование умственной и физической деятельности человека с момента рождения и в течение всей его жизни, то есть получение им воспитания, знаний и обучение его профессии, зависят от физиологического состояния корковых нервных центров мозга. Деятельность мозга может снижаться по двум причинам.

Во-первых, вследствие врожденных недостатков в мозговой ткани и различных болезней и повреждений после рождения;

Во-вторых, в результате функциональных болезней мозга- невротических состояний, которые развиваются из-за перенапряжения мозга и несоблюдения гигиенических требований.

Каждый человек должен беречь это главное чудо природы –мозг и выполнять все гигиенические мероприятия, необходимые для развития и совершенствования его. Для того, чтобы будущее поколение рождалось здоровым, родители прежде всего должны с первых же дней беременности создавать благоприятные условия для нормального развития плода. Для этого молодожены должны оберегать себя от таких вредных привычек, как

Употребление спиртных напитков, курение сигарет, НАСА и других. Беременная женщина должна не поднимать тяжести, не подвергаться воздействию вредных химических веществ, не принимать разнообразные лекарства, не употреблять подкрашенные напитки (типа тархун, пепси-кола, фанта.), должна оберегать себя от простудных и инфекционных заболеваний. Она должна питаться пищей, богатой витаминами и содержащей достаточное количество полноценных белков, чередовать занятия физическим и умственным трудом. Мирная, спокойная женщины создает также предпосылки для нормального развития нервной системы плода.

Вопросы ухода за ребенком с первых дней его рождения, его воспитания, предохранения его от заболеваний, повреждений должны быть в центре внимания родителей, воспитателей, педагогов. С возрастом дети должны сами беречь свое здоровье, они не должны поддаваться вредным привычкам; соблюдать режим дня, чередовать умственный труд с физическим –все это способствует нормальному развитию нервной системы. Во время умственного труда(чтения, письма, размышлений, решения задач, прослушивания и подготовки уроков и. т.д) работают в основном органы зрения, слуха, речи и клетки их корковых мозговых центров. До определенного времени работоспособность этих органов чувств и их мозговых центров сохранятся в хорошем состоянии. Но при длительной умственной деятельности работоспособность их постепенно снижается и качество выполняемой работы ухудшается. У человека ослабевает внимание, снижается способность усвоения материала, появляется слабость и он начинает дремать, а маленькие дети засыпают. Такое состояние свидетельствует о переходе нервных клеток работающих мозговых центров от возбуждения к торможению, то есть об их усталости.

Чтобы предупредить усталость мозга в повседневной жизни проводятся несколько видов гигиенических мероприятий. Так, в школах, учебных заведениях после каждых 45 минут занятий следует 5-10 –минутный перерыв, во время которого классные комнаты должны проветриваться, ученики, оставив классную комнату, должны погулять в школьном дворе, заниматься разными подвижными спортивными играми. Кроме того, при появлении признаков усталости мозга у некоторых учеников они встают со своих мест и под руководством учителя в течение 1-2 минут делают дыхательную гимнастику. В результате этого восстанавливается их умственная работоспособность, возникшее торможение в клетках мозга сменяется возбуждением. Эти гигиенические правила должны соблюдаться также при выполнении домашних заданий.

Лица, работа которых связана с малоподвижностью (бухгалтерские работники, швеи, педагоги, врачи, писатели и другие), должны выполнять в течение 2-3 минут двигательные физкультурные упражнения после каждой 1-1,5 –часовой работы.

Физический труд выполняется при участии скелетных мышц, сухожилий, суставов и двигательных центров, представляющих скопления нервных клеток спинного и головного мозга. Во время

Определенной физической работы мышечные группы, ответственные за выполнение данной работы, производят сокращение и расслабление, нервные центры, регулирующие их деятельность, возбуждаются. В выполнении работ, связанных со сложными действиями, во время спортивных занятий принимают участие несколько групп мышц и возбуждаются их мозговые нервные центры.

Тема№5 Гигиенические требования воспитательной труд. Гигиенические требования к режиму школьников.

План :

2.Внеклассные и внешкольные занятия.

4.Гигиена сна.

6. Режим дня воспитанников школ-интернатов.

7.Особенности организации режима дня в учреждения санаторного типа.

Литературы:

2.Г.Пигдон,Н.Н.Каванова 1998г Современные аспекты практического ухода за ребенком. Школа молодой мамы.

3.Д.И.Махмудова, Ф.Ф.Низамов 2006г Статус физического развития детей до двух лет в южных регионах Республики Узбекистана.

4.А.Г.Хрипкова,М.В.Антрапова 1989 г возратьсная физиология и школьная гигиена.

5.С.Ш.Шамсиев.Н.П.Шабалова 1990 г Руководство для участкового педиатра.

6.Н.Р.Палеева 1980г Справочник по уходу больных.

1.Значение правильного режима дня. Правильный режим дня-это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозом. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте-раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, обтирания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически польноценные ночной сон, дневной сон.

2.Внеклассные и внешкольные занятия . Внеклассные и внешкольные занятия с учащимся проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул.

На внеклассную и внешкольную работу учащимся II-IV классов рекомендуется затрачивать не боле 1-2 ч, V-VIII классов-3-4 ч, IX-XI классов -4-5 ч в неделю.

-3.Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1-1,5 ч, а среднем и старших классов-1,5-2,5 ч.Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1-1,5 часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

4.Гигиена сна. Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.

Продолжительность сна детей и подростков (в ч

Новорожденные дети спят 20-22 ч в сутки. Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость, организма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые.

Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при достаточной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха организму.

Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15-16 градус.

5.Режим групп школ с продленным днем.

Определились три основные формы продленного пребывания учащихся в школе: группы (одновозрастные и разновозрастные), классы и школы.

Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечающим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособиями для внеклассной работы (книги, настольные игры и т. д.). Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одновременно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей.

В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма.

В течение дня учащихся I-II классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1-1,5ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7-10-летных детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели работоспособности у детей оказываются на 25% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков.

Для детей 6 лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон.

Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (в ч)


Режимные моменты

Класс

I-II

III--IV

V--VIII

Начало уроков

8.30

8.30

8.30

Большая перемена и горячий завтрак

10.10-10.40

11.05-11.35

11.05-11.35

Продолжение уроков, общественная работа

10.40-12.20

11.35-13.05

11.35-14.00

Прогулка, игры, развлечения на открытом воздухе

12.20-13.30

---

---

Обед

13.30---14.00

13.05-13.30

14.00-14.30

Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем; свободное время

14.00-15.00

13.30-15.00

--

Подвижные игры, развлечения, общественно полезный труд на открытом воздухе.

15.00-16.00

15.00-16.00

14.30-16.00

Самостоятельные учебные занятия.

16.00-17.00

16.00-18.00

16.00-18.30

Работа кружков, резервное время для самостоятельных учебных занятий учащихся VII-VIII классов, общественно полезный труд.

17.00-18.00

18.00-19.00

18.30-19.30

Свободное время, прогулки, игры на воздухе, уход домой.

18.00-19.00

19.00

19.30

Для детей 6 лет –учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима.

8.30-9.00 сбор детей, утренняя гимнастика

9.00---9.35 первый урок

9.35---9.55 первая перемена (горячий завтрак)

9.55-----10.30 второй урок

10.30-10.50 вторая перемена

10.50---11.30 динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогулка)

11.30-12.05 третий урок

12.05-12.25 четвертый урок (или прогулка)

13.00-13.30 обед

13.30-15.30 сон

15.30---15.45 уборка постелей, туалет

15.45---16.20 занятия по интересам, тихие игры.

6.20-16.40 полдник

6.40-18.00 прогулка, подвижные игры на воздухе.

Особого внимания в школах с продленным днем требуется учащиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией первой степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемоглобина ниже нормы, высоко возбудимые и быстро утомляющиеся. Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно спать 1-1.5 ч на свежем воздухе и гулять на менее 3-3.5 ч. Целесообразно обеспечить таких детей специальным питанием.

Оздоровительный режим в течение 6-12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).

Режим дня воспитанников школ-интернатов.

Распорядок дня как в период учебных занятий, так и в каникулы строится для воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста с учетом их возрастных анатомо-физиологических особенностей.

Все воспитанники встают в 7 ч, выполняют гимнастику, принимают водные процедуры, убирают кровати, затем завтракают.

В учебные занятия воспитанников I-IV классов следует ввести ежедневную (кроме дней, когда расписанием предусмотрен урок физической культуры) часовую динамическую паузу или спортивный час, как это предусмотрено в режиме школы продленного дня. Воспитанники II-IV классов после третьего урока получают второй завтрак.

В выходные и каникулярные дни воспитанники, остающиеся в школе-интернате, соблюдая в основном режим дня. больше времени уделяют спортивным играм и развлечениям на открытом воздухе, посещают музей, выставки и т. д.

В период летных каникул в режиме дня воспитанников всех возрастов увеличивается время на выполнение общественно полезной работы, а в режиме старших воспитанников-производительного труда на производстве или в сельском хозяйстве, предусматривается 1-1.5 ч для проведения оздоровительных мероприятий.

Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа.

В санаторное-лесных школах и санаторных школах-интернатах принципы построения распорядка дня такие же, как и для практически здоровых детей. Однако режим дня лечебно-воспитательных и специальных учреждений (школ для слепых, глухонемых и т. д.) в своем построении отражает специфику этих учреждений.

В санаторно-лесных школах предусматривается пребывание детей не менее 5-6 ч на открытом воздухе, вводится обязательно дневной сон. Общая продолжительность учебных занятий сокращается до 3-4 ч в день, длительность уроков доводится до 30 мин, перерывы между уроками удлиняются до 15-20 мин и обязательно проводятся на открытом воздухе. Устанавливается строгий режим питания.

У детей, занимающихся на открытом воздухе, при прочих равных условиях жизни за одинаковый период пребывания в санаторно-лесной школе отмечается больший оздоровительный эффект, чем у детей, учебные занятия которых проводятся в помещении.

Укреплению здоровья детей в лечебно-воспитательных учреждениях способствует также проводимая под контролем медицинских работников система физического воспитания: организация физических упражнений, подвижных игр и закаливание.

Тема №6 Возрастная Физиология и гигиена анализаторов.

План:

1Учение И.П.Павлова об анализаторах. Значение органов чувств.

2.Зрительный анализаторы.

3.Гигиена зрения.

4.Орган слуха (слуховой анализатор).

5.Мышечное, сухожильное и суставное чувство (двигательный анализатор).

6.Органы вкуса (вкусовые анализаторы).

7.Чувствительность внутренних органов (внутренний анализатор).

Литературы:

1.С.А.Георгиева,Н.В.Беликина 1984г физиология

2.Г.Пигдон,Н.Н.Каванова 1998г Современные аспекты практического ухода за ребенком.

3.Популярная медицинская энциклопедия. 1985г

4.С.Ш.Шамсиев,Н.П.Шабалов 1990г Руководство для участкового педиатра.

5.Б.Аминов,Т.Тилавов.1997г Человек и его здоровье

6.А.В.Мазурин,И.М. Воронцов 1986г Пропедевтика детских болезней

7.М.Я.Студеникина 1981г Справочник педиатра.

1Учение И.П.Павлова об анализаторах.

Восприятие как сложный системный процесс приема и обработки информации осуществляется на основе функционирования специальных сенсорных систем или анализаторов. Эти системы осуществляют превращение раздражителей внешнего мира в нервные сигналы и передачу их в центры головного мозга. На разных уровнях головного мозга сигналы преобразуются и перекодируются. Преобразование сенсорных сигналов в высших отделах центральной нервной системы завершается ощущениями и представлениями, опознанием образов. И.П.Павлов впервые создал представление об анализаторе как о единой системе анализа информации, состоящей из трех взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового и центрального.

Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными окончаниями или специализированными нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде.

Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. С помощью анализаторов человек познает окружающий мир.

Рецепторы очень многочисленны, так на 1см квадрат поверхности кожи имеются до 200-400, а по всей ее поверхности около 8 млн. рецепторов.

Рецепторы в зависимости от своего места расположения подразделяются на два вида.

А) внешние рецепторы- воспринимаются раздражения из внешней среды. К ним относятся зрительные, слуховые, косно --болевые, температурные, тактильные рецепторы равновесия, вкусовые рецепторы слизистой оболочки рта и языка, обонятельные рецепторы слизистой оболочки носа.

В) внутренние рецепторы--- воспринимают изменения, происходящие во внутренних органах. К ним относятся рецепторы, которые расположены в желудочном-кишечном тракте и в других внутренних органах, в стенках кровеносных сосудов, в мышцах тела, сухожилиях и суставах.

Здоровый сон – крепкие нервы

Когда ребенок бодрствует, его мозг находится в нервном возбуждении, которое провоцируют раздражительные факторы извне. Через слух, зрение, обоняние и осязание сигналы раздражителей проникают в кору головного мозга. Чем меньше ребенок, тем неустойчивее и слабее его нервная система, и тем скорее он устает. Ему необходимо восстановить свои нервные клетки, чтобы они могли снова нормально работать. В этом ребенку поможет только достаточный по времени и правильно организованный крепкий сон и соблюдение правил гигиены нервной системы. В существовании живого организма есть две фазы – возбуждение и торможение. Если первая – это активная жизнь во время бодрствования, то торможение — это состояние сна. В здоровом организме этот баланс соблюдается.

Когда человек засыпает, все его важные процессы, например, кровообращение, дыхание, переваривание пищи и т.д., приостанавливаются, переходят на более заторможенный ритм, нервные окончания, отвечающие за двигательную активность, совершенно расслаблены и заторможены, поэтому при таком положении человек отлично отдыхает и восстанавливает силы.

В детских садах и яслях первоочередная задача – обеспечение для детей всех возрастов спокойного, долгого и крепкого сна. Причем, для детей, которые недавно переболели или страдают хроническими заболеваниями, а также для гипервозбудимых детей должен организовываться более длительный сон, часа на полтора больше, чем для здоровых детей.

Мероприятия для обеспечения здорового сна

Перед укладыванием в кровать ребенка, нужно дать ему успокоиться после активных игр или напряженных занятий. Для этого не стоит разговаривать с ним громко, резко, движения и речь воспитателя должны быть мягкими, тихими, ласковыми, успокаивающими. Желательно отказаться от сказок и песенок перед сном, так как этот ритуал быстро войдет в обиход, и ребенок станет требовать каждый раз укачивать его. Это может негативно отразиться на его нервной системе, так как он уже не сможет нормально заснуть без долгого укачивания.

Прекрасным усыпляющим средством является прохладная температура в помещении и свежий чистый воздух. В детских учреждениях для этого днем выставляют кроватки на веранды, либо под навесы, если позволяет погода. Температура воздуха на улице должна быть не ниже 15 градусов и без ветра. В ночное время в спальнях оставляют открытыми форточки, через них хорошо проветриваются помещения.

Зимой следует поступать так: за полчаса до отхода детей ко сну проветрить спальню, затем снова открыть фрамугу, когда дети уже заснули, и закрыть ее за полчаса до пробуждения. Также обязательно нужно регулярно проветривать матрасы и постельное белье. Укладывать детей нужно в спальные мешки, если сон на улице, либо под теплые ватные одеяла.

В летний зной нельзя допускать, чтобы дети во время дневного сна находились на солнце и перегревались. Для защиты от прямых солнечных лучей на окна вешают жалюзи, шторы и прочие солнцезащитные устройства.

Необходимо следить за позой ребенка во время сна. Нежелательно малышу засыпать на животе, с одеялом на голове. Также недопустимы громкая музыка, смех, разговоры, включенный телевизор. Сон ребенка должен проходить в спокойной тихой обстановке, можно при негромкой приятной музыке.

Укладываться спать нужно в одно время, а перед сном лучше не слушать ужастиков, не бегать и не прыгать, это перевозбудит нервную систему ребенка. Плотно обедать также нежелательно, особенно давать малышу чай, какао, кофе. Эти напитки неполезны для нервной системы детей. Можно заменить их чистой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх