Режим дня ребенка 1 год 2 месяца. Как правильно организовать режим дня годовалого ребенка и зачем это нужно

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые коренные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые коренные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся коренные и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.

Ещё вчера годовалый карапуз был маленьким несмышлёнышем. Но время летит быстро, ребёнок растёт, а вместе с ним возрастают его потребности. В возрасте одного года малыш потребует от своих родителей намного больше внимания и активности, чем прежде. В связи с этим в суточном режиме вчерашнего грудничка появляются определённые изменения. Возникает необходимость организации более продолжительных прогулок и разнообразной игровой деятельности, сокращается время дневного сна, увеличивается интенсивность взаимодействия с окружающими.

В ежедневном распорядке годовичка появляются изменения во всех режимных моментах. Больше времени потребуется на организацию досуга и физической активности.

Сон и бодрствование

Сон и бодрствование ребёнка

Режиму сна в 1 год традиционно отводится важное место. В этом возрасте детей следует укладывать спать не менее 3-х раз в сутки. На сон должно приходиться 15-16 часов, из них 3-4 часа на дневной отдых. После года жизни ребёнку положено спать в первой и второй половине дня.

Гигиенические процедуры и купание малыша

Проведение гигиенических процедур по-прежнему остаётся важным ежедневным занятием. Частота купаний сокращается до 1 раза каждые 2 дня. Хороший ухаживающий эффект окажут детские средства с минералами и экстрактами лекарственных трав, добавленные в ванну. Помимо этого родителям следует начинать формировать начальные гигиенические навыки. В возрасте 1 года дети способны понимать, что чистка зубов, умывание и мытьё рук является обязательными каждодневными действиями. Со временем они перерастут в полезную привычку.

Приём пищи ребенка в 1 год

Количество приёмов пищи составляет 4-6 в течение суток. Самыми важными являются основные четыре кормления. Перерывы между ними длятся около 3 часов.
Годовалые дети уже могут знакомиться со столовыми приборами и их правильным использованием. Первым из них станет ложка. Ребёнок должен уметь кушать с её помощью густую и жидкую пищу. Для полноценного питания малыш должен получать 1000–1200 г еды каждый день.

Физическая активность малыша

Новым моментом распорядка дня станет утренняя гимнастика. Ребенок 12-месячного возраста нуждается в постоянном наращивании и укреплении мышечной массы. В большинстве случаев дети в 1 год уже способны ходить, делать приседания и наклоны. Следует постепенно приучать ребёнка делать такие упражнения по утрам. Эта процедура должна стать важной составляющей его ежедневного режима.
Выполнять физические упражнения с малышом следует в хорошо проветренной комнате. Чтобы они вызывали радость и энтузиазм, лучше проводить их под весёлую энергичную музыку.

Развивающие игрушки для малыша

Родители должны позаботиться о приобретении для годовалого карапуза развивающих игрушек. Для полноценного умственного развития ему понадобится внушительный игровой комплект:

    • наборы кубиков (деревянные, пластмассовые, мягкие);
    • матрёшки, игры-вкладыши, пирамидки;
    • игрушечные музыкальные инструменты;
    • развивающие сенсорные коврики;
    • пазлы и лото для самых маленьких;
    • резиновые фигурки животных, птиц, насекомых;
    • игрушки – каталки;
    • мячики разных цветов и размеров

Прогулки и игры на улице с ребенком

      Режим дня малыша подразумевает обязательные прогулки и активные игры на улице. Они станут прекрасным способом времяпрепровождения. В этом возрасте ребёнок становится активным исследователем окружающей среды. Прогуливаясь со взрослыми, он сможет каждый день делать новые открытия. Для прогулок следует выбирать участки, находящиеся в отдалении от пыльных трасс и шумных районов города. Для этой цели подойдут уютные дворы, парки и скверы.

Ориентировочный режим дня годовалого ребёнка

Режим дня годовалого ребёнка

      Ежедневный распорядок годовичка по часам может выглядеть следующим образом:
Промежуток времени Вид деятельности
7.00 – 8.30 Подъём, физические упражнения, водные процедуры
8.30 – 9.00 Первый завтрак
9.00 -10.00 Игровая активность
10.00 -10.30 Второй завтрак (лёгкий)
10.30 – 12.00 Первая прогулка, игры, сон на открытом воздухе
12.00 – 12.30 Обед
12.30 -15.00 Игровая активность, общение
15.00 -16.30 Прогулка, дневной сон
16.30 -17.00 Перекус
17.00 -19.30 Игровая активность, общение
19.30 -20.00 Ужин
20.00 -21.00 Общение, подготовка к ночному сну, приём ванны (1 раз в 2 дня)
21.00 -7.00 Ночной отдых

Режим сна и бодрствования в 1 год будет меняться по мере развития и роста малыша. Эти изменения не должны быть внезапными, их следует вводить поэтапно. Карапуз должен успеть привыкнуть и приспособиться к ним. Для родителей главным показателем удачно организованного распорядка дня станут его приподнятое настроение и умеренная активность.

  • Родителям следует вносить больше разнообразия в режим дня, ведь в этом возрасте чадо ждёт от них уже намного больше. Очень важно поощрять каждую попытку малыша к самостоятельности. Приобретённые в раннем возрасте навыки существенно облегчат ему предстоящую адаптацию в дошкольном учреждении.
  • В возрасте первого года ребёнок должен уметь заснуть самостоятельно, без помощи мамы. Чтобы он быстро уснул в вечернее время, нужно незадолго до сна не допускать его чрезмерной активности. Если карапуз бодрствует в довольно поздний час, стоит поиграть с ним в интересную игру, затем перейти к купанию в успокаивающих травах и завершить день ласковой сказкой на ночь.
  • Водные процедуры не следует ограничивать одним только обмыванием, ребёнку станут намного интереснее водные игры и плаванье. Следует всячески приветствовать самостоятельные попытки малыша умыться, вымыть руки и воспользоваться полотенцем. Массаж по-прежнему необходим. Особую пользу он принесёт после водных процедур в сочетании со специальными маслами.
  • Если годовичок всё еще пользуется пустышкой, лучше отучить его от неё. В таком возрасте она может испортить прикус и в дальнейшем кроха не сможет выговаривать некоторые звуки.
  • На этом этапе начинает формироваться речь малыша, что потребует от взрослых самого внимательного отношения. Каждое самостоятельное действие следует отметить словесной похвалой. Также необходимо комментировать вслух все события в его жизни.
  • Соблюдение режима дня дисциплинирует, приучает к порядку, способствует улучшению иммунитета и здоровью малыша. Для его родителей это станет возможностью оставаться всегда энергичными и полными интересных идей для каждого нового дня.

Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается благодаря хорошей координации движений. Он не желает сидеть на месте, для него намного интересней прыгать и бегать. Если у ребенка не получаются какие-то вещи, освоенные его ровесниками, мамочка очень расстраивается. Чтобы не переживать понапрасну, следует помнить об уникальности каждого ребенка и непохожести на других. Знание ориентировочных норм развития в этом возрасте тоже не будет лишним.

Физиологические показатели

  • Вес в пределах от 8.5 до 12 килограммов считается нормой. Незначительный выход за означенные рамки не является поводом для паники, так как обусловлен генетическими характеристиками. Если мама и/или папа «мелких» параметров, то вес карапуза вполне может оказаться чуть ниже нормы, и наоборот.
  • Нормой роста считают 76.8 - 83.9 см. Рост, как и вес, напрямую связан с наследственностью.
  • Обхват головы в пределах от 44.7 до 48.5 см - такой показатель считается оптимальным.
  • Количество зубов от 8 до 12, велика вероятность появления нижних и верхних клыков. Не стоит нервничать, если клыки не появились. «Вероятность» не есть «обязательность» – значит, клыки появятся немного позже.
Малыш в 1 год и 5 месяцев уже очень активен - с ним требуется играть в подвижные игры, можно подключить к этому детские средства передвижения для дома и улицы

Дети 1 года и 5 месяцев чрезвычайно подвижны и активны, в штыки воспринимают любые попытки ограничить свободу их перемещения, потому следует больше времени проводить с ними на улице.

Умения и навыки ребенка

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребеночек 17 месяцев уже многое умеет делать на радость маме и папе (рекомендуем прочитать: ). Родители с умилением наблюдают, как он:

  • нарезает круги, бегает и скачет зайчиком, уверенно поворачивает на бегу;
  • шагает по ступенькам и через небольшие предметы;
  • забирается на стул или софу, кресло и спускается с них на пол;
  • старательно строит башенку из 4-5 кубиков;
  • ловит брошенный ему мяч и кидает его напарнику;
  • показывает пальчиком в книжке мышку, ежика, дерево или, к примеру, стол, безошибочно определяет их расположение.

Малыш получил несколько важных бытовых навыков:

  • просится на горшок (рекомендуем прочитать: );
  • он хорошо держит во время еды ложку и очень старается кушать самостоятельно;
  • уже умеет пить из чашки.

Понаблюдать пристальнее за поведением малыша нужно в том случае, если он даже не пытается что-то делать из названного, хотя уже должен. Если же он откровенно пренебрегает обучением, то не стоит медлить с консультацией детского невролога.


Малыш в этом возрасте уже умеет пить из чашки, что делает жизнь его мамы немного легче - ей не приходится возиться с бутылочками

Речевые навыки

Самое распространенное переживание родителей: крохе почти полтора года, а он толком не разговаривает, продолжая общаться на своем «птичьем» языке. Нет никаких причин для беспокойства. Ребенок 17 месяцев должен хорошо понимать речь, обращенную к нему, а заговорит он позже, и это абсолютно нормально.

В возрасте 1 года 5 месяцев ребенок должен:

  • показывать пальчиком, где ножки, где ротик, где глазки, где ушки;
  • различать игрушки по названиям и цвету, объединять их в группы и показывать по просьбе, где кубики, где цветочки, где шарики;
  • хорошо понимать и выполнять простейшие действия, как то «положи», «возьми», «принеси», «дай мне».

Внятная речь – сугубо индивидуальный показатель, здесь нет рецептов ускорения. Некоторые детки молчат до трех лет, а потом неожиданно «взрываются» и сразу начинают выдавать целые предложения. Таких детишек не так уж мало, но все же больше половины 17-месячных малышей умеют:

  • односложно выражать свои желания и эмоции: «дай», «нет», «да», «хочу», «не буду», «не хочу»;
  • знать имена членов семьи и показывать всех по просьбе;
  • относительно правильно и понятно произносить имена и слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «туту» (повторение слогов);
  • строить элементарные фразы, но озвучивать их на свой лад, несколько искаженно: «пойдем гулять» («айдем гаять»), «хочу кушать» («асю кусить»), «дай кашу» («дай касю»);
  • имитировать речь взрослого и копировать интонацию, но оставлять при этом нишу для своей собственной речи, понятной только ему и ему подобным.

Важно! Если ребенок молчит, не реагирует на обращенные к нему слова, не откликается и не называет предметы даже на своем языке, необходимо срочно показать его логопеду и ЛОРу.

Питание ребенка в 1 год 5 месяцев

Кормить ли ребенка грудью в таком возрасте, решает сама мамочка. Педиатры сходятся во мнении, что ограничений для грудного кормления по возрасту нет, а теория о вреде длительного кормления грудью для самого малыша и его развития – не более чем миф.

Маминого молока уже недостаточно, ему нужно полноценное питание. Следует составить меню для малыша, разнообразить рацион питания, чтобы наверняка знать, что он наедается.

Примерный рацион питания ребенка 1 года и 5 месяцев:

1 день 2 день 3 день
Завтрак молочная рисовая каша 180 г, полстакана чая с молоком, 10 г пшеничного хлеба молочная манная каша 180 г, полчашки какао на молоке, ломтик хлеба 10 г с сыром молочная лапша 140 г, полстакана сладкого чая, фруктовое пюре 50 г
Обед овощной суп 100 мл, биточки из мяса на пару 40 г, гороховое пюре 90 г, пшеничный хлеб 10 г и настой шиповника 1 чашка (подробнее в статье: ) суп-пюре из тыквы 100 мл, паровые кнели из курицы 40 г, яблочно-морковное пюре 90 г, черносмородиновый кисель 1 чашка и 10 г ржаного хлеба картофельный суп с горошком 100 мл, рыбное суфле 40 г, пюре из кабачков и тыквы 90 г, пшеничный хлеб
Полдник 100 мл кефира, детское печенье 100 мл простокваши, булочка 20 г 100 мл молока, 1 сухарик и яблочко
Ужин паровой омлет 50 г с сыром, каша гречневая 100 г, полчашки сладкого чая творожок с черносливом 80 г, пюре из картошки 90 г, полстакана чая с молоком свекольно-яблочное пюре 150 г, каша гречневая 100 г, полчашки настоя шиповника

Малыш потихоньку переходит на взрослую пищу: ему можно готовить супы, биточки, омлеты, которые подойдут также для родителей. Такие перемены значительно разгружают маму от бытовых забот

Такого питания можно придерживаться около 1 месяца, потом рацион следует сменить. Давать грудь ребенку надо перед отходом ко сну. Если грудное питание уже в прошлом, то на ночь крошке можно дать кефирчик или кипяченое молоко.

Развитие ребенка посредством игр

Речевые игры:

  • Побуждайте малыша говорить короткие слова, копировать звуки: «спой мишке песенку, а-а-а-а», «паровозик пыхтит, чух-чух-чух», «попроси у мамы ложку: дай, мама, дай-дай». Пусть он повторяет.
  • Попросите его сказать, как гавкает собака, как мяукает кошка и т. д. Потом обратная игра: кто говорит гав-гав, кто говорит ква-ква, кто говорит кар-кар, а ребенок должен назвать животное.

Логические игры:

  • «Выбери одно». Из разбросанных предметов выбрать, например, только желтые или только квадратные.
  • «Простой предмет». Вырезать из картона 2 фигурки и предложить ребенку сложить из них грибок, домик, дерево.
  • «По размеру». Попросить разложить пять предметов по уменьшению или увеличению их размера.

На умение раскладывать предметы по цвету, форме и величине как раз рассчитана всем знакомая «пирамидка». Эту игру можно разнообразить, использовать ее составные элементы для других игр

На внимание:

  • «Найди пару». Взять парные карточки. Половину разложить перед ребенком. Показать из второй стопки карточку и попросить показать такую же.
  • «По звуку». Спрятать музыкальную игрушку, малыш должен отыскать ее по звуку. Или может спрятаться папа/мама и позвать крошку.
  • «По признаку». Пусть из всех предметов в комнате ребенок соберет вместе круглые, или мягкие, или красные.

Для мелкой моторики:

  • «Золушка». Насыпать в коробочку горох и фасоль и предложить малышу рассортировать их по разным кучкам.
  • «Сюрприз». Завернуть «секрет» в многослойную ткань или бумагу, пусть малыш их аккуратно разворачивает.
  • «Бусы». Нанизать на шнурок или веревку кружки от пирамидки или фигурки с отверстиями.

В этом возрасте происходит невероятно активное развитие мозговой деятельности ребенка - чем больше мама и папа приложат усилий, тем лучшую отдачу они смогут получить. Развивать необходимо как мелкую, так и крупную моторику.

Лучшие игрушки в 1 год 5 месяцев

Игры должны быть включены в режим детского дня (рекомендуем прочитать: ). Следите, чтобы в игрушках не было мелких элементов - сейчас ребенок чрезвычайно любопытен, а потому желание попробовать игрушку на вкус может закончиться трагедией. Самые полезные игрушки:

  • Сортировщик. Ящик с окошками, куда надо складывать определенные фигурки.
  • Звуковые. Это и музыкальные инструменты, и игрушки с кнопками, при нажатии на которые они издают конкретный звук, имитирующий корову, собаку, кошку.
  • Конструктор. Важно, чтобы детали были насыщенными по цвету и большими по размеру.
  • Мячи из разного материала и разного размера. Нужна и корзина, в которую их можно бросать.
  • Пирамидки. Нужны и классические, и усложненные, в которых шайбы имеют более одного отверстия.

В 1 год и 5 месяцев ребенок хочет общаться с ровесниками. Прогулки на улице, песочницы, детские площадки, качели и будут способствовать его развитию.

Каждый месяц в течение первого года жизни в режиме дня ребёнка происходили определённые изменения. Время, посвящённое активным играм и развивающим занятиям, постепенно увеличивалось, количество кормлений и дневных снов - сокращалось. Для того чтобы родители были уверены в правильном развитии годовалого малыша, нужно не только учитывать индивидуальные особенности крохи, но и знать определённые возрастные нормы: сколько нужно спать, как много времени проводить на свежем воздухе, как сделать меню сбалансированным.

Сколько должен спать ребёнок в 1 год

Сон помогает восстановить силы, ведь с момента рождения малыш тратит огромное количество энергии на познание окружающего мира и интенсивный рост. К двенадцати месяцам ребёнок бодрствует большую часть дня. У него остаётся один или два дневных сна в зависимости от индивидуальных темпов развития.

В норме на сон приходится 13–14 часов в сутки: 11 из них - на ночной и 2–3 - на дневной. К 1,5 годам этот период незначительно сокращается - примерно на 30–60 минут.

А уже к двухлетнему возрасту общее количество времени, проведённого во сне, составляет 12–13 часов.

Дневной и ночной сон ребёнка в 1 год

В год дети обычно спят днём 2 раза по 2 часа: в первой половине дня и после обеда. Но некоторые уже к этому возрасту переходят на один дневной сон. Это считается не отклонением от нормы, а индивидуальной особенностью организма. Количество дневных снов определяется временем пробуждения. Дети, которые рано укладываются спать вечером, раньше встают утром. Поэтому уже в первой половине дня им необходим отдых, чтобы восстановить силы. После обеда такие малыши также нуждаются во сне.

Другие дети уходят на ночной сон позднее, а значит, и просыпаются, позже. Именно поэтому в первой половине дня отдых им не нужен - они просто не успевают устать. В этом случае ребёнку хватает одного дневного сна, который будет более продолжительным по времени - 3–3,5 часа. Если кроха активен, хорошо спит ночью и ему хватает одного дневного сна, педиатры рекомендуют не укладывать малыша второй раз.

Если ребёнок ещё не умеет засыпать самостоятельно, возраст одного года - самое время приучить его к этому. Активное и насыщенное бодрствование, по возможности проходящее на свежем воздухе, позволяет тратить много энергии, и к вечеру малыш хочет спать довольно сильно. Важное правило, которое нужно соблюдать, - прекращать слишком активные занятия примерно за час до сна.

Одной из проблем, сильно беспокоящих родителей, являются частые ночные просыпания, в то время как возрастной нормой считается одно пробуждения для того, чтобы поесть. Существует несколько рекомендаций:

  • активные игры во второй половине дня;
  • расслабляющая прохладная ванна;
  • кормление непосредственно перед сном.

Видео: правила детского сна

Бодрствование

Дети каждый день узнают что-то новое. В этом возрасте они очень любознательны. Для гармоничного развития родители должны проводить с малышом много времени. Правильно организованное бодрствование помогает:

  • фокусировать внимание крохи на определённом предмете или задании;
  • разрабатывать мелкую и крупную моторику;
  • развивать мышление, память и речь.

Несмотря на то что в один год дети умеют ещё немного, есть занятия, которые наверняка придутся им по вкусу:

  • рисование пальчиковыми красками;
  • игры с песком (в холодное время года их можно организовать дома с помощью кинетического песка);
  • крупные пазлы, конструктор, кубики, пирамидки;
  • игры с водой.

В этот возрастной период оптимальным является сочетание динамических и статических игр, направленных на совершенствование навыков моторики, в том числе и мелкой. Игры с распознаванием цветов, форм предметов, запоминание названий различных объектов (вещи, животные и т.п.), звуков. Прекрасно подходят и спортивные игры (мяч, лазание по детским горкам с поддержкой родителей). Занятия в бассейне также способствуют получению симметричных нагрузок без патологического воздействия на опорно-двигательную систему.

Прогулки на свежем воздухе

Педиатры рекомендуют родителям организовывать прогулки на улице дважды в день: в течение 1,5–2 часов до обеда и столько же после полдника или ужина. Гулять желательно в любую погоду, кроме сильного дождя и метели, аномально высоких и низких температур. Свежий воздух полезен для здоровья малыша и его физического развития. Чтобы прогулка была интереснее, можно брать на улицу мяч, велосипед, игрушки для песочницы. А познавательной её сделает рассказ о мире вокруг: деревьях, птицах, цветах, погоде. Следует помнить о том, что присутствие родителей рядом с годовалым малышом обязательно для его безопасности.

Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Во время сборов на прогулку не нужно слишком тепло одевать малыша: ему должно быть комфортно. Кроме того, простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости из-за слишком большого количества одежды.

В каждой семье режим дня складывается по-разному, но существуют общие рекомендации педиатров.

  1. Купание чаще всего проходит перед ночным сном. Если эта процедура расслабляет малыша и настраивает его на спокойный лад, время выбрано верно. Если после ванной ребёнок становится возбуждённым, лучше перенести купание на другое время.
  2. Подходящее время для развивающих занятий - первая половина дня. В этот период ребёнок более сосредоточен и внимателен и будет быстрее воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться рисованием, поиграть с песком или водой.
  3. Гимнастику лучше проводить утром после гигиенических процедур. Зарядка укрепляет организм и помогает физическому развитию.

Нарушение режима сна и бодрствования годовалого ребёнка

Достаточное количество сна очень важно для малыша, так как именно в это время вырабатывается гормон роста, организм отдыхает и восстанавливает силы, которые потратил на активную деятельность. Причин нарушения сна может быть несколько:

  • неправильный режим питания, когда голод или, наоборот, слишком большой объём пищи на ночь делают сон беспокойным;
  • физический дискомфорт, вызванный болезнью, тесной или натирающей одеждой, прорезыванием зубов, духотой в помещении;
  • эмоциональное переутомление, из-за которого ребёнок перевозбуждается и долго не может уснуть;
  • гиперактивность.

Что делать родителям?

  1. Время непосредственно перед сном лучше проводить за спокойными играми, например, чтением сказок или рисованием.
  2. В качестве позднего ужина не стоит давать ребёнку фрукты, мясные или овощные пюре, так как это большая нагрузка на желудок. Грудное молоко или адаптированная смесь - оптимальный вариант перед сном.
  3. Во время болезни и прорезывания зубов дети неспокойны. По рекомендации педиатра можно пользоваться лекарствами, снимающими неприятные ощущения. А для малышей на грудном вскармливании хорошим успокоительным является мамина грудь.
  4. При подозрении на гиперактивность нужно обратиться за консультацией к неврологу.

Режим кормления ребёнка в 1 год

К годику рацион ребёнка становится достаточно разнообразным, хотя переходить на общий стол ещё слишком рано. Смесь или материнское молоко остаются в основном только утром и перед ночным сном. В этом возрасте малыш ест 4–5 раз в день с перерывом 3–4 часа между кормлениями независимо от того, на грудном или искусственном вскармливании он находится.

В меню годовалого ребёнка должны входить:

  • мясные, овощные и фруктовые пюре;
  • молочно-крупяные каши;
  • творог и кефир;
  • рыба;
  • желток;
  • сливочное и растительное масла.

По желанию родителей можно предлагать детское печенье и фруктовые соки.

Желудочно-кишечный тракт ребёнка остаётся неприспособленным к перевариванию многих продуктов, поэтому некоторые из них могут вызвать аллергию и дискомфорт. Способ приготовления также имеет огромное значение - детям этого возраста пищу готовят на пару или варят, а жареная, копчёная и солёная еда крайне нежелательна.

Отдельного внимания требует включение в рацион цельного коровьего молока. Часто мамы завершают грудное вскармливание, когда малышу исполняется год, и заменяют материнское молоко коровьим. Педиатры не рекомендуют делать этого по нескольким причинам.

  1. Состав коровьего молока не адаптирован для ребёнка: в нём много фосфора, который при выводе из организма почками вымывает кальций.
  2. Большое содержание жиров оказывает дополнительную нагрузку на систему пищеварения, из-за чего у ребёнка может возникнуть дискомфорт в животике и расстройство стула.
  3. Употребление коровьего молока часто провоцирует аллергическую реакцию.

Основная проблема, связанная с употреблением цельного молока, состоит в его влиянии на формирование костей. Дело в том, что оно содержит в 6 раз больше фосфора, чем женское, а обмен этого элемента в организме теснейшим образом связан с обменом кальция. В итоге уровень последнего в крови может снижаться, нарушая развитие костей. Это положение тем актуальнее, чем младше ребёнок, но почки годовалого малыша вполне могут справиться с излишком фосфора и вывести его. Тем не менее педиатры многих стран не рекомендуют употребление цельного коровьего молока до достижения ребёнком двухлетнего возраста и предлагают в качестве альтернативы т.н. «последующие формулы» - сухие молочные смеси для вскармливания детей старше 6 месяцев (их обычно обозначают номерами 2 и 3). Аргументация - чисто, удобно, сбалансирован минеральный состав, добавлены витамины.

Евгений Олегович Комаровский, педиатр

http://www.komarovskiy.net/faq/korove-moloko.html

Видео: особенности питания детей в возрасте 9–12 месяцев

Сравнительная характеристика режима дня для детей 12 и 18 месяцев

Режим дня для детей в год и полтора во многом схожи. Главное отличие состоит в количестве сна. Если большинство годовалых малышей спит два раза в день, то ближе к полутора они переходят на один дневной сон. Постепенно сокращаются и ночные кормления. В 12 месяцев ребёнок может просыпаться один раз за ночь. В полтора года можно приучить малыша спать без перерыва на еду. Режим дня не зависит от способа вскармливания: груднички и искусственники имеют приблизительно одинаковый распорядок, который зависит от индивидуальных особенностей малыша и семьи.

Таблица: примерный режим ребёнка в 1 и 1,5 года с графиком кормлений

Время 1 год Время Полтора года
7.00–7.30 8.00–8.30 Пробуждение, первое кормление
7.30–8.00 Гигиенические процедуры 8.30–9.00 Гигиенические процедуры
8.00–8.30 Гимнастика 9.00–10.30 Гимнастика
8.30–9.00 Завтрак 10.30–11.00 Завтрак
9.00–10.30 Развивающие занятия 11.00–12.00 Развивающие занятия
10.30–12.00 Первый дневной сон 12.00–14.00 Прогулка на свежем воздухе
12.00–14.00 Прогулка на улице 14.00–14.30 Обед
14.00–14.30 Обед 14.30–17.00 Дневной сон
14.30–15.30 Игры 17:00–18:00 Игры
15.30–17.00 Второй дневной сон 18:00–18:30 Ужин
17:00–18:00 Игры дома или на улице 18:30–20:30 Прогулка на улице
18:00–18:30 Ужин 20:30–21:30 Спокойные игры
18:30–20:30 Прогулка на свежем воздухе 21:30–22:00 Купание
20:30–21:30 Спокойные игры 22:00–22:30 Кормление перед сном
21:30–22:00 Купание 22:30–8:00 Ночной сон
22:00–22:30 Кормление перед сном
22:30–7:00 Ночной сон с просыпанием для кормления

Почему важен режим дня для ребёнка в 1 год

К году у малыша вырабатывается определённый распорядок дня, который включает в себя дневной и ночной сны, питание, физические упражнения, прогулки и развивающие игры. В зависимости от индивидуального развития и потребностей режим может незначительно отличаться от того, который рекомендуют педиатры в соответствии с возрастными нормами. Но одно правило остаётся неизменным: он должен быть удобным для всей семьи и не доставлять дискомфорта ни одному из её членов. Малышу, у которого есть чёткий распорядок, будет проще адаптироваться в детском саду. Поэтому принцип таков: светлое время суток для развития, физических упражнений и игр, тёмное - для сна.

  1. Если малыш много спит днём, а ночью просыпается для игр, родителям нужно максимально занимать его в течение дня: занятия дома и на свежем воздухе, посещение детских площадок. В этом случае ребёнок потратит свой запас энергии и к вечеру будет чувствовать себя уставшим. После активного дня ночной сон более спокойный.
  2. Ребёнок должен полноценно и сбалансированно питаться. Иногда дети не едят с утра и до обеда, а потом съедают большие порции - это вредно для системы пищеварения и даёт нагрузку на желудок. Кормления нужно проводить приблизительно в одно и то же время. Если малыш не хочет есть, не нужно по первому требованию предлагать ему перекус. Лучше подождать несколько часов, когда он проголодается и съест предложенную порцию.
  3. Родители должны помнить, что именно они, а не ребёнок, устанавливают распорядок. Даже если в течение нескольких дней малыш не принимает новый режим и высказывает недовольство капризами и плачем, нужно потерпеть, мягко настаивая на своём.

Видео: доктор Комаровский о режиме дня

Чтобы ребёнок спал ночью и был активным днём, ему необходим определённый режим. При формировании распорядка дня родителям нужно начать с установления границ сна, приёма пищи, занятий и прогулок на улице. При соблюдении режима организм ребёнка быстро привыкнет к определённому ритму.

Возраст 1 год и 3 месяца - один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.

Внешне ребенок поменялся не очень сильно, а вот внутри у него произошли колоссальные перемены. Малыш теперь не готов сидеть на месте - он активно интересуется всем новым, хватает любые интересные для него вещи

Нормы физического развития детей

Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.

Мальчики:

  • рост – 76-82 см;
  • вес – 9-11,5 кг;
  • окружность головы – 45-48 см.
  • рост – 74-80 см;
  • вес – 9,5-11 кг;
  • окружность головы – 44-47 см.

В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.

Распорядок дня

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.

По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов - так малышу наиболее комфортно и удобно.

Особенности питания малыша

Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.

Основные нюансы

Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.


Овощи в рационе ребенка этого возраста занимают очень важное место - именно они обеспечивают кроху основной массой витаминов и минералов

Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.

Меню ребенка

Меню может состоять из следующих блюд:

Прием пищи 1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак
  • Молочная гречневая кашка
  • Бутерброд со сливочным маслом
  • Свекольная икра с яблоком
  • Паровой омлет
  • Чай с молоком
  • Бутерброд с маслом
  • Молочная каша с тыквой и пшеном
  • Бутерброд с сыром и маслом
Обед
  • Рисовый супчик с протертыми овощами
  • Рыбные биточки с морепродуктами
  • Картофельное пюре
  • Фруктовый компот
  • Молочный суп с картошкой и морковью (рекомендуем прочитать: )
  • Паровые котлетки из индейки
  • Овощной гарнир
  • Сок фруктовый
  • Бульон с добавлением яичных хлопьев
  • Ленивые голубцы с говядиной
  • Кисель с отваром шиповника
Полдник
  • Печенье
  • Фрукты
  • Йогурт
  • Печенье
  • Фруктовое пюре
  • Кефир
  • Блинчики с яблоком
  • Кефир
Ужин
  • Творог с томатами
  • Картофельные зразы
  • Молоко
  • Отварная тыква с яблоками
  • Рис с морковным пюре
  • Гречневый десерт с тыквой
  • Фруктовое пюре
  • Чай с молоком

Чтобы кроха охотнее ел блюда, можно придумывать на их основе нехитрые композиции. Всего лишь пара потраченных минут значительно повысят аппетит малыша и его интерес к пище

Развитие и навыки ребенка

В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями - так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.

Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.

Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.

Двигательные навыки

Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает - отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.

Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.


В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает - родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша - имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения

Развитие речи

В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам - многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции - отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.

Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.

Бытовые навыки

Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:

  • просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
  • он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: );
  • предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
  • зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.

Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результат

Развивающие занятия для малыша

Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным - например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.

Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.

Полезные упражнения, улучшающие развитие:

  1. Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
  2. Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
  3. Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
  4. Перекатывайте мяч - сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
  5. Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх