Опорно двигательная система у детей. Возрастная особенность опорно-двигательной системы у детей. Формирование костной системы у ребенка

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Страница 1
Лекция 3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

План

1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц


1. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и

соединение костей

Один из видов приспособления организма к окружающей среде –

передвижение его в пространстве. Эту функцию в организме выполняет

аппарат движения, который в процессе эволюции позвоночных достиг

определённого совершенства. Однако локомоторная функция современного человека не достигла такой силы, как у хищников или птиц. Связано это с цивилизацией человеческого общества и техническим прогрессом, который дал человеку необходимые механизмы для приспособления к условиям существования.

Аппарат движения принято делить на пассивную (скелет) и активную (мышцы) части, которые сообща выполняют в организме опорно-двигательную функцию. Костный скелет человека насчитывает 203 – 206 костей. К костям прикрепляются скелетные мышцы, при сокращении которых происходит перемещение тела в пространстве, отдельных частей относительно друг друга и сохраняется устойчивость при различных положениях.

Костная ткань состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами. Они определяют физико-химические свойства костной ткани (твёрдость и упругость). В состав кости входят оссеин – органическое вещество и неорганические вещества – соли кальция, фосфаты, соединения магния, кальция, фтора. Кость человека прочнее гранита и превосходит упругость дуба.

Во внутренних полостях костей скелета содержится красный и жёлтый костный мозг. Жёлтый костный мозг играет важную роль в обменных процессах, красный костный мозг осуществляет кроветворение.

У зародыша на ранних стадиях развития формируется

соединительнотканный скелет, который со второго месяца внутриутробного развития заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребёнка от хорды остаётся только студенистое ядро межпозвоночных дисков. С третьего месяца внутриутробного развития в скелете происходит закладка костных элементов. К рождению ребёнка точки окостенения имеются почти во всех костях.

Окостенение скелета человека – очень длительный процесс, он продолжается многие годы после рождения. Сроки завершения окостенения для разных костей различны, но для отдельно взятой кости они постоянны. Это явление имеет важное значение для суждения о норме в развитии и о возрасте человека. Например, позвонки человека окостеневают в 20 – 25 лет, а кости кисти – к 12 – 15 годам.

Молодые трубчатые кости растут в длину за счёт замещения хрящевой ткани костными клетками по краям верхней и нижней частей диафизов. Рост костей в толщину происходит путём замещения поверхностного слоя хрящевой ткани диафизов. Эпифизы костей ребёнка окостеневают к десятилетнему возрасту. Большинство костей скелета развивается путём замещения хряща костной тканью. Исключением является развитие большинства костей черепа, где, минуя хрящевую стадию, костные клетки закладываются в соединительной ткани. Темпы роста скелета зависят от ряда условий: питания ребёнка, деятельности желез внутренней секреции, перенесённых заболеваний. Стимулирующим фактором роста костей и процессов окостенения является дозированная физическая нагрузка. Несоблюдение гигиены физических нагрузок может вызвать задержку роста.

Изменения в строении костной системы человека происходят и после

достижения физиологической зрелости. Так, в старости нарушается баланс между минеральными и органическими веществами, кости становятся хрупкими.

Соединения костей обусловливают подвижность частей скелета или прочную неподвижность. Различают два вида соединения костей: непрерывное (неподвижное) и сустав.

Скелет человека состоит из четырёх отделов: череп, скелет туловища (позвоночный столб и грудная клетка), скелета нижних и верхних конечностей. В процессе эволюции скелет человека претерпел существенные изменения. В связи с прямохождением и трудовой деятельностью вертикальный позвоночный столб имеет четыре изгиба. Позвонки по размеру увеличиваются в направлении сверху вниз. Грудная клетка имеет форму уплощённой трапеции. Верхние конечности осуществляют трудовые процессы, нижние конечности

выполняют функцию опоры и движения. Существенно изменились функции и строение пояса верхних конечностей.

Череп имеет два отдела мозговой и лицевой. Развитее всех костей черепа начинается с соединительнотканной стадии. Затем кости основания черепа проходят последовательно хрящевую стадию и стадию окостенения.

К концу второго месяца внутриутробной жизни в соединительной ткани костей черепа формируются очаги окостенения. Слияние очагов происходит в период внутриутробной жизни, но между костями черепа остаются участки соединительной ткани – роднички. Различают лобный, затылочный, передние и задние боковые роднички по углам теменных костей. Такое соединение позволяет краям костей черепа зрелого плода сближаться, облегчая проход через родовые пути. Большая часть родничков зарастает на втором месяце после рождения, лишь лобный родничок к полутора годам.

В процессе онтогенеза кости черепа претерпевают значительные

изменения. Лобная кость новорожденного состоит из двух половин, сращение которых начинается на шестом месяце после рождения, а заканчивается к концу третьего года жизни. Затылочная кость состоит из четырёх частей, соединённых пластинками хряща. Сращение начинается на втором году жизни, а заканчивается на всех участках к 16 – 17 годам. Клиновидная кость срастается к восьми годам, решётчатая к шести, височная кость срастается из трёх частей ещё до рождения ребёнка, но окончательно оформляется к 13 – 14 годам.

Кость верхней челюсти парная и растёт активно до 7 лет. С 7 до 12 лет в

основном увеличивается размер полости носа. Нижняя челюсть, срастаясь на третьем месяце, к двухлетнему возрасту приобретает окончательную форму, однако продолжает изменяться в зрелом, пожилом и старческом возрасте.

Соотношение лицевого и мозгового черепа у новорожденного равно 1:8, у двухлетнего ребёнка – 1:6, у пятилетнего – 1:4, у десятилетнего – 1:3, у взрослого мужчины – 1:2. В течение первого года жизни ребёнка череп растёт равномерно. От одного года до трёх лет наблюдается активный рост задней части черепа. К 2-3 – летнему возрасту увеличиваются лицевой отдел и кости основания черепа, достигая размеров костей взрослого человека. Период от рождения до 7 лет – наиболее активный период роста черепа. От 7 лет до полового созревания растёт в основном свод мозгового черепа, достигая размеров черепа взрослого человека. После 13 лет растёт лобная часть мозгового отдела и лицевой череп, приобретая зрелые формы и половые признаки.

Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Позвоночник – основной функциональный стержень туловища человека – состоит из позвонков, между которыми находятся прослойки хрящевой ткани – межпозвоночные диски. Межпозвоночные диски играют роль буферов при нагрузке. Выделяют пять отделов позвоночника: шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый – 4 – 5 позвонков. Длина позвоночника мужчины – 73-75 см, женщины – 69-71 см. С возрастом длина позвоночника вследствие атрофии межпозвоночных дисков уменьшается приблизительно на 6 – 9 см.

У ребёнка в раннем возрасте крестцовый отдел позвоночника состоит из

пяти отдельных позвонков. Окостенение хрящевых межпозвоночных дисков начинается в 13 – 15 лет и длиться до 25 лет.

Позвоночник новорожденного не имеет чётких изгибов. На третьем месяце после рождения, когда ребёнок начинает держать голову, становится заметным шейный изгиб – лордоз, выпуклой стороной направленный вперёд. В 5 -6 месяцев формируется грудной кифоз, выпуклой стороной обращённый назад. К 9 – 13 годам формируется поясничный лордоз и крестцовый кифоз. К 18 – 25 годам естественные изгибы позвоночника окончательно сформированы.

Грудная клетка образована 12 парами рёбер, соединённых с позвонками. Впереди рёбра соединяются с грудиной. Формирование и рост скелета грудной клетки связаны с функциональным состоянием организма. У новорожденных форма грудной клетки более округлая. С возрастом происходит опускание передней части рёбер и грудная клетка принимает форму трапеции. Истинные рёбра (с 1 по 7) самостоятельно соединяются с грудиной, ложные (8 – 9) хрящевыми концами срастаются между собой, образуя рёберную дугу. Два последних ребра лежат свободно в мышцах стенки живота.

Точки окостенения возникают на восьмом месяце внутриутробной жизни в теле ребра. В 10 – 11 лет точки окостенения возникают в головках рёбер. К 22 годам процесс окостенения завершается. Грудина – плоская кость, состоящая из рукоятки, тела и мечевидного отростка. К верхней части рукоятки грудины присоединяются ключицы и хрящевые части 1 ребра. Остальные рёбра соединены с телом грудины. У новорожденного грудина состоит из нескольких частей. В 17-18 лет начинается и к 35 годам заканчивается сращение частей грудины.

Грудная клетка защищает расположенные внутри неё органы – сердце,

лёгкие, крупные кровеносные сосуды. К костям грудной клетки прикрепляются дыхательные мышцы. Изменения в строении грудной клетки наблюдаются у детей с плохо развитой мышечной системой, больными лёгкими (впалая грудь). У детей, страдающих рахитом, часто происходит смещение грудины относительно рёбер (куриная грудь).

Скелет верхней конечности состоит из костей плечевого пояса (лопатка и

ключица) и свободной верхней конечности (плечо, предплечье, кисть).

Скелет пальцев образован фалангами. Их окостенение начинается ещё на ранних стадиях эмбриогенеза.

Скелет нижней конечности, соответствуя вертикальной статике, служит опорой телу и средством его передвижения. Нижняя конечность состоит из пояса (тазовые кости, соединённые сзади крестцовым отделом позвоночника) и свободной конечности (бедро, голень, стопа). Срастание костей начинается в шестилетнем возрасте и заканчивается у девочек в 12 – 15 лет, а у мальчиков в 13 – 16 лет. Подвздошная кость, соединяясь с боковой поверхностью крестца, образует практически неподвижное соединение. Соединение тазовых костей и крестца образуют прочную структуру – таз. Таз разграничивают на большой и малый. Граница проходит по линии лобковых костей и крестца. В строении таза отражены половые различия: женский таз шире и короче, угол соединения лобковых костей около 90-100°, а у мужчин 70-75°. Нижнее отверстие таза у женщин больше. Эти отличия связаны с детородной функцией и проявляются в 8 -10 летнем возрасте.

К моменту рождения человека эпифизы трубчатых костей конечностей, некоторые губчатые кости предплюсны и надколенник – хрящевые. Окостенение происходит в отдельных костях в различные сроки: бедренных костей – к 18 годам, костей голени – к 18-20, надколенника – к 16-17 годам. Окостенение костей стопы у девушек завершается к 16 -18 годам, а у юношей к – 18 – 20.

Возрастные изменения в строении скелета имеют значение для

характеристики физического развития ребёнка. По изменениям в строении кисти и стопы можно определить возраст ребёнка, начиная от одного года и до полового созревания.
2. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц

Мышечная ткань человека представлена тремя типами: сердечная мышца, гладкие мышцы и скелетные мышцы, которые прикрепляются к костям скелета, очерчивая наружные формы человеческого тела.

В организме человека около 600 мышц. Мышцы – очень активно

функционирующий орган с интенсивными обменными процессами, богато снабженный кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Каждая мышца имеет: сухожильную головку, которой крепится к кости, - это начало мышцы; тело (или брюшко), образованное мышечными волокнами; сухожильный конец (или хвост), с помощью которого мышца крепится к другой кости. Обычно хвост является подвижным местом прикрепления, а головка неподвижным.

По месту расположения различают мышцы головы, шеи, спины и груди, живота, верхних и нижних конечностей. Основные физиологические свойства мышц – возбудимость.

Проводимость и сократимость. Возбуждение и сокращение мышц происходит в ответ на импульс из центральной нервной системы. Нервные импульсы проходят в область контакта нервного окончания и мышцы, приводя в движение миофибриллы мышечных волокон, и мышца сокращается.

Сокращаясь, она выполняет работу, пропорциональную её силе. Сильная мышца содержит большее количество волокон. Сила мышцы зависит от особенностей прикрепления её к костям скелета. Соединение костей и мышц являются определёнными рычагами движения, в которых мышца может развить тем большую силу, чем дальше от точки опоры рычага и ближе к точке приложения силы тяжести она прикрепляется.

В разные возрастные периоды мышцы растут с неодинаковой скоростью.

Наиболее интенсивный рост их связан с началом самостоятельной

двигательной активности ребёнка. Так к двум годам масса мышц достигает 23 – 24% массы тела, к восьми – 28, к пятнадцати – 33, к восемнадцати – 44%. Увеличение массы мышц происходит в основном за счёт увеличения поперечного сечения мышечных волокон, растёт и количество миофибрилл.

У грудных детей развиваются, прежде всего, мышцы живота, позже –жевательные. К концу первого года жизни растут мышцы спины и конечностей. В период полового созревания вслед за трубчатыми костями увеличиваются в длину сухожилия, подростки выглядят голенастыми и длиннорукими. Рост мышечных волокон продолжается до 25 лет и зависит от двигательной активности.

Сила мышц имеет также и возрастные аспекты. Незначительная в раннем детстве, в 4 – 5 лет сила мышц нарастает в отдельных мышечных группах. Совершенствуется координация движений, детям доступны сложные двигательные акты. Особое значение приобретает в этом возрасте координация движений нижних конечностей: в три года ребёнок начинает подпрыгивать на месте, немного отрывая ноги от земли. В шестилетнем возрасте он совершает прыжки, до тринадцати лет оформляется дальность и высота прыжка.

У ребёнка 7 – 10 лет статические нагрузки вызывают быстрое утомление, а кратковременные динамические упражнения даются легко. В связи с этим следует постепенно вырабатывать у детей статические навыки. Особое значение приобретает сохранение осанки. Нарастание мышечной силы у девочек происходит к 10-12 годам, а у мальчиков – в 13-14 лет. Но в возрасте 15 лет девочки уступают мальчикам в силе мышц. Увеличение массы и нарастание силы мышц замедляются к 20 – 25 годам.

Выносливость – это способность ребёнка к длительному выполнению какого – либо рода деятельности. Слабая выносливость детей младшего возраста проявляется во всех видах деятельности. Только с 11-12 лет дети становятся более выносливыми. К 14 годам выносливость составляет - 50%, а к шестнадцати – 80% от уровня выносливости взрослых.

Чередование умственного и физического труда, подвижные игры до

занятий, физкультурные паузы во время уроков повышают работоспособность учащихся.
страница 1

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы - его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название "костный возраст".

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год - всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых - 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте - в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу "зелёной ветки". Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Однако под влиянием эмоционального возбуждения дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, не свойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказываются на общем состоянии организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, необходимо строго дозировать, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимых на основе возрастных функциональных возможностей ребенка.

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечнососудистой системы

Развитие дыхательной системы характеризуются увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, что происходит в результате развития дыхательной мускулатуры. Увеличивается глубина дыхания и, следовательно, насыщаемость крови кислородом. Нарастает жизненная емкость легких: с 400-500мл – в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7 лет.

В 6-7- лет показатели функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, частота дыхания, минутный объем дыхания) у мальчиков выше чем у девочек. При более редкой частоте дыхания большая величина минутного объема дыхания (как в состоянии покоя, так и при нагрузке) обеспечивается у мальчиков за счет глубины дыхания, т.е. более экономичного, чем у сверстниц.

Положительная динамика функции дыхания в большой мере связана с влиянием физических упражнений.

В первые годы жизни наблюдается особенно интенсивное развитие всей сердечно-сосудистой системы.

В период от 5 до 6 лет значительно ускоряется увеличение массы (до 80г) и объема сердца (до 90см 3).

С возрастом, при увеличении размеров сердца и выбрасываемого объема крови при каждом его сокращении, частота сердечных сокращений становится реже (до 80 ударов в минуту в старшем дошкольном возрасте).

Отличительной особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

Эта неравномерность проявляется сильнее при воздействии физических нагрузок, возбуждении ребенка.

Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большей эластичности сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

В дошкольном возрасте особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам, совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме деятельности детей 6 лет.

В первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку...

Младенцев; ¨ во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни; В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику: Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной. В...

Среди четко выраженных заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата грудных детей на практике встречается большое число нестойких, переходящих нарушений, которые вызывают беспокойство родителей. Это пяточная и пяточно-вальгусная установка стоп у новорожденного, кажущееся плоскостопие, асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах, варусное (О-образное) искривление ног, беспорядочное движение рук, ограничение отведения ножек согнутых в тазобедренных и коленных суставах и др.

Чтобы отличить патологическое состояние от нормального необходимо знать особенности развития ребенка, его двигательные возможности.

Так, нефиксированная пяточно-вальгусная установка стоп, как правило, бывает вследствие внутриутробного прижатия ее, и быстро проходит после рождения. Гимнастика и массаж , прибинтовывание к тылу стопы мягкого ватного валика ускоряет процесс восстановления нормальной функции стоп.

Отсутствие при нагрузке у грудного ребенка, свойственного взрослым продольного свода подошвенной поверхности стоп еще не свидетельствует о наличии плоскостопия, т.к. свод формируется на протяжении первых лет жизни, а до этого выражено слабо благодаря толстому жировому слою на подошвенной поверхности. При этом надо следить, нет ли условий, способствующих образованию плоскостопия (ожирение, лишний вес, слабость мышачно-связочного аппарата, в том числе рахитического происхождения, деформации коленных суставов и стоп). Во всех этих случаях предупредительными мерами будут гимнастика, массаж, ограничение нагрузки, ношение ортопедической обуви и др.

Что касается варусной (О-образной) деформации нижних конечностей, то она характерна для новорожденных и со временем проходит, но при малейшем усилении кривизны необходимо принимать профилактические меры (снижение нагрузки на нижние конечности, борьба с тучностью ребенка, проведение противорахитических мероприятий, массаж, гимнастика, ванны).
Ручками ребенок в норме беспорядочно двигает, но беспорядочные движения рук у правильно развивающегося ребенка должны стать целенаправленными уже к 2-3 месяцам.

Часто у новорожденных и грудных детей выявляется асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах. При этом следует обращать внимание не на складки на бедрах и их количества, а на ягодично-бедренные и подколенные складки, которые при вывихе и подвывихе бедра располагаются асимметрично на разном уровне. Опыт показал, что почти у 80% детей асимметрия кожных складок на бедрах не сопровождается дисплазией (недоразвитие) тазобедренных суставов и только и у 20% сопутствует дисплазия.

В норме отведение бедра при согнутых ножках у детей первых месяцев жизни достигается до 80-90`. Ограничение отведения в этом возрасте может зависеть от повышенного тонуса приводящих мышц, чем от анатомичеких изменений в тазобедренном суставе. Такое физиологическое повышение мышечного тонуса у детей первых месяцев жизни создает картину ограничения движения в различных суставах, в том числе и тазобедренного. Но если оно ограничено и невозможно больше чем до положения 70-75`, такой ребенок должен быть осмотрен и взят на лечение у ортопеда , как подозрительный по дисплазии. При этом надо проверить устойчивость (стабильность) тазобедренных суставов. Хруст и щелчок в области тазобедренного сустава или (обоих суставов) показатель нестабильности сустава или выскальзывания головки бедренной кости из суставной впадины (вывих или подвывих бедра). В этих случаях обязательно назначается лечение. Сводиться оно к широкому пеленанию: две пеленки складываются несколько раз и прокладываются между ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах и отведенными на 70-80` (подобное пеленание может быть рекомендовано всем детям, т.к. в этом положение тазобедренные суставы лучше развиваются и оно физиологично в первые дни жизни ребенка).

Задержка развития статокинетических функций ползанья, сидения, вставание на ноги нередко пугает родителей, но надо иметь в виду, что сроки освоения этих функций весьма индивидуально и если ребенок в год еще не начал ходить, то это еще не означает, что он болен. Однако в этих случаях, при отсутствии признаков какого-то заболевания, как и при рахите следует назначить общий массаж, гимнастику, ванны, проверить полноценность питания и режим ребенка.

Эти и многие другие беспокойства родителей наилучшим образом разрешаются при профилактических осмотрах у ортопеда и невропатолога в первые месяцы жизни.

Т.Я. Мацкеплишвили - ортопед высшей категории, Кандидат медицинских наук ГУ НЦЗД РАМН



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх