Причины, виды, лечение парезов голосовых складок. Нарушения голоса

Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем.Анализ причин возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов Ю.С. Василенко, О.Г. Павлихин, З.А. Изгарышева Московский НИИ уха, горла и носа (дир. — проф. А.И. Крюков) МЗ РФ Этиология возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов оперного театра обусловлена как спецификой театральной деятельности, так и условностями оперного жанра в частности. Проведено обследование 127 вокалистов (солистов и артистов хора) в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 3 до 40 лет. Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем. Большое значение имеет качество вокальной подготовки певца, его возраст и стаж работы, равномерность распределения голосовой нагрузки в течение месяца и сезона, объем дополнительной работы (концертная, педагогическая деятельность), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям певца, бытовые и социальные условия жизни. Структура заболеваний голосового аппарата зависит также от типа голоса певца, состояния его нервной системы. Рекомендации для певцов и руководства театров, выработанные на основе проведенных исследований, позволили снизить уровень заболеваемости гортани у наблюдаемых профессиональных оперных певцов на 15-20%.
Ключевые слова:
голосовой аппарат, профессиональные заболевания гортани Причины, вызывающие профессиональные заболевания голосового аппарата у певцов оперного театра, по сравнению с представителями других голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели, переводчики и т.п.) имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой сценической деятельности (повышенная нервно-эмоциональная нагрузка, психохарактерологические особенности личности, проблемы с организацией режима работы и отдыха) и условностями оперного жанра в частности .
Пение как разновидность процесса звукообразования является процессом высшей нервной деятельности человека. Для осуществления этого процесса требуется координированная деятельность многих органов и систем человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и т.д. Координирует эту сложную деятельность голосового аппарата центральная нервная система. Необходимо также помнить, что на процесс голосообразования влияет состояние сердечно-сосудистой и эндокринной систем . В последнее время отмечается повышение интереса публики к оперному жанру. Увеличилось количество оперных театров и постановок оперных спектаклей не только композиторов-классиков, но и современных авторов, когда от певца особенно требуется умение владеть разнообразными техническими приемами, иногда идущими вразрез с общепринятыми взглядами на вокальную технику . При этом сокращаются сроки выпуска опер, диктуемые финансовыми интересами дирекции театров, усложняются актерские задачи, предъявляемые режиссерами к исполнителям. Кроме того, происходит ускорение темпа и напряженности жизни, изменение социальной обстановки, увеличение количества стрессовых ситуаций. От фониатра, работающего в оперном театре, требуется четкое знание всех факторов, имеющих значение в развитии заболеваний голосового аппарата у артистов современного музыкального театра. Этим определяется характер профилактических мероприятий и выбор методов лечения и реабилитации вокалистов . Целью исследования являлось определение факторов, способствующих возникновению голосовых нарушений, и выработка рекомендаций, направленных на профилактику профессиональных заболеваний гортани. Для решения конкретных задач были проведены наблюдения за состоянием голосового аппарата, условиями жизни и работы вокалистов Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, музыкальных театров «Амадей» и «Геликон-опера». При выполнении исследования мы обращали внимание на такие обстоятельства, как соблюдение режима работы и отдыха (вокальная нагрузка в часах в день и в месяц), возможность адекватного восстановления работоспособности голосового аппарата после спектаклей и концертов (по данным ларингоскопии, стробоскопии, длительности максимальной фонации) , вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), наличие вокальных технических проблем (форсированное пение, расширение объема звука, злоупотребление твердой атакой, неправильное голосоведение при смене регистров), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям исполнителя, наличие сопутствующих хронических заболеваний. Особое внимание было уделено оценке объема вокальной нагрузки, равномерности ее распределения в течение сезона. Под наблюдением находилось 127 человек, из которых солистами являлись 93 человека, артистами хора 34 человека. Сроки наблюдения составили от 3 до 5 лет.
Распределение пациентов по возрасту и стажу работы представлено в табл. 1.
Таблица 1. Распределение обследуемых по возрасту и стажу
работы
ПолВозраст (годы)Стаж (годы)Всего
до 3031-4041-5051-60до 1010-20>20средний
Мужчины141216101614222352
Женщины242112181826312475

По данным обращаемости и профилактических осмотров у обследованных лиц выявлено наличие следующих сопутствующих заболеваний, прямо или косвенно влияющих на процесс голосообразования (табл. 2).
Таблица 2. Сопутствующие заболевания у вокалистов
Нозологическая формаЧисло наблюдений% к числу обратившихся
Вазомоторный ринит1612,5
Хронический фарингит2318,1
Хронический тонзиллит118,6
Хроническая пневмония21,5
Хронический бронхит107,8
Рецидивирующие ОРВИ75,5
Аллергический ринит107,8
Нейроциркуляторная дистония1310,2
Гипертоническая болезнь64,7
Дисфункция щитовидной железы 32,3
Гинекологические заболевания1210,1
Заболевания желудочно-кишечного тракта 1411,0
Всего127100

При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимости от стажа работы вокалиста, его занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах. Минимальная нагрузка составила 1-2 ч в день. Это были только уроки с концертмейстером и повторение уже готовых партий (у стажеров и певцов со стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2-4 спектаклях в месяц). Нагрузку 3-6 ч в день имели артисты хора. Это — репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12-15 спектаклях в месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до 50 лет со стажем работы 10-20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7-8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10-12 спектаклей в месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.
Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение 3 лет. Образование высшее вокальное — консерватория. До поступления в консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии — Ленский, Альфред («Травиата»), Вертер, Надир. При поступлении в театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в «Кармен») и Радамеса (с концертмейстером). Занят в 7-9 спектаклях в месяц и 4-5 концертах в филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобами на першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение 10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.
При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно:
например, 3-4 спектакля «Аида» подряд, затем перерыв в 1-2 дня, затем 4 спектакля «Кармен» и т.д.
Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически, ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на «рiаnо и т.п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11-13 с у женщин и 16-19 с у мужчин.

Появление звуков, которые мы слышим и произносим при разговоре, стало возможным благодаря работе расположенных в организме человека голосовых связок. Когда мы болеем или чрезмерно их перегружаем, голос может осипнуть, охрипнуть или вовсе пропасть. Пока не будет устранена причина этого расстройства, способность громко и четко разговаривать не восстановится. Почему это происходит и как с этим бороться?

Голосовой аппарат

Мы способны произносить вслух звуки благодаря работе мышечно-соединительных структур, расположенных в гортани, которые называются голосовыми связками. Между собой они образуют небольшую щель.

Ее размеры могут меняться в зависимости от напряжения мышц.

В их полностью сомкнутом положении попадание воздуха в гортань исключено, поэтому звуков нет и, соответственно, голоса тоже.

Причины нарушений

Изменение физиологического размера щели между голосовыми связками происходит под влиянием внешних или внутренних факторов. Среди основных причин болезней выделяют:

  • Переохлаждение
  • Перенапряжение
  • Продолжительное вдыхание грязного воздуха
  • Хронические воспаления носовой и ротовой полости
  • Инфекционное поражение
  • Аллергия
  • Получение травмы
  • Развитие новообразований

Негативно на работе голосовых связок сказывается и злоупотребление курением. Перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на здоровье мышечно-соединительных структур, от чего их нормальное функционирование может быть нарушено. При наличии на связках микротрещин возрастает риск вторичного инфицирования.

Характерные заболевания

В последнее время нередко причиной проблем с голосом становятся опухоли или различные образования, появляющиеся на связках. Это могут быть:

  1. Гранулемы – доброкачественные опухоли.
  2. Рак – злокачественная опухоль.
  3. – доброкачественные разрастания, являющиеся следствием перегрузки связок.
  4. Полипы – не представляющие опасности новообразования, локализующиеся в центре мышечно-соединительных структур.
  5. Папилломы – образования бородавчатого типа, вызванные наличием в организме вируса папилломы человека.
  6. Кисты – скопление на поверхности связок слизи в тонкой оболочке.
  7. Рубцы – следы механического повреждения голосовых связок.

Развивается оно на фоне психологической травмы, сильного эмоционального переживания или перенапряжения связок. Если они раздражены инфекционным заболеванием, такое явление имеет название . Наиболее распространенными болезнями, оказывающими осложнения на мышечно-соединительных структуры связок, являются:

  • Грипп
  • Ринит
  • Пневмония

Нарушения в работе связок могут быть обусловлены наличием травм или ожогов. Под влиянием травматического фактора ткани могут отекать, чувствуется сильная боль в горле, глотательная функция нарушена, развивается сухой давящий кашель, может открыться кровотечение. Иногда на мышцах в результате получения травмы фиксируется наличие гематомы. Отразиться на голосе также может ожог, не только тепловой, но и химический.

Часто поражение связок вызывается воздействием аллергена, который поступает в организм по пищеварительному тракту и при приеме лекарств. В зависимости от концентрации поступившего агрессивного для иммунитета фактора кроме проблем с голосом могут возникнуть трудности при дыхании.

Возможные формы воспаления

В зависимости от причин, вызвавших расстройство функционирования голосовых связок, выделяют несколько форм их воспаления. Для каждой из них характерны свои симптомы проявления:

  1. Гипетрофическая. Обычно является следствием развития хронического заболевания. На связках могут образовываться узелки, голос становится хриплым.
  2. Атрофическая. Вызвана атрофией слизистой оболочки гортани. Сопровождается сухим кашлем, иногда покашливание происходит с отделением кровянистой мокроты.
  3. Катаральная. Развивается на фоне заражения организма гриппом. Из симптомов отмечается зуд и боль в горле, кашель.
  4. Дифтерийная. Характеризуется наличием белого налета на связках. Вызвана развитием воспалительных процессов.
  5. Туберкулезная. Носит инфекционный характер. Проявляется развитием туберкулезных язвочек на связках.

При возникновении любой их этих форм расстройства отмечается потеря звучности в голосе, появление в нем шипения или хрипения. Во время разговора ощущается напряжение, которое человеку приходится прикладывать для общения.

Диагностика болезней голосовых связок

Если проблемы с голосом не решились примерно за 2-3 дня самостоятельно, то скорее всего в основе их появления лежит некоторое заболевание или расстройство в работе организма.

Чтобы его установить и определить подходящий курс лечения следует обратиться к врачу. Записаться на прием следует к отоларингологу.

Именно он будет заниматься диагностикой ваших связок и постановкой диагноза. Для этого производятся:

  • Осмотр горла с помощью медицинского шпателя
  • Наружная пальпация шейных органов
  • Осмотр гортани с применением ларингоскопа
  • Рентгеновские исследования
  • Анализ биопсии (при наличии образований на связках)
  • Сбор и исследование общих анализов крови и мочи

Дополнительно осмотру подвергается нос и рот. При необходимости производят ларингостробоскопию. Это тест, по результатам которого оцениваются вибрации голосовых связок. После определения причины проблем с голосом назначается наиболее приемлемый курс лечения.

Методики лечения

Чтобы исходящий звук голоса был правильным, связки должны быть хорошо натянуты. При возникновении любых проблем с их мышцами в первую очередь следует снять с них любые напряжения. После уже следует показаться специалисту. Лечение может быть назначено по следующим направлениям:

  1. Медикаментозное
  2. Физиотерапевтическое
  3. Хирургическое
  4. С помощью народных средств

Выбор курса напрямую зависит от степени сложности случая и причин, вызвавших расстройство. Госпитализация больного может потребоваться только в случае оперативного вмешательства. Во всех остальных ситуациях лечение производится в домашних условиях.

Медикаментозная терапия

Выбор препаратов для лечения остается за врачом. Их назначение производится с учетом имеющихся у больного симптомов:

  • Для отхаркивания при сухом кашле или выхода мокроты назначают , Флуимицил, Бромгексидин.
  • Для обработки язвочек на связках применяется .
  • Для снятия воспаления путем проведения ингаляций: и Камфомент.
  • При хроническом ларингите: аэрозоль «Биопарокс».

При отсутствии улучшений могут быть назначены . Также их выписывают при обнаружении в мокроте кровяных выделений или гноя.

Если строго следовать установленным дозировкам и режиму применения назначаемых для лечения препаратов, то острый воспалительный процесс удается побороть в течение 7 дней. При развитии хронического заболевания будет достигнуто временное улучшения самочувствия.

Физиопроцедуры

Как самостоятельный вид лечения используются довольно редко. Чаще всего посещение физиотерапевтических процедур назначается в качестве дополнительной терапии. При заболеваниях голосовых связок направляют на:

  • Микроволновую терапию
  • фронтальной части шеи

Продолжительность каждой процедуры и общий курс повторений назначает лечащий врач. При назначении ингаляций больной может выполнять их дома с помощью аппарата небулайзера или емкости (чаще кастрюли).

Оперативное вмешательство

Операция на голосовых связках выполняется в случае развития осложнений, при злокачественных опухолях или при установленной неэффективности медикаментозной терапии. Для правильного восстановления связок после хирургического вмешательства больному необходимо следовать правилам реабилитации:

  1. Молчать первый день после операции
  2. Ограничивать на протяжении недели после операции голосовой режим
  3. 1-2 часа после выхода из наркоза не есть и не пить
  4. Воздерживаться от кашля
  5. Избегать резких запахов, в том числе и табака
  6. В течение недели исключить физические нагрузки
  7. Не посещать сауны, бани, бассейны в течение 7 дней
  8. Не употреблять острую пищу

Если восстановительный период после операции прошел успешно, то довольно быстро пациенту удается вернуться к привычной жизни. Иногда в постоперационный период могут назначаться лекарства или физиопроцедуры для ускорения процесса заживления.

Лечение патологий

Является той патологией, вылечиться полностью от которой невозможно. Но если и вовсе не предпринимать никаких мер, то возрастает риск развития осложнений. Избежать этого позволят инъекции ботулинического токсина, которые выполняются непосредственно в мышцы связок. Их воздействие вызывает паралич мышц, которые приводили к непроизвольным сокращениям связок.

Укол выполняется через ткани шеи в амбулаторных условиях. После него пациента отпускают домой. Непродолжительное время после инъекции речь может быть с придыханием.

Народные методы

При легкой форме расстройства голосовых связок для их восстановления может быть достаточно процедур, выполненных в домашних условиях. Нетрадиционная медицина предлагает:

  • Коктейль из сливочного масла и куриных желтков
  • Полоскание горла отваром шелухи лука
  • Ингаляции над картофелем «в мундире»
  • Молочно-медовый коктейль

Быстро снять боль и першение в горле при отсутствии под рукой лекарств поможет рассасывание небольшого кусочка сладкой шоколадки. При всей своей простоте и эффективности народные рецепты перед применением требуют получения одобрения от лечащего врача.

Прогноз

При строгом соблюдении всех врачебных рекомендаций прогноз восстановления функциональности голосовых связок весьма благоприятный. Для сохранения их здоровья следует принимать меры профилактики развития воспалений, избегать травм и негативного воздействия окружающих факторов на горло.

Этиология возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов оперного театра обусловлена как спецификой театральной деятельности, так и условностями оперного жанра в частности. Проведено обследование 127 вокалистов (солистов и артистов хора) в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 3 до 40 лет. Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем. Большое значение имеет качество вокальной подготовки певца, его возраст и стаж работы, равномерность распределения голосовой нагрузки в течение месяца и сезона, объем дополнительной работы (концертная, педагогическая деятельность), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям певца, бытовые и социальные условия жизни. Структура заболеваний голосового аппарата зависит также от типа голоса певца, состояния его нервной системы. Рекомендации для певцов и руководства театров, выработанные на основе проведенных исследований, позволили снизить уровень заболеваемости гортани у наблюдаемых профессиональных оперных певцов на 15-20%.

Таблица 1. Распределение обследуемых по возрасту и стажу работы
Пол Возраст (годы) Стаж (годы) Всего
до 30 31-40 41-50 51-60 до 10 10-20 >20 средний
Мужчины 14 12 16 10 16 14 22 23 52
Женщины 24 21 12 18 18 26 31 24 75

По данным обращаемости и профилактических осмотров у обследованных лиц выявлено наличие следующих сопутствующих заболеваний, прямо или косвенно влияющих на процесс голосообразования (табл. 2).

Таблица 2. Сопутствующие заболевания у вокалистов
Нозологическая форма Число наблюдений % к числу обратившихся
Вазомоторный ринит 16 12,5
Хронический фарингит 23 18,1
Хронический тонзиллит 11 8,6
Хроническая пневмония 2 1,5
Хронический бронхит 10 7,8
Рецидивирующие ОРВИ 7 5,5
Аллергический ринит 10 7,8
Нейроциркуляторная дистония 13 10,2
Гипертоническая болезнь 6 4,7
Дисфункция щитовидной железы 3 2,3
Гинекологические заболевания 12 10,1
Заболевания желудочно-кишечного тракта 14 11,0
Всего 127 100

При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимости от стажа работы вокалиста, его занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах.

Минимальная нагрузка составила 1-2 ч в день. Это были только уроки с концертмейстером и повторение уже готовых партий (у стажеров и певцов со стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2-4 спектаклях в месяц). Нагрузку 3-6 ч в день имели артисты хора. Это - репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12-15 спектаклях в месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до 50 лет со стажем работы 10-20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7-8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10-12 спектаклей в месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.

Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение 3 лет. Образование высшее вокальное - консерватория. До поступления в консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии - Ленский, Альфред ("Травиата"), Вертер, Надир. При поступлении в театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в "Кармен") и Радамеса (с концертмейстером). Занят в 7-9 спектаклях в месяц и 4-5 концертах в филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобами на першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение 10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.

При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно: например, 3-4 спектакля "Аида" подряд, затем перерыв в 1-2 дня, затем 4 спектакля "Кармен" и т.д.

Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически, ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на "рiаnо и т.п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11-13 с у женщин и 16-19 с у мужчин.

Человеческая речь – важная часть жизни. Благодаря голосу возможно выражение мыслей и общение, проявление чувств. Несмотря на то что речь с успехом заменяется языком жестов, только лишившись голоса, можно понять его ценность.

Связки и мышцы входят в состав истинных складок гортани – именно они и называются голосовыми. Но термин «голосовые связки» продолжает с успехом использоваться врачами и логопедами.

От плотности смыкания и степени натяжения голосовых связок зависит сила и высота человеческого голоса.

Заболевания голосового аппарата

К парезам относят частичное нарушение произвольных движений складок, из-за чего связки не полностью открываются при дыхании и недостаточно смыкаются при фонации (речи). По локализации парезы бывают одно- или двусторонними.

Полное отсутствие движений носит название паралич голосовых связок.

Клинические проявления

  • осиплость голоса;
  • охриплость;
  • отсутствие голоса (афония);
  • дребезжание;
  • невозможность произнести отдельные звуки;
  • нарушение артикуляции, движений языка (при инсультах, опухолях мозга);
  • озвученный вдох;
  • одышка, вплоть до удушья.

Диагностика

Из лабораторных методов диагностики используются общий клинический и биохимический анализы крови, бакпосевы из глотки.

Среди инструментальных применяют ларингоскопию, рентгенографию, магнитно-резонансную и компьютерную томографию, ультразвуковое исследование, электромиографию, стробоскопию, исследование голосовой функции.

Какой врач диагностирует и лечит это заболевание?

Паралитические заболевания гортани находятся на стыке неврологии и отоларингологии. Поэтому лечащим врачом может быть как ЛОР-врач (при ларингитах), так и невролог (при инсультах, нейропатиях).

Есть специальность, которая изучает и лечит непосредственно голосовые связки – фониатрия, а лечащий врач называется фониатр.

Причины и виды парезов голосовых складок

При парезах (параличах) любого происхождения в первую очередь нарушается работа мышц. Если патологический процесс затрагивает сами мышечные волокна, то такое заболевание называется миопатическим параличом.

При нарушении передачи нервного импульса развиваются нейропатические параличи и парезы.

Миопатические параличи

При травмах внутренних мышц гортани с кровоизлияниями, при прорастании опухолей возникает нарушение голоса. Это же происходит и в случае, когда мышечные волокна неспособны нормально сокращаться в ответ на нервный импульс – например, при отравлении организма свинцом, тяжелыми металлами, токсинами.

Нейропатические параличи и парезы

Работа нервов-проводников и головного мозга может нарушаться по многим причинам. В зависимости вида нарушения, места повреждения, возможностей восстановления различают функциональные и органические нейропатические поражения.

Функциональные парезы

Функциональные парезы встречаются при неврозах, неврозоподобных состояниях, истерии. Это в первую очередь несоответствие процессов торможения сильному возбуждению в коре головного мозга. Психоэмоциональный стресс вызывает образование очага в коре мозга, который блокирует выработку правильных импульсов.

Органические парезы и параличи

Органические парезы имеют худший прогноз, поскольку это всегда следствие какого-то повреждения, и часто они необратимы. Органические нейропатические парезы делятся на центральные и периферические.

При центральных параличах очаг поражения находится в мозге, где и блокируется выработка импульса. Это происходит при инсультах, опухолях головного мозга, кровоизлияниях вследствие черепно-мозговой травмы, повреждении шеи и позвоночника, нейрохирургических операциях.

Это наиболее обширная и распространенная группа причинных факторов.

Травматическое повреждение возвратного нерва

Чаще всего возвратный нерв страдает при операциях на щитовидной железе. Он может быть пересечен полностью или же травмирован инструментарием, шовным материалом, образовавшейся гематомой.

Травмировать его могут и дезинфицирующие растворы. Отмечались даже случаи токсического действия средств для наркоза.

Частота послеоперационных парезов и параличей гортани достигает 3%, если вмешательство производилось впервые. При повторной операции риск значительно возрастает, и частота осложнений достигает 9%.

Возвратный нерв может сдавливаться опухолями шеи и грудной клетки, увеличенным сердцем при его пороках, выпячиваниями пищевода или трахеи.

Воспалительные процессы в самой гортани (ларингиты), особенно с образованием объемных уплотнений, также травмируют возвратный нерв.

Неврит возвратного нерва

  1. Воспалительный. Вызывается обычно вирусами;
  2. Токсический. Развивается при отравлениях фосфорорганическими соединениями, снотворными средствами, алкалоидами;
  3. Возникающий из-за нарушения обмена веществ, или дисметаболический. Снижение уровня калия и кальция, сахарный диабет, повышение функции щитовидной железы нарушают иннервацию складок гортани.

Лечение

Психотерапевтические методы

Они используются при функциональных парезах, когда необходимо устранить причину нарушения голоса. Лечащим врачом в этом случае будет психотерапевт или психиатр. Психотерапевтические методы в сочетании с медикаментозными дают хорошие результаты в лечении функциональных нарушений.

Фонопедические упражнения

Фонопедия – это совместная работа фониатра и логопеда. Она является отличным методом восстановления голосовой функции. Применяется совместно с другими видами лечения и в тех случаях, когда они неэффективны, при всех видах парезов или параличей.

Фонопедические упражнения помогают даже в том случае, когда работу связок восстановить невозможно. Обучение человека специальной методике разговора при помощи пищевода позволит ему вернуться к полноценной жизни.

Медикаментозная терапия

Она включает в себя антибактериальное и противовирусное лечение при ларингитах, детоксикационную терапию – при поражении токсинами.

Нейропатические формы парезов требуют нейропротекторной и витаминной терапии, дисметаболические – нормализации обмена веществ. Это могут быть препараты калия и кальция, гормональные вещества, витамины группы B, сосудистые и метаболитные препараты.

Кроме того, обязательно лечение основного заболевания — например, нормализация уровня глюкозы при сахарном диабете.

При невритах используются вещества, улучшающие нервную проводимость, а также противовоспалительное лечение.

Лечащими врачами в этом случае выступают отоларингологи, неврологи, эндокринологи, онкологи и другие специалисты.

Хирургические методы

Когда не помогают медикаментозные и фонопедические методы, на помощь приходят хирурги.

Существуют разные техники восстановительных операций, занимаются этим фониатры, специализирующиеся в реконструктивной хирургии.

Хирургическое вмешательство применяется при прорастании опухолей в гортань, при обширных кровоизлияниях, не поддающихся обычным лекарствам, для изменения положения связок.

Существует и более щадящий метод – закрепление голосовых связок в нужном положении при помощи имплантата. Последнее десятилетие велись активные разработки наиболее подходящего и безопасного материала для имплантации. Сейчас используется биосовместимый гель, который вводится в складки гортани и надежно фиксирует голосовые связки.

Лечение при помощи имплантатов применяется при различных вариантах парезов и параличей и практически не дает осложнений.

– различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

МКБ-10

R49

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией , дизартрией, алалией , заиканием , афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом - фониатрией), неврологией , психиатрией , логопедией (и ее узкоспециализированным направлением - фонопедией).

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)
  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом .

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты , ожоги и травмы гортани , периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки », опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани , состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ , дифтерией , гриппом , сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда - невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение , саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом , фониатром , неврологом ; исследование основных характеристик голоса – логопедом . Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия ; с целью оценки функции голосовых складок - стробоскопия . В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани . Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография . С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Код МКБ-10



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх