Причины и признаки и профилактика детских болезней. Самые распространенные детские болезни и меры профилактики. Особенности течения детских болезней

Инфекционные заболевания довольно многообразны, могут быть острыми и хроническими, безобидными и опасными, а есть такие, которыми болеют исключительно в детском возрасте. Возбудители болезней – вирусы или бактерии, попадая в благоприятную среду, начинают свою «подрывную деятельность». И здесь важно своевременно выявить заболевание и начать лечение. Переболев в детстве некоторыми инфекциями, иммунитет к ним остается на всю жизнь.

Какие именно инфекционные заболевания являются детскими.

Корь

Корь очень заразное заболевание, вирус которого, передвигаясь с потоком воздуха, быстро распространяется. Инкубационный период может длиться от недели до 20 дней. вначале похожи на простудные. Температура, сухой кашель, насморк, сильная головная боль, покраснение глаз. Примерно на 4 день заболевания ребенок покрывается сыпью, которая, начинаясь за ушками, моментально распространяется по всему телу.

Маленькие серые точечки есть даже в полости рта. Температура будет держаться до прекращения появления сыпи. С понижением температуры сыпь теряет цвет, ребенку становится лучше. Это заболевание дает «брешь» в иммунитете ребенка, увеличивая опасность других инфекций, таких как пневмония, бронхит, стоматит, отит.

Краснуха

Очень похожа на корь. Инкубационный период от двух до трех недель. Такие же красные высыпания, температура до 38 градусов, кашель, заложенный нос. Но при краснухе воспаляются и увеличиваются лимфатические узлы в области шеи и затылка. Ребенок переносит краснуху легче кори. По прошествие трех дней сыпь исчезает бесследно. Осложнений после краснухи нет.

Вирусный паротит (свинка)

Инфекция проникает через дыхательные пути. Инкубационный период от недели до 20 дней. Признаки – температура 38-39 градусов и головная боль. Места «атаки» паротита – центральная нервная система, слюнные железы, поджелудочная, а у мальчиков страдают и яички (в тяжелых случаях может привести в дальнейшем к бесплодию).

Ребенку с трудом даются жевательные рефлексы. Серьезным осложнением свинки может стать менингит. Важно не отказываться от вакцинации против вирусного паротита.

Скарлатина

Скарлатина – стрептококковая инфекция. Заразна с первого дня заболевания. Инкубационный период короткий, до одной недели. Рвота, боль в горле, температура – возникают внезапно. Появляется сыпь, с местами локализации на щеках, животе и в паховой области, подмышках. Возможны осложнения – отит, лимфаденит, нефрит.

Дифтерия

Причина заболевания – инфицирование дифтерийной палочкой, которая проникает через миндалины. От заражения до появления симптомов болезни проходит до 10 дней. От ангины отличается видом миндалин: при дифтерии они покрываются серой пленкой.

Начальная стадия заболевания характеризуется 40 градусной температурой. Ребенка мучают боли горла, головы, живота. Заболевание очень опасно, с угрозой жизни ребенка! Комбинированная прививка АКДС поставила это заболевание в разряд редких болезней.

Полиомиелит

Вирусная инфекция, предающаяся через грязь и воздух. Инкубационный период может длиться целый месяц, но в основном 10-12 дней. Симптомы схожи с любым другим инфекционным заболеванием, но главный признак – боли в конечностях. Может наступить паралич ног или рук, и даже туловища. Для предупреждения этого тяжелого заболевания детям делается прививка.

Ветряная оспа

Первое проявление болезни – сыпь, похожая на маленькие пузырьки. Заразится легко, как и проводить лечение. Практически нет человека, который ей не болел. Инкубационный период – две-три недели. Течение заболевания – легкое, без осложнений.

К инфекционным заболеваниям относят и острые кишечные инфекции, такие как дизентерия, сальмонеллез, вызванные патогенной микрофлорой. Общая картина заболевания выглядит так: высокая температура, боли в кишечнике, пенистый стул.

Кишечные инфекции

Вирусные кишечные инфекции — заболевания раннего возраста. К ним относятся ротавирусная, с признаками воспаления дыхательных путей и энтеровирусная (менингит, миокардит) инфекции. Лечение кишечных инфекций в первую очередь предусматривает восстановление микрофлоры.

Респираторные заболевания

Острые респираторные вирусные инфекции ( , ) поражают дыхательную систему ребенка, способствуя интоксикации организма с возможным присоединением осложнений бактериальной этиологии. Дети болеют ОРВИ часто, стойкого иммунитета к таким заболеваниям не существует. Но с возрастом респираторные заболевания становятся реже. На фоне ОРВИ тяжелее протекает любое хроническое заболевания имеющееся у ребенка.

Инфекционные заболевания у детей могут возникать на фоне ослабленного иммунитета. Поэтому рекомендуется поддерживать организм ребенка полезными витаминами и правильным питанием. В случае обнаружения одних из симптомов какого-либо заболевания необходимо начинать лечение.

Скарлатина - острое бактериальное заболевание, которому характерно появление только среди людей. Течение заболевания крайне тяжелое, инфекционная патология требует своевременного лечения. Возбудитель скарлатины - β-гемолитический стрептококк группы А, Streptococcus pyogenes....

Скарлатина - острое инфекционное заболевание, проявляющееся мелкоклеточной сыпью. Инфекция передается воздушно-капельным путем, у детей такая патология также передается контактно-бытовым способом посредством заражения предметов обихода. Признаки скарлатины у детей...

На самом деле прививки от скарлатины не существует. После перенесения заболевания у пострадавшего вырабатывается иммунитет к недугу, однако, есть вероятность рецидива. Прививка от скарлатины проводится еще в роддоме, она не именно от этой патологии, но вакцина, которую...

Скарлатина - заразное заболевание, быстро передающееся контактно-бытовым и воздушно-капельным путем. Инфекционная патология быстро поражает большое количество людей, у которых появляются признаки интоксикации, и другие симптомы свойственные этому недугу. Ранее...

Ветрянка - дерматологическое заболевание, проявляющееся в виде мелкой сыпи на коже. Каждый ребенок раз в жизни болеет этим недугом. Ветряная оспа проходит без осложнений, если прыщики не расчесывать. Передается болезнь воздушно-капельным путем. Кроме прыщиков, возможно...

Ветряную оспу безопасно переносят только дети, болеть во взрослом возрасте таким заболеванием нежелательно, оно может привести к летальному исходу. Прыщики на теле появляются у всех, но если их множество, стоит побеспокоиться о своем здоровье и сдать все необходимые...

Распространенная детская инфекция приносит немало неприятностей малышам, чтобы облегчить страдания крох используют разные средства для наружного применения. Обрел свою популярность Поксклин при ветрянке. Последнее время его часто назначают, гель является современным...

Детские болезни относят к отдельной группе заболеваний, которые впервые возникают в возрасте от 0 до 14 лет. Только в редких случаях (без прививок) ребенку удается их избежать. Но и этот возрастной порог не дает гарантии того, что во взрослой жизни эти инфекции не настигнут человека.

На какие группы делятся и по каким причинам возникают

Детские болезни делятся на две категории:

1. Заболевания, которые преобладают только в детском возрасте:

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: болезнь возникает при атаке вируса, содержащий РНК, который не устойчив к внешней среде. При попадании внутрь, инфекция поражает верхнюю дыхательную систему. Далее проникает в кровь и поражает лимфатические узлы.

Возраст: заражение краснухой возможно уже с 6-ти месячного возраста. Пик заболеваемости приходится на период от 3 до 8 лет.

Инкубационный период: болезнь длится от 10 до 25 дней (чаще 14-18 дней). Первым делом появляется сыпь на лице, затем она плавно охватывает все тело. Далее увеличиваются лимфоузлы и поднимается температура до 38°С. Сыпь пропадает на 3-4 день болезни.

Осложнения: последствия краснухи проявляются очень редко, обычно они перерастают в полиартрит или энцефалит.

Лечение: специальное лечение против краснухи не требуется. Достаточно ребенку регулярно давать жаропонижающие препараты (при высокой температуре). В случае осложнений ребенка госпитализируют. После болезни появляется стойкий иммунитет и повторное заражение практически невозможно. Подробнее о лечении краснухи .

Распространение:

Симптомы: воспаление слизистой носоглотки (першение, боли в горле, насморк), температура 39-40°С, на 2-3 день появляются геморрагические высыпания/пятна. Далее под кожей начинают проявляться кровоизлияния на 2-7 мм, появляется кровь из носа, одышка, тахикардия. Последние симптомы – это рвота, потеря сознания, снижение пульса. При активной стадии заболевания, у ребенка есть 10-19 часов. Если вовремя не оказать помощь – возможен летальный исход.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: попадает через слизистую рта. Далее она переходит в лимфоузлы и проникает в кровеносную систему. Вирус охватывает весь организм. Активно проникает в мозг, вызывая его воспаление и менингоэнцефалит.

Возраст: до 87% случаях вирус поражает детей до 5-6 лет.

Инкубационный период: от 2 до 10 дней (чаще 3-4 дня). Если не оказать ребенку помощь в первые 2-3 дня, то вероятная смертность ребенка увеличивается до 85%.

Осложнения: гнойный менингит (воспаление головного мозга), смерть.

Лечение: проводится исключительно в стационаре.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: температура (38-41°С), насморк, кашель, в 1 день появляются язвочки во рту, схожие со стоматитом. Далее язвочки появляются на лице возле рта и щек. Ребенка беспокоят боли в животе. Может появиться понос. Аппетит отсутствует. Язвочки и сыпь постепенно переходят на все тело.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: первым делом, корь проникает в слизистую рта, носа. Затем переходит в конъюнктиву обоих глаз. Далее вирус попадает в кровь, вызывая сыпь по всему телу.

Возраст: с 3 месяцев до 18 лет. Пик заболеваемости приходится на возраст от 2 до 6 лет.

Инкубационный период: от 7 до 18 дней. В первые 3 дня появляется температура, простудные симптомы, конъюнктивит. Далее происходит высыпание во рту и уже через 14 часов может охватывать все лицо и постепенно переходить на тело. Через 8 дней сыпь проходит и температура нормализуется.

Осложнения : бронхит, ларингит, круп, пневмония, энцефалит

Лечение: в домашних условиях принимают жаропонижающие препараты (парацетамол, ибупрофен). При осложнениях необходимо стационарное лечение.

В возрасте 12-14 месяцев детям делают прививку от кори

Свинка (эпидемический паротит)

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: увеличиваются околоушные слюнные железы, увеличиваются лимфоузлы, горло красное, боль при жевании, температура 38-40°С. При острой форме бывает головная боль, рвота и боли в животе.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: после попадание на слизистую рта и носоглотки, вирус проникает в кровь. Болезнь поражает околоушные слюнные железы, поджелудочную железу и яички.

Возраст: от 1 до 15 лет. Пик заболеваемости с 3 до 7 лет.

Инкубационный период: от 12 до 25 дней.

Осложнения: менингит, энцефалит, панкреатит, орхит

Лечение: домашнее –постельный режим, прием жаропонижающих препаратов (парацетамол, ибупрофен), орошение рта (тантум верде), обезболивающие. Во время осложнений ребенка необходимо перевести в стационар.

Иммунитет после болезни устойчивый, повторное инфицирование практически исключено. В 1-2 года делают прививку.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: сильная боль в горле, температура 38-40°С, увеличенные миндалины, возможна рвота и мелкая сыпь по телу. Носогубный треугольник бледнеет.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: в первые дни болезнь поражает верхние дыхательные пути, далее проникает в кровь, вызывая сыпь и общее недомогание. Сыпь начинает пропадать на 5-7 день.

Возраст: от 1 года до 10 лет.

Инкубационный период: от 5 до 7 дней. Начинается заболевание сразу в острой форме, похожей на ангину.

Осложнения: воспаление суставов, миокардит, лимфаденит, отит, синусит, пневмония.

Лечение: в домашнем режиме, прописывают антибиотики (цефтриаксон), антибактериальные и обезболивающие спреи в горло (ингалипт, тантум верде, оралсепт), жаропонижающие (нурофен, панадол). Если ребенок грудной или возникли осложнения, то его направляют в стационар.

После перенесенного заболевания возникает стойкий иммунитет.

Ветряная оспа

Распространение: воздушно-капельное, при прямом контакте с больным.

Симптомы: температура 37,5-38°С, появление розовых пятен по всему телу, через 4-7 часов сыпь превращается в мелкие пузырьки, а через сутки-двое покрывается корочкой. Возможен зуд. Больше информации о симптомах и признаках ветряной оспы найдете .

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: вирус герпеса (ветрянка) поражает верхние дыхательные пути, проникает в лимфатические пути и затем проникает в кровь. Далее выходит в виде сыпи на коже и на слизистых оболочках. Через 7-15 дней корочки отпадают. Температура может подниматься волнами.

Возраст: от 1 года до 13 лет. Пик заболеваемости возникает с 3 до 6 лет.

Инкубационный период: от 11 до 27 дней (чаще 13-21 день).

Осложнения: пневмония, энцефалит, менингит, круп, стоматит.

Лечение: полоскание рта антибактериальным раствором, прием жаропонижающих препаратов, смазывание сыпи зеленкой (точечное), использование противовирусных мазей. Больше информации о лечении ветрянки .

Распространение: воздушно-капельное, фекально-оральное.

Симптомы: высокая температура, простудные симптомы, проблемы со стулом, вялость, слабость, телесная раздражительность, мышечная слабость, ребенку больно садиться на горшок, появляется потливость, сбивчивое дыхание, судороги.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: инфекция сразу поражает нервную систему, проникая в спинной мозг. Первые 1-3 дня появляется высокая температура 38-40°С, появляются боли в суставах. Далее, спустя 2-4 дня, у ребенка возникают проблемы с мимикой, нарушение речи. При сильном обострении заболевания возможна потеря сознания. Через 2 недели все симптомы постепенно утихают.

Возраст: от 1 года до 6 лет

Инкубационный период: от 7 до 23 дней.

Осложнения: менингит, искривление костей и суставов, инвалидность.

Лечение: лекарства от болезни нет, но эффективно помогает укрепить иммунитет – вакцинация. После перенесенного заболевания активно применяется лечебно-восстановительная гимнастика. Как только возникли первые симптомы болезни – ребенка необходимо госпитализировать.

После болезни иммунитет становится устойчивый. Повторное инфицирование исключено. Также активно работает вакцина, она в 99% исключает заражение.

В данном видео представлена программа «Жить здорово» с Еленой Малышевой. Тема передачи «Полиомиелит». В ней рассказывается о симптомах болезни, ее лечения и о последствиях.

Коклюш

Распространение: воздушно-капельное и при близком контакте с больным.

Симптомы: первые 1-2 недели ребенка беспокоит простой кашель и легкая температура, далее кашель становится приступообразным. Ребенок может во время кашля синеть и могут лопаться капилляры глаз.



Развитие болезни: бактерия проникает в верхние дыхательные пути и присутствует там 1-2 месяца. Она почти сразу провоцирует рецепторы кашлевой зоны, в связи с чем возникает непрекращающийся кашель, вплоть до рвотного рефлекса. Даже после исцеления, приступообразный кашель может сохраняться 2-3 месяца.

Возраст: от 6 мес. до 14 лет

Инкубационный период: от 3 до 15 дней. Заразность сохраняется первые 20-30 дней, после инфицирования.

Осложнения: пневмония.

Лечение: в домашних условиях, используют противокашлевые препараты (оралсепт), реже назначают антибиотики (амоксициллин).

Дифтерия

Распространение: воздушно-капельное, контактно-бытовое.

Симптомы: высокая температура от 38°С, боли в горле, отек носоглотки, покраснение миндалин. На второй день в горле появляется налет, начинают образовываться пленки на миндалинах. Возникает отек подкожной клетчатки шеи.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: возбудитель инфекции – бактерия дифтерии, она проникает в верхние дыхательные пути и поражает горло и лимфоузлы. Отличительная особенность – образование дифтерийной пленки во рту. Через 6-10 дней болезнь идет на спад. В острой форме, у ребенка в первый день возникает множество пленок во рту, горло сильно отекает. Если не оказать первую помощь, то через 2-3 дня возможен летальный исход.

Возраст: от 1 года до 13 лет

Инкубационный период: от 2 до 11 дней (чаще 3-5 дней).

Лечение: самостоятельное лечение недопустимо, исключительно госпитализация.

Кишечные инфекции

В детском возрасте нередко возникают кишечные инфекции, которые можно отнести к возникновению исключительно в период от года до 16 лет.
  • Дизентерия. Характеризуется острым поносом и общей интоксикацией. Возраст повышенной заболеваемости 2-8 лет. Болезнь очень заразна. Передается при контактно-бытовой форме. Инкубационный период длится 2-7 дней. Симптомы классические: понос, боли в животе, урчания, кал со слизью, редко бывает кал с кровью. Может быть рвота. Лечение проводятся противомикробными препаратами (энтерофурил) и антибиотиками (см. о ). Важно также и пить «Cмекту».
  • Ротавирусная инфекция . Возникает при несоблюдении правил гигиены. К ротавирусным инфекциям относятся целые группы возбудителей. Важно всегда тщательно мыть руки ребенку, а также овощи, фрукты и куриные яйца. Симптомами болезни являются боли в животе, тошнота, рвота, понос, высокая температура от 38°С, воспаляется носоглотка, может быть заложенность носа. Болезнь длятся 5-10 дней. Лечат ротавирус в домашних условиях или стационаре. Популярные лекарства: «Энтерофурил», «Цефтриаксон», «Смекта». Также нужно придерживаться .
Важной составляющей против заражения кишечными инфекциями является соблюдение гигиены.


Респираторные заболевания

К респираторным заболеваниям относится целая группа инфекций, поражающая дыхательные пути и имеющая воздушно-капельное распространение.
  • . Заболевания имеют следующие симптомы: боли в горле, кашель, температура от 37 до 40°С, слабость. В зависимости от вида инфекции, состояние ребенка может отличаться. Подробнее о симптомах и признаках ОРВИ читайте . Некоторые заболевания проходят в легкой форме, а некоторые имеют осложнения в виде ангины, фарингита. проводят в домашних условиях. Используют противовирусные препараты, жаропонижающие. При осложнениях прописывают антибиотики и предлагают госпитализацию.
  • . Распространенное заболевание детской возрастной группы. Поражает носоглотку, миндалины и лимфоузлы. Имеет воздушно-капельное распространение и контактно-бытовое. : повышается температура (от 38 до 40°С), появляется сильная боль в горле, ощущается болезненность в лимфоузлах, возникает сильный насморк (иногда с выделением гноя), во рту на миндалинах образовывается белый или желтый гнойниковый налет. Заболевание длится 7-12 дней. проводится в домашних условиях при помощи жаропонижающих и противовирусных препаратов. Возможно использование спреев для горла и полоскания.
  • . Отдельная группа вирусов, имеющая множество штаммов. Ежегодно мутирует и образовывает новые подвиды. Передается воздушно-капельным путем. – боли в горле, высокая температура, насморк, ломота, головная боль и светобоязнь. Заболевание длится 7-15 дней. проводится противовирусными препаратами и сильным антибиотиком. В случае осложнений ребенка госпитализируют.
  • . Проникают в организм ребенка через верхние слизистые оболочки. Поражают верхние дыхательные пути и пищеварительный тракт. Инкубационный период составляет 3-10 дней. Болезнь заразна. Симптомы классические – болит горло, появляется насморк. Отличительные черты энтеровируса – напряжение затылочных мышц, высыпания на теле (сыпь или язвочки). Лечение рекомендуется проводить в стационаре. Чаще применяют антибиотик и энтеровирусные препараты.

Анализы

В независимости от вида заболевания, при тревожных симптомах, следует немедленно провести анализы на предположительного возбудителя инфекции. Анализы проводят в стационарном режиме.

В лаборатории проводят 2 метода определения возбудителя:

  • иммуноферментный анализ (ИФА) – предоставляет точные результаты диагностики, определяет антитела и помогает предотвратить вторичное инфицирование.
  • полимеразно-цепную реакцию (ПЦР) – выявляет микроорганизмы в малых количествах. Анализ высокочувствительный и специфичный.
Также проводятся классические анализы:
  • анализ крови;
  • анализ мочи;
  • анализ кала.
Обратите внимание, при своевременном точном диагностировании заболевания, можно назначить эффективное лечение и вовремя оказать ребенку правильную медицинскую помощь.


Профилактика детских болезней

Чтобы максимально обезопасить своего ребенка от инфекционных заболеваний, необходимо соблюдать ряд профилактических мер:
  • огородить (изолировать) здорового ребенка от заразного;
  • закаливать ребенка в соответствии с сезоном;
  • ежедневно проветривать комнату;
  • соблюдать гигиену: часто мыть руки, сделать ребенку отдельное полотенце для рук и лица, ежедневно стирать детское белье (использованное).
  • у ребенка должна быть своя посуда и свое постельное белье;
  • поить ребенка только кипяченой свежей водой;
  • давать ребенку только тщательно вымытые продукты (овощи, фрукты, яйца, ягоды);
  • пользоваться только одноразовыми бумажными платками;

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Инфекционными болезнями называют те, которые обусловлены взаимодействием патогенного микроорганизма и макроорганизма, происходящим в условиях влияния внешней среды.

Различают острые и хронические инфекционные заболевания, при этом учитывают не только их длительность. Острая инфекция отличается тем, что, развиваясь на определенном отрезке времени, проявления ее исчезают (корь, ветряная оспа, скарлатина и др.). Для хронической инфекции характерно чередование периодов затихания болезни, иногда кажущегося излечения, с периодами обострения, вспышками острых заболеваний (туберкулез, сифилис и др.).

Основными источниками большинства инфекций являются больной человек и его выделения. Большую опасность в отношении заражения представляют больные с атипичными и стертыми формами заболевания, которые встречаются наиболее часто у детей раннего возраста.

Помимо больных, источником инфекции при многих болезнях могут быть носители, выделяющие патогенные возбудители. Носительство может отмечаться в инкубационном периоде, в периоде выздоровления (реконвалесценции) и у здоровых людей (дизентерия, менингококковый менингит, дифтерия, вирусный гепатит и др.).

Животные (больные или носители) , особенно домашние (кошки, собаки, крупный и мелкий рогатый скот), с которыми дети часто соприкасаются, также могут стать источником инфекции (токсоплазмоз, бруцеллез и др.).

При инфекциях, возбудители которых выделяются из организма главным образом с секретом слизистых оболочек носа, зева, глотки, верхних дыхательных путей, заражение происходит воздушно-капельным путем (корь, краснуха, грипп, ветряная оспа, коклюш, менингококковый менингит, дифтерия, скарлатина и др.). Реже возбудитель может передаваться при общении здорового человека с больным (дифтерия, скарлатина и др.).

Инфекции могут передаваться через зараженные объекты внешней среды (различные предметы обихода, ухода, пищевые продукты, вода). Особенно большую роль они играют в распространении кишечных инфекций (дизентерия, вирусный гепатит, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллезы и др.). Механическими переносчиками кишечных инфекций являются комнатные мухи.

И, наконец, возможна внутриутробная передача возбудителя через плаценту от больной матери плоду (сифилис, корь, грипп, оспа, вирусный гепатит, цитомегалия, токсоплазмоз, листериоз и др.).

В течении острых инфекционных болезней различают следующие периоды: инкубационный, или скрытый, продромаль-ный (период предвестников), период развития, период угасания и период реконвалесценции (выздоровления).

Клинические проявления инфекционных болезней у детей весьма разнообразны, что зависит как от свойств возбудителя (его вирулентности), так и от индивидуальных особенностей реактивности организма, от возраста, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний.

Новорожденные и дети первых месяцев жизни не болеют корью, полиомиелитом, скарлатиной, эпидемическим паротитом. Эта устойчивость объясняется, с одной стороны, передачей антител (пассивный иммунитет) от матери через плаценту или молоко, с другой стороны - недостаточной зрелостью организма, недифференцированностью иннервационных механизмов и нервной регуляции, что сопровождается несовершенством иммуно-логических реакций. Вследствие этого заболевания у детей этого возраста склонны к генерализации, к вовлечению в патологический процесс всего организма и протекают атипично. При этом чем моложе ребенок, тем атипичнее проявления заболевания.

С возрастом постепенно развивается способность дифференцирование реагировать на воздействие различных патогенных агентов, однако у детей грудного возраста и в меньшей степени у детей 2-3 лет ответные дифференцированные реакции остаются еще несовершенными.

Профилактика инфекционных болезней у детей основана на проведении и выполнении сложного комплекса разнообразных мероприятий.

Непременным условием успешной противоэпидемической борьбы является точный учет инфекционных больных и своевременная сигнализация в санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС) и во все заинтересованные лечебные и профилактические учреждения. С этой целью на каждого инфекционного больного должна быть заполнена и отослана в СЭС карта экстренного извещения. Затем проводят эпидемиологическое обследование по месту жительства выявленного инфекционного больного, а также в посещаемом им детском учреждении, что позволяет наметить конкретные меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.

Ранняя диагностика инфекционных болезней и своевременная изоляция больных - основное условие эффективности противоэпидемической борьбы. Госпитализация инфекционных больных является наиболее совершенной изоляцией. Больные гриппом, коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, корью, краснухой подлежат изоляции на дому, но при особой тяжести течения и появлении осложнений подлежат госпитализации. Ясельных детей, больных корью, неосложненным коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, можно изолировать в специальные группы - временные стационары, организованные в яслях.

Больных скарлатиной и дизентерией можно оставить д&ма по эпидемиологическим и клиническим показателям.

Для детей, бывших в общении с заразным больным, устанавливают карантин, во время которого соблюдается соответствующий режим и обеспечивается постоянное наблюдение.

Длительность изоляций и карантина определяются сроками, установленными Министерством здравоохранения СССР.

Пассивную иммунизацию детей, бывших в контакте с инфекционным больным, проводят гамма-глобулином, приготовленкы-м из человеческой сыворотки и содержащим иммунные тела. Применяют его для профилактики эпидемического гепатита и кори, а также в эпидемических очагах ветряной оспы и паротита. Специфическим является противооспенный, противостолбнячный, противогриппозный и противококлюшный гамма-глобулин. Последние два препарата назначают ослабленным детям и детям раннего возраста.

В последние годы для профилактики вирусных инфекций применяют интерферон (низкомолекулярный белок).

Дезинфекция входит в число противоэпидемических мероприятий, ее проводят при инфекционных болезнях, вызываемых более или менее стойкими возбудителями (при дифтерии, скарлатине, полиомиелите, кишечных инфекциях, вирусном гепатите и др.). При заболеваниях, вызываемых нестойкими возбудителями (корь, коклюш, ветряная оспа, свинка, краснуха и др.), применяют только влажную уборку и проветривание.

Различают текущую и заключительную дезинфекцию.

При текущей дезинфекции заразный материал обезвреживают тотчас после выделения его из организма. Ее осуществляют до изоляции больного или, если он не изолирован, до конца срока его заразительности.

Заключительную дезинфекцию проводят в очаге после изоляции больного или, если он не госпитализирован, после окончания срока изоляции.

Объекты, методы, средства дезинфекции зависят от характера инфекции, механизма передачи и особенностей очага.

Мероприятия, направленные на предупреждение заноса инфекции в детские учреждения, сводятся к следующему.

При ежедневном приеме ребенка в ясли-сад необходимо подробно расспросить родителей о состоянии его здоровья, а также о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей, в подъезде). Затем медицинская сестра тщательно осматривает кожу и зев ребенка, при подозрении на заболевание его немедленно отправляют домой.

У каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка и детей, выписанных из больницы или санатория, должны быть справки об отсутствии инфекционных заболеваний.

Если в детском коллективе обнаруживают инфекционного больного, то его изолируют от коллектива, направляя или домой, или в инфекционную больницу в зависимости от тяжести и характера заболевания. Затем накладывают карантин, проводят в случае надобности дезинфекцию и прививки, осуществляют наблюдение за детьми, бывшими в контакте с заболевшим.

Медицинский работник, обнаруживший в семье, где есть дети, посещающие детские учреждения, то или иное инфекционное заболевание, обязан немедленно известить это учреждение.

Необходимо проводить большую санитарно-воспитательную работу с родителями, добиваясь того, чтобы они своевременно сообщали о заболеваниях в семье, квартире, доме и др.

В консультации и поликлинике особое внимание при приеме детей уделяют организации фильтра. Здесь медицинская сестра осматривает кожу, зев ребенка, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное заболевание ребенка немедленно переводят в закрытый бокс и после осмотра через отдельный выход направляют в инфекционное отделение или домой.

Заболевших детей с повышенной температурой тела необходимо осматривать только на дому.

Профилактика заразных заболеваний в соматических и инфекционных детских больницах имеет особенно важное значение. Инфекционные заболевания могут возникнуть в результате внебольничного и внутрибольничного заражения. В первом случае заражение происходит, когда больные поступают в стационар в инкубационном или продромальном периоде болезни (заносы инфекции). Заражения, происшедшие в больничном отделении, называют внутрибольничными, среди них первое место занимают воздушно-капельные инфекции (грипп, респираторные заболевания, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, коклюш и др.).

Для того чтобы предупредить занос инфекционных заболеваний в детские стационары, в направлении после диагноза на основании первичного эпидемиологического обследования необходимо сделать отметку об отсутствии контакта с инфекционным больным.

В приемном отделении стационара должны быть изолированные боксы для размещения детей с сомнительными диагнозами, со смешанной инфекцией. Изолированные боксы системы Мельцера имеют отдельный вход с тамбуром и предбоксник, сообщающийся со служебным помещением. В каждом боксе есть санитарный узел, ванна и все необходимое для обслуживания больного.

В каждом боксе должен находиться только одни больной, одновременное пребывание в нем нескольких поступающих больных не допускается.

В приемном отделении стационара непременно уточняют эпидемиологический анамнез и дополнительные сведения из СЭС и детских учреждений.

В соматических больницах для детей грудного возраста должны быть боксированные палаты. Это палаты, разделенные на части отдельными застекленными перегородками, достигающими или недостигающими потолка, с застекленной дверью. Эти полубоксы предназначены для профилактики внутриболь-ничных заражений при таких заболеваниях, как пневмония, осложненный грипп, острые респираторные инфекции и др. Эффективность таких полубоксов при профилактике внутрибольнич-ных инфекций в значительной степени зависит от обученности, дисциплинированности и сознательности персонала.

При выявлении в стационаре инфекционного больного его немедленно переводят из отделения, производят дезинфекцию, устанавливают карантин в палате или отделении, обследуют персонал (при дифтерии, дизентерии) . Каждый случай инфекционного заболевания необходимо проанализировать и зарегистрировать в специальном журнале внутрибольничных инфекций.

Необходимо тщательно соблюдать противоэпидемический режим в палатах, отделениях (гигиена больных, чистота помещения, систематическое проветривание, кипячение посуды и др.). Обслуживающий медицинский персонал периодически осматривают и обследуют на носительство.

При встрече с патогенным возбудителем одни дети заболевают, а другие - нет. Невосприимчивость к инфекциям обусловлена общим неспецифическим иммунитетом организма ребенка. Этот иммунитет повышается при правильном полноценном, обогащенном витаминами питании, хороших условиях жизни, правильном режиме дня, широком пользовании воздухом, закаливании организма, разумной воспитательной работе.

Наряду с этим большую роль играет и специфический иммунитет, который создается предохранительными прививками. В нашей стране проводят прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори. Прививки против брюшного тифа, туляремии, бруцеллеза, лептоспироза производят детям лишь по эпидемиологическим показаниям.

Для прививок применяют убитые или живые ослабленные микробы либо их обезвреженные яды, в ответ на которые организм активно отвечает выработкой специфического иммунитета. Прививки проводят в определенные возрастные периоды и обязательно с учетом состояния здоровья каждого ребенка.

Эффективность прививок зависит от качества вакцин, правильного их хранения, от качества техники вакцинации, а также от состояния реактивности организма. Непосредственно предшествующие заболевания, протекающие во время и после проведения прививок, неполноценное питание (недостаток белка, витаминов) и другие отрицательные моменты могут сопровождаться ослаблением иммунитета. Вследствие этого привитые дети при встрече с инфекционным началом, могут заболеть, но болезнь у них, как правило, протекает сравнительно легко и почти не дает осложнений.

Детей с нормальным дыханием можно лечить дома под наблюдением врача-педиатра. Организм младенцев и детей раннего возраста плохо удерживает тепло. Поэтому при кашле или простуде детей следует тепло одевать, но не перегревать, хорошо кормить и обильно поить. Лекарства следует принимать только по предписанию врача.

Высокая температура может свидетельствовать о серьезной угрозе его здоровью, поэтому больного следует немедленно показать врачу. До прихода врача для снижения высокой температуры ребенка можно обтирать влажной губкой.

При кашле или простуде нос ребенка необходимо чаще прочищать (высмаркивать), особенно перед едой или сном.

При кашле или простуде могут возникать трудности с кормлением ребенка грудью. Однако грудное вскармливание необходимо продолжать, так как оно способствует укреплению . В период болезни кормления должны быть более частыми, но менее продолжительными. Если ребенок не может сосать, грудное молоко следует сцеживать в чистую чашку и кормить ребенка из нее.

Раствор солей для пероральной регидратации (СПР)

Что собой представляют СПР?

Соли для пероральной регидратации - это особое сочетание сухих солей, которые при соблюдении правил приготовления их водного раствора могут способствовать восстановлению водного баланса в организме, если потеря жидкости в результате диареи невелика.

Где можно получить СПР?

Упаковки с солью для пероральной регидратации продаются в аптеках, имеются в лечебных учреждениях.

Как приготовить раствор СПР?

Поместите содержимое упаковки СПР в чистую емкость. Ознакомьтесь с инструкцией по применению на упаковке и добавьте в емкость необходимое количество чистой воды. Если воды будет недостаточно, диарея может обостриться.

Добавляйте только воду. Не разбавляйте соли молоком, супом, фруктовым соком или безалкогольными напитками. В раствор не нужно добавлять сахар.

Хорошо взболтайте раствор и дайте его ребенку из чистой чашки. Использование бутылки не допускается.

Какое количество раствора СПР следует давать ребенку?

Давайте ребенку пить раствор в возможно большем количестве.

Ребенку до двух лет необходимо давать от четверти до половины большой чашки раствора (50-100 мл) после каждого водянистого стула.

Ребенку двух лет и старше - от половины до полной большой чашки раствора (100-200 мл) после каждого водянистого стула.

Специальное издание "Факты для жизни", разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх