Организация медицинской помощи детям лекция. Основные принципы организации стационарной помощи детям. преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям

Лечебно-профилактическая помощь детям является неотъемлемой частью охраны материнства и детства. Она обеспечивает организацию медицинского наблюдения за здоровыми детьми и подростками и оказывает им при необходимости квалифицированную помощь.

В оказании этой помощи детям принимают участие медицинские учреждения различных уровней, учреждения образования и социального обеспечения (дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, интернаты для детей с дефектами умственного и физического развития).

Среди них есть объединенная детская больница с поликлиническим отделением, стационаром, с лечебно-вспомогательными и диагностическими подразделениями, медицинским архивом и т.д.

Управление больницей осуществляют:

· главный врач;

· заведующий поликлиникой;

· заместитель главного врача по поликлинической работе (при наличии более 20 должностей врачей амбулаторного приема);

· заместитель главного врача по медицинской части.

В городах без районного разделения в штате одной из поликлиник устанавливается должность городского педиатра, а при наличии разделения – должность районного педиатра.

Главный врач организовывает работу соответственно положению о детской больнице. Он имеет право нанимать и увольнять работников, отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы, планирует ее работу, обеспечивает качество обследования и лечения больных детей, разработку и осуществление профилактических и противоэпидемических мероприятий в воспитательных и учебных учреждениях, размещенных в районе обслуживания, создает условия для повышения квалификации медицинского персонала.

Заместитель главного врача по поликлинической работе обеспечивает лечебно-диагностическую, профилактическую, противоэпидемическую деятельность поликлиники, контролирует организацию работы в детских дошкольных учреждениях и школах, надлежащее ведение учетных документов, изучает состояние здоровья детей, анализирует деятельность подразделений и медицинского персонала, осуществляет производственную связь между детской поликлиникой, подростковыми кабинетами городских поликлиник, роддомом, СЭС.

Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-диагностической работы стационаров, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, осуществляет контроль качества диагностики, контроль питания и ухода за больными, отвечает за ведение учетной документации, анализирует деятельность подразделения.

В общей системе медицинских мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь , которую обеспечивают в поликлинических отделениях детских, городских, центральных районных больниц и в самостоятельных детских поликлиниках.

Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи:

· бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

· первичная и вторичная профилактика заболеваний;

· раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

· реабилитация больных;

· просветительная работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечение его нормального психического и физического развития.

Детская поликлиника является ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи. Качество ее работы влияет на результаты поликлинического и стационарного лечения, а также на уровень госпитализации, продолжительность пребывания в стационаре, на частоту вызовов скорой медицинской помощи.

В детских поликлиниках проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и раннее распознавание патологии, снижение заболеваемости и смертности, особенно новорожденным.

На современном этапе они оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней) в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах.

В 1998 г. зарегистрировано 45,6 млн. посещений поликлиники и 12,3 млн. посещений на дому. Современные детские поликлиники обеспечивают проведение комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных и др. мероприятий (рисунок №9).

Детская поликлиника имеет достаточно сложную разветвленную систему отделений и кабинетов (рисунок №10).

Рисунок №9. Основные разделы работы детской поликлиники

Рисунок 10 Структура детской поликлиники

Деятельность поликлиники обеспечивают медицинские работники , штаты которых устанавливаются с учетом численности детского населения, особенности его расселения, форм работы подразделения, обусловленных современными условиями хозяйствования.

Согласно указу МЗ Украины №33 от 23.02.00г. в городах с населением более 25 тыс. устанавливают должности врачей для обеспечения приема детей поликлиники, оказания им медицинской помощи на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах и другой работой по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию (таблица 3).

Кроме педиатров, в детских поликлиниках работает численная группа врачей других специальностей (хирурги, ортопеды-травматологи, психоневрологи, офтальмологи, отоларингологи, эндокринологи, кардиоревматологи, урологи, аллергологи и др.).

В зависимости от количества специалистов, устанавливаются должности лаборантов – рентгенологов, физиотерапевтов, ЛФК.

Для обеспечения работы в детских учреждениях и школах всех типов устанавливается дополнительно одна должность из расчета:

1. врача-педиатра:

· на 600 детей детских садов (соответственных групп в яслях);

· на 2500 учеников школ;

2. врача-фтизиатра на 200 детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах);

3. детского врача-психиатра на 300 учеников специализированных школ для умственно отсталых детей;

4. детского врача-офтальмолога – в одно из поликлиник города (городского административного района) с численностью детского населения не менее 300 тыс. человек.

Таблица №3. Штатные нормативы врачей детских поликлиник

Наименование должностей Количество должностей на 10 тыс. детей до 14 лет включительно (14 лет 11 мес. 29 дней), которые прикреплены к поликлинике
Врач-педиатр участковый 12,5
Врач-кардиоревматолог детский 0,3
Врач-гинеколог детского и подросткового возраста 0,1 но не менее одной должности на административный район
Врач-хирург детский 0,45
Врач-ортопед-травматолог детский 0,5
Врач-уролог детский 0,2
Врач-отоларинголог детский 1,0
Врач-невролог детский 1,0
Врач-офтальмолог детский 1,0
Врач-эндокринолог детский 0,4
Врач-аллерголог детский 0,2
Врач-иммунолог детский 0,3
Врач-инфекционист детский 0,5
Врач-гематолог детский 0,2
Врач-нефролог детский 0,1 но не менее 0,5 должности на административный район
Врач-гастроэнтеролог детский 0,3
Врач-дерматовенеролог детский 0,2

В зависимости от количества врачей одного профиля могут быть установлены должности заведующего отделением: педиатрического: вместо 0,5 должности врача – при количестве должностей участковых педиатров и педиатров 6,5-9.

Общее руководство работой поликлиники осуществляет заведующий поликлиникой или заместитель главного врача по поликлинической работе.

В самостоятельной поликлинике эту функцию выполняет главный врач поликлиники.

В детских поликлиниках, кроме медицинских, вводятся также должности и педагогических работников для логопедических и сурдологических кабинетов. В сурдологическом - должность заведующего кабинетом, врача-отоларинголога (сурдолога), по одной должности невропатолога, дефектолога, логопеда, медицинской сестры, младшей медицинской сестры.

Указанные должности устанавливаются для одной из детских больниц или поликлиник города, где расположена детская поликлиника.

Должность логопеда в поликлинике в зависимости от объема работы устанавливают из расчета одна должность на 20 тыс. детей и подростков.

Соответственно штату врачей устанавливаются должности среднего и младшего медицинского персонала, работу которых возглавляет старшая медицинская сестра.

Четкость работы поликлиники в значительной мере зависит от деятельности регистратуры.

Основные задачи регистратуры идентичны для поликлиник, которые оказывают помощь взрослому населению (см. раздел «Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению»).

Чтобы освободить врача от выполнения функций не свойственных уровню его подготовки, в поликлиниках функционируют кабинеты доврачебного приема. На квалифицированный средний медицинский персонал положено выполнение следующих функций:

· проведение контрольного кормления новорожденных;

· обработка микротравм;

· выдача свидетельств об эпидемической обстановке по месту проживания, выписок с истории развития ребенка и направлений на обследование в связи с оформлением в дошкольное учреждений, школу, отъезда на санаторное оздоровление;

· проведение антропометрических измерений;

· определение температуры тела и АД перед осмотром педиатра.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ПЕДИАТРИИ


Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка................................................................................................................................... 5


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Желаем успеха!

Медицинская сестра должна:

Этапы и периоды детского возраста.

Эталоны ответов

Питание здорового ребенка

Эталоны ответов

Новорожденный и уход за ним

Эталоны ответов

Недоношенные дети

1. У глубоко недоношенных детей состояние родничков

а) все закрыты

б) открыт большой

в) открыт большой и малый

г) открыт большой, малый и боковые

Рахит

2. Рахит у детей развивается вследствие дефицита витамина

Эталоны ответов

Болезни детей старшего возраста

Болезни органов дыхания

1. Бронхиальная астма у ребенка характеризуется

а) лихорадкой

б) судорогами

в) приступом удушья

г) отеками

2. Тактика медицинской сестры при угрозе стеноза гортани у ребенка вне лечебного учреждения

а) направление в поликлинику

б) срочная госпитализация

в) проведение оксигенотерапии

г) назначение физиотерапевтических процедур

Эталоны ответов

Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы

1. При желудочно-кишечном кровотечении у ребенка медсестра в первую очередь обеспечит

а) экстренную транспортировку в стационар

б) промывание желудка раствором аминокапроновой кислоты

в) проведение гемостатической терапии

г) направление на ФГДС

Эталоны ответов

Болезни крови и кроветворных органов у детей

1. При простудных заболеваниях детям с гемофилией нельзя назначать

а) парацетамол

б) ацетилсалициловую кислоту

в) аскорбиновую кислоту

г) димедрол

2. Из диеты у детей, больных геморрагическим васкулитом, исключают

а) животные жиры

б) белковое питание

в) сенсибилизирующие продукты

г) глюкозу и другие сахара

Эталоны ответов

Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях

1. Развитие ларингита с синдромом крупа у детей наблюдается при

а) аденовирусной инфекции

б) парагриппе

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

2. Ведущим признаком крупа у детей является

а) лихорадка

б) гиперемия лица

в) инспираторная одышка

г) экспираторная одышка

3. Перенесенный двусторонний орхит при эпидемическом паротите у детей может привести к развитию

а) гломерулонефрита

б) пиелонефрита

в) цистита

г) бесплодия

4. Вынужденное положение ребенка на боку с запрокинутой головой и согнутыми ногами характерно для

б) краснухи

в) дифтерии

г) менингококкового менингита

5. Потемнение мочи у детей, больных вирусным гепатитом А, отмечается к концу периода

а) преджелтушного

б) разгара

в) постжелтушного

г) реконвалесценции

Эталоны ответов

1 б, 2 в, 3 г, 4 г, 5 а

Туберкулез у детей

1. При постановке пробы Манту ребенку туберкулин вводят

а) внутрикожно

б) подкожно

в) внутримышечно

г) внутривенно

Эталоны ответов

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Организация работы медицинской сестры

1. Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации относятся к группе здоровья

Эталоны ответов

Этапы и периоды детского возраста.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1. Ребенок самостоятельно сидит в возрасте (мес.)

2. У новорожденного отмечается физиологическая

а) гипертония мышц-разгибателей

б) гипертония мышц-сгибателей

в) гипотония мышц-сгибателей

г) нормотония мышц

3. Большой родничок у ребенка закрывается в возрасте (мес.)

4. Ночное недержание мочи у ребенка - это

а) анурия

б) олигурия

в) поллакиурия

г) энурез

Эталоны ответов

1 в, 2 б, 3 в, 4 г

Питание здорового ребенка

1. Первое прикладывание здорового новорожденного к груди матери проводят

а) сразу после рождения

б) через 6 часов

в) через 12 часов

г) через 24 часа

2. Контрольное кормление ребенка проводят для определения

а) массы тела

б) количества высосанного молока

в) количества прикорма

г) количества докорма

3. При искусственном вскармливании в качестве заменителей женского молока используют

а) фруктовые соки

б) овощное пюре

в) фруктовое пюре

г) молочные смеси

4. Признаком недокорма грудного ребенка является:

а) малая прибавка массы тела

б) частое мочеиспускание

в) обильный стул

г) лихорадка

5. При естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают

а) бифидобактерии

б) кишечная палочка

в) лактобактерии

г) энтерококки

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 г, 4 а, 5 а

Новорожденный и уход за ним

1. Пуповинный остаток отпадает у доношенного новорожденного на сроке (день жизни)

2. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет до (в %)

2. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раствором

а) 2% бикарбоната натрия

б) 3% перекиси водорода

г) 5% хлорида натрия

3. Для очищения носовых ходов здорового новорожденного используют

а) ватные жгутики, смазанные стерильным маслом

б) ватные жгутики с фурацилином

в) ватные жгутики с детским кремом

г) сухие ватные жгутики

Эталоны ответов

1 в, 2а, 3 б, 4 а

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Болезни детей раннего возраста

Недоношенные дети

1. Недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации (нед.)

2. Пушковые волосы на теле новорожденного - это

а) лануго

б) стридор

в) склерема

3. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки

а) появление сосательного рефлекса

б) прибавка массы тела

в) увеличение комочков Биша

г) исчезновение физиологической диспепсии

Асфиксия новорожденных

4. Целью первого этапа реанимации при асфиксии новорожденного является

а) искусственная вентиляция легких

б) закрытый массаж сердца

в) коррекция метаболических расстройств

г) восстановление проходимости дыхательных путей

Родовые травмы

5. Основная предпосылка родовой травмы ЦНС у новорожденного

а) гипоксия

б) гиперкапния

в) гипопротеинемия

г) гипергликемия

6. Наружная кефалогематома - это кровоизлияние

а) в мягкие ткани головы

б) над твердой мозговой оболочкой

в) под твердой мозговой оболочкой

г) под надкостницу

Гипотрофия

11. При лечении дисбактериоза у детей назначают эубиотик

а) бисептол

б) бифидумбактерин

в) димедрол

г) панзинорм

Рахит

12. При рахите у ребенка нарушается обмен

а) калия, магния

б) кальция, фосфора

в) калия, железа

г) кальция, железа

13. Профилактическая доза витамина D ребенку составляет (МЕ)

Спазмофилия

14. Судороги при спазмофилии у детей обусловлены изменениями в крови

а) повышение уровня железа

б) понижение уровня железа

в) повышение уровня кальция

г) понижение уровня кальция

15. Сдавленный "петушиный" крик на вдохе у ребенка наблюдается при

а) бронхиальной астме

б) бронхите

в) ларингоспазме

г) фарингите

Наследственные заболевания

16. Брахицефалия, косой разрез глаз, плоское лицо, поперечная складка на ладони характерны для

а) болезни Дауна

б) фенилкетонурии

в) гемофилии

г) рахита

Эталоны ответов

1 г, 2 а, 3 а, 4 г, 5 а, 6 г, 7 б, 8 в, 9 г, 10 б, 11 б, 12 б, 13 в, 14 г, 15в, 16 а

Болезни органов дыхания

1. Кратковременная остановка дыхания у детей

б) брадипноэ

в) тахипноэ

г) асфиксия

2. Для профилактики приступов бронхиальной астмы у детей применяют

а) пипольфен

в) эуфиллин

г) эфедрин

3. При остром отите у детей применяют

а) горчичники

в) холодный компресс на область уха

г) согревающий компресс на область уха

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 г

Эталоны ответов

1 г, 2 в, 3 г, 4 г

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 б, 4 г, 5 в, 6 г

Эталоны ответов

1 а, 2 г, 3 а

Эталоны ответов

1 б, 2 б, 3 б

Эталоны ответов

Эталоны ответов

1 г, 2 а, 3 г, 4 в, 5 г, 6 в, 7 г, 8 г, 9 г, 10 б, 11 а

Туберкулез у детей

1. Введение вакцины БЦЖ детям осуществляется для профилактики

а) дифтерии

б) коклюша

г) туберкулеза

Эталоны ответов

Эталоны ответов

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ПЕДИАТРИИ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 3

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в педиатрии для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования........................................................... 3

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ………………………………………………… 3

Организация работы медицинской сестры........................................................................... 4

Питание здорового ребенка................................................................................................... 5

Новорожденный и уход за ним.............................................................................................. 5

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………. 6

Болезни детей раннего возраста........................................................................................... 6

Недоношенные дети………………………………………………………………………………….. 6

Асфиксия новорожденных…………………………………………………………………………….. 6

Родовые травмы………………………………………………………………………………………. 6

Гемолитическая болезнь новорожденных…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Гнойно-септические заболевания новорожденных…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Аномалии конституции (диатезы)…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Гипотрофия …………………………………………………………………………………………… 6

Рахит…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Спазмофилия…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….… 7

Наследственные заболевания ……………………………………………………………………… 7

Болезни детей старшего возраста......................................................................................... 7

Болезни органов дыхания …………………………………………………………………………… 7

Болезни органов кровообращения у детей ……………………………………………………… 7

Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы …………………………………………. 7

Болезни почек и мочевыделительной системы у детей……………………………………….. 8

Болезни крови и кроветворных органов у детей…………………………………………………. 8

Болезни эндокринной системы у детей…………………………………………………………….. 8

Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях.......................................... 9

Туберкулез у детей…………………………………………………………………………………….. 9

Организация сестринского процесса в педиатрии…………………………………….. 10


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Обучение студентов в медицинском колледже (училище) завершается проведением итоговой аттестации, которая включает в себя вопросы педиатрии с детскими инфекциями. Данное пособие поможет Вам подготовиться к предстоящей аттестации. При подготовке к аттестации следует:

1. Проверить свои знания, ответив на задания в тестовой форме по всем разделам, и сверить свои ответы с эталонами. Для оценки знаний пользуйтесь следующими критериями:

91-100% правильных ответов - "отлично";

81-90% правильных ответов - "хорошо";

71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";

70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно".

2. При неудовлетворительной оценке следует вновь проработать учебный материал.

3. Повторить решение заданий в тестовой форме.

Желаем успеха!

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в педиатрии для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования

Медицинская сестра должна:

Знать систему организации медицинской помощи детям;

Знать причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний у детей;

Уметь подготовить пациента к специальным методам диагностики;

Уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за детьми;

Уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей.

Тестовые задания по безопасности

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Этапы и периоды детского возраста.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1. Частота пульса у ребенка 1 года составляет в 1 мин.

Эталоны ответов

Питание здорового ребенка

1. Суточный объем молока для детей первых 10 мес. жизни не должен превышать (л)

Эталоны ответов

Новорожденный и уход за ним

1. Температура воды для первой гигиенической ванны здоровому новорожденному составляет (в °С)

Эталоны ответов

Детская поликлиника оказывает лечебно-профилактическую помощь детям в возрасте до 18 лет. Ведущим в работе является участковый принцип, обеспечивающий тесную связь медицинских работников с семьей ребенка.

При знакомстве с основными разделами трудовой деятельности участкового педиатра обращается особое внимание на ведущее значение профилактической работы, составляющей 80% рабочего времени медработников.

Составными частями ее являются: антенатальная охрана плода, динамическое наблюдение за развитием здоровых детей, организация рационального вскармливания, проведение диспансерных осмотров детей врачами-специалистами, профилактических прививок, подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения, школу, санитарное просвещение родителей.

Успех антенатальной охраны плода во многом зависит от преемственности между женской и детской консультациями, родильным домом и детской поликлиникой. С момента взятия беременной женщины на учет детская поликлиника организует проведение патронажей к беременной совместно с женской консультацией, проводит занятия школы молодых родителей. Первый дородовый патронаж осуществляется медицинской сестрой детской поликлиники сразу же после поступления сведения о беременной из женской консультации, второй - на 31-32-й неделе беременности. Цель патронажей - выяснение состояния здоровья беременной, социального положения и психологического климата в семье, а также рекомендации по режиму питания, труда и отдыха, по подготовке предметов ухода и обучения правилам ухода за ребенком.

Профилактическая работа начинается с первичного патронажа к новорожденному, который проводится участковым врачом и медицинской сестрой в первые три дня после выписки из родильного дома, о которой сообщается по телефону в детскую поликлинику.

Дети, родившиеся от первых родов, а также от неблагополучно протекавших беременности и родов, посещаются в день выписки из родильного дома. Во время патронажа выясняется наличие факторов риска в биологическом и социальном анамнезе, условия жизни семьи, оценка характера вскармливания, осмотр ребенка, обратив внимание на состояние пупочной ранки, кожных покровов, оценка состояние здоровья ребенка и анамнестические данные, определение группы здоровья, даются обоснованные рекомендации по режиму, вскармливанию и уходу за ребенком, режиму и питанию матери. В первый месяц врач посещает ребенка три раза, а при необходимости и ежедневно.

Динамическое наблюдение за детьми первого года жизни осуществляется врачом ежемесячно во время профилактических приемов (день здорового ребенка) в поликлинике. Кроме тщательного осмотра, на приеме проводится антропометрия детей, детально уточняется характер вскармливания, оценивается психомоторное развитие. Данные осмотра фиксируются в истории развития ребенка (форма 112). В кабинете здорового ребенка мать получает подробные рекомендации по вскармливанию и уходу за ребенком, обучается комплексу физических упражнений, приемам массажа, соответствующих возрасту.

Под особенно тщательным наблюдением педиатра находятся дети I года жизни из группы «риска» (II группа здоровья). К ним относятся недоношенные дети, из двойни, родившиеся с синдромом дыхательных расстройств, родовой травмой, перенесшие гемолитическую болезнь, с проявлениями дистрофии, диатезов, анемии, находящиеся на раннем искусственном вскармливании и др.

Большинство этих детей нуждается в проведении дополнительных лабораторно-диагностических исследований, консультациях врачей-специалистов, комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий. Наблюдение за детьми группы «риска» является индивидуальным в соответствии со степенью риска, выраженностью функциональных отклонений с учетом социально-бытовых условий жизни ребенка.

В первые три месяца жизни здорового ребенка осматривают хирург-ортопед, невропатолог и офтальмолог. Дважды на первом году у ребенка проводят анализ крови.

На втором году жизни здорового, ребенка наблюдают 1 раз в квартал, затем - 1 раз в полгода. При каждом проф. осмотре врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка в динамике и дает заключение о состоянии его здоровья.

С 3-летнего возраста начинается подготовка детей к обучению в школе, поэтому в этом возрасте дети осматриваются, кроме педиатра, невропатологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом и другими специалистами по показаниям. Участковый педиатр выполняет рекомендации специалистов по оздоровлению детей.

Организационная работа медработников состоит из анализа и планирования деятельности, работы с учетно-отчетной оперативной документацией, внедрения передовых форм работы, повышения квалификации, работы с медицинской сестрой участка.

Работу детской поликлиники характеризует ряд показателей. Среди них наиболее важны такие, как показатель младенческой смертности, перинатальной смертности, показатели заболеваемости (общей, детей до 1 года, инфекционными заболеваниями), распределение детей по группам здоровья, % детей, находящихся на естественном вскармливании до 4 месяцев; % oxвата проф. прививками, удельный вес детей 1 года жизни, число умерших в стационаре в первые 24 часа после госпитализации, количество жалоб населения.

Учитывая то, что большинство острых заболеваний имеет у детей инфекционную природу, в детской больнице должны быть условия для максимальной разобщенности детей, что достигается при полубоксовой и боксовой системе отделений.

Дети направляются в больницы планово по направлениям участковых педиатров или врачами экстренно-дежурной поликлинической службы, неотложной и скорой помощью. Оптимальной для детей является госпитализация с сохранением материнского ухода. В соответствии с приказом МЗ и МП РФ №206 при стационарном лечении детей в возрасте до 7 лет, а также тяжелобольных старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери предоставляется возможность находиться, вместе с ребенком в лечебном учреждении. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности на срок, в течение которого необходимо ее пребывание с ребенком в стационаре.

Основным структурным подразделением детской больницы является отделение.

В связи с развитием специализированной помощи в больницах создаются, кроме хирургических, неврологических, оториноларингологических отделений, и такие, как отделения патологии новорожденных, кардиологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, реанимационное, и многие другие. Лечебные возможности педиатрических стационаров существенно расширились за последнее, время за счет создания в них отделений и палат интенсивной терапии и реанимации.

Одним из главных показателей работы детской больницы и ее отделений является показатель больничной летальности.

Этот показатель принято исчислять по отдельным нозологическим единицам (летальность при пневмонии, менингите и т.д.). Необходимо также выделение показателя летальности в группе детей первого года жизни, показатель досуточной летальности (умершие в первые 24 часа после поступления в стационар).

Оценка статистических показателей является основой для разработки мероприятий по улучшению медицинской помощи детям на всех этапах. В них отражаются все недочеты и резервы улучшения этой работы.

Повсеместно принятой является методика этапного лечения больных детей. Остро заболевший ребенок поступает в стационар, затем после лечения переводится в санаторий, а после санатория поступает под диспансерное наблюдение в детскую поликлинику.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет

Кафедра здравоохранения и общественного здоровья.

на тему: Организация медицинской помощи детям

Иркутск 2014

Демографическая ситуация

Ухудшение показателей воспроизводства населения России происходит на фоне снижения здоровья беременных женщин. За последние 10 лет более чем в 6 раз выросла анемия беременных, почти в 4 раза - заболевания мочеполовой системы, в 2 раза - болезни системы кровообращения, в 1,8 раза - гестозы.

Важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6 млн. женщин, причем 285 тыс. из них трудятся в особо тяжелых условиях. Значительно увеличилось число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов снизилась с 55,8 процента общего числа родов в 1985 году до 36 процентов - в 1995 году. В ряде регионов процент нормальных родов снизился до 20-24 процентов.

Прогноз на ближайшие годы не вызывает сомнений в том, что в стране ожидается дальнейшее ухудшение показателей здоровья беременных женщин. Он основан на данных о здоровье девушек-подростков. За 10 лет количество заболеваний, выявленных во время профилактических осмотров, возросло почти в 3 раза.

Процент абсолютно здоровых школьников согласно научным данным последних лет не превышает 20-25 процентов, а по данным Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства, Санкт-Петербургской педиатрической академии, Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, к концу окончания школы у большинства девушек (75 процентов) диагностируются хронические заболевания, число абсолютно здоровых снижается до 6,3 процента. В последние годы в Российской Федерации отмечается тенденция к снижению грудного вскармливания детей до 1 года жизни. Доля детей, находящихся на грудном вскармливании до 6 месяцев, составляет 32 процента. Медленно внедряются в практику деятельности лечебно-профилактических учреждений современные перинатальные технологии, ориентированные на семью: раннее прикладывание к груди (сразу или в течение 1 часа после рождения), совместное пребывание матери и ребенка, свободное вскармливание (по требованию ребенка), отказ от подпаивания новорожденных детей.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Этот показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень.

В Российской Федерации остается высоким уровень абортов, осложнений и материнской смертности после них. В последние годы отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников и молодежи, особенно девочек и девушек. За последние 10 лет частота заболеваний у девушек возросла почти в 3 раза.

Современный период характеризуется большой распространенностью рискованных форм сексуального поведения, особенно среди молодежи. Подтверждением этого является рост среди подростков и молодежи заболеваний, передаваемых половым путем. Заболеваемость сифилисом у подростков 15-17 лет в 2006 году увеличилась в 31 раз по сравнению с 2002 годом.

Специальными исследованиями установлено, что к 17-18 годам более 30 процентов городских и почти половина сельских подростков имели опыт половых сношений. Анонимное анкетирование мальчиков - подростков показало, что сексуальный опыт имеют 48-50 процентов опрошенных. Наибольшее число подростков начало половую жизнь в возрасте 14-15 лет (46-48 процентов). Большинство опрошенных подростков не имели постоянного сексуального партнера.

Исследования показали также, что большинство подростков осведомлены о контрацепции, но только половина из живущих половой жизнью используют контрацептивные методы.

Изменение безответственного, легкого отношения населения к абортам требует систематических комплексных длительных усилий, так как аборты оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья и репродуктивную функцию женщин. В структуре материнской смертности аборты составляют 23,2 процента, а среди причин перинатальных потерь они занимают ведущее место (65 процентов).

В структуре материнской смертности ведущими причинами являются кровотечения и токсикозы. При этом, по данным экспертов, две трети случаев смерти предотвратимы.

Организация лечебно-профилактической помощи детям

Детская поликлиника оказывает лечебно-профилактическую помощь детям в возрасте до 18 лет. Ведущим в работе является участковый принцип, обеспечивающий тесную связь медицинских работников с семьей ребенка.

При знакомстве с основными разделами трудовой деятельности участкового педиатра обращается особое внимание на ведущее значение профилактической работы, составляющей 80% рабочего времени медработников.

Составными частями ее являются: антенатальная охрана плода, динамическое наблюдение за развитием здоровых детей, организация рационального вскармливания, проведение диспансерных осмотров детей врачами-специалистами, профилактических прививок, подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения, школу, санитарное просвещение родителей.

Успех антенатальной охраны плода во многом зависит от преемственности между женской и детской консультациями, родильным домом и детской поликлиникой. С момента взятия беременной женщины на учет детская поликлиника организует проведение патронажей к беременной совместно с женской консультацией, проводит занятия школы молодых родителей. Первый дородовый патронаж осуществляется медицинской сестрой детской поликлиники сразу же после поступления сведения о беременной из женской консультации, второй - на 31-32-й неделе беременности. Цель патронажей - выяснение состояния здоровья беременной, социального положения и психологического климата в семье, а также рекомендации по режиму питания, труда и отдыха, по подготовке предметов ухода и обучения правилам ухода за ребенком.

Профилактическая работа начинается с первичного патронажа к новорожденному, который проводится участковым врачом и медицинской сестрой в первые три дня после выписки из родильного дома, о которой сообщается по телефону в детскую поликлинику.

Дети, родившиеся от первых родов, а также от неблагополучно протекавших беременности и родов, посещаются в день выписки из родильного дома. Во время патронажа выясняется наличие факторов риска в биологическом и социальном анамнезе, условия жизни семьи, оценка характера вскармливания, осмотр ребенка, обратив внимание на состояние пупочной ранки, кожных покровов, оценка состояние здоровья ребенка и анамнестические данные, определение группы здоровья, даются обоснованные рекомендации по режиму, вскармливанию и уходу за ребенком, режиму и питанию матери. В первый месяц врач посещает ребенка три раза, а при необходимости и ежедневно.

Динамическое наблюдение за детьми первого года жизни осуществляется врачом ежемесячно во время профилактических приемов (день здорового ребенка) в поликлинике. Кроме тщательного осмотра, на приеме проводится антропометрия детей, детально уточняется характер вскармливания, оценивается психомоторное развитие. Данные осмотра фиксируются в истории развития ребенка (форма 112). В кабинете здорового ребенка мать получает подробные рекомендации по вскармливанию и уходу за ребенком, обучается комплексу физических упражнений, приемам массажа, соответствующих возрасту.

Под особенно тщательным наблюдением педиатра находятся дети I года жизни из группы "риска" (II группа здоровья). К ним относятся недоношенные дети, из двойни, родившиеся с синдромом дыхательных расстройств, родовой травмой, перенесшие гемолитическую болезнь, с проявлениями дистрофии, диатезов, анемии, находящиеся на раннем искусственном вскармливании и др.

Большинство этих детей нуждается в проведении дополнительных лабораторно-диагностических исследований, консультациях врачей-специалистов, комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий. Наблюдение за детьми группы "риска" является индивидуальным в соответствии со степенью риска, выраженностью функциональных отклонений с учетом социально-бытовых условий жизни ребенка.

В первые три месяца жизни здорового ребенка осматривают хирург-ортопед, невропатолог и офтальмолог. Дважды нa первом году у ребенка проводят анализ крови.

На втором году жизни здорового, ребенка наблюдают 1 раз в квартал, затем - 1 раз в полгода. При каждом проф. осмотре врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка в динамике и дает заключение о состоянии его здоровья.

С 3-летнего возраста начинается подготовка детей к обучению в школе, поэтому в этом возрасте дети осматриваются, кроме педиатра, невропатологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом и другими специалистами по показаниям. Участковый педиатр выполняет рекомендации специалистов по оздоровлению детей.

Организационная работа медработников состоит из анализа и планирования деятельности, работы с учетно-отчетной оперативной документацией, внедрения передовых форм работы, повышения квалификации, работы с медицинской сестрой участка. Работу детской поликлиники характеризует ряд показателей. Среди них наиболее важны такие, как показатель младенческой смертности, перинатальной смертности, показатели заболеваемости (общей, детей до 1 года, инфекционными заболеваниями), распределение детей по группам здоровья, % детей, находящихся на естественном вскармливании до 4 месяцев; % oxвата проф. прививками, удельный вес детей 1 года жизни, число умерших в стационаре в первые 24 часа после госпитализации, количество жалоб населения.

Учитывая то, что большинство острых заболеваний имеет у детей инфекционную природу, в детской больнице должны быть условия для максимальной разобщенности детей, что достигается при полубоксовой и боксовой системе отделений.

Дети направляются в больницы планово по направлениям участковых педиатров или врачами экстренно-дежурной поликлинической службы, неотложной и скорой помощью. Оптимальной для детей является госпитализация с сохранением материнского ухода. В соответствии с приказом МЗ и МП РФ № 206 при стационарном лечении детей в возрасте до 7 лет, а также тяжелобольных старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери предоставляется возможность находиться, вместе с ребенком в лечебном учреждении. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности на срок, в течение которого необходимо ее пребывание с ребенком в стационаре.

Основным структурным подразделением детской больницы является отделение.

В связи с развитием специализированной помощи в больницах создаются, кроме хирургических, неврологических, оториноларингологических отделений, и такие, как отделения патологии новорожденных, кардиологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, реанимационное, и многие другие. Лечебные возможности педиатрических стационаров существенно расширились за последнее, время за счет создания в них отделений и палат интенсивной терапии и реанимации.

Одним из главных показателей работы детской больницы и ее отделений является показатель больничной летальности.

Этот показатель принято исчислять по отдельным нозологическим единицам (летальность при пневмонии, менингите и т. д.). Необходимо также выделение показателя летальности в группе детей первого года жизни, показатель досуточной летальности (умершие в первые 24 часа после поступления в стационар).

Оценка статистических показателей является основой для разработки мероприятий по улучшению медицинской помощи детям на всех этапах. В них отражаются все недочеты и резервы улучшения этой работы.

Повсеместно принятой является методика этапного лечения больных детей. Остро заболевший ребенок поступает в стационар, затем после лечения переводится в санаторий, а после санатория поступает под диспансерное наблюдение в детскую поликлинику.

здоровье педиатр медицинский курортный

Санаторно-курортное лечение

Лечение больных на курортах проводится комплексно. При этом ведущим будет присущий данному курорту лечебный фактор (лечебная грязь, минеральная вода того или иного состава) в сочетании с лечебной гимнастикой, массажем, физиотерапевтическими процедурами, климатолечением, диетическим питанием и медикаментами.

Сочетание вышеприведенных лечебных элементов может быть самым разнообразным, но лечебные методики всегда строго индивидуальны и назначаются в соответствии с характером заболевания, степенью болезненного процесса и общим состоянием больного.

Большое внимание в комплексном лечении больных уделяется лечебной гимнастике, подвижным играм, закаливающим и тренирующим процедурам. В практику санаторного лечения в последние годы все больше внедряются физиотерапевтические методы лечения. Санаторное лечение проводится по принципу специализации, в связи с чем для каждого санатория, как для взрослых, так и для детей устанавливается определенный, присущий только ему профиль.

Санаторно-курортное лечение противопоказано лицам, страдающим инфекционными, в том числе венерическими заболеваниями, психическими расстройствами, а также тем, кому пребывание на курорте может принести вред - в острой фазе различных заболеваний, при тенденции к кровотечениям, при новообразованиях, особенно злокачественного происхождения, и женщинам во второй половине беременности, а также при наличии акушерской патологии.

Болезни женских половых органов. Показаны следующие курорты: грязевые и с крепкими хлориднонатриевыми водами; с сероводородными водами; с радоновыми водами; с термальными слабоминеральными водами: Горячинск, Джалал-Абад; курорты: Гай, Джермук, Нафталан, Ташкентские минеральные воды; климатические курорты, главным образом приморские, располагающие водо-грязелечебницами или теплыми морскими ваннами: Анапа, Бердянск, Боровое, Евпатория, Геленджик, Паланга, Пярну, Феодосия.

Болезни органов дыхания нетуберкулезного характера. Хронические бронхиты, трахеиты - лечение на климатических, приморских, горных, лесных курортах: Апшеронская группа курортов, Бакуриани, Бердянск, Боржоми, Боровое, Гагра, Геленджик, Гудаута, Евпатория, Зеленый Мыс, Кабардинка, Кобулети, Крымское побережье, Нальчик, Одесса, Паланга, Рижское взморье, Светлогорск, Святогорск, Судак, Сухуми, Феодосия, Шуша. Функциональные заболевания желудка с нарушениями секреторной и моторной функции без явлений выраженного гастрита - санаторное лечение на курортах: Анапа, Апшеронская группа климатических курортов, Выборгский курортный район, Гагра, Геленджик, Гудаута, Крымское приморье, курортная зона Ленинграда, Новый Афон, Паланга, Пярну, Судак, Сухуми, Феодосия.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии ремиссии или затухающего обострения (при отсутствии двигательной недостаточности желудка, склонности к кровотечениям, пенетрации и подозрении на возможность злокачественного перерождения), а также болезни оперированного желудка по поводу язвы, послеоперационные гастриты, незаживающие язвы, болезни анастомоза (не ранее чем через 2 месяца после операции при окрепшем послеоперационном рубце и удовлетворительном общем состоянии) - санаторное лечение на курортах: Березовские минеральные воды, Боржоми, Горячий Ключ, Джермук, Друскининкай, Ессентуки, Железноводск, Кука, Одесса, Пярну, Пятигорск, Ташкентские минеральные воды, Трускавец.

Болезни уха, горла и носа. Хронические нетуберкулезные катаральные риниты и фарингиты с частыми обострениями - санаторное лечение на курортах климатических (приморские, горные и лесные, преимущественно в теплое время года): Анапа, Апшеронская группа, Бакуриани, Боржоми, Гагра, Гудаута, Друскининкай, Евпатория, Зеленый Мыс, Кабардинка, Нальчик, Одесса, Новый Афон, Паланга, Рижское взморье. Южный берег Крыма.

Хронические болезни придаточных полостей носа и болезни уха - лечение на курортах: Гагра, Евпатория, Ессентуки, Друскининкай, Нальчик, Саки, Южный берег Крыма, в теплое время года.

Медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляет лечащий врач и заведующий отделением, поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание).

Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.

В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением, заключение о показании санаторно-курортного лечения выдает врачебная комиссия (далее - ВК) лечебно-профилактического учреждения.

Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации (далее - СКО) необходимого профиля.

При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Срок действия справки 6 месяцев.

Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по месту предоставления путевки, где и хранится в течение трех лет.

Перечень предоставляемых документов:

а) клинический анализ крови и анализ мочи;

б) электрокардиографическое обследование;

в) рентгенологическое исследование органов грудной клетки (флюорография);

г) при заболеваниях органов пищеварения - их рентгеноскопическое исследование (если с момента последнего рентгенологического обследования прошло более 6 месяцев) либо УЗИ, эндоскопия;

д) в необходимых случаях проводятся дополнительные исследования: определение остаточного азота крови, исследование глазного дна, желудочного сока, печеночные, аллергологические пробы и др.;

е) при направлении на санаторно-курортное лечение женщин по поводу любого заболевания обязательно заключение акушера-гинеколога, а для беременных - дополнительно обменная карта;

ж) справка-заключение психоневрологического диспансера при наличии в анамнезе больного нервно-психических расстройств;

з) при основном или сопутствующих заболеваниях (урологических, кожи, крови, глаз и др.) - заключение соответствующих специалистов.

В феврале 2014 года вступил в силу приказ Минздрава России от 05.11.2013 № 822н, утвердивший Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Приказ разработан в соответствии с Федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации".

Журнал "Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах" разъясняет особенности организации медицинского обслуживания детей и подростков по новым правилам.

Кто вправе оказывать обучающимся первичную медико-санитарную помощь? Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется самими образовательными организациями. А оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации - медицинскими организациями. Образовательная организация обязана безвозмездно предоставить медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, оказывается сотрудниками медицинских организаций, работающими в отделении медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. В случае отсутствия таких отделений помощь может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

В понятие первичной медико-санитарной помощи входит оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, в т. ч. при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также вся профилактическая работа, реализуемая в образовательной организации.

Первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи. В специализированных образовательных организациях (коррекционного и компенсирующего видов) первичная помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами (по профилю патологии), фельдшерами и медицинскими сестрами отделения. Дополнительные виды и объемы медицинской помощи обучающимся, оказание медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено Порядком, организуются и осуществляются образовательной организацией с соблюдением требований законодательства РФ в сфере охраны здоровья.

Официальный источник Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в т. ч. в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утв. приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н. Пп. 4, 5, 14, 15

Литература

1. Вялков А.И. и др. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов. М.: 2002. - 328 с

2. Демографический ежегодник России: Стат. сб. / гос. ком. РФ по статистике. - М.: Госкомстат России, 2006. - 405с

3. Справочник по охране материнства и младенчества /Гл. ред. И. Мыльникова. М.: 2002. - 1148 с

4. Управление здравоохранением: Учеб. / Под ред. В.З. Кучеренко. М.: 2001.- 448 с.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение- СПб.: - 2000. - 914 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные задачи организации лечебно–профилактической и акушерско-гинекологической помощи женщинам и детям. Роль лечебно-профилактических мероприятий, дородового патронажа, женской консультации и санаторно-курортного лечения в укреплении здоровья нации.

    реферат , добавлен 30.04.2011

    Исследование основных принципов оказания лечебно-профилактической помощи детям. Задачи врача общей практики по обслуживанию детского населения. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни. Профилактические и оздоровительные мероприятия.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Медико-социальное значение системы охраны материнства и детства. Социальная защита женщин в период беременности. Организация гинекологической помощи. Принципы профилактической работы детских поликлиник. Особенности оказания детям стационарной помощи.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Медицинская сортировка, ее организация на этапах медицинской эвакуации. Неотложные мероприятия квалифицированной терапевтической помощи. Лечебно-эвакуационные мероприятия как важнейшая составная часть медицинского обеспечения боевых действий войск.

    реферат , добавлен 13.04.2009

    Виды лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Поликлиническая и стационарная лечебно-профилактическая помощь населению. Анализ специфики медицинского обслуживания сельского населения. Организация деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

    презентация , добавлен 04.04.2015

    Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Сущность и значение амбулаторно-поликлинической помощи. Виды принудительных мер медицинского характера и их применение. Санаторно-курортное лечение - вид лечебно-профилактической помощи, оказываемой в специализированных стационарных учреждениях.

    реферат , добавлен 25.10.2010

    Патогенез и патологическая анатомия первичной туберкулезной инфекции. Качество медицинской помощи. Особенности туберкулеза у детей и возможности ранней диагностики. Предложения по повышению качества сестринской помощи детям, страдающим туберкулезом.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2017

    Основные виды помощи пораженным в очаге или на его границе. Цели, перечень мероприятий первой медицинской помощи, периоды оказания и виды формирований. Организация оказания медицинской помощи в очагах ядерного, биологического и химического поражения.

    реферат , добавлен 24.02.2009

    Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Эффективное формирование и поддержание здоровья детей возможно только при взаимодействии медико-социальных мероприя- тий и последовательной государственной политики в области охраны материнства и детства. В Российской Федерации (РФ) принято более 100 нормативно-правовых актов, направленных на защиту детей. Материнство, детство и семья в соответствии с Конституцией РФ находятся под защитой государства, что означает создание социальноэкономических и правовых предпосылок для нормального развития и воспитания детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998) предусматривает установление показателей качества жизни детей, включающих минимальный объём социальных услуг, гарантированное и общедоступное бесплатное образование, социальное обслуживание, социальную защиту детей, организацию оздоровления и отдыха, обеспечение питанием в соответствии с минимальными нормами, бесплатное медицинское обслуживание. В РФ ратифицированы Конвенции ООН «О правах ребёнка» и «О ликвидации всех форм дискриминации женщин», проводят государственную социальную политику по защите детей и женщин путём реализации федеральных целевых программ «Дети России», «Планирование семьи» и «Безопасное материнство». Эти программы направлены на сокращение количества нежелательных беременностей и абортов (особенно среди девушек-подростков), снижение уровня гинекологических заболеваний, сокращение материнской и младенческой смертности, восстановление репродуктивной функции женщин, страдающих бесплодием, предотвращение бесплодия у юношей, внедрение в стране мониторинга материнской и младенческой смертности, врождённых пороков развития, а также разработку и внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи. Достижение эффекта от принятых программ возможно при условии оздоровления окружающей среды, развития социальной инфраструктуры и создания условий для здорового образа жизни. Медико-демографический мониторинг показывает, что осуществляемые государством меры не сдерживают отрицательного влияния социально-экономических факторов на качество жизни детей, система льгот и пособий, в том числе для детей-инвалидов, не компенсируют темпов роста стоимости жизни. В последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией. В связи с этим перспективным можно считать внедрение малозатратных и развитие стационарозамещающих технологий, ликвидацию имеющихся диспропорций и выполнение целевых программ. Создана развитая сеть перинатальных центров, в родильных домах открыты палаты интенсивной терапии для новорождённых, оснащён- ные современным оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), для проведения эффективной первичной реанимации новорождённых, внедряются современные технологии по выхаживанию новорождённых с малой массой тела, разрабатываются вопросы диагностики и лечения внутриутробных инфекций (ВУИ), совершенствуется пренатальная диагностика врождённых аномалий развития и многих наследственных заболеваний. Ранняя диагностика,


предоперационная подготовка и экстренная хирургическая помощь детям с врождёнными пороками сердца (ВПС) значительно улучшают исходы в этой группе новорождённых. Новорождённых обследуют на фенилкетонурию, врождённый гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром. Работают медико-генетические отделения и кабинеты, консультативно-диагностические подразделения, что позволяет совершенствовать медицинскую помощь беременным и детям, предотвращать инвалидизацию детей.

Стратегическая основа рождения и воспитания здорового ребён- ка - профилактика. В этой области важное место во всех возрастных группах занимает первичное звено медицинской помощи - врач-педиатр поликлиники. Профилактические осмотры - первый и обязательный этап диспансеризации детского населения. Их цель - раннее выявление заболеваний и проведение комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных и медико-социальных мероприятий. Объём и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному физическому и нервно-психическому развитию ребёнка. Профилактический осмотр проводят поэтапно.

Важное место в работе педиатра занимает постоянный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни: регулярные осмотры с оценкой физического и психического развития, рекомендациями по питанию, с коррекцией выявленных нарушений, профилактическими прививками. Педиатр осматривает новорождённого на дому в течение первых двух дней после выписки ребёнка из роддома, затем через день после первого посещения, на 14-е и 21-е сутки жизни и в возрасте 1 мес (в детской поликлинике). В период новорождённости по показаниям обеспечивают консультации специалистов на дому и проводят вакцинацию против туберкулёза, если её не сделали в роддоме.

В 1 мес в условиях поликлиники по итогам заключений врача-неонатолога роддома, участкового педиатра и специалистов (невролога, офтальмолога и хирурга-ортопеда) определяют группу здоровья ребён- ка. Матерей обучают проведению комплексного массажа и методам профилактики рахита. Проводят разъяснительную работу по обеспечению грудного вскармливания и рационального докорма детей. При отсутствии у матери молока контролируют схему искусственного вскармливания.

В последующие месяцы первого полугодия жизни (также в условиях детской поликлиники) детей осматривает участковый педиатр ежемесячно (далее в 8, 10 и 20 мес). Он корригирует питание ребёнка, проведение профилактических прививок, даёт рекомендации по закаливанию, контролирует нервно-психическое развитие. Если ребёнок заболел, его обязательно консультируют специалисты. При необхо-

димости обеспечивают активное наблюдение участкового педиатра и врачей круглосуточной медицинской помощи на дому.

В 3 мес проводят скрининговое лабораторное обследование, ребён- ка осматривают специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед), оформляют заключение по показаниям и противопоказаниям к проведению профилактических прививок.

Участковый педиатр с учётом перенесённых заболеваний и данных осмотра тех же специалистов делает новое заключение о состоянии здоровья ребёнка в 1 год.

На 2-м году жизни детей профилактические осмотры проводят дважды (в 1,5 и 2 года), в последующем - ежегодно.

В возрасте 3 лет перед поступлением в детское дошкольное учреждение детей осматривают педиатр и врачи-специалисты; проводят лабораторное обследование, при этом оценивают нервно-психическое и физическое развитие, определяют группы здоровья и распределяют их по медицинским группам для занятий физической культурой. Затем, в 5 и 6 лет, проводят то же обследование, что и в 3 года, и определяют функциональную готовность детей к обучению в школе. В 8 лет при полном диспансерном осмотре оценивают адаптацию к обучению в школе, в 8-14 лет также контролируют состояние здоровья по мере прохождения школьной программы. В программу профилактических осмотров 6- и 12-летних детей включают электрокардиографию (ЭКГ).

Комплексный осмотр врачами-специалистами (офтальмологом, хирургом-ортопедом, отоларингологом, стоматологом, неврологом и другими специалистами при наличии показаний) обязателен для детей в 1, 3 года, 5, 6, 8, 10, 12 и 14 лет. Ежегодно детей осматривают стоматолог и педиатр, врачи других специальностей - по показаниям. Наблюдение за подростками осуществляют в полном объёме в условиях поликлиники до 17 лет, включая помощь психолога.

Особое внимание уделяют профилактике гинекологических и экстрагенитальных заболеваний у девочек-подростков, по показаниям их осматривает детский гинеколог.

Улучшение консультативно-диагностической работы с детьми заключается в увеличении доступности для них квалифицированной специализированной медицинской помощи, уменьшении экономи- ческих затрат, организации дневных стационаров для быстрого уточнения диагноза и сокращения сроков пребывания в стационаре.

Диспансерное наблюдение особенно тщательно проводят за детьми, имеющими факторы риска возникновения заболеваний (вторая группа здоровья) и хронические заболевания (третья группа здоровья), с включением комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий и медико-педагогической коррекции. Реабилитацию

осуществляют в центрах и отделениях восстановительного лечения, а также в специализированных санаториях.

Детям с хроническими заболеваниями, относимым к группам риска, и с необычными реакциями и поствакцинальными осложнениями вакцинопрофилактику проводят с использованием оптимальных режимов после консультации со специалистами и с учётом результатов клинических, функциональных и лабораторных исследований.

Известно, что правильное питание имеет важнейшее значение для развития детского организма. К современным негативным тенденциям относят уменьшение количества детей, находящихся на грудном вскармливании, увеличение распространённости заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Пропаганда естественного вскармливания и применение различных видов стимуляции лактации - важное звено в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. В этой работе используют основные положения совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания».

Молочно-раздаточные пункты по рецептам врачей обеспечивают детей бесплатными молочными продуктами. В связи с высокой распространённостью заболеваний органов пищеварения необходим тщательный медико-санитарный надзор за питанием школьников. Развитие индустрии детского питания позволяет обеспечивать детское население, особенно первых 3 лет жизни и детей с хроническими заболеваниями, специальными продуктами питания, включая лечебные.

При заболевании ребёнка наблюдение и обследование в полном объ- ёме обеспечивают на догоспитальном этапе, при необходимости ребён- ка направляют в стационар, в том числе в специализированные отделения. С целью оказания квалифицированной помощи детям в течение суток функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Комплексное решение проблем организации помощи детям-инвалидам включает социально-педагогические, психологические и медицинские аспекты и способствует социальной ориентации детей и их интеграции в общество.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх