Малыш не может уснуть. Перекрывая время разлуки. Нарушение привычных ритуалов

Сон – важный процесс для жизнедеятельности человека. В это время мозг освобождается от накопленной информации, благодаря чему восстанавливается нервно-психическое состояние и работоспособность. Особое значение сон имеет для детского организма – от рождения и на протяжении всего процесса взросления. Но часто бывает, что ребенок не может уснуть.

Сон выполняет физиологическую функцию: во время него детский организм вырабатывает соматропин – гормон роста и развития. При недосыпании возникают проблемы с физическим, умственным и психическим развитием ребёнка, кроме того, страдает его самочувствие.

Инсомния – бессонница – может привести к серьёзным заболеваниям. Причины, почему ребёнок долго не может уснуть, специалисты разделяют на психологические, физиологические и связанные с окружающей обстановкой.

Причины отказа от сна

Если ребёнок здоров и его физически ничего не беспокоит, он может отказываться от сна по следующим причинам:

  • подвижные игры перед сном, т.е., чрезмерное возбуждение;
  • нерастраченная энергия вследствие дневной пассивности;
  • сильные эмоции в течение дня и перед сном;
  • тайные страхи, кошмарные сновидения;
  • нарушение режима.

Причины отказа ложиться спать

Порой ребёнок не хочет не только спать, но и укладываться в постель. Чтобы принять правильные меры, нужно правильно разобраться в ситуации и определить причину.


Почему ребенок не может уснуть и как с этим бороться.

Причины этого сходны с предыдущими, но есть и отличия:

  • если ребёнку для сна требуется меньше времени, чем положено по норме;
  • если он не хочет прерывать увлекательное занятие;
  • если испытывает страх перед постелью – воображение рисует чудовище или привидение под кроватью.

Почему не может заснуть

Ребёнок хочет спать, но почему-то уснуть не может – такая ситуация заставляет насторожиться. Как правило, в этом случае он капризничает, плачет. Это является сигналом, что ребенка что-то беспокоит.

Кроме переутомления и перевозбуждения причинами этого явления могут быть следующие:

  • физиологическая: недомогание, которое ребёнок не может объяснить;
  • психологическая: огорчение, подавленное настроение, переживание событий прошедшего дня;
  • окружающая обстановка: раздражающие звуки, свет, непривычная среда (к примеру, в поездке), отсутствие привычных атрибутов.

Причины отказа от дневного сна

По установленным нормам ребёнок должен спать днём до 6 – 7 лет. Однако родители и воспитатели всё чаще сталкиваются с детьми, которые в дневном сне не нуждаются. Если у ребёнка хорошо налажен режим, он крепко и спокойно спит ночью, то дневной отдых ему может быть не нужен.

Дети же с повышенной возбудимостью, гиперактивные, порой с неадекватным поведением, требуют особого внимания. Они не умеют расслабляться, из-за чего испытывают перевозбуждение и, как результат, переутомление. Такие дети нуждаются в консультации невролога, эмоциональном спокойствии и строгом режиме.

Отсутствие режима

Одна из причин отказа детей от сна. Задача правильно организованного режима состоит не только в привитии ребёнку определённых навыков. Режим имеет физиологическую основу: это образование условных рефлексов , что создаёт оптимальную возбудимость центральной нервной системы.

Нарушение и, тем более, отсутствие режима пагубно отражаются на здоровье ребёнка, поскольку являются постоянным стрессом для детской психики. Отсутствие чёткого распорядка дня ведёт к повышению утомляемости, а, следовательно, к раздражительности и эмоциональной нестабильности. Педиатры и неврологи считают это предпосылкой развития невроза.

Чтобы исправить подобную ситуацию, необходимо терпение и настойчивость. Категорически нельзя оказывать давление на ребёнка, заставлять его. Инструментом воздействия может быть только убеждение. Для маленьких детей все ежедневные ритуалы можно проводить в форме игры , пока у них не возникнет потребность в таких действиях.

Эмоции

Эмоциями называют реакции человека на различные события и явления. Для ребёнка очень важно понимать чувства и настроение окружающих. Если этого понимания нет, появляется страх, недоверие, даже враждебность, что может спровоцировать отсутствие сна.

Реакцией на определённые события бывает детская ревность, зависть, агрессия. По мнению специалистов, подавлять проявление негативных эмоций у ребёнка нельзя, так как он не учится их контролировать, а загоняет внутрь.

Накапливание отрицательных эмоций может спровоцировать неадекватное поведение, а их сдерживание – привести к психическим нарушениям.

Для коррекции эмоциональной сферы ребёнка важно умение взрослых управлять собственными эмоциями, так как их негативные проявления формируют детский комплекс неполноценности и неуверенность в себе. Положительные эмоции, напротив, образуют крепкую эмоциональную связь.

Страхи

Детские страхи – явление обычное и не патологическое, если они не сопровождаются чрезмерными переживаниями, но они зачастую не дают уснуть. Недостаток жизненного опыта, знаний об окружающем мире, а часто и реакция взрослых на ситуацию – предпосылки для возникновения страха.

Психологи выделяют несколько типичных причин:

  • конкретная ситуация, которая проецируется на дальнейшую жизнь;
  • фантазия, порождённая сказками, фильмами, страшными рассказами;
  • скандалы и конфликты в семье;
  • неудачное общение со сверстниками – насмешки и унижения;
  • невроз – ситуация, требующая помощи специалиста.

Сложность выявления этих страхов в том, что дети обычно о них не говорят. Можно лишь догадываться о них по нервозности и беспокойному сну.Существуют специальные методики, позволяющие диагностировать детские страхи, их применяют психологи.

Родителям же следует мягко вызвать ребёнка на откровенность, не ругать за трусость и не высмеивать, а убедить его изменить отношение к своей фобии. Рассказать, чего боялись в детстве и как победили свой страх. Доверие ребёнка и чувство защищённости поможет ему избавиться от навязчивой боязни.

Недостаток любви

Когда говорится о недостатке для ребёнка родительской любви, имеется в виду форма, в которой она проявляется. Например: некоторые родители считают, что постоянно указывая ребёнку на его промахи и ошибки, сравнивая его с другими детьми, тем самым учат его эти ошибки не совершать, действуя ему во благо.

Это очень опасное заблуждение. В представлении ребёнка выстраивается логическая цепочка: я сделал неправильно – другие дети лучше меня – я недостоин любви – меня не любят, а это вызывает шквал негативных эмоций, что, в свою очередь, препятствует полноценному сну.

Во взрослой жизни следствием этого бывает комплекс неполноценности или другая крайность: протестное поведение вплоть до криминала. Ребёнок переживает это очень болезненно, становится нервным и неуверенным, может даже впасть в депрессию. Вместо родительского тепла и понимания он ощущает только жёсткие рамки условностей и обязанностей.

Драматичность подобных ситуаций в том, что ребёнок не может справиться с ними сам. Только став взрослым, он сможет их осмыслить и усилием воли изменить свою жизнь – или останется человеком с комплексами навсегда.

Почему порой ребёнок не может уснуть – сильные переживания, детские страхи, недостаток родительской любви – серьёзные причины, для избавления от которых требуются упорные, терпеливые, душевные усилия взрослых – родителей и воспитателей. Другие же, частные случаи, купируются гораздо легче.

Переутомление

Признаками детского переутомления являются:

  • нарушение концентрации внимания;
  • частая смена поз во время сна;
  • непривычные движения;
  • нехарактерная сонливость или, наоборот, бессонница.

Для лечения детского переутомления применяются: ЛФК, аутогенные тренировки, массаж – это прерогатива специалистов. Родителям же необходимо снизить физические нагрузки ребёнка (например, спортивные тренировки), следить за рационом питания (овощи, фрукты, злаки, легкоусвояемые белки) и восстановить правильный режим дня.

Болезнь

Первые проявления начинающейся болезни могут быть сначала незаметны, но не дают ребёнку уснуть. Он ворочается, мечется, начинает плакать. Эти симптомы обычно скоро проявятся, и если родители выяснили причину беспокойства ребёнка – заболевание, необходимо срочно обратиться к врачу и выполнять все его предписания.

Перегулял

Почему ребёнок не может уснуть – причиной может быть его чрезмерная активность в течение дня. Длительные подвижные игры, безудержное веселье, яркие эмоции – всё это приводит ребёнка в стойкое возбуждение.

Чтобы включить «режим торможения», специалисты рекомендуют искупать его в тёплой воде, обеспечить спокойную обстановку и тишину в доме, почитать ему книжку с нейтральным сюжетом (читать нужно негромко и размеренно). При этом происходит расслабление, и ребёнок спокойно засыпает.

Недогулял

Нерастраченная в течение дня энергия требует выхода. Чтобы вернуть ребёнка в привычный биоритм, не следует идти у него на поводу и нарушать установленный режим. К способам расслабления, описанным выше, можно добавить ромашковый чай с мёдом, хорошо действует и тёплое молоко. Мешочки с сушёной лавандой, мелиссой, хмелем, положенные под подушку, также способствуют засыпанию и спокойному сну.

Неудовлетворённые нужды

Это обстоятельство касается самых маленьких, которые ещё не могут объяснить, что мешает им уснуть. Причиной может быть голод, жажда или некомфортная температура в комнате. Дети, уже приученные к детскому туалету, могут испытывать желание пописать и т.п. Наблюдая изо дня в день за ребёнком, внимательные родители способны понять его сигналы и избавить от дискомфорта.

Отказ от сна детей до 3-х месяцев

У детей до 3-х месяцев это обусловлено физиологическими причинами. Помехой спокойному сну может быть холод или, наоборот, перегрев, чувство голода. Частой проблемой этого возраста являются кишечные колики, избавить малыша от них помогут рекомендации педиатров.

Если проблема с засыпанием постоянна, чаще всего это следствие нарушения режима. От рождения до 3-х месяцев малыш должен спать 3-4 раза в день и 1 раз ночью. Если режим сбивается, это стрессовая ситуация, выделяются и накапливаются гормоны стресса и ребёнок не может спать. Рекомендация очевидна: наладить режим бодрствования и сна.

Отказ от сна детей от 3-х до 6-ти месяцев

В этом возрасте у детей начинают прорезываться зубы. Зуд и распухшие дёсны сильно беспокоят ребёнка и не дают ему спать. Существуют способы облегчить состояние малыша, с ними родителей должен ознакомить педиатр.

Помимо физиологических причин, у детей 3-х – 6-ти месяцев уже могут проявляться страхи, обусловленные изменением привычной обстановки.

Если ребёнок привык засыпать в коляске, в движении, он может бояться кроватки, привыкнув спать в присутствии матери – бояться остаться одному и т.д. Родителям следует ознакомиться с возрастными особенностями ребёнка, посещать курсы молодых мам (пап), обращаться за советом к специалистам.

Отказ от сна детей от полугода до года

Ребёнок 6-ти – 12-ти месяцев должен спать не менее 15 часов в сутки. Если эта норма не выдерживается, накапливается недосыпание и, как следствие, переутомление. Это состояние накладывается на проблему прорезывания зубов, и ребёнок становится капризным и нервным.

Родителям нужно приложить усилия, чтобы обеспечить малышу сон в необходимом количестве. Рекомендация: укладывать ребёнка не позже 20.00, так как в это время вырабатывается гормон сна – мелатонин, и засыпание наступит легче.

Отказ от сна детей от года да 3-х лет

Суточная норма сна для детей старше года – 13 часов, включая два дневных сна. Достаточно один раз нарушить этот режим – и засыпание станет проблемным. В данном возрасте вступают в действие типичные причины, по которым ребёнок не может уснуть: перевозбуждение, новые яркие эмоции, смена обстановки и другие.

Для засыпания и спокойного сна ребёнка нужны определённые условия:

Если упустить момент готовности ребёнка заснуть, следующим этапом будет чрезмерная активность, капризность. В этом случае уложить его будет сложно, и сон ребёнка будет тревожным, фрагментарным, он может плакать во сне, просыпаться и затем не спать долгое время.

Отказ от сна детей старше 3-х лет

Причины, по которым возникает проблема с засыпанием ребёнка от 3-х лет и их устранение:

  • короткое время бодрствования после дневного сна – в виде исключения уложить немного позже;
  • сложность перехода от активных действий ко сну – заранее переключить ребёнка на спокойные занятия;
  • внешний раздражитель – устранить или уменьшить воздействие;
  • внутренний раздражитель: страхи, эмоции – поговорить с ребёнком, успокоить;
  • непривычная обстановка – постараться соблюсти ритуал засыпания, хотя бы частично;
  • перевозбуждение – купание или умывание, расслабляющий массаж, спокойная монотонная речь.

Как уложить ребёнка

Чтобы без проблем уложить ребёнка, нужно соблюдать определённые правила:

  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • правильная подготовка ко сну: переключение с активных действий на спокойные, ежедневные ритуалы – купание, кормление, укладывание;
  • располагающая обстановка: проветренная комната, удобная постель, приглушённые звуки и свет;
  • действия, направленные на расслабление: монотонное чтение знакомой сказки, колыбельные песенки; если мультики – то спокойные.

Существуют и специально разработанные методики для укладывания ребёнка.

Метод самозасыпания

По мнению специалистов, ребёнок способен засыпать самостоятельно с самого рождения. Для этого детей до 1 года нужно приучить засыпать в своей кроватке, и ни в коем случае на руках. Если малыш плачет, рекомендуется взять его на руки, спеть песенку или что-нибудь рассказать (но не укачивать) и положить обратно. Постепенно ребёнок привыкнет, и будет засыпать сам.

Для детей старше 3-х лет можно применить метод доктора Эстивиля. В течение дня нужно неоднократно говорить ребёнку, что сегодня он будет спать в своей кроватке самостоятельно, тем самым приучая его к этой мысли.

Вечером уложить малыша и сказать ему, что мама скоро к нему зайдёт. Вначале необходимо выдержать хотя бы минуту. Постепенно время уединения увеличивается, и ребёнок привыкает спать самостоятельно.

Метод самоуспокоения

Данный способ включает в себя комплекс словесных и тактильных успокаивающих действий. Выполнив ежевечерние ритуалы, следует уложить ребенка в кровать и какое-то время находиться рядом.


Почему ребенок не может уснуть и как помочь ему в этом, чтобы обойтись без слез

Увидев, что ребёнок закрыл глаза, тихо покинуть комнату. Если он услышал это и захныкал, возвратиться и негромко поговорить. Услышав голос матери, ребёнок успокаивается. Со временем потребность в присутствии родителей исчезнет, обычно это происходит через 7 – 12 дней.

Метод — «долгое прощание»

Такой метод основывается на постепенном удалении от кровати ребенка. На протяжении 3-х дней следует отодвигать стул всё дальше, с тем, чтобы на 4-й день он стоял уже в середине комнаты, а на 7-й – у самой двери. Зная, что мама рядом, ребёнок спокойно засыпает и постепенно привыкает оставаться в детской один.

Метод – без слёз

Уложить малыша без слёз поможет всё тот же вечерний ритуал. Ребёнок должен знать, что после определённых действий уже не будет ни игр, ни многократных «в туалет» или «попить», таким образом, он уже подготовлен ко сну.

Далее рекомендуется изменить завершающую стадию на новое действие: сказать, что дела заставляют на минутку оставить его одного. На зов ребёнка нужно обязательно откликаться, но постепенно увеличивать длительность отсутствия. Придёт день, когда он поймёт, что засыпает самостоятельно.

Самостоятельному засыпанию способствует и любимая мягкая игрушка, которую ребёнок кладёт с собой в постель.

Метод Фербера

Чтобы использовать способ профессора Р. Фербера, необходимы следующие условия:

  • применять к детям старше полугода;
  • с выработанным режимом дня;
  • с отсутствием заболеваний.

Выполнив все обычные процедуры, уложить ребёнка и выйти из комнаты. Несмотря на его протесты, зайти в комнату, выдержав некоторое время. Не поднимая из кровати, успокоить малыша и снова выйти. Постепенно время отсутствия родителей увеличивается, но оставлять ребёнка на долгое время всё же не стоит.

Нельзя не сказать, что метод Фербера, как и сходный с ним метод Эстивиля, вызывает у специалистов ожесточённые споры по поводу негативных последствий для детской психики. Выбирать тот или иной способ необходимо, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и конкретные обстоятельства.

Ошибки родителей

Почему ребёнок не может уснуть – часто причиной этого является то, что молодые родители усложняют привитие необходимых навыков неверными действиями.

Наиболее распространённые ошибки:

  • слишком позднее укладывание;
  • укачивание как часть ритуала;
  • развлечения в постели – игрушки, модули, карусели;
  • непоследовательность действий, нарушение вечернего ритуала.

Профилактика нарушений сна

  • правильный режим освещения – подчёркивать разницу между ночным и дневным временем;
  • ритуал укладывания;
  • поведение ребёнка перед сном;
  • пробуждение в определённое время;
  • правильный дневной сон;
  • комфортный температурный режим;
  • метод пауз.

Известный педиатр Е. Комаровский сформулировал 10 правил «золотого детского сна»:

  1. приоритеты – речь идёт об отдыхе всей семьи, не только ребёнка;
  2. режим сна ребёнка – выбрать время, оптимальное для семьи;
  3. определение места для сна;
  4. соблюдение временного режима дневного сна;
  5. определение интенсивности кормления (зависит от особенностей ребёнка);
  6. насыщенность дневного времени, положительные впечатления;
  7. оптимальная температура и влажность воздуха в детской;
  8. купание – важный фактор эмоционального состояния ребёнка;
  9. правильно подготовленная постель;
  10. качественный подгузник – важная деталь для спокойного сна.

Если родители с рождения малыша приучают его ко сну по правилам, проблема, почему ребёнок долго не может уснуть, и сон его беспокоен, не возникает. Это обеспечивает полноценный отдых родителей и благотворно влияет на развитие маленького члена семьи.

Видео о том, как уложить ребенка спать

Как подготовить ребенка ко сну, чтобы он не плакал:

Доктор Комаровский о том, как уложить ребенка спать правильно:

Было у вас такое, ребенок хочет спать, но не может уснуть и плачет, капризничает, выгибается? Конечно бывало, ведь в этом нет ничего удивительного. Такое происходит, у кого-то часто, у кого-то редко. В чем причина, и как справляться, рассказываю в этой статье.

Помимо недомоганий или болезни (колики, заложенность носа и прочее), основных причины три.

1. Перегулял

Нервная система у малышей нестабильная, и часто перевозбуждение преобладает над торможением. Возможно, малыш готов был уснуть, но отвлекся, заигрался, и все, момент пропущен, гормоны стресса накоплены. Человеку тяжело.

Кроха как будто борется со сном, пытается уснуть, но справиться уже не может. Для того, чтобы избежать такой картины событий, необходимо знать . Ответственность за соблюдение ритмов на маме, как на ведущей в паре мама-малыш.

В случае с перегуливанием в помощь маме следующие рекомендации:

  • Сохранять спокойствие.
  • Выслушать ребенка, посочувствовать, предложить грудь. Малышей до 6 мес. немного подкачать (если необходимо), включить «белый шум» (налить себе стакан воды, включить чайник), малышей до 1,5-3 месяцев – запеленать. Читайте об этом подробнее
  • постараться уснуть вместе с ребенком.

2. Недогулял

И это тоже относится к ритмам. Особенно в переходные периоды, когда малыш готов бодрствовать чуть подольше, а мама настаивает на сне, дите выражает недовольство, когда его укладываешь, орет. В этом случае можно дать ребенку погулять еще 15-20 минут, и попробовать уложить снова. Если не хочет засыпать – еще 15.

Укладывать ребенка следует не дольше 10-15 минут. Если малыш приложился к груди, а через 15 минут довольный оторвался, значит, он готов бодрствовать еще.

Сразу понять, мало или много бодрствования ребенку не всегда просто. В этом случае следует действовать методом проб и ошибок. Ориентируясь на ритмы, попробовать уложить чадо минут на 10 раньше, если не подошел вариант, то дать больше времени на бодрствование. Следует наблюдать за состоянием ребенка. В итоге будет понятно, как поступить.

Дети считывают наше настроение, поэтому залог комфортного засыпания – соблюдение ритмов и состояние мамы.

3. Неудовлетворенные нужды

Человечек постарше, к примеру, 1-1,5 года может испытывать чувство голода или желание пописать. В отличие от взрослых, детям перед сном необходимо подкрепиться.

Помимо этого, есть несколько важных правил, которые порядком облегчать вам укладывания вашего дитяти:

  • Укладывать ребенка в разных позах, удобных маме. Т.к. мама имеет биологическое право на выбор позы, как ведущая в паре мама-малыш.
  • Не создавать специальных условий для дневного сна – тишина, темнота и прочее, все это усложнит засыпания в непривычных условиях.
  • После 3 месяцев исключить сны на улице – иначе появится привыкание, далеко не всегда удобное. Помимо того, сон на улице создает ребенку лишние сложности в виде движений воздуха, выхлопных газов и прочих выбросов, которые концентрируются как раз на уровне детской коляски. Лучше хорошо проветрить помещение перед сном.
  • Организуйте малышу активное бодрствование, так лучше засыпается.


Наблюдайте за своим ребенком, за его сигналами, за его состоянием. Проявите любовь и терпение. У вас все получится! Да, иногда дети как маленькие инопланетяне с которыми не понятно как обращаться и как расшифровать их язык. Если вы чувствуете себя подобным образом, обратите внимание на эти классные курсы для молодых матерей, которые вам обязательно помогут:

«Естественное родительство: мифы и рифы»

«Секреты счастливого материнства »

С появлением в семье малыша у родителей возникает множество вопросов и ситуаций, с которыми они не знают, как справиться. Первые месяцы проходят спокойно. Большую часть времени кроха спит и кушает. Многие психологи называют этот период «золотым временем» для молодых мамы и папы. Время идет, и детям нужно познавать окружающий мир, развиваться. На дневной сон уже уходит не больше 5-6 часов в день. А в более старшем возрасте детям и вовсе хватает 2-часового отдыха.

Для многих родителей вопрос о том, что ребенок плохо засыпает на ночь, стоит настолько остро, что приводит к огромным скандалам в семье. Как правильно поступить в подобной ситуации, узнаем в статье.

Несколько слов о сне малышей

Стоит отметить, что новорожденный способен спать практически сутки. Это естественно и обусловлено физиологическими потребностями организма. Процесс родов для малышей довольно сложная работа, после которой требуется заслуженный отдых. Также мозг должен переработать и справиться с информацией, которая попадает к нему огромными потоками. Как правило, в это время у родителей не возникает проблем с укачиванием малыша. Достаточно дать ему бутылку со смесью или грудь, и он моментально уснет.

Не стоит пугаться, если увидите, что во сне ребенок вздрагивает, машет руками и ногами. считается активным (а не пассивным, как это принято у взрослых). Нет необходимости сразу обращаться к врачу и делать УЗИ родничка, достаточно немного подождать, и все придет в норму.

Если в столь раннем возрасте ребенок плохо засыпает на ночь, значит, родители делают что-то не так. Возможно, малыш недоедает, ему не хватает грудного молока. Если выяснится, что причина не в еде, попробуйте поменять марку памперсов. Есть вероятность, что кроха чувствует дискомфорт. Помните: ребенку, которому исполнилась 1 неделя, необходим свежий воздух. Дневные прогулки обязательны, они не только способствуют укреплению иммунитета, стимуляции аппетита, но и улучшают сон.

Почему кроха перестал спать?

Многим родителям непонятно, почему плохо засыпает на ночь. При этом на дневной сон, как правило, жалоб нет. Ведущие педиатры говорят о том, что в этот период малыш должен засыпать довольно хорошо, так как большую часть времени он проводит именно в этом состоянии. Ниже приведены ситуации, которые могут повлиять на этот процесс:

    Пожалуй, одна из самых популярных причин в этом возрасте - ребенок перепутал ночь и день. Такие ситуации встречаются сплошь и рядом. Чтобы этого не произошло, постарайтесь с первых дней жизни крохи выработать определенный режим. Еще немаловажно дать понять ребенку разницу между временем суток. Пусть день проходит активно, во время кормлений дайте ему послушать спокойную музыку, ласково разговаривайте с ребенком. Ночью не стоит включать свет, рассказывать сказки и так далее. С пеленок малыш должен понимать, что ночью стоит себя вести тихо и спокойно, спать.

    Еще одна ошибка - не пеленать кроху при засыпании. За день ребенок получает массу информации, нервная система еще не может справляться с ней в полном объеме, поэтому малыш может хаотично двигать ручками и ножками, тем самым будя себя.

    Если ребенок (3 месяца) плохо засыпает на ночь, возможно, причина в коликах, которые могут мучить малышей в этот период. С проблемой помогут справиться массажи и теплая пеленка.

Стоит обратить внимание на то, если ребенок плохо засыпает на протяжении долгого времени. При этом его состояние беспокойное, сопровождается плачем и истериками. В этом случае могут быть неврологические проблемы со здоровьем, необходимо обратиться к педиатру.

Как помочь ребенку справиться с проблемой?

Многие родители так устают за день, что ждут ночи как своего спасения. Но бывают ситуации, когда малыш кричит и никак не засыпает. Что делать в этой ситуации? Как правильно справиться с проблемой? На эти вопросы может ответить педиатр или Прежде всего нужно учитывать возрастные особенности крохи.

    Почему ребенок плохо засыпает на ночь? 4 месяца - время, когда в организме маленького крохи происходит ряд физиологических изменений. Колики отступают, их место занимают проблемы с зубами. Десны опухают, чешутся, ротовая полость готовится встречать первых гостей. Безусловно, это доставляет неприятности малышу, он становится раздражительным, плачет. В этом случае могут помочь специальные мази для десен и грызунки. Они успокоят ребенка на некоторое время.

    Ребенок (5 месяцев) плохо засыпает на ночь? Причин может быть много, начиная от мокрого памперса и заканчивая колыбельной, которая ему не нравится. Но стоит учитывать тот факт, что этот временной отрезок сопровождается активными физическими возможностями малыша. Он учится ползать, переворачиваться, сидеть. Нервные окончания просто не справляются с накопленной информацией, поэтому вечером перевозбужденный ребенок и не думает о сне. Чтобы помочь в этой ситуации, достаточно вечером сделать ему легкий массаж и искупать в теплой ванне с добавлением успокаивающих трав (мята, ромашка, мелисса и другие).

    "Ребенку 1 год, плохо засыпает на ночь, как быть и что делать?" - основной вопрос родителей. Возможно, они неправильно определяют его режим. В этом возрасте дети способны слышать и понимать слова взрослых. Они уже осознанно делают те или иные действия. Если ребенок в год плохо засыпает на ночь, постарайтесь в течение дня выматывать кроху, играйте в активные игры, смотрите книги, пойте песенки, посещайте детские площадки, чтобы к вечеру у него не оставалось сил на крики и плач. Не забудьте о вечерних водных процедурах, чтобы снять с малыша нервное напряжение. В этом случае здоровый сон и ребенку и родителям будет обеспечен.

    Если прислушаться к советам, изложенным выше, можно навсегда забыть о вопросе: «Почему ребенок плохо засыпает на ночь?»

    Ребенку 1,5 года, а он плохо засыпает? Ищем пути решения проблемы

    После того как в семье появляется малыш, жизнь родителей кардинально меняется. Вначале он спит почти целый день, потом режим вроде приходит в норму, а после вновь начинаются проблемы. Часто мамы на приеме у педиатра задают вопрос: «Почему ребенок (1,5 года) плохо засыпает на ночь?» Основная причина в том, что малыша могут беспокоить зубы. Чешущиеся набухшие десны дают о себе знать.

    Также стоит отметить особенности развития детей в этот период. Они начинают понимать, что мир настолько интересен и занимателен, что нет времени спать. Конечно, это неверно. Ведь невыспавшийся малыш ведет себя просто отвратительно: нервничает, капризничает, не слушается.

    Если ребенок (1, 5 г.) плохо засыпает на ночь, самое главное - объяснить ему, что сон обязателен. Постарайтесь не вестись на уловки и крик, к которым привык прибегать малыш. С помощью ласки и любви успокойте кроху, спойте песенку, сделайте расслабляющий массаж, и подобная проблема исчезнет раз и навсегда.

    Дети 2-3 лет. Пару слов о них

    У многих мам часто возникает вопрос: «Что делать, если ребенок (2 года) плохо засыпает на ночь?» Врачи уверяют, что если до этого времени не было проблем со сном, то тревогу бить не стоит. Главное объяснение данной проблемы - возрастные особенности малыша, или, как по-другому говорят психологи, кризис 2-3 лет.

    В этот период дети становятся самостоятельными, отчетливо осознают, что могут манипулировать ситуацией и родителями. Главное, не допустить разрастания проблемы и вовремя поставить ребенка на место, указав на то, кто в семье главный.

    Многие родители, столкнувшись с тем, что ребенок (2 года) плохо засыпает на ночь, совершают огромную ошибку, ругая малыша и всячески его унижая. Делать этого не нужно, тем самым вы внушаете ребенку неуверенность в себе и провоцируете его на еще большие истерики.

    Основные причины, из-за которых сон может быть нарушен

    Часто от родителей можно услышать вопрос: «Почему ребенок плохо засыпает на ночь?» 3 года - это период, когда справиться с детьми намного сложнее, чем в более раннем возрасте. Казалось бы, кроха подрос, уже многое умеет делать самостоятельно, а проблем меньше не становится. В этом случае нужно выяснить причины, из-за которых малыш ночью:

    Активные вечерние игры.

    Просмотр мультфильмов.

    Поздний дневной сон.

    Детская психология и физиология. У многих ребят после переутомления возникает дополнительный всплеск эмоций. И вместо того, чтобы расслабиться и уснуть, они, наоборот, хотят веселиться, бегать, прыгать.

    У ребенка много энергии, которую он не тратит в течение дня, поэтому возникают проблемы с засыпанием.

    Дневной сон длится слишком долго. Если малыш заснул и никак не может проснуться, его обязательно нужно будить.

    Вечерняя ссора, выяснение отношений. После скандалов дети очень тяжело приходят в себя.

    Если ребенок плохо засыпает и днем, и ночью, устраивает постоянные скандалы, не реагирует на родителей, лучше обратиться к детскому невропатологу.

    Пора спать

    Прежде чем ругать детей, нужно разобраться, а правильно ли ведут себя родители. Ведь во многих случаях, когда ребенок плохо засыпает на ночь, виноваты мама и папа. Им нужно усвоить основные правила отхождения малыша ко сну:

      Не устраивайте активных игр на ночь. Это только взбудоражит ребенка - уснуть ему будет очень сложно.

      Часто случаются ситуации, когда папа приносит вечером с работы новую книжку или игрушку. Конечно, кроха отреагирует на это морем эмоций, успокоить которые будет нелегко.

      Выработайте правила подготовки ко сну. Для начала можно прочесть нестрашную сказку, затем искупать в теплой водичке с ароматной пенкой или травами.

      Если ребенок школьник, не стоит выяснять причину плохих оценок, других негативных ситуаций вечером.

      Не позволяйте детям смотреть мультфильмы после того, как они легли в кровать.

      Если ребенок стал плохо засыпать на ночь, можно попробовать народное успокаивающее средство: стакан теплого молока и чайную ложку меда. Этот вариант подойдет только для тех детей, которые могут хорошо контролировать свое мочеиспускание.

    Воспользовавшись вышеизложенными советами, можно исключить из своей жизни проблему того, что ребенок плохо засыпает на ночь.

    Никогда не повторяйте чужих ошибок

    Есть неверные поступки и действия, которые совершают родители, укладывая детей. Если ваш ребенок стал плохо засыпать на ночь, внимательно прочитайте, не выполняете ли вы следующие ошибки:

    Укладываете спать довольно поздно. Оптимальное время для укачивания ребенка - девять десять часов вечера. Помните: если малыш переутомился, он будет хуже засыпать. Многие врачи советуют даже завести дневник сна.

    Запомните: сон в движении не есть норма. Привыкнув с самого детства к такому способу укачивание, ребенок будет искать и требовать это в дальнейшем.

    Сон со светом и музыкой недопустим.

    Нет единого ритуала перед отхождением ко сну.

Постарайтесь исправить эти ошибки, и ребенок будет засыпать без проблем.

Что делать, если ребенок плохо засыпает на ночь? Комаровский предлагает следующее:

    Самое важное - расставить правильно приоритеты в жизни. Конечно, здоровый малыш - это очень важно, но и бодрые, счастливые родители - залог успеха и правильного развития крохи.

    Режим, который бы устраивал всех членов семьи. Не нужно полностью подстраиваться под маленького карапуза, покажите, кто главный в семье.

    Дети должны спать в манеже.

    Нет лишнему дневному сну.

    После того как ребенку исполнилось 6 месяцев, ему не нужны ночные кормления.

    Активный день - залог не только здоровья, но и хорошего сна.

    Оптимальный температурный режим в комнате, где спит ребенок - 16 -19 градусов.

    Правильно оборудованное спальное место. Никаких мягких кроватей и перьевых подушек быть не должно. Ортопедический матрас - обязателен.

    Использование проверенных подгузников, чтобы ночью малыш не был мокрым.

Если придерживаться этих правил, то можно навсегда забыть о проблеме ночного укачивания малыша.

Коротко о главном

Если ваш малыш стал плохо засыпать на ночь, не нужно сразу же бежать к врачу. Важно самому выяснить причину случившегося. Возможно, его беспокоят колики и режущиеся зубки. В этом случае помогут массаж животика и специальный гель для десен. Если же ребенок вырос, и подобных проблем быть не может, стоит задуматься и проанализировать распорядок дня. Возможно, он нуждается в корректировке. Педиатры рекомендуют составить график и выяснить, где вы допустили ошибку. В большинстве случаев всему виной дневной сон. Малыш поздно ложится, долго спит и, конечно, не хочет укладываться спать вечером.

Создайте комфортные условия для ребенка. Первый пункт - это температурный режим. В комнате не должно быть душно и слишком жарко. Многие педиатры уверяют, что максимально допустимая отметка - 22 градуса. Не забудьте проветрить помещение, хватит и 5 минут.

«Почему ребенок плохо засыпает на ночь?» - пожалуй, это вопрос, который хоть раз в жизни волновал каждого родителя. На самом деле причин может быть множество, начиная от возрастных изменений, происходящих в организме, и заканчивая нервными расстройствами.

Восстанавливать силы, потрачены в период дневной активности лучше в период сна, когда организм ребенка отдыхает, набирается сил.

Сон считается единственным источником обеспечивающий активизацию гормона роста. Однако многие дети после дневного бодрствования не могут уснуть.

Согласно статистическим данным и социологическим опросам, было установлено, что более 25 % детей до 3-х лет имеют нарушений сон в дневное или ночное время.

Уложить ребенка спать иногда требует много усилий со стороны родителей, которые могут часами рассказывать сказки, петь колыбельные, но никакие уговоры не помогут сомкнуть глазки и погрузится в крепкий и здоровый сон.

Причины плохого сна у детей

Существует огромное количество причин, по которым ребенок не может уснуть, все они способны вызывается как физиологическими факторами, так и патологическими.

Одной из причин нарушенного сна считается детская психика, которая очень возбудимая и после активного дня не позволяет спокойно уснуть.

Беспокойный сон малыша часто проявляется вследствие неправильного и не сформованного распорядка дня, когда он поздно засыпает и поздно встает, ведет малоподвижный образ жизни.

Избавиться от несформированного дня можно только благодаря четкому произведенному режиму, где нужно уметь чередовать бодрствование со сном, который занимает большую часть отдыха.

В неправильном режиме, большая доля вины самих родителей.

Подготовка ко сну должна стать ежедневным и привычным ритуалом.

Непосредственно перед засыпанием, посидите с ребенком, почитайте сказку или расскажите интересную историю, можно включить мультфильм.

Еще одной причиной, почему ребенок не может уснуть, является плохая эмоциональная обстановка в семье, когда он ложится спать обиженным, раздражительным или взволнованный.

Не следует решать конфликтные ситуации, ругать или выяснять семейные отношения перед сном в его присутствие, лучше оставить разговор на утро.

Помимо нарушения эмоциональной обстановки, дети плохо спят при постороннем шуме, ярком свете, голоде и ряду других причин.

К патологическим особенностям способствующие нарушению сна, относятся следующие факторы и заболевания:

  • нарушение работы нервной системы: стрессы, физические или психологические нагрузки;
  • нарушения функциональности внутренних органов и систем;
  • смена режима питания и рациона питания;
  • прорезывание зубов, колики;
  • нарушение температурных режимов: солнечный удар, переохлаждение;
  • При нарушенном процессе, важно следить за динамикой и его особенностями.

    Распространенным среди детей дошкольного возраста считается ночное недержание мочи (энурез). При периодическом недержании мочи в ночное время не следует постоянно будить ребенка в туалет, это негативно отображается на состоянии нервной системы.

    Часто дети во сне вздрагивают, скрипят зубами, просыпаются от кошмаров, в школьном возрасте, страдают сноговорением или сомнамбулизмом, когда во время сна может сидеть на кровати или ходить по комнате, в народе таких людей называют «лунатиками».

    Данные нарушения могут встречаться в любом возрасте, за исключением новорожденных.

    Причиной плохого сна у детей первых лет жизни считается невропатия, она характеризуется затрудненным засыпанием и беспокойством. При наличии данных расстройств, нужно обратиться к врачу невропатологу.

    Как уложить ребенка спать

    Если у малыша не наблюдаются патологические особенности сна, тогда следует придерживаться нескольких элементарных правил, которые помогут легко засыпать и с улыбкой просыпаться.

  • За 1 -2 часа до сна можно проводить вечернюю прогулку или хорошо проветривать комнату;
  • Перед сном нежелательно играть активные и веселые игры;
  • Исключить нервные перенапряжения;
  • Питание должно быть легкое и не ставать причиной для расстройства пищеварительной системы, особенно важно не употреблять пищу непосредственно перед засыпанием;
  • При отсутствии аллергии на лаванду, можно под подушку положить небольшой мешочек с этой травой. Она оказывает успокоительное воздействие.
  • Можно напоить ребенка чаем из ромашки с добавлением меда.
  • При ощущении страха, засыпать лучше с мамой, или папой, это поможет ощущать защищенность и безопасность.

Родители должны стараться сделать сон своего чада полноценным, и здоровым. Это поможет улучшить состояние здоровья, настроение, а также позволит взрослым выспаться вместе и ним.

Одно из лучших лекарств от плохого сна, считается любовь, ласка, и забота, которые ребенок должен получать ежедневно от своих близких и родных людей.

Влияние мультфильмов на детей. Слабая детская психика и сознание. Стоит ли смотреть телевизор. Польза и вред от современных мультиков. Какой мультфильм лучше смотреть малышам. Основные позитивные и негативные факторы.

  • Дети и деньги, стоит ли давать карманные деньги?

    Дети и деньги, отношение родителей к карманным деньгам. Когда стоит приобщать детей к покупкам и деньгам. Цена труда — откровенный разговор с ребенком обязателен.

    Почему ребенок не может уснуть?

    Малыши должны спать крепко, чтобы расти здоровыми и умными. Однако не всегда младенческий сон безмятежен. Каждая мама, хоть раз да сталкивалась с тем, что ребенок не может уснуть, или его сон постоянно прерывался плачем.

    Дети испытывают проблемы со сном гораздо чаще, нежели взрослые люди. Бессонница бывает не только у стариков, но и у маленьких детей. Чтобы понять, от чего Ваша кроха не спит, нужно знать некоторые физиологические особенности организма грудничка. Зная это, Вы можете помочь малютке заснуть.

    1. Первая причина – это голод. Новорожденный ребенок не всегда может терпеть длительные перерывы между кормлениями в ночное время. Вот он и будит мамочку своим плачем. Решить эту проблемы поможет совместный сон с грудничком. Тратя минимум усилий на изнуряющие подъемы ночью, мама в любой момент может дать грудь ребенку. Совместный сон благоприятно действует на психологическое и умственное развитие малышей. Они чувствуют маму и ощущают спокойствие.
    2. Вторая причина – это мокрые пеленки. Нерегулярная смена пеленок или подгузника вызывают пеленочную сыпь. Воспаленная кожа – сильный раздражитель. Ребенок может испытывать боль и жжение на кожных покровах промежности. Максимально тщательная гигиена и применение барьерных мазей или кремов не дадут развиться опрелости, а, значит и сон будет более продолжительным и спокойным.
    3. Третья причина – темперамент малыша. Он, просто еще не устал, или его нервная система требует больше времени на то, чтобы погрузиться в сон. Особенно сильно заметен повышенный темперамент в дневное время. Дневной сон необходим детям до трех лет в обязательном порядке. Груднички спят днем до трех-четырех раз. Если малыш еще не нагулялся, то, сколько его не качай, дневной сон ребенка не будет длительным и глубоким.
    4. Четвертая причина – болезни. Если кроха болеет, то самое первое, что начинает страдать – это сон. Заложенный носик при простуде не даст свободно дышать, кишечные колики мучительны для младенцев. Помимо этих причин, не давать спокойно спать, могут неврологические осложнения после родовых травм, такие как, внутричерепное давление, кривошеесть. Любые блоки и подвывихи на суставах, полученные во время тяжелых и затяжных родах, болят и не дадут прийти безмятежному сну. Если у мамочки есть подозрения на то, что ребенок не спит по этим причинам, то обязательно нужна консультация у детских специалистов. Своевременное лечение всех детских болезней очень важны для его здоровья на протяжении всей жизни.
    5. Пятая причина – эмоциональное состояние мамочки. Если мама много нервничает, переживает, в доме постоянные крики, то, даже если не будет других причин для беспокойного сна, ребенок никогда не будет спокоен. Психологическая атмосфера в доме растущего ребенка, закладывает в нем мироощущения, характер. А, мама – это индикатор происходящего вокруг. Если мамочка на грани нервного срыва, то малыш принимает этот мир, как враждебный, и своим криком протестует. Мама должна быть спокойной, ласковой и заботливой. В первые месяцы после родов, в этом мире ни что не должно для нее существовать, кроме ее долгожданного ребенка. Потом, когда малыш вырастет, он будет послушным и покладистым, умным и рассудительным, только по тому, что на первых порах его жизни, любящие родители оградили его психику от криков и скандалов!
    6. Шестая причина – это прорезывание зубов. У всех деток зубки лезут в разные возрастные периоды. Иногда это может происходить и в возрасте трех месяцев. Облегчить прорезывания можно специальными гелями для десен. И, тем не менее, есть высокая вероятность, что, пока не вылезут все зубки, Вы периодически будите сталкиваться с проблемами сна у ребеночка.

    В заключении хочется сказать, что груднички не могут контролировать процесс засыпания. Поэтому, не воспринимайте его отказ спать, как протест и действие «на зло» маме. Пройдет немного времени и все встанет на свои места. Вы будите наслаждаться совместным сном, глубоким и спокойным, приносящим Вам обоим истинное наслаждение!

    Вечером, перед сном надо загнуть уши и прижать их ладонями 5 раз. Затем большим и указательным пальцами как следует растирай ушные раковины во всех направления в течение минуты.

    Олеся, такой активный массаж лучше делать утром, чтобы зарядиться энергией. А если ночью ты не можешь заснуть, то помогут мягкое спокойное поглаживание ушной раковины и глубокое спокойное дыхание.

    mamochki-detishki.ru

    Ребенок не может заснуть

    С проблемой укладывания ребенка спать сталкиваются многие родители. Это связано с тем, что детская психика очень возбудима, и, наигравшись и набегавшись за день, малыш часто капризничает и долго не может успокоиться. Чтобы помочь малышу расслабиться и уснуть, детские психологи советуют сделать из процесса подготовки ребенка ко сну ритуал, который поможет крохе настроиться на засыпание.

    Плач маленького ребенка является пока единственной возможностью сообщить окружающему миру о том, что с ним не все в порядке.

    Однако не всегда плохой сон напрямую связан с неполадками в здоровье. Довольно часто нарушения вызваны внешними причинами. Для маленького ребенка, который еще плохо контролирует свои эмоции, причиной бессонницы или беспокойного сна может быть переизбыток впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Изменение условий жизни тоже часто приводит к нарушению сна - переезд на новую квартиру, ребенок пошел в садик, рождение еще одного ребенка в семье - все это влияет на эмоциональное состояние малыша, тем самым отражается на сне.

    Чтобы ребенок хорошо спал ночью, ему необходим дневной сон. Многие мамы после нескольких безуспешных попыток уложить спать ребенка днем, махают рукой на ситуацию. Мол, не поспит днем, значит, вечером лучше заснет. Однако дело обстоит с точностью да наоборот. Перевозбудившись за день, нервная система еще долго не дает ребенку заснуть. Вроде уже и глазки трет, и зевает во всю, но никак не засыпает. Кроме того такой ребенок и ночью спит беспокойно - ворочается, вскрикивает во сне.

    Давайте рассмотрим с вами основные неприятности, которые могут помешать малышу заснуть, и провоцировать крик о помощи. Последовательно, исключая перечисленные пункты, вы, скорее всего, обнаружите причину беспокойства ребенка.

    1. Ребенок голоден.

    2. Ребенку неудобно: мешают пеленки, одежда, трет подгузник. Если вы пеленаете малыша, попробуйте освободить его. Иногда крохе наоборот может понравиться пеленание, своеобразная теснота напоминает о мамином животике и дарит уют и спокойствие.

    3. Малышу жарко или холодно.

    4. Самое частое объяснение беспокойства новорожденного ребенка-это так называемые колики.

    5. У малыша режутся зубки.

    6. Повышенное черепное давление всегда вызывает детские крики и бессонницу. Ответить на этот вопрос может только врач, сделав процедуру измерения давления, ЭЭГ.

    Нужно добиться того, чтобы ребенок с удовольствием и без страха ложился в постель и засыпал. Совет "пусть покричит" не может быть признан лучшим выбором, так же как и привычка держать ребенка за руку, пока он уснет. Нужно научиться обращать внимание на сигналы ребенка, потому что, если он готов идти в кроватку, то он обязательно уснет. Неотъемлемой частью является ритуал отхода ко сну, иногда данная процедура может быть долгой, иногда — очень краткой. Дети, которые с удовольствием засыпают, лучше спят потом целую ночь.

    Необходимо исключить просмотр телевизора ребенком. Вообще. Да, очень удобно, включить ребенку мультики, и пока он смотрит телевизор, переделать свои дела. Однако частая смена кадров очень негативно влияет на психику ребенка. Даже безобидные с нашей точки зрения мультики, которые ребенок видел не один раз, вызывает эмоциональную неустойчивость, тем самым влияя на качество сна.

    Естественно, существуют грудные дети, для которых все добрые советы бесполезны и которые в течение всего первого года жизни имеют большие проблемы с засыпанием и сном. Даже если это, возможно, звучит жестоко и не нравится некоторым родителям, но ключ к решению данной проблемы находится в них самих. Большинству родителей трудно быть последовательными в действиях по отношению к своим детям, но последовательность необходима, чтобы, наконец, воцарился покой.

    Наиболее частой причиной расстройств сна у детей первых лет жизни является невропатия. Как правило, она сопровождается затрудненным засыпанием и беспокойным сном. Проявлением невропатии будет и преждевременный отказ спать днем, обычно с 2-х или с 3-х лет. Психологически мотивированные нарушения сна представлены у эмоционально чувствительных детей, со склонностью к беспокойству и страхам.

    При нарушениях дневного сна, недопустимы какие — либо принуждения в отношении не спящих детей, даже если они в раннем возрасте отказываются спать. Необходимо укреплять общее состояние организма ребенка, больше двигаться, а также своевременно обращаться к специалисту.

    www.psychopro.ru

    Днем ребенок хочет спать но не может уснуть

    Моему сыну год и 1 месяц. Он просыпается утром в семь часов, потом в 10-11 часов утра засыпает на полчаса, просыпается соответственно в 10.30-11.30 и все,больше днем не спит. Потом он засыпает в восемь-девять часов вечера и спит до семи утра. Просыпается ночью иногда часто, иногда редко (4-5 раз я считаю редко), но каждый раз когда просыпается быстро опять засыпает с грудью.

    После получасового сна утром,т.е. в 10.30-11.30 он просыпается невыспавшийся, трет глазки, зевает. Пыталась опять уложить его спать — безрезультатно. Обычно мы потом играем дома, в двенадцать или час дня я его кормлю и мы идем на 2-3 часа на прогулку.На прогулке он обычно сидит в коляске, иногда пускаю его побегать на полчаса (надеваю на него шлейку, но он предпочитает не сам ходить а висеть на шлейке, моих сил хватает максимум на полчаса т.к. ребенок весит 12.6 кг). Приходим домой, кормление, и пускаю его играть в комнате. Так он играет до восьми-девяти вечера, пока не уложу спать. Начал ходить без поддержки он около 10ти месяцев, сейчас бегает. Во время игр ходит по комнате, очень редко сидит спокойно и недолго (пока что-то разглядывает, например книги).

    Собственно, вопрос заключается вот в чем: почему ребенок не засыпает,если хочет спать?

    Он как просыпается в 10.30-11.30 невыспавшийся, глазки плывут, зевает, трет глазки, так и проходит весь день,но не спит. Такой режим у нас месяцев с 10ти. Раза три за все время удалось уложить его спать часов в пять вечера, но тогда он просыпается через полчаса и уже капризничает и ревет пока не уснет в восемь-девять вечера на ночной сон. Если не укладывать спать в пять вечера, то весь день проходит без капризов, настроение у малыша хорошее. Я бы подумала, что ему хватает сколько он спит, если бы он не тер глазки и по виду не было бы видно, что он хочет спать.

    Еще хочу заметить, что он активный ребенок и перед сном он вялым не становится,все так же продолжает бегать, болтать. Перед утренним сном я его укачиваю на руках. Это происходит так: он играет, а я раз в минут 10 беру его на руки и пытаюсь укачать. Он или сам просится на руки, или я сама его беру. Если вырывается с рук, то кладу на пол, минут через 10 опять на руки, и так он один раз перестает вырываться и засыпает. На руках он засыпает обычно минут за 10. Если просто уложить на кровать, то он с нее слезает или на ней же играет (он встает на ноги и я его спускаю на пол, потому что с кровати легко упасть) и так и не уснет.Уложить так же,как я это делаю вечером, не получается, т.к. он так и не успокаивается и все продолжает играть.

    Вечером я его на руках не укачиваю. Часов в семь-половине восьмого вечера я его укладываю на кровать и даю грудь. Он может поесть и сразу заснуть (что бывает редко), или поесть и потом начать играть. Я его спускаю с кровати и он играет на полу пока не начнет хныкать. Тогда я его опять кладу на кровать, даю грудь (если хочет), если он опять встает на ноги то я его опять спускаю на пол. Так продолжается пока он не уснет с грудью или не перестанет вскакивать на ноги на кровате, если он садится, то я его мягко опять укладываю в лежачее положение, и так несколько раз пока не перестанет вертеться и наконец не уснет. Таким образом обычно на то, чтобы уложить ребенка спать уходит час или два.

    Спит ребенок со мной на двухспальной кровате.

    Водила к нескольким неврологам, все говорят,что с ребенком все хорошо, значит, ему хватает такой сон, но вот то, что у него весь день плывущие глазки меня беспокоит.

    Еще хочу заметить,что он с рождения днем мало спал, месяцев с 6ти у него такой же режим,как и сейчас плюс он еще один раз засыпал в час дня на полчаса. И всегда вид такой же невыспавшийся.

    Ребёнок не хочет спать: 6 способов наладить укладывание

    Укладывание спать - один из самых сложных режимных моментов в жизни с детьми. Мы не будем сегодня касаться вопросов физиологии, а поговорим о психологической стороне вопроса с точки зрения парадигмы Гордона Ньюфелда.

    Очень часто родители видят, что ребенок оттягивает время сна любыми способами: ему нужно попить, поесть, сходить в туалет. Кому-то это может показаться манипуляцией, но маленькие дети - это самые искренние существа на свете, они показывают то, что есть, хотя и не могут это объяснить. Если мы посмотрим на суть этого поведения, то увидим, что ребенок по какой-то причине просто не может уснуть. Давайте попробуем понять, что же ему мешает.

    Что нам нужно, чтобы уснуть? Самое главное - достичь состояния покоя. Ребёнок, который оттягивает сон, явно не спокоен, его что-то тревожит или пугает. Ребёнок может даже говорить, что боится темноты, но не сможет объяснить, что же такого страшного в темноте. Он может сказать, что у него монстры под кроватью или чудища в шкафу.

    Есть книга Астрид Лидгрен про двух сестер «Мадикен и Пимс из Юнибаккена», в которой по сюжету родители однажды уезжают в поездку, а девочек отправляют на соседскую ферму с ночевкой. Все хорошо, пока дело не доходит до укладывания спать. Когда девочки зашли в комнату, где они будут спать, младшая сестра сразу же спросила, что в шкафу. Ей ответили, что там зимняя одежда.

    Дальше девочки укладываются в кровати, и через некоторое время старшая замечает, что младшая еще не спит. Младшая предлагает ехать домой, потому что в шкафу привидение, но старшая понимает, что никакого привидения нет, просто младшая тоже скучает по дому и ищет способ скорее вернуться. И действительно, младшая девочка не может признаться в том, что хочет домой, потому что это сделало бы ее чересчур уязвимой.

    Замечали ли вы, что если вы убедите ребёнка, что в шкафу никого нет, то он переключится на другие страхи? Эти страхи иррациональны, и поэтому они не поддаются нашим рациональным объяснениям. Астрид Линдгрен права, привидение появилось потому, что девочка скучает по дому, родителям и любимой служанке Альве.

    Итак, больше всего ребёнка пугает то, что во сне он разлучается с нами; ему мешает уснуть тревога по поводу разлуки или ожидания разлуки с нами. Почему именно это, разве нет ничего важнее?

    Основная потребность любого ребенка - это потребность в привязанности, это хорошие отношения с близким взрослым. Привязанность - это отношения, характеризующиеся стремлением к близости и ее поддержанию. Нужно понимать, что привязанность - это главная потребность, она значительнее, чем голод. Если мой муж куда-то пропал (хотя он обычно приходит домой вовремя), а телефон не отвечает, то я начну тревожиться. Разве я смогу в такое время думать о еде? То же самое бывает у детей. Разлука, ожидание разлуки оказывается тем, что тревожит ребенка.

    Структура привязанности

    Давайте посмотрим, как выглядит привязанность. Гордон Ньюфелд создал модель привязанности из 6 последовательно расположенных уровней. В течение первых 6 лет жизни ребенок будет каждый год проявлять новый способ привязанности, если для этого созданы хорошие условия.

    Ньюфелд выбрал аналогию с растением. Над землей мы обычно видим только само растение, но знаем, что оно врастает в землю корнями. Это похоже на привязанность у людей: мы видим ее результат, но не видим самой привязанности. Если корни плохие и слабые, то растение не будет хорошо развиваться. Как и у растения, у нас уходит много энергии на наши привязанности.

    Первый уровень - привязанность через ощущения

    Мы стремимся находиться в контакте, в близости с теми, к кому привязываемся, видеть, слышать, чувствовать их запах. Это стремление к единению.

    Ко второму году жизни корни углубляются, начинается подражание, имитация, ребёнок пытается нас копировать, если он к нам привязан. Дети стремятся быть похожими на нас. Я помню, как мой старший ребёнок в этом возрасте старательно писал бумаги, пытаясь копировать папу. Дети стремятся помогать нам в этом возрасте, они становятся старательными помощниками по хозяйству. Это сильнейшее стремление подражать.

    К третьему году жизни появляется привязанность через принадлежность, преданность

    Ребенок хочет принадлежать нам и хочет обладать нами. Он начинает говорить: «Это моя мамочка, это мой папочка». Ребенок становится ревнивым, собственником. Я помню, что в детстве мне хотелось такие же немного кривые мизинцы, как у мамы и бабушки, я чувствовала, что иначе я какая-то не такая, как все, к тому же у моей младшей сестры мизинцы были такие же, как у них, и это было ужасно. Я все время ходила и загибала свои мизинцы, чтобы стать как они все.

    Вслед за принадлежностью приходит преданность. Ребенок принимает нашу сторону, слушается нас, не задумываясь, верно это или нет. Нам становится легче управлять им. Это одна из причин, почему ребёнок должен быть привязан к нам.

    Четвертый уровень - привязанность через значимость

    Это уже более уязвимый «корешок», здесь мы заходим на территорию, где ребёнка легко ранить. Если мы хотим быть значимыми, нас легко ранить. Ребёнок к четвертому году понимает, что мама и папа близки с теми, кто им дорог, а значит, стать дорогим - это способ стать близким. Мои дети всегда расцветают, когда я им рассказываю истории об их детстве, показываю фотографии и т.д. Еще им нравится, когда я покупаю для них любимую еду, они чувствуют, что я купила это специально для них. Я специально стараюсь запоминать их любимые вещи, то, что они хотят.

    В пять лет, если все развивается так, как нужно, корни привязанности опускаются в самое сердце - уровень любви

    Ребёнок по-настоящему отдает нам свое сердце, начинает искренне говорить «я тебя люблю». Мы чувствуем его уязвимость при этом, потому что он рискует, что сердце будет разбито. Ребёнок обычно начинает рисовать сердечки в этом возрасте. У меня целая коллекция этих сердец от моих детей – в виде открыток, рисунков, поделок и т.д.

    Затем, если все идет как надо, то к 6 годам ребёнок привязывается через познанность

    Ему хочется всем делиться, раскрывать все свои секреты. Я помню, как мой старший ребенок признавался мне, что съел конфету, которую ему было нельзя. Меня очень тронуло, что он не смог держать это в секрете от меня. К этому возрасту близость становится психологической. Тогда нам кажется неправильным, если что-то встает между нами.

    Тревога привязанности

    Теперь мы знаем, как выглядит привязанность, поэтому сможем понять, что такое тревога привязанности. Это все то, что нам угрожает. Давайте пройдемся по тем же уровням:

    1. Угроза не быть вместе, не быть рядом. Если ребёнок привязан только на этом уровне, то он будет ощущать огромную тревогу, когда мы попытаемся уйти, оставить его одного. Когда мой старший ребенок был младенцем, я не могла оставить его ни на минуту, он постоянно должен был видеть меня.

    2. Угроза не быть похожим . Многие дети тревожатся, когда чувствуют, что они отличаются. Даже в детской литературе встречается этот мотив, вспомните «Гадкого утенка». В конце сказки утенок нашел тех, на кого он похож, и тем самым проблема была решена.

    3. Угроза не принадлежать. Например, когда мама и папа не принимают сторону ребёнка, это тоже разделение. Многие помнят по своему детству, как неприятно, когда родители принимают сторону учителей или воспитателей. Разделение происходит и тогда, когда ребёнок разрывается между мамой и папой, которые ссорятся.

    4. Угроза не быть значимым , не чувствовать свою важность и нужность.

    5. Угроза не быть любимым, не ощущать эмоциональной теплоты, не видеть радости в глазах любимого человека.

    6. Угроза не быть познанным, понятым близким человеком.

    Способы успокоить тревогу ребенка перед сном

    Теперь, когда мы поняли, как ребёнка может тревожить разлука, мы можем подумать о том, как сохранить у него чувство близости перед сном, чтобы он успокоился.

    Это самый простой способ: лежать вместе с ребёнком или сидеть с ним рядом. Для себя я сделала выбор спать вместе с детьми, пока они маленькие. Перед рождением старшего я прочитала, что совместный сон полезен и безопасен. Я пыталась уложить ребёнка в кроватку, но это оказалось совершенно невозможно. Я пробовала разные способы: например, пыталась его переложить, когда он засыпал на руках, но он все равно просыпался, как только касался кровати. В результате я перестала мучить ребенка и стала спать с ним в своей кровати.

    Что еще относится к ощущениям? Например, грудное вскармливание, если оно есть. Постепенно оно может заменяться на поглаживание по спинке, объятия, какой-то физический контакт. Сейчас перед сном я читаю детям книжки, это тоже продление контакта через ощущения, потому что они слышат при этом мой голос. К ощущениям относится также пение колыбельных. Когда я была маленькая, папа играл мне на гитаре. Это тоже можно отнести к ощущениям.

    Например, мы можем делать что-то одинаковое перед сном. Я надеваю пижамку, ребенок тоже надевает пижамку. У нас могут быть даже одинаковые или похожие пижамки. Когда мои дети едут с ночевкой к бабушке и дедушке, они слушают там проигрыватель с теми же пластинками, которые я слушала в детстве. Таким образом они ощущают, что они такие же, как я.

    3. Через принадлежность

    Мы можем давать ребёнку что-то свое: свою одежду, например. Мой старший ребёнок берет в кровать один из моих платков, потому что ему приятно ощущать, что с ним моя вещь.

    Тут могут быть какие-то записочки, которые мы подкладываем под подушку ребенка, чтобы он утром прочитал, и ему было приятно. Я видела еще, как укладывают спать книжку под подушку, а с утра ее достают и читают вместе. Еще можно вести разговоры перед сном, вспоминать о детстве ребёнка. Дети очень любят слушать, как они появились на свет. Можно также вспоминать, что хорошего произошло за день.

    5. Через эмоциональную близость

    Это то, посредством чего мы можем наполнить ребёнка перед сном своей любовью. Это может быть массаж, специальные ванны с пеной, отдельное время, проведенное вместе. Это то тепло, которое ребёнок чувствует в нашем голосе, радость и блеск в глазах. Конечно, родителям может быть трудно, потому что они сами устают, но дети очень быстро почувствуют, если мы будем укладывать их без радости в глазах и голосе.

    Если я буду укладывать ребёнка с легким раздражением, он это сразу же увидит, напряжется и будет тревожиться. С дочкой тоже замечала: если я долго ей не занимаюсь, например, работаю, то она довольно раздраженным голосом просит меня что-то сделать. Тут я взяла за правило: сразу же делать то, что она просит, если у меня есть силы, при этом с теплотой и радостью. Если бы я сделала это с раздражением, то ничего хорошего бы не было. Это требует, конечно, определенных усилий.

    6. Через психологическую близость

    То, что мы делаем в нашей семьей вместе с детьми, мы вырабатывали довольно долго. Сначала были сложности, но постепенно у нас начало получаться.

    Перекрывая время разлуки

    Давайте посмотрим, как еще мы можем перекрывать время разлуки во сне.

    Перекрывание - это такая практика привязанности, которую мы интуитивно используем ежедневно, когда говорим «до свидания», «до завтра». Когда я ухожу из дома, я говорю детям, что вернусь во столько-то, что мы вместе почитаем книжку, чтобы наконец узнать, что же случится в следующей главе. Также мы придумали с детьми такой ритуал: я брызгаю себя и их своими духами, когда ухожу. Получается привязанность на трех уровнях: физическом (запах), на уровне похожести (одни и те же духи), на уровне принадлежности (эти духи мне принадлежат). Детям это очень нравится.

    Осенью я уезжала из дома на 4-5 дней, это было первое длительное расставание с детьми. Я оставила детям письма на каждый день, в которых рассказывала, что я делаю в тот момент, когда они читают это письмо. Я писала, как я скучаю, рисовала картинки. Дети открывали каждый день новое письмо и видели, что со мной происходит. В последнем письме была картинка, на которой я сажусь на поезд и выезжаю домой, к ним. Таким образом, эти письма послужили мостиком между нами. Когда нас ждет разлука, разделение, нам нужно подумать о ритуале перекрывания, о том, как я могу обратить внимание ребёнка на воссоединение, на следующую встречу, а не на разделение.

    Вернемся к теме сна. Мы уже поговорили о том, как мы можем продлевать ощущение близости, а теперь посмотрим, как нам не дать ребенку столкнуться с разделением. Нам нужно понять, сколько разделения может выдержать наш ребёнок, что ему по силам, а затем переместить фокус на воссоединение.

    Я часто перед сном говорю своим старшим детям, что увижу их во сне. Мне и правда иногда снятся дети, а утром я им рассказываю об этих снах. Это может быть целый семейный ритуал. В Провансе есть такая традиция: перед сном семья накрывает стол к завтраку, таким образом они сосредотачиваются на воссоединении, на совместном приеме пищи, на том, как они все вместе будут с удовольствием завтракать и разговаривать. Я говорю детям перед сном, что мы с ними будем делать завтра. Если я еще не придумала, что именно мы будем делать, то я говорю, что мы будем завтра делать «что-то интересненькое». Смысл здесь в том, чтобы направить взор ребёнка на следующий день, когда мы будем вместе, а не на разделение.

    Это все подходит для достаточно больших детей, которые уже могут справиться с разделением. Если ребенок еще маленький, младше 3-4 лет, или если он не может выдержать и 5 минут разлуки, мы можем ставить таймер и приходить периодически к нему в комнату, пока он не уснет. Своим старшим детям я таймер не ставлю, но говорю им, что еще обязательно зайду их проведать, и заглядываю в их комнату несколько раз, пока они не уснут.

    Как в нашем обществе чаще всего принято бороться с проблемой укладывания? Чаще всего предлагают использовать разделение, приучать ребёнка оставаться одному. Это может работать в отдельных случаях, но мы должны задумываться, какой ценой это работает, ведь разлука - это самое тревожное чувство.

    В нашем обществе изменилось понимание того, что такое здоровый сон. Людям кажется, что глубокий беспробудный сон - это норма для младенца, но это не так. Он должен спать периодами и обязательно просыпаться через определенные промежутки.

    Если младенец спит в отдельной комнате, и у него действительно глубокий сон, то это просто защита от разделения. Мозг включает защиту и уходит в глубокий сон. Для него это нехорошо.

    Мы должны не сталкивать ребёнка лицом к лицу с разделением, а напитывать его контактом и близостью с нами. Кстати, в книге «Мадикен и Пимс» младшая сестра все-таки настояла на том, чтобы поехать домой. Дома девочек встретила любимая служанка Альва, и они спокойно уснули.

    Я хотела затронуть еще один важный момент, который Линдгрен хорошо подметила: дети только к вечеру осознают свою тоску по родителям, а днем они веселятся. К вечеру у нас действительно накапливаются эмоции, и это мешает нам уснуть. Может накапливаться тревога, фрустрация (досада из-за того, что что-то не получается), поэтому некоторым детям по вечерам требуется сброс эмоций. Мой старший ребёнок любит перед сном возиться и играть с папой.

    В знакомой семье дети перед сном скачут на диване, пока не выплеснут все, что накопилось. Это не универсальный совет, потому что некоторые дети могут от этого, наоборот, перевозбуждаться. Если мы не видим у ребёнка потребности скинуть свои эмоции, то не нужно ему это навязывать. Надо смотреть по своему ребёнку.

    Что нам мешает уложить ребёнка спать?

    Какие могут быть сложности с укладыванием с нашей стороны?

    Лежим мы с ребёнком, а он все никак не уснет, а мы мечтаем, что сейчас посидим с мужем или попьем чай на кухне, посмотрим кино и т.д. Ребёнок всегда считывает наше напряжение и засыпает хуже, чем обычно. Ребёнок чувствует, что мы не с ним, а где-то в своих мыслях, и ощущает при этом разделение.

    Сложность с уравновешиванием наших импульсов к вечеру

    Днем нам несложно уравновесить свое раздражение, сдержать себя. Утром нам это совсем легко, если мы выспались и позавтракали и полны сил. К вечеру способность к уравновешиванию негативных эмоций улетучивается. Это закономерно, потому что за день мы устаем. Мои ожидания, что ребёнок быстро уснет и я смогу уделить внимание себе - это голод по заботе о себе, потребность сбросить груз ответственности.

    Мне помогает выпить чаю перед тем, как начать укладывать детей спать, или каким-то иным образом позаботиться о себе, чтобы расслабиться. Пока я отдыхаю, дети проводят время с папой, чистят зубы и т.д. Кроме того, меня очень наполняет чтение книг детям, я стараюсь выбирать книги, которые мне самой интересны, тогда эта часть ритуала становится для меня удовольствием и отдохновением. Если же я не успею ни позаботиться о себе, ни почитать детям интересную книжку, тогда мне труднее справиться со своим раздражением непосредственно при укладывании.

    Нам очень важно быть заботливыми родителями, потому что только тогда ребёнок сможет успокоиться и уснуть. Перечисленные сложности будут присутствовать, мы должны ожидать их, быть готовыми к ним, чтобы предпринять какие-то меры и найти способ поддержать себя и успокоить своего ребёнка. Мы не должны ожидать от себя идеального спокойствия и самоконтроля к вечеру. Тогда мы заметим, что потихоньку станем менее раздражительными и более уравновешенными.

    1. Как укладывать ребёнка спать без груди? Допустим, маме нужно уехать на несколько дней, лечь в больницу, или она просто хочет свернуть грудное вскармливание.

    Напомню: грудное вскармливание - это уровень ощущений. Если мы будем давать ребёнку близость на уровне ощущений другим образом, то это поможет. Если мы будем отучать ребенка от ГВ, то ему понадобится в первое время гораздо больше ощущений, чем обычно. Нужно будет больше его обнимать, делать массаж, насыщать телесным контактом.

    Перед сном можно постепенно сокращать время кормления, делать так, чтобы ребёнок засыпал уже не непосредственно на груди. Я замечала на своих детях, что, когда они готовы, они сами начинают отворачиваться от груди и засыпать. Когда мои дети были уже достаточно большие, я иногда гладила их по спинке, заменяя таким образом часть времени кормления.

    Можно переключить ребёнка на что-то другое. Если будет совсем тяжело, то можно подключить папу. Папа точно справится. Вернется ли ребёнок к груди потом? Если ребёнок маленький, то он легко вернется.

    2. Трехлетняя дочь сопротивляется сну даже в объятиях. Мама предполагает, что у дочки активный период, и ей жалко времени на сон.

    Это скорее вопрос физиологии сна. У некоторых детей надо отслеживать малейшие признаки того, что они хотят спать, и начинать их укладывать уже в этот момент, иначе они перевозбудятся, и начнется следующий цикл возбуждения, когда дети не хотят спать. У других детей этот процесс занимает больше времени: сначала они начинают зевать, потом тереть глазки и т.д., у них этот процесс растянут во времени.

    3. Обязательно ли укачивать ребёнка, лежать с ним рядом, когда он засыпает? Не достаточно ли просто поиграть с ребенком, накормить его?

    Нам надо понять, сможет ли ребёнок это выдерживать. Игры я бы не стала применять, потому что это возбуждает, а, как правило, нужно, наоборот, что-то успокаивающее. Укачивания лично я не считаю обязательными, мои дети засыпали просто спокойно лежа рядом со мной, им этого было достаточно. Но не всем детям этого достаточно, кому-то необходимы укачивания.

    Нужно смотреть по своему ребёнку, может ли он сам уснуть. Такое тоже бывает, если ребёнок очень спокойный.

    4. Детям 2,5 и 4,5 года, учим их сейчас спать отдельно, а младший все равно ночью приходит ко мне.

    Если ребёнок доставляет вам дискомфорт, когда приходит, то можно переложить его, когда он уснет. Нам сейчас, например, тесновато в кровати со средней девочкой, если она к нам приходит, что изредка случается. Можно заранее предупредить ребёнка, что если он проснется, а нас рядом не будет, то у него всегда есть рядом наша вещь: ночная пижама с нашим запахом, рубашка, что-то другое; или можно сказать, что ребёнка будет ждать книжка, пусть он сразу зовет маму, если проснулся утром один, и они почитают вместе книжку.

    Главное - смотреть на ребёнка. Если он очень чувствительный, то может обидеться, ему будет тяжело в этой ситуации. Если же ребёнок не очень чувствительный, то, вероятно, он спокойно это перенесет.

    Надежда Шестакова, мама троих детей (сыну 10 лет, дочкам – 7 и 5 лет), студентка преподавательской программы Института Ньюфелда, ведущая группы поддержки «Заботливая альфа в Санкт-Петербурге», модератор сообщества «Заботливая альфа», переводчица (в том числе перевела книгу Деборы Макнамары «Покой, игра, развитие») .

    Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку , чтобы сообщить нам.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх