Глазные капли от инородных тел. Как удалить из глаза инородное тело. Почему инородное тело нужно удалять как можно скорее

Новорожденным ребенок считается с момента рождения и до достижения им 4 недель (28 дней). Различают:

  • доношенных детей, которые родились в срок, то есть с 38 по 42 неделю беременности;
  • (28-38 неделя);
  • переношенных, родившихся в 42 недели и позже.

Доношенные дети, как правило, физиологически могут жить вне организма матери, их рост составляет 48-56 см, они активны, хорошо сосут грудь, громко кричат.

Заболевания новорожденных детей могут иметь легкую форму и ничем не грозить в будущем. Но также есть и такие болезни (если их не лечить), которые могут серьезно пошатнуть здоровье ребенка в будущем или даже привести к необратимым последствиям.

важно За новорожденным требуется и максимум внимания, а при первых признаках заболевания стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Наиболее распространенные заболевания

Асфиксия новорожденных

Представляет собой затрудненное дыхание и разной степени нарушение кровообращения ребенка, и проявляется сразу после родов, приводит к кислородной недостаточности.

Асфиксию различают врожденную и приобретенную.

  • Врожденная возникает по причине нарушения плацентарного кровообращения, гестоза , обвития плода пуповиной . Ребенок рождается с замедленным сердцебиением, слабым тонусом мышц, синюшным цветом кожи.
  • Приобретенная асфиксия является результатом трудных родов, обвития пуповиной, спазма мышц родовых путей роженицы.

Почти каждый пятый младенец появляется на свет с таким диагнозом и большинство из них сами справляются с этой проблемой. Бывают случаи, когда не обойтись без реанимационных процедур. В любом случае, врачи роддома делают все возможное для ребенка, чтобы в будущем он не имел неврологических проблем.

Гемолитическая болезнь

Представляет собой малокровие, при котором в организме новорожденного разрушаются красные кровяные тельца.

Это тяжелая болезнь, к которой приводит несовместимость крови плода и матери. Если у матери резус-фактор отрицательный , а у будущего ребенка - положительный, то существует вероятность резус-конфликта , так как в организме мамы могут образовываться антитела, которые способны уничтожать в крови плода.

Беременным с отрицательным резус-фактором следует принимать препараты, содержащие железо, чаще посещать женскую консультацию и лечь в родильное отделение за 3-4 недели до родов.

Одним из решающих факторов в этом смысле является здоровье матери в период беременности и благополучный исход родов. Если родители после выписки из роддома заметили необычное поведение ребенка или нехарактерные изменения внешности - стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Министерство здравоохранения России Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии №2

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста.

Основы воспитания детей раннего возраста

для аудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета по дисциплине

«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровым и больным ребенком»

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73 С12

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№ 1 от 19.09.2013 года

Составитель:

В.Г. Савватеева – д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Л.А. Решетник – зав. каф. детских болезней ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ

В.Т. Киклевич - д-р мед. наук, зав. каф. детских инфекционных заболеваний ИГМУ, проф., засл. врач Р.Ф.

Савватеева, В.Г.

К 60 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами при организации ухода за новорожденными, владеть элементами воспитания детей раннего возраста.

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73

© Савватеева В.Г., 2013 © ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России, 2013

Наименование

Актуальность темы

Учебные и воспитательные цели

Краткая аннотация

Периоды жизни ребенка

Новорожденный и уход за ним

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни

Кормление детей первого года жизни

Наблюдение за стулом и его регистрация.

Профилактика деформаций скелета.

Транспортировка детей грудного возраста.

Элементы воспитания

Режим дня.

Оборудование детских учреждений.

Массаж и гимнастика.

Контроль за развитием и поведением ребенка

Тесты для оценки достигнутого уровня знаний

Ситуационные задачи

Контрольные вопросы

Ресурсное обеспечение

Тема: Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста.

Основными задачами занятия являются:

- овладение навыками ухода за новорожденными и детьми грудного возраста, умение не только выполнить все манипуляции по уходу,

- способность научить родителей правильному уходу за ребенком, выполнению необходимых режимных моментов, обеспечению адекватного питания соответственно возрастным потребностям.

Продолжительность занятия: 3 часа.

База проведения занятия: Детское грудное отделение с подбором 5-6 детей, дома ребенка

1, № 2, симуляционный класс.

Материальное оснащение: Методические пособия. Симуляционное оборудование. Тесты для оценки исходного и достигнутого уровня знаний. Ситуационные задачи.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- первичный туалет новорожденного;

- ежедневный уход за новорожденным в родильном доме;

- патронаж новорожденного;

- элементы воспитания ребенка;

- режим дня ребенка грудного возраста;

- методику обработки кожи, полости рта, половых органов;

- характер стула ребенка грудного возраста, находящегося на естественном, искусственном вскармливании;

- основы безопасности ребенка. Студенты должны уметь:

- осуществлять уход за пупочным остатком и пупочной ранкой;

- обрабатывать кожу, глаза, носовые ходы;

- провести гигиеническую ванну;

- организовать режим дня для ребенка грудного возраста;

- запеленать и одеть грудного ребенка;

- оценивать стул ребенка грудного возраста;

- обучать навыкам опрятности детей раннего возраста;

- подобрать игрушки для детей в зависимости от возраста. Владеть навыками ухода за ребенком в различные возрастные периоды;

- Уметь организовать режим дня, сна, активного бодрствования с учетом возраста;

- Оценить физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста;

- Методиками общего массажа детей грудного возраста;

- Организации грудного вскармливания, искусственного вскармливания, правилами и сроками введения прикормов;

- Подобрать игрушки с учетом возраста, потребностей и возможностей ребенка

Аннотация

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

Период внутриутробног о развития занимает время от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В течение первых 3 мес. (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. С III по 1X месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода. Состояние здоровья беременной и в последующие месяцы имеет большое значение для правильного развития плода. Дородовой патронаж беременных включает ряд профилактических мероприятий, предупреждающих рождение недоношенных, мертвых детей, а также внутриутробное развитие различных аномалий и уродств.

Период новорожденности – ранний неонатальный - первый период внеутробной жизни, его длительность - с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает

остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. После рождения ребенок приспосабливается к новым условиям существования, у него возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат. Однако у ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни: физиологическая желтуха, физиологическая убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия, половой криз и др.

В период новорожденности могут быть выявлены патологические состояния, возникшие в связи с нарушением внутриутробного развития: врожденные уродства, врожденные пороки сердца, а также последствия родовой травмы. Возможно инфицирование новорожденного через пупочный канатик, пупочную ранку, кожу, что приводит к таким заболеваниям, как пиодермия, воспаление пупка, сепсис. Особенно опасна для новорожденного стафилококковая инфекция и туберкулез. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы. Наиболее частые проблемы этого возраста: опрелости, потница, молочница, недостаточная лактация у матери.

Грудной возраст (младший ясельный) охватывает 1-й год жизни (период от 1 мес. до 1 года), характеризуется интенсивным увеличением массы тела и роста. Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова. В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Период молочных зубов следует за грудным, охватывает возраст от 1 года до 6 - 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддошкольный) - от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст - от 4 до 7 лет. Первый период характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, но энергия роста несколько меньше, чем в грудном возрасте. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок много двигается, участвует в играх. Значительно пополняется запас слов, формируется речь. В этом возрасте особенно важное значение приобретают окружающая среда, воспитание ребенка. Из заболеваний часто встречаются болезни пищеварительного аппарата, анемии, диатезы. Характерны частые детские инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина), острые респираторные заболевания.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляется мускулатура, костный скелет, происходит смена молочных зубов. Ребенок получает то же питание, что и взрослый человек. Темп роста несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом. Постоянный контакт с окружающей средой, взрослыми способствует дальнейшему развитию речи, она становится более сложной. К завершению дошкольного возраста ребенок начинает читать и писать, готовится к поступлению в школу. Частота острых детских инфекционных болезней продолжает оставаться высокой, но течение их становится менее тяжелым. В этом возрасте могут наблюдаться различные формы эндокринных расстройств.

Период отрочества, следующий период, подразделяется на младший школьный возраст (от 7 до 11 - 12 лет) и старший школьный возраст (от12 до 16-18 лет). У детей происходит дальнейшее развитие мышечной системы аппарата движения, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определенный отпечаток на формирующийся характер детей, интеллектуальное развитие. Различия в психофизическом развитии мальчиков и девочек становятся заметными. В патологии школьного возраста все еще имеют значение острые инфекции. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдаются ревматизм, заболевания сердца, нервной системы и т. д.

Пубертатный (старший школьный возраст или период полового созревания) в зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки. У девочек период полового созревания начинается в 12 -13 лет и заканчивается к 16 годам, у мальчиков - с 13 лет и заканчивается к 17-18 годам. В этот период завершается физическое и психическое развитие ребенка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад (половых желез). Внешний облик ребенка изменяется, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Острые детские инфекции отмечаются значительно реже, иногда может обостряться туберкулезный процесс. Большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.

НОВОРОЖДЕННЫЙ И УХОД ЗА НИМ

Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности (280 дней) и имеет массу тела более 2500 г. Во внутриутробном периоде газообмен обеспечивается плацентарным кровообращением, во время родов плацентарная циркуляция нарушается, уменьшается поступление кислорода в организм ребенка, в его крови накапливается двуокись углерода, что приводит к возбуждению дыхательного центра. Сокращаются диафрагма, скелетные мышцы грудной клетки, расправляются легкие, происходит первый вдох, сопровождающийся громким криком доношенного ребенка. После прекращения пульсации сосудов пупочного канатика (через 5--10 мин после рождения) его перевязывают и новорожденного отделяют от матери. Пупочный канатик перевязывают стерильной шелковой лигатурой или тесемкой (длиной до 20 см), на 1,5 -- 2 см отступя от пупочного кольца, вторую лигатуру накладывают ближе к плаценте на расстоянии 2 -- 3 см от первой. Между лигатурами пупочный канатик обрабатывают 95% спиртом (или 5% спиртовым раствором йода), затем перерезают стерильными ножницами. Место разреза смазывают раствором йода, остаток пупочного канатика -- 95% спиртом. На этот остаток накладывают грушевидную повязку из двух квадратных стерильных марлевых салфеток размером 10x10 или 12х12 см. Верхнюю салфетку, сложенную в виде косынки углом, туго завязывают вокруг остатка пупочного канатика. Повязку снимают на 5-й день, после осмотра снова накладывают стерильную сухую повязку. Лицо ребенка, область рта и носа обтирают стерильной ватой или марлей, отсасывают слизь и кровь из полости рта и верхних дыхательных путей.

Можно обрабатывать пупочный канатик и другим способом: на протертый спиртом пупочный канатик на расстоянии 0,5 см от передней брюшной стенки накладывают зажим Кохера или Пеана, затем на 2 см выше зажима пупочный канатик перевязывают тесьмой, после чего над зажимом его перерезают. Под зажим подкладывают стерильную вату, культю с зажимом прибинтовывают к животу, через 4 ч зажим снимают, остаток пупочного канатика покрывают сухой стерильной марлевой салфеткой, сложенной в 4 слоя, и прибинтовывают.

Для обработки пупочного канатика можно использовать скобки Роговина из луженой хромированной жести. Скобки накладывают специальным зажимом. Пупочный канатик отсекают около скобки, остаток обрабатывают 10% раствором перманганата калия

(марганцовокислый калий), затем остаток пупочного канатика смазывают 1 раз в день 5% раствором перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4 --5-й день жизни, осложнения бывают крайне редко. Детям, родившимся от резус-конфликтной беременности, пупочный канатик обрабатывают по способу А. И. Чистяковой с наложением грушевидной повязки на длинную культю, так как сосуды пупочного канатика используют для обменного переливания крови. При открытом методе ведения пуповинного остатка после перевязки пупочного канатика и первичной обработки повязку не накладывают, а остаток пупочного канатика ежедневно осматривают и обрабатывают 5% спиртовым раствором йода.

При обработке пупочного канатика и дальнейшем уходе за культей и пупочной ранкой самым важным является соблюдение правил асептики.

Для профилактики бленнореи новорожденных, чаще гонорейной, применяют 30% раствор сульфацил-натрия, который закапывают сразу после рождения на конъюнктивы глаз по 2 -- 3 капли. Через 2 ч закапывание повторяют. Новорожденным девочкам закапывают по 1--2 капли 2% раствора нитрата серебра в вульву.

Важно обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками, так как повреждение кожи и опрелости могут привести к инфицированию с последующим развитием сепсиса. Особое значение имеет первый туалет новорожденного. Слизь, кровь, первородную смазку из глубоких складок кожи удаляют мягкой стерильной салфеткой, смоченной в стерильном масле (вазелиновое, подсолнечное), которое заготавливают для каждого ребенка в отдельном пузырьке по 15 мл. Смазку из складок кожи необходимо удалять в связи с тем, что жиры смазки разлагаются с образованием низших жирных кислот, раздражающих кожу, и это приводит к опрелостям. Если кожа ребенка сильно загрязнена, околоплодные воды инфицированы, рекомендуется сделать ванну со слабым раствором перманганата калия (температура воды 37 -- 38 °С) в течение 2 -- 3 мин.

Через 2 ч после рождения производят взвешивание и измерение длины тела ребенка, проверяют состояние пупочной повязки. Новорожденного внимательно осматривают для установления видимых пороков развития (врожденных пороков). При неудовлетворительном состоянии кожных покровов в связи с инфицированием околоплодных вод можно припудрить кожу порошком ксероформа.

В последующие дни в отделении новорожденных уход за ребенком состоит в следующем. Два раза в сутки проводят туалет - лицо и ушные раковины обтирают стерильной ватой, смоченной в 2% растворе борной кислоты или кипяченой воде. Глаза промывают раствором фурациллина или слабым раствором перманганата калия. Для каждого глаза берут отдельный ватный тампон. Ноздри неглубоко протирают ватным жгутиком, смоченным стерильным вазелиновым маслом или раствором фурациллина, уши - сухими стерильными шариками. Складки кожи и ягодицы смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом.

Пеленки следует менять не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Врач при ежедневном осмотре детей производит туалет пупочного канатика. Руки предварительно моют с мылом и протирают спиртом. При закрытом методе повязку, если она чистая, не трогают в течение первых двух дней. В дальнейшем повязку меняют, протирая пупочное кольцо 70% спиртом. При наложении скобок Роговина пупочный канатик обрабатывают так же. Остаток пупочного канатика отпадает на 3 --5-й день жизни, пупочную ранку ежедневно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором калия перманганата, 5% спиртовым раствором йода или спиртовым раствором красителей: бриллиантовый зеленый 0,1; метиленовый синий 0,1; этакридиналактат (риванол) 0,01; этиловый спирт 70% 10 мл до полной эпителизации, которая наступает обычно через 2 дня.

Регистрация новорожденного. Акушерка записывает в истории развития ребенка час, минуты, число, месяц и год рождения, пол ребенка. Через 2 ч после рождения медицинская сестра отделения новорожденных записывает пол, массу тела, рост и окружность головки ребенка в историю родов и историю развития ребенка.

На клеенчатых браслетках, которые надевают на обе ручки ребенка, пишут номер истории родов, число, месяц, год рождения ребенка, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки. Те же сведения пишут на клеенчатом медальоне, который надевают на шею ребенка. При раздаче детей на кормление матерям медицинская сестра проверяет эти сведения.

В историю развития новорожденного вписывают: номер истории родов, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки, дату родов, массу тела, рост ребенка, степень доношенности, сведения о состоянии ребенка в момент рождения, в родовой палате, отмечают особенности родового акта, примененные оперативные вмешательства, лечебные мероприятия в отношении ребенка.

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий).

Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осуществляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром. Медицинский персонал принимает самое активное участие в процессе воспитания детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье, но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка. Проведение воспитательной работы требует определенного опыта общения с детьми и знакомства с основными принципами воспитания и обучения. Объем и задачи воспитательной работы во многом определяются местом нахождения ребенка, т.е. условиями стационара, дома ребенка, яслей-сада и т.д. В любом случае необходимо обеспечить эстетическое оформление помещений, участка для прогулок, манежей, достаточный набор игрушек и книг. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья детей, особенности воспитания детей в домашних условиях, в школе. Воспитание - это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовка его к жизни и труду в обществе.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем.

Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка.

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен

носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

Инородным телом в глазу называют чужеродный осколок, который может располагаться в глазнице, на роговице или глазном яблоке. Это серьезная и опасная для здоровья проблема, с которой необходимо бороться. Поэтому в данной статье раскроем причины проникновения инородных тел и ответим на вопрос о том, как вытащить соринку из глаза самостоятельно и без последствий.

Причины

    Существует много причин, по которым в глаза попадают чужеродные частицы, но стоит отметить основные:
  • При несоблюдении правил индивидуальной гигиены в группе риска находятся маленькие дети, которые не всегда моют руки после прогулки. Зачастую в глаза попадает песок, пыль, небольшие частицы мусора.
  • Травма, полученная на производстве, происходит тогда, когда нарушается техника безопасности. В глаза могут попасть частицы дерева или металла. Иногда частицы отлетают с такой большой скоростью, что попадая в глаз, проникают довольно глубоко, а это может нанести серьезный вред зрению.
  • От ветра страдают именно глаза. Сильные порывы поднимают с земли пыль, мелкие частички мусора, песчинки, щепки и прочее.
  • Ношение контактных линз, при неправильном уходе и эксплуатации, может послужить причиной попадания в глаз чужеродных частиц. Грязные не продезинфицированные руки, в данном случае, представляют опасность.
  • При ношении шерстяных вещей мелкие волоски могут зацепиться за ресницу, а затем попасть в глаз.

Симптомы наличия инородного тела

В зависимости от величины инородных частиц симптомы варьируются. Одни люди испытывают невыносимую боль, а другие чувствуют небольшой дискомфорт. Все зависит от того, какое место пораженно и насколько.
Зачастую имеющееся инородное тело в глазу выдает себя дискомфортом, помехами, жжением, резью, покраснением слизистой оболочки. Не исключены такие симптомы как повышенное слезотечение, светочувствительность, набухание век, «туманное зрение» и даже кровотечение из-за повреждения сосудов.
Случается и так, что чужеродная частичка попадает внутрь глаза, а человек не чувствует ее присутствия, то есть всякие симптомы отсутствуют. Если есть подозрения, что в глаз попало инородное тело, а симптомов нет, то желательно пройти осмотр у офтальмолога с целью изъятия чужеродной частички. Если пустить все на самотек, то могут возникнуть серьезные проблемы со зрением, которые уже сложно решить самостоятельно.

Диагностика

Инородное тело сначала нужно обнаружить и определить, какую часть глаза оно задело. Можно самостоятельно в домашних условиях обследовать глаз, достаточно проводить осмотр в хорошо освещенной комнате с зеркалом.
Профессиональное обследование заключается в тщательном осмотре слизистой оболочки. Для этой цели офтальмологи используют щелевую лампу. Если специалист подозревает, что инородное тело расположилось внутри глаза, то он выворачивает верхнее веко и осматривает пространство под ним.
Показания пациента могут натолкнуть офтальмолога на мысль о необходимости проведения ультразвукового исследования или рентгенографии.
Симптомы и удаление чужеродного осколка из конъюнктивы

Инородное тело может расположиться на поверхности конъюнктивы, а может и проникнуть намного глубже, все зависит от степени внедрения в глаз. От проникновения таких частиц, как песчинка, стружка, волосинка или пыль у человека возникает неприятное ощущение или резь. Более жесткие материалы, такие как камень, дерево, уголь или металл доставляют боль. Проще всего в домашних условиях обнаружить и убрать из глаза ресницу или небольшую частичку, расположенную вблизи конъюнктивы.
Диагностировать наличие чужеродной частицы конъюнктивы можно при тщательном наружном осмотре слизистой оболочки глаз при помощи выворота века. Благодаря рефлекторному подергиванию глаз и обильному слезотечению инородное тело свободно перемещается по конъюнктивальному пространству; зачастую мелкие частички застревают в бороздке, откуда их легко можно удалить.
Для того чтобы безболезненно убрать инородное тело специалисты закапывают в глаза дикаин. Достать чужеродную частичку можно медицинским пинцетом или иглой.
Роговица глаза и удаление инородного тела

Зачастую, стружку или окалину можно обнаружить на поверхности роговицы или чуть глубже. Глубина проникновения зависит от размера частицы и скорости, с которой частица попала в глаз. Выделяют три вида залегания чужеродных частиц: поверхностное, серединное и глубокое. К глубоко залегающим телам относятся металлические кусочки, каменные или деревянные осколки.
Инородное тело, рассредоточившееся в роговице, может повредить эпителий, что влечет за собой развитие заболевания под названием кератит. Со слов пациента чувствуется дискомфорт, резкая боль, ощущение жжения, помехи, светочувствительность и слезотечение. При таких симптомах необходимо провести тщательный осмотр, результаты которого можно проверить с помощью рентгенографии. Затем необходимо принять незамедлительное решение о том, как вытащить соринку из глаза.
Офтальмолог может удалить чужеродный кусок после дезинфекции глаз с помощью анестетика. В качестве инструмента для изъятия используется медицинское долото или специальное копье.

Удаление внутриглазных инородных тел


Ситуации с внутриглазным посторонним осколком встречаются реже, чем остальные. Чаще всего чужеродные материалы попадают в задний глазной отдел.
При осмотре пациента на наличие чужеродного осколка внутри глаза, специалист может обнаружить небольшое отверстие в роговице или зрачке. Рана может быть зияющая.
У пациента наблюдается помутнение зрения, боль и жжение. В данном случае не стоит делать опрометчивых решений по поводу самостоятельного изъятия частицы. Даже при большом желании, вы не сможете этого сделать, здесь нужна квалифицированная помощь специалиста.
Инородное тело глазницы


Чаще всего проходом в глазницу, для инородного тела, служит конъюнктива или веко. Это немагнитная или магнитная частица, с разной формой и величиной, способная внедриться в любой отдел глазницы. Благодаря двойному прободению глазного яблока можно обнаружить окалину или кусок металла.
Последствия поражения от воздействия различных металлов могут быть следующими:

  • Железные, чугунные, стальные, алюминиевые металлические частицы, а также стружка от камня или стекла минимально повреждают глазницу. У человека имеется ощущение, что в глаз попала ресница.
  • Из-за проникновения крупного медного осколка развивается асептический гнойный процесс.
  • Из-за внедрения частицы дерева развивается септический гнойный процесс глазной орбиты.

ВАЖНО! Диагноз ставится со слов пациента, медицинского обследования и рентгена глаз. Проверочное обследование проводится при помощи ультразвука.
После диагностики производится хирургическая обработка поврежденного места. Если частица находится вблизи раны, то удалить его можно без дополнительных манипуляций. Если в процессе диагностики установлено ареактивное состояние, то удалить осколок невозможно. В данном случае пациенту назначаются антибиотические препараты и сульфаниламиды.
Важные советы

  1. Работникам столярных и слесарных мастерских, а также сельскохозяйственных объектов необходимо надевать защитные очки во время трудовой деятельности.
  2. При наличии чужеродной частицы нельзя тереть глаза – такие манипуляции усугубят проблему.
  3. Минимизируйте количество морганий (моргание раздражает поврежденный глаз).
  4. Не пытайтесь своими силами достать осколок.
  5. За помощью лучше обращаться к специалисту, в данном случае офтальмологу, которому нужно подробно рассказать свои действия.

Если вы обнаружили в глазу соринку, то необходимо проделать следующее:

  • удалить соринку можно при помощи проточной воды, которой промывается глаз;
  • можно зажмурить глаз со всей силы, чтобы выступающие слезы протолкнули соринку;
  • при помощи чистой салфетки или платка извлекаем соринку, в данном случае можно делать движения глазами «Часы», то есть из стороны в сторону;
  • если в глаз попала стружка от металла, дерева или вы обнаружили окалину, то необходимо сразу обращаться за помощью к офтальмологу.

Следует помнить, Что отсутствие симптомов, но подозрения на попадание инородного тела в глаз должны наталкивать на мысль о необходимой проверке Нельзя пускать все на самотек.

Болезненные и неприятные ощущения часто тревожат человека, когда находится инородное тело в глазу. При проникновении воды в зоне правого либо левого глазного яблока у пациента может некоторое время наблюдаться нечеткая картинка. Опасность для здоровья представляется попавшая на участок верхнего века зубная паста, стекло и другие вещи, которые способны нарушить зрительную функцию. Не стоит игнорировать попадание инородного предмета, требуется сразу же обратиться к специалисту, если самостоятельно мусор убрать не удается.

Когда в роговице застрял гвоздь, впилось стекло или другой острый предмет, то требуется экстренно оказать пациенту помощь, поскольку возможна полная потеря зрения.

Главные причины

Нередко пациент жалуется что попала тормозная жидкость, жесткий предмет и другие опасные вещества, из-за которых болит глаз. В зоне риска находятся люди, занимающиеся определенной работой, вследствие которой может повредиться роговица, глазное яблоко и иные структуры органов зрения. Чаще в области ушей и глаз наблюдаются инородные тела у таких групп рабочих:

Люди, занимающиеся механической обработкой дерева, в первую очередь подвержены проникновению соринок и повреждению роговицы.

  • лесорубы;
  • плотники;
  • столяры;
  • сварщики.

Ребенку и взрослому человеку попасть соринка может при сильных порывах ветра либо во время пыльной бури. Когда быстро передвигаешься на велосипеде либо другом транспортном средстве открытого типа, есть большая вероятность появления инородного предмета в ухе или глазном яблоке. Нередко человек наблюдает что попала в глаз мошка, вследствие чего возникает дискомфорт, покраснение. Подобные неприятные ощущения могут проявиться у лиц, которые ежедневно пользуются контактными линзами. Причина неприятных чувств в глазах заключается и в недостаточном соблюдении правил гигиены.

Как понять: симптомы

Когда появилась соринка в глазу, то человеку сложно это не обнаружить. Клиническая картина может отличаться, что зависит от локализации и величины инородного тела. Нередко повреждается глазная роговица, а также радужка и хрусталик. Чаще всего попавший в глазик предмет остается в области стекловидного тела либо сетчатки. В особо тяжелых случаях, когда достать инородное тело не удается, оно проходит через весь глаз и может проникнуть в череп. Подобное отклонение характерно для огнестрельных ранений. У ребенка и взрослого поврежденный левый либо правый глаз возможно распознать по таким симптомам:


Ощущение дискомфорта в глазах говорит о попадании постороннего предмета.
  • покраснение;
  • дискомфорт;
  • нарушенная зрительная функция;
  • жгучее чувство;
  • усиленная слезоточивость;
  • непереносимость яркого света;
  • болезненность режущего или колющего характера.

Нередко неприятная симптоматика сохраняется некоторое время после извлечения инородного тела.

Опасные осложнения

Если в ушах или глазах видно соринку или иное инородное тело, то требуется как можно скорее его вытащить. В противном случае вероятны неприятные последствия, которые сложнее поддаются терапевтическим действиям. Даже если травмирование не видно, оно может через некоторое время негативно сказаться на зрительной функции. Поэтому обязательно нужно вымывать попавшую в глаз даже маленькую соринку. На фоне проникновения инородного тела у пациента может проявиться астигматизм, помутнение роговицы, травмирование радужки, что ухудшит зрение. Частым последствием попадания стекла и другого небольшого предмета является повышение внутриглазного давления с последующим прогрессированием глаукомы вторичного типа. Если повредилась сетчатка, то нередко возникает кровоизлияние, которое грозит отслоением сетчатки.


Следует вовремя промывать глаза, чтобы избежать возникновения воспаления слизистых оболочек.

Если вовремя не промыть глаз от соринки или пытаться доставать попавшее инородное тело грязными руками, то вероятно занесение патогенных микроорганизмов, вследствие чего диагностируется эндофтальмит. Такое заболевание негативно сказывается на глазной слизистой оболочке. При подобном состоянии требуется проводить как можно скорее антибактериальную и противовоспалительную терапию. В особо тяжелых случаях больному назначается оперативное лечение - витрэктомия. Наибольшую опасность при попадании инородного тела в глаз представляет симпатическая офтальмия. В таком случае иммунная система пациента атакует здоровое и поврежденное глазное яблоко. Справиться с осложнением удается при помощи экстренной противовоспалительной терапии. Если таким образом не выходит устранить патологический процесс, то необходимо удалить поврежденный глаз.

Как помочь пациенту: первая помощь

Когда что-то есть в правом либо левом глазу, то требуется как можно скорее оказать пострадавшему доврачебную помощь. Категорически запрещается тереть орган зрения, поскольку таким образом возможно лишь привести к еще большему раздражению и повреждению. Достать инородное тело возможно посредством стерильной марли либо чистого платка для носа. Также следует делать такие манипуляции:


Чтобы убрать покраснения и раздражения, необходимо делать чайные компрессы.
  1. Вымыть поврежденный и здоровый глаз с использованием большого количества проточной воды.
  2. Рекомендуется сделать компресс с применением чайной заварки.
  3. Далее требуется закапать глазные капли. Снять болезненность, воспалительную реакцию и раздражение хорошо помогает «Левомицетин» и «Альбуцид».
  4. Лечение не прекращают даже при постепенном исчезновении неприятной симптоматики.
  5. Для устранения покраснения в области белка глаза применяют «Дексаметазон» либо «Тауфон», которые часто прописывает врач.
При попадании меди возникает заболевание халькоз, которое характеризуется возникновением инородного тела желтого цвета в тканях органов зрения.
  • Проникший в глаз стеклянный либо пластмассовый предмет может длительное время не вызывать токсического воздействия, находясь внутри капсулы.
  • Если инородное тело содержит железо, то уже через полгода-год может развиться сидероз, характеризующийся токсическим повреждением глаза. Пациента тревожит воспалительная реакция хронического типа, из-за чего резко падает зрение и увеличивается внутриглазное давление.
  • Предметы, состоящие из меди, при длительном нахождении в глазных структурах вызывают халькоз. Заболевание отличается медленным течением, при этом клиническая картина может проявиться через 1-2 года после попадания инородного тела в глаз.

Инородные тела в глазу – это поверхностно или глубоко расположенные чужеродные частицы глазницы, глазного яблока и различных отделов придаточного аппарата глаза.

Классификация

Инородные тела глаза бывают поверхностными или внутриглазными, если они проникают через оболочки глаза и задерживаются в его внутренних отделах. В зависимости от места попадания чужеродных частиц различают инородные тела век, роговицы, конъюнктивы, глазного яблока и глазницы. По своему составу подразделяют на магнитные (железосодержащие) и немагнитные (стекло, дерево, земля, песок, состоящие из меди, алюминия и других металлов и пр.).

Признаки инородного тела в глазу

Симптомы попадания в глаз инородной частицы могут варьироваться от незначительного дискомфорта до интенсивных и невыносимых болей. Это зависит, прежде всего, от типа повреждения и локализации повреждающего предмета.

Обычно повреждение поверхности глаза характеризуется дискомфортом, болью и ощущением присутствия в глазу. Оно также может сопровождаться слезотечением, покраснением, жжением, царапаньем в глазу, повышенной светочувствительностью, проблемами с открыванием глаза, припухлостью мягких тканей, затуманиванием зрения и кровотечением из поверхностных сосудов глаза.

В очень редких случаях, когда небольшая и острая инородная частица попадает внутрь глаза, симптомы повреждения могут либо полностью отсутствовать, либо быть минимальными. Если пациента ничего не беспокоит, но при этом есть подозрение, что внутрь глаза мог попасть какой-либо предмет, ему необходимо срочно обратиться за помощью специалиста. Место проникновения внутрь глаза иногда крайне сложно определить невооруженным глазом.

Чем опасно попадание в глаз инородного тела?

Инородное тело может вызвать механические или токсические повреждения органа зрения, воспалительные реакции (конъюнктивит, блефарит, увеит, кератит), кровоизлияния и вторичные осложнения (отслойку сетчатки, глаукому, катаракту и другие заболевания).

Опасна ли инородная частица для зрения, зависит от его формы и природы, а также от того, в каком объеме оно попало в глаз и где именно располагается.

Самым безопасным считается попадание инородных тел в конъюнктивальный мешок. Однако, если предмет острый, он может проникнуть в склеру или роговицу. А если инородная частица залетела в глаз на большой скорости, она может повредить склеру или роговицу, а также попасть внутрь глазного яблока, в хрусталик, на сетчатку или в стекловидное тело.

Если инородное тело состоит из меди или железа, может возникнуть металлоз – опасная химическая реакция с тканями глаза. Металлоз характеризуется понижением остроты зрения, сумеречной слепотой, круговым сужением поля зрения и другими симптомами.

Длительное нахождение "соринки" в глазу может привести к очень серьезным осложнениям – гнойной язве роговицы, воспалению внутренних оболочек глаза, слепоте и удалению глазного яблока.

Первая помощь при попадании в глаз инородного тела

Если частица стекла, дерева, металла или другого материала попадет вам в глаз, выполняйте следующие рекомендации:

Диагностика

Обследование включает в себя процедуру проверки зрения и тщательный осмотр поверхностных оболочек глаза с помощью щелевой лампы. При подозрении на поверхностные инородные тела врач аккуратно выворачивает верхнее веко и проверяет их наличие под ним.

По показаниям пострадавшего может быть проведен осмотр внутренних слоев глаза на присутствие инородных частиц при помощи ультразвукового прибора, офтальмоскопа и рентгенографии глаз.

Лечение и удаление инородного тела из глаза

Прежде всего, нужно взять зеркало и внимательно осмотреть глазное яблоко. Если вы увидели соринку, возьмите ватную палочку или чистый платочек и аккуратно извлеките соринку из глаза. Можно также промыть глаз чистой водой комнатной температуры. Держите глаз открытым и промывайте его до тех пор, пока не прекратится резь. Иногда ощущение частицы в глазу сохраняется и после извлечения соринки, но оно имеет менее выраженный характер.

В некоторых случаях эффективен и естественный способ очищения – слезы. Аккуратно поднимите верхнее веко пальцами и держите так до тех пор, пока в глазу не появится слеза. Роговица человеческого глаза может похвастаться мощными защитными рефлексами, которые быстро удаляют большую часть небольших поверхностных частиц усиленным миганием и слезоотделением.

Если ничего не помогает и ощущение сохраняется, посетите офтальмолога. Иногда соринка попадает не на слизистую оболочку, а в подслизистый слой глаза, и извлекать ее оттуда в домашних условиях запрещено. Если инородный предмет расположен в роговице, склере или конъюнктиве, его должен удалять только специалист. Попытки самостоятельного удаления инородного тела из глаза опасны и могут привести к внутриглазной инфекции или образованию грубого рубца, который может негативно повлиять на остроту зрения.

Поверхностные инородные тела, как правило, удаляются из глаза прямо в кабинете врача. Сначала специалист закапывает обезболивающие капли, после чего аккуратно удаляет частицу с помощью специального микроскопа – щелевой лампы. После этой процедуры пациенту назначают противовоспалительные и антибактериальные капли или мази, чтобы предотвратить развитие воспалительного процесса.

Что касается внутриглазных инородных тел, их удаляют в операционной с использованием микроскопа, специального оборудования и инструментов. Такие повреждения являются серьезными, они угрожают не только зрению, но и сохранности глазного яблока, поэтому должны оперироваться экстренно.

Если инородное тело привело к небольшому поверхностному повреждению роговицы глаза, для лечения такого недуга рекомендуют мазь с антибиотиками. При более серьезном повреждении роговицы необходимо дополнительное лечение. Зрачок должен быть всегда расширенным – этого эффекта можно достигнуть применением специальных препаратов (1%-ного раствора атропина). Кроме того, в поврежденный глаз закапывают капли с антибиотиками и накладывают повязку, чтобы полностью исключить проникновение света. К счастью, эпителий, который покрывает глазное яблоко, очень быстро восстанавливается – даже серьезные повреждения заживают под повязкой в течение 1 – 3 дней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх