Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательном учреждении. Толерантное отношение к людям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам

Тип работы: Реферат Предмет: Педагогика

Выдержка из работы

УДК 37.013 ББК 60.5

Коростелева Наталья Александровна соискатель кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Korostelyeva Natalya Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of General and professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам Social Model of Disability As a Basis of Tolerant Attitude Forming To

Physically Handicapped People

В статье обосновывается необходимость наличия у современного общества толерантного отношения к людям с физическими недостатками. Рассмотрены различные подходы к содержанию медицинской и социальной моделей инвалидности в мировом сообществе. Автором приводятся данные о практической реализации идей социальной модели инвалидности в системе образования. Акцентируется внимание на ряде психолого-педагогических проблем, сопровождающих реализацию прав инвалидов на высшее образование.

The article proves the need of a modern society for a tolerant attitude towards physically handicapped people. The different approaches to the content of medical and social models of disability in the world community are considered. The author shows the practical realization of the ideas of disability’s social model in the system of education.

Ключевые слова: толерантность, медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности, инвалидность.

Key words: tolerance, medical model of disability, social model of disability, disability.

На сегодняшний день повышенный интерес к толерантности обусловлен потребностями новой социальной практики в мировом сообществе, которая как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирует различные по своему характеру проявления интолерантности. Учеными изучались разные аспекты феномена толерантности. Ряд работ посвящен психологопедагогическим вопросам толерантности (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Н.

А. Асташова, С. Л. Братченко, О. А. Грива, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, Т. С. Таюрская, В. Тишков и др.). Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет единого, универсального, признанного всеми, определения толерантности, четких классификаций видов и уровней толерантности, а также их критериев, однозначного понимания механизмов формирования толерантных установок в сознании.

Толерантность — уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово «терпимость» ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения .

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

М.И. Иникеев рассматривает толерантность с одной стороны как способность переносить трудности, пониженную чувствительность к неблагоприятным воздействиям, повышенный порог эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, способность переносить неблагоприятные условия без снижения эффективности деятельности, с другой стороны как терпимость к позиции оппонента. В работах А. Б. Орлова и А. З. Шапиро отмечается, что толерантность- это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений .

Д. А. Леонтьевым толерантность понимается как позиция принятия иных ценностей, взглядов, обычаев, равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия сними . Это определение описывает толерантность и как свойство личности, и как феномен общественного сознания. Г. У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Расширяя границы данного концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г. У. Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей .

Из вышеперечисленных сфер, нас заинтересовала физиологическая толерантность. Физиологическая толерантность — отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д. В пер-

вую очередь это связано с тем, что термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Во многом это обусловлено тем, что инвалид ограничен в связях с окружающим миром и мобильности в силу субъективных факторов (состояние его физического и психического здоровья) и сложившимся общественным сознанием. Во- вторых, по оценкам ООН (2010), количество инвалидов от года к году неуклонно растет, в том числе увеличивается контингент детей — инвалидов.

В исследованиях Л. М. Шипицыной (2002) подтверждается тот факт, что инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях. Результаты многолетних исследований показывают, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризовалось как откровенно неблагоприятное: им часто приписывались такие черты, как зависть, недоверие к здоровым, недостаток инициативности, повышенное чувство жалости к самому себе. При социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах . Невежество, предрассудки, равнодушие и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с ограниченными возможностями и задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях, проблемах инвалидов .

Среди основных причин неприятием общества нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Л. С. Выготский подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду — это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым — значит иметь возможность жить как все- это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь. Инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью .

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет его физических или умственных возможностей" .

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности:

1) медицинская модель инвалидности (традиционный подход) —

2) социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности (традиционный подход, до сих пор представленный в общественном сознании) определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями» и т. д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Справедливости ради нужно заметить, что при таком подходе инвалидам оказывается комплексная помощь (медико-социально-педагогический патронаж). Однако такая модель вольно или невольно ослабляет позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от нормального общества, усугубляет его неравный социальный статус . Медицинская модель инвалидности, официально принятая до недавнего времени в России и странах СНГ находит свое выражение в том, что специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества.

Таким образом, акцент в медицинском подходе к инвалидности делается на зависимость, а сам подход — на стереотипы, по которым инвалид вызывает жалость и желание опекать. Все усилия изменить ситуацию концентрируются на медицинских способах и лечении .

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности — это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных обществом. Это значительный сдвиг. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья . Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе — «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и боль-ные". Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS — Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно: «Инвалидность — это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества . Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен Ди Джонг (Gerben DeJong), а также другими учеными. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую . При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие .

В отличие от медицинской модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие исторический, культурный, социальный Вестник ЧГПУ 82 012 88

контекст и формирующиеся вовлеченными в ситуацию людьми. Как отмечает Е. Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность .

Гуманизация высшей школы выразилась и в непосредственном изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Признание уникальности и самоценности личности привело к необходимости разработки новых педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиска педагогических путей развития личности с ограниченными физическими возможностями. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели инвалидности .

Таким образом, медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход от медицинской модели инвалидности к социальной обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т. п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Политико-правовая модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов как социально уязвимой группы. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Таким образом, на наш взгляд, важным шагом и предпосылкой на пути толерантности общества по отношению к инвалидам является принятие социальной модели инвалидности во всем мировом сообществе, которая направлена на создание безбарьерной среды в общении, обучении и профессиональной подготовке инвалидов. В целом представители нового поколения, могут и должны относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями по-другому, должны отказаться от собственных стереотипов по отношению к инвалидам. Социальная модель инвалидности, на наш взгляд, может в полной мере способствовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.

Библиографический список

1. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер // АвтоВестник ЧГПУ82 012 90

реферат дисс. .доктора псих.наук. — Спб., 2007.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В6т. /Гл.ред. А. В. Запорожец.-М.:Педагогика, 1983.-Т.5.Основы дефектологии. — 367с [ 15, www.сайт ].

3. Высшее образование: проблема доступностив регионе /Под общ. Ред.

В.Н.Козлова, Е.А.Мартыновой- Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 2000. С.14−15.

4. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. -Электрон, журн,-РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www. rodnikzhi7ni.ru

5. Добровольская Т. А. , Шабалина Н. Б. , Демидов Н. А. Социальные проблемы инвалидности //Социол.исслед. 1988.№ 4.С.79−83.

6. Зак Г. Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы.// специальное образование. 2008. № 10. С.22−24.

7. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа.- Вестник ТГПУ. 2010. выпуск

12(102)С. 160−166.

8. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия толерантность // Вопр. пси-хол. 2009. № 5. С. 3−16.

9. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 143

10. Мартынова Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. — Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 2002.

11. Мартынова Е. А. , Романенкова Д. Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы образования № 2. 2006.- С.112−122.

12. Романов П. В. , Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. — Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. — 260 с.

13. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души //Век толерантности. № 6. и^: http://www.tolerance.ru

14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив. // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. / Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. с. 4.

15. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер. с англ.// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115−126.

16. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. — М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. С.46−48.

17. Ярская-СмирноваЕ.Р., П. В. Романов. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1(34). — С. 89−99.

1. Bardier, G.L. Social Psychology of Tolerance / G.L.Bardier // Synopsis of Diss. … Doctor of Psychology. — St. Petersburg, 2007.

2. Declaration on the Rights of Persons with Disabilities. UNO, on December 9th, 1975 // Electronic Journal, Spring Life. — Access Mode.: www. rodnikzhizni .ru

3. Dobrovolskaya, T.A., Shabalina, N.B., Demidov, N.A. Social Problems of Disability // Social Research. -1988. — № 4. — P.79−83.

4. Hall, J., T. Tinklin, T. Disabled Students and Higher Education / Trans. from Eng. / / Journal of Social Policy Studies. — V.2. — Number 1. — 2004. — P.115−126.

5. Higher Education: The Problem of Accessibility in the Regions / Ed. by V.N.Kozlova, E.A.Martynova. — Chelyabinsk: Chelyab. St. Un-ty, 2000. — P.14−15.

6. Kavun, L.V. Tolerance in the Structure of Higher School Students" Personality Traits: Results of Factor Analysis. — Herald of TSPU. — 2010. — V. 12 (102) — P. 160−166.

7. Kholostova, E., Dementieva, N. Social Rehabilitation. — M.: «Dashkov K» Publishing House, 2002. — P.46−48.

8. Leontiev, D.A. To Operationalization of the Tolerance Concept // Issues of Psychology. — 2009. — № 5. — P. 3−16.

9. Martynova, E. A The Social and Pedagogical Basis for Development and Functioning of Higher Education Accessibility For Physically Handicapped People. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2002.

10. Martynova, E. A, Romanenkova, D.F. Model of Education Center for Disabled People in Chelyabinsk State University on the Basis of Integrated Learning System // Problems of Education. — № 2. — 2006. — P.112−122.

11. Matskovsky, M.S. Tolerance As the Object of Sociological Study // Intercultural Dialogue: Research and Practice // Ed. by G.U.Soldatova, T.Yu. Prokofeva, T.A.Lyutaya. — Moscow: Media Center of Moscow State University, 2004. — P. 143.

12. Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. Disability Policy: Social Citizenship of Disabled People in Modern Russia. — Saratov: Publishing House «Science Book», 2006. — 260 p.

13. Soldatova, G.U. Practical Psychology of Tolerance, Or How To Make the Strings Sound the Best of the Human Soul // The Age of Tolerance. — № 6. — Access Mode: http://www.tolerance.ru

14. Soldatova, G.U. Tolerance: Psychological Stability and Moral Imperative // Workshop on Psychological Diagnostics and Research of Tolerance / Edited by G.U. Soldatova, L.A. Shaygerova. — Moscow: Moscow State University. University, 2003. — P.4.

Нередко в мое копирайтинг-бюро обращаются благотворительные организации и фонды помощи инвалидам. Ниже представлена статья в портфолио копирайтера, заточенная под ключевые слова: "инвалиды", "толерантность" и пр. Другие статьи из портфолио копирайтера можно посмотреть .

Почему важно толерантное отношение к инвалидам

Статистика бесстрастна: за последние 50 лет число людей с ограниченными возможностями увеличилась в 2 раза. Сегодня в России их более 13 000 000 человек. То есть 1 человек из 11 - инвалид. Много это? Мало? Для многих цифры кажутся неправдоподобно большими, ведь, гуляя по улицам города, редко приходится видеть людей с ограниченными возможностями. Но это не значит, что их не существует.

Многие из них предпочитают «не светиться», чтобы не подвергать себя стрессу - условия для жизни людей с ограниченными возможностями в нашем обществе не слишком хороши. Другие коротают дни в спецучреждениях, скудно оснащенных диагностической и лечебной аппаратурой.

Толерантное отношение к инвалидам. Зачем?

Людей с ограниченными возможностями иногда называют «инакоодарёнными», подразумевая, что каждый из нас одарен чем-то с рождения. Если инвалид не может проявить себя, скажем, в спорте, математике, искусстве или ремесле, значит, Бог приготовил ему иной Дар.

Инвалиды - лакмусовая бумажка, они зеркало общества, только зеркало души. Это и есть дар. Подумайте, насколько сегодня мы, наше общество, каждый отдельно взятый человек готов относиться к людям с ограниченными возможностями как к равным? Отдельные люди бросают на них жалостливые взгляды, другие граждане деликатно отворачиваются… Но не такого отношения заслуживают наши инакоодарённые братья и сестры.

Как сделать общество толерантным к инвалидам?

Этот процесс, к сожалению, небыстрый: человек должен созреть нравственно, духовно, душевно. Не обойтись и без поддержки государства, которая выражается не только в дотациях, поставках оборудования в больницы, установке пандусов, переоборудовании тротуаров. Есть не менее важная задача. С помощью распространения информации, создания социальных роликов возможно сформировать должное отношение к этой категории граждан. Люди искусства организовывают концерты, режиссеры создают социальные ролики, ставят спектакли на тему жизни людей-инвалидов, писатели пишут книги… И это дает свои результаты.

Мы тоже внесем свой посильный вклад в формирование толерантного отношения к инвалидам в нашем российском обществе.

"Инвалиды - это те же люди, только самые-самые-самые...". Не желаете получать такие перлы копирайтинга? Хотите заказать качественную статью недорого? Обращайтесь !

Ирина Дрозденко, председатель правления фонда «Место под солнцем», супруга губернатора Ленобласти Александра Дрозденко

Очень не люблю слово толерантность, часто употребляемое политиками. Толерантность по отношению к инвалидам — абсолютно недопустимое слово. Толерантность — это терпимость. Но это обычные люди, их не нужно терпеть. Не думаю, что общество не хотело принимать инвалидов, как равноправных членов общества. Оно просто не могло, не знало как, посредством какого инструмента. У нас это вообще не было предложено. Так как, по сути, наш сегодняшний социум напоминает джунгли и борьбу за выживание, то конечно инвалиды в этой борьбе, открытой конкуренции, проигрывали.

Когда говорят «люди с ограниченными возможностями», я всегда добавляю «здоровья», потому что возможности разума, творчества, интеллекта не ограничены. У нас в рамках деятельности фонда существует шесть программ. Они разноплановые, но все призваны к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из программ — благотворительная программа по поддержке труда и занятости, состоящая из двух проектов — «Свои люди» для обучения ребят на специальность пул-оператора и интернет-продавца, а также один из самых актуальных, вызревших в России — Ленинградский областной мультицентр социальной и трудовой интеграции молодых инвалидов «Место под солнцем». Это будет госучреждение, на базе которого выпускники коррекционных школ и инвалиды, которые не могут по каким-то причинам работать по полученным специальностям, смогут обучиться и переобучиться. Продуман элемент социализации, обустроено общежитие на втором этаже со всеми элементами, свойственными нашей обыденной жизни, чтобы они были адаптированы полностью.

Обычное училище, где могут учиться инвалиды, не «сдает» человека «под ключ» работодателю. Когда любой паренек закончит специальное образовательное учреждение, он получит только диплом гособразца. В нашем же случае мы трудоустраиваем на предприятие, осуществляя гарантированное посттрудовое сопровождение. Программа мультицентра продумана таким образом, что в ней участвуют все комитеты Ленобласти и государственные подразделения, включая фонд социального страхования и социалку на местах. Эта такая сеть «зонтиков» разных масштабов, которые на разных этапах жизни сопровождает инвалида. Задача команды центра заключается в том, чтобы за короткий срок (7-8 месяцев) курсовых слушаний ребята могли быть максимально эффективно подготовлены, чтобы быть конкурентоспособными на открытом рынке труда. Но подготовка к трудовой деятельности — это лишь одна сторона вопроса. Не все ребята в ходе подготовки и обучению смогут по факту быть трудоустроены, может не все вынесут нагрузку физическую, не все найдут себя, не у всех будет получаться. Но в любом случае, сама по себе социализация даст возможность внутреннего развития, толчка, эволюционного роста. Обучение полезным новым навыкам сможет обеспечить их занятость, будь то хобби или кружок «Умелые руки», да и просто позволит быть активным участником общественной жизни.

У меня случилось в жизни тяжелое испытание, которое заставило пересмотреть очень многие вещи. Произошел эволюционный скачок в личном развитии, в духовности. Поняла, что пора отдавать обществу алаверды, позитивную энергию, которую оно потратило на мое воспитание, становление меня как личности, в том числе и моего супруга.

Я очень верю в то, что с участием в таких проектах, нацеленных на адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их жизнь изменится в лучшую сторону. Просто потому, что они домой вернутся уже героями, с внутренней уверенностью, что они кому-то нужны. Я не жалею этих людей, а уважаю их. Как мне кажется, и менталитет ребят меняется. В сторону ощущения уверенности в собственных силах, внутреннего потенциала. Смотрю на них, вспоминаю, какими неуверенными они были на первом собеседовании, когда им только предложили эту программу. Им казалось, что это невозможно, и, наверное, они уже свыклись с мыслью о том, что инвалид — это профессия. И вот, когда сейчас разговаривали с Олегом (у него приобретенная инвалидность вследствие аварии), он сказал, как в первое время от избытка информации болела голова. 12 лет после травмы просидел в коляске и нагружал только мышцы, а тут пришлось нагружать голову. Элементарно не мог уснуть. Но теперь он прошел через это. Это как маяк, вдохновение.

Инвалид... Для многих людей это слово ассоциируется с чем-то, что не относится непосредственно к нему. Хочется спрятать глаза и не видеть чужую проблему, чужое горе, чужую боль. Но мы есть, мы существуем, и мы просто хотим жить. Жить как все, радоваться жизни, наслаждаться солнцем, ветром и морем, кататься на лыжах, подставлять ладошки снежинкам и бегать по утрам босиком.

К сожалению, здоровые люди не понимают важность этих, казалось бы, мелочей. Активный образ жизни, гламурная жизнь, вечеринки – все эти «ценности», навязываемые средствами массовой информации, давно вошли в нашу жизнь. Многие стараются не замечать нас, никому не нужных, «лишних» людей. Им не интересны наша боль, наши страдания, наши бытовые неудобства, все то, что может перерасти в отчаяние и одиночество.

Количество болезней, перенесенных детьми, растет день ото дня. Соответственно, возрастает и количество патологий, приобретенных детьми, а это приводит к тому, что во всем мире растет количество детей с ограниченными возможностями. Поэтому проблема общения с данной категорией людей стоит очень остро.

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Многие употребляемые всеми привычные слова, понятия и фразы могут быть оскорбительным для людей с ограниченными возможностями. Причем, те, кто их употребляет, могут даже не догадываться о том, что они нанесли обиду или оскорбили нас.

Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемы слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Поэтому обществу следует прививать знание терминологии, которая будет этически выдержанной и грамотной по отношении к людям с ограниченными возможностями. Для этого необходима не только специальная работа наших преподавателей в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

Корректное применение правильной терминологии помогает формированию положительного общения. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям специалистов в этой области касательно того, что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Как и социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того, чтоб изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активней и влиятельней, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!

Инвалидность является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное , а не медицинское понятие.

«Толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественным условиями). И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).

Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?! Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово... «инвалид»!

Для многих общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Воспитанные люди боятся задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя некомфортно.

Общаться с инвалидами, по моему мнению, нужно так же, как общаются с остальными людьми. Вести себя при этом с нами желательно так же, как обычно. Во всяком случае, так говорят сами инвалиды. И смотреть на нас на улице нужно так же, как смотрят на всех остальных. Человек в коляске не хуже и не лучше. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду, как к ущербной личности. Зачастую это необыкновенные умники и умницы, с образованием, умеющие хорошо работать. Они получают хорошую зарплату за свой труд. А некоторые из них дадут фору в воспитании, образовании, интеллекте многим здоровым людям.

В конце концов, если разобраться, очень часто «превосходство» здорового человека оказывается довольно сомнительным. Можно иметь руки и ноги, ходит и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.

Из своих наблюдений, прочитанного и увиденного я могла бы сформулировать несколько советов, Которые помогли бы общению с такими людьми, как мы.

Если Вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайтесь сделать так, чтоб Ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Так советуют психологи.

Например, в начале разговора Вы можете присесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Если Вы разговариваете с плохо слышащим, то старайтесь при этом встать напротив этого человека и во время общения смотреть прямо на него, а не на того, кто «переводит» ему Ваши слова. Когда Вы общаетесь с плохо видящими, в самом начале разговора сообщите ему обо всех присутствующих возле Вас людях, добавляя, кто из них где находится. Если же Вам нужно выйти куда-то или сесть в другой части комнаты, обязательно скажите Вашему собеседнику об этом.

С умственно отсталыми людьми нужно общаться на доступном им языке. И уж точно не стоит их боятся. Умственно отсталые люди, особенно с синдромом Дауна, необыкновенно добрые и отзывчивые. Если уж говорить откровенно, то это скорее им стоит боятся нас.

Обучение детей-инвалидов в классах с обычными детьми, т.е. инклюзивное обучение, тоже не всегда может быть уместно. В определенном возрасте дети прямолинейны и жестоки и могут превратить жизнь инвалида в настоящее испытание. В младших классах могут обидеть инвалида из-за недопонимания ситуации, т.е. непроизвольно. В старших классах обидеть могут только невоспитанные, грубые ребята, которые вообще негативно относятся к жизни. В средних классах наблюдается пик агрессивного отношения к таким ребятам, как я.

А сейчас хочется отметить, что, несмотря на мою страшную болезнь – ДЦП, отношение ко мне в группе, в училище теплое и доброжелательное. Хотя я не могу быстро передвигаться, но в остальном я принимаю активное участие в жизни коллектива. Вместе с моими подругами по группе мы придумываем сценарии для праздников, рисуем стенгазеты, на которые часто помещают написанные мной стихи.

На занятиях я чувствую себя комфортно и уверенно. Выбранная мной профессия позволяет мне полностью раскрыть свои возможности. Мое состояние не мешает мне хорошо и быстро делать расчеты, составлять сметы доходов и расходов, анализировать полученные результаты, составлять бухгалтерский баланс, принимать нужные решения и делать многое другое. Ведь не зря говорят, что если Бог отнял у человека одну способность, то он обязательно вознаградил его в чем-то другом. Я думаю, что я правильно выбрала профессию, и в дальнейшем я собираюсь продолжить свое образование по выбранному профилю.

Мои преподаватели – тактичные и доброжелательные люди. Я ощущаю, что они относятся ко мне с пониманием и теплотой. Я благодарна им за те знания, которые получила от них, за их внимание к моим проблемам. Благодаря своему мастеру производственного обучения я поняла, что выбранная мной профессия может дать мне уверенность в завтрашнем дне.

Но не всегда такие люди как я востребованы в профессии и в жизни. Основная беда общества состоит в том, что оно либо махнуло на данную категорию людей рукой, уверяя себя, что эти люди ни на что не способны, либо не впускает их в свое «здоровое общество». Кто-то из людей с ограниченными возможностями мог бы работать в церкви, кто-то – сапожником, кто-то – оператором ПК, кто-то – бухгалтером-учетчиком. Всегда можно найти себе занятие, если окружающие тебя люди относятся к тебе с пониманием. К тому же часто бывает, что инвалиды работают намного лучше своих здоровых коллег. Единственное, что может отпугнуть работодателя, это то, что инвалиды чаще болеют, но, с другой стороны, им не требуется постоянных перерывов на тот же самый перекур.

Я считаю, что общество нужно перевоспитывать в вопросе отношения к инвалидам. Оно должно осознать, что это люди, стремящиеся быть такими как все, и к ним надо относиться с должным пониманием. Это понимание придет, если каждый член общества начнет с самого себя. Есть люди, которые считают некоторых из нас неполноценным. Тот, кто думает так, совершает большую ошибку, но этому есть объяснение. В свое время общество выдумало термин «инвалид». Но, надо понимать, что, в отличие от обычных людей, это особенные люди. У природы нет ошибок. Видимо, мы созданы природой для того, чтобы растопить лёд людских сердец. Но проблема «инвалидов» все-таки существует и на нее нельзя просто так закрыть глаза. Ее надо решать и, по моему мнению, начинать надо с культуры общения между людьми вообще и с инвалидами в частности.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии в общении с людьми с ограниченными возможностями, и, таким образом, создать толерантное отношение к нам в обществе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх