Личность как субъект общественной жизни. Личность как субъект и объект социальной жизни

Введение

1. Человек, Индивид, Личность

2. Личность как субъект и продукт социальных отношений

2.1 Социальная сущность личности

2.2 Социализация личности

2.3 Межличностные отношения

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Человек выступает главным субъектом и продуктом общественных отношений. В силу того, что он является многогранным и многоплановым существом, особый интерес представляет рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека. Не будет преувеличением и то, что существо проблемы социальных отношений и личности в современном обществе - это вопрос о том, как именно социальные отношения воздействуют на личность и, с другой, как она преобразует свою социальную среду. В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но в другом - она же является создателем своих собственных условий существования, т.е. социальным субъектом.

Проблема личности человека, ее формирования и развития в современной литературе является наиболее проработанной, понимание же человека как субъекта и продукта социальных отношений изучено менее, что придает данной теме особую актуальность.

Цель данного реферата: раскрыть сущность личности как субъекта и продукта социальных отношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид» и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 18 страниц.

1. Человек, Индивид, Личность

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. С научной точки зрения человек, - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.

Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек» является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».В философии есть один из ключевых собирательных терминов - «субъект» . Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека. Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности. «Субъектностъ» - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не следует смешивать с понятием «человеческая субъективность», под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств. В содержание понятия «субъект» входят все социально значимые характеристики человека, и в первую очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы, способности выступают в качестве движущей силы общественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы. Иначе говоря, Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке. Эволюция понятия личности от первоначального обозначения маски (лат. persona обозначало маску, которую надевал актер в античном театре), затем самого актера и, наконец, его роли - дала толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий.

Осмысление того, что человек - это биосоциальное существо является важным моментом понимания понятия «личность». Он неотделим от своей природы, телесности, вещественности. Но вместе с этим, он обладатель сознания, души. Поэтому личность, как комплексное осознание данной биосоциальной природы человека, характеризует то, что находится под действием двух закономерностей: природно-биологической и социально-исторической. Т.е., биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме, неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами: коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

Другое значение, личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е. личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в процессе совместной деятельности и общения.

Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям, - подчёркивал А.Н.Леонтьев.

Однако при всем разнообразии толкований понятия «личность», авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Но, каждый ли человек является личностью? Очевидно, что нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации , то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

История человека начинается тогда, когда происходит поворот в его отношении к изменениям окружающей среды. С того момента, когда предок человека перестал реагировать на изменение окружающей среды изменением своей морфологии, внешнего вида, форм адаптации и начал формировать свою искусственную среду (одежда, использование огня, строительство жилища, заготовление пищи и т.п.), начинается социальная история человека. Такие формы социальной адаптации потребовали разделения труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальной адаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности, о чем говорят данные антропологов: объем головного мозга у предков человека в тот период неимоверно вырос, усложнились формы коллективной деятельности, развилась вербальная коммуникация, возникла речь как средство общения, передачи информации, закрепления трудовых навыков.

Все это позволило человеческому сообществу получить большие возможности в обеспечении жизни. Одновременно совершенствование орудий труда, появление излишков продуктов примитивного производства сразу сказались на формах организации общественной жизни: она усложнилась, общество структурировалось. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества.

Но и особенностям личности здесь принадлежит не последнее место. Порой они оказывают весьма существенное влияние на социальные процессы. Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей жизни, активно определяет и развивает «линию» собственной судьбы. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность.

Факторы формирования личности представлены на рис.1


Рисунок 1 – Факторы формирования личности

Итак,личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Таким образом, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Особенностям развития и взаимосвязи личности и общества посвящена следующая глава.

2. Личность как субъект и продукт социальных отношений

2.1 С оциальная сущность личности

Как уже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность , которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики (рис.2).

Рисунок 2 - Сущностная характеристика личности

Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи).

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами (рис.3).


Рисунок 3 – Разнообразие социального поведения личности

В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется: действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество».

2.2 Социализация личности

В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий - происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность . Эта сторона развития личности определяется как ее социализация (рис.4).


Рисунок 4 -Факторы социализации личности

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.

В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации - основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.

В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.

Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно - в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие.

Таким образом, человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.

По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации .

Рисунок 5 - Механизмы и средства социализации личности

Подагентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Различают агентов:

Первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности;

Вторичной социализации: должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д. Агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные . Примером первичного института социализации могут служить семья, школа , вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью. Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

2.3 Межличностные отношения

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные (социальные) отношения . Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения , т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям.

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные, которыеотличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами - правовыми, корпоративными и др. Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируется характер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов. В отличие от них, на базе личного отношения человека к человеку, в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.

Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены , т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены, прежде всего, симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга.

Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным - это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами - это отношения по горизонтали.

Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.

Вывод.

Личность – это общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Личностьне только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Формирование личности, ее социализация идет: «извне» - через механизмы воспитания и «изнутри» - через механизмы самосоциализации, саморегуляции и самозащиты.

Очевидно, что содержание, способы и методы формирования личности зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов.

Учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому и невозможно дать окончательного определения «личности», описать все возможные ее характеристики и качества. Тем не менее, обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как коренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.


Заключение

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания.

Понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в науке введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид - это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Индивидуальность - своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Социальную сущность человека выражает понятие личности.

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.

Личность- социальный образ человека, который формируется из его общественного образа и внутреннего облика:

Общественный образопределяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

Внутренний облик - это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.

Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» (А.Н.Леонтьев).

Основой формирования личности выступают общественные отношения . Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми - необходимое условие для становления и развития социального «Я».

Формирование личности происходит в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, и становятся личностями.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д.

Именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком , который осознав себя как личность , определив свое место в обществе и жизненный путь, становится индивидуальностью , обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Таким образом, личность это и объект, и продукт общественных отношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.


Список используемой литературы

1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 10 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

2. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2006. - 270 с.

3. Каверин, Б.И. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б.И.Каверин, П.И.Чижик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 367 с.

4. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2007. – 200 с.


Каверин, Б.И. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б.И.Каверин, П.И.Чижик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.46.

Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 10 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. – С.47.

Индивид- принадлежность к homosapiens, отдельный живой организм, особь.

Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2006. – С.22-23.

Леонтьев А.Н. Индивид и личность. Избр. психол. произв. Т.1 / А.Н.Леонтьев. - М.: Просвещение, 1983. С.385.

Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. Психология личности в социалистическом обществе / Б.Ф.Ломов // Активность и развитие личности. - М. - 1989. - С.19-20.

Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2007. – С.19-21.

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Дисциплина: Психология и педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Человек как субъект, индивидуальность, личность»

студентки 2 курса

заочной формы обучения

по специальности "Юриспруденция"

Смотровой Оксаны Владимировны

Проверил преподаватель

Карпова Елена Алексеевна, к.псх.н., доцент

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» …………………………………………..……………….. 4

2. Социализация личности.……………………………………………….….… 8

3. Теории развития личности ……………………………………….………… 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 16

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…»

Ф.М. Достоевский

«Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность.»

Н.Бердяев

Тема контрольной работы «Человек как субъект, индивидуальность, личность» выбрана не случайно – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – центральное понятие психологии. Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только в изучении психология, но и многие другие науки, такие как, философия, педагогика, социология, криминология и т. д. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, об­ладающий совестью и достоинством. В юриспруденции лич­ность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его це­лей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.

К теме личности, к вопросам развития индивида, субъекта общественных отношений будет приковано наше внимание.

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, явля­ясь предметом междисциплинарных исследований. В научной лите­ратуре, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» .

Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homosapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает дос­тоинства человека как личности с присущими ему психологически­ми свойствами, качествами..

2. Социализация личности

Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. В этом вопросе социологи достигли высоких результатов. Разумеется в социологическом ключе. Социологи говорят об усвоении социальных ролей, то есть речь идет о процессе социализации. Согласно Т.Парсонсу, социализация должна быть понята как часть становления личности, которая заключается в формировании через усвоение общих ценностей и общезначимых стандартов “наиболее общих, распространенных, устойчивых черт личности”. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а так­же ценностные ориентации, на основе которых формируется пове­дение личности.

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.

Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего, в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М.М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») - таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности, - это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия - это «само законность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1. Личность как социальная система. Структура личности

2. Личность в системе социальных связей и отношений

3. Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

1. Личность как социальная система. Структура личности

Что такое личность и какова ее сущность? Прежде всего следует подчеркнуть, что «личность» − одно из тех понятий в социологии, которое трактуется неоднозначно.. Существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности.

Рассмотрим два основных подхода – нормативный и социологический. Первый связывает это понятие с набором положительных признаков, относящихся к сознанию и деятельности человека. Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность и т.д.

Суть второго подхода состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами.

Таким образом, в первом случае личность рассматривается как нормативное понятие, во втором же – личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия с обществом и другими людьми.

Второй подход наиболее важен с точки зрения социологии, в которой отдельный человек рассматривается не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, несущей отпечаток некоторых социально-типичных черт.

Развитие человека как личности предполагает развитие взаимосвязи человека и общества. Отдельный человек может существовать, реально выявлять и развивать свои способности только в обществе других людей. Следовательно, социальную сущность человек приобретает только в обществе и при помощи общества.

Человек – существо не только биологическое, но и социальное. «Личность, – как справедливо отмечал Е.А.Ануфриев, – понятие преимущественно социальное. Оно характеризует человека как субъекта социальной жизни. И когда о человеке говорится как о личности, то имеется в виду прежде всего то, как проявляются в его конкретной деятельности экономические, идейно-политические, моральные и иные общественные отношения». (См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. − М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 99).

Общий уровень социального развития человека непосредственно связан с его индивидуальным бытием. Поэтому очень важно рассмотреть диалектическое соотношение социального и индивидуального в человеке как условие его личностного развития. И начать это следует с анализа понятий «индивид» и «индивидуальность».

Словом «индивид» обозначается человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода или социальной группы. Понятие же «индивидуальности» охватывает те специфические природные и социальные качества и особенности человека, которые сложились у него на основе унаследованных биологических предпосылок и его индивидуального социально-экономического положения в историческом процессе развития.

По вопросу о том, являются ли понятия «индивидуальность» и «личность» однозначными, существуют различные точки зрения. Исходным моментом для социологической науки служит то, что каждый человек, обладающий сознанием и способный к самостоятельному действию в обществе, является личностью.

Согласно другой точке зрения только избранные лица, выдвинувшиеся из массы других людей, благодаря своей выдающейся деятельности и способностям, социальному положению или специфическим индивидуальным качествам, становятся личностями.

Такое утверждение теоретически ошибочно и практически вредно, потому что неизбежно приводит к делению людей на «элиту» и «безличных», анонимных индивидов. Социологическая наука подходит к личности как к исторически конкретной индивидуальной целостности, занятой своей практической деятельностью и выступающей в роли субъекта познания и развития. Человек формируется как личность в той степени, в какой он при данных общественных условиях практически действует как субъект общественного и собственного развития.

Из всего этого можно сделать вывод, что личность является субъектом общественных отношений, своеобразной частицей общества, в которой отражаются все явления общественной жизни. Следовательно, личность нельзя рассматривать изолированно от общества, от социальных условий, в которых она формируется и действует. Это значит, что в свойствах общества отражаются свойства личности, и наоборот. Но при этом личность никогда не поглощается обществом. Более того, оно активно содействует развитию личности, создает все необходимые условия для ее социализации.

Исследование личности немыслимо без изучения ее структуры. Только при помощи раскрытия структуры личности можно понять ее отдельные элементы и взаимосвязи между ними. Различные формы бытия человека предопределяют наличие нескольких структур: органической, психологической, социальной. Нас сейчас интересует социальная структура личности, важнейшими элементами которой являются индивидуальное сознание, ценностная ориентация, деятельность и культура.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды, откуда сознание индивида черпает жизненный материал. Для индивида общественное сознание предстает в виде суммы знаний и опыта, политических, правовых, нравственных и других принципов, норм, оценок и традиций.

Индивидуальное сознание отличается от общественного не только меньшим объемом, но и способом отражательной деятельности, хранения информации. Это обусловлено своеобразием внутреннего духовного мира личности, заключающегося в тех свойствах и состояниях, посредством которых человек усваивает мир и воздействует на него.

Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Совокупность ценностных ориентаций есть направленность личности, которая выражается в миропонимании, нравственных принципах, политических взглядах. В обобщенном виде направленность выступает как убеждение. Направленность как один из ведущих элементов в структуре личности оказывает определяющее воздействие на другие ее элементы: на объем знаний, характер деятельности, стиль поведения и т.д.

В свою очередь культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. А последняя является способом реализации его потребностей и интересов.

2. Личность в системе социальных связей и отношений

Для того чтобы исследование проблемы взаимосвязи и взаимодействия личности и общества было достаточно полным, необходимо показать положение и роль личности в системе общественных связей, представляющих собой совокупность социальных контактов и социальных взаимодействий.

Будучи задействованной в системе социальных связей, личность постоянно общается с другими людьми, занимает определенное положение и выполняет различные социальные роли и функции в обществе.

Социальная роль личности выступает как совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека в обществе и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Известно, что деятельность личности происходит в различных сферах общественной жизни: материальной, (экономической), социальной, политической и духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определенное место и положение, соответствующее ее физическому, интеллектуальному, нравственному потенциалу или способностям, а следовательно, в каждой из сфер личность выступает в конкретной роли. Так, в сфере материально-производственной личность может выступить как производитель материальных благ (рабочий, фермер, кооператор и др.); в политической – в роли общественного деятеля (депутата парламента, члена партии, избирателя и т.п.); в социальной – в роли учителя, врача, инженера, работника торговли и т.д.; в духовной – как создатель и потребитель духовных ценностей (художник, ученый, читатель библиотеки, участник художественной самодеятельности и т.д.). И при определении и оценке социальной роли, конечно же, следует исходить из совокупности выполняемых личностью ролей и функций.

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом личности. Социальный статус – это понятие, которое показывает место личности в системе социальных связей и отношений и определяемую им систему социальных функций личности.

Обретение личностью социального статуса происходит, с одной стороны, благодаря наследуемым признакам, т.е. социальному положению, происхождению, принадлежности к определенному полу, национальности, этносу, а с другой – благодаря собственным усилиям (получению образования, профессии).

В социологии считается, что социальные роли и функции, статус образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры, свойств.

Следует подчеркнуть, что социальные роли, функции и статус личности возникают не сами по себе. Они являются своеобразным предписанием той социальной среды, в которой находится личность. Выполнение этих предписаний возможно лишь при наличии у человека определенных способностей, уровня подготовки, необходимых социальных качеств. И в зависимости от этого общество, социальная среда делают отбор личностей, обладающих всеми требуемыми свойствами и качествами.

Но общество и социальная среда не ограничиваются только отбором людей для выполнения тех или иных ролей и функций, они также осуществляют контроль за их исполнением в соответствии с принятыми в обществе ролевыми ожиданиями. Это значит, что каждая личность несет ответственность перед обществом за исполнение своих ролей и функций, Иными словами, выполнение личностью предписанной социальной роли и социальных функций оценивается степенью ее ответственности перед обществом, другими людьми.

Понятие «социальная ответственность» используется для обозначения меры социальности, степени свободы совокупной деятельности. Как показывает социальная практика, далеко не каждый индивид готов нести бремя ответственности за результаты своей деятельности, за последствия своих поступков. Высокий уровень развития демократии, подлинная свобода создают возможности для формирования нового типа личности, отличительными чертами которой являются высокий уровень сознания, готовность активно участвовать в общественной жизни, взять на себя ответственность за результаты своей деятельности перед обществом.

Ответственного человека характеризуют высокая внутренняя организация, самодисциплина, обязательность, единство слова и дела и т.д. Именно эти качества в совокупности делают социальные роли и функции личности более эффективными.

3. Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Сущностная характеристика личности, ее взаимодействие с обществом будет неполной без анализа природы, причин и механизмов ее отчуждения как особого социального феномена.

Следует подчеркнуть, что проблема отчуждения личности в современной общественной, в том числе и социологической, науке является одной из мало разработанных. Причина тому заключалась в том, что в советские годы в официальной идеологии господствовало мнение, что отчуждение как социальное явление имманентно и присуще только капитализму и что социализм делает невозможным отчуждение личности. Именно это было одной из главных причин того, что наши ученые продолжительное время не обращались к этой теме.

Общее определение отчуждения впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе «Немецкая идеология». (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. − Т.3. – С. 32.) Отчуждение, по их мнению, есть «консолидированное нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчеты». Иными словами, отчуждение – это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда личности отчуждается от нее и превращается в противостоящую ей силу.

Существуют различные источники и причины отчуждения. Таковыми, например, являются отношения собственности. Социально-экономическое отчуждение возможно в условиях, когда на основе существующих различных форм собственности происходит имущественное, социальное расслоение, противопоставление интересов большинства членов общества интересам меньшинства, в руках которых находится основная доля национального богатства, используемая не в интересах общества, а в собственных интересах.

Основой и причиной отчуждения могут быть и субъективные факторы. Так, экономическая и социальная политика государства, проводимая не в интересах всех граждан, а в интересах коррумпированных слоев, групп общества, ведет к противопоставлению экономически и политически господствующей элиты основной массе населения.

Говоря об отчуждении в России в недалеком прошлом, следует сказать, что в его основе лежали процессы, характерные для тоталитарных систем. В условиях административно-командных методов хозяйствования, когда абсолютизировались государственные формы собственности, сложилась ситуация, при которой происходило отчуждение человека от собственности. Государственная собственность нашла бессодержательную форму, исключавшую реальную заинтересованность в ее эффективном использовании и приумножении, которая привела к потере чувства хозяина, что и привело к экономическому отчуждению.

Аналогичное произошло и в социально-политической и духовной жизни. Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства привело к отстранению основной массы членов общества от реального участия в осуществлении власти, в решении государственных и общественных дел. А деформация социальных ценностей, расхождение слова и дела привели к психологическому отчуждению, понижению статуса знания, профессионализации значимости нравственного содержания труда. В результате люди самоустранились от общественных дел, личность предстала в роли пассивного исполнителя.

Что касается причин духовного отчуждения, то следует подчеркнуть то, что оно было порождено негативными процессами в духовной сфере и связано прежде всего с деформацией сознания. Под влиянием комплекса экономических, социально-политических факторов произошел определенный процесс в сознании и поведении личности, что нашло свое отражение в потере веры в идеалы, изменении ценностной ориентации, развитии равнодушия и т.д. И одной из основных причин этому является тотальный контроль над духовной сферой, ограничение свободы социального творчества. Таким образом, господство административно-командной системы, деформация экономических, политических и духовных отношений привели к отчуждению личности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни положили начало преодолению отчуждения личности. И сегодня уже более или менее четко просматриваются пути решения этой проблемы. Все обновления, проводимые в стране, должны помочь устранить истоки и причины отчуждения личности.

И решается эта проблема по следующим направлениям:

Экономическое отчуждение преодолевается в результате экономических реформ (разгосударствления, приватизации, введения многообразных форм собственности и др.), которые способствуют возрождению и развитию чувства хозяина;

Реформа политической системы, демократизация всех сфер общественной жизни обеспечивают преодоление политического отчуждения. В результате преобразований в области политической жизни (совершенствование избирательной системы, расширение и гарантия прав и свобод граждан) создается надежная основа для создания подлинного народовластия и превращения каждого человека в активного субъекта политической жизни;

Проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий труда и жизни людей, создания необходимых предпосылок и возможностей для удовлетворения основных социальных запросов и нужд граждан;

Отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, предотвращения коммерциализации культуры, обеспечение широкого доступа людей к искусству, науке, образованию, всемерного повышения уровня общественного и индивидуального сознания.

Итак, нами была сделана попытка рассмотреть важнейшие аспекты проблемы взаимоотношений личности и общества, дать целостную характеристику личности, ее места в системе социальных связей, показать механизмы взаимодействия личности и общества, истоки и причины отчуждения личности, формы его проявления и пути преодоления.

Глубокое знание этих вопросов, по нашему мнению, должно помочь студенту правильно разобраться в чрезвычайно сложном механизме взаимодействия личности и общества, четко определить свою жизненную позицию, свое место в системе реальных общественных отношений.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Раскройте соотношение понятий «человек» и «личность».

2. Охарактеризуйте основные составляющие «системы личности».

3. В чем состоит социальная зрелость личности?

4. Дайте характеристику личности как субьекта деятельности и общественных отношений.

5. В чем заключается социализация личности?

Лекция 6. Личность в системе социальных связей

1. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений

2. Структура личности

3. Социологические теории личности

4. Социальный статус и социальная роль личности

5. Процесс социализации

Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens .

Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный).

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых равных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др .

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале .

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Факторы, влияющие на формирование личности :

1. биологическая наследственность – человек имеет врожденные потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Кроме того, этот фактор создает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.

2. физическое окружение – социологи отмечают, что влияние физического окружения (климата, географических особенностей, природных ресурсов) на формирование отдельной личности незначительно и опосредовано той общностью или народом, к которому человек принадлежит.

3. культура – ценности и нормы, которые человек усваивает в процессе социализации.

4. групповой опыт – опыт социальных групп и общностей, к которым человек принадлежит, в которых он превращается в личность.

5. уникальный индивидуальный опыт – судьба каждого конкретного человека.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх