Медицинская и психологическая модели психотерапии. Медицинская модель психотерапии

Психотерапия как вид психологической помощи: понятие, цели и задачи. Междисциплинарные аспекты психотерапии: психотерапия и психологическое консультирование, психотерапия и психиатрия, психотерапия и психологическая коррекция. Модели психотерапии. Основные направления психотерапии. Формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная. Квалификационные требования к психотерапевту. Возможности и ограничения использования психотерапии в деятельности практического психолога.

Психотерапия как вид психологической помощи:

Особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическимисредствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;

Средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;

Длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;

Персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями.

Хотя и является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: "Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами".

Фазами психотерапевтического процесса являются: показания , создание терапевтических отношений и объяснение целей , проигрывание терапевтического научения , оценка до и после окончания терапии .

Соответственно каждая из фаз имеет свои цели.

    Фаза «показания» имеет следующие цели:

    постановка диагноза;

    выбор метода терапии;

    при необходимости - медицинское обследование;

    информированное согласие.

Следующая фаза - «создание терапевтических отношений и объяснение целей» - направлена на:

  • ролевое структурирование;

    формирование ожидания позитивных изменений;

    объяснение этиологии в случае необходимости.

В фазе «проигрывания терапевтического научения» преследуются следующие цели:

  • овладение навыками и умениями;

    анализ мотивов поведения;

    реструктурирование образа «Я».

Целями в последней фазе психотерапевтического процесса являются:

  • психодиагностика достижения цели;

    гарантия результата.

Все указанные цели достигаются различными средствами:

1) интервью/анамнез;

2) личностные и клинические тесты;

3) проявление эмпатии;

4) пояснение «правил игры»;

5) терапевтический контакт;

6) применение психотерапевтических техник;

7) непрерывное наблюдение и оценка течения терапии;

8) диагностика и сокращение числа сеансов

Основные направления психотерапии.

За рубежом наибольшее распространение получили три психотерапевтических направления:

1. психоаналитическое;

2. бихевиористское;

3. экзистенциально-гуманистическое (недирективная психотерапия, гештальт-тера- пия и др.).

В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основные направления:

1. личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию (Карвасарский);

2. суггестивную психотерапию;

3. поведенческую психотерапию;

4. эмоционально- стрессовую психотерапию (Рожнов).

Существует практически необозримое количество классификаций психотерапевтических методов лечения. Одна из них, разработанная И. 3. Вельвовским и соавт. (1984), приводится ниже в некотором сокращении.

1. Психотерапия в естественном состоянии бодрствования (рассудочно-ассоциативные формы и приемы; эмоцией нально-питиетивные и игровые методы; тренировочно- волевые формы; суггестивные формы).

2. Психотерапия в особых состояниях высших отделов головного мозга (гипноз-отдых по К. К. Платонову; внушение в гипнозе; постгипнотическое внушение; различные формы аутогипноприемов; методы аутогенной тренировки; релаксация по Джекобсону; наркогипноз; гипносуггестия при электросне и др.).

3. Психотерапия при стрессе, вызванном: 1) психическим путем - испугом, острым положительным или отрицательным переживанием; 2) фармакологическими (никотиновая кислота и др.) или болевыми (долорин и др.) агентами; 3) физическими агентами (прижигание термокаутером); 4) “нападением врасплох”, посредством эфирной маски, по А. М.Свядощу, усиленным гиперпноэ, по И. 3. Вельвовскому и И. М. Гуревичу.

Из всего многообразия методов психотерапии среди практических врачей сейчас наиболее распространены следующие:

1. суггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия);

2. самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона);

3. рациональная психотерапия;

4. групповая психотерапия;

5. игровая психотерапия;

6. семейная психотерапия;

7. условно-рефлекторная психотерапия. Все чаще применяются психоанализ, траксактный анализ, гештальт-терапия и др.

Модели психотерапии.

В современной психотерапии существуют две модели: медицинская и психологическая.

В медицинской модели основной упор делается на знание нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются.. Активность пациента сводится к минимуму – к вере во врача и проводимое лечение. Врач–психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта, который лучше знает и понимает «наивного» пациента. Как известно, такая модель психотерапии была единственной в СССР, где не допускалось проникновения психологического понимания психотерапии, объявленного «буржуазным». Одним из проявлений этого факта являлось и является установление врачебной монополии на проведение психотерапии. К сожалению, до сих пор психологи могут осуществлять психотерапевтическую деятельность лишь под прикрытием надуманных терминов: психологическая коррекция, психопрофилактика, семейное консультирование и т. п. Очевидно, что эти термины являются искусственными, по крайней мере с точки зрения описания работы психологов в реальном психотерапевтическом процессе.

Наряду с медицинской моделью психотерапии, сходной с употреблением лекарства (хотя мы ни в коей мере не хотим умалить ее значения!), существует, развивается и, что кажется странным и непонятным многим «естествоиспытателям», оказывается терапевтически эффективным психологическое направление в психотерапии или, другими словами, психологическая модель.

Это направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к которому неприложимы законы естественно–научного знания. На этом пути медицинская модель «оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам психотерапевтического контакта, как:

    «взаимодействие» – когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психотерапевта);

    «сосуществование» – когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;

    «внутреннее постижение» – когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;

    «безусловная любовь» – когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологической интимности, наполненные любовью и принятием.

На этом втором пути развития психотерапии теория часто отстает от реального психотерапевтического процесса. Знание, несомненно, является условием эффективного процесса, но не заменяет его. Между тем даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в психоанализе, знание (теория) нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все – особенности его эго–объект–ных отношений в детстве, травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух клиента. Возникает ощущение, что находишься в препараторской, в которой нет живого человека, а психотерапевт не передает своих реальных эмоций и переживаний в отношении клиента. Клиент «умер», превратился в некоторую схему, модель в рамках психотерапии «детективного жанра». Психотерапия, ориентированная на теорию, становится приятным интеллектуальным времяпрепровождением. Но совершенно очевидно, что само по себе «знание» клиента психотерапевтом, каким бы совершенным и точным оно ни было, не гарантирует изменения клиента. «Знание» не запускает у клиента внутреннего процесса. Над ним (или под ним) должно быть что–то важное, но ускользающее от концептуализации – этому трудно научить, но без этого неосуществима глубинная психотерапия. Метафоры этой над–или подстройки – «интуиция», «эмпатия», «личностность психотерапевта» и т. п. К. Г. Юнг как–то заметил, что личность психотерапевта – лучшая формула самой психотерапии.

Подобным же образом и терапевты–роджерианцы всегда опасаются обвинений в техницизме, и те условия психотерапевтического изменения клиента, которые должен создать психотерапевт, являются не техниками, а некоторыми личностными диспозициями. Психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и мышления на сферу помощи больным и людям, имеющим психологические проблемы. С одной стороны, становится все более очевидной недостаточная эффективность сугубо медицинской психотерапии, и врачи начинают интересоваться психологическими моделями психотерапии, психологическим способом мышления, психологической культурой. С другой стороны, в последнее время появилось множество пациентов с донозологическими формами расстройств, которыми ранее врачи не занимались, но ими же не занимались и психологи. Сейчас эти люди стали объектом внимания и тех и других. Характерной особенностью психологической модели психотерапии является убежденность в том, что за пациента (клиента) решить его проблему никто не может. Психотерапевт лишь сопровождает клиента в проблему, в глубину переживаний, помогает человеку найти ресурс изменения и решения своих проблем.

Несмотря на кажущуюся пропасть между медицинской и психологической моделями психотерапии, их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому каждому терапевту необходимо знать обе модели, так как для снятия тревоги, фобий и т. п. часто совершенно не нужно идти в глубинные личностные переживания, тем более, что далеко не у всех клиентов имеется желание работать на таком уровне.

Основы психотерапии являются обязательным объектом изучения для будущих психотерапевтов и психологов, а также профессий социальной и педагогической направленности. Базовые знания этой отрасли не будут лишними для любого человека, так как они помогут лучше понимать других людей и находить с ними общий язык, в том числе решать конфликты.

Основы психотерапии — обязательный объект изучения для будущих психологов и психотерапевтов

Для ознакомления с необходимым минимумом информации стоит взять за основу учебное пособие А.Н. Романина «Основы психотерапии». В ней в доступной форме и с конкретными примерами описываются основные понятия и принципы современной психотерапии. Весь объем информации разделен на тематические главы, в конце каждой представлены практические рекомендации.

«Основы психотерапии» – учебник для ВУЗов, поэтому в нем используются профессиональные понятия.

Несмотря на обилие научных терминов, информация подается в доступной форме, присутствует достаточно разъяснений, что облегчает понимание и усвоение знаний. В книге описываются значение и основные приемы психоанализа. В том числе отдельно выделены главные объекты изучения психотерапевтов – неврозы и фрустрации. Рассмотрим более подробно содержание глав учебника Романина.

Концепции известных психоаналитиков

В книге рассматриваются модели психотерапии, представленные «титанами» психоанализа. Описываются базовые положения следующих учений :

  • Зигмунд Фрейд. Психоанализ по Фрейду основан на наличии у личности трех ступеней сознательности: ид, эго и супер-эго. Рассматриваются такие понятия, как агрессия, регрессия, репрессия, эскапизм, рационализация, сублимация, проекция, аутизм, трансфер. Отдельное внимание уделяется методу свободных ассоциаций и толкованию сновидений.
  • Карл Юнг. Аналитическая психология подразумевает наличие «коллективного бессознательного» и отдельных его архетипов: персона, тень, анима, анимус, эго и самость. Выделяется понятия амбаверт, как сочетание качеств интроверта и экстраверта.
  • Альфред Адлер. Индивидуальная психология. Основанная на принципе целостности и общественном чувстве. Описал комплекс неполноценности и происхождение девиантов, принципы воспитательной деятельности.
  • Роберто Ассаджиоли. Центральное положение психосинтеза – сложная структура личности, дополненная субличностями. Описывается конструирование энергетических ресурсов и моделирование идеального «Я».
  • Карен Хорни. Самоанализ течения неофрейдизма.
  • Абрахам Маслоу. Основа учения – личностный рост и развитие, теория самоактуализации. Наиболее известная теория Маслоу – концепция иерархии личностных потребностей.

Абрахам Маслоу — один из выдающихся психоаналитиков

Техники и модели психотерапии

Также в книге разъясняются основные модели психотерапии. Большинство из них применяются в современной практике, а их теоретические положения тесно перекликаются между собой.

Рассмотрим описанные основные виды техники и современные принципы психотерапии :

  • Бихевиористская. Рассматриваются поведенческие способы борьбы с неврозами за счет составления оптимальной модели реакции и действий на типовые ситуации. Основная формула: стимул – реакция. Особенно популярны группы тренинга умений, например, ориентированные на развитие родительских навыков, избавления от тревожных состояний, планирования карьеры, улучшение коммуникативных умений, борьбу с нерешительностью.
  • Телесная. Воздействие на психику через соматику посредством использования физических тренингов, дыхательных упражнений и т.д. Иными словами, необходимо укрепить физическое здоровье, чтобы восстановить психическое благополучие.
  • Гештальттерапия. Психические процессы и личностные особенности рассматриваются в комплексе, основанном на тесной взаимосвязи. Поиск баланса между прямо противоположными чувствами (любовь и ненависть, униженность и благодарность и т.д.).
  • Трансакционный анализ. Анализ взаимодействия между людьми, соотношение внутренних ролей ребенка, взрослого и родителя.
  • Гуманистическая. Ориентирована на раскрытие индивидуальных внутренних резервов человека, направленных на его самосовершенствование. Обобщает в себе некоторые другие методики психотерапии.

  • Центрирование на клиенте. Основателем центрированной на клиенте психотерапии считается Карл Роджерс. Ее основой является Я-концепция.
  • Экзистенциальная терапия. Изучение личности, как субъекта в комплексе с его субъективными переживаниями. Определение смысла существования человека. Логотерапия Франкла для борьбы с неврозами, основанная на принципах парадоксальной интенции и дерефлексии.
  • Нейролингвистическое программирование. Своеобразное искусство внушения, сочетание словесного воздействия с физическими жестами-закрепителями, например, посредством движения глазами. Удается выяснить причины неврозов и страхов человека и произвести переформирование личности.
  • Медитативная терапия. В книге описывается польза медитации, как способа концентрации на личностных качествах, отвлечения от суеты и поиска выхода из сложных ситуаций. Также расписана методика медитации, состоящая из четырех этапов, а также альтернативная четырехступенчатая мандала-медитация, рассчитанная на 1 час. Такая практика позволяет пробудить внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром и собственными переживаниями.
  • Позитивная. Терапия центрирования на конфликте. Основным ее принципом является следующая модель решения проблемной ситуации: позитивное отношение к проблеме, содержательная оценка собственного внутреннего конфликта, пятиступенчатая организация самопомощи. Внедряется саногенное мышление, ориентированное на превращение недостатков своего состояния в преимущества, а также философотерапия.

Книга Романина А. Н. «Основы психотерапии»

Групповая психотерапия

Отдельно в « Основах психотерапии» рассматривается групповая методика. В современной практике групповые занятия приобретают все большую популярность. Их особенностью является создание коллектива, который под руководством специалиста принимает на себя ответственность за исход терапии и становится отдельной системой, внутри которой подробно рассматриваются ситуации из реальной жизни и производится их тщательный анализ.

Романин акцентирует особое внимание на таком приеме, как психодрама, который был введен в практику Якобом Морено.

В группе разыгрываются типичные жизненные ситуации, участники моделирования выражают свои истинные эмоции. Применяются такие подходы, как ролевая игра, инсайт, двусторонняя эмаптия (теле), катарсис, спонтанность реагирования и т. д. Теория дополнена множеством примеров для практических занятий с подробным описанием упражнений и ролей участников постановок.

Групповая психотерапия

Также в учебнике описаны базовые правила управления группой, методики работы с людьми, основные понятия групповых занятий. Уделяется внимание принципам формирования групп, их видам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что это учебное пособие является отличным вариантом для ознакомления с базовыми принципами психотерапии благодаря наполненности полезной информацией и практикумами!

Тема 1.2. Основные модели психотерапии

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.

1. Подходы к определению моделей психотерапии: медицинская, психологическая, социологическая, философская.

В литературе указывается четыре основных модели психотерапии:

· психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель);

· психотерапия как метод манипулирования, выступающего инструментом общественного контроля (социологическая модель);

· психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения, воздействующий на личность (психологическая модель);

· психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель).

Если первые две модели можно назвать психотерапевтическими лишь условно, то медицинская и психологическая модели получают широкое практическое распространение, и их следует дифференцировать. Они отличаются общей направленностью воздействия, ведущим принципом коррекции, доминирующими установками психотерапевта, основными методами психотерапевтического воздействия.

2. Сравнительная характеристика медицинской и психологической моделей: Условность разделения клинически ориентированной и личностно ориентированной моделей.

Общую направленность психотерапевтического воздействия в медицинской модели можно обозначить как симптоматическую , а в психологической – как системно-реконструктивную . В медицинской модели основной упор делается на учет нозологической принадлежности болезни, синдромологию, клиническую картину расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются. Предельной целью медицины выступает здоровье, в психотерапии – психическое здоровье. В рамках медицинской парадигмы психическое здоровье определяется негативно (через отрицание) – как отсутствие психопатологических синдромов, и процесс лечения есть их устранение. Врач борется с болезнью, страданием, он должен их подавить и устранить. В лечении имплицитно присутствуют военно-агрессивные метафоры («уничтожить» болезнь, психиатрический термин «синдром-мишень»). Но война с болезнью ведется во благо пациента, страдание которого психотерапевт стремится уничтожить, как врага. Симптоматическая психотерапия позволяет решать тактические, но не стратегические задачи. В психологической модели осуществляется направленность на решение стратегических задач, системную реконструкцию адаптивной и эмоционально благополучной личности. Психологическая модель, однако, не исключает и симптомоцентрированные воздействия. Психолог-психотерапевт совершенно иначе понимает страдание, чем врач. Если врач видит в страдании, с которым он борется, врага, то психолог рассматривает страдание как неотъемлемый аспект существования человека в мире, как переживание, некую работу души. Соответственно задача психолога совсем не в том, чтобы устранить это переживание, а том, чтобы способствовать его полному осуществлению. Уничтожение страдания-переживания будет означать некую хирургическую операцию, которая «отрезает» сущностно важный орган человеческого существования.

Ведущий принцип коррекции в медицинской модели психотерапии – аллопатический , а в психологической – гомеопатический . Термин «аллопатический» в переводе с греческого означает отличный от болезни, а «гомеопатический» - подобный болезни. При аллопатическом подходе (медицинская модель) врач борется с болезнью, вызванной чужеродным агентом, лечение осуществляется чем-то иным, отличным от болезни. Врач стремится уничтожить вредоносный агент. Гомеопатическое лечение осуществляется по принципу «подобное лечится подобным», то есть болезнь лечится посредством болезни. Врач-гомеопат в микродозах назначает вещества, которые непосредственно связаны с болезнью, в большой концентрации вызывают ее, а в терапевтической – лечат. При гомеопатическом подходе симптом рассматривается не как враг, а как партнер и учитель. Психолог-психотерапевт не только не ведет борьбу с жалобой-проблемой клиента, но, наоборот, эту проблему поощряет, исследует, иногда – усиливает.

Доминирующие установки психотерапевта, реализующего медицинскую модель – нозоцентрические , психолога-психотерапевта – антропо - и социоцентрические . Врач-психотерапевт ориентирован на болезнь, с которой ведется борьба. В центре внимания психолога – проблемы целостной личности и ее взаимодействия с миром, другими людьми.

Основные методы психотерапевтического воздействия в медицинской и психологической модели психотерапии различны. В медицинской модели наряду с психофармакотерапией (прием лекарственных средств) применяются методы аллопатического характера , направленные на борьбу с болезненным симптомом: суггестивная и гипносуггестивная психотерапия (за исключением эриксоновской гипнотерапии), методы самовнушения и аутогенной тренировки, а также методы рациональной и разъяснительной психотерапии. В психологической модели доминируют гомеопатические методы : к которым, в частности, относятся методы парадоксальной психотерапии (техника парадоксальной интенции, амплификация симптома, предписание симптома, его усиление). Отмечена такая закономерность: чем психотерапевтический метод «аллопатичней», тем более явно выступает феномен сопротивления клиента. В соответствии же с гомеопатическими принципами, сопротивлению можно не противодействовать, а использовать его и даже поощрять, обращая заложенную в сопротивлении энергию во благо терапевтического процесса. Гомеопатические методы можно сопоставить с философией некоторых восточных боевых искусств, в которых энергетике противника не противодействуют, а содействуют, сливаясь с противником в некое единство. Особенно ярко эти принципы проявляются в японском айкидо, а также в искусствах дзюдо, джиу-джитсу. Аллопатическая терапия сравнима с китайским началом «ян», а гомеопатическая – с «инь». В психоанализе человек вспоминает травматические переживания, которые он бессознательно вытеснял, так как они причиняли ему боль, но именно это и принимается психотерапевтом, именно с этим и проводится работа. Психоанализ рассматривает невротические симптомы как имеющие определенный смысл для человека, выражающие его мотивы, стремления, как по-своему выгодные. Симптомы являются не врагами, а выразителями смысла, стоящего за ними. Их нужно понять и интегрировать в сознании. К гомеопатическим относятся и катартически (на катарсис) ориентированные методы и технологии: терапия криком, телесно-ориентированные методы, пневмокатарсис, психодрама, гештальттерапия, роджеровская терапия. Эти методы предполагают не снятие, уничтожение проблемы, а поощрение потока самоиспытания проблемой, ее проживания, осознавания. Принципами психосинтеза, гештальттерапии выступают признание диссоциированными субличностями существования друг друга, принятие их взаимной «инаковости», признание позитивных аспектов у каждой из субличностей, диалог субличностей.



Тем не менее, можно говорить об условности разделения клинически ориентированной и личностно ориентированной моделей: оба подхода направлены на психологическую помощь клиентам, сочетают (хотя и в разной пропорции) методы аллопатического и гомеопатического характера, имеют много общего в формах оказания психотерапевтической помощи (групповая, индивидуальная психотерапия). При рассмотрении особенностей личности больного, страдающего неврозом, эпилепсией, ишемической болезнью сердца и т.д., можно выделить первичные, вторичные и третичные особенности личности. Первичные особенности связаны с проявлениями темперамента и выражаются в аффективной сфере (например, аффективная неустойчивость); вторичные проявляются на уровне личности в нарушении системы отношений (например, неуверенность в себе в сочетании с потребностью в признании), третичные – в нарушении поведения (например, у истероида – демонстративность и претенциозность). При первичных расстройствах существенную роль могут играть медицинские методы лечения, медицинская модель психотерапии, при вторичных и третичных применяется психологическая модель психотерапии. Однако, как врач-психотерапевт, так и психолог-психотерапевт не могут игнорировать все области дезадаптивных проявлений и осуществляют общую коррекцию, поэтому обнаруживается много общего в процедуре и методах клинической и личностно-ориентированной психотерапии.

1.1. Определение понятия «психотерапия».

1.2. Медицинская и психологическая модели психотерапии.

1.3. Цели, задачи и методы психотерапии.

1.4. Классификация методов.

Определение понятия «психотерапия». В настоящее время словом "психотерапия" (П.) часто называют различные действия, осуществляемые при этом разными особами. Нередко на практике психотерапия не функционирует согласно своему истинному лечебному назначению, исходя из понимания его основы (therapia - означает лечение).

О различном понимании «психотерапии» говорит и множество существующих определений этого понятия.

Так по определению С. Кратохвила: "Психотерапия – это целенаправленная коррекция расстройств функций организма психологическими средствами".

По П. Жане: "П. - это использование психологических знаний для лечения разных болезней. Или - «использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма».

П. Шнейдер: " П. - это метод лечения психических и соматических расстройств, вызванных неразрешимыми интрапсихическими осознанными или неосознанными конфликтами, требующими от пациента участия и совместной работы, желания и умения завязывать контакт, способность наладить психотерапевтические отношения, которые делают возможным существование психотерапевтического процесса, в котором основным способом коммуникации является речь".

К. Роджерс: "Это такой способ пребывания с другой особой, который способствует здоровым изменениям и облегчает развитие".

Е. Александрович: "П. - это психологические действия, целью которых является лечение, т. е. устранение расстройств, имеющихся у пациента, признаваемых им самим или его окружением за болезнь. Действия, влияющие на функциональные расстройства, влечения и поведение путем изменения психических процессов больного в тех рамках, которые необходимы для устранения причины и проявлений болезни».

Наиболее широкая общепринятая трактовка: «(П.) - это различные формы помощи людям, которые имеют трудности. Эта помощь осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы».

Медицинская и психологическая модели психотерапии. Сама профессия психотерапевта предполагает деятельность в постоянно изменяющихся условиях, предусматривает содействие приспособлению, адаптации человека к новым изменившимся ус­ловиям, событиям, жизненным ситуациям. Психотерапия затраги­вает не только актуальные отношения клиента, но также его про­шлое, которое может помочь в реконструкции личности и поведе­ния клиента. Важная черта психотерапии - особые отношения, устанавливающиеся между клиентом и психотерапевтом, их глубина и длительность позволяют вести анализ глубинных слоев психики, что способствует решению личностных проблем. Считается, что уве­личение времени в психотерапевтических контактах ведет к значи­тельному расширению круга решаемых проблем, сохранению и раз­витию ресурсных состояний человека. Психотерапии обычно пред­шествует психологическое консультирование, которое, будучи ориентированным на достижение конкретной цели, становится на­чалом более длительной и глубокой психотерапевтической работы. Психотерапия по большей части занимается не постановкой цели, а средствами их достижения. Основная цель психотерапии как вида психологической помощи предполагает активное взаи­модействие с клиентом в направлении развития его потенциала, умений и готовности адаптироваться к новым, эффективным стра­тегиям поведения, накапливать и рационально использовать лич­ностные энергетические ресурсы.


В развитых странах, а теперь уже и у нас, рассматриваются две модели психотерапии: в первом случае психотерапия является вра­чебной специальностью, к занятию которой допускаются медики и лишь некоторое число психологов, во втором - психотерапия высту­пает как самостоятельная гуманитарная профессия, которой могут заниматься специалисты, окончившие полный курс профессиональ­ной специальной подготовки. О том, каковы особенности подготов­ки психотерапевтов, психотерапевтические принципы и направле­ния психотерапевтической работы, пойдет речь в этой главе.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием и психокоррекцией психологи­ческое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или на группу людей с целью лечения или профилакти­ки заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей [Карвасарский, 1985]. Однако за послед­ние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом значительно расширило границы данного выше опреде­ления. Психотерапия успешно распространяет свое влияние на широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевти­ческие знания и даже некоторые техники представляют интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Се­годня уже можно говорить о формировании особого психотера­певтического мировоззрения, центром которого является целост­ная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Долгое время существующая как область медицины, психоте­рапия шагнула далеко за ее пределы. Профессионалы из разных, далеких от медицины областей жизнедеятельности (например, педагогика, менеджмент и др.) успешно используют психотера­певтические принципы и подходы. Все разнообразие развивающейся психотерапии В.В. Макаров объединил шестью моделями - меди­цинской, психологической, педагогической, философской, соци­альной и недифференцированной :

1. Модель медицинской (клинической) психотерапии , будучи исторически более зрелой, является источником развития других зарождающихся моделей, она предназначена для лечения и пре­дупреждения заболеваний. Наибольшее развитие эта модель получила в психиатрии для лечения пограничных состояний, в нарко­логии при терапии некоторых форм зависимостей, в психосома­тической медицине. Но наиболее широкое применение психотера­пия нашла в клинике неврозов, последствий реактивных состоя­ний, расстройств личности. В этих областях психотерапия выступает основным средством лечения в комплексе с фармакотерапией. Специфика работы в рамках данной психотерапевтической моде­ли налагает определенные требования на подготовку специалис­тов, основным из которых является наличие медицинского (вра­чебного) образования или специализации “медицинский (клини­ческий) психолог”.

2. Психологическая модель психотерапии работает в области психологического здоровья, полноценного личностного развития, самоактуализации, решения проблем межличностного взаимодей­ствия. Психотерапия как психологическая специальность относит­ся к сфере практической психологии, и ее основные задачи связа­ны с обеспечением психологического здоровья личности, с оказа­нием психологической помощи и поддержки в условиях нарушения адаптации, напряженных и неуспешных взаимодействий в личных и профессиональных отношениях. При этом профессиональная деятельность психотерапевта оказывает особо выраженное влия­ние на личность клиента, равно как и на личность самого профес­сионала. Поэтому психотерапевтическая подготовка и принципы работы психолога в сфере психотерапии несколько отличаются от всех других форм психологического воздействия.

3. Педагогическая модель терапии предполагает ее направлен­ность на процессы обучения и воспитания, она работает с обуча­ющимися, педагогами, родителями. В этой модели могут быть ус­пешны лица с базовым психологическим или педагогическим об­разованием.

4. В философской модели психотерапия предназначена для дос­тижения понимания собственной личности, объяснения устройства мира, своего места в нем. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения. Концепция личности в психоаналити­ческом или экзистенциально-гуманистическом направлениях пси­хотерапии дает ее последователям четкое представление о мире, человеке и их взаимодействии.

5. Социальная (политическая) модель используется для манипу­лирования человеком или группой, одним из аспектов этой моде­ли является участие психотерапевтов в политических выборных процессах.

6. Недифференцированная (эклектическая) модель объединяет в себе элементы пяти вышеописанных моделей. В нашей стране большинство психотерапевтов работают в рамках данной модели, в своей практике они синтезируют концепции, техники и технологии из различных теорий и школ психотерапии.

Общие цели всех видов П .: помочь пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливым и продуктивным.

При этом задачами П. будут являться:

помочь пациенту лучше понять свои проблемы;

устранить эмоциональный дискомфорт;

поощрить свободное выражение чувств;

обеспечить пациента новыми идеями или информацией о том, как решать свои проблемы;

помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:

Обеспечивает психологическую поддержку;

Устраняет дезадаптивное поведение и формирует новые адаптивные стереотипы;

Содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Классификация методов психотерапии. Существует много классификаций психотерапевтических методов в зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник. Наиболее известные виды психотерапии:

1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К. Юнга, А. Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.

2. Гуманистические методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх