Эндогенное психическое заболевание. Как эндогенные психические расстройства опознать. Признаками приближения рецидива могут быть

Психические заболевания – это целая группа нарушений психики, влияющих на состояние нервной системы человека. Сегодня подобные патологии гораздо боле распространены, чем принято предполагать. Симптомы психических заболеваний всегда очень вариабельны и разнообразны, но все они связаны с нарушением высшей нервной деятельности. Расстройства психики влияют на поведение и мышление человека, его восприятие окружающей действительности, память и прочие важнейшие психические функции.

Клинические проявления заболеваний психики в большинстве случаев формируют целые симптомокомплексы и синдромы. Таким образом, у больного человека могут наблюдаться очень сложные комбинации расстройств, оценить которые для постановки точного диагноза может только опытный врач-психиатр.

Классификация психических заболеваний

Психические заболевания очень разнообразны по своей природе и клиническим проявлениям. Для ряда патологий могут быть характерны одни и те же симптомы, что часто затрудняет своевременную диагностику болезни. Нарушения психики могут быть кратковременными и продолжительными, вызываться внешними и внутренними факторами. В зависимости от причины возникновения расстройства психики классифицируются на экзокогенные и экзогенные. Однако существуют заболевания, не попадающие ни в одну, ни в другую группу.

Группа экзокогенных и соматогенных психических заболеваний

Данная группа является довольно обширной. В не входят самые различные расстройства психики, возникновение которых обуславливается неблагоприятным воздействием внешних факторов. При этом в процессе развития болезни определенная роль может принадлежать и факторам эндогенной природы.

К экзогенным и соматогенным заболеваниям психики человека относятся:

  • наркомания и алкоголизм;
  • расстройства психики, обусловленные соматическими патологиями;
  • расстройства психики, связанные с инфекционными поражениями, локализованными вне головного мозга;
  • расстройства психики, возникающие при интоксикации организма;
  • нарушения психики, вызванные травмами головного мозга;
  • нарушения психики, вызванные инфекционным поражением головного мозга;
  • нарушения психики, вызванные онкологическими заболеваниями головного мозга.

Группа эндогенных психических заболеваний

Возникновение патологий, относящихся к группе эндогенных, обуславливается различными внутренними, в первую очередь, генетическими факторами. Заболевание развивается при наличии у человека определенной предрасположенности и участии внешних воздействий. В группу эндогенных психических заболеваний входят такие болезни, как шизофрения, циклотимия, маниакально-депрессивный психоз, а также различные функциональные психозы, характерные для людей старшего возраста.

Отдельно в этой группе можно выделить так называемые эндогенно-органические психические заболевания, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга под влиянием внутренних факторов. В число подобных патологий входит болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, эпилепсия, сенильная деменция, хорея Гентингтона, атрофичесике поражения мозга, а также расстройства психики, вызванные сосудистыми патологиями.

Психогенные расстройства и патологии личности

Психогенные расстройства развиваются вследствие влияния на человеческую психику стрессов, которые могут возникать на фоне не только неприятных, но и радостных событий. К данной группе можно отнести различные психозы, характеризующиеся реактивным течением, неврозы и прочие психосоматические расстройства.

Помимо вышеперечисленных групп в психиатрии принято выделять патологии личности – это группа заболеваний психики, обусловленных аномальным развитием личности. Это различные психопатии, олигофрении (психическое недоразвитие) и прочие дефекты психического развития.

Классификация психических заболеваний по МКБ 10

В международной классификации психозов психические заболевания делятся на несколько разделов:

  • органические, в том числе и симптоматические, расстройства психики (F0);
  • нарушения психики и поведения, возникающие при употреблении психотропных веществ (F1);
  • бредовые и шизотипические расстройства, шизофрения (F2);
  • аффективные расстройства, связанные с настроением (F3);
  • невротические нарушения, вызванные стрессом (F4);
  • поведенческие синдромы, в основе которых лежат физиологические дефекты (F5);
  • психические расстройства у взрослых (F6);
  • умственная отсталость (F7);
  • дефекты психологического развития (F8);
  • нарушения поведения и психоэмоционального фона у детей и подростков (F9);
  • психические расстройства неясного генеза (F99).

Основные симптомы и синдромы

Симптоматика психических заболеваний настолько разнообразна, что довольно сложно каким-то образом структурировать характерные для них клинические проявления. Так как психические заболевания отрицательно влияют на все или практические на все нервные функции организма человека, страдают все стороны его жизни. У больных наблюдаются расстройства мышления, внимания, памяти, настроения, возникают депрессивные и бредовые состояния.

Интенсивность проявления симптомов всегда зависит от тяжести течения и стадии конкретного заболевания. У некоторых людей патология может протекать практически незаметно для окружающих, другие же люди просто теряют способность нормально взаимодействовать в социуме.

Аффективный синдром

Аффективным синдромом принято называть комплекс клинических проявлений, связанных с нарушениями настроения. Существует две большие группы аффективных синдромов. В первую группу входят состояния, характеризующиеся патологически повышенным (маниакальным) настроением, во вторую – состояния с депрессивным, то есть подавленным настроением. В зависимости от стадии и тяжести течения заболевания колебания настроения могут быть как слабовыраженными, так и очень яркими.

Депрессии можно назвать одними из наиболее распространенных расстройств психики. Подобные состояния характеризуются крайне подавленным настроением, волевой и двигательной заторможенностью, угнетением естественных инстинктов, таких как аппетит и потребность во сне, самоуничижительными и суицидальными мыслями. У особенно возбудимых людей депрессии могут сопровождаться вспышками ярости. Противоположным признаком нарушения психики можно назвать эйфорию, при которой человек становится беспечным и довольным, при этом его ассоциативные процессы не ускоряются.

Маниакальное проявление аффективного синдрома сопровождается ускоренным мышлением, быстрой, часто бессвязной речью, немотивированно повышенным настроением, а также повышенной двигательной активностью. В ряде случаев возможны проявления мании величия, а также усиления инстинктов: аппетита, сексуальных потребностей и т.д.

Навязчивость

Навязчивые состояния – еще один частый симптом, которым сопровождаются психические расстройства. В психиатрии подобные нарушения обозначаются термином обсессивно-компульсивное расстройство, при котором у больного периодически и непроизвольно возникают нежелательные, но очень навязчивые идеи и мысли.

К данному расстройству также относятся различные необоснованные страхи и фобии, постоянно повторяющиеся бессмысленные ритуалы, с помощью которых больной пытается унять тревогу. Можно выделить ряд признаков, отличающих больных, страдающих от навязчивых состояний. Во-первых, их сознание остается ясным, тогда как навязчивые идеи воспроизводятся против воли. Во-вторых, возникновение навязчивых состояний тесно переплетается с негативными эмоциями человека. В-третьих, интеллектуальные способности сохраняются, поэтому больной осознает иррациональность своего поведения.

Нарушения сознания

Сознанием принято называть состояние, в котором человек способен ориентироваться в окружающем мире, так же как и в собственной личности. Психические расстройства очень часто вызывают нарушения сознания, при которых больной перестает воспринимать окружающую реальность адекватно. Выделяют несколько форм подобных расстройств:

Вид Характеристика
Амнеция Полная потеря ориентации в окружающем мире и утрата представления о собственной личности. Часто сопровождается угрожающими нарушениями речи и повышенной возбудимость
Делирий Потеря ориентации в окружающем пространстве и собственной личности в сочетании с психомоторным возбуждением. Нередко при делирии возникают угрожающие слуховые и зрительные галлюцинации
Онейроид Объективное восприятие окружающей реальности сохраняется у больного лишь частично, перемежаясь с фантастическими переживаниями. По сути, данное состояние можно охарактеризовать как полудрема или фантастический сон
Сумеречное помрачение сознания Глубокая дезориентация и галлюцинации сочетаются с сохранением способности больного совершать целенаправленные действия. При этом у больного могут наблюдаться вспышки злости, немотивированного страха, агрессии
Амбулаторный автоматизм Автоматизированная форма поведения (лунатизм)
Выключение сознания Может быть как частичным, так и полным

Нарушения восприятия

Обычно именно нарушения восприятия легче всего распознать при заболеваниях психики. К простым расстройствам относится сенестопатия – внезапное неприятное телесное ощущение при отсутствии объективного патологического процесса. Сенеостапатия характерна для многих болезней психики, а также для ипохондрического бреда и депрессивного синдрома. Кроме того при подобных нарушениях чувствительность у больного человека может быть патологически пониженной или повышенной.

Более сложными нарушениями считается деперсонализация, когда человек перестает жить собственной жизнью, а как-будто наблюдает за ней со стороны. Другим проявлением патологии может стать дереализация – непонимание и неприятие окружающей реальности.

Нарушения мышления

Нарушения мышления являют собой довольно сложные для понимания обычного человека симптомы заболеваний психики. Проявляться они могут по-разному, у кого-то мышление становится заторможенным с выраженными трудностями при переключении с одного объекта внимания на другой, у кого-то наоборот ускоренным. Характерным признаком нарушения мышления при психических патологиях является резонерство – повторение банальных аксиом, а также аморфность мышления – затруднения упорядоченного изложения собственных мыслей.

Одной из самых сложных форм нарушения мышления при заболеваниях психики являются бредовые идеи – суждения и выводы, совершенно далекие от реальности. Бредовые состояния могут быть различными. У больного может наблюдаться бред величия, преследования, депрессивный бред, характеризующийся самоуничижением. Вариантов течения бреда может быть довольно много. При тяжелых психических заболеваниях бредовые состояния могут сохраняться месяцами.

Нарушения воли

Симптомы нарушения воли у больных с психическими расстройствами – явление довольно частое. К примеру, при шизофрении может наблюдаться как подавление, так и усиление воли. Если в первом случае пациент склонен к безвольному поведению, то во втором он насильственно станет заставлять себя предпринимать какие-либо действия.

Более сложным клиническим случаем является состояние, при котором у больного наблюдаются некоторые болезненные стремления. Это может быть одна из форм сексуальной озабоченности, клептомания и т.д.

Нарушения памяти и внимания

Патологическое усиление или снижение памяти сопровождает психические заболевания достаточно часто. Так, в первом случае человек способен запомнить очень большие объемы информации, не свойственные здоровым людям. Во втором – происходит спутанность воспоминаний, отсутствие их фрагментов. Человек может не помнить чего-то из своего прошлого или предписывать себе воспоминания других людей. Иногда из памяти выпадают целые фрагменты жизни, в этом случае речь будет идти об амнезии.

Нарушения внимания очень тесно связаны с расстройствами памяти. Психические заболевания очень часто характеризуются рассеяностью, снижением концентрации больного. Человеку становится трудно поддерживать разговор или сосредотачиваться на чем-то, запоминать простую информацию, так как его внимание постоянно рассеивается.

Прочие клинические проявления

Помимо вышеперечисленных симптомов, психические заболевания могут характеризоваться следующими проявлениями:

  • Ипохондрия. Постоянный страх заболеть, повышенная озабоченность собственным самочувствием, предположения о наличии какого-либо серьезного или даже смертельного заболевания. Развитию ипохондрического синдрома располагают депрессивные состояния, повышенная тревожность и мнительность;
  • Астенически синдром — синдром хронической усталости. Характеризуется утратой способности вести нормальную умственную и физическую деятельность в виду постоянного утомления и чувства вялости, которое не проходит даже после ночного сна.Астенический синдром у больного проявляется повышенной раздражительностью, плохим настроением, головными болями. Возможно развитие светочувствительности ил боязни громких звуков;
  • Иллюзии (зрительные, акустические, вербальные и т.д.). Искаженное восприятие реально существующих явлений и объектов;
  • Галлюцинации. Образы, возникающие в сознании больного человека при отсутствии каких-либо раздражителей. Чаще всего данный симптом наблюдается при шизофрении, алкогольном или наркотическом опьянении, некоторых неврологических заболеваниях;
  • Кататонические синдромы. Двигательные расстройства, которые могут проявляться как в излишнем возбуждении, так и в ступоре. Подобные нарушения часто сопровождают шизофрению, психозы, различные органические патологии.

Заподозрить психическое заболевание у близкого человека можно по характерным изменениям в его поведении: он перестал справляться с простейшими бытовыми задачами и повседневными проблемами, стал высказывать странные или нереальные идеи, проявляет тревожность. Насторожить должны и изменения привычного распорядка дня и питания. Сигналами о необходимости обращения за помощью станут вспышки гнева и агрессии, длительные депрессии, высказывания мыслей о суициде, злоупотребление алкоголем или прием наркотических веществ.

Конечно, некоторые из вышеописанных симптомов могут время от времени наблюдаться и у здоровых людей под действием стрессовых ситуаций, переутомления, истощения организма из-за перенесенного заболевания и т.д. О заболевании психического характера речь пойдет тогда, когда патологические проявления становятся очень выраженными и негативно сказываются на качестве жизни человека и его окружения. В этом случае необходима помощь специалиста и чем скорее, тем лучше.


Королева без свиты. Среди психических заболеваний, относимых к большой психиатрии, наибольшее внимание привлекает к себе шизофрения - особая душевная болезнь, проявления которой самые разнообразные: тут могут быть и бред, и отсутствие тяги к общению, и катастрофическое снижение волевой активности (вплоть до абулии и апатии, т. е. до полного исчезновения желаний и способности к волевому усилию и невозможности целенаправленно и продуктивно пользоваться имеющимися зияниями, нередко очень большими). Как только ни называли шизофрению, какие только метафоры ни использовали. В частности, мышление больного шизофренией сравнивали с оркестром без дирижера, книгой с перепутанными страницами, машиной без бензина...
Отчего же так велик интерес психиатров к шизофрении? Ведь в социальном отношении эта болезнь не такая уж и важная: встречается очень редко, лишь немногие больные шизофренией социально полностью дезадаптированы...
Интерес к этой болезни вызван многими причинами. Во-первых, ее происхождение неизвестно, а то, что не изучено, всегда привлекает к себе особое внимание. Но и это не главное, ведь неизученных болезней в современной психиатрии очень много. Во-вторых, шизофрения - это идеальная модель (если вообще может быть идеальная модель человеческой болезни) для изучения общих закономерностей клиники и лечения всех других душевных расстройств. В-третьих, шизофрения с годами меняется: тех больных, которых описывали Крепелин или создатель термина «шизофрения», выдающийся швейцарский психиатр Эуген Блелеер (1857-1939) - он предложил это слово, означающее расщепление психики, в 1911 году - сейчас либо вообще нет или они встречаются значительно реже, чем 50-60 лет назад. Шизофрения, как многоликий Янус, как хитрый хамелеон, принимает каждый раз новое обличье; сохраняет свои самые главные свойства, но меняет одеяния.
Шизофрения имеет множество клинических вариантов. Выраженность психопатологических расстройств бывает при этом различной и зависит от возраста, темпа развертывания заболевания, личностных особенностей заболевшего шизофренией человека и других разнообразных причин, большую часть из которых не всегда удается вычленить из комплекса неподдающихся учету патогенных факторов.
Причины этой болезни пока неизвестны, но наиболее распространено предположение, что шизофрения вызывается какими-то биологическими факторами, например вирусами, продуктами измененного обмена веществ и т. д. Однако по сей день никто еще не открыл подобного фактора. Поскольку существует большое число форм этой болезни, то не исключено, что каждая из них имеет свою причину, поражающую, однако, некоторые общие звенья психических процессов. Поэтому, несмотря на то, что больные шизофренией резко отличаются друг от друга, у всех у них имеются те симптомы, которые в общих чертах были перечислены выше.
Как и все существующие на земле болезни, шизофрения может протекать непрерывно (тут темп нарастания болезненных проявлений может быть самым разнообразным: от катастрофически быстрого до малозаметного даже за десятилетия болезни), приступообразно (это чаще всего и бывает в жизни: болезненный приступ кончился, состояние больного выправилось, хотя какие-то последствия перенесенного приступа сохраняются) и в виде очерченных болезненных периодов, после окончания каждого из которых человек, казалось бы, полностью выздоравливает. Две последние формы шизофрении наиболее прогностически благоприятны. Между возобновлениями болезни формируется более или менее стойкая ремиссия (т. е. период ослабления болезни или полного выздоровления от нее). Иногда ремиссия продолжается десятилетия, и больной даже не доживает до следующего приступа - умирает по старости или от какой-то иной причины.
Кто рождается от людей, больных шизофренией? Абсолютно точных сведений нет. В основном рождаются совершенно здоровые дети. Но если во время зачатия оба родителя находились в состоянии психотического приступа, то вероятность того, что у ребенка обнаружится нечто подобное, равна примерно 60%. Если же во время зачатия один из родителей ребенка был в таком состоянии, то каждый третий ребенок будет психически болен. Приблизительно к таким выводам в конце 30-х годов пришел видный немецкий генетик Франц Кальман (1897-1965).
Наши наблюдения свидетельствуют, что не менее 50% детей больных родителей совершенно здоровы или обнаруживают некоторые особенности личности, которые хотя и могут обращать на себя внимание, но ни в коей мере не должны рассматриваться в качестве признаков тяжелой болезни. Конечно, такие родители приносят своим детям «генетический вред», но гораздо опаснее вред социальный: в силу плохого воспитания (к детям многие больные шизофренией относятся либо слишком равнодушно, либо слишком ласково, прививают им многие из тех форм поведения, которые нравятся родителям, и т. д.), из-за недостаточного контроля за детьми, а последний может быть связан и с тем, что родители часто госпитализируются и т. д. В каждом конкретном случае врач дает разные советы людям, страдающим душевным заболеванием, в отношении того, что ожидает их будущего ребенка и как ему своевременно и правильно оказывать необходимую помощь, если она потребуется.
Из-за того что шизофрения многолика и носители этой болезни не похожи друг на друга, многие психиатры стремятся более жестко определить ее границы, выделчя ядерные (истинные) формы этой болезни и отличая их от других форм, весьма условно относимых к шизофрении. Другие психиатры, напротив, расширяют границы этой болезни, относя к шизофрении все случаи нервно-психической патологии, при которых имеются симптомы, хотя бы внешне похожие на шизофрению. Сужение или расширение границ этой болезни связано, конечно, не со злым или добрым умыслом конкретных психиатров, а с тем, что проблема эта очень сложная, малоизученная и противоречивая, как и все проблемы, находящиеся на стыке биологического и социального в человеке.
Несмотря на то что в индустриально развитых странах тратится очень много средств на изучение причин шизофрении, динамики ее клинических форм и создание новых методов лечения, результаты пока что не соответствуют затраченным средствам, и к настоящему времени исследователи почти так же далеки от окончательного решения этой проблемы, как и в начале XX века, когда были заложены основы учения о шизофрении.
Большой вклад в раскрытие природы шизофрении внесли и советские психиатры (Н. М. Жариков, М. С. Вроно и другие), особенно те, которые занимаются биохимией психозов, изучением их биологического субстрата (М. Е. Вартанян, С.Ф. Семенов, И. А. Полищук, В.Ф.Матвеев и многие другие).
Большинство форм шизофрении не вызывается ни психическими потрясениями, ни травмами головы, ни алкоголизмом, ни какими-либо иными внешними воздействиями. Однако эти воздействия могут спровоцировать эту болезнь и усилить ее проявления. Поэтому вообще исключение бытового пьянства, снижение конфликтов, производственного травматизма, следование людей психогигиеническим принципам играет большую роль в профилактике этого заболевания.
Шизофрения шизофрении рознь, клинических форм этой болезни так много, а социальная адаптация нарушается при этих формах настолько по-разному, что психиатры очень часто оказываются в очень сложном положении, когда приходится решать экспертные и другие конкретно-социальные вопросы. Путеводной звездой в решении таких объективно сложных проблем является не только клиническое мастерство того или иного специалиста, но и его моральные принципы, понимание им особой ответственности, которая возлагается на него, стремление совместить интересы общества и интересы больного.
Раннее слабоумие - считали раньше. Раннее ли и обязательно ли слабоумие? - сомневаются сейчас. Мы специально вынесли эти слова в заголовок, чтобы читателю было ясно: взгляды ученых прошлого на шизофрению претерпели очень большие изменения. Крепелин был убежден, что шизофрения (он называл ее иным термином - «раннее слабоумие») обязательно начинается в детском и подростковом возрасте и почти неминуемо привок распаду психики. Исследования последующих эпох показали, что оснований для подобного пессимизма нет никаких. Конечно, некоторые формы этой болезни протекают неблагоприятно, но большинство видов шизофрении ни к какому слабоумию не приводят. Единственно, в чем Крепелин был прав, так это в том, что шизофрения действительно почти всегда начинается в детском и подростковом возрасте. Такие дети обращают на себя внимание нелепым поведением, бесчисленными странностями, непонятными, вычурными интересами, парадоксальностью реакций на жизненные явления, нарушением контакта с окружающими. Подавляющее большинство из них немедленно госпитализируются в психиатрические лечебницы, а многие находятся в больницах весьма длительное время. Если ребенка своевременно и правильно лечат, то симптоматика постепенно стихает, больной поправляется, хотя некоторые странности (порой в очень смягченной форме) могут еще сохраняться. Вся беда заключается не столько в наличии шизофрении, сколько в том, что, пока ребенок болен, его мозг функционирует вполсилы, ребенок не усваивает необходимую информацию, он мало умеет, хотя временами знает много. Потом болезнь проходит, а признаки отставания в интеллектуальном развитии уже выходят на первый план. Поэтому некоторые из таких пациентов кажутся не больными, перенесшими, приступ шизофрении, а умственно отсталыми, т. е. олигофренами. Это явление выдающийся советский детский психиатр Татьяна Павловна Симеон (1892-1960) назвала «олигофреническим плюсом».
От искусства врача зависит, насколько верно он оценит соотношение признаков разрушения психики из-за шизофрении и отставания психического развития, из-за длительно текущего душевного заболевания. В некоторых, случаях дети, страдающие шизофренией, вообще не учатся, другие занимаются по программе вспомогательной школы, третьи - их подавляющее большинство - посещают массовую школу. В тех случаях, когда признаки дезорганизации психической деятельности весьма заметны и мешают ребенку хорошо адаптироваться в школе, его переводят на индивидуальное обучение, т. е. он в школу не ходит, а к нему домой приходят педагоги. От одноклассников и учителей зависит, как больной будет заниматься в школе: если он будет в центре нездорового внимания, если школьники будут подсмеиваться над его чудачествами или - еще хуже - издеваться, то ребенок, перенесший шизофрению, вряд ли сможет посещать школу. Он в еще большей степени будет замыкаться в себе, конфликтовать с детьми, а это, как правило, усиливает имеющуюся у него симптоматику. Бережное, доброжелательное отношение к такому школьнику, разумное чередование похвал и требований, стремление опираться на здоровые компоненты его психики - все это существенно помогает подобным пациентам, в результате чего они постепенно втягиваются в нормальный учебный процесс и со временем не уступают в учебе здоровым сверстникам.
Больные шизофренией нуждаются в длительном приеме психотропных препаратов, к которым относятся аминазин, трифтазин, галоперидол и многие другие. Это препараты безвредные, а если они и вызывают какие-либо побочные действия, то в таких случаях назначают лекарства, ликвидирующие их. Такие лекарства называются корректорами. К ним относятся циклодол, ромпаркин, паркопан и другие. Порой родители и даже педагоги отсоветывают больным принимать корректоры: дескать, зачем принимать два лекарства, когда можно принять одно? Бывает иногда и хуже - больные вообще отказываются от приема лекарств по той причине, что, дескать, они вредны. Учителя должны твердо знать, что без лекарств больной шизофренией не выздоровеет, что чаще всего психотропные препараты принимаются с корректорами, и, наконец, вмешиваться в назначения медиков нельзя. Более того, педагог должен помогать врачу в излечении подобных детей и подростков: он обязан контролировать прием лекарств, его регулярность. А если педагог заметил, что состояние больного ухудшилось, он должен об этом поставить в известность врача (в первую очередь через родителей).
Иногда бывает и так: родители здоровых детей, боясь общения своих дочерей и сыновей с больным одноклассником, требуют, чтобы ему запретили посещать школу,- мол, он опасен для окружающих.
Тут нужно сразу же сказать, что больные, представляющие социальную опасность, как правило, изолируются в психиатрические больницы и в школу не ходят. Остальные больные шизофренией хотя и могут обращать на себя внимание некоторыми странностями, но от них другим детям практически не бывает никакого вреда. Поэтому бояться больных шизофренией другим детям не нужно: это почти всегда совершенно безобидные дети. Нужно помнить и то, что, только общаясь со здоровыми сверстниками, больной ребенок может научиться правильно себя вести, поэтому полностью изолировать их от здоровых нельзя, это будет неоправданно жестоко по отношению к ребенку.
Сплошь и рядом приходится слышать мнение, будто больные шизофренией - это почти всегда высокоодаренные дети, что талантливость и душевная болезнь идут рядом. Это слишком большое заблуждение, не имеющее под собою основы. Болезнь всегда разрушает талант (если он был), она не рождает одаренность, она делает интересы человека односторонними, нередко абсурдными, сужает круг потребностей личности, лишает способности воспринимать все многообразие мира. Еще не было в истории человечества ни одного гения, который, заболев шизофренией, стал бы более талантлив,- обычно все бывает наоборот, талант разрушается, дотоле яркие индивидуальности становятся серыми, одинаковыми, индивидуальность нивелируется.
Всякая болезнь (в том числе и шизофрения) - это всегда большое несчастье, но, как мы уже говорили, большинство больных шизофренией выздоравливают и хорошо приспосабливаются к школьным условиям. От их близких и родных, от учителей и одноклассников зависит темп этого приспособления: чем более щадяще и разумно относятся к таким детям, тем быстрее они забудут о своей болезни.
Главным симптомом шизофрении является нарушение контактности. Восстановить недостаточную контактность можно лишь в процессе контакта (контакт рождает контакт). Поэтому очень важно, чтобы педагоги все делали, чтобы уменьшить малую коммуникабельность этих пациентов. Им нужно давать посильные задания, помогающие улучшить контактность, привлекать к общественной деятельности, стараться заинтересовать их, использовать положительные свойства личности больных шизофренией. Все это уже входит в задачу педагога, а не медика.
«Священная болезнь». Второе заболевание, традиционно относимое к большой психиатрии, - эпилепсия.
Сколько существует человечество, столько же, наверное, и существуют люди, страдающие припадками с выключением сознания и подергиваниями различных групп мышц. С давних времен подобное расстройство называлось эпилепсией, «черной болезнью», падучей и пр. (зарегистрировано около 30 синонимов). Гиппократ - один из первых, кто подробно описал ее, - называл эту болезнь «священной». Эту болезнь ожидала судьба всех болезней, которые изучаются психиатрами: границы ее стали постепенно сужаться за счет выявления расстройств, которые только внешне походили на эпилепсию, но на самом деле являлись лишь изолированными симптомами опухолей мозга, травм головы, воспалительных заболеваний нервной системы и пр. В настоящее время большинство ученых четко разграничивают эпилептическую болезнь и многочисленные эпилептиформные синдромы в рамках разнообразных расстройств мозговой деятельности. Эпилепсия может диагностироваться не столько при наличии судорожных припадков (встречаются и такие формы эпилептической болезни, которые протекают без судорожных припадков либо с очень редкими припадками), сколько на основании специфических изменений личности пациента - таких, как чрезмерный и болезненный педантизм, вязкость поведения, аккуратность, полярность эмоций, хмурый фон настроения и пр.
Истинная, т. е. классическая, эпилептическая болезнь встречается в жизни редко, ее проявления также меняются в зависимости от эпохи. 100-120 лет назад больных эпилепсией описывали в самых отрицательных тонах. Врачи вырабатывали целую систему ограничений для таких больных: им запрещалось служить в армии, управлять движущимися механизмами и пр. Однако в наше время, когда проверили, действительно ли нужно так строго ограничивать больных эпилепсией в их трудовой деятельности, обнаружились закономерности, которые никак не укладывались в традиционные представления об эпилепсии. Оказалось, что теперь реже, чем прежде, можно встретить больных эпилепсией, у которых имелись бы все те черты характера, которые описывались прежде. Подавляющее число больных эпилепсией - это вполне обычные люди, в характере которых лишь несколько гипертрофированы те свойства, которые имеются у большинства здоровых людей.
Эпилептиформные синдромы нуждаются в длительном лечении и прекращаются по мере излечения от основного заболевания. В детском возрасте подавляющее большинство больных с судорожными синдромами - это пациенты с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга вследствие тяжелой беременности, патологических родов и истощающих заболеваний в первые годы жизни. Почти все болезни имеют свои истоки в детстве - это относится и к эпилепсии.
Иногда эпилептические (или эпилептиформные) припадки могут сочетаться с истерическими. Истерические расстройства обычно бывают у внушаемых людей, живущих богатой эмоциональной жизнью, заинтересованных в повышенной оценке со стороны других. Поэтому чаще всего они встречаются у женщин и детей, а у «сухих» людей, молчаливых, отгороженных, неспособных сопереживать окружающим, редки.
Психиатры довольно легко различают истерические и эпилептические припадки. Симулировать настоящие эпилептические приступы очень трудно, хотя некоторые люди утверждают, что это в общем легко, но требует очень большого искусства. В «Признаниях авантюриста Феликса Круля» Томас Манн описывает такой припадок, разыгранный симулянтом. Это описание очень точно и верно. В реальной жизни все это реализовать труднее.
Если эпилепсия не приводит к слабоумию, то такие дети учатся в массовой школе. При частых припадках их переводят на индивидуальное обучение. Как правило, учатся такие дети неплохо. Они усидчивы, добросовестны, исполнительны, трудолюбивы, послушны, причем эти черты порой выражены не в меру (здоровье - это всегда некая мера: если социально положительные или социально отрицательные свойства карикатурно заострены, то эго почти всегда болезнь). Нарушают школьную адаптацию детей и подростков, больных эпилепсией, не столько припадки- в них в общем ничего страшного нет, они рано или поздно излечиваются, - сколько присущие больным эпилепсией повышенная конфликтность, обидчивость, злопамятность, мстительность. Эти черты могут быть выражены по-разному и нередко заметны лишь опытному врачу. Необходимо стремиться не провоцировать эту конфликтность, стараться успокоить больного. Это зависит во многом от одноклассников: иногда они обижают таких больных детей, подтрунивают над ними, даже зная об их повышенной ранимости, способности долго и мучительно переживать реальные и мнимые обиды. Чем хуже относятся к больному эпилепсией, чем больше выделяют его из-за его болезни, тем тяжелее протекает эпилепсия.
В некоторых случаях при эпилепсии нарушается память, но это бывает весьма редко, а если и бывает, то компенсируется педантичностью, аккуратностью и исполнительностью больных.
В истории человечества известно большое количество выдающихся людей, больных эпилепсией: Наполеон, Цезарь - перечисление здесь может быть большим. Стало быть, эпилепсия эпилепсии рознь: как и в случае с шизофренией, дело здесь не только в факте заболевания, а в темпе и типе течения. Лишь в редчайших случаях эпилепсия приводит к стойкой инвалидности. Чаще же всего от нее нет большого вреда, во всяком случае, дети могут обучаться в школе. Допустим, у ребенка на занятии возник эпилептический припадок. Что делать в этом случае педагогу? Не терять присутствия духа, не впадать в панику, не суетиться. Нужно положить больного на бок, вложить ему в рот какой-нибудь твердый предмет, обмотанный тканью (чтобы больной во время припадка не прикусил язык), расстегнуть ворот рубашки и ремень. Не следует сдавливать конечности больного, стараться прекратить судороги. Единственно, что нужно делать, - чтобы больной во время припадка не ударился, не ушиб голову. Обычно после припадка больные эпилепсией долго спят, тут им не нужно мешать. Поэтому следует перенести больного в учительскую или в медпункт, посадить возле пациента медсестру. Потом ребенка необходимо отправить домой в сопровождении кого-нибудь из взрослых. Помимо больших припадков, бывают еще и малые приступы - без выраженных судорожных подергиваний, а с кратковременным отключением сознания. Тут тем более нет ничего страшного. Эпилепсия лечится, как правило, годами и в конечном итоге - особенно в наши дни - почти всегда проходит, либо приступы становятся очень редкими. Лекарства следует принимать регулярно, в одни и те же часы. От педагога во многом зависит, насколько своевременно больной будет принимать препараты.
Больным эпилепсией строго-настрого запрещено ушибаться головой, поэтому они не должны играть в хоккей, футбол, заниматься каратэ, боксом и другими видами спорта, при которых неминуемы ушибы головы. Больным эпилепсией следует меньше употреблять жидкости, необходимо исключить из пищи все острое и возбуждающее, не находиться на жаре и в духоте. В выполнении этих врачебных рекомендаций также большая роль принадлежит учителям. У некоторых больных эпилепсией по утрам бывает тоскливо-злобное настроение, именуемое дисфорией. Нередко припадки могут отсутствовать, а вся болезнь исчерпывается лишь прогрессирующими дисфориями. Если ребенок пришел на урок в дурном настроении, его лучше не вызывать к доске, следует подождать, пока настроение у него не выровняется.
К концу подросткового периода, когда постепенно уменьшается выраженность остаточных явлений раннего органического поражения головного мозга, эпилептиформные синдромы проходят. До взрослого возраста сохраняется в основном лишь истинная эпилепсия.
При воздействии на больных эпилепсией или различными эпилептиформными синдромами важная роль принадлежит воспитанию и психотерапии. Если у родителей достаточное терпение и любовь к своему больному ребенку, то в сочетании с правильно подобранными медикаментами можно гарантировать полный успех. Но, к сожалению, иногда у родителей опускаются руки, теряется терпение, они начинают меньше внимания уделять своим больным детям, а это все пагубно отражается на результатах лечения и на течении болезни.
Вообще судьба родных и близких, окружающих душевнобольного человека, заслуживает отдельной книги. Большинство этих людей - подвижники и герои. Живя с психически больным человеком, они все делают для того, чтобы близкий им человек выздоровел, и тем самым вызывают большое уважение за свой каждодневный труд. Педагог должен поддерживать у этих людей терпение, веру, силу духа.
Наследственные заболевания - это всегда большая драма не только для того, кто болен, но и для родственников, которые, сами будучи клинически здоровыми, являются передатчиками патологических генов, скрытых до поры до времени. В связи с этим могут возникать серьезные осложнения во внутрисемейных отношениях, когда один супруг начинает обвинять другого в том, что тот виноват в болезни их ребенка. На этой же почве встречаются попытки к самоубийству и разводы. Например, у некоторых женщин - носительниц патологического гена гемофилии (плохая свертываемость крови) - когда у них рождается больной гемофилией сын, возникают тяжелые депрессии с идеями самообвинения и попытками к самоубийству. Французский психиатр Л. Моор приводит даже цифру - 14-28% - такова частота подобных реакций женщин на свою болезнь. При заболевании ребенка фенилкетонурией супруги расходятся, по данным этого же автора, примерно в 75% случаев.
Фенилкетонурия - сложное наследственное нарушение обмена веществ - бывает, например, если ребенок рождается от мужчины и женщины, каждый из которых, будучи здоровым, является тем не менее носителем патологического гена, так что когда эти патологические гены встречаются вместе, возникает болезнь, сочетающаяся иногда со слабоумием (вот пример необходимости генетической консультации людей, вступающих в брак!). Часто первый ребенок еще здоров, а у последующих уже имеется все нарастающая патология. Современная медицина быстро диагностирует это заболевание и довольно успешно лечит его с помощью специальной диеты. Многие такие дети потом ничем не отличаются от обычных сверстников. Но можно представить, какие душевные драмы бывают у родителей таких детей и сколько благородства и совести им надо, чтобы в такой сложной ситуации повести себя как подобает человеку! Вот тут-то педагог и должен посочувствовать и помочь им.
«Феномен Достоевского». Иногда ученики спрашивают учителя литературы о душевной болезни Достоевского. Делать вид, будто писатель не болел эпилепсией, нелепо, закрывать на это глаза не стоит.
Определенные обстоятельства накладывают существенный отпечаток на душевную болезнь. Творчество Достоевского отразило в этом смысле не столько индивидуальные искания одного из больных, сколько весь богатейший мир, которым жила целая эпоха.
Учитель литературы может сказать, что громадная литературная одаренность писателя, его неустанные поиски истины (не имевшие к эпилепсии никакого отношения) сближали его мировосприятие с мировосприятием душевно здоровых гениев.
Таким образом, сказав, что Достоевский, как и многие другие люди, обнаруживал психические отклонения, учитель скажет правду. Отметив, что в его произведениях звучат темы, так или иначе близкие к психопатологии, мы тоже скажем правду. Но это не вся правда и не самая главная правда.
Истина прежде всего заключается в том, что Достоевский был гениальным писателем, который изобразил сложный, дисгармоничный и несовершенный мир. Психическим заболеванием нельзя объяснить ни появление таланта Достоевского, ни его литературный путь, ни систему нравственных ценностей, ни многое другое, что не касается психиатрии. Жизнь Достоевского - это героическая борьба со своей болезнью, это бесконечное стремление преодолеть ее пагубное воздействие. Всякая душевная болезнь разрушает личность (а талант тем более). Феномен же Достоевского заключается еще и в том, что к концу жизни талант писателя как бы переборол болезнь мозга и в результате этой победы в его произведениях уменьшились повторы, болезненная детализация и другие признаки психической патологии, так раздражающие неискушенного читателя. Учитель может сравнить в этом отношении «Братьев Карамазовых» и повести 1840-х годов - они различны по стилю.
Часто упоминают слова Эйнштейна о том, что две страницы Достоевского дают ему больше, чем все книги математика Гаусса, вместе взятые. Думая о Достоевском, всегда вспоминаются слова из гоголевских «Арабесок»: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого своего лона одна только Русь».
Таким образом, не душевная болезнь породила «феномен Достоевского», а его сложная личность, в которой, конечно, отразились некоторые ее черты, но не они были решающими. Личность Достоевского ни в коем случае не исчерпывается этими свойствами.

М.И.Буянов. Беседы о детской психиатрии, М., 1986 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

2. Эндогенные психические заболевания.

К эндогенным психическим заболеваниям относят шизофрению, маниакально-депрессивные состояния, генуинную эпилепсию и др.

Шизофрения - тяжелое психическое заболевание, характеризующееся утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности и разнообразными психопатологическими расстройствами. Заболевание чаще всего связано с наследственным предрасположением и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст. К изменениям личности при данном заболевании относят снижение энергетического потенциала (амотивационность), выраженную интровертированность (уход в себя, отчуждение от окружающих), эмоциональное оскудение, расстройства мышления и др. Выраженность психопатологических изменений может колебаться от легких изменений личности до грубой и стойкой дезорганизации психики.

Маниакально-депрессивный психоз - эндогенное заболевание, протекающее приступами. Состояние веселости, возбужденности, активности (маниакальная фаза) сменяется заторможенностью, подавленностью (депрессивная фаза). Нередко болезнь характеризуется сменой маниакальных или депрессивных фаз. При выходе из болезненного состояния наступает практическое выздоровление. Заболевание может начаться в любом возрасте, но преимущественно в 12-16 лет. В большей степени этому заболеванию подвержены девочки на этапе препубертатного и пубертатного периодов. При данном заболевании стойких психических нарушений и значительных изменений склада личности и признаков дефекта не наблюдается.

Эпилепсия - заболевание головного мозга, характеризующееся разнообразными расстройствами в виде малых и больших судорожных эпилептических припадков. Чаще всего признаки заболевания эпилепсией возникают в возрасте до 15 лет. Классический исход генуинной эпилепсии - нарушения интеллектуальной способности вплоть до выраженного слабоумия деформации личности. В личностной сфере у страдающего эпилепсией наблюдается замедленность всех психических процессов, склонность заострять внимание на деталях, обстоятельность, невозможность отличить главное от второстепенного и др. По мере развития эндогенных заболеваний увеличивается риск к формированию дефектов личности, что может вызвать затруднения в психокоррекционной работе.

3. Реактивные состояния, конфликтные переживания, астении во многом обусловлены условиями обучения и воспитания детей. У одних детей в результате социальной дезадаптации, неуспеваемости в школе наблюдаются неврозы, у других - астении, у третьих - психопатические реакции. Названные состояния развиваются вследствие умственных и физических перегрузок, нарушений микросоциальных контактов в кругу сверстников, в семье и др. Перечисленные отклонения характеризуют так называемые пограничные состояния, переход от нормы к патологии. Их относят к группе болезненных состояний, в основе которых лежат психогенные невротические, астенические состояния, конфликтные переживания. Для невротических состояний у детей более всего характерны страхи (фобии), соматовегетативные (энурез, привычная рвота) и двигательные расстройства (логоневроз, тики, истерический паралич). С возрастом эти расстройства могут принимать более затяжной характер. Названные нарушения накладывают отпечаток на динамику нервно-психического состояния ребенка или подростка в виде дисгармонии в развитии личности, изменений в познавательной и потребностно - мотивационной сферах личности.

4. Аномалии личности при задержке психического развития (ЗПР).

Причиной аномалий личности могут быть задержки психического развития или психический инфантилизм различной этиологии.

Инфантилизм - это сохранение в психике и поведении подростка, юноши, взрослого свойств и особенностей, присущих детскому возрасту.

Выделяют (К.С. Лебединская) следующие основные типы ЗПР детей:

1) Конституционального происхождения или гармоничный инфантилизм. У детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста.

2) Соматического происхождения. Основные причины задержек психического развития данного типа - хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус и вызывающие стойкую астению. Нередко наблюдается задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм. Для него характерны боязливость, неуверенность, проявление переживаний, связанных с ощущением своей неполноценности и др.

3) Психогенного происхождения. Задержки данного типа порождены неблагоприятными условиями, препятствующими нормальному формированию личности ребенка. Психотравмирующие факты приводят, как правило, к стойким нарушениям сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь, эмоционального развития. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева).

Гармоничный инфантилизм - это необычный, но нормальный характер. Данный тип инфантилизма обычно обнаруживается с 7-8 летнего возраста: ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В его поведении преобладают капризность, жажда удовольствия, игровые интересы. Такие дети отличаются неусидчивостью, неспособностью сделать вывод из ошибок и из опыта других людей. Их постоянно что-то отвлекает. Они легко смеются, а также легко обижаются и плачут. К 10-12 годам у большинства подобных детей черты психологического инфантилизма уменьшаются. К 20-25 годам - проходят, человек как бы дозревает и сравнивается со сверстниками. Одной из причин появления незрелости является изнеживающее воспитание, когда ребенка искусственно ограждают от сложностей жизни и выполняют все его капризы.

Дисгармоничный инфантилизм. Индивиды, относящиеся к данному виду незрелости, чаще всего попадают в поле зрения медицины. У дисгармоничных инфантилов встречаются те же свойства, что и у гармоничных, но какая - то одна или несколько черт характера резко выделяются: у одних может преобладать возбудимость, у других - слабоволие, у третьих - склонность ко лжи и т. д. Выделяют три варианта дисгармоничного инфантилизма:

1. Возбудимый вариант. У таких детей на первый план выступает горячность, легкая взрывчатость, они очень часто во всем видят несправедливость, часто скандалят, дерутся, но потом приходят быстро в себя, раскаиваются и тут, же забывают о своих обещаниях.

2. Неустойчивый вариант. Основными признаками являются болезненное слабоволие, несамостоятельность, неумение и неспособность довести до конца любое дело. Как правило, из неустойчивых инфантилов формируются пьяницы, тунеядцы, с которыми очень трудно сладить.

3. Истерический вариант. Встречается несколько реже, чем предыдущие, и свойственен только девочкам. Естественно, степень психической незрелости бывает различной. Успешность ее коррекции зависит от названного фактора и тех мер, которые принимаются по отношению к таким детям с целью коррекции их развития.





И помощь должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава 2. Изучение практической деятельности содействия семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной реабилитации (на примере, специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей с...

Тем, что мать занята проблемами ребенка. И, как следствие всего, большинство семей с детьми-инвалидами являются малообеспеченными. Поэтому среди особенностей социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, можно выделить следующие: - необходимость оказания адресной социальной помощи (как денежной, так и натуральной); - необходимость оказания...

И реабилитации, с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни. В – четвертых, изучение нормативно – правовой базы организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показало ее несовершенство, неполноту, в особенности на региональном и местном уровнях, дублирование региональными нормативными документами аналогичных федеральных законов, ...

Гражданам. Следовательно, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на рубеже ХХI века. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: ...

Лекция по психиатрии. ТЕМА: ЭНДОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ШИЗОФРЕНИЯ. Термин шизофрения очень широко применяется в быту. Человек устроен таким образом, что всегда и везде в возникновении болезней он склонен искать причину. Причина будет находиться. Будет говориться, что человек заболел, после того, как он перенес какое-то инфекционное заболевание - гриппы, психическую травму. Эндогенные заболевания являются пусковым механизмом - триггером заболевания.Но не обязательно они являются этиологическим фактором.

Дело, в том, что в случаях эндогенных заболеваний, болезнь может начинаться после провоцирующего фактора, но в дальнейшем ее течение, ее клиника полностью отрываются от этиологического фактора. Развивается дальше по своим законам. Эндогенные болезни - болезни, которые основаны на наследственной предрасположенности. Передается предрасположенность. То есть никакой фатальности нет, если в семье есть душевно больной. Это не значит, что потомство будет душевно болеть.Чаще - не заболевает.

Что передается? Ген - фермент-признак. Передается недостаточность ферментных систем, которая до поры, до времени существует, ничем себя не проявляя. А потом при наличии внешних, внутренних факторов недостаточность начинает проявляться, происходит сбой в ферментных системах. А дальше - "процесс пошел" - человек заболевает.Эндогенные болезни были и будут всегда! Эксперимент в фашисткой Германии - оздоровление нации - всех душевнобольных уничтожили (30-е годы). А к 50-60 годам количество душевнобольных вернулось к прежнему. То есть пошло компенсаторное размножение.

С давних времен поднимался вопрос - гений и безумство! Давно заметили, что гениальные и безумные люди встречаются в одной семье. Пример: у Эйнштейна был душевно больной сын. Эксперимент: в Спарте намеренно уничтожали слабых младенцев, стариков, больных. В историю Спарта вошла как страна воинов.Не было искусства, архитектуры и т.д. В настоящее время признают три эндогенных болезни: шизофрения маниакально-депрессивный психоз врожденная эпилепсия Болезни разные по клинике, по патогенезу, по патологической анатомии.

При эпилепсии всегда можно найти очаг, обладающий параксизмальной активностью. Этот очаг можно локализовать, инактивировать и даже удалить. Маниакально-депрессивный психоз - нет очага, но известно, что затронута лимбическая система. В патогенезе участвуют нейромедиаторы: серотонин, норадреналин.Лечение направлено на уменьшение дефицита нейромедиаторов ЦНС. Другое дело шизофрения.

Там тоже нашли некоторые звенья патогенеза. В патогенезе каким-то образом, задействованы дофаминергические синапсы, но вряд ли ими можно объяснить всю симптоматику шизофрении - исковерканная личность, то к чему ведет длинное заболевание. Встает вопрос о соотношении человеческой психики и человеческого мозга. Некоторое время было мнение, что психические заболевания - это заболевания человеческого мозга.Что такое психика? Сказать что психика - это продукт жизнедеятельности мозга - нельзя.

Это вульгарно-материалистическое мнение. Все гораздо серьезней. Итак, мы знаем, что шизофрения - это заболевание, которое основано на наследственной предрасположенности. Определений множество.Шизофрения - это эндогенное заболевание, то есть заболевание, которое основано на наследственной предрасположенности, обладающее прогредиентным течением, и ведет к специфическим шизофреническим изменениям личности, которые проявляются в области эмоциональной деятельности, волевой сферы и мышления.

По шизофрении существует множество литературы. В основном ученые рассматривают шизофрению со своих собственных позиций, как они ее представляют. Поэтому часто два исследователя не могут понять друг друга. Сейчас идет интенсивная работа - новая классификация шизофрении. Там все очень формализовано. Откуда взялась эта болезнь? Жил великий ученый Э. Крепеллин в конце прошлого века. Он провел колоссальную работу. Он был человек умный, последовательный, проницательный.На основе его исследований все последующие классификации были построены. Создал учение об эндогениях.

Разработал психологическую синдромологию - учение о регистрах. Выделил шизофрению как болезнь, маниакально-депрессивный синдром как болезнь. В конце своей жизни он отказался от понятия шизофрения.Выделял: острые инфекционные психозы острые травматические психозы гематогенные психозы Оказалось, что помимо выделенных групп осталось большая группа больных у которых этиология не понятна, патогенез не ясен, клиника разнообразна, течение прогредиентное, а на патологоанатомическом исследовании ничего не обнаруживается.

Крепеллин обратил внимание на то, что течение заболевания всегда прогредиентно и что при длительном течении заболевания у больных появляются примерно похожие личностные изменения - определенная патология воли, мышления и эмоций.На основании неблагоприятных условий со специфическим изменением личности, на основании прогредиентного течения Крепеллин выделил эту группу больных в отдельную болезнь и назвал ее dementio praecox - ранее, преждевременно слабоумие.

Слабоумие из-за того, что такие компоненты как эмоция и воля идут на износ.Все есть - пользоваться невозможно (справочник с перепутанными страницами). Крепеллин обратил внимание на то, что заболевают молодые люди. Предшественники и коллеги Крепеллина выделяли отдельные формы шизофрении (Кольбао - кататония, Геккель - гебефрения, Морель - эндогенная предрасположенность). В 1898 году Крепеллин выделил шизофрению.

Эта концепция не сразу был принята в мире. Во Франции эту концепцию не принимали до середины 19 века. До начала 30-х годов концепция не была принята в нашей стране. Но потом поняли, что это понятие несет не только клинический смысл, диагностический смысл, но и прогностическое значение. Можно строя прогноз, решать вопрос о лечении. Сам термин шизофрения появился в 1911 году. До этого пользовались понятием - dementio praecox.Блейлер (австр) в 1911 году выпустил книгу - "группа шизофрений". Он считал, что этих болезней много.

Он говорил: "Шизофрения - это расщепление ума". Обращал внимание на то, что при шизофрении происходит расщепление психических функций. Получается несоответствие психических функций больного человека друг другу. Больной шизофренией может говорить о неприятных вещах, а сам при этом улыбаться. Больной человек может любить и ненавидеть одновременно - расщепление внутри психической сферы, эмоциональности.Две противоположные эмоции могут существовать одновременно.

Столько теорий шизофрений существует - колоссально! Например, эндогенная предрасположенность. Существует психосоматическая теория шизофрении - основана на неправильном развитии человека, зависящего от взаимоотношений его с родителями, от взаимоотношений его с другими людьми. Есть понятие шизофреническая мать. Существовали вирусные и инфекционные теории шизофрении.Профессор Кистович Андрей Сергеевич (зав. Кафедрой) искал этиологический фактор инфекционного происхождения, который вызывает шизофрению.

Он одним из первых занимался иммунологией психиатрии, иммунопатологией. Его работы до сих пор читать интересно. Он искал аутоиммунную патологию. Пришел к тому, что в основе всех психических заболеваний лежат аутоиммунный процессы. Только сейчас мы имеем возможность лечить с упором на эти звенья патогенеза. Шизофрению рассматривали с точки зрения антипсихиатрии. Антипсихиатрия - это наука, которая в свое время процветала. Делались опыты на больных людях.Шизофрения - это не болезнь, а особый способ существования, который выбирает себе больной человек.

Поэтому лекарств не надо, надо закрыть психические больницы, больных выпустить в общество. Но произошло несколько неприятных ситуаций (суициды и т.д.) и антипсихиатрия отошла в сторону. Также были соматогенная теория, туберкулезная теория. В конце концов все это отошло. Клиника шизофрения разнообразна. Исследования клиники расширялись до неимоверных пределов.Крайние варианты - существовали периоды, когда другие диагнозы кроме шизофрении не ставились, учитывая разнообразие клиники.

Например ревматический психоз назывался шизофрения у больных ревматизмом. Это было в 60-70 годах в нашей стране. Второй полюс - шизофрении нет, а имеются формы инфекционных заболеваний.Профессор Останков сказал: "Шизофрения - это подушка для лентяев". Если врач принимает больного и ставит ему диагноз шизофрения, это значит этиологию искать не надо, в патогенезе копаться надо - не надо, клинпку описал, лечить надо - не надо. Заложил этого больного в дальний угол и забыл о нем. Потом через год - два можно вспомнить и увидеть как больной пришел в дефектное состояние. "подушка для лентяя". Так вот Останков учил: "нужно полностью исследовать больного, и болезнь, пролечить его всеми возможными методами, и только после этого можно сказать, что это шизофрения". Сумасшествие всегда притягивает к себе внимание со всех сторон - в газетах мы видим время от времени сообщения о том, что какой-нибудь больной что-то натворил.

В газетах и книгах мы видим описание душевно больных, а также в кино. Как правило, играют на потребу публике.

Криминал душевно больные совершают во много раз реже, чем люди душевно здоровые. Это нас пугают. То, что описывается в книгах и показывается в кино, как правило, не соответствует действительности.Два фильма, в которых психиатрия показана, как она есть. Во первых это "Полет над гнездом кукушки" - но это скорее антипсихиатрический фильм, который поставлен именно тогда, когда психиатрия вызывала в США всяческие нарекания.

Но то что происходит в больнице, больные, показано с колоссальным реализмом. И второй фильм - это "Человек дождя". Актер изобразил больного шизофренией так, что не убавить, не прибавить. И никаких претензий, в отличие от "Полета над гнездом кукушки", где идет призыв антипсихиатрический, против психиатрии. Так вот, о шизофренической симптоматике.Много-много времени с тех пор как был провозглашен этот самый диагноз - шизофрения, ученые занимались поисками как бы основного шизофренического расстройства.

Смотрели, а что же главного в шизофрении. Что? И вот в 30-х годах целая огромная литература написана по этому поводу. В основном занимались этим немецкие психиатры. К единому мнению, соглашению они не пришли. Мы с вами будем говорить с позиций проф. Останкова.Это будет несколько схематично, упрощенно, но тем не менее было сказано, что существует основная симптоматика шизофреническая - это обязательно облигатная симптоматика, без которой диагноза ставить нельзя.

Это три расстройства: расстройства в сфере эмоций, в частности - эмоциональная тупость снижение воли вплоть до абулии и парабулии атактические расстройства мышления По Останкову триада "три А": эмоции - АПАТИЯ, воля - АБУЛИЯ, мышление - АТАКСИЯ. Это обязательные симптомы. С них шизофрения начинается, они углубляются, усугубляются, и ими шизофрения кончается.Существуют дополнительные симптомы - добавочные, факультативные или необязательные.

Они могут быть, а могут и не быть. Могут быть во время приступа, и могут пропадать во время ремиссии, частичного выздоровления.К числу факультативных симптомов относятся галлюцинации (главным образом слуховые псевдогаллюцинации и обонятельные), бредовые идеи(чаще начинаются с идеи преследования, идеи воздействия, потом присоединяется идея величия). Может быть и другая симптоматика, но реже. Лучше сказать то, чего при шизофрении нет. Например, расстройство памяти, снижение памяти - это всегда играет против шизофрении.

Выраженные аффективные расстройства, депрессивные состояния, эмоциональные состояния - не характерны для шизофрении. Расстройства сознания - не характерны для шизофрении, кроме онейроидного состояния, которое бывает при острых приступах. Обстоятельное мышление (детализированное, конкретное мышление), когда не возможно отличить главное от второстепенного - не характерно для шизофрении. Также не характерны судорожные припадки.Выделяют 2 типа течения шизофрении.

Бывает непрерывное - это болезнь начинается и до самой смерти не оканчивается. И одновременно нарастает шизофренический дефект в виде трех А, развитие бреда, галлюцинаций. Бывает шизофрения приступообразно-прогредиентная. Возникает приступ с галлюцинаций и бреда, приступ кончается и мы видим, что человек изменился: галлюцинаций и бреда нет, он стал более апатичным, более вялым, менее целеустремленным, воля страдает, мышление меняется.Мы видим, что нарастает дефект.

Следующий приступ - дефект еще более выражен и т.д. Есть еще вялотякущая, периодическая при которой не бывает дефекта, но это абсурд - что при шизофрении нет дефекта. Мы это не разделяем. Симптоматика. Эмоциональные расстройства проявляются постепенно у человека, в виде нарастания эмоциональной холодности, эмоциональной тупости. Холодность проявляется прежде всего в отношении с близкими людьми, в семье.Когда ребенок до этого веселый, эмоциональный, любимый и любящий своего отца и мать, вдруг становится отгороженным, холодным.

Далее появляется негативное отношение к родителям. Вместо любви может появляться сначала временами, а потом постоянно ненависть к ним. Чувство любви и ненависти могут сочетаться. Это называется эмоциональная амбивалентность (две противоположные эмоции сосуществуют одновременно). Пример: живет мальчик, в соседней комнате живет его бабушка. Бабушка боле, мучается. Он ее очень любит. Но она по ночам стонет, не дает ему спать.И тогда он начинается ее тихо ненавидеть за это, но все-таки любит. А бабушка мучается.

И чтобы она не мучалась надо ее убить. Человек отгораживается не только от родственников, изменяется отношение к жизни - все, что его раньше интересовало перестает быть для него интересным. Раньше он читал, слушал музыку, все лежит у него на столе - книги, кассеты, дискеты, покрывается пылью, а он лежит на диване.Временами появляются не свойственные ранее другие интересы, для которых у него нет ни данных, ни возможностей. Нет определенной дальнейшей цели в жизни.

Например, вдруг увлеченность философией - философическая интоксикация. В народе говорят - человека учился, учился и заучился. Но на самом деле, это не так - он заболевает и начинает заниматься не свойственными ему делами. Один больно с философической интоксикацией решил изучать Канта и Гегеля.Он считал, что перевод Канта и Гегеля сильно искажен в своей сути, поэтому изучал книги- оригиналы на английском языке, написанные готическим шрифтом.

Изучал со словарем. Он ничего не усваивает. Также это проявляется в изучении психологии для самоусовершенствования, в изучении различных религий. Еще один больной: учился в институте, много читал. Он занимался следующим: целыми днями переставлял книги - по автору, по размеру и т.д. Абсолютно ему не нужное дело. Вспомним, мы говорили об эмоциях. Сущность эмоции состоит в том, что человек при помощи эмоциональных механизмов постоянно адаптируется, реагирует со средой.Так вот, когда эмоции нарушены, вот этот механизм адаптации нарушается.

Человек перестает контактировать с миром, перестает адаптироваться в нем и здесь наступает явление, которое в психопатологии называется АУТИЗМом. Аутизм - уход от реального мира. Это погружение в себя, это жизнь в мире своих собственных переживаний. Мир ему больше не нужен (он сидит и изучает философию, живет в мире бредовых идей). Вместе с этим развиваются и прогрессируют волевые расстройства.Очень тесно связаны с расстройствами эмоциональными.

Эмоционально-волевые расстройства. Вместе с тем, что снижаются эмоции, снижается побуждение к деятельности. Человек крайне был активным, он становится более и более пассивным. У него нет возможности заниматься делом. Он перестает следить за тем, что происходит вокруг, в комнате его грязь, беспорядок. Он не следит за самим собой. Дело доходит до того, что человек проводит время лежа на диване. Пример: пациент болен 30 лет. Был инженером, образование высшее.Он ушел в эмоциональную тупость, апатию.

Абуличен, сидит дома и отрабатывает свой подчерк, переписывая старые прописи. Всегда не доволен собой. Он переписывает книги от начала и до конца. Повторяет грамматические правила. Его не интересует телевизор, газеты, литература. У него свой мир - мир самосовершенствования. Атактическое мышление - мышление паралогическое, которое протекает по законам больной логики. Оно перестает быть способом связи между людьми.Больные шизофренией ни о чем не говорят ни с собой, ни с другими. Во-первых, им это не надо, во-вторых мышление у них нарушено.

Каждый из этих больных говорит на своем языке и язык других ему не понятен. Атактическое мышление - когда сохраняются грамматические правила, а смысл сказанного остается не понятен. То есть соединяются слова, которые не объединимы между собой.Появлются новые слова, которые больной сам строит. Появляются символизмы - когда в слова с известным смыслом вставляется другой смысл. "Никто не находил опыта манекена-мертвеца". Существует три вида атактического мышления: резонерство разорванное атактическое мышление шизофазия Человек живет вне мира. Вспомните "Человека дождя". Чем он живет? У него есть своя комната, применик, который он слушает. Все! Вне этой комнаты он жить не может.

Чем он занимается? Он занимается тем, что по каким-то законам известно только ему самому.Относительно симптоматики шизофрении Креппелин в свое время выделил 4 основные клинические формы шизофрении: простая шизофрения - симптоматики состоит из простых основных облигатных симптомов.

Болезнь начинается с изменения личности, которые постоянно прогрессируют и доходят до исходного состояния. Могут быть эпизоды бреда, эпизоды галлюцинаций. Но они не большие. И не они делают погоду. Заболевают в раннем, юном, детском возрасте.Болезнь протекает непрерывно, без ремиссий, без улучшений от начал и до конца. еще более злокачественная, и начинается еще раньше, чем простая - гебефреническая шизофрения (богиня Гебе). Идет катастрофический распад личности в сочетании с вычурностью, дурашливостью, манерностью. Больные похожи на плохих клоунов.

Вроде хотят рассмешить окружающих, но это настолько наиграно, что бывает не смешно, а тяжко. Ходят походкой не обычной - приплясывают. Мимика - гримасничание. Течет очень тяжело, быстро доходит до полного распада личности. кататоническая форма начинается в 20-25 лет. Течет приступообразно.Приступы, где преобладают кататонические расстройства. Это проявления парабулии - извращения воли. Кататонический синдром проявляется в виде кататонического ступора, с восковой гибкостью, с негативизмом, с мутизмом, с отказом от еды. Все это может чередоваться с кататоническим возбуждением (нецеленонаправленное хаотичное возбуждение - человек бежит, крушит все на своем пути, речь - эхолалическая - повторяет слова других, повторяет движения других - экопраксия и т.д.). Таким образом идет смена ступора кататонического и кататонического возбуждения.

Пример: больная пойдет в булочную подойдет к кассе и застынет - ни мимики, ни движений.

Погибла - застыла на железнодорожных путях. Потом человек выходит в ремиссию, где видны изменения личности. После следующего приступа изменения в личности усиливаются. Бреда нет. Отдельная болезнь - кататония. чаще всего в настоящее время бывает - шизофрения бредовая - параноидная.Течет приступообразно, заболевают в юном возрасте. Появляется бред и псевдогаллюцинации (слуховые, обонятельные). Начинается с идеи отношения, идеи преследования.

Люди вокруг изменили отношение, как-то по особому поглядывают, переговариваются, следят, установили прослушивающие устройства. Начинается воздействие на мысли, на тело - вкладывают мысли в голову, собственные мысли убрали из головы. Кто это делает? Возможно инопланетяне, возможно бог, возможно экстрасенсы. Человек весь под влиянием, он превратился в робота, в марионетку.Потом человек понимает почему с ним это происходит - потому что я не такой как все - бред величия.

Это компенсаторная реакция. Так получается мессии, посланцы бога. Бред величия говорит о том, что наступила хроническая стадия. Возник парафренный синдром. Лечить человека трудно. В настоящее время мы ждем новой классификации шизофрении.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Эндогенные расстройства психики человека достаточно распространенное сегодня явление. По целому ряду факторов подвергнуться этой болезни могут и взрослые, и дети. Поэтому вопрос об этом недуге актуален и требует нашего пристального внимания.

В мировой истории есть печальные примеры заболевания людей сильнейшими психопатическими недугами. Из-за этой «хвори» в первые века нашей эры умерло огромное количество людей, исчезли целые цивилизации. В те времена причиной этому была утрата доверия народа к властям, смена идеологий, религиозных взглядов и верований. Люди, не желая жить, кончали жизнь самоубийством, женщины делали аборты, отказывались от своих детей, вообще переставали создавать семьи. В науке это намеренное народное вымирание, связанное с ненавистью собственной жизни, получило название «эндогенный психоз 2-3 веков». Это была массовая психогеническая патология у людей, которые потеряли смысл жизни.

Подобная ситуация сложилась и в Византии перед распадом. Византийский народ после заключения унии почувствовал предательство своей веры, своего мировоззрения со стороны власти. Люди в Византии в это время поддались массовому пессимизму. Мужчины стали хроническими алкоголиками. Началась страшная депопуляция. В Византии в конце 14 века лишь 25 человек из 150 известных интеллигентов и интеллектуалов создали свои семьи.

Все это привело в Византии к серьезному разрушению нормального психического состояния людей, что очень приблизило великую империю к своему «закату».

Психозы. Их виды

Психоз – это явное расстройство психического состояния и психической деятельности человека, которое сопровождается появлением галлюцинаций, изменением сознания, неадекватным поведением, дезорганизацией личности.

Видов психотических заболеваний достаточно много. Их классификация по такому признаку, как происхождение, основана на двух видах: эндогенный и экзогенный виды.

Эндогенные нарушения сознания вызывают факторы внутреннего воздействия: соматическое или психическое заболевание, возрастные патологии. Такие отклонения в психике развиваются постепенно. Причиной экзогенных отклонений от нормального сознания человека являются внешние факторы: психическая травма, полученная вследствие отрицательного влияния на человека стрессовых ситуаций, перенесение инфекционных болезней, серьезной интоксикации. Экзогенный психоз на сегодняшний день очень часто становится следствием хронического алкоголизма.

Главным источником острой формы психопатической болезни, которая формируется внезапно и очень стремительно, считаются именно экзогенные психозы.

Помимо острого экзогенного нарушения психики, различают острые эндогенные психозы и острые органические (нарушения мозговой деятельности, заключающиеся в поражениях клеток головного мозга из-за травм или опухолей) психотические отклонения. Их отличительная особенность заключается во внезапном и в очень быстром развитии. Они имеют временный, а не хронический характер. Также у человека с нарушением сознания в острой форме могут наблюдаться рецидивы. Острые эндогенные психозы и другие острые формы хорошо поддаются лечению, важно только вовремя диагностировать психоз и незамедлительно начать лечить. Своевременная терапия, прежде всего, необходима из-за того, что при отклонении со временем все сильнее снижается адекватность человека и его способность контролировать ситуацию, это может привести к появлению уже необратимых для психики процессов.

Эндогенный психоз. Причины, симптоматика

Эндогенный психоз – это патология сознания человека, при которой у больного наблюдаются раздражительность, нервозность, бредовые состояния и галлюцинации, проблемы с памятью, вызванные внутренними процессами, происходящими в организме человека.

К таким формам относятся:

  • паранойя;
  • шизофрения;
  • генуинная эпилепсия;
  • аффективные состояния и т.д.

Причины данного расстройства определить у каждого конкретного человека сложно. Ими могут быть:

  • соматические (телесные) заболевания: сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, эндокринной систем и др.;
  • генетическая предрасположенность;
  • другое психическое расстройство (например, болезнь Альцгеймера – отмирание нейронов головного мозга, олигофрения);
  • возрастные изменения.

При этом у больного можно наблюдать следующие симптомы:

  • раздражительность;
  • излишнюю чувствительность;
  • снижение аппетита и сбои в режиме сна;
  • снижение работоспособности, способности к концентрации;
  • ощущение тревоги и страха;
  • бред;
  • сбои в мышлении, галлюцинации;
  • глубокую депрессию;
  • неспособность контролировать свое поведение.

Психическая патология, вызванная внутренними факторами, у детей и подростков

Пристального внимания родителей и обязательного лечения у специалистов требуют нарушения психики у детей и подростков.

Психозы у детей могут сопровождаться появлением иллюзий, странным поведением, беспричинной агрессивностью. Ребенок с нарушением, вызванным внутренними факторами, часто сочиняет какие-то непонятные слова. У него может наблюдаться бредовое состояние, могут появиться галлюцинации.

Источники отклонений здесь самые разные. Основными из них являются прием лекарств на протяжении длительного времени, сбой гормонального баланса, перенесенная высокая температура.

Довольно часто в наше время встречаются психотические нарушения у подростков. Однако родителям и даже врачам бывает сложно определить у человека в этом возрасте какие-либо отклонения ввиду сложного подросткового поведения. Поэтому при подозрениях на патологию необходимо обратиться к узкопрофильному специалисту.

Современная статистика говорит, что примерно 15% подростков нуждаются в помощи психиатра, 2% молодых людей ставят диагноз «психотическое нарушение».

Симптомы эндогенного психоза у подростков мало отличаются от признаков протекания болезни у взрослых. Но необходимо учитывать не до конца сформированную подростковую психику, изменения в гормональной системе. Патологические процессы на фоне процессов, происходящих с человеком в подростковом периоде, могут привести к самым печальным последствиям вплоть до совершения подростком суицида.

Диагностика и лечение эндогенного психоза

Симптомы разных видов психотических расстройств достаточно похожи. В связи с этим определить у пациента вид патологии, вызванный именно факторами внутреннего воздействия, может только специалист (психиатр) после досконального обследования. Уже при первых подозрительных признаках отклонения у человека, прежде всего, его близким и родственникам, необходимо срочно обратиться к врачу и проконсультироваться с ним. Больной сам может не понимать своего состояния. Заниматься самолечением эндогенного психоза опасно не только для здоровья, но и для жизни больного.

При проявлении острой патологической формы у человека необходимо для него вызвать скорую медицинскую помощь.

При подтверждении диагноза врач прописывает больному перечень лекарств. Как правило, применяются следующие лекарственные препараты:

  • седативные (успокаивающие);
  • антидепрессанты (борющиеся с депрессией и чувством угнетенности);
  • транквилизаторы (снимающие нервное напряжение, усталость, избавляющие от тревоги и страха) и др.

Помимо медикаментозной терапии важна также психотерапия. Для каждого больного применяются индивидуальные приемы с целью его излечения. Для успешного выздоровления пациента врачу важно подобрать правильные способы терапии.

Продолжительность лечения эндогенного или экзогенного психозов может варьироваться. Она напрямую зависит от того, на каком этапе течения патологии обратился за помощью больной, насколько сильно запущена болезнь. При условии своевременного оказания медицинской помощи излечение может продолжаться в течение примерно двух месяцев. В запущенном случае процесс выздоровления может растянуться на продолжительный, неопределенный срок.

Диагностика и лечение эндогенного психоза у представителей молодого поколения происходят не так, как у взрослых. При возникновении первых симптомов проводится обследование малыша у целого ряда специалистов: психиатра, отоларинголога, невропатолога, логопеда, психолога. Диагностика заключается в полном обследовании состояния здоровья маленького человечка, его умственного, физического, речевого развития, врачи проверяют его слух, уровень развития мышления. Для еще более детального обследования малыша могут поместить в стационар. Бывает так, что корни отклонения в психике идут от какого-либо другого серьезного заболевания. В связи с этим является важным не только определение детского психогенического расстройства, но и выявление причины развития этой болезни.

Способы излечения маленьких больных различны. Некоторые дети могут выздороветь уже после нескольких сеансов у специалистов, другим необходимо достаточно продолжительное наблюдение. Чаще всего чаду назначают психотерапию, но иногда только этого способа борьбы с эндогенным психозом бывает недостаточно. Тогда используют лекарственные препараты. Однако сильнодействующие средства применяют крайне редко.

Особенного отношения и постоянного наблюдения у психотерапевта требуют представители младшего возраста, у которых эндогенный психоз развился на фоне сильнейших стрессовых ситуаций.

В современном мире детские психические заболевания (в том числе эндогенные и экзогенные психозы) с успехом лечатся. Рецидивы в дальнейшей жизни сводятся к минимуму, если маленькие дети и подростки получили своевременную помощь специалистов, конечно, при условии отсутствия сильнейших психологических потрясений.

Огромная ответственность ложится на плечи родных и близких больных малышей. Родители должны соблюдать режим приема лекарств, правильное питание, проводить много времени со своим чадом на свежем воздухе. Очень важно, чтобы родные не относились к «цветку жизни» как к неуравновешенному человеку. Залог скорейшего выздоровления детей – это беспрекословная вера родителей в победу над недугом.

Эндогенные психозы сегодня не редкость. Однако не следует отчаиваться, если вам, близкому человеку или вашему отпрыску поставили этот диагноз. Психотические расстройства успешно лечатся! Необходимо только вовремя обратиться к врачу, соблюдать лечение и верить в выздоровление. Тогда человек сможет вновь жить полноценной жизнью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх