Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии - файл n1.doc. История развития психологической помощи детям с проблемами в развитии

Триада Роджерса.
Консультирование и психотерапия центрированная на клиенте, в ходе которой две личности заключают союз с целью личностного роста, а также поиск более удовлетворительных способов поведения в различных жизненных ситуациях и случаях - вот это философия гуманиста психолога.
Опираясь на врожденный положительный потенциал развития и роста клиента, психолог за счет ресурсов и внутреннего фокуса оценки самого клиента, ведет его к самореализации всего лучшего, что есть у клиента. Без приклеивания диагноза и ярлыка к клиенту, психолог положительно прогнозирует саморазвитие и личностный рост клиента, за счет искреннего уважения клиента, доверия к нему как самостоятельному человеческому существу (Я сам). Способы оказания помощи людям, испытывающим трудности в непростой жизни, многообразны. Я отдаю предпочтение этому подходу к человеку, это способ общения может иметь собственную реальность: дать клиенту возможность испытать веру. надежду. любовь и мудрость к себе.
"Роджерс, автор клиент-центрированного консультирования в психотерапии, указывает на необходимые условия успешного психологического консультирования, которое в целом достаточно независимы от частных характеристик самого клиента.
Три условия успешного психологического консультирования.
1. Конруэнтность, или подлинность, психолога означает: необходимость правильной символизации психологом его собственного опыта (неосознанные события, феномены сознания) в ситуации "здесь и сейчас", быть открытым опыту как к своему так и к опыту клиента, а так же осознание этого опыта в круге общения.
Открытость опыту означает, что каждый стимул (и внутренний или внешний мотив) не искажается защитными механизмами (социально желательными и эмоционально окрашенными).
Осознание - это символическая представленность словесными и не словесными (мимика, пантомимика и др.) символами, некоторой части опыта. empty.gif
Если психолог переживает угрозу или дискомфорт в отношениях с клиентом или самим собой, то он не будет конгруэнтен (подлинен) в данных отношениях и психологическое консультирование не будет полноценным.
2. Психолог консультант при взаимодействии с клиентом переживает безусловную положительную оценку в круге общения. Сердечность, расположение, уважение, симпатия, принятие и другие высокие положительные отношения и чувства во время сессии вызывают определенные положительные поступки и мысли.
Поступки и мысли могут оцениваться по разному, но принятие. признание индивида не зависит от них.
Психолог ценит личность клиента в целом, он в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех которыми он доволен или удовлетворен.
3. Психолог эмпатически восприниает клиента.
Обладать эмпатией - означает воспринимать субъективный мир, охватывающий весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний другого, доступных сознанию в данный момент. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как он сам их ощущает, и даже к причинам этой боли или удовольствия их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что это "как если бы" (если это условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации или возникновение контрпереноса).
Знания субъективного мира клиента, полученные эмпатически, приводят к пониманию основы его процесса изменения личности (клиента и психолога) . Как замечает, К.Р. Рождерс:"одни несовершенные люди способны оказывать психотерапевтическую помощь другим, также несовершенным людям" [ Психотерапевтическая энциклопедия под ред Б.Д. Карвасарского М. "Питер" 2006.c.841. ]

Давайте поговорим о саморазвитии, и о том, что это такое.

Такое определение даёт психология:

Саморазвитие - это процесс всестороннего развития личности посредством самостоятельного изучения и применения полученной информации, индивидуального творческого подхода к задачам, без постоянного внешнего воздействия.

Самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Итак, в обоих определениях речь идет о личности человека, ее мы развиваем и совершенствуем. А что же такое личность? Посмотрим определение:

Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления масок, созданных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Давайте проанализируем. Получается, что мы развиваем наши привычки, опыт и набор масок - все то, что определяет наше повседневное поведение и реагирование - это мы называем: «личностный рост». То есть мы занимаемся развитием и совершенствованием того, от чего стараемся избавиться, что хотим откорректировать в себе. Разве за этим вы ходите на тренинги личностного роста?

Вы можете сказать, что под саморазвитием и самосовершенствованием имеется в виду коррекция всего этого. Начнем с коррекции своих привычек. Как откорректировать одну вредную привычку с помощью саморазвития? Откроем небольшой секрет: для этого нужно решить все психологические причины, связанные с образованием этой привычки, а это не так-то легко, поскольку причины ее возникновения ушли глубоко в бессознательную сферу и их нельзя решить развитием силы воли, а только нахождением и полной проработкой проблем, вызвавших эту привычку. Сюда входят неразрешенные эпизоды прошлого, разрушительные способы реагирования, приобретенные знания, верования, связанные с привычкой, конфликт между поведенческими масками и другие составляющие компоненты личности, которые мы совершенствуем, вместо того, чтобы от них избавиться.

О взятии под контроль собственных страстей и желаний, нужно поговоритьсказать отдельно. Вы решили, что ваши желания, что вы засовываете обратно в себя, из-за того что вам неудобно поступить как хочется, будут сидеть там и не дергаться? Это не так, наше подсознание устроено так, что все помнит и все ваши проигнорированные или запрещенные самим себе потребности идут прямо в подсознание, но пытаются выбраться оттуда, даже если вы их стараетесь не замечать, порождая психосоматические заболевания.

Немного о знаниях, социальном и межличностном опыте, который мы тоже с остервенением развиваем и совершенствуем. Количество знаний и опыта определяет, как мы воспринимаем мир. Если знаний мало, то это окно становится как бойница, через которую человек не разговаривает с миром, а отстреливается от мира. Если вы начитались книг о жизни после смерти, прощении всех и вся и прочей толерантной фигни, ваше окно немного больше, но это все же окно. Ведь вы взаимодействуете с людьми, реагируете на события в зависимости от ваших опыта и знаний, а они у каждого свои. Иногда сложно определить под воздействием какого знания вы отреагировали на этот раз, потому что причина может крыться далеко в подсознании в забытом эпизоде прошлого. Именно поэтому многие задаются вопросом «Как избавиться от прошлого?». Вот так мы оказываемся заложниками своих же знаний.

Успешного «саморазвития»!

Материал предоставлен сайтом tsuslik.ru
Тэги: Конгруэнтность Безусловная положительная оценка по отношению к клиенту

Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта — то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта — это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается

поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» — центральное понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» — это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений — менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» -это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я».

«Я»-реальное — система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное — представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с другой — пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными

переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому,

что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации — один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности — это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между «самостью» и представлением о «самости», отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между «самостью» и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинской терминологии типа «психотик», «невротик». Он отказался от традиционных тогда психотехник типа «интерпретация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога.

Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».

Эмпатия — особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота — традиционный термин экзистенциализма — в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность отражает следующие существенные признаки поведения психолога:

— соответствие между чувствами и содержанием высказываний;

— непосредственность поведения;

— неотгороженность;

— инструментальность концепций;

— искренность и пребывание таким, какой психолог есть. Психологический климат — одно из ключевых понятий,

поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат — не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, — это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача — создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, который протекает в следующем направлении:

— клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется как по вербальным, так и по моторным каналам;

— выраженные клиентом чувства имеют все большие отношения к «Я» и все реже остаются безликими;

— клиент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий (включая среду, окружающих лиц, собственное «Я», переживания и взаимоотношения между ними);

выраженные чувства клиента все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его «Я-концепцией», и клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;

— клиент осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения;

— «Я-концепция» клиента реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать ранее искаженные и подавляемые переживания;

— по мере реорганизации «Я-концепции» ослабляются защиты и в нее включаются такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться;

— клиент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психолога без какого-либо чувства угрозы;

— клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку;

— источником представления о себе все в большей степени являются собственные ощущения;

— клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значимыми другими.

Для такого коррекционного процесса характерно следующее:

— основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыслях, оценках;

— коррекционная работа ведется по принципу «здесь и теперь»;

— преимущество отдается инициативе клиента, который является главным во взаимодействии и стремится к саморазвитию, а психолог лишь направляет это стремление в нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Позиция психолога. Основное требование — отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога -создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное — быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешного коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента — это так называемая «триада К. Роджерса»:

Конгруэнтность в отношениях с клиентом;

Безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;

Эмпатическое восприятие клиента.

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходимость правильной символизации психологом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означает, что каждый стимул (внутренний или из внешней среды) не искажается защитными механизмами. Форма, цвет, звук из окружающей среды или следы памяти из прошлого — все это вполне доступно для сознания. Осознание — это символическая репрезентация некоторой части опыта.

Когда «Я-переживание» (т.е. информация о воздействии сенсорных или иных событий в данный момент) символизируется правильно и включается в «Я-концепцию», тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У открытой для опыта личности «Я-концепция» символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психолог переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает только принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и коррекция не будет полноценной. Психолог не всегда должен быть конгруэнтной личностью, достаточно того, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным клиентом он целиком и полностью был бы самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.

Положительная оценка клиента предполагает сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают его определенные поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний,

которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний клиента, доступных сознанию в данный момент), восприятие с присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это означает — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует

это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это — «если бы» (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).

Требования и ожидания от клиента. В концепции Роджерса существуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.

54 Техники

В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода:

1. Заблокированностъ внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

Формирование отношения своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

6. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»- реальным и «Я»-идеальным.

Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

Первый компонент мы обсудили выше. Остановимся на двух других.

1. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования — выделение в высказывании клиента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.

2. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например:

Психолог: Правда ли, что когда вы рассказывали о своем детстве, вы испытывали грусть?

Клиент: Да, но еще и досаду.

Психолог: Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?

Клиент: Совершенно верно.

— становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;

— эффективнее решает свои проблемы;

— улучшается психологическая приспосабливаемость. приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;

— восприятие своего «Я»-идеального становится более доступным и реалистичным;

— вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение;

— повышается степень положительной самооценки;

— оценку и выбор воспринимает локализованными внутри себя, доверяет себе;

— становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;

— происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в «Я-структуру» и увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;

— поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и кроме этого представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Концепция К.Роджера нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционого эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.

Главная > Книга

13 помогут ему справиться с имеющимися проблемами. В результате этого происходит переоценка значимости проблемы, формируют-ся новые системы эмоциональных установок у ребенка и наконец происходит ликвидация «очага возбуждения». Среди методов в современной практике детского психоанали-за успешно используются такие, как игротерапия (директивная и недирективная), арт-терапия, а также толкование сновидений и метод свободных ассоциаций для детей более старшего возрас-та. Следует подчеркнуть, что, несмотря на очевидные недостатки психоаналитических подходов к проблеме ребенка, методы, пред-ложенные представителями данного направления, заслуживают особого внимания и широко используются в практической рабо-те с детьми с проблемами в развитии. Особую значимость для психологической коррекции детей с проблемами в развитии имеют исследования А. Адлера. Акцен-тируя внимание на позитивной природе человека, Адлер подчер-кивал, что каждая личность в раннем детстве формирует уникаль-ный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мо-тивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. В своих работах Адлер отразил качественное своеобра-зие личности ребенка с физическим дефектом и его высокие ком-пенсаторные возможности. Адлер писал: «Разные органы и функ-ции человеческого организма развиваются неравномерно. Человек либо начинает беречь свой слабый орган, усиливая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий ор-ган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме. Например, ребенок со слабым зрением может натре-нировать себя в искусстве рассматривания, ребенок, прикованный к постели из-за болезни легких, - развить разные способы дыха-ния. Мы часто можем видеть детей, которые преодолели эти труд-ности и в процессе их преодоления развили необыкновенно полез-ные возможности» (Adler, 1932, р. 15). В дальнейших своих ис-следованиях А. Адлер делает очень важный вывод о том, что представление о недостаточности у человека переходит из биоло-гической плоскости в психологическую. «Неважно, - писал он, - есть ли в действительности какая-либо физическая недостаточ- 14 ность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него скорее всего будет. Правда, это будет ощущение недостаточ-ности не в чем-то конкретном, а во всем...» (Ibid., p. 82). Это выска-зывание Адлера является ключевым в теории компенсации дефек-та и его коррекции. Однако, подчеркивая роль самовосприятия че-ловеком своего дефекта в дальнейшем его психическом развитии, Адлер пытается показать, что «ощущение недостаточности» у ре-бенка является определяющим фактором его дальнейшего психи-ческого развития. «Быть человеком - значит ощущать свою недо-статочность» (Adler, 1932, р. 82). Адлер отмечал, что ощущение не-достаточности является мощным импульсом в дальнейшем индивидуальном развитии человека. Теория компенсации дефек-та, предложенная Адлером, имеет важное значение в психологии. Однако нельзя согласиться с Адлером, что не сам дефект является движущей силой развития личности. Как подчеркивал Л. С. Вы-готский, движущей силой развития ребенка является социальная оценка личностью своего дефекта, ее социальная позиция, отноше-ние к своему дефекту. Цели психологической коррекции по Адле-ру непосредственно вытекают из основных положений его концеп-ции. Ими являются: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса; коррекция целей, мотивов с перспективой изменения смысла жизни. Психокоррекционные технологии, ис-пользуемые Адлером, разнообразны и вполне согласуются с основ-ными целями психокоррекции. Адлер уделяет специальное внима-ние установлению доверительных контактов между ребенком и психологом, установлению общих целей работы, использование поощрения. Им была разработана методика «Ранние воспомина-ния», анализ сновидений, где большое внимание уделяется дет-ским снам, методика ценностных приоритетов, антисуггестия (па-радоксальная интенция). В нашей практике мы использовали этот метод с аутичными детьми в процессе групповой психокоррекции. Суть его заключается в многократном повторении нежелательных поступков детей. Многократное повторение одного и того же дей-ствия обесценивает это действие для ребенка. Например, многие дети, страдающие аутизмом, в ситуации эмоционального диском-форта начинают раскачиваться, прыгать, стереотипно встряхивать 15 руками и пр. На наших занятиях мы предлагали детям выполнить эти действия, но в социально приемлемой форме. Например, дети рассаживались друг против друга и, взявшись за руки, под музыку раскачивались (игра «лодочка»). В результате таких упражнений число стереотипных действий у детей значительно уменьшалось. Поведенческое направление в психологической коррекции воз-никло в противовес психодинамическому. Его теоретической базой являются классические теории условных рефлексов И. П. Павлова, теория оперантного обусловливания Э. Торднайка и Б. Скиннера. По мнению представителей поведенческого направления, чело-век - продукт своей среды и одновременно ее творец, а поведение его формируется в процессе обучения. Проблемы у человека возни-кают в результате плохого обучения, и научить нормальному пове-дению ребенка можно посредством подкрепления и имитации. Ос-новной целью психологической коррекции в рамках поведенческо-го подхода является выработка у ребенка нового адаптивного поведения или преодоление дезадаптивного поведения. Это дости-гается с помощью торможения и ликвидации старых форм пове-дения и обучение ребенка новым формам поведения с использо-ванием приемов самоконтроля и саморегуляции. В процессе психо-логической коррекции, обучая ребенка новым формам поведения, психолог выступает в роли учителя, тренера, а ребенок в роли уче-ника. В рамках поведенческого направления разработано много оригинальных психокоррекционных технологий. Например, «спо-соб негативного воздействия», когда ребенку предлагается созна-тельное воспроизведение нежелательных реакций. Так, подростку с заиканием рекомендовано специально заикаться 15-20 раз под-ряд, а подростку с навязчивыми движениями в течение 10-15 ми-нут специально повторять эти движения. Одним из существенных недостатков психологической коррекции в рамках поведенческого подхода является ориентация не на причины, а на специфику са-мого поведения. Однако использование этого направления психо-логической коррекции является весьма продуктивным при работе с детьми и подростками. Эффективными при работе с детьми и подростками с проблема-ми в развитии являются психстсоррекционные технологии, разрабо-танные представителями когнитивно-аналитического направления 16 в психологии. Теоретической и методологической основой данного направления являются работы Жана Пиаже, Л. С. Выготского. В процессе когнитивной психокоррекции основное внимание уде-ляется познавательным структурам психики ребенка, и упор делает-ся на особенности его личности. Основная задача когнитивной пси-хокоррекции - это создание модели психологической проблемы, которая была бы понята подростком, а также научение его новым способам мышления, изменение восприятия себя и окружающей действительности. В рамках этого подхода выделяются два направ-ления: когнитивно-аналитическое и когнитивно-поведенческое. Процесс психокоррекции проходит в несколько этапов. Диагностический этап включает в себя знакомство психолога с проблемами подростка с помощью клинико-биографического анализа и совместное с подростком формулирование его проблем. После тщательного анализа психолог составляет список проблем подростка и излагает ему их в устной или письменной форме. Мы используем также результаты психологического обследования с помощью различных методик (Кеттелл, Розенцвейг и пр.) и пред-лагаем подростку совместно с психологом рассмотреть профиль его личности. После совместного анализа уточняются причины проблем у подростка. После этого психолог уточняет и обсуждает с подростком план психологической коррекции. Этот этап может длиться от 3 до 7 встреч с подростком. В процессе коррекционного этапа психолог обучает подростка распознавать неадаптивные способы своего поведения с помощью самонаблюдения, ведения дневников. Обсуждая с психологом ре-зультаты своих наблюдений, подросток начинает постепенно по-нимать причины своих неадаптивных реакций и заменять их более эффективными формами поведения в повседневной жизни. В ходе бесед психолог оказывает эмоциональную помощь и поддержку подростку. Позиция психолога в процессе когнитивной психокор-рекции достаточно директивна, так как он выступает в роли на-ставника, учителя. Однако психолог не должен прямо указывать подростку, что его убеждения иррациональны или поведение не-правильно, и что вести себя надо именно так, как считает психолог. Таким образом, целью когнитивной психокоррекции является обучение подростка умению самостоятельно решать, модифициро- 17 вать или сохранять свои убеждения, предварительно осознав их эмоциональные и поведенческие последствия. На оценочном этапе психолог совместно с подростком обсуж-дают новые формы поведения, прорабатывают его более сложные элементы. В основе когнитивного подхода к психологической коррекции лежит предположение, что все жизненные проблемы у человека возникают из-за ошибочных убеждений. В связи с этим психокор-рекционные технологии в рамках этого подхода направлены на по-нимание подростком своих проблем и изменение своего поведения на основе рациональных предпосылок. Особое значение в психологической коррекции детей и подро-стков с проблемами в развитии и родителей имеет клиент-центри-рованный подход, разработанный К. Роджерсом. В этом подходе акцентируется позитивная природа человека, а именно, свойствен-ное ему врожденное стремление к самореализации. По мнению Ро-джерса, проблемы у человека возникают при вытеснении некото-рых чувств из поля сознания и искажении оценки собственного опыта. Основу психического здоровья по К. Роджерсу составля-ет гармоничная структура Я-концепции, соответствие идеального Я реальному Я, а также стремление личности к самопознанию и са-мореализации. «Я-реальное» - это система представлений челове-ка о самом себе, которая формируется на основе опыта, общения человека с другими людьми, а «Я-идеальное» - это представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Степень различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным» определяет степень дис-комфорта личности и личностный рост. Если степень различия не велика, то она выступает двигателем личностного роста. Если че-ловек принимает себя таким, каким он является в действительнос-ти, то это является признаком его душевного здоровья. Тревога и нарушение психологической адаптации личности, с одной сторо-ны, могут быть результатом несоответствия между реальным Я и жизненным опытом и, с другой стороны, между реальным Я и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе са-мом. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к само-актуализации, которая способствует здоровью и личностному рос- 18 ту. В процессе психокоррекционных воздействий перед психоло-гом стоит задача устранения эмоциональных блоков или препятст-вий на пути самореализации и самоактуализации. Цель психоло-гической коррекции - выработка у клиента большего самоуваже-ния, способствующего его личностному росту. Главной профессиональной обязанностью психолога являет-ся создание соответствующего психологического климата, в ко-тором клиент мог бы отказаться от защитных механизмов. Это достигается при соблюдении следующих условий: - Конгруэнтность (от лат. congruens - совпадающий) в отноше-ниях с клиентом. Это означает необходимость правильного осознания психологом своего собственного опыта. Если пси-холог переживает тревогу или дискомфорт и не осознает это-го, то он не будет конгруэнтным со своим клиентом и коррек-ция будет не полноценной. Роджерс подчеркивал, что при не-посредственном общении с клиентом психолог должен быть самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данно-го момента, но правильно осознанными и интегрированными. - Положительная оценка клиента - это безусловное приня-тие и уважение клиента, когда он чувствует себя как само-стоятельная, значительная личность, может говорить, что хочет, не опасаясь осуждения. - Эмпатическое восприятие клиента, когда психолог старает-ся увидеть мир глазами клиента, ощутить боль или удоволь-ствие так, как чувствует это клиент. Следует подчеркнуть, что основной акцент психокоррекционных воздействий по Роджерсу должен быть направлен на эмоциональные компоненты личности, а не на интеллектуальные (суждения, оцен-ки). Кроме того, следует уделять особое внимание инициативе и са-мостоятельности клиента Клиент стремится к саморазвитию, сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуще-ствляет. Психокоррекционные технологии по Роджерсу должны быть направлены на установление конгруэнтности с клиентом, верба-лизацию и отражение эмоций. Концепция К. Роджерса нашла ши-рокое применение в работе с подростками с нарушениями в пове-дении и с родителями детей-инвалидов (см. ниже). 19 Кроме уже перечисленных направлений психологической коррекции существует множество других. Это рационально-эмо-циональное направление Эллиса, экзистенциальное направление, телесноориентированное направление Райха, биоэнергетический подход Лоуэна и др. Каждое из них заслуживает определенного внимания психологов. Все теоретические модели психологичес-кой коррекции создавались как рабочие модели, на основе кото-рых разрабатывались соответствующие психокоррекционные тех-нологии. Чтобы их успешно использовать, необходимо глубоко разбираться в механизмах психической деятельности человека. Перед психологом-практиком стоит важная задача - это практи-ческое освоение различных теоретических направлений психоло-гической коррекции. Бесконечное многообразие личностей и ин-дивидуальных стилей жизни у каждого человека указывает на то, что нет единственно правильного, универсального метода психо-коррекционного воздействия. Следует помнить, что недифферен-цированное использование психокоррекционных технологий мо-жет оказывать разрушительное влияние на личность. Любой ме-тод - это всего лишь инструмент, умелое использование которого зависит от профессиональных знаний психолога, а также от его морального и личностного потенциала. Четвертый этап развития теории и практики психологичес-кой коррекции в нашей стране связан с интенсивным формирова-нием практической психологии, который начался со второй поло-вины 60-х годов. В тот период начали широко разрабатываться и внедряться в практику программы психологической помощи де-тям с детским церебральным параличом. (Абрамович-Лехтман, 1962; Ипполитова, 1967; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мастюкова, 1973; Симонова, 1981; Мамайчук, 1976 и др.). В нача-ле 80-х годов проводились оригинальные исследования москов-ских психологов по проблемам психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом (Никольская, 1980; Лебе-динский, 1985; Лебединская с соавторами, 1988 и другие). Внедря-ются в практику комплексные коррекционные программы по ней-ропсихологической коррекции (Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994; Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина, 1997), программы по форми-рованию пространственных представлений у детей (Н. Я. Семаго, 20 М. М. Семаго, 2000), коррекционные психолого-педагогические программы для образовательных учреждений. Появилось значи-тельное число работ по проблемам психологической коррекции де-тей и подростков с эмоциональными нарушениями (А. И. Захаров, 1982; А. С. Спиваковская, 1988; В. В. Гарбузов, 1990), а также во-просам семейной психологической коррекции (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1992 и др.). В настоящее время успешно развиваются теоретические и ме-тодологические аспекты психологической коррекции детей с про-блемами в развитии (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990; Шевченко, 1995; Мамайчук, 1997; Осипова, 2000 и др.). Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. - сог-rectio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического развития» впервые использовал-ся в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогичес-кой помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокуп-ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес-ком развитии ребенка. По мере развития практической психологии понятие «коррек-ция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в разви-тии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сфе-ры использования психологической коррекции в работе со здоро-выми детьми обусловлено следующими причинами: 1. Активным внедрением в систему обучения новых образова-тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь-ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка. 2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу-ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси-холого-педагогической коррекции. В связи с этим произошли принципиальные изменения ха-рактера задач и направлений коррекционных воздействий - от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического разви-тия здорового ребенка. 22 В настоящее время психологическая коррекция широко ис-пользуется в системе психологической помощи детям и подрост-кам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психоло-гической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают пси-хологическую коррекцию как способ профилактики нервно-пси-хических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направлен-ный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокуп-ность приемов, используемых психологом для исправления пси-хики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993). В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздей-ствия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка. Нередко понятие психологическая коррекция подменяется по-нятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - уход) - это система специально организованных мето-дов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из дан-ного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со специфи-кой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стра-не мнением, что психотерапией могут заниматься только специали-сты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией - психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия являет-ся международным и во многих странах мира однозначно использу-ется по отношению к методам работы, осуществляемым специалис-том-психологом. И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способ психологического воздействия. Ряд авторов видят отли-чие между психотерапией и психокоррекцией в сферах их примене-ния. Если психотерапия в основном применяется в клинике невро-зов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко 23 используется в психиатрической клинике (В. П. Критская, Т. К. Ме-лешко, Ю. Ф. Поляков, 1991). Другие авторы подчеркивают широ-кую сферу применения психокоррекции как при решении собст-венно лечебных психотерапевтических задач, так и с целью гигиены и профилактики (Р. А. Защепицкий, 1983; Г. Л. Исурина, 1983). «Чем большее значение имеют психологические и социально-психологи-ческие факторы в развитии того или иного вида нарушений, - пи-шет Г. Л. Исурина, - тем больший удельный вес приобретают ме-тоды психологической коррекции» (с. 250). А. А. Осипова выделяет специфические черты психологичес-кой коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ори-ентация на здоровые стороны личности, ориентация на средне-срочную помощь, направленность на изменение поведения и раз-вития личности. Нельзя согласиться с автором в том, что объектом психологической коррекции в отличие от психотерапии могут быть только клинически здоровые лица. По нашему мнению, в психокоррекционном процессе могут участвовать как здоровые, так и больные. Основная цель психокоррекции здоровых детей (т. е. не отягощенных биологическими факторами отклонений в разви-тии) - способствовать полноценному психическому и личностно-му развитию. Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психолош, пато- и нейропсихологи. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне-го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек-ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви-тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак-тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор-мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де-ятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллекту-альных функций. 24 В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто-ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием. Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую кор-рекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей-ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у де-тей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматри-вается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации раз-вития личностных свойств. В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы кор-рекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклоне-ний в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безуслов-но, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симпто-мы у детей могут быть вызваны различными причинами и, вслед-ствие этого, по-разному отражаться на динамике психического развития ребенка. Например, для ребенка, страдающего энурезом (недержание мочи), могут быть полезны специальные релаксиру-ющие упражнения, направленные на устранение этого дефекта. Тем не менее, особенно в экстремальных ситуациях, эти явления у ребенка могут повторяться, несмотря на успешность психокор-рекции в целом. Такой способ психологической коррекции не яв-ляется достаточным, если мы не знаем истинную причину возник-новения энуреза. Она может быть обусловлена как психогенными (например, испуг ребенка), так и биологическими факторами (ано-малия тазовых органов). Таким образом, психологическая коррекция должна быть глуб-же сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти от-клонения.

Глава 2.

Психокоррекционные технологии по Роджерсу должны быть направлены на установление конгруэнтности с клиентом, верба­лизацию и отражение эмоций. Концепция К. Роджерса нашла ши­рокое применение в работе с подростками с нарушениями в пове­дении и с родителями детей-инвалидов (см. ниже).

Следует подчеркнуть, что основной акцент психокоррекционных воздействий по Роджерсу должен быть направлен на эмоциональные компоненты личности, а не на интеллектуальные (суждения, оцен­ки). Кроме того, следует уделять особое внимание инициативе и са­мостоятельности клиента Клиент стремится к саморазвитию, сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуще­ствляет.

Эмпатическое восприятие клиента, когда психолог старает­ся увидеть мир глазами клиента, ощутить …
боль или удоволь­ствие так, как чувствует это клиент.

Положительная оценка клиента - это безусловное приня­тие и уважение клиента, когда он чувствует себя как само­стоятельная, значительная личность, может говорить, что хочет, не опасаясь осуждения.

Конгруэнтность (от лат. congruens - совпадающий) в отноше­ниях с клиентом. Это означает необходимость правильного осознания психологом своего собственного опыта. Если пси­холог переживает тревогу или дискомфорт и не осознает это­го, то он не будет конгруэнтным со своим клиентом и коррек­ция будет не полноценной. Роджерс подчеркивал, что при не­посредственном общении с клиентом психолог должен быть самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данно­го момента, но правильно осознанными и интегрированными.

Кроме уже перечисленных направлений психологической коррекции существует множество других. Это рационально-эмо­циональное направление Эллиса, экзистенциальное направление, телесноориентированное направление Райха, биоэнергетический подход Лоуэна и др. Каждое из них заслуживает определенного внимания психологов. Все теоретические модели психологичес­кой коррекции создавались как рабочие модели, на основе кото­рых разрабатывались соответствующие психокоррекционные тех­нологии. Чтобы их успешно использовать, необходимо глубоко разбираться в механизмах психической деятельности человека. Перед психологом-практиком стоит важная задача - это практи­ческое освоение различных теоретических направлений психоло­гической коррекции. Бесконечное многообразие личностей и ин­дивидуальных стилей жизни у каждого человека указывает на то, что нет единственно правильного, универсального метода психо-коррекционного воздействия. Следует помнить, что недифферен­цированное использование психокоррекционных технологий мо­жет оказывать разрушительное влияние на личность. Любой ме­тод - это всего лишь инструмент, умелое использование которого зависит от профессиональных знаний психолога, а также от его морального и личностного потенциала.

Четвертый этап развития теории и практики психологичес­кой коррекции в нашей стране связан с интенсивным формирова­нием практической психологии, который начался со второй поло­вины 60-х годов. В тот период начали широко разрабатываться и внедряться в практику программы психологической помощи де­тям с детским церебральным параличом. (Абрамович-Лехтман, 1962; Ипполитова, 1967; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мастюкова, 1973; Симонова, 1981; Мамайчук, 1976 и др.). В нача­ле 80-х годов проводились оригинальные исследования москов­ских психологов по проблемам психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом (Никольская, 1980; Лебе­динский, 1985; Лебединская с соавторами, 1988 и другие). Внедря­ются в практику комплексные коррекционные программы по ней-ропсихологической коррекции (Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994; Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина, 1997), программы по форми­рованию пространственных представлений у детей (Н. Я. Семаго,

М. М. Семаго, 2000), коррекционные психолого-педагогические программы для образовательных учреждений. Появилось значи­тельное число работ по проблемам психологической коррекции де­тей и подростков с эмоциональными нарушениями (А. И. Захаров, 1982; А. С. Спиваковская, 1988; В. В. Гарбузов, 1990), а также во­просам семейной психологической коррекции (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1992 и др.).

В настоящее время успешно развиваются теоретические и ме­тодологические аспекты психологической коррекции детей с про­блемами в развитии (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990; Шевченко, 1995; Мамайчук, 1997; Осипова, 2000 и др.).

Клиент-центрированный подход. Карл Роджерс

Особое значение в психологической коррекции детей и подро­стков с проблемами в развитии и родителей имеет клиент-центрированный подход, разработанный К. Роджерсом. В этом подходе акцентируется позитивная природа человека, а именно, свойствен­ное ему врожденное стремление к самореализации. По мнению Ро­джерса, проблемы у человека возникают при вытеснении некото­рых чувств из поля сознания и искажении оценки собственного опыта.

Основу психического здоровья по К. Роджерсу составля­ет гармоничная структура Я-концепции, соответствие идеального Я реальному Я, а также стремление личности к самопознанию и са­мореализации. «Я-реальное» - это система представлений челове­ка о самом себе, которая формируется на основе опыта, общения человека с другими людьми, а «Я-идеальное» - это представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Степень различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным» определяет степень дис­комфорта личности и личностный рост. Если степень различия не велика, то она выступает двигателем личностного роста. Если че­ловек принимает себя таким, каким он является в действительнос­ти, то это является признаком его душевного здоровья. Тревога и нарушение психологической адаптации личности, с одной сторо­ны, могут быть результатом несоответствия между реальным Я и жизненным опытом и, с другой стороны, между реальным Я и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе са­мом. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к само­актуализации, которая способствует здоровью и личностному росту.

В процессе психокоррекционных воздействий перед психоло­гом стоит задача устранения эмоциональных блоков или препятст­вий на пути самореализации и самоактуализации.

Цель психоло­гической коррекции - выработка у клиента большего самоуваже­ния, способствующего его личностному росту.

Главной профессиональной обязанностью психолога являет­ся создание соответствующего психологического климата, в ко­тором клиент мог бы отказаться от защитных механизмов. Это достигается при соблюдении следующих условий:

- Конгруэнтность (от лат. congruens - совпадающий) в отноше­ниях с клиентом. Это означает необходимость правильного осознания психологом своего собственного опыта. Если пси­холог переживает тревогу или дискомфорт и не осознает это­го, то он не будет конгруэнтным со своим клиентом и коррек­ция будет не полноценной. Роджерс подчеркивал, что при не­посредственном общении с клиентом психолог должен быть самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данно­го момента, но правильно осознанными и интегрированными.

- Положительная оценка клиента - это безусловное приня­тие и уважение клиента, когда он чувствует себя как само­стоятельная, значительная личность, может говорить, что хочет, не опасаясь осуждения.

- Эмпатическое восприятие клиента , когда психолог старает­ся увидеть мир глазами клиента, ощутить боль или удоволь­ствие так, как чувствует это клиент.

Следует подчеркнуть, что основной акцент психокоррекционных воздействий по Роджерсу должен быть направлен на эмоциональные компоненты личности , а не на интеллектуальные (суждения, оцен­ки). Кроме того, следует уделять особое внимание инициативе и са­мостоятельности клиента Клиент стремится к саморазвитию, сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуще­ствляет.

Психокоррекционные технологии по Роджерсу должны быть направлены на установление конгруэнтности с клиентом, верба­лизацию и отражение эмоций. Концепция К. Роджерса нашла ши­рокое применение в работе с подростками с нарушениями в пове­дении и с родителями детей-инвалидов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх