Идея фикс значение фразеологизма. Идея фикс или навязчивая идея - что это значит? Сверхценные идеи - психиатрия

Относится к «О системной нейрофизиологии»

Идея-фикс


Идеи-фикс, Сверхценная идея, Навязчивая идея, Паранойя - синонимы в том смысл е, что все это - проявление одного механизма формирования важного для личности убеждения в чем-то до предельно высокого уровня так, что все мешающее активно отрицается, - идея защищается от всего для нее опасного.

В статье будет наглядно показано, что все эти термины отражают лишь количественные особенности проявления механизма личностной адаптации к новому, - крайние проявления потому, что эти термины отражают крайние пределы уверенности при крайних пределах важности идеи для данной личности. Эти две компоненты (в виде отклика распознавателей соответствующей специализации : распознавателя уверенности и распознавателя значим ости) только совместно дают такой специфический эффект. В точности как в случае универсального закона привлечения внимания к осознанию - произведение новизны на значим ость (функция модуляции одного сигнала распознавателя - сигналом другого распознавателя ), произведение уверенности на значим ость характеризует то, насколько личность приблизилась к идее-фикс: при нулевом значении любого из компонентов об опасности идеи-фикс говорить рано.

Вот когда один из компонентов становится предельно высоким, и другой тоже не мал, то процесс начинает стремительно самоускоряться, закрепляясь в виде неосознаваемых автоматизмов, поддерживающих доминирование идеи сначала в чем-то одном, а затем, захватывая все большие области контекст ов восприятия-действия .

В норме практически у каждого есть что-то, к чему он относится с крайней степенью уверенности, но при этом редко бывает, что это еще и предельно значим о для человека (самое важное для него из всего). А если такое случается, то не самая высокая важность позволяет еще усомниться и скорректировать уверенность по результатам неудачного опыта.

И наоборот, есть немало кажущегося очень важным, увлекательным, но это пока не слишком изучено, нет уверенности в понимании, и тогда важность делает идею доминирующей, увлекая в исследование, мотивируя естественный процесс познания с увеличением уверенности по мере накопления навыков понимания.

Но когда для одного предмета есть предельная уверенность (вера) и предельная важность для человека, ничто не заставит усомниться в иллюзии уверенности понимания такой идеи и не сможет заставить ее скорректировать. А будет корректироваться все, что мешает быть идее неизменной.

Симптоматика идеи-фикс, в виду предельной важности для личности, всегда сопровождается подозрительностью (оборонительная реакция) ко всему, могущему противоречить идее или помешать реализовать то, ради чего идея существует и вот почему: Параноидальная шизофрения . Паранойя от греч. paranoia - умопомешательство), психи ческое нарушение, характеризующееся подозрительностью и хорошо обоснованной системой сверхценных идей, приобретающих при чрезмерной выраженности характер бреда без галлюцинаций, который отличается сложностью содержания.

Эти две крайности неизбежно фиксируются долговременно в виде неосознаваемых поведенческих автоматизмов ( , ) и становятся зависимыми состояниями , выйти из которых очень не просто (см. , и т.п.).

Несколько статей с комментариями помогут наглядно рассмотреть явление.

Карл Ясперс, Мышлени е и суждение :

Если суждение человека отклоняется от того, что, вообще говоря, принято считать истиной, и к тому же этот человек упорно отстаивает содержание своего суждения несмотря на возникающие при этом трудности с адаптацией к окружающему миру, возникает вопрос: нельзя ли, помимо иных возможных обстоятельств, усматривать здесь действие болезненных факторов, непосредственно затрагивающих способность личности к суждению? Сложность состоит в том, что аналогичными признаками могут характеризоваться суждения исключительных, выдающихся творческих личностей, открывающих новые пути для развития человеческой мысли. Поэтому тот факт, что суждение противоречит общепринятым представлениям об истинном и ложном, сам по себе не может свидетельствовать в пользу наличия аномалии; мы обязаны попытаться рассмотреть и оценить ситуацию в каком-либо ином контекст е, чтобы удостовериться, что расстройство способности к суждению действительно имеет место.

В конечном счете истинность суждения определяется соответствием его реальному в корректном опыте по результатам поверки: в самом ли деле реальность обладает тем качеством и свойствами, которые утверждаются в суждении. Если да, то суждение приобретает вес - как прошедшее проверку реальностью (см. Истина).

В аспекте проявления психологических способностей о бреде можно говорить только тогда, когда ни рассудок, ни мгновенное, регистрируемое в каждый данный момент состояние сознания не нарушены. Мыслительный «аппарат», обеспечивающий возможность порождать суждения, находится в порядке, но в мышлени и больного есть какой-то фактор, который придает ему непоколебимую убежденность в том, в чем другие люди - и даже душевнобольные - могут легко усмотреть ошибку.

Пример того, как разрабатывается бредовое мышлени е: в переживаниях больного шизофренией (рабочего, ставшего впоследствии полицейским) наблюдались типичные «сделанные» явления: он помимо своей воли двигал конечностями и слышал голоса. Он думал о гипнозе на расстоянии, о телепатии. Заподозрив одного человека, он сообщил об этом полиции. Для проверки своих подозрений он нанял частного детект ива и в конечном счете убедился в их необоснованности. Он написал: «Так как никто не мог оказывать на меня влияние, так как я уверен, что не страдаю галлюцинациями, я должен спросить себя: кто бы это мог быть? Те способы, которыми мне причиняются все эти муки, а также скрытые смысл ы, содержащиеся во всех этих разговорах и телодвижениях, указывают, что здесь действует какое-то злобное сверхъестественное существо. Оно постоянно воздействует на меня, оно причиняет мне страдания в надежде уничтожить меня окончательно. Принадлежат ли мои переживания к тому же разряду, что и переживания других душевнобольных, или они в своем роде уникальны? Я чувствую, что в интересах человечества я обязан объявить о своей убежденности: если они действительно того же разряда, что и у других душевнобольных, значит, врачи ошибаются, считая, что голоса, которые слышат больные. суть галлюцинации. Но независимо от того, исключителен ли мой случай в своем роде или нет. я на его основании заключаю: жизнь продолжается и после смерти» (Wildermuth).

Рассматривая бред феноменологически, мы видим в нем нечто радикально чуждое здоровому человеку, нечто фундаментальное и первичное, предшествующее мышлени ю, хотя и выявляемое только в процессе мышлени я.

Это фундаментальное - личная оценка, связанная с идеей, - результат функционирования системы значим ости личности , которая необходима для того, чтобы человек мог оценивать случившееся: насколько это хорошо (желательно) или плохо (нежелательно) лично для него так, чтобы или стремиться к этому или избегать этого, что и обеспечивает приспособляемость поведения к новым условиям . Сознание же обеспечивает "мышлени е" - как процесс нахождения предположительно наиболее желательного варианта поведения для новых особенностей условий .

В каждом акте оценки случившегося может укрепляться уверенность (ясность прогно за , основанная на прежнем опыте, которая распознается соответствующими детект орами : "я это достаточно хорошо знаю, чтобы уверенно применять ") в желательности или не желательности. И эта уверенность может доходить до крайности - веры: "я это знаю совершенно точно, без малейших сомнений " (см. Доверие, уверенность, вера). Эта крайняя степень уверенности часто может быть объективно не обусловлена, т.е. не является результатом проверки идеи реальностью, а получена только за счет субъективных размышлени й, домысливающих ранее воспринятое (домыслов) с помощью длинных цепей промежуточных выводов, имеющих для этой личности достаточно высокую уверенность, как это было показано на примере с полицейским.

Исходя из генетически (психологически) понятного контекст а, мы можем понять, как бредовая убежденность освобождает человека от чего-то непереносимого, облегчает для него тяготы реальной жизни и приносит своеобычное удовлетворение, возможно, служащее как раз тем основанием, благодаря которому он с таким упорством ее придерживается.

т.е. мышлени е самым естественным образом следует (мотивируется) позитивной потребностью - прогно зируемой желательностью результата. Но вместо соответствия объективной реальности получается соответствие текущей субъективно обусловленной потребности, что может приводит к критическому расхождению с реальностью и стремлению любыми путями вернуть тот благополучный мирок, чтобы был взлелеян. Эти пути всегда агрессивно отстаивают самое дорогое, что важнее всего на свете, что, в крайних проявлениях, порождает или криминогенные действия или, при невозможности активного воздействия в конфликте, - сильнейшее истощение вплоть до необратимых органических поражений мозга.

Бред выявляет себя как целое прежде всего в том, что он создает новый мир для своего носителя. Бред выражает себя через определенный стиль, он как бы указывает человеку способ его самораскрытия. Вред черпает свое содержание из того мира, который он формирует для больного, которым он пропитывает его; в своих наиболее разработанных формах бредовое содержание вырастает до масштабов духовного творения.

Независимо от принятой нами точки зрения, внешний аспект бреда состоит в следующем: мы имеем дело со случаем дефектного - по отношению к объективной истине - проявления психологической способности (в данном случае предполагается, что в нашем распоряжении есть критерий для оценки того, что есть объективная истина).

Бредовые идеи могут либо иметь отношение к личности больного, либо обладать внеличностным, объективным значением. В первом случае они касаются только самого больного: это бред преследования, неполноценности, греха, обнищания и т.д. Во втором случае бредовые идеи представляют более универсальный интерес: это могут быть мнимые открытия, бред изобретательства, защита теор етических тезисов (таких, как тезис об идентичности Шекспира и Бэкона и т. л.), так называемые идеи фикс - достаточно объективные по своему содержанию, но полностью захватывающие личность. Больные ведут себя так, словно весь смысл их жизни заключается в бредовой идее. Внешне они в этом отношении не отличаются от выдающихся творческих личностей, которые также не щадят себя для достижения своих целей: разница состоит в крайней узости идеи и атмосфере рабской подчиненности. Связь между обоими типами бредового содержания устанавливается благодаря тому. что объективное содержание стремится стать в высшей степени личным делом; например, для сутяги защита справедливости отождествляется с защитой его собственных, сугубо личных прав.

Человек испытал определенные переживания, и для него они по меньшей мере столь же весомы, сколь и универсальный опыт. Он интегрирует пережитое в этот универсальный опыт и с полной серьезностью и глубокой убежденностью строит свою бредовую систему. Он непоколебимо придерживается этой системы, пренебрежительно отмахиваясь от любых противоречащих ей представлений. Он не лишен способности различать отдельные источники знания, но настаивает на своем собственном источнике - неважно, сверхъестественном или естественном.

Клиническая и судебная подростковая психи атрия Синдром сверхценных образований :

Под сверхценными образованиями понимают такие субъективно значим ые и чрезвычайно аффективно заряженные суждения, идеи или переживания, которые занимают неоправданно большое место в психи ке, могут овладевать сознанием больного, определяя его поступки.

В судебно-психи атрической клинике наиболее часто встречаются сверхценное фантазирование, стремление к самоутверждению, дисморфофобии, сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести у эпилептоидов и страх мести у подростков, переживших реальную угрозу для жизни, идеи чужих родителей и сиротства, сверхценные увлечения и идеи убийства (гомицидомания), идеи неполноценности и переоценки своих возможностей и т. д.

1) этап осмысл ивания и внутренней переработки травмирующей ситуации; 2) этап формирования самой сверхценной идеи; 3) этап каких-либо действий под влиянием сверхценной идеи.

... Судебно-психи атрическое значение сверхценных образований определяется частотой этих расстройств в практике экспертизы несовершеннолетних и выраженной тенденцией к реализации в виде ООД. Патологический характер сверхценпых образований (критерии невменяемости) определяется следующими признаками:

  • выраженное доминирование в сознании субъективно значим ого переживания на уровне овладевающей идеи;
  • аффективная заряженность и охваченность болезненными переживаниями;
  • отсутствие попыток поиска иных решений, игнорирование реальных возможностей (невыраженность компонентов борьбы мотивов, нарушение критики);
  • стойкость, тенденция к углублению или трансформация в бред;
  • появление кататимности мышлени я и патологических интерпретаций. При наличии совокупности указанных признаков заключение о невменяемости может основываться на оценке тяжести самих сверхценных образований.

Наибольшая криминогенность подростков со сверхценпыми образованиями совпадает с пиком пубертатных изменений психи ки, с периодом трансформации сверхценных идей в бредовые, с возникновением комплексных сверхценных образований, аутохтонных аффективных расстройств и охваченности болезненными переживаниями.

Пример идеи-фикс: Хочу, чтобы мне отрезали ногу :

Это возникло, наверное, когда мне было пять или шесть лет, короче, в глубоком детстве. То есть, сколько я себя помню, всегда мечтала о том, чтобы мне ампутировали одну ножку выше колена и я бы ходила на костылях.

Зачем? Боль, страдания, немощь, что в этом привлекательного? Что вообще привлекательного в девушке-инвалиде?

Мы по-разному на это смотрим. Для вас, может быть, девушка с одной стройной ножкой на костылях - это инвалид и немощная калека. Для меня - идеал женственности и красоты . Для вас ходить на костылях - мучение, а для меня - настоящее удовольствие . Да и боли-то, в общем, нет никакой особенной. Я разговаривала с женщинами, у которых ампутирована нога: все в один голос говорили, что ощущения в культе приятные, и даже очень .

См. так же в качестве примера Некоторые аспекты патологической ревности .

Хотя обычно идеи-фикс разделяют от переживаний, связанных с галлюцинациями (т.е. относимому не к собственным мыслям, а как ко внешнему), но мне представляется такое разделение необоснованным потому, что если галлюцинации -не являются следствием изменения метаболизма, химизма нейрон ной сети мозга (понижение порога срабатывания нейрон ов патологическими факторами, приводящее к размыванию границ ранее обособленных образов), то это - результат субъективного придания образам настолько высокой значим ости, что они выходят на уровень осознаваемого и проявляются в виде неожиданно появившихся мыслей или в виде активности ранее изолированного эмоционального контекст а - активному включению появлению другой подличности , специализирующейся для других условий восприятия, или же - модели внешнего, что позволяет общаться с ней как с собеседником.

Такое состояние может стать основой появление сверхзначим ого отношения - идеи-фикс.

Рассмотрим некоторые фрагменты из сборника авторов под ред. проф. М.Ромма и С.Эшер Признание голосов :

В ней приведены сообщения людей, которые слышат голоса, но никогда не обращались за психи атрической помощью, а также истории бывших пациентов, которые слышат голоса, но научились контролировать их настолько, что могут успешно решать повседневные проблемы, трудиться и жить полноценной жизнью. ...Особый интерес для тех, кто страдает от голосов, представляет изложение приемов, позволяющих повысить контроль над голосами и обеспечить нормальный образ жизни.

На вопрос, связано ли первое появление голосов с определенным событием, 70% респондентов ответили, что их голоса появились после травмы или такого волнующего события, как авария (4%), развод или тяжелая утрата (14%), психотерапия (12%), занятие спиритизмом (4%). Остальные (36%) были вызваны болезнями, любовными драмами, переездом на новое место жительства или беременностью.

Мы обнаружили, что все группы слышали голоса как ушами, так и в голове. Все группы могли вести диалог со своими голосами и могли воспринимать голоса как "не-я". Это показывает, что само по себе слышание голосов не может рассматриваться как признак специфического заболевания.

... Психи атрические и психологические теор ии галлюцинаций подчеркивают, что это переживание является частью индивидуума. Голоса – часть личности и в то же время, согласно этой концепции, ego distone (Часть, неприемлемая для личности – Прим. переводчика).

Вера в слышание голосов зависит не только от состояния индивидуума, но и от его культур ы. Разные культур ы по-разному оценивают слышание голосов. Например, в Африке слышание голосов рассматривается как особый дар, а в западных культур ах его рассматривают как психи ческое заболевание.

Люди, которые слышат голоса и научились приспосабливаться к ним, подчеркивают, как важно было для них иметь друга, партнера или родственника, который их слушал, принимал и с кем они чувствовали себя в безопасности. В периоды, когда голоса доминируют, подобное отношение может дать чувство безопасности...

Большинство людей, которые слышат голоса, вначале полагают, что они уникальны. Уже одно это может сделать переживание страшным и неприятным, породить чувство стыда или боязнь сойти с ума.... Почти все слышащие голоса, которые научились приспосабливаться к своим переживаниям, сообщают, что этот процесс способствовал развитию их личности.

Но, несмотря на это и другой добротный фактический материал:

Мы не можем уйти от вывода, что должен быть трансцендентальный порядок, духовный принцип, который созидательно воздействует на материю.... Необходимо осуществить сдвиг в традиционной точке зрения, который помог бы прояснить тот факт, что мы живем в мире, состоящем из взаимопроникающих уровней реальности. Слышание голосов благодаря богатству информации, которую несут некоторые из них, может даже помочь в осуществлении этого сдвига.

Вот такое направление домыслов этого фактического материала возникло у Ингрида Элфериха - автора раздела Метафизическая концепция. Как всегда это порождено отсутствием своевременной и корректной сверки своих выводов с реальным положением вещей. Несколько последующих разделов других авторов порочны тем же. Так что эта книга здесь приводится и как источник фактического анамнеза, и как пример развитой идеи-фикс ее авторов, позволяющих себе делать далеко идущие домыслы из этого первичного материала без какой-то конкретной практической проверки своих выводов.

Итак, в чем суть идеи-фикс?

В наиболее общем виде, упрощенно, механизмы порождения субъективного абсурда, не адекватн ого реальности (поведенческая неадекватн ость - это несоответствие желаемого (предположения) и реального получаемого) можно представить следующим образом.

При появлении в восприятии чего-то настолько нового и важного , что привычно отработанные автоматизмы приостанавливаются (в точности как при работе системы прерывания компьютерной системы) для того, чтобы найти наиболее подходящий вариант реагирования с желательным исходом. Для этого используется как весь опыт в чем-то похожих ситуаций, так и развитые навыки нахождения новых вариантов поведения - творчество (см. Основные механизмы творчества).

Любая новая идея возникает в голове - как предположение, т.е. с образом идеи ассоциирована метка (метка - отклик специализированного распознавателя, связываемый с текущим образом восприятия-действия в данном контекст е восприятия): "это я придумал - как вариант желаемого результата моего поведения " (в конечном счете, любая идея нацелена на нечто желаемое, - деенаправлена). Идея может быть сразу проверена или отложена с некоторым убеждением ее верности или порочности, приданном "логикой" (в данном случае тем, что уже имеет высокий уровень личной уверенности, см. Эвристика). Она обрастает новыми фактами или новыми уверенными субъективными сопоставлениями, подтверждающими или отрицающими ее, и если первых станет намного больше, и контекст текущего восприятия окажется соответствующим, да еще актуальность (важность) высокая, то идея приобретает высокий уровень убежденности в ее истинности при высоком уровне значим ости.

После множества корректирующих ассоциаций (с подтверждением и отрицанием) эти новые отношения перекроют первоначальную метку "это я придумал " так, что от нее практически не останется следа , а останется текущая уверенность в верности или ложности. Причем это - уже коррекция неосознаваемых поведенческих автоматизмов, т.е. то, что сохраняется как наиболее верный личный опыт . Эта убежденность может доходить до полной утраты метки о субъективной природе идеи и она воспринимается на уровне объективного факта, вплоть до совершенно "реальных" галлюцинаций. Это хорошо было показано в книге и фильме "Игры разума" на примере математика, нобелевского лауреата Нэша .

У любой мысли любого человека есть некий уровень уверенности (ассоциация с откликом распознавателя степени уверенности), позволяющий что-то активно совершать, если уверенность достаточна для практического действия и осознаваемый риск негативных последствий прогно зируется как приемлемый для данной ситуации. Личная оценка уверенности может стать очень высокой при постоянном убеждении на практике и подтверждении других людей. Но если уровень такой уверенности становится предельно высоким, то, тем самым, ее уже ничто не может поколебать и заставить в ней усомниться. Это - вера, приводящая при высокой значим ости идеи к ее фиксации на достигнутом уровне автоматизмов поведения, вместе с высокой значим остью делающая идею доминирующей и препятствующая любой ее корректировке. Вера & Сверхважность = И дея-фикс. Вера и сомнения несовместимы (см. Доверие, уверенность, вера , Вера и сумаcшествие , Наблюдение контекст а активного неприятия , Сущность мист ики).

Что способствует формированию идей-фикс?

В самом раннем возрасте, в период доверчивого обучения ( , ) - сведения от авторитетов воспринимаются как истина, не подлежащая сомнению, часто под страхом наказания за неприятие. Все пороки передаваемых таким образом сведений наследуются и если эти сведения затрагивают что-то очень важное для ребенка, то формируется идея-фикс, которая тормозит развитие в этом направлении и останавливает действенность влияния авторитетов даже далеко за периодом детского развития.

У животных в природе передача жизненного опыта от лидеров и родителей непосредственно проверяется на практике, формируя уже личные навыки (знания, в отличие от сведений), что препятствует образованию сверхзначим ой идеи. У людей же часто идеи закрепляются авторитарно безо всякой практической их проверки личностью, просто на основе веры.

Поэтому все, преподаваемое беспрекословно и без непосредственной проверки на практике, способствует появлению идеи-фикс и затруднениям в психи ческом развитии. Таким образом культур но наследуются мифы, суеверия, религиозные представления. Хорошо, если для человека эти догмы окажутся не столь значим ыми, чтобы подсесть на них намертво, - тогда есть шанс вырваться при достаточно потрясающем конфликте Идеи с реальностью.

В последующем периоде раннего развития, когда авторитарные сведения подвергаются сомнению в игровом режиме преступления запретов (см. Стадии психи ческого развития), в той или иной мере эти сомнения в верности сказанного авторитетом (родителем) порождают собственные интенсивные попытки разобраться в заинтересовавшем предмете личного исследования. Сам контекст неприятия авторитетов, характерный для этого периода, препятствует использование предыдущего опыта исследователей этого предмета, даже если известно, что немало людей этим раньше занималось и исследовало явление.

С одной стороны, - неумение разобраться и понять доступные результаты исследований, что воспринимается как вообще их отсутствие, и, с другой стороны, - тенденция не верить даже если что-то было сказано очень авторитетно, оставляет один путь - самостоятельного исследования с самого начала, дающие самобытные, т.е. очень индивидуальные результаты.

Отсутствие навыков корректной проверки своих выводов делает склонным доверять первому, что покажется верным в ходе субъективных сопоставлений. Отсеивать иллюзии, возможные ошибки опыта и ошибки интерпретации результатов человек тоже пока еще не умеет.

Не дойдя до уровня понимания даже основ какой-то предметной области исследования, развитых предшественниками, а, тем более, не имея адекватн ого понимания методолог ии исследования вообще, невозможно судить и о тех выводах, которые сделали ученые в этой предметной области. Человеку кажется, что он понимает в этом больше других, а другие, конечно же ошибаются (см. Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию).

Интересно, что безусловная вера в одни авторитеты, зависящая от личной желательности (привлекательности, заманчивости идеи авторитета), как реликт периода доверчивого обучения, может безо всяких препятствий сочетаться с неверием в другие авторитеты, характерным для более позднего периода попирания авторитетов.

В условиях недостаточности навыков адекватн ых методов исследования и навыков корректных выводов, при достаточно высокой увлеченности предметом, неизбежно формируется любимая идея - идея-фикс .

В отличие от идей, развитый в соответствии с адекватн ой методолог ией познания, сугубо субъективно продуцированные идеи стоит называть домыслами. О порочности таких субъективных построений без сверки выводов с реальностью - были статьи: Эвристика , О философии .

Еще одним фактором, способствующим формированию убеждений предельно высокой значим ости, является внушающее воздействие (см. Гипнотические состояния), основанное на искусственным манипулированием системой значим ости личности вопреки механизмам личной оценки для формирования адекватн ого адаптивн ого поведения.

В книге C. А. Зелинского Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс (скачать):

С помощью средств массовой коммуникации (с их расширенным арсеналом приемов и способов подобного воздействия) удается задействовать значительный по масштабам охват аудитории. Воздействие на массовое психи ческое сознание оказывается в итоге самым результативным фактором управления массами.

Эмоциональное нагнетание необходимо как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову.

Привычки и желания российских потребителей информации в настоящее время являются объектами пристального изучения, затем через подконтрольные государству СМИ населению внедряются необходимые «знания» - психологические установки, социальные стереотипы, политические симпатии/антипатии.

При наличии информации по какому-либо вопросу первая же информация, которая освещает данный вопрос, будет весьма позитивно

воспринята массами.

Чем искреннее это будут преподносить манипуляторы - тем действительно легче поверить. И верят. Большинство жителей нашей страны верит любой информации из официальных источников.

И еще на тему массовых внушений и индивидуальных сверценных идей. Из темы блога: Сегодня в Техасе чувак сел в самолет и протаранил здание IRS перевод записки Joe Stack - блоггер novosibiryak :

Я прочитал однажды определение безумия, что это есть повторение одного и того же процесса, в ожидании того, что результат будет другим. Наконец-то я готов остановить это безумие.

Итак, в самом общем плане формированию идеи-фикс способствует вера без сомнений и, соответственно, без попыток проверить реальность идеи при очень высокой важности идеи для личности .

Увлеченность чем-то (доминирующая идея) может или приводить к продуктивному и адекватн ому реальности творчеству или же - к деструктивной идее-фикс (см. Сверхценные идеи). Вся разница в том, насколько важна, любима и оберегаема от сомнений идея и еще в том, насколько адекватн ы навыки творчества: навыки методов исследования и корректности обобщений. Причем, первое всегда приводит к идее-фикс (даже среди очень продвинутых исследователей), а второе лишь дает возможность появления обманчивой уверенности.

Есть множество более вторичных условий возникновения идеи-фикс, определяемых индивидуальными особенностями.

В статье Расстройства мышлени я :

В ряде случает у больных, находящихся в маниакальном состоянии, можно наблюдать ускоренное мышлени е, которое характеризуется часто сменой представлений, понятий, идей, многословием в сочетании с повышенной отвлекаемостью внимания. Мышлени е у таких больных быстрое, но поверхностное. При обстоятельном мышлени и, сопровождающемся тугоподвижностью, инертностью мыслительного процесса, обнаруживается вязкость, застревание на мелочах, невозможность выделения главного из второстепенного.

У больных шизофренией мышлени е может быть логично по форме, но по содержанию оно банальное, пустое и сводится к бесплодному мудрствованию. Это так называемое резонерство. Больной может рассуждать следующим образом: "Курица пьет воду, подымая клюв кверху. Отсутствие глотаний требует этого движения. Оно имеет преимущество в том, что курица посматривает периодически по сторонам, нет ли где опасности. Лошадь же, имея мощную мускулатуру пищевода, прекрасно успевает напиться, держа постоянно голову вниз. При резонерствующем мышлени и часто наблюдается симптом "монолога" - больной длительное время рассуждает на второстепенные темы, не пытаясь установить контакт с собеседником.

Нередко встречается так называемое символическое мышлени е, при котором больные в разговоре общепринятые конкретные предметы, символы, метафоры, иносказания подменяют другими, произвольн ыми предметами, словами, выражениями, знаками. В результате явления и предметы окружающего мира приобретают совершенно иное значение. Например, больной, заметив на столе две вилки, случайно скрещенными, утверждает, что для него это означает смерть, одинокий камень на берегу речки означает одиночество, иссохшее дерево - жизнь, сломанный цветок, гром, молнии - крах жизни.

При патологической склонности больных к уединению, замкнутости часто наблюдается так называемое аутистическое мышлени е. Такое мышлени е оторвано от внешнего мира и загружено болезненными мечтаниями. Аутистическое мышлени е характерно для больных шизофренией, шизоидных психопатов.

При изучении расстройств мышлени я по содержанию из клинической картины больных выделяют бредовые, навязчивые, сверхценные и доминирующие идеи, бредоподобные фантазии.

Навязчивые состояния обычно наблюдаются у людей с тревожно-мнительным характером, при психастении, неврозах, шизофрении.

Сверхценные идеи проявляются в виде эмоционально ярко окрашенных мыслей, которым больной придает особенно важное значение. Объективно же эти мысли не столь важны. Например, больной считает, что его несправедливо уволили с работы, и эта мысль овладевает всем его сознанием.

В отличие от навязчивых состояний сверхценные идеи не сопровождаются тягостным чувством, желанием избавиться от них. Больной со сверхценными идеями глубоко убежден в своей правоте и стремится ее доказать. В отличие от бреда сверхценные идеи имеют реальную основу. Путем убеждения больного или изменения ситуации их удается ослабить или вообще устранить. Сверхценные идеи встречаются при паранойяльном синдроме.

Доминирующие идеи можно наблюдать и у здоровых людей, когда они усиленно к чему-то стремятся, сосредоточены только на достижении цели, отдают этому большую часть своей жизни и совершенно критически относятся к своим поступкам .

Каждый человек обладает своими сверхценными идеями: для кого-то важен порядок на рабочем столе, а кто-то слишком болезненно реагирует на шутки со стороны друзей и начинает подозревать их в неискренности или агрессии. Все - яд, дело только в дозе; все люди имеют свои сверхценные идеи, но не все умеют с ними жить.

Сверхценные идеи возникают тогда, когда человек начинает погружаться в переживания такого рода.

Сверхценные идеи, возникают вследствие сильных чувств, переживаний и эмоциональных потрясений: чувства обиды, слепой любви и ревности, или вследствие непризнания и борьбы. Также может возникать неадекватн ое поведение, на фоне интенсивных психи ческих переживаний и в силу большой эмоциональной заряженности.

Следует определить понятие «сверхценная идея» - глубокое убеждение или чувство, которое человек ценит , которым он дорожит сильно и безоценочно, стремится подтверждать и развивать свою идею.

Яркая отличительная черта, отличающая сверхценные идеи от бреда или синдрома навязчивых состояний - парадоксальная логичность. Личность, несущая в себе сверхценную идею справедливости, например, становится чрезвычайно осторожной в изложении своих мыслей и постоянно прислушивается к информации, которая поступает. Общаясь, находит, что в самом сообщении или интонации собеседника была неискренность или еще хуже обман, оскорбление или упрек. Важно то, что личность находит вполне рациональные аргументы неправоты собеседника и часто может заставить его чувствовать себя виноватым. Лишь после многократного повторения таких ситуаций присутствие сверхценной идеи становится очевидно для людей, окружающих такого человека.

На начальных стадиях формирования сверхценных идей, путем веских логических доводов, нередко с большим трудом, все же удается убедить субъекта в ошибочности его суждения. Однако, после того, как идея поглощает личность, чужие доводы могут быть только ошибочными.

Сверхценные идеи - это искусственно созданная реальность с множеством лабиринтов.

В статье Сверхценные психопатологические увлечения :

В отличие от психологических при психопатологических сверхценных увлечениях источником повышенного интереса и пристрастного отношения становятся нетрадиционные для большинства людей предметы, явления или сферы деятельности. Например, это может проявляться коллекционированием собственных «козявок» или обстриженных ногтей, выделений из юношеских угрей, увлечением в виде записывания номеров проезжающих машин или подсчитывания количества окон в домах.

Синдром «философической интоксикации» встречается, как правило, у подростков при шизофрении. В качестве своеобразного увлечения выступает повышенный интерес к философской, теософской и психологической литературе с настоятельной потребностью анализировать происходящие вокруг индивида события, а также собственный внутренний мир.

Сверхценные психопатологические увлечения могут носить характер доминирующих (сверхценных) или бредовых идей, таких, к примеру, как: идеи высокого происхождения, чужих родителей, эротического отношения, реформаторства и изобретательства, которые способны существенно изменять поведение человека.

Результаты собственного статистического исследования, которые продолжают накапливаться на сайте Fornit, отражены в статье Невыразимое очарование сокровенного , описывающий особенности периода активного познания. Сводная таблица, данные которой автоматически обсчитываются на момент загрузки статьи, показывает очень яркую корреля цию некоторых причин того, что условно разделяет людей на мист иков и реалистов:

Так же видно разительное различие по таким характеристикам как глупость, наивность, ум, категоричность, конструктивность мышлени я. В то время как жизненный опыт (приобретаемые навыки, обеспечивающие успешность адаптации к текущим условиям существования) не отличается значительно.

Учитывая, что эволюция культур ы общества не успевает за прогрессом исследования предметных областей науки, всего того, что достижения науки и техники означают для культур ы , а этот разрыв все более углубляется, понятно почему так много людей вынуждено довольствоваться верой, прислушиваясь к тем, кто интерпретирует достижения науки (часто в пользу далеко не научных идей) вместо собственного процесса исследования и понимания. Всякий раз когда эта вера затрагивает что-то очень важное для данного человека, формируется доминирующая идея, которая в отличие от нормального творчества, верой фиксируется на одном уровне, т.е. становится идеей-фикс.

Противодействием этому процессу может быть усиление коммуникабельности, особенно техническими средствами (см. Общество будущего).

Кроме этого, есть множество исследователей, погрязших в особенностях периода попрания авторитетов, которые очень склонны полюбить свою идею исследования, начинают верить в нее, подгонять все под нее, и тогда так же неизбежно возникает идея-фикс.

В этом случае противодействием является правильное воспитание в раннем периоде с формированием адекватн ой базовой системы мировоззре ния .

Чтобы избавиться от идеи-фикс, нужно пережить настолько сильное потрясение, которое превысит значим ость, закрепившуюся за идеей. Это всегда приводит к сильнейшему личному стрессу критической переадаптации представлений и всех поведенческих стереотипов с ней связанных. То, что раньше составляло суть человека во всех его неосознаваемых реакциях, его предпочтения и мотивации - умирает, оставляя ужасающую пустоту и неизвестность. Не каждый способен пережить такое в случаях, когда идея укоренилась давно и составляет практически всю сущность человека, ведь это ничем не отличается от того, чтобы начать жить заново.

Учитывая, что идея-фикс, занявшая почти всю ментальность человека, останавливает его психи ческое развитие на этапе ее возникновения, а то, что не используется "отмирает", то многие просто физиологически оказываются не способны продолжить путь развития от этой долгой остановки. Они могут так и застрять на этапе доверчивого обучения или более позднем. ии.

Психология человека слишком причудливо и сложно устроена для того, чтобы никогда не давать сбоев. Иногда он становится носителем навязчивых мыслей, избавиться от которых невероятно сложно. Специалисты называют их не иначе, как идея фикс – преобладание одного суждения над всеми другими в сочетании с искажением объективной реальности.

Идея фикс - что это значит?

Самое живучее и опасное нарушение – одержимость. Ее невозможно прогнать из головы никакими тренингами или беседами с психологом. Идея фикс, или идефикс может именоваться как сверхценная или навязчивая идея. Этот термин означает проявление механизма формирования важного для личности убеждения в чем-то настолько высокого уровня, что все противостоящее ей активно отрицается, даже если оно очевидно. Она крутится в голове и затмевает все остальные мысли, акцентируя внимание лишь на объекте одержимости.

Таковым может быть:

  • достижение какой-либо цели в карьере;
  • приобретение определенной ценности – материальной или духовной;
  • внимание любимого человека, не отвечающего взаимностью;
  • подавление одного из свойств характера или внешности.

Сверхценные идеи - виды

Навязчивым суждениям удается получить контроль над остальными мыслями и переживаниями. Они сопровождаются повышенной тревожностью, мнительностью, нервозностью. Сверхценная идея - это не только идея фикс, но и любое параноидальное или чрезмерно аффективно насыщенное суждение. Преданность ей заставляет личность пренебречь всем остальными – бытовыми интересами и общением с близкими людьми. Психологи считают многообразными сверхценные идеи - их виды можно условно разделить на следующие:

  • идеи ревности;
  • ипохондрические представления о мнимой болезни;
  • кверулянтское стремление постоянно бороться за нарушенные права;
  • фанатичные мании;
  • одержимость созданием революционного изобретения;
  • переоценка собственного таланта.

Сверхценные идеи ревности

То, что именуется маниакальным синдромом собственничества, не имеет обоснования и редко подтверждается реальными фактами. Бред ревности как идефикс возникает не по вине объекта, а по причине психического или депрессивного расстройства у его носителя. Он может быть симптомом шизофрении или клинических приступов агрессии, но всегда сопровождается гормональными нарушениями или повышенной половой конституцией. Ему характерны основные признаки, среди которых:

  • подозрение в измене как идея фикс;
  • обвинения в категорической форме;
  • повышенная говорливость;
  • нежелание признавать наличие повышенной ревности;
  • нелогичное мышление с ложной системой доказательств.

Бред величия

Если идеи ревности сужают круг интересов человека, то мания величия расширяет его. Мегаломанный бред словно раздвигает границы личности, преувеличивая ее восприятие богатства, умственных и физических способностей, популярности, внешней привлекательности или влиятельности. Сверхценная идея величия концентрирует человека на его исключительной полезности для общества. Его поступки, разговоры и мечты направляются на доказательство существования этой неповторимости. Когда во главу угла ставится своя личность, идефикс – это проявляется симптомами:

  • энергичность и повышенная активность;
  • отсутствие чувства усталости;
  • быстрые смены настроения;
  • невероятно ;
  • болезненное восприятие критики;
  • попытки нейтрализации всех оппонентов.

Бред преследования

Один из самых распространенных человеческих страхов – боязнь оказаться жертвой. Персекуторный бред или мания преследования – ничем не оправданное убеждение в преследовании с целью нанести вред, доставить моральное унижение или похитить. Маниакальная идея вызывает самоизоляцию, приступы истерики, недоверчивость. Больной постоянно уходит от воображаемой слежки: пересаживается с одного вида транспорта на другой, часто меняет место работы и никого не приглашает в гости. Бред преследования сопровождает ряд заболеваний:

  • параноидная шизофрения;
  • параноидный синдром;
  • старческий склероз;
  • реактивная и алкогольная паранойя.

Бред самоуничтожения

Часть людей, склонных к одержимым состояниям, не придают собственной личности повышенную значимость, как при мании таланта или преследования, а уничижают ее. В этом случае идея фикс – это депрессивный бред клинического больного, убежденного в весомости незначительных ошибок, греховности всех убеждений или стремлений. Больной бредом самоуничтожения уверен, что:

  1. Он все и всегда делает не так . Сначала он производит впечатление банального неудачника, а потом становится ясно, что он слишком зацикливается на огрехах и не может переступить через них, чтобы двигаться по жизни дальше.
  2. Своими действиями он наносит непоправимый вред . Он верит в виновность перед государством, семьей и коллегами, поэтому отдаляется от них, становится скрытным.
  3. Он должен понести наказание в виде смерти . Это самое жизнеопасный, но самый характерный признак бреда самоуничтожения. Нарушение психики ведет к суицидальным мыслям, а затем и к попыткам свести счеты с жизнью.

Сверхценные идеи - психиатрия

Психология подтверждает, что грань между однонаправленностью и зацикленностью грань настолько тонка, что большинство людей даже не способны самостоятельно определить у себя первые симптомы заболевания. Зацикленный на идее фикс человек начинает вредить себе и окружающим, когда мысль застревает в сознании и превращается в «мыслительную жвачку». Справиться с этим состоянием можно такими методами:

  1. Подбор успокоительных препаратов . С этим заболеванием не справиться разговорами с психологами, зато взять под контроль проблему могут антидепрессанты и релаксанты.
  2. Упражнения по самоконтролю . Йога и дыхательные техники учат обретению контроля над разумом в короткие сроки, что пригодиться при сильных приступах навязчивых мыслей.
  3. Трудотерапия . Интенсивная рабочая деятельность, увлечение любимым делом отвлекают от негатива и улучшают сон, вытесняя фактор свободного времени на осмысление сверхценного бреда.

Группа Ideя Fix образована летом 2006 г. в городе Самара. Точнее, просто переименована из-за смены стиля, подхода к музыке и к ее подаче зрителю. Этому способствовал приход нового человека - молодого и весьма интересного барабанщика, который явился свежим глотком воздуха.Свежие идеи, а также альтернативный подход к музыке дал о себе знать, и Idея Fix смогла поймать свою «волну». Необычные музыкальные размеры, пронизывающая мелодичность - вот основные черты группы.

В 2009 году вышел макси сингл «Вселенная внутри,внутри тебя и меня всего лишь вселенная».
Так же был снят одноимённый клип.Но данная работа была обречена на провал,просто пластинка прозвучала не в той аудитории,она была более радийной

В 2010 году во время осеннего тура группа была на грани распада. До тура покинул и занялся сольным проектом басист А.Меунаргия, а во время тура ушёл и барабанщик А.Ерусланкин. Благодаря Н.Стравинскому(гитара -вокал гр.Фея Драже),который заменил басиста на время тура, а потом и барабанщика,Ideя Fix откатала тур весьма успешно в поддержку «зомби» альбома «Последняя неделя декабря», релиз которого состоялся в ноябре 2010.
В общем альбом прошел на ура, как среди слушателей так и критиков. Вот одна из резензий

1. Начало

9 ноября сего года Самарская альт.рок группа IdeЯ Fix выложила в сеть своё новое творение - концептуальный альбом «Последняя неделя декабря». По задумке группы альбом содержит всего 7 треков общей продолжительностью в 25 минут. После жалкого уродца, сингла «Наедине с самим собой», что мог понравиться лишь девочкам с 11 до 14 лет без музыкального слуха, «Последняя неделя декабря» - огромный шаг вперёд.

Группа никогда не славилась интересным и/или оригинальным подходом к оформлению фронтлиста, но здесь обложка блещет и тем, и другим. Парень с девушкой, противостоящие заражённым (не)людям. Но это не та жесткость, что можно увидеть на обложках каждой 2ой брутал дэт группы: здесь всё как-то добрее, мягче, даже с долей иронии.

Оформление - 8/10

3. Забывая прошлое, перечёркивая настоящее

Чистый вокал Антона Сёмина как всегда прекрасен. И это неспроста: с детства посещая преподавателя вокала, Антон добился невероятных результатов, став одним из лучших (если не лучшим) вокалистом на русской альтернативной сцене. Впрочем, скрим похвалить нельзя ни разу. Это больше похоже на крик охрипшего 40летнего мужлана, выкуривающего каждый день с 6 лет по 2-3 пачки сигарет в день. К счастью, его на этом альбоме не больше, чем на предыдущем. В большинстве случаев он задвигается на задний план, что является правильным решением.

Вокал - 8/10

4. Мы никогда не верим в то, что происходит всегда

Как бы этого не хотелось, вышеназванный сингл повлиял на звучание 2го полноформатника - саунд стал мягче, даже ближе к эмо року. Но кто сказал, что это плохо? Треки 2, 4 и 5 - довольно неплохой альт/эмо рок, а вот остальные 4 песни стоит рассмотреть поближе. Итак, по порядку:
1 - отличное интро. Группа наконец-то научилась писать вступления, которые не хочется быстрей пропустить. Это интро по настоящему интересно слушать.
3 - песня с интересным построением. По началу ничего необычного, но после 1ого припева идёт великолепный проигрыш с цепляющим текстом и красивой печальной музыкой. И конец, идентичный началу.
6 - главная вещь альбома. Меланхоличная музыка, моментально вгоняющая в грусть, электронный проигрыш в середине песни, чуть-чуть разряжающий обстановку, и, опять же, печальный конец…
7 - …после которого эта акустическая песня, как бальзам на душу. Минимум слов - максимум настроения, немного печального, но больше всё-таки позитивного, и атмосферная вставочка, заканчивающаяся боем колоколов - здравствуй, Новый год и прощание с альбомом.
Кстати, эти вставочки, большинство из которых - вырезки из репортажа псевдо-новостей, являются неплохой задумкой (хоть и приедаются после нескольких прослушиваний), к тому же намечаются съёмки мини-фильма по альбому.

Музыка - 7.5/10

5. Заражение

Тексты песен по-прежнему в большинстве своём о любви и всём сопутствующем ей. Опять же хотелось выделить треки 3 и 6. 3- история матери, бросившей в детстве сына, желающей в будущем вернуть его. Оригинальная история, качественный текст. 6 - здесь я, пожалуй, промолчу. Стоит самому услышать.

Тексты - 7/10

6. 160 ударов в минуту

Качество записи на приличном уровне. Все инструменты чётко прослушиваются, в том числе и бас, который в половине песен играет немаловажную роль.

Качество записи - 7/10

В итоге получаем интересный альбом хорошей русской группы. И единственным серьёзным недостатком остаётся малая продолжительность. Поклонники группы останутся довольны.

Итоговая оценка - 7.5/10

http://altwall.net

В данный момент состав обновился.На басу С.Рпин (Фея Драже) и молодой перспективный барабанщик Н.Шлыков… В данный момент команда завершает затянувшуюся работу над клипом на песню «ЗАРАЖЕНИЕ», релиз которого должен состоятся в конце апреля начале мая. Летом IDEЯ FIX собирается записать 3 по счёту лонг плэй который по не проверенным данным будет называться «Умягчених злых сердец». Осенью ребята поедут в тур.

Официальное сообщество http://vkontakte.ru/club633364

— Заходи, — Настя открыла пошире дверь и пропустила меня внутрь, — Как хорошо, что ты пришла, сейчас ты меня и покрасишь.

— Зачем? – Я вопросительно уставилась на Настю.

Мне кажется, у каждого нормального человека этот вопрос возник бы сразу, если бы он увидел Настю.

У нее были шикарнейшие каштановые волосы. Густой волной они спускались на плечи. Такие волосы совершенно невозможно было портить никакой краской. Это была бы величайшая ошибка. Но для Насти это была уже идея фикс.

Я замотала головой:

— Не буду я тебя красить. Ты что…

Настя умоляюще сложила руки у груди:

— Пожалуйста. Понимаешь, весна ведь. Хочется чего-то такого….нового. И знаешь, — Она повернулась ко мне и подняла руками волосы, — Вот это самое простое, что я могу сделать.

В эту минуту в комнату вошла дочка Насти Лиза.

— Здравствуйте. Слышали, у мамы новый каприз – рыжие волосы. Это ее, так сказать, идея фикс на сегодняшний день. Будете ее красить?

Я помотала головой: ни за что.

Но Настя нас не слушала. Она крутилась перед зеркалом и уже любовалась собой рыжеволосой.

Что же это за идея такая, которая сводит людей с ума. Казалось, совершенно адекватных людей.

Давайте разберемся. Может и для этой идеи имеется какое-то противоядие.

Во французском языке есть такое словосочетание «idee fixe». Это медицинский термин. Правда, уже немного устаревший. И обозначает он зацикленность человека на чем-либо. Какая-то идея полностью овладевает всеми его мыслями и руководит дальнейшими его поступками.

То, что человек ставит перед собой какую-то цель и старается ее добиться – это, наверное, здорово. Мы не все умеем это делать.

Но не надо, чтобы эта идея руководила нашей жизнью. Надо стараться самим оставаться творцом жизни используя для этого какие-то идеи.

Вот как то так. Не зря это словосочетание стало медицинским названием.

— Смотри, я даже уже рыжий парик меряла. Так необычно, — Настя крутилась перед зеркалом, пытаясь меня все-таки уговорить на кардинальное изменение ее внешности.

Мама сошла с ума, — тихо прошептала мне Лиза, — Папа ее точно убьет.

Лиза откусила яблоко и стала жевать, скептически глядя на суету своей матери.

— Настя, ты что влюбилась? – слова как-то сами собой вырвались у меня.

В комнате мгновенно наступила тишина. Настя перестала говорить, Лиза перестала жевать, даже шум за окном стих, прислушиваясь к ответу.

— Ты что? – У Насти весело заблестели глаза, — В кого?

Мы подозрительно наблюдали за ее метаморфозами.

— Да ну вас к черту, — Она обиженно уселась за стол и придвинула к себе чашку, — На корню загубили хорошую идею.

Она снова посмотрела на нас, потому что мы все так же молчали.

Потом виновато улыбнулась:

— Или идея была так себе?

Мы немного оттаяли, Лиза даже еще раз откусила кусочек яблока. Но молчали все так же.

Настя непонимающе наблюдала за нами:

— Или совсем никчемная идея?

Я улыбнулась, Лиза с наслаждением еще раз откусила яблоко, стало слышно крики детей за окном.

Ура, мы нашли противоядие идее фикс. Если бы и в медицине было все так просто.

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх