Аффективно-респираторные приступы у ребенка: причины и лечение. Аффективно-респираторный синдром

Дети – цветы жизни. И каждый родитель готов дать своему ребенку максимум из того, что имеет сам, чтобы эта самая жизнь не была омрачена болезнями и другими негативными эмоциями. Но случается так, что дети все-таки болеют. Особенно это страшно, когда болезнь добирается до новорожденного или грудного ребенка, который не может сам сказать, что же у него болит. И это чувство бессилия, которое настигает в этот момент родителя, не пожелаешь испытать никому! Но предупрежден, значит вооружен! И сегодня мы разберемся, что же собой представляют аффективно-респираторные приступы у детей и что делать, если это случилось с вашим ребенком.

Что из себя представляют АРП?

Аффективно-респираторные приступы (АРП) — это эпизодичное появление апноэ у детей, которые сопровождаются потерей сознания и иногда судорогами. По МКБ-10 данное состояние классифицируется в статье R06 «Аномальное дыхание». Однако, разбираясь в этом определении, стоит все-таки пояснить и что такое апноэ.

Причины возникновения и помощь при апноэ

Апноэ – это фактическая остановка дыхательных движений более двадцати секунд. При его возникновении у новорожденных появляется бледность кожи, снижение тонуса мышц, вялость и брадикардия. Однако, если имеют место быть именно такие симптомы, то ребенок срочно нуждается в реанимационной помощи!

Так же встречаются случаи, под названием «ложное апноэ», когда у человека перехватывает дыхание при сильном раздражении кожных покровов, например, при резком погружении тела в холодную воду. В этом случае угроз для жизни нет. Но существует отдельный подвид данного заболевания, именуемый «апноэ во сне» и он особенно опасен для новорожденных. Для такого явления характерна остановка дыхания ребенка во сне более чем на 10-20 секунд. Иногда задержка дыхания может составлять до 60% от общего времени сна и на выходе из этого состояния, утром, человек чувствует себя сонным, усталым. Снижается его работоспособность и интеллект. Такие проявления апноэ во сне у детей могут вызвать необратимые последствия – замедление развития, а в тяжелых случаях и летальный исход.

Поэтому, опознав синдром остановки дыхания у грудничка, родителям стоит сразу насторожиться и понять, что вызывает затруднения.

Апноэ во сне у новорожденных может быть следствием:

  • родовой травмы;
  • нарушения анатомии носа (смещением носовой перегородки, врожденные изменения и тд);
  • ожирения;
  • гипертрофии миндалин;
  • отека носоглотки (при воспалении или аллергии).

Данное заболевание отмечается у детей в любом возрасте, но чаще всего проявляется оно с двух до восьми месяцев. Если ваш ребенок постоянно утомлен или наоборот ведет себя беспокойно, прерывисто и часто дышит, некрепко спит, храпит или его грудь вдруг перестает вздыматься при дыхании, срочно обратитесь к врачу! Возможно это проявление случая апноэ во сне.

Если вы заметили у своего ребенка задержку дыхания более, чем на 10 секунд, срочно действуйте! Первым делом вызовите скорую помощь и пока она едет, принимайтесь за дело.

В первую очередь заставьте ребенка проснуться. Затем сделайте ему массаж рук, ступней и мочек ушей, это поможет восстановить нормальный кровоток и быстрее насытит мозг кислородом. Следом за этим запрокиньте голову ребенка и открыв его рот, убедитесь, что в дыхательных путях нет инородных предметов. Если ребенок все еще не дышит, аккуратно обхватите губами рот и нос ребенка и сделайте пять-шесть плавных выдохов. Будьте осторожны, ведь легкие младенца очень невелики и при резких выдохах вы можете их повредить. Параллельно с выдохами нужно делать массаж сердца.

И самое главное – не паникуйте. В данной ситуации от ваших действий зависит здоровье и жизнь вашего ребенка.

Симптомы аффективно-респираторных приступов

И если апноэ, это симптом заболевания, и довольно редкого, то аффективно-респираторные приступы не редкость и, зачастую, диагностируются у 25% детей при проявлении очень сильных эмоций. При аффективно-респираторном приступе, младенец, заходящийся в сильном плаче, может резко посинеть и перестать дышать. Длится такой приступ недолго, однако, это и есть основной симптом аффективно-респираторного приступа.

Возникают аффективно-респираторные приступы рефлекторно, но, если они учащаются, необходимо обратиться к неврологу и психологу, ведь АРП у новорожденных проявляются в связи с сильными отрицательными эмоциями, которые вызывают спазм мышц гортани. А найти причины и справиться с такими последствиями этих эмоций помогут только врачи.

Так же, у детей может возникать предрасположенность к возникновению АРП из-за дефицита кальция, который может вызывать спазмы в гортани, или если ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью. Врачами же доказана прямая связь между такими приступами и наследственностью. Так что, если ваши мамы и папы когда-то говорили вам, что вы задыхались во сне или у вас диагностировали АРП, помните, ваш ребенок в группе риска и потому будьте внимательнее к любым проявлениям задержки, особенно ночного дыхания.

АРП или синдром задержки дыхания может возникать от 1 раза в год, до нескольких раз в день. Чаще всего отмечены приступы, которые случаются ежемесячно или еженедельно на втором году жизни ребенка. Этот синдром происходит во время сильного надрывного плача. В какой-то момент ребенок просто перестает дышать, замерев с открытым ртом и посиневшими губами. Дальше он просто сползает на пол, обмякнув. Обычно такой приступ не занимает больше 30-60 секунд, но когда родитель наблюдает такое у своего ребенка, эти секунды превращаются в вечность!

Различаются «бледные» и «синие» приступы синдрома внезапной задержки дыхания. Во время бледных приступов ребенок резко белеет, пульс его замедляется, и он теряет сознание. Спровоцировать такие приступы может внезапная реакция на боль (падение или укол).

При синих приступах появляется синюшная окраска кожных покровов. Такие приступы случаются чаще всего от гнева и негативных эмоций, когда ребенок делает слишком резкий выдох и в результате этого возникает спазм гортани, при котором резко перекрывается поступление кислорода. Чаще всего в такой ситуации возникает потеря сознания, ребенок может обмякнуть или же наоборот, выгнуться дугой.

Несмотря на то, что синдром задержки дыхания проходит после 3 лет, необходима консультация опытного невролога. Такой врач должен сразу определить, не являются ли симптомы, описанные выше, симптомами другого заболевания, например, сердечной недостаточности или эпилепсии. А квалифицированный психолог поможет прояснить причины, от чего ребенок испытывает наибольший стресс, который так же может провоцировать АРП.

Лечение синдрома задержки дыхания у детей

Специальное медикаментозное лечение при АРП не назначается. Приступы сами собой проходят к 3-4 годам. Но вы можете помочь своему ребенку пережить приступ и избежать его появления в дальнейшем.

Итак, что делать, если у вашего ребенка АРП?

  1. Не паникуйте и обнимите ребенка. Ваша близость успокоит малыша.
  2. Помогите ребенку восстановить дыхание. Помассируйте мочки ушей, похлопайте по щекам, оботрите лицо влажной салфеткой.
  3. Не мешкайте. Приступ в начале легче купировать.
  4. Только вы лучше всего знаете вашего ребенка. Возможно, чтобы он успокоился и пришел в себя, нужно просто оставить его в покое.
  5. Чтобы не прививать ребенку беспричинные страхи, старайтесь не акцентировать внимание на произошедшем и отвлеките малыша.

Помните, аффективно-респираторные приступы не так опасны, как кажется на первый взгляд. В отличии от апноэ. Здесь вам нужно быть очень внимательными и с помощью квалифицированного невролога сразу определить характер задержки дыхания, особенно ночного. И если врач поставит вам диагноз «апноэ» или «апноэ во сне», в таком случае ребенку назначается лечение.

В случаях, когда у ребенка уже зафиксирован случай ночного апноэ, нужно провести тщательное обследование в стационаре. Так же, можно установить специальные датчики дыхания, которые родители могут установить в кроватке новорожденного. Они подают сигнал родителям, если дыхание ребенка останавливается.

Лечение тяжелого течения апноэ во сне возможно с использованием маски для дыхания с положительным давлением и лекарственных препаратов.

Если вы столкнулись с АРП или приступами апноэ во сне у своего ребенка, помните, что, в первую очередь, вам нужно держать себя в руках, как родителю. Сохраняйте здравый ум, чтобы не провоцировать у себя развитие неврозов и не нервировать своими переживаниями малыша. Ребенок все чувствует.

Помните, в дыхании ребенка до года допускаются паузы менее десяти секунд и это совершенно нормально. Не накручивайте себя по пустякам и уделите внимание профилактике этих приступов. Тогда вам не придется их лечить.

Профилактика аффективно-респираторных приступов у детей

Стараясь оградить своего ребенка и себя от повторения АРП, многие родители выбирают моделью своего поведения потакание любому капризу своего ребенка, только бы он не нервничал. Это в корне неверно и так вы делаете своему чаду только хуже, так как чужие люди вряд ли будут лояльны к его капризам. А привыкший к вседозволенности ребенок, будет ждать такого же отношения и от других и не получать этого. Такие ситуации наоборот провоцируют гнев и нервный стресс ребенка и могут вызвать нарушение дыхания.

Чтобы избежать появления или повторения таких расстройств, создайте дома спокойную и дружественную обстановку, в которой ребенок не будет спровоцирован на истерические реакции.

Старайтесь не кричать и не ругаться как на ребенка, так и при нем. Помните, дети не рождаются истеричками. Такое поведение – результат воспитания родителей. Ведь именно мы, стараясь оградить своё чадо от жестокости внешнего мира, в первые месяцы жизни потакаем всем его желаниям, не выстраивая никакой модели поведения и запретов. А когда ребенок подрастает и его начинают «учить уму разуму», он не понимает почему вчера было можно, а сейчас нельзя. Это и провоцирует приступы.

Гиперопека не дает нашим детям ничего кроме неверного представления о внешнем мире. Любите своих детей и позвольте им познать эту жизнь под вашим чутким руководством, даже если для этого им нужно набить пару шишек. И в будущем они скажут вам только «спасибо».

Вчера я едва не поседела. Это было ужасно. Ярушка нашел пульт от телевизора и потянул его в рот, я этот пульт изъяла, чем видимо безумно огорчила ребенка… он тут же зашелся плачем, мы с мужем даже не успели ничего предпринять (обычно малыш не ведет себя таким образом, может конечно покапризничать, но не так) и буквально в пару секунд плач пропал, рот открыт, ребенок на глазах начал синеть. Боже, это был просто кошмар. Я начала трясти его, муж выхватил у меня из рук переверернул вниз лицом, начал стучать по спине (как это делают, когда ребенок поперхнулся).Я побежала к телефону набирать 03. Кстати, там чудесным образом оказалось «занято»… и услышала один короткий кашель… вбегаю в комнату, там тишина, муж стоит ко мне спиной, на руках совершенно обмякший ребенок, я вижу как ручки и ножки свисают совершенно безвольно, голова ЧЕРНИЛЬНОГО цвета… тишина. я начинаю выть. Боже никому этого не пожелаю! Муж бросается к окну распахивает его настеж и с Ярушкой на руках по пояс туда высовывается. Я кричу «Живой??!!!», муж не отвечает, сам в безумном шоке… вижу что личико бледнеет, синева отступает.

Так мы первый раз столкнулись с Респираторно-аффективном приступом..

Во вторник пойдем к неврологу. Вот нашла хорошую статью у Комаровского. Может кому пригодится.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания


У детей раннего возраста явление аффективно респираторных приступов не является такой уж редкостью. АРП – это внезапно проявляющиеся остановки дыхания, иными словами, апноэ. Но если у взрослых людей апноэ проявляется в основном по ночам и имеет под собой совершенно другие причины, то у детей задержки дыхания могут происходить на фоне каких-либо эмоций.

Например, многие мамы, наверное, замечали, что если ребенок сильно кричит и плачет, иногда он непроизвольно может задерживать дыхание. То же самое касается и испытанного страха, пережитой истерики, резкого испуга и т. д. Также аффективно респираторные приступы могут появляться при сильных ударах, к примеру, при падении.

Обычно поводов для беспокойства даже при частых проявлениях АРП нет.

Аффективно респираторные приступы наблюдаются у детей в возрасте 1-3 года, после 3 лет чаще всего они пропадают ввиду возрастных изменений, происходящих в организме достаточно быстро.

Если же АРП продолжают проявлять себя и в среднем детском возрасте, нужно немедленно обратиться к неврологу и психологу. Проблема может скрываться как в непосредственно дыхательных путях, так и в психологической составляющей ребенка.

Во время появления аффективно респираторных приступов происходит следующее: ребенок психологически и эмоционально перегружает себя, причем испытывает сугубо негативные и отрицательные чувства. Из-за этого возникает спазм гортани, поэтому нередко сильный крик обрывается, и у ребенка на время останавливается дыхание.

Несмотря на то, что внешне это выглядит, как будто он симулирует и притворяется, на деле же он не может контролировать деятельность гортани, в то время как она начинает сокращаться от болевого спазма.

Подвержены этому далеко не все дети – все зависит от индивидуальных особенностей их организма. Очень важны при этом показатели обмена веществ, у детей с дефицитом кальция аффективно респираторные приступы наблюдаются в разы чаще. Влияют на АРП и психологические особенности ребенка, существуют дети спокойные, а есть и дети с повышенной нервной возбудимостью, соответственно, они более подвержены приступам.

Частота появления аффективно респираторных приступов также опирается на индивидуальные особенности организма ребенка.

У одних АРП возникает один раз в год, у других – ежедневно.

Также стоит отметить, что сам приступ длится максимум одну минуту, но в основном и того меньше. При этом, естественно, кожа ребенка меняет цвет, после приступа он становится вялым, наблюдается кратковременная апатия. При этом частота приступов никак не влияет на эмоциональное поведение ребенка в повседневной жизни, он продолжает обычно развиваться.

Классификация

Аффективно респираторные приступы разделяются официально на два вида:

  • бледные
  • синие

Медицинской наукой они названы именно так, потому что лицо ребенка от различных причин может принимать или бледный, или синий цвет.

Бледные приступы обычно возникают при механическом воздействии, ударе, ушибе и даже уколе. При бледных приступах губы малыша белеют, лицо бледнеет, пульс еле прощупывается. Ребенок не может произнести ни звука, врачи обычно говорят, что это его естественная индивидуальная реакция на причиненную ему боль.

Синие респираторные приступы – более распространенные.

Они вызваны тем, что у ребенка начинается истерика, ярость, недовольство чем-либо. В это состояние может перерасти даже самый милый, на первый взгляд, каприз.

Поэтому всем родителям рекомендуется контролировать эмоциональное состояние малыша, особенно вне дома, потому что ребенок подсознательно чувствует наличие окружающих чужих людей, даже если находится в коляске. Именно при сильном плаче, криках и возникает аффективно респираторный приступ.

Ребенок вдыхает в себя воздух и на мгновение замолкает, лицо не двигается и приобретает синий оттенок, губы также синеют. В момент без дыхания у малыша снижается тонус мышц, его тело либо максимально выпрямляется, либо изгибается. В итоге он некоторое время после приступа испытывает вялость, слабость в теле.

И тот и другой тип классификации, принятой медициной, одинаково опасен, но не влияет на развитие ребенка и обычно исчезает с возрастом. Тем не менее, не нужно пренебрегать помощью и советами врача, даже если приступы наблюдаются в раннем возрасте.

Причины

Главная причина синих приступов – это само поведение ребенка, его раздражительность, негативное эмоциональное состояние. При бледных приступах ребенок не подвластен уничтожить причину АРП, ведь здесь наблюдается воздействие извне.

Представляется целесообразным выделить следующие общие причины аффективно респираторных приступов:

  • истерика ребенка
  • мелкие капризы
  • испуг, пережитый страх чего-либо
  • неустойчивое психологическое состояние
  • повышенная нервная возбудимость малыша
  • проблемный характер ребенка
  • механическое воздействие, удар или ушиб, заставивший малыша испытать резкую боль
  • поведение родителей

Последний пункт относится к правильному и последовательному воспитанию детей своими родителями. Очень часто в общественных местах можно видеть, как малыш плачет, устраивает истерику. Поведение родителей проявляется при этом по-разному: одни все дальше уходят от него, оставляя ребенка одного в толпе; другие начинают его бить, считая плач ребенка в людном месте позором; третьи ласково начинают говорить с ребенком, будучи готовыми исполнить его любую прихоть.

В делах воспитания малыша лучше всего искать золотую середину: нельзя излишне потакать ему, его желаниям, но и нельзя бросать его, причинять ему физическую боль, потому что это еще больше провоцирует его на крики, плач и нервную напряженность.

Возможные опасности

Конечно, главный вопрос, который интересует всех родителей, столкнувшихся с данным явлением, а не опасен ли респираторный приступ для здоровья ребенка.

Доктора во весь голос утверждают, что как бледные, так и синие приступы не несут в себе никакой опасности для организма. Однако снижение тонуса мышц, недостаток кислорода, поступающего в головной мозг, могут сказываться на организме, если частота приступов очень велика.

Также медицинские специалисты говорят, что вызов врача может потребоваться, если только ребенок задержал дыхание более чем на одну минуту. Но непонятным остается вопрос о том, как тогда быть родителям, переживающим и видящим эту опасность.

Поэтому лучшей рекомендацией в этом случае может быть единственный совет – родители, заметив хотя бы раз проявление аффективно респираторного приступа у своего ребенка, не должны откладывать визит к неврологу. Во-первых, именно слова врача о безопасности приступов могут обнадежить и успокоить папу и маму.

Во-вторых, при необходимости врач может назначить определенное эффективное лечение, заключающееся в приеме некоторых медикаментов. Также врач может сделать предписание и родителям по поводу большего внимания ребенку, его правильного воспитания именно в плане контролирования своих эмоций, причем не важно, положительные они или отрицательные.

Другими словами, бороться с АРП будет не ребенок, а именно его родители, которые обязаны создать вокруг него положительную атмосферу, не потакать его слабостям и желаниям, чтобы заставить его молчать.

Нужно помнить, что ребенок – это тоже человек, пусть и пока еще маленький, а поэтому он должен учиться терпеть, признавать свои ошибки.

Причинение физической боли, постоянная опека, попытки загладить затем свою вину путем покупки подарков коренным образом вредят малышу, формируя его будущий характер.

Должное поведение родителей

Если родители увидели проявление АРП у малыша, главным условием для них является сохранения хладнокровия и спокойствия. Разрешить одноразовый приступ можно и самостоятельно, без помощи врача. Только при их регулярности нужно обратиться в больницу.

Итак, принципы поведения родителей при приступах их ребенка следующие:

  • не впадать в панику, сохранять спокойствие
  • попробовать восстановить дыхание малыша – помассировать ему уши, щеки, похлопать легонько по спине
  • принимать меры сразу при возникновении приступа, не тратя времени
  • после приступа лучше ничего ребенку не рассказывать, не заострять на нем внимание. В следующий раз ребенок может бояться АРП еще больше, к тому же добавится и чувство смущения или стыда
  • учить ребенка контролировать эмоции и дыхание

Лечение ребенка

Лечение аффективно респираторных приступов чаще всего немедикаментозное. Оно заключается в беседах малыша с врачами, в частности, с психологом, и с родителями.

Если необходимо принимать лекарства, то врач обычно прописывает витамины и нейропротекторы. Можно использовать и народные средства, к примеру, настои на основе пустырника, женьшеня, которые несут в себе успокоительные свойства. Дадут результат также и ванночки с хвоей или морской солью.

(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

В ответ на болевое воздействие , чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе . Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ , когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.

Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ , или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.

По статистике аффективно-респираторный синдром

встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче .

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:

1. Протекают с меньшим возбуждением.

2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .

Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче :

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Детей с наличием относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект , особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка - в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2. Достаточные физические нагрузки .
  3. Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4. Рациональное питание .
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.

Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.

Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - "синий" и "бледный".

"Бледные" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. "Бледные" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу "синих". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь "обмякает" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой "двигательной буре" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение "ужасных двухлеток" в "ужасных двенадцатилеток".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды "стоп" к команде "вперед".

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Читайте еще:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх