Проведение сердечно легочной реанимации детям. Сердечно-легочная реанимация у детей. Эффективно ли применение устройства MAST при реанимации у детей

У детей до 1 года сердце в грудной клетке располагается относительно ниже, чем у детей более старшего возраста, поэтому правильная позиция для непрямого массажа сердца - на ширину одного пальца ниже межсосковой линии. Реаниматолог должен надавливать 2-3 пальцами и смещать грудину на глубину 1,25-2,5 см не реже 100 раз/мин. Вентиляция проводится с частотой 20 вдохов/мин. При проведении сердечно-легочной реанимации у детей старше 1 года основание ладони реаниматора располагается на грудине на ширину двух пальцев выше вырезки грудины. Оптимальная глубина компрессии - 2,5-3,75 см и не реже 80 раз/мин. Частота вентиляции - 16 вдохов/мин.

Что такое прием Талера при сердечно-легочной реанимации у детей до 1 года?

Иначе прием Талера называют техникой окружения. Реаниматолог соединяет пальцы обеих рук на позвоночнике, окружая грудную клетку; при этом компрессия осуществляется большими пальцами. Важно помнить, что сдавление грудной клетки при вентиляции должно быть минимальным.

Может ли проведение сердечно-легочной реанимации у детей до 1 года вызвать переломы ребер?

Весьма маловероятно. По данным одного исследования, в 91 случае при вскрытии и посмертной рентгенографии погибших детей, несмотря на проведение сердечно-легочной реанимации, перелома ребер не обнаружено. При выявлении переломов ребер прежде всего надо подозревать насилие над ребенком.

Используется ли "прекардиальный удар" при проведении процедуры?

Прекардиальный удар не более эффективен для восстановления нормального ритма при подтвержденной и документированной фибрилляции желудочков, чем процедура закрытого массажа сердца. Кроме того, прекардиальный удар увеличивает риск повреждения внутренних органов.

Когда у ребенка появляются изменения зрачка при внезапно развившейся асистолии, если сердечно-легочная реанимация не начата?

Расширение зрачка начинается через 15 с после остановки сердца и заканчивается через 1 мин 45 с.

Почему у детей дыхательные пути более подвержены обструкции, чем у взрослых?

1. У детей понижен порог безопасности из-за малого диаметра дыхательных путей. Незначительные изменения в диаметре трахеи приводят к существенному уменьшению потока воздуха, что объясняется законом Пуазейля (величина потока обратно пропорциональна четвертой степени радиуса трубки).

2. Хрящи трахеи у ребенка до 1 года мягкие, что обусловливает возможность спадения просвета при перерастяжении, особенно если сердечно-легочная реанимация проводится с чрезмерным разгибанием шеи. При этом может перекрываться просвет трахеи и бронхов.

3. Просвет ротоглотки у детей до 1 года относительно меньше из-за больших размеров языка и маленькой нижней челюсти.

4. Наиболее узкая часть дыхательных путей у детей находится на уровне перстневидного хряща, ниже голосовых связок.

5. Нижние дыхательные пути у детей меньше по размеру и хуже развиты. Диаметр просвета главного бронха у детей до 1 года соизмерим с таковым земляного ореха средней величины.

Существуют ли противопоказания к внутрисердечному введению адреналина?

К внутрисердечному введению адреналина прибегают крайне редко, поскольку оно приводит к приостановке сердечно-легочной реанимации, может вызвать тампонаду, ранение коронарных артерий и пневмоторакс. При случайном введении препарата в миокард, а не в полость желудочка могут развиться некурабельная фибрилляция желудочков или остановка сердца в систоле. Другие виды введения (периферическое или центральное внутривенные, внутрикостное, эндотрахеальное) легкодоступны.

Какова роль применения высоких доз адреналина при сердечно-легочной реанимации у детей?

Исследования на животных, отдельные сообщения и немногочисленные клинические испытания у детей показывают, что адреналин в высоких дозах (в 100-200 раз выше обычных) облегчает восстановление спонтанного кровообращения. Крупные исследования у взрослых этого не подтвердили. Ретроспективный анализ случаев внегоспитальной клинической смерти также не содержит свидетельств эффективности применения высоких доз адреналина. В настоящее время Американской кардиологической ассоциацией рекомендовано внутрикостное или внутривенное введение более высоких доз адреналина (0,1-0,2 мг/кг раствора 1: 1000) лишь после введения стандартных доз (0,01 мг/кг раствора 1:10 000). При подтвержденной остановке сердца должна быть рассмотрена возможность использования высоких доз адреналина.

Насколько эффективно интратрахеальное введение адреналина?

Адреналин плохо всасывается в легких, поэтому предпочтительнее внутрикостное или внутривенное введение. В случае необходимости введения препарата эндотрахеально (при остром состоянии пациента) его смешивают с 1-3 мл изотонического солевого раствора и вводят через катетер или питательную трубку ниже окончания интубационной трубки, что облегчает распределение. Идеальная доза при эндотрахеальном введении неизвестна, но с учетом плохого всасывания изначально следует использовать более высокие дозы (0,1-0,2 мг/кг раствора 1:1000).

Когда при сердечно-легочной реанимации показан атропин?

Атропин может применяться у детей с симптоматической брадикардией после начала других реанимационных процедур (например искусственной вентиляции легких и оксигенации). Атропин помогает при брадикардии, вызванной возбуждением блуждающего нерва (при ларингоскопии), и в некоторой степени - при атриовентрикулярных блокадах. Неблагоприятные эффекты брадикардии более вероятны у детей более младшего возраста, так как сердечный выброс у них зависит скорее от динамики частоты сердечных сокращений, нежели от изменений объема или сократимости. Применение атропина при лечении асистолии не рекомендуется.

С каким риском связано назначение слишком низкой дозы атропина?

Если доза атропина слишком мала, может произойти парадоксальное усиление брадикардии. Это связано с центральным стимулирующим действием малых доз атропина на ядра блуждающего нерва, в результате чего ухудшается атриовентрикулярная проводимость и снижается частота сердечных сокращений. Стандартная доза атропина при лечении брадикардии - 0,02 мг/кг внутривенно. Однако минимальная доза не должна составлять менее 0,1 мг даже у самых маленьких детей.

Когда при сердечно-легочной реанимации показаны препараты кальция?

При стандартной сердечно-легочной реанимации таковые не показаны. Сообщается о способности кальция усиливать постишемическое повреждение на стадии интракраниальной реперфузии после сердечно-легочной реанимации. Препараты кальция используются лишь в трех случаях: 1) передозировка блокаторов кальциевых каналов; 2) гиперкалиемия, приводящая к возникновению аритмий; 3) пониженный уровень кальция в сыворотке у детей.

Что необходимо предпринять при электромеханической диссоциации?

Электромеханическая диссоциация - это состояние, когда организованная электрическая активность на ЭКГ не сопровождается эффективными сокращениями миокарда (отсутствуют артериальное давление и пульс). Импульсы могут быть частыми или редкими, комплексы - узкими или широкими. Электромеханическая диссоциация обусловлена как заболеванием миокарда (гипоксия/ишемия миокарда вследствие остановки дыхания, что наиболее часто встречается у детей), так и внешними по отношению к сердцу причинами. Электромеханическая диссоциация возникает вследствие длительной ишемии миокарда, прогноз неблагоприятен. Быстрая постановка диагноза внекардиальной причины и ее устранение могут спасти жизнь больного. К внесердечным причинам электромеханической диссоциации относятся: гиповолемия, напряженный пневмоторакс, тампонада сердца, гипоксемия, ацидоз и ТЭЛА. Лечение электромеханической диссоциации состоит в непрямом массаже сердца и вентиляции 100% кислородом с последующим назначением адреналина и бикарбоната натрия. Внекардиальные причины могут быть устранены инфузионной терапией, перикардиоцентезом или торакоцентезом (в зависимости от показаний). Эмпирическое назначение препаратов кальция в настоящее время считается неправильным.

Почему для внутрикостной инфузии используют, как правило, одну кость?

Внутрикостное введение лекарственных препаратов стало методом выбора в терапии неотложных состояний у детей, поскольку внутривенный доступ у них иногда сложен. Врач получает более быстрый доступ к сосудистому руслу через костномозговую полость, дренирующую в центральную венозную систему. Скорость и распределение лекарств и инфузионных сред сравнимы с таковыми при внутривенном введении. Техника выполнения проста и заключается в установке стилетной иглы, иглы для костномозговой пункции или костной иглы в проксимальный отдел большеберцовой кости (приблизительно на 1-3 см ниже тибиальной бугристости), реже - в дистальные отделы большеберцовой кости и проксимальную часть бедра.

Применяется ли в диагностике такой клинический признак, как заполнение капилляров?

Заполнение капилляров определяется по восстановлению нормального цвета ногтя или мякоти пальца после нажатия, которое у здоровых детей происходит приблизительно за 2 с. Теоретически нормальное время заполнения капилляров отражает адекватную периферическую перфузию (т. е. нормальные сердечный выброс и периферическое сопротивление). Ранее этот показатель использовался для оценки состояния перфузии при травме и возможной дегидратации, но, как было выявлено в исследованиях, он должен применяться в комплексе с другими клиническими данными, ибо изолированно недостаточно чувствителен и специфичен. Установлено, что при дегидратации 5-10% увеличение времени заполнения капилляров наблюдалось только у 50% детей; к тому же оно возрастает при низкой окружающей температуре. Время заполнения капилляров измеряют на верхних конечностях.

Эффективно ли применение устройства MAST при реанимации у детей?

Пневматическая противошоковая одежда, или MAST (армейские противошоковые брюки), - это раздуваемый воздухом мешок, покрывающий ноги, таз и живот. Данное устройство можно использовать для увеличения артериального давления у больных в состоянии гипотонии или гиповолемии, особенно при переломах костей таза и нижних конечностей. К потенциальным негативным эффектам относятся: обострение кровотечения в наддиафрагмальной области, утяжеление отека легких и развитие лакунарного синдрома. Эффективность применения MAST у детей еще требует изучения.

Показаны ли стероидные препараты для лечения шока у детей?

Нет. Первоначально сомнению подверглась необходимость использования стероидов при терапии септического шока. В исследованиях на животных установлено, что назначение стероидов до или одновременно с введением эндотоксина может улучшить выживаемость. Однако в многочисленных клинических наблюдениях снижение величины смертности при проведении ранней стероидотерапии у взрослых не подтверждено. Стероиды могут даже способствовать росту смертности у больных с сепсисом по сравнению с таковыми в группе контроля вследствие увеличения частоты развития вторичных инфекций. Данные относительно детей отсутствуют. И все же следует, вероятно, избегать назначения стероидов у детей.

Что лучше применять в лечении гипотонии - коллоидные или кристаллоидные растворы?

При лечении гиповолемической гипотонии коллоидные (кровь, свежая замороженная плазма, 5 или 25% бессолевой альбумин) и кристаллоидные (изотонический раствор, раствор Рингера с лактатом) растворы одинаково эффективны. При гиповолемическом шоке используют раствор, наиболее легкодоступный в данный момент. В различных конкретных состояниях требуется подбирать средство восстановления объема циркулирующей крови. Гипотонию, развившуюся вследствие массивной кровопотери, купируют введением цельной крови или эритроцитарной массы в сочетании с плазмой (для коррекции анемии). При гипотонии с гиперкалиемией раствор Рингера с лактатом применяется редко, поскольку он содержит 4 мэкв/л калия. Всегда необходимо учитывать риск осложнений от назначения препаратов крови, а также стоимость альбумина, который в 50-100 раз дороже изотонического солевого раствора.

Каков дыхательный объем у ребенка в норме?

Приблизительно 7 мл/кг.

Что нужно предпринять, если 6-летнему ребенку в вену случайно введен большой объем воздуха?

Главным осложнением может стать перекрытие выходного отверстия правого желудочка или главной легочной артерии, что аналогично "газовому замку", возникающему в карбюраторе автомобиля, когда попавший в него воздух препятствует току горючего, от чего наступает остановка двигателя. Больного следует уложить на левый бок - для предотвращения выхода воздуха из полости правого желудочка - на кровати с низко опущенным головным концом. Терапия включает:

1) оксигенацию 100% кислородом;

2) интенсивное наблюдение, мониторинг ЭКГ;

3) выявление признаков аритмии, гипотонии и остановки сердца;

4) прокол правого желудочка, если при аускультации в сердце обнаруживается
воздух;

5) стандартную сердечно-легочную реанимацию при остановке сердца, так как с помощью ручного сдавления грудной клетки удается изгнать воздушный эмбол.

Чем отличается процедура дефибрилляции у детей?
1. Меньшей дозой: 2 Дж/кг и, при необходимости, дальнейшее удвоение.

2. Меньшей площадью электродов: стандартные педиатрические электроды имеют диаметр 4,5 см, тогда как таковые для взрослых - 8,0 см.

3. Более редким применением: у детей фибрилляция желудочков развивается нечасто.

Чем различаются livor mortis и rigor mortis?

Livor mortis (трупные пятна) - гравитационное скопление крови, приводящее к линейному розовато-лиловому прокрашиванию нижележащей половины тела недавно умершего. Часто это явление можно обнаружить через 30 мин после смерти, но сильно выражено оно через 6 ч.

Rigor mortis (трупное окоченение) - это уплотнение и сокращение мышц, возникающее вследствие продолжающейся посмертной активности клеток с расходованием АТФ, накоплением молочной кислоты, фосфата и кристаллизацией солей. На шее и лице окоченение начинается через 6 ч, на плечах и верхних конечностях - через 9 ч, на туловище и ногах - через 12 ч. Трупные пятна и окоченение - абсолютные показания для отказа от реанимации, поэтому при первичном осмотре необходимо тщательно обследовать пациента на предмет их обнаружения.

Когда прекращают неудачную реанимацию?

Точного ответа не существует. По данным некоторых исследований, вероятность смерти или выживания с необратимым повреждением нервной системы значительно возрастает после двух попыток применения медикаментов (например адреналина и-бикарбоната), не приведших к улучшению неврологической и сердечно-сосудистой картины, и/или по прошествии более 15 мин после начала сердечно-легочной реанимации. В случае остановки сердца без свидетелей и вне больницы прогноз почти всегда плохой. При развитии асистолии на фоне переохлаждения, прежде чем прекращать сердечно-легочную реанимацию, температура тела больного должна быть доведена до 36 "С.

Насколько успешна реанимация в педиатрическом отделении неотложной терапии?

В случае наступления клинической смерти ребенка без свидетелей и адекватной помощи прогноз очень плохой, гораздо хуже, чем у взрослых. Не удается реанимировать более 90% пациентов. У выживших почти в 100% случаев в дальнейшем развиваются вегетативные расстройства и тяжелые неврологические осложнения.

Почему у детей реанимация менее успешна, чем у взрослых?

У взрослых причинами коллапса и остановки сердца чаще являются первичная кардиологическая патология и связанные с ней аритмии - желудочковая тахикардия и фибрилляция. Эти изменения легче купируются, и прогноз при них лучше. У детей остановка сердца возникает, как правило, вторично вследствие обструкции дыхательных путей, апноэ, нередко связанного с инфекцией, гипоксией, ацидозом или гиповолемией. К моменту остановки сердца у ребенка почти всегда отмечается тяжелое поражение нервной системы.

Десять самых распространенных ошибок при проведении реанимации:

1. Нечетко определено лицо, ответственное за ее проведение.

2. Не установлен назогастральный зонд.

3. Не назначены лекарственные препараты, необходимые в этой ситуации.

4. Не проводится периодическая оценка дыхательных шумов, величины зрачков, пульса.

5. Задержка с установкой внутрикостной или другой системы инфузии.

6. Руководитель бригады излишне увлечен проводимой им индивидуально процедурой.

7. Неправильно распределены роли в бригаде.

8. Ошибки в начальной оценке состояния больного (неправильно поставленный диагноз).

9. Отсутствие контроля за правильностью массажа сердца.

10. Слишком долго проводимая сердечно-легочная реанимация при внегоспитальной остановке сердца.

Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1. Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2. Положите малыша на спину;

3. Позовите кого-нибудь на помощь;

4. Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5. Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6. Проверьте наличие пульса в течение 5 - 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

7. При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

Частота не менее 100 в 1 мин.;

Глубина 2 - 3 см;

Соотношение толчков на грудину и вдуваний - 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8. После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей - кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1. Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3. Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4. Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5. Выполняйте 1 - 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6. Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7. Осмотрите рот пострадавшего:

Если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

Если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
- после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года - способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям - к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев - 40

У детей 4-6 месяцев - 35-40

У детей 7 месяцев - 35-30

У детей 2-4 лет - 30-25

У детей 4-6 лет - около25

У детей 6-12 лет - 22-20

У детей 12-15 лет - 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям - обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных - 140

У детей 6 месяцев - 130-135

У детей 1 года - 120-125

У детей 2 лет - 110-115

У детей 3 лет - 105-110

У детей 4 лет - 100-105

У детей 5 лет - 100

У детей 6 лет - 90-95

У детей 7 лет - 85-90

У детей 8-9 лет - 80-85

У детей 10-12 лет - 80

У детей 13-15лет - 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

  • Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
  • Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
  • Примерная схема годового отчета участкового врача:
  • Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
  • Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
  • Освобождение от физкультуры
  • Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
  • Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
  • Академический отпуск
  • Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
  • Персона врача
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
  • Тема 4. Оценка физического развития
  • Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
  • 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
  • 3.Освоение практических умений
  • 4.Перечень тем рефератов для студентов
  • Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
  • 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
  • 2.Освоение практических умений:
  • Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
  • 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
  • Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
  • Дородовый врачебный патронаж
  • Социальный анамнез
  • Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
  • Биологический анамнез
  • Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
  • Общее заключение по дородовому патронажу
  • Рекомендации
  • Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
  • Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
  • Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
  • Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
  • Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
  • Подготовка детей к поступлению в школу.
  • Раздел 2. Перечень исследований при проведении
  • Раздел 1. Перечень исследований при проведении
  • Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
  • Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
  • Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
  • Организация санаторно-курортной помощи детям.
  • Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
  • Штаты дневного стационара детской поликлиники:
  • Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
  • Задача №1
  • Задача №2
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
  • Национальный календарь профилактических прививок
  • Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
  • Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
  • Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
  • Общие положения о лечении орви
  • Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
  • 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
  • Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
  • Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
  • Лихорадка и гипертермический синдром
  • Судорожный синдром
  • Острый стенозирующий ларинготрахеит
  • 3.При I степени стеноза:
  • 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
  • 5. При III-IV степени стеноза:
  • Задача №1
  • Задача №2
  • В. 1.Инвагинация кишечника.
  • Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
  • Примеры тестов рубежного контроля
  • Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
  • Критерии допуска студента к курсовому зачету:
  • Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
  • Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов
  • I. Требования к составлению реферата
  • II. Требования к проведению лекции
  • III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
  • IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
  • Первичная сердечно-легочная реанимация у детей

    При развитии терминальных состояний своевременное и правильное проведение первичной сердечно-легочной реанимации позволяет в части случаев спасти жизнь детей и вернуть пострадавших к нормальной жизнедеятельности. Овладение элементами экстренной диагностики терминальных состояний, твердое знание методики первичной сердечно-легочной реанимации, предельно четкое, «автоматическое» выполнение всех манипуляций в нужном ритме и строгой последовательности являются непременным условием успеха.

    Методы сердечно-легочной реанимации совершенствуются постоянно. В настоящем издании представлены правила сердечно-легочной реанимации у детей, основанные на последних рекомендациях отечественных ученых (Цыбулькин Э.К., 2000; Малышев В.Д. и соавт., 2000) и Комитета по неотложной помощи американской ассоциации кардиологов, опубликованных в JAMA(1992).

    Клиническая диагностика

    Основные признаки клинической смерти:

      отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

      исчезновение пульса на сонной и других артериях;

      бледный или серо-землистый цвет кожи;

      зрачки широкие, без реакции их на свет.

    Неотложные мероприятия при клинической смерти:

      оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния, предельно быстро и энергично, в строгой последовательности, не теряя времени на выяснение причин его наступления, аускультацию и измерение АД;

      зафиксировать время наступления клинической смерти и момент начала реанимационных мероприятий;

      подать сигнал тревоги, вызвать помощников и реанимационную бригаду;

      по возможности выяснить, сколько минут прошло с предполагаемого момента развития клинической смерти.

    Если точно известно, что этот срок более 10 мин., либо у пострадавшего отмечаются ранние признаки биологической смерти (симптомы «кошачьего глаза» - после надавливания на глазное яблоко зрачок принимает и сохраняет веретенообразную горизонтальную форму и «тающей льдинки» - помутнение зрачка), то необходимость проведения сердечно-легочной реанимации сомнительна.

    Реанимация будет эффективна только тогда, когда она правильно организована и мероприятия, поддерживающие жизнь, выполняются в классической последовательности. Основные положения первичной сердечно-легочной реанимации предложены американской ассоциацией кардиологов в виде «Правил АВС» по Р. Safar:

      Первый шаг A(Airways) - восстановление проходимости дыхательных путей.

      Второй шаг В (Breath) - восстановление дыхания.

      Третий шаг С (Circulation) - восстановление кровообращения.

    Последовательность реанимационных мероприятий:

    A ( Airways ) - восстановление проходимости дыхательных путей:

    1. Уложить больного на спину на твердую поверхность (стол, пол, асфальт).

    2. Очистить механически ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс.

    3. Слегка запрокинуть голову, выпрямляя дыхательные пути (противопоказано при подозрении на травму шейного отдела), под шею положить мягкий валик, сделанный из полотенца или простыни.

    Перелом шейных позвонков должен быть заподозрен у пациентов с травмой головы или другими повреждениями выше ключиц, сопровождающимися потерей сознания, или у больных, позвоночник которых подвергся неожиданным перегрузкам, связанным с нырянием, падением или автомобильной катастрофой.

    4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх (подбородок должен занимать самое возвышенное положение), что предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха.

    В ( Breath ) - восстановление дыхания:

    Начать ИВЛ экспираторными методами «изо рта в рот» - у детей старше 1 года, «изо рта в нос» - у детей до 1 года (рис. 1).

    Методика ИВЛ. При дыхании «изо рта в рот и нос» необходимо левой рукой, положенной под шею больного, подтянуть его голову и затем после предварительного глубокого вдоха плотно обхватить губами нос и рот ребенка (не зажимая его) и с некоторым усилием вдувать воздух (начальную часть своего дыхательного объема) (рис. 1). В гигиенических целях предварительно лицо больного (рот, нос) можно покрыть марлевой салфеткой или носовым платком. Как только грудная клетка приподнимается, вдувание воздуха прекращают. После этого отвести рот от лица ребенка, дав ему возможность пассивно выдохнуть. Соотношение продолжительности вдоха и выдоха 1:2. Процедуру повторяют с частотой, равной возрастной частоте дыхания реанимируемого: у детей первых лет жизни - 20 в 1 мин, у подростков - 15 в 1 мин

    При дыхании «изо рта в рот» реаниматор обхватывает губами рот больного, а его нос зажимает правой рукой. В остальном техника выполнения та же (рис. 1). При обоих способах имеется опасность частичного попадания вдуваемого воздуха в желудок, его раздутия, регургитации желудочного содержимого в ротоглотку и аспирации.

    Введение 8-образного воздуховода или прилегающей ротоносовой маски существенно облегчает проведение ИВЛ. К ним подключают ручные дыхательные аппараты (мешок Ambu). При использовании ручных дыхательных аппаратов реаниматор левой рукой плотно прижимает маску: носовую часть большим, а подбородочную - указательным пальцами, одновременно (остальными пальцами) подтягивая подбородок больного кверху и кзади, чем достигается закрытие рта под маской. Правой рукой сдавливается мешок до появления экскурсии грудной клетки. Это служит сигналом необходимости прекращения давления для обеспечения выдоха.

    С ( Circulation ) - восстановление кровообращения:

    После того, как проведены первые 3 - 4 инсуффляции воздуха, при отсутствии пульса на сонной или бедренной артериях, реаниматор наряду с продолжением ИВЛ должен приступить к непрямому массажу сердца.

    Методика непрямого массажа сердца (рис. 2, таблица 1). Больной лежит на спине, на жесткой поверхности. Реанимирующий, выбрав соответствующее возрасту ребенка положение рук, проводит ритмичные надавливания с возрастной частотой на грудную клетку, соразмеряя силу нажима с упругостью грудной клетки. Массаж сердца проводится до полного восстановления сердечного ритма, пульса на периферических артериях.

    Таблица 1.

    Методика проведения непрямого массажа сердца у детей

    Осложнения непрямого массажа сердца: при чрезмерном давлении на грудину и ребра могут быть их переломы и пневмоторакс, а при сильном надавливании над мечевидным отростком возможен разрыв печени; необходимо помнить также и об опасности регургитации желудочного содержимого.

    В тех случаях, когда ИВЛ делают в сочетании с непрямым массажем сердца, рекомендуется делать одно вдувание через каждые 4-5 сжатий грудной клетки. Состояние ребенка повторно оценивается через 1 мин после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин.

    Критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:

      Сужение зрачков и появление их реакции на свет (это говорит о поступлении оксигенированной крови в мозг больного);

      Появление пульса на сонных артериях (проверяется в промежутках между компрессиями грудной клетки – в момент компрессии на сонной артерии ощущается волна массажа, указывающая, что массаж проводится правильно);

      Восстановление самостоятельного дыхания и сердечных сокращений;

      Появление пульса на лучевой артерии и повышение АД до 60 - 70 мм рт. ст.;

      Уменьшение степени цианоза кожи и слизистых.

    Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни:

    1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

      0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг);

      0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг). Атропин при реанимации у детей применяется в разведении: 1 мл 0,1% раствора на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (получается в 1 мл раствора 0,1 мг препарата). Адреналин также применяется в разведении 1: 10000 на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.

    При необходимости повторное в/в введение вышеуказанных препаратов через 5 мин.

      4% раствор натрия бикарбоната 2 мл/кг (1 ммоль/кг). Введение бикарбоната натрия показано только в условиях затяжной сердечно-легочной реанимации (более 15 мин.) или если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне метаболического ацидоза; введение 10 % раствора кальция глюконата в дозе 0,2 мл/кг (20 мг/кг) показано только при наличии гиперкалиемии, гипокальциемии и при передозировке антагонистов кальция.

    2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

    3. При фибрилляции желудочков показана дефибрилляция (электрическая и медикаментозная).

    Если признаки восстановления кровообращения есть, но отсутствует самостоятельная сердечная деятельность, непрямой массаж сердца проводят до восстановления эффективного кровотока или до стойкого исчезновения признаков жизни с развитием симптомов мозговой смерти.

    Отсутствие признаков восстановления сердечной деятельности на фоне проводимых мероприятий в течение 30 - 40 мин. является показанием к прекращению реанимации.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

    Студент самостоятельно выполняет приемы оказания неотложной медицинской помощи на тренажёре «ЭЛТЭК-малыш».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

    Основная литература:

    1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.

    Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //

    2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.

    Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

    Дополнительная литература:

      Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

      Галактионова М.Ю. Неотложная помощь детям. Догоспитальный этап: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2007.- 143 с.

      Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия. Алгоритмы диагностики и лечения. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012.- 156 с.

      Неотложная педиатрия: учебное пособие / Ю. С. Александрович, В. И. Гордеев, К. В. Пшениснов. - СПб. : СпецЛит. 2010. - 568 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ // http://www.studmedlib.ru/book /

      Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.

      [Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).

    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

    1.Электронный ресурс: режим доступа: // www . Consilium - medicum . com .

    каталог медицинских ресурсов INTERNET

    2.«Медлайн»,

    4.Каталог «Корбис»,

    5.Профессионально-ориентированный сайт: http :// www . Medpsy.ru

    6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)

    Знание студентом основных положений темы занятия:

    Примеры тестов исходного уровня:

    1.При какой степени тяжести стеноза гортани показана экстренная трахеотомия?

    а. При 1 степени.

    б. При 2 степени.

    в. При 3 степени.

    г. При 3 и 4 степени.

    * д. При 4 степени.

    2. Что является первым действием при ургентной терапии анафилактического шока?

    * а. Прекращение доступа аллергена.

    б. Обкалывание места введения аллергена р-ром адреналина.

    в. Введение кортикостероидов.

    г. Наложение жгута выше места введения аллергена.

    д. Наложение жгута ниже места введения аллергена.

    3. Какой из критериев первым укажет Вам, что проводимый непрямой массаж сердца является эффективным?

    а.Потепление конечностей.

    б.Возвращение сознания.

    в.Появление прерывистого дыхания.

    г.Расширение зрачков.

    * д.Сужение зрачков._

    4. Какое изменение на ЭКГ является угрожающим по синдрому внезапной смерти у детей?

    * а. Удлинение интервала Q - T.

    б. Укорочение интервала Q - T.

    в. Удлинение интервала Р - Q.

    г. Укорочение интервала Р - Q.

    д. Деформация комплекса QRS.

    Вопросы и типовые задачи заключительного уровня:

    Задание 1.

    Вызов бригады «Скорой помощи» на дом к мальчику 3-х лет.

    Температура 36,8°С, число дыханий – 40 в 1 минуту, число сердечных сокращений – 60 в 1 минуту, артериальное давление - 70/20 мм рт. ст.

    Жалобы родителей на заторможенность и неадекватное поведение ребенка.

    Анамнез болезни: предположительно за 60 минут до прибытия машины «Скорой помощи» мальчик съел неизвестное количество таблеток, хранившихся у бабушки, которая страдает гипертонической болезнью и принимает для лечения нифедипин и резерпин.

    Объективные данные: Состояние тяжелое. Сомналентность. Оценка по шкале Глазго 10 баллов. Кожные покровы, особенно груди и лица, а также склеры - гиперемированы. Зрачки сужены. Периодически отмечаются судороги с преобладанием клонического компонента. Носовое дыхание затруднено. Дыхание поверхностное. Пульс слабого наполнения и напряжения. Аускультативно на фоне пуэрильного дыхания выслушивается небольшое количество хрипов проводного характера. Тоны сердца глухие. Живот мягкий. Печень выступает на 1 см из-под края реберной дуги по средне-ключичной линии. Селезенка не пальпируется. Не мочился последние 2 часа.

    а) Поставить диагноз.

    б) Оказать догоспитальную неотложную помощь и определить условия транспортировки.

    в) Охарактеризовать фармакологическое действие нефедипина и резерпина.

    г) Дать определение шкалы Глазго. Для чего она применяется?

    д) Указать, через какое время возможно развитие острой почечной недостаточности, и описать механизм ее возникновения.

    е) Определить возможность проведения форсированного диуреза для удаления всосавшегося яда на догоспитальном этапе.

    ж) Перечислить возможные последствия отравления для жизни и здоровья ребенка. Какое количество таблеток этих препаратов потенциально смертельно в данном возрасте?

    а) Острое экзогенное отравление таблетками резерпина и нефедипина средней степени тяжести. Острая сосудистая недостаточность. Судорожный синдром.

    Задание 2:

    Вы врач летнего оздоровительного лагеря.

    В течение последней недели стояла жаркая сухая погода, с температурой воздуха в дневные часы 29-30С в тени. Во второй половине дня к вам привели ребенка 10 лет, который жаловался на вялость, тошноту, снижение остроты зрения. При осмотре Вы обратили внимание на покраснение лица, повышение температуры тела до 37,8С, учащение дыхания, тахикардию. Из анамнеза известно, что ребенок более 2-х часов до обеда играл в «пляжный волейбол». Ваши действия?

    Эталон ответа

    Возможно это ранние признаки солнечного удара: вялость, тошнота, снижение остроты зрения, покраснение лица, повышение температуры тела, учащение дыхания, тахикардия. В дальнейшем может отмечаться потеря сознания, бред, галлюцинации, смена тахикардии брадикардией. При отсутствии помощи возможна смерть ребенка при явлениях остановки сердца и дыхания

    Неотложная помощь:

    1. Переместить ребенка в прохладное помещение; уложить в горизонтальное положение, голову покрыть пеленкой, смоченной холодной водой.

    2. При начальных проявлениях теплового удара и сохраненном сознании дать обильное питье глюкозо - солевого раствора (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 ст. ложки сахара на 1 л воды) не менее объема возрастной суточной потребности в воде.

    3. При развернутой клинике теплового удара:

    Проводить физическое охлаждение холодной водой с постоянным растиранием кожных покровов (прекратить при снижении tтела ниже 38,5°С);

    Обеспечить доступ к вене и начать в/в введение раствора Рингера или «Трисоли» в дозе 20 мл/кг час;

    При судорожном синдроме ввести 0,5% раствор седуксена 0,05-0,1 мл/кг (0,3-0,5 мг/кг) в/м;

    Оксигенотерапия;

    При прогрессировании расстройств дыхания и кровообращения показано проведение интубации трахеи и перевод на ИВЛ.

    Госпитализация детей с тепловым или солнечным ударом в реанимационное отделение после оказания первой помощи. Детям с начальными проявлениями без утраты сознания госпитализация показана при сочетании перегревания с диареей и соледефицитным обезвоживанием, а также при отрицательной динамике клинических проявлений при наблюдении за ребенком в течение 1 часа.

    Задание 3:

    Врача детского оздоровительного лагеря вызвали случайные прохожие, увидевшие тонущего ребенка в озере рядом с лагерем. При осмотре на берегу озера лежит ребенок, предположительный возраст 9-10 лет, без сознания, в мокрой одежде. Кожные покровы бледные, холодные на ощупь, отмечается цианотичность губ, изо рта и носа вытекает вода. Гипорефлексия. В легких дыхание ослаблено, западение уступчивых мест грудной клетки и грудины на вдохе, ЧДД – 30 в 1мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС – 90 уд/мин, пульс слабого наполнения и напряжения, ритмичный. АД – 80/40 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный.

    1.Ваш диагноз?

    2.Ваши действия на месте осмотра (первая мед.помощь).

    3.Ваши действия в мед.пункте оздоровительного лагеря (помощь на догоспитальном этапе).

    4.Дальнейшая тактика.

    Эталон ответа.

    1.Утопление.

    2.На месте: -очистить ротовую полость,-перегнуть пострадавшего через бедро, ударами ладони между лопатками удалить воду.

    3.В мед.пункте: -раздеть ребенка, растереть спиртом, укутать в одеяло, -ингаляции 60% кислородом, -ввести зонд в желудок, -ввести в мышцы дна полости рта возрастную дозу атропина, -полиглюкин 10мл/кг в/в; преднизолон 2-4 мг/кг.

    4.Подлежит экстренной госпитализации в реанимационное отделение ближайшей больницы.

    У детей причины внезапного прекращения дыхания и кровообращения весьма разнородны, включая синдром внезапной младенческой смерти, асфиксию, утопление, травмы, инородные тела в дыхательных путях, поражение электрическим током, сепсис и др. В связи с чем, в отличие от взрослых, трудно определить ведущий фактор («золотой стандарт»), от которого бы зависела выживаемость при развитии терминального состояния.

    Реанимационные мероприятия у младенцев и детей отличаются от таковых у взрослых. Несмотря на наличие множества сходных моментов в методологии проведения СЛР у детей и взрослых, поддержание жизни у детей, как правило, начинается с другой отправной точки. Как уже отмечалось выше, у взрослых последовательность действий основана на симптомах, большинство из которых имеют кардиальную природу. В итоге создается клиническая ситуация, обычно требующая для достижения эффекта проведения экстренной дефибрилляции. У детей первичная причина обычно носит респираторный характер, которая, если своевременно не распознается, быстро приводит к фатальной остановке сердечной деятельности. Первичная же остановка сердца у детей встречается редко.

    В связи с анатомо-физиологическими особенностями пациентов педиатрического периода жизни для оптимизации методики реанимационной помощи выделяют несколько возрастных границ. Это новорожденные, младенцы в возрасте до 1 года, дети от 1 до 8 лет, дети и подростки старше 8 лет.

    Наиболее частая причина обструкции дыхательных путей у детей без сознания - это язык. Простые приемы разгибания головы и подъема подбородка или выведения нижней челюсти обеспечивают проходимость дыхательных путей ребенка. Если причиной тяжелого состояния ребенка является травма, то рекомендуется поддерживать проходимость дыхательных путей только за счет выведения нижней челюсти.

    Особенность проведения искусственного дыхания у маленьких детей (в возрасте до 1 года) заключается в том, что, учитывая анатомические особенности - небольшое пространство между носом и ртом ребенка - спасатель проводит дыхание «ото рта ко рту и носу» ребенка одновременно. Однако, как свидетельствуют последние исследования, при проведении базовой СЛР у младенцев предпочтительным является метод дыхания «ото рта к носу». У детей в возрасте от 1 до 8 лет рекомендуется метод дыхания «ото рта ко рту».

    Выраженная брадикардия или асистолия является наиболее частым видом ритма, связанным с остановкой сердца у детей и младенцев. Оценка кровообращения у детей традиционно начинается с проверки пульса. У младенцев оценивают пульс на плечевой артерии, у детей - на сонной. Проверку пульса проводят не дольше 10 с, и, если он не прощупывается или его частота у младенцев менее 60 ударов в минуту, необходимо немедленно начать наружный массаж сердца.

    Особенности непрямого массажа сердца у детей: новорожденным массаж проводят ногтевыми фалангами больших пальцев, предварительно охватив спинку кистями обеих рук, у младенцев - одним или двумя пальцами, у детей от 1 до 8 лет - одной рукой. У детей до 1 года при проведении СЛР рекомендуется придерживаться частоты компрессий более 100 в мин (2 компрессии за 1 с), в возрасте от 1 года до 8 лет - не менее 100 в мин, при соотношении с дыхательными циклами 5:1. У детей старше 8 лет следует придерживаться рекомендаций для взрослых.

    Верхняя условная возрастная граница 8 лет для детей была предложена в связи с особенностями методики проведения непрямого массажа сердца. Тем не менее дети могут иметь различную массу тела, поэтому нельзя категорично говорить об определенной верхней возрастной границе. Спасатель должен самостоятельно определить эффективность реанимационных мероприятий и применить наиболее подходящую методику.

    Рекомендуемая начальная доза адреналина составляет 0,01 мг/кг или 0,1 мл/ кг на физиологическом растворе, введенная внутривенно или внутрикостно. Последние исследования доказывают преимущество использования у детей высоких доз адреналина при ареактивной асистолии. Если нет ответа на первичную дозу, рекомендуется через 3-5 мин или повторить такую же дозу или ввести адреналин в высокой дозе - 0,1 мг/кг 0,1 мл/кг на физиологическом растворе.

    Атропин является препаратом парасимпатической блокады, обладающим противовагусным действием. Для лечения брадикардии применяется в дозе 0,02 мг/кг. Атропин является обязательным препаратом, используемым во время остановки сердца, особенно, если она происходила через брадикардию вагусной природы.

    Можно выделить три группы пациентов, которые различаются подходом к про­ведению сердечно-легочной реанимации.

    1. Сердечно-легочная реанимация у детей при внезапной оста­новке кровообращения - в этом слу­чае процесс умирания длится столько, сколько продолжаются реанимацион­ные мероприятия. Основные исходы реанимационных мероприятий: успешная реанимация и последую­щая постреанимационная болезнь (с различным исходом), развитие стойкого вегетативного состояния, безуспешная реанимация, после пре­кращения которой констатируется смерть.
    2. Проведение СЛР на фоне тяжелой потенциально излечимой патологии - чаще всего это группа детей с тяжелой сочетанной травмой, шоком, тяжелы­ми гнойно-септическими осложне­ниями - в этом случае прогноз СЛР чаще бывает неблагоприятным.
    3. Проведение СЛР на фоне неизлечи­мой патологии: врожденные пороки развития, несовместимая с жизнью травма, онкологические па­циенты - требуется тщательный, по возможности заранее спланированный подход к СЛР.

    Основной задачей сердечно-легочной реанимации у детей есть под­держание кровообра­щения и ИВЛ, не допускающего необратимых изменений в мозге, миокарде до момента восстанов­ления кровообращения и дыхания.

    В первую очередь следует определить наличие сознания с помощью окрика и встряхивания (не нужно подвергать резким движениям голову до ис­ключения травмы). Проконтролировать наличие выдоха и пульса; если они не определяются, следует немедленно начать СЛР. Ожив­ление складывается из ряда мероприятий:

    Первичная реанимация - меры по поддержанию жиз­недеятельности, которые сформулированы в виде правила «АВС». Начав сердечно-легочную реанимацию у детей, следует позвать на помощь коллег или других лиц, находящихся рядом.

    Восстановление витальных функций - восстановление самостоятельного кровообращения, деятельности ­легочной системы; введе­ние фармакологических препаратов, инфузия растворов, электрография и при необходимости электрическая дефибрилляция.

    Первичная реанимация

    1 стадия сердечно-легочной реанимации у детей включает 3 этапа:

    • А (air) - проходимость дыха­тельных путей.
    • В (breath) - вен­тиляция легких.
    • С (circulation) - искусственное поддержание кровообращения ( сердца).

    Проходимость дыхательных путей

    1 этап - самый важный. Нужно придать пациенту соответствующее положение: положить на спину; голова, шея и грудь должны находить­ся на одной плоскости. При гиповолемии следует слегка приподнять ноги. Запро­кинуть голову - если нет травмы шеи, если есть - вывести нижнюю челюсть. Избыточное переразгибание головы у грудных детей может усугубить обструкцию дыхательных путей. Неправильное поло­жение головы - частая причина неэффективной вентиляции легких.

    При необходимости - очистить рот от инородных тел. Ввести воздуховод или, если имеется возможность, осуществить интубацию трахеи, если нет - произвести два вдоха «рот в рот» или «рот в рот и нос».

    Запрокидывание головы - важная и первоочередная задача реанимации.

    Остановка кровообращения у де­тей часто вторична из-за обструкции дыхательных путей, последнюю могут обусловить:

    • инфекционные или заболевания;
    • наличие инородного тела;
    • западение языка, слизь, рвотные массы, кровь.

    Искусственная вентиляция легких

    Осуществляют, ИВЛ активно вдувая воз­дух в легкие методами «рот в рот» или «рот в рот и нос»; но лучше че­рез воздуховод, лицевую маску мешком «Амбу».

    Для предупреждения перерастяжения желудка надо проводить ИВЛ так, чтобы наблюдалась лишь экскурсия грудной клетки, но не брюшной стенки. Метод опорожнения желудка от газа на­давливанием на эпигастрий на фоне пово­рота на бок приемлем лишь на догоспитальном этапе (из-за опасности регургитации и аспирации содержимого желудка). В таких ситуациях нужно ставить зонд в желудок.

    Последовательность действий :

    Ложат больного на твердую поверхность, слегка запрокидываем голову.

    Наблюдают за дыханием 5 с, при его отсутствии делают 2 вдоха, после чего делают паузу для выдоха. Ребенку воздух вдувают очень осторожно, чтобы избежать разрыва легкого (но­ворожденному, грудному ребенку - с помощью щек); обязательно следя за грудью - при вдувании она поднимается; время вдоха составляет 1,5-2 с.

    Если грудь поднимается, вдувание прекращают и дают воз­можность пройти пассивному выдоху.

    После окончания выдоха делают вто­рое раздувание; после него определяют наличие пульса.

    При сохраненной деятель­ности сердца независимо от возраста пациен­та искусственные дыхательные циклы легких повторяют 8-12 раз/минуту (через каждые 5-6 с); при отсутствии пульса начинают массаж сердца и другие мероприятия.

    Если вдувание не получается, проверяют положение головы по­вторяют вдувание; если снова неэффективно, следует заподозрить инородное тело дыхательных путей. В этом случае открывают рот очищают глотку; жидкость выводят наружу поворотом головы набок (нельзя при травме позвоночника).

    Извлечение инородных тел у грудных детей имеет свою специфику. У них прием, описанный Heimlich (рез­кий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы), неприемлем из-за реальной угрозы травматизации органов брюшной полости, прежде всего, печени. Грудных детей укладыва­ют на предплечье чтобы голова была ниже туловища, но не свисала пассивно вниз, а поддерживалась указательным, большим пальцем за нижнюю челюсть. После этого осуществляют 5 несильных ударов между лопатками.

    Если размеры ребенка не позволяют полноценно выполнить этот прием, удерживая его одной рукой, то как опору используют бедро и колено врача. Удары по спине являются, по сути, искусственным кашлем, который позволяет «вытолкнуть» инородное тело.

    Закрытый массаж сердца

    3 этап имеет целью восстановление кровообращения. Суть метода — сдавление сердца. Кровообращение обеспечивается не столько сжатием, сколько увеличением внутригрудного давления, способствующим выбро­су крови из легких. Максимальная компрессия приходится на нижнюю треть груди­ны: у детей - на ширину поперечного пальца ниже линии сосков в центре грудины; у подростков и взрослых - на 2 пальца выше мечевидно­го отростка. Глубина давления — около 30 % передне-заднего размера грудной клетки. Техника мас­сажа сердца различается в зависимости от возраста:

    • дети до года - компрессии проводят большими пальцами,
    • дети от года до 8 лет - компрессии выполняются одной рукой,
    • дети от 8 лет, взрослые - на­давливание на грудную клетку делают двумя руками, в локтях прямыми.

    При работе одного врача соотношение вентиляция: массаж составляет 2:30 в любом возрасте (на каждые 30 ком­прессий грудины производят 2 вдоха). При работе двух врачей используют тех­нику 2:15 (2 вдоха, 15 компрессий) При проведении ИВЛ через эндотрахеальную трубку массаж делают без пауз, не синхронизируют его по отношению к искусственным дыхательным циклам, частота вентиляции составляет 8-12 в минуту.

    Прекардиальный удар не рекомендуется даже у взрослых, особен­но во внегоспитальных условиях. В усло­виях ОРИТ (у взрослых) его проводят только при условии мониторинга ЭКГ. Удар на фоне желудочковой тахикардии может привести к асистолии или разви­тию фибрилляции желудочков.

    Частота компрессий не зависит от возраста, составляет не менее 100, но не более 120 компрессий в минуту. У новорожденных реанимацию (включая массаж сердца) начи­нают при частоте 60 в минуту.

    Контроль эффективности сердечно-легочной реанимации у детей осуществляет врач, проводящий вен­тиляцию легких; он про­веряет пульс через минуту после начала реанимации, потом каждые 2-3 минуты во время прекращения массажа (на 5 с). Периоди­чески этот же врач наблюдает за состоя­нием зрачков. Появление их реакции указывает на восстановление мозга, их стойкое расширение есть неблаго­приятным показателем. Реанимацию нельзя прекращать больше чем на 5 с, кроме периода, когда производится интубация трахеи или дефибрилляция. Пауза для интуба­ции не должна превышать 30 с.

    Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх