Понятие о слоге. Различные теории слога в современном русском языке

Фонетический слог -- гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.В фонетике существует много теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога. Господствующими можно считать две из них - эспираторную и сонорную.Эспираторная теория определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако, совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. За один фонационный период произносится обычно ряд слогов, причем слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха. Эспираторная теория основывается лишь на одном факторе словообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности. Эта теория подвергалась с разных сторон критике, считалась почти отвергнутой, но снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Статсона. По его определению, "слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается и заканчивается согласным".

В основе сонорной теории лежит акустический критерий словообразования. Сонорность - это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным - языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказывал, что в языке существует относительная cсонорность всех звуков. наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью - гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступить любой звук.В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а "вокальность", т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь шума в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединять существующие теории слога, взять кое-что из эспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков. Такого взгляда придерживался Э. Сиверс: указанные две теории он считал не исключающими одна другую. По его мнению, возможны оба вида слогов, которые он назвал сонорными и эспираторными; однако слог любого вида представляет собой соединение звуков разной степени звучности, только в одном случае речь идет о различии в собственной интенсивности, а в другом - о градации интенсивности, обусловленной выдыхательным толчком. Такой же точки зрения придерживался и Томсон. Он полагал, что в одних языках господствуют эспираторные, а в других - сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный. "Градации в силе звуков, - писал он, - дающие акустическое впечатление, или обусловлены различием в полнозвучности, присущей звукам речи самим по себе (слоги, основанные на полнозвучности), или же производятся произвольным усилием силы звука (динамические слоги). В большинстве языков оба условия соединяются обыкновенно, т.е. большая полнозвучность сопровождается еще усилением звука".

Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов в словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить правильные ответы. Расположив, например, по степеням звучности звуки слова пятница в полном стиле (/p"atn"ica/) и в разговорном (/p"atn"ca/), мы получим схемы, из которых видно, что число сонорных подъемов соответствует числу слогов. Такое соответствие будет далеко не всегда. Так, в русском слове полочка, произнесенном в разговорном стиле, второй гласный утрачивается, однако число слогов остается равным трем, так же как и в полном стиле . Как видно из схемы, число подъемов звучности равно в таком случае только двум. Почему мы в данной случае имеем все же три слога, с "точки зрения сонорной теории объяснить невозможно.Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И. Аванесов, стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности, он пишет: "Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименьшей звучности.

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога - теория мускульного напряжения (Щерба, Фуше и др.). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усиления, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса, необходимого для вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина слога, следовательно, сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельного также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

1. Членение речевого потока на слоги Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносимая единица речи. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или является слогоносителем. Слогоносителем в зависимости от языка могут быть: гласный; дифтонг, трифтонг; согласный; многофонемная группа "гласный + согласный". "Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями слова".

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком вы­дыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно. Проверить это можно так.

Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау/ - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко призна­на сонорная теория слога, основанная на акустиче­ских критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звуч­ный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают сло­говыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслого­вым: [ии э вра е п’эиск’и*и] - в этом слове три таких звука. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли высту­пают сонорные согласные, как самые звучные из соглас­ных.

Вот стихи М. Ю. Лермонтова:

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начина­ет третью стопу. Слогообразующим второго слога выступа­ет сонорный согласный.

Можно обозначить по степени звучности гласные цифрой 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие соглас- 318 ные - 2, глухие - 1, паузу - 0. На линейках, соответству­ющих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получится волна сонорности, характеризующая слово. Тогда слово попрыгунья будет выглядеть так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр схематично выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорно­сти: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова: мхи, Мценск, льстить, львы, лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь, фавн, драхм и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полно­стью оглушается, его звучность на уровне шумного соглас­ного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься и приведенные выше слова: [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’], [смысл] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в сти­хотворной строке В. Хлебникова кЭта жизнь и жизнь та* слово жизнь в первом случае односложно, а во втором - двусложно.

Слоговые согласные нетипичны для русского языка, по­этому перед ними могут развиваться гласные. Может про­износиться [каз’д’] и [каз’и э н’], [т’и э атр] и [т’и э атэр], [л’н’и 3 - нби] и [ в л’н’и э нои], [ржы] и [ 9 ржы] и т.п.

У звонких сонорных шум - незначительная состав­ляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает.

С этим связано произношение [руп’] рубль, [жыс’] жизнь, [ак- т’апск’ии] октябрьский. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода с суффиксом -л-: неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения пере­стал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербском и чешском: серб, рж - ‘рожь’, крв - ‘кровь’, прст - ‘перст, палец’, врба - ‘верба*; чеш. vrch - ‘верх, вершина’, vlk - ‘волк’, slza - ‘слеза’.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глу­хие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может вы­падать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные со­гласные: п[ц]даватъ - продавать, мо[л]тобоец - моло­тобоец, вь"/[н’]сг/ - вынесу, но и шумные звонкие: [£]во рйть - говорить, [$]губйтъ - загубить, и шумные глухие: [$]погй - сапоги, [п]толдк - потолок, [т]лоры - топоры. По-разному произносятся [з]давать - сдавать и [$]да вать - задавать, вы[г]нем и вы[г]ним - выгоним, [п]ле вали и [п]ливали - поливали, зя[т’] пустил и зя[т’] пус­тил (зятя).

Слоговые согласные отличаются от неслоговых боль­шей напряженностью: щелевые - долготой, звонкие взрыв­ные - долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательно- стью, дрожащие - многоударностью, раскатистостью. Та­ким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая про­является в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых зву­ков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, ме­нее сильные - неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется диф- т о н г о м. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносит­ся кор[уб]ва, лголок[уб], л[йе]с, с[ие]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, ког­да оба гласных обладают одинаковой силой и длительно­стью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слого­вой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, на­пример в английском time - ‘время’, table - ‘стол’, go - ‘идти’, в немецком mein - ‘мой’, heute - ‘сегодня’. Если в дифтонге первый соглас­ный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий диф­тонг, например в испанском puerta - ‘дверь’, tierra - ‘зем­ля’, nuevo - ‘новый’. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. § 136).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется н е- прикрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся не­слоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да- ска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-л’и], [за-ко-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закры­тым: [стол], [край], [заи-ч’ик].

Понятие слога. Теории слога

Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха .

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога.

Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.

Сонорная теория , предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.

Теория мускульного напряжения , сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин . Его теория получила название теории громкости . Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.

Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.

Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.

§ 51. Более сложной фонетической единицей, по сравнению со звуком или дифтонгом, является слог. Слоги – это кратчайшие произносительные единицы речи, кратчайшие элементы (сегменты), на которые распадается звучащая речь, речевой поток в произносительном отношении. "В первом приближении слог может быть определен как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи" .

Как известно, звуки речи, отличающиеся друг от друга в артикуляционном и акустическом отношении, в речевом потоке строго не разграничиваются, поскольку артикуляции смежных звуков в составе более сложных единиц частично накладываются одна на другую. Выделение фонем в потоке речи, как уже отмечалось, возможно лишь в результате лингвистического анализа. Членение речевого потока на слоги, выделение слогов в речи не вызывает особых затруднений, однако объяснение понятия слога, его сущности, определение его границ связано с большими сложностями.

По утверждению некоторых лингвистов, "слог – одна из самых сложных фонетических единиц" , "дать определение слога, выяснить его сущность и особенно те принципы, согласно которым происходит это членение (речь идет о членении речевого потока на слоги. – В. Н.), т.е. определить границы слога, представляется одной из самых трудных проблем фонетики" . Не случайно "природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными" .

Трудности определения слога, его границ в речевом потоке связаны с тем, что слог сам по себе "никогда не может быть носителем смысла, а является лишь результатом физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающих определенный акустический результат" , что в большинстве языков, а именно в языках фонемного строя, каким является и русский, "он не соотносится с к.-л. значимыми единицами, а выявляется на основе достаточно неопределенных фонетических характеристик" .

Следует заметить, что в русском языке, так же как и во многих других языках, слог по своему звуковому составу может совпадать со значимыми единицами языка – словами или морфемами (ср., например, многие односложные слова: а, и, у, на, по, от, под, он, тот, так, там, здесь, дом, стол, лес, сад, день, тень; ср. также: вы-бор, из-нос, про-ход, не-вы-ход, не-до-лет). В то же время в большинстве случаев слова и морфемы, прежде всего корневые, состоят из двух и более слогов (например: го-род, ста-кан, та-ра-кан, о-то-звать, и-зо-бра-зить, пе-ре-си-лить). С другой стороны, имеется немало односложных слов, состоящих из нескольких морфем (ср.: бра-тъ, бра-л, зна-ть, зна-л, в-ста-ть, в-ста-л, с-би-ть, с-би-л, с-кры-ть, с-кры-л и т.п.).

Есть и такие языки, в которых границы слогов, как правило (почти всегда), совпадают с границами между морфемами. К ним относятся языки слогового типа, такие, как, например, китайский, вьетнамский, японский.

§ 52. Существуют разные теории слога, среди которых наиболее известны две: артикуляционная, или экспираторная, мускульная, теория мускульного напряжения, и акустическая, или сонорная, теория сонорности.

Артикуляционная теория слога , чаще называемая теорией мускульного напряжения , была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном; в советском языкознании она была развита Л. В. Щербой и его учениками. Согласно этой теории слог определяется как "минимальная произносительная единица, т.е. такая последовательность речевых движений, к-рая образуется единым дыхательным толчком (Р. Стетсон), единым импульсом мускульного направления (Л. В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л. А. Чистович и др.)" . Иначе, это "часть речевого потока, начиная с усиливающегося звука и кончая ослабляющимся" , "звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха" . Для проверки правильности такого понимания слога обычно рекомендуется произносить отдельные слова перед пламенем горящей свечи: сколько раз пламя дрогнет при произнесении того или иного слова, столько слогов должно быть в составе данного слова.

Объяснение слога как отрезка речи, произносимого одним дыхательным толчком, не выдерживает критики. Как показывают экспериментальные данные, число дыхательных толчков при произнесении отдельных слов не всегда совпадает с числом слогов в этих словах. Например, междометное слово ау считается двусложным, хотя оно произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (при его произнесении пламя свечи вздрагивает один раз). Такие глагольные формы, как ткать, ткёт, бди, признаются односложными несмотря на то, что при их произнесении наблюдается два толчка выдыхаемого воздуха (пламя свечи вздрагивает два раза) .

Виднейшим представителем акустической теории слога , или теории сонорности , был известный датский лингвист Отто Есперсен. В нашей стране эта теория развивалась Р. И. Аванесовым и другими учеными. В соответствии с данной теорией слог определяется как "волна нарастания и ослабления звучности" , "сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным" , "сочетание слогообразующего элемента (обычно гласного) с одним или несколькими неслогообразующими элементами – согласными" , как "отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними – предшествующим и последующим" .

Теория сонорности тоже не в состоянии объяснить некоторые вопросы выделения слога. Слабым местом этой теории является, в частности, то, что она не позволяет определить границы между слогами в составе многих слов.

§ 53. Слоги в разных языках и в отдельно взятом конкретном языке заметно различаются по своей структуре .

Слог может состоять из одного, двух и более звуков. В составе каждого слога выделяется один "главный" звук – слоговой , или слогообразующий . Он называется еще вершиной слога (слоговой вершиной), его центром , или ядром . Это – наиболее звучный элемент слога. Остальные, неслоговые, звуки в слоге образуют его периферию. Периферийные звуки могут находиться перед слоговым звуком, могут следовать за ним или располагаться по обе его стороны, а могут и отсутствовать в слоге, т.е. слог может быть представлен одним лишь слоговым звуком .

Слогообразующим обычно является гласный звук. В некоторых языках в качестве слоговых употребляются не только гласные, но и согласные звуки, прежде всего сонорные. Так, в чешском языке слоговыми могут быть сонорные l и r . В качестве слоговых эти звуки употребляются в положении между разными согласными или в абсолютном конце таких слов (словоформ), как, например: vlk (волк),plst (войлок), nesl (нес), brта (бровь), krk (шея), prst (палец), hrdlo (горло), vrba (верба), Тrnка (фамилия чешского лингвиста), Вто (название города). Те же согласные (/ и г) могут быть слоговыми в словацком языке, например, в словах slza (слеза), zrno (зерно). В сербском языке в качестве слогового употребляется согласный р [г], например, в таких словах: брз (быстрый), с"рце (сердце), трг (рынок, площадь). Сонорные согласные могут выступать в качестве слоговых в английском языке. Таковым является, например, конечный звук l в слове little (маленький). В литовском языке слоговыми являются все соноры (/, т, п и г) в составе смешанных дифтонгов с восходящей интонацией, например в словах: vilkas (волк), pulkas (полк), kaltas (виноват), gardas (огороженное место), turgus (рынок, базар), kur (где), visur (везде), antis (пазуха), ginti (гнать), irati (брать). Плавные сонорные согласные л и р [r] регулярно употреблялись в качестве слоговых в древнерусском, старославянском языках, например в словах: плъкъ (полк), тръгъ (торг).

В современном русском языке в качестве слогового может выступать любой сонорный согласный "в беглом разговорном стиле произношения" . Слогообразующую функцию такие согласные выполняют (при беглом разговорном произношении) в случае их сочетания с другими (преимущественно шумными) согласными, чаще всего в абсолютном конце слова, например в таких словах: рубль , мысль , смысл , кремль, спектакль, спектр, центр, театр, жизнь, болезнь, боязнь, фильм, реализм, патриотизм. Реже такие согласные выступают как слогообразующие внутри многосложных слов в положении между разными согласными, например звук л в слове джентльмен. В качестве слоговых сонорные согласные внутри слова могут выступать в случае полной редукции соседнего безударного гласного в многосложных словах: учительница , жаворонок , Ивановна . Естественно, соноры произносятся как слоговые звуки в словах, в составе которых гласные отсутствуют: брр (междометие, выражающее чувство холода, отвращения, презрения и т.п.), тпррр (употребляющееся наряду с тпру междометие, которым останавливают лошадь).

В отдельных случаях слогообразующую функцию могут выполнять и шумные согласные. Это бывает, в частности, при отсутствии в составе слова гласных и сонорных согласных (ср., например, русск. междометия тсс!, тшш! или чш!, чш-ш!, франц. pst! – в значении "тсс!") . По утверждению М. В. Панова, в русском языке в качестве слоговых выступают конечные согласные в таких словах, как ветвь, волхв, Вакх, билингв, букв (родительный падеж множественного числа), предпоследний согласный в фамилии Коше .

Неслоговыми звуками, образующими периферию слога, обычно являются согласные. В то же время неслоговыми могут быть и гласные, например в китайском языке . По мнению некоторых лингвистов, есть неслоговые гласные и в русском языке: конечный звук в словах (словоформах) типа кий, опий, ликуй, выкуй иногда рассматривается как неслоговой гласный и [i], а конечный звук начального (или единственного) слога в словах Айвазовский, байронический, рейд, флейта – как неслоговой э [е] .

§ 54. Слоги в разных языках различаются и могут классифицироваться по ряду конкретных признаков. В русском языке, например, они традиционно классифицируются в зависимости от положения слогового звука по отношению к концу слога. По этому признаку слоги делятся на два типа: слоги открытые и закрытые. Открытыми считаются слоги, оканчивающиеся слоговыми звуками, например в словах: во-да, стра-на, мо-ло-ко. Закрытыми называются слоги, которые оканчиваются неслоговыми звуками, например в словах: дом, стол, под-нос.

В зависимости от положения слогового звука по отношению к началу слога многими лингвистами различаются слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытые – это такие слоги, которые начинаются неслоговыми звуками, например в словах: да, но, два, дом, стол. Неприкрытые – это слоги, начинающиеся слоговыми звуками, например в таких словах: он, акт, остр.

На основании обоих названных признаков, т.е. в зависимости от положения слогового звука по отношению к началу и концу слога, все слоги можно разделить на следующие четыре типа: 1) открытые неприкрытые (открыто-неприкрытые, или неприкрыто-открытые), т.е. состоящие из одного, слогового звука, который занимает положение и начала, и конца слова, например: а, и, у, о-чертить , у -гостить, по-о-бещать, ради-о; 2) открытые прикрытые (открыто- прикрытые, или прикрыто-открыгые), т.е. начинающиеся слоговыми звуками и оканчивающиеся неслоговыми, например: два, дно, сто, во-да, стра-на ; 3) закрытые неприкрытые (закрыто-неприкрытые, или неприкрыто-закрытые): ад, ум, он, акт, остр и др.; 4) закрытые прикрытые (закрыто-прикрытые, или прикрыго-закрытые): дом, стол, брат, вздох, страсть и т.п.

Некоторые лингвисты среди закрытых слогов особо выделяют слоги полузакрытые (или полуоткрытые ), т.е. оканчивающиеся сонорными согласными, а среди прикрытых – полуприкрытые , т.е. начинающиеся сонорными согласными .

В зависимости от наличия или отсутствия словесного ударения слоги иногда подразделяются на сильные и слабые. Сильными называются слоги, на которые падает словесное ударение, слабыми – слоги, у которых словесное ударение отсутствует .

Примечание. Существует и иное понимание сильного и слабого слога. "По количеств, характеристике различают С. (т.е. слоги. – В. Н.) сильные, или "тяжелые" (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного + согласный), и слабые, или "легкие" (рифма состоит из краткого гласного)" . В близком значении иногда используются термины "долгий слог" и "краткий слог". "Для некоторых языков, например для древнегреческого и латыни, для арабского, существенно различение долгих и кратких слогов. Долгие слоги содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой из двух и более согласных; краткие слоги содержат краткий гласный не перед группой согласных" .

У разных типов слогов можно выделить конкретные модели, которые различаются количеством неслоговых звуков и порядком их расположения по отношению к слоговому звуку. Это можно пояснить на материале современного русского языка, в котором модели слогов исключительно разнообразны. В нем обнаруживается, примерно, 20 слоговых моделей. (При описании моделей слогов ниже используются следующие символы: С – для обозначения слогового звука и Н – для обозначения неслогового звука.) Открыто-неприкрытые слоги в русском языке, как уже известно, представлены одним звуком – слоговым. Следовательно, все они представляют одну слоговую модель – С (например, в словах: а, и, у, увидеть, о-чертить, по-о-бещать, ради-о). Открыто-прикрытые слоги представлены такими моделями: НС (да, но, мо-ло-ко ), ННС (два, сто, жду), НННС (мзда, п-скра, се-стра). Закрыто-неприкрытые слоги относятся к следующим моделям: СИ (ад, ум, он), СНН (акт, иск, ость), СННН (остр, Омск, Орск), СНННН (Эрнст – личное имя). Закрыто-прикрытые слоги образуются по таким моделям: НСН (дым, кот, наш), НСНН (гость, мост, шифр), ННСН (брат, стол, трон), НСННН (перст, пестр, Курск), ННСНН (дрозд, спорт, треск, хвост, Днепр), НННСН (вдруг, вздох, здрав, страх, строй), НСНННН (чувств, зло-действ), ННСННН (Днестр, се-квестр), НННСНН (страсть, изве-стность), ННСНННН (свойств, средств), НННСНННН (у-стройств) (примеры приводились выше, в § 54).

§ 55. Слоги есть во всех языках мира. При этом в разных языках они существенно различаются по своему строению, о чем уже говорилось выше. В частности, эти различия проявляются в отношении протяженности, фонетической сложности слогов, т.е. возможного количества звуков, составляющих один слог. Так, например, в китайском языке в состав слога может входить не более четырех звуков, в то время как в русском языке встречаются слоги, в которых содержится в два раза больше звуков.

В русском языке, как уже говорилось выше, различаются все основные типы слогов, т.е. слоги открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. В общеславянском языке (или в славянском праязыке) на определенном этапе его развития, а также в древнерусском языке – до падения слабых редуцированных гласных – были возможны только открытые слоги, закрытые слоги не употреблялись, действовал так называемый закон открытого слога. Отсутствуют закрытые слоги и в некоторых современных языках, например в полинезийских (в языках коренного населения Полинезии). Только открытыми могут быть конечные слоги в испанском языке, точнее – в его исконной лексике. В арабском языке возможны открытые, закрытые и прикрытые слоги, но невозможны слоги неприкрытые, т.е. "допустимы лишь слоги вида “согласный + гласный” и “согласный + гласный + согласный”" .

В некоторых языках ограничен набор возможных моделей слогов (по сравнению с современным русским языком). Так, например, в японском языке прикрытые слоги начинаются единичными согласными, т.е. отсутствуют слоги, начинающиеся сочетанием разных согласных . То же самое характерно для исконной лексики финского и других языков финно- угорской семьи, тюркских языков. В ряде языков возможны различные ограничения в употреблении конечных согласных в закрытых слогах. Например, в дагестанском языке в конце закрытого слога могут употребляться только сочетания сонорных согласных с последующим шумным; в немецком языке в конце слога невозможны звонкие шумные согласные; в шведском языке "за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным – краткий согласный" .

§ 56. Особенно сложным в теории слога представляется вопрос о выделении слогов в потоке речи, об определении границ слога , или слогораздела . Деление речевого потока на слоги во многих языках, в том числе и в современном русском языке, вызывает большие трудности. Это связано "с отсутствием единого понимания сущности слога.., а также с отсутствием четких критериев, на основании к-рых можно говорить о месте межслоговой границы" .

В русском языке границы между слогами (слогораздел) принято определять с учетом "закона восходящей звучности", суть которого состоит в том, что "в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине – гласному" . Звучность звуков речи можно различать с разной степенью точности. В зависимости от этого устанавливается разное количество степеней звучности звуков; некоторые ученые различают до десяти степеней звучности . По мнению Р. И. Аванесова, для установления слогораздела достаточно деления звуков по степени звучности на три большие группы: гласные (самые звучные), сонорные согласные, или сонанты, включая звук й [j] (менее звучные), шумные согласные (наименее звучные). В соответствии с таким делением звуков при сочетании шумного или двух шумных согласных с последующим сонорным внутри слова слогораздел проходит после гласного (например: па-трон, по-дъем , се-стра), при сочетании сонорного с шумным или двумя шумными – после сонорного перед шумным (ам-бар, вой-на, напер-сток), при сочетании разных шумных согласных – перед начальным шумным после гласного (со-пка , ни-тка) и т.д.

На основании осуществленных опытов установлено, что при сочетании сонорных согласных с последующими шумными слогораздел может проходить между сонором и предшествующим гласным, например, "возможно слогоделение мо-ржи, го-ржусь и даже ба-нда, бо-мба (хотя чаще мор-жи, гор-жусъ, бан-да, бом-ба)" . Болес того, некоторыми лингвистами высказывается мнение, согласно которому слогораздел в русском языке всегда происходит после гласных .

По утверждению отдельных лингвистов, на слогораздел в русском языке оказывают влияние и такие факторы, как словесное ударение, морфемные границы в слове .

Гораздо проще решаются вопросы определения слогораздела в таких языках, в которых отсутствуют закрытые слоги, или в языках, в которых границы слогов совпадают с границами морфем.

  • Маслов Ю. С.
  • Панов М. В. Русская фонетика. С. 171.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 166.
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. 1975. С. 78.

Понятие слога и правила деления слов на слоги до сих пор является спорным. Проблема слога в том, что в естественной речи границы слога неуловимы, они вообще не существуют. Слоги могут появляться в определенных условиях (если нужно что-то сказать отчетливо, при скандировании)

Слог – это потенциальная речевая единица.

Теории слога:

1. Экпираторная (от латинского выдыхание) - появилась в конце 19 века. Создатели – немецкие ученые

В центре внимания дыхание. Слог – это сочетание звуков произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не позволяет: а) определить количество слогов в слове. (сплав – п – смычный взрывной)

б) нельзя определить место слогораздела при стечении согласных внутри слога.

2. Сонорная теория - на материале русского языка ее разработал Рубен Иванович Аванесов, в 20 веке, которую изначально предложил датский лингвист Гесперсен. Подробно разработана Пановым.

В центре не физиологический процесс дыхания, а звучность звуков. Звучность – это соотношение в звуке голоса (тона) и шума. По этому соотношению выделяют 4 группы звуков:

1. Гласные (4)

2. Сонорные согласные (3)

3. Шумные звонкие согласные (2)

4. Шумные глухие согласные (1)

0 – пауза

Каждой группе присваивается индекс звучности.

Звуки разной звучности образующие слово образуют так называемую волну звучности (звуковую волну)

Сонорная теория позволяет:

1. Определить количество слогов в слове: сколько в слове вершин звучности, столько и слогов. Звуки, образующие вершину волны (слога), называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

а) гласные

б) сонорные, но в определенных позициях:

В начале слова перед шумным (ртуть)

В конце слова после шумного (смысл)

В русском языке есть неслоговой гласный [и] неслоговой с индексом 3,5. Ослабленный [j] 3 (май)

2. Выработала правила слогораздела при стечении согласных внутри слова. Используются два принципа:

а) принцип восходящей звучности в пределах слога: от начала слова до его вершины (как правило гласного) звучность должна нарастать или останавливаться на одном уровне.

б) принцип открытого слога: если можно не нарушая принципа восходящий звучности оставить звук открытым, то такой слогораздел правильный.

Сонорная теория не конечна.

В соответствии с двумя принципами в сонорной теории выработаны следующие правила слогораздела при стечении согласных:

а) шумный + шумный (ша/пка)

б) сонорный + сонорный (во/лна)

в) шумный + сонорный (сло/жный) - группы согласных уходят в следующий слог. Это значит, что неконечный первый слог будет открытый.

г) сонорный + шумный (кон/фуз)

д) и неслоговой + шумный (стой/ка)

Закрытыми слогами называют слоги, заканчивающиеся на неслоговой. Открытыми называют слоги, заканчивающиеся на слоговой.

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие). Звуки, образующие вершину волны (слога) называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

Гласные;

Сонорные (НО только в определенных позициях): ртуть – [р т у т’]-

Позиции, в которых сонорные выступают как слогоносители:

В начале слова перед шумным;

Конец слова после шумного; смысл – [с м ы с л]-

В русском языке есть 1 неслоговой гласный – и (3,5)

и -неслоговый – ослабленный [ј ] (3)

май – [м а и -неслоговой]

Типы слогов:

прикрытый слог - начинающийся с согласного

неприкрытый слог – начинающийся с гласного

кон-верт – первый слог прикрытый

и-зба – первый слог неприкрытый

2) закрытый слог – оканчивающийся на согласный (закрытым считается слог, заканчивающийся на неслоговой)

открытый слог – оканчивающийся на гласный (открытым считается слог, заканчивающийся на слоговой)

кон-верт – оба слога закрытые

и-зба – оба слога открытые

Например, физкультура – фи-скул’-ту-ра

фи–прикрытый/открытый; скул’-прикрытый/закрытый; ту– прикрытый/открытый; ра -прикрытый/открытый

Слогораздел. Теории слогораздела. Слогоделение в едином фонетическом слове.

Слогораздел - граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.

Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.

Первая теория - теория Аванесова - базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил:

при последовательности СГСГСГ (С - согласный, Г - гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т.д.). Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных - СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине - гласному.

По собственной звучности Аванесов различает три большие группы - гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный

согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум-ка, но ко-шка (оба согласные - шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).

Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой и логичностью, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются - льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности - в «разрешённом слоге» кошка (ко-шка) на самом деле согласный [ш] более звучен, чем [к], так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.

Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой, учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы). Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка , ка-ра-ка-ти-ца , про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.

2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/ ) в словоформах типа ра-на , ре-па , где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка , ре-пка , где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран- , реп- , не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка , вой-на , вой-ско-вой ). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот , спор , нос , уголь , хвост , ремонт ), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас - "купил ананас" , ку-пи-л ма-ши-ну , ку-пи-л ско-во-ро-ду ), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание - гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот , произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы -образную окраску, а конечные мягкие - и -образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ ] и [ь ], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

Закон восходящей звучности.

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: [мÙ-шы́–нъ]. Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [р^-к٬э́-тъ], [хъ- р^-шо́], [цв٬иэ–ты́], [с^ро́-къ].

2.Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б٬и́-твъ], [зв٬иэ–зда́],[р٬э́-ч٬къ].

3.Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р٬и́-фмъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл٬и], [жа́дныį].

4.Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [в^-лна́], [по́-мн٬у], [к^-рма́н]. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [в^л – на́], [по́м-н٬у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [^р–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [к^н–цы́].

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и].

7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч٬а́į-къ], [в^į-на́], .

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные.

В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога. Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например:

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) – на стур-ци-и. Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны]. Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Периферийные гласные неслоговые. Но слоги могут и не иметь гласного,напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг).

Правила слогоделения в русском языке.

сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: àШ + Ш О - КТЯБРЬ

Сочетание шумного и сонорного отходит также к неначальному слогу: àШ + С РИ - ФМА

Сочетание сонорных отходит к неначальному слогу: àC + C ПО – ЛНЫЙ

Сочетание сонорного и шумного делится пополам: Ш // С КОР- КА

Сочетание J с последующим сонорным делится пополам: J // С ВОЙ - НА



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх