Когда ребенок способен засыпать один. Как безболезненно научить ребенка засыпать самостоятельно: техника самостоятельного засыпания. Большой американский миф - младенца можно избаловать

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Малышу двух-трех лет пора спать. Но он как будто специально тянет время: то водички ему принеси, то подушечку поправь. Просит задвинуть шторы, а через пять минут требует их раздвинуть: ему, видите ли, так больше нравится. И вообще будет лучше, если мама посидит с ним рядом – пока он засыпает.

Взрослые начинают раздражаться: сколько дел еще нужно переделать, а желанная свобода все не наступает! Вот у других ребенок только коснется головой подушки, как уже спит. Никаких специальных убаюкиваний не требует. А это… Да он просто издевается! Не стоит волноваться. Во-первых, у других тоже бывает по-разному. Во-вторых, вечерняя усталость и накопившееся раздражение родителей не способствуют правильной оценке ситуации.

Почему они не любят спать?

Малыши, в отличие от взрослых, не любят ложиться спать. Они воспринимают сон почти так же. Как люди архаических времен. Древние люди думали про спящего: его здесь временно нет. Конечно, малыш не может объяснить свое поведение такими словами. Но каждый раз перед засыпанием он переживает расставание с близкими (закроешь глаза и ничего не будет) и невозможность активного движения.

А ребенок раннего возраста мыслит и чувствует по преимуществу в движении. Недаром психологи называют его интеллект «психомоторным». Нет ничего удивительного, что малыш всеми доступными ему средствами хочет оттянуть неприятный момент. Кроме того, ребенку кажется, что тратить время на сон равносильно пропуску чего-то очень интересного.

Что делать?

Чтобы укладывание не превращалось для взрослых в пытку, постарайтесь придать этому процессу некоторую структуру – с учетом психологических особенностей и потребностей малыша.

Каждая мама может рассказать, как ее двухлетний ребенок с забавной настойчивостью требует воспроизведения каких-то слов и действий. Например, целовать его надо обязательно три раза: причем сначала в лобик, а потом в обе щечки; перед купанием посадить в ванную резинового пупса, а уж потом – самого малыша; кашу класть в одну и ту же привычную тарелочку.

Родители удивляются настойчивым требованиям ребенка читать на ночь одну и ту же сказку. Малыш при этом внимательно следит, чтобы текст воспроизводился полностью, без всяких пропусков и замены слов.

Почему? В раннем возрасте ребенок усваивает огромное количество информации, развитие его идет невероятно быстро. Детский консерватизм – обратная сторона этого процесса, своеобразная защитная реакция психики от многообразия впечатлений. Динамичный мир должен получить какие-то устойчивые характеристики, фиксированные метки.

Малыш наполняет свою жизнь самостоятельно создаваемыми ритуалами. У каждого ребенка индивидуальный набор таких ритуалов. Но практически все дети пытаются придать ритуальный характер своему засыпанию. Если пустить дело на самотек, гонять перед сном туда-сюда маму (или няню) и капризничать – это может стать для ребенка ритуалом, и борьба с этой привычкой будет болезненной. Лучше привнести в этот процесс разумный порядок и содержательность.

Правила поведения

Нельзя укладывать малыша спать в спешке, сопровождая свои действия словами «Скорей, скорей!». Это не дает ему расслабиться, создает ненужную напряженность, может спровоцировать капризы. На укладывание нужно оставлять время с запасом, чтобы была возможность включить в него и общение, и игру.

Пусть малыш перед сном «проиграет» предстоящее ему укладывание: приготовит постельку для куклы, покачает ее, положит в кроватку, поцелует, пожелает «Спокойной ночи!» - то есть сделает все то, что составляет ритуал его собственного прощания перед сном.

Если ребенок в чем-то провинился, конфликт нужно разрешить до сна и ни в коем случае не угрожать карами на следующее утро: «Вот проснешься – я тебе покажу!». Малыши не понимают отсроченных наказаний, зато погружаются в сон с ощущением, что их не любят. Это крайне болезненное переживание.

Сделайте чтение или рассказывание сказки традиционным совместным занятием перед сном. Читайте и рассказывайте рядом с детской кроваткой – тогда ребенок будет связывать с ней приятные минуты общения. На ночь лучше читать что-нибудь знакомое. Во время чтения посадите малыша на колени, прижмите его к себе, если он сидит рядом, или держите за ручку: телесный контакт рождает чувство единения и защищенности.

Малышу трудно расставаться с любимыми взрослым. Поэтому «прощание» должно быть наполнено особым, ярко выраженным проявлением чувств, подтверждением любви и принятия со стороны взрослого. Обязательно обнимите и поцелуйте малыша, назовите ласковым словом перед тем, как выйти из комнаты.

Последовательность ваших собственных действий и совместных действий с ребенком должна повторяться изо дня в день, чтобы вы могли сказать: «Мы сделали то-то, то-то и то-то. Теперь тебе пора спать, а я уйду делать дела». Будьте нежны, но настойчивы. На призывы ребенка после окончания ритуала отвечать не следует.

Постарайтесь предвидеть некоторые ситуации, чтобы не допустить их. Например, вы знаете: уложенный в кроватку малыш только вы выйдете, обязательно попросит водички. Предложите ему попить заранее, а потом поставьте на столик рядом с кроваткой чашечку с водой. Если боитесь провокаций («Мама! Я пролил водичку!»), налейте воду в бутылочку с соской. Ничего страшного, если ребенок днем такой бутылочкой не пользуется: она будет лишь декорацией для вечернего действа. Точно так же ведите себя, если малыш начинает проситься на горшочек. Поставьте горшок у кроватки. Если малыш захочет пописать, то должен сделать это без вашей помощи.

Внимательно отнеситесь к просьбе ребенка оставить в комнате ночник: многие дети боятся темноты, и нет причин оставлять их один на один с их страхами. Используйте «волшебные» лампы с изображением спокойно двигающихся фигурок или предметов. Они отвечают потребности ребенка наблюдать движение и успокаивают. Но включайте такую лампу только перед засыпанием, когда вы сами уже покинули детскую. Образ лампы со всеми ее красотами должен быть «привязан» исключительно к укладыванию. В другое время дня лампу лучше вообще убирать с глаз малыша.

Вашим молчаливыми союзниками в укладывании могут стать звездочки, «проявляющиеся» в лучах ночника, или другие подобные изображения. Можно каждый раз наклеивать звездочки в разных местах над кроваткой малыша: «Я выйду из комнаты, а ты попробуй отыскать глазками новую звездочку!».

Имейте в виду : каждый ребенок имеет индивидуальные особенности. Если малыш страдает нарушением сна или у него выражены невротические проявления, излишняя педагогическая жесткость может ему навредить. В таких случаях лучше пожертвовать полчаса времени и дождаться у кроватки, пока малыш заснет, чем своей принципиальностью усугубить уже имеющиеся проблемы.

Первые месяцы после рождения кроха спит большую часть суток. Как правило, и проблем с засыпанием в этот период не наблюдается. Маленький просыпается, чтобы поесть, немного поглазеть на мир и снова сладко засыпает, посасывая мамину грудь. Постепенно время сна сокращается, а время бодрствования, соответственно, увеличивается. Большинство родителей деток от 6 месяцев и до 2 лет (иногда более младшего, или напротив старшего возраста) задают вопросы на женских форумах в интернете или спрашивают у своих более опытных знакомых или бабушек «Как уложить ребенка спать без слез, капризов и нервотрепки?».

Укладываемся спать без слез и капризов

Проблемы с засыпанием у новорожденных связаны не с капризным характером, не с избалованностью дитя, а с особенностями работы нервной системы маленьких детей. В отличие от взрослых, малыши первого года жизни попросту не умеют осознанно расслабляться и отключаться от посторонних раздражителей в тот момент, когда организму требуется отдых и по времени пора заснуть. Но если родители будут правильно действовать, то слез и капризов можно будет уж если не избежать полностью, то свести к минимуму.

Как правильно уложить ребенка спать: простые советы молодым родителям

  • По мнению современных педиатров, малышам до года не стоит строго соблюдать режим. Внимательное наблюдение за малышом позволит вам разобраться в его биоритмах и верно организовать время отдыха и кормлений. Сонный ребенок начинает зевать, трет глазки, становиться вялым или капризным. Заметили эти признаки – срочно укладывайте , чтобы не пропустить момент засыпания.
  • Малышу повезло, если мама кормит грудью по требованию: в раннем детстве детки, вдоволь насытившись, с легкостью засыпают у груди. Кормите грудью хотя бы до года, так вы сможете укладывать ребенка спать без слез до того момента, пока не придет время отнять кроху от груди.
  • Очень важно перед отходом ко сну создать маленькому комфортную расслабляющую обстановку. Для этого подойдут теплая ванна (будьте внимательны, на некоторых детей ванна действует возбуждающе, в этом случае ребенка надо купать за 2 часа до сна), релаксационный массаж (многие детки засыпают, если их нежно поглаживают по спинке или животику), ароматерапия с маслами лаванды, мускатного ореха, сандалового дерева, жасмина.
  • Обратите внимание на одежду крохи: это должны быть мягкие и приятные на ощупь вещички.
  • Некоторым деткам помогает уснуть мамина колыбельная, не громкая расслабляющая музыка со звуками природы (журчанием воды, шумом дождя).
  • Многим деткам помогает уснуть укачивание в кроватке или на руках. Если ваша кроха из таких детишек, не стоит пренебрегать этим проверенным веками методом (См статью ).
  • Не забывайте о поддержании комфортной температуры и влажности в комнате ребенка. Оптимальный вариант: 20-22 градуса. Не кутайте малыша, дети плохо спят, если им жарко.
  • Перед сном как минимум за час исключите просмотр мультфильмов и шумные игры.
  • Создайте в семье спокойную и дружелюбную атмосферу. Кроха на эмоциональном уровне воспринимает напряженную обстановку и болезненно на нее реагирует.

ВИДЕО: 8 способов уложить грудничка спать

Ритуалы для засыпания

Молодым родителям, деткам которых уже исполнилось 6-7 месяцев, можно посоветовать выработать систему «сонных» ритуалов. За 20-30 минут до сна родители ежедневно совершают одни и те же действия, которые карапуз в скором времени начнет ассоциировать с засыпанием.

В «сонные» ритуалы можно посоветовать включить:

  • «Прощание с солнышком». Малыша берут на руки, подносят к окошку и рассказывают, что солнышко, птички и зверюшки уснули. На небе зажигаются звездочки – значит, всем деткам пора спать. После этих слов задергиваются шторы, выключается свет, и малыша укладывают в постель.
  • Чтение книг (рассматривание картинок с детками до года) перед сном.
  • Укладывание в постель любимой игрушки.
  • Пение колыбельной.
  • Можно завести традицию каждый вечер спокойным голосом рассказывать крохе о том, как прошел день, как ваш малыш устал и сейчас сладко уснет и т.п.
  • Похожий способ – 3-4 ежедневно повторяющиеся фразы типа: «Наш ангелочек устал. Мамочка и папочка рядом. Сейчас мы будем сладко спать».

«Сонные» ритуалы при правильном подходе облегчают труд родителей, карапузы достаточно быстро начинают понимать смысл этих действий и без проблем укладываются спать. Исключение составляют случаи, когда крохе нездоровиться (повышенная температура, режутся зубки и т.п.).

Видео:

По мнению сомнологов (специалистов в области сна), ребенка необходимо обучать засыпать самостоятельно так же, как вы учите его самостоятельно кушать, умываться, одеваться. Разработаны специальные методики, применив которые, родители смогут уложить ребенка спать без слез и истерик.

Методики применяются к детям 9-15 месяцев и направлены на смену ассоциаций на засыпание. Если кроха находится на грудном вскармливании, а мама , то у ребенка возникает устойчивое представление: СОН = ЕДА . Цель данных методик сломать (сменить) эту ассоциацию, раздвигая по времени кормление и сон. Рассмотрим наиболее популярные их них.

Метод «Таймер» (по Трейси Хогг)

  1. Перед сном малышу дают вкусно покушать. После этого карапузу показывают таймер и говорят, что молочко закончится, когда прозвенит звонок. Таймер устанавливается на 10 минут. По звонку ребенка отнимают от груди и с ласковыми словами укладывают в постель. Вероятно, малыш будет плакать и требовать грудь минут 20-40. Будьте терпеливы. Успокойте ребенка. Уложите в постель и погладьте по спинке, пока кроха не уснет.
  2. Несколько дней подряд таймер устанавливается на 10 минут. Капризов не избежать, но на 3-4-й день детки отпускают грудь и засыпают по звонку.
  3. Следующие 3-4 дня таймер устанавливается на 4 минуты. Во время кормления мама читает маленькому знакомые потешки или сказку. После звонка ребенка отнимают от груди и продолжают чтение еще минут 5-10. После чего кроху укладывают спать. Так постепенно одна привычка заменяется другой.
  4. Еще через 3-4 дня отменяется кормление на дневной сон. Вместо груди малышу читают книжку. И на последнем этапе убирается вечернее кормление.

Метод «Фейдинг»

Наиболее длительный и мягкий способ отучения ребенка засыпать с грудью. На обучение может уйти 1.5-2 месяца.

Его суть в том, что мама не отказывает ребенку в сосании груди перед сном, но старается заинтересовать маленького интересной книгой, разговором. Иногда ребенок сможет уснуть без сосания, и это уже первый успех. Так постепенно мама находит другие способы успокоения (ритуалы) для крохи, уснуть без груди у него будет получаться все чаще, и, наконец, малыш начнет засыпать без «сиси».

На следующем этапе постепенно сводят на нет ночные кормления (): вместо груди малышу, конечно же, не нужно читать ночью книги, достаточно погладить его по спинке, дать попить воды или сказать традиционную фразу: « Мама рядом – спи спокойно» . Со временем маленький, проснувшись ночью, перестанет искать грудь, а число пробуждений сократиться.

По теме: и еще важная статья: почему ребенок до года плохо спит ночью:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Метод «Объяснение»

Этот метод практикуют с детьми полутора – двух лет.

Подходит он как для грудничков, так и для искусственников.

Для малыша придумывают простую историю, по какой причине молока ночью не будет (коровка молочко ночью больше приносить не будет, потому что… или у «сиси» заканчивается молочко, осталось всего на один разок).

Эту историю рассказывают карапузу 10-15 раз в течение дня. Во время вечернего кормления ребенку в последний раз дают грудь (молоко из бутылочки) и еще раз напоминают, что ночью молочка не будет, потому что… После этого бутылочку или грудь ребенку не дают вообще. Таким образом прекращается грудное вскармливание (подробно о том, ), а ассоциация СОН = ЕДА заменяется другими ритуалами.

На реализацию этого метода уходит от 3-х дней до недели.

Метод «Выйти-войти»

На мой взгляд, наиболее болезненный для ребенка метод.

Суть методики в том, что мама укладывает ребенка спать и, не дожидаясь пока малыш уснет, выходит из комнаты на 5-7 минут. Если за это время дитя не успокаивается, мама возвращается, успокаивает малыша и снова выходит, предоставляя ребеночку возможность уснуть самостоятельно.

В скором времени (на этот способ уходит примерно 7-12 дней) маленький должен понять, что засыпать ему придется самостоятельно.

И в заключение нужно сказать: для того, чтобы уложить ребенка спать без слез, в первую очередь необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности характера и темперамента малыша.

Младенец сразу после рождения нуждается в материнском тепле, внимании и заботе. Значительную часть суток дети отводят сну. Чтобы кроха заснул быстрее испокон веков используют укачивание. способствует быстрому засыпанию новорожденного. Однако, наступает момент, когда мама принимает решение приучить засыпать малыша самостоятельно, без кормления грудью или укачивания. Чтобы переход прошел безболезненно для грудничка, необходимо правильно провести изменения в режиме.

Процесс укачивания напоминает грудничку однообразные и размеренные движения, когда малыш находится в мамином животе. Монотонность действий при этом связана в подсознании грудничка с чувством защищённости, помогает быстрее успокоиться и уснуть.

Существует версия, что такой ритуал, предшествующий отхождения ко сну, способен развивать вестибулярный аппарат, что в будущем поможет ребенку увереннее удерживать равновесие во время ходьбы.

Чтобы уложить грудного ребенка спать без укачивания и кормления грудью, важно изначально разобраться с тем, почему он не может долго уснуть. Причина беспокойного поведения новорожденного часто заключена в следующем:

  • Недостаточная усталость крохи. Если карапуз много и долго спит днем, мало играет на свежем воздухе, ограничен в движении, и когда приходит время ложиться в кроватку на ночной сон, начинает капризничать, протестовать против укладывания.
  • Нежелание или страх расставания с мамой. Дети знают прикосновение руки, запах, голос и сердцебиение матери с рождения. Привыкнув засыпать под боком у мамы, ребенок будет бояться и беспокоиться из-за того, что привычная обстановка изменилась.
  • Выработка привычек. Если с младенчества детей укладывать спать под размеренное укачивание, у них выработается определённая последовательность действий перед процессом засыпания.

Родителям важно знать с какого возраста лучше приучать малыша к самостоятельному засыпанию в кроватке без дополнительных усилий со стороны близких. Рекомендованный возрастной диапазон довольно широк – с 6 месяцев до 2–3 лет. Как только количество ночных кормлений сократится и за ночь карапуз просыпается единожды, можно начинать постепенное приучение. Начиная процедуру до года, следите за реакцией крохи. Если он не готов, лучше откажитесь от затеи. Годовалый малыш быстрее поддастся новому режиму, чем грудничок.

Доктор Комаровский отмечает, что проблема самостоятельно сна носит не медицинский, а педагогический характер. Приучить любого малыша к удобному графику по силам родителям, главное – запастись терпением и настойчивостью. Следует избегать частого укладывания ребенка спать при помощи укачиваний, чтобы не сформировать устойчивой привычки у крохи.


Как научить грудничка засыпать самостоятельно

Важно процесс укладывания малыша в постель превратить в спокойный и естественный ритуал. Отучить кроху от качания можно только одним способом – перестать его укачивать. Обязательно надо рассказать малышу, что у него есть свое спальное место, подготовить его к предстоящим изменениям. Даже если малыш ночью спит с мамой, дневные сны следует проводить в собственной постели. Составьте график вечерних мероприятий, выполняйте их ежедневно в одно и то же время. Последовательность действий может быть следующей:

  • прогулка на улице;
  • купание (можно использовать для ванночек отвары трав, обладающие успокоительным эффектом);
  • расслабляющий массаж;
  • время спокойных игр;
  • кормление;
  • колыбельная или сказка.

Нельзя практиковать нововведения, изменять привычный процесс засыпания и режим ребенка, если карапуз заболел или плохо себя чувствует. Для пересмотра расписания подберите время, когда малыш полностью здоров.

Необходимо научить ребенка различать дневной и ночной сон. Днем не стоит задергивать шторы, включать светильник, создавать особую атмосферу для сна. А вот ночью звуки и свет должны быть приглушенными.

Чтобы помочь малышу самому заснуть в кроватке, существует множество проверенных способов:

  • полежать рядом;
  • включить успокаивающую музыку;
  • положить рядом любимую игрушку;
  • рассказать малышу, какие животные (птицы, игрушки) уже уснули;
  • убаюкать малыша поможет сказка или колыбельная;
  • темнота способствует выработке гормона, способствующего засыпанию;
  • белый шум (фен, шум радио и т. д.);
  • длинный звук ш;
  • мягкое прихлопывание по спинке или плечику.

Ритуалы отхождения ко сну, которые сопровождаются одной и той же последовательностью совершаемых действий помогают создать новый режим. Совершаемый ритуал может быть разработан родителями самостоятельно исходя из графика малыша, его привычек.

Разрешите карапузу заснуть на маминой груди и переложите его в кроватку, коляску. Рядом положите свою одежду. Чувствуя мамин запах, ребенок будет спать крепче и спокойнее. Главный секрет – создать удобный дневной режим и придерживаться его, несмотря на все трудности. Пройдет время и малыш привыкнет к новым правилам сна и бодрствования.

Методики самостоятельного засыпания

Специалисты-сонмонологи настаивают на необходимости обучения ребенка самостоятельному засыпанию. При этом важно учитывать его возраст, тип темперамента и т.д. Существует множество методик самостоятельного детского сна. При этом они различаются по степени участия родителей в процессах сна и радикальности по отношению к ребенку.

Лояльные методики сводится к постепенному воздействии речевых и тактильных приёмов, которые воздействуя на кроху, помогут научиться успокаиваться и засыпать самостоятельно.
К таким воздействиям относят комплекс привычных маме манипуляций. Согревающая ванна с успокаивающими травами, защита от непроницаемости света в помещение, колыбельная или сказка, нежный мамин голос, мелодичные спокойные музыкальные мотивы помогают успокоиться ребенку. При этом родители отказываются от укачивания малыша, кормления грудью, пустышки и других способов, вызывающих устойчивое привыкание.

Постепенно кроха адаптируется к тому, что в момент беспокойства, просыпания его не берут на руки. Основой стратегии является последовательность родителей в действиях. При этом важно не устанавливать чётких дат достижения цели, не стоит ориентироваться на чужие успехи. Родителям важно оценивать характер плача малыша: конечно, если кроха плачет от боли, голода применение методов останавливают и удовлетворяют потребности грудничка. Возможны также случаи, когда малыш требует тактильного контакта, что проявляется в виде надрывного плача, истерик. Такого состояния допускать нельзя – возможно грудничок не готов к такому способу приучения к самостоятельности. Поэтому так важно опираться на индивидуальность каждой ситуации, характер ребенка, возраст, темперамент и т.д.

Техника «Фейдинг»

Считается одной из наиболее мягких и длительных методов. Суть его заключается в плавной смене привязанностей. Мама при засыпании отвлекает кроху от груди (укачивания, бутылочки) другими действиями, которые призваны заинтересовать ребенка (стишки, сказки, колыбельная и т.д.). Используя этот вариант, женщина не лишает малыша привычных процессов засыпания, но мягко сокращает время контакта с объектом. Для воплощения этой техники может понадобиться 1,5 – 2 месяца.

Метод «Долгое прощание»

Этот способ оптимален для мам, которые не готовы мириться с длительным плачем ребенка. Используя данную методику, родители постепенно увеличивают расстояние между собой и кроваткой крохи: ежедневно укладывая младенца спать, необходимо усаживаться всё дальше от ребенка. При этом малыш не испытывает страха расставания с мамой, ведь он слышит её голос и знает, что она близко.

Используя эту тактику важно учитывать несколько важных моментов: ребенок укладывается в постель, когда посылает сигналы готовности ко сну (зевает, трёт глазки, замедляются движения); если малыш выражает беспокойство, родители не берут кроху на ручки, а успокаивают его мягкими поглаживаниями, разговаривая с ним; также не следует допускать интенсивного плача малыша. Цикл «передвижения» маминого стульчика от кроватки до дверного проёма может занять от 10 до 20 дней. Психологи отмечают, что мама должна быть уверена в необходимости и правильности своих действий, ведь кроха может почувствовать её неуверенности и беспокойство.

Метод Элизабет Пентли

Сущность этой техники заключается в изменении привычных малышу ассоциаций, с которыми связывает малыш процесс засыпания. Автор метода рекомендует начинать процедуру укладывания несколько раньше принятого времени, что позволит крохе не переутомиться. Пентли также рекомендует заменить привязанность на игрушку или мамину вещ (например, платок). Также автор советует не реагировать на любое кряхтенье или похныкивание. Важно, чтобы младенец научился успокаиваться от нежного поглаживания, звука материнского голоса.

Существует целый ряд техник, направленных на обучение младенца самостоятельному сну, сущность которых заключается в выдерживании и увеличении родителями некоторого временного интервала между началом плача и моментом, когда мама подходит к малышу для успокоения. При этом мама не берёт малыша на ручки, а использует поглаживания, похлопывания, белый шум. Стоит отметить, что применять такие способы не рекомендуется для деток младше 6 месяцев, а некоторые психологи отмечают, что практиковать такие приёмы можно только после 3 –летнего возраста, когда малыш уже готов к «отделению» от мамы.

Что может мешать ребенку спать

Случается так, что 12-месячный малыш уже отвык от укачиваний, мамины старания не прошли даром. Однако засыпая в кроватке, он часто просыпается и плачет. Чтобы ночь прошла хорошо, определите, что мешает карапузу спокойно отдыхать, устраните раздражитель:

  • Мокрые подгузники. Чтобы ребенок меньше писал ночью, не давайте перед сном ему много воды, чая или компота.
  • Чувство голода. Блюда для ужина должны быть достаточно питательны для того, чтобы малыш мог сытно кушать перед сном.
  • Повышенный уровень шума. Голоса взрослых, телевизор или шум стиральной машинычастые причины беспокойства крохи.
  • Некомфортная обстановка в помещении. В комнате должно быть прохладно и влажно. Оптимальная температура воздуха – 18–22 градуса. Проветривайте помещение перед сном.
  • Неудобная одежда. Вещи карапуза должны быть сделаны из натуральных тканей, не сдавливать тело и ни мешать движениям, ни содержать грубых швов, аппликаций.
  • Насекомые и др.

Сколько времени потребуется для адаптации малыша к нововведению зависит от индивидуальных факторов, его возраста. Не стоит излишне давить на кроху, проявлять упорство, если ребенок требует внимания мамы, хочет ощущать её близость. С малышом можно договориться, обосновывая свои действия, постепенно сокращая время контакта и его частоту. Например, мама перед сном несколько минут совершает покачивания сидя на кровати взяв ребенка на руки. Затем укладывает в пастель и поёт колыбельную. Постепенно первый этап засыпания укорачивается, а второй удлиняется. Стоит отметить, лучше всего умеет спланировать сценарий отхода малыша ко сну мама, которая лучше остальных знает привычки и потребности своего ребенка.

Можно ли с первых дней жизни младенца научиться понимать его «язык» и начать полноценно общаться с ним? Как разобраться в характере новорожденного, чтобы ухаживать за ним с учетом его личных особенностей и темперамента? Есть ли простые и надежные способы решения таких типичных проблем младенческого возраста, как «беспричинный» плач или нежелание спать по ночам?

Об этом и многом другом рассказывает Трейси Хогг, специалист по уходу за новорожденными. Ее многолетний опыт и рекомендации помогли очень многим семьям, в том числе и звездным, справиться с трудностями первого года родительства и вырастить счастливых и здоровых малышей. Все советы Трейси предельно практичны и доступны каждому, а предлагаемые ею приемы исключительно действенны — возможно, потому, что ее подход основан на уважительном отношении к новорожденным детям, пусть маленьким, но личностям.


Почему эта книга достойна прочтения

  • Трейси Хогг — одна из самых известных авторов детско-родительской литературы, она признана наравне с именитыми Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Уильямом и Мартой Сирс;
  • must-have для всех родителей, у кого есть новорожденные: вы поймете, чего вам ждать, и научитесь справляться даже с тем, чего не ожидали;
  • автор компетентно и по-доброму объяснит каждой маме и каждому папе как в любви, уважении и заботе вырастить счастливого ребенка;
  • родители по всему миру называют Трейси современной Мэри Поппинс за ее действенные советы;
  • современные педиатры рекомендуют книги автора родителям во всем мире.

Кто автор
Трейси Хогг по праву считается современной Мэри Поппинс, по всему миру молодые мамочки пользуются ее методикой по самостоятельному засыпанию младенцев.
Автор была медицинской сестрой, и чтобы помогать младенцам, ей пришлось научиться понимать их язык и расшифровывать посылаемые ими сигналы. Благодаря этому Трейси сумела освоить и их невербальный язык. Переехав в Америку, она посвятила себя уходу за новорожденными и роженицами и помощи молодым родителям.

Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь?

Моему новорожденному ребенку было около двух недель, когда меня вдруг оглушило понимание: больше я никогда не смогу отдохнуть. Ну, никогда — это, возможно, слишком сильно сказано. Оставалась надежда, что, отправив сына в колледж, я все таки смогу снова спокойно спать ночами. Но я готова была голову дать на отсечение — пока он младенец, мне это не светит.
Сэнди Шелтон. Спокойный ночной сон и прочие враки

Сладких снов, мой хороший!

В первые дни жизни главное занятие новорожденного — сон. Некоторые спят в первую неделю до 23 часов в сутки! Разумеется, сон нужен любому живому существу, но для новорожденного это все. Пока младенец спит, его мозг неустанно трудится над созданием извилин, необходимых для умственного, физического и эмоционального развития. Если ребенок нормально выспался, он собран, сосредоточен и всем доволен — совсем как взрослый после хорошего отдыха. Он от души ест, увлеченно играет, излучает энергию и активно общается с окружающими.

Организм ребенка, который плохо спит, не может функционировать нормально, поскольку его нервная система истощена.

Он раздражителен и нескоординирован. Малыш неохотно берет грудь или бутылочку. У него нет сил исследовать мир. Что самое скверное, переутомление усугубляет проблему сна. Дело в том, что дурные привычки в отношении сна создают замкнутый круг. Некоторые малыши настолько устают, что физически не способны успокоиться и уснуть. Лишь когда сил совершенно не осталось, бедняжки наконец отключаются. Больно смотреть, как малышка буквально оглушает себя собственным плачем, пытаясь отгородиться от мира, настолько она перевозбуждена и расстроена. Но хуже всего то, что даже этот выстраданный сон оказывается неглубоким и прерывистым и длится порой не дольше 20 минут. В итоге ребенок почти постоянно живет «на нервах».

Итак, все как будто очевидно. Но знали бы вы, как много людей не понимают этой простой вещи: чтобы выработать привычку к здоровому сну, младенцу нужно наставничество родителей. Так называемые проблемы со сном потому и являются типичными, что множеству родителей невдомек: они, а не их дети, должны решать, когда малышу ложиться и как засыпать.

В настоящей главе я расскажу вам, что сама думаю по этому поводу, и многие мои мысли наверняка вступят в противоречие с тем, что вы читали или слышали от других. Я научу вас замечать усталость младенца, прежде чем она перейдет в переутомление, и подскажу, что делать, если вы упустили ценное временное окно, когда ребенка легко уложить. Вы узнаете, как помочь малышу уснуть и как устранить сложности, связанные со сном, не допустив, чтобы они превратились в устойчивую проблему.

Долой заблуждения: чуткий сон

Сейчас умами родителей владеют две кардинально отличающиеся одна от другой «школы».
К первой относятся приверженцы совместного сна, как бы он ни именовался, будь то «сон в родительской постели» или метод Сирза. (Доктор Уильям Сирз, педиатр из Калифорнии, продвигает идею о том, что младенцам следует разрешить спать в постели родителей до тех пор, пока они не попросят, чтобы им предоставили собственную кровать.) В основе этого метода лежит представление о том, что у ребенка должно выработаться позитивное отношение ко сну и укладыванию спать (тут я двумя руками «за») и что самый правильный путь к этой цели — носить его на руках, нянчить и поглаживать, пока малыш не уснет (против чего я категорически возражаю). Сирз, наиболее влиятельный пропагандист этого метода, недоумевает в интервью, опубликованном в журнале Child в 1998 году: «Как у матери может возникнуть желание положить свое дитя в ящик с прутьями и бросить его в темной комнате совершенно одного?»

Сторонники совместного сна родителей и младенца часто ссылаются на традиции других культур: например, острова Бали, где новорожденных не спускают с рук, пока им не исполнится три месяца. (Но мы то ведь не на Бали живем!) Члены Ла Лече Лиги полагают, что если у младенца выдался трудный день, маме следует оставаться в постели вместе с ним, обеспечивая необходимые ему дополнительный контакт и заботу. Все это служит «упрочению привязанности» и формированию «чувства безопасности», поэтому сторонники этой точки зрения считают вполне возможным, чтобы мама и папа жертвовали своим временем, личной жизнью и собственной потребностью в сне. А чтобы им было проще на это пойти, Пэт Йериан, пропагандистка совместного сна, мнение которой приводится в книге «Женское искусство грудного вскармливания» (The Womanly Art of Breastfeeding), призывает недовольных родителей изменить свой взгляд на ситуацию: «Если вы сумеете сделать шаг в сторону большей терпимости [по отношению к тому, что ваш ребенок будет вас будить], то обретете способность наслаждаться этими тихими моментами ночного общения с новорожденным, нуждающимся в ваших руках и ласке, или малышом чуть постарше, которому нужно просто побыть с кем то рядом».

На другом полюсе находится метод отсроченного отклика, часто именуемый «ферберским» по фамилии доктора Ричарда Фербера, директора Центра по изучению нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице. Согласно его теории, дурные привычки, связанные со сном, являются приобретенными, а значит, от них можно отвыкнуть (с чем я целиком и полностью согласна). Соответственно, он рекомендует родителям класть ребенка в кроватку, когда он еще бодрствует, и приучать засыпать самостоятельно (с этим я также согласна). Если же ребенок, вместо того чтобы уснуть, начинает плакать, фактически обращаясь к родителям с призывом: «Подойдите, заберите меня отсюда!» — Фербер советует оставлять плач без внимания на все более продолжительные промежутки времени: в первый вечер на пять минут, во второй на 10, затем на 15 и т. д. (и тут наши с доктором Фербером дорожки расходятся). Объяснения доктора Фербера приводятся в журнале Child: «Если малыш хочет поиграть с опасным предметом, мы говорим “нельзя” и устанавливаем границы допустимого, которые могут вызывать его протест…. То же самое происходит, когда мы объясняем ему, что ночью действуют свои правила. Хорошо спать ночью — в его же интересах».

Возможно, вы уже примкнули к одному или к другому лагерю.
Если какой то из этих двух методов подходит вам и вашему ребенку, отвечает вашему образу жизни, не сомневайтесь, продолжайте в том же духе. Но дело в том, что мне нередко звонят люди, уже испытавшие оба эти подхода. Обычно события развиваются следующим образом. Один из родителей сначала отдает предпочтение идее совместного сна с ребенком и убеждает своего партнера или партнершу, что это самое лучшее. В конце концов, в этом и впрямь есть нечто романтичное — некий возврат «к истокам». Да и ночные кормления перестают быть проблемой. Полная энтузиазма пара решает вообще не покупать детскую кроватку. Но проходит несколько месяцев — подчас довольно много, — и идиллия заканчивается. Если мама и папа очень боятся «заспать» ребенка, то могут сами лишиться сна из за постоянных опасений, а у кого то развивается болезненная чувствительность к малейшему звуку, изданному малышом во сне.

Младенец может просыпаться часто — каждые два часа — и требовать внимания. И если одних малышей достаточно погладить или прижать к себе покрепче, чтобы они снова уснули, то другие считают — самое время поиграть. В результате родители вынуждены кочевать по квартире: одну ночь играют с ребенком в спальне, другую дремлют в гостиной, пытаясь наверстать упущенное. Как бы то ни было, если оба они не были на 100% убеждены в правильности избранного метода, в том из них, кто поддался уговорам другого, начинает расти внутреннее сопротивление. Тут то этот родитель и хватается за «ферберский» метод.

Пара решает, что малышке пора обзавестись собственным спальным местом, и покупает кроватку. С точки зрения малышки, это переворот, крах привычного мира: «Вот мои мама и папа, они несколько месяцев клали меня спать вместе с собой, укачивали, гулили, не жалели сил, чтобы сделать меня счастливой, и вдруг — бабах! Меня отвергли, выселили в другую комнату, где все чужое и пугающее! Я не сравниваю себя с узницей и не боюсь темноты, потому что мой младенческий ум не знает таких понятий, но меня мучает вопрос: “Куда все подевались? Где родные теплые тела, которые всегда были рядом?” И я плачу — по другому я не могу спросить: “Где вы?” И они наконец то появляются. Меня поглаживают, просят быть умницей и спать. Но никто не научил меня засыпать самостоя¬тельно. Я ведь еще младенец!»

На мой взгляд, радикальные методы подходят не всем детям. Очевидно, они не подошли детям, родители которых обращаются ко мне за помощью. Сама я предпочитаю с самого начала придерживаться того, что считаю золотой серединой. Я называю свой метод «разумный подход ко сну».


Три фазы засыпания

Засыпая, ребенок проходит эти три фазы. Весь цикл длится около 20 минут.

Фаза 1: «окно». Ваш ребенок не может сказать: «Я устал». Но он вам это продемонстрирует зевотой и другими утомления. Прежде, чем он зевнет в третий раз, уложите его в кроватку. Если этого не сделать, он не перейдет ко второй фазе засыпания, а заплачет.

Фаза 2: «отключка». Начало этой фазы знаменует характерный взгляд ребенка, застывший, устремленный неведомо куда, - я называю его «взглядом в дальнюю даль». Ребенок удерживает его 3-4 минуты, и, хотя глаза его открыты, на самом деле он никуда не смотрит - его сознание витает где-то между явью и сном.

Фаза 3: «дрема». Теперь ребенок напоминает человека, задремавшего в поезде: глаза закрываются, голова падает на грудь или в сторону. Кажется, он уже уснул, но не тут-то было: глаза внезапно распахиваются, голова рывком возвращается в прежнее положение, так что все тело вздрагивает. Затем веки снова опускаются, и все повторяется снова и снова от трех до пяти раз, после чего он окончательно погружается в сон.

Что такое разумный подход ко сну?

Это срединный путь, отрицающий любые крайности. Вы заметите, что мой подход берет что то от обоих описанных принципов, но не все, поскольку, на мой взгляд, идея «пусть наплачется и уснет» не совместима с уважительным отношением к ребенку, а совместный сон заставляет родителей жертвовать своими интересами. Мой же принцип учитывает интересы семьи в целом, нужды всех ее членов. С одной стороны, младенца нужно научить засыпать самостоятельно — он должен чувствовать себя уютно и безопасно в собственной кроватке. С другой стороны, ему требуется и наше присутствие, чтобы успокоиться после стресса. Нельзя приступать к решению первой задачи, пока не решена вторая. В то же время и родители нуждаются в полноценном отдыхе, во времени, которое могут посвятить самим себе и друг другу; их жизнь не должна круглые сутки крутиться вокруг младенца, однако они все таки должны уделять малышу определенное время, силы и внимание. Эти цели вовсе не являются взаимоисключающими. Далее я расскажу, на чем основывается разумный подход ко сну, и, учитывая это, вы решите все стоящие перед вами задачи. По всему тексту главы я буду приводить примеры практического воплощения каждого элемента, чтобы вам проще было овладеть первым «С» моего чудесного ПАСС (Питание - Активность - Сон - Свободное время родителей - об этом подробнее читайте в других главах - прим. Материнство.ру).

Идите туда, куда хотите прийти. Если вас привлекает идея совместного сна, изучите ее всесторонне. Именно так вы хотели бы проводить каждую ночь в течение трех месяцев? Шести месяцев? Дольше? Помните: все, что вы делаете, обучает вашего ребенка. Значит, если вы помогаете ему уснуть, держа его у груди или укачивая 40 минут, фактически вы сообщаете ему: «Так ты должен засыпать». Принимая решение идти таким путем, вы должны быть готовы следовать ему в течение долгого времени.

Независимость не значит игнорирование. Когда я говорю матери или отцу новорожденной крохи: «Мы должны помочь ей стать независимой», — они вскидывают на меня глаза в изумлении: «Независимой? Но, Трейси, ей всего несколько часов от роду!» «Когда же, по вашему, надо начинать?» — спрашиваю я.

На этот вопрос не может ответить никто, даже ученые, ведь мы не знаем, когда именно младенец начинает в полном смысле этого слова постигать мир. «Так начинайте прямо сейчас!» — призываю я. Но приучать к независимости не значит бросать плакать в одиночестве. Это значит удовлетворять потребности малышки, в том числе и брать ее на руки, когда она плачет — ведь этим она пытается что то вам сказать. Но, как только ее потребности удовлетворены, ее нужно спустить с рук.

Наблюдайте, не вмешиваясь. Возможно, вы помните, я уже давала это рекомендацию, рассказывая об играх с младенцем. Она справедлива и в отношении сна. Всякий раз, когда ребенок засыпает, он проходит последовательность определенных фаз (см. «Три фазы засыпания»). Родители должны хорошо знать эту последовательность, чтобы не нарушать ее. Мы должны не вторгаться в естественные процессы жизнедеятельности ребенка, а наблюдать за ними, предоставив крохе возможность заснуть самостоятельно.

Не формируйте у ребенка зависимость от «костылей». «Костылем» я называю любой предмет или любое действие, лишившись которых ребенок испытывает стресс. Не приходится надеяться, что младенец научится засыпать сам, если внушать ему, что папины ручки, получасовое укачивание или мамочкин сосок в ротике всегда к его услугам. Как я отмечала в главе 4, я одобряю использование пустышек, но не в качестве затычки для рыдающего младенца. Совать пустышку или грудь ребенку, чтобы заткнуть ему рот, попросту невежливо. Более того, если мы так поступаем или без конца носим кроху на руках, баюкаем и укачиваем, ради того чтобы она уснула, мы фактически формируем у нее зависимость от «костыля», лишая ее возможности выработать навыки самоуспокоения и научиться засыпать без посторонней помощи.

Кстати, «костыль» совсем не то же самое, что переходный объект — скажем, плюшевая игрушка или одеяльце, — который ребенок выбирает сам и к которому привязывается. Большинство младенцев младше семи-восьми месяцев не способны к этому — «привязанности» совсем маленьких детей по большей части формируются родителями. Разумеется, если вашу малышку успокаивает любимая игрушка, подвешенная в кроватке, пусть она у нее будет. Но я против любых вещей, которые даете ей вы, чтобы ее утихомирить. Пусть она отыщет собственные способы успокоиться.

Выработайте ритуалы отхода к дневному и ночному сну. Укладывание ребенка спать днем и вечером должно всегда происходить заведенным порядком. Я не устаю подчеркивать: младенцы — невероятные традиционалисты. Они предпочитают знать, что будет дальше. Исследования доказали, что даже совсем маленькие дети, приученные ожидать определенных стимулов, способны предугадывать их.

Изучите особенности засыпания вашего малыша. У всех «рецептов», как уложить младенца спать, есть общий недостаток: универсальных средств не бывает. Одному подходит одно, другому другое. Да, я предлагаю родителям немало рекомендаций общего характера, в том числе знакомлю их с общими для всех фазами засыпания, но неизменно советую внимательно присматриваться к своему ребенку, единственному и неповторимому.

Самое лучшее — вести журнал наблюдения за сном малыша. С утра записывайте, когда он проснулся, и добавляйте записи о каждом дневном сне. Отметьте, когда его уложили вечером и во сколько он просыпался ночью. Ведите журнал в течение четырех дней. Этого достаточно, чтобы понять, как «устроен» сон именно вашего ребенка, даже если кажется, что никакой системы в этом нет.

Например, Марси была убеждена, что дневной сон ее восьмимесячного Дилана совершенно бессистемен: «Он никогда не засыпает в одно и то же время, Трейси». Но через четыре дня ведения журнала наблюдений она заметила: хотя время немного меняется, Дилан всегда ненадолго засыпает между 9 и 10 часами утра, спит еще 40 минут в интервале от 12:30 до 14:00, а к пяти вечера всегда оказывается очень капризным и раздраженным и отключается минут на 20. Эти знания помогли Марси спланировать свой день и, что не менее важно, понять поведение и настроение своего малыша. Учитывая естественные биоритмы Дилана, она упорядочила его повседневную жизнь, обеспечив ему возможность полноценно отдыхать. Когда же он начинал капризничать, она лучше понимала, в чем дело и не хочет ли он спать, и реагировала быстрее.

Волшебная дорога к счастью

Помните, Дороти из «Волшебника страны Оз» должна была идти по дороге, вымощенной желтым кирпичом, чтобы найти того, кто поможет ей вернуться домой? После череды ошибок и разочарований она, в конце концов, нашла этого помощника — собственную мудрость. По сути, я помогаю родителям пройти такой же путь. Будет ли у вашего ребенка здоровый сон, зависит от вас, объясняю я. Этому нужно учиться, и процесс обучения начинают и проводят родители. Именно так! Младенца необходимо научить, как правильно засыпать. Путь к здоровому сну состоит из следующих шагов.

Создайте условия для сна. Поскольку младенцы остро нуждаются в предсказуемости, а повторение — мать учения, перед каждым дневным и ночным сном нужно делать и говорить одно и то же. Тогда на своем детском уровне понимания малышка сообразит: «Понятно, значит, я сейчас буду спать». Совершайте одни и те же ритуалы в одном и том же порядке. Приговаривайте что нибудь вроде: «Ну вот, радость моя, пора бай-бай». Перенося кроху в ее комнату, держитесь спокойно и говорите тихо. Не забывайте проверить, не пора ли сменить подгузник, чтобы ей ничто не мешало. Задерните шторы. Я при этом говорю: «До свидания, солнышко, увидимся, когда я посплю», — или, если дело происходит вечером и за окном темно: «Спокойной ночи, месяц». Я считаю неправильным укладывать ребенка спать в гостиной или на кухне. Это как минимум невежливо. Вы бы сами хотели, чтобы ваша кровать стояла посреди торгового зала и вокруг слонялись люди? Нет, конечно! Вот и ребенок этого не хочет.

Ловите сигналы. Как и взрослые, младенцы зевают, когда начинают уставать. Зевота является естественной реакцией:
усталый организм функционирует не оптимально, и количество кислорода, поступающего в мозг благодаря работе легких, сердца и кровеносной системы, немного снижается. Зевок позволяет «заглотнуть» больше кислорода (попробуйте изобразить зевок, и почувствуете, что вдох становится глубже). Я призываю родителей по возможности реагировать на первый же зевок младенца — ну, хотя бы на третий. Если вы упустите из виду признаки сонливости (см. «Признаки того, что ребенку пора спать»), то дети определенных типов, например «мимозы», быстро перейдут к истерике.

Совет. Чтобы создать у ребенка правильный настрой, привлекайте его внимание к приятным сторонам отдыха. Сон не должен казаться ему наказанием или борьбой. Если вы говорите «спать пора» или «ты устал, нужно отдохнуть» таким тоном, каким говорят «поди с глаз долой, гадкий мальчишка!», то ребенок будет расти в убеждении, что к дневному сну приговаривают, будто к ссылке в Сибирь, малолетних преступников, чтобы лишить их всяческих удовольствий.

Чем ближе к спальне, тем тише речь и медленней движения. Взрослые перед сном любят почитать книжку или посмотреть телевизор, чтобы отвлечься от дневных забот. Младенцам тоже надо отвлечься. Перед тем как ложиться, ежевечернее купание, а с трехмесячного возраста и массаж помогут малышке подготовиться ко сну. Даже перед дневным отдыхом я всегда включаю успокаивающую колыбельную. Около пяти минут я сижу с крохой в кресле-качалке или на полу, чтобы она получила больше тактильных ощущений. Если хотите, можете рассказать ей сказку или просто пошептать ласковые слова. Однако цель всего этого не усыпить ребенка, а успокоить. Поэтому, я тут же перестаю качать малышку, как только вижу «взгляд в дальнюю даль» — вторая фаза засыпания — или замечаю, что у нее опускаются веки, подсказывая мне, что она переходит к третьей фазе. (Что касается сказок перед сном, начинать никогда не рано, но читать вслух я начинаю обычно месяцев с шести, когда ребенок уже может сидеть и сосредоточенно слушать.)

Совет. Не приглашайте гостей на то время, когда укладываете ребенка спать. Это не представление. Ребенок хочет во всем участвовать. Он видит гостей и знает, что они пришли его навестить: «Ух ты, новые лица! Можно порассматривать, поулыбаться! И что же, мамочка и папочка думают, я усну и все это пропущу? Ну уж нет!»

Сначала в кровать, потом в страну сновидений. Многие уверены, что ребенка можно уложить в кроватку, только когда он уснет. Это ошибка. Укладывайте малышку в начале третьей фазы — нет лучшего способа помочь ей научиться засыпать самостоятельно. Есть и другая причина: подумайте, что чувствует кроха, заснув у вас на руках или в раскачивающемся приспособлении, а проснувшись почему то в кроватке. Представьте, что я дождусь, когда вы заснете, и вытащу вашу кровать из спальни в сад. Вы просыпаетесь и понять ничего не можете: «Где это я? Как я здесь очутился?» Только, в отличие от вас, младенец не может сделать умозаключение: «Ах, понятно, кто то выволок меня сюда, пока я спал». Ребенок будет дезориентирован, даже испуган. В конце концов, он перестанет чувствовать себя в безопасности в собственной постели.

Укладывая ребенка в кроватку, я всегда произношу одни и те же слова: «Сейчас я тебе положу, и ты будешь спать. Ты знаешь, как это здорово и как чудесно ты потом себя чувствуешь». И пристально наблюдаю за малышкой. Прежде чем улечься, она может забеспокоиться, особенно когда вздрагивает всем телом, что характерно для третьей фазы засыпания. Не надо тут же подхватывать чадо на руки. Некоторые дети успокаиваются сами и засыпают. Но, если малышка плачет, мягко и ритмично похлопывайте ее по спинке — пусть чувствует, что она не одна. Однако помните: как только она перестанет возиться и хныкать, нужно сразу же перестать гладить ее. Если делать это дольше, чем ей действительно нужно, она начнет ассоциировать поглаживания-похлопывания с засыпанием и уже не сможет без этого заснуть.

Совет. Обычно я рекомендую укладывать младенца на спину. Но можно устроить его и на боку, подперев двумя скрученными в валики полотенцами или специальными клинообразными подушками, которые продаются в большинстве аптек. Если ребенок спит на боку, следите, чтобы сторона менялась.

Если дорога в страну сновидений оказалась ухабистой, дайте ребенку пустышку. Мне нравится пользоваться пустышкой в первые три месяца жизни новорожденного — в период, когда мы формируем заведенный распорядок дня. Это избавляет мать от необходимости заменять пустышку собственным присутствием. В то же время я всегда предупреждаю, что пустышкой нельзя пользоваться бесконтрольно — она не должна превратиться в «костыль». При разумном подходе родителей к этому вопросу младенец самозабвенно сосет минут шесть-семь, затем сосательные движения замедляются, и, в конце концов, пустышка выпадает изо рта. Ребенок уже потратил на сосание столько энергии, сколько нужно, чтобы сбросить напряжение, и благополучно отбывает в царство сна. В этот момент некоторые взрослые из самых добрых побуждений подходят со словами: «Ах, бедняжечка, потерял свою сосочку!» — и суют ее обратно. Не делайте этого! Если крохе нужна пустышка, чтобы сон не прерывался, он даст вам об этом знать — начнет хныкать и издавать булькающие звуки.

Итак, всякий раз, как ПАСС-режим подводит вас к первому «С», выполняйте вышеописанные правила — большинству младенцев этого достаточно, чтобы у них возникли положительные ассоциации со сном. Пусть малыша ведут в страну снов одни и те же привычные шаги, поскольку для него предсказуемость означает безопасность. Вы сами удивитесь, как быстро ваша кроха освоит навыки, необходимые для разумно организованного сна. Она даже будет ждать времени отхода ко сну, ведь это так приятно, и после сна чувствуешь себя гораздо бодрее. Конечно, проблем не избежать: например, если малышка
переутомилась, если у нее режутся зубки или поднялась температура (см. раздел «Нормальные проблемы со сном»). Но такие дни станут исключением из правила.

Помните, для того чтобы заснуть по настоящему, ребенку нужно 20 минут, и ни в коем случае не пытайтесь ничего ускорить. Вы только нарушите естественный процесс засыпания, и малышка разнервничается. Скажем, если громкий звук, собачий лай или захлопнувшаяся дверь — да что угодно — потревожит ее на третьей фазе, она не заснет, а наоборот, проснется, и все придется начинать сначала. То же самое происходит и со взрослыми, когда они вот-вот заснут, и вдруг телефонный звонок нарушает тишину. Если человек раздражен или взвинчен, ему бывает трудно снова задремать. Младенцы — тоже люди! Они точно так же нервничают, цикл засыпания начинается с нуля, а вам приходится ждать еще 20 минут, когда ваше чадо погрузится в глубокий сон.

Если вы упустили «окно»

Если ребенок совсем еще мал и вы не успели хорошенько изучить его плач и язык тела, более чем вероятно, что вам не всегда удастся среагировать на первый, второй или третий его зевок. Если у вас «ангел» или «учебник», ничего страшного — этим деткам достаточно капельки внимания и ласки, чтобы быстро прийти в норму. Но с младенцами других типов, особенно с «мимозами», полезно иметь в загашнике пару-тройку хитростей на случай, если вы проглядели фазу один, — ведь малыш вот-вот переутомится. Да и внезапный шум или другие помехи в любой момент могут нарушить естественный процесс засыпания, и, если младенец сильно обеспокоится, ему потребуется ваша помощь.

Прежде всего, я скажу вам, чего не следует делать ни в коем случае: не укачивайте. Не расхаживайте с ребенком по комнате, не трясите его
слишком энергично. Помните, он и так уже перевозбужден. Он плачет, потому что с него хватит стимулов и плач помогает отвлечься от звуков и от света. Вам ни к чему еще больше подхлестывать активность его нервной системы. Более того, именно с этого обычно и начинается формирование дурных привычек. Мама или папа носят чадо на руках или укачивают, чтобы помочь уснуть. Когда его вес перевалит за 6,5 кг, они пытаются заставить его засыпать без этих «костылей». Разумеется, ребенок протестует, словно говоря: «Нет уж, дорогие мои, мы так не делаем. Вы меня всегда укачиваете».

Если вы не хотите попасть в этот порочный круг, делайте следующее, чтобы помочь ребенку успокоиться и отключиться от внешних раздражителей.

Пеленание. После долгих месяцев в эмбриональном положении новорожденный не привычен к открытому пространству. К тому же он пока не знает, что его ручки и ножки — часть его самого. Переутомленному младенцу необходимо придать неподвижное положение, потому что он ужасно пугается при виде беспорядочно движущихся конечностей — ему кажется, это кто то посторонний что то против него замышляет. Кроме того, эти впечатления дополнительно нагружают и без того перевозбужденную нервную систему. Пеленание — один из древнейших приемов, помогающих новорожденному успокоиться. Оно может казаться старомодным, но и современные научные исследования подтверждают его эффективность. Чтобы правильно запеленать младенца, сложите по диагонали квадратную пеленку. Положите ребенка на получившийся треугольник так, чтобы сгиб оказался примерно на уровне его шеи. Положите одну ручку ребенка ему на грудь под углом 45? и плотно оберните тело соответствующим углом пеленки. Повторите с другой стороны. Я рекомендую такое пеленание в течение первых шести недель жизни. По прошествии седьмой недели, когда малыш делает первые попытки засунуть ручки в рот, нужно предоставить ему такую возможность. Согните его руки в локтях и оставьте ладошки незапеленутыми, поближе к его лицу.

Успокаивающие прикосновения. Пусть младенец знает, что вы рядом и всегда готовы ему помочь. Ритмично похлопывайте его по спинке, имитируя удары сердца. Можете также повторять «ш-ш… ш-ш… ш-ш…» — это напомнит малышу те звуки, которые он слышал в утробе. Низким, успокаивающим голосом шепчите ему на ухо: «Все хорошо» или «Ты просто поспишь». Некоторое время после того, как уложите младенца в кроватку, продолжайте делать то, что делали, пока держали его на руках, — похлопывать, шептать. Переход с ваших рук в собственную постель станет менее резким.

Устраните зрительные раздражители. Визуальные раздражители — свет, движущиеся объекты — мучительны для переутомленного младенца, особенно для «мимозы». Поэтому мы притеняем комнату, прежде чем положить ребенка в кроватку, но некоторым детям этого недостаточно. Если ваш ребенок уже лежит, поместите ладонь у него над глазами — не кладите на глаза, — чтобы отгородить его от визуальных стимулов. Если вы еще держите его, постойте неподвижно в полутьме, а с сильно перевозбужденным ребенком — в совершенно темном помещении.

Не идите у ребенка на поводу. С переутомленным младенцем родителям очень непросто справиться. Нужны бесконечное терпение и решимость, особенно если дурное поведение при засыпании уже вошло в привычку. Ребенок хнычет, родители продолжают поглаживать его, плач становится громче. Перегруженный стимулами младенец плачет по нарастающей, пока не дойдет до оглушительного вопля — предельно ясного: «У меня больше нет сил!» Тут он переводит дух, и все начинается заново. Обычно нарастание плача происходит трижды, пока, наконец, ребенок не успокоится. Но уже на втором заходе у многих родителей не выдерживают нервы, и они в отчаянии возвращаются к привычному «лекарству», будь то укачивание, предложение груди или ужасное трясущееся кресло.

Тут и коренится проблема. Пока вы продолжаете вмешиваться, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы уснуть. Чтобы у младенца сформировалась зависимость от «костыля», много времени не нужно — достаточно нескольких раз, ведь у него пока совсем короткая память. Неправильное начало — и каждый день, когда вы повторяете свою ошибку, будет закреплять нежелательное поведение малыша. Ко мне часто обращаются с просьбой о помощи, когда вес ребенка достигает 6-7 кг и трясти его на руках становится обременительно. Самые серьезные проблемы возникают, когда ребенку исполняется полтора-два месяца. Я всегда говорю родителям: «Вы должны понять, что происходит, и принять на себя ответственность за дурные привычки ребенка, поскольку вы их создали. А дальше будет самое трудное: наберитесь решимости и настойчиво прививайте малышу новые, правильные поведенческие навыки». (Подробнее о формировании дурных привычек см. в главе 9.)

Спокойный сон до самого утра

Глава о детском сне была бы неполной без разговора о том, когда младенцы перестают просыпаться среди ночи.

Позвольте прежде всего напомнить вам, что «день» вашей малышки — это 24 часа. Она не различает дня и ночи и представления не имеет о том, что значит «спать до утра, не просыпаясь». Таково ваше желание (и потребность). Спать всю ночь — не врожденное свойство, а приобретенное умение. Вы должны приучить ее к этому и дать ей представление о разнице между днем и ночью. С этой целью я даю родителям следующие советы-напоминания.

Руководствуйтесь принципом «сколько убыло, столько и прибыло». Например, если с утра он сильно капризничал, а вместо очередного кормления досыпает лишние полчаса, вы оставите его в покое, зная, что ему нужен этот отдых (живи он по жесткому расписанию, вы бы его разбудили). Но не забывайте о здравом смысле. Не позволяйте ребенку в течение дня спать дольше одного цикла кормления, т. е. больше трех часов, иначе он не будет спать ночью. Я ручаюсь: никакой младенец, спавший днем шесть часов без перерыва, ночью более трех часов не проспит. И если ваш ребенок так делает, можете быть уверены, что он перепутал день с ночью. Единственный способ «призвать его к порядку» — будить, и его ночной сон прибудет ровно на столько часов, сколько убыло от дневного.

«Залейте полный бак». Звучит грубовато, но, чтобы младенец проспал всю ночь, у него должен быть полный желудок. Поэтому с шестинедельного возраста я рекомендую следующие два приема: спаренные кормления — каждые два часа в преддверии ночного сна — и «сонное» кормление непосредственно перед тем, как вы сами ляжете спать. Например, вы даете малышке грудь (или бутылочку) в 18:00 и в 20:00 и устраи¬ваете «сонное» кормление в 22:30 или в 23:00. Во время этого последнего кормления малышка не просыпается, так что его название следует понимать буквально. Иными словами, вы осторожно берете кроху на руки, легонько касаетесь ее нижней губы соском или соской, и пусть она насыщается, а ваше дело — стараться не разбудить ее. Когда она закончит сосать, обойдитесь без срыгивания. Во время «сонных» кормлений младенцы настолько расслаблены, что не заглатывают воздух. Сохраняйте молчание. Не меняйте подгузник, разве только он промок насквозь или испачкан. Благодаря двум этим хитростям большинство детишек могут обойтись без ночного кормления, поскольку потребили достаточно калорий на пять-шесть часов.

Совет. «Сонное» кормление искусственника можно поручить папе. В это время большинство мужчин уже дома, и такое поручение обычно им нравится.

Пользуйтесь пустышкой. Если пустышка не превращается в «костыль», это отличное подспорье, помогающее пропустить ночное кормление. Ребенок весом от 4,5 кг, потребляющий не менее 700-850 г молочной смеси или имеющий шесть-восемь грудных кормлений в течение дня (четыре-пять в дневное время и два-три спаренных перед сном), не нуждается в еще одном кормлении среди ночи, чтобы не умереть с голода. Если он все равно просыпается, значит, все дело в сосательном рефлексе. Здесь то и пригодится пустышка, если пользоваться ею правильно. Скажем, обычно вашему малышу требуется 20 минут ночного кормления. Если он, проснувшись с плачем, требует грудь или бутылочку и довольствуется пятью минутами, высосав какие то капли, лучше дайте ему пустышку.

В первую ночь он, скорее всего, будет сосать ее те самые 20 минут, пока не погрузится в глубокий сон. На следующую ночь, возможно, обойдется 10 минутами, а на третью и вовсе не проснется в привычное время ночного кормления, а лишь повозится во сне. Если он все таки проснется, дайте пустышку. Иными словами, вместо бутылочки или груди вполне подойдет пустышка. Постепенно малыш и вовсе перестанет ради этого просыпаться.

Именно так обстояло дело с Коди, сынишкой Джулианы. Коди весил 6,8 кг, и Джулиана после внимательного наблюдения поняла, что мальчик просыпается в 3:00 по привычке. Коди сосал из бутылочки около 10 минут и тут же засыпал. Джулиана попросила меня о визите, прежде всего, чтобы удостовериться в правильности своего вывода (впрочем, я по одному ее описанию поняла, что она права). Кроме того, она хотела, чтобы Коди отучился просыпаться в это время. Я провела у них дома три ночи. В первую ночь я вынула Коди из кроватки и вместо бутылочки дала ему пустышку, которую он сосал 10 минут, как привык сосать бутылочку. Следующей ночью я оставила его в кроватке, дала пустышку, и на сей раз он сосал всего три минуты. На третью ночь, как и следовало ожидать, Коди в 3:15 немного похныкал, но не проснулся. Вот и все! С этого момента он спокойно спал до шести-семи утра.

Не подбегайте к ребенку. Сон младенца прерывист, поэтому неразумно откликаться на любой звук. Я часто убеждаю родителей избавиться от проклятых «радионянь», в усиленном виде доносящих до их слуха любой вздох или писк малыша. Эти штуковины превращают родителей в издерганных паникеров! Я не устаю повторять: нужно понимать разницу между откликом и спасательной операцией. Если родители откликаются на нужды ребенка, он растет уверенным и не боится исследовать мир. Но если родители непрерывно «спасают» его, то он проникается сомнениями в своих способностях. У него не развиваются черты характера и навыки, необходимые для того, чтобы познавать мир и чувствовать себя в нем спокойно и комфортно.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх