Александр маринеско - биография, информация, личная жизнь. Личный враг фюрера: как Александр Маринеско тремя торпедами уничтожил цвет подводного флота фашистов

Погрузившись 30 января на борт одного из крупнейших лайнеров пассажирского флота Германии «Вильгельм Густлоф». Корабль водоизмещением 25 484 тонны был построен на средства организации «Сила через радость» и назван в память убитого евреями швейцарского национал-социалиста.

В рамках операции «Ганнибал» по эвакуации из Данцига и Восточной Пруссии 22 января 1945 года в порту Гдыни, называвшегося тогда немцами Готенхафен, «Вильгельм Густлоф» начал принимать на борт эвакуируемых. Сначала людей размещали по специальным пропускам – в первую очередь офицеров-подводников, затем несколько сот женщин из флотского вспомогательного дивизиона и 162 раненых солдата. Однако под конец погрузки на пароход набились партийные активисты, гестаповцы и члены их семей, не без оснований опасавшиеся справедливого гнева русских и поляков. Таким образом, на борту оказалось 10582 человека. Бежавшие немцы уже чувствовали себя в безопасности. Ведь в охранении лайнера были тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», миноносцы, другие корабли.

Однако на нашей подводной лодке уже готовились к торпедной атаке. На С-13 приготовлены к атаке четыре носовых торпедных аппарата, на каждой торпеде надпись: на первой – «За Родину», на второй – «За Сталина», на третьей – «За советский народ» и на четвертой – «За Ленинград». До цели 700 метров. В 21:04 выпускается первая торпеда, следом остальные. Три из них поражают цель, четвертая, с надписью «За Сталина», застревает в трубе торпедного аппарата.

Ночную тишину раскололи три мощных взрыва. Теплоход вздрогнул и, кренясь на борт, быстро ушел под воду. Из 10582 гитлеровцев было выловлено кораблями охранения лишь 904 человека. Вокруг тонущего корабля плавали десятки спасательных лодок и плотов, спущенных с палуб. Перегруженные плоты были облеплены судорожно вцепившимися в них людьми. Один за другим они тонули в ледяной воде.

Капитан «Вильгельма Густлофа» Фридрих Петерсон покинул судно одним из первых. Находившийся с ним в одной спасательной лодке матрос позже расскажет: «Недалеко от нас барахталась в воде с криками о помощи женщина. Мы втащили ее в лодку, невзирая на крик капитана «отставить, мы и так перегружены!».

С кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. Погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Столь мастерскую торпедную атаку «Вильгельма Густлофа» произвела советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга Александра Ивановича Маринеско.

Это была не первая победа советской подводной лодки. Заложенная 19 октября 1938 года, С-13 25 апреля следующего года была спущена на воду и 31 июля 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Выйдя в свой первый боевой поход 3 августа 1942 года, С-13 тогда ещё под командованием капитан-лейтенанта Петра Петровича Маланченко, 11 сентября в Ботническом заливе она уничтожила финский транспорт «Hera». На следующий день лодкой было потоплено еще одно судно противника финский пароход «Jussi Н.», а 18 сентября была одержана третья победа: лодка уничтожила голландский пароход «Anna W.». При возвращении в базу подводная лодка была обнаружена противолодочными силами противника. Уклоняясь от атак, она ударилась кормовой частью о грунт. Несмотря на повреждения, экипаж лодки, проявив высокое воинское мастерство, 17 октября благополучно возвратился в Кронштадт.

Во второй поход С-13 отправилась под командованием Александра Маринеско и опять добилась победы, уничтожив артиллерийским огнем неприятельское транспортное судно. Подвиг моряков-подводников был назван атакой века. Правда, этот титул атака продержала всего нескольо месяцев, пока 16 апреля нашей подлодкой Л-3 не был потоплен белее крупный теплоход «Гойя». Однако по нанесённому противнику урону и количеству человеческих жертв эта атака осталась непревзойдённой.

После потопления «Вильгельма Густлофа» в Германии, как и после Сталинграда, был объявлен трехдневный траур. Командир конвоя был расстрелян пол личному приказу Гитлера.

А уже через несколько дней, 10 февраля 1945 года, тот же экипаж потопил еще одно вражеское судно - военный транспорт «Генерал фон Штойбен» с находившемся на нем личным составом танковой дивизии. Погибло 3608 немцев. За один боевой поход экипаж С-13 отправил на дно несколько десятков тысяч фрицев.

По суммарному тоннажу потопленных кораблей во время Великой Отечественной войны (44 138 брт) С-13 принадлежит 1-е место в советском ВМФ. 2

Командир дивизиона подводных лодок А. Е. Орел представил Маринеско к присвоению звания Героя Советского Союза, а экипаж лодки - к присвоению почетного звания Гвардейский. Ни первого, ни второго сделано не было: «Золотую Звезду» в штабе флота заменили орденом Красного Знамени. Краснознамённой сделали и саму лодку. Лишь в 1990 году Маринеско посмертно был удостоен заслуженной им награды.


25 ноября 1963 года в Ленинграде после тяжелой и продолжительной болезни скончался легендарный командир подводной лодки «С-13» – Александр Иванович Маринеско. Он умирал мучительно – рак пищевода, – но все равно не терял присутствия духа. И только его третья, последняя любимая супруга Валя всегда находилась рядом. Ей досталось от всей 50-летней жизни великого подводника – год безоблачного счастья и два года тяжелой болезни...


Отношение к Маринеско никогда не были однозначным. Официальные власти в лице командующих Дважды Краснознаменным Балтийским флотом не то чтобы недолюбливали – скорее завидовали его славе. Командир дивизиона подводных лодок Александр Орел (впоследствии – командующий ДКБФ) представил Маринеско к Золотой Звезде Героя Советского Союза за уничтожение двух немецких судов «Вильгельм Густлофф» и «Генерал Штойбен», но награду понизили до ордена Боевого Красного знамени. Пояснили, мол, Герой должен быть хрестоматийным: стойким ленинцем, не иметь никакого дисциплинарного взыскания, быть образцом подражания для других.

Неудобный командир

Да, у Маринеско был ершистый характер, он всегда резал правду-матку в глаза, он был принципиален и неудобен тогда, когда кому-то хотелось словчить. Но один малоизвестный факт: после происшествия в финском городе Турку, в январе 1945 года, Маринеско хотели снять с командования подлодкой «С-13» и вообще отправить лодку в боевой поход с другим экипажем. Но экипаж подлодки «взбунтовался», отказался идти в море с другим командиром и командование было вынуждено уступить: на Балтфлоте к тому времени боеспособной была только «С-13». В поход пошел Маринеско, к которому дополнительно приставили «особиста».


Подводная лодка С-13

Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе. Его отец, сын кузнеца Иона Маринеску, румын по национальности, был матросом боевого крейсера, но однажды не выдержал издевательств со стороны офицера и могучим ударом расквасил нос обидчику. Иону приговорили к расстрелу, но оказалось, что карцер в ту ночь (казнь должны были совершить на рассвете) охраняет земляк Ионы, с которым они выросли в одной деревне. Так что землячок открыл камеру, вывел Маринеску в общий коридор и подтолкнул к окну. Внизу бурлил неспокойный Дунай, чтобы выжить его, нужно было переплыть, что было дано далеко не каждому. Но это была единственная возможность не навлечь беду на голову охранника. Мол, не расстреляли, так утонул...

Иона выплыл, но навсегда покинул Румынию, прятался сначала в Бессарабии, потом перебрался в Одессу, где легче было раствориться в многолюдной толпе. Некоторое время его искали, но потом перестали, подумав, что он и в самом деле утонул.

С 13 лет в море...

Маринеско-младший рос очень непоседливым, дома его удержать было очень сложно, все с пацанами, то на море, то в порту. Но втайне Иона надеялся на то, что сын пойдет по его стопам, свяжет свою жизнь с морем. Так и получилось. Уже с 13 лет учился в школе юнг, потом в мореходке. Ходил на гражданских судах, одним из помощников капитана. Однажды в штормовую погоду проявил смелость, высокое мастерство и спас сухогруз от верной гибели. Его наградили ценным подарком, чем Иона Маринеско очень гордился (он, в конце концов, румынское окончание фамилии на «у» переправил на украинское «о»).

Решение связать свою жизнь с армией далось Александру Ивановичу не сразу. И даже на курсах командного состава у него далеко не все ладилось, но Маринеско «вовремя взялся за ум» и избежал отчисления...

Войну он начал на «малютке», так называли небольшие подлодки. М-96 была вдобавок еще и тихоходной, атаковать ею большие надводные цели было весьма сложно. Во-первых, догнать что-то быстрое не представлялось возможным, а, во-вторых, после атаки удрать от противника далеко не всегда получалось. Но Маринеско был очень рисковым человеком. Свое первое судно – тяжелую плавбатарею – Александр Иванович «потопил» в августе 1942 года, во всяком случае, он доложил начальству. Но спустя четыре года, когда немцы передавали в состав Балтийского флота уцелевшие корабли, среди трофеев оказалась и эта плавбаза, которую в 1942 году удалось отбуксировать и затем отремонтировать.

Но свой первый орден – орден Ленина – Маринеско заслужил в ноябре 1942 года, когда высадил разведчиков для захвата немецкой шифровальной машины. И пусть шифровальной машины не оказалось (немцы в последний момент сменили маршрут), но сам командир подлодки действовал безупречно...

В октябре 1944 года (к тому времени Маринеско командовал лодкой С-13») в боевом походе удалось серьезно повредить транспорт «Зигфрид», как потом оказалось, «потопленный» транспорт, как и в первом случае, так и не ушел на дно. А Александра Ивановича наградили орденом Боевого Красного знамени.

Три составляющих «атаки века»

Теперь непосредственно о событиях 30 января 1945 года. «Атака века» могла и не состояться в силу трех причин. Во-первых, если бы Маринеско не поменял «район охоты». Немецкая разведка работала очень хорошо, и, очевидно, подчиненным адмирала Деница было известно, где их поджидает морской охотник в лице лодки «С-13». Иначе чем можно объяснить тот факт, что транспорты старательно обходили ловушки. Все это показалось подозрительным для Маринеско и он сменил район, не поставив об этом в известность командование.


Транспортное судно "Вильгельм Густлофф", потопленное подлодкой "С-13"

Во-вторых, если бы не было проявлено столько настойчивости и терпения. Скорость у «Вильгельма Густлоффа» была поболее, чем у «С-13» и наша подлодка в течение нескольких минут работала на пределе, на износ. Если бы преследование продолжилось еще минут пять – лодка бы просто вышла бы из строя.

В-третьих, мало кто знает, что Маринеско совершил еще один поступок, который трудно назвать дисциплинированным. Зная, что «особист» вряд ли позволит ему атаковать, как заблагорассудится, командир подлодки запер его в трюме. И вовсе не «старые грехи» были причиной того, что Александру Ивановичу не дали Героя. Он сцепился с могущественными «органами», которые и добились того, что в том же победном 1945 году, Маринеско понизили в воинском звании с капитана III ранга до старшего лейтенанта. Обратный пример: Юрию Гагарину присвоили воинское звание «майор» после космического полета, тоже минуя звание «капитан».

Есть еще один малоизвестный факт: одна из торпед, которой стреляли по «Вильгельму Густлоффу» застряла точно так же, как в 55 лет спустя, на подводной лодке «Курск». Но «С-13» повезло больше. Ее торпеду удалось извлечь, она не рванула... Уходил Маринеско от немецких охотников по мелководью, вдоль берега. От 150 до 200 глубинных бомб сбросили немцы. Некоторые из них разорвались в непосредственной близости от подлодки. Но прочная обшивка корпуса выдержала...

Гитлер и Маринеско

Существует красивый миф о том, что Гитлер лично объявил Маринеско своим врагом № 1, а по всей Германии трехдневный траур по случаю гибели «Вильгельма Густлоффа» (на его борту было, по разным данным, от 5 до 7 тысяч не только военнослужащих, но и гражданских лиц). На самом деле всего этого не было: вряд ли сообщение об этом подняло бы моральный дух немцев, терпящих одно поражение за другим. И пусть этот миф красив, но он все-таки миф…

Каждый год 30 января в Музее Мирового океана собираются моряки-подводники. На столе обязателен жареный поросенок (после каждой победы на базе подлодки встречают именно так). Мы вспоминаем Александра Ивановича, его боевую службу. Герои не умирают...

Борт самолета ЕI-DJR, названный в чсеть Александра Маринеско

Александр Маринеско - одна из самых противоречивых фигур Великой Отечественной войны, вокруг которого до сих пор не стихают споры. Человек, овеянный многими мифами и легендами. Незаслуженно забытый, а затем возвращенный из небытия.


Сегодня в России им гордятся, воспринимают как национального героя. В прошлом году памятник Маринеско появился в Калининграде, его имя было занесено в "Золотую книгу Санкт-Петербурга". Вышло немало книг, посвященных его подвигу, среди них - изданная недавно "Подводник № 1" Владимира Борисова. А в Германии ему до сих пор не могут простить гибели корабля "Вильгельм Густлоф". У нас этот знаменитый боевой эпизод называют "атакой века", немцы же считают его крупнейшей морской катастрофой, едва ли не еще более страшной, чем гибель "Титаника".

Не будет преувеличением сказать, что имя Маринеско в Германии известно всем, а тема "Густлофа" сегодня, спустя много лет, будоражит печать и общественное мнение. Особенно в последнее время, после того как в Германии вышла и едва ли не сразу же стала бестселлером повесть "Траектория краба". Ее автор - известный немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс, открывает неизвестные страницы бегства восточных немцев на запад, а в центре событий - катастрофа "Густлофа". Для многих немцев книга стала настоящим откровением...

Гибель "Густлофа" недаром называют "укрытой трагедией", правду о которой долгое время скрывали обе стороны: мы всегда говорили, что на судне находился цвет германского подводного флота и никогда не упоминали о тысячах погибших беженцев, а послевоенные немцы, выросшие с чувством покаяния за преступления нацистов, замалчивали эту историю, поскольку опасались обвинений в реваншизме. Те, кто пытались говорить о погибших на "Густлофе", об ужасах бегства немцев из Восточной Пруссии, незамедлительно воспринимались как "крайне правые". Только с падением Берлинской стены и вхождением в объединенную Европу стало возможным более спокойным смотреть на восток и говорить о многом, о чем долгое время не было принято вспоминать...

Цена "атаки века"

Хотим мы того или нет, но нам все равно не обойти вопрос: что же топил Маринеско - военный корабль гитлеровский элиты или корабль беженцев? Что же случилось в Балтийском море в ночь 30 января 1945 года?

В те дни Советская армия стремительно продвигалась на Запад, в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немцев, боясь расплаты за злодеяния нацистов, стали беженцами и двигались к портовому городу Гдыне - немцы называли его Готенхафен. 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: "Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти". Офицеры получили приказ передислоцировать курсантов-подводников и их военное имущество, а в любом свободном закутке своих кораблей - разместить беженцев, и в первую очередь женщин и детей. Операция "Ганнибал" стала крупнейшей эвакуацией населения в истории мореплавания: свыше двух миллионов человек были переправлены на запад.

Готенхафен стал для многих беженцев последней надеждой - здесь стояли не только большие военные корабли, но и крупные лайнеры, каждый из которых мог взять на борт тысячи беженцев. Одним из них и был "Вильгельм Густлоф", который казался немцам непотопляемым. Построенный в 1937 году, великолепный круизный лайнер с кинотеатром и плавательным бассейном служил гордостью "Третьего рейха", он призван был продемонстрировать всему миру достижения нацистской Германии. Сам Гитлер участвовал в спуске судна, на котором была его личная каюта. Для гитлеровской организации культурного досуга "Сила через радость" лайнер в течение полутора лет доставлял отдыхающих в Норвегию и Швецию, а с началом второй мировой войны стал плавказармой курсантов 2-й учебной дивизиии подводного плавания.

30 января 1945 года "Густлоф" вышел в своей последний рейс из Готенхафена. О том, сколько на его борту было беженцев и военных, данные немецких источников разнятся. Что касается беженцев, то до 1990 года цифра была почти постоянной, поскольку многие выжившие в той трагедии жили в ГДР - а там эта тема не подлежала обсуждению. Теперь они стали давать свидетельские показания, и цифра беженцев выросла до десяти тысяч человек. В отношении же военных цифра почти не менялась - она в пределах полутора тысяч человек. Подсчетом занимались "пассажирские помощники", одним из которых был Гейнц Шен, ставший после войны летописцем гибели "Густлофа" и автором нескольких документальных книг на эту тему, в том числе "Катастрофа Густлофа" и "SOS - Вильгельм Густлоф".


Подводная лодка "С-13" под командованием Александра Маринеско поразила лайнер тремя торпедами. Оставшиеся в живых пассажиры оставили страшные воспоминания о последних минутах "Густлофа". Люди пытались спастись на спасательных плотах, но большинство выдерживало только несколько минут в ледяной воде. Девять кораблей участвовали в спасении его пассажиров. Ужасающие картины навсегда врезались в память: детские головы тяжелее, чем ноги, и поэтому на поверхности видны только ноги. Много детских ног...

Итак, скольким же удалось уцелеть в этой катастрофе? По данным Шена, выжило 1239 человек, из них половина, 528 человек, - личный состав немецких подводников, 123 человека вспомогательного женского состава военно-морского флота, 86 раненых, 83 члена экипажа и только 419 беженцев. Эти цифры хорошо известны в Германии и сегодня уже нет смысла скрывать их у нас. Таким образом, уцелело 50% подводников и только 5% беженцев. Приходится признать, что, в основном, погибли женщины и дети - они были совершенно безоружны перед войной. Такова была цена "атаки века", и вот почему в Германии сегодня многие немцы считают действия Маринеско военным преступлением.

Беженцы стали заложниками безжалостной военной машины

Однако не будем спешить с выводами. Вопрос здесь стоит гораздо глубже - о трагедии войны. Даже самая справедливая война - бесчеловечна, ведь от нее в в первую очередь страдает мирное население. По неумолимым законам войны Маринеско топил военный корабль, и нет его вины в том, что он потопил корабль с беженцами. Огромная вина в трагедии лежит на немецком командовании, которое руководствовалось военными интересами и не думало о гражданских людях.

Дело в том, что "Густлоф" вышел из Готенхафена без должного сопровождения и раньше запланированного срока, не дождавшись кораблей охранения, поскольку надо было срочно перебросить немецких подводников из уже окруженной Восточной Пруссии. Немцы знали, что этот район особенно опасен для кораблей. Роковую роль сыграли габаритные огни, включенные на "Густлофе" после того, как было получено сообщение о движении навстречу к нему отряда немецких тральщиков - именно по этим огням Маринеско и обнаружил лайнер. И, наконец, в свой последний рейс корабль ушел не как госпитальное судно, а как военный транспорт, окрашенный в серый цвет и оснащенный зенитными орудиями.

До сих пор у нас практически не известны цифры Шена, а продолжают использоваться данные о том, что на "Густлофе" погиб цвет немецкого подводного флота - 3700 моряков, которыми можно было бы укомплектовать от 70 до 80 подводных лодок. Эта цифра, взятая из сообщения шведской газеты "Афтонбладет" от 2 февраля 1945 года, считалась у нас бесспорной и не подвергалась сомнению. До сих пор необычайно живучи легенды, сотворенные еще в 1960-е годы с легкой руки писателя Сергея Сергеевича Смирнова, поднявшего тогда неизвестные страницы войны - подвиг Маринеско и оборону Брестской крепости. Но нет, никогда не был Маринеско "личным врагом Гитлера", и не объявлялся трехдневный траур в Германии по гибели "Густлофа". Этого не было сделано по той простой причине, что эвакуации морем ожидали еще тысячи людей, и известие о катастрофе вызвало бы панику. Траур же объявлялся по самому Вильгельму Густлофу, руководителю национал-социалистической партии в Швейцарии, убитому в 1936 году, а его убийца, студент Давид Франкфуртер, был назван личным врагом Гитлера.

Почему же мы до сих пор не решаемся называть истинные масштабы той трагедии? Как ни печально это признавать, но мы боимся, что померкнет подвиг Маринеско. Однако сегодня даже многие немцы понимают: германская сторона спровоцировала Маринеско. "Это была блестящая военная операция, благодаря которой инициатива господства в морской войне на Балтике была прочно перехвачена советскими моряками, - говорит заместитель директора Музея подводных сил России имени А.И.Маринеско Юрий Лебедев. - Своими действиями подводная лодка "С-13" приблизила конец войны. Это был стратегический успех советского военно-морского флота, а для Германии - крупнейшая морская катастрофа. Подвиг Маринеско состоит в том, что он уничтожил казавшийся непотопляемым символ нацизма, корабль-мечту, пропагандирующую "Третий рейх". А гражданские люди, находившиеся на корабле, стали заложниками немецкой военной машины. Поэтому трагедия гибели "Густлофа" - это обвинение не Маринеско, а гитлеровской Германии".

Признавая, что на потопленном "Густлофе" были не только немецкие подводники, но и беженцы, мы сделаем еще один шаг к признанию исторического, хотя и нелицеприятного для нас факта. Но выходить из этой ситуации надо, ведь в Германии "Густлоф" - это символ беды, а в России - символ наших военных побед. Вопрос о "Густлофе" и Маринеско - очень сложный и деликатный, затрагивающий настоящее и будущее отношений России и Германии. Недаром побывавший недавно в Музее подводных сил России имени А.И.Маринеско генеральный консул Германии Ульрих Шенинг оставил такую запись в книге почетных посетителей: "Через 60 лет после трагических событий Второй мировой войны наконец наступило время, когда русские и немцы совместно строят будущее. К этому призывает гибель немецкого лайнера "Вильгельм Густлоф" в январе 1945 года".

Сегодня у нас есть возможность даже в таком тяжелом вопросе идти к примирению - через историческую достоверность. Ведь в истории нет черно-белых красок. И уникальность Маринеско в том, что его личность не оставляет никого равнодушным. Его легендарной личности, возможно, уготовано бессмертие. Он стал человеком-легендой и останется ею...

Подводная лодка IX-бис серии заложена 19 октября 1938 года на заводе №-112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под заводским номером 263. 25 апреля 1939 года подводная лодка спущена на воду и 11 июня 1941 года начала переход на Балтику по Мариининской водной системе в Ленинград. 22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта П.П.Маланченко в составе Учебной бригады подводных лодок. Начало войны застало С-13 в городе Вознесенье. 25 июня подводная лодка прибыла в Ленинград.

До 31 июля подводная лодка проходила ходовые испытания, 14 августа 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского Флота. 30 августа С-13 включена в состав 1-го Дивизиона 1-й Бригады подводных лодок КБФ. Подводную лодку предполагалось перебазировать на Север, для чего в первую половину сентября С-13 прошла ДОКование. Подводная лодка была готова к переходу, когда немцы блокировали Ленинград с суши, и С-13 осталась на Балтике.

Благополучно перезимовав первую блокадную зиму в Ленинграде, в свой первый Боевой поход на позицию в Ботническом заливе С-13 вышла 2 сентября 1942 года. В этом году советские подводные лодки в этот район еще не проникали. Обеспечивать поход в море вышел командир 1-го Дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга Е.Г.Юнаков. До точки погружения С-13 сопровождали тральщики и сторожевые катера. В 02.30 эскорт оставил подводную лодку, и она продолжила движение самостоятельно. Вечером 3 сентября у маяка Хельсинки при подъеме перископа подводная лодка дважды обнаруживалась сторожевым катером противника, который сбросил на нее семь глубинных бомб. В ночь на 8 сентября С-13 завершила форсирование Финского залива, и вечером следующих суток вышла в Аландское море. Днем 11 сентября подводная лодка была в Ботническом заливе, в котором противник не ожидал действий советских подводных лодок в этом районе. На исходе текущих суток, С-13 обнаружила финский пароход «Gera» с грузом угля для Финляндии. Первая торпеда прошла мимо, и тогда подводная лодка открыла артиллерийский огонь (выпущено тринадцать 100-мм снарядов). Транспорт застопорил ход и, получив еще одну торпеду, утонул. Спустя три часа подводная лодка потопила финский транспорт «Ussi X», перевозивший штучный груз в Кёнигсберг. Из 22 членов экипажа судна спасся лишь один матрос. Патрулируя в заданном районе, С-13 имела несколько шансов потопить вражеские суда, но атаки срывались из-за ошибок личного состава, а утром 17 сентября при попытке атаковать С-13 выбросило волной на мелководье.

Вечером 17 сентября С-13 выпустила торпеду по голландской парусно-моторной шхуне «Anna B», но торпеда прошла мимо цели, а от второй торпеды судно увернулось. Из 100-мм орудия подводной лодки было выпущено 24 снаряда. После того как транспорт загорелся, была выпущена еще одна торпеда, прошедшая под носовой частью судна. Горящая шхуна сдрейфовала к берегу, где спустя шесть дней полностью выгоревшей была обнаружена финнами, и в итоге была разобрана. При атаке подводной лодки на судне погибло пять человек. Продолжая патрулирование, С-13 неоднократно обнаруживала как одиночные суда, так и конвои противника, но атаки по разным причинам срывались. 4 октября подводная лодка произвела торпедную атаку по конвою, но неудачно. Вечером 10 октября С-13 начала возвращение в базу. У острова Вайндло 15 октября подводная лодка подверглась атаке финских сторожевых катеров VMV13 и VMV15. От близких разрывов глубинных бомб подводная лодка получила повреждения: вышли из строя гирокомпас и эхолот, на 28° влево заклинило вертикальный руль, треснуло несколько баков аккумуляторных батарей, через выбитый штуцер глубиномера внутрь подводной лодки стала поступать забортная вода. С-13 легла на грунт, где на 60-метровой глубине в течение шести часов проводила ремонт.

Ввести в строй руль так и не удалось, и оставшийся отрезок пути подводной лодке пришлось идти, управляясь электромоторами. Вечером 17 октября на буксире катера МО-124 и тральщика №-34 подводная лодка приведена на Лавенсари. 19 октября С-13 благополучно прибыла в Кронштадт. 22 октября подводная лодка перешла в Ленинград для ремонта и зимовки. За успешный Боевой поход десять человек, включая командира и командира Дивизиона, были удостоены ордена Ленина, шестнадцать человек – Красного Знамени, восемнадцать – Красной Звезды и два подводника – медали «За отвагу».

19 апреля 1943 года во время артиллерийских учений задрайка крышки кранца первых выстрелов случайно ударила по капсулю одного из снарядов. Порох в гильзе взорвался, один краснофлотец погиб. Результатом происшествия, «за халатное исполнение служебных обязанностей» , стало снятие командира С-13 П.П.Маланченко с должности. Командиром подводной лодки С-13 назначен ранее командовавший подводной лодкой М-96 капитан 3 ранга А.И.Маринеско.

1 октября 1944 года С-13 вышла из Кронштадта и утром 8-го октября заняла позицию севернее полуострова Хель. На следующее утро в 25 милях северо-восточнее маяка Риксфест был обнаружено каботажное судно «Zigfrid», которое ввиду неудачной торпедной атаки было повреждено артиллерией (выпущено тридцать девять 100-мм и пятнадцать 45-мм снарядов) и выбросилось на отмель у косы Хель. 13 октября на подводной лодке приняли приказание о переразвертывании к м.Брюстерор. 11-го, 15-го и 21-го октября акустик С-13 трижды фиксировал шумы кораблей противника, но до атак дело не дошло.

21 октября С-13 перешла к Виндаве, но спустя четыре дня был получен приказ в светлое время суток находиться на юго-западных подходах к бухте Лыу (о.Сааремаа) – в районе, откуда24-го октября тяжелые корабли Krigsmarine вели бомбардировку советских частей на полуострове Сырве. А.И.Маринеско оставался в бухте и в темное время суток. С учетом того, что в этот момент обстановка на сырве временно стабилизировалась, и крейсера противника не появлялись, ни одной цели для атаки обнаружить не удалось. 11 –го ноября 1944 года С-13 ошвартовалась у причалов Ханко, в начале декабря прошла докование в Хельсинки, после чего с 22 декабря находилась на Ханко. Отмечая смелость А.И.Маринеско, проявленную при артиллерийской атаке «Zigfrid», командир Бригады подводных лодок Верховский все-таки остался недоволенпассивностью при обнаружении шумов и неправильной организации поиска, поэтому поставил за поход лишь удовлетворительную оценку. А.И.Маринеско был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Скоро из-за поведения командира С-13 стал вопрос о предании его суду военного трибунала. В политдонесении было написано: «…дважды без разрешения командира Дивизиона ходил в город Ханко, где пьянствовал и имел связь с финскими женщинами…».

Дело дошло до командующего КБФ, который принял решение – провести суд после возвращения из очередного похода.

В последующем политдонесении писалось: «…решение о предоставлении возможности выхода в море капитану 3 ранга А.И.Маринеско до разбора его дела в суде, как показывает результат Боевого похода, себя оправдало. Командир подводной лодки С-13 на позиции действовал смело, спокойно решительно, противника искал смело и грамотно».

В третий Боевой поход С-13 отправилась 11 января 1945 года и находилась на позиции между маяком Риксхефт и Кольбергом с вечера 13-го января. К этому времени противнику удалось наладить противолодочную оборону своих коммуникаций, но проявляемая А.И.Маринеско активность должна была привести к успеху. После нескольких неудачных попыток атакоывать конвои, которые срывались из-за опасности столкновения с кораблями охранения или штормовой погоды. Вечером 30 января в районе маяка Хела произошла встреча с крупным лайнером – «Vilgelm Gustlov». Акустик старшина 2 статьи И.М.Шпанцев уловил шумы винтов и доложил в центральный пост: «Слева 160 градусов - шум винтов крупного судна!». А.И.Маринеско сориентировался мгновенно: оценил обстановку и повернул С-13 на противника. Вскоре акустик доложил: «Пеленг быстро меняется на нос!» — цель уходила на запад, притом быстро, в подводном положении за ней не угнаться.

В Центральном Посту прозвучала команда командира: «К всплытию!». А.И.Маринеско решил атаковать противника из надводного положения и со стороны берега. Прижимаясь к берегу, С-13 легла на тот же курс, что и противник, и пошла вдогонку за лайнером. Кроме командира подводной лодки, на мостик находились командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Н.Я.Редкобородов и старший краснофлотец А.Я.Виноградов.

В холодную погоду и при непроглядной темноте преследование продолжалось около 2 часов. Были моменты, когда С-13 развивала скорость более 16 узлов. Командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант Я.С.Коваленко и его подчиненные в эти моменты выжимали из главного двигателя все, однако дистанция до цели не уменьшалась. Тогда А.И.Маринеско вызвал наверх командира БЧ-5 и приказал хотя бы на время развить форсированный ход. И только когда скорость составила 19 узлов, дистанция стала сокращаться.

Налетавшие снежные заряды временами скрывали цель. Поравнявшись с нею, С-13 резким поворотом вправо вышла на Боевой курс. Вниз последовала команда: «Первый, второй, третий и четвертый торпедные аппараты - «Товсь!», а в 23 часа 8 минут последовала команда: «Пли!»; до цели было всего пять кабельтовых. Менее чем через минуту раздались три мощных взрыва. С мостика видели, как одна торпеда взорвалась в районе фок-мачты, другая - в средней части судна, а третья - под грот-мачтой. Четвертая торпеда не вышла из аппарата. Лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением более 25 000 тонн, с дифферентом на нос и большим креном на левый борт, стал погружаться, а через несколько минут затонул. Через полчаса появились четыре немецких сторожевых корабля, миноносец и два тральщика, которые начали спасать пассажиров. Два сторожевика и тральщик начали поиск подводной лодки, их прожекторы, прощупывая темноту, искали С-13. Вскоре стали рваться глубинные бомбы. А.И.Маринеско, вместо того чтобы уйти в море на большие глубины, повернул к берегу и лег на грунт.

Ход атаки в корабельных документах отражен следующим образом:

Время Курс, град. Балтийское море. Вторник 30 января
19.15 - Ш=55° 13′ 3, Д=17° 41′ 5. Оторвались от грунта.
19.17 Пер. Пущены электромоторы. Дали ход 3 узла.
19.29 335 Продута средняя группа ГБ. Отдраен рубочный люк.
19.34 Продут главный балласт. Пущен левый дизель. Ход 9 узлов.
19.41 140
19.45 Начата зарядка аккумуляторных батарей.
20.00 Ветер норд-вест - 5 баллов. Море свежее.
20.12 190
20.24 Маяк Стиле - 210 град., маяк Розеве - 154 град. Попр. ГК-0 град.
20.50 105
21.05 Маяк Стиле - 223 5 град., маяк Розеве - 153 град. Попр. ГК-0 град.
21.10 Ш=55° 02′ 2, Д=18 °11′ 5. Справа 50 град. белый постоянный огонь, слева 30 град. два белых постоянных огня.
21.15 Объявлена боевая тревога. По пеленгу 70 град. обнаружен лайнер с затемненными ходовыми огнями, по пеленгу 65 град. дозорный СКР.
21.20 Остановлен левый дизель. Ход 9 узлов.
21.24 15
21.25 Дозорный корабль скрылся.
21.27 345 Принят главный балласт в концевые группы.
21.31 353
21.32 340
21.35 Пущен левый дизель. Ход 12 узлов.
21.41 Продут главный балласт в концевых группах.
21.44 Дан ход 14 узлов.
21.55 280 При сближении обнаружили, что ПЛ находится на курсовом угле лайнера 120 град. Дан ход оба полным, курсом 280 град. со скоростью 15 узлов.
22.37 Дан ход оба самый полный - 18 узлов.
22.55 300
23.01 Остановлен правый дизель. Ход 9 узлов.
23.04 Легли на боевой курс. Ход 6 узлов.
23.05 15 Аппараты «Товсь».
23.08 Аппараты «Пли». Произвели торпедный залп из носовых аппаратов 1,3,4. Пеленг на цель 33,5 град., дистанция 4,5 каб.
23.09 Взорвались три торпеды, попавшие в левый борт лайнера. Первая торпеда взорвалась через 37 секунд. Лайнер накренился на левый борт и начал тонуть. Ш=55° 08′ 4. Д=17° 41′ 5. Остановлен дизель. Пущены электромоторы.
23.10 Левый борт лайнера ушел под воду. По пеленгу 25 град. на горизонте включен прожектор в сторону ПЛ. Циркуляция вправо. Срочное погружение Ш=55° 07′ 8, Д=17° 41′ 8.
23.12 Погрузился на глубину 20 метров.
23.14 110
23.20 Удифферентовали ПЛ на глубине 20 метров.
23.26 По пеленгу 240 град. акустик слышит работу УЗПН.
23.30 80
23.45 По пеленгу 105 град. акустик слышит шум винтов миноносца.
23.49 0 В район потопления лайнера пришли семь кораблей: миноносец, 4 СКР, 2ТЩ. Два СКР и один ТЩ начали преследование ПЛ. Ш=55° 08′ 7, Д=17° 45′ 0. Начали маневрирование от преследования.
00.00 Пер. Ш=55° 08′ 0, Д=17° 44′ 8.
4.00 0 Ш=55° 16′ 5, Д=17° 53′ 6. Оторвались от преследования двух СКР, одного ТЩ. Во время преследования было сброшено 12 глубинных бомб. ПЛ повреждений не имеет.

Единственный конвоир лайнера – миноносец «Leve» в момент преследования и атаки находился далеко за кормой лайнера и сразу занялся спасением пассажиров, присоединившийся позднее миноносец Т-36 сбросил двенадцать глубинных бомб, чтобы помешать С-13 вторично выйти в атаку.

До недавнего времени считалось, что вместе с лайнером погибло 406 из 918 матросов и офицеров 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводных сил, 91 из 173 членов экипажа, 246 из 373 женщин-военнослужащих Grigsmarine и около 4 600 из 5 100 бещенцев и раненых, но после 1997 года ведущий немецкий исследователь гибели «Vilgelm Gustlov» Х.Шен, бывший в 1945 году пассажирским помощником капитана лайнера, в очередной раз изменил цифру погибших. Ссылаясь на данные под присягой бывшего санитарного обер-фенриха В.Терреса, он заявил, что лайнер принял не чуть более 5 000 беженцев, как считалось раннее, а около 9 000, что увеличивает цифру погибших вместе с судном с примерно 6 000 до 9 300, и официально на сегодняшний день немцы приводят именно эти данные.

С-13 продолжила крейсерство и 3 февраля при попытке атаковать подверглась нападению сторожевого катера противника. 6 февраля С-13 обстреляли с немецкой подводной лодки.
10 февраля в 45 милях к северу от маяка Ярославец А.И.Маринеско обнаружил крупный транспорт «General Shtoiben», следовавший в охранении миноносца и катера-торпедолова с погашенными ходовыми огнями.

Его эскорт составляли миноносец Т-196 и торпедолов TF-10. Четыре часа А.И.Маринеско маневрировал, зная о присутствии противника благодаря акустической станции и наблюдал его лишь последние сорок минут. Преследовать «генрала Штойбена» пришлось на скоростях от 12 до 18 узлов. Из-за помех со стороны охранения залп был произведен с дистанции 12 кабельтов из кормовых торпедных аппаратов, и, тем не менее, обе торпеды попали в цель.

Ход этой атаки в документах отражен следующим образом:

Время Курс, град. Балтийское море. Пятница 9 февраля
20.05 180 Ш=55° 26′ 0, Д=18° 02′ 0. Всплыли в надводное положение. Ветер зюйд-ост 2 балла, море - 1 балл, видимость 10-15 кабельтовых.
20.08 Остановлены электромоторы. Пущен левый дизель, ход 9 узлов.
20.15 Пущен правый дизель. Ход 12 узлов.
20.17 Начали зарядку аккумуляторных батарей.
21.00 Начали выполнять противолодочный зигзаг №11. Генеральный курс 180 град.
22.02 0 Легли на генеральный курс 0 град.
22.15 Ш=55° 07′ 7, Д=18° 03′ 5. Справа 10 град. обнаружен шум винтов двухвинтового большого корабля.
22.24 Прекратили выполнять зигзаг.
22.27 Остановлены дизеля для определения стороны движения корабля.
22.29 Акустик слышит слева 15 град. шум винтов двухвинтового большого корабля. Пущены дизеля. Циркуляция влево.
22.31 285 Объявлена боевая тревога. Шум винтов справа 20 град.
22.34 Остановлены дизеля, дан ход электромоторами для улучшения прослушивания шума. Циркуляция вправо.
22.37 0
22.43 90
22.52 0
22.58 270
23.05 280 По пеленгу 305 град. шум винтов стал удаляться.
23.09 Остановлены электромоторы, пущены дизеля, дан ход 12 узлов.
23.14 305
23.15 Увеличили скорость до 14 узлов.
23.19 Остановлены дизеля. Шум винтов по пеленгу 305 град.
23.20 Пущены дизеля. Дан ход 12 узлов.
23.25 Пошел дождь.
23.31 Увеличили ход до 14 узлов.
23.37 Уменьшили ход до 12 узлов. Шум винтов по пеленгу 305 град.
23.39 Увеличили ход до 14 узлов.
23.44 Увеличили ход до 17 узлов.
23.53 Увеличили ход до 18 узлов.
00.00 Ш=55° 17′ 0, Д=17° 49′ 5. Ветер зюйд-ост 3 балла. Видимость до 5 кабельтовых.
00.19 Уменьшили ход до 12 узлов для прослушивания горизонта. Шум винтов по пеленгу 280 градусов.
00.21 280 Увеличили ход до 18 узлов.
00.27 Слышен запах угольного дыма. Уменьшили ход до 12 узлов.
00.30 По пеленгу 280 град. обнаружили два постоянных белых огня (гакобортных). Увеличили ход до 18 узлов.
00.56 Уменьшили ход до 12 узлов.
1.03 230 Легли на курс 230 град. для выхода к кораблю со стороны берега. Перестал идти дождь.
1.11 240
1.13 Увеличили ход до 18 узлов.
1.22 250
1.27 270
1.33 290 Со стороны берега небо очистилось от облаков. Видимость 15 каб. Легли на курс 290 град. для выхода мористее в темную часть горизонта.
1.45 300
2.05 270
2.10 250 Носовые аппараты «Товсь». Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.
2.20 240
2.32 222 Определен состав каравана. Легкий крейсер, предположительно «Эмден», в охранении 3 миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемненными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.
2.38 250 Легли на параллельный курс 250 град., определили скорость движения крейсера - 16 узлов.
2.43 270
2.47 340
2.49 0 Миноносец, идущий по корме крейсера уступом вправо, не дал возможности выйти в атаку носовыми ТА. Легли на курс 0 град. для атаки кормовыми ТА на отходе. Уменьшили ход до 12 узлов.
2.50 Произведен двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Пеленг 158,5 град., дистанция 12 каб., интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.
2.52 Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнем. Ш=55° 18′ 0, Д=16° 38′ 5.
2.53 40
3.02 0 Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами.

На «General Shtoiben» на момент торпедирования находилось 2 680 военнослужащих Вермахта, сто солдат, около 900 беженцев, 270 лиц медперсонала Krigsmarine и 285 членов экипажа судна (из них – 125 военнослужащих). Спаслось 659 человек.

15 февраля С-13 прибыла в Турку. Спустя пять дней командоание КБФ точно знало о потоплении подводной лодкой «Vilgelm Gustlov», поскольку описание торпепдированного лайнера в точности совпало с его фотографией, опубликованной в финской газете. В результате удачного проведения двух атак А.И.Маринеско стал самым результативным подводником Великой Отечественной войны советского ВМФ. В заключении, составленном по Боевому походу, командир Дивизиона капитан 1 ранга А.Е.Орел написал: «1. На позиции действовал смело, спокойно и решительно, противника искал активно и грамотно. 2. В 21.10. 30 января обнаружил лайнер водоизмещением, считал 18-20 тысяч тонн, атаковал в 23.08 и утопил трехторпедным залпом. 3. 9 февраля в 22.15 ШП обнаружил шум большого двухвинтового корабля. Умело используя акустику, определил сторону движения противника и на большом ходу сблизился с ним. Сблизившись, визуально четко установил, что идет легкий крейсер типа «Эмден» в охранении трех миноносцев в ночном ордере. В 2.50 10 февраля атаковал кормовыми, стрелял интервально двумя торпедами, попадания торпед наблюдал…». В выводах относительно результатов этого похода командир Дивизиона отметил следующее: «Командир ПЛ капитан 3 ранга Маринеско за потопление лайнера «Vilgelm Gustlov» с большим количеством немецких подводников и потопление легкого крейсера типа «Эмден» заслуживает высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза».

Но командование КБФ потребовало подтверждение разведки, а без него потопление лайнера и транспорта вылилось в следующее: капитан 3 ранга А.И.Маринеско, капитан-лейтенанты Л.П.Ефременков, Н.Я.Редкобородов, К.Е.Василенко, инженер-лейтенант Я.С.Коваленко, мичманы П.Н.Наболов и Н.С.Торопов были награждены орденом Красного Знамени. Ордена Отечественной войны 1-й степени удостоились инженер-лейтенант П.А.Кравцов, мичман В.И.Поспелов, старшины 2-й статьи А.Н.Волков, В.А.Курочкин, А.Г.Пихур, ордена Отечественной войны 2-й степени - старшие краснофлотцы И.М.Антипов, А.Я.Виноградов. 20 апреля 1945 года подводная лодка С-13 стала Краснознаменной.

В последний Боевой поход С-13 вышла 20 апреля 1945 года. Занимала позицию южнее Готланда, на коммуникации Либава – Свинемюнде, затем – севернее Штольпемюнде, а начиная с ночи на 8 мая – северо-западнее Либавы. Выйти в атаку ни разу не удалось, сама С-13 четырежды становилась объектом нападения немецких подводных лодок и самолетов.

23 мая 1945 года С-13 вернулась в базу. После войны подводная лодка С-13 служила на Балтике. 7 сентября 1954 года С-13 выведена из боевого состава, разоружена и переоборудована в плавучий Кабинет Боевой Подготовки 2-го Высшего Военно-Морского Училища (6 октября 1954 года получила наименование «КБП-38»). 23 марта 1956 года КБП-38 переведен в группу плавсредств НИИ ВМФ №-11.

17 декабря 1956 года подводная лодка С-13 исключена из списков кораблей ВМФ СССР и сдана на разборку. Подводная лодка С-13 совершила 4 Боевых похода: 02.09.1942 – 19.10.1942; 01.10.1944 – 11.11.1944; 11.01.1945 – 15.02.1945; 20.04.1945 – 23.05.1945. Потопила 5 транспортов (44.138 брт), 1 повредила (563 брт): 11.09.1942 ТР «Gera» (1.379 брт); 11.09.1942 ТР «Ussi X» (2.325 брт); 17.09.1942 ТР «Anna B» (290 брт); 30.01.1945 ТР «Vilgelm Gustlov» (25.484 брт)10.02.1945; ТР «General Shtoiben» (14.660 брт), повредила траулер «Zigfrid» (563 брт).

Т актико - Т ехнические Д анные

подводной лодки

С- 13 :

Водоизмещение: надводное/подводное — 837/1084,5 тонн. Размеры: длина 77,7 метров, ширина 6,4 метра, осадка 4,35 метра. Скорость хода: надводная/подводная — 19,8/8,9 узлов. Дальность плавания: над водой 8170 миль при 9,7 узлах, под водой 140 миль при 2,9 узлах. Силовая установка: 2 дизеля по 2000 л.с., 2 электромотора по 550 л.с. Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (12 торпед), одно 100-мм, одно 45-мм орудия. Глубина погружения: до 100 метров. Экипаж: 46 человек.

Об авторе: Бойко Владимир Николаевич:
Капитан I ранга в отставке, ветеран-подводник Военно-Морского Флота России, кандидат военных наук, член – корреспондент Петровской академии наук и искусств. Родился 20 января 1950 года в г.Одессе в семье подводника ВМФ. С ноября 1968 года по ноябрь 1970 года проходил действительную срочную службу на территории Чехословацкой ССР. В 1970 году поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, которое окончил в 1975 году по специальности военный инженер-механик атомных подводных лодок со специальными энергетическими установками. После окончания Севастопольского ВВМИУ проходил действительную военную службу в офицерских должностях на атомных подводных лодках стратегического назначения III флотилии РПК СН Северного Флота. Участник 16 Боевых Служб. С 1996 года, руководил рядом общественных организаций ветеранов-подводников Военно-Морского Флота России. Автор публикаций «100 лет со дня гибели русской подводной лодки «Камбала», «50 лет Атомному Подводному Флоту», «Гибель подводной лодки Л-24», «Бухта Голландия в Севастополе», «Трофейные румынские подводные лодки на службе Черноморского флота СССР», «Подводные лодки Севастопольского ВВМИУ», «Подготовка офицеров Русского флота в 1905-1920гг», «Подготовка офицеров ВМФ СССР», «Вице-адмирал Г.П.Чухнин», «Подводная лодка U01 «Запорожье», «Книги Памяти подводников ВМФ, уроженцев Верхневолжья, погибших в XX веке», Книг Памяти подводников ВМФ, уроженцев Одессы, Севастополя, Харькова, Запорожья, Николаева, Херсона погибших в годы Великой Отечественной войны, «Книги Памяти выпускников Севастопольского ВВМИУ, погибших при исполнении служебных обязанностей», книг «Севастопольский Морской Кадетский Корпус - Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище», «Не служил бы я на флоте…», «Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя», «Подводные лодки первой мировой войны», «Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР», инициатор и участник создания памятника подводникам ВМФ, уроженцам Верхневолжья, погибшим в годы Великой Отечественной войны. За высокие достижения в военно-морской общественной деятельности в 2008 году удостоен высшей международной общественной награды – ордена «Золотая Звезда». Участник 43-го и 44-го Международных Конгрессов Подводников в Москве, Шербуре, Париже, Стамбуле, Конгрессов ветеранов-подводников ВМФ, проводимых в Севастополе и Одессе.

Фюрер смертельно ненавидел советских военных, не случайно ни с кем в плену не обращались столь жестоко, как с ними. Но лишь один офицер Советского ВМФ удостоился чести быть объявленным им врагом рейха и своим личным врагом... И было за что.

Гитлер надеялся затянуть войну со странами антинацистской коалиции на неопределенно долгий срок, в течение которого, согласно чаяниям фюрера, неизбежно должен был произойти развал этого не слишком органичного блока, что позволяло Германии заключить мир с англосаксами и французами на Западе и продолжить войну на Востоке против СССР.


В январе 1945 года советские войска, развивая мощное наступление вглубь фашистского рейха, осадили Данциг - древний польский город Гданьск. В этой старинной цитадели, превращенной нацистами в оплот своего господства в Привислинском крае и на Балтике, помимо мощной войсковой группировки оказался отрезанным цвет гитлеровской чиновной элиты - всевозможные фюреры, ляйтеры, комиссары, руководившие разграблением и онемечиванием славянских земель.

А еще здесь базировалась 2-я учебная дивизия подводных лодок Рейхсмарине. В январе 1945 года в ее стенах готовились положить жизнь на алтарь преданности фюреру и фатерлянду 3700 «белокурых бестий». Они мечтали увековечить свое имя подвигами, наподобие тех, что совершили их предшественники, выходцы из этой же альма матер Гюнтер Прин (в 1940 году он отправил на дно самый мощный английский линкор «Ройял Оук», а всего уничтожил 28 кораблей противника) и Отто Кречмер (побил абсолютный рекорд результативности, потопив 44 торговых судна и 1 эсминец). Переправленные в Киль и Фленсбург уже сформированные экипажи должны были занять места в отсеках 123 спущенных на воду новейших субмарин серии XXI, оснащенных шнорхелем - устройством для подзарядки аккумуляторных батарей в подводном положении, что резко увеличивало автономность и скрытность плавания.

Подводники гросс-адмирала Карла Деница были последней надеждой Гитлера. Им предстояло реализовать план тотальной подводной войны.

Внезапно выпустив на морские коммуникации между Старым и Новым Светом (взамен уничтоженных англо-американской противолодочной обороной в ходе Битвы за Атлантику) три с лишним десятка свежих «волчьих стай» субмарин, каждая из которых имела боезапас в 20 торпед и автономность плавания до 16 000 миль, фюрер рассчитывал блокировать Англию, нарушить снабжение высадившихся в Европе войск и выиграть время, необходимое для развала антигитлеровской коалиции. Если учесть блестящие технические данные лодок серии «XXI» и серьезность боевой выучки немецких корсаров морских глубин, этот замысел представлял серьезную угрозу для жизни тысяч союзников.

Вопрос об эвакуации Данцигской школы подплава, на выпускников которой в первую очередь возлагал эту судьбоносную миссию Гитлер, специально обсуждался на одном из январских совещаний в его бункере.

С 1942 года школа размещалась на стоявшем в порту Данцига огромном пассажирском лайнере «Вильгельм Густлов», первоначально построенном для круизных рейсов нацистской элиты из рейха на Канары, а с началом Второй мировой войны переоборудованном сначала под госпитальное судно, а затем в плавучую казарму для любимцев Гитлера.

Кораблем гордилась вся Германия. Не случайно ему присвоили имя видного деятеля НСДАП, пользовавшегося особым доверием вождя и создававшего в Швейцарии из местных немцев штурмовые отряды наподобие СА.

В 1936 году Густлова застрелил антифашист-югослав. Фюрер специально приезжал в 1938 году в Гамбург на торжества по случаю спуска корабля, названного в честь соратника. Он сам выбрал имя туристскому лайнеру, который должен был олицетворять мощь и совершенство «тысячелетнего рейха», и в часовой «пламенной» речи выразил переполнявший его неподдельный восторг шедевром «арийского» кораблестроения, созданным по его предначертаниям.

Восторгаться, надо признать, было чем. Почти двухсотметровой длины 9-палубный гигант, в высоту - с 15-этажный дом, разделенный переборками на бесчисленное множество отсеков, кроме сотен комфортабельных кают имевший рестораны, зимний сад, плавательный бассейн, гимнастический зал. Водоизмещение 25 тысяч тонн! Немного исполинов, равных «Густлову», бороздит океанские просторы и сегодня.

И вот этот суперлайнер, имея на борту около 100 экипажей подводников, свыше 4 000 дополнительно принятых на борт высокопоставленных чиновников, генералов и офицеров СС и вермахта (всего более 8 000 пассажиров), со всеми мерами предосторожности в полдень 30 января 1945 года оторвался от причальной стенки и вышел в море...

В этот же день в 20 часов 10 минут крейсировавшая в Данцигском заливе в ожидании целей для торпедной атаки советская подлодка «С-13», которой командовал капитан 3 ранга Александр Маринеско, всплыла для подзарядки аккумуляторных батарей.

Она принадлежала к семейству подводных кораблей серии «С IX-бис», строившихся накануне Великой Отечественной войны, и по своим характеристикам значительно уступала гитлеровским субмаринам серии «XXI», специально созданным для действий в Мировом океане. «Эска» имела водоизмещение 870 тонн, дальность плавания 10 000 миль, автономность 30 суток, глубину погружения до 100 метров. Ее вооружение составляли 6 торпедных аппаратов (4 носовых и 2 кормовых), 100-миллиметровое орудие и 45-миллиметровый полуавтомат. Но шнорхеля советские конструкторы не изобрели, и это создавало в «автономке» немалые трудности.

Вот уже 17 дней длился поход. Площадь, отведенная для крейсирования, была огромной: от острова Борнхольм до маяка Брюстерорт 150 миль - ширина района, и до горла Данцигского залива в глубину 40 миль. Попробуй, осмотри его быстро, а главное, внимательно... Как назло, весь поход не утихал шторм.

С большим трудом боцману удавалось удержать лодку в равновесии минуту-две, пока командир торопливо приникал к перископу. А ночью шла крайне опасная на болтанке подзарядка аккумуляторных батарей.

Так - сутки за сутками. Монотонно, нудно. Бортовой журнал «эски» скупо свидетельствовал: «17 января. Из сводки Совинформбюро узнали о начавшемся наступлении войск 1-го Белорусского фронта южнее Варшавы. Экипаж обрадовался... Шторм около 9 баллов. Ночью несколько моряков выпали из коек. Утром погрузились, потом легли на грунт. Хотя глубина 50 метров, лодку здорово качает...

18 января. Всплыли в 00. 40. Шторм продолжается. Огромной волной чуть не смыло за борт мичмана Торопова. Удержал его старший матрос Юров... Из радиосообщения узнали об освобождении нашими войсками Варшавы...

20 января. Ввиду плохой погоды всплываем под перископ редко. Транспортов не обнаружено... Слышны взрывы глубинных бомб...»

Опытному подводнику эти взрывы говорили о многом. Командир корабля знал, что в отведенный ему для поиска район командование других подлодок не направляло. Значит, отдаленные разрывы «глубинок» вовсе не признак того, что фашисты «гоняют» по Балтике кого-то из его боевых друзей, преследуют обнаруженную субмарину. Нет, ведется профилактическое бомбометание. Коли так, вскоре пойдет крупная дичь - корабли большого водоизмещения в сопровождении эсминцев и торпедоловов, может быть, крейсер...

Готовьтесь, друзья! - ободрял моряков командир. - Чует мое сердце, вот-вот пойдет конвой. Будет горячее дело!

Но сутки сменяются сутками, а серьезной цели все нет...

«26-27 января. Сильно качает, порой кладет лодку на борт под 45 градусов. Шторм свыше 8 баллов. Мороз. Антенна, леерные стойки, палуба покрываются сплошным льдом. Шахта подачи воздуха к дизелям при погружении пропускает воду до тех пор, пока лед на ее крышке не оттает. Из оперативной сводки узнали о выходе наших войск на побережье Данцигской бухты», - пишет в бортовом журнале радист.

Море стихло. А в душах подводников - не штиль, нет, бушует буря. Больше полумесяца в море, а врага еще и на горизонте не видели, не выпустили ни одной из 12 торпед! Люди заждались дела!

И шифровка из штаба флота подогревает азарт: «Командирам подводных лодок в море. В связи с начавшимся наступлением наших войск ожидается бегство фашистов из Кенигсберга и Данцига. Атаковать прежде всего крупные боевые корабли и транспорты противника...» Но где он, этот противник?

Штурман Николай Редкобородов безвылазно «колдует» в своей выгородке над картой, то и дело щелкая секундомером и движком счетной линейки. Его работа - рассчитывать такие курсы, которые позволяли бы в короткий срок полностью осмотреть весь район. Нелегкое это дело - нужно учесть все попадающиеся на пути мели, банки, затонувшие суда. Нужно помнить все ошибки, возникающие от неточного удержания рулевыми заданного курса, от потери скорости при всплытиях.

«С-13» повезло на штурмана. Капитан-лейтенант Редкобородов - лучший специалист в бригаде «эсок», в 1943-м виртуозно провел подлодку Юрия Руссина «М-90» по Финскому заливу, нашпигованному минными заграждениями и противолодочными сетями. Но какой бы опыт ни был за плечами, мало ли в неспокойном море помех, держащих в постоянном напряжении?!

Нелегко пришлось и инженеру-механику лодки Якову Коваленко. Для него это был первый поход в качестве самостоятельного командира боевой части (предыдущего командира БЧ Георгия Дубровского отправили учиться в академию). Из предыдущих плаваний с Дубровским молодой офицер понял главное: надо строго контролировать несение вахты электриками, от них зависит движение лодки под водой с помощью электромоторов. Но и трюмных не забыть - не допустили бы ошибки, особенно на стадиях погружения и всплытия. В руках матросов - жизнь корабля...

Но труднее всех командиру лодки. Он отвечает за успех похода, за боевой результат. Беспокоят его балтийские глубины, что напичканы на разных уровнях минами - донными и якорными. Как маневрировать, если придется уклоняться от глубинных бомб вражеских сторожевиков, не задеть мимоходом минреп?

А тут еще одолевают грустные думы о собственном житии. Ведь в поход-то Александра Ивановича отправили смывать кровью допущенный грех. В ночь под Новый, 1945 год «кап три» загулял «маленько» в финском городе Турку. Зашел с товарищем в ресторанчик, выпил стаканчик… В общем, вернулся в базу на двое суток позже положенного.

Исчезновение советского офицера в иностранном порту, да еще любовная связь с гражданкой другого государства по тем временам было делом подсудным, в штрафной батальон ссылали и не за такое. Грозил трибунал и Маринеско. Спасла его только репутация классного профессионала подводной войны (в октябре 1944 года в Данцигской бухте его «эска» потопила вражеский транспорт водоизмещением 5000 тонн, причем расстреляв все торпеды, он отважился всплыть и уничтожить противника огнем носового орудия), да поддержка всего экипажа, души не чаявшего в командире и грудью вставшего на его защиту. Командование решило не выносить сор из избы и пока шло разбирательство, втихую отправило лодку с проштрафившимся офицером в поход. Но вскоре эта тишина отозвалась звонким резонансом...

Вечером 30 января, получив очередную радиограмму штаба флота, где говорилось о начинающейся эвакуации гитлеровцев, Александр Иванович принял отчаянно смелое решение: идти прямиком к Данцигской гавани и караулить врага на выходе из нее.

После 40-минутного стремительного броска к цели всплыли для подзарядки электропитания. Штормовая зимняя Балтика встретила огромными валами, тяжело переваливавшимися через узкий корпус лодки и сыпавшими мириады колючих брызг, снежными зарядами, налетавшими внезапно и плотно - не зги не видать. И вот когда эту обжигающую холодом круговерть на мгновение разорвало, вахтенный сигнальщик Анатолий Виноградов взволнованно закричал:

Огни! Прямо по носу!

Светлячки, мигавшие вдали, не могли принадлежать береговым маякам - далеко, к тому же по военному времени их не зажигали. Значит, цель! И тогда прозвучало:

Боевая тревога!

Надсадно завыли ревуны. «С-13» выходила в «атаку века».

Стоя на мостике под порывами взбесившегося ветра, Маринеско лихорадочно обдумывал план действий. Ясно, что за огнями, обнаруженными сигнальщиком, - не меньше чем одно судно. Только что это - крупный боевой корабль, транспорт или какая-нибудь мелюзга, на которую и торпеды тратить жалко? Пока не сблизишься - не определишь. Но если действовать по правилам, сначала погрузившись, в подводном положении лодка вдвое потеряет скорость. А если идет не сухогруз-тихоход, а стремительный лайнер? Не догнать... К тому же с перископной глубины в такой шторм ничего не увидишь, да и боцман не удержит лодку при торпедном залпе - вон как бросает на волне! Значит, остается одно: догонять и атаковать в надводном положении...

Поднявшийся из самых низов общества (отец был румынским матросом, а мать - украинской крестьянкой), выросший на одесской окраине в семье с очень скромным достатком и пробивший себе дорогу в штурманы дальнего плавания торгового флота недюжинной волей и огромным трудолюбием, Маринеско не боялся ответственных решений.

Только постоянный настрой на максимум позволил ему стать непревзойденным среди балтийских моряков асом подводной войны, после того, как в 1939 году он стал командиром подлодки-«малютки», а спустя 4 года получил в командование «эску».

Штурман, ночной прицел! - приказал Маринеско. - Стреляем из надводного, носовыми! Идем под дизелями! Развить полную скорость!

Вскоре гидроакустик доложил, что, судя по шуму винтов, пока еще невидимая цель водоизмещением тянет на крейсер.

«А что, если атаковать со стороны берега? - возникла шальная мысль у командира лодки. - Не ждут же они нападения оттуда, от своих! Наверняка не ждут! Там береговая авиация, батареи фортов... Верят, что тыл прикрыт! Оттуда и бить!»

Александр Иванович отдавал себе отчет, на какой риск он идет, решившись пересечь курс вражеского конвоя и выбрать позицию для атаки со стороны береговой линии. Если обнаружат - ни отвернуть, ни погрузиться (глубины не позволят). Верная гибель...

Чашу сомнений окончательно перевесил доклад вызванного на мостик опытнейшего рулевого-сигнальщика старшины 1-й статьи Александра Волкова, обладавшего редчайшей способностью ночью видеть как днем. Приглядевшись в бинокль к мигавшим в снежном мареве огонькам, он уверенно доложил:

Впереди миноносец! За ним - лайнер!

На мгновение снег вдруг перестал падать, и Маринеско, с замирающим сердцем убедившись, что они настигли огромный теплоход, воскликнул, имея в виду тоннаж цели:

Тысяч на двадцать, не меньше!

Теперь - прочь сомнения! Их терпение вознаграждено. Еще немного, и торпедный залп...

Вдруг пеленг лайнера начал меняться. Над миноносцем, что шел перед теплоходом, вспыхнула красная звездочка ракеты. «Неужели обнаружили? Миноносец сигналит, что ложится в атаку?» - стрельнуло в мозгу.

Срочное погружение! Боцман, ныряй на 20 метров! - приказал командир «С-13».

Лодка заскользила вниз, под тяжело дышащие громады волн. Последние резкие раскачивания с борта на борт, и вот уже только мелкая дрожащая качка напоминает о бушующем наверху шторме... Забортные шумы усилились, даже через сталь прочного корпуса отчетливо слышен похожий на паровозное громыхание гул огромных корабельных винтов.

Лайнер проходит, кажется, прямо над головой. Так и хочется пригнуться. Но раз глубинки не полетели - значит, противник их не обнаружил...
Всплытие! Лодка, набирая ход, снова приподнялась над волнами. На форсаже, развив невозможные для «эски» 18 узлов и рискуя сорвать дизели, настигал Маринеско уходящую цель. Это было отчаянное, почти обреченное усилие - вероятность счастливого исхода не составляла и сотой доли процента. Если немцы их обнаружат, да еще потерявшими ход - разнесут в щепу моментально. Но он верил в свою звезду...

Час, второй беспримерной погони. И вот уже можно крикнуть в переговорную трубу:

Старпом, рассчитайте число торпед в залпе!

Едва прозвучала эта команда, как вдруг по рубке лодки затанцевал сигнальный прожектор с лайнера, выписывая точки и тире. Противник запрашивал у него позывные! А надо выиграть еще несколько минут, чтобы успеть изготовиться!

Отстучите ему что-нибудь! Что угодно! - велел Маринеско.

Сигнальщик Иван Антипов невозмутимо просигналил врагу короткое соленое словцо, и... О, чудо! Немец успокоился! Оказалось, гитлеровцы приняли шедшую борт в борт советскую лодку за свой торпедолов, назначенный в конвой. Психологически объяснимо. Раз кто-то отвечает, не пытается скрыться, - значит, свой! Дерзость, но какая расчетливая...

В 23. 08 Маринеско наконец скомандовал:

Аппараты, пли!

Три стремительных полоски от форштевня «эски» рванулись к высоченному борту лайнера. До его погружения в пучину оставалось не больше 15 минут...

Александр Иванович и его товарищи все это время, даже не опасаясь приближавшихся вражеских кораблей охранения и не прячась в морских глубинах, с мостика жадно наблюдали за агонией «Густлова». Невооруженным глазом было видно, как по накренившейся палубе в сполохах пожара ворочалась темная масса - экипаж и пассажиры в панике спешили к бортам, чтобы выброситься в ледяную Балтику... Возмездие жестокое, но справедливое: морская бездна поглощала и своих корсаров, несостоявшихся принов и кречмеров...

Корабли конвоя спасли лишь 988 гитлеровцев, среди них подводников оказалось меньше, чем на один экипаж. Переживший купание в балтийской воде помощник капитана лайнера Гейнц Шен спустя много лет написал в своей книге «Гибель «Вильгельма Густлова»: «Это, несомненно, была самая большая катастрофа в мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, - ничто».

После потопления теплохода-гиганта Маринеско 4 часа уходил от преследования вражеских эсминцев, то забираясь прямо на место его гибели, где еще барахтались тонущие и опасно было глушить водную толщу глубинными бомбами, то совершая хитроумные маневры. В конце концов он подплыл близко к немецкому берегу и положил лодку на грунт.

Через 10 дней, действуя столь же дерзко и продуманно, Александр Иванович потопил еще и германский вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 15 000 тонн, на борту которого перебрасывалось из Курляндского котла 3600 солдат и офицеров вермахта.

Маринеско тогда еще не знал, что Гитлер оказал ему редкую честь, объявив его - командира лодки, потопившей «Вильгельм Густлов» - врагом рейха и своим личным врагом. Еще бы, ведь бы на балтийском дне оказался похоронен морской план, дававший шанс на отсрочку краха «тысячелетней» арийской империи.

В Германии был объявлен трехдневный траур, все члены НСДАП и прочие функционеры надели траурные повязки. В истории рейха нечто подобное случилось лишь однажды - после гибели 6-й армии Паулюса в Сталинграде.

5 мая 1990 года Президент СССР М. С. Горбачев подписал Указ о присвоении звания Героя Советского Союза посмертно капитану 3 ранга Маринеско. Как же случилось, что его заслуги оказались оценены по достоинству спустя почти полвека?

По возвращении в базу командира «С-13» в самом деле представили к званию Героя. Но бдительные кадровики схватились за голову: «Позвольте, это тот самый Маринеско?..». Завистники и недоброжелатели, которых у людей такого склада, как Александр Иванович - самостоятельных, смелых, идущих наперекор обстоятельствам - всегда с избытком, начали распространять про него сплетни, что он зазнался, пьет запоем и т. д.

В сентябре того же победного года личного врага фюрера приказом наркома ВМФ «за упущения в личном поведении» разжаловали до старшего лейтенанта, списали с лодки и отправили с понижением в Таллинский оборонительный район, командиром маленького тральщика. Через несколько месяцев он был уволен из Вооруженных Сил.

Став гражданским, Маринеско вскоре мотал срок на Колыме по абсурдному обвинению в якобы совершенном им хищении социалистической собственности. Подорвав здоровье в изнурительных морских походах и на колымской каторге, по освобождении Александр Иванович страшно бедствовал.

Советское государство платило герою-подводнику мизерную пенсию, а свой век он доживал в питерской коммуналке. В 1963 году Маринеско скончался. Ему было чуть больше 50 лет...

Долго и тяжело сражавшийся за доброе имя боевого товарища Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов пророчески писал: «История знает немало случаев, когда геройские подвиги, совершенные на поле боя, долгое время остаются в тени, и только потомки оценивают их по заслугам. Бывает и так, что в годы войны крупным событиям не придается должного значения, донесения о них подвергаются сомнениям и оцениваются людьми значительно позже. Такая судьба постигла балтийского подводника А.И. Маринеско».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх