Мюррей Боуэн «Теория семейных систем» - Маргарита. Эмоциональное развитие ребёнка учеб. Социально-психологическая адаптация школьников в критические

Коварное и очень сложное в распознании заболевание – атипичная депрессия. Чтобы ее вовремя обнаружить и излечить, важно знать такого опасного «врага» в лицо и быть готовым к активной и длительной борьбе с ним.

Все мы привыкли воспринимать депрессию как подавленное состояние организма, при котором ничего не хочется делать. Однако иногда заболевание проявляется совершенно противоположными симптомами.

Это несет еще большую угрозу для жизни человека: ведь даже если он будет говорить, что у него психологическое расстройство, но при этом есть с большим аппетитом, никто не поверит. И зря, ведь эта болезнь очень многолика и коварна.

Что такое атипичная депрессия

При атипичной депрессии (АД) человек может питаться с повышенным аппетитом, много и крепко спать, даже набирать вес. Но при этом его внутреннее состояние будет все более угнетенным с каждым днем.

Именно поэтому болезнь очень сложно диагностировать: имея все разрушительные свойства типичной депрессии, она проявляется совершенно противоположно.

Таким образом, АД – это своеобразная форма истинного депрессивного расстройства, имеющая все разрушительные свойства типичного подобного состояния, но при этом отличающаяся следующими нехарактерными свойствами:

  • повышенный, иногда даже очень сильно, аппетит;
  • хороший и крепкий сонотдельных случаях состояние сна преобладает над состоянием бодрствования);
  • набор веса;
  • выраженная эмоциональная реактивность.

Если первые три пункта вполне понятны, то о четвертом предстоит поговорить отдельно. Известно, что при типичной депрессии больной уходит в себя, становится практически полностью безэмоциональным, слабо реагирует на внешние раздражители, как психические, так и физические. Но все совсем не так при атипичной форме заболевания.

Человек, страдающий именно таким расстройством, наоборот будет реагировать на все резко, сверхэмоционально, очень бурно. Слезы, скандалы, бурные всплески и иногда даже драки – все это характерно для такой болезни.

Особенно мощные реакции наблюдаются у подростков, страдающих АД. И зачастую именно поведение дает возможность заподозрить недуг.

Симптомы

Как правило, к атипичной депрессии склонны в основном подростки и люди, находящие в переходном возрасте от молодости к зрелости. Это объясняется и физическими изменениями в организме в том числе.

Если рассматривать первую группу риска (подростки), то тут все просто. Дети, находящиеся на пороге взросления, очень психически уязвимы и постоянно напряжены внутренне, что и приводит к заболеванию.

Люди, находящиеся в возрасте «около 30», переживают примерно то же самое, что и подростки. В определенный момент у них начинается осознание: молодость уже прошла, лучшие годы позади, жизнь – штука конечная.

И, кроме того, происходят определенные гормональные изменения (как, кстати, и у взрослеющих детей). Недаром эта пора называется «кризисом среднего возраста» и опасна именно впадением в депрессию. В том числе и атипичную.

Симптоматика – это комплекс симптомов, характерных для определенного заболевания. И в случае с АД они следующие:

  1. Выраженная эмоциональная реактивность (основной симптом).
  2. Резкое повышение аппетита , может сопровождаться набором веса (один из основных).
  3. Частый и крепкий сон, иногда постоянная сонливость (один из основных).
  4. Ощущение, что в конечностях возникла тяжесть (дополнительный физический симптом).
  5. Отказ от контактов с другими людьми , иногда даже очень важными и близкими (дополнительный симптом).

Диагноз атипичная депрессия ставится при наличии первого признака, так как он является основном, а также двух и более остальных.

Причины

Было бы очень неправильным списывать данное очень тяжелое состояние психики исключительно к переменам в развитии и становлении личности. Также АД могут спровоцировать и физические перемены, и какой-то очень серьезный стресс, и глубокие личные переживания. Поэтому причин у болезни невероятное множество.

Итак, атипичная депрессия может развиться вследствие следующих жизненных ситуаций:

  • трагическая утрата или резкие изменения в сложившемся бытовом укладе (уход или измена любимого человека, смерть близкого, разрыв старых и очень значимых отношений);
  • негативные перемены в профессиональном статусе или в социальном положении (увольнение с работы, выпадение из привычного социума, кардинальная смена места жительства);
  • насилие , испытанное на себе (домашнее, сексуальное, чувственное или телесное);
  • сильные межличностные конфликты с кем-то очень важным для данного человека;
  • генетическая предрасположенность и тип личности;
  • серьезное физическое заболевание или зависимость (наркотики, алкоголь).

Согласно медицинским исследованиям, при данной форме депрессивного расстройства происходят сильные изменения в коре головного мозга, из-за которых нарушается гормональный баланс, и возникают негативные химические реакции.

Лечение

Для того чтобы выйти из этого разрушающего личность состояния, необходимо специальное комплексное лечение, основанное как на применении определенных медикаментов, так и на очень тонком психологическом воздействии.

Для положительного исхода важны не только медикаменты, но и уход, диета, серьезная психологическая поддержка.

Медикаментозно АД излечивается при помощи специальных антидепрессантов, которые вправе назначить только лечащий врач. Именно при их употреблении рекомендуется соблюдать определенную диету, которая улучшит внутреннее состояние.

Пациентам не следует употреблять в пищу любые продукты, изготовленные более 2 недель назад, а также копчености и жирные сыры. Все они содержат в себе тирамин – вещество, усугубляющее депрессию.

Важно помнить о том, что люди с выраженным депрессивным состоянием крайне уязвимы и очень болезненно воспринимают любые слова и поступки. Они неуверенны в себе, постоянно подавлены и очень нерешительны.

Такие люди требуют особого внимания, и оставлять их одних не стоит. Ведь ни для кого не секрет, что затяжные депрессии чреваты суицидальными исходами. Поэтому важно видеть, что происходит с человеком.

Общение с близким человеком в депрессии требует большого терпения и еще более большого внимания, ведь одно ошибочное действие может привести к печальному результату. Поэтому следует помнить несколько правил:


Депрессия – это очень длительное по времени протекания и невероятно сложное по своим внешним и внутренним проявлениям заболевание, которое может быть спровоцировано практически любой негативной жизненной ситуацией.

Отмахиваться от таких больных ни в коем случае нельзя, ведь только понимание и дружеская поддержка способны вывести дорого человека из такого опасного и мрачного состояния. И об этом важно помнить каждую секунду.

Видео: Интервью с доцентом кафедры психиатрии

Психология может дать практически все ответы на вопросы о поведении человека. Эта наука способна объяснить, почему одни люди становятся лидерами, а другие всю жизнь стараются избегать внимания. Не последнюю роль в характеристике личности играет тип темперамента, на который влияет такое понятие, как реактивность. Это в психологии часто принимается за определяющий фактор реакции индивидуума на различные внешние раздражители.

Темперамент в представлении философов и ученых древности

Еще древние философы утверждали, что человек имеет ряд особенностей, данных ему при рождении, которые в дальнейшем формируются в совокупность черт или так называемый характер. Существенно изменить эти особенности невозможно, они поддаются только легкой корректировке под влиянием социума и воспитания.

От чего зависит темперамент или характер, ученые того времени представить не могли, но делали попытки обосновать свои многочисленные теории соразмерно знаниям в медицине и психологии. Основоположником стал Гиппократ, он впервые дал определение каждому из типов, которые используются и по сей день. Вот только объяснял знаменитый врач темперамент преобладанием в организме человека той или иной жидкости.

Спустя годы европейские ученые попытались выдвинуть свою типологию, основанную на физических особенностях людей. Подобная версия подвергалась большой критике в научном мире и сейчас практически не используется.

Темперамент глазами Гиппократа и Клавдия Галена

Гиппократ дал определение темпераментам личности, а его ученик и последователь Клавдий Гален написал большой научный трактат, где подробно и обстоятельно описал каждый тип, уточнив ту жидкость, которая в максимальном количестве содержится в органах человека.

Исходя из теории Галена, существовали следующие типы человеческого темперамента:

  • сангвиник - в данном человеке было большое количество крови, которая и влияла на его поступки и эмоции;
  • флегматик - он являлся результатом преобладания флегмы;
  • холерик - имел повышенное содержание желчи;
  • меланхолик - страдал от обилия в организме черной желчи, разъедающей его внутренние органы.

Практически до восемнадцатого века эта теория воспринималась как единственно верная. И только усердная работа ученых современности развеяла фантастические предположения Гиппократа, хотя названия и характеристики темпераментов сохранились без изменения и активно используются.

Деление на темпераменты в современной психологии

Большой вклад в становление психологии внес В результате исследований он выяснил, что человек с рождения имеет свой который и определяет его поведение. Причем эта теория одинаково эффективна для животных и людей. В дальнейшем изыскания Павлова стали основой для работ советских и европейских психологов. В итоге появилась научно обоснованная типология человеческих темпераментов:

  1. Сангвиник. Люди подобного темперамента легко приспосабливаются к новым условиям, активны и работоспособны. В своем большинстве они дружелюбны и имеют высокие Они чутко реагируют на настроение окружающих и являются экстравертами.
  2. Холерик. Данный темперамент характеризует раздражительных и вспыльчивых людей. Они очень быстро отвлекаются от дела, трудно сосредотачиваются. Выражение эмоций у холериков происходит бурно и непродолжительно, их тоже можно считать экстравертами.
  3. Флегматик. Подобные люди весьма работоспособны, но трудно переключаются с одного дела на другое. Они мало эмоциональны и способны сохранять спокойствие в любой ситуации. Все их движения немного замедлены, то же касается и мимики на лице. Флегматиков относят к интравертам.
  4. Меланхолик. Меланхолики весьма чувствительны, но не слишком активны. Они обидчивы, но робки и заторможены. Такие люди имеют низкую продуктивность труда и сложно сходятся с новыми людьми. Малейшие неприятности вызывают у них бурные эмоции, парализующие любую деятельность.

Чтобы определить темперамент человека, необходимо рассмотреть его относительно целого ряда свойств. Психология имеют продуктивную систему, позволяющую проанализировать тип нервной системы и классифицировать его.

Основные свойства темперамента

Определение темперамента невозможно без восьми аспектов, характеризующих его:

  • сензитивность;
  • активность;
  • соотношение реактивности и активности;
  • пластичность и ригидность;
  • темп реакции;
  • экстраверсия или интроверсия.

Опытный психолог дает оценку личности по каждому аспекту и выводит тип темперамента. Наиболее важным считаются такие параметры, как реактивность и активность. О них стоит поговорить подробнее.

Реактивность в психологии: определение

Трудно сказать, когда психология выделилась в серьезную науку и стала рассматривать личность человека с учетом всех аспектов темперамента. Но научное сообщество считает, что Вольф Соломонович Мерлин первым ввел такое понятие, как реактивность в психологии. Это дало толчок к дальнейшим исследованиям психоэмоциональных различий индивидуумов, которые в итоге вылились в основополагающую научную теорию.

На сегодняшний момент можно утверждать, что реактивность в психологии - это неконтролируемые реакции индивидуума на любые раздражители внешнего и внутреннего характера. Интенсивность и продолжительность данных реакций во многом определяют В дальнейшем психологи пришли к мнению, что за работоспособность и продуктивность труда отвечает именно эмоциональная реактивность. В психологии это приобрело особое значение, многие крупные корпорации на Западе используют понятие реактивности, подбирая новые кадры.

Реактивность и скорость принятия решений: существует ли взаимосвязь?

По результатам многочисленных исследований и тестирований психологи выяснили, что от реактивности зависит скорость принятия решений и реакций на различные жизненные ситуации.

Люди с высокой реактивностью часто принимают решения под влиянием эмоций и момента, многие их выводы и реакции являются неверными. Но в критической ситуации они способны спасти жизнь не только одному человеку, но и многим другим. Чего нельзя сказать о личностях с низкой реактивностью. Они долго обдумывают каждое решение и не способны принимать его в конкретный момент под воздействием раздражителей из внешнего мира.

Формула интенсивности реакции в эмоциональной реактивности

Так как реактивность в психологии - это реакция на внешний раздражитель, то будет естественным предположить, что она имеет определенную силу. В современном мире существует даже формула, согласно которой можно определить степень и насыщенность реакции.

У людей с низкой реактивностью интенсивность находится в прямом взаимодействии с силой воздействия. Чем большее давление вы оказываете на подобного человека, тем более интенсивной является его реакция.

Иначе все происходит с людьми быстровозбудимыми. Интенсивность их реакции абсолютно не зависит от силы воздействия. Даже незначительное давление служит толчком к интенсивной реакции индивидуума. Это делает людей с высокой реактивностью непредсказуемыми и трудно управляемыми.

Реактивность в психологии: примеры проявления в обычной жизни

Для того чтобы иметь полное представление о реактивности, давайте приведем простой пример из жизни. Предположим, что вы мечтает об отпуске после тяжелого трудового года. Ваши друзья тоже собираются отдохнуть, но один отправляется в горы, а другой мечтает о ленивом пляжном отдыхе в теплой стране. Оба они зовут вас с собой, но после долгих раздумий вы решаетесь на поездку к морю и солнцу. В тот момент, когда вы уже готовы озвучить свое решение другу, он начинает утверждать, что вы должны поехать с ним и не имеете права поступить иначе. Вот здесь большое значение имеет ваша реактивность. Что вы сделаете? Начнете сопротивляться давлению и откажетесь от уже запланированного и такого желанного отдыха на пляже, поехав в горы в качестве протеста? Или придержитесь первоначального плана, независимо от оказываемого на вас давления?

Люди, которые способны поступать во вред себе, отличаются повышенной реактивностью и часто делают неправильные выводы из ситуации. Причем в принятии решения не играет роли личность оппонента, это может быть близкий друг или малознакомый человек. Склонность к принятию поспешных и неправильных решений выявляется у тех людей, у которых констатируется повышенная реактивность. В психологии это принято считать за константу, от которой отталкиваются в определении темперамента личности.

Реактивность и активность: особенности взаимосвязи

Уже давно доказано, что продуктивность любой деятельности человека определяет соотношение реактивности и активности. Это в психологии получило выражение в нескольких формулах, появившихся в результате специальных и долгих исследований. Высокореактивные личности обладают малой активностью, так как они не могут работать сосредоточенно и постоянно отвлекаются на малейшие внешние раздражители. К тому же на данный тип действуют и внутренние раздражители - мысли, эмоции, воспоминания. Все это существенно снижает производительность труда.

Индивидуумы с низкой реактивностью обычно обладают самой высокой активностью. Они способны решать одну задачу до достижения результата, не отвлекаясь ни на что в окружающем мире. Такие люди способны работать неделями и месяцами, пока не получат желаемого. К подобному типу часто относят ученых, подаривших миру великие открытия.

Психологические реакции многих людей нельзя контролировать, но, владея определенными знаниями, можно предсказать поведение человека и сделать выводы о его возможностях на пути к вершине карьерного роста.

Наряду с общим повышением уровня эмоциональной изби­рательности (на какие стимулы реагирует субъект) в юноше­ском возрасте продолжается дифференциация по силе реактив­ности. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства и эмоции обусловлены отчасти ее конституциональными свойствами (это доказывается изучением близнецов), а отчасти - условиями воспитания. Следует под­черкнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности - фактор психологически неблагоприятный. По данным Калифор­нийского лонгитюда, подростки и юноши с низкой эмоциональной реакцией казались более беспокойными, раздражительны­ми, эмоционально неустойчивыми, менее решительными и об­щительными, чем их высокореактнвные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы.

Из сказанного ясно, чго эмоциональные проблемы и трудно­сти юношеского возраста необходимо рассматривать конкретно, так как они имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфофобии - лишь побочное следствие озабоченности своим телом и внешностью - в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте числа личностных рас­стройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосозна­ния. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.

Новейшие исследования опровергают мнение многих зару­бежных психологов о юности как о невротическом периоде раз­вития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. По данным экспери­ментального лонгитюдного исследования Е. А. Силиной, обсле­довавшей одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональ­ную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте уже обнаруживаются одинаковые симптомокомплсксы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интеграль­ные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями. По данным А. В. Кучменко, 16-17- летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее под­ростков.

По данным американского психолога Р. Кэттела, личност­ный тест которого применяется во многих странах, в том числе в СССР, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми и доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, на­оборот, снижается. У мальчиков, кроме того, снижаются пока­затели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мяг­кость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, и уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешен­ности.

Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 процентов общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.

В социалистическом обществе отсутствуют такие патогенные факторы, как безработица, неуверенность в завтрашнем дне, конкуренция, смакование насилия и жестокости, которые отрав­ляют жизнь молодежи в капиталистических странах. Это облег­чает советским юношам и девушкам трудности периода созре­вания и способствует их физическому и душевному здоровью. Но именно потому, что общество заинтересовано в психическом здоровье каждого из своих членов, эмоциональный мир старше­классников должен всегда быть в центре внимания учителей и родителей, которым в этом отношении могут эффективно по­мочь психологи и врачи-психотерапевты .

Юношеский возраст характеризуется, таким образом, боль­шей (по сравнению с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональ­ных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегу­ляции. Юношеские настроения значительно более устойчивы и осознанны, чем подростковые, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий.

Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так на­зываемых высших чувств. Усвоение определенной системы нрав­ственных норм и принципов претворяется в сложную гамму мо­ральных чувств - чувство долга перед обществом и окружаю­щими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство товарищеской солидарности и мо­рально-политические чувства, такие, как советский патриотизм и социалистический интернационализм.

Нарушение старшеклассником принятых им самим норм по­ведения вызывает у него мучительное чувство вины. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний и находят специфи­ческие способы выражения и удовлетворения. При этом в эсте­тике, как и в морали, юность особенно чувствительна к конт­растам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особо нужно отметить раз­витие в юности тесно связанного с ростом интеллекта чувства юмора, иронии, позволяющих подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, «странные» ассоциации. Заметно дифференцируются также интеллектуаль­ные и практические чувства. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стрем­ление к творчеству и т. д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ (СЕМЕЙНЫЙ ДИАГНОЗ)

Эмоциональный процесс в ядерной семье

В семье может существовать и несколько механизмов, снижающих общую тревогу. Обычно легче всего определить ту схему эмоционального функционирования, которая способствует проявлению клинической дисфункции и по поводу которой семья обратилась за терапевтической помощью. Намного труднее определить взаимоотношения, которые обусловили возникновение серьезных симптомов или менее серьезных нарушений в прошлом. Возможно, отец не станет добровольно рассказывать о том, что давно злоупотребляет алкоголем. Однако если спросить его, как он справляется со своей тревогой, вполне возможно, что он расскажет о том, что пьет. Не исключено, что отец сильно пил в течение ряда лет и в то же время ему удавалось сохранять вполне адекватный уровень функционирования во многих сферах жизни. Его сын, которому несколько лет назад был поставлен диагноз «шизофрения», может быть основной проблемой семьи и именно тем лицом, по поводу которого родители обратились за терапевтической помощью. В этом случае главным механизмом, поглощающим не-дифференцированность семьи, является чрезмерная вовлеченность в проблемы сына. Вторым механизмом является терпимость к особенностям функционирования одного из супругов. Направление эмоционального процесса в основной семье можно изобразить несколькими способами. Его можно обозначить как «дисфункция у супруга», можно изобразить символически при помощи стрелок или ломаных линий, кроме того, направленность эмоционального процесса в этой семье с основным симптомом шизофрении у сына и вторичным симптомом алкоголизма у отца можно изобразить как на диаграмме (рисунок 7).

Рис. 7. Жирная стрелка от матери к сыну означает, что основная форма эмоционального функционирования в семье — это процесс семейной проекции. Тонкие стрелки, направленные вниз у отца и вверх у матери, означают, что вторичная форма эмоционального функционирования в семье — это дисфункция одного из супругов

Стрессоры

Определение событий или стрессоров, приведших к нарушению эмоционального равновесия семьи, — это четвертый компонент семейного диагноза. После выявления конкретных событий дается качественная оценка общего уровня стресса в семье. Говоря о стрессе, указывают на событие, а не на реакцию семьи на это событие. Но при этом эмоционально «перегруженная» последовательность реакций, начавшаяся в ответ на событие и обусловившая определенные «подвижки» в системе семейных взаимоотношений, зачастую является намного большим и интенсивным источником стресса, чем само это событие.

Стрессорами могут быть текущие события или события, происходившие в прошлом в ядерной и расширенной семейных системах. Часто стрессорами в ядерной семейной системе являются такие события, как брак, беременность, рождение ребенка, раздельное проживание супругов, расторжение брака, отъезд или уход ребенка из дома, переезд в семью для совместного проживания бабушки, дедушки лли какого-либо родственника одного из супругов, серьезное заболевание или травма, существенное изменение профессионального статуса, финансовая нестабильность и перемена места жительства семьи. Такие события, происходящие в расширенной семейной системе, как смерть родителя, развод брата или сестры, серьезное заболевание, травма или травмирующее событие, а также переезд родственников, также являются потенциальными стрессорами для ядерной семьи. Важность событий, их количество и временные интервалы между ними, как правило, определяют уровень стресса в семье. Уровень стресса можно описывать либо в баллах — «от 0 до 4», «от 1 до 10», либо качественно — «умеренный - тяжелый».

Эмоциональная реактивность

Оценка уровня хронической тревоги или эмоциональной реактивности в ядерной семье основывается на ряде показателей: количестве симптомов в семье, степени снижения уровня функционирования, связанного с этими симптомами, увеличении отдаленности и/или количества конфликтов в семейных взаимоотношениях, а также уровне тревоги и реактивности у членов семьи. Тревога и реактивность могут проявляться настолько по-разному, что оценка их уровня у отдельных членов семьи может оказаться достаточно трудным делом. Один супруг может проявлять внешнее спокойствие, поскольку он убежден, что именно другой супруг виноват в случившемся. Его убежденность — это форма проявления реактивности. Родитель может сохранять спокойствие, так как не может допустить мысль, что его сын или дочь имеют проблемы. Отказ родителя признать наличие проблемы — это форма реактивности. С другой стороны, супруг может выглядеть весьма реактивным, пытаясь послать окружающим многочисленные сигналы о своей тревоге. Но для него самого подобные сигналы могут быть просто способом сохранения внутреннего равновесия и спокойствия. Поскольку не существует никакого прибора для измерения тревоги или реактивности, клиницист обычно оценивает конкретную семью по сравнению с другими семьями.

Адаптивность основной семьи

Адаптивность основной семьи оценивается путем сравнения уровня эмоциональной реактивности семьи с уровнем переживаемого стресса. Высокий уровень эмоциональной реактивности в ответ на низкий уровень стресса связывают с низким уровнем адаптивности. Низкий уровень эмоциональной реактивности в ответ на высокий уровень стресса связывают с высоким уровнем адаптивности.

Оценка функционирования семьи в периоды повышенного уровня стресса и оценка уровня стресса в семье в периоды необычно интенсивного проявления симптомов дают возможность составить представление об общей адаптивности семьи.

В дополнение к уровню тревоги или эмоциональной реактивности и уровню стресса, при оценке адаптивности терапевт должен также учитывать и рассматривать способы, при помощи которых семья регулирует свою тревожность. Использование конкретных приемов регулирования тревоги может на много лет предохранить семью от появления клинических симптомов. Внешне семья может демонстрировать довольно хорошую адаптивность, но это впечатление иногда оказывается обманчивым. Семья может в течение длительного периода функционировать без всяких симптомов, но когда они внезапно возникают, то бывают исключительно серьезными.

Когда в семье проявляется много симптомов, то само по себе их наличие является источником стресса. Это часто выглядит так, будто семья находится под воздействием тяжелого стресса. Однако при более тщательном рассмотрении оказывается, что основные стрессоры конкретной семьи не очень сильно отличаются от тех, с которыми сталкиваются другие семьи, например, рождение ребенка, финансовые затруднения, переходные периоды у детей, смерть родителей одного из супругов и т. д. Многие люди считают, что они находятся под «огромным» давлением стресса, однако их восприятие больше связано с их реакциями на наличие стресса, чем на его реальный уровень.

Стабильность и целостность расширенной семьи

Стабильность соотносят с усредненным уровнем функционирования членов расширенной семьи. Целостность связывают с вопросом о том, кто из членов расширенной системы жив и доступен для взаимодействия. Эти параметры подобны, но не эквивалентны базовому уровню дифференциации.
Стабильность и целостность расширенной семьи каждого из супругов оценивается отдельно. Для количественной оценки можно использовать шкалу «от 1 до 5». Оценку «5» можно было бы поставить такой расширенной семейной системе, в которой усредненный уровень функционирования бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, родителей, родных братьев и сестер является стабильным по большинству параметров. В семье могут быть какие-то проблемы, но они не являются основными. Кроме этого, оценка «5» ставится и такой семейной системе, в которой достаточное число родственников являются живыми и доступными для оцениваемой ядерной семьи. Оценку «1» можно было бы поставить такой расширенной семье, в которой средний уровень функционирования бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, родителей, родных братьев и сестер является нестабильным по многим аспектам. Влияние симптоматической личности простирается почти на всю систему, а сами симптомы оказываются зачастую весьма тяжелыми. В этой расширенной семье могут оказаться люди, функционирование которых более или менее стабильно, но они в явном меньшинстве. Кроме этого, расширенной системе можно было бы дать оценку «1», если многие важные ее члены умерли или недоступны для оцениваемой семьи. Это очень фрагментированная семейная система.

Ядерная семья с явно нестабильной и фрагментарной расширенной системой находится в абсолютно ином положении по сравнению с ядерной семьей с явно стабильной и жизнеспособной расширенной семейной системой.

Разрыв эмоциональных связей

У всех людей существуют те или иные непроработанные проблемы в сфере эмоциональных привязанностей со своими родителями и родственниками из расширенных семейных систем. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем больше проблем с эмоциональными привязанностями. Регулирование этих непроработанных эмоциональных проблем осуществляется путем установления степени эмоционального разрыва или охлаждения отношений. Этот разрыв фиксируется в поддержании той или иной физической и/или эмоциональной дистанции. Человек, физически отдаляющийся от своей семьи, часто оправдывает это тем, что ему необходимо получить независимость от своих родителей. Обычно он отрицает свою эмоциональную зависимость от других людей и склонен к смене взаимоотношений, когда ему становится трудно регулировать их эмоциональный уровень. Человек, который находится в близком физическом контакте со своей семьей, часто ощущает слишком большую зависимость от нее, чтобы решиться ее покинуть. Однако он может осуществить этот разрыв внутренне, интрапсхически, чтобы справиться с интенсивностью эмоциональной привязанности. Психотическая личность, живущая со своими родителями, именно так и делает. Существуют самые разнообразные градации эмоциональных разрывов.

Несмотря на то, что акт прерывания связей с другими людьми является до некоторой степени автоматическим эмоциональным процессом, в нем присутствует также и элемент сознательного выбора. У психотической личности этот процесс в большей степени непроизвольный, автоматический. У хорошо функционирующих людей вопрос о том, поддерживать или нет контакт с другими людьми, является скорее результатом сознательного выбора. Человеку, имеющему трудности во взаимодействии с другими людьми, легче их избегать, чем иметь с ними дело. Это избегание легко оправдать тем, что его семья «просто невыносима». Люди с одинаковым уровнем дифференциации своего Я могут принимать разные решения по поводу того, как им строить свои взаимоотношения со своими семьями. Один человек может существенно ослабить контакты со своей семьей и сконцентрироваться на новых взаимоотношениях. Другой может решить сохранить контакт со своей семьей и попытаться справиться с существующей в семье неразберихой и беспорядком во взаимоотношениях. У каждого из этих людей одинаковый уровень дифференциации, но один человек больше отделен от своей семьи, чем другой. Тот человек, у которого разрыв с семьей меньше, имеет более надежную систему эмоциональной поддержки, чем человек, у которого связи с родственниками разорваны сильнее. Одинокий человек в периоды стресса в большей степени подвержен развитию у него разных симптомов и более склонен к смене взаимоотношений.

Оценка степени эмоционального разрыва часто затруднена, поскольку не все члены расширенной семьи, живущие вблизи друг от друга, имеют одинаковые эмоциональные контакты с семьей, также как и не все родственники, проживающие далеко от семьи, имеют с ней одинаковые эмоциональные контакты. Поэтому физическая удаленность или близость не являются надежными индикаторами эмоционального разрыва. Разрыв оценивается на основе информации о качестве эмоционального контакта между людьми. Высокое качество контакта не является эквивалентом «полной открытости», «правдивости» или «гармонии» во взаимоотношениях. Не является оно также и эквивалентом способности людей «противостоять» трудностям во взаимоотношениях друг с другом. Настойчивое требование «полной открытости» или «конфронтации» — это зачастую просто способ справиться с эмоциональным «слиянием». Эмоциональный разрыв минимален, когда люди стабильно взаимодействуют друг с другом на основе взаимного уважения и способны слушать друг друга без эмоциональной реактивности, нарушающей способность «слушать» мысли и чувства собеседника. Кроме того, эмоциональный разрыв минимален, когда людям нет необходимости вступать в треугольники, чтобы сохранить взаимоотношения.

Оценка степени эмоционального разрыва может быть проведена по шкале «от 0 до 5». Человек с уровнем эмоционального разрыва «5» либо физически не может существовать в рамках своей семьи без того, чтобы у него не возникли серьезные проблемы со здоровьем, либо не может даже представить себе, что он способен хотя бы раз встретиться или поговорить с членами своей семьи. Человек, который полностью порвал связи со своей семьей, весьма уязвим: у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, если его «замещающие» взаимоотношения внезапно разрушатся. Например, оценку «5» на шкале эмоционального разрыва со своей родительской семьей может получить законченный алкоголик. У него разрушены также и другие эмоционально значимые взаимоотношения. Человек, которому на этой шкале поставлена оценка «4», имеет некоторой контакты, по крайней мере с отдельными членами семейной системы, но он принимает участие в семейных делах крайне редко, делает это формально и весьма непредсказуем в своих поступках. Он достаточно отстранен от проблем семьи, так что семья и не считает его действующим членом системы. В семье он считается случайным «визитером», а не таким человеком, на которого можно положиться и который может взять на себя ответственность за решение семейных проблем. Человек, которому по этому показателю поставлена оценка «4», может даже жить внутри семьи, но эмоционально он изолирован либо из-за проблем с алкоголем или наркотиками, либо из-за физических проблем или социальной изоляции. Он, однако, не так изолирован, как хроническая психотическая личность.

На другом конце континуума находится человек, показатель эмоционального разрыва которого равен «О». Такой человек принимает участие во всех важных делах и событиях своей родительской семьи. Независимо от того, близко или далеко он живет от главных членов семьи, он в курсе их дел, заинтересованно реагирует на все эмоционально значимые события, связанные с ними, и особенно — с родителями. Они также информированы о его жизни, поддерживают с ним хорошие взаимоотношения. Члены родительской семьи знают, что на него можно положиться, а он знает, что может положиться на семью. Он не будет избегать трудностей или выполнения не вполне приятных обязанностей, связанных с делами семьи. Человек, показатель эмоционального разрыва которого равен «1», менее последователен в своих эмоциональных взаимосвязях с семьей, чем человек с нулевым показателем по шкале эмоционального разрыва. Например, он может соблюдать дистанцию во взаимоотношениях со своим дядей (братом отца) из-за конфликтов между его отцом и этим братом. Эмоциональные контакты этого человека с разными членами семьи чуть более неровны и эмоционально реактивны, чем у лица с показателем «О». Показатели «2» и «3» могут использоваться для описания средних значений эмоционального разрыва.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх