Береги глаз смолоду! Гигиена чтения для школьника. Первый уровень: Четкое зрение. Насколько мелкие объекты вы можете рассмотреть

Все мы знаем, что аксакалы на Кавказе имеют великолепное зрение и после ста лет. В чем же то-гда причина возникновения «старческого зрения»?

Многие говорят, что мы теряем зрение оттого, что приходится заниматься работой, которой в прежние времена не было: читать мелкий шрифт, различать изображение на экране монитора. А дер-жал кто-нибудь в руках бабушкины вышивки кре-стиком? Эта работа требовала напряжения глаз и филигранной точности. Что касается чтения, то вспомните какой-нибудь молитвенник XVII века, рукописный или отпечатанный на неровной шеро-ховатой бумаге витиеватым славянским шрифтом. Эту книгу каждый христианин читал ежедневно, и явно не при стоваттной лампочке, а при невер-ном свете сальной свечи. Тем не менее, зрение у лю-дей в стародавние времена было гораздо лучше.

А современный человек избалован различными приспособлениями, ослабляющими естественные функции глаз. Зрение зачастую ухудшается уже в возрасте 40 лет, когда для того, чтобы разглядеть текст книги, человек стремится отодвинуть его подальше, на расстояние вытянутой руки. Если и это-го оказывается недостаточно, прибегают к помощи очков. Мы надеваем очки, и потеря зрения стано-вится неизбежной, потому что сила глазных мышц и их работоспособность постепенно снижаются.

В среднем возрасте мы имеем слабое зрение и пользуемся очками, в последующем можно ожидать катаракту, глаукому или еще хуже - дистрофию сетчатки. Наверное, не плоды цивилизации, а не-правильное отношение к глазам и вредные привыч-ки являются причиной ухудшения зрения. Многие считают, что причиной появления пресбиопии (старческого ослабления аккомодации глаза) явля-ется вовсе не старение, а напряжение глаз, которое накапливается с годами, и обусловлено оно недос-татком отдыха.

ДИАГНОСТИКА

С возрастом способность хрусталика изменять свою кривизну постепенно снижается. К 45 годам в большинстве случаев здоровый глаз не может чет-ко различать буквы на расстоянии ближе оптималь-ного (30-35 см).

Оптимальное расстояние до текста можно опре-делить следующим способом (вспомните школьные плакаты). Сидеть нужно так, чтобы между грудной клеткой и краем стола проходила ладонь; поставь-те локти на стол, а кончиками пальцев коснитесь висков. Так достигается нормальное расстояние для чтения. Тем, кто хочет сохранить зрение до самых преклонных лет, нужно стараться читать на таком удалении текста от глаз. Если же на этом расстоя-нии читать становится тяжело, буквы расплывают-ся - это означает, что у вас появляется возрастная дальнозоркость. В случае если минимальное рас-стояние от текста до глаз возрастает до 60 см, вам придется читать в очках плюс 1 диоптрия. Если это расстояние увеличится до 70 см - плюс 1,25, а при минимальном расстоянии в 90 см придется менять очки на плюс 1,5 диоптрии.

ЛЕЧЕНИЕ

Основной способ лечения пресбиопии - это на-значение очков определенной оптической силы. Можно, конечно, порекомендовать и широко рек-ламируемую сейчас лазерную коррекцию, но эта операция не решит главной проблемы. Ведь прес-биопия - это результат того» что хрусталик теряет свою эластичность. Люди, которые еще не столкну-лись с проблемой старческого зрения, уверены, что дальнозоркие люди и старики якобы хорошо видят отдаленные предметы. Однако на самом деле дале-ко расположенные предметы различаются при даль-нозоркости немногим лучше, чем то, что находит-ся совсем рядом. Лазерная операция сделает воз-можным хорошее зрение только на определенном расстоянии, а то, что расположено ближе или даль-ше, вы все равно будете видеть нечетко.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ

Знайте: даже если признаки пресбиопии уже име-ются, то можно не только приостановить дальнейшее ухудшение зрения, но и добиться его восстановления систематическими ежедневными упражнениями.

В основе лечения возрастной дальнозоркости ле-жит принцип релаксации, поэтому для того чтобы вернуть нормальное зрение, нужно научиться со-хранять свои глаза в спокойном и расслабленном со-стоянии. Попробуйте сначала дать отдых глазам, расслабить тело, успокоиться. Потом научитесь рас-слаблять мышцы глаз. И, наконец» нужно повысить силу и выносливость косых мышц глаз. Попробуй-те регулярно выполнять упражнения с наручными и настольными часами.

Поставьте настольные часы-будильник на таком расстоянии, чтобы можно было рассмотреть цифер-блат. Закройте один глаз и посмотрите на цифру 1 на циферблате настольных часов, затем на цифру 1 на наручных часах. Циферблат наручных часов дол-жен быть хорошо освещен. Старайтесь не напрягать глаз. На секунду прикройте оба глаза и сделайте вдох. На выдохе снова посмотрите на свои наручные часы. Закройте глаза и мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону.

Теперь пришло время посмотреть на цифру 2 - сначала на будильнике, а затем на наручных часах. Цифра на наручных часах на этот раз должна вы-глядеть четче. Если вам кажется, что этого не про-исходит, не унывайте. Снова повторите цикл - за-кройте глаза, сделайте повороты головой, глубоко вдохните, а потом посмотрите на цифру 3 сначала на будильнике, а затем на наручных часах. Повто-ряйте упражнение, пока не посмотрите на все циф-ры на циферблате, и тогда вы сможете увидеть циф-ры на наручных часах намного четче.

При появлении признаков пресбиопии полезно читать текст попеременно одним и другим глазом на максимально близком расстоянии. Читать надо без очков. Через некоторое время следует несколь-ко раз подряд отдалить и приблизить текст и про-вести контрольные измерения расстояния от глаза до текста при хорошем ровном освещении.

Однако ни в коем случае не напрягайте глаза. Будет шрифт четким или расплывчатым, зависит от способа, которым вы смотрите на него. Если вы по-смотрите на него с напряжением, он покажется вам неразборчивым. Взгляните на него легко, сделав глубокий вдох, и шрифт станет четче.

Глаза должны отдыхать. Только в этом случае мышцы способны прийти в состояние, необходимое для восстановления нормальной способности хру-сталика изменять кривизну. Для того чтобы дать глазам отдохнуть, просто закройте их на какое-то время. Это отличная помощь уставшим мышцам глаз, и к ней надо прибегать в первую очередь.

Индийские йоги советуют на восходе и на зака-те смотреть на солнце. Они уверены, что это хоро-шее средство в борьбе с нарушениями зрения.

Также очень полезно для отдыха глаз (и нервной системы) смотреть на линию горизонта и на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду.

Об этом и многом другом рассказала главный офтальмолог МЕДСИ, врач высшей категории Донцова Светлана Михайловна .

Как правильно организовать рабочее место ребёнка, чтобы снизить нагрузку на глаза во время чтения?

Самым удобным и правильным местом для чтения является специально адаптированные под ребёнка стол и стул. Место должно быть организовано так, чтобы ноги ребёнка были согнуты под углом в 90 градусов и касались пола, чтобы спина была прямая – ребёнок не должен наклоняться или «зависать» над столом. Высота стола должна быть почти на уровне грудной клетки. Расстояние от книги до глаз ребёнка – 40–45 сантиметров. Саму книгу следует держать в наклонном положении.

Стол должен находиться в самом освещённом месте комнаты, желательно, около окна, чтобы на книгу падал естественный свет и не было теней. Естественный свет – самое лучшее освещение для чтения.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день почти у всех школьников есть компьютеры на рабочих столах, необходимо установить монитор так, чтобы не было бликов от окна, а также от верхнего или от локального освещения.

Так как световой день становится всё короче, то для правильной организации чтения необходимо как , так и локальное – то есть на столе у ребёнка должна быть настольная лампа – это обязательный атрибут для школьников.

Если ребёнок правша, то настольная лампа должна стоять слева, если левша, то справа – чтобы тени не падали на книгу.

Продолжительность непрерывного чтения должна быть чуть меньше, чем в школе. Есть нормы для школьника младших классов: 30 минут работы – чтение или – и потом обязательный перерыв-отдых. Старший школьник может без вреда для глаз выдержать 45–50 минут непрерывного чтения. Если ребёнок работает на компьютере, то перерыв должен быть чаще.

Схема работы за компьютером для младших школьников – это 15 минут работы и 30 минут перерыва. Для учащихся средней и старшей школы – 30 минут работы и не менее 10 минут перерыва. В целом, детям не рекомендуется проводить за компьютером более двух часов.

Организация перерыва

Во время перерыва важно не только отвлечься от работы – будь то школьные уроки или чтение – но и сделать гимнастику для глаз и мышц шеи и спины. Можно потянуться, разогнуться, встать и сделать несколько приседаний, размять мышцы шеи. Основная – это размять все наружные мышцы глаза:

– нужно поводить глазными яблоками в разные стороны, влево-вправо;

– сделать несколько круговых движений глазами, будто рисуя взглядом круг;

– поморгать;

– посмотреть в окно и сконцентрировать взгляд на чём-нибудь далёком.

Вынужденная поза – она очень утомительная для детей. Дети не всегда замечают усталость, особенно, если им интересно и они увлечены книгой. В результате ребёнок начинает наклоняться вниз или в сторону не от того, что ему плохо видно, а потому что устала спина. В результате возникает деформация спины, позвоночника, неправильная осанка и .

На диване или в кресле?

Многие дети, как и взрослые, любят читать полулёжа в кресле или даже . При этом читать лёжа не рекомендуется никому, так как не только формируется неправильное положение головы, но и освещение, скорее всего, будет неправильным – на книгу будут падать тени. Кроме того, лёжа очень трудно удержать правильное расстояние от текста до глаз – 40 сантиметров. И самое главное – нарушается положение глаз. В положении лёжа получается, что ребёнок читает полузакрытыми глазами, что приводит к астигматизму. У человека сам глаз мягкий, и полуприспущенные веки придавливают глаз, меняют преломление световых лучей и искажают зрение. В результате устаёт глаз. Так что в положении лёжа читать нежелательно.

Также важно помнить, что дети копируют взрослых, поэтому если они видят, что мама с папой читают лёжа, то им очень сложно объяснить, насколько это вредно для зрения. Если взрослый глаз уже адаптирован, устойчив, то детский только формируется и растёт, он не привычен к экстремальным нагрузкам, и неправильное положение может , в частности, к близорукости.

Читать полулёжа в кресле можно, если расслабиться, занять удобную позу и поставить рядом дополнительное освещение. Конечно, лучше всего читать сидя за столом, но, как правило, спина тоже устаёт, и поэтому можно провести время с книгой и на диване или в кресле, главное – читать сидя и организовать себе хорошее освещение.

Нормы чтения

Нормы чтения зависят от возраста ребёнка и от того, какие у него нагрузки в школе, ведь чем старше ребёнок, тем больше домашних заданий. Для младших школьников 30 минут чтения в день – вполне достаточно. Максимум – два часа, но обязательно с перерывами и . В любом случае, ориентироваться надо на ребёнка.

Если говорить о старших школьниках, то им можно читать и более четырёх часов в день, но также обязательно нужно делать перерывы. обязательно должна быть разнообразной.

Если ребёнок чувствует сильную усталость после выполнения домашней работы и чтения, то самое лучшее – это выйти на прогулку. Регулярные, а лучше в любую погоду являются важным условием для сохранения хорошего зрения.


Во время тренировок следует регулярно контролировать максимальное расстояние, при котором можно читать без затруднения. Это расстояние за-

Максимально возможное расстояние от глаза до текста (в см) меряется без очков! Мерить надо от внешнего края глаза до текста (под прямым углом). Сам текст и освещенность (лампа 40 ватт в метре от текста) должны быть постоянными. Скажем, если максимальное расстояние от невооруженного глаза до текста 25 сантиметров, то это значит, что степень близорукости минус 4,5 и что для дали надо пользоваться очками минус 3,75, а одним глазом читать в очках минус 1. Те, кто носит очки от минус 2 до минус 5 диоптрий (подобранные по шести строкам), могут читать одним глазом вообще без очков.

При регулярных занятиях очень скоро, как свидетельствует опыт, расстояние от глаза до текста начинает увеличиваться. Это свидетельствует о практическом уменьшении близорукости. Надо сразу же менять очки и для дали, и для чтения на менее сильные. Наиболее распространенная ошибка, тормозящая борьбу с близорукостью,- задержка со сменой очков для дали и для чтения. Самое удобное - вести регулярную запись замеров расстояния. Допустим: 1 января - 20 сантиметров, 15 января - 25, 1 февраля - 27,5 и т. д. Добавлю, что при чтении текст должен быть хорошо освещен. Первые несколько дней чтение одним глазом порой вызывает неудобство, но скоро вырабатывается стойкая привычка, читать так даже удобнее, потому что один глаз работает с обычной нагрузкой (а не возрастающей вдвое!), а второй при этом полностью расслаблен, отдыхает.

У занимающихся порой бывают неприятные ощущения при смене глаз. Такое случается, но страшного ничего нет. При включении в работу отдохнувший глаз дает более яркое изображение, чем тот, который успел устать.

Иногда меня спрашивают, уверен ли я, что увеличение максимального расстояния от глаза до текста свидетельствует об улучшении зрения? «До начала занятий на приеме у офтальмолога я с трудом разглядела 6 строк в очках минус 5,5 - говорила одна девушка.- Для чтения мне выписали очки минус 3. Но расстояние от невооруженного глаза до текста было не 17,5 сантиметра, как должно было быть по графику, а 20. В конце каждого месяца хожу на прием к офтальмологу. Через месяц мне поменяли очки для чтения на минус 2, а очки для дали оставили прежними. Спустя еще один месяц расстояние от глаза до текста увеличилось до 30 сантиметров, очки для чтения поменяли на минус 1, а вот вдаль я опять видела шесть строк в очках минус 5,5».

«Надо более тщательно проверять зрение вдаль,- ответил я ей,- не спешить, спокойно рассматривать таблицу. Очень скоро глаз привыкнет к новой для него оптике и будет ориентироваться более уверенно». Кроме того, хочу заметить, что график выстроен по средним показателям. Поэтому, разумеется, возможны некоторые отклонения от него: все-таки одинаковых людей нет.

Занимающимся «Зоркостью» предлагаю носить очки для дали, в которых можно читать лишь 6 строк таблицы, хотя в них хуже видно вдаль. Но зато такие очки способствуют уменьшению близорукости, а стопроцентные очки увеличивают близорукость. Я считаю, что единственное исключение нужно делать для человека за рулем. Когда близорукий ведет машину, он должен предпочесть безопасность движения заботам о своей миопии и за рулем надевать те очки, в которых лучше видит и ориентируется.

Меня часто спрашивают, что эффективнее - БСПО или «Зоркость»? БСПО удобнее (благодаря верхней зоне они обеспечивают зрение вдаль, дают зрение вблизи), но «Зоркость» доступнее. А эффективность одинаковая, так как принципы воздействия на зрение одни и те же.

Пользоваться «Зоркостью» в школе не всегда удобно, так как приходится все время менять характер работы (то писать в тетради, то смотреть на доску), а значит, поминутно снимать одни очки и надевать другие. Определенное облегчение даст такой вариант. Закажите очки, в которых левая линза подобрана для чтения по «Зоркости», а правая для дали, нижнюю половину правой линзы заклейте лейкопластырем. В таких очках можно писать и читать, используя только левый глаз, а когда надо - смотреть правым глазом на доску. У второй пары очков правая линза, наоборот, для чтения, а левая для дали.

Возраст сказывается на эффективности тренировок по улучшению зрения. Чем моложе, тем пластичнее организм, тем быстрее возможен результат. * График ограничен близорукостью не больше минус 10. Тем, у кого зрение еще хуже, тоже можно заниматься по программе «Зоркость». Для дали очки подбираются по шести строкам таблицы, а для чтения берутся очки на 2,5 диоптрии слабее (для ребенка - на 3 диоптрии). Например, при зрении минус 13 (по шести строкам) читать одним глазом надо в очках минус 10,5. Если невозможно подобрать очки вдаль по шести строкам, то «Зоркостью» пользоваться тоже можно, но здесь особенно важен контроль врача.

Если близорукость одного глаза сильнее, то очки для дали и для чтения подбираются отдельно для каждого глаза, а при тренировках больше времени отводится худшему глазу.

Занятия гимнастикой «Зоркость» предполагают серьезные волевые усилия, упорную и длительную работу. Оптическая гимнастика - это, по сути дела, настоящая спортивная тренировка, аналогичная той, которую проводят, когда стремятся к выработке качества и навыков, необходимых для определенного уровня спортивного мастерства.

Известно, что «эпидемия» близорукости в мире началась вместе с массовым распространением книгопечатания. Чем больше люди читали, тем хуже они видели. Принцип гимнастики «Зоркость» совсем иной: чем больше ты читаешь, тем лучше зрение. Получается, что гимнастика «Зоркость» в корне меняет значение чтения для наших глаз. Книга из врага нашего зрения превращается в друга.

Моя точка зрения (А. А. Микулин)

Предлагаем читателям отрывки из книги известного конструктора авиационных моторов, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий академика А. А. Микулина «Активное долголетие», в которой автор пропагандирует оздоровительные средства, не являющиеся общепринятыми, но имеющие немало сторонников.

Воздух надо ионизировать

Наличием в воздухе оптимального количества легких отрицательно заряженных ионов (от 500 до 5000 в кубическом сантиметре воздуха) объясняются целебные свойства атмосферы микроклимата, например, Абхазии, где наблюдается долголетие местных жителей. На тему о целебном свойстве отрицательно заряженных ионов в воздухе написано и издано у нас и за рубежом свыше 300 трудов. В ряде больниц и курортов сейчас функционируют целебные установки аэроионизации. В нашей печати сообщалось об успешном лечении больных гипертонической болезнью и бронхиальной астмой, помещенных в «биотроны» - камеры с ионизированным воздухом (по способу профессора М. Б. Пан-ченко).

В книге «Теория и практика лечения ионизированным воздухом» Л. Л. Васильев пишет: «Изучение аэроионизации с гигиенической точки зрения выдвинуло идею о существовании оптимального, наиболее благоприятного для здоровья и самочувствия, ионного режима воздуха, который следует искусственно создавать и поддерживать в жилых и рабочих помещениях наряду с оптимальной температурой, влажностью, достаточной вентиляцией и пр.». И далее: «Известно, что введенные в практику кондиционеры не только не обогащают воздух ионами, а, напротив, его дезионируют... Идея о включении искусственной аэроионизации в систему кондиционирования воздуха промышленных и школьных помещений была выдвинута советскими гигиенистами (Раабен, Седчиков, Варищев) еще в начале 30-х годов».

Для искусственной дополнительной ионизации воздух, прошедший кондиционеры, на первое время должен принять около 1000 легких отрицательных ионов в кубическом сантиметре. Такой воздух будет сохранять здоровье и повышать производительность труда.

Находясь у себя в квартире, я ионизирую воздух до 1000 ионов в кубическом сантиметре.

Ионы против бактерий

Первое открытие ранее неизвестного свойства отрицательно заряженных аэроионов - уничтожать бактерии - принадлежит А. А. Микулину, Г. П. Головановой и А. Г. Цейтлину: тогда, в 1953 году, нами был создан первый специальный гидроионизатор ИМ-5. Влияние ионов на бактерии проверялось следующим образом. Врач Г. П. Голованова являлась руководителем яслей, расположенных в двух домах. В одном из них Голованова установила указанный гидроионизатор для ионизации воздуха. В течение года в этом доме дети болели значительно меньше, чем в контрольном доме без ионизации воздуха.

В 1955 году по моей и Головановой просьбе профессор А. Г. Цейтлин и научный сотрудник С. М. Гром-бах провели подробные научно-медицинские исследования влияния аэроионов на бактерии. Был установлен факт уничтожения бактерий ионизацией воздуха и вынесено решение - устанавливать ионизаторы в больницах, операционных и т. п. Я убежден, что широчайшее применение аэроионизации - один из путей улучшения здоровья людей.

Заряжен ли человек электричеством!

Согласно новейшим исследованиям земной шар заряжен отрицательно, то есть избыточным количеством свободных электрозарядов - около 0,6 миллиона кулонов. Это очень большой заряд.

Отталкиваясь друг от друга силами Кулона, электроны стремятся скопиться на поверхности земного шара. На большом расстоянии от земли, охватывая ее со всех сторон, находится ионосфера, состоящая из большого количества положительно заряженных ионов. Между землей и ионосферой существует электрическое поле.

При ясном небе на расстоянии метра от земли разность потенциалов достигает примерно 125 вольт. Поэтому мы имеем право утверждать, что электроны, стремящиеся под действием поля вырваться с поверхности земли, проникали в голые стопы и электропроводные концы нервов мышц первобытного человека, ходившего по земле босиком и не носившего сапог на электронепроницаемой искусственной подошве. Это проникновение электронов продолжалось до тех пор, пока общий свободный отрицательный заряд человека не достигал потенциала заряда на участке поверхности земли, где он находился. Под действием поля заряды, проникшие в тело человека, стремились вырваться наружу, где и захватывались, рекомбинировались положительно заряженными ионами атмосферы, непосредственно соприкасавшимися с открытыми кожными покровами головы и рук. Тело человека, его живые клетки и все функциональные зависимости метаболизма миллионы лет были приспособлены природой для здоровой жизни человека в условиях околоземного электрического поля и электрообмена, выраженного, в частности, в притоке электронов в стопы и оттоке, рекомбинации электронов в положительно заряженные ионы атмосферы.

Теперь мы должны задать себе несколько вопросов. Могли бы мышцы человека носить в себе положительный электрозаряд? Нет, не могли, так как электроны с поверхности земли немедленно их нейтрализовали бы. Могли ли мышцы не иметь никакого заряда? Нет, не могли, так как электроны земли их зарядили бы. Отсюда мы попытаемся сделать первый и важнейший вывод: соприкасающиеся с землей мышцы всего животного мира, и человека в том числе, были устроены природой так, что они должны были нести в себе отрицательный электрозаряд, соответствующий величине заряда земной поверхности, на которой живое существо находилось.

Величина отрицательного заряда человеческого тела должна меняться в зависимости от напряженности электрического поля в данной точке земли в данный момент. Даже у рыб голова несет положительный, а мышцы тела - отрицательный заряд.

Причин к изменению напряженности электрического поля очень много. Одна из главных - облачность, несущая сильнейшие местные электрозаряды. Они достигают в момент образования молний десятков миллионов вольт. В живом организме на поверхности кожи напряженность электрозарядов достигает иногда такой величины, что появляются искры при соприкосновении с металлом холодильников, когда снимаешь нейлоновое белье и т. д.

Согласно проведенным мной экспериментам любая физическая работа сопровождается снижением заряда мышечных клеток, участвовавших в ней. Новая подзарядка происходит за счет превращения энергии химико-окислительных реакций с большим КПД в электрическую положительную энергию. То есть природа уже решила проблему, над которой трудятся ученые и инженеры.

Следовательно, жизнь клетки и обмен веществ в ней сопровождаются беспрерывным электроге-незом (обменом). Чем моложе и здоровее существо, тем интенсивнее в нем электрообмен. Если нарушить беспрерывный электрогенез, например, перерезать нерв, то мышца, как известно, постепенно умирает и «высыхает», несмотря на продолжающееся кровообращение.

Новейшие наблюдения сотрудников Института общественной и коммунальной гигиены показали, что при перемене погоды самочувствие больного человека зависит как от величины местной напряженности поля земли, так и от изменения барометрического давления, в большинстве случаев сопутствующего изменению напряженности поля. Но так как в быту мы не имеем комнатных приборов для измерения величины напряжения поля земли, то и объясняем состояние самочувствия не основной причиной - изменением напряженности поля, а величиной падения барометрического давления.

Электричество и заземление человека

Какие же изменения в жизни человека обусловили его отход от естественного первобытного бытия?

Человек надел сапоги, выстроил дома, изобрел то-конепроводящий линолеум, резиновые подошвы, залил улицы городов и дороги асфальтом. Человек сегодня гораздо меньше соприкасается с электрозарядами земли. В этом одна из причин таких распространенных недугов, как головные боли, раздражительность, неврозы, сердечно-сосудистые заболевания, быстрая утомляемость, плохой сон и пр.

В прошлом земские врачи прописывали больным прогулки босиком по росе. Это лечение нельзя назвать иначе, как «заземление тела пациента». В Англии и сейчас функционирует несколько обществ «босоножек».

Почему бы и нам не испробовать методы «заземления», чтобы избавиться от перечисленных выше назойливых недугов? Первые же опыты, проведенные мною, показали, что даже грубые электрические приборы способны регистрировать появление в изолированном от земли человеке вредных положительных электрозарядов, возникающих в процессе его труда и в обыденной жизни. Так, если человек, ложась в постель, натянул на себя одеяло, то он, по опытам М. А. Острякова, заряжается вредным, противоестественным статическим положительным зарядом с напряжением около 600-700 вольт. При ходьбе по полу, покрытому линолеумом, положительные заряды достигают 1000 вольт. Иные люди настолько заряжены вредным положительным электричеством, что с ними опасно здороваться несущим отрицательный заряд, так как искры обжигают руки.

Лучшим средством заземления является любой голый или изолированный металлический провод, одним концом припаянный к крану, к трубе водопровода или батарее отопления, а другим, голым, концом через нержавеющую пластинку или ложку прижатый к телу человека (лучше всего к стопам). Во время умственного труда полезно держать металлический заземленный проводом шарик или другой металлический предмет в левой руке, а во время сна конец заземленного мягкого тонкого провода может лежать, например, поверх простыни.

После публикации статьи о пользе заземления появились последователи моего метода. Все они отмечают резкое повышение работоспособности, а также улучшение сна и здоровья.

Виброгимнастика

Комплекс утренних физических упражнений недаром называют зарядкой. Действительно, это зарядка бодростью, свежестью, активностью на весь предстоящий день. Даже люди тренированные, физически крепкие, занимающиеся напряженным умственным трудом, после нескольких часов работы начинают чувствовать тяжесть в голове. Мозг устает.

Я предлагаю простое упражнение, которое могут выполнять даже те люди, кому запрещены бег и быстрая ходьба.

Если подняться на носках так, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол, то испытываешь удар, сотрясение. При этом произойдет то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Это упражнение я назвал «виброгимнастика».

Такие сотрясения тела нужно делать не спеша, не чаще 1 раза в секунду. После 30 упражнений (сотрясений) нужно сделать перерыв в 5-10 секунд. Ни в коем случае не старайтесь поднять каблуки выше 1 сантиметра над полом. Упражнение от этого не станет эффективнее, а лишь вызовет ненужное утомление стоп.

Слишком частые сотрясения тоже бесполезны. В межклапанных пространствах вен не успеет накопиться достаточная порция крови, и ее волна не захлестнет следующий «этаж» вены.

При каждом упражнении нужно делать не более 60 сотрясений. Выполняйте их жестко, но не резко, чтобы они не отдавались болезненно в голове. Сотрясения должны быть такими же, какие природа предусмотрела при беге. Поэтому никакой опасности для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет. Мой опыт занятий виброгимнастикой в течение десятилетий это подтверждает.

Тяжесть в голове, возникающая от прилива крови в результате длительной и напряженной умствен-.ной работы, проходит после виброгимнастики. Это объясняется тем, что инерционные силы энергично продвигают венозную кровь от головы к сердцу.

Усталость проходит после минутного занятия виброгимнастикой во время подъема в гору. Эти минутные упражнения рекомендую делать через каждые 150-200 метров подъема. Особенно эффективно снимают усталость такие упражнения во время длительных походов пешком.

Виброгимнастику, по моему мнению, смело можно отнести к профилактическим видам физкультуры. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбы возле венозных клапанов. Следовательно, тряска организма - это эффективная помощь в предупреждении и лечении ряда болезней внутренних органов, средство для предупреждения тромбофлебита и даже инфаркта (микротромбофлебита вен сердечной мышцы).

Это подтверждают все сторонники виброгимнастики. Хочу привести в качестве примера свидетельство академика В." А. Амбарцумяна, успешно пользовавшегося виброгимнастикой. (Письмо приводится с разрешения автора).

«Дорогой Александр Александрович!

В период между 1966 и 1969 годами я несколько раз заболевал тромбофлебитом. В 1969 году после лечения тромбофлебита в больнице я стал применять предложенный Вами способ вибрационной гимнастики, когда болезнь еще не совсем прошла.

После двух-трех месяцев применения этого метода прошли все следы последней болезни. После этого у меня почти уже два года не было тромбофлебита. Мне кажется, что предлагаемый Вами способ действительно помогает предупреждать тромбофле-битные явления...»

В периодической печати я нередко встречаю сообщения, которые подтверждают пользу тряски, вибрации организма. Приведу одно такое сообщение, опубликованное в 1974 году в журнале «Техника - молодежи» № 7 под названием «Верхом от паралича».

«В 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки серебряную медаль в одном из видов верховой езды завоевала датская спортсменка Д. Хартель. Каково же было изумление публики, когда стало известно, что эта спортсменка перенесла полиомиелит и долгое время лежала в параличе!

Успех Хартель натолкнул медиков на мысль лечить последствия паралича с помощью верховой езды. И опыты, проводимые в ГДР, Англии, Швеции и Голландии, уже позволяют говорить о положительных результатах спортивно-терапевтической помощи...

Специалисты считают, что, хотя верховая езда полностью не излечивает последствий паралича, она оказывает огромное положительное влияние на пациентов, укрепляя их общее физическое состояние»


Далее:

В последнее время так часто говорится о вреде компьютера для зрения, что «бумажные» книги и телевизор считаются едва ли не «отдыхом» для глаз. Тем временем на зрение чтение книг и «телевизионные вечера» оказывают отнюдь не благотворное влияние, то же самое касается и просмотра фильмов в кинотеатре. Поэтому, чтобы уберечь зрение, нужно следовать определенным правилам.

Влияет ли чтение книг на зрение?

Влияет ли чтение на зрение – вопрос совсем не праздный. Чтение занимает второе место по зрительной нагрузке на глаза после работы на компьютере. Этот вид деятельности связан, в первую очередь, с напряжением аккомодации.

Распознавание букв, цифр и различных других символов требует увеличения преломляющей силы хрусталика. Глазным мышцам приходится напрягаться, чтобы обеспечить движение глаз вдоль строк. Причем глазные яблоки совершают при этом не плавные, а скачкообразные движения, длительность которых весьма мала (порядка 0,02 с).

Как читать, чтобы не испортить зрение и лучше усвоить информацию? Для того чтобы при чтении глаза уставали как можно меньше, необходимо учитывать три основных фактора: параметры текста, освещенность и позу при чтении.

Немаловажную роль играют такие составляющие, как шрифт, стиль, межстрочный интервал, цвет и плотность шрифта и даже, как ни странно, содержание.

Ведь если текст достаточно сложный для восприятия и запоминания, то человек вынужден затрачивать на его чтение больше времени, а значит, и нагрузка на глаза резко возрастает.

Как правильно читать книги, чтобы не испортить зрение?

Критерии текста, безопасного для глаз:

  • достаточно крупный шрифт;
  • достаточно широкий межстрочный интервал;
  • оптимальный контраст между цветом бумаги и шрифтом;
  • высокое качество полиграфии: текст не должен быть «слепым», а бумага не должна просвечивать;
  • стиль текста по возможности должен быть однородным (без частого появления символов различной высоты);
  • текст должен легко восприниматься (при более сложном содержании - например, научная статья, диссертация - рекомендуется при неоднократном прочтении давать глазам отдых).

Параметры текста:

  • Критерии освещенности помещения при чтении
  • Минимальная освещенность - 100 лк.
  • Верхний свет (люстра) желателен в жилом помещении и строго обязателен в рабочем (кабинет, читальный зал и т. п.).
  • Рекомендуемая мощность настольной лампы - 60 Вт. Лампа должна иметь плотный абажур.

Для того чтобы уменьшить зрительную нагрузку на глаза и не нагружать спину, соблюдайте следующие несложные правила.

  • Читайте только в положении сидя, лучше всего за столом, слегка нагнувшись вперед.
  • Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см.
  • Ни в коем случае не читайте, а положении лежа, а также в транспорте: в этих случаях невозможно сохранить фиксированное расстояние от глаз до книги.

Правильный просмотр телевизора: расстояние и освещенность

Каково влияние телевизора на зрение и как уберечься от негативного воздействия?

Одной из причин ухудшения зрения является пристальное смотрение. Когда мы находимся в кинотеатре или перед экраном телевизора, наши глаза постоянно двигаются. Просмотр кинофильмов и телепередач способствует перемещению изображения по сетчатке, а стало быть, оба эти занятия полезны для зрения. Однако если не соблюдать определенные правила, они могут нанести глазам непоправимый вред.

Расстояние от экрана до глаз и поза зрителя при просмотре телевизора:

  • Оптимальной считается дистанция в 3 м, минимально допустимой - 2м, а максимальной - 5 м.
  • Чтобы не испортить зрение, телевизор нельзя смотреть лежа или полулежа, поскольку при этом аккомодация глаза подвергается дополнительной нагрузке. Лучше всего прямо сидеть на стуле или в кресле.
  • Мебель желательно выбирать средней жесткости.

Как правильно смотреть телевизор с точки зрения освещенности помещения:

  • Телевизор нельзя смотреть в полной темноте. В кинотеатре свет, напротив, гасят, поскольку там изображение проецируется на экран, и в темноте оно более контрастное. При просмотре телепередач источником изображения является сам телевизор, и контрастность почти не зависит от внешнего освещения.
  • При просмотре телевизора солнечным днем во избежание бликов на экране следует задернуть шторы.
  • Источник освещения при просмотре телевизора света не должен располагаться в поле зрения (предпочтительнее потолочная люстра или бра).

Излишнюю зрительную нагрузку могут вызвать нечеткое, размытое изображение, мелькание и тому подобные дефекты. Настройкой телевизора для правильного просмотра следует заниматься, руководствуясь настроечной таблицей (или меню опций настроек) на экране, а, не нажимая наугад кнопки во время какой-либо передачи.

При просмотре фильмов в кинотеатре:

  • Садитесь на таком расстоянии от экрана, которое наиболее комфортно для ваших глаз.
  • По возможности выбирайте места по центру зала, а не сбоку от экрана.
  • Не наклоняйтесь вперед, сидите прямо.
  • Старайтесь, чтобы ваши глаза равномерно перемещались по экрану.

Статья прочитана 8 707 раз(a).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх