Психосоматические причины бронхиальной астмы. Психосоматика и психотерапия при бронхиальной астме

6 месяцев ago

Нехватка воздуха во время напряженного момента или паническая атака, сопровождаемая потерей ритма дыхания на долгий временной промежуток - это не нормальные процессы физиологического акта, а первые признаки серьезной патологии.
Острая и резкая нехватка воздуха после физической активности вскоре пополняется новым запасом кислорода, нормальным ритмом дыхания. Что делать, если вы чувствуете проблемы с дыхательным путем? Каковы причины и способы решения нехватки кислорода?

Ключевое слово в данном пункте «бывает». В процессе поглощения кислорода легкими участие органов дыхания является главным, но не может существовать без других систем. Особому влиянию подвержен гормональный статус человека, состояние нервной системы и некоторые внешние факторы.

Организм старается подстроиться под колебание газа и кислорода, что у него всегда получается успешно. При недостатке кислорода происходит учащение дыхания, которое прекращается через несколько минут.

Выделяют 2 типа одышки:

1. Инспираторный. Недостаток воздуха при вдохе.

2. Экспираторный. Недостаток воздуха при выходе.

3. Смешанный тип. Дыхание затруднено в обоих процессах.

Любое расстройство, связанное с неправильным поглощением воздуха требует обследования и лечения.

Причины возникновения психосоматических заболеваний органов дыхания

Отсутствие, нехватка нормального дыхания вызывает одышку.

Данный признак - один из приспособительных факторов организма к затрудненному дыханию, к изменениям внешних условий. Неприятное чувство, вызванное отравлением газа в крови, может случиться при подъеме на гору, беге.

Патологические причины, которые возникают на основе заболеваний органов дыхания (в частности легких и бронхов):

  • Заболевания дыхательный путей, имеющие хронический тип (астма, бронхит, эмфизема).
  • Опухоли. Подразделяются на опухоли, находящиеся непосредственно в легочных путях и на грудной клетке или шее.
  • Инородные тела, которые каким-то образом попали в легкие. Одна из самых частых причин одышки у детей.

Усугубляют данные факторы:

  • вредные привычки (курение);
  • плохая экологическая обстановка;
  • пыльная местность.

Невротические проявления, отражающиеся на дыхании

Нервозная патология сопровождается неприятными ощущениями в ногах (зуд, жжение на коже). При глубоких вдохах возможно оцепенение рук.

Еще один признак - «пустота» в голове. Возможно удушье, страх перестать поглощать кислород.

Невротические признаки у некоторых пациентов с патологией могут проявляться в вид оцепенения верхней губы, рук. Чаще всего проявляется у женщин и молодых мам.

Психологические причины болезни легких

При психосоматике тяжелого дыхания организм опирается на физиологические функции. Если вы оказались в напряженной ситуации, в крови повышается количество определенных гормонов, поэтому дышать становится хуже, грудь будто сдавлена (гормоны вызывают одышку).

Выделяют эти психологические причины, которые могут обеспечить затрудненное дыхание:

  • стресс;
  • напряженность и скованность;
  • сильные эмоциональные потрясения;
  • присутствие в душном, плохо проветриваемом помещении;
  • печальные эмоции (уныние) на протяжении долгого времени.

При психологических заболеваниях легких человека одышка проходит через несколько минут, после успокоения. Чтобы ускорить данный процесс, необходимо расслабиться и поглаживающими движениями массажировать тело, начиная от макушки головы, до брюшной полости.

Довольно часто люди с плохой физической подготовкой, находящие в пыльном помещении, страдают одышкой.

Причины ощущения нехватки воздуха

Почему человек ощущает, что дыхание перестало быть нормальным, если это физиологический процесс?

Существуем много мнений и ответов на данный вопрос. Многие специалисты считают, что ощущение возникает на подсознательном уровне с помощью нервных сигналов. Организм предупреждает человека, что нормальный ритм дыхания сбит, он не может его восстановить (как сбой программы в компьютерной системе). И если организм не может восстановить баланс, то этим должен заняться человек.

Существуем мнение, что человек может «выдумать» себе проблему. Если потеря ритма дыхания связана с психологической ситуацией, то одышка будет ощущаться.

Причины ощущения «кома в горле»

Мягкий круглый шар, который будто застревает в горле, на самом деле является психологической защитой организма. Есть отдельный пункт, который не входит в психосоматику (связанный с ожирением, патологией легочных путей), но он является физиологическим.

Причины появления «кома в горле» нервного характера:

  • недооценивание себя;
  • неудачный опыт в абсолютно любой сфере;
  • обида, грусть от какого-то события;
  • социальные нормы, мешающие нормально высказывать свое мнение и вносить идеи.

Именно эти причины являются основными, способными вызвать неприятное ощущение в горле, дрожь на губах.

Как жизненные ситуации влияют на дыхание?

Если недостаточно воздуха, проявляется его активная нехватка в определенные периоды времени, то причина - неприятная жизненная ситуация. Стоит разобрать данную проблему пошагово, так как именно она встречается чаще основных.

Во время аффектного состояния (когда человек испытывает гнев, страх) в работе легких начинают происходить соответствующие изменения, привязанные к выработке гормонов. Дыхание учащается.

Во сне дыхание достигает идеального состояния. Полностью уравновешенных вдохов и выдохов можно достичь только засыпая, расслабленно.

Дыхание может вообще прекратиться при панической атаке, сильном страхе. Парализующий ужас не дает человеку возможность вдохнуть воздух.

Если человек страдает дыхательным синдромом, то он начинает дышать более глубоко. Очень глубокий, полный вдох все равно создает ощущение неполноты в легких.

Симптоматика и способы ее объяснения

Несколько типов:

  1. Сердечный тип. При аритмии, пороках и сердечной недостаточности очень часто возникает одышка. Сюда же стоит отнести страх смерти, глубокую депрессию, сопровождающуюся сдавливанием в груди, одышкой. Тахикардия вызывает заторможенность наряду с гиперкинетическим синдромом сердца.
  2. Психологический тип. При наличии болезней, связанных с избыточным лишним весом (гиподинамия), заниженной самооценкой (никотиновая или алкогольная зависимость). Такие люди довольно агрессивны, враждебно ведут себя в больших скоплениях других им подобных.
  3. Легочная симптоматика. Возникает в соответствии с такими болезнями: опухоль, инородные тела в легких, хронические заболевания. Можно выделить одышку, плохое самочувствие при длительной двигательной активности (не менее 28 минут).

Такие люди хотят одновременно и получить больше воздуха, и отдать. Этот фактор контролируется на нервном уровне, актуален для человека, имеющего бронхиальные заболевания.

Лечение

Для лечения необходимо пройти недолгий курс психотерапии.

В данном случае врач должен убедить пациента в обратном - воздух не закончится. Подойдет: семейная или групповая психотерапия, гипноз, другие индивидуальные комбинации лечения

Профилактика

Включает в себя данные ежедневные задания:

  • Осознание ситуации. Необходимо понять, что вам тяжело дышать и это может случиться с каждым человеком.
  • Постарайтесь понять, что это - только часть. В любой трудной ситуации человеку начинает казаться, что вся его жизнь, все системы органов работают неправильно. Переубедите себя.
  • Дышите. Глубже и чаще.
  • Развивайте мышление. Думайте над проблемой.

Удушье при одышке возникает на основе разных причин, имеет патологический и временный характер. Обязательно проводите профилактику, при углубленных случаях - лечение.

Список легочных заболеваний включает достаточно много видов недугов, мы же остановимся на самых распространенных (но это не повлияет на раскрытие темы, так как здесь главное – чтобы читатель понял основную психологическую причину и рассмотрел ее через призму конкретной болезни).

Плеврит – воспаление плевры легкого (это серозная оболочка, покрывающая легкие). Может иметь разные физические причины: инфекция, курение, грязный воздух на производстве и т.д.

Пневмония – воспаление легких, а именно альвеол (это воздушные шарики, где происходит газообмен). При воспалении они наполняются жидкостью и перестают выполнять свою функцию. Физические причины: инфекция, химическое поражение, травма и др.

Эмфизема – расширение, вздутие легких, а следом, и грудной клетки. Может появиться как осложнение во время пневмонии, хронического бронхита и др. болезней. Особенно часто возникает у мужчин в возрасте.

Туберкулез легких инфекционное заболевание, передающееся палочкой Коха через воздух. Если иммунитет сильный – то микобактерии уничтожаются, и болезнь не наступает.

Опухоли легких – онкологические новообразования, когда ткани легких разрастаются патологически. Бывают, в основном, доброкачественные.

Рак легких злокачественное новообразование, когда перерождается слизистая оболочка легких. По определенной причине клетка органа меняет свое обычное поведение и начинает вести себя как эгоист и агрессор. Мужчины в возрасте страдают чаще.

Дыхание – жизненно важная функция легких: вместе с воздухом мы вдыхаем жизнь. Свободно дышать – означает свободно жить. При этом, человек берет воздух – и отдает углекислый газ. Происходит взаимообмен, взаимодействие с окружающим миром.

Ключевые слова, необходимые нам для понимания причин возникновения болезней легких, я выделила специально, чтобы читатель смог увидеть слабые места.

Итак, психосоматика легочных заболеваний связана с тем, что что-то или кто-то (это может быть и сам) мешает дышать – свободно (имеется в виду душевная свобода, когда внутри ничего не давит, на душе легко) жить.

Причем, если посмотрим на статистику, то мужчины в возрасте болеют чаще. Почему? Какие негативные переживания, связанные с жизнью, в душе у мужчин в возрасте накапливаются, что выдается сигнал в виде легочных болезней? Думаю, ответы получим при подробном рассмотрении каждого заболевания.

Психологические причины болезней легких

  • Первая: человек не дает себе или кто-то не дает свободно «дышать» – жить. В первом случае он по каким-то внутренним причинам (может, пришедшим из детства психологическим травмам) уверен, что не имеет права жить. Во втором случае, как правило, не дают свободно дышать-жить близкие люди.
  • Вторая причина тесно связана с первой: человек не живет полной жизнью (к нему неприменимо выражение «вдохнуть полной грудью»), отказывает себе в этом. Часто потому что боится.
  • Третья причина: в жизни человека нет свежего глотка воздуха. Воспринимает все однообразно, монотонно давяще, беспросветно. Далее в человеке появляется недовольство, которое со временем может перерасти в агрессию.

Отметим, что практически все болезни легких сопровождаются кашлем, иногда приступами удушья. Что их вызывает?

Если имеются невысказанные претензии – начинается кашель, бронхит.

Приступы удушья провоцирует сильный страх, когда человек не доверяет жизни.

Пневмонии, как известно, предшествуют эмоциональное потрясение большой силы или отчаяние. Находясь в негативной ситуации, стараясь ее преодолеть, человек чувствует, что жизненные и душевные силы на исходе. Он устал, потому что негатив долго накапливался и истощил силы. Наконец, этот накопившийся негатив проявляется как воспаление легких.

Плеврит, как правило, возникает у человека, живущим с недовольством, гневом на жизнь. Только этот негатив он сдерживает, держит в себе. Стоило бы ему поменять недовольное восприятие жизни или высказаться, освободиться от разрушающего его негатива – избежал бы заболевания.

Эмфизема возникает, когда человек хочет занять, очертить свое пространство жизни, что не дают ему свободно сделать. Как осложнение бронхита – желание высказаться по этому поводу.

Здесь вспомним, что мужчины в возрасте страдают эмфиземой чаще. Так почему же они так страдают? Может, потому что, к этому времени они так и не смогли занять свое пространство в жизни и это не дает им покоя.

Туберкулез возникает после долгой глубокой депрессии, жизни в печали, жизни, наполненной мучительными мыслями. Это время сопровождается нежеланием жить. Человек душевно чахнет от беспросветной жизни, ощущая себя пленником обстоятельств жизни.

Причины возникновения рака легких

Для выяснения психологических причин возникновения рака вспомним поведение раковой клетки (эгоист и агрессор).

Итак, первая причина – эгоизм, жизнь только в себе, отгороженность от мира, раздутое эго, гордыня.

Вторая причина: смертельная старая непрощенная обида на жизнь, глубокое разочарование в жизни.

Из этих причин вытекает третья: человек, в силу сложившихся обстоятельств и событий в жизни, не видит смысла жить. Он не может и не хочет измениться, чего ждет от него жизнь, изменяя обстоятельства (например, сняли с высокой должности). Чтобы продолжать жить, человеку нужно принять, то, что дает ему жизнь, но он отказывается. Может быть, слышали такие слова: «лучше умереть». Вот такую жизненную позицию, позицию против жизни и занимает человек.

Четвертая причина: может быть и личная трагедия, которую человек скрывает, и внутренняя самоизоляция (опять же ассоциация с поведением раковой клетки).

Опять же, согласно статистике, раком легких чаще болеют мужчины в возрасте. Это может быть связано с тем, что к этому времени человек начинает переосмысливать свою жизнь, подводит некоторые итоги. Иногда выводы не очень утешительные, а бывает и так, что человек оказывается в тупике: всю жизнь старался, трудился, а теперь – ничего хорошего, и на душе тоже. Зря, что ли прожил жизнь? Известно, что такие мучительные размышления задевают именно мужскую психику. И это только один пример душевных страданий, которые вызывают страдания телесные.

Рак как кармическое заболевание

Многие известные авторы рак, как правило, относят к «кармическим болезням». Что это значит? Не стоит пугаться этого строгого слова «карма». Закон кармы – это не что иное, как Закон причины и следствия, который очень хорошо знали наши предки и передали нам через пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь». Только, почему-то мы игнорируем в своих жизнях этот Закон, забывая, что каждый наш не то, что поступок, каждая мысль, эмоция становится причиной, из которой вытекает соответствующее следствие.

Поэтому, кармическое заболевание – это такая болезнь, которая является следствием наших долговременных негативных мыслей, чувств и поведения. Здесь напомним, что ученые давно выяснили, что душевная составляющая человека бессмертна и через какое-то время вновь приходит в наш мир в теле новорожденного.

Это многое объясняет: почему дети в одной семье с разным характером, почему у них разные неодинаковые способности, личностные качества, судьбы, болезни и т.д. Потому что новорожденный малыш уже имеет бессмертную душу со своим накопленным багажом (мысли, чувства, поступки, знания, достижения, ошибки и т.д.), который собирался в прошлых, так сказать, жизнях.

Вы спросите: а как это связано с тяжелыми болезнями, тем более у младенцев (в чем они виноваты)?

К сожалению, этот очень строгий нравственный (Божественный) Закон причины и следствия никому еще не удавалось обмануть, даже если у тебя тело младенца (душа-то та же!).

Представьте, что человек жил, попирая Божественные Законы, например, отвергая Любовь (именно с большой буквы, так как вспомним, что Бог – это Любовь всеобъемлющая): сам никого не любил, своим поведением «убивал» в других Любовь и т.п. Когда тело давало сигналы в виде болезней, пока еще не таких серьезных, он, вместо того, чтобы пересмотреть свои душевные страдания, еще более ожесточался и распространял вокруг себя душевную боль. Пришла старость, а негативный багаж души переполнился, и нет времени его переосмыслить и исправить (а кто-то и перед смертью не признается в своих ошибках). И вот этот негативный багаж переносится в следующую жизнь, становясь причиной для соответствующих негативных последствий: неудачи, болезни и т.д.

То есть, действительно, человек, посеявший зло, начинает пожинать свои же плоды, только с некоторой отсрочкой во времени. И, почему-то, только после этого начинает задумываться: «Что не так? Что я сделал такого, что аукнулось на мне?». А тело и радо: наконец-то, задумался! Значит, жить будем!

Из вышеизложенного следует, что такая болезнь, как рак – это своеобразное «лекарство» для спасения души, которая долгое время выбирала жизнь без любви.

Исцеление души и тела

Ярким примером исцеления от рака является случай с известным писателем А.И. Солженицыным. Его биография объясняет, почему он заболел раком (глубокое разочарование и борьба с системой, тюрьмы, лагерь, ссылка). Но ему удалось исцелиться (этот этап жизни им описан в произведении «Раковый корпус»).

Конечно, есть достаточно много других примеров исцеления от рака. Дело не в примерах, а в том, что исцеление – возможно! И оно зависит от самого человека!

Начнем с того, что «жизнерадостные люди раком не болеют» (думаю, что они практически ничем серьезным не болеют). Это и естественно: у их тела нет причин сигнализировать болезнью о наличии внутреннего негатива – его там нет. И даже если появится что-то – то сразу переосмысливается и изменяется на знак «плюс». Согласитесь, что такая жизненная позиция очень выгодна!

Отсюда, самым лучшим лекарством для исцеления души и тела является Любовь к жизни и Радость от жизни. Но прежде необходимо освобождение души от негатива через прощение и принятие самой жизни.

Надеюсь, моя статья послужит кому-то подсказкой.

1.2. СИНДРОМ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ


Картина личности

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессив-ным основным фоном характера с ипохондрическими и фоби-ческими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением. Они чрезвычайно нормативны и импонируют как милые, адаптивные пациенты с высоким чувством долга. Их собственные притязания они обычно отодвигают на задний план (Любан-Плоцца и др., 2000).

В поведенческом выражении своих эмоций больные силь но стеснены. В особенности они неспособны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Больные описывают себя как людей, которые должны «все в себе пережевать» или «слишком много хлебнуть». Тенденции безропотно воспринимать обиды и неспособность постоять за себя нередко воспринимаются как стесненность ( Rose , 1976).

Больные склонны к зависимым отношениям с доминирующим партнером. Они воспроизводят при этом усвоенный в детстве шаблон поведения. Преимущественно больные происходят из семей, в которых они при заботливых, но эмоционально фрустрирующих родителях подвергаются не учитывающему индивидуальные особенности нормативному воспитанию ( Bach , 1969). Связь с более слабым родителем была сильнее, т. к. здесь предоставлялись относительно лучшие возможности отношений. Агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю, переживаемые как экзистенциальная угроза, подавляются ребенком.

Таким образом приобретается опыт, что безопаснее всего жить с гораздо более сильным партнером, даже если ценой этой безопасности становятся постоянно подавляемые собственные притязания. Даже если поведение партнера становится оскорбительным или фрустрирующим, каждый протест следует сдерживать, т. к. бунт все равно не имеет смысла. Биография этих больных показывает, что они вновь и вновь направляют себя в такие отношения беспомощной зависимости, одновременно переживая бессильный страх при угрозе потери таких значимых лиц окружения, отношение к которым сохраняется амбивалентным ( Rose , 1976).

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации или обиды, с одной стороны, страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность, значимого лица.

Психотерапия

Чтобы понять имеющиеся нарушения и проводить лечение, психосоматический анализ каждого нарушения функции дыхания должен раскрывать роль дыхания и значимость той или иной формы его нарушения, исходя из общей ситуации больного. Речь при этом идет не только о тривиальном психосоматическом, а о значительно более сложном, системно связанном сочетании соматических, психических, социальных и иных значимых факторов (Любан-Плоцца и др., 2000). Относительно часто при выраженных невротических и психосоматических заболеваниях (истерия со страхами, кардиофобия) приходится слышать о перенесенных в подростковом возрасте невротических дыхательных приступах.

Если симптоматика сохраняется долго и конфликтный генез невротического характера дезактуализируется, следует думать об индивидуальной или групповой терапии, хотя обычно склонить к ней больных бывает трудно. Могут использоваться методы терапии, фокусированной на решении, символдрамы, арт-терапии, психодрамы, семейной психотерапии.

При хронических гипервентиляционных состояниях показана дыхательная терапия или аутогенная тренировка по методике Шульца — перевод ненормального (большей частью грудного) дыхания на более легкое диафрагмально-брюшное. При аутогенной тренировке большей частью бывает достаточно достигнуть первой основной ступени — упражнения по концентрации внимания на переживании покоя и тяжести, которые при правильной технике аутогенной тренировке вначале снимают напряжение в мышцах рук, а затем постепенно вызывают расслабление всей мускулатуры.

Результаты использования различных направлений психотерапии для лечения гипервентиляционного синдрома рассмотрены в указанных работах ( Han et al ., 1996; Nixon , 1994).

Позитивная психотерапия при заболеваниях дыхательной системы

Астма и гипервентиляционный синдром — способность при помощи симптома настойчиво обращать на себя внимание (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть).

Расстройства и физиология. Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыхает из себя жизнь».

Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и расслабления, наступление и движение, становление и завер шение, отдача и прием — все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. Мы видим это непосредственно: при активном втягивании воздуха — как напряжение и при (обычно пассивном) выпускании его — как расслабление.

Процесс дыхания происходит самопроизвольно, автоматически, под влиянием разнонаправленных импульсов нервной системы. Дыхание может также осуществляться произвольно под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулироваться сознательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также на некоторое время задерживать дыхание и по желанию дышать грудью или животом.

И наконец, на дыхание бессознательно оказывают влияние наши эмоции. Любые движения души более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при радости. Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой"атмосфере», о «тяжелом» или «душном» воздухе, которые затрудняют нам дыхание и жизнь.

Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах, это важный фактор риска заболеваний дыхательной системы.

Актуальный конфликт. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуальности и справедливости, т. е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр. Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом: больному не хватает воздуха. Страх задохнуться, умереть охватывает все существо человека. Этот страх, в свою очередь, усиливает спастическую реакцию.

Базовый конфликт. Люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «соберись», «постарайся», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самообладание как необходимые личностные качества: «возьми себя в руки», «что подумают люди?» (учтивость, контакты). При более близком рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с несправедливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто конфронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выругаться, а сдерживается (конфликт веж ливость/прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядываются по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усиливает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление порочного круга.

Актуальные и базовые концепции. Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием известна каждому из нас. От ужаса может «перехватить дыхание» или «дух захватывает». Какое-нибудь событие может «нагнетать атмосферу». Если кто-нибудь сердится, то у него возникает потребность «выпустить пар». Если исходить из существующей литературы по психосоматике, то астматическое заболевание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особенностях. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания обладает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Актуальная способность: «искренность/честность».

Определение и развитие. Способность открыто выражать свое мнение, говорить о своих потребностях или интересах. Правдивость и добросовестность относятся к честности. Честность в партнерских отношениях называется верностью, в социальных коммуникациях — открытостью и откровенностью. В том возрасте, когда ребенок начинает говорить, он еще не может четко различать представления и действительность. Если взрослый не понимает логику переживаний ребенка и наказывает его за ложь, то в дальнейшем это может оказаться воспитанием нечестности.

Как об этом спрашивают. Кто из вас может более откровенно высказать свое мнение? Есть ли или были ли у вас собственные проблемы или проблемы с партнером из-за нечестности? Как вы реагируете, если кто-то вас обманывает? Насколько вы правдивы, прибегаете ли вы иногда ко лжи во спасение? Много или мало рассказываете вы о себе другим людям (открытость)?

Синонимы и расстройства: говорить прямо и откровенно, без обиняков; резать правду в глаза; сказать все начистоту; что на уме, то и на языке; проглатывать обиды; держать язык за зубами.

Болтовня, наговор, перенапряжение; тщеславие; заносчивость; межличностные конфликты; агрессия; приступы потливости; повышение артериального давления; головная боль.

Особенности поведения: говорить то, что считаешь нуж ным, но так, чтобы не обидеть партнера. Некоторые люди, которые сегодня недовольны вашей откровенностью, после будут вам за это признательны. Иногда бывает, что с партнером вам легко быть искренним, но на работе, когда речь идет о делах, это не так-то легко удается, или наоборот. Обычно в разных сферах жизни человек по-разному искренен и честен. Понаблюдайте, в каких ситуациях и в связи с какими актуальными способностями вам особенно нелегко быть искренним.

Опросник к бронхиальной астме и синдрому гипервентиляции

1. Можете ли вы «выпустить пар» при гневе или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли вы вспомнить еще какие-либо пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3.Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4. Сдерживаете ли вы себя, потому что для вас важно, «что подумают люди»?

5.Можете ли вы сказать о своей работе, что вы чувствуете себя ограничиваемым, задавленным, перегруженным?

6. Какие особенности поведения (актуальные способности) коллег, сотрудников, шефа действуют вам «на нервы»? Как вы реагируете? Можете ли вы открыто говорить об этом? Или вы «задерживаете дыхание»?

7.Характеризуются ли ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» или «напряженным» воздухом, что «затрудняет ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для вас?

8. Можете ли вы вывести кого-либо «на чистую воду»?

9. Знаете ли вы или можете вспомнить такие желания, может быть, детские мечты, которые вы никогда не могли воплотить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы вы стали делать и как бы стали жить, если бы у вас не стало проблем?

10. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

При астме к дыхательной недостаточности приводит спазм бронхов. Дыхательной недостаточностью называется такое состояние, при котором органы дыхания не могут справиться со своей функцией и дать человеку необходимое количество кислорода, сделать полноценный вдох и выдох.

Психосоматика бронхиальной астмы играет не последнюю роль среди целого перечня причин, приводящих к заболеванию.

Для астматиков правила диагностики и лечения устанавливают несколько врачей. Обычно в перечень входят: терапевт или педиатр, аллерголог. Основная задача врачей – определить причину и исключить провоцирующий фактор для улучшения состояния человека. Психолог или психотерапевт может положительно повлиять на самочувствие и помочь избавиться от приступов.

При патологии, вызванной психологическими причинами, к приступу приводит высокий уровень психического напряжения. Другие триггеры отходят на задний план, хотя полностью и не исключаются.

Признаки астмы у взрослых, ранее полностью здоровых людей, проявляются в качестве реакции на высокий уровень напряжения психики. Нередко заболевание развивается на фоне различных психических расстройств, например, депрессии или психоза.

Межличностные или внутренние конфликты могут вызвать разные виды психосоматического обструктивного бронхита. С какими сложностями и состояниями сталкиваются пациенты:

  1. Нерешительность и неспособность брать ответственность. Нередко астматики зависят от чужого мнения, не могут сформировать собственную систему ценностей и правил. При этом повышается тревожность и беспокойство, которые приводят к приступу.
  2. Низкая самооценка, невозможность достичь желаемого результат или идеала. Астматики имеют либо завышенные, либо сниженные критерии требований к себе. Сознательно или неосознанно многие из них из-за болезни уклоняются от решения актуальных задач. Плохое физическое самочувствие усиливает психологический дискомфорт. Кашель и дыхательная недостаточность отрицательно сказываются на работоспособности человека, вызывают раздражение и ощущение беспомощности. При этом поведение в некоторых случаях становится агрессивным, импульсивным и несдержанным.
  3. При вовлечении человека в конфликтные ситуации усиливается тревожность или раздражение. Некоторые астматики говорят о том, что в конфликтных ситуациях или после них и возникает приступ.

Это основные признаки психосоматики, но они могут сочетаться или чередоваться, в зависимости от ситуации. Бывают пациенты, которым свойственны все симптомы или только один.

Можно выделить ряд причин, которые приводят к приступам удушья:

  • плохие взаимоотношения в семье;
  • страх перед одиночеством;
  • подавляемая агрессия;
  • зависимость от мнения других людей;
  • неспособность отстаивать свое мнение;
  • неумение прощать;
  • неспособность решать сложные жизненные проблемы;
  • накопление обид;
  • недостаток внимания.

Многие астматики пытаются излечиться медикаментозными препаратами, даже не допуская мысли о том, что источник бронхита лежит в их внутреннем состоянии. Им трудно принять и осознать этот факт, поэтому болезнь возвращается снова и снова, и это вызывает отчаяние.

По мере устранения психологических факторов, вызывающих астму, состояние сначала будет ухудшаться, и лишь затем, при продолжении психотерапии улучшится.

Механизм развития заболевания у детей

Бронхиты и астматические проявления, связанные с психосоматическими причинами, могут проявляться в раннем возрасте.

В отличие от взрослого человека, ребенок быстрее прощает обиды, редко накапливает агрессию, но острее реагирует на обстановку в семье и на поведение значимых людей из своего окружения.

Уже с 3 лет некоторые малыши страдают от удушья, есть дети, заболевающие и гораздо раньше. Что провоцирует манифест заболевания?

Проблемы в семье

В первую очередь это недостаток внимания, заботы и любви родителей. Многие взрослые считают, что если ребенок хорошо одет и накормлен – то все в порядке. Но для гармоничного развития личности вовсе недостаточно удовлетворения этих базовых потребностей, психологическая безопасность, тепло и поддержка также очень важны. Кроме того, эмоциональные потребности разных детей могут сильно отличаться.

Когда ребенок задыхается, и проявляются признаки астмы, он сразу получает гораздо больше внимания и заботы, чем обычно. Приступ может возникать именно в те моменты, когда малыш остро нуждается в ободрении, понимании или успокоении.

Рождение брата или сестры

Когда в семье появляется второй ребенок, старшему приходится адаптироваться, справляться с ревностью. Естественно, мама и папа в основном заняты новорожденным, ведь младенец требует больше времени. У старшего ребенка возникает страх, что он стал ненужным, его забудут или покинут. При помощи приступа он оттягивает на себя заботу взрослых и вновь становится центром внимания.

Дети могут использовать массу способов, чтобы манипулировать родителями. Важно понимать, что ребенок делает это не из вредности или злости, просто он пытается вернуть ощущение собственной нужности.

Чрезмерная опека

Еще один провоцирующий фактор – это постоянный контроль родителей, граничащий с надзором. Образно говоря, малышу не разрешено дышать без их позволения. Опека и гиперконтроль помимо астмы могут провоцировать и ряд других психосоматических заболеваний, чаще всего с астмой сочетается аллергия, например, пищевая – на рыбу.

В обоих случаях маленький человек желает вернуть заботу и любовь, но не в состоянии получить необходимое. Одновременно он хочет близости с родителями и отталкивает их. Страдающему от приступа малышу нужен воздух, поэтому он исключает близкие контакты из-за страха, что такой важный в данный момент кислород будет ему недоступен.

Методики психотерапии

Астму, психосоматика которой довольно многогранна, можно обратить в состояние длительной ремиссии. Психотерапия и медикаментозное лечение в сочетании дают наилучшие результаты.

Осложнения при психотерапевтической практике случаются довольно редко. Как правило, они возникают в следующие моменты:

  1. У некоторых пациентов при активизации внутренних скрытых конфликтов может развиться кашель и удушье. Когда проблемы приближаются к осознанию, они могут усилить приступ.
  2. Амбивалентные чувства, страх и желание близких (теплых) отношений. В некоторых случаях даже сама фигура психотерапевта и нормальная динамика сессий провоцирует временный рецидив. С одной стороны, астматики требуют максимального внимания к своей персоне, с другой стороны, боязнь утратить драгоценный кислород присутствует постоянно, поэтому слишком тесный контакт у них может вызвать раздражение и агрессию.
  3. Осторожно проводят терапию для пациентов с реактивными психозами, параноидными, депрессивными состояниями, так как при подвижности психики даже незначительные изменения внутреннего состояния могут привести к соматической реакции.

Основной акцент при лечении пациентов с психосоматическим бронхитом делается на доброжелательной и безопасной обстановке. Для того, чтобы человек мог доверять и раскрываться создаются благоприятные условия:

  • безусловное принятие и эмпатия;
  • возможность выражать широкий спектр чувств;
  • обратная связь.

Все это помогает устранить ощущение недопонимания, ненужности. Работа специалиста направлена на коррекцию страхов и подавленной агрессии, самооценки, способов коммуникации и многих других аспектов психической жизни.

Во время сеансов некоторые психотерапевты прибегает к использованию специальной техники дыхания. Это помогает снять напряжение.

Для купирования психосоматического удушья чаще всего используется несколько методик.

Символдрама

Астматики практически всегда проявляют амбивалентные желания в том, что касается близких отношений. Чтобы научиться регулировать дистанцию и степень близости, используется ситуация прогулки в лесу. В медитативном, измененном состоянии сознания человеку предлагается в воображении пройти путь от дома до опушки леса.

За несколько метров до цели его просят остановиться и подождать, пока из-за деревьев не покажется какое-либо животное. При этом он сам должен регулировать комфортную степень близости, постепенно сокращая или увеличивая дистанцию.

Еще одна ситуация, когда психотерапевт предлагает пациенту представить себя в роли облака или острова. Это формирует с одной стороны отдаленность, с другой стороны, вокруг находятся другие облака или острова – замершие и подвижные. При этом важно не допускать агрессивных и конфликтных динамик при погружении в эту технику.

Во время сеанса психотерапевт предупреждает пациента, что в случае нехватки воздуха ситуацию можно прервать и переиграть в другом направлении.

Групповая методика

Психотерапевт и группа помогают получить практический опыт нового формата отношений. За счет обратной связи и взаимодействия с членами группы изменяются реакции и осознание собственного состояния. Постепенно человек приходит к более свободному и уверенному стилю общения, учится отстаивать собственные психологические границы и вступать в доброжелательные близкие отношения.

За счет этого исчезает чувство одиночества и покинутости, появляется эмпатия и снижается уровень тревожности. Существует несколько видов групповой психотерапии, о разных возможностях и вариантах расскажет психотерапевт.

Ролевая методика

Суть лечения заключается в том, что пациентам предоставляется исходный материал для осознания отдельных моментов проблемы. Сеансы актуальны в первую очередь в следующих случаях:

  • при избегании обсуждения реальной ситуации;
  • при абстрактных рассуждениях вместо поиска практических решений;
  • при преобразовании проблемы в научную дискуссию;
  • при трудностях с вербализацией, словесном описании своего состояния.

В процессе тренинга каждый человек получает определенную тему, выбирает себе партнера и приступает к постановке. Для этого психолог предлагает следующие темы:

  1. Необходимо аргументировано и взвешенно высказать несогласие с человеком, уверенным в своей правоте.
  2. Выразить словами обиду партнеру, который считает, что она вполне заслужена;
  3. Начать трудный и неприятный разговор, продолжить его, даже если есть невнимательные или недовольные слушатели.
  4. Потребовать какой-нибудь предмет или услугу у оппонента, при условии, что он не собирается ее оказывать или отдавать нужную ему вещь.
  5. Помириться с партнером, перед которым возникает чувство вины.

В конце сеанса происходит обсуждение каждой ситуации. Группа оценивает, насколько хорошо и быстро человек решал задачу. Уделяется внимание вопросу, какие эмоции и ощущения испытывали оба партнера.

Каждая тема отрабатывается до тех пор, пока пациент не будет в состоянии легко и непринужденно справиться с заданием. У астматиков острые ситуации могут вызвать страх перед приступом или даже приступ, поэтому профессионал должен работать с учетом специфики заболевания.

Подобные тренинги могут нанести вред людям с подвижной психикой или с психическими расстройствами (диагностированными или нет).

Семейная методика

Так как одной из основных причин психосоматического бронхита или астмы является внутрисемейный конфликт, совместные сеансы могут оказаться полезными и продуктивными. Особенно в том случае, если речь идет о психотерапии ребенка.

В ходе терапии снижается уровень внутреннего напряжения, разрешаются многие межличностные конфликты.

Приемы при такой терапии отличаются своей спецификой:

  1. Тактика выжидания на первых сеансах выражается в молчании, когда клиент и его родственники еще не готовы довериться друг другу, испытывают страх или неуверенность, обиду или раздражение.
  2. Следующий этап – обучение новым, менее токсичным, способам взаимодействия. Умение слушать и слышать вырабатывается с помощью развития эмпатии.
  3. Психотерапевт помогает формулировать вопросы и учит, как правильно их задавать.
  4. Смена ролей, когда каждый член семьи должен отыграть ситуации в роли другого человека – родители меняются местами между собой или с ребенком.

В конце каждого сеанса психотерапевт делится своим видением ситуации и наблюдениями, которые могут помочь лучше понять друг друга.

Психосоматика играет важную роль в формировании астмы, поэтому психотерапия может существенно помочь в достижении ремиссии.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

1.2. СИНДРОМ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ


Картина личности

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессив-ным основным фоном характера с ипохондрическими и фоби-ческими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением. Они чрезвычайно нормативны и импонируют как милые, адаптивные пациенты с высоким чувством долга. Их собственные притязания они обычно отодвигают на задний план (Любан-Плоцца и др., 2000).

В поведенческом выражении своих эмоций больные силь но стеснены. В особенности они неспособны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Больные описывают себя как людей, которые должны «все в себе пережевать» или «слишком много хлебнуть». Тенденции безропотно воспринимать обиды и неспособность постоять за себя нередко воспринимаются как стесненность ( Rose , 1976).

Больные склонны к зависимым отношениям с доминирующим партнером. Они воспроизводят при этом усвоенный в детстве шаблон поведения. Преимущественно больные происходят из семей, в которых они при заботливых, но эмоционально фрустрирующих родителях подвергаются не учитывающему индивидуальные особенности нормативному воспитанию ( Bach , 1969). Связь с более слабым родителем была сильнее, т. к. здесь предоставлялись относительно лучшие возможности отношений. Агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю, переживаемые как экзистенциальная угроза, подавляются ребенком.

Таким образом приобретается опыт, что безопаснее всего жить с гораздо более сильным партнером, даже если ценой этой безопасности становятся постоянно подавляемые собственные притязания. Даже если поведение партнера становится оскорбительным или фрустрирующим, каждый протест следует сдерживать, т. к. бунт все равно не имеет смысла. Биография этих больных показывает, что они вновь и вновь направляют себя в такие отношения беспомощной зависимости, одновременно переживая бессильный страх при угрозе потери таких значимых лиц окружения, отношение к которым сохраняется амбивалентным ( Rose , 1976).

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации или обиды, с одной стороны, страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность, значимого лица.

Психотерапия

Чтобы понять имеющиеся нарушения и проводить лечение, психосоматический анализ каждого нарушения функции дыхания должен раскрывать роль дыхания и значимость той или иной формы его нарушения, исходя из общей ситуации больного. Речь при этом идет не только о тривиальном психосоматическом, а о значительно более сложном, системно связанном сочетании соматических, психических, социальных и иных значимых факторов (Любан-Плоцца и др., 2000). Относительно часто при выраженных невротических и психосоматических заболеваниях (истерия со страхами, кардиофобия) приходится слышать о перенесенных в подростковом возрасте невротических дыхательных приступах.

Если симптоматика сохраняется долго и конфликтный генез невротического характера дезактуализируется, следует думать об индивидуальной или групповой терапии, хотя обычно склонить к ней больных бывает трудно. Могут использоваться методы терапии, фокусированной на решении, символдрамы, арт-терапии, психодрамы, семейной психотерапии.

При хронических гипервентиляционных состояниях показана дыхательная терапия или аутогенная тренировка по методике Шульца — перевод ненормального (большей частью грудного) дыхания на более легкое диафрагмально-брюшное. При аутогенной тренировке большей частью бывает достаточно достигнуть первой основной ступени — упражнения по концентрации внимания на переживании покоя и тяжести, которые при правильной технике аутогенной тренировке вначале снимают напряжение в мышцах рук, а затем постепенно вызывают расслабление всей мускулатуры.

Результаты использования различных направлений психотерапии для лечения гипервентиляционного синдрома рассмотрены в указанных работах ( Han et al ., 1996; Nixon , 1994).

Позитивная психотерапия при заболеваниях дыхательной системы

Астма и гипервентиляционный синдром — способность при помощи симптома настойчиво обращать на себя внимание (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть).

Расстройства и физиология. Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыхает из себя жизнь».

Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и расслабления, наступление и движение, становление и завер шение, отдача и прием — все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. Мы видим это непосредственно: при активном втягивании воздуха — как напряжение и при (обычно пассивном) выпускании его — как расслабление.

Процесс дыхания происходит самопроизвольно, автоматически, под влиянием разнонаправленных импульсов нервной системы. Дыхание может также осуществляться произвольно под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулироваться сознательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также на некоторое время задерживать дыхание и по желанию дышать грудью или животом.

И наконец, на дыхание бессознательно оказывают влияние наши эмоции. Любые движения души более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при радости. Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой"атмосфере», о «тяжелом» или «душном» воздухе, которые затрудняют нам дыхание и жизнь.

Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах, это важный фактор риска заболеваний дыхательной системы.

Актуальный конфликт. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуальности и справедливости, т. е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр. Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом: больному не хватает воздуха. Страх задохнуться, умереть охватывает все существо человека. Этот страх, в свою очередь, усиливает спастическую реакцию.

Базовый конфликт. Люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «соберись», «постарайся», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самообладание как необходимые личностные качества: «возьми себя в руки», «что подумают люди?» (учтивость, контакты). При более близком рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с несправедливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто конфронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выругаться, а сдерживается (конфликт веж ливость/прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядываются по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усиливает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление порочного круга.

Актуальные и базовые концепции. Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием известна каждому из нас. От ужаса может «перехватить дыхание» или «дух захватывает». Какое-нибудь событие может «нагнетать атмосферу». Если кто-нибудь сердится, то у него возникает потребность «выпустить пар». Если исходить из существующей литературы по психосоматике, то астматическое заболевание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особенностях. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания обладает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Актуальная способность: «искренность/честность».

Определение и развитие. Способность открыто выражать свое мнение, говорить о своих потребностях или интересах. Правдивость и добросовестность относятся к честности. Честность в партнерских отношениях называется верностью, в социальных коммуникациях — открытостью и откровенностью. В том возрасте, когда ребенок начинает говорить, он еще не может четко различать представления и действительность. Если взрослый не понимает логику переживаний ребенка и наказывает его за ложь, то в дальнейшем это может оказаться воспитанием нечестности.

Как об этом спрашивают. Кто из вас может более откровенно высказать свое мнение? Есть ли или были ли у вас собственные проблемы или проблемы с партнером из-за нечестности? Как вы реагируете, если кто-то вас обманывает? Насколько вы правдивы, прибегаете ли вы иногда ко лжи во спасение? Много или мало рассказываете вы о себе другим людям (открытость)?

Синонимы и расстройства: говорить прямо и откровенно, без обиняков; резать правду в глаза; сказать все начистоту; что на уме, то и на языке; проглатывать обиды; держать язык за зубами.

Болтовня, наговор, перенапряжение; тщеславие; заносчивость; межличностные конфликты; агрессия; приступы потливости; повышение артериального давления; головная боль.

Особенности поведения: говорить то, что считаешь нуж ным, но так, чтобы не обидеть партнера. Некоторые люди, которые сегодня недовольны вашей откровенностью, после будут вам за это признательны. Иногда бывает, что с партнером вам легко быть искренним, но на работе, когда речь идет о делах, это не так-то легко удается, или наоборот. Обычно в разных сферах жизни человек по-разному искренен и честен. Понаблюдайте, в каких ситуациях и в связи с какими актуальными способностями вам особенно нелегко быть искренним.

Опросник к бронхиальной астме и синдрому гипервентиляции

1. Можете ли вы «выпустить пар» при гневе или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли вы вспомнить еще какие-либо пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3.Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4. Сдерживаете ли вы себя, потому что для вас важно, «что подумают люди»?

5.Можете ли вы сказать о своей работе, что вы чувствуете себя ограничиваемым, задавленным, перегруженным?

6. Какие особенности поведения (актуальные способности) коллег, сотрудников, шефа действуют вам «на нервы»? Как вы реагируете? Можете ли вы открыто говорить об этом? Или вы «задерживаете дыхание»?

7.Характеризуются ли ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» или «напряженным» воздухом, что «затрудняет ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для вас?

8. Можете ли вы вывести кого-либо «на чистую воду»?

9. Знаете ли вы или можете вспомнить такие желания, может быть, детские мечты, которые вы никогда не могли воплотить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы вы стали делать и как бы стали жить, если бы у вас не стало проблем?

10. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх