Может ли ребенок научиться засыпать самостоятельно. Спорный метод: как научить малыша засыпать самостоятельно. Шпаргалка Методика «Самый счастливый младенец»

Можно ли с первых дней жизни младенца научиться понимать его «язык» и начать полноценно общаться с ним? Как разобраться в характере новорожденного, чтобы ухаживать за ним с учетом его личных особенностей и темперамента? Есть ли простые и надежные способы решения таких типичных проблем младенческого возраста, как «беспричинный» плач или нежелание спать по ночам?

Об этом и многом другом рассказывает Трейси Хогг, специалист по уходу за новорожденными. Ее многолетний опыт и рекомендации помогли очень многим семьям, в том числе и звездным, справиться с трудностями первого года родительства и вырастить счастливых и здоровых малышей. Все советы Трейси предельно практичны и доступны каждому, а предлагаемые ею приемы исключительно действенны — возможно, потому, что ее подход основан на уважительном отношении к новорожденным детям, пусть маленьким, но личностям.


Почему эта книга достойна прочтения

  • Трейси Хогг — одна из самых известных авторов детско-родительской литературы, она признана наравне с именитыми Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Уильямом и Мартой Сирс;
  • must-have для всех родителей, у кого есть новорожденные: вы поймете, чего вам ждать, и научитесь справляться даже с тем, чего не ожидали;
  • автор компетентно и по-доброму объяснит каждой маме и каждому папе как в любви, уважении и заботе вырастить счастливого ребенка;
  • родители по всему миру называют Трейси современной Мэри Поппинс за ее действенные советы;
  • современные педиатры рекомендуют книги автора родителям во всем мире.

Кто автор
Трейси Хогг по праву считается современной Мэри Поппинс, по всему миру молодые мамочки пользуются ее методикой по самостоятельному засыпанию младенцев.
Автор была медицинской сестрой, и чтобы помогать младенцам, ей пришлось научиться понимать их язык и расшифровывать посылаемые ими сигналы. Благодаря этому Трейси сумела освоить и их невербальный язык. Переехав в Америку, она посвятила себя уходу за новорожденными и роженицами и помощи молодым родителям.

Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь?

Моему новорожденному ребенку было около двух недель, когда меня вдруг оглушило понимание: больше я никогда не смогу отдохнуть. Ну, никогда — это, возможно, слишком сильно сказано. Оставалась надежда, что, отправив сына в колледж, я все таки смогу снова спокойно спать ночами. Но я готова была голову дать на отсечение — пока он младенец, мне это не светит.
Сэнди Шелтон. Спокойный ночной сон и прочие враки

Сладких снов, мой хороший!

В первые дни жизни главное занятие новорожденного — сон. Некоторые спят в первую неделю до 23 часов в сутки! Разумеется, сон нужен любому живому существу, но для новорожденного это все. Пока младенец спит, его мозг неустанно трудится над созданием извилин, необходимых для умственного, физического и эмоционального развития. Если ребенок нормально выспался, он собран, сосредоточен и всем доволен — совсем как взрослый после хорошего отдыха. Он от души ест, увлеченно играет, излучает энергию и активно общается с окружающими.

Организм ребенка, который плохо спит, не может функционировать нормально, поскольку его нервная система истощена.

Он раздражителен и нескоординирован. Малыш неохотно берет грудь или бутылочку. У него нет сил исследовать мир. Что самое скверное, переутомление усугубляет проблему сна. Дело в том, что дурные привычки в отношении сна создают замкнутый круг. Некоторые малыши настолько устают, что физически не способны успокоиться и уснуть. Лишь когда сил совершенно не осталось, бедняжки наконец отключаются. Больно смотреть, как малышка буквально оглушает себя собственным плачем, пытаясь отгородиться от мира, настолько она перевозбуждена и расстроена. Но хуже всего то, что даже этот выстраданный сон оказывается неглубоким и прерывистым и длится порой не дольше 20 минут. В итоге ребенок почти постоянно живет «на нервах».

Итак, все как будто очевидно. Но знали бы вы, как много людей не понимают этой простой вещи: чтобы выработать привычку к здоровому сну, младенцу нужно наставничество родителей. Так называемые проблемы со сном потому и являются типичными, что множеству родителей невдомек: они, а не их дети, должны решать, когда малышу ложиться и как засыпать.

В настоящей главе я расскажу вам, что сама думаю по этому поводу, и многие мои мысли наверняка вступят в противоречие с тем, что вы читали или слышали от других. Я научу вас замечать усталость младенца, прежде чем она перейдет в переутомление, и подскажу, что делать, если вы упустили ценное временное окно, когда ребенка легко уложить. Вы узнаете, как помочь малышу уснуть и как устранить сложности, связанные со сном, не допустив, чтобы они превратились в устойчивую проблему.

Долой заблуждения: чуткий сон

Сейчас умами родителей владеют две кардинально отличающиеся одна от другой «школы».
К первой относятся приверженцы совместного сна, как бы он ни именовался, будь то «сон в родительской постели» или метод Сирза. (Доктор Уильям Сирз, педиатр из Калифорнии, продвигает идею о том, что младенцам следует разрешить спать в постели родителей до тех пор, пока они не попросят, чтобы им предоставили собственную кровать.) В основе этого метода лежит представление о том, что у ребенка должно выработаться позитивное отношение ко сну и укладыванию спать (тут я двумя руками «за») и что самый правильный путь к этой цели — носить его на руках, нянчить и поглаживать, пока малыш не уснет (против чего я категорически возражаю). Сирз, наиболее влиятельный пропагандист этого метода, недоумевает в интервью, опубликованном в журнале Child в 1998 году: «Как у матери может возникнуть желание положить свое дитя в ящик с прутьями и бросить его в темной комнате совершенно одного?»

Сторонники совместного сна родителей и младенца часто ссылаются на традиции других культур: например, острова Бали, где новорожденных не спускают с рук, пока им не исполнится три месяца. (Но мы то ведь не на Бали живем!) Члены Ла Лече Лиги полагают, что если у младенца выдался трудный день, маме следует оставаться в постели вместе с ним, обеспечивая необходимые ему дополнительный контакт и заботу. Все это служит «упрочению привязанности» и формированию «чувства безопасности», поэтому сторонники этой точки зрения считают вполне возможным, чтобы мама и папа жертвовали своим временем, личной жизнью и собственной потребностью в сне. А чтобы им было проще на это пойти, Пэт Йериан, пропагандистка совместного сна, мнение которой приводится в книге «Женское искусство грудного вскармливания» (The Womanly Art of Breastfeeding), призывает недовольных родителей изменить свой взгляд на ситуацию: «Если вы сумеете сделать шаг в сторону большей терпимости [по отношению к тому, что ваш ребенок будет вас будить], то обретете способность наслаждаться этими тихими моментами ночного общения с новорожденным, нуждающимся в ваших руках и ласке, или малышом чуть постарше, которому нужно просто побыть с кем то рядом».

На другом полюсе находится метод отсроченного отклика, часто именуемый «ферберским» по фамилии доктора Ричарда Фербера, директора Центра по изучению нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице. Согласно его теории, дурные привычки, связанные со сном, являются приобретенными, а значит, от них можно отвыкнуть (с чем я целиком и полностью согласна). Соответственно, он рекомендует родителям класть ребенка в кроватку, когда он еще бодрствует, и приучать засыпать самостоятельно (с этим я также согласна). Если же ребенок, вместо того чтобы уснуть, начинает плакать, фактически обращаясь к родителям с призывом: «Подойдите, заберите меня отсюда!» — Фербер советует оставлять плач без внимания на все более продолжительные промежутки времени: в первый вечер на пять минут, во второй на 10, затем на 15 и т. д. (и тут наши с доктором Фербером дорожки расходятся). Объяснения доктора Фербера приводятся в журнале Child: «Если малыш хочет поиграть с опасным предметом, мы говорим “нельзя” и устанавливаем границы допустимого, которые могут вызывать его протест…. То же самое происходит, когда мы объясняем ему, что ночью действуют свои правила. Хорошо спать ночью — в его же интересах».

Возможно, вы уже примкнули к одному или к другому лагерю.
Если какой то из этих двух методов подходит вам и вашему ребенку, отвечает вашему образу жизни, не сомневайтесь, продолжайте в том же духе. Но дело в том, что мне нередко звонят люди, уже испытавшие оба эти подхода. Обычно события развиваются следующим образом. Один из родителей сначала отдает предпочтение идее совместного сна с ребенком и убеждает своего партнера или партнершу, что это самое лучшее. В конце концов, в этом и впрямь есть нечто романтичное — некий возврат «к истокам». Да и ночные кормления перестают быть проблемой. Полная энтузиазма пара решает вообще не покупать детскую кроватку. Но проходит несколько месяцев — подчас довольно много, — и идиллия заканчивается. Если мама и папа очень боятся «заспать» ребенка, то могут сами лишиться сна из за постоянных опасений, а у кого то развивается болезненная чувствительность к малейшему звуку, изданному малышом во сне.

Младенец может просыпаться часто — каждые два часа — и требовать внимания. И если одних малышей достаточно погладить или прижать к себе покрепче, чтобы они снова уснули, то другие считают — самое время поиграть. В результате родители вынуждены кочевать по квартире: одну ночь играют с ребенком в спальне, другую дремлют в гостиной, пытаясь наверстать упущенное. Как бы то ни было, если оба они не были на 100% убеждены в правильности избранного метода, в том из них, кто поддался уговорам другого, начинает расти внутреннее сопротивление. Тут то этот родитель и хватается за «ферберский» метод.

Пара решает, что малышке пора обзавестись собственным спальным местом, и покупает кроватку. С точки зрения малышки, это переворот, крах привычного мира: «Вот мои мама и папа, они несколько месяцев клали меня спать вместе с собой, укачивали, гулили, не жалели сил, чтобы сделать меня счастливой, и вдруг — бабах! Меня отвергли, выселили в другую комнату, где все чужое и пугающее! Я не сравниваю себя с узницей и не боюсь темноты, потому что мой младенческий ум не знает таких понятий, но меня мучает вопрос: “Куда все подевались? Где родные теплые тела, которые всегда были рядом?” И я плачу — по другому я не могу спросить: “Где вы?” И они наконец то появляются. Меня поглаживают, просят быть умницей и спать. Но никто не научил меня засыпать самостоя¬тельно. Я ведь еще младенец!»

На мой взгляд, радикальные методы подходят не всем детям. Очевидно, они не подошли детям, родители которых обращаются ко мне за помощью. Сама я предпочитаю с самого начала придерживаться того, что считаю золотой серединой. Я называю свой метод «разумный подход ко сну».


Три фазы засыпания

Засыпая, ребенок проходит эти три фазы. Весь цикл длится около 20 минут.

Фаза 1: «окно». Ваш ребенок не может сказать: «Я устал». Но он вам это продемонстрирует зевотой и другими утомления. Прежде, чем он зевнет в третий раз, уложите его в кроватку. Если этого не сделать, он не перейдет ко второй фазе засыпания, а заплачет.

Фаза 2: «отключка». Начало этой фазы знаменует характерный взгляд ребенка, застывший, устремленный неведомо куда, - я называю его «взглядом в дальнюю даль». Ребенок удерживает его 3-4 минуты, и, хотя глаза его открыты, на самом деле он никуда не смотрит - его сознание витает где-то между явью и сном.

Фаза 3: «дрема». Теперь ребенок напоминает человека, задремавшего в поезде: глаза закрываются, голова падает на грудь или в сторону. Кажется, он уже уснул, но не тут-то было: глаза внезапно распахиваются, голова рывком возвращается в прежнее положение, так что все тело вздрагивает. Затем веки снова опускаются, и все повторяется снова и снова от трех до пяти раз, после чего он окончательно погружается в сон.

Что такое разумный подход ко сну?

Это срединный путь, отрицающий любые крайности. Вы заметите, что мой подход берет что то от обоих описанных принципов, но не все, поскольку, на мой взгляд, идея «пусть наплачется и уснет» не совместима с уважительным отношением к ребенку, а совместный сон заставляет родителей жертвовать своими интересами. Мой же принцип учитывает интересы семьи в целом, нужды всех ее членов. С одной стороны, младенца нужно научить засыпать самостоятельно — он должен чувствовать себя уютно и безопасно в собственной кроватке. С другой стороны, ему требуется и наше присутствие, чтобы успокоиться после стресса. Нельзя приступать к решению первой задачи, пока не решена вторая. В то же время и родители нуждаются в полноценном отдыхе, во времени, которое могут посвятить самим себе и друг другу; их жизнь не должна круглые сутки крутиться вокруг младенца, однако они все таки должны уделять малышу определенное время, силы и внимание. Эти цели вовсе не являются взаимоисключающими. Далее я расскажу, на чем основывается разумный подход ко сну, и, учитывая это, вы решите все стоящие перед вами задачи. По всему тексту главы я буду приводить примеры практического воплощения каждого элемента, чтобы вам проще было овладеть первым «С» моего чудесного ПАСС (Питание - Активность - Сон - Свободное время родителей - об этом подробнее читайте в других главах - прим. Материнство.ру).

Идите туда, куда хотите прийти. Если вас привлекает идея совместного сна, изучите ее всесторонне. Именно так вы хотели бы проводить каждую ночь в течение трех месяцев? Шести месяцев? Дольше? Помните: все, что вы делаете, обучает вашего ребенка. Значит, если вы помогаете ему уснуть, держа его у груди или укачивая 40 минут, фактически вы сообщаете ему: «Так ты должен засыпать». Принимая решение идти таким путем, вы должны быть готовы следовать ему в течение долгого времени.

Независимость не значит игнорирование. Когда я говорю матери или отцу новорожденной крохи: «Мы должны помочь ей стать независимой», — они вскидывают на меня глаза в изумлении: «Независимой? Но, Трейси, ей всего несколько часов от роду!» «Когда же, по вашему, надо начинать?» — спрашиваю я.

На этот вопрос не может ответить никто, даже ученые, ведь мы не знаем, когда именно младенец начинает в полном смысле этого слова постигать мир. «Так начинайте прямо сейчас!» — призываю я. Но приучать к независимости не значит бросать плакать в одиночестве. Это значит удовлетворять потребности малышки, в том числе и брать ее на руки, когда она плачет — ведь этим она пытается что то вам сказать. Но, как только ее потребности удовлетворены, ее нужно спустить с рук.

Наблюдайте, не вмешиваясь. Возможно, вы помните, я уже давала это рекомендацию, рассказывая об играх с младенцем. Она справедлива и в отношении сна. Всякий раз, когда ребенок засыпает, он проходит последовательность определенных фаз (см. «Три фазы засыпания»). Родители должны хорошо знать эту последовательность, чтобы не нарушать ее. Мы должны не вторгаться в естественные процессы жизнедеятельности ребенка, а наблюдать за ними, предоставив крохе возможность заснуть самостоятельно.

Не формируйте у ребенка зависимость от «костылей». «Костылем» я называю любой предмет или любое действие, лишившись которых ребенок испытывает стресс. Не приходится надеяться, что младенец научится засыпать сам, если внушать ему, что папины ручки, получасовое укачивание или мамочкин сосок в ротике всегда к его услугам. Как я отмечала в главе 4, я одобряю использование пустышек, но не в качестве затычки для рыдающего младенца. Совать пустышку или грудь ребенку, чтобы заткнуть ему рот, попросту невежливо. Более того, если мы так поступаем или без конца носим кроху на руках, баюкаем и укачиваем, ради того чтобы она уснула, мы фактически формируем у нее зависимость от «костыля», лишая ее возможности выработать навыки самоуспокоения и научиться засыпать без посторонней помощи.

Кстати, «костыль» совсем не то же самое, что переходный объект — скажем, плюшевая игрушка или одеяльце, — который ребенок выбирает сам и к которому привязывается. Большинство младенцев младше семи-восьми месяцев не способны к этому — «привязанности» совсем маленьких детей по большей части формируются родителями. Разумеется, если вашу малышку успокаивает любимая игрушка, подвешенная в кроватке, пусть она у нее будет. Но я против любых вещей, которые даете ей вы, чтобы ее утихомирить. Пусть она отыщет собственные способы успокоиться.

Выработайте ритуалы отхода к дневному и ночному сну. Укладывание ребенка спать днем и вечером должно всегда происходить заведенным порядком. Я не устаю подчеркивать: младенцы — невероятные традиционалисты. Они предпочитают знать, что будет дальше. Исследования доказали, что даже совсем маленькие дети, приученные ожидать определенных стимулов, способны предугадывать их.

Изучите особенности засыпания вашего малыша. У всех «рецептов», как уложить младенца спать, есть общий недостаток: универсальных средств не бывает. Одному подходит одно, другому другое. Да, я предлагаю родителям немало рекомендаций общего характера, в том числе знакомлю их с общими для всех фазами засыпания, но неизменно советую внимательно присматриваться к своему ребенку, единственному и неповторимому.

Самое лучшее — вести журнал наблюдения за сном малыша. С утра записывайте, когда он проснулся, и добавляйте записи о каждом дневном сне. Отметьте, когда его уложили вечером и во сколько он просыпался ночью. Ведите журнал в течение четырех дней. Этого достаточно, чтобы понять, как «устроен» сон именно вашего ребенка, даже если кажется, что никакой системы в этом нет.

Например, Марси была убеждена, что дневной сон ее восьмимесячного Дилана совершенно бессистемен: «Он никогда не засыпает в одно и то же время, Трейси». Но через четыре дня ведения журнала наблюдений она заметила: хотя время немного меняется, Дилан всегда ненадолго засыпает между 9 и 10 часами утра, спит еще 40 минут в интервале от 12:30 до 14:00, а к пяти вечера всегда оказывается очень капризным и раздраженным и отключается минут на 20. Эти знания помогли Марси спланировать свой день и, что не менее важно, понять поведение и настроение своего малыша. Учитывая естественные биоритмы Дилана, она упорядочила его повседневную жизнь, обеспечив ему возможность полноценно отдыхать. Когда же он начинал капризничать, она лучше понимала, в чем дело и не хочет ли он спать, и реагировала быстрее.

Волшебная дорога к счастью

Помните, Дороти из «Волшебника страны Оз» должна была идти по дороге, вымощенной желтым кирпичом, чтобы найти того, кто поможет ей вернуться домой? После череды ошибок и разочарований она, в конце концов, нашла этого помощника — собственную мудрость. По сути, я помогаю родителям пройти такой же путь. Будет ли у вашего ребенка здоровый сон, зависит от вас, объясняю я. Этому нужно учиться, и процесс обучения начинают и проводят родители. Именно так! Младенца необходимо научить, как правильно засыпать. Путь к здоровому сну состоит из следующих шагов.

Создайте условия для сна. Поскольку младенцы остро нуждаются в предсказуемости, а повторение — мать учения, перед каждым дневным и ночным сном нужно делать и говорить одно и то же. Тогда на своем детском уровне понимания малышка сообразит: «Понятно, значит, я сейчас буду спать». Совершайте одни и те же ритуалы в одном и том же порядке. Приговаривайте что нибудь вроде: «Ну вот, радость моя, пора бай-бай». Перенося кроху в ее комнату, держитесь спокойно и говорите тихо. Не забывайте проверить, не пора ли сменить подгузник, чтобы ей ничто не мешало. Задерните шторы. Я при этом говорю: «До свидания, солнышко, увидимся, когда я посплю», — или, если дело происходит вечером и за окном темно: «Спокойной ночи, месяц». Я считаю неправильным укладывать ребенка спать в гостиной или на кухне. Это как минимум невежливо. Вы бы сами хотели, чтобы ваша кровать стояла посреди торгового зала и вокруг слонялись люди? Нет, конечно! Вот и ребенок этого не хочет.

Ловите сигналы. Как и взрослые, младенцы зевают, когда начинают уставать. Зевота является естественной реакцией:
усталый организм функционирует не оптимально, и количество кислорода, поступающего в мозг благодаря работе легких, сердца и кровеносной системы, немного снижается. Зевок позволяет «заглотнуть» больше кислорода (попробуйте изобразить зевок, и почувствуете, что вдох становится глубже). Я призываю родителей по возможности реагировать на первый же зевок младенца — ну, хотя бы на третий. Если вы упустите из виду признаки сонливости (см. «Признаки того, что ребенку пора спать»), то дети определенных типов, например «мимозы», быстро перейдут к истерике.

Совет. Чтобы создать у ребенка правильный настрой, привлекайте его внимание к приятным сторонам отдыха. Сон не должен казаться ему наказанием или борьбой. Если вы говорите «спать пора» или «ты устал, нужно отдохнуть» таким тоном, каким говорят «поди с глаз долой, гадкий мальчишка!», то ребенок будет расти в убеждении, что к дневному сну приговаривают, будто к ссылке в Сибирь, малолетних преступников, чтобы лишить их всяческих удовольствий.

Чем ближе к спальне, тем тише речь и медленней движения. Взрослые перед сном любят почитать книжку или посмотреть телевизор, чтобы отвлечься от дневных забот. Младенцам тоже надо отвлечься. Перед тем как ложиться, ежевечернее купание, а с трехмесячного возраста и массаж помогут малышке подготовиться ко сну. Даже перед дневным отдыхом я всегда включаю успокаивающую колыбельную. Около пяти минут я сижу с крохой в кресле-качалке или на полу, чтобы она получила больше тактильных ощущений. Если хотите, можете рассказать ей сказку или просто пошептать ласковые слова. Однако цель всего этого не усыпить ребенка, а успокоить. Поэтому, я тут же перестаю качать малышку, как только вижу «взгляд в дальнюю даль» — вторая фаза засыпания — или замечаю, что у нее опускаются веки, подсказывая мне, что она переходит к третьей фазе. (Что касается сказок перед сном, начинать никогда не рано, но читать вслух я начинаю обычно месяцев с шести, когда ребенок уже может сидеть и сосредоточенно слушать.)

Совет. Не приглашайте гостей на то время, когда укладываете ребенка спать. Это не представление. Ребенок хочет во всем участвовать. Он видит гостей и знает, что они пришли его навестить: «Ух ты, новые лица! Можно порассматривать, поулыбаться! И что же, мамочка и папочка думают, я усну и все это пропущу? Ну уж нет!»

Сначала в кровать, потом в страну сновидений. Многие уверены, что ребенка можно уложить в кроватку, только когда он уснет. Это ошибка. Укладывайте малышку в начале третьей фазы — нет лучшего способа помочь ей научиться засыпать самостоятельно. Есть и другая причина: подумайте, что чувствует кроха, заснув у вас на руках или в раскачивающемся приспособлении, а проснувшись почему то в кроватке. Представьте, что я дождусь, когда вы заснете, и вытащу вашу кровать из спальни в сад. Вы просыпаетесь и понять ничего не можете: «Где это я? Как я здесь очутился?» Только, в отличие от вас, младенец не может сделать умозаключение: «Ах, понятно, кто то выволок меня сюда, пока я спал». Ребенок будет дезориентирован, даже испуган. В конце концов, он перестанет чувствовать себя в безопасности в собственной постели.

Укладывая ребенка в кроватку, я всегда произношу одни и те же слова: «Сейчас я тебе положу, и ты будешь спать. Ты знаешь, как это здорово и как чудесно ты потом себя чувствуешь». И пристально наблюдаю за малышкой. Прежде чем улечься, она может забеспокоиться, особенно когда вздрагивает всем телом, что характерно для третьей фазы засыпания. Не надо тут же подхватывать чадо на руки. Некоторые дети успокаиваются сами и засыпают. Но, если малышка плачет, мягко и ритмично похлопывайте ее по спинке — пусть чувствует, что она не одна. Однако помните: как только она перестанет возиться и хныкать, нужно сразу же перестать гладить ее. Если делать это дольше, чем ей действительно нужно, она начнет ассоциировать поглаживания-похлопывания с засыпанием и уже не сможет без этого заснуть.

Совет. Обычно я рекомендую укладывать младенца на спину. Но можно устроить его и на боку, подперев двумя скрученными в валики полотенцами или специальными клинообразными подушками, которые продаются в большинстве аптек. Если ребенок спит на боку, следите, чтобы сторона менялась.

Если дорога в страну сновидений оказалась ухабистой, дайте ребенку пустышку. Мне нравится пользоваться пустышкой в первые три месяца жизни новорожденного — в период, когда мы формируем заведенный распорядок дня. Это избавляет мать от необходимости заменять пустышку собственным присутствием. В то же время я всегда предупреждаю, что пустышкой нельзя пользоваться бесконтрольно — она не должна превратиться в «костыль». При разумном подходе родителей к этому вопросу младенец самозабвенно сосет минут шесть-семь, затем сосательные движения замедляются, и, в конце концов, пустышка выпадает изо рта. Ребенок уже потратил на сосание столько энергии, сколько нужно, чтобы сбросить напряжение, и благополучно отбывает в царство сна. В этот момент некоторые взрослые из самых добрых побуждений подходят со словами: «Ах, бедняжечка, потерял свою сосочку!» — и суют ее обратно. Не делайте этого! Если крохе нужна пустышка, чтобы сон не прерывался, он даст вам об этом знать — начнет хныкать и издавать булькающие звуки.

Итак, всякий раз, как ПАСС-режим подводит вас к первому «С», выполняйте вышеописанные правила — большинству младенцев этого достаточно, чтобы у них возникли положительные ассоциации со сном. Пусть малыша ведут в страну снов одни и те же привычные шаги, поскольку для него предсказуемость означает безопасность. Вы сами удивитесь, как быстро ваша кроха освоит навыки, необходимые для разумно организованного сна. Она даже будет ждать времени отхода ко сну, ведь это так приятно, и после сна чувствуешь себя гораздо бодрее. Конечно, проблем не избежать: например, если малышка
переутомилась, если у нее режутся зубки или поднялась температура (см. раздел «Нормальные проблемы со сном»). Но такие дни станут исключением из правила.

Помните, для того чтобы заснуть по настоящему, ребенку нужно 20 минут, и ни в коем случае не пытайтесь ничего ускорить. Вы только нарушите естественный процесс засыпания, и малышка разнервничается. Скажем, если громкий звук, собачий лай или захлопнувшаяся дверь — да что угодно — потревожит ее на третьей фазе, она не заснет, а наоборот, проснется, и все придется начинать сначала. То же самое происходит и со взрослыми, когда они вот-вот заснут, и вдруг телефонный звонок нарушает тишину. Если человек раздражен или взвинчен, ему бывает трудно снова задремать. Младенцы — тоже люди! Они точно так же нервничают, цикл засыпания начинается с нуля, а вам приходится ждать еще 20 минут, когда ваше чадо погрузится в глубокий сон.

Если вы упустили «окно»

Если ребенок совсем еще мал и вы не успели хорошенько изучить его плач и язык тела, более чем вероятно, что вам не всегда удастся среагировать на первый, второй или третий его зевок. Если у вас «ангел» или «учебник», ничего страшного — этим деткам достаточно капельки внимания и ласки, чтобы быстро прийти в норму. Но с младенцами других типов, особенно с «мимозами», полезно иметь в загашнике пару-тройку хитростей на случай, если вы проглядели фазу один, — ведь малыш вот-вот переутомится. Да и внезапный шум или другие помехи в любой момент могут нарушить естественный процесс засыпания, и, если младенец сильно обеспокоится, ему потребуется ваша помощь.

Прежде всего, я скажу вам, чего не следует делать ни в коем случае: не укачивайте. Не расхаживайте с ребенком по комнате, не трясите его
слишком энергично. Помните, он и так уже перевозбужден. Он плачет, потому что с него хватит стимулов и плач помогает отвлечься от звуков и от света. Вам ни к чему еще больше подхлестывать активность его нервной системы. Более того, именно с этого обычно и начинается формирование дурных привычек. Мама или папа носят чадо на руках или укачивают, чтобы помочь уснуть. Когда его вес перевалит за 6,5 кг, они пытаются заставить его засыпать без этих «костылей». Разумеется, ребенок протестует, словно говоря: «Нет уж, дорогие мои, мы так не делаем. Вы меня всегда укачиваете».

Если вы не хотите попасть в этот порочный круг, делайте следующее, чтобы помочь ребенку успокоиться и отключиться от внешних раздражителей.

Пеленание. После долгих месяцев в эмбриональном положении новорожденный не привычен к открытому пространству. К тому же он пока не знает, что его ручки и ножки — часть его самого. Переутомленному младенцу необходимо придать неподвижное положение, потому что он ужасно пугается при виде беспорядочно движущихся конечностей — ему кажется, это кто то посторонний что то против него замышляет. Кроме того, эти впечатления дополнительно нагружают и без того перевозбужденную нервную систему. Пеленание — один из древнейших приемов, помогающих новорожденному успокоиться. Оно может казаться старомодным, но и современные научные исследования подтверждают его эффективность. Чтобы правильно запеленать младенца, сложите по диагонали квадратную пеленку. Положите ребенка на получившийся треугольник так, чтобы сгиб оказался примерно на уровне его шеи. Положите одну ручку ребенка ему на грудь под углом 45? и плотно оберните тело соответствующим углом пеленки. Повторите с другой стороны. Я рекомендую такое пеленание в течение первых шести недель жизни. По прошествии седьмой недели, когда малыш делает первые попытки засунуть ручки в рот, нужно предоставить ему такую возможность. Согните его руки в локтях и оставьте ладошки незапеленутыми, поближе к его лицу.

Успокаивающие прикосновения. Пусть младенец знает, что вы рядом и всегда готовы ему помочь. Ритмично похлопывайте его по спинке, имитируя удары сердца. Можете также повторять «ш-ш… ш-ш… ш-ш…» — это напомнит малышу те звуки, которые он слышал в утробе. Низким, успокаивающим голосом шепчите ему на ухо: «Все хорошо» или «Ты просто поспишь». Некоторое время после того, как уложите младенца в кроватку, продолжайте делать то, что делали, пока держали его на руках, — похлопывать, шептать. Переход с ваших рук в собственную постель станет менее резким.

Устраните зрительные раздражители. Визуальные раздражители — свет, движущиеся объекты — мучительны для переутомленного младенца, особенно для «мимозы». Поэтому мы притеняем комнату, прежде чем положить ребенка в кроватку, но некоторым детям этого недостаточно. Если ваш ребенок уже лежит, поместите ладонь у него над глазами — не кладите на глаза, — чтобы отгородить его от визуальных стимулов. Если вы еще держите его, постойте неподвижно в полутьме, а с сильно перевозбужденным ребенком — в совершенно темном помещении.

Не идите у ребенка на поводу. С переутомленным младенцем родителям очень непросто справиться. Нужны бесконечное терпение и решимость, особенно если дурное поведение при засыпании уже вошло в привычку. Ребенок хнычет, родители продолжают поглаживать его, плач становится громче. Перегруженный стимулами младенец плачет по нарастающей, пока не дойдет до оглушительного вопля — предельно ясного: «У меня больше нет сил!» Тут он переводит дух, и все начинается заново. Обычно нарастание плача происходит трижды, пока, наконец, ребенок не успокоится. Но уже на втором заходе у многих родителей не выдерживают нервы, и они в отчаянии возвращаются к привычному «лекарству», будь то укачивание, предложение груди или ужасное трясущееся кресло.

Тут и коренится проблема. Пока вы продолжаете вмешиваться, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы уснуть. Чтобы у младенца сформировалась зависимость от «костыля», много времени не нужно — достаточно нескольких раз, ведь у него пока совсем короткая память. Неправильное начало — и каждый день, когда вы повторяете свою ошибку, будет закреплять нежелательное поведение малыша. Ко мне часто обращаются с просьбой о помощи, когда вес ребенка достигает 6-7 кг и трясти его на руках становится обременительно. Самые серьезные проблемы возникают, когда ребенку исполняется полтора-два месяца. Я всегда говорю родителям: «Вы должны понять, что происходит, и принять на себя ответственность за дурные привычки ребенка, поскольку вы их создали. А дальше будет самое трудное: наберитесь решимости и настойчиво прививайте малышу новые, правильные поведенческие навыки». (Подробнее о формировании дурных привычек см. в главе 9.)

Спокойный сон до самого утра

Глава о детском сне была бы неполной без разговора о том, когда младенцы перестают просыпаться среди ночи.

Позвольте прежде всего напомнить вам, что «день» вашей малышки — это 24 часа. Она не различает дня и ночи и представления не имеет о том, что значит «спать до утра, не просыпаясь». Таково ваше желание (и потребность). Спать всю ночь — не врожденное свойство, а приобретенное умение. Вы должны приучить ее к этому и дать ей представление о разнице между днем и ночью. С этой целью я даю родителям следующие советы-напоминания.

Руководствуйтесь принципом «сколько убыло, столько и прибыло». Например, если с утра он сильно капризничал, а вместо очередного кормления досыпает лишние полчаса, вы оставите его в покое, зная, что ему нужен этот отдых (живи он по жесткому расписанию, вы бы его разбудили). Но не забывайте о здравом смысле. Не позволяйте ребенку в течение дня спать дольше одного цикла кормления, т. е. больше трех часов, иначе он не будет спать ночью. Я ручаюсь: никакой младенец, спавший днем шесть часов без перерыва, ночью более трех часов не проспит. И если ваш ребенок так делает, можете быть уверены, что он перепутал день с ночью. Единственный способ «призвать его к порядку» — будить, и его ночной сон прибудет ровно на столько часов, сколько убыло от дневного.

«Залейте полный бак». Звучит грубовато, но, чтобы младенец проспал всю ночь, у него должен быть полный желудок. Поэтому с шестинедельного возраста я рекомендую следующие два приема: спаренные кормления — каждые два часа в преддверии ночного сна — и «сонное» кормление непосредственно перед тем, как вы сами ляжете спать. Например, вы даете малышке грудь (или бутылочку) в 18:00 и в 20:00 и устраи¬ваете «сонное» кормление в 22:30 или в 23:00. Во время этого последнего кормления малышка не просыпается, так что его название следует понимать буквально. Иными словами, вы осторожно берете кроху на руки, легонько касаетесь ее нижней губы соском или соской, и пусть она насыщается, а ваше дело — стараться не разбудить ее. Когда она закончит сосать, обойдитесь без срыгивания. Во время «сонных» кормлений младенцы настолько расслаблены, что не заглатывают воздух. Сохраняйте молчание. Не меняйте подгузник, разве только он промок насквозь или испачкан. Благодаря двум этим хитростям большинство детишек могут обойтись без ночного кормления, поскольку потребили достаточно калорий на пять-шесть часов.

Совет. «Сонное» кормление искусственника можно поручить папе. В это время большинство мужчин уже дома, и такое поручение обычно им нравится.

Пользуйтесь пустышкой. Если пустышка не превращается в «костыль», это отличное подспорье, помогающее пропустить ночное кормление. Ребенок весом от 4,5 кг, потребляющий не менее 700-850 г молочной смеси или имеющий шесть-восемь грудных кормлений в течение дня (четыре-пять в дневное время и два-три спаренных перед сном), не нуждается в еще одном кормлении среди ночи, чтобы не умереть с голода. Если он все равно просыпается, значит, все дело в сосательном рефлексе. Здесь то и пригодится пустышка, если пользоваться ею правильно. Скажем, обычно вашему малышу требуется 20 минут ночного кормления. Если он, проснувшись с плачем, требует грудь или бутылочку и довольствуется пятью минутами, высосав какие то капли, лучше дайте ему пустышку.

В первую ночь он, скорее всего, будет сосать ее те самые 20 минут, пока не погрузится в глубокий сон. На следующую ночь, возможно, обойдется 10 минутами, а на третью и вовсе не проснется в привычное время ночного кормления, а лишь повозится во сне. Если он все таки проснется, дайте пустышку. Иными словами, вместо бутылочки или груди вполне подойдет пустышка. Постепенно малыш и вовсе перестанет ради этого просыпаться.

Именно так обстояло дело с Коди, сынишкой Джулианы. Коди весил 6,8 кг, и Джулиана после внимательного наблюдения поняла, что мальчик просыпается в 3:00 по привычке. Коди сосал из бутылочки около 10 минут и тут же засыпал. Джулиана попросила меня о визите, прежде всего, чтобы удостовериться в правильности своего вывода (впрочем, я по одному ее описанию поняла, что она права). Кроме того, она хотела, чтобы Коди отучился просыпаться в это время. Я провела у них дома три ночи. В первую ночь я вынула Коди из кроватки и вместо бутылочки дала ему пустышку, которую он сосал 10 минут, как привык сосать бутылочку. Следующей ночью я оставила его в кроватке, дала пустышку, и на сей раз он сосал всего три минуты. На третью ночь, как и следовало ожидать, Коди в 3:15 немного похныкал, но не проснулся. Вот и все! С этого момента он спокойно спал до шести-семи утра.

Не подбегайте к ребенку. Сон младенца прерывист, поэтому неразумно откликаться на любой звук. Я часто убеждаю родителей избавиться от проклятых «радионянь», в усиленном виде доносящих до их слуха любой вздох или писк малыша. Эти штуковины превращают родителей в издерганных паникеров! Я не устаю повторять: нужно понимать разницу между откликом и спасательной операцией. Если родители откликаются на нужды ребенка, он растет уверенным и не боится исследовать мир. Но если родители непрерывно «спасают» его, то он проникается сомнениями в своих способностях. У него не развиваются черты характера и навыки, необходимые для того, чтобы познавать мир и чувствовать себя в нем спокойно и комфортно.

Пора спать, а веселье в самом разгаре. Ребенок готов играть, есть, пить, болтать, капризничать - делать что угодно, лишь бы не закрывать глаза. Знакомо?

Усыпляющие сказки испытаны и одобрены родителями со всего мира.


Прочла книгу про кролика до 31 страницы и, увидев закрытые глаза моей кнопки (ни разу не попросившей попить, погладить, закрыть глаза, открыть, укрыть, на горшок), я опешила! Волшебство ли это?! Я не знаю. Но у нас получилось 🙂 Отзыв и фото @daryaganshu

Малышам, которые уже знакомы с сонными сказками, история про тракторенка Алекса поможет разнообразить вечерние чтение. Для всех остальных станет первым проводником в страну снов. Сюжет каждой книги самостоятелен, так что их можно читать и друг за другом, и по отдельности.

В новой книге - подробная инструкцию по вечернему чтению и - впервые! - ответы автора на частые вопросы.

Как читать сонные сказки?

Засыпать легко поможет правильный настрой и особая манера . Вот несколько советов, чтобы вечерний ритуал работал безотказно.

  • Следите за реакцией ребенка . Можно называть малыша по имени, заразительно зевать, читать историю от начала до конца или перечитывать самый сонный фрагмент. Используйте то, что лучше работает.
  • Пробуйте сонные техники : посчитайте звездочки, отправьте на лодочке все сомнения и тревоги, покачайте ребенка, рассказывая про маму-яблоню.


Пока, лодочка волнений! Иллюстрации в книге - красивые, но не будоражащие. Они помогут лучше представить сонных героев.

  • Продолжайте сказку вместе с ребенком : посмотрите, кто и как засыпает вокруг вас. Пусть малыш подумает, что помогает заснуть любимой кошке или собаке, уложит в кроватку свои игрушки.
  • Заранее готовьтесь ко сну . Настраивайте ребенка фразами: «Кажется, кое-кто сегодня здорово устал!», «Что-то ты уже спишь на ходу [зевок]».

Спокойной ночи, малыши

Книга не только отлично убаюкивает - она прекрасна на вид. В ней добрые иллюстрации с милыми героями: зевающими яблочками, дремлющими морковками, курочкой, которая то и дело клюет носом. А тракторёнок Алекс - с большими глазами и скромной улыбкой - точно понравится малышам.

Перед использованием сонных книг нужно ознакомиться с инструкцией, чтобы точно добиться нужного эффекта. Осторожно, папы засыпают первыми 🙂

Крольчонок Роджер и слоненок Соня помогли миллионам родителей в разных уголках планеты. Теперь и ваш малыш будет и быстро.

Удачи вам и сладких снов вашим детям!

P. S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки?


Взгляд того или иного педиатра на то, в возрасте нескольких месяцев, определяется в первую очередь точкой зрения этого специалиста на функционирование организма ребенка, его нервной системы, на психологию малыша. Занимательно, что до сих пор в этом вопросе среди врачей-педиатров нет единой позиции.

Первая точка зрения: ребенок должен засыпать только самостоятельно.

Эта концепция была очень популярна в 20 веке в западном и околозападном мире, особенно – в США и СССР, где нарушилась преемственность традиций ухода за малышами и . Суть концепции сводится к тому, что любая помощь в засыпании, оказываемая даже новорожденному крохе – будь то укачивания, ношение на руках, грудь или соска – трактовалась как попытка «избаловать» чадо и резко критиковалась. В основе такого подхода – представление о ребенке как о неврологически зрелом существе, которое с рождения может регулировать процессы возбуждения и торможения, и, соответственно, способно засыпать полностью самостоятельно (нужно отметить, что такие дети в природе есть, но их не большинство). Дети выражали свое крайнее неудовольствие диким ором, благодаря чему такой подход и получил название «засыпание через крик». Кстати, крик педагоги и педиатры, пропагандирующие данную концепцию, интерпретировали как признак избалованности, стремление манипулировать родителями (Бенджамин Спок) или просто как нечто, помогающее ребенку сбросить накопившееся напряжение.

С 80-90-х годов прошлого века была проведена масса исследований, по результатам которых подобный подход был признан в корне противоречащим физиологии и . Доказано, что нервная система большинства малышей (особенно легковозбудимых) не способна к саморегуляции, поэтому комфортное расслабление и сон у них являются результатом определенной стимуляции (сосания, укачивания, прослушивание музыки и т.д.). Со временем, когда ребенок сам научится контролировать процесс расслабления и «погружения» в сон, необходимость в стимуляции отпадет (у кого-то это происходит к году, у кого-то после 3-х лет), и ребенок научится засыпать самостоятельно. Более того, именно такая схема обеспечивает им нормальный здоровый сон в более взрослом возрасте. В то же время дети, которым «давали покричать», вырастают с нарушенным механизмом расслабления и часто пополняют ряды страдающих хронической бессонницей и разнообразными неврозами.

Вторая точка зрения: здоровый сон грудного ребенка — результат физической усталости.

Этой концепции придерживается, в частности, популярный украинский педиатр Евгений Комаровский. Основана она на представлении о том, что сон является непосредственным результатом физиологической усталости, и, соответственно, чтобы выработать у ребенка нормальный цикл сна и бодрствования, его нужно не укачивать перед сном, а «умотать», то есть обеспечить ему достаточную физическую нагрузку, пребывание на свежем воздухе и т.д. Как показывает родительская практика, такой подход во многих случаях весьма эффективен и действительно помогает малышу «вписаться» в определенный режим и сделать процесс погружения в сон более спокойным и «безболезненным». Кроме того, у такой стратегии есть масса «побочных положительных эффектов», в частности укрепление здоровья ребенка, улучшение его общего самочувствия. Тем не менее, для некоторых детей (опять же, в первую очередь для возбудимых или, оперируя терминологией американских врачей Уильяма и Марты Серз, для детей с повышенными запросами), такая стратегия сама по себе не решает проблему погружения грудного ребенка в сон. Зачастую после усиленных физических занятий и прогулок такие карапузы только перевозбуждаются, и для засыпания им необходима дополнительная помощь.

Третья точка зрения: мама, титя, слинг.

Сторонники третьей теории утверждают, что погружение малыша грудного возраста в сон при помощи различных «стимулирующих» факторов — это самая что ни на есть норма: по некоторым данным, более 50% детей в возрасте до полугода испытывают трудности с самостоятельным засыпанием. Поэтому они рекомендуют универсальный, проверенный тысячелетиями подход для обеспечения спокойного сна грудному ребенку: помогите ему заснуть! Носите детей на себе, давайте им грудь или соску, укачивайте малыша в колыбели, кладите с собой в кровать – поговорка «лишь бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» таит в себе уйму здравого смысла. Не бойтесь испортить малыша и привить ему неправильные привычки – через какое-то время вы обязательно

Полноценный сон – одно из важнейших условий для нормального развития ребенка. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам, связанным с детским сном. Одной из таких проблем является неумение или нежелание малыша засыпать без помощи мамы и папы. Этот вопрос может коснуться как родителей младенца, так и родителей более взрослого ребенка. Как приучить ребенка засыпать самостоятельно без слез и истерик?

Может ли ребенок до года заснуть сам?

Большинство из тех, кто стал родителями совсем недавно, даже не помышляют о том, чтобы их младенец засыпал сам. Практически в каждой семье создаются целые ритуалы, призванные помочь уложить ребенка спать. Но специалисты утверждают, что даже не достигший годовалого возраста малыш способен самостоятельно укладываться на дневной и ночной сон, если его вовремя этому научить. Исключения касаются лишь новорожденного ребенка: дети до 4 недель еще слишком нуждаются в маме, ведь они пока не адаптировались к окружающему миру. Таких малюток обучить чему-то невозможно, но вполне в силах мамы и папы помочь своему малышу заснуть быстрее и легче. Для этого можно использовать:

  • пеленание. Для новорожденного гораздо привычнее чувствовать себя несколько стесненным: это позволяет ему ощущать себя так, как будто он до сих пор находится в мамином животе. Правильное пеленание способствует тому, что грудничок засыпает в тепле и комфорте;
  • спокойная музыка, мамино пение или другие приятные для грудного ребенка звуки. Можно включать для младенца медленную классическую музыку (в том числе специально адаптированную для новорожденных) или тихо петь колыбельные. Нежные мелодии и мамин голос всегда действуют на грудничка успокаивающе. Под «другими звуками» подразумевается так называемый белый шум. Это может быть звук водопада, льющейся воды, шипение радиоволны;
  • нежные похлопывания. Если мама прижмет младенца к себе и будет слегка похлопывать его по спинке или попе, ребенок уснет быстрее. Легкие ритмичные движения успокаивают малышей.

Пока кроха еще совсем маленький, использование укачиваний вполне допустимо. Для этого может использоваться коляска, специальный детский шезлонг, автокресло и, конечно же, мамины руки. Но перед тем как укладывать новорожденного таким образом, попробуйте оставлять его засыпать самостоятельно. Если он не нуждается в укачиваниях и вполне способен уснуть без крика и плача, полежав некоторое время в кроватке, это просто замечательно. Вполне возможно, что и в дальнейшем он будет засыпать сам. Если же укачивания – это основной метод, позволяющий , то необходимо отказаться от них уже тогда, когда . Чем старше ребенок, тем труднее научить его засыпать без длительного качания в коляске или на руках.

Для детей 2-4 месяцев правила несколько меняются. Вы по-прежнему можете использовать пеленание и колыбельные, если это помогает малышу уснуть самостоятельно. Ребенок заснет быстрее, если будет слегка уставшим: для этого перед ночным сном он должен бодрствовать не менее полутора часов. Можно и нужно в это время искупать младенца, это способствует лучшему засыпанию и более крепкому и спокойному ночному отдыху. У детей в возрасте до года силен сосательный рефлекс, поэтому можно в разумных пределах использовать пустышку. Соска помогает ребенку успокоиться и – при условии, что малыш сухой и сытый. Если кроха лежит в кроватке и ворочается, но при этом не плачет, не торопитесь брать его на руки. Побудьте рядом, но не разговаривайте и не играйте с ним. Если малыш будет знать, что мама поблизости, он почувствует себя в безопасности и в конце концов спокойно отойдет ко сну.

Как приучить ребенка спать в 1 год

Годовалого ребенка приучить засыпать самостоятельно уже гораздо труднее, чем грудничка. Отчасти это объясняется тем, что в таком возрасте у малыша нередко наблюдается кризис 1 года, одним из проявлений которого является острая необходимость постоянного присутствия мамы. Годовалый малыш воспринимает себя и маму как единое целое и просто не может представить, что она куда-то исчезнет. Когда мать уходит из комнаты, ему кажется, что она больше никогда не вернется. С другой стороны, уже вполне успешно манипулируют родителями и заставляют их подчиняться своим правилам. Поэтому во избежание слез и криков многие мамы и папы предпочитают часами укладывать ребенка спать, вместо того чтобы научить его засыпать самостоятельно. Но продолжаться это может бесконечно, а ребенок будет лишь укрепляться в своей привычке. Поэтому отучать его от подобного способа засыпания нужно как можно раньше.

Чтобы научить малыша засыпать самому, нужно сначала подготовить его, иначе можно встретить очень резкое сопротивление с его стороны. Для этого необходимо придерживаться нескольких важных правил:

  • по возможности придерживаться режима дня. Многие дети в годовалом возрасте уже вполне способны есть, гулять и спать по определенному расписанию. Их маленький организм быстро привыкает к такому образу жизни, поэтому настроиться на ночной сон этим детям гораздо проще, чем тем, кто все время ложится спать в разное время;
  • спокойно объяснять малышу, почему он должен засыпать сам и в своей кроватке. Расскажите ему, что он уже большой, смелый и все умеет делать самостоятельно. Конечно, это действует не сразу и не всегда, но пренебрегать этим пунктом не стоит;
  • выработать свой собственный ритуал отхождения ко сну. В каждой семье это происходит по-разному. Например, ребенок искупался, надел пижаму, послушал сказку, поцеловал маму, а после этого спокойно заснул. Если вы пришли именно к такому порядку действий, соблюдайте его всегда. Это помогает малышу настроиться на нужный лад. Вскоре он начнет понимать, что все эти процедуры связаны с подготовкой ко сну;
  • давать ребенку «защитника». Это значит, что он может спать с самой любимой игрушкой. Объясните, что она «защищает» его сон и всегда находится рядом. Так ему будет спокойнее засыпать и гораздо приятнее просыпаться.

Как только вы заметите, что все эти правила регулярно выполняются, переходите к следующему этапу. Учите его засыпать самостоятельно в его собственной кроватке.

Для этого откажитесь от укачиваний, колыбельных, поглаживаний, похлопываний и других методов, которыми вы активно пользовались раньше. Вы просто кладете малыша в его кровать, желаете спокойной ночи, включаете ночник и уходите из комнаты. Практически все дети в этот момент начинают плакать и звать маму. Выждите несколько минут и войдите в комнату, чтоб дать ребенку знать, что мама не исчезла, всегда находится поблизости и может прийти в любую минуту. Опять уложите кроху и скажите ему, что пора спать. Говорите спокойно и уверенно. После этого удалитесь снова. Постепенно время, через которое вы будете возвращаться в комнату, нужно увеличивать. Вскоре малыш поймет, что мама никуда не исчезнет, перестанет бояться и плакать и начнет засыпать самостоятельно.

Это слегка смягченный метод Эстивиля. В неизменном виде он предполагает довольное жесткое обучение, но обещает, что ребенка можно научить засыпать самостоятельно всего за 7 дней. Для многих родителей способ Эстивиля неприемлем, так как им кажется, что ребенок подвергается сильному стрессу, а это может негативно сказаться на его нервной системе. На самом деле нет никаких доказательств, что подобная методика наносит какой-то вред малышу. Проблема состоит лишь в том, что большинство родителей не могут спокойно переносить слезы ребенка, связанные с отказом от самостоятельного засыпания. Каждый родитель вправе решать сам, подходит ли ему этот способ.

Как приучить ребенка 2-3 лет

Все рекомендации, которые касаются самостоятельного засыпания в возрасте 1 года, применимы и к детям 2-3 лет. Часто в этом возрасте малыша «отселяют» не только в собственную кровать, но и в отдельную комнату. Она должна быть уютной и нравится малышу. Не забывайте про ритуалы отхождения ко сну. Для детей в 2-3 года это по-прежнему актуально, а иногда даже важнее, чем для годовалых малышей.

Не разрешайте ребенку засыпать в своей кровати, чтобы потом перенести его в детскую. С самого начала учите его укладываться на ночной сон в его собственной постели. Можно и нужно включать малышу ночник и давать ему с собой в кроватку любимую игрушку. Определите время, которое вы проведете с ним перед сном и обязательно сообщите ему об этом. Например: «Сейчас мы прочитаем эту сказку, а после этого – спать». Сдерживайте свое обещание. Прочитав сказку, желайте ребенку спокойной ночи и удаляйтесь из комнаты.

Часто в этом возрасте у детей уже появляются навязчивые страхи, мешающие засыпать в одиночестве. Если это относится к вашему ребенку, не игнорируйте его. Внимательно выслушайте и постарайтесь развеять его страхи. Если он боится «монстров», обитающих в шкафу или под кроватью, обязательно возьмите его за руку и покажите, что там никого нет. Расскажите малышу историю о том, что игрушки – это его самые надежные защитники, и напомните, что мама и папа тоже рядом и всегда готовы прийти на помощь.

Будьте терпеливы, когда учите ребенка засыпать самостоятельно. Не кричите и не сердитесь на него, если у него пока не получается сделать это. Успех зависит только от ваших действий. Уверенность, спокойствие, терпение, подкрепленные безграничной родительской любовью, – вот условия для достижения желаемого результата.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Однако в жизни каждой мамы настает момент, когда прежние уловки перестают работать.

Ребенок не укачивается, просыпается, как только его кладут в кроватку, спит только рядом с мамой, у которой еще столько дел! А тут еще и частые ночные пробуждения не дают выспаться даже ночью. Такие моменты действительно испытываю нас на прочность, причем не только маму, но и папу, который не получает нужного ему внимания и ласки, отдыха переда рабочим днем, старших детей, случайных жертв нашего недосыпа в виде продавщицы в магазине или неосторожного прохожего. Масштабы бедствия невозможно недооценить.

Как же уложить малыша, да еще и чтобы он поспал подольше?

Зачастую, причина сложных и длительных укладываний одна — неумение ребенка заснуть самостоятельно. Он постоянно полагается на помощь мамы (укачивания, кормления) или третьего предмета (соска, качели, машина), и когда этот «помощник» исчезает, ребенок просыпается, требуя продолжения режима усыпления. Так что, да, плохо засыпающий ребенок — это ваша вина, но хорошая новость в том, что это подтверждает и то, что вы хорошие родители! Вам очень долго было не в тягость укачивать, петь, вставать и укладывать вашу малютку. Вы были готовы дарить ей свою любовь и ласку по первому требованию, а иногда и от переизбытка чувств к ней.

Но время идет, и вы скорее всего уже понимаете, что пора поверить в ее (его) способность научиться этому важному делу — засыпать самостоятельно. Малыши растут и к 5-6 месяцам (а некоторые уже и сразу после четырех) неврологически готовы к освоению этого приема. Что уж и говорить о детках постарше — год, полтора, два.

Дело в том, что дети, как и взрослые, проходят несколько циклов сна — быстрый сменяется медленным. Новорожденные проводят большую часть времени в глубоком (медленном) сне, поэтому их так тяжело разбудить даже на кормление. Но когда ребенку исполняется 4 месяца, его организм перестраивается на «взрослый» режим сна. Теперь малыш спит циклами: быстрый сон — медленный (глубокий) сон. Полный цикл у детей младенческого возраста длится около 40-50 минут, и во время перехода к новому циклу они могут просыпаться на несколько секунд (взрослые тоже так спят, но мы сразу засыпаем и поэтому не помним этого) и… не суметь снова себя усыпить. Отсюда и появляются короткие дневные периоды сна в 40-50 минут, либо ночные подъемы каждый час.

Надо отдельно отметить, что самый глубокий сон наступает у малышей в первую половину ночи (некоторые могут счастливо проспать 3-5 часов с момента укладывания), а вот потом начинается бесконечная череда пробуждений — укачиваний — возвращения соски и т.д.

Основным препятствием для усвоения навыка самостоятельного засыпания становится наличие «костыля» или ассоциации, которые «помогают» малышу заснуть. Это может быть что угодно: соска, укачивание, пение, потребность, чтобы мама полежала рядом, бутылка. Я знаю семью, которая усаживала ребенка в машину и катала до тех пор, пока он не засыпал, повторяя этот трюк ежедневно по несколько раз! Другими словами «костыль» — это любой фактор или предмет на который ребенок не может повлиять самостоятельно.

Например, если ваш годовалый малыш отлично засыпает с соской и при этом в состоянии найти ее и вставить себе в рот, если она выпала посреди ночи — это не костыль и с соской бороться в целях сна нет нужды. Мой сын в 5 месяцев тоже отлично засыпал с соской во рту, но как только она выпадала он просыпался и плакал, т.к. не мог сам заставить ее вернуться на место, мне приходилось делать это за него, этот цикл мог повторяться до 18 раз за ночь — для него соска стала «костылем». Таких костылей может быть несколько у одного и того же ребенка: его могут укачивать, кормить до засыпания и давать соску одновременно. Представляете, как сложно такому малышу заснуть самому, когда за него это делали при помощи трех разных инструментов!

Приведу еще один пример: кратковременно просыпаясь между циклами сна, ребенок проверяет все ли вокруг так, как было при засыпании. Инстинкт самосохранения хочет увериться, что ему тепло, мама рядом, лежит он в том же месте, где и заснул, а не в медвежьей берлоге, куда его утащили, чтобы съесть. Если что-то изменилось — срочно нужно звать на помощь!

А теперь вспомните: вы укачиваете свое маленькое чудо, он засыпает у вас на руках, вы кладете его в кроватку и уже через небольшой промежуток времени бежите на зов и повторяете все снова. Знакомо? Но разве вас не встревожил бы тот факт, что, заснув на диване, вы проснулись в постели, или вообще у соседа? Вот, детям это тоже не нравится. С другой стороны, если малыш сам уснул в своей кроватке, он будет точно знать, что там он и должен быть и сможет спокойно продолжать сон даже после краткого пробуждения.

Другим (и едва ли не более сильным) препятствием часто является неверие родителей в то, что малыш уже готов засыпать сам. Мы видим, что наши детки рождаются такими беспомощными, знаем, что их всему нужно учить, и делим эти знания в соответствии с их возрастом и возможностями освоить новое (или нашим осознанием этих возможностей). А еще мамы часто слышат что-то вроде «ну, он же у тебя еще такой маленький!», «а ты как хотела, все дети часто просыпаются», «это нормально, вот мой стал спать всю ночь к 2,5 годам!». И это заставляет нас испытывать вину за то, что мы слишком многого хотим; убеждает нас, что годовалый ребенок ни у кого из существующих людей не спит всю ночь; укрепляет нас в мысли, что доля матери — терпеть и не спать ночами. Это вовсе не так!

Мой личный опыт, отзывы довольных семей и заключения педиатров, психологов и неврологов мировой практики говорят о том, что в большинстве случаев научить 6 месячного ребенка просыпаться дважды за ночь (в худшем варианте) поесть, а к 10-12 месяцам свести эти пробуждения к нулю — , ни сколько не сложно (при грамотном подходе) и не травматично ни для мамы, ни для ребенка. Многие дети сами «показывают», что больше не хотят, чтобы их усыпляли.

В определенный момент, вы можете заметить, что прием с укачиванием требует все больше времени, а то и не работает совсем, что малыш выгибает спинку, как бы пытаясь вырваться из маминых рук во время качаний, сопротивляется соске — это верные признаки того, что малыша пора учить засыпать самому. И даже если вы не видите активного сопротивления сложившейся у вас методике укладывания, но ваш малыш при этом плохо/мало спит и он старше 4-5 месяцев — можно смело приступать к выработке навыка самостоятельного засыпания.

Последний вопрос, который я хочу осветить в этой статье — это вопрос плача во время «тренировки» засыпать самостоятельно.

Многие мамы просто не могут видеть слез и страданий малыша, и поэтому не могут последовательно выполнять шаги программ, которые допускают (а иногда напрямую рекомендуют) плач ребенка. Хорошая новость в том, что существуют программы, которые учат засыпать с минимумом слез. Наша программа адаптирована именно под ваш конкретный случай! Каждая семья должна выбирать себе программу исходя из типов характера мамы и ребенка, времени, которым они располагают на выработку навыка засыпания (с некоторыми детьми методики, которые используют плач могут добиваться результата быстрее), целей, которые они хотят достичь.

Конечно, если вы долго укачивали малыша, пели ему песенки, чтобы он заснул, то как минимум, он может протестовать против изменившегося ритуала. Это еще одна из причин, почему искать помощи в освоении навыка засыпания лучше раньше, чем позже. Но и для малышей постарше можно подобрать такой подход, который минимизирует стресс и принесет результат. Важно понимать, что любая программа должна быть адаптирована под характер малыша, его возраст, обстановку в семье. Эмоциональный малыш, боязливый, очень привязанный к маме, или тот у которого сильно выражено стремление добиться своего потребует от мамы большего терпения и настойчивости, чем гибкий, легко адаптирующийся ребенок. Поэтому мама тоже должна оценить свое терпение и степень последовательности, а задача консультанта поддержать ее и помочь сформировать корректные ожидания о процессе, сроке и итоге программы. Это как в одной крылатой фразе — возможно все, на невозможное (или то, что вам таковым кажется) просто требуется больше времени!

Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!


Понравиласть статья? Оцените:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх