Шесть правил эффективного общения с пациентом. Кто считается отцом античной этики и почему. Субъективные врачебные ошибки

А когда к финансовым проблемам добавляются ещё и проблемы со здоровьем, люди зачастую становятся раздражёнными или даже агрессивными, поэтому в период экономического кризиса количество раздражённых пациентов в учреждениях здравоохранения и аптеках резко возрастает.

О том, почему это происходит и как общаться с раздражёнными пациентами, рассказывает Светлана Королёва — медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы .

Истоки проблемы

В периоды экономических кризисов раздражённые или даже агрессивные пациенты в учреждениях здравоохранения встречаются особенно часто. Для сохранения собственного психического здоровья медицинский персонал должен научиться правильно реагировать на таких пациентов, а для этого нужно понимать, каким образом экономическая ситуация в стране влияет на психологическое и психическое состояние людей.

Благополучие общества напрямую зависит от состояния экономики страны, так как экономическая ситуация в той или иной степени влияет на все аспекты жизни людей: на финансовое состояние каждой конкретной семьи, трудовую занятость и уровень социальных доходов населения и даже на продолжительность жизни. В период экономических кризисов некоторые из звеньев этой цепочки могут выпадать, и тогда у людей возникают различные проблемы, из-за которых они уже не могут в полном объёме удовлетворять свои потребности. В этом случае у некоторых людей может возникать состояние, которое в психологии называется фрустрацией.

Фрустрация — это особое психическое состояние человека: ощущение краха, подавленности или провала, которое возникает от переживания неудач. Фрустрация выражается в характерных изменениях поведения, которые происходят из-за объективно непреодолимых проблем или трудностей, которые кажутся человеку безвыходными и мешают ему в достижении поставленных целей, удовлетворении определённых потребностей или осуществлении каких-либо желаний. Люди в состоянии фрустрации испытывают широкий спектр негативных эмоций: раздражение, гнев, отчаяние и т. п. Накоп-ленная фрустрация ведёт к агрессии.

В период экономических кризисов многие люди начинают испытывать раздражение или агрессию, а если к финансовым проблемам добавляются проблемы со здоровьем, то вероятность возникновения фрустрации резко возрастает. В учреждениях здравоохранения бывают также и дополнительные факторы, которые могут усиливать раздражение пациентов. Например, в поликлиниках в периоды эпидемий ОРВИ и гриппа или во время сезонных обострений хронических заболеваний часто возникают большие очереди к специалистам, а в аптеках могут вызывать раздражение не только длинные очереди, но и слишком высокие (по мнению раздражённого покупателя) цены на фармацевтические препараты, отсутствие нужного лекарства или нежелание аптекаря отпускать рецептурный препарат без рецепта. Зачастую раздражённые люди начинают видеть в аптекарях или врачах виновников своих проблем и срывать на них своё раздражение и бессилие перед навалившимися неудачами. Задача медицинских работников заключается в том, чтобы оказать раздражённому пациенту профессиональную помощь, но при этом не поддаться на его провокации и максимально сберечь собственное психическое здоровье.

Что делать?

Если пациент раздражён и пытается вылить своё недовольство на медицинского работника, не следует его останавливать или перебивать: это только усилит его раздражение. Помните, что у человека в раздражённом состоянии работает не кора, а подкорка головного мозга, поэтому никакие разумные доводы или призывы успокоиться он не воспримет. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — это позволить пациенту выплеснуть наружу накопившееся раздражение и внимательно выслушать все его жалобы. Разговаривать с таким пациентом нужно спокойно и профессионально, а обращаться к нему лучше по имени-отчеству. При этом ни в коем случае не следует улыбаться раздражённому пациенту: если человек находится во взвинченном состоянии, то даже доброжелательная улыбка на лице врача может усилить его раздражение.

Внимательно выслушайте всё, что он хочет вам сказать, но ни в коем случае не принимайте его обвинения на свой счёт, не оправдывайтесь и не поддавайтесь на его провокации. Помните: в чём бы ни выражалось недовольство или раздражение пациента, он обвиняет не вас лично, а свои собственные внешние обстоятельства (болезнь, медицину в целом, свои личные финансовые трудности, данную аптеку и т. п.).

После того как пациент выскажет всё, что у него наболело, нужно согласиться с его претензиями, поддержать его точку зрения и выразить ему понимание и сочувствие — такой подход поможет быстрее начать нормальное конструктивное общение. Но это не означает, что врач должен немедленно удовлетворить все его требования. Скажите ему что-нибудь типа: «Вы совершенно правы — сегодня действительно большая очередь. Но что поделаешь, сейчас период сезонных обострений, и многие люди испытывают проблемы со здоровьем».

Говорить с раздражённым пациентом нужно на тон ниже обычного, это тоже окажет успокаивающее действие. Когда пациент выговорится и немного успокоится, медицинский работник сможет приступить к своим непосредственным обязанностям. При этом нужно по возможности учитывать те обстоятельства, которые вызвали раздражение клиента: например, если с его стороны были жалобы на дороговизну лекарств, можно предложить ему более дешёвый аналог, а если в аптеке нет нужного пациенту препарата, аптекарь должен посоветовать, где его можно купить.

О самом главном

Экономический кризис доставляет много проблем не только пациентам — работники здравоохранения и сами сталкиваются с теми же самыми проблемами, и у них тоже может быть немало поводов для недовольства. Поэтому при встрече с раздражёнными пациентами врачам необходимо в первую очередь беречь собственные нервы. Постарайтесь реагировать на раздражённого пациента без эмоций и не принимать его претензии на свой счёт.

Напомните себе, что проблемы не у вас, а у него: у вас всё в порядке, а пациенту в общем-то нужны не столько понимание и сочувствие, сколько ваша профессиональная помощь. Задача медика заключается в том, чтобы принимать пациентов такими, какие они есть, а не пытаться исправить их отношение к жизни или решить за них их финансовые проблемы. Профессиональный подход к каждому пациенту, каким бы раздражённым, вспыльчивым или агрессивным он ни был, снисходительное отношение к его претензиям и обидам поможет медицинским работникам лучше выполнять свои обязанности и при этом сохранить собственные нервы и психическое здоровье.

Как правило, эффективность посещения доктора, верность диагноза, назначенного лечения, процесса выздоровления часто зависят от самого пациента. Правильно вести себя на приеме у доктора, построить разговор и выполнять рекомендации поможет данная информация.

Каждый человек, посещая врача, желает втретиться с профессионалом, спокойным, внимательным, думающим и решающим индивидуальные проблемы конкретного индивидума. Однако время, отпущенное на прием одного пациента, ограничено.

Для того, чтобы общение с доктором было эффективным и успешным, необходимо учитывать несколько моментов.

Во-первых, следует все медицинские документы, которые имеются у Вас на руках (справки, выписки из стационаров, результаты анализов и обследований), сохранять в отдельной папке.

Во-вторых, все подлинники медицинских документов нужно хранить у себя в папке, а копии документов отдавать в поликлинику (в амбулаторную карту) или по месту требования.

В-третьих, на прием к врачу необходимо взять с собой имеющиеся результаты анализов и других исследований. В этом случае доктор не будет задавать Вам лишних вопросов, а Вы - вспоминать сложную медицинскую терминологию для ответов. Это поможет сэкономить время и, следовательно, уделить больше внимания осмотру, постановке диагноза и рекомендациям по дальнейшему лечению.

В большинстве случаев при посещении врача человек сильно волнуется. Выходя с приема вспоминает, что забыл задать ряд вопросов. Поэтому необходимо заранее на листе бумаги записать все вопросы, которые Вас беспокоят, и на которые Вы хотели бы услышать ответ. Также желательно записать по датам и месяцам все жалобы (симптомы - кашель, температура, насморк, боли и т.д.) и последовательность их появления при развитии заболевания.

В настоящее время уже имеется возможность заранее выяснить график работы врача - день, время (по телефону, ) и записаться на прием. Если вы обращаетесь в частные клиники, сразу можно спросить стоимость консультации данного специалиста.

Старайтесь доверять врачу и не скрывать всех проявлений заболевания и возможных причин их развития. Кроме этого, очень важно сказать доктору о имеющихся уже сопутствующих заболеваниях (например, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, травмы и операции). Это важно для правильной постановки диагноза, определения формы заболевания (острая или хроническая), и правильности назначенного обследования и лечения.

Если при разговоре с доктором Вы что-то не поняли, переспросите и уточните смысл медицинских терминов. Старайтесь внимательно слушать рекомендации доктора по лечению. Можно сразу самостоятельно записать в блокнот необходимую информацию, которую трудно запомнить (название методов обследования, лекарственных препаратов, трав).

Если доктор Вам понравился и Вы ему доверяете, в дальнейшем желаете продолжить общение, можно уточнить его контактные телефоны, график работы.

Никогда не занимайтесь самолечением, не берите на себя ответственность по назначению лечения, так как это всегда приводит к хроническому течению заболевания, серьезным осложнениям и трудностям диагностики и лечения в последующем Вашего заболевания докторами.

Если контакт с доктором не состоялся, если после общения у Вас возникли сомнения в назначениях врача, тогда необходимо обратиться за консультацией к другим специалистам.

Помните, здоровье - самое значимое и ценное, что у Вас есть! Берегите его! Не затягивайте и не ждите вечера и ночи, не надейтесь на то, что может "пройти само по себе". Своевременно обращайтесь к специалистам.

Необходимо знать, что состояние здоровья на 90 % зависит от самого пациента. Врач назначает лечение и дает рекомендации, а выполняете их Вы в домашних условиях, и Вашими действиями обусловлен процесс выздоровления.

Коллектив докторов Сибирского медицинского портала постарается Вам помочь, дать ответы на волнующие Вас вопросы, и своевременно направить Вас на очные консультации!

В каком документе ВМА описаны обязанности врача (дата и место его принятия)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

ВМА, Венеция, октябрь, 1983

Виды ответственности за нанесение ущерба здоровью пациента. От чего зависит вид ответственности.

Первый судья врача – собственная совесть(за нарушение этических норм). Второй – медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону. (административную и уголовную)

Вклад В.А.Манассеина в развитие медицинской этики в России

Он основал газету «врач».где поднимались вопросы о врачебных ошибках, смертной казни,профессиональной ответственности врача.

Вклад В.В.Вересаева в развитие медицинской этики в России

В.В. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Н.И. Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Свое образие книги Вересаева заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. «Я, - говорит В.В. Вересаев, - обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Вклад М.Я.Мудрова в развитие медицинской этики в России

Основоположник мед.этики в россии.предположил моральные качества русского врача в слове «о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача». Выделял 3 качества настоящего врача: способности, условия, желания. Черты характера врача: скромный, честный,сдержанный,опрятный, здоровый, не корыстный, не стыдится обращаться за помощью к коллегам.

Вклад Н.И.Пирогова в развитие медицинской этики в России

Поднял вопрос о врачебных ошибках. считал. что врачебные ошибки неизбежны в практике врача. Не нужно их стыдится, нужно обнародовать, чтобы другие не совершали подобные ошибки

Вклад Н.Н.Петрова в развитие медицинской этики в России

Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология»

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Международному кодексу медицинской этики

Обязанности врачей по отношению друг к другу

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

Вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;

Не переманивать пациентов у своих коллег;

Соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной медицинской ассоциацией.

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Этическому кодексу Российского врача

Статья 16. Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.

Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.

Моральная обязанность врача – блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Статья 17. По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискриминации коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

Врач не может переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам – этично и гуманно.

10. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки. (ответственность только моральная)

За совершение врачебной ошибки врач подлежит только моральной ответственности

11. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению М.Я.Мудрова

скромность, честность, благоразумия. Иметь способности, условия, желания. Хороший внешний вид, быть здоровым, сдержанность, умеренность

12. Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса

делай благо

13. Качества, которыми должен обладать настоящий врач, по мнению древнегреческих врачей (работа «Закон»)

природное расположение

многолетнее прилежание


Похожая информация.



  1. Исход конфликтной ситуации зависит от умения специалиста занимать профессиональную позицию, выстраивать границы делового взаимодействия

  2. Используйте прием «соглашение в малом»: поддержите очевидный аргумент оппонента, но при этом продолжайте настаивать на своей позиции

  3. Объясняйте, почему вы назначаете определенный вариант лечения. Пациенты хорошо воспринимают доводы со ссылкой на авторитетные источники

Со скандальными пациентами медицинские работники сталкиваются ежедневно. На первой линии обороны — начмеды: им нужно разрешать конфликты, которые не смогли предотвратить подчиненные. Рассмотрим несколько случаев из практики врачей и проанализируем, как лучше действовать медработникам, чтобы избежать конфликтов или вывести их в конструктивное русло.

1. «Какие ужасные сотрудники здесь работают»

Ситуация. На прием к хирургу вломилась известная на всю поликлинику дама, расталкивая всех локтями и демонстрируя оперированный палец. Приказала врачу перевязать его. Хирург вежливо попросила подождать своей очереди. Дама из кабинета не вышла и стала кричать, какие ужасные сотрудники здесь работают, «гнать их нужно паршивой метлой». Медбрата, который ее перевязывал, обозвала криворуким.

На другой день хирург работала без младшего медперсонала. Пациентка заявилась опять без очереди, растолкав пациентов с талонами. Предложение сменить уличную обувь или снять ее восприняла как дерзость и приказала врачу тоже снять обувь (хотя у всех сотрудников обувь сменная). Чувствуя продолжение, хирург пошла за ближайшим свидетелем, врачом-гинекологом. Пациентка переключилась на нового человека, отругала за мятый халат, отсутствие «сменной» обуви, и опять понеслось! Голос повышался и повышался…

Хирург попыталась начать перевязку. Пациентка приказала ей убрать «грязную тряпку» (т. е. пеленку), на которой должна происходить перевязка. Хирург позвонила заместителю главного врача, попросила подойти в кабинет.

Внезапно у хирурга появился тремор в руках, она стала заикаться. Ее срочно отвели на ЭКГ и измерили давление — оно оказалось 160/115, тахикардия. Зафиксировали гипертонический криз, дали лекарства, уложили в дневной стационар.

Скандальная дама знакома всем сотрудникам медучреждения, после одной из ее жалоб и последующих разборок уролог поликлиники умер от острого кровоизлияния в мозг.

ВАЖНО!!! В общении со скандальными пациентами сосредоточьтесь на сохранении внутреннего эмоционального баланса

В общении со скандальными пациентами сосредоточьтесь не на приемах и техниках по разрешению конфликта, а на сохранении и восстановлении внутреннего эмоционального баланса.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. Если пациент заходит на прием без очереди, попросите его покинуть кабинет. Выйдите к очереди и проговорите порядок приема. Например, в кабинет заходят попеременно — сначала те, кто записан на прием, потом те, кто пришел на перевязку. Тем самым вы обозначите для всех больных равные условия, покажете, что соблюдаете их интересы. После этого пациенты сами будут следить за тем, чтобы очередность не нарушалась.
2. Если пациент проявляет неуважение, пытается руководить лечением, остановите его. Скажите, что сможете продолжить лечение, только если пациент будет вести себя уважительно. В противном случае вы сначала уделите время другим пациентам, которые в большей степени нуждаются в помощи.
3. Не вступайте в словесные перепалки. Не оправдывайтесь, не пытайтесь смягчить ситуацию. Задайте деловые границы для вашего взаимодействия. Четко обозначьте требования, соблюдать которые необходимо в вашем кабинете.

В описанной ситуации медицинский работник боится конфликтных ситуаций внутренне, демонстрирует чувства «маленького ребенка», который находится перед грубым, крикливым взрослым.

Подумайте в спокойной обстановке, в каких ситуациях в детском или подростковом возрасте вы испытывали чувство беззащитности? Кто был тем взрослым, который их вызывал? Это мог быть один из родителей, отчитывающий за проступок, или воспитатель детского сада, или учитель в школе.

Когда врач на приеме сталкивается с «отчитывающими» пациентами, он регрессирует, впадает в детское состояние и видит в оппоненте значимого когда-то взрослого, наделяет его соответствующими качествами. И тогда врач не может вести себя как взрослый, уверенный в себе профессионал, который умеет поставить крикливого пациента на место. Вместо этого, как ребенок, он испытывает беспомощность, призывает помощников в виде более статусных лиц — например, заместителя главного врача.

После того как вы вспомнили ситуацию из прошлого, возможно, вспомнили лицо, с которым связано подавленное состояние, советуем сделать следующее упражнение.

Определите на полу в кабинете место 1 : можете отметить его мысленно или положить туда лист бумаги. Это место будет связано с вашими нересурсными детскими состояниями и испугом. Встаньте ненадолго в центр этого круга. Почувствуйте себя маленьким и испуганным. Теперь выйдите из круга. Посмотрите внимательно на то место, где вы стояли, и скажите мысленно следующее: «Теперь я вижу, что, когда ко мне приходят крикливые пациенты, я веду себя так, как когда-то вела себя с мамой, папой, учителем. Тогда я не могла сделать по-другому. Но теперь я выросла, стала профессионалом и могу вести себя по-взрослому».

Наметьте на полу место 2 . Это точка, где вы чувствуете себя как профессионал, который долго учился и много лет плодотворно работал. Здесь вы ощущаете себя уверенно. Вы точно знаете, как себя вести и что сделать, чтобы помочь пациенту. Встаньте в центр этого круга. Это та позиция, из которой вы можете общаться с пациентом. Здесь вы четко определяете границы своего общения с ним. Вы уже не «пытаетесь» сделать ему перевязку, не оправдываетесь, не зовете на помощь руководителя. Только вы знаете, что надо делать в этом кабинете!

Запомните состояние уверенности и место, которое вы обозначили. Иногда достаточно мысленно встать туда, чтобы почувствовать себя профессионалом.

Теперь с чувством внутренней устойчивости вы можете встречать следующего крикливого пациента.

2. «Пишите в карте то, что мне нужно»

Ситуация. На повторный прием к терапевту пришла женщина, которая оформляет санаторную карту. На первичном приеме врач ее осмотрел, дал направления на анализы крови, мочи, кала и на ЭКГ. И вот она вернулась: зашла в кабинет, свысока оглядела его, села, развернув стул, как ей удобно, достала амбулаторную карту и ткнула в нее:

— Молодой человек, вот вы тут написали, что стул в норме, а ведь у меня уже год запоры.

— Что же вы не акцентировали внимание на этом в первый раз?

— Но вы же доктор, вы должны сами у меня все расспрашивать, а я отвечать.

Не желая вступать в конфликт, врач стал расспрашивать про ее проблему. Оказалось, что у нее запоры около полугода (1-2 раза в неделю), ранее по поводу ЖКТ пациентка не обследовалась.

— Молодой человек, напишите в санаторной карте то, что мне нужно, — чтобы мне в санатории лечили запоры.

Терапевт отказался это сделать, т. к. точный диагноз пациентке не поставлен. Ехать в санаторий недообследованной запрещено. Врач предложил сейчас про запоры забыть, полечить в санатории остеохондроз, а после нормально обследоваться.

— Запрещено?! Молодой человек, это ты мне, что ли, запрещаешь? Пиши запоры в карту.

Пациентка побежала жаловаться к заведующему отделением, потом главному врачу, назвала их хамами. Потом поехала жаловаться в министерство.

Терапевт, возможно, допустил оплошность, поскольку на первичном приеме не поинтересовался состоянием стула пациентки. Врач — живой человек и не всегда может быть безупречным.

Советуем врачу в подобной ситуации использовать прием «соглашение в малом». Суть его в том, что врач соглашается с очевидным и не самым существенным аргументом оппонента, продолжая при этом настаивать на принципиальных для себя позициях. Например: «Да, согласен, я не проявил внимания и не спросил вас о состоянии стула. Но и вы тоже не сказали мне о том, что у вас есть такие проблемы». Обычно, если человек слышит признание своей правоты по какому-то пункту обвинения, его намерение конфликтовать снижается.

В описанной ситуации верное, по сути, врачебное решение было подано пациенту не под лучшим «соусом». Поэтому больной воспринял его как отказ без объяснения причин и без учета его интересов. Врачу нужно было сообщить пациенту, что он отказывается вписывать «лечение запоров» в санаторно-курортную карту потому, что заботится о его здоровье, что это не прихоть врача. Например: «Такой симптом, как запоры, может быть связан с рядом заболеваний. Вам необходимо дообследоваться».

Иногда может помочь прямой вопрос: «Что, с вашей точки зрения, я должен сделать в этой ситуации?». По сути, вы приглашаете пациента к переговорам, предоставляете ему возможность посмотреть на ситуацию с точки зрения врача. Задавая такой вопрос, врач выходит из позиции непререкаемого эксперта, приглашает пациента занять партнерскую позицию и взять на себя ответственность за собственное здоровье. Даже у самых настырных людей при этом появляются сомнения в своей правоте.

3. «А мне знакомая врач сказала, что так не лечат»

Ситуация. В поликлинику поступил вызов к 5-месячному ребенку, температура 38 градусов. Ранее переболел отец малыша. Педиатр назначила противовирусное лечение, выписала бесплатные лекарства (анаферон, свечи нурофен). После выходных врач вновь посетила семью, узнала, что у малыша 2-й день кашель. Осмотрела, добавила в лечение ингаляции лазолваном через небулайзер. Собиралась уходить, как в этот момент начала возмущаться бабушка ребенка: «А мне знакомая врач сказала, что так не лечат». Выяснилось, что она консультировалась по телефону со знакомой, которая работает в реанимации. Та рекомендовала антибиотики. Бабушка угрожала написать жалобу, если врач не выпишет азитромицин. Педиатр ответила, что у ребенка вирусная этиология заболевания, и антибиотики бесполезны. Рекомендовала для начала сделать общие анализы крови и мочи. Но не убедила бабушку, потому что на следующий день на участковую поступила жалоба главврачу.

Конфликтная ситуация продолжилась по вине врача. По всей видимости, аргументы, которые привела врач, оказались неубедительными для бабушки заболевшего ребенка. Родственники пациента восприняли педиатра как недостаточно компетентного специалиста.

Если врач умеет доносить свою позицию, он сможет договориться даже с самым конфликтным пациентом

Когда тяжело болеет ребенок — это стресс для всех взрослых членов семьи. Они испытывают страх за жизнь ребенка, чувствуют вину за то, что не смогли сохранить его здоровье. И, конечно же, стараются приложить все усилия, чтобы вновь увидеть свое чадо здоровым и веселым.

В диалоге с родителями и родственниками в такой ситуации важно:

1. Вначале увидеть, озвучить их чувства: «Я понимаю, что вы сейчас очень волнуетесь за малыша».

2. Принять эти чувства и показать, что вам они тоже небезразличны: «Я тоже волнуюсь, когда мои дети болеют. Я переживаю за вашу малышку».

3. Объяснить, почему вы назначаете именно такой вариант лечения. Полезно подкрепить свою аргументацию — пациенты хорошо воспринимают доводы со ссылкой на авторитетные источники. Например, «ученый N., который изучает влияние антибиотиков на течение болезни в детском возрасте, говорит о том, что велика вероятность побочных эффектов. Более эффективно в этом случае лечение с помощью препаратов А и В».

4. Подчеркнуть, что назначенное лечение на сегодняшний день уже привело к определенным результатам, например снижению температуры и др. Нужно пояснить пациенту (его родственнику), как протекает заболевание и сколько дней может длиться кашель.

Иными словами, пункт 3 и 4 — это грамотное, аргументированное разъяснение тактики лечения.

5. Можно отметить, что врач, который дал рекомендации, работает в другой области. Так, в отделении реанимации специалисты решают другие задачи и поэтому используют иной подход к лечению.

6. Подтвердите еще раз, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы малыш как можно скорее выздоровел.

7. Если возможно, оставьте родителям номер своего телефона на случай, если улучшение не наступит в течение ближайших дней. Или скажите, что перезвоните, чтобы узнать о состоянии малыша и скорректировать лечение.

Конфликтные ситуации между врачом и пациентом не обязательно перерастают в конфликт. Исход зависит в первую очередь от умения специалиста занимать профессиональную позицию, выстраивать границы делового взаимодействия, заботиться не только о благополучии клиента, но и о собственном эмоциональном комфорте. В психологии такое качество личности называется «ассертивность» — взаимодействие с окружающими, которое сочетает в себе внутреннюю силу, умение уверенно и с достоинством отстаивать свои права и соблюдать при этом права и интересы других людей.

В большинстве случаев конфликтная ситуация возникает там, где есть дефицит важной информации. Умение доступно донести до пациента свою тактику лечения, объяснить свою позицию поможет договориться с самыми конфликтными людьми.

Агрессивное поведение не является редкостью для членов современного общества. К сожалению, мы можем заметить даже, что напористый асоциальный стиль общения довольно популярным и ошибочно ассоциируется с признаком успешности, активной жизненной позиции. Однако разница между этими понятиями существенная. Человек, который занимает активную жизненную позицию, кроме навыков отстаивания своих прав понимает социальные нормы поведения, умеет не только выдвигать требования, но и способна услышать ответы на них (и отказ тоже), проявляет уважение и такт в беседе. Впрочем, на просто агрессивного пациента это не распространяется.

Сама по себе агрессия не может рассматриваться как исключительно негативное проявление. Если речь не идет об особом состав темперамента (врожденная особенность функционирования нервной системы), агрессия возникает как реакция на определенную ситуацию, вызывает напряжение, тревогу или страх. Организм реагирует резким выбросом адреналина, однако дальнейший ход событий зависит от всех участников инцидента.

Агрессивное поведение можно назвать тогда, когда человек стремится причинить вреда (психологической, физической), умышленно создать конфликтную, напряженную ситуацию, открыто демонстрирует враждебное отношение. Если противодействие физической агрессии находится в компетенции правоохранительных органов, то агрессия психологическая, возникающая в процессе общения с пациентами и их родственниками, ложится на плечи медицинского персонала учреждения здравоохранения. Преодоление таких конфликтов требует больших усилий и является источником сильного стресса медиков. Подобные вспышки эмоций могут нарушить четкий график выполнения врачебных предписаний и функционирования отделения в целом.

Нужно понимать, что определенному типу пациентов является присущей агрессивная поведение. Таких лиц можно встретить как среди больных, так и среди их родственников, поэтому медицинский персонал должен научиться заблаговременно распознавать потенциальных агрессоров и быть готовыми к агрессивным выпадам.

Обычно этот тип людей отстаивает свои взгляды и интересы, игнорируя права собеседника. В тоне разговора чувствуется надменность, сарказм, презрение или даже откровенное неуважение. Во многом поведение таких агрессоров зависит от уровня эмоционального интеллекта и социального статуса.

Люди с агрессивным поведением не обращают внимания на чувства собеседника и на последствия своих слов и действий. Чаще всего они пытаются добиться своего любой ценой, самоутверждаются за счет унижения и провоцируют на такую же ответную реакцию.

Если медицинский работник подвергнется эмоциональном порыва, ситуация может набрать лавинообразного вида. Как следствие, вряд ли удастся обойтись без привлечения администрации.

Агрессора можно распознать еще и по специфическому стилю общения. Скорее всего, он будет пытаться манипулировать работниками учреждения здравоохранения, позволит себе персональные обвинения и личностные оскорбления в адрес медиков. После разговора с такими людьми часто остается ощущение опустошения, тревоги, унижения или отвращения.

Конфликт как результат агрессивного поведения пациента

Агрессивное общение между медицинскими работниками и пациентами или их родными часто приводит к конфликту. Причем, он не обязательно сразу приобретет характер открытого противостояния. Некоторым людям свойственно сдерживать свое возмущение, скрывать образа, терпеть унижения. Опасность такого отношения к конфликтной ситуации заключается в том, что в какой-то момент затаенная обида превратится в неконтролируемую агрессию в сторону обидчика.

Чтобы предотвратить возникновение конфликтной ситуации или не допустить дальнейшего развития еще на первых этапах, медицинский персонал должен понимать структуру конфликта. Обычно такое столкновение интересов имеет несколько степеней, каждый из которых повышает интенсивность переживаний и снижает способность к критическому мышлению.

На последней ступени может наступить так называемый состояние аффекта, последствия которого часто весьма драматичными. Поэтому нужно вовремя перевести конфликт назревает, в конструктивную беседу: это избавит от дальнейших сложностей. Важную роль в этом играет способность реагировать на эмоциональное состояние пациента или его родственника, а только потом - на требования или претензии.

К сожалению, не всегда удается отследить начало конфликта. Чаще всего это осознание приходит тогда, когда эмоции уже переполняют и ищут выхода наружу. Тон разговора между медиком и агрессивным пациентом (его родственником) повышается и становится все труднее оставаться объективными и беспристрастными.

Однако, любой спор можно обратить на плодотворную беседу, если быть внимательным к проявлению эмоций собеседника и держать себя в руках. Речь идет не о подавлении в себе чувство злости, а об осознанном его проживания и регулирования интенсивности. Несомненно, это требует определенной собственной эмоциональной компетентности. Иногда стоит дать возможность пациенту избавиться от накопившейся агрессии, раздражения, боли. Иногда надо выслушать неприятные слова, не придавая им важное значение, игнорируя оскорбительный тон. В некоторых случаях это снимет напряжение с агрессивно настроенного больного, заставит его пожалеть о содеянном, а затем - наладить отношения с медицинским персоналом.

Причины случаев агрессии со стороны родных пациента

В больничном среде, в состоянии сильного напряжения, неопределенности и переутомления проявления агрессии со стороны родных пациентов неизбежны. Помните, близким людям трудно воспринимать всю информацию со спокойствием и благодарностью, ведь иногда она лишает их надежды, предупреждает о сложных испытания в будущем. Конечно, причины агрессии со стороны родных пациента могут быть и менее оправданными.

Особенности характера и поведения родственника пациента

К проявлениям агрессии склонны люди с плохо сбалансированной нервной регуляцией «возбуждение - торможение», их еще называют импульсивными. Часто их действия и реакции опережают объективный анализ ситуации и принятия ответственного решения. Как правило, такие люди вспыльчивы, но быстро успокаиваются. В этом случае медицинский работник должен вести себя спокойно и уравновешенно, это поможет родственникам пациента не входить в состояние аффекта и успокоиться.

Сюда же относим людей, склонных к манипулятивного типа поведения. Шум, созданный вокруг, повышает их шансы на отстаивание собственных интересов. Здесь еще важнее не поддаваться панике и раздражению. Как только манипулятор почувствует, что общение происходит не по его сценарию, он изменит тактику.

Неуверенность в успешности лечения, сомнения в прогнозах врачей

При нарушении внутреннего баланса между уверенностью, расслаблением, тревогой и напряжением человек чаще всего испытывает злость (агрессию). Фактически, в такие моменты у лица, попала в стрессовую ситуацию, выделяется огромное количество энергии на восстановление внутреннего баланса. Происходит активный поиск решения, ресурсов, вариантов. Поэтому именно сейчас родственник больного требует от медицинской сестры поддержки, понимания.

Если медицинский персонал найдет возможность уделить несколько минут этому человеку, вместо агрессии через некоторое время можно будет услышать слова благодарности.

Как вариант, медицинская сестра может попросить агрессивного родственника о помощи и сотрудничестве. При четком описании того, чем он может быть полезен, человек снова почувствует свою нужность и значимость для процесса лечения.

Перенаправление родственника от одного медицинского работника к другому

Иногда при отсутствии времени или необходимой информации представители среднего медицинского персонала могут перенаправить родственника пациента к коллеге, понимая что он также вряд ли поможет с решением проблемы. Это яркий пример переноса или избежания ответственности.

Родственник в такой ситуации чувствует свою беспомощность, растерянность. Вполне возможно, что агрессия, выраженная конкретном медицинскому работнику - это сборная реакция на все предыдущие случаи игнорирования со стороны представителей среднего медицинского персонала.

Избежать конфликтной ситуации можно, если медицинский работник искренне выразит свое сочувствие и объяснит, почему не может помочь. По возможности следует указать на коллегу, который может помощи, или же объяснить, почему по этому вопросу учреждение здравоохранения сейчас помочь не может. Также следует подчеркнуть, как ей жаль, что человеку не удается найти кого-то конкретного, способного ответить на поставленный вопрос.

Получение искаженной информации о состоянии пациента

Иногда случаются ситуации, когда родственники пациента получают искаженную информацию о состоянии больного. Это может произойти и в результате подслушанного разговора, и через обращение с вопросами к некомпетентной в этом вопросе лица, и через банальные ошибки в заполнении документации или при совпадении фамилий, имен и тому подобное.

Непроверенная информация или намеренное искажение фактов, может стать причиной серьезного скандала. Поэтому очень важно разобраться в том, что является собственной претензией родственника, а что - повторением случайно услышанной информации.

Игнорирование просьб и пожеланий родственника относительно индивидуальных особенностей пациента

Случается, что даже терпеливые родственники доходят до стадии агрессии. Это происходит при невнимательном отношении медицинских работников к их просьбам и пожеланиям относительно особенностей ухода за больным, особенно если пациент - ребенок.

В таком случае, важно выяснить, какие именно просьбы были проигнорированы и в чем их особая важность. Когда человек почувствует, что ее наконец услышали, она успокоится и снизит уровень агрессии в общении со средним медицинским персоналом.

Даже не имея возможности удовлетворить все требования, попробуйте найти среди них те, которые могут быть выполнены. Если ни одно из прошений не удается реализовать из-за недостаточности персонала или особые условия, правила учреждения здравоохранения, выскажите свое сочувствие по этому поводу, повторив и саму требование, и аргументированный отказ. Это даст родственнику понять, действительно ли вы его услышали и сделали все, что было в ваших силах.

Пребывание родственника в напряженном психологическом климате

Болезнь близкого человека приводит к возникновению тяжелого психологического климата в семье. К этому часто добавляется переживания из-за трудного материального положения, собственные внутренние психологические проблемы и противоречия.

Человек, который находится в стрессовой ситуации (например, материальные трудности, развод, потеря близкого родственника), более склонна к проявлению внезапной немотивированной агрессии. Медицинская сестра не обязана владеть всей информацией, касающейся личной жизни посетителей, но, заметив такие вспышки агрессии (если они имеют регулярный характер и мешают цивилизованном общению), может в доброжелательной форме поинтересоваться, что их беспокоит и тревожит.

Памятка о поведении в конфликтной ситуации

  • Будьте внимательным к посетителям учреждения здравоохранения (пациентов), обращающихся к вам. Дайте им возможность высказаться и быть услышанными.
  • Проявляйте уважение и внимательно относитесь к людям независимо от того, дружелюбно или агрессивно они обращаются к вам.
  • Избегайте манипулятивного стиля разговора, в частности не будьте высокомерными в общении.
  • Проявляйте сочувствие и терпимость.
  • Делайте акцент на общих целях и интересах. Предлагайте совместный поиск выхода из сложной ситуации.
  • Заручайтесь помощью родственников пациента в уходе за больным.
  • Постоянно контролируйте свои эмоции и следите за собственными психологическими реакциями на конфликтные ситуации.
  • Старайтесь не проявлять агрессию при общении с пациентами и не берите близко к сердцу образы или необоснованные требования с их стороны.
  • Четко оперирует фактами, опирайтесь на инструкции, приказы и распоряжения. Имейте их в распечатанном виде под рукой.
  • Формулируйте мысли однозначно, максимально просто и доступно. В ситуации стресса люди плохо воспринимают сложные синтаксические конструкции.
  • Высказывайте свое видение проблемы, однако не забывайте уточнять позицию собеседника.
  • Поддерживайте общение вербальными и невербальными способами.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх