Вопрос. проблемные вопросы теории ссп. Многочленное сложное предложение

ВОПРОС. Многочленные ССП с различными видами отношений.

Многочленным называется предложение, состоящее из 3 и более предикативных единиц.

Другие термины – многокомпонентное, полипредикативное, усложненное.

Многочленное ССП - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Такие предложения могут быть однородного и неоднородного состава, открытой и закрытой структуры.

Многочленные ССП однородного состава открытой структуры состоят из частей, грамматически и по смыслу равноправных, поэтому в таких предложениях не выделяются структурно-семантические блоки. В таких предложениях реализуются значения одновременности, следования, чередования, взаимоисключения:

Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (Сурк).

Если же многочленное предложение неоднородного состава закрытой структуры , то возможно выделение структурно-семантических блоков (предложение сгруппированной структуры):

С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце блестело на только что распустившейся листве… (Л.Толстой).

1. Вопрос о границах сложносочиненных предложений решается по-разному: предложения с однородными сказуемыми, особенно со сказуемыми глагольного типа некоторые ученые относят к сложносочиненным (В.А. Белошапкова, «Русская грамматика – 80». Такие предложения в «Русской грамматике-80» рассматриваются как ССП моносубъектного типа).

В пособии Е.И. Дибровой такие предложения рассматриваются в зоне переходности между простыми и ССП. При этом близки к ССП такие, в которых сказуемые имеют разное грамматическое оформление, если различаются модальные и видо-временные планы сказуемых, если каждое сказуемое имеет свою группу распространителей: Она ездила смело, ловко и в своей длинной синей амазонке с черной шляпой на голове была прекрасна (Пассек).

2. Сложные предложения, предикативные части которых соединяются пояснительными союзами то есть, а именно , рассматриваются отдельными учеными в составе сложноподчиненных предложений (Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка, М., 1978; Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук, ч. II, М., 1964).

ЛЕКЦИЯ № 3. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП),

ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

ПЛАН

1. Определение сложноподчиненного предложения (СПП), его дифференциальные признаки.

2. Средства связи предикативных частей.

3. Типы позиций придаточных частей; гибкие и негибкие структуры.

4. Несвободные модели сложноподчиненных предложений.

Литература:

1. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.

3. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

6. Московкина Р.А. О разграничении союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1966. - № 7. Панов Б.Т. Обучение навыкам различения союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1977. - № 6.

Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ
Рубрика (тематическая категория) Связь

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 8

План:

1. Понятие о многочленных сложных предложениях.

2. Многочленные сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.

3. Понятие о сложных синтаксических конструкциях. Основные типы ССК. Алгоритм разбора.

4. Понятие о сложном синтаксическом целом. Виды сложных синтаксических целых. Алгоритм разбора.

1. Белошапкова В.А. и др.
Размещено на реф.рф
Современный русский язык. Учеб. пособ. для филолоᴦ. спец. ун-в.–М.: Просвещение, 1989. –800с.

2. Валгина Н.С. и др.
Размещено на реф.рф
Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1987. –480 с.

3. Виноградов В.В. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1986. –640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. –Ч.1. – М.:МГУ,1962. – 344с.; Ч.2.–638с.

5. Граудина Л.К. и др.
Размещено на реф.рф
Грамматическая правильность русской речи. –М.: Русский язык, 1976. –232 с.

6. Дудников А.В. Современный русский язык. – М.: Высш. школа, 1990. –424с.

7. Касаткин Л.Л. и др.
Размещено на реф.рф
Русский язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. –Ч.2. –М.: Просвещение, 1989. –287с.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1982. –400с.

9. Современный русский язык. Учеб. для вузов/Под ред.Д.Э.Розенталя.–М.: Высш. школа, 1984. –736 с.

10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. –М.: Просвещение, 1966. –156с.

1 .Кроме сложных предложений с одним видом связи между ПЧ и минимальным количеством частей (2 ПЧ), в русском языке распространены предложения, состоящие из 3-4 и более ПЧ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, многочленным сложным предложением (сложным предложением усложнённого типа) принято называть такое предложение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит более чем с двух ПЧ (3-4 и более ПЧ). Многочленными бывают сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения и предложения с разнотипной связью - сложные синтаксические конструкции.

1.1. Многочленные сложносочинённые предложения бывают :

- с одинаковыми сочинительными союзами между ПЧ : И упали замки тяжёлые, и отворились ворота тесовые, и очутилась она на зелёном лугу пред крутою горою…

- с различными сочинительными союзами между ПЧ : Вот данный пронзительный крик и долетел тогда до посёлка, и Митраша это слышал и ответил, но порыв ветра тогда унёс крик в другую сторону.

1.2. Многочленное сложноподчинœенное предложение - ϶ᴛᴏ сложноподчинœенное предложение, включающее в свой состав более двух предикативных частей.

Многочленные сложноподчинённые предложения по своему строению делятся на такие типы:

1) сложноподчинённые предложения с последовательным подчинœениемПЧ - ϶ᴛᴏ такие СПП, в которых 1 ПЧ относится к главной, являясь придаточной первой степени, 2 ПЧ (второй степени) относится к придаточной первой степени как к своей главной части и т.д., образуя цепь зависимых друг от друга ПЧ; виды придаточных по значению бывают одинаковыми и разными:

Драматург ставит своих героев в такие обстоятельства (какие?), что сама жизнь выносит приговор, осуждает на одиночество и духовную изоляцию тех (каких?), кто живёт только для себя. (3 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная определительная 2-ой степени). Ему вспомнились стихи (какие?), в которых поэт говорит своей милой (о чём?), что они не будут клясться друг другу (почему? по какой причинœе?), потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь. (4 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная изъяснительная 2-ой степени, 4 – придаточная причины 3-ей степени).

Крот решил жениться на Дюймовочке - 1, потому что узнал - 2, что она мало ест - 3. (К первой, главной части, присоединяется придаточное причины (второе), а к нему третье – изъяснительное. Более сложным окажется случай, когда одна из связанных последовательным подчинœением придаточных частей расположена внутри другой: Мышь решила - 1, что- 2, раз Дюймовочка убежала - 3, нужно самой выйти замуж за крота - 2. Внутри второй части расположено относящееся к ней придаточное условное).

(Внимание! При последовательном подчинœение главной части подчиняется лишь первая придаточная, в то время как каждая последующая часть связывается с предшествующей придаточной: Было такое впечатление, что несколько часов назад мы волшебным образом побывали в совершенно иной чудесной стране, где и алые лилии, и красная рябина, и трава переливаются огнями).

2) сложноподчинённые предложения с придаточными, относящимися непосредственно к главной части :

- CПП с однородным соподчинœением (однородными придаточными) - ϶ᴛᴏ такие CПП, в которых придаточные относятся друг к другу, как однородные члены в простом предложении: имеют одинаковое значение и грамматически одинаково зависят от одного слова (словосочетания) или от всœей главной ПЧ:

Рита знала (о чем?), что рана ёё смертельна и (о чем?), что умирать она будет долго и трудно. (3 ПЧ: 1 – главная; 2, 3 – придаточные изъяснительные, относятся к слову знала главной части). Поэты говорят (о чём?), что вынести они могут многое, но что им нужнобно пропеть своё горе…

Ласточка поняла - 1, что Дюймовочка очень несчастна - 2 и что её никто не любит - 3. (Первая часть – главная, к ней относится вторая и третья – однородные придаточные изъяснительные. Однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз и , при этом в обеих частях повторяется союз что) . При соподчинœении всœе придаточные части относятся непосредственно к главной (или же к одной и той же придаточной).

(Внимание! В случае если одинаковые по значению придаточные части подчинœены одному и тому же члену главной части (или всœей главной части в целом), соподчинœение принято называть однородным : Я не могу передать боль и радость этой любви, когда ждешь неизбежных потрясений, когда утро гремит сотнями корабельных гудков и исполинское солнце пролетает над зимними днями. Давно уж минули счастливые годы, когда он, любимец цветущей природы, алмазные брызги кругом рассыпал, когда его путник отрадою звал, когда дерева близ него вырастали и листья зелœеные тихо шептали.).

- CПП с неоднородным соподчинœением (неоднородными придаточными) - ϶ᴛᴏ такие CПП, в которых придаточные части могут относится: 1) к разным словам главной части, 2) одна часть к одному слову главной части, другая ко всœей главной части, 3) ко всœей главной части, но разные по значению:

1). Он как будто чувствовал (что?), что ему нужно влюбиться в одну из сестёр; только не мог разобрать (что?), в какую именно. 2). В случае если бы мне иметь сто жизней (при каком условии?) , они не насытили бы всœей жажды познания (какой?), которая сжигает меня. 3). Когда я оторвался от газеты, девочка подошла ко мне и попросила ножик (с какой целью?), для того чтобы обровнять стебли букета.

Когда Дюймовочка увидела крота - 1, она поняла - 2, что не сможет стать его женой никогда - 3. (Главная часть – вторая, первая – придаточное времени, третье – придаточное изъяснительное. Между придаточными связи нет).

(Внимание! В случае если разные по значению придаточные части подчинœены главной части или же придаточные одного и того же вида относятся к разным членам главной части, соподчинœение принято называть неоднородным : Природа создала Ломоносова не для того , чтобы узнать что-то конкретное, а для того , чтобы вообще узнавать неопознанное. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее видит он позицию земли там , где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

3) сложноподчинённые предложения мешаного типа, в которых имеет место последовательное подчинœение, однородное или неоднородное подчинœение: И лишь тогда он своему сознанию позволил оборваться (когда?), когда окликнули их и (когда?), когда он понял (что?), что на встречу идут свои.

1.3. Многочленные бессоюзные предложения бывают :

- с одинаковым видом связи и одинаковой интонацией между ПЧ:

Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребер.
Размещено на реф.рф
(БСП с перечислительными отношениями между ПЧ, интонация перечисления).

- с разным видом связи и с разной интонацией между ПЧ : Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза. (БСП, в котором объединяются пояснительные и перечислительные отношения между ПЧ, интонация пояснения и перечисления).

3. Понятие о сложных синтаксических конструкциях.

Сложное предложение с различными видами связи - это разновидность сложного предложения, предикативные части которого (три и более) связаны различными средствами: союзами (сочинительными и подчинительными), союзными словами, интонацией и различными их комбинациями.

В лингвистической литературе такие предложения называются сложными предложениями смешанной (комбинированной) структуры, многокомпонентными сложными предложениями, усложнёнными сложными предложениями, многопредикативными усложнёнными предложениями, сложными синтаксическими конструкциями и др.

Сложные синтаксические конструкции - ϶ᴛᴏ многочленные сложные предложения с разнотипной связью между предикативными частями (сочинительной, подчинительной, бессоюзной) не менее чем двух уровней членения.

На первом уровне членения выделяются блоки многочленного предложения, на втором – компоненты (ПЧ внутри блоков).

В таких предложениях наиболее часто сочетаются следующие виды связи:

1. Сочинительная и подчинительная : сочинительная между блоками, а подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Быстро мчался поезд, убегая от процветающего города и направляясь к станции Тихорецкой (1 блок), но я расставался с ним далеко не с тем удовольствием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ощущал несколько часов назад, при приближении минуты отъезда (2 блок). Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется и нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

2. Бессоюзная и подчинительная : бессоюзная между блоками, а подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Не думай, что, если ты молод и полон сил, тебе всё по плечу (1 блок); есть вещи, посильные только старости, потому что в ней - мудрость многих поколений (2 блок). Но природа найдёт для меня ущелье в горах, где я смогу укрыться (1 блок); она осыплет ночь звёздами, чтобы , не падая, мог я блуждать во мраке, и ветром завеет следы моих ног, чтобы никто не мог преследовать меня.

3. Бессоюзная и сочинительная : бессоюзная между блоками, а сочинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Несколько дней спустя после своего приезда молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения (1 блок); у Андрея Гавриловича не было поверенного (2 блок). К счастью, по причинœе неудачной охоты, наши кони не были измучены (1 блок): они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были всё ближе и ближе.

4. Сочинительная, бессоюзная и подчинительная : сочинительная между блоками, а бессоюзная и подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Небо всœе ниже нависает над нами; слабо брезжит синœевато-свинцовый свет угасающего дня (1 блок), и в туманной дали уже начинают появляться те бледные неуловимые огоньки, которые всœегда мелькают перед напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи (2 блок). Общество ʼʼЗелœеная лампаʼʼ политической цели не имело; члены съезжались для того , чтобы читать друг другу новые литературные произведения, свои и чужие, и обязывались сохранять в тайне всё, что на их собраниях происходило (1 блок), и нередко случалось, что там слушали и разбирали стихи и прозу, написанную в сатирическом или вольнолюбивом духе.

Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ" 2017, 2018.

Цель лекции: раскрыть структурно-семантические особенности многочленных сложных предложений, в зависимости от этого охарактеризовать все виды многочленов.

1. Общая характеристика многочленных сложных предложений (стечение союзов, их пропуск, неполнота предикативных частей и др.).

2. Уровни членения в многочленных сложных предложениях: логико-синтаксический и структурно-синтаксический. Компонентная структура уровней членения.

3. Структурные типы многочленных сложных предложениях, особенности их терминирования в специальной и учебной литературе.

4. Многочленные сложносочиненные предложения с различными видами сочинительной связи и отношений (МЧ ССП). Многочленные бессоюзные сложные предложения (МЧ БСП).

5. Многочленные сложноподчиненные предложения, их разновидности (МЧ СПП): с последовательным подчинением, параллельным соподчинением (однородным и неоднородным, одночленным и разночленным).

1. Общая характеристика многочленных сложных предложений (стечение союзов, их пропуск, неполнота предикативных частей и др.)

Осложненным может быть не только простое предложение, но и сложное. Различают понятия: сложное предложение минимальной структуры (состоит из двух предикативных частей) и сложное предложение максимальной структуры (состоит из трех и более предикативных частей). В синтаксисе сложного предложения в теоретических исследованиях рассматривают в основном сложные предложения минимальной конструкции, так как именно в них проявляется грамматическая природа конкретного вида сложного предложения.

Многочленное сложное предложение представляет собой синтаксическую единицу, имеющую своеобразную, многомерную структуру.

Конститутивным признаком многочлена является полипредикаивность. Однако многочленные сложные предложения отличаются от двучленных (в других терминах - элементарных сложных предложений, сложных предложений минимальной структуры) количеством предикативных частей и особым характером их связи.

Структурно-семантические признаки многочленных сложных предложений:

Й. Структурные признаки МЧ СП:

1. Полипредикативность.

Основным дифференциальным признаком многочленного предложения является наличие в его составе не менее трех предикативных частей.

Н-р, Надо было бы здесь стать на бивак, но я уступил просьбам своих товарищей, и мы пошли дальше.

2. Прослеживается определенная специфика сочетаемости предикативных частей в МЧ СП.

В этих предложениях происходят структурное преобразование предикативных частей и изменение их функций под влиянием структуры целого, а именно: а) в этих конструкциях наблюдаются известные ограничения сочетаемости предикативных частей; так, придаточные уступительные не употребляются в составе сложных предложений с сочинением и подчинением, если сочиняемые части связаны противительно-уступительными отношениями;

б) предикативные части многочленных конструкций могут отличаться структурной неполнотой; в) в многочленном сложном предложении могут устраняться тождественные средства связи.

3. В зависимости от возможности/невозможности группировки предикативных частей и образования структурно-семантических компонентов (блоков) различаются многочленные предложения сгруппированной и несгруппированной структуры.

В предложениях сгруппированной структуры предикативные части, объединяясь по смыслу, образуют структурно-семантические блоки, которые соединяются между собой различными видами связи и образуют уровни членения. Многочленные предложения несгруппированной структуры характеризуются отсутствием компонентов (блоков) и, соответственно, уровней членения. К ним относятся многочленные сложносочиненные и бессоюзные предложения однородного состава.

4. Порядок следования предикативных частей может быть фиксированным (закрепленным) и нефиксированным (свободным).

5. Возможная координация видо-временных форм глаголов-сказуемых в предикативных частях.

6. Наличие общих второстепенных членов предложения (в многочленных сложносочиненных предложениях), общей главной части (в многочленных сложноподчиненных предложениях), общей придаточной части (в многочленных сложных предложениях с различными видами связи) и т.д.

7. Общий интонационный рисунок.

8. Наличие элементов зависимости между предикативными частями: указательных слов, союзов, которые могут быть пропущены в силу структурных особенностей многочленных сложных предложений или можно наблюдать стечение союзов (н-р, в многочленных сложноподчиненных предложениях с однородными придаточными возможен пропуск подчинительного союза или союзного слова при второй и последующих придаточных частях, а в в многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением придаточных возможно стечение союзов при интерпозиции второй придаточной части по отношению к первой); частиц и т. д.

9. В некоторых случаях прослеживается параллелизм построения предикативных частей.

10. Возможная структурная неполнота предикативных частей, незамещенность синтаксической позиции, чаще во второй и последующих предикативных частях.

11. Наличие функциональных эквивалентов чаще во второй и последующих предикативных частях.

ЙЙ. Семантические признаки многочленных сложных предложений:

1. Структурные признаки влекут и семантические особенности многочленных сложных предложений, ср.: полипропозитивность.

2. Лексико-тематическое единство между предикативными частями.

Предикативные части логически совместимы, что подтверждается наличием синонимов, антонимов, однокоренных слов, анафорических местоимений, слов одной лексико-тематической группы и т.д.

3. Между предикативными частями складывается определенный тип грамматических отношений. Другими словами, каждое многочленное сложное предложение обладает определенными типами грамматических значений, иногда значения носят сквозной однотипный характер (н-р, в многочленном сложносочиненном предложении открытой структуры с отношениями перечисления). Иногда между предикативными частями многочленного сложного предложения складываются разнотипные грамматические отношения в зависимости от характера синтаксической связи и лексического наполнения предикативных частей (это в большей степени характерно для многочленных сложных предложений с различными видами связи).

2. Уровни членения в многочленных сложных предложений: логико-синтаксический и структурно-синтаксический. Компонентная структура уровней членения.

Уровни членения многочленных сложных предложений понимаются по-разному. Так, Н.С.Валгина выделяет два уровня членения многочленных сложных предложений:

1. Структурно-синтаксический.

Согласно этому уровню членения в многочленных сложных предложениях выделяются предикативные части и характеризуется характер синтаксической связи между ними.

Н-р, [В полночь мгла сгустилась до того], (что ее можно было видеть в непосредственной близости от себя), и [это не был дым]. (Это многочленное сложное предложение с различными видами связи: между первой и второй частями – подчинительная, между первой и третьей – сочинительная).

2. Логико-синтаксический.

Согласно этому уровню членения в многочленных сложных предложениях выделяются смысловые блоки, которые по структуре могут представлять собой простые и сложные предложения. Между блоками возможны только сочинительная и бессоюзная связь. Подчинительная связь – внутриблочная, так как указывает на более тесную связь между предикативными частями.

Н-р,[[В полночь мгла сгустилась до того], (что ее можно было видетьв непосредственной близости от себя) ], и [это не был дым]. (Это многочленное сложносочиненное предложение состоит из двух смысловых блоков: первый по структуре – сложноподчиненное предложение, второй – простое предложение).

Н. А. Николина под уровнем членения многочленного сложного предложения понимает установление ступенчатости (последовательности) членения этой структуры до минимальных предикативных самостоятельных частей.

Группировка предикативных частей в многочленном сложном предложении обусловливает выделение в нем уровней членения, что создает определенную иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии уровней членения. Первый уровень членения (основное членение) только один.

Он характерен для всей конструкции в целом и определяется доминирующими смысловыми отношениями между ее компонентами - предикативными частями (или их группами) и доминирующей структурной схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках.

Н-р, Палевая трава сохнет, лес пустеет2, и тогда далеко видно3, как среди бледно-желтой травы и серого мха горят среди леса огромные зеленые факелы стланика (В. Шаламов).

На первом уровне членения выделяются два компонента, соединенные сочинительной связью при помощи соединительного союза и интонации. Отношения между ними – соединительно-результативные.

На втором уровне членения рассматривается внутреннее строение каждого компонента. Первый компонент – двучленное бессоюзное сложное предложение однородного состава с перечислительными отношениями. Второй – двучленное сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры с изъяснительно-объектным придаточным.

Первый тип понимания уровней членения предложения представлен в школьных учебниках. При выполнении синтаксического анализа МЧ СП лучше опираться на принципы структурно-синтаксического уровня членения этой структуры.

3. Структурные типы многочленных сложных предложений, особенности их терминирования в специальной и учебной литературе

Сложное предложение максимальной структуры большинство синтаксистов называют многочленным.

Для обозначения сложных предложений максимальной структуры используются и другие термины:

1. Полипредикативные сложные предложения (Г.П.Уханов, Г.Ф. Калашникова);

2. Термин многочленные сложные предложения употребляют только по отношению к сложным предложениям максимальной структуры с однотипной связью (МЧ ССП, МЧ СПП, МЧ БСП), а по отношению к сложным предложениям максимальной структуры с различными видами связи употребляют термин сложная синтаксическая конструкция (Н. С. Валгина, Р. Н. Попов и др.).

3. Сложные предложения усложненного типа (В. А. Белошапкова).

4. В школе употребляют термины ССП, СПП, БСП, если однотипная связь между предикативными частями, и сложное предложение с различными видами связи при разнотипной связи между предикативными частями.

5. В учебном комплексе В. В. Бабайцевой для школы по русскому языку употребляется термин многокомпонентное сложное предложение с однотипной и разнотипной связью. При этом в многокомпонентных сложных предложениях с разнотипной связью В. В. Бабайцева предлагает различать ведущую связь между предикативными частями (сочинительную или бессоюзную).

4. Многочленные сложносочиненные предложения с различными видами сочинительной связи и отношений. Многочленные бессоюзные сложные предложения.

Анализ многочленных сложносочиненных предложения и многочленных сложных бессоюзных предложений имеет много общего в структурно-семантическом плане и проводится по единой схеме. При этом учитываются:

1) однородность/ неоднородность состава бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений, определяющая степень «спаянности», связанности предикативных частей в составе целого и возможность их группировки; 2) сгруппированность / несгруппированность структуры предложений; 3) наличие уровней членения в многочленных предложениях сгруппиванной структуры.

Многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложений однородного состава характеризуются открытостью структуры и равноправием их предикативных частей в семантическом плане. Это препятствует объединению их в структурно-семантические компоненты и исключает иерархический характер строения предложения. Предикативные части таких предложений отражают разные стороны одной и той же ситуации, сближение или объединение их говорящим носит объективный или субъективный характер. Т.о, многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложения однородного состава имеют несгруппированную структуру. Они обычно используются для описания лица, природы, субъективной оценки определенной ситуации

Однако, как правило, в многочленных сложносочиненных предложениях и многочленных бессоюзных сложных предложениях неоднородного состава появляется новое свойство, присущее всем сгруппированным предложениям многочленной структуры, а именно способность предикативных частей к объединению, связанному с образованием структурно-семантических компонентов. В результате этого в структуре таких предложений устанавливаются уровни членения.

Группировка предикативных частей облегчает восприятие многочленных предложений слушающим и отражает намерение автора подчеркнуть особенно тесную связь отражаемых в компонентах предложения ситуаций.

Компоненты предложений сгруппированной структуры могут связываться при помощи союзов разных групп, синтаксически специализированных элементов, анафорических местоимений, повторов, различных лексических средств.

При синтаксической характеристике многочленных сложносочиненных предложений необходимо отражать способ и средства синтаксической связи Н-р, [Стихия таланта, заложенного в человеке, должна найти свое единственно правильное русло], или, [может быть, сам человек усилиями воли, поисками, трудом должен прокопать это русло], и [ тогда жизнь принесет радость творческих удач, удовлетворение и мудрое спокойствие]. Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, состоит из трех предикативных частей, МЧ ССП, полисубъектное, средства связи – разделительный сочинительный союз или и соединительный союз и, открытой структуры, между первой и второй предикативными частями грамматическое значение – разделительные отношения (взаимоисключение), между второй и третьей частями – соединительные отношения (последовательность).

[ ___ ===== ], или [ ___ ===== ], и [ ____ ===== ].

Н-р, [Обязанности распределялись так]: [я тянул лошадь под уздцы],

[Коля правил], [Николай понукал кнутом].

Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, из четырех предикативных частей, полисубъектное, бессоюзное, МЧ БСП, причем

1) между первой и второй, третьей и четвертой предикативными частями имеют место разнотипные отношения, раскрытие содержание первой части, пояснение;

2) между второй, третьей и четвертой – однотипные отношения, перечисление, одновременности.

5. Многочленные сложноподчиненные предложения, их разновидности: с последовательным подчинением, параллельным соподчинением (однородным и неоднородным, одночленным и разночленным)

По характеру связи придаточных частей друг с другом и с единственной для них главной частью различают следующие виды подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении:

1. Многочленное сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных частей;

2. Многочленное сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением придаточных частей:

– с последовательным подчинением;

– с параллельным подчинением.

Однородные придаточные части в многочленном сложноподчиненном предложении имеют много общих черт с однородными членами предложения (неслучайно и совпадение в терминировании).

Многочленные сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:

1. Придаточные части однофункциональны, т.е. одного вида.

2. Чаще употребляются с одними и теми же средствами связи;

3. Односоотнесены с главной частью, т.е. одинаково относятся к одному и тому же слову или словосочетанию в главной части при их нерасчлененности или же ко всей главной части при их расчлененности;

4. Между придаточными частями – сочинительная связь, которая может быть выражена с помощью сочинительных союзов или интонационно.

При однородных придаточных частях в МЧ СПП действуют те же пунктуационные правила, что и при однородных членах предложения.

Ср.: Я верю тебе и друзьям.

[Я знаю], (что скоро сессия) и (нам предстоит сдавать синтаксис).

Ср.: Я прочитал «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку».

[ Я узнал], (что такое любовь), (что такое предательство).

5. Сочинительные союзы могут не повторяться (быть пропущены) при второй и последующих придаточных частях. Очень часто такие структуры путают с МЧ СП с различными видами связи.

Многочленные сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:

1. Между главной и придаточными частями в многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением придаточных частей – цепная зависимость: первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная часть – к первой и т.д.

Н-р, [ Я знаю], (что стерплю все), (если хватит сил).

2. Придаточные части чаще разнофункциональны, т.е. разного вида.

3. Пропуск подчинительных союзов и союзных слов невозможен.

4. Вторая придаточная часть может находиться в интерпозиции по отношению к первой придаточной части.

Н-р, [Бригадир сообщил], (что (если погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать).

[Бригадир сообщил], (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать).

Многочленные сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:

1. Главная часть в многочленном сложноподчиненном предложении с параллельным подчинением придаточных частей чаще находится между придаточными частями (не в интерпозиции).

2. Придаточные части могут быть разнофункциональны и однофункциональны, но при однофункциональности придаточные разносоотнесены с главной частью: относятся к разным словам, н-р, при однотипных нерасчлененных придаточных.

Н-р, [Мы там, (где нас ждут), и там], (где нам рады). (Если хочешь),

[приходи], (когда позовут).

Иногда в многочленных сложноподчиненных предложениях возможно

употребление нескольких видов подчинения придаточных частей одновре-

менно. Это комбинированное подчинение придаточных.

Н-р, (Если я знаю), (что знаю мало), [то добьюсь того], (чтобы знать больше).

Возможно еще и многочленное сложное предложение с различными видами связи. При синтаксическом разборе такого предложения характеризуется каждый вид связи, который встречается между предикативными частями.

6. Горизонтальные и вертикальные схемы, их отличительные особенности.

В последнее время в школе и вузе используются (составляются) при выполнении синтаксического разбора многочленного сложного предложения горизонтальные схемы. Они позволяют проследить и пронаблюдать позиции предикативных частей в многочленных сложных предложениях по отношению к друг другу, средства связи предикативных частей и соответственно пунктуацию при них, направление зависимости между предикативными частями и т.д. Иногда эти схемы не умещаются в одну линию, а перенос на другую строку влечет иногда потерю наглядности направления связи предикативных частей в многочленных сложных предложениях. Т.о., помощью горизонтальных схем структура много-членного сложного предложения, с одной стороны, более наглядна. Вертикальные структурные схемы удобны в плане отображения на бумаге и показа уровней (ступеней) зависимости между предикативными частями.

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М. 1991.

2. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2. Морфология. Синтаксис. М. 2001.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч. – Ч.3.– М., 1987.

4. Новиков Л.А. Современный русский язык. – М., 2001.

5. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. – М., 2000.

6. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. – М., 1990.

Контрольные вопросы

1. Какие термины встречаются и у кого для СП с несколькими предикативными частями? Чем они различаются? Запишите определение МЧ СПП, МЧ ССП, МЧ БСП, МЧ СП с различными видами связи.

2. Виды МЧ СПП в зависимости от того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом. Составить конспекты-схемы по разным вузовским и школьным учебникам. Что общего и чем отличаются вертикальные и горизонтальные схемы МЧ СП? Какую дополнительную информацию могут отразить горизонтальные схемы? Какие схемы предлагаются школьными учебниками?

3. Что называют уровнем членения в МЧ СП? Что значит: МЧ СП подчинены двум уровням членения – логико-синтаксическому и структурно-синтаксическому. Какие виды связи между частями МЧ СП обнаруживаются на логико-синтаксическом уровне членения, а какие на структурно-синтаксическом? Как представлен логико-синтаксический уровень членения МЧ СП в школьных учебниках? Какую связь В.В.Бабайцева называет «ведущей»? Что для С.Г.Бархударова является частью СП с различными видами связи? Какие СП рассматриваются как контаминированные типы СП?

Лекция №36-39

Корректурная проба Бурдона

Запишите данные по проведенной на практических занятиях методике «Корректурная проба Бурдона»_______________________________________________________________________________

Что обозначают лично для вас эти данные___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:

  1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
  2. Организуйте рабочее место предварительно.
  3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
  4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.
  5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
  6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).
  7. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных

примеров.

  1. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
  2. Если вы обнаружили, что вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.
  3. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы.

Многочленное (в других терминах – многокомпонентное, полипредикативное, усложненное) сложное предложение представляет собой синтаксическую единицу, имеющую своеобразную многомерную структуру.

Многочленные сложные предложения отличаются от двучленных целым рядом признаков.

Объем многочленного предложения. Основным дифферен­циальным признаком многочленного предложения является на­личие в его составе не менее трех предикативных частей: Ехать сначала было приятно 1: теплый, тусклый день 2 , хорошо накатанная дорога 3 , в полях множество цветов и жаворонков 4 , с хлебов, с невысоких сизых ржей, простиравшихся насколько глаз хватит, сладкий ветерок нес цветочную пыль... 5 и вдали от нее было даже туманно 6 (И. Бунин).



Многочленные сложные предложения в среднем включают 5-7 предикативных единиц; однако в письменной речи, прежде всего в художественном тексте, возможны предложения со значительно большим коли­чеством предикативных частей (от 8 до 20 и более).

Компонентная структура многочленного предложения. Многочленное сложное предложение отличается особым харак­тером связей и отношений составляющих его элементов. Преди­кативные части, его образующие, могут группироваться по семантике и структуре, объединяясь в структурно-семантические блоки. Так, в предложении А за стенками вагона гудел и носился ветер 1 , и сыпался, сыпался снег, засыпая стенки, двери... поезда 2 , и только крыши вагонов слабо выступали, как спи­ны погребенных допотопных чудовищ 3 (А. Серафимович) к блоку, состоящему из двух предикативных частей, связанных пе­речислительными отношениями, относится третья предикативная часть. Отношения между выделяемым блоком и этой частью – противительно-ограничительные. Схема предложения:

, и

Сгруппированность/несгруппированность структуры мно­гочленного сложного предложения. В зависимости от возможнос­ти/невозможности группировки предикативных частей и образования структурно-семантических блоков различаются многочленные предложения сгруппированной и несгруппированной структуры.

В предложениях сгруппированной структуры преди­кативные части, объединяясь по смыслу, образуют структурно-семантические блоки, которые соединяются между собой различными видами связи и образуют уровни членения: Он поднял глаза 1: над садом торжественно и радостно сияло небо 2 , вокруг сиял сад своей снежной белизной 3 , соловей четко и сильно... щелкал в свежей зелени дальних кустов 4 и кровь отлила от его лица5, мурашки побежали по волосам... 6 (И.Бунин). На I уровне членения этого предложения выделяются два структурно-семантических блока, связанные сочинительной связью. Первый блок характеризует особенности восприятия персонажа и служит развернутым «обозначением» того, что увидел герой; второй – характеризует его состояние как результат увиденного и эмоционально осознанного им. На I уровне членения блоки связаны соединительным союзом и и интонацией, между ними – соединительно-результативные отношения. На II уровне членения, в свою очередь, выделяются также два блока, объединенные бессоюзной связью и интонацией, они связаны дифференцированными опосредованными изъяснительно-объектными отношениями:

,
:
, : М,

Первая предикативная часть (Он поднял глаза) содержит незамещенную синтаксическую позицию. Блок, состоящий трех предикативных частей, соединенных бессоюзной связью (над садом торжественно и радостно сияло небо, вокруг сиял сад своей снежной белизной 3 , соловей четко и сильно... щелкал в свежей зелени дальних кустов 4), выражает объект восприятия. Между этими частями наблюдаются перечислительные отношения (одновременности). На III уровне членения они образуют трехчленное бессоюзное сложное предложение однородного состава с перечислительными отношениями.

Наконец, последний компонент, выделяемый на II уровне членения, представляет собой двучленное бессоюзное сложное предложение, предикативные части которого связаны перечислительными отношениями (кровь отлила от лица, мурашки бежали по волосам ).

Многочленные предложения несгруппированной структуры характеризуются отсутствием компонентов и – со­ответственно – уровней членения. К ним относятся многочлен­ные сложносочиненные и бессоюзные предложения однородного состава: Гардины опускались до полу 1 , и до полу свешивалась зимняя звездная ночь за окном 2 , и низко, по пояс в сугробах... брели дремучие деревья на ясный огонек в окне 3 (Б.Пастернак).

Термином «многочленные сложные предложения » обозна­чаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака:

а) число предикативных частей более двух;

б) раз­ные виды связи.

Этими признаками они отличаются не только от элементарных сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений, но и от их усложненных модификаций.

Например:

Дверь в сенцы была отворена, но чувствовалось, что дом пуст (Б.) - сочинение и подчине­ние;

И в пыли, рябой от пота, фронтовой смеялся люд: хоро­шо идёт пехота, раз колёса отстают (Тв.) - бессоюзие и подчинение;

Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел (Л. Т.) - бес­союзие, сочинение и подчинение

При комбинировании различных видов связи один являет­ся доминирующим.

Например:

Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек (А. Т.) - бессоюзие;

Казаки были разбиты, но Кожух не трогался с места, хотя надо было выступать во что бы то ни стало (А. С.) - сочинение

С учетом этого многочленное сложное предложение характеризуется и именуется по доминирующей связи, например: бессоюзное сложное с сочинением и подчи­нением, сложносочиненное с подчинением.

Конечно, такая схематичная характеристика не исчерпы­вает анализа многочленного сложного предложения, который должен включать и установление видов отношений при сочи­нении, подчинении, бессоюзии, и определение средств связи, и указание видов придаточных, и вывод об иерархии подчине­ния при наличии нескольких придаточных.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что собой представляет сложное предложение?

2. На какие структурные типы делится сложное предложение?

3. На какие структурно-семантических подтипа делятся союзные сложные предложения?

4. Что собой представляет сложносочиненное предложение?

5. На какие виды по семантико-грамматическому значению делятся сложносочиненные предложения?

6. Расскажите о соединительных предложениях. Приведите примеры.

7. Расскажите о противителдьных предложениях. Приведите примеры.

8. Расскажите о разделительных предложениях. Приведите примеры.

9. Расскажите о присоединительных предложениях. Приведите примеры.

10. Расскажите о предложениях с усложненной структуры. Приведите примеры.

11. Что собой представляет сложноподчиненное предложение?

12. Расскажите о нерасчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

13. Какие нерасчлененные сложноподчиненные предложения вы знаете?

14. Расскажите о местоименно-соотносительных предложениях. Приведите примеры.

15. Расскажите о субстантивно-атрибутивных предложениях. Приведите примеры.

16. Расскажите об изъяснительных предложениях. Приведите примеры.

17. Расскажите о расчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

18. Расскажите о придаточных временных. Приведите примеры.

19. Расскажите о придаточных сопоставительных. Приведите примеры.

20. Расскажите о придаточных условных. Приведите примеры.

21. Расскажите о придаточных причинных. Приведите примеры.

22. Расскажите о придаточных следственных. Приведите примеры.

23. Расскажите о придаточных целевых. Приведите примеры.

24. Расскажите о придаточных уступительных. Приведите примеры.

25. Расскажите о придаточных сравнительных. Приведите примеры.

26. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными. Приведите примеры.

27. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Приведите примеры.

28. Расскажите о бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры.

29. Расскажите о многочленных сложных предложениях. Приведите примеры.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх