Рижский метод закаливания детей в детском саду. Как организовать рижский метод закаливания в детском саду? Нетрадиционные методики закаливания

РИЖСКИЙ МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ

Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Особенно важно проводить закаливание в детском возрасте, когда ребенок только начинает формироваться физически и психологически. Специально для дошкольников еще в 80-е годы была разработана методика рижского закаливания. В чем заключается рижский метод закаливания? Название данной методики пришло к нам из Прибалтики. Дети, целыми днями бегающие по песку и в прохладной воде Рижского взморья, крайне редко болеют простудными заболеваниями. Работники дошкольных заведений отметили этот факт и решили сымитировать те же условия для детей в детском саду. Методика рижского закаливания обрела огромную популярность, поэтому ее стали практиковать во всех уголках бывшего Советского Союза. К слову, этот способ укрепления детского организма пользуется успехом и по сегодняшний день. Итак, для рижского закаливания требуется подготовить три дорожки грубой ткани (ковролин, дерюга, мешковина) длиной не менее полутора метров. Одна дорожка смачивается в 10% растворе морской соли. Для этого нужно 1 кг соли растворить в ведре воды. Не секрет, что в этом продукте содержится огромное количество минералов, оказывающих сильное укрепляющее действие на детский организм. Солевая дорожка - отличная защита от плоскостопия, которое вызывается ослаблением голеностопных связок. Закаливание таким методом относится к процедурам лечебной физкультуры. Если нет ковролина, то можно расстелить на полу клеенку или другой плотный материал, насыпать туда 500-600 г крупной морской соли и попросить малыша походить по такому импровизированному «песку». Выполнение этого упражнения позволяет улучшить кровоток в ногах, снимает мышечное напряжение и укрепляет иммунитет. Вернемся к закаливанию. Вторую дорожку смачивают в чистой воде, а третью оставляют сухой. После того как все «инструменты» для закаливания подготовлены и расстелены на ровной поверхности, деткам предлагают «шаркающим» шагом пройтись по дорожкам: сначала по соленой, потом - по мокрой, и в завершение - по сухой. Такую прогулку можно повторить 5 раз. Однако, на первых этапах закаливания лучше ограничиться тремя повторами упражнений. При этом очень важно следить за кожей ступней ребенка: если после второго раза она достаточно разогрета, то можно на этом остановиться. Обращаем ваше внимание на то, что данная методика является еще и отличной профилактикой плоскостопия, особенно когда сухой коврик оснащен массажными иголочками. Кроме того, положительный эффект от закаливающих процедур можно усилить, совместив рижский метод с контрастным обливанием ног. Раздражение множества рецепторов и приятное ощущение жара доставляют ребенку удовольствие. А наградой за регулярные закаливающие процедуры станет веселый и здоровый малыш!

Коврик для закаливания своими руками

Массажный коврик для стимулирования работы всех систем растущего организма и профилактики плоскостопия можно изготовить самостоятельно, закрепив на куске ковролина различные предметы. Это могут быть крышечки от пластиковых бутылок, пуговки, бусины, колпачки от фломастеров, кусочки плотной ткани. Можно разнообразить дорожку аппликацией в виде отпечатков ног или лапок. Главное, чтобы

поверхность коврика или дорожки для закаливания была достаточно рельефной для стимуляции ступней, но при этом не приносила болевые ощущения. Закрепленные на основе предметы пришивают к куску ковролина или используют для крепежа профессиональный степлер. Еще один вариант массажного коврика, который станет приятным напоминанием о лете, выполнен из настоящей морской гальки. Гладкие плоские камешки приятны на ощупь, поэтому ребенок будет с удовольствием использовать коврик во время закаливающих процедур. Сделать его очень просто: на кусок плотного ковролина при помощи нетоксичного клея как можно ближе друг к другу прикрепите камешки. Они могут быть среднего размера: не слишком крупными, но и не совсем крошечными. Основная задача такого коврика - создавать различное давление на ступню ребенка, не травмируя и не причиняя неприятных ощущений. Согласитесь, что дорожка для закаливания, выполненная своими руками, гораздо интереснее, чем купленная в магазине. Мы уверены, что ваш ребенок с удовольствием будет закаляться по рижскому методу, тренируя сосуды ступней и невольно стимулируя работу эндокринной и нервной систем. Будьте здоровы!

Материал подготовила Е.А.Семенова

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, может иметь несколько вариантов.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Этот интересный метод пришел к нам с восьмидесятых годов и предназначается для закалки детей дошкольного возраста. Рижский метод закаливания позволяет повысить сопротивляемость детского организма к простудам.

1. Такую процедуру лучше всего делать после дневного сна или же после утренней зарядки. Потребуется резиновый коврик, имеющий неровную поверхность или же с шипами. На него надо положить грубую ткань, которую заранее намочить в десятипроцентном растворе обычной соли. На один литр воды положить 100 г соли и добавить туда же пять капель йода. Если коврика не нашлось, возьмите махровое полотенце.

2. Расстелите коврик или полотенце на полу. Ребенок должен встать туда босиком и пошагать по влажной ткани семь секунд. Затем он переходит на другое полотенце, которое намочено в обычной чистой воде и тоже шагает там семь секунд. После этого ребенок должен перейти на сухую ткань и пошагать по ней такое же количество времени. При выполнении процедуры постоянно увеличивается время и оно должно доходить до шестнадцати секунд.

3. Хождение по «солевой дорожке» можно совместить с «дорожкой здоровья». Это кусок ткани или полотенце, на которое нашиты пуговицы, шнуры и бусинки. Это будет отличной профилактикой плоскостопия.

Устанавливаем контакт с родителями и обговариваем, что ребенок должен носить одежду по системе (1,2,3). Летом: один слой одежды. Весна, осень: два слоя одежды. Зима: три слоя одежды. Истоки болезни - в гиперопеке: если одежды много, то закаливание бесполезно. Легкая одежда способствует укреплению здоровья.

Летом:
- один слой одежды;
- одежда должна быть хлопчатобумажной;
- можно ходить без майки, только в платье или рубашке;
- обувь носить без носков (подошва должна быть свободной, так как тренируются рецепторы стоп - планторный массаж)

Весна. Осень:
- платье-курточка;
- рубашка - кофта;
- носок х/б - сапоги (шерстяные носки нужны только для резиновых сапог, в остальных случаях они ведут к перегреванию стопы).

Зима:
- платье, кофта - пальто (шуба - тяжелая одежда, что может привести к нарушению осанки, а тугой пояс на шубе способствует развитию ДЖВП). Приучать ребенка носить зимой одну меховую шапку под нее не одевать шерстяную и не закрывать уши. Шарфом не рекомендуется закрывать носоглотку, так как это ведет к перегреванию носоглотки теплым и влажным воздухом, что нарушает кровообращение и ведет к развитию катара верхних дыхательных путей.

Спасибо

Что такое закаливание и в чем его значение?

Закаливанием называется комплекс процедур и упражнений, целью которых является повышение устойчивости организма к воздействию различных «агрессивных» факторов окружающей среды – холода, жары и так далее. Это позволяет снизить вероятность развития простудных и других заболеваний, а также улучшить иммунитет (защитные силы организма ) и сохранить здоровье на протяжении многих лет.

Физиологические механизмы и эффекты закаливания (влияние закаливания на организм и здоровье )

В большинстве своем закаливающие процедуры позволяют повысить устойчивость человеческого организма к переохлаждению .
Чтобы понять механизм положительного влияния закаливания, необходимы определенные знания из области физиологии.

В нормальных условиях температура человеческого тела поддерживается на постоянном уровне, что обеспечивается многими регуляторными механизмами. Основными «источниками» тепла являются печень (протекающие в ней процессы сопровождаются выделением энергии в виде тепла ), а также мышцы, при сокращении которых выделяется тепло. Из охлаждающих систем организма наибольшее значение имеют поверхностно расположенные кровеносные сосуды кожи . Если температура тела поднимается выше нормы, кожные сосуды расширяются и наполняются теплой кровью, в результате чего теплоотдача увеличивается, а организм охлаждается. При попадании организма в холодную среду происходит раздражение специфических холодовых рецепторов – особых нервных клеток, реагирующих на холод. Это приводит к сокращению кровеносных сосудов кожи, в результате чего теплая кровь из них оттекает в центральные сосуды, расположенные во внутренних органах. Теплоотдача при этом уменьшается, то есть организм таким образом «экономит» тепло.

Особенность описанного механизма заключается в том, что процесс сокращения кровеносных сосудов кожи и сосудов слизистых оболочек (в том числе слизистой горла, носовых путей и так далее ) у обычного, незакаленного человека протекает относительно медленно. В результате этого при попадании в холодную среду может произойти выраженное переохлаждение тканей, что приведет к развитию различных заболеваний. Суть закаливания заключается в медленной, постепенной «тренировке» тех систем организма, которые обеспечивают регуляцию температуры тела. При длительном и постоянном закаливании организм «приспосабливается» к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Проявляется это тем, что при попадании в холодную среду кожные сосуды начинают сокращаться быстрее, чем у нетренированного человека, вследствие чего риск переохлаждения и развития осложнений значительно снижается.

В то же время, стоит отметить, что при закаливании «тренируются» не только кровеносные сосуды кожи, но и другие органы и системы, участвующие в обеспечении приспособительных реакций.

В процессе закаливания также происходит:

  • Активация эндокринной (гормональной ) системы. При воздействии холода надпочечники (особые железы человеческого организма ) выделяют гормон кортизол . Данный гормон улучшает обмен веществ во всем организме, тем самым, повышая его устойчивость в стрессовой ситуации.
  • Изменение обмена веществ на клеточном уровне. При регулярном воздействии холода отмечается изменение (ускорение ) обмена веществ в клетках кожи, что также способствует закаливанию организма.
  • Активация нервной системы. Нервная система регулирует практически все процессы, возникающие при закаливании организма (начиная от сужения и расширения сосудов и заканчивая продукцией гормонов в надпочечниках ). Ее активация во время холодовых процедур также играет важную роль в подготовке организма к действию стрессовых факторов.

Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний и развитии иммунитета

Закаливание позволяет повысить иммунитет (защитные силы организма ), тем самым, снизив риск развития простудных заболеваний.

Простудными заболеваниями принято называть группу инфекций , которые развиваются при переохлаждении организма. К ним относятся грипп , острые дыхательные вирусные инфекции, фарингит (воспаление глотки ) и так далее. Механизм развития данных патологий заключается в том, что при резком переохлаждении организма значительно снижаются его защитные свойства. При этом возбудители инфекций (вирусы или бактерии ) с легкостью проникают в ткани организма через слизистые оболочки глотки и верхних дыхательных путей, обуславливая развитие заболевания.

При закаливании организма отмечается улучшение барьерных функций слизистых оболочек дыхательных путей, а также ускорение обмена веществ в них, что предотвращает вероятность развития простудных инфекций. В данном случае при переохлаждении слизистой (например, при употреблении холодного напитка в жару ) ее сосуды очень быстро сужаются, тем самым, предотвращая развитие переохлаждения. В то же время, после прекращения воздействия холода они также быстро расширяются, в результате чего увеличивается приток крови к слизистой и повышается ее противовирусная и противобактериальная защита.

Как долго сохраняются результаты закаливания?

Эффект закаливания организма развивается лишь через 2 – 3 месяца после регулярных повторений закаливающих процедур и упражнений. При прекращении выполнения данных процедур эффект закаливания начинает ослабевать, полностью исчезая через 3 – 4 недели (у взрослого человека ). Механизм развития данного явления объясняется тем, что при прекращении воздействия стрессовых факторов (то есть самих закаливающих процедур ) постепенно «отключаются» те приспособительные реакции организма, которые отвечали за его защиту (то есть быстрое сужение и расширение кровеносных сосудов кожи и слизистых оболочек ). Если это произошло, для повторного закаливания организма вновь потребуется около 2 месяцев регулярных занятий.

Стоит отметить, что у ребенка эффект закаливания может пройти гораздо быстрее, чем у взрослого (уже через 6 – 7 дней после прекращения выполнения закаливающих процедур ).

Нужно ли принимать витамины при закаливании?

Дополнительный прием витаминов никак не повлияет на закаливание организма, в то время как их недостаток может значительно нарушить данный процесс. Дело в том, что для развития закаливания необходима нормальная работа нервной, кровеносной, эндокринной (гормональной ) и многих других систем. Их функционирование зависит от наличия в организме множества витаминов, минералов, микроэлементов и других питательных веществ. В нормальных условиях (при полноценном и рациональном питании ) все данные вещества поступают в организм вместе с пищевыми продуктами. Если же человек плохо питается, недоедает, принимает однообразную пищу либо страдает какими-либо заболеваниями желудочно-кишечного тракта, у него может развиться дефицит того или иного витамина (например, витамина С , витаминов группы В ). Это, в свою очередь, может нарушить функционирование нервной или кровеносной системы, тем самым, снизив эффективность закаливающих процедур.

Также стоит отметить, что наличие витаминов (А, С, В, Е и других ) необходимо для нормального функционирования иммунной системы, обеспечивающей защиту организма от вирусов, бактерий и других микроорганизмов. При недостатке витаминов в крови выраженность иммунитета может снизиться, что будет способствовать развитию простудных и инфекционных заболеваний даже при закаливании организма.

Гигиена закаливания (основы, правила и условия )

Гигиена закаливания – это свод указаний и рекомендаций, которые необходимо учитывать при планировании и выполнении закаливающих упражнений. Дело в том, что неправильное закаливание организма в лучшем случае может не дать никакого положительного эффекта, а в худшем может стать причиной развития отдельных заболеваний и патологических состояний. Вот почему перед началом закаливания врачи рекомендуют ознакомиться с информацией о том, кому можно выполнять закаливающие процедуры, а кому нельзя, как правильно это делать, какие сложности при этом могут возникнуть и как с ними справиться.


С чего начать закаливание?

Прежде чем приступать к закаливанию, нужно убедиться, что организм готов к этому. Дело в том, что при некоторых патологических состояниях выраженность приспособительных механизмов организма снижается. Если при этом человек начнет выполнять закаливающие упражнения, он может нанести себе вред (в частности могут развиться простудные и другие заболевания ). Никакой пользы от закаливания при этом не будет.

Перед началом закаливания следует:

  • Исключить наличие острых заболеваний. Простудные инфекции, заболевания желудочно-кишечного тракта (например, гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка ), заболевания дыхательной системы (воспаление легких , острый бронхит ) и другие подобные патологии сопровождаются выраженными нагрузками на иммунную и другие системы организма. Если при этом человек начнет выполнять закаливающие упражнения, организм может не справиться с возрастающими нагрузками, что приведет к ухудшению общего состояния или к обострению имеющегося заболевания. Вот почему начинать закаляться следует не ранее, чем через 2 недели после полного излечения острой патологии.
  • Выспаться. Научно доказано, что недостаток сна (особенно хроническое, длительное недосыпание ) значительно нарушает функции многих систем организма, в том числе нервной системы, иммунной системы и так далее. Приспособительные механизмы при этом также ослабляются, вследствие чего при выполнении закаливающих процедур человек может легко простудиться.
  • Настроиться на постоянную работу. Как было сказано ранее, закаливание организма достигается в течение нескольких месяцев и должно поддерживаться на протяжении многих лет. Если человек ожидает быстрого эффекта, он может прекратить выполнять закаливающие процедуры через 5 – 10 дней, не получив желаемого результата.

Традиционные виды, факторы и средства закаливания летом

Существует множество различных закаливающих процедур и упражнений, однако все их можно разделить на несколько основных групп (в зависимости от того, какая энергия воздействует на организм ).

В зависимости от вида воздействующего фактора выделяют:

  • Закаливание холодом. Наиболее эффективным способом закаливания холодом являются водные упражнения, однако с данной целью также применяются и воздушные процедуры. При закаливании холодом повышается устойчивость организма к переохлаждению, а также улучшаются и ускоряются процессы теплопродукции в печени и мышцах. Более того, при закаливании холодом происходят определенные изменения в самих кожных покровах - они утолщаются, количество кровеносных сосудов и жировой ткани в них увеличивается, в результате чего снижается риск обморожения и простуды .
  • Закаливание воздухом. Воздушные процедуры позволяют нормализовать функции центральной нервной системы и эндокринной (гормональной ) системы, улучшить обмен веществ в организме и повысить его устойчивость к действию инфекционных и других патогенных факторов. Кроме того, воздушные процедуры также стимулируют компенсаторные и защитные системы организма, однако происходит это «мягче», чем при закаливании холодом (водой ). Вот почему закаливание воздухом может применяться даже теми людьми, которым противопоказаны водные упражнения (например, при наличии серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной или других систем организма ).
  • Закаливание солнцем. При воздействии солнечных лучей наблюдается расширение кровеносных сосудов кожи, а также улучшение кровообращения и обмена веществ в ней. Более того, ультрафиолетовые лучи (входящие в состав солнечного света ) стимулируют выработку в организме витамина Д , который необходим для нормального развития костной ткани, а также для функционирования других органов и систем. Все перечисленные эффекты способствуют повышению устойчивости организма перед различными инфекциями и простудными заболеваниями.

Основные принципы закаливания

Чтобы закаливание прошло успешно и эффективно, следует придерживаться ряда рекомендаций и правил.

К основным принципам закаливания относятся:

  • Постепенное увеличение «нагрузки». Начинать выполнять закаливающие процедуры следует осторожно, постепенно снижая температуру воздействующих на организм факторов. При этом у защитных сил организма будет время, для того чтобы приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды. Если начать закаливание со слишком больших нагрузок (например, сразу начать обливаться ледяной водой ), неприспособленный организм может переохладиться, что приведет к развитию осложнений. В то же время, если не увеличивать нагрузку или увеличивать ее лишь незначительно, закаливания организма не произойдет.
  • Систематическое (регулярное ) выполнение закаливающих упражнений. Начинать закаляться рекомендуется в летнее время, так как при этом организм максимально подготовлен к нагрузкам. В то же время, продолжать выполнять закаливающие процедуры следует регулярно в течение всего года, так как в противном случае эффект закаливания пропадет.
  • Комбинирование различных закаливающих методик. Для максимально эффективного закаливания организма следует сочетать водные, воздушные и солнечные процедуры, что позволит активировать различные защитные системы организма и укрепить его.
  • Правильное питание. Закаливающие упражнения рекомендуется сочетать с правильным, рациональным питанием. Это позволит обеспечить организм всеми необходимыми витаминами, микроэлементами и питательными веществами, необходимыми для закаливания и укрепления иммунитета.
  • Учет индивидуальных особенностей организма. Приступая к закаливанию, важно правильно оценить первоначальное состояние организма. Если ослабленный, плохо подготовленный человек начнет выполнять слишком интенсивные закаливающие программы, это может привести к развитию простудных и других заболеваний. Таким людям рекомендуется начинать закаляться с минимальных нагрузок, а увеличивать их следует медленнее, чем в других случаях.

Полезно ли закаливание осенью, зимой и весной?

Как было сказано ранее, начинать выполнять закаливающие процедуры рекомендуется летом, так как в летнее время организм наиболее подготовлен к воздействию стрессовых факторов. Кроме того, за весенние месяцы (при правильном питании ) в организме накапливаются все питательные вещества и витамины, необходимые для нормального функционирования и развития приспособительных механизмов и иммунитета. Стоит помнить, что достигнутый за летние месяцы эффект следует поддерживать осенью, зимой и весной. При правильном закаливании риск развития простудных заболеваний или других осложнений минимален даже в холодное время года.

В то же время, стоит отметить, что начинать закаливание в холодное время года (осенью или зимой ) не рекомендуется. Дело в том, что воздействие водных или воздушных процедур при низкой температуре окружающей среды повышает риск переохлаждения неподготовленного организма, вследствие чего могут развиться простудные заболевания. Начинать выполнение закаливающих процедур весной не стоит также и потому, что в это время у многих людей наблюдается дефицит витаминов, минералов и других питательных веществ, а также общее истощение организма, что негативно отражается на приспособительных реакциях и на иммунитете в целом.

Польза закаливания в спорте

Закаленные люди могут достичь лучших результатов в спорте, чем незакаленные. Дело в том, что физиологические механизмы, активирующиеся при тренировке спортсмена схожи с таковыми при закаливании организма. Во время занятия спортом происходит активация приспособительных систем организма, активируются сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы, ускоряется процесс обмена веществ в организме, отмечается рост мышечной ткани и так далее. Если при этом человек незакален, у него повышается риск развития простудных заболеваний. Причиной этого может быть переохлаждение слизистых оболочек дыхательных путей, возникающее на фоне учащенного дыхания во время выполнения тяжелых физических упражнений. Другой причиной может быть переохлаждение кожных покровов, вызванное выраженным расширением поверхностных кожных сосудов и усиленным потоотделением во время тренировки. У закаленного человека оба эти механизма развиты значительно лучше, в связи с чем риск переохлаждения и простуды снижен.

Закаливание и массаж

Массаж также способствует закаливанию организма. Положительные эффекты массажа в данном случае заключаются в улучшении микроциркуляции крови в коже и мышцах, что приводит к улучшению обмена веществ в них. Также при этом улучшается выделительная функция потовых желез, что улучшает терморегуляцию организма. Кроме того, во время выполнения массажа происходит раздражение периферических нервных окончаний, что улучшает нервную регуляцию кровеносных сосудов кожи, тем самым, способствуя процессу закаливания.

Закаливание холодом/водой (водные процедуры )

Закаливание водой является одним из наиболее эффективных способов подготовки организма к холоду. Дело в том, что вода проводит тепло лучше, чем воздух. В связи с этим воздействие на человеческое тело даже теплой водой (например, комнатной температуры ) будет способствовать активации приспособительных реакций (сужению кровеносных сосудов, усилению теплопродукции и так далее ) и закаливанию организма.

В то же время, стоит помнить о ряде правил и рекомендаций, которые позволят сделать водные закаливающие процедуры максимально эффективными и безопасными для здоровья человека.

При закаливании водой следует:

  • Выполнять закаливающие процедуры в первой половине дня. Лучше всего делать это сразу после сна, так как помимо закаливающего эффекта это придаст человеку заряд бодрости на весь день. Нежелательно выполнять упражнения перед сном (менее чем за 1 – 2 часа до отхода ко сну ), так как в результате воздействия стрессового фактора (то есть холодной воды ) может нарушиться процесс засыпания.
  • Охлаждать уже теплый (разогретый ) организм. Как было сказано ранее, суть закаливания заключается в активации приспособительных реакций организма, то есть в сужении кровеносных сосудов кожи в ответ на холодовое воздействие. Однако если организм изначально охлажден, поверхностные кровеносные сосуды уже спазмированы (сужены ), вследствие чего закаливающие процедуры не дадут никакого положительного эффекта. В то же время, стоит помнить, что воздействовать холодом на слишком «горячий» организм также не рекомендуется (особенно неподготовленному человеку ), так как это может спровоцировать переохлаждение и простуду. Лучше всего перед началом водных процедур выполнять легкую разминку в течение 5 – 10 минут. Это улучшит кровообращение во всем организме и подготовит его к закаливанию, в то же время, не способствуя чрезмерно сильному его перегреванию.
  • Давать коже высохнуть самостоятельно. Если после воздействия воды насухо вытереть кожу, это сократит длительность стимулирующего воздействия холода, тем самым, уменьшив эффективность процедуры. Вместо этого рекомендуется давать коже высохнуть самостоятельно, в то же время, стараясь избегать сквозняков, так как при этом можно простудиться.
  • Согреваться после окончания охлаждающих упражнений. Через 15 – 20 минут после окончания выполнения водных процедур обязательно следует согреть организм, то есть перейти в теплое помещение или надеть теплую одежду (если в помещении холодно ). При этом кожные сосуды расширятся, а приток крови к ним увеличится, что позволит предотвратить развитие простудных заболеваний.
  • Увеличивать длительность и интенсивность водных процедур. Вначале следует использовать относительно теплую воду, а длительность самих водных процедур не должна превышать нескольких секунд. Со временем температуру воды следует понижать, а продолжительность упражнений постепенно увеличивать, что и обеспечит закаливание организма.
Закаливание водой включает:
  • обтирание (растирание ) водой;
  • обливание холодной водой;
  • купание в проруби.

Закаливание обтиранием (растиранием )

Это наиболее «щадящая» процедура, с которой рекомендуется начинать закаливание абсолютно всем неподготовленным людям. Обтирание водой позволяет охлаждать кожные покровы, тем самым, стимулируя развитие приспособительных реакций организма, в то же время, не приводя к выраженному и резкому его переохлаждению.

Начальная температура используемой для обтирания воды не должна быть ниже 20 – 22 градусов. По мере выполнения упражнений температуру воды следует снижать на 1 градус каждые 2 – 3 дня. Минимальная температура воды ограничивается возможностями человека и реакцией его организма на процедуру.

Обтирание может быть:

  • Частичным. В данном случае холодовому воздействию подвергаются лишь отдельные участки кожи. Растирать их рекомендуется в определенной последовательности – вначале шею, затем грудь, живот, спину. Суть процедуры заключается в следующем. После предварительной разминки в течение 5 – 10 минут человеку следует раздеться. В руку нужно набрать воду необходимой температуры, после чего выплеснуть ее на определенный участок тела и сразу начать интенсивно растирать его, выполняя круговые движения ладонями до тех пор, пока вся жидкость с поверхности кожных покровов не испарится. После этого необходимо переходить к следующему участку тела. Для обтирания спины можно использовать смоченное в воде полотенце.
  • Общим. В данном случае обтирается весь организм. Для выполнения упражнения необходимо взять длинное полотенце (или простыню ) и смочить в холодной воде. Далее полотенце следует протянуть под мышками, взять его концы руками и начать интенсивно растирать спину, постепенно спускаясь в область поясницы, ягодиц и задних поверхностей ног. Далее полотенце следует снова смочить в холодной воде и растереть им грудь, живот и передние поверхности ног. На начальном этапе вся процедура должна занимать не более 1 минуты, однако в дальнейшем ее длительность можно увеличивать.

Обливание холодной водой

Обливание – это более «жесткий» метод закаливания, при котором на тело выливают воду определенной температуры. Выполнять процедуру также рекомендуется в первой половине дня или не позднее, чем за 2 – 3 часа перед сном. В начальном периоде закаливания рекомендуется использовать теплую воду, температура которой должна быть около 30 – 33 градусов. Объясняется это тем, что вода очень хорошо проводит тепло, что при обливании неподготовленного тела может привести к его переохлаждению.

Суть процедуры заключается в следующем. После предварительной разминки следует набрать в ведро воду нужной температуры. Затем, раздевшись, нужно сделать несколько глубоких и частых вдохов, после чего вылить на голову и туловище всю воду сразу. После этого нужно немедленно начинать растирать тело руками, продолжая делать это в течение 30 – 60 секунд. Упражнение следует выполнять ежедневно, снижая температуру воды на 1 градус каждые 2 – 3 дня.

Контрастный душ

Альтернативой обливанию водой из ведра может стать обычный душ, температуру которого следует регулировать по описанной ранее методике. Вначале под душем следует находиться не более 10 – 15 секунд, однако по мере закаливания организма продолжительность процедуры также можно увеличивать.

Более эффективной методикой закаливания может стать контрастный душ, однако применять данное упражнение можно лишь после нескольких недель закаливания с помощью обтирания и обливания водой. Суть процедуры заключается в следующем. После предварительной разминки следует стать под душ и открыть холодную воду (20 – 22 градуса ) на 10 – 15 секунд. Затем, не выходя из душа, следует открыть горячую (около 40 градусов ) воду и оставаться под ней также в течение 10 – 15 секунд. Смену температуры воды можно повторить 2 – 3 раза (заканчивать процедуру рекомендуется теплой водой ), после чего выйти из-под душа и дать коже обсохнуть. В дальнейшем температуру «холодной» воды можно понижать на 1 градус каждые 2 – 3 дня, в то время как температура «горячей» воды должна оставаться постоянной. Преимущество такой методики заключается в том, что во время смены температуры воды происходит быстрое сужение, а затем расширение кровеносных сосудов кожи, что максимально стимулирует приспособительные реакции организма.

Закаливание купанием в проруби

Данная методика подходит для хорошо подготовленных людей, которые интенсивно закалялись в течение минимум полугода и уверены в силах собственного организма. Первое и основное правило такого метода закаливания заключается в том, что купаться в проруби нельзя в одиночку. Рядом с купающимся всегда должен быть человек, который в случае необходимости сможет помочь справиться с чрезвычайной ситуацией или позвать на помощь.

Непосредственно перед погружением в ледяную воду в течение 10 – 20 минут рекомендуется выполнять хорошую разминку, включающую гимнастику , легкий бег и так далее. Это позволит улучшить кровообращение и подготовить сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы к стрессу . Также перед погружением следует надеть на голову специальную резиновую шапочку, которая должна закрывать и уши (попадание в них ледяной воды может вызвать отит – воспалительное заболевание уха ). Погружаться в воду следует на короткие периоды (от 5 до 90 секунд, в зависимости от тренированности организма ).

После выхода из ледяной воды следует немедленно вытереться полотенцем насухо и накинуть на тело теплый халат или покрывало, чтобы избежать переохлаждения организма на морозе. Также после купания рекомендуется выпить теплый чай, заранее принесенный с собой в термосе. Это позволит согреть слизистую оболочку глотки и внутренние органы, предотвратив выраженное переохлаждение организма. Категорически запрещается принимать после купания спиртные напитки (водку, вино и так далее ), так как входящий в их состав этиловый спирт способствует расширению кровеносных сосудов кожи, вследствие чего организм очень быстро теряет тепло. В таких условиях может наступить переохлаждение, а также повышается риск развития простуды или даже воспаления легких.

Закаливание ног (стоп )

Закаливание ног (в комплексе с другими закаливающими процедурами ) позволяет снизить риск развития простудных и других заболеваний внутренних органов, а также укрепить организм в целом.

Закаливанию ног способствует:

  • Хождение босиком. Суть процедуры заключается в том, чтобы в ранние утренние часы, когда на траве появляется роса, встать и пройтись по лужайке босиком в течение 5 – 10 минут. При этом прохладная роса будет охлаждающе воздействовать на кожу ног, тем самым, стимулируя развитие защитных и приспособительных реакций.
  • Обливание ног. Обливать ноги можно холодной водой либо использовать для этого контрастный душ (по описанным выше методикам ). Данные процедуры будут способствовать дополнительному улучшению микроциркуляции крови в области стоп, тем самым, повышая их устойчивость к переохлаждению.

Закаливание воздухом (аэротерапия )

Принцип действия воздуха как закаливающего фактора также сводится к стимуляции терморегулирующих систем организма, что повышает его устойчивость к переохлаждению.

С целью закаливания воздухом применяются:

  • воздушные ванны;
  • дыхательные упражнения (дыхательная гимнастика ).

Воздушные ванны

Суть воздушной ванны заключается в воздействии на обнаженное (или частично обнаженное ) тело человека движущимся воздухом. Дело в том, что в нормальных условиях тонкий слой воздуха, располагающийся между кожей человека и его одеждой, имеет постоянную температуру (около 27 градусов ). Терморегулирующие системы организма при этом находятся в состоянии относительного покоя. Как только тело человека обнажается, температура воздуха вокруг него снижается, и оно начинает терять тепло. Это активирует терморегулирующие и приспособительные системы организма (целью которых является поддержание температуры тела на постоянном уровне ), что и способствует закаливанию.

Воздушные ванны могут быть:

  • Горячими – когда температура воздуха достигает 30 градусов.
  • Теплыми – когда температура воздуха находится в пределах от 25 до 30 градусов.
  • Индифферентными – при температуре воздуха от 20 до 25 градусов.
  • Прохладными – при температуре воздуха 15 – 20 градусов.
  • Холодными – при температуре ниже 15 градусов.
На начальном этапе закаливания рекомендуется принимать теплые воздушные ванны, что легче всего обеспечить в летнее время. Делается это следующим образом. Проветрив помещение в утренние часы, нужно раздеться (полностью или до нижнего белья ). Это обеспечит охлаждение кожных покровов и активацию приспособительных реакций. В таком положении нужно оставаться в течение максимум 5 – 10 минут (на первом занятии ), после чего следует надеть одежду. В дальнейшем длительность процедуры можно увеличивать примерно на 5 минут каждые 2 – 3 дня.

Если никаких осложнений не наблюдается, через 1 – 2 недели можно переходить к индифферентным ваннам, а еще через месяц – к прохладным. При этом саму процедуру можно выполнять в помещении или на свежем воздухе (например, в саду ). Холодные ванны показаны лишь тем людям, которые закаливаются в течение не менее 2 – 3 месяцев и не страдают какими-либо серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Во время принятия воздушных ванн человек должен ощущать легкую прохладу. Нельзя допускать возникновения чувства холода или развития мышечной дрожи, так как это будет свидетельствовать о более сильном переохлаждении организма. Также во время самой процедуры не следует находиться на сквозняке или на улице в ветреную погоду, так как при этом охлаждение организма будет происходить слишком интенсивно, что может стать причиной развития осложнений (простуды ).

Дыхательные упражнения (дыхательная гимнастика )

Дыхательные упражнения представляют собой определенные режимы дыхания, которые обеспечивают поступление большого количества кислорода в легкие , а также максимально эффективное обогащение кислородом крови и тканей организма. Это улучшает микроциркуляцию в легких, способствует улучшению обмена веществ и делает закаливающие процедуры более эффективными.

Выполнять дыхательную гимнастику рекомендуется до начала самих закаливающих процедур. Это позволит «разогреть» организм и подготовить его к предстоящему стрессу. В то же время, выполнение дыхательных упражнений после закаливания позволяет нормализовать частоту сердечных сокращений, артериальное давление и частоту дыхания, что положительно влияет на функционирование всех систем организма.

Дыхательная гимнастика при закаливании включает:

  • Упражнение 1 (дыхание «животом» ). Исходное положение – сидя. Вначале нужно медленно (за 5 – 10 секунд ) выполнить максимально глубокий вдох, после чего так же медленно выполнить максимальный выдох. На выдохе следует втягивать живот и напрягать мышцы брюшной стенки, что благоприятно влияет на функции диафрагмы (основной дыхательной мышцы, расположенной на границе между грудной клеткой и брюшной полостью ). Повторить упражнение следует 3 – 6 раз.
  • Упражнение 2 (дыхание грудью ). Исходное положение – сидя. Перед началом выполнения упражнения следует втянуть живот, после чего медленно сделать максимальный вдох грудью. Передняя часть грудной клетки при этом должна подниматься вверх, а живот должен оставаться втянутым. На втором этапе следует сделать максимальный выдох, во время которого нужно слегка наклонять туловище вперед. Повторить процедуру 3 – 6 раз.
  • Упражнение 3 (задержку дыхания ). После максимального вдоха следует задержать дыхание на 5 – 15 секунд (в зависимости от возможностей человека ), после чего сделать максимальный выдох. После выдоха также нужно задержать дыхание на 2 – 5 секунд, а затем повторить упражнение 3 – 5 раз.
  • Упражнение 4 (дыхание при ходьбе ). Во время выполнения упражнения следует медленно передвигаться по комнате, чередуя глубокие вдохи с максимально глубокими выдохами (4 шага на вдох, 3 шага на выдох, 1 шаг – пауза ). Выполнять данное упражнение лучше всего после закаливающих процедур, так как оно способствует нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.
  • Упражнение 5. Исходное положение – любое. После глубокого вдоха следует сжать губы, а затем выполнить максимальный выдох, оказывая губами сопротивление выдыхаемому воздуху. Повторить такую процедуру следует 4 – 6 раз. Данное упражнение способствует проникновению воздуха даже в самые «труднодоступные» участки легких (которые при нормальном дыхании не вентилируются ), тем самым, снижая риск развития вирусных и бактериальных инфекций.

Закаливание солнцем (солнечные ванны )

Во время солнечной ванны человек находится под прямыми солнечными лучами. Воздействие таких лучей на кожные покровы стимулирует активацию приспособительных реакций - уменьшение теплопродукции, расширение кожных сосудов, переполнение их кровью и увеличение теплоотдачи. Это улучшает микроциркуляцию в коже, тем самым, ускоряя обмен веществ в ней. Более того, под действием ультрафиолетовых лучей (входящих в состав солнечного света ) происходит образование пигмента меланина. Он накапливается в коже, тем самым, защищая ее от повреждающего действия солнечной радиации.
Также под действием солнечного света в коже образуется витамин Д, который необходим для нормального развития костной ткани, а также для функционирования многих других органов и систем во всем организме.

Принимать солнечные ванны рекомендуется в безветренную погоду. Наиболее подходящее время для этого – с 10 до 12 утра и с 4 до 6 дня. Солнечное излучение при этом достаточно интенсивно, для того чтобы вызвать необходимые изменения в коже. В то же время, не рекомендуется находиться на солнце с 12 до 16 часов, так как повреждающее действие солнечной радиации при этом максимально.

Длительность солнечной ванны в начале закаливания не должна превышать 5 минут. Для этого следует раздеться (полностью или частично, оставив набедренную повязку, плавки или купальник ) и лечь на спину или на живот. Во время всего периода солнечной ванны голова человека должна оставаться в тени или быть покрытой головным убором, так как воздействие прямых солнечных лучей может вызвать солнечный удар . После окончания процедуры рекомендуется погрузить тело в прохладную воду на 1 – 2 минуты (искупаться в море, принять прохладный душ и так далее ). Это приведет к сужению сосудов кожи, что также будет способствовать закаливанию организма. В дальнейшем время пребывания на солнце можно будет увеличить, однако не рекомендуется находиться под прямыми солнечными лучами более 30 минут (непрерывно ). Незамедлительно прервать солнечную ванну следует в том случае, если у человека появится чувство жжения в области кожи, головокружение , головная боль , потемнение в глазах или другое неприятное ощущение.

Нетрадиционные методы закаливания

Помимо традиционных закаливающих факторов (воды, воздуха и солнца ), существует ряд других (нетрадиционных ) методик, позволяющих укрепить организм и повысить его устойчивость к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

К нетрадиционным методам закаливания можно отнести:

  • обтирание снегом;
  • закаливание в бане (в парной );
  • рижское закаливание (закаливание солью, солевую дорожку ).

Обтирание снегом

Суть процедуры заключается в следующем. После предварительной разминки (в течение 5 – 10 минут ) нужно выйти на улицу, набрать в ладонь снега и начать последовательно обтирать им определенные участки тела (руки, ноги, шею, грудь, живот ). Для обтирания спины можно воспользоваться помощью другого человека (если это возможно ). Длительность всего обтирания может колебаться от 5 до 15 минут (в зависимости от состояния здоровья человека ).

Данная методика подходит для подготовленных, закаленных людей, чей организм уже приспособлен к экстремальным холодовым нагрузкам. Начинать закаливающие процедуры с обтирания снегом категорически запрещается, так как это с большой долей вероятности может привести к простуде или воспалению легких.

Закаливание в бане (в парной )

Пребывание в бане (в парилке ) сопровождается выраженным расширением кровеносных сосудов кожи, улучшением микроциркуляции в коже и усиленным потоотделением. Это также стимулирует развитие приспособительных реакций и снижает риск возникновения простудных заболеваний. Вот почему данный метод закаливания рекомендуется использовать практически всем людям, не имеющим противопоказаний (тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной или гормональной системы ).

Находиться в самой парилке (где температура воздуха может достигать 115 и более градусов ) следует в течение строго определенного времени. Вначале следует закрываться в парилке на 1 – 2 минуты, после чего делать небольшие перерывы (по 10 – 15 минут ). Это позволит оценить реакцию организма на столь высокую температуру. Если во время перерывов никаких необычных симптомов (головокружения, головных болей, тошноты , потемнения в глазах ) не наблюдается, можно увеличить время пребывания в парилке до 5 минут. В дальнейшем это время можно увеличивать на 1 – 2 минуты при каждом очередном посещении бани.

После выхода из парилки также можно окунуться в холодную воду. Возникающий при этом стресс приведет к быстрому сужению кровеносных сосудов кожи, что окажет выраженный закаливающий эффект. Если процедура выполняется зимой, после выхода из парилки можно выполнить обтирание снегом, что даст такой же положительный результат.

Рижское закаливание (закаливание солью, солевая дорожка )

Данная процедура относится к методам закаливания ног. Изготовить дорожку можно следующим образом. Вначале следует вырезать три прямоугольника (метр длиной и полметра шириной ) из плотной ткани (например, из ковролина ). Затем следует приготовить 10% раствор морской соли (для этого в 10 литрах теплой воды следует растворить 1 килограмм соли ). В полученном растворе нужно смочить первый кусок ткани, после чего постелить его на пол. Второй кусок ткани нужно смочить в обычной прохладной воде и постелить его за первым. Третий кусок ткани нужно оставить сухим, постелив его за вторым.

Суть упражнения заключается в следующем. Человек (взрослый или ребенок ) должен последовательно, мелкими шагами пройтись вначале по первой (соленой ), затем по второй (просто мокрой ) и затем по третьей (сухой ) дорожке. Это будет способствовать улучшению микроциркуляции в коже стоп, а также укреплению ее кровеносных сосудов, то есть закаливанию. Вначале занятий рекомендуется проходить по всем трем дорожкам не более 4 – 5 раз. В дальнейшем число кругов можно увеличить до 10 – 15.

Что произойдет с Вашим телом, если обливаться холодной водой каждый день?

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

"Рижский" метод закаливания

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях,мет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших группах для детей от 1,5 до 4 лет.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

"Дорожка Здоровья" представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ

Федосеева Татьяна Николаевна , старший воспитатель

Введение

Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами (Комаровский В.Ю ). Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.
Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма.
Все более актуальной в настоящее время становится проблема туберкулеза у детей. Причин здесь много:


  • снижение жизненного уровня населения,

  • ухудшение здоровья матери и ребенка,

  • отсутствие осведомленности об опасности туберкулезной инфекции.
В медицинской литературе отмечается огромное значение закаливания детей, больных туберкулезом. Как показали исследования М.Е.Маршака, В.Г.Лучинского, В.П.Рудина и др., повторные холодовые воздействия влияют на реактивность больных туберкулезом легких к холоду в том же направлении, что и у здоровых. Систематическое охлаждение больных туберкулезом легких сопровождается повышением устойчивости их организма к холодовым воздействиям. По мнению П.С.Медовикова закаливание является наиболее важным ресурсом в борьбе с туберкулезом, а систематическое повторное охлаждение детей, больных туберкулезом приводит к повышению их устойчивости к охлаждению и является важным профилактическим мероприятием против простудных заболеваний.

Закаливание для ослабленного ребенка имеет еще большее значение, чем для здорового. Ребенок, носящий в себе туберкулезный токсин отличается болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляемостью и может стать жертвой любой инфекции. Необходимо ослабить его чувствительность, усилить сопротивляемость. Эта цель достигается системой закаливания. Закаливание в санаторном саду должно вестись более осмотрительно, чем в обычном детском саду, под скрупулезным контролем врача; меры закаливания должны быть индивидуализированы по отношению к отдельным детям.
При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания, впервые сформулированные еще в 1910 г. Г.Н. Сперанским . Эти принципы сформулированы в современной редакции Ю.Ф.Змановским:


  • осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей;

  • интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;

  • требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания.
Стабильность условий внешней среды - постоянная температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) - приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является главным проявлением родительской любви. Это приводит к тому, что физические факторы - движущийся воздух – «сквозняк», или температура в комнате +17°С становятся источником повышенной опасности. Несомненно, что тренировать способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды стоит и дальше. Необходимо организовать уход, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур, как воздуха, так и воды, использовать все возможности для контакта с естественными факторами природы. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и повышают эффективность закаливающих процедур. Контрастные процедуры не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. При их проведении существенно улучшается кровоток в носоглоточной области.
Деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения базируется на понимании здоровья как целостной категории, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную и духовную стороны его проявления.
Таким образом, коллектив нашего детского сада поставил цель – совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ.
Ю.Ф. Змановский делит методы закаливания на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные).

К нетрадиционным – методы, основанные на контрасте температур.
Основная задача – введение нетрадиционных методов закаливания ребенка. Как показывают многочисленные исследования , наиболее эффективными влияниями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. В своей работе мы использовали методику Ю.Ф.Змановского. С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, создаются условия для повышения сопротивляемости организма.

Нетрадиционные методики закаливания

1. Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.

Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в специально оборудованный спортивный зал (теплый) со спортивными снарядами, применяемыми для развития и укрепления свода стоп, затем перебегают в «холодный» музыкальный зал.

Инвентарь в спортивном зале располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Характер пребывания в «теплом» помещении отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом. В прохладном помещении предлагаются разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением, разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания.

После активных движений дети отправляются обратно в группу, где проходит обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах – обтирание груди. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого покраснения.
При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляя вначале в «теплом» – +23-+26 o , а в «холодном» – на 3-5 o ниже. Она увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10 o за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитывается общее состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

Структура проведения закаливающих процедур после сна


Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух (температурное воздействие на организм)

Сон без маек

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика после сна в кроватях.
Хождение босиком


Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка.
Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).
Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, массажные коврики и др.)
Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

Медицинский отвод после болезни.

Температура воздуха в спальне ниже 14 o С


Наличие противопоказаний


Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему)

Полоскание рта кипяченой водой, соляным раствором

Обширное умывание

Туалет носа


Постепенное обучение полосканию рта, начиная с l-й младшей группы.
Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица с последующим растиранием полотенцем.
Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

Температура воздуха ниже нормы.
Наличие медицинских отводов.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.
В период после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания индивидуально щадящая (носки, майки), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое.

2. Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап - хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. (Ю.Ф. Змановский).
В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия.Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

3. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37 o . Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.
Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели нами использовалась, например, полифункциональная развивающая игра с элементами звуковой гимнастики “Волшебный напиток” (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк).
Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах t 36-38 o . Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят “волшебные” слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А...у...м...»

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные – такие, какие подсказывает собственное воображение ребенка. “Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я – здоров”. Дети поласкают рот, промывая водой всю полость рта. После этого со звуком “а...а...а”, подняв голову, поласкают горло и также проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала “заряженная” вода? Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 20-22 o с целью достижения закаливающегося эффекта.

Основные требования к проведению закаливания

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства).
Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети обтираются влажным полотенцем, обмывают под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.
При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.
Можно выделить три группы детей по этим показателям:


  • Здоровые закалённые.

  • Дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые.

  • Дети, страдающие хроническими заболеваниями, после длительных заболеваний.
Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта.
Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным .
Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов:

  • Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

  • Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.

  • Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

  • Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

  • Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней .
    Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.
    Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания . Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например – полоскание водой горла – местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.
    Полиградационность , т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.
    Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания.
Заключение

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, но и интеллектуального.
Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.
Специфика нашего детского сада такова, что дети находятся у нас в среднем полгода-год. Но мы все-таки наблюдаем снижение заболеваемости в группах (особенно в старших) В ходе наблюдений установлено, что под влиянием циклических упражнений и закаливающих процедур увеличивается работоспособность, активно формируются двигательные умения и навыки, развиваются основные двигательные качества, воспитывается воля, смелость, дисциплина, формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физическими упражнениями, прививаются гигиенические навыки. Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.
Наши результаты дают возможность разработать и внедрить в деятельность дошкольных учреждений разных видов физиологически обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую укрепление соматического и психического здоровья, нормальное физическое и общее развитие детей раннего и дошкольного возраста.

Методика проведения воздушных ванн

(Методика оздоровления детей в МБДОУ № 35 , авт. Кузнецова М.Н.)

Адаптировано к условиям детского сада

Воздушные ванны ребенок получает, находясь в обычной одежде (обнажаются руки и ноги), во время физкультурных занятий, музыкальных занятий, утренней гимнастики, при смене белья после дневного сна.


Возраст детей

Местное воздействие

Общее воздействие

Начальная t, С

Конечная t, С

Начальная t, С

Конечная t, С

До 2-х лет

+ 23

+(20 – 10)

+ 23

+ (22 – 20)

2-3 года

+ 22

+ (18 - 16)

+ 22

+ 20

4-7 лет

+ 22

+ (16 -)

+ 22

+ (19 – 18)

Продолжительность воздушных ванн увеличивается постепенно с 3…5 минут до 10….20 минут.

В младшей группе 5 минут

В средне группе – до 12 минут

В старшей группе до 20 минут.

Ослабленным детям продолжительность ванны по 5 минут несколько раз в день без снижения температуры.

«Босоножье»

Методика адаптирована к условиям МДОУ

Закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период.


Группа

виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

время

Младшая

Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

5-30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 мин

Младшая

Ходьба и бег по теплому песку, траве

5-45 мин

Ходьба по ковру босиком

5-30 мин

Средняя

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5-60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу

Бег босиком по ковру


5-30 мин

старшая

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5-90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному поду

5-30 мин

Шестилетки

Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли

От 5 минут и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5-30 мин

Методика адаптирована к условиям ГДОУ

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывай-ка»

«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» - ополаскивает руки.

«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» - вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз- обмоем кисть руки, Шесть- смелее по груди,

Два – с другою повтори. Семь –лицо свое обмоем,

Три – до локтя намочили, Восемь – с рук усталость смоем,

Четыре – с другою повторили. Девять- воду отжимай,

Пять – по шее провели, Десять – сухо вытирай.

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Адаптирована к условиям ДОУ

Процедуры закаливания дополняются повседневным соблюдением «температурной гигиены». Обязательным условием любого закаливания следует считать создание рациональной температурной воздушной среды в помещениях и поддержание чистоты воздуха в помещениях, где находятся дети.

Сквозное проветривание до температуры +16 - +14 С и ниже в течение 5-6 минут проводятся 4-5 раз в день а отсутствие детей. При этом температура обычно восстанавливается через 20-30 минут.

Детей укладывают в проветренное помещение; после засыпания вновь открывают фрамуги, снижая температуру на 2-4 С.

Одежда детей в помещении при умеренной двигательной активности

Методика оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М.Н.

Адаптирована к условиям ДОУ

Обязательным условием эффективного закаливания является наличие адекватной одежды детей на данное время дня:


t воздуха, С

Одежда

Допустимое число

слоев одежды


16-17

Хлопчатобумажное белье, платье шерстяное или из плотных тканей, трикотажная кофта, колготки (на ногах – туфли или теплые тапочки)

3-4

18-20

Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной или из толстой хлопчатобумажной ткани, колготки, для старших дошкольников - гольфы (на ногах – туфли)

2-3

21-22

Хлопчатобумажное белье, платье из тонкой хлопчатобумажной ткани с коротким рукавом, гольфы, (на ногах – туфли или босоножки)

2

23 и выше

Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое платье без рукавов, носки, (на ногах – босоножки)

1-2

Согласовано УТВЕРЖДЕНО

Врач___________ Заведующий МБДОУ № 35

Андрулис В.В.

Методика проведения воздушных ванн в помещении и на открытом воздухе

Методика оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М.Н.

Адаптирована к условиям ДОУ

Воздушные ванны - средство закаливания при температуре воздуха в помещениях в пределах

22-1-19 С. Постепенно температуру понижают путем проветривания до 18-17°С для детей в возрасте 1-2 лет и до 1б-15°С - для детей 2-3 лет. Начальную продолжительность ванн, равную 2-5 минутам, увеличивают через 2-3 дня на 1-2 минуты, и доводят до 10-15 минут. Важно следить за тем, чтобы ребенок не переохлаждался: при появлении «гусиной кожи» принятие воздушной ванны прекращается. Ежедневно можно проводить 2-3 воздушные ванны.

При рассеянном солнечном облучении можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе, но время приема ванн сокращается, если температура воздуха ниже +18°С и скорость ветра больше 5 м/сек.

Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является непременным условием их эффективности. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш). Недопустимо принимать воздушные ванны, лежа на земле, даже в теплую погоду (при температуре воздуха +22°С), так как земля обладает выраженным теплоотнимающим действием.

Дети в возрасте 4-6 лет могут с пользой для здоровья принимать воздушные ванны в более охлажденных условиях, начиная с температуры воздуха +18+17°С с постепенным снижением и доведением ее до +13+12°С. При условии хорошей перёносимости детьми охлаждения продолжительность первой ванны равна 5 минутам, затем увеличивается до 8-10 минут и более. Тело при этом постепенно освобождается от одежды, начиная с рук и ног. Надо постоянно воспитывать у детей спокойное отношение к этим процедурам, стимулировать появление положительных эмоциональных ощущений.

Босохождение в помещении по тренажерному пути

Адаптировано к условиям ГДОУ

Цель: профилактика плоскостопия, тонизирующее воздействие на активные точки стопы, закаливание.

Оборудование: ковровое покрытие, ребристая доска, коврики резиновые с шипованным рифлением, толстая веревка, аппликатор Кузнецова и т.д.

методика

Начинать босохождение в помещении надо в теплой комнате, первые дни только по ковру в течение одной минуты, затем прибавляем по одному тренажеру и, таким образом, увеличиваем постепенно время до 3 минут.

Адаптировано к условиям ДОУ

Оборудование: ведро с теплой водой, ведро с холодной водой, ковш или лейка, деревянная решетка, туалетное мыло, губка, полотенце.

Условия: Начальная температура воды 35 С. Температуру ежедневно снижают на 1 С до конечной температуры 20-18 С. Продолжительность процедуры 20-30 секунд.

После болезни ребенка или пропуска процедур более 4-5 дней, начальная температура снова повышается до 35 С, а затем снижается постепенно до 20-18 С.

Методика: Дети сидят на скамейке, поставив ноги на решетку в ванночке. Грязные ноги моют теплой водой губкой с мылом, затем обливают прохладной водой. Для обливания используют ковш или лейку. Смачивается вся поверхность голени и стоп, Сосуд с водой держат на расстоянии от ног 4-5 сантиметров. На каждое обливание расходуется),5 литра воды. После каждого обливания ноги ребенка тщательно вытираются мягким полотенцем, а татем растираются до легкого покраснения поглаживанием в направлении от пальцев к колену.

Примечание: Закаливающая процедура при неблагоприятных температурных условиях (холодный пол в помещениях, переохлаждение ног ребенка) – ноги ребенка любым способом согреваются, чтобы стали теплыми на ощупь, только потом обливаются прохладной водой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх