Способы улучшения мозговой деятельности. Деятельность мозга

На протяжении многих лет человека, как такового, изучают философы, социологи, психологи, антропологи, медики, педагоги, искусствоведы, юристы и др. Но каждая из этих дисциплин говорит о человеке на "своем языке", и простое суммирование всех данных не создает целостной картины. Она остается "разобранной" по ведомствам отдельных наук. Каждый исследователь вкладывает в одни и те же термины свой смысл в пределах одной и той же науки, например, психологии. Ключевые для нее слова "эмоция", "воля", "сознание", "личность", "характер" не имеют общепринятых определений. А ведь только одинаковые ответы на вопросы могут превратить психологию в науку в том смысле, в каком мы называем ею астрономию, химию, биологию.

Плодотворность такого направления исследований очень точно, на мой взгляд, сформулировал Л. С. Выготский (1849 - 1934): "Неразрешимость психических проблем для старой психологии заключалась в значительной мере в том, что из-за идеалистического подхода к ней психическое вырывалось из того целостного процесса, часть которого оно составляет, и ему приписывалась роль самостоятельного процесса, существующего наряду и помимо процессов физиологических... Мы должны изучать не отдельные вырванные из единства психические и физиологические процессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас: мы должны брать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно".

Эффективность именно такого подхода хочу подтвердить двумя примерами исследовательской практики послед них лет.

Наш сотрудник, профессор А. М. Иваницкий, сопоставил физиологические проявления, возникающие у человека в виде вызванных электрических потенциалов мозга (ВП), с субъективными психологическими показателями восприятия. В результате этих исследований были выделены три этапа построения субъективного образа.

На первом этапе в мозгу происходит анализ физических характеристик внешнего стимула. Объективно об этом свидетельствуют ранние компоненты ВП, которые фиксируются специальной энцефалографической аппаратурой в период времени до 100 мс. Процессы первого этапа - это как бы подготовительная фаза восприятия - они еще не сопровождаются какими-либо феноменами на психическом уровне.

Психическое ощущение возникает на втором этапе, после сравнения физических параметров стимула с информацией, хранящейся в памяти, благодаря чему определяются его значимость, отношение к потребностям человека. Этот момент совпадаете волнами ВП, возникающими между 100 и 200 мс после начала действия стимула.

Третий, завершающий этап восприятия - окончательное опознание стимула, его идентификация. Это отражается в волне ВП, обозначаемой как П-300 и наиболее отчетливо наблюдаемой в передних, лобных отделах мозга. В том случае, когда субъект должен выбирать один из возможных вариантов ответа в зависимости от характера стимула, в рисунке ВП регистрируется еще один комплекс, получивший название "потенциала выбора реакций" и, по-видимому связанный с процессами принятия решения об ответном действии. Поразительное совпадение по времени всех этапов субъективно переживаемого восприятия с объективно регистрируемыми событиями, разыгрывающимися в тканях мозга, позволяет говорить о них именно как о различных проявлениях единого целостного процесса.

Второй пример я заимствую из собственного опыта. В 1964 г. результаты экспериментов привели нас к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения в данный момент. Зависимость силы и знака эмоциональной реакции от величины потребности и вероятности ее удовлетворения была затем многократно подтверждена психофизиологическими исследованиями, где о силе эмоции судили по величине объективно регистрируемых сдвигов физиологических функций (частота сердцебиений, колебания кожных электрических потенциалов, изменения электрической активности мозга и т.п.); о потребности - по интенсивности избегаемого неприятного раздражения или продолжительности голодания; о возможности удовлетворения - по суммарной величине допускаемых субъектом ошибок или вероятности подкрепления условных сигналов.

Характерно, что и объективно регистрируемые данные физиологов, и данные, полученные психологами на основе субъективного восприятия испытуемых, сопоставимы и дают один и тот же количественно оцениваемый и контролируемый результат.

В 1984 г. американские исследователи Д. Прайс и Дж. Баррел воспроизвели эти опыты в чисто психологическом варианте, предложив испытуемым самим отмечать на специальных шкалах силу своего желания, предполагаемую вероятность достижения цели и степень эмоционального переживания. Количественная обработка данных подтвердила существование зависимости, которую авторы назвали "общим законом человеческих эмоций".

Потребностно-информационная теория эмоций легла в основу многочисленных экспериментов с повреждением и регистрацией электрической активности различных отделов мозга, среди которых удалось выделить две системы. Одна из них (передние отделы новой коры и гиппокамп) оценивает вероятность удовлетворения потребности, в то время как другая (гипоталамус и ядра миндалевидного комплекса) выделяет доминирующую потребность человека, подлежащую первоочередному удовлетворению. Результат сложного взаимодействия этих четырех мозговых структур - и есть эмоциональное состояние, переживаемое человеком в данный момент.

Меня могут спросить, а есть ли необходимость доказывать взаимосвязи деятельности мозга и психологии? На мой взгляд - безусловно. Ведь дискуссия о способности естествознания анализировать проявления человеческой психологии продолжается. И существуют на этот счет различные точки зрения.

Если физиологические опыты позволили сформулировать концепцию, получившую подтверждение со стороны экспериментальной психологии, то поддержка со стороны психологов побудила вернуться к нейрофизиологии и попытаться "наложить" эту новую теорию эмоций на анализ взаимодействия анатомически оформленных и функционально специализированных структур мозга.

С нашей точки зрения, сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе - других поколений в виде памятников культуры. Коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания. Внутреннее "Я", судящее о собственных поступках, есть не что иное, как интериоризованный (от лат. interior - внутренний), "другой". Уместно вспомнить, что подобной точки зрения придерживался и З. Фрейд (1856 - 1939): "Действительное различие между бессознательным и предсознательным представлениями заключается в том, что первое совершается при помощи материала, остающегося неизвестным (непознанным), в то время как второе связывается с представлениями слов".

О решающей роли функционирования речевых структур головного мозга в феномене сознания свидетельствуют исследования нейрофизиологов, проводимые в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. Здесь было доказано: восстановление сознания у больных с тяжелой черепно- мозговой травмой совпадает во времени с восстановлением связей между моторно-речевыми зонами левого полушария (у правшей) и другими областями коры. Профессор Э. А. Костандов на основании систематических экспериментов в НИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского РАМ Н пришел к выводу: "Активизация связей гностических корковых участков с двигательной речевой зоной является решающим звеном в структурно-функциональной организации механизмов, обеспечивающих осознание раздражителя".

Открытие функциональной асимметрии головного мозга оказало огромное влияние на изучение естественнонаучных основ сознания. Вместе с тем было бы неоправданным упрощением отнести сознание и речь исключительно к левому полушарию. Высказывания на родном языке, например, на начальном этапе возникают в правом полушарии, а окончательно оформляются - в левом. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но больные с поражением левого полушария тревожны, озабочены своим состоянием и своим будущим. При правостороннем поражении мозга больные, напротив, легкомысленны и беспечны. В самом общем виде можно сказать, что правое полушарие больше связано с мотивационной сферой личности, а левое - с информационной (когнитивной) сферой. Образно говоря, человек с поражением левого полушария - это субъект с богатым набором потребностей и дефицитом способов их удовлетворения. И наоборот, больной с поражением правого полушария располагает избытком средств для удовлетворения резко обедненной, суженной, упрощенной сферы мотивов. Отсюда вторично возникает склонность к преобладанию отрицательных или положительных эмоций. При поражении левого полушария речь нарушена, но личность сохранена. При поражении правого - страдают самосознание и самооценка.

Современные исследования мозговой деятельности подтверждают представления о личности как индивидуально неповторимой композиции и внутренней иерархии биологических (витальных), социальных и идеальных потребностей данного человека, включая их разновидности (сохранения и развития, "для себя" и "для других"). Главенствующая (чаще других и продолжительнее других доминирующая потребность), т.е. сверхзадача жизни, - вот подлинное ядро личности, ее самая существенная черта.

Хочу подчеркнуть, что поведением человека сознание не руководит, не руководило и руководить, надеюсь, никогда не будет. Человека ведут потребности, интересы, желания. Заметим, что чаще всего мы встречаемся с достаточно сложной комбинацией нескольких потребностей, далеко не всегда осознаваемых самим субъектом. Но в любом случае личность человека будет характеризовать его мотивационная доминанта. Так, мы знаем, какая огромная разница между страхом и трусостью. Страх - естественная эмоциональная реакция, присущая каждому из нас и порождаемая потребностью сохранения, причем не обязательно себя. Это может быть и страх за другого, за сооружение, явившееся результатом коллективных усилий и т.п. В отличие от страха, трусость - черта личности, потому что трусость "как наихудший из человеческих пороков" означает, что потребность самосохранения, став мотивационной доминантой, возобладала над сосуществующими и конкурирующими с ней потребностями соответствовать определенным этическим нормам, над чувством долга и ответственностью за судьбу других людей.

По-видимому, имеются определенные связи между потребностями, сознанием и неосознаваемыми проявлениями высшей нервной деятельности человека.

Уже само коммуникативное происхождение сознания делает его неизбежно социальным. Интериоризованный "другой" (точнее "другие"), субъективно воспринимаемый как мое внутреннее "Я", порождает не только способность мысленного диалога с самим собой, но и принципиальную возможность лжи, т.е. возможность думать одно, а говорить другое. Как остроумно заметила одна ученая: "Нельзя лгать подсознанию. Оно всегда знает правду". Напомним: к подсознанию относится все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях, а именно: хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, глубоко усвоенные субъектом социальные нормы (Фрейд обозначил их термином "Сверх-я"), регулирующая функция которых переживается как "голос совести", "зов сердца", "веление долга" и т.п. Имеется и прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведения. Так, ребенок путем имитации неосознанно фиксирует эталоны поведения, которые он видит в своем ближайшем окружении. Со временем они становятся внутренними регуляторами его поступков.

Подсознание тяготеет к жизненным, витальным потребностям, к инстинктивному поведению. Это особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях угрозы индивидуальному и видовому (родительский инстинкт) существованию, когда нет времени для рационального анализа обстановки, но необходимо действовать, опираясь на врожденный и ранее накопленный опыт, мгновенно используя автоматизированные навыки.

Например, стадо или толпа людей при сигнале опасности срывается с места. А если какой-нибудь "интеллектуальный олененок" не последовал бы общему порыву и стал рассуждать о достоверности сигнала, то оказался бы в зубах волка или под пулей охотника. Но за каждый прогресс надо платить. Природа построена на грубой статистике. Если она выигрывает в процессе естественного отбора 60 %, то 40 % жертвует. Стадное поведение неоднозначно. С одной стороны, если не понимаешь, что делать при сигнале опасности, делай как все, не раздумывая. С другой стороны, паника во многих случаях губительна. Но "хорошо" или "плохо" - это не понятия естествознания. Наука отвечает на вопрос "почему?". А "зачем?" - это область богословия или идеологии.

Что касается сверхсознания (творческой интуиции), то оно, по- видимому, монопольно принадлежит идеальным потребностям познания и преобразования окружающего мира. Нейрофизиологическую основу деятельности сверхсознания представляет трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта, первичное замыкание новых нервных временных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем. В сущности, именно деятельность сверхсознания есть движитель прогресса. Подобно тому, как в эволюционирующей биологической популяции новое возникает через отбор отдельных особей, эволюция культуры наследует в ряде сменяющихся поколений идеи открытия и социальные нормы, первоначально возникшие в голове отдельных первооткрывателей и творцов. Сверхсознание участвует в поиске средств удовлетворения витальных и социальных потребностей только в том случае, если там возникают элементы идеального. Осознанное идеальное становится все более социальным - ярким примером может служить судьба идеологий.

Что касается духовности и души, якобы несовместимых с высшей нервной деятельностью, то, с материалистической точки зрения и в современном словоупотреблении этих понятий, они обозначают индивидуальное выражение в структуре данной личности двух фундаментальных потребностей человека: идеальной потребности познания и социальной альтруистической потребности "для других". Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - преимущественно вторая.

Принципиальная двойственность сознания, возможность рефлексии, взгляда на себя изнутри порождают сомнения в целостности психологии как единой науки. По этому вопросу высказываются совершенно разноречивые мнения. Одни ученые считают, что это междисциплинарная область с несовместимыми или взаимоисключающимися ориентирами и критериями, часть которых соответствует естественным наукам, а часть - гуманитарным. Вторые полагают, что единство психологии в принципе достижимо. Третьи утверждают, что существует парадигма, единая для всех психологов, так как они исследуют поведение, учитывая ситуацию и личность субъекта.

Здесь, на наш взгляд, необходимо, по-видимому, ввести принцип дополнительности, ибо одно и то же явление получает различную оценку в зависимости от позиции наблюдателя. Поясним этот принцип на примере свободы воли.

Признание дополнительности объективного и субъективного анализа поведения человека - эту идею в свое время высказал Н. Бор (1885-1962) - позволяет снять реально существующее противоречие между детерминизмом и свободой воли. Человек несвободен (детерминирован) с точки зрения внешнего наблюдателя, рассматривающего поведение как результат генетических задатков и условий воспитания. Вместе с тем и в то же самое время человек ощущает себя свободным в выборе с точки зрения его рефлексирующего сознания. Это субъективная иллюзия, но она очень важна, потому что ощущая себя ответственным, человек лишний раз прогнозирует последствия своих поступков и делает их более обоснованными. Мобилизация из резервов памяти такого рода информации ведет к усилению потребности, устойчиво главенствующей в иерархии мотивов данной личности, благодаря чему она обретает способность противостоять ситуативным доминантам - потребностям, экстренно вызванным сложившейся обстановкой.

При выборе поступка деятельность сверхсознания может предоставить в качестве материала для принятия решения такие рекомбинации следов накопленного опыта, которые никогда не встречались ранее ни в жизни данного субъекта, ни в опыте предшествующих поколений. В этом и только в этом смысле можно говорить о своеобразном самоопределении поведения как частном случае реализации процесса самодвижения и саморазвития живой природы. Истинная свобода воли осуществляется только в творческой деятельности человека.

Академик П. В.СИМОНОВ, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

Даже сегодня остается настоящей загадкой для исследователей. Однако многое им уже удалось выяснить. Так по каким «проводам» мозг получает сообщения, и на чем основывается его работа?

Принцип работы человеческого мозга

Мозг зрелого человека весит порядка полутора килограмм, куда «вмещается» около сотни миллиардов активных клеток. Большинство клеток - это нейроны, которые служат проводниками

Как работает мозг? Принцип его деятельности можно условно сравнивать с работой электрического выключателя. Нейроны могут находиться как в «выключенном», так и «включенном» состоянии, когда электрические импульсы передаются по соответствующим проводящим путям.

Сформированы нейроны в виде тела клетки и передающих нервные импульсы аксонов. В свою очередь, нейронные аксоны связаны между собой синапсами, благодаря которым происходит передача информации между отдельными нейронами.

Роль химических веществ в деятельности мозга

Особенности мозга человека предполагают активность особых химических составляющих, известных как нейромедиаторы. Присутствие таких веществ, как дофамин или адреналин, способствует активизации тех или иных его функций. Причем различные отделы, так же как их нейроны, «применяют» в своей работе разные химические составляющие.

Благодаря химической активности мозга, его нейроны способны воспроизводить электрический заряд, мощность которого в целом может достигать около 60 Вт. Деятельность мозга, основанная на электрической активности, может быть измерена при помощи специализированного оборудования.

По каким «проводам» мозг получает сообщения?

Основным проводником для передачи информации к нейронам посредством нервных синапсов выступает спинной мозг. Сравнить можно с многожильным телефонным кабелем. Повреждение такого «кабеля» может приводить к потере человеком контроля как над отдельными конечностями, так и телом в целом. Именно посредством электрических импульсов осуществляется передача команд головного мозга телу.

Минуя синапсы спинного мозга, непосредственно в передается информация лишь от слуховых и зрительных рецепторов. Именно поэтому при парализации всего тела человек сохраняет способность слышать и видеть.

В целом же активность мозга обусловлена функционированием серого вещества, которое располагается на его поверхности и формирует кору головного мозга. Особую роль в работе головного мозга играет которое практически полностью состоит из проводящих импульсы аксонов.

Мозг: строение и функции

Человеческий мозг сформирован из двух полушарий - левого и правого, которые отвечают за выполнение отдельных функций. Так, правое полушарие мозга человека позволяет группировать поступающую информацию. В свою очередь, на возложен в основном анализ «входящих» данных. Например, правое полушарие идентифицирует предмет, а левое определяет его особенности, качества, характеристики, прочее.

По каким «проводам» мозг получает сообщения? По мнению исследователей, получая электрические импульсы, правое полушарие мозга воспринимает преимущественно абстрактные вещи и понятия, анализирует форму и цвет. В то же время левое полушарие оставляет за собой математические способности, речь и логику. Из года в год ученые находят такому специфическому разделению функций человеческого мозга и его дифференциации все новые подтверждения.

Мифы о человеческом мозге

На сегодняшний день распространенным остается мнение о том, что современный человек способен задействовать не более 10% собственного мозга. Несмотря на многочисленные споры вокруг данного вопроса, существует целая масса доказательств использования человеком всего потенциала головного мозга. Согласно данным исследователей, даже выполнение довольно простых задач нуждается в активизации практически всех областей мозга.

Ошибочно также полагать, что у слепых людей слух развит лучше, по сравнению со зрячими. Впрочем, незрячие могут похвастаться более развитой слуховой памятью. Такие люди быстрее идентифицируют источники звуков, а также активнее улавливают смысл иностранной речи.

Величина мозга абсолютно не влияет на интеллектуальные способности. Определяющим фактором в развитии интеллекта становится лишь количество нервных связей между отдельными нейронами.

Человеку сложно пощекотать самого себя. Все дело в настрое мозга на восприятие раздражителей из внешнего мира, что позволяет выделять действительно важные для организма сигналы из обширного потока ощущений. Ведь причиной возникновения большинства из них являются бессознательные действия самого человека.

Зевота является не просто условным рефлексом при отходе от сна, но и позволяет мозгу быстрее прийти в активное состояние, благодаря его активному насыщению кислородом.

Компьютерные игры дают мозгу отдых и расслабление за счет отвлечения от повседневных задач, а также учат одновременному выполнению нескольких дел одновременно. Причем лучшей в данном случае выступают активные игры, например экшны и шутеры, когда игроку приходится отражать атаки целой группы врагов, которые наступают с различных сторон в ограниченном пространстве. Участие в подобных виртуальных развлечениях позволяет человеку молниеносно реагировать на быстрое изменение ситуации и рассредоточивать внимание.

Физические упражнения способствуют поддержанию головного мозга в хорошей форме. Регулярные физические нагрузки влияют на рост количества капилляров в мозгу, что дает возможность лучше насыщать его и кислородом.

Простую песню без сложной музыкальной структуры и особой смысловой нагрузки гораздо сложнее забыть по сравнению с действительно «интеллектуальными» произведениями. Причина кроется в способности мозга к построению автоматических, привычных алгоритмов действий, куда могут встраиваться подобные мелодии.

В заключение

Человеческий мозг является крайне сложной структурой, включающей в себя целую массу функциональных отделов, работа которых основана на активизации и затухании миллиардов нейронов.

По каким «проводам» мозг получает сообщения? Роль таких проводящих путей выполняют нейронные связи. Каждый нейрон действует подобно микроскопическому электрическому выключателю, включение которого активизирует передачу нервных импульсов в нужные Поступающая из внешнего мира информация в конечном итоге передается в большие полушария головного мозга, где и происходит ее окончательный анализ и обработка.

Нет предела совершенству! Каждый разумный человек мотивирован на улучшение своей жизни: идеальное тело, комфортное жилье, непрерывное саморазвитие, забота о близких людях, душевное равновесие и гармония. Для достижения всех этих целей требуется не так много: позитивный настрой, хорошее самочувствие, физическая и умственная активность. Для того чтобы улучшить мозговую деятельность, можно использовать специальные препараты. Применять их рекомендуют курсами в целях профилактики, или накануне важных мероприятий – экзаменов, собеседований или сложных переговоров. Так же, специальные препараты рекомендуют применять в период больших умственных нагрузок, в межсезонье и в период нервного истощения. Использование лекарственных средств, для улучшения мозговой деятельности, показано для лиц разного возраста. Для подростков и молодых людей рекомендуется прием препаратов для лечения и профилактики нейроциркулярной и вегетососудистой дистонии. В любом возрасте, средства назначают лицам, страдающим остеохондрозом, препятствующим нормальному кровообращению мозга, а так же при терапии после черепно-мозговых травм. Лицам зрелого и пожилого возраста использование препаратов необходимо для восстановления клеток мозга после перенесенного инсульта, при лечении и профилактики атеросклероза и других заболеваний нервной системы.

Препараты для улучшения мозговой деятельности обладают следующими действиями:

  • Повышают скорость реакции;
  • Позволяют сконцентрировать внимание;
  • Улучшают память;
  • Нормализуют кровообращение;
  • Усиливают питание клеток мозга кислородом и полезными веществами;
  • Стабилизируют центральную нервную систему;
  • Обладают антиоксидантным действием.

Таблетки для головного мозга

Все чаще приходится повторять фразу: «Совсем вылетело из памяти!», забыли про день рождения лучшего друга, на работе не получается усвоить необходимый объем информации – надо срочно принимать меры. Можно поменять образ жизни, тренировать память или воспользоваться лекарственными средствами, которые стимулируют работу мозга.

Все таблетки для улучшения работы «серого вещества» обычно употребляют только в случае крайней необходимости – экзамены, срочная работа, либо в комплексной терапии. Правда, прежде чем начать принимать какие-либо специальные средства для улучшения память и внимания следует взвесить все «за и против» и по возможности проконсультироваться с врачом.

Популярные препараты для улучшения памяти

Глицин.

Этот препарат знаком всем без исключения и лидирует по популярности в России. Его обычно принимают для повышения умственной работоспособности, при стрессах. Часто используется студентами при подготовке к экзаменам и в период сессии. Выпускается в форме таблеток для рассасывания. Рекомендуется принимать по 1 таблетки три раза в день в течение месяца.

Ноотропил.

Обычно прописывают больным с нарушением памяти, но его порой пьют о совершенно здоровые люди для того, чтобы повысить работоспособность мозга. Выпускается в форме таблеток. Способ применения: курсом 30 дней по 4,8 г в сутки. Если требуется продолжить прием, то в дальнейшем дозировка снижается и доводится до 2,4 г в сутки.

Билобил или билобил форте.

Препарат рекомендован при снижении интеллектуальных способностей и ослаблении памяти, бессоннице и ухудшении концентрации внимания. Выпускаются оба препарата в виде капсул. Билобил пьют курсом в течение трех месяцев по 1 капсуле три раза в день. Билобил форте принимают по 1 капсуле утром и вечером на протяжении трех месяцев.

Интелан.

При постоянных стрессах и сильном нервном напряжении порой невозможно обойтись без медикаментозного лечения. Интелан хорошо справляется в подобных ситуациях, а также эффективен при ухудшении памяти, нарушении внимания. Выпускается в форме таблеток или сиропа. Взрослым рекомендуется принимать после еды по 1 капсуле (2 чайные лодки) два раза в день. Детям до 15 лет не более одной ложки утром и вечером.

Фезам.

Препарат показан при расстройствах памяти и мышления, резких переменах настроения, раздражительности. Выпускается в виде капсул. Рекомендованная доза для взрослых – 2 капсулы три раза в день. Курс рассчитан на 1-3 месяца. Детям разрешено принимать фезам с 5 лет по 1 капсуле два раза в сутки также курсом до трех месяцев.

Пирацетам.

Так же, как и глицин, популяр у студентов, помогает ускорить процесс обучаемости, улучшить память. Этот препарат желательно принимать только при назначении врача. Для лечения необходимо принимать в день до 400 мг препарата (суточная норма) три раза. Курс лечения длит от двух недель до полугода в зависимости от болезни.

Фенотропил.

Препарат снимает напряжение, борется со стрессом, нормализует сон, улучшает память и внимание. Популярен у студентов во время сессий и у спортсменов, так как способствует повышению работоспособности и IQ. Выпускается в виде таблеток. Его рекомендуется применять по 100-200 мг один раз в день утром на протяжении двух недель.

Витрум мемори.

При снижении внимания, потери скорости реакции и мышления, для улучшения мозгового кровообращения можно прибегнуть к этому комплексному фитопрепарату. Выпускается в виде таблеток. Его обычно рекомендуется принимать по 1 таблетке два раза в день на протяжении трех месяцев.

Ундевит.

Не повредят при проблемах с памятью и обычные витамины. Для активизации работы «серого вещества» больше всего необходимы витамины группы В, Е, С. Оптимальное сочетание этих витаминов можно найти в обычных масляных капсулах витамина Е и в простом препарате «Ундевит» (выпускается в виде драже желтого цвета). Принимать его необходимо по две штуки в день.

Аминалон.

Нормализует работу нервной системы, улучшает обменные процессы в мозге, улучшает память и кровоснабжение. Выпускается в форме таблеток. Взрослым его рекомендуется принимать по 0,5 г утром и вечером пред приемом пищи. Через неделю дозу можно увеличивать до 1 г. Препарат надо принимать курсом от трех недель до четырех месяцев.

Энцефабол

Нормализует метаболизм и стимулирует обмен глюкозы в головном мозге, улучшает кровообращение, улучшает память и увеличивает работоспособность. Выпускается в виде таблеток и суспензии. Суточная доза суспензии для взрослых - 10 мл три раза в день. Таблетки также рекомендуется принимать три раза в день по 2 таблетки. Желательно не пить энцефабол позднее трех часа до сна.

Кавинтон.

Назначаются при расстройствах памяти и внимания, улучшает кровообращение, расширяет сосуды, активизирует подачу кислорода к мозгу. Выпускается в виде таблеток и раствора в ампулах. Взрослым в день стоит принимать по 2 таблетки три раза в день. Курс лечения может длиться от двух недель до двух месяцев и дольше. Капельницу с кавинтоном может назначить только врач.

Пикамилон.

Этот препарат (ноотропное редство) стимулирует работу мозга, улучшает умственную деятельность, укрепляет память и является сосудистым лекарством, повышает стойкость и сопротивляемость организм при больших умственных и физических нагрузках. Выпускается в форме таблеток. Можно пить в любое время не привязывая к приему пищи. Рекомендуемая дозировка для взрослых при больших умственных нагрузках - до 0,08 г в сутки на протяжении 1,5 месяцев.

Церебролизин

Способствует улучшению обмена веществ в головном мозге. Содержит большое количество аминокислот необходимых для улучшения умственной деятельности, восстановления памяти. Выпускается в виде раствора в ампулах. Вводится внутривенно или внутримышечно в дозировке назначенной врачом.

Гинко билоба

Содержит экстракт листьев растения гинкго билоба. Оказывает активное воздействие на работу мозга, является отличным антиоксидантом. Выпускается в виде капсул. Применять препарат необходимо во время еды по 2 капсулы два раза в день. Обычно курс лечения длится три месяца.

Уже с первых занятий фридайвингом мы узнаем, что мозг - это основной потребитель кислорода и в дальнейшем учимся его успокаивать, пытаемся "выключать" мысли, осваиваем различные психотехники и т.д., чтобы снизить свой метаболизм и увеличить время задержки. Ниже наш перевод научной статьи с www.scientificamerican.com , которая подробно исследует эту тему. В статье используется оценка количества сожженных калорий, но надо понимать, что между калориями и потреблением кислорода есть прямая зависимость. Очень интересны результаты исследования, которые утверждают, что потребление калорий/кислорода мозгом примерно постоянно и не зависит от активности умственной деятельности. Так что, наше умение успокаиваться или впадать в медитационное состояние во время подготовки к погружению или самого погружения не влияет на потребление кислорода мозгом. А вот на что влияет, так это на общее напряжение в теле и на работу гармональной системы.
Но не будем забегать вперед и предоставим слово ученым.

Умственное утомление – явление, хорошо известное каждому. Практически любой выпускник школы хорошо помнит ощущение полнейшего измождения после выпускных экзаменов, а взрослым наверняка знакомо опустошение после напряженного собеседования или сдачи проекта за пять минут до (или после) окончания дедлайна. При этом состояние «выжатого лимона» достигается не за счёт напряженной физической активности.

Временное умственное переутомление распространено довольно широко и, в отличие от хронической усталости не связано с недосыпом или рядом медицинских расстройств. Интуитивно очевидно, что сложные мыслительные процессы и глубокая концентрация требуют больше энергии, чем работа мозга в обычном режиме. Так же как энергичные упражнения утомляют наше тело, интеллектуальные нагрузки должны истощать наш мозг. Последние научные данные, однако, указывают на то, что такое представление об умственной усталости является слишком упрощённым. Для своих размеров мозг поглощает просто гигантское количество энергии вне зависимости от того, решаем мы дифференциальное уравнение или листаем страницы Вконтакте с котиками.

Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность вызывает дополнительный приток крови, кислорода и глюкозы, любые местные увеличения потребления энергии ничтожны по сравнению с тем, сколько нужно мозгу просто для поддержания базовой деятельности. Это значит, что, в большинстве случаев, короткие периоды дополнительных умственных усилий требуют лишь немногим больше калорий, чем обычно. Правда, большинство лабораторных экспериментов, посвященных этой теме, были достаточно гуманны и не подвергали добровольцев перегрузкам наподобие многочасовой сдачи экзаменов. Тем не менее, что-то должно объяснить ощущение психического истощения, даже если его физиология отличается от физической усталости. В принципе, даже простой веры в то, что наш мозг приложил много усилий, может быть достаточно, чтобы заставить почувствовать себя вялым.

Сила мозга

Хотя средний мозг взрослого человека весит около 1.4 кг, лишь 2 процента от общего веса тела, он отъедает примерно 20 процентов от нашего уровня обмена веществ в состоянии покоя (англ. RMR resting metabolic rate) - общего объема энергии, которую наши тела тратят за день полнейшего безделья. RMR варьируется от человека к человеку в зависимости от возраста, пола, размера и состояния здоровья. Если мы возьмём за среднее значение RMR 1300 калорий, то окажется, что мозгу необходимо 260 калорий просто для поддержания себя в форме. Это 10,8 калорий в час или 0,18 калорий в минуту. (Для сравнения можно посмотреть Гарвардскую таблицу калорий , сжигаемых во время разных занятий). С помощью несложных преобразований мы можем получить мощность:

RMR: 1300 ккал
1300 ккал/сутки = 54.16 ккал/час = 15.04 кал/сек
15.04 кал/сек = 62.93 Дж/сек = около 63 Вт
20 процентов от 63 Вт = 12,6 Ватт

Таким образом, мощность среднестатистического мозга взрослого человека равна 12 Вт, что всего в пять раз меньше мощности стандартной электрической лампочки в 60 Вт. Если сравнить мозг с другими органами, он окажется очень прожорливым, но, тем не менее, он работает гораздо эффективней всякой электроники, созданной человеческими руками. Например, работа IBM Watson, суперкомпьютера, победившего чемпионов американского аналога телевикторины "Своя игра", основана на взаимодействии девяноста серверов IBM Power 750, каждый из которых требует около 1000 ватт.

Энергия поступает в мозг через кровеносные сосуды в виде глюкозы, которая проходит через гематоэнцефалический барьер и используется для производства аденозинтрифосфата (АТФ), основной энергетической валюты в клетках. Эксперименты с участием животных и людей подтверждают, что при возбуждении нейронов в определенной области мозга, местные капилляры расширяются, чтобы доставить больше крови, а вместе с ней дополнительные глюкозу и кислород. Именно это делает возможными нейровизуализационные исследования: функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) зависит от уникальных магнитных свойств крови и активности нейронов. Исследования также подтвердили, что после того, как расширенные кровеносные сосуды обеспечивают приток глюкозы, клетки головного мозга начинают её активно всасывать.

Следуя этой логике дальше, некоторые ученые предложили следующее: если возбуждение нейронов требуют дополнительной глюкозы, то особенно сложные психические задачи должны снизить уровень глюкозы в крови, а поедание сладкого должно улучшить производительность при решении таких задач. Хотя некоторые исследования подтверждают эти прогнозы, доказательств в целом недостаточно и большинство изменений уровня глюкозы колеблется в очень небольших пределах. Например, в одном из исследований в Нортумбрийском университете добровольцы, выполнившие ряд устных и вычислительных задач, показали большее снижение уровня глюкозы в крови, чем те, кто просто нажал несколько раз на клавишу. В том же исследовании употребление сладкого напитка улучшило производительность на одной из задач, но этот эффект не распространялся на другие задачи.

В Ливерпульском Университете им. Джона Мурса добровольцев заставили выполнять две версии теста Струпа, в ходе которого они должны были определить цвет чернил, которым было напечатано слово, а не читать его. В простой версии слово синий и синий цвет совпадали, а в усложнённом варианте слово синий было напечатано красным или зелёным. Различия в уровне глюкозы были больше у тех, кто выполнял усложнённый вариант, что было интерпретировано исследователями как прямое следствие больших мысленных усилий. Некоторые исследования показали, что когда люди не очень хорошо справляются с поставленной задачей, им приходится сильнее шевелить мозгами и использовать больше глюкозы, тогда как по мере накопления опыта мозг начинает работать более эффективно и требует меньше глюкозы. Ну и наконец, есть по-крайней мере одно исследование, результаты которого говорят против того, что выполнение сложных умственных задач требует большего количества энергии.

Не просто сахар

Неудовлетворительные и противоречивые результаты исследований глюкозы подчёркивают, что потребление энергии мозгом - это не просто вопрос большего количества умственных усилий, требующих больше доступной энергии. Клод Мессер из Оттавского университета провёл обзор многих таких исследований. Он по-прежнему не убежден в том, что какие-либо когнитивные задачи в значительной степени влияют на уровень глюкозы в крови или в мозгу. «В теории, да, более сложная психическая задача требует больше энергии, потому что повышена нервная активность» - говорит он, «но когда люди решают в голове задачку, вы не увидите значительной прибавки потребления глюкозы. Базовый уровень потребления энергии мозгом, даже в медленную фазу сна при минимальной активности, очень и очень высок.» Большинство органов не требуют такого количества энергии для базового метаболизма. Но мозг должен активно поддерживать соответствующие концентрации заряженных частиц по обе стороны от мембран миллиардов нейронов даже когда клетки не возбуждены. Из-за этого дорогого и непрерывного техобслуживания мозг, как правило, и располагает некоторым запасом энергии, который можно потратить на небольшую дополнительную работу.

Авторы других обзоров пришли к аналогичным выводам. Robert Kurzban из университета Пенсильвании указывает на исследования, демонстрирующие улучшение способности людей сосредоточиться после умеренных физических нагрузок. В одном из них дети, которые ходили 20 минут по беговой дорожке выполняли тест академической успеваемости лучше, чем те, кто сидел и тихонько читал до экзамена. Если способности мозга к работе были бы просто вопросом доступности глюкозы, то дети, которые бегали и сожгли больше энергии, должны были показать худшие результаты, чем те, кто читал.

Влияние трудности задачи на количество потребляемой энергии "представляется неочевидным и возможно зависит от необходимых усилий и имеющихся ресурсов, которые могут быть связаны с такими индивидуальными переменными, как возраст, личность и регуляция сахарного метаболизма", - написал Ли Гибсон из университета Рохемптона в обзоре, посвященном связи углеводов и психических функций.

И Гибсон и Мессер заключили, что, если кто-то имеет проблемы регулирования глюкозы или постится долгое время, сладкий напиток или еда могут улучшить их последующие результаты при выполнении определенных заданий на память. Но, в случае большинства людей, тело легко предоставляет мозгу ту небольшую добавку глюкозы, которая ему необходима для дополнительной работы.

Тело и разум

Если сложные познавательные задачи потребляют только немного больше топлива, чем обычно, что же тогда объясняет чувство умственного истощения после экзамена или аналогичного изнурительного психического марафона? Один из ответов заключается в том, что поддержание внимания в фокусе или напряженная умственная работа в течение нескольких часов действительно сжигает достаточно энергии, чтобы оставить чувство изнурения, но исследователи не подтвердили это потому, что они просто не были достаточно жестоки по отношению к добровольцам. В большинстве экспериментов участники выполняют одну задачу средней сложности и редко дольше, чем час или два. "Может быть, если мы придумаем тест пожёстче и заставим людей делать то, что они не очень хорошо умеют, мы увидим более четкие результаты", - предполагает Мессер.

Помимо продолжительности психических нагрузок также важно отношение к ним. Просмотр захватывающего кино со запутанным сюжетом заставляет мозг работать добрых два часа, но люди обычно не выползают из кинотеатров еле живыми и с жалобами на психическую усталость. Некоторые люди регулярно проводят приятнейшие вечера в компании толстых сложных книг, которые другие от отчаяния могут швырнуть в стенку. Решение сложных кроссвордов или судоку в воскресенье утром тоже обычно не ведёт к потере концентрации на весь оставшийся день; некоторые даже утверждают, что это обостряет их ум. Всё это говорит о том, что люди регулярно занимаются активнейшей умственной деятельностью без особых при этом страданий.

Появление усталости гораздо вероятней в случае устойчивых умственных усилий, которых хочется избежать, – обязательного экзамена или собеседования, – и при этом ожидается что это испытание нас измотает. Если мы считаем, что экзамен или головоломка будет трудной, истощение может наступить раньше. Исследования показали, что нечто похожее происходит, когда люди тренируются и занимаются спортом: большая часть физической усталости находится в наших головах. В соответствующих исследованиях добровольцы, которые катались на велосипеде после 90-минутного компьютерного теста, требующего постоянного внимания, сдыхали раньше, чем участники, которые до этого смотрели эмоционально нейтральные документальные фильмы. Даже если выполнение теста не потребляет значительно больше энергии, чем просмотр фильмов, добровольцы сообщили, что чувствуют себя всё равно более уставшими. Это чувство было достаточно мощным, чтобы ограничить их физическую работоспособность.

В конкретном случае экзаменов или собеседования есть кое-что ещё, что способствует ступору после прохождения: стресс. В конце концов, мозг не работает в вакууме. Другие органы тоже сжигают энергию. Сдача экзамена, который частично определяет, где ты проведёшь следующие несколько лет, достаточно волнительна, чтобы выпустить в кровь гормоны стресса, вызвать потоотделение, увеличить частоту сердцебиения и заставить ёрзать или сидеть зажатым в неудобной позе. Экзамены и аналогичные испытания являются не только психически, но и физически изнурительными.

Небольшое, но показательное исследование показывает, что даже небольшое умственное напряжение изменяет наши эмоциональное состояние и поведение, даже если оно не сильно влияет на метаболизм мозга. В ходе эксперимента участники либо ничего не делали, либо читали, либо выполняли серию головоломных компьютерных тестов на память и внимание, а потом все отправлялись на обед. Учёные подсчитали количество съеденного и увидели, что после тестов люди съедали примерно на 200 калорий больше, чем после отдыха.

Уровень глюкозы в крови также колебался в первом случае больше, но без очевидных зависимостей. Ну и уровень гормона стресса кортизола был значительно выше у тех, чьи мозги были заняты, также как и их сердечный ритм, кровяное давление и самоощущение тревожности. По всей вероятности эти студенты ели больше не потому, что их изможденные мозги отчаянно нуждались в топливе, а просто заедали стресс.

Сходным образом Мессер объясняет повседневную умственную утомляемость. "Суть моей гипотезы заключается в том, что мозг это ленивый бездельник", – говорит он. "Ему сложно сосредоточиться на чём-либо одном в течение продолжительного времени и не отвлекаться. Вполне возможно, что постоянное внимание создает некоторые изменения в мозге, которые способствуют выходу из этого состояния. Можно сравнить это с таймером, который говорит: "Отлично, а теперь закончим." Может быть, мозг просто не любит работать так тяжело и так долго."

  • ‹ Назад

Человеческий мозг является своего рода сложной микросхемой, созданной природой. В его работу входит координация всех жизненно-важных функций личности и контроль его действий.

Деятельность мозга связывает между собой все мысленные процессы, отвечающие за чувства и желания человека. Если функции мозга по каким-либо причинам будут нарушены, то личность впадет в вегетативное состояние и утратит способность что-либо ощущать.

Также будет нарушено умение индивида реагировать на то или иное событие.Ни один ученый в мире не сможет дать исчерпывающий ответ об устройстве человеческого мозга.

До сих пор является тайной, как зародился человеческий мозг и насколько плотно он связан с загадочным миром нашей Вселенной. Ведь именно он оказывает влияние на уровень человеческого подсознания.

Некоторые ошибочно считают, что планка умственных способностей напрямую зависит от массы мозга. Ученые опровергают это. Ведь мозг взрослой личности в среднем весит у всех одинаково – 1,5 килограмма. Работа главного человеческого органа напрямую зависит от кислородного питания. Ведь природный энергетический потенциал мозга невелик, поэтому он обогащается кислородом через многочисленные кровеносные сосуды.

Интересный факт: исследования показали, что если индивид в силу жизненных обстоятельств голодает, то мозг страдает от этого последним из всех органов. От внешних физических травм его предохраняет прочная черепная коробка, а внутри он защищен жидкостью спинного мозга.

Главный орган человека надежно скрывается под корой. Она в свою очередь наделена серыми слоями борозд и извилин. Кора головного мозга – это нервная ткань. Она, как целая Вселенная. А функцию звезд исполняют миллиарды нейронов. Их работа заключается в том, что они передают определенную информацию в центр головного мозга. После этого, она перерабатывается и отправляется в исходное место в виде командных действий.

Давайте вспомним из школьной программы, что мозг наделен правым и левым полушариями. Каждый из нас помнит, что эти полушария имеют лобную, теменную, затылочную и височную доли. Каждая из них отвечает за определенные функции. В теменной находятся центры, регулирующие физические ощущения. Височная доля несет ответственность за память, речевые и слуховые образы. Лобная отвечает за движение и физическую активность. Умение сохранять равновесие тела и координировать свои движения достигается деятельностью мозжечка, который расположен под затылочными долями.

На самом деле это упрощенная характеристика строения человеческого мозга. На физиологическом уровне он изучен не в полной мере. Много вопросов остается без ответов.Например, следует ли считать, что душевное состояние человека, его мыслительная деятельность — это следствие физиохимических процессов? На сколько процентов в действительности осуществляется работа мозга?

Пожалуй, на этот вопрос сложно ответить однозначно. Принято считать, что мозг работает на 100%, но ученые утверждают, что личность реализует лишь часть его возможностей. Функции мозга действуют наиболее активно, когда человек ведет разнообразную жизнь. Например, если вы на протяжении многих лет ходите на работу в один и тот же офис, выполняете одни и те же действия и даже не меняете маршрут своего пути, то мозгу свойственно лениться и уходить в спячку.

Стоит вам сменить должность или хотя бы изменить путь к месту работы, то мыслительные процессы пробуждаются. Мозг ориентирован на свежую информацию и автоматически включается в рабочее состояние. Вполне справедливо напрашивается вопрос, как помочь самому важному органу работать эффективнее?

Ученые установили, что мозг усваивает информацию благодаря нейронам. Любопытно, что их количество у появившегося на свет выше, чем у зрелого индивидуума. Но, несмотря на это, младенец практически не может слышать и видеть. Его зрение способно различать свет, но из-за отсутствия контактов с соседними нейронами, мозг не способен воспринимать всю картину происходящего. Как только возникнет связь между ними, ребенок помимо света, сможет отличать предметы и цветовую гамму.

Поэтому психологи советуют с первых дней окружить новорожденного яркими и разнообразными вещами и игрушками. Ученые считают, что если младенец в силу каких-то причин не может зрительно видеть, то в будущем не предвидется образование взаимодействий между нейронами. Следовательно, личность лишиться возможности полноценно видеть.

То есть, согласно медицинскому заключению его органы зрения будут считаться здоровыми и он будет реагировать на свет, но останется слепым. Отсюда следует вывод, что нейронные связи, отвечающие за поступления сигналов в мозг, формируются в раннем детстве. Это касается слуха и других различных способностей.


Поэтому, чтобы активность мозговой деятельности осуществлялась стопроцентно, рекомендуется подвергать его тренировкам. Причем, в молодости мозговые центры более восприимчивы к нагрузкам, чем в зрелые годы. Наверное, многие осведомлены о том, что если не давать своим мышцам физическую нагрузку, то они вскоре обретут эффект бумеранга — ответят владельцу слабостью и деформацией.

Аналогично можно сказать и о мозге: перестаньте нагружать его мыслительными процессами и клетки станут постепенно атрофироваться. У людей, которые постоянно тренируют свою умственную деятельность, снижение мозговой активности наблюдается лишь в преклонном возрасте.

Как улучшить работу мозга

Для начала пересмотрите свое питание. Оно должно быть продуманным и сбалансированным. Медицинские исследования показали, что наиболее полезными для мозговой деятельности являются грецкие орехи, рыбные блюда, настоящий шоколад.Считается, что личности, которые регулярно употребляют в пищу эти продукты в меньшей степени подвержены слабоумию, склерозу и депрессии.

Рекомендуется устраивать раз в неделю рыбный стол – уха, котлеты или тушеное рыбное мясо с овощами. Возможно, читатели удивятся, но доказано, что физические нагрузки также способствуют интенсивной работе мозга. Например, ученые США провели опыт с бегающими мышами в колесе. У них оказалось больше клеток, отвечающих за память и реакцию, чем у тех мышей, которых обрекли на пассивное существование.


  • Но должны заметить, что если говорить о спорте в жизни человека, то он должен доставлять радость. Принуждение себя к тому, чего не хочется или достигается большим трудом, не дадут должного эффекта.
  • Поэтому, предлагаем каждому подобрать посильные физические упражнения, которые способны вызывать удовольствия, делая личность счастливым. В поле зрения современного человека много различных видов спортивных мероприятий: фитнес, йога, баскетбол, волейбол, плавание, танцы.
  • Наконец это могут быть регулярные прогулки от 1 до 2 часов или велосипедное катание.
  • Наряду с этим, необходимо тренировать свое умственное мышление. Следует развивать и давать нагрузку различным областям своего мозга.
  • Обязательно осваивайте новые вкусы, запахи и как можно больше путешествуйте по незнакомым местам. Психологи утверждают, что мозговая деятельность наиболее активна у веселых и любопытных индивидов.

Для тренировки умственной деятельности приучите себя хотя бы дважды в день задавать окружающим вопрос: «Почему?…». Возможно, в ответах вы откроете новые горизонты для себя.Также научитесь расслабляться с помощью смеха. Как заставить себя смеяться? Читайте анекдоты и рассказывайте их окружающим, смотрите юмористические телепередачи, замечайте смешные моменты и фотографируйте их.

Смех питает человеческий мозг и заряжает его позитивом. Постоянно совершенствуйтесь в своих делах и увлечениях. Например, если увлекаетесь вязанием или разгадыванием кроссворды, постепенно усложняйте методы их исполнения. Прочтите новую специализированную литературу, пробуйте другой способ вязания или разгадывайте более сложные ребусы. Так вы будете достигать более высоких результатов, что поможет вашему мозгу находиться в прекрасном тонусе.

Доказано, что частый прием алкоголя пагубно влияет на мозговую деятельность.В первую очередь страдает человеческая память. Ученые подчеркивают, что алкоголь тормозит умственные способности и препятствует их восстановлению и развитию.

Время от времени уделяйте внимание играм. Это могут быть карты, шахматы, шашки, настольные или компьютерные развлечения. Во время игр человеческий мозг работает интенсивно, заставляя личность действовать стратегически.

Еще одна особенность – регулярно делайте то, что вызывает у вас полное моральное удовлетворение. «Увлеченность – ключ к гениальности» , — сказал один мудрый философ. Но даже если вы не станете известным, то просто научитесь любить мир и восхищаться им.

Исследования американского доктора Катлера, показали, что любовь и секс положительно воздействуют на человеческий мозг. Даже один сексуальный контакт в неделю способен замедлять процессы старения у мужчин и женщин.Физическая близость и положительные эмоции являются значительными факторами в мозговой деятельности. Большое значение имеет умение индивидуума концентрировать свое внимание на необходимых мыслях.

Вероятно, каждый замечал, что занимаясь каким-либо важным делом, иногда возникает навязчивая мысль: «Надо не забыть ответить на телефонный звонок». Поэтому, логичнее незамедлительно сделать это, либо наметить определенный час для этого и больше не возвращаться мысленно к этому вопросу.

Ученые пришли к мнению, что мозговая деятельность каждой личности наиболее работоспособна в определенные часы. Хоть и считается, что информация наилучшим образом усваивается в дневные часы, все же необходимо выяснить свое индивидуальное время. Мозг «жаворонков» и «сов» работает по-разному. Вероятно, каждый слышал, что люди подразделяют на такие биологические категории. Мозг этих групп активен в различное время суток, и это стоит учитывать.

Медицинские специалисты в области неврологии методом тестирования выяснили, что «жаворонки» предпочитают рано лечь, но они же первые просыпаются. Их мозг проявляет интенсивную активность в 8-9 часов утра, а в течении дня этот пик постепенно снижается. «Совы» любители лечь попозже и продолжить свой утренний сон как можно дольше, по иному проявляют свои умственные способности. Пик активности их мозга приходится на 21 час вечера.

Существуют люди-аритмики, их классификация именуется «голуби». В таком человеке сочетаются активный и пассивный темперамент. Вследствии этого, выявлен новый биоритм мозговой деятельности человека. Конечно, такая личность будет иметь характеристики, которые могут склонять его к «сове» или жаворонку», но благодаря своей природной гибкости ему легче приспосабливаться к тому или иному времени.

В силу обстоятельств, «голуби» могут вести периодически образ жизни и «сов» и «жаворонков». Какой образ жизни правильный для мозговой деятельности? Итак, давайте окунемся в психологические и медицинские исследования. Доказано, что пробуждение человека наиболее легче осуществляется в 5-6 утра, нежели в 7-8 часов. Сначала ученые долго не могли объяснить такой факт.

Но опыты показали, что промежуток утреннего сна от 6 до 7 часов для человека просто бесполезен. То есть, если сравнить пробуждение человека в 5 часов утра и в 7 часов, то разница в том, что позднее пробуждение не дает человеку ощущение отдыха и спокойствия. Ему довольно трудно влиться в привычный ритм и есть ощущение того, что он ничего не успевает толком сделать.

Энергетический подъем у всех людей наблюдается в 10-12 часов дня. Поэтому многие совы пробуждаются именно в этот период. Замечено, если заставить «жаворонка» ложиться и вставать поздно, то он скоро впадет в депрессию и не сможет плодотворно работать в социуме. Безусловно, у всех вырабатываются свои привычки в силу образа жизни.


Все же ученые всего мира считают, что для человека более естественно пробуждаться с первыми лучами солнца. Это могут подтвердить личности, которые регулярно занимаются духовными практиками. Работа со своим подсознанием неизбежно приводит человека к раннему пробуждению. Ученые считают, что если есть потребность изменить биоритмы своего организма, то стоит сделать это постепенно. Иначе, от такой резкой смены режима будет мало пользы.

Если кто-то привык ложиться спать после полуночи, но заставляет себя пробуждаться в 5 часов утра, то мозг будет вынужден находиться в «пассивном» состоянии, заставляя человека искать удобного случая поспать в течении дня. Говорить о его плодотворной работе и усваиванию новой информации в таком случае не приходится. Ученые неоднократно убеждались, что возможности человеческого мозга уникальны.

Ему присуща такая деятельность: рассуждение, размышление, принятие различных решений, творческая реализация. Но стержнем таких мыслительных процессов является память. Есть основные компоненты, из которых она состоит: природный потенциал от рождения, ее состояние и тренированность. Давайте рассмотрим каждый компонент в отдельности. Природный потенциал – это тот максимум энергетических возможностей, которыми нас наделила природа.

Поэтому, ошибочно считать, что современные препараты могут сделать его выше. Но состояние памяти можно улучшить и значительно повлиять на качество потенциала, данному человеку от рождения. Человеческий мозг имеет около 14 миллиардов клеток. Вследствии этого, количество связей, что находятся между ними не представляется возможным посчитать. Мозг является сложной динамической структурой, которая восприимчива к любому воздействию. Именно поэтому, есть реальный шанс улучшить память.

Первым условием для каждого человека является полноценный сон. Посудите сами, во время ночного сна осуществляются химические процессы, без которых человеческая память не сможет работать полнокровно. Также именно в ночное время суток происходит восстановление мозговых клеток в полной мере.

Выше мы уже упоминали, что для активной мозговой деятельности необходимы физические нагрузки и полноценное питание. Также эти условия необходимы для поддержки качественной памяти. Наконец, третий компонент – тренированность. Это доступно каждому индивидууму.


Человеческая память хранит в себе тень каждой прожитой нами минуты. Иногда, нам кажется странным, что порою не можем вспомнить что-то очевидное. Причина этого может скрываться в современных технологиях.Полагаясь на электронные словари, органайзеры и компьютеры, мы все чаще даем мозгу бездействовать. А это пагубно отражается на качестве нашей памяти.Поэтому человеку ежедневно нужны интенсивные тренировки памяти.

Например, это можно делать при помощи ассоциаций. Вас знакомят с несколькими людьми сразу. Следует подобрать к каждому имени слово, с которым есть сходство. Чем больше эмоций и впечатлений запомнится от похожих ассоциаций с этим именам, тем проще запомнить информацию. Например, вам назвали имя: «Алена». Внимательно сфокусируйте внимание на лице собеседника и вспомните какую-нибудь знаменитость (Алена Апина). Постарайтесь таким образом запомнить каждого собеседника.

Умейте связывать фамилии с похожими предметами и вещами. Например, фамилия Розова больше всего ассоциируется с розами. В следующую встречу стоит лишь слегка напомнить мозгу об этом, и вы без труда вспомните фамилию полностью. Если вы затрудняетесь что-либо вспомнить или отыскать, не торопитесь сразу же открывать свой ноутбук или записную книжку. Сначала попытайтесь найти ответ в своей голове в самых густых зарослях мозга.

К примеру, не можете вспомнить банальный рецепт блюда? Вспомните всю последовательность своих действий, когда в последний раз занимались приготовлением этого кулинарного произведения.Воспроизведите в мозгу перечень необходимых продуктов, а уже потом сравните свои предположения с рецептом, что находится в ваших записях. Специалисты в области медицины и психологии рекомендуют для тренировки памяти взрослым — решать банальные задачки для второклашек.

Наверное, это звучит смешно. Но более нелепо забывать таблицу умножения или сложения, вычитания не так ли? «Повторение – мать учения» , – с детства внушают нам родители и педагоги. Согласно методике тренировки памяти, это ценный совет. Это касается любой информации: необходимо пересказать доклад или выучить наизусть текст.

Обязательно закрепите выученное на ночь, перед сном. Многие личности искренне удивляются, что утром им удается восстановить в памяти всю информацию, хотя вечером терялись некоторые детали.Тренировать память следует в любом возрасте. Ведь не секрет, что молодым людям тоже свойственно забывать, где они оставили ключи. Люди в более зрелом возрасте часто сомневаются выйдя из дома, выключили они газ или утюг?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх