Вопрос: cтихотворение "листья осени" Определите душевный настрой и состояние лирического героя.Какие образы передают состояние лирического героя?Назовите используемые для этого изобразительные средства языка. Как в приведённом стихотворении соотносятся со

cтихотворение "листья осени" Определите душевный настрой и состояние лирического героя.Какие образы передают состояние лирического героя?Назовите используемые для этого изобразительные средства языка.

Ответы:

В стихотворении Н.Рубцова "Листья осенние" состояние лирического героя грустное, которое навевает на него приход осени. Мы видим, как опечаленный всадник объезжает родные угодья, и он на мгновенье предается веселью, когда шутки ради стреляет из своего ружья. .Метафора "Выстрел беспечный// В дремотных лесах раздавался!.." передает как раз его состояние. Душевный настрой его можно соотнести с временем года, а именно, с осеннью. Эпитеты "к печке остывшей", куда торопится лирический герою, чтобы подбросить в нее поленьев и согреться, а также "под чердачной крышей", куда отправится он ночевать и где его ждет "ромашковый запах ночлега". И герой понимает, что для него изба - это убежище, кров, где можно укрыться от осенней непогоды и от одиночества: Сладко в избе Коротать одиночества время...

Похожие вопросы

  • Расставь математические знаки между цифрами так чтобы равенство стало верным можно использовать скобки а две рядом стоящие цифры считать число число 2 число 4 число 6 равно 4 число 2 число 4 число 6 равно 92
  • сочинить стихотворие или прозу о том как вы, ваши друзья помогали животным.
  • Помогите пожалуйста №1065
  • два пішоходи відстань між якими 14 км виходять назустріч один одному. Швидкість першого дорівнює 3,2 км/год. Яка відстань буде між пішоходами через 2 години.
  • Люди пж помогите не представляю как решить a (2,3+1,6)=4,2 2,3+b
  • пожалуйста срочно 698 задание на картинке отмечу лучший ответ поставлю спасибо
  • помогите пожалуйста одно задание по выбору 15 баллов
  • определи разряды местоимений,укажи падеж.Какими членами предложений они являются?Спиши, вставляя пропущеные буквы.Обрати внимание на знаки препинания в предложенияхс относительным местоимением. Объясни их постановку. Артем меня уже спрашивал, кому я с...рвал эту розу. Кто про свои дела кричит без умолку, в том, видно, мало толку.Исказал ему Кирибеевич: 《А поведай мне, добрыймолодец, ты какого роду-племени,каким именем прозываеш...ся?》. Гость с хозяином заводит речь сердечно обо всем, чем сильна душав народе, чем мы дыш...м и живем.Ты прохладнойменя не мучайи не спрашивай, сколько мне лет.

Стихотворение «Ласточки пропали» – синтез пейзажной лирики и глубокого, драматического переживания. Переживание это наиболее ярко выражено в последней, пятой, строфе стихотворения. Именно поэтому читатель понимает, что в душе лирического героя зреет конфликт с жизнью. Переживание героя обрамлено соответствующим пейзажем, который усиливает ощущение подавленности духа лирического героя. Причина подобной подавленности – осень, а осень в свою очередь символ приближения старости.

Итак, ведущая тема – приближение старости и связанный с ней страх смерти.

В первой строфе сравнение стаи грачей с сетью вызывает ассоциации с несвободой.

Во втором пятистишье размеренное, сонное состояние местности и героя, тёмный двор, листопад, вызванный и сильным ветром и общим увяданием природы – всё это создаёт безрадостную картину апатичного осеннего вечера.

Герой говорит о том, что устал от спокойного увядания природы:

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Но вот как реагирует на это заявление природа:

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

В конце произведения уже открыто показано состояние безысходности, тягостного томления, которое лишь намёками угадывалось по ходу всего стихотворения

Выйдешь – поневоле

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

Какие художественные средства помогают поэту создать картину поздней осени?

Главным изобразительным средством в произведении можно назвать метафорическое использование образа зари, как символа ушедшего времени (психологический план) и стаи грачей на фоне зари (зрительное воплощение образа). Лирический герой сравнивается с осенним листом. Для выделения этого тропа есть два основания: одиночество и слабость. «Слабость» листа обусловлена приходом осени, а слабость человека, объясняется апатией, которую эта осень на него нагоняет. Кроме того, автор олицетворяет Ветер в предпоследнее строчке второго пятистишья. Здесь всего лишь один эпитет – «сухой» (лист). Это прилагательное является эпитетом, так как означает «безжизненный». А.А. Фет использует звуковые образы: злой шум и стук ветра, жалобный крик журавлей.

Помимо грамматической антитезы «заря» – «осень» нужно обратить внимание на синтаксический параллелизм: «Выйдешь…»; «Смотришь…», а также на прием повтора, который к тому же усилен рифмой («поле» - «Перекати-поле»).

Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали…» с первой



частью стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Чем различаются эти пейзажные зарисовки?

Картина природы, открывающая стихотворение «Железная дорога», написана ярко, сочно и зримо. Уже первое по-народному звучащее слово «ядреный» («воздух ядреный»), столь необычное для лирики природы, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха. Некрасов в полной мере использует разнообразные языковые изобразительно-выразительные средства.

В первой же строфе и яркие эпитеты («здоровый, ядрёный» воздух), и сравнение («лёд», как «тающий сахар») создают образ свежий и радостный. Дальше поэт использует ещё сравнения («как в мягкой постели», «как ковёр»), цветовое пятно – «жёлты». Особую роль играет аллитерация ЗДоРовый, яДРёный воЗДух … боДРит; окоЛо Леса … в постеЛи; Листья побЛёкнуть … не успеЛи; Жёлты и свеЖи леЖат. С помощью аллитерации достигается особый фон осени: крепость, бодрость, звонкость в начале, потом мягкость и гладкость, шуршание опавших листьев. В последней строфе можно отметить ассонанс (под сиянием лУнным, всЮду родимУЮ рУсь УзнаЮ… быстро лечУ я по рельсам чУгУнным, дУмаЮ дУмУ своЮ), который как бы предваряет гудок паровоза. Итак, картины осени в стихах Фета и Некрасова абсолютно разные, можно сказать, противоположные. И они выполняют совершенно разные функции. У А. Фета картина природы нужна, чтобы передать состояние лирического героя. У Н. Некрасова природа служит для контрастного перехода к последующему рассказу о строительстве железной дороги.

Часть 2

Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору.)

А.А. Фета часто называли «певцом мгновенья», поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолетные, но чудесные, уникальные состояния природного мира, малейшие изменения в природе – ее «чудные мгновения». Поэт умел передавать непосредственную радость от переживания этих «мгновений» в стихах – в слове, то есть делать преходящее бессмертным, вечным.



В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда, как можно понять, неповторимых и прекрасных для поэта состояний природы, соответствующих движению времени – удивительному преображению мира в тот момент, когда вечер переходит в ночь. Приметы вечера – его звуки и краски – конкретны и загадочны одновременно: что «прозвучало», читатель не знает, но видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет, как бы переводя взгляд с одного предмета на другой, замечает и «ясную реку», и «померкший луг», и «рощу немую», и «золотую кайму» разлетевшихся, как дым, облаков, и «голубой и зеленый огонь» ночного неба.

Смена пейзажных планов и их связь с движением времени – главный фетовский прием изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира – это новое «мгновение», из которых в лирике Фета, «певца мгновенья», складывается образ «красоты» – главной составляющей художественного мира поэта.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без к рая ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России. Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».

Вариант № 1306

Часть 1

Вариант 2

Тема урока « Настроение лирического героя в пейзажной лирике А.С.Пушкина»

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок-исследование ; класс разделен на 4 группы.

Цели урока :

учебная: помочь учащимся сопоставить «зимние» стихотворения А. С. Пушкина,

выявив их эмоциональную окрашенность, цветовую палитру,

звуковые образы; выявить стилистический потенциал слов,

использованных поэтом.

развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности

учащихся,

развивать речь, творческие и коммуникативные

способности, аналитическое мышление;

воспитывающая: настроить на восприятие стихотворений о зимней природе,

пробудить личные впечатления, переживания, связанные

с зимними картинами;

создать эмоциональный настрой, обучить умению слушать

музыку и воспринимать смежные виды искусства.

Оборудование: запись музыки Г. В. Свиридова «Метель»;

запись стихотворений ,

репродукции картин русских художников,

компьютер, слайды, раздаточный материал.

    Организационный момент.

    Вступительная беседа и постановка целей урока.

Перед нами иллюстрации картин Шишкина, Поленова, Кустодиева. Что изображено на них? / слайд № 2

Какое настроение передает зимний пейзаж?

А что такое пейзаж? / Пейзаж - изображение природы в искусстве / слайд №2

Перед нами изображение пейзажа в живописи. Попробуйте описать одну из картин, не употребляя традиционное «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце».

Видите, как непросто это сделать. Не хватает слов!

Вывод № 1 : Картины природы труднее изобразить средствами литературы.

- А если предложить задачу потруднее: не просто описать словами картину, а так чтобы получились стихи? Вот такую сложную задачу решал А.С. Пушкин, когда писал свои стихи о зиме. Вот послушайте...

2. Прослушивание записи стихотворений А.С.Пушкина / слайды № 3-6, Словарик слайд №11

Однообразен ли зимний пейзаж в этих стихотворениях? Какие краски, звуки для него характерны? Вот на эти вопросы мы ответим сегодня на уроке, проведя исследование – наблюдение над эмоциональной окрашенностью этих стихотворений.

Прежде чем приступить к исследовательской деятельности, давайте сформулируем гипотезу: Настроение лирического героя можно передать через описание состояния природы / Слайд № 1 )

- Что объединяет эти стихотворения поэта? (Относятся к пейзажной лирике.

Пейзажная лирика – лирические стихотворения, в центре которых находятся образы природы)

А чем различаются? (Настроением)

Найдите в тексте то, что создаёт настроение. ( Эмоционально окрашенную лексику).

    Исследовательская работа.

1. Давайте выявим эмоциональную окрашенность этих стихотворений.

Найдите и выпишите из текста стихотворений позитивно и негативно окрашенные слова. Учащиеся в группах работают самостоятельно, о результатах своих мини-исследований сообщают всему классу, все наблюдения фиксируются в тетрадях.

1-ая группа стихотворение «Зимний вечер»,

2-ая группа – стихотворение «Зимнее утро»,

3-я группа – стихотворение « Зимняя дорога»,

4-ая группа – стихотворение «Бесы».

Позитивно окрашенные слова

Негативно окрашенные слова

1-я группа «Зимний вечер»

Добрая подружка, веселей

Буря, мгла, вихри, завоет, как зверь, заплачет, ветхая лачужка, печальна, темна, завывание, утомлена, бедная юность, с горя

2-я группа «Зимнее утро»

Солнце, (день) чудесный, друг прелестный, красавица, звездою (севера), великолепными (коврами), блестя на солнце, (речка) блестит, янтарный блеск, озарена, весёлый (треск), приятно (думать), друг милый

Вьюга злится, мгла носилась, тучи мрачные, печальная

3-я группа «Зимняя дорога»

Тройка борзая, к милой, раздолье удалое, звучно стрелка часовая,

По дороге зимней, скучной, скучно, грустно,

путь мой скучен, глушь, утомительно гремит, колокольчик однозвучный, сердечная тоска, печальные поляны, печальный свет,

4-ая группа «Бесы»

Белеющие равнины, луна освещает снег

Мчатся, вьются тучи, коням тяжело, мутно небо, ночь мутна, неведомые равнины, бес водит, страшно, следа не видно, сбились мы, одичалый конь, вюга злится, плачет, закружились бесы, жалобный визг

Вывод № 2

Слова, использованные Пушкиным в стихотворениях, помогают нам понять внутреннее состояние лирического героя.

В стихотворении «Зимний вечер» лирическому герою тоскливо, грустно, и это состояние передано при помощи негативно окрашенных слов, которые преобладают в стихотворении.

В стихотворении «Зимнее утро» лирический герой ликует, радуется, восхищается, и поэтому в стихотворении преобладают позитивно окрашенные слова.

В стихотворении «Зимняя дорога» негативно окрашенные слова усиливают чувство

скуки, сердечной тоски, грусти лирического героя.

В стихотворении «Бесы» негативно окрашенные слова, рисуя силу стихии природы, усиливают чувство тревоги, страха, неопределенности и незащищенности лирического героя.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия. / слайд №12 , запись в тетрадях .

2. Очень важно время написания стихотворений: оно помогает объяснить душевное состояние поэта. Выступление представителей групп с домашним заданием.

1-ая группа. Стихотворение «Зимний вечер» написано в 1825 году. Поэт в это время находился под домашним арестом в ссылке, в Михайловском,. На душе тогда было неспокойно, одиноко, тревожно. Поэт признавался в письмах друзьям: «Михайловское душно для меня…», «Мне скучно в деревне», «Скучно - мочи нет», «Мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство».

2-ая группа . Стихотворение «Зимнее утро» написано в 1829 году. Поэт в это время чувствовал себя спокойно и умиротворенно, поэтому понятно, почему так радостно воспринимается красота зимнего пейзажа:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

3-я группа. Стихотворение «Зимняя дорога» создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.

4-ая группа . Стихотворение «Бесы» (1830) - одно из самых тревожных стихотворений Пушкина - написано в Болдино в преддверии холерного карантина и знаменует собой кризисное душевное состояние поэта, обусловленное личными причинами. Это стихотворение – отклик на трагические события в духовной и творческой жизни поэта.

3. Посмотрите на картину художника Грабаря. С каким стихотворением она у вас ассоциируется? («Зимнее утро»). А теперь послушайте музыку Свиридова «Метель». К каким стихотворениям она подходит? («Зимний вечер», «Бесы») Для того чтобы понять, почему со стихотворением «Зимний вечер» у нас ассоциируется звуковые образы, а со стихотворениями «Зимнее утро», «Бесы» - зрительные, давайте выполним ещё два исследования. Давайте выпишем из стихотворений слова, обозначающие звуки, и слова, обозначающие цвет.

Группа, название стихотворения

Слова, обозначающие звук

1-я группа «Зимний вечер»

Завоет, заплачет, зашумит, замурчит, приумолкла, завыванье, жужжанье, спой.

2-я группа «Зимнее утро»

Трещит, треск.

3-я группа «Зимняя дорога»

Колокольчик гремит, слышится, смолкнул ямщик, звучно стрелка часовая, однозвучный колокольчик

4-ая группа «Бесы»

Колокольчик дин-дин-дин, мчатся, вьются(тучи), вьюга злится, плачет, закружились бесы, жалобно поют, визг жалобный, вой

Вывод № 3

В стихотворениях «Зимний вечер», «Бесы» преобладают слова, обозначающие звуки. С помощью этих слов поэт передаёт завывание метели и таким образом воздействует на наше воображение.

Группа, название стихотворения

Слова, обозначающие цвет

1-я группа «Зимний вечер»

Темна

2-я группа «Зимнее утро»

Мутное (небо), бледное (пятно), желтела, голубые (небеса), блестя, (лес) чернеет, (ель) зеленеет, янтарный блеск, (кобылка) бурая

3-я группа «Зимняя дорога»

Ни огня, ни черной хаты

4-ая группа «Бесы»

Мутно (небо), (ночь) мутна, чистое поле, сверкнул, белеющие равнины

Вывод № 4

В стихотворении «Зимнее утро» преобладают слова, обозначающие цвет. С помощью этих слов поэт передаёт красоту зимнего пейзажа.

4. Как поэт добился того, что у него получились такие яркие и выразительные стихотворения? (Использовал средства выразительности языка )

С какой целью он их использовал? Оформите результаты работы в виде кластера на доске. Слайд № 9

Передать звуки, игру света,

цвет природы Передать настроение

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА


Стихотворения

о природе


5. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Выступление 1-ой группы.

Схема-опора для ответа учащихся № 1.

В стихотворении «Зимний вечер» настроение поэта ______(грустное), ________(печальное), потому что оно отражает реальность быта опального поэта, чьим единственным спутником была няня Арина Родионовна

Для точного выражения чувств используются_______(эпитеты), выраженные прилагательными в краткой форме, лачужка _______(печальна), _______(темна).

_________(олицетворения) , рисующие бурю: то она завоет, то заплачет, то в окошко застучит - помогают образно представить разыгрывающуюся стихию.

Интересны и_________(сравнения) , характеризующие разыгрывающую бурю. То это_____ («то, как зверь, она завоет»), то это _______(«то заплачет, как дитя»). Такие разные _______ (сравнения) использует поэт для более точного выражения______(чувств) лирического героя.

Выступление 2-ой группы.

Схема-опора для ответа учащихся № 2.

Стихотворение «Зимнее утро» проникнуто_____________(радостным) настроением. Об этом говорят_____________(восклицания) поэта: «Мороз и солнце; день чудесный!»,«Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!». Яркие и звучные________(эпитеты):_______ (день), _______ (друг),_________ (ковры),______ (друг), ______(берег) – показывают на силу чувств поэта, счастье, которое его переполняет. Именно они, ________(эпитеты), помогают поэту передать свою______, ________, _______(радость, бодрость, восторг). Интересно, что поэт __________
(противопоставляет) великолепие зимнего утра вчерашней буре, такой прием называется _________(антитеза) . Если утром «Мороз и солнце; день чудесный!», то ему, великолепному утру, предшествовал такой вечер, когда « вьюга злилась», «мгла носилась». __________ (антитеза ) используется Пушкиным для усиления ________

(радостного) настроения. Казалось бы, слова из второй строфы «мутном, бледное, мрачные, чернеет, зеленеет, бурую, пустые » должны омрачить картину________ (чудесного ) утра, но этого не происходит, потому что много светлых, световых слов: ________, _______, _________, ________, ________, _________, ________ (солнце, звездою, блестя, прозрачный, блестит, блеском, озарена).

Выступление 3-ей группы.

Схема-опора для ответа учащихся № 3.

Как тосклив и однообразен путь в стихотворении А. С. Пушкина "Зимняя дорога"! Поэт называет дорогу _______(скучной), ведь вокруг лишь "глушь и снег". Зима надежно укутала природу покрывалом, и мир уснул. Замерло все вокруг, и в этой тишине поэт ощущает себя_______(одиноким ), ________(лишним ). Свое________(настроение ) Пушкин пытается передать через образ луны, которая "пробирается" сквозь облака на ночном небе и "льет печально свет" на безмолвные "печальные поляны". Природа, как спящая красавица, дремлет, и любые звуки кажутся чуждыми, неуместными. Поэтому-то и гремит "утомительно" колокольчик под дугой бегущей по снегу тройки. Ощущение _________(одиночества ) и _________(заброшенности) пробуждает в сердце поэта _____(тоску ) по людям, по теплому очагу, поэтому и поющий свои долгие песни ямщик представляется Пушкину родным человеком, почти другом. А вокруг - "ни огня, ни черной хаты", лишь "зимняя, скучная" и однообразная дорога.

Стихотворение «Зимняя дорога» построено на _________( антитезе ). Мотиву дороги, этому долгому и утомительному пути, здесь __________(противопоставлен) домашний уют.

В стихотворении _______ (пейзаж) соответствует___________(состоянию души) лирического героя.Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека.

Выступление 4-ой группы

Схема-опора для ответа учащихся №4

Рисуя образ луны, автор использует ________________ (сравнение, эпитет): «невидимкою луна», что передаёт чувство (тревоги, беспокойства, неопределённости, незащищённости). Такой сказочной необычной делают луну ______________(мчащиеся тучи, летучий снег). _______________ (сравнение, эпитет), «мутно небо», «ночь мутна» тоже подчёркивает сложность положения путников, так как вокруг «снег летучий», «вьюга …слипает очи».

Таким образом, эпитеты и сравнения помогли А.С. Пушкину создать _________________ (яркую, образную, запоминающуюся, реальную, живую) картину зимней вьюги.

Особую роль в стихотворении «Бесы» играют _________ (повторы) строк:

« Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.» Перед нами_______(повторы) самостоятельного предложения, которое гармонично вплетается в структуру стихотворения. Повторяя их несколько раз, в начале, середине и в конце стихотворения, А.С. Пушкин считает их наиболее значимыми, потому что они усиливают _______________ (динамику, движение общей картины стихотворения; показывают силу стихии природы) , усиливают _________________

(чувство тревоги, усиливают чувство страха).

Ритмические повторы подчёркивают _________ (одиночество, незащищённость) человека в окружающем мире, но в то же время ритм очень динамичен и не вызывает у читателя чувства ____________(страха, обречённости).

Вывод № 5

К какому выводу мы пришли? Продолжите предложение:

Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … (внутренний мир лирического героя ). Природа соотносится с переживаниями человека.

Каким мы видим лирического героя во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Лирический герой Пушкина умеет печалиться и восхищаться.)

    Подведение итогов.

Пушкин – мастерски передает настроение лирического героя через описание состояния природы. Пейзаж совпадает у поэта с определенным состоянием души лирического героя, которое автор мастерски облекает в слова, но в этих словах всё: краски, звуки, эмоции.

V . Рефлексия./ Слайд № 10

Что особенно запомнилось на уроке?

Что понравилось?

Каких целей я достиг?

    Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть

В стихотворении А. Блока “Незнакомка” эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой “смирен и оглушен”, он чувствует тоску и одиночество…

Но как меняется душевное состояние героя, когда “девичий стан” незнакомки “в туманном движется окне”! Закованный “странной близостью”, за темной вуалью красавицы он уже видит не пьяниц “с глазами кроликов”, пыль и грязь, а “очарованную даль”… “Бездонные” очи незнакомки заставляют лирического героя познать истину, поверить в себя, в то, что в его “душе лежит сокровище”.

Так меняется эмоциональное состояние героя от начала к концу стихотворения.


Другие работы по этой теме:

  1. Лирический герой поэмы В. В Маяковского “Облако в штанах” страдает. Он, “хмурый, декабрый”, чувствует тоску и одиночество, потому что возлюбленная не пришла на свидание. Казалось...
  2. Стихотворение “Зимнее утро” условно можно разделить на две части. В первом шестистишие секстине. описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда “вьюга злилась”, мрачные тучи...
  3. Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной. Лирический герой взволнован...
  4. 1. ПРОБЛЕМА В данном для анализа тексте поэт размышляет о воодушевлении женской красотой. 2. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Автор описывает женскую красоту как непобедимую силу, способную сводить...
  5. Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение Незнакомка”, написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших...


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх