Почему не хочу целый день. Не хочу есть: причины, что делать? Почему все время тошнит, но не беременна? Не мерзнешь ли ты

В 1937 году в Нью-Йорке Билл Уилсон, в прошлом злоупотреблявший алкогольными напитками, вместе со своими единомышленниками организовал работу первой официальной «Группы Анонимных Алкоголиков». Группа в те времена насчитывала 40 человек. В декабре 1938 года был разработан текст программы «12 шагов», ставший основой механизма работы самой группы. С каждым годом количество участников группы лишь росло. Сама деятельность группы АА приобретала все большую популярность среди населения. В 1939 году группы анонимных алкоголиков стали появляться при психиатрических больницах США, а вскоре движение приобрело международный характер. И уже в 1995 году согласно статистике сообщество анонимных алкоголиков насчитывало более 2 миллионов членов и работало в 141 стране.

Началась история создания сообщества в городе Балтимор в 1840 году. Именно здесь было организовано так называемое Вашингтонское общество, в котором начался первый опыт алкоголиков желающих помочь другим страдающим тем же недугом. Общество, как это было свойственно в то время многим движениям за трезвость, возникавшим в разных странах, заняло сразу активную и политическую и социальную позицию. Что и объясняло, почему в общество входили даже люди, которые не имели никакого отношения к проблеме алкоголизма . И тем самым, упустив свою главную цель, общество перестало считаться группой взаимопомощи для людей больных алкоголизмом.

Другое сообщество, ставшее предвестником группы АА, стала так называемая «Оксфордская группа», бравшая свое начало с деятельности «сообщества ранних христиан», в свое время основанная пастором Фрэнком Бахманом. Что и повлияло на цели и задачи группы. Основной своей целью «Оксфордская группа» считала возрождение христианских заповедей и традиций. Деятельность группы была основана на 4 христианских абсолютах: абсолютная честность по отношению к себе и другим, абсолютная готовность к помощи ближнему, абсолютная чистота духа и стремлений, абсолютная любовь к Богу и ближнему своему.

В 1932 году у известного психоаналитика Карла Юнга проходил курс лечения некий Роланд Х. Пройдя часть курса, Роланд посчитал, что он достаточно хорошо изучил самого себя и методы сопротивления алкоголизму, и покинул своего врача. Однако он вскоре сорвался и был вынужден снова вернуться на терапию к доктору Юнгу, который сумел внушить своему пациенту мысль о том, что противостояние со своей болезнью можно выиграть только в случае духовного обновления личности. Тогда же Роланд и вступил в ряды «Оксфордской группы». Придерживаясь традиций группы, Роланд начал помогать другим людям, страдавшим от алкоголизма. В процессе деятельности он знакомится с Эдвином Т., с которым делится своими мыслями о природе алкоголизма. Так с 1932 года берет начало история возникновения общества анонимных алкоголиков.

Еще более судьбоносная встреча для создания общества АА произошла позднее в 1935 году. Когда Эдвин Т., будучи уже какое-то время «в завязке», зашел навестить своего школьного друга Билла Уилсона, который с ноября 1934 года находился в запое . Помня о том, каким безнадежным пьяницей был Эдвин, Билл не мог поверить своим глазам. Уже потом, продолжая свою деятельность, Эдвин неоднократно навещал своего старого товарища, с которым бывало вместе выпивал. Делясь своими мыслями в беседах с Биллом, Эдвин заложил у него надежду на выздоровление и дал толчок к решению лечиться.

Уже в декабре того же года Билл Уилсон обратился за помощью к доктору Силкворту, который положил его на стационарное лечение от алкоголизма для прохождения очередного, уже 4-ого для него курса, за последние 3 года. Продолжая навещать Билла в больнице, Эдвин доносил до него идеи о том, что необходимо признать свое бессилие перед алкоголем прежде, чем начать выздоравливать, что необходимо найти в себе веру в ту Высшую Силу, которая и поможет ему начать выздоравливать. Вдохновившись идеями Эдвина, выйдя из , Билл и его многострадальная жена Луис вступили в «Оксфордскую группу». Вскоре Билл в прошлом биржевой брокер нашел себе подходящую работу. Жизнь человека страдавшего от алкоголизма налаживалась.

Однажды, находясь в служебной командировке, Билл чуть было снова не сорвался и не запил. Он почувствовал, что нуждается в общении с тем кто может его понять и кому он может помочь. С помощью Генриетты Зейберлинг, членом местной «Оксфордской группы», Билл встретился с неким Бобом, страдавшим алкоголизмом. Хоть этот Боб и находился при их встрече в состоянии алкогольного опьянения , но согласился уделить Биллу 15 минут. Эта встреча стала основой решения Билла Уилсона систематизировать и упорядочить примерную программу выздоровления от алкогольной зависимости. Продлившись до 7 часов, эта беседа дала толчок написанию Биллом Уилсоном программы «12 шагов».

На пороге трезвости и благодати
Материал «Журнала Московской патриархии»

Программу «12 шагов» комментируют:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Я глубоко убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений. Не приветствуется только то, что наносит вред духовному, психическому и физическому здоровью человека, например колдовство, оккультизм, магия, а также то, что отрывает человека от веры, от благодати. Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, - грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства к программе «12 шагов» зависит от степени осведомленности… Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет.

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 3, 29)

Митрополит Волоколамский Илларион

Смысл этой программы («12 шагов») заключается в том, что она предлагает не только освобождение от последствий алкоголизма или наркомании, но и врачует сам корень болезни, освобождая человека от той внутренней пустоты, которая является причиной «зависимости». Программа эта рассчитана на постепенное осознание человеком бесперспективности своей прежней жизни, необходимости исправиться, собственного бессилия и необходимости какой-то Высшей Силы, которая помогла бы ему духовно и нравственно переродиться. Иными словами, это программа всецелого исцеления на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Эта программа имеет религиозный наполнитель; на каком-то этапе она приводит человека к Богу.

«Старый свет»

(Христианский общественный благотворительный фонда)психолог, председатель правления — Евгений Проценко .
Христианский общественный благотворительный фонд «Старый Свет» около 25 лет работает в области профилактики и реабилитации зависимости - алкоголизма и наркомании.
Основываясь на системном анализе собранных данных об эффективных подходах в этой области и на практике собственной многолетней работы, я с полной ответственностью свидетельствую, что среди возможных средств решения этих задач в нашей стране абсолютно вне конкуренции находятся группы «Анонимных алкоголиков», «Анонимных наркоманов», «Анонимных игроков» и другие подобные сообщества. Именно эти движения, опираясь на десятилетиями выверенную и беспрецедентно эффективную методологическую основу - «Программу 12 шагов», являются, по моему убеждению, единственным реальным ресурсом в нашей ситуации. Почему? Прежде всего потому, что они не требуют абсолютно никаких финансовых затрат со стороны государства или других источников. Также эти движения направлены на самовоспроизводство, а значит, могут (опять-таки, без всяких материальных затрат) создавать целостные системы поддержки, в том числе - и в тех регионах, областях или населенных пунктах, где такая поддержка отсутствует полностью.
Что же касается духовной составляющей этого подхода, то является несомненным (и это подтверждается множеством виднейших отечественных и зарубежных богословов и пастырей), что она опирается исключительно на принципы христианской аскетики (причем в понимании, наиболее близком традициям православия). Возникающие же у отдельных представителей Православной (и не только) Церкви возражения против этой программы основаны, в подавляющем большинстве случаев, на совершенно недостаточном или абсолютно предвзятом знакомстве с ее принципами. Никакой серьезной дискуссии с подобными «возражателями» (а порой - и «запретителями») за все время не получается, чаще всего - потому, что к подобной дискуссии эти люди не готовы, предпочитая такой полемике эмоциональные, бездоказательные и зачастую абсолютно несуразные обвинения в адрес программы.

Епархиальный совет Москвы

ответственный за работу с алкоголиками и наркоманами в Комиссии по церковной социальной деятельности — Валерий Доронкин

Далеко не в каждом приходе есть возможность организовать работу групп самопомощи, не каждый священник может заниматься реабилитацией алкоголиков и наркоманов. Но каждый приход может стать дружественной средой для страждущих, помочь химически зависимым людям сориентироваться таким образом, чтобы, в конце концов, они попали туда, куда нужно. Те, кому в первую очередь нужна медикаментозная помощь, - обратились в бесплатные наркологические стационары, а те, кто ищет психологической и духовной поддержки, - в реабилитационные центры при храмах и монастырях.
В Комиссии по церковной социальной деятельности при мос¬ковском Епархиальном совете проводятся семинары для благочиний, детализирующие работу с алко- и наркозависимыми. В помощь священникам составлена памятка, где четко расписано, в какую больницу или центр можно отправить человека, чтобы он обрел настоящую неформальную поддержку. На сегодняшний день реабилитация алкоголиков и наркоманов осуществляется при 20-ти московских храмах, в 13-ти из них используется программа «АА» «12 шагов». И весьма успешно.
Конечно, группы самопомощи «Анонимных алкоголиков» могут функционировать и без Церкви. Однако они ориентированы на поиск веры, поиск Бога. По существующей статистике около 10 000 человек за последние десятилетия обрели трезвость, посещая «АА», и более 70% из них считают себя православными. Кто-то из них пока не готов к активному воцерковлению, но многие с открытым сердцем приемлют истину Христову. Здесь для нас - широчайшее поле для миссионерской деятельности. И в нашей епархии уже есть специалисты - психологи, катехизаторы, - которые готовы этим заниматься, считают для себя кровным делом помочь страждущим людям войти в ограду церковную.



Алкоголизм и наркомания.

Священники часто сталкиваются с этими социально-духовными недугами общества. Сегодня для химически зависимых людей и их родственников при многих храмах созданы группы реабилитации, братства и сестричества трезвости, семейные клубы. Есть различные программы помощи. Об одной из них, о том, как можно организовать работу и каких ошибок избегать, мы беседуем с духовным руководителем программ психологической и социальной реабилитации алко — и наркозависимых при Даниловом монастыре игуменом Ионой (Займовским).

Чтобы решать проблему, нужно знать, в чем она заключается. Пока мы не знаем, в чем заключается проблема, мы не можем ее решить. Пока мы не знаем, в чем заключается проблема, мы будем делать неправильные шаги для ее решения раз от раза.

Развернуть ▾

Свернуть ▴

История создания прогрраммы

Существует программа «12 шагов». Откуда, вообще, это взялось и откуда появилась эта программа? Она берет корни в далеких 30-х годах прошлого столетия. То есть представляем. Вот сейчас взять Россию или другую какую-то большую страну - Китай или Америку, вот Америка. В Америке, в Нью-Йорке, в крупнейшем городе центральная больница, где работает главный врач, Уильям Силкворт - был такой врач главный, доктор медицинских наук.

Это был очень состоятельный человек в свое время, и он еще играл на бирже. То есть он вкладывал свои деньги, зарабатывал хорошую зарплату и вкладывал в игру на бирже. Великая депрессия в Америке, и он теряет всё свое благосостояние. Когда-то он проходил интернатуру, ему нравилось помогать алкоголикам. И он встречается со своим другом, владельцем центральной этой больницы крупнейшей в Нью-Йорке, и тот предлагает ему работу очень низкооплачиваемую (я не помню сколько он предложил, какие-то совсем копейки) - помогать алкоголикам. В то время еще алкоголизм не был признан заболеванием. По-моему, только в 1953 году алкоголизм признали болезнью.

Тот принимает приглашение, потому что ему всегда нравилось помогать этим людям, которым никто не знал, как помочь. И через его руки, через его больницу прошли тысячи, наверное, десятки тысяч алкоголиков, которым врачи искренне пытались помочь. И к нему попадает на лечение биржевой, наверное, не маклер, а биржевой аналитик, человек, который обладал миллионами долларов, был очень богатый. Но в результате этого кризиса тоже разорился, у которого прогрессирующий алкоголизм на протяжении длительного времени. Он попадает в доктору Силкворту в тяжелейшем состоянии. Тот приводит его в порядок, делает ему капельницы, легкие физические упражнения, хорошее питание, режим. Он приводит его в порядок, отпускает его. Через две недели тот опять попадает к нему в тяжелейшем запое. Так происходит несколько раз.

Суть программы 12 шагов

Как уже известно, программа «12 шагов» - это программа предназначена для работы с зависимыми людьми. Многие считают, что придумали ее именно зависимые, но это не так, несмотря на то, что первый шаг говорит: «Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, наркотиками, перед зависимостью, что наша жизнь стала неуправляемой.»

В принципе зависимому человеку необходимо признать, что у него существует такая проблема. Потому что пока человек не признает, что у него есть проблема. соответственно, решать ее не нужно. А мешает зависимому человеку признать эту проблему ее отрицание или анозогнозия. Анозогнозия - это отрицание своей болезни.

Так же признать человеку зависимость мешает его семья. По их мнению это стыдно. Родственники любят, жалеют и поэтому даже дают деньги, но признать наличие болезни они не хотят, потому что не хотят, чтобы их сына или дочь называли наркоманом.

Нужно обратить внимание на разницу понятий «любовь» и «жалость». Это совсем разны чувства. Родственники, которые именно жалеют и дают деньги, в некоторой степени делают это из-за чувства вины. Они сами отрицают, что он наркоман. Это стыдно, страшно и вынуждает решать какую-то непонятную проблему.

Следствием этого всего винегрета в голове из чувств, из мыслей и так далее, вот этого хаоса то, что мы финансируем употребление наркотиков наших близких. Мы создаем для них условия, чтобы они употребляли наркотики. Мы даем им деньги, крышу над головой и так дальше. Существуют особо наглые наркоманы, которым нужен iPhone, кроссовки Nike, автомобиль, работа и так далее - кто на что горазд. Но это только вначале. А потом ничего не надо. Потом надо тарелка супа, чуть-чуть денег, где переночевать и принять душ иногда.

Мы не ответственны за свою болезнь, но мы отвечаем за свое выздоровление! (Один из лозунгов выздоравливающих зависимых)

«12 шагов». От начала и до конца

Программа «12 шагов» - это не программа одного шага, двух шагов или трех шагов, или четырех шагов. В большинстве центров России (в 99% центров России) за год реабилитации люди проходят с 1-го по 3-й шаг, иногда 4-й. Это имеет глубокие корни искажений программы «12 шагов».

Изначально программа «12 шагов» делалась, вообще, в несколько сессий по одному часу. Люди делали все 12 шагов. Потому что ресурс 12-ти шагов - это не ресурс 4-х шагов. Изменение личности происходят с 4-го по 9-й шаг, трансформация личности происходит. Когда люди попадают в реабилитационный центр и за целый год изучают три шага или четыре, то как бы их трансформация не происходит. Они в условиях дисциплинарного какого-то заведения ведут себя правильно, но внутренне глубоких изменений не происходит. 12 шагов - это программа, в первую очередь, счастливой жизни: как научиться жить счастливо. Если сделать только три шага, то это, по сути, только принять решение решать проблему.

Основные 12 шагов, которые избавляют от боли и которые они учатся практиковать в течение дня. Это внутренняя работа через мысли, через ощущения к действиям, которые они как бы в теплице учатся применять. Это внутренняя работа.

Второе - это социальный рост по карьерной лестнице в терапевтическом сообществе. И если здесь они больше брали, то здесь они учатся отдавать. Зрелая личность - это личность, которая берет полную ответственность за то, что происходит с ним в жизни, которая может делать самоанализ, проводить работу над ошибками: что я здесь сделал не так, как изменить действия, чтобы получать другие результаты.

Если брать зависимого человека, человек, который употребляет наркотики. По статистике сейчас раньше, потому что сейчас наркотики очень быстро сводят человека с ума, и родители узнают. Но часто у родителей есть такая психологическая защита - они не хотят обращать внимание, что с детьми что-то происходит не то. Как есть отрицание у зависимых людей, что он наркоман, так есть у родителей отрицание того, что это может произойти в моей семье.

Заблуждения родственников зависимого

Грубейшие заблуждения родственников, которые не оставляют шанса на выздоровление своим близким:

  1. Они верят, что их близкий возьмется за ум и бросит употреблять. Правда в том, что он не может бросить, не смотря на последствия, силу воли и необходимость. Его собственный разум толкает его употребить еще один раз, который, кстати, может стать фатальным.
  2. Они верят, что употребление наркотиков и алкоголя - это дело выбора. Он употребляет потому, что выбирает употреблять. Правда в том, что у него нет другого выбора, есть только один - употреблять.
  3. Они верят, что как-то само собой всё уладится. Болезнь осложнена тем, что затронуты все аспекты человеческой личности: тело, психика, окружение и духовность. Своим больным разумом больной не может вылечить свой больной разум.
  4. Родственники верят, что угрозы, скандалы, уговоры и тому подобное остановят его, и он начнет жить, как все нормальные люди.
  5. Они верят, что изменение обстановки вокруг, работа, семья или друзья помогут человеку бросить наркотики.
  6. Родственники думают, что есть тяжелые и легкие наркотики, что если их близкие балуются травой или спайсом, то это ничего страшного. Тяжелых или легких наркотиков не бывает. Каждый раз приобретая дозу через интернет у неизвестных лиц, зависимый рискует своей жизнью. Концентрация действующего вещества в таком пакетике никому не известна, в том числе, розничным распространителям наркотиков.
  7. Родственники верят, что если они в очередной раз помогут зависимому справиться с последствиями употребления, то он сделает выводы и больше так поступать не будет. Правда: зависимый не в состоянии контролировать употребление любых психотропных препаратов, изменяющих сознание. Также зависимый не в состоянии управлять своей жизнью, мыслями, эмоциями, поступками и их последствиями. Соответственно, чем дальше вы его спасаете, тем глубже копаете ему могилу. Необходимо прекратить совершать те действия, которые не приводят вас к желаемому результату, признать свою несостоятельность в этой ситуации и обратиться за помощью к профессионалам.

Второй шаг к выздоровлению

Американский предприниматель, очень обеспеченный человек Рональд Хазард прошел все возможные способы лечения в Америке, и он продолжает пить. У него есть возможности для лечения у любого врача на земном шаре. И он хочет лечиться у Зигмунда Фрейда. Он связывается с Фрейдом, говорит: «Доктор, возьмите меня на лечение. Любые деньги». Фрейд говорит: «Извините, я уже стар, и я никого не лечу». Он едет в Европу и находит его учеников. У того два основных ученика - Адлер и доктор Карл Юнг. Тот едет сначала к Адлеру, говорит: «Возьми меня на лечение. Любые деньги». Он говорит: «При всем желании - не могу. Потому что у меня расписаны все пациенты на длительное время - на год вперед». И тогда он едет ко второму самому сильному ученику Фрейда - к доктору Юнгу и говорит: «Возьми меня на лечение». Он говорит: «Хорошо». Тот селится рядом с ним и раз в неделю ходит на психологический анализ к доктору Карлу Юнгу и выполняет его рекомендации, приходит в себя. И через год он пишет, что так хорошо себя не чувствовал никогда. И Рональд говорит: «Мне казалось, что я знаю все о скрытых работах, механизмах, пружинах своей психики. Я знаю всё.» Он садится на корабль, плывет в Америку и напивается. В ужасе от того, что происходит, возвращается к Юнгу и говорит: «Доктор, что со мной? Я напился. Я в запой ушел». Юнг говорит: «Ну, по всей видимости, ты относишься к той разновидности алкоголиков, которые неизлечимы. Тебе, наверное, нужно нанять охрану или провести окончание жизни в комнате, изолированной от алкоголя».

Представьте, человек, который обладает всеми возможностями, самый великий, то есть всё, последняя инстанция, говорит: «Ты неизлечим». Он говорит: «Как будто ворота ада разошлись у меня под ногами». Он говорит: «А бывают ли исключения?» И Юнг ответил, что исключения бывают только тогда, когда неизлечимые алкоголики каким-то образом получают жизненно важный духовный опыт, когда их ценности, их эмоции и их действия вдруг меняются под каким-то воздействием. Нужно получить каким-то образом жизненно важный духовный опыт. И тогда у этих людей происходит коренной перелом в их психике, глубокие психические перемены. Суть второго шага заключается в поисках более могущественнейшей силы.

Принцип второго шага

Художественный фильм «Меня зовут Билл W» рассказывает об истории создания «12 шагов». В Америке это считается лучшим изобретением ХХ века. Миллионы людей спаслись от зависимости. Не только от алкоголизма, не только от наркомании, от игровой зависимости, от зависимости от еды, от азартных игр. Есть фильм тоже старый «Дни вина и роз» и есть фильм, который называется «Деньги на двоих» с Аль Пачино.

Рональд начинает ходить на оксфордские группы, которые практикуют эти 6 шагов. И у него получается не пить. И один из принципов этих оксфордских групп - нести весть тем, кто страдает. Он приходит в тюрьму, где сидит алкоголик, которого зовут Эбби Тетчер. Эбби - сын мэра маленького города американского, который пил когда-то с Биллом Вилсоном очень сильно. И вот они вместе отжигают. И вот Эбби Тетчер семья говорит: «Послушай, ты нас позоришь. Давай-ка ты в деревню. У нас в деревеньке есть домик, езжай-ка ты туда, приходи в себя, прекращай пить. Пока не придешь в себя. Давай занимайся домом, покрась его, приведи в порядок.»

Этот Эбби Тетчер красит этот домик, выходит любоваться, что он такой покрашенный, такой красивый. И вдруг голуби загадили его. У Эбби Тетчера включается одержимость ума. Он бежит в дом, хватает дробовик и разносит этот домик к чертовой бабушке. Соседи вызывают полицию, его арестовывают, потому что он невменяемый. И вот к этому Эбби Тетчеру приходит Рональд, берет его на поруки и говорит: «Послушайте, я, кажется, нашел способ, чтобы не пить. Я сам алкоголик. Дайте мне его на поруки». И Эбби Тетчер начинает практиковать шаги, эти абсолюты оксфордских групп и «6 шагов» оксфордских групп и остается трезвыми два месяца.

И у Эбби все получилось. Потому что он понял, что надо ориентироваться на идею того Бога, о котором тебе рассказывали, а не того, которого ты придумал сам. Эбби говорит: «У тебя может быть своя собственная высшая сила, которая поможет тебе бросить пить. Тебе не надо ориентироваться на моего Бога». И это было, на самом деле, великим открытием, потому что с помощью этого принципа спались миллионы зависимых людей в мире. Потому что во втором шаге есть такое задание, а именно написать качество и характеристики той силы, которая может помочь вернуть здравомыслие и помочь решить проблемы с зависимостью.

Суть третьего шага

Третий шаг говорит о том, что мы препоручили нашу волю и нашу жизнь под заботу Бога, как каждый из нас понимал его. Смысл в том, что каждый сам должен выбрать для себя высшую силу. Нужно впустить в свою жизнь какие-то новые принципы, новые правила.

Третий шаг говорит о том, что нужно препоручить свою волю и жизнь.

Воля - это наше желание, это свобода выбора.

Жизнь - это полнота духовных и нравственных сил, которых и нет как раз у зависимого человека. Человеческая воля может проявляться в различных других направлениях, но не в том, что связано с наркотиками и алкоголем.

Нужно просто начать делать то, чего никогда не делали. Какие-то революционные идеи.

До 1939 года в Америке практикуют шаги оксфордской группы. Количество участников достигло больше 100 человек и они решают написать книгу, чтобы вот этот рецепт, как у них получается не пить и вести полноценный образ жизни, счастливыми, радостными передать остальным.

Они поняли, что устная информация искажается. Они подумали, что они сделали открытие. И так оно и произошло. И они решили эту программу простую, духовную программу «12 шагов» анонимных алкоголиков, запечатлеть в книге. Она так и называется «Анонимные алкоголики», эта книга, где написан рецепт, как делать эти простые шаги для того, чтобы произошел тот глубокий, коренной перелом психики, о которой говорил доктор Юнг Рональду. Это называется разными словами в книге: «духовным пробуждением», «глубокими психическими переменами» и так далее. Но суть в следующем: что каким-то образом они нашли рецепт, чтобы изменить вот этот одержимый ум.

Четвертый шаг программы «12 шагов»

Четвертый шаг - это очень глубокий психоанализ..

Четвертый шаг звучит так: «мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения. Мы посмотрели на свою жизнь, честно написав на белой бумаге черным по белому ошибки, которые мы совершили, обиды и злость, которые мы испытывали на людей.»

В принципе, первые три шага являются подготовкой. Они пока еще мышление не меняют. Они говорят: «Посмотри на свою жизнь: что происходит с твоим умом, с телом и вообще на последствия своего употребления. Ты сам не можешь, тебе нужна какая-то сила, и тебе нужно принять решение: сделать то, что ты никогда не делал».

И четвертый этот шаг говорит о том, что нужно сделать инвентаризацию своей жизни. Посмотреть на те качества, накопленные внутри нас, которые нам мешают жить.

Третий шаг образно говорит: «Тебе надо уйти с поста управителя своей жизни. Тебе надо перестать верить в твою голову, которая тебя убивает».. А если ты это не сделаешь, то тебе нужно начать жить не на основе того, что ты обучался всю жизнь принципам и правилам, которые в твоей жизни не работают, которые приводят тебя к употреблению раз от раза, от которых мучаешься ты, от которых мучаются твои близкие, а тебе нужно начать жить на основе новых каких-то принципов. И для того чтобы научиться жить на основе этих принципов, давай, посмотри на всю свою жизнь внутри, на то, что ты накопил: обиды, злость, нечестность, какой ущерб ты нанес людям.

В нашем центре мы проходим полную программу с зависимыми!Хотите узнать больше? Консультация - бесплатна!

"Мы признали свое бессилие перед наркоманией,

признали, что наша жизнь стала неуправляемой"

У всего есть свое начало. Так и с шагами: Первый Шаг - это начало процесса выздоровления. Выздоровление начинается здесь. Мы не можем идти дальше, пока не проработаем этот шаг.

Некоторые члены Анонимных Наркоманов интуитивно чувствуют, как сделать этот Первый Шаг, другим нужно проработать его системно. Наши мотивы над Первым Шагом изменяются в зависимости от конкретного члена Анонимных Наркоманов. Может, мы новички и только что побороли в себе искушение, разбив склянку с наркотиком. Может быть, уже прошло какое-то время с той поры, когда мы отказались от наркотиков, но мы обнаружили, что наша болезнь активизировалась в какой-то другой сфере нашей жизни и дает нам понять, что мы бессильны перед ней и опять не можем контролировать свою жизнь. Не каждый шаг нашего развития обусловлен болью - иногда просто приходит время снова вернуться к Шагам, и так начинается новая стадия нашего бесконечного движения к выздоровлению.

Некоторым из нас как-то проще объяснять свое положение именно болезнью, а не ошибками морального плана. Другим все равно, что послужило причиной - мы просто хотим покончить с этим!

Как бы там ни было, настало время что-то предпринять и сделать первый шаг: заняться конкретным делом, которое поможет нам избавиться от нашей зависимости, какую бы форму она ни принимала. Мы надеемся пропустить через себя принципы Первого Шага - глубже осознать свое поражение, капитально освоить принципы признания, готовности, честности, непредубежденности.

Сначала нам необходимо остановиться на моменте признания своего поражения. Есть много способов сделать это. Для некоторых из нас тот путь, который мы прошли, приближаясь к Первому Шагу, был более чем достаточен, чтобы убедиться, что капитуляция - единственно возможный для нас вариант. Другие же начинают этот процесс, не будучи совершенно убежденными в том, что мы - наркоманы, или что мы действительно исчерпали запас своих жизненных сил. И только работая над Первым Шагом мы приходим к осознанию того, что мы действительно наркоманы, что мы подорвали свое здоровье и что пора сдаться.

Прежде чем начать работать над Первым Шагом, мы должны прекратить принимать наркотики - чего бы это ни стоило. Если мы новички в Анонимных Наркоманах, а наш Первый Шаг - это элементарная возможность увидеть, как же наркотическая зависимость повлияла на нашу жизнь, то нам просто необходимо быть чистыми. Если мы уже какое-то время живем в чистоте, а наш Первый Шаг - признание собственного бессилия перед каким-то другим состоянием, которое сделало нашу жизнь неуправляемой, то мы должны найти способ справиться с этим состоянием, чтобы “мы сдались” не означало “мы продолжаем”.

Наркомания - это болезнь

Наркоманами нас делает наша болезнь -зависимость - не наркотики, не наше поведение, а наша болезнь. Что-то внутри нас не дает нам удержать контроль над употреблением наркотиков. И это же “что-то” склоняет нас к одержимости и компульсивности при иных жизненных обстоятельствах. Как мы можем определить, когда болезнь активизируется? Когда мы становимся одержимыми навязчивой идеей, поведение становится компульсивным и эгоцентричным и мы начинаем без конца хитрить, то наступает физическое, психическое, духовное и эмоциональное расстройство.

Что для меня означает “болезнь наркомания”?

Проявлялась ли моя болезнь в последнее время? Как именно?

На что это похоже, когда я одержим какой-либо навязчивой идеей? Вписывается ли мое мышление в какой-либо шаблон? Как это можно описать?

Когда во мне зарождается какая-то мысль, то я начинаю немедленно действовать или сначала представляю себе возможные последствия? Как иначе проявляется мое компульсивное поведение?

Как эгоцентризм моего заболевания влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей?

Как моя болезнь подействовала на меня в физическом плане? В психическом? В духовном? В эмоциональном?

Наша болезнь может заявить о себе по-разному. Когда мы первый раз придем к Анонимным Наркоманам, то, конечно, нашей проблемой будут наркотики. Позднее мы узнаем, что наша болезнь разрушает нашу жизнь во всех сферах.

Как именно проявлялась моя болезнь в последнее время?

Преследовала ли меня мысль о каком-то человеке, месте или предмете? Если да, то как это повлияло на мои отношения с другими людьми? Как еще эта навязчивая идея повлияла на меня психически, физически, духовно и эмоционально?

Отрицание

Отрицание - это часть нашей болезни, которая твердит нам, что мы не больны. Отрицание означает нашу неспособность увидеть реальность нашей болезни. Мы преуменьшаем ее влияние. Мы обвиняем других людей, ссылаясь на то, что наши семьи, наши друзья и работодатели слишком многого от нас ожидали. Мы сравниваем себя с другими наркоманами, чья зависимость кажется нам “хуже” нашей. Мы можем винить какой-то один конкретный наркотик. Если мы какое-то время воздерживались от наркотиков, то мы можем сравнивать теперешнее проявление нашей болезни с тем, какое у нас было, когда мы принимали наркотики, и уговаривать себя, что ничто из того, что мы делаем сегодня, не может быть так же плохо, как это было тогда! Правдоподобные, но в действительности ложные, объяснения нашего поведения - это самые простые доказательства нашего отрицания.

Давал ли я правдоподобные, но нечестные объяснения своим поступкам? Какие именно?

Поступал ли я компульсивно, одержимый какой-либо идеей, и не уговаривал ли я себя потом, что именно так я и планировал поступить? Когда это было?

Как именно я перекладывал вину за свои поступки на других людей?

Как я сравнивал свою наркоманию с наркоманией других людей? Достаточно ли “плоха” моя наркомания, если я не сравниваю ее ни с чьей больше?

Сравниваю ли я сегодняшнее проявление моей наркомании с той жизнью, какая у меня была еще до того, как я начал соблюдать чистоту? Не мучит ли меня мысль о том, что мне следовало бы в этом разобраться получше?

Перед тем, как мое поведение меняется в худшую сторону, не думаю ли я, что у меня достаточно информации о наркомании и о выздоровлении, чтобы контролировать мое поведение?

Я предотвращаю какие-то поступки, потому что боюсь, что мне будет стыдно, когда я увижу результаты моей наркомании? Я сдерживаюсь, потому что боюсь, а что скажут люди?

Самобичевание: отчаяние и изоляция

Наша наркомания в итоге приводит нас к такому моменту, когда мы не можем больше отрицать природу наших проблем. Вся ложь, все оправдания и иллюзии улетучиваются, когда мы перестаем бояться видеть то, во что превратилась наша жизнь. Мы видим, что жили без надежды. Мы обнаруживаем, что стали недружелюбными или совершенно замкнутыми, а наши отношения с семьей превратились в притворство, в пародию на любовь и близость. И хотя может показаться, что все потеряно, когда мы видим (находим) себя в таком состоянии, тем не менее, правда состоит в том, что мы должны пройти через это, прежде чем сможем взять курс на выздоровление.

Какой кризис подтолкнул меня к выздоровлению?

Какие ситуации подвели меня к проработке Первого Шага?

Когда я впервые осознал свою зависимость, как проблему? Я пытался что-то исправить? Если да, то как именно? Если нет, то почему?

Бессилие

Будучи наркоманами, мы по-разному реагируем на слово “бессилие”. Некоторые из нас считают, что более точного описания нашей ситуации просто невозможно подобрать, и мы признаем свое бессилие с чувством облегчения. Другие с отвращением отвергают это слово, отождествляя его со слабостью или другими недостатками характера. Понимание бессилия, а также того, насколько естественно для выздоровления признание нашего собственного бессилия, поможет нам преодолеть те негативные ощущения, которые могут у нас возникнуть в связи с принятием этой концепции.

Мы бессильны, когда наша движущая жизненная сила находится вне контроля. Наша зависимость, конечно же, квалифицируется как неподвластная контролю движущая сила. Мы не можем умерить или проконтролировать наше употребление наркотиков или другое компульсивное поведение, даже если в результате нам грозят невосполнимые потери. Мы не можем остановиться, даже если знаем наверняка, что в результате нас ждет невосстановимое физическое увечье. Мы сами видим, что делаем то, чего бы никогда не сделали, если бы не наша наркомания, то, что наполняет нас чувством стыда, когда мы задумываемся об этом. Мы даже можем решить, что мы не хотим употреблять, что мы не собираемся употреблять, но обнаруживаем, что мы просто не в состоянии остановиться, если подворачивается случай.

У нас даже могли быть попытки воздержаться от употребления наркотиков или других компульсивных поступков (возможно более или менее успешные) в течение какого-то времени и без программы, но они приводили лишь к тому, что наша зависимость при случае толкала нас обратно туда, где мы были раньше. Чтобы проработать Первый Шаг, мы должны крепко усвоить, что мы лично бессильны перед самими собой.

Перед чем конкретно я бессилен?

Под влиянием своей наркомании я совершал такие поступки, которых не было бы, если бы я вовремя решился на выздоровлении? Какие это были поступки?

Какие я совершил поступки, которые способствовали моей наркомании и полностью шли вразрез со всеми моими убеждениями и представлениями о ценностях?

Как меняется моя индивидуальность, когда я нахожусь во власти зависимости? (Например: Становлюсь ли я самонадеянным? Эгоцентричным? Подлым? Пассивным в плане самозащиты? Твердолобым?)

Манипулирую ли я другими людьми в угоду моей зависимости? Как именно?

Попытавшись прекратить употребление, я обнаружил, что не могу этого? Прекратив употребление самостоятельно, я обнаружил, что моя жизнь без наркотиков так мучительна, что мое воздержание длилось недолго? На что было похоже это время?

Как моя наркомания способствовала тому, что я мучился сам и мучил других?

Неуправляемость

Шаг Первый призывает нас признать две вещи: во-первых, что мы бессильны перед нашей наркоманией, а во-вторых, что наша жизнь стала неуправляемой. Вообще-то трудно признавать одно, отвергая другое. Наша неуправляемость - это внешнее проявление нашего бессилия. Есть два типа неуправляемости: внешняя (видимая) неуправляемость - она заметна другим людям, и внутренняя или личностная неуправляемость.
Внешняя неуправляемость отождествляется с арестами, потерей работы, семейными проблемами. Кое-кто из наших товарищей побывал в тюрьме. Некоторым никогда не удавалось удержаться на одном месте дольше, чем пару месяцев. А кого-то вышвыривали из семей и велели никогда больше не появляться.

Внутренняя или личностная неуправляемость часто отождествляется с нездоровой или ложной системой представлений о самом себе, о том мире, в котором мы живем, и о людях, которые окружают нас в нашей жизни. Мы можем думать, что мы никчемные и никудышные. Мы можем верить, что мир вертится вокруг нас, и что так не только должно быть, но так и есть. Мы можем быть уверены, что это не наше дело - заботиться о себе, кто-то другой должен этим заниматься. Мы можем считать, что ответственность, которую берет на себя обычный человек, конечно же, слишком велика для нас. Мы можем слишком бурно или вообще не реагировать на события в нашей жизни. Эмоциональное непостоянство - это наиболее характерный признак личностной неуправляемости.

Что для меня означает неуправляемость?

Арестовывали ли меня когда-либо? Были ли у меня проблемы с законом из-за моей наркомании? Когда-нибудь я совершал что-то такое, за что меня могли бы арестовать, если бы поймали? Что это были за дела?

Какие проблемы у меня были на работе или в школе из-за моей наркомании?

Какие проблемы у меня были с друзьями из-за моей наркомании?

Предпочитаю ли я все делать по-своему? Каким образом мое упрямство повлияло на мои отношения с родственниками?

Считаюсь ли я с потребностями других людей? Как отсутствие внимания с моей стороны повлияло на мои отношения с родственниками?

Принимаю ли я ответственность за свою жизнь и свои поступки? В состоянии ли я выполнять мои ежедневные обязанности, не сдавая своих позиций? Как это сказывается на моей жизни?

Опускаю ли я руки, если дела идут не так, как запланировано? Как это сказывается на моей жизни?

Является ли для меня любое возражение личным оскорблением? Как это сказывается на моей жизни?

У меня все еще отсутствует здравомыслие, я в любой ситуации впадаю в панику? Как это сказывается на моей жизни?

Игнорирую ли я сигналы, предупреждающие меня о том, что что-то серьезное может случиться с моим здоровьем или с моими детьми, думая, что все как-нибудь обойдется? Описать.

Находясь в опасности, был ли я когда-либо равнодушен к этой опасности или как-то неспособен к самозащите из-за моей наркомании? Описать.

Причинил ли я кому-нибудь зло из-за моей наркомании? Описать.

У меня вспыльчивый характер или я просто иначе реагирую на свои ощущения и у меня недоразвиты чувства самоуважения и собственного достоинства? Описать

Я принимал наркотики, чтобы изменить или подавить свои чувства? Что именно я пытался изменить или подавить?

Оговорки

Оговорки - это то место в нашей программе, которое мы приберегаем для рецидива. Они образуются вокруг идеи о том, что мы можем сохранять какой-то контроль, например, “Ну ладно, я согласен, что не могу контролировать употребление наркотиков, но продавать-то их я могу?” Или мы можем думать, что можем продолжать дружить с теми людьми, с кем вместе принимали или у кого покупали наркотики. Мы можем думать, что какие-то разделы программы к нам не относятся. Мы можем думать, что в каких-то случаях мы просто не сможем удержаться, например, заболеем серьезно или любимый человек умрет, и даже планируем принять наркотик тогда. Мы можем думать, что, достигнув какой-то цели, заработав определенное количество денег или прожив сколько-то лет чистыми, мы после этого сможем контролировать наше употребление наркотиков. Обычно эти оговорки прячутся на задворках нашего сознания и мы к ним не очень серьезно относимся. Это естественно, что мы предполагаем какие-то отступления, которые мы можем себе позволить или можем запретить, прямо здесь и сейчас.

Я в полной мере осознаю степень моей болезни?

Я думаю, что я все еще могу общаться с людьми, которые так или иначе связаны с моей наркоманией? Можно ли мне посещать те места, где я обычно принимал наркотики? Разумно ли хранить наркотики или их атрибуты, просто чтобы “напоминать себе” или чтобы испытать свое выздоровление? Если да, то почему?

Есть ли что-нибудь такое, что мне не пережить без наркотиков, например, произойдет что-нибудь в высшей степени неприятное и мне придется принять наркотик, чтобы загушить боль?

Не думаю ли я, что, оставаясь какое-то время чистым, или при каких-то особых жизненных обстоятельствах я смог бы контролировать свое употребление наркотиков?

Какие отступления я до сих пор держу для себя про запас?

Признать поражение

Это большая разница - покориться и признать поражение. Покорность - это то, что мы чувствуем, когда осознаем, что мы наркоманы, но еще не признаем выздоровление как решение нашей проблемы. Многие из нас ловили себя на этом еще задолго до того, как заглянули к Анонимным Наркоманам. Мы могли думать, что нам судьбой предназначено быть наркоманами, жить и умереть с нашей наркоманией. А вот признание поражения - это именно то, что происходит с нами, когда мы воспринимаем Первый Шаг, как нечто необходимое для нас, и настраиваемся на выздоровление. Мы не хотим жить так, как жили раньше. Мы не хотим больше испытывать те же чувства, что и раньше.

Чего я боюсь в идее (концепции) поражения, если чего-то действительно боюсь?

Что убеждает меня, что я больше не могу по-прежнему принимать наркотики?

Понимаю ли я, что никогда не смогу восстановить контроль, даже после длительного воздержания?

Могу ли я начать выздоравливать, не признав полностью свое поражение?

На что будет похожа моя жизнь, если я полностью признаю свое поражение?

Могу ли я продолжать идти по пути выздоровления, не признав полного поражения?

Духовные принципы

В Первом Шаге мы (с) концентрируемся на честности, непредубежденности, готовности, смирении и признании.

Обращение к принципу честности в Первом Шаге начинается в тот момент, когда мы соглашаемся с правдой о нашей зависимости, и продолжается в наших честных поступках ежедневно. Когда мы произносим на собрании “я наркоман”, то это может быть первым честным высказыванием за долгое время. Мы учимся быть честными сами с собой и, следовательно, с другими людьми.

Если бы я задумал снова принимать наркотики, то рассказал бы об этом своему спонсору или кому-нибудь еще?

Сталкивался ли я с моей болезнью, как с чем-то реальным, вне зависимости от того, как долго я к тому времени воздерживаля от наркотиков?

Заметил ли я, что теперь, когда мне не надо скрывать мою наркоманию, мне больше нет нужды лгать, как раньше? Нравится ли мне та свобода, которую я при этом получаю? С чего я начал поступать честно, идя по пути выздоровления?

Принцип непредубежденности в Первом Шаге прежде всего предполагает готовность поверить в то, что можно жить по-другому, и захотеть это осуществить. Неважно, что мы не можем видеть все детали того, как это могло бы осуществиться, что это может быть абсолютно не похоже на то, о чем мы слышали раньше; давайте не будем ограничивать себя и свое воображение. Иногда от членов Анонимных Наркоманов мы слышим высказывания, которые звучат для нас абсолютно невероятно, например, “сдаться, чтобы победить”, или призыв молиться за того, на кого мы в обиде. Мы демонстрируем непредубежденность (восприимчивость), если не отвергаем того, что еще не попробовали сами.

Что на своем пути к выздоровлению я слышал такого, во что мне было трудно поверить? Просил ли я своего спонсора или того, кто рассказывал, разъяснить мне это?

Каким образом я демонстрирую свою непредубежденность?

Принцип готовности, заложенный в Первом Шаге, можно объяснять по-разному. Когда мы впервые задумываемся о выздоровлении, многие из нас или совсем не верят, что это возможно для нас, или просто не понимают, как это будет происходить, но мы все равно приступаем к Первому Шагу - и это наш первый опыт проявления готовности. Любое действие с нашей стороны, которое поможет нашему выздоровлению, являет собой готовность: прийти на собрание пораньше и подольше там задержаться, помочь организовать собрание, найти телефоны других членов Анонимных Наркоманов и позвонить им.

Готов ли я следовать инструкциям своего спонсора?

Готов ли я посещать собрания регулярно?

Готов ли я вложить все силы в свое выздоровление? Каким образом?

Принцип смирения, такой важный для Первого Шага, почти целиком выражается в нашем признании поражения. Смирение проще определить, как принятие себя такими, какие мы есть на самом деле - не лучше и не хуже тех, какими мы были, употребляя наркотики, - просто люди .

Верно ли, что я - чудовище, погубившее весь мир своей наркоманией? Верно ли, что моя наркомания совершенно несущественнадля окружающего меня общества? Или что-то среднее между этим?

Есть ли у меня чувство относительной значимости (важности) в кругу семьи или друзей? В обществе в целом? Что это за чувство?

Как я объясняю принцип смирения в свете проработки Первого Шага?

Чтобы претворить в жизнь принцип признания, нам придется сделать гораздо больше, чем просто объявить себя наркоманами. Когда мы признаем свою зависимость, мы чувствуем глубокое внутреннее изменение, обусловленное все возрастающим осознанием надежды. И еще мы начинаем ощущать умиротворение. Мы примиряемся с нашей наркоманией, с нашим выздоровлением и с тем, что обе эти реальности будут с нами всю жизнь. Мы не испытываем благоговейного страха перед будущими собраниями, контактами со спонсором и работой по шагам; более того, мы начинаем относиться к выздоровлению, как к драгоценному дару, а работа, связанная с этим, для нас уже трудна не более, чем вся наша обычная жизнь.

Примирился ли я с тем, что я наркоман?

Примирился ли я с тем, что именно мне придется что-то предпринимать, чтобы оставаться чистым?

Почему признание моей болезни необходимо для моего выздоровления?

Когда мы будем готовы перейти ко Второму Шагу, мы, наверное, спросим себя, достаточно ли хорошо мы проработали Шаг Первый? Уверены ли мы, что пора двигаться дальше? Мы на этот шаг затратили столько же времени, сколько и другие? Достигли ли мы истинного понимания этого шага? Многие из нас сочли полезным письменно изложить свое понимание каждого шага - это своеобразная подготовка к продвижению дальше.

Как я понимаю Первый Шаг в целом?

Как мои прежние знания и опыт повлияли на мою работу над этим шагом?

Сейчас мы подошли к тому месту, откуда нам видны результаты нашего старого образа жизни; мы провозгласили курс на новую жизнь, но мы, видимо, еще не подозреваем, насколько богата своими возможностями жизнь в выздоровлении. Может быть, на данный момент достаточно просто прекратить принимать наркотики, но скоро мы поймем, что нужно чем-то заполнить то пространство, откуда мы изъяли наркотики или другое наваждение. Работа над другими шагами заполнит эту пустоту. Следующий пункт назначения на нашем пути к выздоровлению - это Второй Шаг.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх