Что принимать при остром приступе подагры. Как купировать приступ подагры: что делать и как быстро снять в домашних условиях. Что можно есть в ограниченных количествах при подагре

Основная проблема у подростков - это проблема взаимоотношений с родителями. В подростковом возрасте ребенок переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии и уважении.

Подростки начинают отдаляться от родителей, противостоять им. Ребенок становится грубым и резким, часто критикующим родителей. Родители, зачастую, просто не готовы к такой перемене ребенка, что в последующем оборачивается конфликтными ситуациями.

Выделяют основные типы конфликтов между подростками и родителями:

По мнению психологов, причиной конфликтов между родителями и детьми является неустойчивость родительского восприятия . Родители не считают подростка взрослым, подросток, наоборот, считает, что уже вырос и имеет право принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает требовать к себе уважение, однако все равно иногда ведет себя как ребенок. Подростки очень противоречивы. Взрослые не понимают, как объяснять элементарные вещи своим детям, от этого начинают нервничать и срываться на детях.

Еще одна причина конфликта - диктатура родителей . Формы этого конфликта разнообразны, но в общем диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков.

Конечно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать решения, которые позволят подростку психологически расти, т.е. разрешать подростку иногда делать то, что на его взгляд правильно, советоваться с ним, позволять принимать ему участия в семье.

По мнению психологов, старшие должны сочетать, и требовательность, и доверительное отношение, и уважение по отношению к подросткам. Иначе ребенок может начать вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Родители, которые заставляют ребенка вести себя, так как они хотят, скорее всего, столкнуться с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда ненавистью. Ребенок из-за диктатуры родителей может потерять чувство собственного достоинства, он будет чувствовать себя униженным.

Подросток может вырасти циником и эгоистом в том случае, если родители игнорируют интересы подростка, лишают его права голоса, которых не интересует его мнение. Конечно, может обойтись и без таких тяжких последствий, но то, что в будущем ребенок будет не таким, каким ожидали родители, это точно. Так как положительной стороны у такого воспитания нет.

Родитель с подростком, так же, часто конфликтуют из-за территории. Некоторые родители очень назойливы по отношению к ребенку, лезут ему в душу. У взрослеющего человека обязательно должна быть личная территоия, куда «посторонним вход запрещен». Исследования показали, что в семьях, где родители уважают границы своего ребенка, конфликтов и ссор значительно меньше.

Для разрешения конфликтов, связанных с территорией подростка, вводят некоторые простые правила общения:

* не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

* не трогать личные вещи,

* не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо давать свободу подростку в выборе одежды, музыке, друзей и т.д.

Подростков часто раздражает, когда их родители чересчур опекают. И это следующий тип конфликтной ситуации - чрезмерная опека и забота.

Можно сказать, что это скрытый конфликт. На первый взгляд, мало ссор между родителями и детьми, однако дети в таких семьях зачастую пользуются своим положением и превращаются сами в диктаторов. Такие дети обычно введут себя, как маменькины сыночки и дочки, в семьях, где их очень ждали, где он был последней надеждой на счастье.

В подростковом возрасте маменькины дети часто срываются и восстают против взрослых. Причем, форма протеста может быть разной. Это уже зависит от индивидуальности.

Причиной конфликтов может стать, если родители делают не так как хочется подростку. Если родители, например, купили не такой телефон, как захотелось ребенку. Ребенок начинает гнобить и унижать родителей.

Но, обычно, такие дети в семье главные, а в обществе не реализуются, так как никто под них не хочет подстраиваться, никто не хочет делать так, как им хочется. Такие дети становятся замкнутыми и необщительными. Исследования, показали, что чрезмерная опека чаще губит человека, чем проблемы.

Еще один тип конфликтной ситуации - родительская авторитетность.

Родители в таких случаях требуют от ребенка совершенства. Они хотят, чтобы ребенок делал все безукоризненно, учился на одни пятерки, убирался все до блеска, одевался так, как нравится им. За непослушания, они наказывают ребенка своим неуважением. Проводят воспитательные беседы, не давая отставать свое мнение.

Это приводит к двум типам конфликтов:

1. Ребенок начинает в подростковом возрасте вести себя холодно с родителями. Если в его семье случаются какие-то проблемы, он не сочувствует, ведут себя эгоистично и равнодушно.

2. Ребенок чувствует себя бездарным. Он понимает, что делает все не так, хотя очень старается. Появляются мысли о бессмысленности в существовании.

Так же одной из скрытых конфликтных ситуаций является мирное существование.

В данном случае, в семье все занимаются собой. Родители своими проблемами, не трогают ребенка, позволяя делать ему все, что хочется. В какой-то момент ребенок просто начинает понимать, что семье нет до него дела, что никто не интересуется его делами.

И вот, когда в семье случается что-нибудь нехорошее, где потребуется участие ребенка, ребенок не будет испытывать никакого интереса к происходящему, ему будет просто безразлично то, что происходит в его семье.

Конфликты между родителями и подростками будут всегда. Так, как подростковый возраст очень трудный и для подростка и для родителей. Тут и играет роль, разница в возрасте. Родители не понимают, почему ребенок слушает именно такую музыку, почему он ест, например, фаст фуд, почему дружит ни с тем, с кем бы дружили они. Нужно понимать, что подростковый возраст очень изменчивый. Ведь все равно ребенок, когда вырастет, скорее всего, перестанет слушать ту музыку, которую слушал в подростковом возрасте, есть фаст фуд, или одеваться, как-то странно на ваш взгляд.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех…

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях ч только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети - к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.

У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.

Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей - подростков.

Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” - это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.

В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев - родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает непод силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

Родители!

Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.

Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.

Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

Типы конфликтов и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, - все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры - явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

Не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

Не трогать личные вещи,

Не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование - скрытый конфликт

Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

4. Конфликт опеки

По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте…”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет” ).

Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

К чему мне необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило - не ограждайте

их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты - все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

О формате, или Какую судьбу мы подарим нашим детям?

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Вкусные молочные супы для малышей

Все о воспитании

Просмотрено

9 принципов дворянского воспитания, которые сейчас актуальны как никогда!

Подростковый возраст по праву можно отнести к самым непростым периодам развития. Многие родители переживают, что у ребенка портится характер, и он уже никогда не станет прежним. Любые изменения кажутся глобальными и катастрофическими. Этот период неспроста считается одним из самых сложных в становлении человека. Именно в 14-16 лет наступает время стремительного развития личности, меняются приоритеты, взгляды, убеждения, формируется индивидуальное мировоззрение.

На этот период также обычно приходится первая влюбленность, которая оставляет весомый след на всю жизнь. Получая опыт проживания чувства к противоположному полу, человек становится сильнее, учится принимать на себя полную ответственность за свою жизнь.

Отношения с родителями

Отец и мать для ребенка являются значимыми фигурами. Они не просто передают знания о мире, но и учат важнейшим вещам, которые становятся необходимыми в повседневной жизни. О чем может рассказать психолог родителям подростка? Попробуем разобраться.

Психологическая особенность подростка

Родители детей-подростков обязательно должны быть готовы к тому, что их любимое чадо в какой-то момент начнет демонстрировать свой характер. характеризуется несколькими проявлениями, которые не всегда оказываются по нраву окружающим. У детей в 13-15 лет нередко наблюдается так называемое протестное поведение. Они стремятся делать все наперекор только для того, чтобы не соответствовать ожиданиям взрослого. Работа с родителями подростков как раз и заключается в том, чтобы попытаться понять свое чадо, а не осуждать его за каждую провинность.

Нельзя препятствовать самовыражению, стремлению познать самого себя. В противном случае можно надолго испортить отношения с сыном или дочерью.

Потребность отстаивать свое мнение

Она заложена самой природой. Без этого невозможно вырасти, почувствовать себя по-настоящему значимой личностью. Если подросток не сможет в свое время научиться отстаивать собственную позицию, то начнет делать это позднее - в юношеском возрасте. Нередки случаи, когда молодой человек или девушка, вступая в раннюю взрослость, все еще не решили своих детских проблем. И тогда приходилось страдать всем: им самим, потенциальной второй половине и всему ближайшему окружению. Личная неудовлетворенность обязательно сказывается на умении ладить с людьми, провоцирует конфликты на работе. Семейная жизнь тоже часто не складывается.

Возможные конфликты

В большинстве случаев открытого столкновения становится не избежать. Дело в том, что подросток хочет избавиться от гиперопеки взрослого, а родитель по-прежнему нередко желает контролировать каждый шаг своего подросшего ребенка. В самом общем случае возникает ряд конфликтных ситуаций, которые значительно ухудшают отношения.

Чувство нереализованности

Нередко подростка беспокоит мысль о том, что он не имеет возможности делать то, что хочет. Ведь для того, чтобы реализовать заветные желания, необходимы денежные средства, четкое понимание, как действовать, на что направлять свои усилия. Не помешает также иметь уверенность в своих силах для того, чтобы не свернуть с намеченного пути, не остановиться перед возникающими трудностями. Чувство нереализованности может преследовать длительное время, пока не придет понимание собственной ценности.

Желание свободы

Рекомендации родителям подростка в основном сводятся к тому, чтобы перестать всячески опекать свое чадо. Подобное поведение приводит ребенка буквально в бешенство: он не хочет больше чувствовать себя маленьким, чтобы за него принимали важные решения.

Желание свободы настолько сильно, что подросток готов идти на открытый конфликт, лишь бы научиться отстаивать собственную позицию. На самом деле только так и можно выработать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Ведь если всегда и во всем стремиться соответствовать ожиданиям окружающих, будет очень трудно достичь собственной цели.

Кризис возраста

В определенный момент подросток вдруг осознает, что окружающие перестали его понимать. Дело в том, что он хочет ощущать себя уверенным в себе, но при этом часто опасается оказаться в сложной ситуации, из которой не сможет отыскать выход самостоятельно. Кризис подросткового возраста многими переживается очень бурно. Это не случайно: становление личности не может происходить в тепличных условиях.

Чувство взрослости

Потребность в признании своей уникальности выходит у подростка на первое место. Ему представляется, что он все знает и потому должен действовать самостоятельно, не спрашивая совета старших. В 14-16 лет мало кто задумывается о последствиях своих поступков.

Чувство взрослости помогает сформировать адекватную самооценку, определиться со своими ближайшими целями, начать работать на перспективу. При правильном подходе можно сформировать уверенность в себе, помочь ребенку стать самостоятельным.

Обесценивание и антагонизм

Подростки часто ведут себя крайне некорректно. Все дело в том, что они еще не научились контролировать свое поведение. Ведь урегулирование конфликтов требует от индивида определенной духовной зрелости, умения анализировать ситуацию. Что делать родителям подростков, если их чадо совершенно выходит из-под контроля? Прежде всего, требуется проявить терпение и понимание. Подросший ребенок поступает нехорошо не из вредности, а просто потому, что не может действовать иначе. Антагонизм и обесценивание являются необходимыми инструментами, позволяющими обнаружить свои сильные стороны, прийти к признанию собственной уникальности.

Очень часто взрослые люди обнаруживают, что не могут контролировать поведение своего подросшего ребенка. Чадо вдруг начинает выдавать такие непредсказуемые реакции, которые заставляют отца и мать хвататься за голову, постоянно искать новые пути решения проблемы. Иногда на это могут уйти годы. подростков, как правило, сводятся к тому, чтобы попытаться найти точки соприкосновения со своим чадом. Какие же шаги для этого нужно постараться предпринять?

Понимание

Оно необходимо в первую очередь. Это то, без чего никак не сложатся нормальные отношения между родителями и ребенком. Советы родителям подростков затрагивают в первую очередь изменения в поведении и восприятии. Нужно перестать обращаться с подросшим сыном как с маленьким. Нельзя говорить дочери, что вы запрещаете ей что-то делать. Она может решить, что вы попросту не уважаете ее мнения и не хотите его принять. Понимание - вещь чрезвычайно важная. Она никак не образуется сама по себе, если подросток и родители не начнут прикладывать к этому определенных усилий.

Очень важно стремиться поставить себя на место оппонента, суметь проникнуться его мотивами. Только в этом случае существует вероятность гармоничного сосуществования. Чтобы выйти с подростком на доверительный диалог, необходимо очень постараться. В большинстве случаев дети в этом возрасте становятся крайне настороженными, нелюдимыми и подозрительными.

Установление доверия

Отношения подростка и родителей могут претерпевать существенные изменения с течением времени. В какие-то периоды будет отмечаться рост взаимопонимания. В другие промежутки времени, напротив, станет нарастать тревожность и подозрительность. Все потому, что внутренний мир юноши или девушки крайне неустойчив. Их действительно беспокоят происходящие изменения, они могут часами погружаться в тревожные размышления. Редкий подросток отличается уверенностью в себе. Вот почему не стоит торопиться навязывать ему свое мнение.

Общие интересы

Отношения подростка и родителей во многом зависят от мудрости последних. Если взрослые смогут стать для своих детей лучшими друзьями и давать определенную поддержку, то ребенок всегда будет делиться с ними своими мыслями и размышлениями. Очень важно во всем стараться подчеркивать свое неравнодушие и подлинное желание помочь. Когда имеются общие интересы, можно делать определенные открытия. Только в этом случае подросток будет стараться делиться своими переживаниями. Когда имеются совместные дела, это невероятно сближает, создает чувство того, что ты небезразличен своему ближайшему окружению.

Отказ от критики

Очень часто большинство родителей совершают одну и ту же ошибку - пытаются образумить своих детей с помощью резких выражений. Конечно, предостерегать от ошибок нужно, но делать это надо крайне осторожно, стараясь ничем не задеть личность. Подросток и родители часто не ладят, в этом нет ничего удивительного. Необходимо отказаться от критики, чтобы иметь возможность в дальнейшем правильно выстраивать отношения, выводить их на другой уровень.

Когда мы плохо отзываемся об интересах ребенка, не принимаем его друзей или способ смотреть на мир, то в чем-то ущемляем его самого. Иногда от поведения родителей подростка напрямую зависит счастье их чада. Лучше лишний раз в чем-то промолчать, чтобы постараться ничем не ранить, не обидеть сына или дочь.

Принятие индивидуальности

Подросткам крайне важно, чтобы их уважали, принимали такими, какие они есть на самом деле. Доверие - это все. Принятие индивидуальности основывается на том, что взрослый отказывается от мысли каким-то образом переделать свое чадо. Если проанализировать ситуацию, то это довольно абсурдная идея. Подросток и родители часто воспринимают друг друга как конфликтующие стороны. Не нужно ссориться с подросшим чадом, это не приведет к установлению понимания. Поймите, он хочет, чтобы его уважали. Расположения к себе юноша или девушка готовы добиваться всеми доступными способами.

Нельзя действовать директивным способом. Подросток вряд ли захочет вам подчиниться, поскольку у него уже сформировалось свое мнение по важным вопросам. Те, кому исполнилось 14-17 лет, желают, чтобы с ними советовались. Воспитывать индивидуальность в человеке вообще непросто. Для этого необходимо поддерживать в нем самостоятельность, одобрять полезные начинания, которые могут привести к успеху. Родители должны делать это ненавязчиво, чтобы не спровоцировать развитие защитной реакции.

Своевременная поддержка

Хотя подросток и стремится во всем демонстрировать свою свободу, на самом деле он еще во многом зависит от взрослых. Чтобы ему научиться быть самостоятельным, требуется прикладывать значительные усилия. Родитель должен быть готов оказать своевременную поддержку, ведь она может потребоваться в любую минуту. Когда ребенок знает, что его проблемы вам не безразличны, то скорее согласится принять помощь. Но даже в этом случае рекомендуется действовать аккуратно, чтобы ненароком не обидеть, не причинить дополнительных страданий. Дело в том, что подростки совершенно не выносят, когда их жалеют. Подросший ребенок боится показаться слабым, навлечь на себя осуждение сверстников. По этой причине он будет стараться во всем демонстрировать свою независимость.

Таким образом, воспитывать подростка очень непросто. Родителям требуется соблюдать определенную деликатность, быть ответственными и тактичными. Нельзя просто навязывать сыну или дочери свою волю, пытаться разговаривать точно с маленькими.

  • 5. Уровни проявления и типология конфликтов
  • 5.1. Проблема типологии конфликтов
  • Другие типы конфликтов
  • 5.2. Классификация конфликтов в организации (е.И.Ворожейкин)
  • 6. Причины возникновения конфликтов
  • 6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)
  • 7. Конфликтная личность
  • 7.1. Личностные элементы конфликта
  • 7.2. Черты характера и типы личностей
  • 7.3. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
  • 7.4. Неадекватные оценки и восприятия
  • 7.5. Манеры поведения
  • Как вести себя с трудными людьми различных типов?
  • Модуль 2 основы предупреждения конфликтов
  • 8.Структура и динамика конфликта
  • 8.1. Структура конфликтной ситуации
  • 8.2. Динамика конфликта
  • 9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
  • 9.1. Теории возникновения внутриличностного конфликта
  • 9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды
  • 9.2.1. Классификация на основе ценностно - мотивационной сферы личности
  • 9.2.2. Внешние причины внутриличностных конфликтов
  • 9.3. Последствия внутриличностного конфликта
  • 9.3.1. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
  • Позитивные последствия внутриличностного конфликта
  • 9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
  • Познай самого себя
  • Адекватно оценивайте себя
  • Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности
  • Используйте свой жизненный опыт
  • Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
  • Будьте принципиальны
  • Будьте уверены в себе
  • Соблюдайте этические нормы и правила общения
  • Другие способы предупреждения внутриличностных конфликтов
  • 9.5. Механизмы психологической защиты личности
  • “Не замечай это”
  • “Плачь об этом”
  • “Напади на что-то, заменяющее это”
  • “Не помни об этом”
  • “Не чувствуй этого”
  • “Отмени это”
  • 9.6. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
  • 9.5.1. Психологическая структура суицидального поведения
  • 10. Семейные конфликты
  • 10.1. Семья как важнейшее социальное образование
  • 10.2. Семейные кризисы и конфликты
  • 10.3. Причины семейных конфликтов
  • 11. Конфликты между руководителями и подчиненными. Роль руководителя в управлении конфликтами
  • 11.1. Теория стилей управления
  • 11.2. Руководитель как субъект конфликта
  • 11.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
  • 11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
  • 11.5. Методы профилактики конфликтов в организации
  • 11.6. Оптимальные управленческие решения
  • 11.6.1. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием.
  • Полезные советы
  • 11.7. Формы социально-трудового конфликта
  • Пример внедрения нового метода оценки квалификации и труда сотрудников (е.Б.Моргунов)
  • Глава 12. Технологии диагностики и отбора кандидатов
  • 12.1. Что такое кадровая безопасность?
  • 12.1.1. Зарубежный опыт организации работы с кадрами
  • 12.3. Процесс найма и отбора персонала
  • 12.4. Конкурсный набор персонала на работу (Базаров т.Ю.)
  • 12.4.1. Проблемы и этапы оценки персонала
  • 12.4.2. Методы оценки персонала
  • 12.4.3. Кадровая безопасность: представители групп риска в организации Наркоманы
  • Участники финансовых пирамид
  • 12.4.4. Как обеспечить надежность персонала?
  • I. Психологические факторы низкой надежности персонала
  • II. Предупреждение и выявление ненадежности
  • III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
  • 12.5. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Методика осуществления проверок документов кандидатов
  • 12.6. Техника собеседования при отборе и найме кандидатов
  • 12.7. Каналы формирования впечатления о человеке
  • Визуальный канал
  • Аудиальный канал
  • Кинестетический канал
  • 12.8. Беседа по найму
  • 12.9. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
  • 12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты
  • 13. Конфликты в условиях учебной деятельности
  • 13.1. Особенности педагогических конфликтов
  • 13.2. Общие причины конфликтов в педагогическом процессе
  • 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.
  • 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
  • 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательно­го процесса.
  • 4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
  • 5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
  • Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».
  • 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педаго­гических конфликтов:
  • 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
  • 13.3. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
  • 13.4. Конфликты между подростками и их родителями
  • 13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя
  • 13.6. Межличностные конфликты в высшей школе
  • 14. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Психологические условия предупреждения конфликтов
  • 14.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
  • 14.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
  • 14.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов
  • 14. Технология предупреждения конфликтов
  • 14.1. Технология предупреждения конфликтов.
  • 14.2. Концепции управляемости конфликта.
  • 14.3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
  • 15. Предупреждение конфликтов и стресс
  • 15.1. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
  • 15.2. Понятие и природа стресса
  • 15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
  • 15.4. Стресс и дистресс
  • 15.6. Как вести себя с конфликтной личностью и бороться с стрессом
  • Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
  • 16. Конструктивное разрешение конфликтов
  • 16.1. Методы профилактики конфликтов в организации
  • 16.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах
  • 16.3. Стили конфликтного поведения
  • 1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
  • 16.4. Способы разрешения конфликтов
  • 16.4.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
  • 16.4.2. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятие о медиации
  • 16.5. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
  • 16.6. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
  • 17. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
  • 17.1. Правила ведения переговоров по спорным проблемам
  • 17.2. Социальное партнерство
  • 17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах
  • Приложение Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Ситуация 1
  • Ситуация 2
  • Ситуация 3
  • Занятие. Деловая игра «Супружеский конфликт»
  • Практическая ситуация 1
  • Практическая ситуация 2
  • Практическая ситуация 3 Задача 1
  • Задача 2
  • Задача 3
  • Задача 5
  • Конфликт в клинике
  • Тест «Ваш темперамент»
  • Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека
  • 13.4. Конфликты между подростками и их родителями

    Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

      конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

      конфликт сверхзаботы (излишняя опека и серхожидания);

      конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями ), как:

      реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

      реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

      реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

    Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

    1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

    2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

    3.Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

    4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

    Конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

      всегда помнить об индивидуальности ребенка;

      учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

      стараться понять требования ребенка;

      противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

      проявлять постоянство по отношению к ребенку;

      помнить, что для перемен нужно время;

      одобрять разные варианты конструктивного поведения;

      совместно искать выход путем перемены в ситуации;

      предлагать выбор из несколько альтернатив;

      ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

      разъяснять возможности негативных последствий;

      расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

      использовать положительный пример других детей и родителей;

      дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

      больше давать ребенку самостоятельности, не зажимать инициативу.

    13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя

    Пути помощи учителю в разрешении и предупрежде­нии конфликтов определены нами во многом благодаря совместной работе с учителями и руководителями школ. Мы пришли к таким выводам:

      конфликтные ситуации на уроках, особенно в под­ростковых классах, большинством слушателей признают­ся типичными, закономерными. Для их разрешения учи­телю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста , усиливая дело­вую взаимозависимость между ними. Подобные конфлик­ты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руко­водителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимо­действия с ними;

      ситуация на уроке доходит до конфликта, как пра­вило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «труд­ным» по поведению . Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников , проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в вы­полнении задания;

      нельзя наказывать за поведение плохими отметка­ми по предмету – это приведет не к положительному ре­зультату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.

    Причиной многих конфликтов руководители школ счи­тают низкий уровень педагогического общения учителей , которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчер­кивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками . Это общеизвестные положения, но их час­то нарушают многие учителя.

    Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства

    Совместно с практическими работниками школ были разработаны варианты опорных схем для проведе­ния анализа ситуаций.

    Приведем некоторые из них.

    Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:

      описание возникшей ситуации, конфликта, поступ­ка (участники, место возникновения, деятельность участ­ников и т. д.);

      что предшествовало возникновению ситуации;

      какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, по­ступке;

      ситуация глазами ученика и учителя;

      личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к уче­нику);

      что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учи­теля);

      основные причины возникшей ситуации или кон­фликта и его содержание (конфликт деятельности, пове­дения или отношений);

      варианты погашения, предупреждения и разреше­ния ситуации, корректировка поведения ученика;

      выбор средств и приемов педагогического воздей­ствия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

    Второй вариант :

      описание ситуации и ее участники;

      определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт;

      что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, не­ожиданность и др.);

      какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал; оценка;

      какую информацию получил учитель о своих педа­гогических успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;

      варианты отношений с учеником после конфликта.

    Третий вариант :

      описание ситуации или конфликта;

      причины возникшей ситуации (внутренние и внеш­ние условия ее возникновения) и повод перехода в кон­фликт; его динамика;

      смысл конфликта для каждого из его участников;

      психологический анализ отношений между участ­никами ситуации;

      перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

    Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собст­венного опыта учителей могут не укладываться в предло­женные схемы, однако выделенные вопросы помогут оп­ределить значимый момент в ситуации, использовать пси­хологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.

    Примеры анализа ситуаций учителями. «Идет урок математики в VI классе. Учительница опытная, стаж ра­боты более 25 лет. Она предлагает учащимся решить за­дачу из учебника. Заметив, что один ученик не начинает выполнять задание, она его резко спрашивает: «А ты по­чему не работаешь?»

    Родители этого мальчика пьют, нервная система его неуравновешенна. Воспитывает ребенка бабушка.

    На вопрос учительницы он ответил грубостью. Учи­тельница потребовала, чтобы он вышел из класса. В от­вет снова грубость и невыполнение «приказа». Ребята притихли, ждали разрешения конфликта и, конечно, не занимались заданием. Учительница выбежала из класса, пошла к директору и потребовала немедленного удале­ния грубияна из класса.

    Прихожу в класс и вижу: ученик стоит на подоконни­ке, занес ногу наружу, кричит: «Если подойдете ко мне, выпрыгну в окно!» (Класс находится на втором этаже.) Спокойным голосом обращаюсь к нему: «Спустись, Игорь, вниз, мне нужно с тобой поговорить». Мальчик спрыги­вает с окна и выбегает из класса, а затем из школы. Звоню бабушке мальчика, объясняю ситуацию и прошу прий­ти в школу с внуком. После разговора с директором маль­чик извинился перед учительницей».

    Анализ ситуации директором школы:

    «Большая доля вины в возникновении и обострении конфликта лежит на учительнице, которая не учла инди­видуальных особенностей ребенка, плохо знала его се­мейные условия. Резкий тон и настойчивость требования вызвали его на ответную грубость (импульсивность по­ступка, переходящего в аффективное действие). Это спо­собствовало быстрому развитию и обострению конфлик­та. Учительнице надо было оставить ученика в покое и продолжать работу с классом, а после урока провести с ним индивидуальную беседу.

    Мне кажется, причиной конфликта оказались: харак­тер общения учительницы с мальчиком (приказной тон), утомление учителя; конфликт усилился в силу неуравно­вешенной нервной системы ученика».

    А вот пример анализа часто встречающейся ситуации по поводу учебной работы подростка.

    «На уроке литературы в VII классе при проверке до­машнего задания учительница трижды поднимала отве­чать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос с этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу».

    Анализ ситуации:

    «На первом уроке ученик молчал, и учителю было не­обходимо после урока разобраться в причине этого и уст­ранить назревающий конфликт.

    На следующем уроке молчание ученика уже было проявлением протеста. Ученик, испытав нажим со сторо­ны учителя, проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В своих дейст­виях учительница допустила очень серьезные педагоги­ческие ошибки: не разобралась в причине отказа отве­чать, не увидела в ученике «человека». На следующий день учительница показала свое недоброжелательное от­ношение к ученику, и тем углубила конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по отно­шению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отношении себя как несправедливую, и нормальные пе­дагогические отношения были нарушены по вине учителя.

    Конечно, следовало выяснить причину неподготовлен­ности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке был грубейшим на­рушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным».

    Каждая педагогическая ситуация имеет воспитатель­ное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.

    «Я была классным руководителем в VIII классе, ко­торый вела с VII класса. Класс был очень дружный, от­зывчивый на все общественные дела. В классе было мно­го сильных учеников, он держал первенство по школе во всех проводимых конкурсах. С агитбригадой, в которую входил почти весь класс, изъездили весь район.

    По окончании VIII класса отправились в поход по род­ному краю. Поход планировался на 5 дней. В первый день прошли 17 км, разбили палатки, оборудовали стоян­ку, приготовили ужин и в 10 часов вечера сели ужинать.

    Перед началом ужина меня отозвали в сторону ком­сорг класса Валя Н. (очень хорошая девочка, организатор самодеятельности, певунья.), Коля К., серьезный, рассу­дительный мальчик, и Павлик П., жизнерадостный ве­сельчак, любимец класса. Они сообщили: «Мы решили отметить окончание VIII класса, получение свидетельств. У нас есть три бутылки хорошего вина. Мы просим вас понять нас правильно: примите участие в нашем празд­новании, не делайте из этого трагедии, а если вы против, то хотя бы не мешайте нам». Анализ конфликтной ситуации учителем:

    «Лидеры известны, выяснять не нужно. Зная влияние актива на коллектив класса, учитывая возраст ребят и индивидуальные особенности лидеров, следует:

    а) внимательно выслушать ребят, спокойно, без нер­возности оценить обстановку;

    б) вынести обсуждение проблемы на коллектив, очень тонко и тактично подвести учащихся к отрицательной оценке задуманного;

    в) провести свой вариант, переключить их деятель­ность, активизировать через какие-то действия, например «смотр талантов», спеть вместе любимую песню под ги­тару, не останавливаться на длительном обсуждении – прием компенсации и переключения через сотрудничество с большинством».

    «На уроке истории шел разговор о восстании Спар­така. Учительница заметила, что один из учеников весь ушел в чтение книги. Сидящие по соседству ребята огля­дывались на него и отвлекались.

    Учительница подошла к ученику, продолжая беседу по уроку, и некоторое время наблюдала за ним. Он так увлекся, что ничего не замечал. Тогда учительница взяла в руки книгу, которую тот читал, и сказала: «Молодец, что ты выполняешь мои рекомендации по внеклассному чтению. Ребята, постарайтесь все прочитать книгу «Спар­так»! Но сейчас, на уроке, не отвлекайся...» Мальчик смутился и спрятал книгу».

    Анализ ситуации:

    «Конфликт был предотвращен, так как учительница учла возрастные особенности подростка, когда утомление проявляется в самых неожиданных действиях. Учитель­ница учла, что подростковый возраст – возраст активно­го общения, самоутверждения, поэтому она использовала метод одобрения.

    Для ученика, нарушившего правила поведения, пози­ция учителя была несколько неожиданной. Логика под­сказывала выговор, резкое замечание, и подросток вна­чале внутренне подготовился к этому, но одобрение его действий смутило ученика, не подтвердив его ожидания. Ему было приятно слышать слова одобрения в свой адрес. Готовый вырваться протест сменился смуще­нием и желанием слушать дальше учителя.

    Учительница могла найти и другие способы выйти из конфликта: «не замечать» неправильного поведения уче­ника, тем более что он никому не мешал и читал книгу по теме урока. Но в этом случае у других учащихся со­здалась бы иллюзия, что на уроке каждый может зани­маться, чем хочет, а это снизило бы воспитательный эф­фект урока.

    Учительница могла незаметно сделать замечание уче­нику, подойдя к нему и похлопав его легонько по плечу: он понял бы ее и включился бы в урок, но в этом случае он был бы лишен возможности ощутить переживание не­ловкости за свой поступок и желание скорее исправить его, т. е. не получилось бы эмоционально-воспитывающего воздействия на ученика».

    Что говорить? Как говорить? При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор со­держания в диалоге), как сказать (эмоциональное со­провождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

    Как показала работа с учителями, многие из них за­трудняются в проведении диалога с ученикамиразноговозраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в те­чение многих лет обучения в школе, и к старшему школь­ному возрасту многие из учеников вырабатывают ответ­ный стиль общения с учителями.

    С одними учителями этот стиль имеет учебно-деловой характер: «Она (учительница) говорит – я слушаю», «Она спрашивает – я отвечаю то, что она от меня ожи­дает, – и все у меня в порядке. А чем живу и над чем размышляю – это взрослых мало интересует, неужели вы не поняли это? Ведь все хотят жить спокойно!»; или безразлично-равнодушный: «Она говорит – я слушаю и делаю по-своему, все равно забудет, о чем говорили, только на глаза надо реже попадаться»; или свободно-личностный: «Разговоры обо всем, «за жизнь» – не мно­гие учителя видят в них смысл» (из разговоров с учени­ками).

    За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между учите­лями и учениками. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в школе.

    Как правило, грубое, резкое замечание учителя вызы­вает ответную грубость со стороны ученика, а заканчи­вается такое «общение» заявлением учителя: «Выйди из класса!»

    Ученик редко ответит грубостью на спокойное, добро­желательное обращение к нему учителя (без сарказма и злой иронии), в этом случае он или виновато молчит, или оправдывается, а иногда заплачет, извинится перед учи­телем.

    При разговоре с учеником по поводу его поступка учи­телю уместно проявить искренний интерес к личности ре­бенка, а не торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу его поведения, угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отно­шению к учителю, «закроется» для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену «словесными ударами».

    Когда же учитель видит не только ученика, нарушив­шего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозит наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорче­ние и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сбли­жает их позиции в общении.

    Сближению позиций учителя и ученика, взаимопони­манию помогут некоторые приемы , которые не всегда ис­пользуются учителями. Напомним некоторые из них.

    Постарайтесь называть ученика по имени, даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объединит с уче­ником. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. В школе к ним чаще обраща­ются по фамилии: «Ну, Козлов, опять ты безобразни­чаешь!», «Сегодня отвечать пойдет Крылова».

    Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами, а родители часто об­ращаются к подросткам и в такой форме: «Послушай, а уроки ты сделал?», «Как тебе не стыдно, вечно напоми­нать, приходится о твоих обязанностях!» и т. п.

    А ведь каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ученик «авто­матически» настраивается на доверительное общение с человеком .

    Невербальные средства общения и умение слушать. В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации , то при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает «эмоциональ­ным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему взрослых.

    При восприятии слов он сначала реагирует на инто­нацию ответным действием и лишь, потом усваивает смысл сказанного . В интонации проявляются те пережи­вания, которые сопровождают речь взрослых, обращен­ную к ребенку, и он реагирует на них. Крик и монотон­ная речь учителя лишаются воздействующей силы пото­му, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопро­вождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. Такая речь не вызывает переживаний у ученика, и учитель теряет действительно надежный «мост» к сознанию ученика че­рез его переживания.

    Учителю также надо уметь слушать ученика и услы­шать его . Результативность речи учителя во многом за­висит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых , трудно ждать от ученика плавной и связной ре­чи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-вторых , учителям часто некогда выслушать ученика, ког­да у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разго­вору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

    Не упрекайте ребенка его близкими! Никогда не сле­дует упрекать ученика, особенно подростка, за неблаго­получие в семье, за поведение родителей, братьев, сес­тер – этого ученики не прощают учителям ! Учитель де­лает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя и взрослого. Но, к сожалению, случаи наруше­ния этого правила не единичны. Порой как-то особенно зло учителя говорят об этом! Это недопустимо в той же степени, в какой учителю недопустимо нецензурно вы­ражаться. Каждый имеет святое чувство к родителям, какие бы они ни были.

    «Классный руководитель в VI классе заметила, что Олег М. резко изменился. На ее уроках стал часто по­лучать замечания, грубить, не выполнять задания и т. п. В индивидуальной беседе откровенного разговора с маль­чиком не получилось. Тогда учительница стала припоми­нать, когда и где она допустила ошибку, что так отрица­тельно повлияла на взаимоотношения с мальчиком.

    Оказалось, что после родительского собрания, когда учительница спрашивала о причинах неявки родителей, Олег сказал, что папа был на работе, а мама не смогла прийти. Учительница резко спросила: «Мама или маче­ха?» Мальчик вспыхнул, замолчал и сел. Взаимоотноше­ния у мальчика с мачехой были доброжелательные, по­этому для него было оскорблением то, что ее так наз­вали».

    «Возврат эмоций». Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций».

    Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.

    Учитель вместе с учениками «проживает» каждый воз­растной период становления их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении и работе, великодушно прощает-все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает сопере­живание и взаимопонимание, помогает избавиться от сте­реотипов в отношениях с учениками. Без этого немысли­мо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в «отпетом» ученике, выразить надежду на его исправление.

    «Как-то учительница математики показала в учитель­ской работу Толи (очень «трудный» ребенок) со словами неподдельной радости и удивления: «Посмотрите, ведь это Толя сейчас на уроке вычертил график. И знаете, смотрела незаметно на его лицо: сосредоточенное, даже доброе и красивое. В этот момент он был другим. Может, рано мы его «списали» в «трудные», а?»

    Ученики ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут разделить их радости и огорчения . При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще, отношения не доходят до конфрон­тации. В педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побежденных – в каждой педагогической неудаче, трудной судьбе учени­ка есть и вина несостоявшегося учителя.

    Понятно состояние ученика, когда он тяжело переживает несостоявшуюся надежду на бескорыстную помощь со стороны учителя . Это приводит к разрыву отношений и длительному конфликту.

    «Ученик V класса Сергей С. плохо успевал по матема­тике, и учитель, ведущий этот предмет, уделял ему боль­ше внимания: вызывал мальчика на дополнительные за­нятия, консультировал в любое удобное для него время. Мальчик уважал учителя и ценил его помощь.

    Однажды Сергей случайно разбил стекло. Дежурный учитель привел мальчика в учительскую, где с ним про­вели «беседу»: учителя выясняли домашний адрес Сер­гея, чтобы компенсировать материальный ущерб за счет родителей. Они не знали о том, что отец бьет сына за лю­бую проделку, особенно связанную с денежными расхо­дами.

    Учитель математики, на урок которого опоздал Сер­гей, не зная причин опоздания, начал «распекать» маль­чика, упомянув при этом о «двойках» по предмету и своей помощи ему.

    Мальчик наговорил в ответ массу дерзостей и поки­нул класс, хлопнув дверью».

    Наказание. При разрешении конфликтов учителя счи­тают наказание одним из основных средств воздействия . Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика. Однако вспомним из отечественной истории о том, что можно построить на страхе. Весь вопрос в том, какой след переживаний остается в душе ребенка после его наказания: раская­ние? злоба? стыд? страх? обида? вина? агрессия?

    А.С. Макаренко писал: «Как бы ни строго был нака­зан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с вос­питанником в нормальных отношениях».

    «...Наказание должно разрешить и уничтожить от­дельный конфликт и не создавать новых конфликтов», так как их разрешить будет труднее – ведь конфликты становятся затяжными, длительными, широкими.

    Одним из методов наказания, часто применяемых в по­следнее время, становится вызов родителей и упреки им за все проступки ученика .

    «Во время перемены в учительской классная руково­дительница беседовала с матерью ученика VII класса о его учебе, поведении и т. д. Он стоял, опустив голову. Мать плакала, сознавая и свою вину перед учителями, и свою беспомощность как-то исправить поведение сына. Учителя, входя в учительскую, видели эту беседу, и каж­дый старался дополнить перечень проступков ученика, вспомнить все его «грехи». Никто из учителей не проявил сочувствия, не сказал доброго слова. Подросток все ниже опускал голову, но на лице уже не было смирения и рас­каяния, а скорее недоумение и озлобление. И когда классный руководитель спросила: «Понял, к чему ты идешь, как к тебе относятся учителя, да и мать до чего довел! Она в слезах, а тебе хоть бы что!», он злобно взглянул на классного руководителя и выбежал из учи­тельской».

    Такой «беседой» учителя лишь озлобили подростка: ведь он не простит своего публичного «избиения», эмо­ционального истязания.

    Интересно, что, когда эту ситуацию приводили на за­нятиях, учителя и руководители школ искренне возму­щались таким случаем, но не считали его исключением и говорили: «Бывает...»

    Приглашение «третьего». Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».

    При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины кон­фликта.

    Таким «третьим» могут быть и родители и кто-тоизучителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.

    Часто в разрешение конфликта вынужденно включается директор школы или кто-то из администрации. «Ког­да начинающий учитель испытывает трудности, касающие­ся преподаваемого предмета или методических приемов, мы ему поможем, – отмечают директора школ, – в шко­ле всегда есть опытный предметник, есть методические пособия. Но вот если он не умеет установить правильные взаимоотношения с учениками, постоянно конфликтует с ними, помочь ему очень трудно: ведь это зависит от него самого, его позиции, да и сами мы мало владеем та­кими приемами».

    Конфликты между родителями и детьми — часто встречаемое социальное явление, которое сопутствует взрослению ребенка и формированию его личности. Конфликты родителей и подростков могут возникнуть и при самых теплых отношениях — они не обходят стороной даже благополучные семьи. Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Для ответа на этот актуальный вопрос необходимо понимать природу конфликтной ситуации и знать способы ее урегулирования.

    В поисках причин конфликтов между родителями и детьми не стоит углубляться в дебри семейной психологии или социологии — они лежат на поверхности и общеизвестны.

    Причины конфликтных ситуаций

    • Недостаточное внимание или, наоборот, чрезмерный родительский контроль по отношению к подрастающему поколению, отсутствие грамотной воспитательной политики, нежелание выслушать непременно приведут не только к ссорам и скандалам, но и нанесут вред психологическому развитию подростка.
    • Столкновение интересов старшего и младшего поколений. Удовлетворение потребностей и желаний одной стороны без учета интересов и нужд другой приводит к мощным эмоциональным всплескам негативной энергии.
    • Среди качеств родителей, приводящих к конфликтам в семье, можно выделить консервативный склад ума, приверженность к вредным привычкам, авторитарность мнения. Среди детских качеств к конфликтам приводят эгоизм, непослушание, упрямство, лень и лживость. Такое противоречие обязательно найдет выход в виде ссоры.
    • Отсутствие гармонии в семье. Если в основе взаимоотношений супругов лежит неприязнь друг к другу, то уровень психологического напряжения в семье будет иметь тенденцию к нарастанию. Атмосфера постоянной вражды между родителями может привести к психическим отклонениям в развитии ребенка.
    • Проблемы бытового и социального характера. Часто родители переносят негатив от груза проблем в общение со своими детьми, что приводит к формированию у ребенка комплексов и чувства вины.
    • Неспособность или нежелание родителей ограничивать слишком вольное поведение детей. Ребенок, чувствуя собственную безнаказанность и вседозволенность, начинает вести себя соответственно. И неприятности приходят в виде , в и родителями.
    • Психологическая незрелость родителей. Отсутствие у старшего поколения мудрости общения с ребенком и элементарных знаний об особенностях воспитания являются причинами недопонимания и разногласий.
    • Возрастная составляющая. У каждого периода развития ребенка есть свои характерные нюансы, которые родители должны учитывать при общении с ним.

    Психологи выделяют два таких возрастных периода:

    • младший школьный возраст — в этот период социальной адаптации критика со стороны взрослых воспринимается особенно остро;
    • — этап, когда все внутренние противоречия ребенка выходят наружу, у подростка возникает желание выразить протест не только школе, учителям и сверстникам, но и всему миру.

    Способы разрешения спорных и конфликтных ситуаций:

    • Воспитание у родителей способности идти на уступки и искать компромисс. Нахождение подходящей альтернативы дает возможность каждому участнику спора понять друг друга и найти конструктивное решение. Родителям необходимо осознавать, что поиск компромиссного решения — это не предоставление ребенку «стандартного набора» советов и инструкций, а оказание ему помощи в выборе оптимальной модели поведения и в осознании ответственности за принятое решение.
    • Способность рассматривать конфликты родителей и подростков не как проблему, а как сигнал о пробелах в . Следует проявить внимание по отношению к ребенку, осознать тот факт, что взгляды на жизнь у родителей и детей могут существенно различаться.
    • Родителям следует восполнить пробелы в своих знаниях в . Каждый этап взросления сопровождается типичными для этого периода конфликтами. Но знающие родители умеют контролировать эти процессы и знают, как предотвратить развитие обычных разногласий в более негативную ситуацию.
    • Формирование общих семейных увлечений. Необходимо, чтобы каждый член семьи в случае возникновения конфликтной ситуации имел возможность трансформировать негативную энергию в положительную. Общие интересы помогут семье не только скорее примириться после ссоры, но и предоставят отличную возможность отвлечься и избавиться от разрушительной агрессии.
    • Распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи. Каждый, будь то взрослый или ребенок, должен принимать участие в домашних делах. Когда все обязанности взваливаются только на одного человека, это непременно приводит к обидам и спорам. Кроме того, поручение детям несложных дел развивает в них чувство ответственности и осознание своей значимости в социуме.
    • Постоянное доверительное общение взрослых с ребенком, понимание его внутреннего мира. Важно не оставлять ребенка наедине с собственными переживаниями, необходимо научиться слушать и сопереживать, проявлять поддержку и заботу.
    • Контроль раздражения и недовольства. Прежде чем выплеснуть эмоции, нужно вспомнить, что ребенок всего лишь копирует поведение своих самых близких людей — родителей. В конфликтных ситуациях поведение подрастающего поколения во многом зависит от того, какой пример им был подан взрослыми.
    • Предоставление ребенку права выбора. Данный пункт имеет особое значение в подростковый период, когда желание свободы превышает все допустимые пределы. Крайне важно на этом этапе относиться к подростку как к самостоятельной личности, принимать его интересы, уважать личное пространство, считаться с его позицией.
    • Терпимость к недостаткам. Ни в коем случае нельзя сравнивать своих детей с кем-либо еще — каждый ребенок индивидуален и уникален. Вместо того чтобы искать изъяны, лучше дать ребенку возможность проявить себя как самостоятельной и индивидуальной личности. Конечно, все это должно проходить под незаметным контролем взрослых.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх