Здоровье и болезнь критерии болезни. Понятие здоровья. Здоровье и болезнь. Болезнетворные действия факторов внешней среды

Знание сущности болезни и условий её возникнове­ния - важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правиль­но понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представле­ние о сущности здоровья.

Общепринятой формулировки понятия ʼʼздоровьеʼʼ нет. Наибо­лее распространенным является следующее определение˸ здоро­вье - это такое состояние организма, при котором функции всех ᴇᴦο органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутству­ют болезненные проявления.

Как ясно из этого определения, основной признак здоровья - высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значитель­ным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки фи­зиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием˸ для каждого человека существует мно­жество ᴇᴦο вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от кото­рых зависит состояние здоровья.

Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможно­сти саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наи­выгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расче­та необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позво­ляет говорить о кибернетике живого.

Следует учитывать, что понятие ʼʼздоровьеʼʼ, как и понятие ʼʼнормаʼʼ, условное. Это объясняется тем, что понятие физиологи­ческой нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей˸ кон­ституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др.
Размещено на реф.рф
Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивиду­умов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях - симптом заболевания (гипотония), связанно­го с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечно­сосудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) - про­явление высокого уровня тренированности.

Качественное своеобразие болезни определяется в большой ме­ре локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни исходя из места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца - стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга - инсульт).

Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюда­ется у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возмож­ности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показы­вать некоторое время высокие спортивные результаты.

Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Патология акушерская -раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Патология военная -раздел П. и военной медицины, изучающий боевые поражения людей, а также особенности возникновения, развития и течения у них различных патологических процессов в условиях войны и прохождения военной службы в военное и мирное время.

Патология географическая -раздел П., изучающий закономерности возникновения болезней, патологических процессов и состояний, связанные с географическими факторами.

Патология гуморальная (истор.; р. hurnoralis)-направление в П., объясняющее возникновение болезней изменениями состава внутренней среды организма.

Патология клеточная (истор.)-см. Патология целлюлярная.

Патология клиническая -см. Патология частная.

Патология констелляционная (истор.)-направление в П., рассматривавшее возникновение болезней как результат воздействия сочетания (констелляции) различных внешних и внутренних факторов без четкого выделения главных этиологических моментов.

Патология кортико-висцеральная (истор.) -- направление в П., объяснявшее возникновение ряда болезней нарушением корково-подкорковых взаимоотношений и нейрогуморальной регуляции функций внутренних органов.

Патология молекулярная (р. molecularis)-раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития патологических процессов на молекулярном уровне.

Патология общая (р. generalis) - раздел П., изучающий общие закономерности возникновения, течения и исхода болезней, патологических процессов и состояний.

Патология реляционная (истор.) - направление в П., ограничивавшееся при исследовании болезней анализом связей между различными защитными и патологическими реакциями организма.

Патология солидарная (истор.; лат. solidus плотный) - направление в П., согласно которому сущность всех болезней (в отличие от гуморальной П.) состоит в первичных изменениях состава плотных частей организма; разновидностью П. с. является целлюлярная П.

Патология специальная - см. Патология частная.

Патология функциональная (р. functionalis) - направление в П., согласно которому доминирующее значение в патогенезе имеют функциональные нарушения.

Патология целлюлярная (истор.; р. cellularis; син.: Вирхова целлюлярная патология, П. клеточная) - направление в П., рассматривавшее клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как некую сумму поражений множества отдельных клеток.

Патология частная (р. specialis; син.: П. клиническая, П. специальная) -- раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития отдельных болезней, патологических процессов и состояний.

Патология эволюционная -- раздел П., изучающий в сравнительном аспекте болезни, патологические процессы и состояния представителей животного и растительного мира, находящихся на разных стадиях эволюционного развития.

Патология экспериментальная (р. experimentalis) - направление в П., основным методом которого является моделирование патологических процессов и болезней на экспериментальных животных.

Общая патология служит прежде всего для изучения биологических аспектов медицинских проблем и самой сущности болезней человека. Главной целью как общей патологии в целом, так и отдельных ее разделов является разработка стройного учения о болезни. В этом остро нуждается прежде всего практическая медицина: только опираясь на такое учение, можно разработать научные основы профилактики болезней, дать правильную оценку первым клиническим проявлениям недуга, ясно представить себе сущность различных его периодов, в том числе рецидивов, и в итоге -- повысить рациональность и эффективность врачебного вмешательства.

Общая патология на современном этапе развития состоит из трех разделов. Один из них включает сведения о таких вопросах, как периодизация болезни, причины ее возникновения, механизм развития и выздоровления, значение конституции, наследственности, реактивности и др.

Изучение патологии в курсе спортивной медицины необходимо для студентов институтов и факультетов физической культуры университетов прежде всего потому, что у спортсменов и школьников нередко встречаются самые различные заболевания и изменения опорно-двигательного аппарата. В одних случаях это связано с тем, что при недостаточном врачебном контроле начинают заниматься физкультурой и спортом лица, уже имеющие те или иные заболевания или отклонения в состоянии здоровья; в других -- отклонения в состоянии здоровья возникают уже в процессе занятий спортом. Появлению травм и заболеваний у спортсменов способствуют тренировки без учета состояния их здоровья и функционального состояния, возраста, пола и других факторов.

Чтобы правильно решить вопрос, Продолжать ли тренировки или немедленно их прекратить, обратиться ли за консультацией к врачу или оказать спортсмену какую-либо первую помощь и т.д., преподавателю важно знать основные проявления патологии, понимать причины и механизмы развития болезней.

Не зная общих закономерностей возникновения патологических процессов, нельзя понять изменения, происходящие в организме спортсменов при тех или иных заболеваниях. Знакомство с частной патологией необходимо и при изучении применения средств физической культуры с лечебной целью в системе реабилитации при различных травмах и заболеваниях и пр.

Знание того, что такое здоровье, что такое болезнь и при каких условиях она возникает, является существенным фактором профилактики заболеваний и травматизма при занятиях физкультурой и спортом.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Высокая приспособляемость организма к изменениям внешней среды необходима спортсменам при тренировках и участии в соревнованиях.

Следует отметить, что границы между нормой и патологией нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам либо когда снижены приспосо-бительные функции. Тогда и возникают морфофункциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме ОДА.

Болезнь - это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминированными изменениями степени компенсаторно-приспособительной саморегуляции живых систем. Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть с переходом в новое качественное состояние.

Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру протекания болезни делят на острые, подострые и хронические. Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы. Подострое заболевание протекает более вяло. Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение, а в спорте - раннее возобновление тренировок или участие в соревнованиях.

Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.

Патологический процесс - это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.

Патологическое состояние - один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического состояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.

Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Чаще всего болезни возникают в результате воздействия внешних факторов. Однако болезни могут возникать и от внутренних причин, лежащих в самом организме. Внешние причины - переохлаждение, перегревание, радиация, недоедание и др. - изменяют внутреннее состояние организма, в результате чего снижается иммунитет, сопротивляемость болезнетворным факторам. Внутренние причины болезни связывают с наследственностью, конституцией, реактивностью, иммунитетом и др.

Патогенез - это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни. Патологический процесс может развиваться на различных уровнях: молекулярном, тканевом, органном, наконец, захватывать целую систему. Следует отметить, что в организме все клетки, ткани и органы неразрывно связаны. Поэтому нет местных болезней, всегда болеет весь организм. Отсюда вытекает основной принцип лечения: надо лечить не болезнь, а больного.

В течении каждой болезни различают следующие периоды: 1 - скрытый, или латентный; 2 - продромальный, или период предвестников болезни; 3 - период развернутого течения болезни; 4 - период завершения болезни.

Скрытый период - это время от внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называют инкубационным.

Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д.

Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризуется сочетанием некоторых симптомов. Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом.

Период завершения болезни бывает различным: выздоровление с восстановлением функций, переход в хроническую форму, осложнение или смерть.

При нарушениях метаболизма в организме возникают различные изменения. Известно, что всем тканям требуются кислород и питательные вещества при своевременном выведении метаболитов. Процесс усвоения питательных веществ называется ассимиляцией, процесс распада -диссимиляцией. Питание тканей обеспечивается адаптационно-трофическим влиянием ЦНС.

Ассимиляция- это совокупность следующих процессов создания живой материи: прием из внешней среды необходимых для организма веществ; превращение веществ в соединения, приемлемые для тканей организма; синтез клеток, ферментов и других регуляторных соединений и замена устаревших новыми; синтез простых образований в более сложные соединения; отложение запасов.

Диссимиляция - совокупность следующих процессов распада живой материи: мобилизация запасов организма; расщепление более сложных соединений до более простых; распад устарелых тканевых и клеточных элементов; расщепление энергобогатых соединений вместе с высвобождением энергии; устранение продуктов распада из организма.

Другими разделами основ патологии человека являются дистрофия, нарушение кровообращения, воспаление, регенерация и т.п.

Дистрофия проявляется в нарушении тканевого обмена, ведущем к структурным изменениям тканей и клеток. Поэтому дистрофия рассматривается как один из видов повреждений. Непосредственной причиной развития дистрофии могут стать нарушения клеточных или внеклеточных механизмов. Среди них можно выделить такие, как: расстройства ауторегуляции клетки, ведущие к ее энергетическому дефициту и нарушению ферментативных процессов в клетке; нарушение работы транспортных систем трофики, обусловливающие гипоксию, которая становится ведущей в патогенезе дисциркуляторных дистрофий; расстройства эндокринной или нервной регуляции трофики, лежащие в основе эндокринных и нервных дистрофий.

Дистрофии разделяют на паренхиматозные, мезенхимальные и смешанные; на белковые, жировые, углеводные и минеральные; на приобретенные и наследственные; на общие и местные.

Известно, что различные травмы и заболевания нервной системы вызывают различные изменения в тканях. Атрофия -- уменьшение в объеме и понижение функциональной активности органов и тканей вследствие гибели клеточных и тканевых элементов при каком-либо патологическом процессе из-за нарушения питания тканей либо длительного снижения степени их вовлеченности в общий физиологический процесс.

Гипертрофия - увеличение органа или его части вследствие увеличения объема и числа клеток. Может быть гипертрофия викарная; гормональная; истинная; компенсаторная; коррективная, при изменении функции другого органа, находящегося с ним в единой функциональной системе; ложная; нейрогуморальная; регенерационная; физиологическая.

У спортсменов, систематически тренирующихся в циклических видах спорта, может развиться гипертрофия миокарда, то есть увеличение сердечной мышцы. Более того: сегодня считается, что у каждого спортсмена имеется гипертрофия миокарда в начальной стадии. Гипертрофия миокарда, переходящая определенные границы, способствует усилению работы сердца, как это считали раньше.

В развитии гипертрофии миокарда у спортсменов определяющую роль играют различные неблагоприятные факторы: участие в соревнованиях и тренировках в болезненном состоянии или после перенесенных заболеваний, наличие хронических очагов инфекций. В основе патологической гипертрофии лежит ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы, дистрофические изменения, которые приводят к ухудшению сократительной способности миокарда и, следовательно, к снижению спортивной работоспособности.

Довольно часто при тренировках в зонах с жарким и влажным климатом, чрезмерном увлечении баней в организме спортсмена возникает нарушение водного и минерального обмена. Проявляется это в изменениях кислотно-щелочного состояния, электролитного, водно-солевого и других показателей гомеостаза.

Кислотно-щелочное состояние обеспечивает нормальное функционирование клетки при постоянстве объема, состава и рН жидкостей организма. Кислотность или щелочность растворов зависят от концентрации Н4, увеличение ее делает раствор кислым, уменьшение - щелочным. Внеклеточная жидкость слегка щелочная, и рН ее находится в пределах 7,35-7,45.

Водно-солевой обмен - совокупность процессов распределения воды и электролитов между, вне- и внутриклеточным пространством организма, а также между организмом и внешней средой. Распределение воды в организме неразделимо связано с электролитным обменом.

Водно-электролитный гомеостаз-поддержание постоянства осмотического объемного и ионного равновесия вне- и внутриклеточных жидкостей организма с помощью рефлекторных механизмов.

Водный баланс - соотношение между количествами поступившей в организм и выведенной из него воды.

У спортсменов, особенно тренирующихся в циклических видах спорта, встречаются маршевые переломы костей, судороги и т.п. У спортсменов, сгоняющих вес фармакологическими средствами и баней, возникают нередко серьезные нарушения минерального обмена.

Некроз-омертвление части живого организма, необратимое прекращение жизнедеятельности его элементов. Это не просто местная реакция клетки, ткани или органа на повреждение, а полное прекращение их жизнедеятельности.

Некроз как биологическое явление нельзя считать только патологическим процессом, поскольку он является необходимым моментом в развитии и функционировании организма. Постоянно отмирают клетки эпидермиса кожи, эпителия слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, некоторых железистых органов. В организме широко распространен физиологический аутолиз как необходимая часть самообновления системы на клеточном, тканевом и органном уровнях, но имеющая различное биологическое значение.

Некроз как патологическое явление может вызвать необратимые изменения в организме вплоть до смерти. Клинически некроз выражается в конкретных заболеваниях: инфаркт миокарда, гангрена конечности и др. Кроме того, некроз может явиться составной частью, патогенетическим звеном другого процесса или болезни.

Переход органа, ткани или клетки из одного качественного состояния в другое следует рассматривать в целом, совокупно, а не по оценке и регистрации изменений части.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) — целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье — такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.

Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.

Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.

Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

Здоровье – один из основных источников счастья, радости и полноценной жизни. Оно является не только личным достоянием человека, но и общественным богатством, одним из важных показателей благосостояния и культурного уровня народа. На вопрос о том, что более ценно для человека – богатство или слава, один из древних мудрецов ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Богатство и деньги, слава и почести – всё не имеет цены для больного человека. Болезненное, безнадёжное состояние убивает в человеке всякую радость жизни, всякие планы и надежды. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

К сожалению, многие люди начинают по-настоящему ценить своё здоровье и решают изменить свой образ жизни только тогда, когда здоровье уже серьёзно подорвано. И глубоко ошибаются те люди, которые надеются с помощью лекарств поправить здоровье, испорченное злоупотреблениями и пренебрежением к нему в молодости.

Народная пословица говорит: "Что имеем, не храним, потерявши – плачем”. Многие люди попросту не забоятся и не думают о своём здоровье пока его не утрачивают. А когда здоровье нарушается, они тратят много сил, средств и времени на его восстановление, что, к великому сожалению, не всегда возможно.

Немецкий учёный М. Петтенкофер писал: "Часто мы поступаем как расточительный наследник богатых родителей, не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству. Мы расходуем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда из здоровых превращаемся в больных”.

Пытаясь разобраться в сущности здоровья и причинах болезни, мы приходим к выводу, что сам человек повинен в возникновении и развитии ряда заболеваний, особенно таких как гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни сердца. Преждевременная старость – это тоже результат пренебрежительного отношения к собственному здоровью, нежелание или неумение следить за его состоянием.

Известный советский физиолог академик П.К. Анохин писал: "Сегодня становится ясно, что инфаркты сердца, гипертоническая болезнь, мозговые инсульты – это только трагические финалы, так сказать жертвы длинного ряда осложнений в организме человека…

Причины же спрятаны и зреют в тончайших процессах мозга, в его почти неуловимых химических реакциях, в молекулах мозгового вещества, собирающих и безжалостно суммирующих до патологических размеров всё то, что человек переживает на протяжении всей своей жизни: безудержные эмоциональные разряды, расстройства, длительные, гнетущие неприятности… Мы должны вмешиваться в назревающую болезнь ещё в той стадии, когда нет ни гипертонии, ни склероза, ни инфаркта миокарда… Именно профилактика должна сказать здесь своё решающее слово”. И с этим нельзя не согласиться. Каждый из нас для того, чтобы предотвратить ряд серьёзных заболеваний должен в первую очередь хорошо знать, от каких факторов зависит здоровье, как легко его можно потерять и с помощью каких средств и методов можно сохранить его.

Чтобы глубже понять сущность здоровья и причины возникновения болезни, давайте с вами обратимся к величайшей Книге - Библии, истинному слову Божьему, к слову любящего нашего Творца.

В первой главе книги Бытие мы читаем о том, что человек был сотворён по образу и подобию Божьему. Следовательно, человек был сотворён совершенным во всём, как совершенен Сам Бог. В том числе он имел и отменное, идеальное здоровье. Более того, Бог наделил человека даром бессмертия. Но всё это дано было человеку на условии выполнения установленных Богом законов Вселенной.

К великому сожалению человек нарушил установленную Творцом связь с Ним, выразив недоверие к Его слову. С момента грехопадения нарушилась природа человека. Человек лишился дара бессмертия и его тело с тех пор стало подвержено болезни.

Давайте с вами посмотрим, что же такое здоровье и болезнь с точки зрения традиционной медицины.

Обратим внимание на формулировку понятия "здоровье”, данную Всемирной Организацией Здравоохранения:

"Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.

Эта формулировка очень похожа на слова Иисуса Христа: "Придите ко Мне… и найдете покой душам вашим” (Мат. 11, 28, 29).

К сожалению, при определении понятия "здоровье” у традиционной медицины возникают трудности. А именно: что взять за точку отсчёта при определении здоровья конкретного человека?

Некоторые исследователи вводят понятие "абсолютное здоровье”, которое они рассматривают как идеальное, не существующее в реальных условиях состояние организма, служащее своеобразной точкой отсчёта, аналогично тому, как в физике приняты понятия "равномерное прямолинейное движение”, "абсолютно чёрное тело”. Но такое абстрактное представление о здоровье в практической медицине не может быть использовано. В то же время необходимы определённые показатели, на основании которых медицина могла бы решить вопрос о состоянии здоровья конкретного человека.

Для теоретической и практической медицины очень важно определить понятие "здоровье” или "норма”, отклонение от границ которых можно считать болезнью, патологией.

Некоторые учёные считают, что "норму” невозможно точно определить, потому что каждый человек представляет собой "отклонение от нормы” [Уилльямс (R. Williams)] или же потому, что "все люди – инвалиды разного рода, и всё их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей” [Рамсей (P. Ramsay)].

Из-за невозможности дать чёткое определение норме, на практике приходится исходить из среднестатистического представления о ней. Но здесь используется чисто субъективный подход, а установленная таким путём норма не может быть постоянной в течение длительного времени; она должна углубляться и уточняться в связи с новейшими достижениями медицины и биологии. Так, исследования биоритмов, проведенные в 70-е г.г. показали, что даже на протяжении суток многие важнейшие биологические показатели подвержены значительным колебаниям, которые могут маскировать проявление болезни. Также существенное влияние оказывают сезонные и метеорологические факторы. Поэтому, по мере углубления медицинских и биологических знаний, понятие "норма” уточняется.

Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не имеет чётких границ, по представлению учёных, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезненного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этим возникло понятие "практически здоровый человек”, у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности. Вместе с тем отсутствие видимых проявлений нарушения здоровья не говорит об отсутствии болезни, так как перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, само по себе не нарушая здоровья, может привести к возникновению болезни при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей. Расстройства адаптации (приспосабливаемости) организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды являются переходными состояниями между здоровьем и болезнью.

Поэтому, в самых общих чертах традиционная медицина определяет здоровье как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Вы видите, какие трудности возникают у практической медицины с определением понятия "здоровье”? Не меньшие трудности возникают и с понятием "болезнь”.

Особая трудность в определении понятия "болезнь” связана с тем, что в это понятие должны включаться только такие признаки болезни, которые характерны для любых её форм. Дать совершенное определение понятию "болезнь” настолько же трудно, насколько легко найти недостатки в любых попытках кратко и всеобъемлюще определить это понятие.

Нелегко ввести в определение болезни такой, наиболее общий для всех её форм, признак, как отличие её от здоровья. Чёткой границы между состоянием здоровья и болезни, нормой и патологией в большинстве случаев не бывает. Само понятие "норма” в медицине и биологии может пониматься по-разному. Попытка рассматривать болезнь как отклонение от среднестатистической нормы в связи с постоянным развитием статистических методов не может служить надёжной меркой отличия болезни от здоровья.

В зарубежной медицине существуют попытки рассматривать индивидуальную норму в отношении к идеалу, принятому за эталон.

Если норма есть сохранение человеком всей присущей ему полноты и широты жизнедеятельности, то и наиболее общим признаком начала заболевания, очевидно, надо считать общее ослабление, снижение уровня жизнедеятельности или ограничение её широты хотя бы в определённых отношениях, что должно неизбежно сказаться и на обычных нормальных взаимоотношениях человека с окружающей средой. Исходя из этого ряд авторов при определении болезни указывают на нарушение трудоспособности человека или снижение его социально полезной деятельности как на основной признак болезни. При большинстве болезней (особенно острых) трудоспособность человека, безусловно, снижается или утрачивается полностью. Эта мерка болезненного состояния человека практически очень важна.

Однако, ещё С.П. Боткин заметил, что чахоточные больные (иногда даже лихорадящие) – работники умственного труда – могут вполне удовлетворительно выполнять свои профессиональные обязанности. Можно, конечно, предполагать, что, не будь эти люди больными, они сделали бы больше и в своей профессии, но доказать это также невозможно, как и обратное.

Профессиональная трудоспособность может быть не нарушена, но снижение способности выполнять другие виды труда всегда легко обнаружить. Так, больной гипертиреозом (гипертиреоз - заболевание щитовидной железы) в большинстве случаев не способен выполнить работу, требующую мелких, точных движений и концентрации на этом внимания, а больной туберкулёзом не может соревноваться (например, в беге) со здоровым человеком.

Авторы, вносящие в определение болезни признак нетрудоспособности, пытаются также обойти очевидную неприменимость его к болезни малолетних детей ссылкой на то, что детские болезни якобы потенциально снижают трудоспособность взрослого человека.

Указанная К. Марксом характеристика болезни как стеснённой в своей свободе жизни шире критерия трудоспособности. В отличие от критерия "снижение трудоспособности”, данная Марксом характеристика применима к болезням человека любого возраста.

При любом заболевании, несомненно, имеет место ограничение свободы жизни в определённых отношениях. Это ограничение, стеснение жизнедеятельности, функциональная неполноценность человека при болезни, даже в чём-то очень серьёзная, не всегда распространяется на все возможные виды его трудовой деятельности; всегда в чем-то ограничивая свободу жизни человека, болезнь не всегда снижает его профессиональную деятельность. Поэтому для отличия болезни от нормы критерий "стеснение свободы жизни человека” ряд авторов считают оптимальным.

При определении понятия "болезнь” необходимо уяснить, относится ли это понятие к явно выраженному проявлению болезни, или же его следует распространять на все стадии развития болезни, независимо от того, проявляется ли болезнь видимо или нет.

О возможности существования во внешне здоровом организме болезненных изменений в различных органах и тканях, не проявляющихся ни субъективно, ни объективно, врачи знали давно. В понятие "болезнь” обычно их не включали. В принципе такое представление о болезни существует и в современной медицине, когда, характеризуя состояние человека, врачи определяют "практически здоров”. Но проблема так называемой скрытой патологии, т.е. не проявляющейся видимым нарушением здоровья, этим не снимается.

Скрытые патологические процессы иногда развиваются годами и десятками лет без симптомно. Во всех таких случаях состояние видимого здоровья и ненарушенной трудовой деятельности сочетается со скрытым течением вполне определённой болезни. Поэтому в медицинской практике существует термин "патологический процесс”. Понятие "патологический процесс” охватывает всю динамику развития данной болезни. Этот термин более общий, чем "болезнь”.

Понятие "патологический процесс” определяется как "сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в повреждённых тканях, органах или организме”, ещё не выраженное клинически.

В связи с трудностями определения понятия "болезнь” существует понятие (и термин) "предболезнь”. Самой общей характеристикой понятия "предболезнь” является то, что само по себе это состояние, хотя и патологическое, ещё не нарушает здоровья; оно только несёт в себе объективные предпосылки для его нарушения.

Самое краткое из известных определений болезни – "жизнь при ненормальных условиях” – принадлежит Р. Вирхову. Это определение входит в состав многих старых и современных определений, но само по себе оно весьма недостаточно, так как касается только этиологического (т.е. рассматривающего причину возникновения болезни или патологического состояния) аспекта понятия, не затрагивая характеристики болезни как таковой.

Ю. Конгейм (1878) определял болезнь как уклонение от нормального жизненного процесса, обусловленное взаимодействием внешних и внутренних условий и регуляторных процессов организма. Ю. Конгейм отмечал участие в процессе болезни регуляторных механизмов, т.е. приспособления.

С.П. Боткин дал развёрнутую характеристику общего понятия о болезни. Смотря на болезнь как на обычное (т.е. естественное) явление при невыгодных для организма условиях, Боткин писал, что "…понятие о болезни неразрывно связано с её причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм или через его ближайших или отдалённых родителей”. "Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспособляющейся способностью организма, представляется нам в форме болезни… Реакция организма на вреднодействующие на него влияния внешней среды и составляют сущность болезни”.

Многие русские и советские клиницисты и патологи исходили в своих определениях из идей С.П. Боткина. Существующие определения понятия "болезнь” чем-то ограничены и доступны для критики. Но они имеют практическую ценность в качестве ориентира для научного подхода к проблеме болезни.

И только снова и снова обращаясь к Слову Божьему, к Библии, мы можем понять, что причина болезней кроется в нарушении взаимоотношений с Богом, в нарушении связи с Ним.

И поэтому, вероятно, самым приемлемым определением понятия болезни будет следующее: "Болезнь – это усилие природы освободить организм от последствий нарушения законов здоровья”(Е.Г. Вайт. "Служение исцеления”, с. 74).

Литература:

2. БМЭ. Болезнь. – Москва, "Советская Энциклопедия”, 1976, т. 3, с. 283- 292

3. БМЭ. Здоровье. – Москва, Советская Энциклопедия”, 1978, т. 8, с. 355-357

4. Е. Вайт. "Служение Исцеления” Пер. с англ. – Заокский, "Источник Жизни”, 1996, с. 125-136

2.1. понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек - homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек - социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек - это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь - нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеции писал, что человек - животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека по сути разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологическое от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия - это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье - такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх