Воображение как психический познавательный процесс. Воображение как познавательный процесс Характеристика воображения как познавательного процесса

Воображение -- способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная -- позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

  • 1. По результатам:
    • · Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
    • · Продуктивное (творческое) воображение:
    • · с относительной новизной образов;
    • · с абсолютной новизной образов.
  • 2. По степени целенаправленности:
    • · активное (произвольное) -- включает воссоздающее и творческое воображение;
    • · пассивное (непроизвольное) -- включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
  • 3. По виду образов:
    • · конкретное;
    • · абстрактное.
  • 4. По приёмам воображения:
    • · агглютинация -- соединение несоединимых в реальности объектов;
    • · гиперболизация -- увеличение или уменьшение предмета и его частей;
    • · схематизация -- выделение различий и выявление черт сходства;
    • · типизация -- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
  • 5. По степени волевых усилий:
    • · преднамеренное;
    • · непреднамеренное.

Виды воображения

Выделить виды воображения можно по нескольким основаниям.

Непроизвольное и произвольное воображение

Процессы воображения разделяют по степени произвольности (сознательной преднамеренности). На одном полюсе (полностью непроизвольный процесс) находится работа воображения во время сна, то есть сновидения. В сновидениях воображаемые образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных, причудливых сочетаниях, последовательностях. Непроизвольной также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном или трансовом состоянии.

Непроизвольное воображение тоже имеет некоторое (еще до конца не изученное психологами) значение. Зрительные и слуховые образы в снах - не просто отражение или повторение уже увиденного или услышанного. Это еще и обработка, глубокая проработка этих образов. Пусть сознание напрямую не участвует в обработке зрительных и слуховых образов во сне, тем не менее во сне происходит понимание многих вещей, особенно затрагивающих наглядное мышление, а не абстрактно-логическое.

Произвольное воображение имеет для человека более очевидное значение. Оно проявляется, включается в работу тогда, когда перед человеком возникает задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком.

К непроизвольному воображению некоторые специалисты относят и галлюцинации. Однако галлюцинации являются следствием расстройства психической деятельности и к тому же сложно сказать, что эти образы воображаются, они прямо и непосредственно располагаются в восприятии.

Виды произвольного воображения

В основе работы произвольного воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Произвольное воображение различается по ряду видов и форм.

Наиболее важные для психической деятельности человека виды произвольного воображения:

  • - воссоздающее воображение,
  • - творческое воображение,
  • - мечта.

Воссоздающее воображение - как это следует из названия - предназначено для воссоздания в сознании представления о реальном объекте по его описанию. Для качественного воссоздающего воображения характерно максимально полное соответствие описанию. Человек, сам того не замечая, очень часто задействует воссоздающее воображение.

Наиболее активно воссоздающее воображение работает во время чтения художественной литературы. Читая сухие строки: "Вошла дама, одетая в ярко-зеленые перчатки и с огромной шляпой на голове", мы дополняем этот образ в своем воображении: возрастом (если говорится, что это дама, да еще вычурно одетая, то, возможно, это пожилая особа), остальной одеждой (ведь была же еще какая-то одежда, возможно белое платье, как тогда было модно), обувью (она пришла с улицы, поэтому, возможно, была в сапогах), манерами и прочим. Не все эти мимолетные рассуждения точны, однако без них восприятие произведения было бы невозможным.

Как видно из предыдущего примера, на работу воображения большое влияние оказывает жизненный опыт и знания человека. Один человек, прочтя "Человек сидел в фиакре", представит черную карету, из которой виднеется лицо мужчины. Другой человек представит скамейку, на которой сидит мужчина в какой-то одежде, напоминающей фрак.

Другие характерные примеры работы воссоздающего воображения - чтение (выслушивание) описания некоторого географического места или исторического события и воссоздание соответствующих образов. Здесь также происходит "расшифровка" текстового послания. Однако здесь есть два существенных отличия. Во-первых, текстовое послание может изобиловать специальными терминами и моделями, делающими невозможным воссоздающее воображение для неподготовленного человека (например: "градус", "широта", "формулярный анализ" и т.п.). Во-вторых, воссоздаваться могут не реальные образы, а схемы. Если вам говорят: "Представьте озеро Онтарио", то кто-то представит водную гладь с берегами, а кто-то - синий кружочек на карте.

"Пищей" или входящей информацией для воссоздающего воображения может быть не только текст, но и рисунок, схема, чертеж. В этом случае успешность и качество воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению и опытом чтения схем и чертежей.

Другой вид произвольного воображения - творческое. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Следующий, и особенный, вид воображения - мечта. Отличие данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.

Мечта -- это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, на желаемое будущее. В мечте может быть даже воображение воображения. Художник, например, может мечтать о том, как он придумывает, как рисует великий шедевр, какие муки творчества он испытывает, какие чувства у зрителей будет вызывать эта картина. У каждого человека свои мечты, и порою очень вычурны и несуразны. Не случайно в английском языке слово "dream" обозначает и сон, и мечту.

Мечта имеет несколько видов. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Это один вид мечты.

Другой вид мечты бывает в тех случаях, когда она выступает в качестве замещения деятельности или даже психологической защиты. Такие мечты навсегда остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

Еще один вид, произвольного воображения, похожий на мечту, - грезы. Если в мечте человек рисует образы желаемого будущего, то в своих грезах человек рисует альтернативное настоящее. Например, школьник, которого только что обидели старшеклассники, может грезить о том, что было бы, если бы он пришел сейчас в школу со своим, ручным львом, как его тогда все боялись бы. Мечты и грезы часто перетекают друг в друга. Грезы в каком-то смысле можно рассматривать как мечту о настоящем или даже мечту о прошлом.

Часто бывает, особенно у людей с хорошо развитым воображением, что грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности. Это уже может свидетельствует об определенных нарушениях в психологическом здоровье. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, социальной изоляции, уходу в выдуманный мир. Этот уход в свою очередь начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека, что еще больше может углубить социальную дезадаптацию, что в свою очередь может повысить потребность уйти в мир грез. Возникает, таким образом, порочный круг, из которого часто без посторонней помощи выйти не получается.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, перестройки представлений человека.
Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т.п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.
Воображение, как психический познавательный процесс, тесно взаимосвязано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.
В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;
2) изменения величины размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или приуменьшения по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.п.);
3) соединения вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человекобык у ассирийцев и т.п.);
4) конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость лисы);
6) переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса, и др.);
7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи сказок, например Кот в сапогах, Мальчик с пальчик);
8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе: Онегин, Печорин, Обломов и др.).
На рис. 1 рассмотрены виды воображения.
Воображение у разных людей характеризуется следующими признаками: яркостью образов, устойчивостью, широтой, новизной, правдивостью, оригинальностью, типом представлений (зрительных, слуховых и т.п.), произвольностью.


Рис. 1. Виды воображения

Функции воображения по Р.С. Немову :
. представление действительности в образах и умение пользоваться ими;
. регулирование эмоциональных состояний;
. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
. формирование внутреннего плана действий;
. планирование и программирование деятельности;
. управление психофизиологическим состоянием организма. Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве, так как без активного воображения творчество вообще невозможно.
Воображение проявляется в различных формах (рис. 25).


Рис. 25. Формы воображения

Ученому воображение помогает строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Наличие в воображении творческого начала позволяет считать фантазию (так можно называть воображение) и мышление как бы единой мыслительной деятельностью. Но в то же время между ними есть различия.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта. Это конечно отражение действительности, но человек преобразует что-то ранее отображенное. И, обратите внимание, в отличие от мышления, воображение не оперирует понятиями. Только образы!

Как воображение связано с действительностью?

Воображение - это свойство, характерное только человеку и возникает только с возникновением трудовой, познавательной деятельности. Уже этот факт говорит о том, что связь между действительностью им воображением прямая. Для нас же будут интересны следующие взаимосвязи:

Новые образы всегда складываются из элементов, отраженных в действительности;

Образы вызываются и порождаются реальными запросами действительности;

На основе образов воображения создаются новые реальные предметы, процессы и явления;

Образы воображения вызывают у человека вполне реальные чувства;

Наконец, образы воображения могут стать стимулом, подтолкнувшим человека к активной, преобразующей деятельности.

Данные взаимосвязи убеждают нас, что воображение развито не только у тех, кто «витает в облаках», но и является необходимой основой для любого творческого процесса, основой активности человека.

Приемы воображения.

Приемы воображения, или приемы ассоционирования образа (создания ассоциаций) разделяют на три группы:

Объединение частей (комбинирование). При задании, нарисовать несуществующее животное, человек просто берет часть от птицы, часть от тигра, часть от лягушки и т.д., и получает нечто, что не существует в реальности.

Объединение и подчеркивание общих признаков (типизация, акцентирование, преувеличение (гиперболизация), приуменьшение).

Переосмысление. Такие ассоциации могут быть выдвинуты на основе контраста, неожиданной комбинации, столкновении взглядов, теорий или просто изменения точки зрения.

Виды воображения.

Воображение бывает пассивным и активным.

Пассивное воображение не требует каких-то специальных действий и усилий с нашей стороны. Если говорить о норме такого воображения, то необходимо перечислить сновидения, просоночные образы (в момент, когда человек еще не до конца стряхнул оцепенение сна, и не четко улавливает связь с действительностью), имиджы (образы привычек). Если же говорить о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях, которые могут возникать у человека в силу каких-то психических заболеваний или под воздействием стимуляторов.

Пассивное воображение нецеленаправленно, это бессознательная или подсознательная переработка информации прошлого опыта. Такие образы не имеют под собой явного внешнего воздействия.

Активное воображение - это целенаправленное, сознательное (в соответствие с поставленной целью) воображение, контролируемое мышлением человека. Это наши мечты, наше творчество. Лежит в основе создания чего-то нового, в основе новых научных открытий.

Какое место занимает воображение в структуре личности?

Воображение связано с ощущением и восприятием - они дают основу для преобразований;

Существует в единстве с памятью, но память стремиться сохранить точность, а воображение изменяет характер связей и тем самым обеспечивает новизну;

Совместно с мышлением образует нечто новое, но если мышлению требуется большая достаточность информации, то воображение часто включается в действие при недостаточность информации; мышление познает связи и отношения объективной действительности, тогда как воображение создает новые отношения и связи; научные истины пересматриваются и стареют, а образные произведения, созданные с помощью воображения, практически не стареют;

Образы воображения могут вызывать реальные чувства;

Воображение так же можно соотнести с волевой организацией личности, если это воображение действенно.

I. Воображение, как психический познавательный процесс .

1.1 Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - Фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Воображение - это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только

будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение

будет осуществляться.

Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта. Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и

развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с

процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более

продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Мечта - заветное желание, идеализированная цель, сулящая счастье.

Мечта может быть у любого человека, но также говорят о мечте социальных групп, общественных классов. Мечта является одной из основных тем романтической литературы, кинофильмов. Обычно полагают, что мечтательность присуща молодому поколению. Мечта также является идеологическим клише, используемым в пропаганде, например «мечта о свободе», «мечта о светлом будущем», «мечта о безопасных отношениях». В США популярно клише «американская мечта». Иногда мечте приписывают цвет - «голубая мечта», «розовая мечта».

Мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь, они заставляют людей работать по 20 часов в сутки, и спать всего 4 часа, и при этом, не чувствовать усталости. Таких людей называют мечтателями. Мечты заставляют человека творить чудеса. Другие люди просто говорят: «Это невозможно». Если у человека есть мечта, и он готовы идти к ней, то нет для него ничего невозможного. Если того, о чем он мечтает, еще нет в природе, значит, оно будет создано для него. Все, что человек может представить себе, может достичь.

Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.

В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не созданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле навечно нищеты, имущественного неравенства, всяких форм эксплуатации человека человеком и т. д.

Эти особенности делают мечты важным средством пробуждения инициативы, поддержания энергии человека в самых трудных условиях жизненной борьбы, могучим стимулом к деятельности на благо. Строя в своих мечтах картины будущего, человек лучше и определеннее представляет себе жизненные перспективы, мечты помогают ему определить и конкретизировать цели своей жизни. И этому не мешает то, что пока еще эти мечты не реализуются сразу и немедленно, что для их осуществления человечество должно пройти еще долгий и трудный путь. Если эти мечты вытекают из интересов общества и основаны на научном предвидении, они рано или поздно найдут применение в практической жизни и так или иначе будут осуществлены.

От положительных видов мечты следует отличать оторванные от жизни грезы, а также пустые, беспочвенные мечтания, даже отдаленно не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, властно выдвигаемыми жизнью перед работниками науки, искусства, техники, политическими деятелями. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности.

Грёзы (ещё их называют как пассивное преднамеренное воображение) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы возникают без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.

Галлюцинация или пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. По мнению З.Фрейда и его последователей сновидения – это символическое выражение бессознательного для сознания. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).

Фантазия - это нереальное сочетание реальных элементов. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности. В сфере патопсихологии фантазия больных служит предметом диагностического исследования. С точки зрения аналитической психологии, фантазия - самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами коллективного бессознательного. Фантазии возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред).

1.2. Виды воображения.

Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде- всего активностью человека.

Непроизвольное воображение (его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением ) - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

1. Ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

2. Слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

3. Эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

4. Стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Научную деятельность также нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед. Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения.

Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе (наряду со многими другими) принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят - расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.

Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели возможности познакомиться непосредственно.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

1.3. Способы создания образов.

1. Создание образа о какой-либо части предмета , его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»);

2. Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах;

3. Миниатюризация (преуменьшение ) – способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет мест сочетание миниатюризации и гиперболизации., когда в создании образа одновременно применяются и приемы увеличения и приемы уменьшения;

4. Акцентирования (заострение ) является приемом создание образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, в рекламе, в имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем достигается индивидуализация образа, его незабываемость;

5. Агглютинация – способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности или сочетании, которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры);

6. Схематизация заключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах);

7.Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п., его используют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М.Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного,

Тамерлана и др.).

II. Развитие воображения.

2.1 Развитие воображения у дошкольников.

Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте.

Рассматриваются различные подходы к развитию воображения у детей. В них по-разному оценивалось и трактовалось значение этого процесса в психическом развитии ребенка, а также закономерности его становления в онтогенезе. При этом все же можно выделить две ключевые проблемы, которые анализировались в той или иной мере во всех концепциях: проблем; соотношения развития воображения ребенка с возможностями познания действительности и проблему самой природы этого процесса.

Роль воображения в развитии детского познания и психики в целом рассматривалась весьма неоднозначно; от полного отрыва воображения от реальности до признания неразрывной связи воображения с действительностью (Т. Рибо). При этом обнаруживается, что различные авторы в разной степени анализировали две линии, два вида воображения, о которых уже доминалось. Первый вид воображения направлен на решение задач, с которыми ребенок сталкивается в реальной действительности (исследования Т. Рибо, Д. Дьюи, М. Вертгеймера, Р. Арнхейма и др.), а второй - связан с развитием эмоционально-потребностной сферы личности и направлен на разрешение ее внутренних противоречий, не получение пусть иллюзорного, но удовлетворения (З. Фрейд, Ж. Пиаже).

В природе воображения, можно обозначить три основных подхода. Сторонники первого подхода однозначно связывали генезис творческих процессов с созреванием определенных структур (З. Фрейд, Ж. Пиаже). При этом механизмы воображения оказывались детерминированными внешними по отношению к этому процессу структурами (развитие интеллекта или развитие личности ребенка). При втором подходе развитие воображения выступало в виде итога накопления опыта и хода биологического развития индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм), а механизмы воображения понимались как составляющие внешних и внутренних детерминант. И, наконец, сторонники третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) полностью объясняли происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта. Механизмы воображения при этом понимались, как некоторые виды трансформации этого опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

Впервые полностью преодолеть отрицание позитивной роли воображения в развитии детского познания, с одной стороны, и жесткую детерминацию этого процесса теми или иными изначально присущими ребенку механизмами с другой, удалось Л.С. Выготскому. Он показал, что воображение, как и остальные психические функции, является отражением окружающей действительности, оно социально по своей природе и зарождается в дошкольном детстве. Л.С. Выготский прямо подчеркивал, что воображение ребенка возникает с необходимостью в такой детской деятельности, как игра.

Дальнейшее изучение развития воображения в советской психологии продолжило исследования Л.С. Выготского и его сотрудников. Основное направление исследовании заключалось в анализе творческих компонентов различных видов детской деятельности. Прежде всего, изучалось возникновение воображения и наличие творческих компонентов в ведущей для дошкольников деятельности - игре (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина, Л.С. Славина, Н.Я. Михайлёнко, Н.А. Короткова и др.)

Особым подходом к анализу механизмов воображения и его развития отличается концепция В.В. Давыдова. Он считает, что воображение является одним из основных новообразований дошкольного детства. Экспериментальные исследования, выполненные под руководством В.В. Давыдова (Е.В. Бодрова, 0.Л. Князева, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев и др.) прямо направлены на изучение психологических закономерностей развития воображения, в основу исследований этого направления легло представление о таких основных особенностях воображения как возможность "схватывать" целое раньше части и переносить черты одного объекте реальности на другой. Развитие этих особенностей воображения у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных деятельностей (игра, конструирование, художественная деятельность).

Итак, советскими психологами было показано, что воображение ребенка постоянно связано с действительностью, является социально обусловленным процессом как по своему происхождению, так и по содержанию. Зарождение и функционирование воображения детерминировано развивающейся деятельностью дошкольника, и прежде всего, его игровой деятельностью. Воображение носит активный характер и неразрывно связано с мотивационно-потребностной сферой личности.

Однако ключевое положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций к анализу воображения не привлекалось. Данное положение может лечь в основу экспериментального изучения общих закономерностей, и прежде всего, механизмов воображения, специфических для дошкольного детства.

В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий головного мозга. Иногда специалисты связывают этот процесс только с работой правого полушария. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, даёт представление целостности, гармоничности, соразмерности, композиционного единства .

Как же дать определение воображения? Что это такое?

Авторы разных учебников по-разному дают определение этого психического процесса. В учебнике Еникеева М.И. предлагается следующее определение воображения: это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти .

Воображение это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени пространстве, даёт возможность ещё до начала работы представить себе результат труда, играет огромную роль в преобразовании объективного мира .

Итак, воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение занимает промежуточное место между психическими процессами восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

Виды воображения различают, соответственно, пользуясь различными критериями для классификации.

По степени напряжённости активности различают воображение: пассивное и активное .

Активным воображением человек пользуется по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть: творческим и воссоздающим .

Творческое – возникает в процессе труда и предлагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Творческое активное – возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Воссоздающее активное воображение – имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (например, при чтении литературного произведения мы представляем героев).

Пассивное воображения – имеет в своей основе создание тех или иных образов, которые не воплощаются в жизнь . Пассивное воображение бывает: преднамеренным и непреднамеренным.

Формами проявления воображения являются:

в) галлюцинации,

г) сновидения .

Человек использует различные приёмы и способы процесса воображения:

Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка=женщина+рыба);

Акцентривание – (заострение) – выделение и подчёркивание какой-либо одной части или детали в создаваемом образе. Этим приёмом пользуются карикатуристы, выделяя в рисунках одну часть тела, лица человека.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета, их смещение (например, многорукий Будда; драконы с семью головами).

Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Например, национальные орнаменты и узоры.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (например, литературные типажи).

Воображение различается по нескольким признакам :

Яркости образов,

Степени и реалистичности,

Новизне,

Оригинальности,

Широте воображения,

Произвольности,

Типу представлений,

Устойчивости .

Функции воображения:

1.Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Формирование внутреннего плана действий.

4. Планирование и программирование деятельности.

5. Управление психофизическим состоянием организма (например, в аутотренинге) .

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет корректировать картины прошлого. Способность человека предвидеть и переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения. Воображение помогает человеку осуществлять знаковое овладение миром, лежит в основе идеального отражения действительности .

Считается, что воображение можно развить в рамках пределов, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека. Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим признакам: по разнообразию процессов воображения, по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми, по уровню детализации построения образов воображения, по уровню интеллектуализированности образов воображения, проявляющемуся в их мысленной интерпретации другими людьми, по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида .

У некоторых людей воображение проявляется уже в 2-3 года без специального обучения в этом направлении. Другим даже в более позднем возрасте не помогают специальные приёмы. Психологи в этой связи высказываеют гипотезу о б определённой врождённости воображения. Однако, у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельностью, наблюдается улучшение качественных характеристик процессов воображения.

Таким образом, при изучении воображения как психического процесса многое стало известно, но остаются и неразгаданные тайны.

Лекция по модулю составлена на основе литературы:

1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Че Ро, 1998. – 336 с.

3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск, 2004. – 336 с.

4. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн [и др.]. – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с.

5. Яровицкий, В. Сто великих психологов / Автор-составитель Яровицкий В. – М.: «ВЕЧЕ», 2004. – 432с.

6. Немов, Р.С. Психология Учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений: в 3 кн., Т.1./ Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн.1. Общая психология. – 688 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.

8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – 5-е изд., перераб. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

9. Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 400 с.

10. Прыгин, Г.С. Психические процессы: учебное пособие дл студентов вузов гуманитарного профиля / Г.С. Прыгин. – Набережные челны: Издательство института управления,1997. – 128 с.

11. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гарадарики, 2001. – 480 с.

12. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.

13. Глуханюк, Н.С., Семенова, С.Л., Печеркина, А.А. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина – М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2005. – 3-е изд., доп. и испр. – 368 с.

14. Лобанов, А.П. Психология когнитивных процессов: учебное пособие / А.П. Лобанов. – Минск: ОО ЦРТО «Диаль», 2006. – 240 с.

15. Одинцова, М.А. Общая психология / М.А. Одинцова. – Минск: МГЭИ, 2005. – 162 с.

16. Кобузовский, В.М. Общая психология: психические процессы. Учебное пособие / В.М Кобузовский – 3-е изд. – Минск: Алмафея, 2008. – 368 с.

17. Андриевская, С.В. Лекции по «Основам психологии и педагогики» [Электронный ресурс] / С.В. Андриевская // Электронная библиотека Полоцкого государственного университета / URI http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/15319



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх