Великий князь симеон бекбулатович. Как Симеон Бекбулатович стал «царем всея Руси»

Бек-Булата и его сына Саин-Булата. Отец и сын принимали участие в Ливонской войне, во время которой (около 1566 года) Бек-Булат погиб. Саин-Булат в официальных документах поначалу именовался астраханским царевичем, а в конце 1560-х годов ему было пожаловано Касимовское ханство. Это государственное образование появилось в 1452 году и служило буфером между Московским княжеством и . Во времена оно, фактически, было уделом Русского царства и не имело никакой политической самостоятельности. Саин-Булат продолжал участвовать в Ливонской войне, но победами своё имя не обессмертил. Скорее наоборот, он был неудачлив. Под его неосмотрительным руководством русское войско было разбито при Коловери. В 1573 году Саин-Булат крестился под именем Симеона и взял в жёны Анастасию Ивановну Мстиславскую.

Осенью 1575 года неожиданно "отрёкся" от престола и возвел на него Симеона. Истинные причины этого "политического маскарада" до сих пор остаются неизвестны. Одни полагают, что суеверный таким образом хотел спасти свою жизнь, поскольку волхвы предсказали "скорую смерть московского царя". Другие считают, что таким образом хотел развязать себе руки для борьбы за польский престол. Третьи – что таким экстравагантным образом восстанавливал отмененную в 1572 году опричнину. Наконец, есть версия, что просто хотел в очередной раз унизить бояр, поставив над ними татарского царевича. Однако здесь надо заметить, что по понятиям того времени Чингизид Симеон считался человеком очень благородного происхождения, поскольку на протяжении более чем двухсот лет татарские ханы были фактическими правителями Руси. Многие дворянские фамилии вели свое происхождение от перешедших на русскую службу татарских ханов, считавшихся людьми "царского корня", и очень гордились этим. В государевом родословце они стояли сразу после фамилий царского рода и считались знатнее большинства боярских родов.

Так или иначе, осенью 1575 года Симеон Бекбулатович был коронован в Успенском соборе великим князем всея Руси (царского титула ему не дал!), а сам стал просто . Формально страна была разделена на "государев удел" и "удел ". В него вошли Москва, Псков, Ростов, Двинский уезд, новгородская Шелонская пятина, Дмитров, Ржев и Зубцов. Симеон жил в Кремле, окружённый пышным двором, а - в Петровке, и писал Симеону челобитные как рядовой россиянин, употребляя в отношении себя самые уничижительные обороты. Однако все понимали, в чьих руках осталась реальная власть. Грамоты, подписанные Симеоном и скреплённые государственной печатью, дьяками игнорировались. Исполнялись лишь повеления . Иностранным послам Симеона не показывали – их принимал , мотивируя это тем, что он отрёкся от царства не насовсем и оставил за собой право вновь принять сан.

Собственно, это и произошло в августе 1576 года, когда безо всяких объяснений сверг Симеона и вновь сел на престол. С бывшим "царём" он обошелся на удивление милостиво, дав ему в удел Тверь (впрочем, совершенно разорённую опричниной) и сохранив великокняжеский титул.

Со смертью положение Симеона ухудшилось. , фактически правивший Россией при , видя в Симеоне конкурента в борьбе за трон, лишил его великокняжеского титула и всех владений, оставив лишь село Кушалино, в котором он был когда-то крещён. Со смертью остро встал вопрос о престолонаследии. Кандидатура выглядела совершенно неоднозначной. Многие бояре, в частности, Романовы и Бельские, высказывались в пользу Симеона. Ведь идея божественного происхождения царской власти не допускала для царя приставки "экс", и как бы ни был номинален титул Симеона, для многих он так и остался царём. Поэтому, целуя крест и даже его сыну в 1605 году, бояре должны были отдельно клясться "не сноситься с Симеоном". так боялся вывшего "царя", что в 1595 год на день рождения прислал тому отравленного испанского вина, выпив которое, Симеон ослеп.

Итак, Симеон тихо жил в своем тверском селе, всеми избегаемый и ни на что не претендующий. Свои накопления он щедро жертвовал церквям и монастырям. В 1606 году занявший Москву неожиданно пригласил его в столицу, обласкал и даже позволил недолго именоваться царём. Однако он продолжал видеть в слепом, сломленном жизнью старике конкурента, а потому вскоре сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь, где Симеона постригли в монахи под именем Стефана. Очень скоро был убит, а на русский престол взошёл . Популярностью в народе он не пользовался. Говорили даже, что он "самочинно в цари поставился". Подозрения к возможному конкуренту (хотя какой уж из Симеона был тогда конкурент!) были столь велики, что он приказал сослать старца Стефана на Соловки и держать там в строгости. Лишь со смертью бывшего "царя" перевели обратно в Кирилло-Белозерский монастырь. Романовым дряхлый старец уже был не страшен, и он проживал в Москве в полном забвении, пережив жену и всех детей.

Симеон Бекбулатович, "во иноцех Стефан", преставился 5 января 1516 года и был похоронен в Симоновом монастыре. Могила его не сохранилась – на месте кладбища сейчас стоит дворец культуры ЗИЛа.

Значение СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ

Симеон Бекбулатович - касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 году великим князем всея Руси. Казнив многих бояр, чудовского архимандрита, протопопа и многих других всякого чина людей, Иоанн посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и венчал его царским венцом, а сам назвался Иваном Московским, вышел из города и стал жить на Петровке; весь свой царский чин он отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях, и всякий раз, когда приезжал Симеон, ссаживался вместе с боярами далеко от царева места. Все грамоты и челобитья Грозный приказывал писать на имя Симеона. Одни объясняют это желанием Грозного унизить земщину и особенно ненавистных ему бояр; другие предполагают, что он хотел, прикрываясь именем Симеона, дать полную волю своей необузданной жестокости; наконец, третьи видят в этом поступке патологическое явление. Через два года Симеона сослали из Москвы и дали ему в управлении Тверь и Торжок. Возвращен он был из ссылки в царствование Дмитрия Самозванца.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) касимовский хан, "великий князь всея Руси" - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в удел …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    Бекбулатович (до крещения - Саин-Булат) [умер 5(15).1.1616], касимовский хан, потомок ханов Золотой Орды. Появился в России в конце 50-х гг. …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив многих …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    ? касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) , касимовский хан, «великий князь всея Руси» - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в …
  • СИМЕОН
    СИМЕ́ОН БЕКБУЛАТОВИЧ, Саин-Булат (?- 1616), касимовский хан, "вел. князь всея Руси" - номинальный правитель Рус. гос-ва с 1575. В 1576 …
  • СИМЕОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (слышание) - имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: Быт 29:33 и др.; второй сын Иакова от Лии. По предсказанию …
  • СИМЕОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 107) апостол от 70-ти, сродник Господень по плоти (сын апостола Клеопы), второй епископ Иерусалимский (с 62), священномученик, пострадавший в …
  • СИМЕОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (864 или 865-27.5.927), болгарский князь (с 893) и царь (с 919). В результате многочисленных войн с Византией значительно расширил территорию …
  • СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (евр. "услышанный") — весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. — один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН СТОЛПНИК (ок. 390-459), христ. монах, аскет, отшельник. Более 40 лет подвизался возле Антиохии, стоя на площадке на столпе, окружённом …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), обществ. и церк. деятель, писатель, проповедник. С 1664 в Москве. Автор богословского …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949-1022), визант. религ. писатель, поэт, мистик. Подвизался в Студийском мон., затем игумен монастыря св. Мамонта в Константинополе. …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН МЕТАФРАСТ (т.e. пересказчик) (также Логофет) (? - ок. 960), визант. агиограф. Получил известность своим собранием и пересказом "Житий …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ЕРЕВАНЦИ, арм. католикос (1763- 1782). Основатель первых в Армении типографии и бум. ф-ки в …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН БОГОПРИИМЕЦ, согласно Новому Завету, старец-священник, к-рый принял в Иерусалимском храме новорождённого младенца …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН (864?-927), болг. князь (с 893), царь (с 919). В правление С. Первое Болг. царство достигло наиб. терр. расширения (в …
  • СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (евр. "услышанный") ? весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. ? один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СИМЕОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (864?-927) , болгарский князь (с 893), царь (с 919). В правление Симеона Первое Болгарское царство достигло наибольшего территориального расширения (в …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель …
  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, …
  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Новый Богослов (946 - 1022), игумен, преподобный. Память 12 марта. …
  • СИМЕОН ВЕТХИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Ветхий (+ ок. 390), преподобный. Память 26 января. Преподобный Симеон Ветхий, назван …
  • СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Богоприимец (IV в. до н.э. - I в.), праведный. Память 3 февраля. …
  • СИМЕОН (МОЛЮКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Молюков) (+ 1699), митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель. Память 4 января …
  • СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Ду) , (1886 - 1965), епископ Шанхайский. В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣). …
  • СИМЕОН ИОАННОВИЧ ГОРДЫЙ
    Симеон Иоаннович Гордый - сын Ивана Даниловича Калиты, занимал великокняжеский московский стол с 1341 по 1353 год. По смерти …
  • СИМЕОН ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Симеон Дмитриевич - князь суздальский, сын Дмитрия Константиновича; после нашествия на землю Нижегородскую татар отразил нападение на нее мордвы; поход …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (серб. Наход Симеуне — Симеон-Найденыш) — герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (серб. Наход Симеуне? Симеон-Найденыш) ? герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • СТЕФАН ФИЛЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Филейский (1830 - 1890), Вятский, иеросхимонах, преподобный. Память в Соборе Вятских …
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сретение Господне , праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля. В …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Кривошеин) (1900 - 1985), архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В миру Кривошеин Всеволод …
  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн IV Васильевич Грозный - царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго …
  • ВАСИЛИЙ IV ИОАННОВИЧ ШУЙСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий IV Иванович (Шуйский), царь Московский и всея Руси. Родился в 1547 г., вступил на престол 19 мая 1606 г., …
  • КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    монастырь, мужской монастырь на С. России. Основан в 1397 Кириллом Белозерским на берегу Сиверского озера (в черте современного г. …
  • ТВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Тверской край уже в начале XI в. принадлежал к довольно населенным и культурным местностям древней Руси: муромский кн. Глеб Владимирович, …

Октябрь 1575 года Грозный начал как обычно.

Из летописи: «Казнил царь на Москве, у Пречистой, на площади в Кремле многих бояр, архимандрита чудовского, протопопа и всяких чинов людей много».

Отрубленные головы Иван приказал покидать на двор князя Мстиславского, по-царски намекая ему на свое недовольство. После семи лет опричнины швыряние отрубленных голов через забор интереса у москвичей не вызвало. Но потом государь все же смог серьезно удивил своих подданных.

Он вдруг объявил, что отрекается от престола, переезжает из Кремля на Петровку и становится простым русским боярином Иваном Московским. Вместо себя правителем страны Грозный назначил крещенного татарина Симеона, хана касимовского.

Пока бояре еще надеялись, что это всего лишь шутка, «хан всея Руси» был официально повенчан на царство в Успенском соборе Кремля, а боярин Иван Московский покинул царские палаты в положенных ему по новому чину «боярских оглоблях».

За спиной он оставлял нового русского царя и все Московское царство в состоянии полного шока.

…Историки до сих пор не могут найти убедительное объяснение этому поступку Грозного. Версий предложено много, начиная с той, что царь не был психически нормальным человеком.

Однако выбор «наместника» показывает, что голова у Грозного работала как надо. Симеон Бекбулатович по своему происхождению — правнук правителя Большой Орды Ахмат-хана и прямой потомок Чингисхана. «Крещенный татарин» на русском троне это не оскорбление, а большая честь, потому что он чингизид, а это круче чем Рюриковичи.

При этом у татар вообще хорошая репутация, они пользуются доверием русских князей и нередко их замещают. Например, на время похода на Великий Новгород в 1477 году Иван III поручил все дела татарскому царевичу Муртазе, бывшему у него на службе. Позднее, в 1518 году, сын Ивана, Василий III, при приближении к столице войск крымского хана бежал из Москвы, возложив ее оборону на татарского царевича Петра… Татары не предавали.

В ноябре в Москве начался ежедневный театр абсурда.

Симеон Бекбулатович сидит на троне и подписывает указы своим именем, причем все вокруг знают, что царь-то — не настоящий. А настоящий царь шлет своей марионетке челобитные:

«Государю великому князю Симиону Бекбулатовичу всеа Руси Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом, да с Федорцом челом бьют»…

Эта клоунада, похоже, весьма забавляет экс-царя Ивана все 11 месяцев «царствования» царя Симеона.

В августе 1576 года она прекращается так же внезапно, как и началась. Грозный возвращается на трон, а Симеон становится Великим князем Тверским, к тому же царь Иван щедро одаривает «коллегу» землями.

…Что сделал Грозный?

Поступок царя только кажется абсурдным. За год до своего отречения он обсуждает с английской королевой Елизаветой возможность своего бегства в Англию в случае смуты или заговора. Английскому послу Даниилу Сильвестру Иван признается, что боится заговоров.

Царь не случайно боится. В 1560 году он разогнал советников и начал править самостоятельно. На этом его успехи и прекратились: выиграть Ливонскую войну он не смог, опричнина оказалась небоеспособной, экономика Руси после многолетней войны и террора находилась на грани катастрофы… Правление Грозного обанкротилось, и теперь он боялся последствий.

Прежде всего он разделил русские земли между собой и новым царем. Почти все земли оказались в личной вотчине «Ивана Московского», где его власть не ограничивалась государственными законами. То есть, он повторил старый трюк с опричниной-земщиной, но теперь с обратной целью: избавиться от бесполезных и опасных опричников.

Их верхушка уничтожается внезапно и безжалостно: князь Черкасский — посажен на кол, ясельничий Зайцев повешен на воротах собственного дома… После этого царь запретил даже просто произносить слово «опричнина».

Решительно закрыв эту страницу истории, Грозный занялся экономикой.

Английский дипломат сэр Джильс Флетчер, посетивший Московию в 1588 году, в своей книге «О государстве Русском» описал его экономическую стратегию:

«Во имя этой цели Иван Васильевич использовал весьма странную практику, которую немногие князья могли принять в самых крайних ситуациях. Он оставил свое царство некоему великому князю Симеону… как будто бы он предполагал отойти от всех общественных дел к тихой личной жизни. К концу года его правления он побудил этого нового царя отозвать все грамоты, пожалованные епископствам и монастырям. Все они были аннулированы».

Дело тут вот в чем. После массовых убийств Иван замаливал грехи, делая щедрые подарки монастырям, увеличивая их земельные наделы или освобождая от налогов. Убивал царь часто, подарков приходилось делать много. Теперь, когда страна оказалась почти разорена, царь решил вернуть подарки назад. 11 месяцев царю понадобились, чтобы разыскать и уничтожить именем нового царя, не отвечающего за долги старого, все свои жаловательные грамоты.

…Симеону участие в темных царских делишках сперва, наверное, казалось каким-то странным приключением. Но вскоре он понял, что эта история сломала ему жизнь.

Когда знатные роды, недовольные властью Годунова, искали, вокруг кого сплотиться, имя касимовского чингизида всплыло само собой. Симеон не стремился к власти и не участвовал в заговорах, но его блестящая родословная сама по себе была угрозой любому царю. Годунов знал, что хан ни в чем не виноват, но все же сослал опасного конкурента в тверскую глушь. А через пару лет приказал его еще и ослепить — так, на всякий случай.

Несправедливость и жестокость странно подействовали на Симеона: недавний правоверный мусульманин стал православным фанатиком. Он раздал свое имущество церквям и монастырям, оставшись не только слепым, но и нищим.

В Смутное время цари менялись часто и каждый начинал свое правление с поиска и устранения конкурентов. Лжедмитрий I постриг Симеона в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Василий Шуйский сослал «старца Стефана» на Соловки…

К концу жизни ни в чем не виноватый, но безжалостно растоптанный Симеон Бекбулатович просил у властей только одного: после смерти быть похороненным рядом с женой в подмосковном Симоновом монастыре. Его просьбу уважили.

В 1930 году Симонов монастырь был взорван, а кости единственного правителя Руси из священного рода Чингисхана были раздавлены фундаментом Дворца культуры ЗИЛ, построенного на месте древнего русского кладбища. (Иллюстрация — фрагмент картины Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 год) За спиной сидящего Грозного стоит Симеон Бекбулатович ).

Симеон Бекбулатович – царь Москвы в 1575-1576 году.

В 1567–1573 годах касимовским ханом стал Саин-Булат Бекбулатович — представитель большеордынской династии (правнук Ахмата последнего хана Большой Орды и троюродный брат Шаха-Али предыдущего касимовского хана). Саин-Булат Бекбулатович, еще в качестве касимовского хана, участвовал в Ливонской войне, в которой возглавлял русские войска в походах под Пайду, Колывань, Орешек.

В 1573 году Саин-Булат Бекбулатович по неизвестным причинам прошел обряд крещения, в ходе которого взял себе имя Симеон. После крещения он автоматически лишился титула касимовского хана и потерял касимовский престол (престол пустовал до 1585 года). Этот эпизод один из самых загадочных эпизодов XVI века в истории России. Е. Арсюхин предполагает, что Саин-Булат Бекбулатович прекрасно знал, что делает.

В 1575 году 30 октября в Кремле (Успенский собор) Симеон Бекбулатович становится царем и великим князем Руси, великим князем тверским. На престол его поставил Иван Грозный. Себя же Иван Грозный стал назвать «холопом Ивашкой» и во время правления Симеона Бекбулатовича ходил к нему с докладами.

Правил Симеон Бекбулатович всего 11 месяцев, потом он был смещен Иваном Грозным и отослан в Тверь.

В исторической литературе этому есть несколько версий: по одной версии это объясняется манией подозрительности и безумием Ивана Грозного, который боялся предсказаний волхвов о смерти в том году московского царя. По другой — Иван VI желая возродить опричнину, ввел новое разделение страны (на удел Симеона Бекбулатовича и на свой удел). На самом деле воцарение Симеона Бекбулатовича не было связано с опричниной (уже не существовала до этого 3 года). В те годы экономика России испытывала большие трудности. Иван Грозный ввел жесткое государственное регулирование, которое разрушало производительные силы, к тому же в те годы был разрушен Волжский торговый путь, была объявлена экономическая блокада Москвы, война со Швецией и Литвой, начались военные действия со стороны Крымского ханства, это все еще больше усугубило ситуацию.

В те времена успехи или провалы правителя связывались в сознании самих правителей и их подданных с легитимностью или отсутствием таковой, а поведение экономики при этом представлялось чем-то иррациональным. Очевидно, что Ивану Грозному в какой-то момент показалось, это проблемы в стране оттого, что он присвоил себе царский титул, который был присущ только Чингизидам и византийским императорам. И сделал вывод, что для решения проблем на Руси нужен настоящий царь.

На эту роль ему показался подходящим правитель вассального Касимовского ханства чингизид Симеон Бекбулатович. При этом сам Иван Грозный стал при нем великим князем, главой правительства (беклерибеком). Естественно, что после этого назначения не последовало изменений в экономике страны. Боярское окружение стало оказывать давление на Ивана VI, и тот сместил Симеона Бекбулатовича, пожаловав при этом ему титул великого князя Тверского и земли в Торжке и Твери (к этому времени удельные княжества были уже ликвидированы).

Во время царствования реального управления страной Симеон Бекбулатович не имел. Из документов известна его роль посредника. К примеру, он участвовал в приглашении служилых ногаев и татар в Московское государство, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы: например грамота от Ивана Грозного к царевичу Казбулату, жившему в Ногайской Орде: «о безопасном ему приезде на службу в Россию и о пристроении его по просьбе о нем брата его, царя Симеона».

Жил Симеон Бекбулатович в Москве в Кремле в хоромах царевичей Федора и Ивана (сыновья Ивана Грозного). Где в дальнейшем жили Б. Годунов, Лжедмитрий I и другие.

Невзирая на номинальность правления на Руси Симеона Бекбулатовича, Борис Годунов серьезно его опасался как претендента на трон после смерти Ивана Грозного. Тем более что в пользу Симеона Бекбулатовича высказались Бельские и Романовы. При Годунове Симеон Бекбулатович лишился имений, титула и был сослан под Тверь в село Кушалино. Также Бориса Годунова обвиняют в ослепление Симеона Бекбулатовича.

Во времена совместного правления с Лжедмитрием I Симеон Бекбулатович снова на некоторое время формально стал царем.

Женат Симеон Бекбулатович был на правнучке царевича Худай-Кула, сына казанского хана Ибрагима. Принял монашество, присвоив имя «инок Стефан». Скончался в Москве 5.01.1616 года. Похоронен в Старом Симоновом монастыре рядом со своей супругой.

Примечания:

Судьба тандема Иван IV - касимовский хан

Институт политических преемников давно применяется в политике. Его используют в наше время, использовали и прежде. Можно ли чему-нибудь научиться у истории в этом вопросе? Историк средневековья и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов в сегодняшней авторской колонке выясняет, как Иван Грозный экспериментировал с двоевластием и разделением страны на части. Симеон Бекбулатович, бывший татарский хан Саин-Булат, служил для него примером того, что жизнь готовит бывшему любимцу первого лица государства.

Кто такой загадочный Симеон Бекбулатович? До крещения его звали Саин-Булатом. Он - касимовский хан в 1567-1573 годах, сын султана Бек-Булата, правнук хана Ахмада, правившего Большой Ордой и угрожавшего Ивану III в «Стоянии на Угре» 1480 года. Саин-Булат вместе с отцом перешел на службу к Ивану Грозному. В 1575 году Иван IV настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575-1576). C 1576 года Саин-Булат - великий князь Тверской. Рассмотрим его жизнь и политическую карьеру подробнее.

Хан Касимова

Точный год назначения Саин-Булата касимовским владельцем неизвестен. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем.

Ранее для того, чтобы стать касимовскими царями (ханами), Чингисиды должны были успеть «поправить» в каком-нибудь татарском ханстве. Однако Иван Грозный сделал для юного, нигде до того не бывшего на престоле Саин-Булата исключение и личной властью поставил его царем; после него начался ряд царей, или ханов, собственно касимовских. Что заставило российского государя сделать этот шаг, неизвестно.

Свадьба Симеона Бекбулатовича и Анастасии Мстиславской. Миниатюра Лицевого летописного свода. Илл. runivers.ru

В середине 1573 года Саин-Булат принял христианство и был наречен Симеоном. Тогда же Иван Грозный, делая понятное только ему одному дело, женил новообращенного. Его суженой стала Анастасия Мстиславская, дочь влиятельнейшего боярина князя Ивана Федоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. После этого Саин-Булат был лишен города Касимова и Касимовского царства. Жизнь Саин-Булата после принятия христианства заслуживает отдельного и очень тщательного исследования: много спорных моментов в этом периоде его жизни. Он был орудием политики Ивана Грозного, владел титулами великого князя всея России, великого князя Тверского, его имя звучало в политической борьбе за власть в годы «Смутного времени». Умер он простым монахом под именем инока Стефана в 1616 году. Так что же произошло после 1573 года в жизни Саин-Булата?

Наследник Грозного царя?

Осенью 1575 года судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу неожиданный сюрприз. В его жизни произошел переворот, о котором, надо думать, впоследствии он не раз с отчаянием вспоминал. Царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича в ранге «великого князя всея Руси», уступив ему и Кремль, и дворец, и трон, и царский выезд. Сам Иван IV стал именоваться московским князем - «Иванец московский»:

«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…».

Современники недоумевали. Но не удивление оказалось главным их чувством, а страх. Все гадали, чем может обернуться очередная метаморфоза грозного царя. Царская игра в отречения была уже знакома. Десять лет назад с этого началась опричнина.

«Лета 7084-го октября в 30 день. Великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии сю челобитную подали князь Иван Васильевичь Московской и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские». Послание Симеону Бекбулатовичу от Ивана VI. Илл. historic.ru

Автор Пискаревского летописца передает противоречивые слухи, ходившие в то время среди русских людей: одни утверждали, что царь испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть»; другие полагали, будто царь «искушал люди: что молва будет в людех про то». Разумеется, это не более чем слухи. Второй из них показывает, как представляли себе современники личность и нрав царя Ивана. Он, по их мнению, был готов даже на такую крупномасштабную игру, как отказ от трона, чтобы услышать «молву» о себе, выявить своих противников. Впрочем, если вспомнить времена заката советской империи периода позднего Брежнева, Леонид Ильич также, в духе царедворства и подхалимческих интриг, царивших в кругу «олигархии стариков», не раз в приватных компаниях приближенных к трону заявлял, что «устал» и собирается отойти от дел. По его сценарию, все должны были упрашивать правителя остаться. Если же кто-то вдруг хотя бы молчал при этом маскараде лизоблюдов, такого «деятеля» тут же списывали в политический утиль и отодвигали от кормушки. Однако вернемся в средневековье.

Как и прежде, во времена опричнины, Россия разделилась на две части - великое княжение (владение Симеона) и государев удел (владение Ивана IV). Интересно отметить, что это нестандартное решение не послужило причиной каких-либо возмущений со стороны ни знати, ни народа. Все это было воспринято как нормальное явление.

Симеон жил в Москве, окруженный пышным двором. Известны уничижительные формулы обращения Ивана IV к Симеону Бекбулатовичу:

«Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

Не все верили в двоевластие, считая, что это была «кратковременная и совсем не выдержанная проба разделения власти, - как сообщал один из послов своему королю, - какая-то игра или причуда, смысл которой неясен». В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов обозначили данное событие как «политический маскарад». Это неудивительно, ведь историки того времени переносили свои мысли и видения людей XIX века на события прошлого. Это не всегда правомерно.

Великий князь Иоанн IV Васильевич. (миниатюра из Царского титулярника 1672 года). Илл. wellesley.edu

Здесь не стоит упускать из внимания тот факт, что наивысшим авторитетом и недосягаемой высотой для московских политиков XVI века была династия Чингисхана; образцом для них являлась построенная его потомками империя Золотой Орды, в системе которой Московская Русь выросла и «возмужала». Именно поэтому татарин-Чингисид был для российских правителей не только не «чужим», но, напротив, желанным и очень авторитетным лицом в системе управления страной. «Потерей чести» для русской знати скорее стало бы возведение на престол равного им русского родовитого боярина из бывших удельных князей: Симеон Бекбулатович по родовитости неизмеримо превосходил их всех. И до Симеона выходцам из татарских родов случалось занимать высокие посты в Московском государстве. Так, в 1572-1575 годах, как раз перед началом царствования Симеона Бекбулатовича, главой земщины был астраханский царевич Михаил Кайбулович.

Конечно, фактически Иван IV все так же управлял Московской Русью, но и Симеон был не так прост и «бутафорен»; когда царь пошел в выступление против крымского хана Даулет-Гирея, страной правил Симеон.

Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси всего 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского, а Иван Грозный снова стал царем.

Политический финал

После смерти царя Федора Ивановича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться против Бориса Годунова. Симеон стал знаменем этих сил. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…». Симеон был лишен удела и сведен на одну тверскую вотчину - сослан на житье в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал бывшего татарского хана в отдаленный город.

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Илл. historydoc.edu.ru

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Все это время Симеон посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. Умер Симеон 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре.

Итак, «преемничество» Симеона сильно изменило дальнейшую жизнь бывшего татарского хана. Иван Грозный, видимо, изначально никаким «преемником» его не видел и использовал в своих корыстных целях. Вообще же игры в преемников не так безобидны, как может показаться из этого текста. В истории много случаев, когда реальные правители ставили во главе государства, казалось бы, «подставных» и слабых в политическом отношении фигур, однако через некоторое время эти персоны вдруг проявляли себя отнюдь не как слабые и безвольные, а как стремящиеся к авторитаризму деятели. Их бывшие покровители нередко страдали от своих протеже. А бывало и наоборот. В любом случае, преемник , каким бы он ни был, - это не его покровитель, и его политика, если это реальный политик, а не подставное лицо, будет так или иначе отличаться от линии прежнего лидера.

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов - историк , старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006-2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе - международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх