Уровни анализа внешней политики современных государств. Политология: Сравнение как метод анализа. Виды и уровни сравнительных исследований, Реферат. Понятие «внешняя политика»

Что такое внешняя политика? Как ее можно анализировать?

5.1. Понятие «внешняя политика».

5.2. Уровни анализа внешней политики.

5.3. Анализ внешней политики.

5.4. Анализ внешней политики и разрешение конфликтов.



5.1. ПОНЯТИЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА»

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая от­ношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежны­ми партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными междуна­родными организациями.

Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический, куль­турный потенциалы государства. Сочетание последних определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реали­зации внешнеполитических целей.

Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партне­ров и развитии взаимоотношений с его противниками.

Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатичес­ких отношений или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональ­ных международных организациях или членство государства в них; бывшими партнерами сотрудниче­ство с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контак­тов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Как мы уже отмечали, в государственных структурах подавляющего большинства современных госу­дарств существуют специализированные органы по осуществлению внешнеполитической деятельнос­ти и контролю за этой деятельностью: министерства иностранных дел (или внешних сношений) и соответ­ственно парламентские комитеты по вопросам внешней политики; посольства и представительства, в составе которых нередко работают специалисты по военным вопросам, организаторы системы доверен­ных лиц и агентов (резиденты разведки и контрразведки), специалисты по вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества; научные и культурные центры за рубежом, рабо­тающие под контролем посольств и представительств по относительно самостоятельным программам; официальные и полуофициальные миссии.

Внешняя политика преломляет и отражает в постановке своих целей, в выборе средств и методов внутриполитическую ситуацию в государстве. Она опирается на ресурсы, имеющиеся у него, на его кадровый потенциал. Внешнюю политику рассматривают в связи с внутренней политикой государства 1 .

В настоящее время противоречия глобального развития заставили цивилизованных участников меж­дународных отношений уделять все большее внимание вопросам реконструирования системы междуна­родной безопасности; организации превентивных мер по предотвращению региональных конфликтов и их локализации; предотвращению техногенных катастроф и сотрудничеству в целях скорейшей ликвидации их последствий; борьбе с международным терроризмом и торговлей наркотиками; совместным меропри-ятиям по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий ее загрязнения; помощи странам Третьего мира в борьбе с голодом, болезнями и т.д.

В научной литературе термин «внешняя политика» используется достаточно широко и, кажется,


1 Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993, С. 45-46.

Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики


не требует определения. Однако, если рассматривать это понятие с точки зрения теории международных отношений, представляется необходимым более точно и научно его обрисовать.

Для этого мы поместим понятие «внешняя политика» в более широкий контекст и попытаемся соотне­сти его с понятием «международная политика».

Вряд ли можно найти краткое определение термина «международная политика», которое включало бы все его аспекты в полном объеме, поэтому его надо рассмотреть подробнее. Очевидно, что междуна­родная политика есть, прежде всего, политика.

Основываясь на данном положении, Дональд Пучала под­черкивает, что процессы и модели международной политики схожи с процессами и моделями, характер­ными для политики в целом 1 . «Международная политика, как и любая политика, есть борьба за власть (доминирование)», - писал Ханс Моргентау, обозначая, таким образом, основные характеристики между­народной политики: ее целенаправленность и связь с понятием «власть (доминирование)» 2 . Однако меж­дународная политика имеет и свою специфику - являясь одним из видов взаимодействия субъектов меж­дународных отношений, она складывается из их действий.

5.2. УРОВНИ АНАЛИЗА ВНЕЙШЕЙ ПОЛИТИКИ

Таким образом, мы видим, что международная политика есть явление комплексное, и для того, чтобы его исследовать, необходимо проанализировать все его составляющие. Метод такого подхода был пред­ложен в 1960-х гг. Дэвидом Сингером, который одним из первых поднял вопрос об уровнях анализа международной политики 3 . Выявление уровней анализа необходимо, прежде всего, для того, чтобы по­нять, какие факторы формируют международную политику и определяют ее развитие. В литературе по теории международных отношений существует несколько вариантов подобного деления, три из которых мы приведем ниже.

Д. Сингер выделяет два уровня анализа:

1) международная система. Этот уровень позволяет, абстрагируясь от деталей, исследовать между­
народные отношения в целом и понять суть процессов, имеющих глобальное значение;

2) государство. Государство как основной субъект международных отношений обладает автономией
и возможностью выбора направления своей политики. Поэтому с точки зрения суверенного госу­
дарства можно более детально и глубоко проанализировать международную политику.

Приведенная выше модель является попыткой вычленить наиболее общие уровни анализа. Более де­тализированная модель разработана Джеймсом Розенау 4 . Состоит она уже из шести уровней:

1) особенности индивида, принимающего решения.

На данном уровне исследуются, прежде всего,
персональные характеристики участника процесса принятия решений;

2) ролевая функция индивида, принимающего решения. Действия личности зависят не только от
индивидуальных характеристик, но и от того места, которое занимает он в представляемой им
организации или политической системе, что определяет рамки его деятельности;

3) структура правительства. От структуры правительства зависят полномочия отдельных полити­
ков, а также специфические условия их деятельности (необходимость общественной поддержки
в демократической системе и подавления оппозиции в авторитарной);

4) характеристики общества. В данном случае принимаются во внимание факторы, влияющие или;
обусловливающие решения правительства. Одним из таких факторов, например, является наличие
или отсутствие в распоряжении правительства ресурсов, что определяет выработку целей и средств
их достижения;

5) международные отношения. Взаимодействие государств зависит от отношений между ними.
Сильное государство, например, будет вести себя по отношению к слабому совсем не так, как по
отношению к другому сильному;

6) мировая система. Структура мировой системы определяет международную, региональную и гло­
бальную среду, в которой действует государство.

1 Puchala Donald James. International Politics Today. Dodd, Mead and Company. New York 1971. Р. 3.

2 Morgentay Hans J. Politics Among Nations, Alfred A. Knopf.

New York, 1973. Р. 29.

3 Singer J. David. The Level-of-Analysis Problem in International Relations, International Politics and Foreign Policy/ Ed. by Hames N. Rosenau; The Free Press. New York, 1969.

4 Rosenau James N. The Scientific Study of foreign Policy. London: Frances Pinter, 1980.


Глава 5. Внешняя политика и ее анализ

Патрик Морган предложил состоящую из пяти уровней модель, несколько по-иному расставив ак­центы 1:

1) взаимодействие между государствами есть в конечном счете результат решений и поведения инди­
видов;

2) кроме этого, взаимодействие между государствами является результатом решений и деятельности
различных группировок, таких как кабинеты министров, элиты, группы интересов, бюрократические струк­
туры;

3) в международной политике доминируют государства, поэтому необходимо исследовать поведение
каждого из них как единого целого;

4) государства действуют не в одиночку, необходимо принимать во внимание региональные группиров­
ки, альянсы, блоки и т. д.;

5) международная политика в целом формирует систему, которая более других факторов определяет
поведение государств.

Приведенные выше модели демонстрируют, насколько сложным и комплексным феноменом является международная политика. Именно эта комплексность и заставляет исследователей расчленять пробле­му на составляющие ее части и выбирать различные ракурсы для того, чтобы анализ был всесторонним. Один из ракурсов - анализ международной политики с точки зрения государства, действующего на меж­дународной арене. В каждой из моделей мы можем провести черту между внутригосударственными и надгосударственными уровнями, выделив, таким образом, уровни, относящиеся к понятию «внешняя политика».

Мы говорили о трех классах проблем, с которыми имеет дело полити­ческий анализ: познавательные проблемы, конкретные проблемы политических акторов, проблемы общественной жизни, требующие для своего решения политических методов.

Однако есть и четвертый класс проблем, относящийся не к внешней для политического анализа среде, а к самому процессу преобразования информации в новое знание. Какие научные методы оптимальны для достижения поставленных целей? Как убедиться, что используемые ме­тоды эффективны для решения именно тех задач, которые ставит перед собой исследователь? Какие операции по преобразованию информа­ции следует осуществить, чтобы процедура анализа была оптимальной с точки зрения затрат ресурсов и получаемых результатов? Как отли­чить информацию, действительно нужную для исследования, от «информационного шума»? Как получить обоснованные выводы и что яв­ляется критерием их обоснованности? Какая исследовательская стра­тегия будет оптимальной для решения проблемы данного типа? Отве­чая на эти вопросы, мы получаем знание, которое будем называть методологическим, равно как и соответствующий уровень анализа.

Методология - это система принципов научного исследования, со­вокупность исследовательских процедур по сбору, первичной обработке и анализу информации. Методологический уровень политического ана­лиза «отвечает» за то, чтобы совокупность операций по преобразованию информации в теоретическое и прикладное знание о политике осуще­ствлялась правильным образом. Это означает, во-первых, соответствие общенаучным принципам конструирования нового знания. Важнейшее место среди них занимают принципы логической и эмпирической обос­нованности, проверяемости на истинность/ложность, эксплицитности (т.е. все правила получения нового знания должны быть сформулирова­ны ясно и четко). И прикладной, и теоретический политический анализ являются научными методами познания: здесь ничто не принимается на веру без соответствующих доказательств, обоснований, контрольных процедур. Во-вторых, правильное преобразование исходной информа­ции в новое знание должно учитывать специфику предметной области политического анализа - политической сферы жизни общества.

Методологическое оснащение современного политического ана­лиза включает:

Общие принципы формирования исследовательской стратегии, правила определения проблемы, объекта и предмета, постановки це­лей и задач исследования, операционализации понятий и выдвиже­ния гипотез. Данные позиции фиксируются на программном уровне любого политико-аналитического исследования;

Совокупность методов сбора информации, ее тестирования в со­ответствии с определенными критериями;

Количественные (формализованные) и качественные (содержа­тельные) методы анализа данных;

Аналитические стратегии, формируемые различными парадигма­тическими подходами к пониманию политики и политической науки.

Отличительной чертой политического анализа, самым непосредст­венным образом влияющей на его методологическую и методическую базу, является необходимость работать с разноплановой, разнокачест­венной информацией. Политическая система, которую классик современной политологии Д. Истон определил как «совокупность взаимодей­ствий по властному распределению ценностей для общества», относится к системам высшего порядка.

Ее поведение определяется взаимодействием множества переменных и факторов, обладающим сложной струк­турой как внутренних связей между ее элементами, так и внешних связей системы и среды. Статус политики как универсальной регулирующей де­ятельности обусловливает тесное взаимодействие и взаимопроникнове­ние политической системы общества и его экономической, социальной, культурной систем, которые, в свою очередь, являются сложными систе­мами высшего порядка. На «входе» политического анализа образуются огромные массивы данных, касающихся самых разных сфер жизни общества: это и социально-экономическая статистика, и данные опросов общественного мнения, и материалы политико-психологических иссле­дований, и тексты СМИ, и многое другое. Адекватная работа с этими данными требует привлечения как конкретных аналитических техник, таки общих теоретико-методологических подходов из самых разных об­ластей знания. В результате важной отличительной чертой политическо­го анализа следует считать, используя терминологию АА. Дегтярева, «ге­терогенность его концептуально-методической базы». К этому можно добавить также методическую и информационную гетерогенность базы политического анализа. Политический анализ, по мнению Дегтярева, довольно «космополитичен» в отношении концептуальных подходов и принципов, поскольку заимствует их из самых разных социальных, гуманитарных и даже естественных наук. Во многом это связано с самим объ­ектом исследования, который необходимо препарировать сразу в не­скольких предметных плоскостях. Например, чтобы проанализировать нею совокупность последствий для российской политики американской поенной кампании в Ираке (2003), нужно привлечь концептуальные зна­ния из теории международных отношений, международной экономики, военной науки, социологии, истории, психологии, статистики и т.д.

Следует отметить, что обилие разноплановой информации актуаль­но и для теоретического, и для прикладного политического анализа. Се­годня мы все живем в информационно-избыточном мире, но политический аналитик ощущает эту избыточность, как, наверное, никто другой. Одна из важнейших функций политического анализа - редукция, «сжа­тие» информационных массивов до разумного, поддающегося реально­му осмыслению объема. Эта функция реализуется как посредством мыслительного приема абстрагирования (от лат. abstractio - мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств и связей объекта с целью выделения существенных и закономерных признаков), так и с помощью специальных количественных техник. В современной науке тех­ники сжатия данных получили общее название Data Mining (в перев. с англ, буквально - «раскопка данных», поиск практически полезных и нетривиальных сведений в большом объеме сырой информации).

Совокупность методов обработки и анализа информации можно разбить на следующие основные группы:

1. Методы, применяемые и в гуманитарных, и в естественных науках. Это прежде всего статистические методы анализа данных - кор­реляционный, регрессионный, факторный, дискриминантный, клас­тер-анализ, а также математическое моделирование.

2. Методы, применяемые исключительно в гуманитарных науках, прежде всего в социологии, психологии и лингвистике. В основном это методы анализа текстов (традиционный анализ документов, кон­тент-анализ и др.), однако сегодня в политическом анализе широко используются также методы маркетинга, конкретной экономики (на­пример, ситуационный и SWOT-анализ).

3. Методы анализа данных, разработанные и используемые исключи­тельно в рамках политической науки (например, ивент-анализ, или анализ политических событий).

Развитие методического арсенала политического анализа идет в двух направлениях: адаптация методов других дисциплин применительно к проблемному полю политической науки и практики и разра­ботка собственных специфических методов анализа данных.

Названные выше методы применяются как на теоретическом, так и на прикладном уровне политического анализа. Например, с помощью кластер-анализа (статистического метода многомерной класси­фикации, позволяющего объединять в группы сходства объекты, обладающие множеством характеристик) можно решать как сугубо прикладную задачу определения группы территорий, где данная партия способна показать наиболее высокий результат, так и вполне тео­ретическую задачу типологизации регионов России с точки зрения общности электоральной культуры.

Однако есть еще одна, специфическая именно для прикладного ана­лиза методологическая составляющая, пересекающаяся с подходами теории управления. Поскольку прикладной анализ политики нацелен на формулирование знания, ориентированного на принятие определен­ных решений и осуществление определенных действий, зачастую требу­ется - кроме получения адекватного знания о некоторой политической ситуации - адаптировать, приспособить это знание к процессу принятия и реализации политических решений. Так, полученное в ходе анали­за знание представляется в форме альтернатив политического действия, которые могут быть протестированы на соответствие определенному критерию (правилу выбора) с помощью созданной аналитиком модели данной ситуации. Такая адаптация осуществляется с помощью специальных методов, пограничных для политического анализа и теории управления. К ним относятся SWOT-анализ, методика «стоимости - эффективности» и др. Здесь мы коснемся методов такого типа лишь вкратце, так как по ним существует отдельная литература.

Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что методологический уровень политического анализа обеспечивает исследовательским инст­рументарием и теоретический, и прикладной уровень. Он не просто дает возможности получать обоснованное теоретическое или прикладное зна­ние, но и формирует единое пространство коммуникации «прикладни­ков» и «теоретиков», вырабатывает общий язык, позволяющий полити­ческим аналитикам обогащать свои знания и представления о политической реальности. В конечном счете конструируется единое про­странство понимания политической реальности. Именно методология и методики политического анализа будут в центре нашего внимания.

Графически соотношение трех уровней политического анализа можно представить следующим образом:

Мировая политика как система знаний, имеющая собственный предмет, появилась относительно недавно – во второй четверти XX в. До этого момента межгосударственные взаимодействия как наиболее существенный компонент глобальной политики были предметом теории международных отношений.

Соотношение дисциплин "мировая политика" и "международные отношения"

Можно утверждать, что теория международных отношений стала самостоятельной дисциплиной с образованием 1919 г. кафедры международных отношений в Абериствитском университете (Великобритания). Теория международных отношений представляет собой междисциплинарную область знания, включающую историю, экономику, культуру, право. Она основана на хронологии событий, обычно связанной с неким представлением о прогрессе. В развитии предмета теории международных отношений выделяют три стадии:

  • 1) идеалистический этап (доминировали прогрессивные теории) – 1920–1930-е гг.;
  • 2) реалистический период (преобладали консервативные теории) – 1930–1940-е гг.;
  • 3) бихевиористский этап (доминировали социально-научные теории) – 1950–1960-е гг.

В 1970-х гг. конституировалась новая самостоятельная наука – мировая политика , которая исследует как межгосударственные отношения, так и действия на международной арене иных субъектов мирового политического процесса (международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.д.). Методологии реализма, идеализма и бихевиоризма были перенесены в теорию мировой политики. Как научное направление идеалистические идеи постепенно оформились в иренологию (от греч. eipynh – мир). Противоположное по названию научное течение – полемология (от греч. polemos – война) как направление в зарубежной политологии, в рамках которого исследуются войны и вооруженные конфликты, тесно связано с исследованиями мира, т.е. иренологией. Ведущим иренологическим учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959 г. И. Галтунгом. Влиятельным международным институтом является Стокгольмский институт исследований мира (СИПРИ), а также Международный институт мира в Вене. В США среди иренологических центров видное место принадлежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем.

Предметом мировой политики (или международной теории политики) как научной дисциплины выступает глобальный контекст политической реальности, выявление современных тенденций ее развития, факторов, определяющих политическую структуру современного мира. Мировая политика является результатом взаимодействия широкого круга политических акторов (субъектов), обладающих различными ресурсами.

Типология этих акторов по властным ресурсам позволяет выделять различные уровни анализа мировой политики:

  • 1) индивидуальный (анализ поведения лидеров, элит, политических стилей);
  • 2) уровень отдельного государства (анализ формирования внешней политики, механизмы ее реализации, степень влияния на мировые процессы);
  • 3) глобальный уровень (анализ взаимодействия государств и международных организаций).

Сегодня мировую политическую систему образуют не только независимые государства, но и различные экономические, торговые, военные союзы, блоки и структуры, сложившиеся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них на международной арене активно действуют ООН, международные правительственные и неправительственные организации, а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений.

Таким образом, международные отношения представляют собой систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Однако не все взаимоотношения между народами, государственными организациями имеют политический характер. Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Мировая политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.

Система законов международной политики. Как научная дисциплина мировая политика призвана выявлять законы межгосударственных взаимодействий. Австрийский социолог Л. Гумплович (1833–1909) главным фактором социальной жизни считал борьбу за существование. Основываясь на этом тезисе, Гумплович сформулировал систему законов международной политики, среди которых важнейший – закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл третьего закона выражается в том, что внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

Базовая категория "национальный интерес"

Содержание мировой политики раскрывается в системе категорий – основных понятий науки. Базовой категорией научной дисциплины является понятие "национальный интерес". В самом деле, что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике – преимущественно национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества.

Как уже отмечалось, концепция "национального интереса" была разработана американским политологом Гансом Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий вла-

сти. В концепции Моргентау понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

По мнению Моргентау, внешняя политика независимого государства должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно – потребности физического выживания. В мире, разделенном на блоки и союзы, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации озабочены защитой своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне. Вероятно, это утверждение было актуальным для времен "холодной войны", когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря – социалистический и капиталистический.

В современном мире, с окончанием "холодной войной" и глобализацией политики, в силу различных причин государства становятся все более взаимозависимыми и взаимосвязанными. Теперь их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия. Любое государство, защищая собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безопасность, но и не нарушить безопасность других государств. Стратегия выживания связана с обеспечением национальной безопасности (в границах одного государства), региональной безопасности (в границах того или иного региона мира, например, Ближнего Востока), международной безопасности (в глобальном масштабе).

Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность. В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей (международной) безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах "сдерживания путем устрашения", конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

МО - это особый вид общественных отношений, имеющий широкий субъектный состав, характеризующийся анархичностью и выходящий за рамки внутриобщественных взаимодействий территориальных образований. совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств.

Подходы к определению:

1. определение специфики участников.

2. Определение особой природы МО.

3. критерий локализации

Определение международных отношений как многообразие связей предполагает необходимость их классификации – выделения типов, видов, уровней и состояния.
Классификация

1. на основе классового критерия

· отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)

· отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)

· переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости)

2. на основе общецивилизационного критерия

3. по сферам общественной жизни

· экономические

· политические

· военно-стратегические

· культурные

· идеологические

4. на основе взаимодействующих участников

· межгосударственные отношения

· межпартийные отношения

· отношения между международными организациями , ТНК , частными лицами

5. по степени развития и интенсивности

· отношения высокого уровня

· отношения среднего уровня

· отношения низкого уровня

6. на основе геополитического критерия

· глобальные/общепланетные

· региональные

· субрегиональные

7. по степени напряжённости

· отношения стабильности и нестабильности

· отношения доверия и вражды

· отношения сотрудничества и конфликта

· отношения мира и войны

междисциплинарный подход допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика , использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия , биомеханика , социобиология , бионика , а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Теория международных отношений относится к числу сравнительно молодых обществоведческих дисциплин, хотя ее истоки можно найти в социально-политической мысли прошлых столетий и Даже тысячелетий. Поскольку предметная область теории международных отношений – это сфера политики, постольку данная наука относится к области политического знания, более того, до недавнего времени она рассматривалась как один из разделов политической науки.

Уровни анализа и методы исследования в мировой политике

3 уровня анализа:

♦ уровень индивида (анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене).

♦ уровень отдельного государства (исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зрения не психологических особенностей, а того, каков в той или иной стране механизм принятия решений)

♦ глобальный уровень (изучение как взаимодействия государств, так и негосударственных участников мировой политической сис­темы).

Методы

каче­ственные

(использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, про­цессов и т.п.)

  • количественные

(для выявления тех или иных числовых параметров)

  • контент-анализ (анализ содержания),
  • ивент-анализ (анализ событий).

*когнитивное картирование

Транскрипт

1 А.В. Гукасов Теоретические основы анализа внешней политики современных государств В условиях глобализации отдельно взятое государство не может существовать обособленно, поскольку для обеспечения устойчивого развития ему необходимо постоянно вступать в различные виды взаимодействий с другими акторами системы международных отношений, комплекс которых образует внешнюю политику. Внешняя политика современных государств представляет собой сложный, многоуровневый процесс, и соответственно для ее детального исследования необходимо подвергнуть анализу каждый из входящих в нее уровней. Разработкой различных уровней анализа внешней политики занимался ряд исследователей в области международных отношений. Одну из первых работ в данной области выпустили Р. Снайдер, Г. Брак и Б. Сапин «Принятие решений как подход к изучению международной политики» , в которой они отказались от понимания национального государства как метафизической абстракции, одновременно признавая государственный уровень анализа внешней политики фундаментальным и сделав акцент на процессе принятия внешнеполитических решений. Немалый вклад в разработку уровней анализа внешней политики внесли исследования Г. Спроут и М. Спроут , которые полагали, что рассуждать о могуществе в межгосударственных отношениях без учета внешней политики, которую они ассоциировали со стратегиями, решениями и целями, ошибочно. Однако в отличие от Р. Снайдера, Г. Брака и Б. Сапина, Г. Спроут и М. Спроут в своих исследованиях по-другому расставили приоритеты, полагая, что для полного анализа внешней политики необходимо учитывать психологическую среду, в которой находятся личности или группы, участвующие в принятии внешнеполитических решений. Несмотря на значительный вклад вышеуказанных работ в общую теорию внешней политики, они главным образом были сконцентрированы на исследовании ее отдельных уровней, тем самым не подвергая комплексному анализу данную политологическую категорию. В данной связи знаменательной является работа Дж. Розенау «Предтеории и теории внешней политики» , в которой автор пришел к выводу о том, что для лучшего понимания категории «внешняя политика» необходимо выработать обобщающую теорию, которая, по

2 его мнению, заключается в интегрировании информации, полученной в результате анализа на различных уровнях: от индивидуальных особенностей политического лидера до системы международных отношений. Подобный подход позволяет комплексно исследовать внешнюю политику с точки зрения основных уровней анализа, систематизируя полученные данные и не ограничиваясь рамками исследования только одного из уровней. Работа Розенау стала одной из первых в своем роде и внесла значительный вклад в теорию уровневого анализа внешней политики. Подобную с Розенау позицию занимает К. Уолц, который в работе «Человек, государство и война: теоретический анализ» , исследуя природу международных конфликтов, анализировал ее по трем категориям. Первая категория это человеческое поведение, в рамках которой дается характеристика политическим лидерам, подвергаются анализу их личные качества, мотивы действий и решения, которые могут привести к эскалации международного конфликта. Вторая категория это внутреннее устройство государства, в рамках которой акцентируется внимание на анализе типа управления, экономической модели, политических групп и т.д. Третья категория это система международных отношений, которую автор определил как анархическую, поскольку в ней отсутствует механизм управления государствами. Идеи Уолтца развивал американский политолог Д. Сингер в работе «Проблема уровня анализа в международных отношениях» , в которой он подробно исследовал международную систему и государство как уровни анализа международных отношений. Сингер полагал, что системный уровень анализа позволяет всецело проанализировать комплекс международных отношений, а государственный уровень анализа детально проанализировать международные отношения с точки зрения суверенного государства, акцентируя внимание на тот факт, что, являясь основным актором международных отношений, они могут самостоятельно выбирать направление собственной линии политики. Большой вклад в исследование уровней анализа внешней политики внесла работа В. Хадсон «Анализ внешней политики: классические и современные теории» , в которой было выделено пять уровней анализа. На первом уровне исследуется индивидуальное принятие внешнеполитических решений, основу которого составляют политическая психология лидера и его роль в процессе формирования и реализации внешней политики. На втором уровне рассматривается групповое принятие внешнеполитических решений, в основе которого лежит процесс организации взаимодействия между субъектами групп, участвующих в формировании и реализации внешней политики. На третьем уровне под-

3 вергается анализу роль культурной, социальной и национальной идентичностей в процессе принятия внешнеполитических решений. На четвертом уровне исследуется влияние внутренней политики государства на внешнеполитический процесс. На пятом уровне проводится анализ отличительных особенностей государства таких как масштаб, природные и демографические ресурсы, географическое положение, политическая система, военный и экономический потенциал, которые определяют характер внешней политики, а также анализируется система международных отношений, оказывающая на нее значительное влияние. Существенный вклад в развитие данного направления теории внешней политики внесла также работа отечественных ученых А.Д. Богатурова, Н.А. Косолапова, М.А. Хрусталева «Очерки теории и политического анализа международных отношений» . В своей работе авторы, отмечая важность остальных уровней анализа, сделали акцент на исследовании системного уровня, поскольку он позволяет применить прикладные методы и техники анализа в различном их сочетании, позволяя более полно исследовать международные отношения и мировую политику, а также способствует более точному прогнозированию в данной области. Системный уровень анализа позволил авторам проанализировать стабильность, устойчивость и характер эволюции современной системы международных отношений, исследовать ее региональные подсистемы, а также подвергнуть анализу глобализацию и ее влияние на мировую политическую систему. Основываясь на исследовании различных уровней анализа, проведенном в работах, касающихся данной проблематики, в самом общем виде можно выделить три основных уровня анализа внешней политики: индивидуальный, государственный и системный. В рамках индивидуального уровня анализа внешней политики внимание акцентируется на решениях, которые принимают отдельные личности, участвующие в процессе формирования и реализации внешней политики. Данный тип анализа включает главным образом исследование характерных черт, желаний и идеалов этих личностей и влияние, которое они оказывают на принятие решений в области внешней политики. Тем не менее, несмотря на всю важность человеческого фактора, процесс формирования и реализации внешней политики во многом зависит от структуры политической системы государства, которая исследуется на государственном уровне анализа внешней политики. Данный уровень анализа заключается в исследовании культурноцивилизационных и исторических традиций государства, а также его

4 геополитического положения, которые в совокупности позволяют дать объяснение характеру внешней политики государства. В рамках данного уровня анализа не менее важным остается исследование механизмов формирования внешней политики, т.е. тех внутригосударственных акторов, которые участвуют в данном процессе. В этой связи актуализируется значение исследования характера политического режима государства, от которого напрямую зависит количество акторов, задействованных в процессе формирования и реализации внешней политики, а также роль политического лидера в данном процессе. Помимо двух вышеуказанных уровней анализа, также актуальным остается и значение системного уровня анализа внешней политики, в основе которого лежит понимание того, что все государства действуют в глобальной социально-экономической и политико-географической среде и что специфические характеристики данной системы во многом определяют модель взаимодействия между ними. В рамках данного подхода проводится анализ влияния системы международных отношений на внешнюю политику государства, акцентируя внимание на том, как государства реагируют на изменения внутри этой системы. В данном случае одним из наиболее важных факторов выступает могущество государства в мировой политической системе, которое является основой при формулировании национальных интересов и определяет его поведение на мировой арене. Исходя из вышеприведенного анализа, можно сделать вывод о том, что категория «внешняя политика» и ее анализ не теряют своей актуальности на современном этапе. Не оставляет сомнения тот факт, что процессы глобализации и регионализации вносят свои коррективы в понимание данной категории. Тем не менее, в современных условиях система международных отношений формируется и регулируется главным образом посредством внешнеполитической деятельности государств, в основе которой лежит категория «национальный интерес». Библиографический список 1. Snyder R., Bruck H., Sapin B. Decision-Making as an Approach to the Study of International Politics. Princeton: Princeton University Press, p. 2. Sprout H., Sprout M. Man-Milieu Relationship Hypotheses in the Context of International Politics. Princeton: Princeton University Press, p. 3. Rosenau J. The Study of World Politics: Theoretical and Methodological Challenges. N.Y.: Routledge, P Waltz K. Man, the State, and War: A Theoretical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, p. 5. Singer D. The Level-of-Analysis Problem in International Relations // World Politics P

5 6. Hudson V. Foreign Policy Analysis: Classic and Contemporary Theory. Lanham: The Rowman and Littlefield Publishing Group, p. 7. Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: НОФМО, с.


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Международная олимпиада молодежи - 2020 Перечень, содержание тем и литература по "Международным отношениям" для учащихся 10-11 классов

АННОТАЦИЯ диссертационной работы Абилдаева Алмаза Сызганбековича на тему «Политика Казахстана в обеспечении энергетической безопасности Центральной Азии» представленной на соискание степени доктора философии

15 А.В. Гукасов «Мягкая сила» во внешней политике современных государств При осуществлении внешней политики и реализации национальных интересов государства используют разнообразные инструменты, которые

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики

1. Наименование дисциплины Методология подготовки диссертационного исследования по отношений 2. Уровень высшего образования Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре. 3. Направление подготовки,

ÁÀÊÛ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒÈÍÈÍ ÕßÁßÐËßÐÈ ¹4 Ùóìàíèòàð åëìëÿð ñåðèéàñû 2005 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВ: К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ (анализ теоретических подходов) А.РАДЖАБЛИ Системный

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава первая. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 5 1.1. Общая характеристика социальной психологии как науки 6 1.2. Предмет и задачи социальной психологии 8 1.3. Система социально-психологического

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (уровень бакалавр) Блок «История и теория международных отношений» 1. Международные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Факультет

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Говоруха Анастасия Михайловна студентка Шевченко Ольга Михайловна д-р филос. наук, доцент Институт социологии и регионоведения ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» г. Ростов-на-Дону,

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1 по томе 3 а. Эволюция теоретических представлений о международных отношениях 1. Основные методологические подходы к изучению международных отношений. 2. Характерные

62 С.В. Ануфриенко Медиатизация политики и политизация медиа Расширение влияния медиа является объективной закономерностью современности в ее внутри- и межгосударственных проекциях. Участие медиа приобретает

Наработки в разных сферах научного знания. В целом, плодотворное сотрудничество государств участников Содружества Независимых Государств в научной и инновационной сферах будет способствовать повышению

Темы рефератов для поступающих на основную образовательную программу «Международные отношения и мировая политика» по направлению подготовки 41.06.01 «Политические науки и регионоведение» 1. «Глобализация

Разработку эффективных финансово-экономических стандартов деятельности российских коммерческих банков и обеспечение их инновационного единства с международной банковской системой. Эти тенденции оказывают

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, профессора кафедры общей и социальной психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И.И. Погорская (Киев) Идея национального суверенитета является традиционной фундаментальной ценностной

УДК 327.83 Проблематика разработки концепта мягкой силы в современной политической науке Ковба Дарья Михайловна магистр политологии, аспирант ИФиП Уральское отделение Российской академии наук, E-mail:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Башкирский институт социальных технологий (название филиала) Кафедра Истории государства и права и конституционного

êöñöçáàà ÖÇêéèÖâëäàÖ àëëãöñéçäçàü: ÇáÉãüÑ àá Çéëíéóçéâ ÖÇêéèõ Introduction to European Studies: A New Approach to uniting Europe / еd. by D. Milczarek, A. Adamczyk, K. Zajaczkowski ; Centre for Europe,

М. М Лебедева Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ Глобальная и региональная безопасность: неразрывность уровней Вопрос о неразрывности различных уровней безопасности

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

ЛЕКЦИЯ 20 Моделирование в географии План лекции 1. Отличие модели от других средств познания. 2. Главная цель и задачи моделирования в географических исследованиях. 3. Классификации моделей и особенности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1 КОНЯХИН Виталий Вячеславович Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, аспирант

Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса (базового уровня). Программа разработана на основе примерной программы Министерства образования

Е.В. Андреева Образование как институт политической социализации в современной России Процессы модернизации в России на рубеже XX-XXI вв. оказали существенное противоречивое влияние на социально-экономическое

ПОЛИТОЛОГИЯ УДК 327 ББК 66.4(0) ПРОЦЕСС, ПОВЕДЕНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ А.И. Кондратов Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи основных понятий,

Военное планирование в Российской Федерации составная часть военных мер организации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов реализации целей и задач развития военной

УДК 331-1 Новицкий В.В., магистрант Южный федеральный университет Россия, г. Таганрог Никишина А.Ю., магистрант Южный федеральный университет Россия, г. Таганрог Корсакова Т.В., д.п.н., доцент, профессор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Формат титульного листа должен соответствовать требованиям, приведенным в приложении) (1) Составлена в

В Диссертационный совет Д 209.002.03 Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Отзыв официального оппонента на диссертационную работу

РЕЗЮМЕ Тема исследования: Становление нового мирового порядка: основные факторы и ключевые направления. Автор: Давид Бабаян. Научный руководитель: Миргород Д.А., преподаватель. Организация: Институт международных

SWorld 17-29 March 2015 http://www.sworld.education/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2015 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

I. Название дисциплины: Теория и практика политической глобалистики II. Составитель: Леонова Ольга Георгиевна III. Цели и задачи дисциплины А. Основная цель курса: привитие студентам навыков самостоятельного

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Перечень дисциплин, включенных в программу экзамена 1. Методология исследования экономических региональных процессов 2. Теория международных региональных

История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова, Э.Г. Соловьева. - М.: Логос, 2007.- 712 с. Освещается история международных отношений. В отличие от

Государственное управление/4. Подготовка государственных служащих Д.пс. н. Володарская Е.А. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Россия) Требования к подготовке управленцев

Основы теории_мо_рус_азаматова_3кр_летний сем Преподаватель: Иембекова М. Для студентов по академической задолженности 1. Укажите определение, наиболее соответствующее понятию «средняя держава»: 2. Предприятия,

Лекция 3 Политическая система 1. Понятие и признаки политической системы общества. 2. Структура и функции политической системы общества. 1. Понятие и признаки политической системы общества. Различные политические

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным направлениям и Положением

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным

УДК 327 К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И.В. Халанский Рассматриваются концептуальные возможности реализма и либерализма в рамках современной теории международной

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» Шматков Р.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕФОРМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Shmatkov R.N.

Отзыв официального рецензента на диссертацию Чукаловой Рамили Рафаиловны на тему «Военно-политическое сотрудничество Республики Казахстан со странами СНГ в свете новых вызовов», представленной к защите

Содержание образовательных программ специальности «5B020200-Международные отношения» Наименование дисциплины 1 Новая история стран Азии и Африки 2 Новейшая история стран Азии и Африки 3 Новая история стран

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Социальная психология» 1. Социальная психология изучает поведение индивида в социальном контексте, считает 2. Социальная психология включает в себя такую

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Д.Ш. МУХАМЕДЖАНОВА МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КАЗАХСТАН: СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ Алматы

ЖИЛИНА Н. В., КНЯЖЕВА О. В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА И ОСНОВНОЙ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ TQM Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению качества как одного из фундаментальных понятий экономики

Содержание стр. 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), 4 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 2. Место дисциплины в структуре образовательной

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ПРЕДПРИЯТИЯМИ) УДК 330.34.014.2 Ресурсный подход к управленческой диагностике ЭКОНОМИЧЕСКОЙ безопасности организации Коломыцева Ольга Юрьевна, кандидат экономических

ФЕДЕРАЛЬНАЯ с л у ж б а ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский военный институт ты щ генерала

2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия 6 Вып. 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ УДК 327.8 Д. А. Ланко ПРОБЛЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕТЬЕМ «БОЛЬШОМ

УДК: 34.096 Глебова А.В. студентка 5 курса, 89 группы, факультета экономической безопасности и таможенного дела Саратовский социально-экономический институт (филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова) Российская Федерация,

ЛЕКЦИЯ 4 Методы геоэкологических исследований План лекции 1. Множественность методов исследований и принципы их классификации. 2. Содержание общенаучных, междисциплинарных и специфических методов исследований.

Б. С. Мусрепов Теория военого управления: история и современность Obronność - Zeszyty Naukowe Wydziału Zarządzania i Dowodzenia Akademii Obrony Narodowej nr 1(13), 136-140 2015 OBRONNOŚĆ. Zeszyty Naukowe

(ПРОЕКТ ВИДЕНИЯ) 3-Й ВСЕМИРНЫЙ ТЮРКСКИЙ ФОРУМ (28-30 мая 2014, Эдирне) Главная тема - 1 Тюркские республики; Культурная дипломатия и туризм Учитывая географическое распределение тюркских республик,

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Блинова Алексея Владимировича «Реализация государственной политики по управлению учебными заведениями Министерства народного просвещения на территории Западной

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» На правах рукописи Мгалоблишвили Виолетта Ивановна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

УГРОЗЫ И РИСКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ THREATS AND RISKS OF ENSURING POLITICAL SECURITY OF MODERN RUSSIA Савченко И.А., студентка 4 курса направления подготовки 41.03.04

Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «Инновация в системе образования» Эссе «Ваше мнение по вопросу: каковы перспективы

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УДК 65.011.46 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Г.В. Голикова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх