Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными обстоятельственными, их виды (конспект)

вы можете посмотреть и скачать презентацию к уроку

Конспект урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс : 9

Вид урока : изучение новой темы.

Тип урока : комбинированный.

Место урока в системе уроков 1-й урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

Использованная технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы :

-« Верно-неверно»;

- « Кластер»;

Таблица «Знаю - хочу знать — узнал»;

Диаграммы сравнения;

Анкетирование.

Цели урока

образовательные :

Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

Развитие пунктуационных навыков;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

цели развивающие :

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков парной и групповой работы;

Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные :

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование :

компьютерная презентация, таблица «Знаю - хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

СЛАЙД

I. Организационный момент.

Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство со сложноподчинёнными предложениями.

- Цель нашей работы сегодня - познакомиться с новыми видами придаточных. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем урок с проверки знаний.

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Вопросы учителя:

-Откуда у вас сведения о сложноподчинённом предложении ?

Ответы учащихся:

Прочитал в учебнике.

Слышал раньше от учителя.

Узнал от одноклассника и др.

Приём «Верно-неверно»

Внимательно послушайте утверждения. Если согласны с ними, поднимайте руку.

!!! При ошибочных ответах попросить учащихся аргументировать свой ответ!!!

Примерные ответы учеников

+СПП состоят из главной и придаточной части. +

+Главная часть обозначает ситуацию, которая уточняется или поясняется в придаточном предложении. +

+Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главной части. +

-Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) -

+Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. +

-Придаточные определительные относятся к глаголу в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей? (какой?) -

-Придаточные изъяснительные относятся к имени существительному или местоимению в главном предложении. (Придаточные изъяснительные относятся к глаголу главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения). -

Вопрос к классу:

Какое место могут в предложении занимать придаточные части?

Отобразите положение придаточного в предложении при помощи схем.

Запись на доске

1. , (союз ) 2. (Союз ), 3. [ ,(союз ), ]

СЛАЙД Задание 1. Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств. Стр.1 на рабочем листе

!!! Работа с доской!!!

Миллиарды людей в 2014 году (врем.) с нетерпением (обр. действ.) ждут начала Олимпиады , которая пройдёт в Сочи (места).

Учитель: - Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места ).-Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).

СЛАЙД Виды обстоятельств

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел

СЛАЙД Пустой слайд - «Виды обстоятельств»

Учитель:

Давайте проверим, насколько развита у вас память.

Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Учитель: подобные виды имеют и придаточные обстоятельственные.

Наша задача - выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

СЛАЙД ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

Учитель:

Прочитайте материал на стр.79.

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

2.Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

ПРИЁМ « Кластер».

СЛАЙД

Задание 2. Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). Стр.1 на рабочем лис

СЛАЙД ПРИЁМ Таблица «Знаю - хочу знать — узнал». Стр.2 на рабочем листе

- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Первая колонка в ней уже заполнена.

Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

Исходя из темы урока, на какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». (1. Какие придаточные называются обстоятельственными?)

СЛАЙД таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр

Графа «Узнал» (1. Какие придаточные называются обстоятельственными? )

Учитель:

На стр. 79 в учебнике мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных.

А чего нет в этой таблице, чтобы мы могли более точно определить виды придаточных обстоятельственных? (ВОПРОСОВ)

Рассмотрим таблицу.

Что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?

Ответ обучающихся:

Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»

Применение теории на практике.

Проверим, сможете ли вы отличить придаточные обстоятельственные от других придаточных.

Слайд Стр.3 на рабочем листе

Задание 3 : прочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

· в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

· в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

· в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

  1. Совершим путешествие в прошлое и посмотрим, каким был Сочи в прошлом. (2-изъясн.)
  1. Все укрепления Черноморской береговой линии, когда началась Крымская война, были приведены в негодность, частично взорваны. (3-обст., врем.)
  1. Старожилы помнят, как служители чуть ли не до кипения подогревали минеральную воду в котле. (2 -изьясн.)
  1. Если бы не произошла Октябрьская революция 1917 года, не вырос бы здесь курорт.

(3-обст., прич.)

  1. Когда гитлеровцы оккупировали Северный Кавказ, раненые поступали в госпитали прямо с передовой - из-под Новороссийска, Геленджика, Туапсе. (3-обст., врем.)
  1. Зимние Олимпийские игры 2014 — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в российском городе Сочи . (1-опред.)
  1. К Олимпиаде 2014 года в Сочи строятся современные спортивные объекты, которые возводятся с применением передовых технологий строительства и защиты окружающей среды. (1-опред)

Слайд

Ключ: определит. изъяснит. обстоятельст.

6,7 1,3 2,4,5,

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова).

- Найдите предложения , соответствующие схемам 1,2,3. (1-1, 2-3, 3-2)

Практическое закрепление знаний.

Слайд

Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.

Стр.4 на рабочем листе

Задание 4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)

4.Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)

5. Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить . (А.Пушкин). (меры и степени)

Проверим, как вы справились с заданием. На слайде представлены правильные ответы.

Слайд Ответы

IV. Стадия рефлексии

Цели : выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Учитель:

Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения - это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Предлагаю вам подвести итог урока с помощью

Перед вами диаграмма. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

Учитель:

Слайд таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр.4 на рабочем листе

-Нам осталось заполнить последнюю графу таблицы «Знаю - хочу знать — узнал ». Что мы в неё запишем?

Графа «Узнал»

Обстоятельственные придаточные, как правило, имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды.

Слово учителя

Вспомним этапы работы над темой урока:

1)Что вспомнили? Что узнали?

то, что известно СПП; узнали , какие виды придаточных называются обстоятельственными;

2)Что делали?

Сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

Закрепляли знания через применение их на практике.

Что было легко? - Что вам помогало в работе?

V . Домашнее задание.

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

Учитель:

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.

ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

Открытый урок
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
(9 класс)
Цель: усвоение знаний СПП с придаточным обстоятельственными.
Задачи урока: практические
­ уметь находить придаточные обстоятельственные в СПП,
­ отрабатывать навык постановки знаков препинания,
­составлять схемы предложений со всеми видами придаточных,
­совершенствовать монологическую и диалогическую речь,
­повторить опознавательные признаки сложного предложения, закрепить знания по
разделам «Фонетика», «Орфография», «Синтаксис».
Ход урока.
1.Организационный момент.
I. Слово учителя. Мотивация.
Мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашему уроку стал афоризм: «Берите полной
пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего –
мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь
практическими делами». Но чтобы добиться целей, поставленных перед собой, каждому из
нас необходима уверенность. Послушайте мудрую притчу «Всё в твоих руках» и сделайте
для себя вывод.
Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в
городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы
мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее
между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу­ка я у мудреца: скажи, мудрейший,
какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о,
мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был
умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”
– Друзья, все в ваших руках!
2Фонетико­орфографическая разминка. «Я выбираю…»
Загляни, как Пушкин встарь, в толковый и орфографический словарь…
(«Своя игра»)
Раздел
русского
языка
фонетика
орфографи
я
синтаксис
Цель разминки: повторить и закрепить знания учащихся, усвоенные при изучении
разделов: фонетика, орфография, синтаксис.
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
3
3
5
5
5

Методика проведения: ученик выбирает раздел и оценку, которую хочет получить за это
задание. Продолжительность ответа 1минута. (Оценка заносится в рабочий лист
ученика. За урок будет выставлена оценка – средний балл за все задания на уроке)
Задание по фонетике.
«3»­1.Сколько букв и звуков в слове сильдерей (9 букв,8 звуков)
2.Назовите мягкие согласные в слове Татьяна.(Т, Й)
3.Сделайте транскрипцию слова солнце.
«4»­1.Сколько букв и звуков в слове считалка (8 букв, 7 звуков)
2.Дайте характеристику первого звука в слове ель (Й­согл,мяг, непарн, зв, непарн)
3.Дайте характеристику первого звука в слове щука (щ­согл, мягк, непарн,
глух,непарн)
«5»­1.Назовите только твердые непарные звуки (ш, ц,ж)
2.В каком слове букв больше, чем звуков (короткий, воробьи, ширина, свет, дума)
3.Составьте схему « Звуки русского языка»
Задание по орфографии.
«3»­1. Объясните правописание корня слова прикасаться.
2. Объясните правописание корня слова прорастать.
3.Почему и какая пишется в словах приставка: пришел, прибежал, приехал.
«4»­1.Найдите слово, в корне которого после шипящей пишется о (пережевывать,
жесткий, обжора, пшенный, печенка)
2.Найдите слово, в котором в суффиксе пишется одна н (стеклянный, временный,
оловянный, бессмысленный, шерстяной).
3.Найдите слово, в котором пишется после ц буква ы (цилиндр, цинга, циклоп, на
цыпочках, цифра)
«5»1. Найдите слово, в котором нет двойной согласной –с­ (режиссер, ассоциация,
профессия, компромиссы, ресурсы)
2.Найдите слово, которое пишется слитно (пол­Европы, пол­лимона, полуоборот,
пол­России, пол­апельсина)
3.Объясните все орфограммы в слове перевоплотиться. Перевоплощение Плотничанье
Плотный Уплотнение
Задания по синтаксису.
«3»­1.Тип односоставного предложения. На фабрике изготовляют детские игрушки.
(неопр.­личн)
2. Тип односоставного предложения. Почему не идешь отдыхать?(опред.­личн)
3.Чем осложнено предложение Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности.
«4»­1.Дайте определение СПП с придаточным определительным.
2.Дайте определение СПП с придаточным изъяснительным.
3.Укажите вид связи в словосочетании ветка рябины (управ), лист клена, ремень
солдата.(управ)
«5» 1.Укажите в каком словосочетании вид связи примыкание (летел над пропастью,
почуял снег, плетется рысью (примык.), его лошадка, растущий организм)
2.Определите вид придаточного. Картина, которую я вижу перед собой, напоминает
мне детство.(опред)
3.Определите вид придаточного На той березе, которая росла возле дома, мы
прибили скворечник.(опред)
3.Актуализация знаний.
Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали?
Предложение
ПП
ССП
СПП
СП
БСП

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных
предложений?
Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение –
согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление –
СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство (не показываю) – примыкание –
СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)
4. Продолжи предложения. Составь сложные предложения по началу, схемы,
определи вид придаточных.
Я желаю вам чтобы……
Пусть будет у вас день который…..
Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать:
чем оно интересно?
Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во
двор очень увлечённо поиграть в футбол.
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)
вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)
несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)
во двор ­ обстоятельство места (куда? в какое место?)
поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)
увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)
5. Формулировка темы и цели урока.
А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы
уроков, «включите ассоциации» и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?
Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.
3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор
зависит от вопроса)
Выдвижение гипотезы
Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?
Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы
обстоятельств.
Проверка гипотезы.
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.
Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (ученики у доски)
Когда солнце село, птицы продолжали петь. (времени)

Если я приду домой пораньше, я успею поиграть. (условия) с и с. с обратиться к учебнику
Лев рявкнул так громко (как громко? до какой степени громко?), что все вздрогнули.
(степени)
Он бежал так, (как?) как раньше не бегал (образа действия)с. с как
Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы(места)
Лампа заслонена бумажным щитом, (зачем? С какой целью), чтобы свет не разбудил
Серёжу (цели)
Обоз тронулся с места рано, (почему?) потому что было нежарко (причины)
Виды обстоятельств
образа действия или степени
места
времени
условия
причины
цели
Вопросы
как? каким образом?
где? куда? откуда?
когда?
при каких условиях?
почему
зачем?
Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)
Сделайте вывод:
­ придаточных обстоятельственных, вероятно, так же много, как и обстоятельств, и
отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства:
ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;
­ придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи
союзов и союзных слов;
­ придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после
главного и в середине главного предложения;
Давайте обратимся к учебнику стр.
6.Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.
Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного.
Самопроверка.
Весна.
Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут
ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на
весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от
зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся
красотой родной природы.
Весна.
Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело
бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если
посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда
просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди
приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1­2 ош – «4», 3­5 ош – «3», 6 и более – «2»
2) Запись предложения.
Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть­чуть,
потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
­ Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)
Задания (подготовка к ОГЭ)

­ Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
­ Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый
сделает, потратит, приложит)
­ Сделать схему предложения , (если).
­ Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление»,
«примыкание» (например, наши души, потратит минуту,)
3) Дифференцированная работа.
А) Творческая работа в парах.
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким
образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными.
4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ).
1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2) Среди предложений 1­3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
времени
1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что­то делать, там меня тормошили
ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках
- paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по
деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов
к тому, чтобы жить среди чужих людей.
3) Среди предложений 1­7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
цели
(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в
тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не
попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать,
как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку,
чтобы Овцов споткнулся.
4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали
в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы
остановиться у Вас на неделю?
– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем
маленькая квартира.
5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых
четверостиший,(3) Ваня страдал.
Взаимопроверка
Ключ Слайд № 13
1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
Работа с текстом. Выразительное чтение текста

(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий
язык. (2)В нем вся она - наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных
возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и
размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
(4)Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному, и
потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем
ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и
свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и
плески чуть слышные. (11)В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон
человеческий, и зерцало божественных видений…
(12) Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой,
честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем
целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, кажется, что это звучат сами
именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А
когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, то водворяется молчание,
насыщенное высказанными несказанностями…
(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося
предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств.
(18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ,
создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую
зовет его - его язык…
(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его - в его
звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего
правописания. (22)Не любить его, не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу
Родину.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны общей
темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически.
Материал изложен последовательно, логически связан.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста (Тема текста – Россия нам в дар
дала дивный, могучий, поющий язык;
основная мысль ­ носители русского языка должны достигнуть душевно и духовно
той высоты, на которую его зовет – его язык…)
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ
(Стиль речи публицистический, в текста явно проступает авторская позиция. И.А.Ильин
поднимает важную проблему бережного отношения к русскому языку. Речь автора
призывная, эмоциональная. Для характеристики русского языка используются синонимы –
выразить, изобразить, передать; речевые повторы, обратный порядок слов (« И еще еще
один дар дала нам наша Россия…»); лексику высокого стиля – «покорен и властен»,
«зерцало божественных видений», « в ризах его органически выросшего правописания»…
Синтаксический строй текста характеризуется использованием рядов однородных членов
«В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи», многосоюзием «В
нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий», синтаксическим параллелизмом «Язык
трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык
парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов», неполными
предложениями).
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его
правописания; олицетворения: травянистые вздохи…)
7. Итоги урока.
Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными
или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8­9
сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Этап рефлексии.
В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок
самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые
считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи.
Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к предстоящим
экзаменам в 9 классе
«Знаю», «умею» ­ это 1 балл,
«нет», «не уверен» ­ 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат.
Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы
обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Знание теоретического материала: ___________
Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________
Умение конструировать СПП: ____________
Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________
Умение работать с текстом: _____________
­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Оценка

СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

Закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Организационный момент .

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

II. Повторение

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.

Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

Дифференцированная работа.

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

А) (Где …), [ гл. ].

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

Б) [ Сущ., (которая …), … ].

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

В) (Кто …), [тот … ].

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.

В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

А) … был там а они …

Б) … за хвост который …

В) … бежали и волк …

Г) … увидел как ветер …

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

Вид придаточного

Чем прикрепляется?

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Где, куда, откуда

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

Чтобы, для того чтобы и др.

Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Следствия

Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

IV. Закрепление.

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

Сделать схему предложения , (если … о, о, о).

Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)

б) Я не выучил уроков… (прид. причины)

в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался, когда я не мог отгадать их.

Определите вид придаточного: времени или…?

Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался моему неумению отгадать их).

V . Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель:

— получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными;

— начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений;

— совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели.

    Повторение.

— Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их:

1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят)

2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн)

— Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа.

Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения.

№ предложения

Вид придаточного

Показалось

Сгорит живое

Показалось

Что?

изъяснительное

Попадались полянки

Которые заросли

полянки

Какие?

определительное

Он подумал

возблагодарить

подумал

О чем?

изъяснительное

Буду любезен я

Я пробуждал

любезен

Чем?

изъяснительное

1 вариант:

1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.

2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами.

3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие.

4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.

№ предложения

Грамматическая основа главного

Грамматическая основа придаточного

К какому слову в главном относится придаточное

На какой вопрос отвечает придаточное

Вид придаточного

Я догадывался

Брат привез

догадывался

О чем?

изъяснительное

Лес вставал

Который стряхнул

лес

Какой?

определительное

Макар не заметил

Стало светать

Не заметил

Чего?

изъяснительное

Не помню

Длился разговор

Не помню

Чего?

изъяснительное

2 вариант:

1.Я догадывался, что брат привез мне.

2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать.

4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.

— После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)

— Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового.

— А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово)

— А как отличить, союз или союзное слово перед нами?

    Новый материал.

А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока.

— С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные?

— Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах.

— См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов?

Виды обстоятельств

Вопросы

образа действия или степени

как? каким образом?

места

где? куда? откуда?

времени

когда?

условия

при каких условиях?

причины

почему

цели

зачем?

— Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных.

— Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник

— Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия)

— Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?

    Первичное закрепление.

Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо.

Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного.

1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей)

2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места)

3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места)

4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов)

5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов)

6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин)

7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели)

8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели)

9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки)

10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)

    Закрепление нового.

А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.

Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»

    Итоги урока

См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник).

На экране появляются поочередно схемы.

, (когда…). — образа действия и степени

, (где…). — места

Когда(). — времени

Если(). — условия

Потому что(). — причины

Чтобы(). — цели

Словно(). — сравнения

Хотя(). — уступки

Так что(). — следствия

    ДЗ упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

урок русского языка в 9 классе

1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)

ПП

БСП

СПП

ССП

СП

Предложение

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

4. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

5. Проверка гипотезы. слайд 4

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)

1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2. Когда пьешь воду, помни об источнике.

3. Чтобы много знать, надо много читать.

4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Я счастлива, потому что умею любить.

6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

6. Подумай! (слайд 5)

Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)

1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.

2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

3. Медведь заметил, где стоял лось.

7. Самостоятельная работа (слайд 6)

А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.

Упражнение 135 (учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):

1 – СПП с придаточными обстоятельственными;

2 – СПП с придаточными определительными;

3 – СПП с придаточными изъяснительными.

Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.

А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.

У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?

8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)

    « на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.

    « на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.

    « на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.

9. Повторение.

    что мы сегодня изучали на уроке?

    что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

10. Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________

Оценка



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх