Упражнение на конвергенцию глаз для ребенка. Тренировки конвергенции при расходящемся косоглазии. Аккомодационное расходящееся косоглазие

Особенностью конвергенции является то, что в разных позициях взгляда она может существенно отличаться. При взгляде вниз конвергенция хорошая, прямо хорошая либо ослаблена, вверх ослаблена либо полностью отсутствует. Исходя из выше сказанного, упражнения для усиления имеющейся конвергенции целесообразно начинать при взгляде вниз и постепенно переводя тренировки в прямую и верхнюю позицию.

Лечение нарушений конвергенции.

При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день проводят по 3-5 мин следующее лечебное упражнение:

  • пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально ка-рандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он дол-жен видеть два изображения карандаша;
  • сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение "правого карандаша" так, чтобы при этом был бы виден и "левый карандаш", по-сле чего нужно медленно перевести взгляд на "левый карандаш", стара-ясь не потерять из виду и "правый";
  • такую попеременную фиксацию пациент продолжает делать и далее, сначала в медленном, а затем в постепенно ускоряющемся темпе, делая при этом попытки посмотреть на карандаш "одновременно двумя гла-зами"; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции - "наслаивают-ся" друг на друга и "сливаются" в одиночное изображение.

Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений (см. ниже), которые делают ежедневно, 3~ раза в день (упражнения 1 и 2 - по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражнение 1, в другом упражнение 2 и так далее.

Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) в 15-20 см от глаз, после чего он то 15-20 сек смотрит вдаль (лучше через окно на горизонт) и при этом фиксирует внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш (сливая при этом его двойные изображения) и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.

Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) на расстоянии вытянутой руки фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения. Затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усили-ем воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.

Упражнение 3. применяют у пациентов, имеющих волевую конвер-генцию. Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше - горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживая их в этом положении 5-7 сек, затем 15-20 секунд смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.

Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки, устанавливают вертикально в эту позицию или дальше от глаз на 1-2 см карандаш. Сначала пациент старается, как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цик-ла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.

Упражнения при косоглазии – это тема, интересующая относительно существенное число родителей. Причина заключается в том, что косоглазие (оно же – или гетеротропия) затрагивает целых 5% от общего количества детского населения. Это зрительный дефект, характерный отсутствием взаимного сотрудничества между двумя органами зрения – каждый глаз «смотрит» в другом направлении. Но точно описать косоглазие технически очень сложно, для этого лучше обратиться к помощи профессиональной литературы. Ребенок может косить обоими глазами или одним, когда один глаз смотрит прямо, а второй – поворачивает к носу или виску.

Косоглазие, независимо от типа необходимо своевременно диагностировать, а затем выправить путем применения правильных терапевтических методов. Делая упражнения для глаз при раннего возраста (например около 5 лет) очень важно следить за ребенком, по крайней мере, до 12 лет. В случае начала применения методов для исправления косоглазия после 5-летнего возраста, рекомендуется наблюдение до взрослости.

Важно! Повторная гимнастика для органов зрения может предотвратить возможное ухудшение и, соответственно, избежать развития постоянных осложнений, при которых может нарушиться зрение.

Специализированные тренировки

Такие упражнения при косоглазии проводятся в ортоптической клинике. Ортоптическими, называются упражнения для исправления, нарушенного сотрудничества между двумя глазами. Глазной врач, прежде всего, обнаруживает возможный рефракционный дефект, которым страдает малыш. После надевания очков, главное – это правильное прикрытие более здорового глаза окклюдером.

Окклюдер используется с 1743 года, и остается важным средством для детей в лечении косоглазия и амблиопии.

Есть случаи, когда у ребенка отсутствует видимое косоглазие, но в то же время, страдает от тяжелой амблиопии. Хорошо обратить внимание на следующие случаи:

  • спотыкания ребенка;
  • трение глаз;
  • жжение и покраснение органов зрения;
  • частое моргание;
  • повторяющееся воспаление глаз;
  • наклонения головы в одну сторону;
  • закрытие или прищуривание одного глаза.

Все эти факторы должны привлечь внимание к присутствующей проблеме.

Долгожданным дополнением в лечении амблиопии и косоглазия являются клиники для детей с нарушениями зрения и офтальмологическими расстройствами. Для получения дополнительной информации обратитесь к офтальмологу или ортоптику.

Тренировка конвергенции

Конвергенционные упражнения от косоглазия важны для тех, у кого нет надлежащим образом созданной функции для сотрудничества между двумя глазами. Они основаны на том, что физиологические при наблюдении объекта, который приближается к носу, оба глаза равномерно перемещаются внутрь. Если эта возможность ограничена или вовсе отсутствует, необходимы тренировки, направленные на облегчение трудностей.

Данная зарядка для глаз может проводиться с любым небольшим предметом, который интересен ребенку (карандаш, ключи, маленькая игрушка…). Для детей примерно после 5-летнего возраста и взрослых упражнения выполняются с помощью ручки или карандаша.

  • усадите малыша лицом к себе на расстоянии вытянутой руки так, чтобы хорошо видеть его глаза;
  • ребенок наблюдает за пальцем (маленьким предметом, карандашом…) на указанном расстоянии на уровне подбородка;
  • медленно приближайте палец по направлению к носу ребенка;
  • эффект упражнений может быть усилен замедлением перемещения пальца к носу – это поспособствует равномерному движению глаз внутрь с приложенными усилиями;
  • очень важно, чтобы ребенок в момент тренировки не спускал глаз с пальца, пристально следя за ним во время движения.

Человек, который тренируется с ребенком, должен за его глазами в момент тренировки. Оба глаза должны при приближении пальца к носу двигаться внутрь. Если случается так, что в ходе упражнения один глаз отклонится к внешней стороне, палец следует вернуть в исходное положение и начать упражнение снова.

Делать такую зарядку надо несколько раз в день, в течение 3-5 минут (в идеале, 15 минут в день), в соответствии со способностью ребенка к концентрации. Гимнастика для глаз выполняется без очков.

Важно! Если имеется косоглазие к внешней стороне (), это упражнение должно проводиться на регулярной основе ежедневно!

Йога против косоглазия

К методам лечения страбизма, наряду с не слишком требовательными упражнениями, относятся и занятия йогой. Приведенные ниже тренировки подходят детям после 5-летнего возраста и взрослым.

Основное упражнение довольно простое. Встаньте спиной к зеркалу, ноги должны быть на уровне плеч. Закройте здоровый глаз, а косящим пытайтесь смотреть прямо вперед. Затем поверните верхнюю часть тела к зеркалу так, чтобы могли видеть свой глаз. Если смотрите левым глазом – поворачивайтесь влево, если правым – вправо. Медленно вернитесь в исходное положение. Упражнение следует повторить 5 раз, пытаясь тренироваться 5-10 раз в день.

При косоглазии может помочь концентрация зрения на более мелких предметах. Зарядка, подобная тренировке конвергенции. С упражнением должен помочь другой человек, который будет помещать выбранную вещь на расстоянии 50-60 см от глаз прямо перед ними. Нужно сконцентрировать зрение на предмете, выровнять его. Затем объект надо медленно двигать в сторону до того момента, пока глаза снова не «разойдутся». После этого вернитесь в исходное положение, и повторите в другую сторону, по 10 раз в каждую сторону. Весь цикл нужно делать 5 раз в день. Это упражнение особенно хорошо подходит для детей, начиная с того возраста, когда они в состоянии сосредоточиться на одной деятельности и могут в течение нескольких минут усидеть на одном месте.

Расслабьте глаза. Представьте себе горизонтальную цифру 8 (символ бесконечности – ∞). Посмотрите на нижнюю часть левой половинки, затем медленно переводите взгляд к верхней части правой половинки, визуально обрисовывая весь знак. Повторите примерно 10 раз.

При другом релаксационном упражнении следует закрыть глаза и расслабить брови. Потом, очень медленно двигайте глазное яблоко вправо до тех пор, пока не почувствуете тугую зрительную мышцу. Несколько секунд удержите орган зрения на месте, затем верните. То же самое упражнение сделайте в другую сторону. Весь цикл повторите 5 раз.

Плотно закройте глаза, сделайте вдох и попытайтесь еще сильнее закрыть веки, при этом стисните челюсть и растяните мышцы лица и шеи. Удержитесь в таком положении 3 секунды, после чего быстро выдохните, откройте рот и параллельно закатите глаза. Повторите 3 раза.

Если вы заметили периодическое косоглазие у ребенка младше 6 месяцев, не нужно беспокоиться. У детей старшего возраста, однако, недооценивать расстройство не стоит, нужно своевременно проконсультироваться с офтальмологом.

Наиболее серьезным осложнением косоглазия является амблиопия. Она должна быть диагностирована и вылечена, как можно, раньше, поскольку после шестого года жизни ребенка надежда на улучшение остроты зрения сводится к минимуму.

– продолжительное длится год и более, поэтому следует поощрять и мотивировать ребенка к ношению очков и проведению упражнений для глаз. Это поможет быстрее исправить патологию.

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Веревка с узелками

Веревка с узелками

Упражнения по развитию аккомодации с использованием «узелков» на веревке с удовольствием выполняют как малыши, так и взрослые. Многое зависит от того, как выглядит эта веревка и насколько интересно и захватывающе преподаватель излагает методику пользования этой веревкой. Подобные упражнения обосновал и разработал Мартин Суссман – основатель (в 1976 году) и директор Кембриджского института улучшения зрения. Эти упражнения дополнены мною психологическим сопровождением, что позволяет как взрослым, так и детям выполнять упражнения легко и с удовольствием.

Возьмите светлого цвета веревку диаметром 1,5–5,0 мм и длиной около двух метров, лучше будет, если найдете не синтетическую веревку, а, например, льняную или хлопчатобумажную. Отступив от начала веревки около 10 см, крепко завяжите на веревке равномерно десять узелков, расстояние между соседними узелками должно составлять 15 сантиметров. Без практических навыков вряд ли это получится с первого раза.

Рис. 6

Поэтому лучше поступить следующим образом. Возьмите черный фломастер и линейку (можно двухметровую рулетку) положите веревку на стол или пол, по возможности распрямите (натяните) веревку. После этого черным фломастером аккуратно нанесите на веревке метки через каждые 15 сантиметров, чуть отступив (сантиметров на 10) от переднего края веревки, который планируется держать в руках. Найдите еще аналогичную веревку, длиной около 50 см. Эта веревка будет использована в качестве наружных узелков. Используя короткую веревку, крепко завяжите по красивому узелку над каждой черной меткой на двухметровой веревке. Концы каждого узелка аккуратно подровняйте ножницами. Окрасьте черным фломастером каждый узелок на веревке и дайте веревке просохнуть. Веревка с красивыми узелками готова для занятий по улучшению остроты зрения.

Закрепите один конец веревки на стене или дверце шкафа, используя для этого скотч. Можно зацепить веревку за гвоздь, который «случайно» оказался в нужном месте.

Проследите за тем, чтобы освещение в этом месте было хорошее. Обмотайте свободный конец веревки вокруг указательного пальца правой руки и поднесите веревку к кончику своего носа (рис. 6). Веревка должна чуть провисать вниз от воображаемой прямой линии, проходящей между вашим носом и стеной. Стойте ровно, не отклоняйтесь ни вперед, ни назад, иначе может появиться напряжение в теле и сознании, что будет мешать проведению занятий по развитию аккомодации. При необходимости сделайте маленький шаг вперед или назад.

Порядок выполнения упражнений. Предварительно хорошо просмотрите все рисунки, отражающие занятия с узелками на веревке, и затем приступите к занятиям.

1. Сначала посмотрите на кончик своего носа. Вы увидите (рис. 7), как две веревки сходятся к носу в виде буквы V.

Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните, это снимает ненужное напряжение в теле и сознании. Далее посмотрите еще раз на кончик носа, при этом сохраняйте ровное и спокойное дыхание. Чаще моргайте и используйте периферическое зрение.

2. Переместите взгляд на то место стены, где прикреплена веревка. На это раз вы увидите (рис. 8) две веревки, сходящиеся к стене в виде буквы V.

3. Направьте свой взор на узелок, находящийся посередине веревки (сначала посмотрите на узелок 5, а затем, на узелок 6). Вы увидите (рис. 9) две веревки, пересекающиеся в виде буквы X точно в этих местах.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

4. Посмотрите на ближайший к носу первый узелок и сфокусируйте на нем свой взгляд на несколько секунд. Вы увидите две веревки, пересекающиеся в этом узелке.

Продолжайте плавно перемещать взгляд дальше по веревке – от второго до десятого узелка (ближайшего к стене). Фокусируйтесь на каждом из них на несколько секунд, при этом чаще моргайте, чтобы не напрягать свое зрение, и старайтесь в каждом случае увидеть две веревки, пресекающиеся в данном узелке.

Закончив с десятым узелком, посмотрите на то место стены, где привязана веревка. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V.

5. Действуйте аналогичным образом, но уже в обратном порядке от десятого узелка к первому. После того как закончите с первым узелком, посмотрите на нос. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V к носу

6. Закройте глаза, опустите руки и медленно несколько раз покачайте головой в разные стороны, чтобы слегка размять мышцы шеи, плеч и лица.

7. Повторите этапы 4–6 еще восемь раз.

8. Прикройте рукой правый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6.

9. Прикройте рукой левый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6. Закончив упражнения, отдохните, выполнив пальминг.

При выполнении упражнения обратите свое внимание на следующее:

А. Иногда вместо пересечения двух веревок в узле наблюдаются следующие явления:

Видно только одну веревку вместо двух.

Две веревки пересекаются за узелком.

Две веревки пересекаются перед узелком.

Две веревки пересекаются в какой-то точке, а затем сливаются в одну в виде буквы Y.

Две веревки вообще не пересекаются, что говорит об отсутствии конвергенции, которая представляет собой движение глаз, в результате чего обе зрительные линии сходятся вместе на предмете, возбудившем внимание. Конвергенция относится к группе движений с противоположным характером, т. е. таких, при которых глаза одновременно поворачиваются в разные стороны. При конвергенции левый глаз поворачивается направо, а правый – налево. То есть глаза (незаметно для своего хозяина) двигаются навстречу друг другу. Движения этого рода носят также название фузионных, т. к. способствуют слиянию ощущений, получаемых от каждого глаза в отдельности, в одно нераздельное. Иначе бы все вокруг нас просто двоилось.

Одну из веревок видно более отчетливо, чем другую. В этом случае, чтобы понять, какой глаз так видит, закройте поочередно каждый глаз и отметьте, какая из веревок при этом исчезает.

Б. Невозможно передвинуть точку пересечения (X) вперед или назад, что свидетельствует о проблемах с конвергенцией. Первое обычно связано с близорукостью, второе – с дальнозоркостью или пресбиопией.

В. Сначала прогресс может проявляться не в улучшении зрения, а в том, что появляется возможность видеть и перемещать точку пересечения (X) все дальше по веревочке.

Г. Происходит задержка дыхания, это признак того, что вы напрягаете зрение и пытаетесь «видеть через силу», что всегда негативно влияет на остроту зрения. Выполняя любое упражнение, не забывайте регулярно закрывать глаза, дышите полной грудью и старайтесь всегда быть расслабленными.

Д. Попытка заставить себя силой увидеть что-то более четко приводит только к обратному результату, за которым появляется разочарование. Примите свое зрение таким, какое оно есть. Замечайте то, что вы сможете видеть. Осознайте это. Будьте терпеливы. Расслабьтесь, и тогда у вас все получится, как надо.

Е. Старайтесь без напряжения замечать, какие объекты попадают на периферию поля зрения.

Варианты выполнения упражнений

1. Если у вас близорукость, следуйте взглядом по веревке только вперед. Начинайте фокусироваться на первом узле, затем на втором и продолжайте дальше. Когда доберетесь до последнего узелка, сразу же вернитесь к первому и продолжайте в том же духе еще восемь раз.

2. Если у вас дальнозоркость, следуйте по веревке только назад. Начните с десятого узелка и двигайтесь по направлению к первому. Когда достигнете его, снова возвращайтесь к десятому узелку и продолжайте двигаться к первому еще восемь раз.

3. Если у вас астигматизм, примите положение стоя, держите веревку ровно и немного наклоните голову влево. Веревка должна располагаться так, чтобы вы ее хорошо видели. «Пройдитесь» по всем узелкам четыре раза. После этого, немного наклонив голову вправо, сделайте то же еще четыре раза. Затем повторите по четыре раза упражнение при положении головы вперед, а затем назад.

1. Двигая глазами по веревке, перемещайте взгляд плавно, а не скачками, от узелка к узелку, заостряйте внимание на точках пересечения. Например, если вы нормально видите точку пересечения в первом, втором, третьем и четвертом узелках, а на пятом обнаруживаете, что она застряла в четвертом, тогда подвигайте глазами вперед и назад между четвертым и пятым узелками. В такой ситуации всегда стремитесь подвинуть точку пересечения дальше или ближе. Не забывайте при этом часто моргать.

2. Подавайте голосовые команды (вслух или про себя) глазам, когда они видят точку пересечения не там, где нужно. Такие команды, как «Мои глаза фокусируются на нужном мне месте», «Мои глаза смотрят туда, куда я хочу» и «Мои глаза видят точку пересечения X». Голосовые команды такого типа помогают прогрессу остроты зрения.

3. Если есть узелок, который вы не видите, смотрите туда, где, по вашим представлениям, он должен быть. На самом деле, внимательно изучив эту область, вы сможете разглядеть и узелок, хотя и не четко. Не заставляйте себя увидеть больше. Напротив, всегда замечайте то, что вы видите. Чем больше вы смотрите, тем больше видите. Не забывайте дышать ровно, расслабляйте шею и затылок. Будьте терпеливы.

4. Открыв глаза, вы увидите только одну веревку. Подвигайте каждым глазом вперед-назад вдоль веревки – это способствует улучшению аккомодации и остроты зрения. Не забывайте часто моргать.

5. Когда вы прикрываете глаз ладонью, не прикасайтесь ею к глазу или веку Не забывайте также, что прикрытый ладонью глаз должен быть открыт.

6. Если рука, которой вы держите веревку, устала, тогда смените руку Когда закрываете оба глаза, кладите руку с веревкой на колени.

7. Двигая головой из стороны в сторону, расслабляйте плечи и шею, дышите глубоко и свободно. Когда двигаете головой, не переусердствуйте – избегайте напряжения.

8. Когда стоите с веревкой, выполняя упражнения, следите за тем, чтобы ваш вес был равномерно распределен на ступни обеих ног.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

По разным данным недостаточность конвергенции в разной степени выраженности встречается относительно часто до 8%.

Недостаточность конвергенции это неспособность поддерживать бинокулярную функцию (удерживать оба глаза на объекте фиксации) при работе на близком расстоянии. Обычно один глаз отклоняется кнаружи, когда человек концентрируется на объектах на близком расстоянии.

В чем же разница между недостаточностью конвергенции и обычной экзотропией (расходящееся косоглазие)? При недостаточности конвергенции отклонение глаза происходит в момент когда пациент фокусируется на близком расстоянии. Иногда экзотропия может проявляться на близком расстоянии и при взгляде вдаль у пациентов со слабой конвергенцией; при недостаточности конвергенции экзотропия происходит спонтанно только при напряжении на близком расстоянии.

Диагностика

Симптомы недостаточности конвергенции включают диплопию и головную боль при чтении. Многие пациенты жалуются, что им сложно сконцентрироваться на работе (компьютер, чтение и проч.), напечатанные буквы двигаются, становятся нечеткими после длительной работы на близком расстоянии. Пациенты могут замечать косоглазие и закрывать один глаз при чтении.

Недостаточность конвергенции выявляется офтальмологом на основании жалоб и исследования способности конвергенции. Обследование включает определение дистанции на которой пациент может держать глаза на объекте фиксации без девиации и диплопии и подставлением призм, которые помогут преодолеть диплопию.

Jump convergence test - тест которые определяет максимальную силу призмы при которой пациент может удерживать объект на расстоянии 33 см единичным, не раздвоенным. Этот тест хорош в тех случаях, когда подбираются призмы для лечения.

Во время исследования слабость конвергенции может быть обнаружена даже у пациентов без жалоб. Такое случается часто, особенно у тех пациентов, которые мало читают и работают на близком расстоянии. Очень часто бывает, что тестирование конвергенции ошибочно выявляет слабость конвергенции, у детей которые растерялись, испуганы или стесняются. Повторные тесты позволяют выявить недостаточность более точно. Не стоит проводить диагностику у лихорадящих и усталых детей. Если у ребенка или у взрослого с недостаточностью конвергенции нет жалоб, то такой пациент не нуждается в лечении.

Некоторые дети могут проявлять хорошие способности к конвергенции в кабинете врача и терять их при длительной работе в школе.

Для лечения недостаточности конвергенции используют призмы основанием кнаружи которые заставляют зрительную систему работать тяжелее в условиях конвергенции. Они используются только ограниченное количество времени, пока проводится терапия, так как они очень неприятны для глаз.

Призмы основанием внутрь могут использоваться для облегчения чтения, однако из использование нежелательно, т.к. они не дают развить пациенту свою собственную конвергенцию.

Заклейку лучше не назначать, т.к. заклейка нарушает бинокулярность и устраняет конвергенцию. Бывает, что пациенты сами назначают себе заклейку, чтобы избежать неприятных ощущений при длительной работе.

Работа с карандашом

Данное упражнение направленно на тренировку конвергенции на ближайшей точке. Для выполнения данного упражнения пациент может использовать карандаш, на который прикреплено небольшое изображение. Пациент смотрит на изображение на вытянутой руке, затем приближает его к носу пока не появится двоение, пациент перестает двигать к носу и пытается слить изображение в единое целое, удерживает так изображение и считает до 30. Если не получается, то изображение отодвигается от лица чуть дальше и попытка повторяется. Упражнение делается каждый вечер перед сном.

Упражнение с призмами

Небольшое изображение помещается перед пациентом на уровне глаз, пациент становится на расстоянии руки и надевает очки с призмами основанием кнаружи. Сила линз определяется так, чтобы пациенту было удобно сливать изображение (jump convergence тест). Пациент старается держать изображение четким и единичным считая до 30 (30 секунд) потом повторяет это несколько раз и отходит назад на расстояние половины ступни и пробует делать упражнение еще несколько раз и так далее. Цель уйти дальше от стены и удерживать изображение. Это упражнение приводит к усталости и его стоит делать перед сном. Это упражнение делается до того момента пока пациент жалуется на признаки астенопии.

Случается, что пациенты никак не реагируют на лечение. В таких случаях можно рекомендовать (при наличии выраженных жалоб) очки с призмами, чтобы выровнять глаза идеально. В редких случаях может потребоваться хирургия.

Пациенты часто излечиваются после лечения и укрепления их конвергенции. Продолжающаяся работа вблизи поддерживает конвергенцию в нужном тонусе. Со временем недостаточность конвергенции может снова появиться после болезни, недостатка сна, или в увеличении работы на близком расстоянии. Если первое лечение было успешно, повторное лечение также скорее всего будет успешным.

Методики упражнений отличаются для взрослых и детей.

Результативным лечением косоглазия у детей является не только правильная диагностика, подбор очков и их ношение, но и специальные упражнения для глаз при косоглазии для детей, гимнастика, которая способствует улучшению зрения. Методики упражнений для лечения косоглазия у детей и взрослых отличаются, поэтому следует уделить этому вопросу максимум внимания и подойти со всей ответственностью.

Такая патология, как косоглазие, у детей встречается достаточно часто. Исходя из статистики, оно диагностируется у каждого 50 ребёнка.

Критерии возникновения (развития) косоглазия у детей:

  • наследственная предрасположенность;
  • недоношенность;
  • наличие нервных или мышечных заболеваний;
  • врождённые заболевания органов зрения;
  • дальнозоркость, близорукость и другие нарушения зрения;
  • опухоли глазных яблок или нервной системы;
  • катаракта;
  • травма головы;
  • инфицирование вирусами/бактериями;
  • систематические заболевания.

В каком возрасте может возникнуть косоглазие

У детей есть множество критериев возникновения косоглазия.

Заметить косоглазие (страбизм) нетрудно: чаще всего здоровый глаз смотрит на какой-либо объект, а больной отклоняется в сторону (в некоторых случаях вниз или вверх).

До шестимесячного возраста небольшое косоглазие у ребёнка может считаться нормой. Очень часто косоглазие (гетерофория) диагностируют у деток в возрасте от года до трёх лет. Но бывают случаи и более позднего развития заболевания, около шести лет.

Зрение у малышей формируется по достижении четырёхлетнего возраста, но, несмотря на это, любые отклонения от нормы следует характеризовать как начало развития заболевания. Чем раньше оно выявлено, тем легче будет поддаваться лечению!

Когда следует обратиться к врачу

Если малышу больше 6 месяцев, у него наблюдается схождение глаз, имеются подозрения на наличие заболевания, следует незамедлительно обратиться к офтальмологу.

Если ребёнок уже достиг того возраста, когда умеет описывать своё состояние и жалуется на двоение в глазах, часто щурится, глаза сходятся, отклоняются к вискам или носу, также следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Ещё одним симптомом косоглазия является повёрнутое или наклонное положение головы.

От того насколько быстро и качественно будет поставлен диагноз, а также от того насколько будет правильно назначено лечение зависит здоровье ребёнка!

Лечение косоглазия у детей

Лечение косоглазия – это длительный, кропотливый совместный труд врача, родителей и самого ребёнка. При выявлении этого диагноза, изначально лечащий врач старается выяснить причину заболевания, по возможности устранить её, и только после этого приступать к терапии последствий.

Любые отклонения от нормы у малышей следует характеризовать как начало развития заболевания.

Терапия состоит из нескольких этапов:

  1. Подбор и ношение очков (от 3-х недель, до 4 месяцев).
  2. В зависимости от разновидности косоглазия, может быть назначено ношение повязки или окклюзии (одевается на здоровый глаз, тем самым заставляя работать «ленивый» больной).
  3. Локальный засвет сетчатки глаза – этот этап, своего рода аппаратная тренировка глаз, для того чтобы они научились сливать 2 картинки в одну. Могут быть задействованы различные лазерные аппараты, импульсные лампы, окуляры, а также компьютерные технологии.
  4. Диплоптика. Этап восстановления бинокулярного зрения. Используется не во всех случаях косоглазия.

На протяжении всех этих этапов лечения можно заниматься с ребёнком в домашних условиях специальными упражнениями.

Алгоритм выполнения упражнений при косоглазии

Как врождённое, так и приобретённое косоглазие на ранних стадиях лечится гораздо проще, чем в запущенном состоянии.

  1. Для того чтобы глазные яблоки имели возможность двигаться совместно, упражнения или программы помогают расслабить мускулатуру.
  2. Для эффективности, требуют сосредоточения взгляда в одной точке.
  3. Упражнения заставляют мозг совмещать две картинки, которые глаза видят по отдельности.

В случае если в ходе выполнения упражнения для глаз больному косоглазием удаётся объединить 2 картинки в одну, значит, они эффективны и ведут к выздоровлению.

Упражнения для лечения косоглазия

Положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет в домашних условиях ежедневно выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз:

  1. Попросите ребёнка вытянуть руку перед собой и сконцентрировать взгляд на указательном пальце. Следует плавно приближать палец к переносице (при этом взгляд не нужно отрывать от пальца), затем нужно сделать движения пальцем вверх-вниз, также плавно, и не отрывая взгляд от него.
  2. Уговорите малыша мысленно представить знак бесконечности и обвести его глазами, пусть он смотрит вверх-вниз, влево-вправо.
  3. Заставляйте ребёнка наблюдать за приближающимися и удаляющимися предметами. К примеру: за мячиком (при игре в пинг-понге или теннис).
  4. Наклейте на окно вырезанный из бумаги круг небольшого диаметра (около 1 см.), или нарисуйте его прямо на стекле. Попросите ребёнка сфокусировать взгляд на круге, после чего пусть он переведёт взгляд на какой-нибудь предмет, находящийся за окном вдалеке (дерево, дом, дорога, и т.д.).
  5. Отверните малыша от солнца, так чтобы на него смотрела спина ребёнка. Прикройте здоровый глаз детской ладонью и попросите его плавно повернуть голову в сторону здорового глаза на столько, пока малыш не увидит косые лучики солнца.
  6. В случае если правый глаз повёрнут к переносице, нужно закрыть здоровый глаз, выставить вперёд левую ногу и потянуться к ней правой рукой, после этого нужно повернуть туловище и потянуться этой же рукой вверх. Если тот же глаз повёрнут к виску, то стоит выставить вперёд правую ногу, и тянуться левой рукой. Попросите ребёнка проделать всё также, только спроецируйте манипуляции для левого глаза.

Специальные упражнения от косоглазия для малышей

Как известно детей трудно удержать на месте, привлечь к занятиям и т.д. Если ребёнок совсем маленький и не может выполнить упражнения, описанные выше, то следует позаниматься по методике для совсем маленьких детей, которая поможет вылечить косоглазие:

  1. Приготовьте специальные рисунки. Они должны быть по типу: «Найди 5 отличий». В игровой форме ребёнок с интересом будет заниматься, отыскивать мелкие детали, концентрируясь на двух рисунках. Также для более взрослых детей можно использовать рисунки-лабиринты.
  2. Развивающая шнуровка, отлично поможет в лечении детского косоглазия. В продаже имеются различные шнуровки, но также её можно изготовить самостоятельно. Вырежьте из картона круг, внутри него проделайте отверстия (8-10 шт.) разной формы. Протягивая шнурок через эти отверстия, ребёнок будет концентрировать внимание и на отверстиях и на шнурке, тем самым тренируя глаза.
  3. Приготовьте увлекательную игру: начертите на листке бумаги равное количество клеток. Заполните их парными рисунками (в разброс). Предложите малышу отыскать одинаковые рисунки, путём вычёркивания.
  4. Вкрутите в настольную лампу лампочку мощностью 60 Ватт и положите в 5 см от нее пластилиновый шар. Прикройте малышу здоровый глаз повязкой и попросите задержать взгляд на шарике около 30 секунд. Расстояние от ребенка до лампы должно быть не менее 40 см. Малыш при этом должен видеть тёмную окружность со светлым центром. После этого покажите ребёнку карточки с буквами. Занимайтесь до тех пор, пока малыш будет видеть зрительный образ.

Одновременно, с вышеописанными упражнениями для глаз при косоглазии следует выполнять гимнастику с целью усовершенствования подвижности глаз, которая требует создания несложных учебных устройств для детей.

Важно: Любые манипуляции, проводимые в домашних условиях, такие как вышеописанные упражнения должны согласовываться с лечащим врачом!

В домашних условиях положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз.

Косоглазие поддаётся лечению, в зависимости от запущенности заболевания доктор подберёт правильное лечение, от которого и будет зависеть эффективность излечения.

Верно подобранные упражнения для глаз при косоглазии у ребёнка способны избавить от оперативного вмешательства.

Гимнастику лучше делать в первой половине дня. Следите за тем, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, и упражнения не доставляли малышу никакого дискомфорта.

Важно: все упражнения необходимо выполнять в очках!

Следите за здоровьем своих детей и своевременно обращайтесь к доктору за консультацией!

Дек 26, 2016 Doc



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх