Трудовое законодательство должностная инструкция заведующей доу. Должностная инструкция заведующей детским садом

В любом детском саду работает большой коллектив. Каждый сотрудник имеет определенный круг обязанностей. Иногда родителям не совсем понятно, к кому конкретно можно обратиться при возникновении у ребенка в детском саду каких-либо проблем. В дошкольном образовании существует свое руководство, которое не только налаживает работу, но и проводит консультации, беседы с родителями воспитанников.

Руководство детского сада

К администрации учреждений дошкольного типа относят заведующего, его заместителя и старшего воспитателя. У всех свои конкретные рабочие обязанности. Должность заведующего детским садом является определяющей в руководстве. Ее деятельность основывается на законе Российской Федерации «Об образовании», типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, уставе данного учреждения.

В обязанности заведующего детским садом входит комплектование групп детьми по их возрасту, состоянию здоровья, индивидуальным особенностям и запросам родителей. Также он занимается подбором кадров, руководит педагогами, и всем обслуживающим персоналом. Кроме того, данный специалист несет ответственность за рациональное грамотное распределение бюджетных ассигнований и средств, которые поступают из различных источников.

Родители имеют право обращаться к заведующему по всем вопросам, касающимся детского сада, вносить свои собственные предложения. У них есть возможность требовать от руководства дошкольного образования обеспечение ребенку подобающего ухода, воспитания, обучения, охраны и укрепления здоровья.

Структура должностной инструкции

Данный документ дает возможность эффективно определить обязанности трудящегося, его ответственность и права, а также предписывает, каким уровнем образования, квалификацией и опытом он должен обладать.

В организациях, которые ведут деятельность на основании инструкций, должны быть подготовлены данные на каждого сотрудника, находящегося в штатном расписании. Руководство не может являться исключением. Должностная инструкция заведующего детским садом является основополагающим документом в рабочей деятельности.

В законодательстве нет утвержденного шаблона для данного документа. Однако практика показывает, что в большинстве случаев инструкция составляется по следующему образцу:

  1. В первой главе описываются общие сведения о должности, а также требования к опыту работы и квалификации.
  2. Во второй главе описываются обязанности, которые возложены на заведующего.
  3. В третьей главе прописаны права трудящегося.
  4. В четвертой - виды и основания ответственности, которая возложена на заведующего.

Должностные обязанности

Зачастую должностная инструкция заведующего детским садом включает следующие обязанности:

  • Руководство общей работой в организации.
  • Грамотное обеспечение педагогической и хозяйственной деятельности.
  • Контроль за четким выполнением региональных, федеральных требований, которые установлены для учреждений дошкольного типа.
  • Проведение определенной работы с детьми, создание подходящих условий для их гармоничного развития.
  • Консультации с родителями или их законными представителями, касающиеся вопросов воспитания детей.
  • Работа по организации оздоровления и питания воспитанников.
  • Ведение контроля за работой сотрудников детского сада, ведение кадровой работы.
  • Заведующий представляет детский сад в контактах с различными организациями, органами власти.
  • Ведение контроля за соблюдением норм безопасности.

Конкретный перечень будет зависеть от особенностей работы дошкольного учреждения, поэтому на данного руководителя могут быть возложены и другие обязанности.

Кто имеет право занимать эту должность?

Как стать заведующим детским садом? Руководитель такого уровня должен обладать рядом качеств и соответствовать квалификационным требованиям. Образование заведующей детским садом должно быть высшее в экономике, педагогике или в управлении. Опыт работы в области педагогики должен быть не менее 5 лет. Иногда заведующий одновременно осуществляет и педагогическую деятельность. В этом случае трудящемуся необходимо соответствовать профстандартам для работников педагогической сферы.

Законодательством предусмотрены группы лиц, которые не имеют право занимать данную должность. К ним относятся люди, которые имели судимость, страдающие определенными заболеваниями и т.д. В должностной инструкции заведующего детским садом необходимо описать эти ограничения. Данный сотрудник должен обладать знаниями перечня необходимых нормативных актов, законов, устава детсада.

Права заведующего ДОУ

Законодательство установило основные права руководителей учреждениями. Во внутренних документах снова их прописывать необязательно. В разделе права заведующей детского сада есть смысл прописать такие права:

  • Требование содействия в исполнении обязанностей.
  • Обращение к вышестоящему руководству с поправками и предложениями по рабочим вопросам и т. д.

Заведующий детсадом имеет право:

  • Давать указания рабочего характера, которые обязательны для исполнения как руководителями структурных подразделений, так и конкретным специалистом.
  • Самостоятельно принимать решения, касающиеся наложения взысканий (материальных и дисциплинарных) на подчиненных, которые не выполняют или выполняют ненадлежащим образом свои рабочие обязанности. Также данный работник может поощрять специалистов, которые отличились хорошей работой.
  • Полностью распоряжаться имуществом и средствами дошкольного учреждения, соблюдая при этом требования устава, нормативных актов.
  • Требовать все необходимое для создания надлежащих профессиональных условий: оборудование, инвентарь, благоустроенное рабочее место, которые соответствуют санитарным, гигиеническим нормам и правилам и т.д.
  • Визировать и подписывать документацию, которая входит в пределы компетенции данного работника.

Законодательством предусмотрен ежегодный оплачиваемый удлиненный отпуск заведующего детским садом. Данный работник имеет право на досрочный уход на трудовую пенсию по старости, а также на получение бесплатной медицинской, социальной и профессиональной помощи в случаях, если повреждение здоровья произошло по причине несчастного случая на производстве или при получении профессиональной болезни.

Ответственность заведующего ДОУ

Законодательством также определена ответственность руководящих работников.

Профессия заведующий детского сада подразумевает следующие виды ответственности:

  • Материальная (гражданско-правовая).
  • Административная.
  • Дисциплинарная (согласно трудовому законодательству).
  • Уголовная.

Порядок оформления инструкции

Данный документ оформляют как отдельно, так и в качестве приложения к трудовому договору трудящегося. Должностная инструкция заведующего детским садом в некоторых случаях должна быть согласована с соответствующими подразделениями учреждения:

  • Юридический отдел.
  • Кадровая служба.
  • Муниципалитет и т.д.

В инструкции должны быть сведения о ее разработчике. После ознакомления с данным документом заведующий детсадом ставит свою подпись и под роспись получает второй заверенный экземпляр.

План работы

В ДОУ план по работе заведующего является одним из основных документов. Этот документ необходим для постановки определенных задач перед педагогическим коллективом, которые нужно выполнить в конкретные сроки. Заведующий дошкольным учреждением обязан составлять ежемесячный план, а также годовой.

Можно выделить наиболее распространенные задачи, которые входят в план работы:

  • Мероприятия, целью которых является работа с педагогическим составом.
  • Проведение работы с родителями или законными представителями воспитанников, целью которой является педагогическое просвещение.
  • Мероприятия, проводимые в процессе обучающей и воспитательной программы.
  • Работа, которую необходимо провести с обслуживающим и медицинским персоналом детсада.

Данный документ можно оформить в любой форме: цикличной, схематично-блочной, месячной, календарной и т.д. План работы на год нужно составлять, учитывая профессиональный уровень педагогического состава и особенности конкретного учреждения. Этот документ должен быть нацелен на весь педагогический коллектив, он должен совершенствовать совместную деятельность сотрудников. Соответственно, важным моментом является то, что каждый работник должен четко понимать его роль в организации рабочего процесса. Это напрямую связано в эффективностью реализации прописанных в плане задач.

Циклограмма работы заведующего ДОУ

Цель циклограммы - регламентирование деятельности заведующего во временных границах и в строго определенной последовательности. Плюсом этого документа является то, что он наглядно отображает управленческие процессы, их цикличность, сбалансированность всей рабочей деятельности руководителя. Схема-циклограмма составляется, согласно требованиям ФГОС ДО.

На подобных принципах составляется циклограмма деятельности заместителя и всех педагогов. По факту это очень полезный документ. Если не принимать его составление только за обязанность, то его можно впоследствии использовать, как довольно эффективный инструмент в совершенствовании работы ДОУ. С каждым разом при составлении циклограммы появляется опыт по планированию и согласованию режимного и учебного блоков, которые привязаны ко времени.

План по самообразованию

Он составляется на основе ключевой проблемы ДОУ. В шапке документа необходимо указать цели, темы, задачи, предполагаемый результат, перечень вопросов. Предусматривается и форма отчета о проделанной за год работе - выступления на заседаниях, педагогических советах.

При составление этого документа необходимо в индивидуальной форме зафиксировать следующие этапы: прогностический, диагностический, обобщающий, практический, внедренческий. Также в состав плана по самообразованию входит содержание проведенной работы по самообразованию, практическая деятельность и сроки.

Зарплата заведующего детсадом

Средний доход данного работника в России составляет 45 тысяч рублей. Стоит понимать, что среднее значение берется, учитывая как муниципальные, так и частные детсады. Работа заведующих детским садом в муниципальных учреждениях оплачивается по довольно низким тарифам.

В частном заведении заработная плата заведующего может достигать 130 тысяч рублей. Здесь доход зависит непосредственно от:

  • Количества воспитанников.
  • Участия д/с в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Специализированной направленности.
  • Опыта сотрудника.
  • Региона.

Самая большая заработная плата фиксируется у заведующих в Санкт-Петербурге и Москве - от 60 до 120 тысяч рублей. Учитывая, что МРОТ растет, то и оплату специалистов вскоре должны пересчитать. Она должна увеличиться.

Большое количество вакансий данной специальности в следующих регионах:

  • Московская область — 53 %.
  • Ростовская область — 12 %.
  • Ленинградская область — 14 %.
  • Республика Татарстан — 5 %.

Заключение

Будущие работники в этой сфере должны представлять себе, что работа заведующего ДОУ имеет ряд трудностей, которые не каждому по плечу. Во-первых, зачастую на коллектив и учреждение поступают жалобы анонимного характера. Во-вторых, постоянные проверки, начиная от санитарно-эпидемических служб, заканчивая вышестоящими инстанциями. В-третьих, если воспитанник получает в учреждении травму или пищевое отравление, то детский садик подвергают усиленной проверке, а абсолютно за все несет ответственность заведующий учреждением.

«Я считаю, что о качествах менеджера

надо судить по тому, как хорошо он может

организовать большое число людей и

насколько эффективно он может добиваться

наилучших результатов от каждого из них,

сливая в единое целое».

А.Морита

Образование в традициях всех времен, у разных народов всегда было в центре внимания. Какой бы период времени мы не рассматривали, вопросы, касающиеся образования наших детей, подрастающего поколения, всегда были и остаются актуальными. Успешность образования, его качество, его перспективы во многом зависят от того, кто этим образованием управляет. Если рассматривать дошкольное образование, то здесь роль современного руководителя, роль заведующего дошкольной организации имеет большое значение. И, конечно, в настоящее время, время стремительных и постоянных перемен в образовании, время повышенного спроса к качеству образования со стороны родителей (заказчиков образовательной услуги) особенно актуальной становится роль заведующего дошкольным учреждением, который должен уметь не только грамотно организовать образовательный процесс, но и сделать его экономически эффективным. Сегодня, руководители детских садов работают в условиях рыночной экономики, и они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от поиска путей повышения качества образования до нахождения способов зарабатывания денег. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной дошкольной организации?

Современные требования к образованию меняют позицию заведующего детского сада как управленца. Ему, грамотному руководителю, для того, чтобы поднять имидж учреждения на более высокую планку, нужны знания по вопросам управления финансами и экономики, ведь иначе уровень дошкольного учреждения не сможет подняться на ступень, которую ставят запросы общества. Для того, чтобы дошкольное учреждение «выросло в цене», в современном мире ускоряющихся технологий и инноваций, для этого заведующему детским садом необходимо обладать стратегическим мышлением, хорошо знать образовательный процесс, уметь грамотно им управлять, видеть свое учреждение вперед, на «далекую перспективу». Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задачей современного дошкольного учреждения.

Для развития инновационной деятельности в детском саду необходимо грамотное, умелое владение заведующим новыми технологиями. И только когда руководитель дошкольной организации на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом. Отношение к внедрению новых технологий в ДОУ со стороны заведующего, его понимание сути и необходимости данного внедрения, его увлеченность этим процессом, обязательно будет способствовать возникновению у коллектива желания участвовать в процессе внедрения инноваций, будет способствовать расширению творческого потенциала у педагогического персонала, и, соответственно, способствовать росту имиджа дошкольного учреждения. Заказчики (родители), видя коллектив учреждения в постоянном поиске творческих идей и инноваций, способствующих улучшению качества образования, всегда будут ставить в приоритет ваше дошкольное учреждение.

Эффективный руководитель современной дошкольной образовательной организации решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Дошкольный менеджмент необходим не только для эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений, а также в организации контроля и анализа их выполнения. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Для эффективных изменений в сфере дошкольного образования руководитель детского сада – главная, ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации современного дошкольного образования зависит очень многое: выпуск детей, дальнейшая учеба ребенка в школе, в высшем учебном заведении. Вроде бы все просто… Но как будет ребенок учиться? С желанием, с творческой активностью, с предвидением успеха или наоборот? Ведь именно период дошкольного детства является сензитивным периодом в развитии ребенка. Ребенок-дошкольник, как «губка» впитывает в себя то, что ему закладываем мы, взрослые, педагоги в детском саду, и от того, что именно и как мы заложим ребенку, в будущем повлияет на его дальнейший жизненный выбор и возможно его судьбу. А наши дети – это будущее России, будущее нас с вами. Можно ли еще что-то говорить…

Заведующий детского сада, воспитанники, родители, педагогический коллектив... В таком едином тандеме должен работать современный руководитель. Он должен этим тандемом руководить, укреплять и направлять его в нужное русло, созидать новые пути движения вперед. Для этого заведующий должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью. Он должен заботиться о роли педагога в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в детском саду комфортных условий для развития и обучения ребенка, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. И совет руководителю, почаще выкраивать время для общения с воспитанниками и коллегами, родителями, поскольку именно общение помогает в укреплении отношений со всеми участниками образовательного процесса.

Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы дошкольного учреждения зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Профессиональная компетентность заведующего детским садом сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных целей.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает- то узнает, найдет выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это, прежде всего то, что при любыхобстоятельствах на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность.

Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное - терпимость к окружающим. Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает - это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач эффективности работы руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. «Менеджмент – это развитие, воздействие на людей» - так много лет назад сказал Лоуренс Эппли, президент Американской ассоциации управления. И больше добавить нечего.

Любым учреждением, в том числе и детским садом, предполагают обеспечение стабильной работы коллектива сотрудников как в период присутствия заведующего на рабочем месте, так и в период его отсутствия. Отсутствие может быть кратковременным, когда не требуется назначение другого человека для того, чтобы исполнять обязанности руководителя (отъезд в вышестоящую организацию, на встречу с учредителем или для по снабжению детского учреждения продуктами питания, игрушками либо медицинскими препаратами). А может быть и долговременным, когда приказом заведующего назначается исполняющий обязанности руководителя на срок его отсутствия (на время командировки, болезни или стажировки).

На свое место заведующий обычно назначает старшего воспитателя, методиста или заместителя заведующего по В современных детских садах это все - наименования одной и той же должности, но имеющие разные возможности в период исполнения обязанностей руководителя детским садом. Если исполняющий обязанности заведующего ранее был старшим воспитателем, то переход его на новую должность будет ему материально невыгоден, т. к. его квалификационная категория распространяется только на исполнение им должности воспитателя в детском саду. При исполнении им функции заведующего оплата производится без учета квалификационной категории, если только старший воспитатель не прошел аттестацию по двум должностям в данном учреждении: воспитателя и управленца. Наиболее выгодный вариант - если временно исполняющий обязанности заведующего будет выполнять его работу без освобождения от выполнения работы по основной должности, т. е. будет оформлено внутреннее совместительство. Такой вариант является более распространенным, т. к. статья 151 ТК РФ устанавливает в этом случае неограниченные сроки исполнения обязанностей, тогда как при полной замене в должности такое исполнение возможно сроком не более одного месяца. Это выгодно для работников образования, т. к. длительность их отпуска - как минимум 36 рабочих дней.

Для лица в должности заместителя заведующего детским садом таких проблем нет. Он, как правило, имеет квалификационную категорию управленца, и в его функциональных обязанностях заложена строка о том, что на время отпуска руководителя именно он - исполняющий обязанности, со всеми правами и обязанностями своего начальника. Он может быть на этот же срок отстранен от выполнения своих непосредственных обязанностей по воспитательной работе.

Если же заместитель заведующей работает в по совместительству, тогда для того, чтобы вступить в должность заведующего, он должен взять отпуск по основному месту работу на такой же срок (ст. 347 ТК РФ). Ограничения в его деятельности определены ст. 345 ТК, которая регламентирует работу совместителей, работающих только половину времени по указанной должности. Таким образом, совместитель - это работник, который исполняет обязанности руководителя только наполовину.

Если по каким-то причинам заместители не смогли выполнять работу заведующего во время его отпуска, тогда исполняющий обязанности директора назначается учредителем из числа внутренних работников, имеющих опыт работы в данной должности, или на этот срок принимается человек со стороны. У данных работников отсутствует право подписи документов материального характера, если на то не составлена отдельная доверенность от заведующего учреждением. При отсутствии такой доверенности, но необходимости заключать договора, исполняющий обязанности заведующего имеет право известить отсутствующего работника о совершении сделки. Тот же, в свою очередь, должен явиться в назначенное время для подписания документов на свое рабочее место.

Заведующего во время отсутствия руководителя имеет возможность продемонстрировать учредителю свой потенциал в сфере управления, что может стать стимулом и причиной для предоставления ему вакантной должности заведующего в другом дошкольном учреждении.

Должностные инструкции директора детского сада разрабатываются с учетом положений, которые содержатся в действующем законодательстве, а именно:

  • · в Приказе Минобрнауки России от 17.10.13 №1155;
  • · в Приказе Минздравсоцразвития от 26.08.10 № 761н;
  • · в ФЗ №273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, эта она не противоречит положениям трудового законодательства, на которое возложены задачи урегулировать отношения между работником и работодателем в сфере труда. Все эти положения справедливы не только для директоров муниципальных дошкольных заведений, но и для руководителей частных детских садов. Их несоблюдение ведет к лишению лицензии на осуществление деятельности.

Общие сведения

Должностные инструкции директора детского сада содержат положения, которые устанавливают определенные требования для кандидатов. Совсем не обязательно, чтобы им был профессиональный педагог. Допускается, что таким лицом может быть гражданин с высшим профессиональным образованием с дополнительным образованием по направлениям:

  1. Государственное и муниципальное управление.
  2. Менеджмента и экономики.

Стаж работы таких граждан - не менее 5 лет. Необязательно, чтобы это была педагогическая сфера. Допускается и пятилетний стаж руководителем по другим направлениям.

Директор детского сада приравнивается к заведующему, на него распространяются такие же требования. Это касается и запрета на совмещение занимаемой должности с другой работой, где он будет осуществлять руководство персоналом.

Запрещается выполнять обязанности заведующего детским дошкольным учреждением по совместительству.

Директор обязан:

  1. Выполнять обязанности, возложенные на него.
  2. Соблюдать трудовое законодательство.
  3. Соблюдать требования пожарной безопасности.

Независимо от полученного профессионального образования, директор детского сада обязан знать:

  1. Как развивается образовательная система страны, ее приоритетные направления.
  2. Законы, на основании которых организуется учебная и физкультурно-спортивная деятельность.
  3. Актуальные направления психологии и педагогики, которые практикуются в детских садах.
  4. Программу, по которой осуществляется воспитание дошкольников.
  5. Требования гигиены и правила физиологии.
  6. Как организуется финансово-хозяйственная деятельность детсада.

Это далеко не полный перечень всех знаний и умений, которыми обязан обладать директор. Права ребенка он обязан рассматривать через призму положений Конвенции ООН. Обязательное знание всех положений, касающихся деятельности детсадов, которые вмещают нормы права законодательства:

  • · гражданского;
  • · трудового;
  • · административного;
  • · бюджетного;
  • · налогового.

Поскольку директору-заведующему предстоит управлять персоналом, ему необходимо владеть навыками менеджмента и основами управления. Кроме того, он обязан понимать в делопроизводстве, управлении проектами и правилах эксплуатации помещений детсадов.

Важно! Все эти обязанности, функции, права и требования прописываются в должностной инструкции, которую директор обязан выучить. Вместе с ней ему предстоит досконально изучить порядок действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также технику безопасности и противопожарную защиту.

Направления деятельности

Директор частного детского сада, как и муниципального учреждения выполняет ряд функций, а именно:

  1. Руководить учреждением в соответствии с действующим законодательством.
  2. Следить за выполнением воспитательно-образовательной программы.
  3. Принимать все меры, чтобы предоставляемые услуги были безопасными и качественными.

Все это достигается за счет выполнения обязанностей, которые возлагаются на руководителя и прописываются в договоре.

Для этого директор частного детского сада (как и муниципального или ведомственного) наделяется следующими правами:

  1. Представляет интересы садика перед физическими и юридическими лицами, органами власти.
  2. Выдавать акты локального значения (приказы, распоряжения).
  3. Вести дисциплинарную практику – наказывать или поощрять подчиненных.
  4. Устанавливать доплаты, премии, надбавки, другие выплаты персоналу заведения.
  5. Управлять казначейскими счетами в банковских и казначейских учреждениях.
  6. Заключать трудовые договора с персоналом или соглашения с родителями об оказании платных услуг.
  7. Определять сведения, представляющие коммерческую тайну и принимать меры по их защите.

При выявлении условий, которые могут негативно сказаться на здоровье и жизни детей, директор имеет право (и даже обязан) запретить проведение воспитательно-образовательного процесса. В случае необходимости, он может отменять занятия, вносить в них корректировки, объединять группы или разъединять их.

Директор частного детского садика имеет право на ежегодный отпуск, который оплачивается за счет учреждения.

Пример инструкции (от отрасли не зависит ее формат и выглядит она одинаково):


Предусмотренная ответственность

Если брать такую профессию, как директор детского сада, зарплата у него сильно зависит от региона. Например, ее среднее значение составляет:

  1. В Московской области – около 100 т.р.
  2. В Ленинградской области – около 50 т.р.
  3. В Красноярском крае – около 30 т.р.

Вместе с этим он несет административную, дисциплинарную и уголовную ответственность за нарушения, связанные с деятельностью дошкольного учреждения. Эта ответственность прописывается в должностной инструкции и наступает в следующих случаях:

  1. Недостаточный уровень квалификации учреждения.
  2. Плохая реализация образовательных программ.
  3. Жизнь и здоровье детей подверглись опасности.
  4. Нарушены права ребенка или кого-то из сотрудников.
  5. Нарушены права на образование.

Трудовым законодательством предусматривается дисциплинарная ответственность заведующего детсадом в случае частичного или полного невыполнения:

  1. Распоряжений, которые поступили с департамента образования.
  2. Требований, предусмотренных в локальных актах учреждения – правила, приказы, устав.
  3. Обязанностей, предусмотренных уставным документам.

Одним из дисциплинарных наказаний является увольнение. Диапазон нарушений, за которые директор частного детского сада может понести наказания, очень широкий – от нецелевого использования средств до нарушения правил пожарной безопасности.


Важно знать! Методы воспитания, которые связаны с физическим или психологическим насилием над детьми, являются не только основанием для освобождения от занимаемой должности, но в некоторых случаях указывают на признаки преступления. Тогда директор частного детского сада может оказаться на скамье подсудимых.

Дополнительные положения

Должностные инструкции директора детского сада, как частного, так и муниципального или ведомственного, предусматривают ненормированный рабочий график. При этом количество рабочих часов не может превышать 40 в неделю.

Заведующий самостоятельно планирует свою работу, своевременно готовит и предоставляет отчетную документацию в управление образования. От него поступают методички, касательно организации учебно-воспитательного процесса. Полученная информация доводится до педагогического коллектива учреждения. Все вопросы, которые касаются распоряжения имуществом учреждения, директор согласовывает с учредителями.

Также обязанности включают в себя все пункты, которые определяют круг прав и обязанностей, функции заведующего. Они подписываются лицом, которое их отрабатывает и самим директором. В противном случае, при совершении какого-либо нарушения привлечь директора к ответственности может оказаться затруднительно.

Аттестация в детском саду

Заведующая детским садом ДОУ - Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам ДОУ

Заведующий детского сада ДОУ Должностные обязанности

  1. Осуществляет руководство ДОУ в соответствии в его Уставом и законодательством РФ.
  2. Определяет стратегию, цели и задачи развития дошкольного учреждения. Совместно с Советом педагогов и общественными организациями, осуществляет разработку, утверждение и внедрение программы развития ДОУ.
  3. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание.
  4. Решает методические, административные, финансовые и др. вопросы.
  5. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических, медицинских и др. работников ДОУ.
  6. Определяет должностные обязанности работников.
  7. Создает условия для повышения их профессионального мастерства.
  8. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально – психологический климат в коллективе.
  9. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
  10. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях.
  11. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.
  12. Несет ответственность за реализацию образовательных программ, качество воспитания и образования выпускников детского сада, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод воспитанников и работников ДОУ во время воспитательно - образовательного процесса в установленном законодательством РФ порядке
  13. Формирует контингент воспитанников, обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном воспитанников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы.
  14. Принимает меры к созданию условий для поддержки их родственных связей.
  15. Обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями (лицами, их заменяющими).

Должен знать:

  1. Конституцию РФ, Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
  2. Конвенцию о правах ребёнка;
  3. Педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления ДОУ;
  4. Основы экономики, права, социологии, организации финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;
  5. Административное, трудовое и хозяйственное законодательство;
  6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением;
  • Обеспечивает систему контроля за качеством работы воспитателей;
  • Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов и строит работу с педкадрами на ее основе;
  • Активно участвует в методической работе города (района): выступает на МО, семинарах, работает в творческих группах по актуальным проблемам;
  • Изучает и обобщает опыт работы воспитателей и специалистов ДОУ, имеет свой обобщенный опыт;
  • Организует в системе педагогическую пропаганду среди родителей, обеспечивает дифференцированный подход и нетрадационные формы работы с семьей
  • Должен отвечать требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением I квалификационной категории;
  • Осуществляет мониторинг профессионального роста педагогов;
  • Организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
  • Участвует в методической работе в городе (районе) в качестве руководителя МО, проблемного семинара, творческой группы по интересам, лектора на курсах повышения квалификации. Имеет авторские методические и управленческие разработки;
  • Пропагандирует опыт работы воспитателей и свой опыт на педчтениях, конференциях, форумах в городе (районе), области;
  • Внедряет в практику работы ДОУ вариативные программы, новые педагогические технологии.

Показатели оценки уровня профессиональной компетентности заведующего

Показатели для оценки уровня профессиональной компетентности

Кол-во баллов
Показатели квалификации
Знание:
- стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики;
- целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий дошкольного образования;

Видов дошкольных образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;

- основ экономики образования;
- нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования;
- теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере дошкольного образования;
- принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности;
- систем и методов материального стимулирования работников;
- стилей эффективного руководства коллективом;
- современных методов контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении;
- требований к ведению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.
Показатели профессионализма
Умение:
- анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения;
- разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции);
- разрабатывать программы развития образовательного учреждения;
- строить организационную структуру управления образовательным учреждением;
- планировать и организовывать контроль деятельности учреждения;
- мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации;
- предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;
- проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу.
Показатели продуктивной деятельности
Дошкольного образовательного учреждения (структурного подразделения):
- сохранение контингента воспитанников;
- освоение детьми образовательной программы;
- результаты инновационной образовательной деятельности;
Руководителя:
- состояние нормативно-правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения;
- программа развития учреждения (структурного подразделения)
- состояние учебно-материальной (материально-технической) базы учреждения: наличие, использование, развитие;
- количественные и качественные характеристики движения кадрового состава;
- социально-психологический климат в руководимом коллективе;
- качество и уровень санитарно-гигиенических условий;
- состояние делопроизводства.

Примечание

1. Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:

0 баллов – знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;

1 балл – наличие знаний, умений или результатов деятельности;

2 балла – высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.

2. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 50, старшему воспитателю присваивается первая квалификационная категория, а свыше 50 баллов – высшая квалификационная категория.

Анкета
«Заведующий глазами воспитателя»

Уважаемые коллеги! Просим оценить по всем пунктам анкеты профессиональные и личностные качества руководителя учреждения. Надеемся, что ваши ответы будут искренними.

Внимательно прочтите пункты анкеты и против каждого из них поставьте баллы:

9–8 - качество проявляется практически всегда.

7–6 – проявляется часто.

5-4 – качество проявляется в 50% случаев

3-2 – качество проявляется редко.

1 – качество практически отсутствует

0 – не могу оценить.

Качество Баллы
1. Умеет вызвать и поддержать интерес коллектива к какой-либо проблеме.
2. Поднимает вопросы, которые часто вызывают дискуссии.
3. Следит за реакцией педагогов.
4. Соблюдает логическую последовательность в изложении материала.
5. Хорошо разъясняет сложные места.
6. Обладает высокой культурой речи, нормальным темпом изложения.
7. Умеет снять напряжение, усталость.
8. Ориентируется на использование нововведений
9. Творчески подходит к своему делу
10. Проявляет доброжелательность и такт по отношению к педагогам.
11. Объективно оценивает деятельность педагогов.
12. Уважительно относится к коллегам.
13. Располагает к себе манерой поведения и внешним видом.
14.Быстро принимает решение в сложной ситуации

Анкета "Оценка деятельности заведующей педагогическим коллективом"

Анализируется общее количество отрицательных ответов. Делается вывод о недостатках. Можно давать количественную оценку в зависимости от того, каков разброс в мнениях. Ответ по каждому суждению - да, нет.

  1. Уважаем ли мы его?
  2. Чувствуем ли мы себя спокойно в его обществе?
  3. Он вызывает раздражение:
    • своим бестактным поведением
    • непродуманными действиями
    • несправедливостью
    • другими действиями
  4. Уделяет ли должное внимание благополучию своих подчиненных
  5. Умеет ли хорошо организовать работу своих подчиненных
  6. Соответствует ли уровень его компетентности выполняемой работе и занимаемой должности
  7. Производи? ли в целом хорошее впечатление
  8. Обладает ли качествами, необходимыми хорошему руководителю
  9. Умеет ли поддерживать дисциплину
  10. Много ли уделяет внимания изучению смежных научных проблем
  11. Много ли уделяет внимания вопросам, связанным с задачами своего подразделения
  12. Имеет ли склонность к пониманию людей
  13. Обладает ли: спокойствием стойкостью выдержкой
  14. Обладает ли энтузиазмом и другими качествами, позволяющими сплачивать людей, создавать оптимистический настрой
  15. Можно ли работать под его руководством спокойно, уверенно, без страха и сомнений
  16. Обладает ли он чувством меры при распределении своего времени
  17. Может ли он думать спокойно, рассудительно, не впадая в излишние эмоции
  18. Умеет ли он принимать решения неполной и противоречивой информации
  19. Способен ли он изыскать новые средства, возможности и лучшие методы
  20. Оригинальны ли его решения


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх