Трудотерапия психически больных. Виды работ, выполняемых в процессе трудовой терапии Вознаграждение за трудотерапию оформление в психбольницах

Страница 1 из 12

Библиотека врача
Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице
Издание второе, переработанное и дополненное
ИЗДАТЕЛЬСТВО "МЕДИЦИНА" МОСКВА - 1970
Л. Г. Яркевич

В работе «Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице» обобщены многолетние наблюдения по трудовой терапии во внутриотделенческих мастерских старейшей в Москве Психиатрической больницы № 3.
Методически разработано и популярно излагается, как правильно организовать лечение трудом внутри отделений, как во время лечебного труда надо правильно обращаться с больными, дана методика вовлечения в трудовой процесс труднововлекаемых больных (аутичных, заторможенных, депрессивных и т. д.).
Даны описания различных состояний больных, видов труда, наиболее показанных при этих состояниях; рассказывается, как правильно применять виды труда для оказания благотворного воздействия на больных. Подробно раскрывается роль трудинструктора в привитии больным трудовых навыков, в создании у больных установки на труд.
В работе показана трудотерапия как целенаправленная деятельность больных и как подготовка к дальнейшему трудоустройству психически больных.
Работа предназначена для работников трудовой терапии, как постоянное методическое пособие инструкторам и среднему медицинскому персоналу при организации и проведении лечебного труда больных внутри отделений.
В настоящее время подготовка инструкторов трудовой терапии является актуальным вопросом. Со времени применения психотропных средств роль трудотерапии и требования к ней возросли. Известно, что это лечение способствует более быстрому выходу больных из острого психотического состояния и тем самым более раннему вовлечению больных в трудовые процессы.
Поэтому очень важен опыт методически правильного вовлечения больных в трудовые процессы, опыт правильного проведения этого метода терапии. Обобщение этого опыта желательно сделать доступным широкому кругу трудинструкторов и среднему медицинскому персоналу.
Работа иллюстрирована рисунками и фотографиями изделий труда больных, а также иллюстрациями по методике хранения острых инструментов, рамок, досок и т. д. Работа снабжена материалами по документации этого лечения и списком литературы.

Предисловие

Работа Л. Г. Яркевич «Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице» является результатом обобщения многолетнего опыта автора по организации трудовой терапии в Московской городской психиатрической больнице № 3. Это является ценным качеством работы и определяет характер и задачи труда Л. Г. Яркевич: показать с большим знанием дела, как практически проводится трудовая терапия и каковы принципы и особенности ее организации в условиях психиатрической больницы. В работе отражены все существенные стороны этого процесса - подбор больных, подбор труда в зависимости от профиля отделения и состояния больного, подбор инвентаря для отдельных видов труда и наблюдение за тем, как больные пользуются им и т. д. Это дело очень серьезное в условиях психиатрической больницы и требует максимум внимания. Работа Л. Г. Яркевич может быть полезной не только для сестер-трудинструкторов, но и для врачей-психиатров.
Книга написана доходчиво и поэтому доступна широкому кругу читателей. Работа имеет много достоинств, показывает подробно весь процесс трудовой терапии, когда в практике лечения психически больных широко применяются новые психотропные средства. Это имеет немаловажное значение для трудотерапии при современных условиях лечения ввиду полного отсутствия учебной и методической литературы по трудовой терапии. Работа Яркевич несомненно восполнит этот пробел. Личными наблюдениями автор обобщает и богатый исторический опыт нашей больницы, имеющей славные традиции.
В Психиатрической городской больнице № 3 (бывшей Преображенской) родилась идея трудовой терапии. Лечение трудом в стенах больницы проводилось с 1811 г.

Общие организационные вопросы

Прием больных на лечение трудовой терапией

За последние годы в области советского здравоохранения достигнуты большие успехи, в том числе в клинической психиатрии и лечении психически больных. В общем комплексе современного лечения психически больных с широким применением новейших психотропных лекарственных средств широко применяется и трудовая терапия, которая приобретает все возрастающее значение в актуальной проблеме социально-трудовой реадаптации и реабилитации больных.
Известно, что трудовая терапия в современной клинической психиатрии, как в стационарных, так и в амбулаторных условиях, находит всеобщее признание. Трудовой терапии посвящен ряд научных исследований ведущих отечественных клиницистов-психиатров.
Рассматривая трудовую терапию как этап лечебной реадаптации больных, рациональное ее применение может быть обеспечено лишь в том случае, если при назначении лечебного труда будут тщательно учтены индивидуальные особенности личности больного наряду с клиническими особенностями проявления его заболевания. Известно, что сами больные в условиях стационара по-разному расценивают лечебный труд. Одни больные склонны считать лечебную мастерскую «артелью», и нередко отрицательно относятся к трудовым процессам и к инструктору по труду. Другие больные, наоборот, активно стремятся работать, чтобы доказать (по бредовым мотивам), что они «психически здоровы» и не хотят «даром есть хлеб». Поэтому врач, назначивший больному трудотерапию, а также инструктор по труду, знакомящийся со вновь поступившим больным, должны в доступной форме разъяснить ему, что трудовая терапия - один из видов необходимого для него лечения, которое может облегчить его состояние и ускорить выздоровление.
Первоначальная беседа врача и инструктора по труду с больным, которому назначен лечебный труд, очень важна, так как наш опыт наблюдения за больными показывает, что, если первое впечатление о необходимости участия в трудовых процессах y больного сложилось неправильное, его очень трудно в дальнейшем переубедить.
В личной беседе с инструктором по труду врач обычно обращает особое внимание инструктора на агрессивных и суицидальных больных и подчеркивает, что этим больным нельзя доверять острые, режущие или колющие инструменты.
Больных, назначенных врачом на трудотерапию, дежурная сестра отделения больницы должна ежедневно сопровождать в лечебную мастерскую под непосредственное наблюдение инструктора по труду. Инструктор должен активно и приветливо встретить больных, поздороваться с каждым из них, обращаясь к больному по имени и отчеству, указать место, предназначенное для работы, пока каждый больной не привыкнет к своему постоянному рабочему месту. При этом инструктор по труду и сам должен запомнить рабочее место каждого больного для осуществления систематического наблюдения за ним. Знание мест размещения больных в лечебнотрудовой мастерской помогает инструктору по труду избежать ошибок при раздаче инструментов для работы и лучше запомнить, что такому-то больному, который сидит всегда там-то, вручены нужные для его работы инструменты. Если больной, получив и передав инструмент другому, отрицает, что он получил инструмент, инструктору по труду также поможет зрительная память индивидуального размещения больных в мастерской, рабочее место, где именно он вручил данному больному инструмент. При этом пропавший инструмент должен быть найден немедленно!
Больного, вновь пришедшего в лечебную мастерскую, инструктор по труду, как правило, усаживает ближе к себе. Только понаблюдав за больным и достаточно полно ознакомившись с особенностями его болезненного состояния и поведения в условиях мастерской, инструктор может выделить такому больному рабочее место среди других работающих больных.
Одновременно инструктор по труду стремится заинтересовать больного в предпочтительном выборе вида труда с учетом его профессионально-трудовой направленности в жизни.
Индивидуальный подбор вида лечебного труда, соответствующего трудовым установкам больного, имеет немаловажное значение и повышает терапевтический эффект этого вида лечения психически больных.
При повторном поступлении больного в больницу для участия в трудовой терапии от инструктора также требуется неослабная бдительность, так как побывавшие дома больные часто неправильно, некритически расценивают свое болезненное состояние и при возвращении в больницу бывают крайне озлоблены: «Зачем опять заперли в больницу?». Нередко такие больные стремятся к побегу, скрывая это от врачей. В состоянии озлобления эти больные могут находиться продолжительное время и иногда проявлять агрессию по отношению к окружающим. Отношение инструктора по труду к повторным больным должно быть таким же бдительным, как и к первичным, острые инструменты им также доверять нельзя.
Инструктор по груду знакомится с каждым первичным больным, подробно и бережно расспрашивает его в непринужденной беседе, стремясь установить с ним простые, правильные отношения. Осуществляя в дальнейшем наблюдение за этим больным в соответствии с указаниями врача, инструктор решает, с какими больными рядом посадить вновь прибывшего за рабочий стол. В процессе беседы опытный инструктор устанавливает особенности отношения больного к лечебному труду, к тому или другому виду труда и к окружающим его лицам.

Пациенты изготавливают игрушки: трудотерапия в психиатрическом госпитале. США, период Первой Мировой Войны.

Трудотерапия психически больных - область медицинской практики , пограничная между психиатрией , клинической психологией и психологией труда , центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность , моделируемую в стационаре или на производстве.

Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных (по С. Г. Геллерштейну):

  1. Профессиональная реадаптация: возврат к прежней профессии , когда коллеги «дефект не замечают».
  2. Производственная реадаптация: возврат к труду , но при снижении квалификации.
  3. Специализированно-производственная реадаптация.
  4. Лечебно-производственная реадаптация.
  5. Внутрисемейная реадаптация: выполнение домашних обязанностей.
  6. Внутрибольничная реадаптация: при глубоких дефектах психики.

Эффективность и противопоказания

Терапия занятостью начинает распространяться в Советском Союзе с 1930-х гг . Почему трудотерапия помогает? Геллерштейн указывает на следующие важные признаки трудотерапии, влияющие на восстановление активности больных:

  1. Соответствие человеческим потребностям
  2. Мощное воздействие упражнения
  3. Мобилизация активности, внимания и т. д.
  4. Необходимость приложения усилия, напряжения
  5. Широкие возможности компенсации
  6. Преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их дозировки
  7. Включение в жизненно полезный ритм
  8. Результативность, предпосылки организации обратной связи
  9. Благодатное поле для отвлечения, переключения, смены установки
  10. Рождение положительных эмоций - чувства удовлетворения, полноценности и др.
  11. Коллективный характер труда.

Противопоказания к трудотерапии

Принципы трудотерапии

При трудотерапии надо ориентироваться на доступные больному виды труда и его зону ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Для этого используется особая модификация профессиографии (Геллерштейн).

Принципы использования трудотерапии:

  1. Труд больных должен быть результативным, и больной должен видеть результаты своей деятельности.
  2. Необходим индивидуальный учёт выработки больных.

Трудотерапия при конкретных видах психопатологии

  • Галлюцинаторный синдром . Активное включение больных в труд приводит к ослабеванию галлюцинаций . Но труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации . Механизм лечебного действия труда в этих случаях: подавление патологической доминанты и создание новой трудовой доминанты. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями; активный труд уменьшает такую поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.
  • Депрессивные состояния . Больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть исключительно индивидуальным, позволяющим оценивать продуктивность и чередовать различные формы работы. Эта работа должна опираться на привычные навыки , важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной, полезной деятельности.
  • Двигательная заторможенность . Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. Метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает с больным на спаренной работе, выделяет свойственный больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и др.
  • Умственная отсталость . Если у этих больных есть интерес к труду, то они ничем не отличаются от здоровых (по экспериментальным данным). У умственно отсталых (например, при болезни Дауна) хорошо развита моторная память и исполнительность (они очень старательны); кроме того, они очень эмоциональны и эмпатийны .

Отношение пациентов к трудотерапии, реформирование

Негативное отношение части пациентов психиатрических больниц к трудотерапии связано с тем, что она воспринимается как принудительная мера и часто не соответствует профессиональному уровню пациента .

Сохранились воспоминания бывшего пациента Сычевской СПБ, диссидента М. Кукобаки: «Так называемая “трудотерапия” превратилась в доходное коммерческое предприятие для властей. Станки расставлены без учета санитарных норм, теснота. Вся вентиляция - это несколько форточек. Больных под прямым или косвенным давлением вынуждают работать с утра и до вечера. В летние месяцы практикуются работы и после ужина. Разумеется, все это формально на добровольных началах. Но попробуй не пойти! Тут же обнаружат у тебя “изменение состояния”, и начнется истязание различными уколами, травля со стороны санитаров-уголовников и т.д.» . Сходные впечатления остались и у В. П. Рафальского, проведшего двадцать лет в психиатрических больницах специального типа: «При психушке фабрика на пятьсот машинок. Рабочий день - шесть часов, благодаря Богу, ибо на фабрике грохот - стены дрожат, и, вдобавок, уйму динамиков добавляют, и себе на полную катушку, магнитофонную запись современной супермузыки. <…> Погнали на работу с первых дней. А представляете ли Вы, что значит работать под нейролептиками? А работали» :60, 64 .

В последние годы бóльшая часть существовавших практически во всех психиатрических стационарах СССР лечебно-трудовых мастерских оказалась заброшенной из-за недостатка финансирования; объёмы трудотерапии снизились, оплата труда пациентов носит чисто символический характер, продолжают отмечаться нарушения прав человека . Зачастую в больницах имеет место эксплуатация труда пациентов, порой недобровольного: пациенты занимаются уборкой территорий и отделений, участвуют в ремонтных, разгрузочно-погрузочных работах и т. п. Случаи грубой эксплуатации труда проживающих отмечались и в психоневрологических интернатах . При деинституционализации психиатрии в ряде западных стран произошел отказ от трудотерапии и переход к труду по трудовому договору, которым права пациента и оплата его работы гарантируются в полном объёме .

Примечания

Литература

  • Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Пиринципы и методы трудовой терапии психически больных. М., .
  • Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями: Материалы Всес. научной конференции 10-13 нояб. 1965 г. Л., .
  • Носкова О.Г. Психология труда. М., (глава 10 "Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов").

Wikimedia Foundation . 2010 .

Трудотерапия -- это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия -- лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе.

В восстановительных отделениях и реабилитационных центрах используют 3 вида трудотерапии:

  • 1) общеукрепляющую (тонизирующая);
  • 2) восстановительную;
  • 3) профессиональную.

Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности.

Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больного функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способ?ность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного.Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль над проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.Дозировка физической нагрузки определяется общим состоянием больного, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.При строгой дозировке физической нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и нервно-мышечный аппарат трудотерапия так же, как и ЛФК может быть использована уже на ранних этапах лечения (например, в ближайшее время после травмы, хирургического вмешательства и т. д.).

Трудотерапию назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания или повреждения и функциональными возможностями двигательного аппарата.

Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют пять режимов:

  • 0 -- режим временного непосещения больным отделения трудотерапии;
  • 1 -- режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате);
  • 2 -- режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора;
  • 3 -- режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы);
  • 4 -- режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключе?нию от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам;
  • 5 -- режим полного рабочего дня. Больной выполняет различ?ные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания.

Воспитание трудовых навыков. В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов.

Первый этап заключается в том, что больные должны полу?чить основные сведения о трудовой операции, оборудовании ра?бочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею.

На втором этапе обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе.

По мере усвоения рабочих приемов в третьем периоде обуче?ния у больных формируются навыки выполнения комплексных работ. В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы.

Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание.Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (политику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальны бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др.), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др.)

По меле улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5-7 человек, а с тяжелобольными -- индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30-45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах.

На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении.

Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания в баллах приведена ниже.

Абсолютные противопоказания к трудотерапии:

  • 2) воспалительные заболевания в фазе обострения;
  • 3) наклонность к кровотечению;
  • 4) каузалгия;
  • 5) злокачественные новообразования.

Относительные противопоказания к трудотерапии:

  • 1) обострение основного заболевания;
  • 2) субфебрильная температура различного происхождения;
  • 3) гнойные раны в период, требующий покоя.

Правильно организованная система трудотерапии при восстановительном лечении способствует полноценной социальной и трудовой реабилитации больных.

Элементы профессионально-прикладной подготовки (специальные физические упражнения, в том числе с нагрузками, эквивалентными по интенсивности профессиональным, аутогенная тренировка и само-массаж с учетом специфики труда) целесообразно включать в процедуры лечебной гимнастики, выделяя группы больных, занятых физическим и умственным трудом. Занятия проводят раздельно по дифференцированным методикам, учитывая назначенный двигательный режим. На санаторном этапе реабилитации больным назначают щадяще-тренирующий (II), тренирующий (III) или интенсивно-тренирующий (IV) двигательный режим. Этот подход оправдан и на амбулаторно-поликлиническом этапе реабилитации. При щадящем (I) двигательном режиме элементы профессионально-прикладной подготовки не включают.

В группах больных, занятых физическим трудом, двигательный режим устанавливают с таким расчетом, чтобы при щадяще-тренирующем двигательном режиме интенсивность физической нагрузки была эквивалентна не только постоянным, но и кратковременным энергозатратам, характерным для легкого физического труда ; при тренирующем режиме -- для физического труда средней тяжести , при интенсивно-тренирующем режиме -- для тяжелого физического труда .

В основном разделе процедуры лечебной гимнастики для больных, занятых физическим трудом, акцентируют внимание на правильном сочетании фаз дыхания с движениями, освоении регуляции дыхания в процессе физической нагрузки переменной интенсивности. При этом ориентируют больных на углубление вдоха и более полный выдох при различных ритмах дыхания. Применяют упражнения для развития силы, общей выносливости (аэробной способности) и статической выносливости мышц, на координацию движений, равновесие, вестибулярную устойчивость и т. д. Используют упражнения с предметами (гимнастические палки, медицинболы, гантели до 3-5 кг и др.), с преодолением сопротивления занятия на тренажерах. При аутогенной тренировке осваивают приемы мышечной релаксации после физического напряжения.

Помимо лечебной гимнастики, применяют и другие формы ЛФК с энергозатратами, эквивалентными по интенсивности профессиональным. Энергетический уровень физической нагрузки рассчитывают путем перевода величины интенсивности нагрузки, выраженной в единицах мощности, на энергетические эквиваленты. Для этого мощность нагрузки, необходимой для достижения тренировочного пульса, умножают на коэффициент 0,068. Например, при велотренировках для достижения тренировочного пульса и поддержания его в устойчивом состоянии больному требуется нагрузка в 110 Вт. Следовательно, энергозатраты при нагрузке составляют 7,5 ккал/мин (110?0,068 = 7,48). На этом основании делают вывод, что данный больной после окончания курса восстановительного лечения сможет приступить к физическому труду средней тяжести как прошедший соответствующую подготовку, так как этот уровень энергозатрат соответствует интенсивности физической нагрузки, свойственной физическому труду средней тяжести.

При построении двигательного режима суточные энергозатраты (особенно у больных, занятых физическим трудом средней тяжести и тяжелым физическим трудом) к производственным не приближают, а ориентируются на кратковременное достижение интенсивности физической нагрузки, обусловленной требованиями профессии.

Выбор двигательного режима в процессе реабилитации обусловлен и трудовым прогнозом. В заключительной трети реабилитационного курса при благоприятном течении восстановительных процессов у больных, которым предстоит выполнение легкого физического труда, двигательный режим по интенсивности должен быть не ниже щадяще-тренирующего, труда средней тяжести -- не ниже тренирующего, тяжелого физического труда -- интенсивно-тренирующего. Если позволяют клинические данные и функциональное состояние организма, применяемые физические нагрузки могут превышать профессиональные. Однако в рамках более интенсивного двигательного режима это допускается только во время организованных занятий ЛФК, так как профессиональная работоспособность у больных снижена.

Введение

«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность - это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапию применяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.

Понятие о трудотерапии

Трудотерапия, трудовая терапия - лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие. Трудотерапия при подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных - пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз - с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. - никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском - на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

соответствие человеческим потребностям;

целевой характер деятельности;

мощное воздействие упражнения;

мобилизация активности, внимания и т.д.;

необходимость приложения усилия, напряжения;

широкие возможности компенсации;

преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

включение в жизненно полезный ритм;

результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

рождение положительных эмоций - чувства удовлетворения, полноценности и др.;

коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.

Трудотерапия — это, как можно догадаться по названию, лечение трудом. Применяется при лечении людей, утративших свою трудоспособность из-за инвалидности или психических нарушений.

Польза трудотерапии

Эффект от применения трудотерапии — это возвращение к здоровому и активному образу жизни. Труд отвлекает больного от своих опасений и страхов, от физической или душевной боли. Человек оказывается включенным в коллектив больных, вследствие чего уходит чувство собственной неполноценности, изолированности и т.д.

Трудотерапия — это не только лечение, но и возможность расширить кругозор, открыть в себе скрытый потенциал и способности. Например, при артетерапии многие находят в себе силы и интерес заниматься живописью, и продолжают увлекаться ею всю жизнь.

Виды трудотерапии

1. Эрготерапия — лечение при помощи труда. Больной занимается механическим трудом, таким как работа с тканями (вышивание, шитье и проч.), вязание и т.д. Также сюда может входить участие в производстве салфеток, тампонов и других предметов обихода. Зачастую подопечные становятся работниками на текстильных станках, осваивают работу с древом (вырезание, лакировка и украшение). Больных учат рисованию, производству игрушек и кукол.

Эротерапия в домашних условиях может сочетаться с использованием различных отходов — пластмассовых крышек, остатков кожи и других материалов.

2. Артетерапия — лечение искусством. Сюда входят живопись, рисование и лепка (моделирование из глины). В процедуру может входить обжигание в гончарной печи глиняных изделий, театральные выступления больного и т.д.

Культурная терапия является своего рода подвидом артетерапии. Это чтение книг и слушание музыки, просмотр фильмов и посещение выставок. Все это в большей или меньшей степени способствует выздоровлению. По окончании каждого мероприятия участникам культурной терапии задают вопросы о том, что больше всего понравилось или заинтересовало их.

3. Спортивная физкульттерапия — это физические упражнения, в том числе ежедневная утренняя гимнастика, коллективные спортивные игры (волейбол и проч.), планомерные физические нагрузки.

4. Игровая терапия — лечение играми и общением. Сюда могут входить любые игры не азартного плана. Организатором игр должен быть опытный работник, который может задействовать в игре наибольшее число больных. Особенно полезна данная игротерапия для тех, кто страдает чувством стеснительности и сторонится коллективов.

Трудотерапия открывает дорогу к возвращению нормальных условий жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх