Тема природы в творчестве Ф. И. Тема природы в лирике Ф. Тютчева

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Песнь природе

Тютчев - русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир - единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому - течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул - жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Тема ночи - одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?...Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих - лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» - ему это было не свойственно.

Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» - так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном - например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем является и художником, и композитором - так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека - существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов - он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки - «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» - свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие - достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт - человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине - все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере - «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

Тютчев – русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир – единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому - течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул – жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Тема ночи – одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?...Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих – лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери‑земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что‑то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается…

    • Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы […]
    • Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты "чистого искусства", выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной […]
    • Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного […]
    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее […]
    • Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830‑х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», […]
    • Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка […]
    • В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
    • Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу …» – также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно […]
    • Я очень люблю свою маму – она самый близкий человек и всегда помогает. Даже когда она ругает меня, я знаю, что она меня любит. Моя мама очень любит готовить, и я с удовольствием ей помогаю. Моя мама всегда улыбается, я очень редко видела ее грустной. Еще, моя мама очень любит животных и цветы. У нас дома есть очень много красивых цветов, за которыми ухаживает мама. Некоторые цветут, а некоторые нет, но мама всегда говорит, что если хорошо ухаживать за цветами, они будут всегда радовать глаз, даже без […]
    • Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
  • Федор Иванович Тютчев не только поэт, он философ, пытающийся понять тайны бытия, место и роль человека в жизни. Самого человека в своих произведениях он отождествляет с путником, на дороге которого встречаются счастье и горе, приобретения и потери, слезы и радость. И.С. Аксененко сказал о Тютчеве: «Для Тютчева жить означает мыслить».

    Но произведения Федора Ивановича имели не только философско-психологическую направленность: у него было много и лирических произведений, в которых он стремился передать восхищение красотой природы, ее понимание.

    Тютчев был прекрасным пейзажистом, который великолепно описывал природу с помощью художественных образов. Но он не простой созерцатель природы, он пытается познать ее смысл, проникнуть в ее жизнь, словно в душу человека.

    В природе Тютчев находит полную гармонию. Однако как и в человеческой жизни он видел противоречия и сложности, так и в проявлениях природы он видит «хаос» и «бездну».

    Источник загадочной красоты, высшая сила - это природа. В произведениях Тютчева перед ней преклоняется человеческий разум:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик.

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Первый гром «резвится и играет», весна «блаженно-равнодушна», «покров наброшен златотканый» - все это вызывает живое волнение поэта. Его восхищают и приводят в полный восторг и грозы, и бури, и волнения на море. Все это находит отражение в начальных строках некоторых произведений Ф. Тютчева: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «Как весел грохот летних бурь...» и др. Когда я читаю стихи этого поэта, у меня возникают чувства, которые сходны с переживаниями и чувствами автора, владевшими им во время их создания. При этом начинаешь ощущать прелесть и красоту окружающего мира:

    С горы бежит поток проворный,

    В лесу не молкнет птичий гам,

    И гам лесной, и шум нагорный -

    Все вторит весело громам.

    Ты скажешь: ветреная Геба,

    Кормя Зевесова орла,

    Громокипящий кубок с неба,

    Смеясь, на землю пролила.

    Гроза всегда вызывает у человека страх. Эти же строки показывают грозу совершенно другой. Вся природа весело вторит ей: и поток проворный, и птичий гам не умолкает.

    Впрочем, поэт видит природу и с другой стороны. Она у него выступает некой стихией, перед которой человек совершенно бессилен и одинок. Многое недоступно человеку, не все может он понять, поэтому мысль о таинственности и стихийности природы в душе у Ф. Тютчева вызывает тревогу и безысходность:

    Ночное небо так угрюмо,

    Заволокло со всех сторон,

    То не гроза и не дума,

    То вялый безотрадный сон .

    Быстротечность человеческой жизни вызывает у поэта суеверный страх. Это чувство обостряется по ночам, когда обнажается бездна небытия, срывая с мира «ткань благодатного покрова»:

    И бездна нам обнажена

    С своими страхами и мглами,

    И нет преград меж ей и нами -

    Вот отчего нам ночь страшна!

    Но все те чувства, которые владели поэтом: радость, вера в торжество гармонии и красоты, грусть или тревога - переплелись в его стихотворениях с природой. Все это дает его лирике захватывающую силу:

    О, как на склоне наших лет

    Нежней мы любим и суеверней.

    Сияй, сияй, прощальный свет

    Любви последней, зари вечерней!

    Полнеба обхватила тень,

    Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

    Помедли, помедли, вечерний день,

    Продлись, продлись, очарованье.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх