Страны Азии и Африки во второй половине XX века. Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI века

Итоги второй мировой войны для стран Азии и Африки. Влияние холодной войны на развитие региона. Ускорение процесса деколонизации, его внутренние и внешние факторы: демократические изменения в мире, перегруппировка сил в странах Запада, социально-экономические изменения в метрополиях, роль ООН, позиция СССР, социально-экономические сдвиги в колониальных и зависимых странах, воздействие национально-освободительных движений. Распад колониальных империй. Становление новых независимых государств: их роль в регионе, взаимоотношения с бывшими метрополиями.

Проблема модернизации стран Азии и Африки в условиях политической независимости. Западнические, марксистские и третьемирские концепции модернизации традиционных обществ. Страны Азии и Африки после окончания «холодной войны». Новый характер отношений по линии «Север - Юг». Проблемы развития стран региона и поиски ответов на вызовы современности. Значение демографического и социально-экономического факторов в определении перспектив развития. Роль ООН, МВФ, МБРР и других организаций в формировании новой стратегии развития стран региона.

Япония

Японский путь выхода из тоталитаризма. Роль американского оккупационного режима в реформировании страны. Реформы, демилитаризация и демонополизация. Конституция 1947 г.


Демократические преобразования и трансформация структуры правящей элиты, Создание системы государственного регулирования экономикой. Партийное строительство. Создание «политической системы 1955 г.». Сан-Францисский договор. Восстановление суверенитета Японии. Советско-японская декларация 1956 г.

Факторы, основные черты периода «экономического чуда». Специфика экономической системы. Роль корпоративных объединений кэйрэцу и кигё сюдан. Превращение Японии в «экономическую сверхдержаву». Нормализация отношений со странами Юго-Восточной Азии. Реструктуризация японской экономики в 1970-1980 гг. Политика либерализации экономики и сокращения государственного регулирования. Курс на экспорт капиталов, технологий и производств. Японская экономика в условиях глобализации.

Эволюция партийно-политической структуры, политические кризисы 1970-1990 гг. Кризис политической монополии Либерально-демократической партии. Активизация партийного строительства в 1990 -начале 2000-х гг. Система партийно-политического плюрализма в современных условиях.

Политика Японии в отношении США, Западной Европы, Китая, СССР/России, стран ЮВА во второй половине XX в. Проблема Курильских островов. Япония в условиях современных вызовов.

Китай

Гражданская война 1946-1949 гг. Кризис и крах гоминдановского режима. Образование Китайской Народной Республики (КНР). Концепция «новой демократии». Советско-китайский договор. Социально-экономические реформы в начале 1950-х гг. Первая пятилетка. Индустриализация, форсированное кооперирование. VIII съезд КПК и строительство социализма. Теоретические искания маоизма и культ личности Мао Цзэдуна. Политика «трех красных знамен», ее результаты. Лушаньский пленум ЦК КПК и поражение группы генерала Пэн Дэхуая. Формирование новой оппозиции маоизму. Курс на «упорядочение» экономики, усиление позиции прагматиков в руководстве КНР.



«Великая пролетарская культурная революция» как попытка реванша маоизма. Роль Мао Цзэдуна и левых радикалов в утверждении военно-бюрократической диктатуры. Борьба в партийно-государственном руководстве: группировки, их устремления и лидеры. Банкротство маоистского варианта модернизации. Результаты и последствия «культурной революции». Разгром «банды четырех», формирование нового курса.

Дэн Сяопин и программа «четырех модернизаций». Начало этапа реформ: периоды, их содержание и значение. Сокращение директивного


планирования и децентрализация управления, разрешение частного предпринимательства, деколлективизация сельского хозяйства. Привлечение иностранного капитала, особые экономические зоны.

Попытки демократизации политической системы. Конституции 1978 г. и 1982 г. Внутриполитическая борьба по вопросам демократизации, либерализации экономики. Обострение социальных проблем. События 1989 г., их влияние на развитие реформ.

Победа сторонников реформ. Курс на либерализацию цен, внешней торговли, налоговой реформы, валютного регулирования. Программы модернизации госсектора и построения «общества сяокан». Формирование нового состава высшего партийно-государственного руководства. Проблема «перегрева» экономики, политика «мягкой посадки». Восстановление китайской юрисдикции над Гонконгом и Макао. Концепция «одна страна, две системы». Новая роль Китая на международной арене. Политика Китая в отношении США, Японии, Западной Европы, СССР/России, стран Азии.



Корея

Корея после освобождения. Процессы деколонизации. Образование политических партий и общественных движений Проблема образования единого государства. Политика мировых держав по отношению к Корее. Образование двух корейских государств. Корейская война 1950-1953 гг. и ее последствия.

Корейская Народно-Демократическая Республика. Основные вехи развития КНДР в эпоху Ким Ир Сена (1948-1994 гг.). Индустриализация, ее специфика. Коллективизация. Внутриполитическая борьба. Идеология чучхе.

Углубление кризиса северокорейского режима. Экономическая депрессия. Деиндустриализация. Правление Ким Чен Ира. Специфика политической системы. Милитаризация общественной жизни.

Республика Корея. Специфика становления Республики Корея в период Первой республики. Конституция 1948 г. Экономическая политика. Авторитаризм Ли Сын Мана.

Период правления военных. Экономика и политика в период от Второй до Пятой Республики. Экономические реформы Пак Чжон Хи. Конституции 1972 г. и 1980 г.

Корея периода Шестой республики. Либерализация общественной и политической жизни. Экономические достижения. Внешняя политика.

Общая характеристика стран региона. Государственное устройство. Социальная структура и этно-религиозный состав населения.

Основные проблемы политического развития в первой половине XX века. Колониализм и формы его существования в странах региона. Участники, формы, лозунги и методы национально-освободительного движения. Влияние японской оккупации на политическую ситуацию в странах региона.

Страны Юго-Восточной Азии во второй половине XX века. Характер политических и социально-экономических процессов в странах Юго-Восточной Азии после окончания Второй мировой войны.

Филиппины. " Либеральный" колониализм США и его последствия. Американская система управления Филиппинами и её особенности (Закон о правлении Филиппинами и Закон о гражданских правах (1902 г.), парламент (1907 г.), Закон Джонса и Легислатура (1916 г.), закон 1932 г. о "переходном периоде", период "автономии" (1934-1941 гг.), конституция 1935 г.). Освободительное движение в годы японской оккупации (Народная армия "Хукбалахап"). Характер социально-политических процессов после провозглашения независимости, проблемы самостоятельного развития. "Новое общество" президента Ф.Маркоса (1965 - 1986 гг.).

Индонезия. Голландский колониальный режим в первой половине XX века и его особенности. "Августовская революция" 1945 года и её последствия. Президент Сукарно и его политическая программа (принципы "панча сила"). Кризис гражданского правительства и военный переворот 30 сентября-1 октября 1965 года. Индонезия в период правления генерала Сухарто (1966 - 1998 гг.).

Бывшие британские колонии: Малайзия, Сингапур. Бруней. Бирма (совр.Мьянма).

Особенности британского колониального режима в Малайе , экономические интересы и социальная политика. Создание автономной Малайской федерации (1946), провозглашение независимости (1957) и образование Федерации Малайзия (1963). Особенности государственного устройства и специфика социально-политической ситуации.

Судьба Сингапура и особенности экономического и социально-политического развития города-государства.

Особенности развития Брунея под британским контролем, модернизация протектората (конституция 1959 года). Получение независимости и характер государственной власти, экономическая база.

Колониальный статус Бирмы в составе Британской Индии. Социально-экономическая политика англичан в Бирме и этно-религиозная ситуация. Движение "такинов" и его лозунги. Бирма после капитуляции японцев. Временное правительство Аун Сана (1945- 1947гг.). Провозглашение независимости Бирманского Союза (январь 1948г.). Гражданская война 1948-1958гг. Кризис власти. Военный переворот 1962 года. "Революционный совет" генерала Не Вина и его программа "Бирманский путь к социализму". Попытки смягчения режима военных. Формирование оппозиции. Государственный переворот 18 сентября 1989 года. Изменение политического курса. Союз Мьянма: особенности внутренней и внешней политики.

Бывшие французские колонии (Индокитайский союз): Вьетнам, Лаос. Камбоджа.

Французские интересы в Индокитае, особенности колониальной политики, статус территорий. Зарождение национально-освободительного движения, образование компартии Индокитая (1930). Вторая мировая война и японский оккупационный режим.

"Августовская революция" 1945 года и провозглашение Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Франко-вьетнамская война. Парижские соглашения 1954 года. Вмешательство США. Американо-вьетнамская война 1964-1975 гг. и её последствия для судеб государств бывшего Индокитайского союза.

Лаос в борьбе за независимость (1945-1954гг.). Конституционная монархия (1954- 1975гг.). Политические группировки в борьбе за власть. Окончание американо­вьетнамской войны и его влияние на развитие ситуации в Лаосе. Провозглашение Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) в декабре 1975 года. Лаосская "народная демократия" и её особенности.

Ситуация в Камбодже после окончания второй мировой войны. Автономная Камбоджа в рамках Французского Союза. Королевская власть и конституция 1947 года. Активизация движения Свободный кхмер и вступление вооружённых формирований ДРВ. "Королевский крестовый поход за независимость" 1952- 1953гг. Женевская конференция и признание независимости. Теория "кхмерского буддийского королевского социализма" Н. Сианука. Переворот генерала Лон Нола и вступление американских войск (апрель 1970). "Красные кхмеры", режим Пол Пота (1975-1979гг.) и его последствия. Провьетнамский режим Народной республики Кампучии (1979- 1989гг.). Переходный период и восстановление монархии (1993).

Литература.

Филиппины

    Губер А.А. Филиппинская республика 1898 г. и американский империализм. -М., 1948.

    Левинсон Г.И. Филиппины на пути к независимости. -М, 1972.

    Левтонова Ю.О. История Филиппин. -М., 1979.

    Виноградов А.Д. США и Филиппины: о первом опыте неоколониальной политики в Азии (1901-1946).-М., 1987.

    Барышникова О.Г., Левтонова Ю.О. Филиппины и США. 200 лет противостояния, компромиссов, партнерства. -М., 1993.

Индонезия

    Другов А.Ю., Резников А.Б. Индонезия в период «направляемой демократии». М., 1969.

    Индонезия. Справочник. - М., 1983.

    История Индонезии. Часть 2. - М., МГУ, 1993.

    История Индонезии XX века. - М., 2005.

    Кузнецов А.И. Политические и идеологические факторы в формировании индонезийской нации // В кн.: Расы и народы. - М., 1974.

    Кямилев Э.Х. проблемы государственно-политической консолидации индонезийского общества (1945-1975). - М., 1978.

    Панченко Л.П. Армия и модернизация общества. - М., 1994.

    Сукарно. Индонезия обвиняет. Сборник статей и речей. - М., 1956.

Малайзия

    Герасимов А.С. Федерация Малайзия (государственный строй).- Киев, 1969.

    Руднев B.C. Очерки новейшей истории Малайи (1918-1957). - М., 1959.

    Руднев B.C. Малайя (1945-1963). - М.,1963.

    Руднев B.C. Малайзия. Политическое развитие (1963-1968). - М.,1969.

    Руднев B.C. Малайзия и Сингапур после Второй мировой войны и политика США и Англии. - М., 1981.

    Тюрин В.А. История Малайзии. - М.,1980.

Сингапур

    Тюрин В.И. Завоевание Малайи Англией. - М.,1962.

    Ли Куан Ю. Сингапурская история: из "третьего мира в первый". - М., 2005.

Бруней

    Ефанова Л.М. Бруней: история, экономика, современность. - М.,1975.

    Хренов Ю.Ф. Северный Калимантан. 1839-1963. М., 1966.

Бирма

    Васильев В.Ф. Бирма на новых рубежах. М., 1965.

    Васильев В.Ф. Очерки истории Бирмы. 1885-1947. - М, 1962.

    Мажейко И.В., Узянов А.Н. История Бирмы (краткий очерк). М.,1973.

    Не Вин. Бирма на новом пути. М., 1965.

Вьетнам

    Васильева В.Я. Индокитай. - М.-Л.,1947.

    Вьетнам (справочник). М., 1969.

    Губер А.А. Вьетнам во время и после второй мировой войны. - М.,1950.

    История Вьетнама в новейшее время. Под ред. С.А. Мхитаряна. - М.,1970.

    Кобелев Е.В. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986- 1997).-М., 1999.

    Лаврищев А.А. Индокитайский вопрос после второй мировой войны. - М., 1960.

    Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. 4.2. Изд-во МГУ, 1995.

    Яскина Г.С., Аносова Л.А. Вьетнам. История, политика, экономика. М., 2000.

Лаос

    Иоанесян С И. Лаос. Социально-экономическое развитие (конец XIX- 60-е годы ХХв.). М., 1972.

    Иоанесян С.И. Лаос в XX веке (экономическое развитие). М., 2003.

    Кожевников В.А. Очерки новейшей истории Лаоса. М., 1979.

    Кожевников В.А., Поповкина Р.А. Современный Лаос. М., 1966.

    Лаос. Справочник. М., 1994.

Камбоджа

    Бектимирова Н.Н. Кризис и падение монархического режима в Кампучии. - М., 1987.

    Бектимирова Н.Н., Селиванов И.Н. Королевство Камбоджа. Политическая история. 1953-2002. М., 2002.

    Дементьев Ю.П. Крах маоистского эксперимента. М., 1979.

    История Кампучии. Краткий очерк. М., 1981.

    Мосяков Д.В. Кампучия: особенности революционного процесса и полпотовский "эксперимент". М.,1986.

    Мосяков Д.В. Камбоджа: внутреннее развитие. 1979-1991. М.,1991.

    Мосяков Д.В. Социально-политическое развитие Камбоджи в XX веке. Деревня и власть. М.,1999.

    Сочевко Г.Г. Современная Камбоджа (1941-1965). М., 1967.

Деколонизация. Колониальные империи до второй мировой войны были незыблемы, ситуация изменилась после войны.

В 1947 г. Великобритания признала независимость Индии, Пакистана, Бирмы, Цейлона и др. своих колоний. Франция упорствовала в попытках сохранить колонии, но потерпела поражения в колониальных войнах во Вьетнаме (1945-1954 гг.) и в Алжире (1954-1962 гг.). Итальянские колонии были взяты под опеку ООН, а затем получили независимость.

На Ближнем Востоке после распада Османской империи в 1936 г. приобрёл независимость Египет, в 1931 г. - Ирак. На территории бывшей Палестины продолжалась борьба за создание арабского государства.

Процесс деколонизации переместился в Африку. 1960 г. назвали годом Африки. Создано несколько десятков национальных государств на месте французских и британских колоний в тропической (присахарской) Африке. В 1970 г. завоевали независимость Ангола и Мозамбик. Процесс деколонизации завершился созданием независимой Намибии (1990 г.).

Причины развала колониальной системы:

Оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом;

Нежелание народов колоний жить в неволе;

СССР и США выступили против колониализма;

Ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.

В послевоенном мире проблема деколонизации была связана с выбором социалистического или капиталистического пути развития, центром которого стали Индия и Китай. В большинстве стран Африки у власти оказались военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы.

Выбор пути развития и скорость преобразований зависели от региональных культурно - цивилизационных особенностей, которых в Азии и Африке было три:

1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур).

2. Индо-буддийско-мусульманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия).

3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).



Япония. После поражения в войне в Японии были проведены радикальные реформы. Они проводились при содействии и по инициативе американских оккупационных властей:

- аграрная реформа - земля передавалась крестьянам, ликвидировался клан помещиков и ростовщиков;

- принятие новой конституции - сохранялся институт императоров, но конституция лишала его "божественного знака", определяла его роль как "царствует, но не управляет";

- утверждена многопартийная парламентская система с доминирующей либерально-демократической партией.

В начале 50-х гг. Япония оставалась аграрно-индустриальной страной. Через три десятилетия она превратилась в передовую индустриальную державу. Япония стала богатым и процветающим государством, центром современной науки и передовых технологий, второй экономикой мира после США.

Экономический подъём назван японским "экономическим чудом", чему способствовал ряд факторов:

Япония заимствовала и использовала зарубежный научно-технический опыт и изобретения;

Япония опередила многие страны в автоматизации производства и во внедрении роботов, что не привело к увольнению большого контингента рабочих;

Многие японские компании придерживались пожизненного набора рабочей силы;

Собственные усовершенствования и требовательность к качеству продукции обеспечили японскому бизнесу ведущее место в мире по производству видео-, аудио- и радиотехники, автомобилей и других товаров;

В Японию осуществлялся приток американского капитала и технологий;

Основная причина экономического благополучия Японии - напряжённый труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев.

Китай. В 1946 г. в Китае началась Гражданская война - Чан Кайши с армией партии Гоминьдан выступал за капиталистическую модернизацию по западному образцу, с одной стороны, и Мао Цзэдун во главе компартии и её армии НОАК (Народно-освободительная армия Китая) - за построение социализма и коммунизма.

Победу в гражданской войне одержала Коммунистическая партия Китая, 1 октября 1949 г. в Пекине Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной республики.

Реформы:

Ликвидация помещичьего землевладения, но вскоре - начало коллективизации;

Национализация промышленности;

Ликвидация частной собственности в деревне;

В области промышленности приняты планы форсированного развития производства с нарушением технических норм, технологических процессов и отраслевых пропорций;

- "коммунизация" сельского хозяйства, что имело отрицательные последствия;

1966-1976 гг. - "культурная революция".

Новая модернизация Дэн Сяопина (государственный и партийный деятель КПК, в 1978 г. - третий заместитель председателя КПК, начальник штаба НОАК):

Роспуск коммун, возвращение земли крестьянам;

Легализация торговли, открытие рынков;

Предоставление самостоятельности предприятиям, их выход на внешний рынок;

Развитие мелкого и среднего частного сектора в промышленности и торговле;

Появление возможности для иностранных инвестиций выхода на мировой рынок;

Разработана Концепция "строительства социализма с китайской спецификой" и построения "средне-зажиточного общества".

Последствия реформ КПК, в основном, имели негативные последствия. В дальнейшем росту экономики Китая способствовали следующие факторы: вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это привело к открытию внутреннего рынка для иностранных товаров и способствовало продвижению китайской продукции в зарубежные страны. Китай стал в 1990-е гг. крупнейшим объектом вложения иностранного капитала. По ряду показателей объёма производства Китай к концу 90-х гг. вышел практически на первое место в мире.

Индия. После принятия Закона о независимости Индии (15 августа 1947 г.), колония по религиозному признаку разделилась на два доминиона - Индию и Пакистан.

В январе 1950 г. учредительное собрание Индии приняло конституцию, которая провозгласила страну парламентской республикой. Индия осталась в Британском Содружестве наций. В политической системе государства было 25 штатов и 6 союзных территорий. Английский язык принят как обще-индийский. Ведущую роль играет либеральная партия Индийский национальный конгресс. В 1977-1979 гг. у власти оказалось правительство оппозиционной партии Бхарата Джаната.

Преобразования и реформы. Первое правительство возглавил деятель освободительного движения и лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру. После его смерти в 1964 г. премьер-министром стала Индира Ганди .

Важнейшей реформой была аграрная. "Зелёная революция" усовершенствовала сельское хозяйство и позволила обеспечить минимальные потребности миллиардного населения Индии в продовольствии.

Государство активно участвовало в строительстве предприятий в металлургической, атомной, химической промышленности, производстве вооружения. Всемерно поощрялось развитие частного сектора.

Благодаря дальнейшим реформам экономиста с мировым именем Манмохана Сингха, экономика Индии оказалась открыта мировому рынку. Темпы роста увеличились в 1990-е гг. почти в два раза.

Не все воспользовались результатами реформ, увеличились контрасты бедности и богатства. Новая власть партии Бхарата Джаната поощряла индусский национализм. После ожесточённой борьбы выборов 2004 г. премьером стал автор реформ 1990-х гг. М. Сингх. Залогом успеха новой партии стало сочетание либеральных реформ и решение социальных проблем.

Одна из проблем Индии - кастовая система. Каст в Индии более 3000, каждая их них ведёт свой образ жизни. Такое деление сглаживает социальные проблемы. Люди не протестуют против своего статуса, но кастовый строй ограничивает возможности для свободного взаимодействия между людьми, сковывает индивидуальную активность граждан.

2. Латинская Америка во второй половине XX века. До середины 1970-х гг. политика модернизации означала курс на создание государственного сектора и усиление государственного регулирования, защиту национального рынка, социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило название национал-реформизм и экономический национализм.

Технологическая революция в развитых капиталистических странах и экономические кризисы ускорили процесс обновления производства. Гигантские монопольные государственные компании превращались в тормоз экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью.

Участие в процессе глобализации, привлечение современных технологий и иностранного капитала стали частью стратегии латиноамериканских стран.

В странах региона произошло кардинальное переосмысление места государства в жизни общества. Ушло в прошлое преувеличение роли государства.

Основными источниками накопления капиталов и модернизации стали: широкое привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов и кредитов; развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию производства в области энергетики, электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса.

Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в целом ряде стран и установление тоталитарных режимов, громадный рост внешней задолженности, колоссальные выплаты по внешним долгам, рост инфляции. Увеличился слой бедных, нищих и оказавшихся на обочине жизни групп населения (маргиналы).

Важной особенностью межамериканских экономических отношений явилось развитие региональной экономической интеграции. Для Латинской Америки стала привлекательной идея создания свободной торговли на континенте. В ряде стран получила поддержку идея присоединения к соглашению о создании североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады и Мексики (НАФТА). В 1991 г. Бразилия, Аргентина и ряд других стран подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга континента. В 2001 г. в Квебеке все страны (35) двух американских континентов (кроме Кубы) подписали Декларацию о создании с 2005 г. Панамо-Американской зоны свободной торговли.

С 1980-х гг. в Латинской Америке начинается процесс модернизации. Восстановлены демократические режимы. В 1990 г. власть в Чили от диктатора А. Пиночета перешла к конституционному левоцентристскому правительству. С политической карты Латинской Америки исчезла последняя диктатура.

Сандинистская революция в Никарагуа привела к установлению революционного режима (1979-1990 гг.). Однако она закончилась примирением враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций, начатый в 1910 г. Мексиканской революцией.

Разрушительные насильственные формы капиталистической борьбы стали сменяться конструктивными, демократическими. Впервые в своей истории к началу XX века Латинская Америка развивается без диктатур и революций.

Задания для самостоятельного выполнения:

Сбор материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году.

Формы контроля самостоятельной работы:

Защита презентаций;

Проверка рабочих тетрадей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Год свержения либерального режима в Латинской Америке:

2.Назовите пропущенный термин:

процесс предоставления независимости и полного суверенитета доминионам, подмандатным территориям, колониям, протекторам - это_____________.

3. Годы Боливийской революции:

а) 1950-1952 гг.;

б) 1952-1965 гг.;

в) 1952-1964 гг.;

г) 1953-1965 гг.


4. Министр иностранных дел Индии до октября 1984 г.:

а) Дж. Неру;

б) М. Сингх;

в) Бхарат Джанат;

г) Индира Ганди.

5. Дата колониальной войны во Вьетнаме:

а) 1964-1982 гг.;

б) 1946-1954 гг.;

в) 1926-1930 гг.;

г) 1934-1946 гг.

6. Дата Гражданской войны в Китае:

а) 1946-1949 гг.;

б) 1945-1950 гг.;

в) 1941-1945 гг.;

г) 1939-1945 гг.

7. Государственный и политический деятель Китая, взявший имя "маленький мир":

а) Чан Кайши;

б) Дж. Неру;

в) Дэн Сяопин;

г) Мао Цзэдун.

8. Последователи синхизма, превратившиеся в секту в XVI-XVII вв.:

а) мусульмане;

в) брахманы;

г) индуисты.

9. Культурно-цивилизационный Азиатско-Тихоокеанский регион основан:

а) на православных традициях;

б) на мусульманских традициях;

в) на античных традициях;

г) на конфуцианских традициях.

10. В 1964-1982 гг. в странах Латинской Америки имел место:

а) военный режим;

б) либеральный режим;

в) демократический режим.

Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М.

М.: Ч.1 - 2001, 368с., Ч.2 - 2001, 320с., Ч.3 - 2004, 272с.

Учебник посвящен истории стран Азии и Африки в 1900-2000 гг. В специальной главе рассматриваются основные тенденции развития народов этого региона. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран. Учебник является частью учебно-методического комплекса «Новая и новейшая история зарубежных стран».

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 5,35Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 4,46 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 3.

Формат: djvu

Размер: 3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Глава 1. Основные тенденции развития стран Азии и Африки в первой половине XX в 5
§ 1. Колониальная система империализма 5
§ 2. Аграрные структуры в условиях колониально-капиталистической экономики 11
§ 3, Особенности становления капитализма в городской экономике 20
§ 4. Политические процессы на Востоке 28
§ 5. Социальные процессы на Востоке 41
Глава 2. Страны Дальнего Востока 51
§ 1. Япония в начале XX в 51
§ 2, Япония в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и войны на Дальнем Востоке 62
§ 3. Корея 70
§ 4. Китай накануне и в годы Синьхайской революции 1911-1913 гг 78
§ 5. Китай в 1914-1925 гг 88
§ 6. Китай в годы революции 1925-1927 гг. и гражданской войны 101
§ 7. Окончание гражданской войны в Китае и борьба китайского народа с японской агрессией 116
§ 8. Монголия 123
Глава 3. Юго-Восточная Азия 132
§ 1. Политическое развитие стран Юго-Восточной Азии 132
§ 2. Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии. Регион в годы Второй мировой войны 143
§ З.Таиланд 153
Глава 4. Южная Азия 157
§ 1. Британская Индия в конце XIX- црчале XX в 157
§ 2. Индия в период между двумя мировыми войнами 167
§ 3. Национальные силы Индии в годы Второй мировой войны и на завершающем этапе борьбы за независимость Г. 188
Глава 5. Юго-западная Азия 202
§ 1. Турция 202
§ 2. Иран 210
§ 3. Афганистан 222
§ 4. Палестина 235
§ 5. Ирак 242
§ 6. Сирия и Ливан 248
§ 7. Саудовская Аравия 258
§ 8. Кувейт 264
§ 9. Объединенные Арабские Эмираты и Оман 269
§ 10.Бахрейн и Катар 272
§ 11. Южный и Северный Йемен 277
§ 12. Иордания 284
Глава 6. Северная Африка 287
§ 1. Египет 287
§ 2. Судан 295
§ 3. Ливия 300
§ 4. Алжир 305
§ 5. Тунис 312
§ 6. Марокко 318
§ 7. Мавритания 324
Глава 7. Тропическая и Южная Африка 328
§ 1. Социально-экономическое и политическое положение колоний в Африке 328
§ 2. Национально-освободительная борьба африканских народов и политика колониальных держав 338
§ 3. Южная Африка 350
§ 4. Эфиопия 358
§ 5. Либерия 363

ЧАСТЬ 2.
Глава 1. Основные тенденции развития стран Азии и Африки во второй половине XX века. 5
§ 1. Политическое и идеологическое развитие стран и народов Востока 5
§ 2. Развитие общественной мысли*в странах Азии и Африки 13
§ 3. Развитие политической мысли в странах Востока 22
§ 4-5. Политические процессы на Востоке 32
§ 6. Социальные процессы на Востоке 58
§ 7. Основные тенденции, факторы и противоречия экономического роста развивающихся стран 73
Глава 2. Страны Дальнего Востока во второй половине XX века 94
§ 8. Япония 94
§ 9-10. Корея. Южная Корея. Серверная Корея 107
§ 11. Китай в 1945-1957 годах 130
§ 12. КНР в 1958-1976 годах 138
§ 13. КНР в годы реформ 150
§ 14. Другие территории Китая 157
§ 15. Монголия 166
Глава 3. Страны Юго-Восточной Азии во второй половине XX века 170
§ 16. Вьетнам 170
§ 17. Лаос 178
§ 18. Камбоджа 183
§ 19. Таиланд и Бирма (Мьянма) 191
§ 20. Филиппины и Индонезия 201
§ 21. Малайзия, Сингапур, Бруней 212
Глава 4. Государства Южной Азии во второй половине XX века 221
§ 22. Доминион Индийский Союз (1947-1950) 221
§ 23. Республика Индия. Становление основ индийской государственности (1950-1970) 226
§ 24. Развитие партийно-политической и государственно-правовой структуры Индии на современном этапе (80-90-е годы) 243
§ 25. Особенности социально-экономического и административно-политического развития Индии в период независимости 253
§ 26. Пакистан. Становление пакистанской государственности 260
§ 27. Пакистан после образования Бангладеш 268
§ 28. Бангладеш 281
§ 29. Южная Азия как политико-географический регион. Особенности развития малых стран Южной Азии (Шри Ланка, Мальдивы, Непал, Бутан) 296

ЧАСТЬ 3.
Глава 1. Государства Юго-Западной Азии 4
§ 1. Турция 4
§ 2. Иран 14
§ 3. Афганистан 27
§ 4. Израиль 42
§ 5. Ирак 50
§ 6. Сирия 66
§ 7. Ливан 80
§ 8. Саудовская Аравия 89
§ 9. Кувейт 103
§ 10. Объединенные Арабские Эмираты 112
§ 11. Оман 117
§ 12. Бахрейн 121
§ 13. Катар 125
§ 14. Йемен 131
§ 15. Иордания 150
Глава 2. Северная Африка 161
§ 16. Египет 161
§ 17. Судан 174
§ 18. Ливия 187
§ 19. Алжир 197
§ 20. Тунис 209
§ 21. Марокко 215
§ 22. Мавритания 220
Глава 3. Тропическая и Южная Африка 225
§ 23. Основные тенденции развития африканских стран во второй половине XX в 225
§ 24. Эфиопия 257
§ 25. Южно-Африканская Республика 263
§ 26. Либерия 269

Завершение второй мировой войны привело весь незападный мир, включая и Восток, в процесс национально-государственного освобождения и признание своего политической и экономической независимости. При этом, ситуация в мире кардинальным образом изменилась. Если раньше для Востока значимым «Другим» и эталоном выступал исключительно Запад, то теперь у него появилась альтернатива в виде «коммунистического Востока»- (России-СССР). Тем более что на фоне негативного для Запада колониального прошлого, Советская Россия явно выигрывала притягательностью своего образа защитника угнетенных Западом народов. Да и вековые антисобственнические и эгалитаристские настроения на Востоке были благоприятной питательной средой в пользу социалистического эксперимента. Оба соперничавших после Второй мировой войны мира: капиталистический во главе с США и постоянно расширяющейся социалистический, мир во главе с СССР, с разными политическими идеологиями стали бороться за гигантский незападный мир, чтобы привлечь его на свою сторону. В свою очередь, страны Африки и Востока стали объектом напряженной конкуренции двух полярных мировых сил, каждая из которых пыталась навязать всеми средствами от финансовых вливаний в экономику, до организации государственных переворотов свою социально-экономическую и политическую модель развития. Поэтому весь период так называемой холодной войны все страны Востока и Африки за исключением, наверное, Японии и Турции, постоянно меняли свои модернизационные модели, исходя из расклада сил между ключевыми игроками планеты, а также под влиянием частой смены своих политических режимов. Последние, в свою очередь, постоянно оглядывались на США, или на СССР, и в зависимости от формата установленных с ними отношений (союза или вражды) меняли, или существенно корректировали проведение курса модернизации. Но, общим для всех стран было стремление покончить с традиционализмом, построить современное индустриальное общество.

Освободившись от колониального и полуколониального диктата Запада страны Азии и Африки, используя разные модели модернизации, пытались перейти к индустриальному обществу. На этом пути все страны встретились с огромными трудностями и немалыми препятствиями, которые объяснялись разным уровнем социально-экономического развития, культурного, религиозного своеобразия и наличия капиталистического уклада. Однако глобальная повестка новой эпохи, сразу поставила все освободившиеся страны Третьего мира перед выбором: какой путь модернизации выбрать-западный, капиталистический, или советский, социалистический, или же, выбрать некий третий путь, исходя из своего цивилизационно-религиозного фундамента. Но и выбор прокапиталистической или просоциалистической модели развития на практике так или иначе означал адаптацию его к местным культурным условиям, в результате чего эта модель отличалась от своего образца, ярко выраженным «восточным колоритом» и цивилизационно-культурной спецификой.

Исходя из основных, выбранных моделей развития стран Востока и Тропической Африки, во второй половине XX в., мы назовем следующие: марксистско-конфуцианская (китайская), капиталистическая (японская), мусульманская (государственная), африканская (традиционно-марксистская), модели. Причем, основными моделями выступали марксистско-государственная и противоположная ей западнокапиталистическая, частнособственническая. Третья модель, опираясь на исламский цивилизационный фундамент, условно была промежуточным вариантом первых двух, соединяя в себе черты как первой модели (большая доля госсектора и бюрократии), так и второй (допущение частного сектора в промышленности и развитие предпринимательства). Особенностью четвертой, африканской модели заключалось в том что она в наибольшей степени опиралась не на модернизированные, а на традиционные и даже архаичные формы построения государственного социализма. Данное членение носит довольно условный характер, поскольку немало азиатских стран в проведении своей модернизации сочетали в себе признаки всех трех моделей, с большим, или меньшим приоритетом, какого- то одного, например, Иран (до 1979 г.) западнокапиталистического, Лаос, Камбоджа (до 1991 г.) социалистического (Сомали до конца 70-х гг.). Несмотря на многочисленные различия в путях индустриального развития стран Востока и Тропической Африки, общим для всех стран явилось то, что модернизация проходила при огромной роли государства и минимальной роли общества, сохранении многоукладности общества и огромных пластов традиционализма (особеннов африканских странах).

Ориентиром и эталоном первой марксистско-азиатской модели, выступал Советский Союз и коммунистическая идеология. Привлекательность такой модели для стран, выбравших ее (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея, Лаос, Камбоджа), заключалось в удивительной схожести сталинского казарменного социализма с огосударствленной экономикой и подконтрольностью общества с классическим азиатским деспотизмом. В социализме всемерно подчеркивается ведущая роль коллективного начала и социальной справедливости, что отвечало базовым ценностям Востока и в первую очередь, конфуцианства. Неслучайно одними из последовательных сторонников этой модели выступали страны конфуцианской традиции- Китай, Северная Корея, Вьетнам. К тому же, привлекательность такой модели заключалась также в возможности в кратчайшие исторические сроки путем мобилизационного «скачка» построить индустриальное общество и стать сильной военно-политической державой. Легкость установления такой модели в этих странах объяснялось высоким уровнем социально-мировоззренческой и трудовой дисциплины, почитанием властей и пренебрежительным отношением к собственникам, то есть всем тем, что веками формировалось в конфуцианской традиции.

В этих странах по типу СССР установилась жесткая однопартийно-государственная система («класс-государство»), с административно-мобилизационной экономикой и полным отсутствием частной собственности. СССР этим странам (особенно Китаю) оказал большую помощь в проведении реформ. Копирование советского опыта в Китае привело к гипертрофировании внеэкономических военно-командных средств и стимулов в производстве, которое затем вылилось в 50-х гг., в так называемый «большой скачок». Через «большой скачок» вождь КПК Мао Цзэ-Дун намеревался в кратчайший срок создать мощную промышленность, чтобы догнать и затем перегнать все страны мира.

Начавшийся в 1958 г. период «коммунизациии» и «большого скачка», являл собой пример авантюристической «левацкой» попытки одним махом «перепрыгнуть» в коммунизм. Результатом ее стало полное дезорганизация производства, в том числе и в сельском хозяйстве, где функционировали народные коммуны и как следствие страшный голод (по некоторым сведениям до 40 млн. чел.) в преимущественно аграрной стране. В стране, в высших партийных кругах развернулась критика авантюристической политики Мао. Однако Мао Цзэ-Дун используя опыт партийных чисток своего наставника и «учителя» Сталина, решил с одной стороны, подавить в зародыше всю формировавшуюся оппозицию, с другой, будучи сторонником левого коммунизма, стремился раскрыть все «творчество масс», и разрушить косную бюрократическую машину Китая. Поэтому, с 1965 года в стране развернулся потрясающий социальный эксперимент по приведению китайского общества в состояние «поголовной» социальной и культурной однородности- «культурная революция». В Китае, так называемая «культурная революция» вылилась в грандиозную компанию фактического произвола и беззакония, санкционированную властями. Сам лозунг «огонь по штабам», фактически означал в стране «народную вендетту» против обюрократившейся компартии Китая, но под горячую руку хунвейбинов в большом количестве попадали и представители старой «буржуазной интеллигенции». Согласно принятому ЦК КПК решению от 8 августа 1965 г. «революционные учащиеся»-молодые рабочие и студенчество (т.е. хунвэйбины) заранее освобождались от ответственности за совершения в ходе «культурной революции» преступлений. Это открыло стихию грубого насилия, когда отряды хунвэйбинов, арестовывали любых «неблагонадежных» граждан, судили их и выносили приговоры, нередко расправлялись с ними, без суда и следствия. Параллели со сталинским террором явно напрашиваются? Во всем ли? Следует подчеркнуть что идеи Мао гораздо сильнее связаны с теориями левого коммунизма, близкому к троцкизму с его критикой бюрократии, и даже анархизм. Последнее в частности проявилось в нападках Мао на китайские традиции, конфуцианство, которые, как он считал, мешают прогрессу страны. Правда нужно отметить, что, несмотря на больший «демократизм» модернизационной коммунистической политики Мао Цзэ-Дуна по сравнению со Сталиным, именно она привела Китай на грань социального и экономического коллапса. В частности, деструктивность такой политики «обезглавливания» элиты, выразившееся в устранении и уничтожении высококвалифицированных кадров в стране, где наблюдалась острая нехватка специалистов с образованием, показала свою губительность довольно скоро. Страна была в полном тупике, население в массовом порядке голодало, а случаи людоедства в самой крупнейшей социалистической стране мира во второй половине XX в., были обычным явлением. Это было время, когда Китай фактически был превращен в большую военизированную казарму, с уравнительным распределением предметов первой необходимости и с мобилизацией населения на трудовые стройки страны.

Только смерть Мао в 1976 году спасла Китай от дальнейших чудовищных социальных экспериментов. На третьем пленуме ЦК КПК Китая (декабрь 1978 г.) было положено старту новых реформ, которые покончили с десятилетиями авантюристических экспериментов, «революциями» в области экономики и культурной сфере. Новые коммунистические лидеры Китая, в первую очередь, «архитектор китайской перестройки» Дэн Сяопин, приступили к реализации программы широкомасштабной модернизации, известной как «Курс экономической реформы и открытости», что, по сути, явилось отказом от прежней модели социализма, но не от социализма как парадигмы социально-экономического развития.

Первым делом, были распущены неэффективные «народные коммунны», а земля была передана крестьянам на правах собственности «коллектива сельских жителей». Крестьяне, таким образом, пусть и на правах коллективных собственников, стали реальными хозяевами земельных участков, что сразу же повысило эффективность сельского хозяйства. Затем начались преобразования в промышленности: мелкие и средние предприятия разрешено было сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива; государственные предприятия переводились на хозрасчет и возможность сбывать по рыночной цене сверхплановую продукцию. Рынок сразу наполнился дешевыми товарами и начался невиданный рост экономики. С 1992 г. Китай переходит к строительству «социалистической рыночной экономики» и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Правительство всяческими мерами стимулирует приток иностранного капитала, который проливает свой «золотой дождь» финансовых вливаний в экспортноориентированную экономику Китая. Китаю таким образом, удалось интегрировать свою экономику в мировое хозяйство создав на своей территории зоны свободного предпринимательства- очаги развития современного рыночного хозяйства. Там стали развиваться крупные национально-иностранные корпорации по схеме: иностранные капиталы, с одной стороны, дешевые китайское сырье и рабочая сила-с другой. По темпам прироста продукции Китай обгоняет все страны мира и за двадцать лет реформ учетверяет свой объем ВВП. Успеху Китая во многом способствовала дешевизна рабочей силы в сочетании с высокой ее дисциплинированностью и сравнительно высоким качеством труда. В результате Китай, к концу XX века, превращается в ведущую развивающуюся экономику планеты, с мощным индустриальным производством и довольно обширным частнособственническим сектором экономики. Китай, таким образом, в конце XX века, продемонстрировал успешный опыт рыночной индустриальной модернизации, без либеральной демократии и без политического господства буржуазии.

Примеру Китая в его рыночных преобразованиях, но при сохранении господства правящей коммунистической партии в конце 80-х гг. следует Вьетнам и вскоре также добивается успеха. Все это происходит на фоне лавинообразного обрушения мировой «социалистической» системы, во главе с его лидером СССР. Затем, отходят от плановой социалистической экономики Монголия, Лаос и Камбоджа. Все эти страны фактически выбрали капиталистическую ориентацию, сохранив при этом высокую долю государственного сектора в экономике и старую политическую систему. Только северокорейский режим оказался непреклонным и сохранил в неприкосновенности сталинскую командно-административную систему, с полным отсутствием частной собственности.

Если Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия, Лаос, Камбоджа развивались в послевоенный период, по пути решительного уничтожения частнособственнических отношений и усиления традиционной вотчинно-государственной системы, сдобренной индустриальной идеологией марксизма, то такие страны, как Япония, Индия, Турция, Южная Корея, Тайвань, ЮАР, кто в большей, кто в меньшей степени, выбрали модель капиталистической модернизации, но с учетом своего цивилизационно-религиозного фундамента. Замечание о «большей или меньшей степени» выглядит далеко не случайным и напрямую касается цивилизационно-культурных особенностей восточных обществ. Мы уже говорили о колониальном синтезе и появлении здесь благодаря Западу восточного колониального капитализма. С уходом европейских колонизаторов естественным образом и исчезает прилагательное «колониальный» и образуется восточный капитализм, который несет в себе перечисленные ранее черты, резко отличающего его от западного собрата. Напомним, что на Востоке государство было всем, а общество и частный сектор были им задавлены. В условиях сохранения многоукладности общества, отсутствия гражданского общества и наличие небольших анклавов местного капитализма, все это во многом препятствовало строительству на Востоке полноценного капиталистического общества. Государство, по-прежнему, являлось ключевым игроком в проведении буржуазной модернизации, а национальная бюрократия с уходом европейцев вновь оказалась у власти. А как мы знаем, бесконтрольная бюрократия везде, рано или поздно, пытается превратиться в «класс-государство. Это во многом и предопределило долгий, противоречивый, со многими откатами назад процесс буржуазной модернизации перечисленных стран. Здесь, счастливым исключением, являлась Япония.

Успеху Японии в капиталистической модернизации способствовала большая историческая «продвинутость» на этом пути (начиная со второй половины XX в.), и капиталистическая «развитость», а также, необычные для Японии цивилизационно-культурные формы «перековки» японского менталитета, во-время американской оккупации после войны. Западная политическая (демократическая) и социально-экономическая (капиталистическая) модель в послевоенной Японии внедрялась буквально «силовыми методами», с помощью американских оккупационных войск. Но кроме этого, в японском обществе существовал консенсус в усвоении западной модели развития. В стране была заново выстроена новая по западным стандартам государственность, создано эффективное управление очищенное от всесилия бюрократии и коррупции, и созданы наиболее благоприятные условия для предпринимателькой активности граждан и инвестиций в частный сектор. Массовое вовлечение японского общества в предпринимательскую деятельность целиком поддерживалось государством, использовавшую для этого многочисленные материальные и моральные стимулы. К этому следует добавить традиционную для Японии, дисциплину труда, редкую для Запада гармонию между трудом и капиталом, национальную устремленность перенимать все полезное и прогрессивное у других культур. Японию вообще отличает поразительная способность творчески заимствовать и перенимать и развивать достижения дугих народов, сохраняя при этом свою самобытность. Поэтому капиталистическая послевоенная модернизация не привела к обычной для Востока болезненной ломки культурных архетипов. Более того, особенности японского национального характера и культуры Долга, привели к более конкурентноспособному по сравнению даже с западной моделью, японскому конфуцианскому капитализму и менеджменту, с его пожизненным наймом и почти семейным микроклиматом («фирма-большая семья»).

Все это вместе взятое и стало причиной невиданного исторического взлета послевоенной Японии и так называемого «японского чуда», которое в итоге привело Японию, как единственную страну Востока в XX веке, в «клуб» самых процветающих стран Запада, с развитым индустриальным обществом. При этом Япония, не утратила своего национального и культурного «лица», она осталась страной Востока, единственной принятой Западом как равной себе.

В то же время, восточная специфика капиталистической модернизации, в первую очередь, в виде элементов политического авторитаризма, проявилась и в Японии. Здесь долгое время организация политических партий строилась на жесткой дисциплине и патронирующей опеки верхушки над партийными массами. Длительное время в Японии существовала однопартийная политическая система в виде господства Либерально-демократической партии, и был явный дефицит либеральной демократии. Той самой либеральной демократии, которая окончательно утвердилась на Западе после второй мировой войны. Это еще одно свидетельство в пользу «восточности» технологически развитой Японии.

Триумфальный успех Японии выбранной ею западнокапиталистической модернизации оказался очень заразительным, в первую очередь, для стран Дальнего Востока, где были сильны конфуцианские и буддийские традиции. Примеру Японии последовали Южная Корея, Тайвань, Гонконг. Именно эти страны в последнюю треть XX века проедемонстрировали наибольшие результаты по продвижению западнокапиталистистической модернизации своих экономик и обществ. Эти страны за считанные десятилетия смогли перестроить свои политические режимы из авторитарных в демократические, хотя и с восточной спецификой. Государство в этих странах целенаправленно и очень успешно, занималось трансформацией традиционных восточных политических и экономических структур, переориентировав их на существование в рамках рыночной экономики политической демократии. Синтез традиционной восточной структуры и западнокапиталистического уклада произошел, как и в Японии, плавно и гармонично, одна традиция была заменена новой- восточно-индустриальной и в результате здесь также было сформировано индустриальное капиталистическое общество. Важно также отметить, что последовательной экономической и политической модернизации Южной Кореи, Тайваня и Гонконга во многом способствовал и внешний фактор- США. Все эти страны оказались политически и экономически тесно связаны с Америкой и являлись ее союзниками. Америка оказала большую финансовую помощь этим странам и всегда являлась для них неким эталоном на пути модернизации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх