Создание и деятельность государственной думы. Четвертая государственная дума

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы про­ходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены кресть­янские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой россий­ской Конституцией, предоставившей этим органам одинако­вые законодательные права. Государственный совет, наполо­вину состоявший из высших чиновников, сдерживал либе­ральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и пра­вительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса прави­тельство возражало против экспроприации поместий и ут­верждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение по­мещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Прави­тельство также было против перехода от дуалистической мо­нархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с прави­тельством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сфор­мировать коалиционное правительство , в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, прорабо­тав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, при­нятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равно­правие, крестьянское землеустройство, реформа местного уп­равления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансо­вая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предла­гаемым реформам. Проведение правительством законов на­талкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государ­ственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовив­шей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона - Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нару­шением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государст­венных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы - представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преоб­разований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающего­ся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон

«Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страхо­вании рабочих и другие нормативные акты.

    сентябре 1911 г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом. июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государст­ венной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политиче­ского кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, про­вести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция тре­бовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требо­вания производилась неоднократная смена кабинета минист­ров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была рас­пущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы , на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство .

(прости читатель букафф многа))))

Введение.

Совсем недавно было 100 лет со дня начала современного русского парламентаризма. В связи с тем, что раньше данный вопрос был мне неизвестен с ниже представленным мною углом зрения, потому и выбрал данную тему для реферата. Какова была политическая жизнь во время первых Дум, и какова была их роль в этой жизни.

Предпосылки к созданию.

Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно. Попытки монарха сохранить в незыблемости самодержавный строй Империи способствовали лишь радикализации земского либерального движения, расширению забастовочных выступлений и активизации террористической деятельности. Толчок для этого дали военные неудачи на Дальнем Востоке и карательные действия властей, самым ярким из которых явился расстрел демонстрации 9 января 1905 г.
Вопрос о введении народного представительства для обсуждения законодательных дел потребовал безотлагательного разрешения. 18 февраля 1905 г. Именной Высочайший указ возложил на Совет Министров обязанность рассмотрения и обсуждения «поступающих на Высочайшее Имя от частных лиц и учреждений видов и предположений по вопросам, касающимся усовершенствования государственного благоустройства», а Высочайший рескрипт на имя Министра Внутренних дел разрешал привлечение «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Указом и Рескриптом в России был создан прецедент такого публичного права, как право свободного обсуждения вопросов государственной важности, хотя и петиции и обсуждения должны были касаться только вопроса установления Государственной Думы.
Работа над проектом затянулась, а тем временем май 1905 г. был ознаменован непрекращающейся волной забастовок в 200 городах России, которая усилилась после цусимской катастрофы и превратилась в июне в широкомасштабную стачку в Иваново-Вознесенском промышленном районе. Участники развернувшейся в том же месяце петиционной кампании выступали за немедленное проведение государственных преобразований. Политически активные слои общества признавали уже недостаточными совещательные права будущего народного представительства - требование законодательных прав получило самое широкое распространение. Наиболее часто звучали призывы о том, что до созыва народного представительства всему населению необходимо предоставить политические и гражданские прав, а также о том, чтобы провести выборы на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
Наконец, 6 августа 1905 г. был обнародован Манифест «Об учреждении Государственной Думы», в котором декларировалось привлечение «выборных» людей к «постоянному и деятельному участию в составлении законов», для чего в структуре высших государственных учреждений создавалось «особое законосовещательное установление». Порядок его образования и деятельности регламентировался Высочайше утвержденными «Учреждением Государственной Думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 г. Позже, 18 сентября, были утверждены «Правила о применении и введении в действие Учреждения Государственной Думы и Положения о выборах в Государственную Думу», которые регламентировали процедуру выборов и организации создаваемого учреждения по «булыгинскому» проекту. Указанные законодательные акты изобиловали нормативными пробелами. Наиболее полно была регламентирована лишь процедура выборов (и то по Центральной России), тогда как регламент самого представительства был определен только в самых общих чертах, а многие положения действующего законодательства не были приведены в соответствие с изменением в структуре высших государственных органов. Система выборов создавала неравенство даже для тех, кто получил избирательные права, а высокий имущественный ценз не позволял участвовать в выборах многим категориям подданных. В выборах не участвовали также женщины и лица моложе 25 лет, военнослужащие, учащиеся, «бродячие инородцы» и др.
Государственная Дума создавалась как самостоятельный орган государственной власти. Однако Монарх сохранял по отношению к ней полномочия, которые позволяли ему во многом контролировать деятельность такого представительного учреждения: он имел право распускать Думу до истечения пятилетнего срока, определять продолжительность ее ежегодных занятий и сроки их перерыва в течение года, за ним «всецело» сохранялась и «забота» о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы.
Для Думы положение осложнялось тем, что единственными критериями применения указанных полномочий служили лишь «собственное усмотрение» Монарха, а также положение Манифеста - «когда жизнь сама укажет необходимость изменений». С большей долей вероятности можно предположить, что перерывы заседаний Думы должны были соотноситься с аналогичными перерывами Государственного Совета, так как ее деятельность была непосредственно связана с Советом. В частности, это касалось летних перерывов собраний в Государственном Совете, но в Учреждении представительства данный вопрос не обсуждался. А что касается роспуска Думы до истечения пятилетнего срока или роспуска на неопределенный срок, то единственной гарантией от этого служило положение ст. 3 Учреждения, которое гласило, что новые выборы назначаются тем же Указом, каким Дума может быть распущена. К тому же Монарх имел право вмешиваться в ход заседаний представительного учреждения, назначая Думе определенный срок для заключения, когда «Императорскому Величеству благоугодно будет обратить внимание на медленность рассмотрения Государственной Думой внесенного в нее дела» (ст. 53 Учреждения Государственной Думы). (1)

Первая Государственная дума
(одна сессия, 27 апреля - 8 июля 1906 года)
Выборы в первую Государственную думу

11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.
По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхступенчатые).

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале - марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Вследствие неодновременности выборов деятельность Государственной думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешёл из одной фракции в другую.
Состав первой Государственной думы

В первой Думе из 499 избранных депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, один ушел в отставку, один умер, 6 не успели приехать) по возрастным группам выборные распределялись так: до 30 лет - 7%; до 40 лет - 40%; до 50 лет и старше - 15%.

Высшее образование имели 42% депутатов, среднее - 14%, низшее - 25%, домашнее - 19%, два депутата были неграмотными.
Были избраны: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, три преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий. При этом 111 членов Думы занимали выборные должности по земскому или городскому самоуправлению (председатели и члены земских и городских управ, городские головы и старосты гласных).

В партийном составе первой Думы к концу ее работы значилось 176 кадетов, 102 трудовика, 23 социалиста-революционера, два от партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов, 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 от партии демократических реформ, 100 беспартийных (многие из которых тяготели к правым).

Большевистская партия призвала массы к бойкоту Государственной думы. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Социал-демократы прошли в Государственную думу "непартийным путём": они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию.
Деятельность первой Государственной думы

Признав за Государственной думой законодательные права, царское правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810-1917 годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы.

Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 года), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой (ст. 87 Основных законов).

Правительство отвергло программу кадетов, высказанную в форме пожелания частичной политической амнистии, создания "ответственного перед Государственной думой правительства", расширения избирательных прав и других свобод, увеличения крестьянского землевладения и др. В комиссиях Государственной думы шла работа над законопроектами об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.
Центральным вопросом Государственной думы был аграрный. Кадеты выдвинули идею "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке".

Фракция Трудовой группы выступила 23 мая со своим аграрным законопроектом ("проект 104-х"), в котором требовала отчуждения помещичьих и других частновладельческих земель, превышающих "трудовую норму", создание "общенародного земельного фонда" и введения уравнительного землепользования по "трудовой норме". Практическое решение вопроса предполагалось передать избираемым всеобщим голосованием местным земельным комитетам.

Правительство на заседании 7-8 июня приняло решение распустить Государственную думу в случае нагнетания напряжённости вокруг аграрного вопроса.

8 июня 33 депутата внесли ещё один проект Основного земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода её в общенародное достояние (т. н. социализация земли). Государственная дума отказалась обсуждать "проект 33-х", как "ведущий к чёрному переделу".

В целом за 72 дня своей работы первая Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.
20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частновладельческих земель. Указом 8 июля Государственная дума была распущена, манифестом 9 июля подобное действие было аргументировано тем, что "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область", одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские
выступления.

9-10 июля группа депутатов провела в г. Выборг совещание и приняла воззвание "Народу от народных представителей".

Председатель - С.А. Муромцев (кадет).
Товарищи председателя: Пётр Д. Долгоруков (кадет); Н.А. Гредескул (кадет).
Секретарь - Д.И. Шаховской (кадет). (2.1)

По "сенатским разъяснениям" избирательного закона (январь - февраль 1907 года) от выборов в Думу была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев.
Состав второй Государственной думы

Во вторую Государственную думу было избрано 509 депутатов: в возрасте до 30 лет - 72 человека, до 40 лет - 195 человек, до 50 лет -145 человек, до 60 лет - 39 человек, свыше 60 лет - 8 человек.

Высшее образование имели 3% депутатов, среднее - 21%, низшее - 32%, домашнее - 8%, а 1% был неграмотным.

Среди депутатов были 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих (конторщиков, официантов), один поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), три офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов. Только 32 члена Думы (6%) являлись депутатами первой Думы.

По партийным фракциям они распределялись так: трудовая крестьянская фракция - 104 депутата, кадеты - 98, социал-демократическая фракция - 65, беспартийные - 50, польское коло - 46, фракция октябристов и группа умеренных - 44, социалисты-революционеры - 37, мусульманская фракция - 30, казачья группа - 17, народно-социалистическая фракция - 16, правых монархистов - 10, к партии демократических реформ принадлежал один депутат.
Деятельность второй Государственной думы

Кадеты, выдвинувшие лозунг "бережения Думы", пытались создать большинство, сблокировавшись слева с трудовиками, справа с национальными группами. Они отказались от лозунга "ответственного министерства". Государственная дума оставила без ответа правительственную декларацию, с которой 6 марта выступил П.А. Столыпин (принята формула простого перехода к очередным делам без оценки политики правительства). Государственная дума сняла с повестки дня обсуждение вопросов об амнистии, отмене смертной казни и др., отклонила предложение социал-демократической фракции отвергнуть бюджет без передачи в комиссию и одобрила его, тем самым, укрепив доверие к правительству со стороны его западно-европейских кредиторов.

Центральным вопросом остался аграрный. Правые и октябристы защищали указ 9 ноября 1906 года (Столыпинская аграрная реформа). Кадеты доработали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп (отказ от постоянного резервного фонда, наделение на местах не по потребительской норме, а в зависимости от наличия свободных земель и др.).

Трудовики занимали ту же позицию, что и в первой Государственной думе, в решении остальных вопросов они колебались между революционными социал-демократами и кадетами. Эсеры внесли проект социализации, часть социал-демократической фракции представила проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством; из 54 социал-демократических депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Государственную думу не от партии, имели совещательный голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И.Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии.

Отказавшись от бойкота Государственной думы, большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. В Государственной думе они отстаивали тактику «левого блока» с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами.

26 мая Государственная дума закончила прения по аграрному вопросу, передав законопроекты в комиссию.

В целом законодательная деятельность второй Думы, как и в случае с первой Государственной думой, носила следы политической конфронтации с властью.

В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.).

Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь три получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

Наиболее важные законопроекты к моменту роспуска Думы (спустя 103 дня после начала деятельности) рассматривались в ее комиссиях.
Политика правительства была направлена на роспуск Государственной думы. 1 июня П.А. Столыпин потребовал от Государственной думы исключения из числа депутатов и привлечения к следствию 55 членов социал-демократической фракции и санкции на немедленный арест 16 из них по обвинению в участии в заговоре. Государственная дума создала комиссию с поручением срочно рассмотреть обвинение, но в ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована (преданы суду в ноябре 1907 года).

3 июня 1907 года был опубликован указ о роспуске Государственной думы и манифест, в котором Государственная дума обвинялась в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что ряд её членов участвовал в заговоре против государства.

Одновременно был опубликован новый Избирательный закон.
Председатель - Ф.А. Головин (кадет).
Товарищи председателя: Н.Н. Познанский (беспартийный левый); М.Е. Березин (трудовик).
Секретарь - М.В. Челноков (кадет). (2.2)

Выборы в третью Государственную думу

Закон 3 июня 1907 года радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков).

Право рабочих и крестьянских выборщиков самим избирать положенное им число депутатов из своей среды передавалось губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю - мелкая буржуазия и городская интеллигенция.

Представительство народов национальных окраин резко сокращалось: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов.

Выборы проходили осенью 1907 года.

Состав третьей Государственной думы

Депутатами третьей Государственной думы были избраны 434 человека. Из них в возрасте до 39 лет был 81 человек, 40-49 лет - 166 человек, до 60 лет - 129 человек, до 70 лет - 42 человека, старше 70 лет - 16 человек.

Высшее образование имели 230 человек, среднее - 134, низшее - 86, домашнее - 35, о двух депутатах сведений нет.

В составе Думы было 242 землевладельца, 133 земских деятеля, 79 земледельцев, 49 священников, 37 адвокатов, 36 промышленников и коммерсантов, 25 чиновников, 22 частных служащих, 22 врача, 20 учителей, 16 рабочих и ремесленников, 12 литераторов и публицистов, два инженера.

В первую сессию партийный состав выглядел следующим образом: октябристов - 154 депутата, умеренно правых -70, кадетов - 54, правых - 51, в прогрессивной группе - 28 (в том числе 7 мирнообновленцев), в национальной группе - 26, в социал-демократической фракции - 19, в трудовой группе - 14, польском коло - 11, в мусульманской группе - 8, в польско-литовско-белорусской группе - 7 депутатов. Беспартийных не было. Весь период деятельности третьей Г.Д. происходила перегруппировка партийных сил.

Отсутствие однофракционного большинства обусловило зависимость судьбы голосования от октябристов, ставших "партией центра". Если они голосовали с правыми, складывалось право-октябристское большинство (около 300 человек), совместно с прогрессистами и кадетами - кадетско-октябристское (свыше 250 человек).
Деятельность третьей Государственной думы

16 ноября 1907 года с декларацией правительства выступил П.А. Столыпин, который призвал Государственную думу утвердить законы по аграрной реформе.

Правительство, поддержанное правыми, следуя принципу "сначала успокоение, потом реформы", свело на нет перспективы деятельности 2-го большинства.

Большая часть законопроектов, выдвинутых кадетами, прогрессистами и др., была либо отвергнута Государственной думой, либо была блокирована Государственным советом (в т.ч. проект закона, облегчавшего положение старообрядцев). Были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде и др.

В 1912 году октябристы поддержали правых, проголосовав за предоставление правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы (морские реформы 1905-14 гг.).

14 июня 1910 года Государственная дума приняла аграрный закон, в основе которого лежал указ 6 ноября 1906 года с изменениями и дополнениями, 29 мая 1911 года в его развитие издано положение о землеустройстве.

В 1909 году правые в Государственном совете предприняли кампанию против принятого Государственной думой законопроекта о штатах Морского генштаба на том основании, что Государственная дума вторглась в прерогативы верховной власти. П.А. Столыпин и Государственная дума были обвинены в стремлении захватить управление армией и флотом в свои руки; в результате законопроект не был утверждён императором Николаем II.
В январе 1910 года произошло объединение фракций умеренно-правых и националистов в партию и думскую фракцию "русских националистов".

В 1910-1911 гг. Государственная дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в т.ч. внесённый П.А. Столыпиным в марте 1910 года законопроект "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения" (закон 17 июня 1910 года), он изымал из сферы действия сеймовского законодательства и объявлял общегосударственными все важнейшие области законодательства - финансы, железную дорогу, связь, образование, суд и др.

В мае 1910 года Государственная дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив деление избирателей на национальные курии - польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др.

Законом, принятым Государственной думой в апреле 1912 года, из состава Царства Польского были выделены восточная части Люблинской и Седлецкой губернии с образованием из них Холмской губернии, ставшей внутренней губернией Российской империи.

В начале 1911 года обострился конфликт Государственного совета и Государственной думы с правительством: в марте 1911 года Государственный совет демонстративно отклонил принятый Государственной думой законопроект о западном земстве. П.А. Столыпин добился у императора согласия распустить на 3 дня Государственный совет и Государственную думу, в течение которых законопроект был проведён в порядке 87-й статьи Основных законов. В знак протеста против действий правительства председатель Государственной думы А.И. Гучков подал в отставку.

Крестьяне-депутаты правых фракций, хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906 года, но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший ликвидации помещичьего землевладения.
Начиная со 2-й сессии, активизировалась деятельность социал-демократической фракции. Численность её сократилась до 14 человек за счёт ухода из неё оппортунистических элементов, возросла роль большевистской части во главе с Н.Г. Полетаевым.

Депутаты фракции внесли в Государственную думу ряд запросов (в т.ч. о преследовании профсоюзов, о суде над социал-демократической фракцией 2-й Государственной думы, о Ленском расстреле (1912 г.)) и законопроектов (о 8-часовом рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д.). Всего социал-демократическая фракция за время работы Государственной думы внесла 162 поправки к законопроектам (все были отвергнуты Думой).

В третьей Государственную думу министры и главноуправляющие ведомствами, а также Государственный совет внесли 2567 законопроектов. Из них четыре было внесено Совещанием думы.

Из общего числа внесенных проектов 2346 (95%) были ею одобрены. Из числа одобренных нижней палатой законопроектов 97% приобрели силу закона, 2% не были утверждены императором, а остальные Государственный совет либо отклонил, либо не рассмотрел, либо передал в согласительные комиссии, заключения которых не были рассмотрены одной из палат.

Непосредственно депутаты третьей Думы внесли 205 законодательных предположений. Из них 81 был признан желательным, 90 не рассмотрено. Только 36 законопроектов, разработанных по инициативе Думы, получили силу закона.

Председатели: Н.А. Хомяков (октябрист; 1907-10 гг.); А.И. Гучков (октябрист; 1910-11 гг.); М.В. Родзянко (октябрист; 1911-12 гг.).

Товарищи председателя: В.М. Волконский (умеренно правый; 1907-12 гг.); А.Ф. Мейендорф (октябрист; 1907-09 гг.); С.И. Шидловский (октябрист; 1909-10 гг.); М.Я. Капустин (октябрист; 1910-12 гг.).

Секретарь - И.П. Созонович (правый; 1907-12 гг.). (2.3)

Состав четвертой Государственной думы

В Думе четвертого созыва среди 442 ее членов к концу первой сессии было 224 депутата с высшим образованием (114 - юридическим и историко-филологическим), средним -112, низшим - 82, домашним - 15, неизвестным (начальное или домашнее) - два депутата.

Из них 299 депутатов (68% от общего состава) работали в нижней палате впервые, 8 человек имели опыт работы в Думах всех предшествующих созывов.

К концу второй сессии (12 мая 1914 года) фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала 86 членов, земцев-октябристов - 66, правых - 60, "народной свободы" - 48 членов и 7 примыкающих, фракция прогрессистов - 33 члена и 8 примыкающих, группа центра - 36 членов, группа "Союз 17 октября" - 20, независимая группа - 13, трудовая группа - 10, польское коло - 9, социал-демократическая фракция - 7, мусульманская группа и белорусско-литовско-польская группа - по 6, российская социал-демократическая рабочая фракция - 5, правых октябристов -5; было два прогрессиста и два левых.

В 1915 году из фракции русских националистов и умеренно правых выделилась группа прогрессивных националистов (около 30 депутатов). В 1916 году из фракции правых выделилась группа независимых правых (32 депутата). Численность прочих фракций изменилась незначительно.

Октябристы сохранили за собой роль центра (т. н. "группа центра" блокировалась с националистами), но фракция, сократившись численно, обновила свой состав по сравнению с 3-й Государственной думой на 1/4. Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции прогрессистов.
Деятельность четвертой Государственной думы

5 декабря 1912 года с декларацией правительства выступил В.Н. Коковцов, который дал высокую оценку деятельности 3-й Государственной думы. Правительство пошло по пути внесения в Государственную думу незначительных законопроектов (в 1912-1914 гг. свыше 2 тысяч - т. н. "законодательная вермишель"), в то же время широко практикуя внедумское законодательство.
Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".

В 4-й Государственной думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.

В ответ на декларацию правительства оно приняло формулу, приглашавшую правительство вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 года, в 1913-1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др.

Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.

С началом 1-й Мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).
Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились занятия Государственной думы. Хотя правительственная декларация не отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Государственная дума занялась обсуждением бюджета.

На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.
В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным совещанием членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение "взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка".

В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существовала как "частное учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

Наиболее активно "частные совещания" Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.
Самой значительной акцией в этом плане было "частное совещание" бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил"..

6 (19) октября 1917 года Государственная дума четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании.

18 (31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

Председатель - М.В. Родзянко (октябрист; 1912-1917 гг.).

Товарищи председателя: Д.Д. Урусов (прогрессист; 1912-1913 гг.); В.М. Волконский (беспартийный; 1912-1913 гг.); Н.Н. Львов (прогрессист; 1913 г.); А.И. Коновалов (прогрессист; 1913-1914 гг.); С.Т. Варун-Секрет (октябрист; 1913-1916 гг.); А.Д. Протопопов (октябрист; 1914-1916 гг.); Н.В. Некрасов (кадет; 1916-1917 гг.); В.А. Бобринский (националист; 1916-1917 гг.).

Секретарь - И.И. Дмитрюков (октябрист; 1912-1917 гг.) (2.4)

Заключение

В заключении можно сказать, что весь законодательный, законотворческий механизм думской монархии страдал существенными изъянами. Основные законы довольно жестко ограничивали правовое поле, на котором развертывалась деятельность Думы. В сфере своей компетенции Дума была ограничена. Основные законы не подверглись изменениям вплоть до падения монархии. Предложение предоставить законодательным палатам право инициативы пересмотра Основных законов не было принято, и оно осталось исключительным правом императора. Учреждение Государственной думы не предусматривало непосредственное внесение законопроектов императором. Он действовал через министров.
На практике законодательная активность Государственной думы и ее реальное место в законодательном механизме со временем менялись. В Государственную думу первого созыва было внесено 16 правительственных законопроектов и столько же депутатских. Важнейшие законопроекты правительства (о реформе местного суда, усилении судебной ответственности чиновников, расширении крестьянского землевладения и др.) были внесены к концу сессии. Дума предприняв «штурм власти», подчеркнула свой отказ работать с правительством, оставила его важнейшие проекты без рассмотрения. Обсуждались различные проекты депутатов, но разработка на их основе законопроектов шла вяло из-за отсутствия контактов с правительством, негативно сказались партийные, фракционные споры. Лишь 2 депутатских проекта вышло из комиссий.
За 72 дня своей работы Дума первого созыва одобрила лишь 2 законопроекта: об отмене смертной казни (депутатский, с нарушением процедуры, он не обсуждался на предмет желательности) и об ассигновании 15 млн. руб. на помощь пострадавшим от неурожая (правительственный). Последний проект был внесен в ответ на запрос Думы, однако прошел с большим трудом: многие депутаты считали, что правительству нельзя давать ни копейки.
Законодательная деятельность Второй Государственной думы также несла следы политической конфронтации с властью. В нее было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроекты о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.). Государственная дума одобрила только 20 (о штате аппарата Думы, об ассигновании средств на помощь пострадавшим от неурожая) и отклонила 6 (об усилении наказаний за антиправительственную деятельность). Остальные законопроекты Дума не рассмотрела (54 не получили движения после внесения). Из 29 проектов, одобренных Думой, только 3 получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и 2 проекта о помощи пострадавшим от неурожая), остальные не были рассмотрены Государственным советом. Наиболее важные законопроекты к моменту роспуска Думы обсуждались в ее комиссиях. Законопроект о местном суде дошел до общего собрания и обсуждался им на последних заседаниях, но одобрить его не успели.
В Государственную думу третьего созыва министры и главноуправляющие ведомствами, а также Государственный совет внесли 2567 законопроектов. Из общего числа проектов 106 взяты обратно, 79 отклонены Думой, а 2346 (95%) были одобрены ею. Остальные не были рассмотрены Думой, среди них были проекты, внесенные еще 1907 г. Из числа лдобренных Думой 97 %приобрели силу закона. Депутаты внесли в Думу 205 законодательных предложений, из них 81 было признано желательным, 90 не рассмотрено Думой. Только 36 законопроектов, выработанных по инициативе Думы, получили силу закона, 8 из них разрабатывались исключительно Думой.
В Государственной Думе четвертого созыва положение было похожим. Увеличилось количество вносимых законодательных предложений, однако законопроекты созданные на их основе, одобрялись Думой столь же редко. В первую сессию в нее внесли 90 законодательных предложений, в том числе о пересмотре правил о рассмотрении бюджета, о реформе Государственного совета, Сената, о пересмотре земского избирательного закона, о реформе прихода православной церкви, о реформах различных учебных заведений и др. Ни один из них за первую сессию не был окончательно одобрен Думой. Всего к 9 декабря 1916 г. В нее было внесено 2625 законопроектов (191 взят обратно), а рассмотрела она лишь 1239.
Законодательная власть думской монархии не отличалась особой эффективностью. По признанию П.А. Столыпина, Россия отличалась «гармонически законченной законодательной беспомощностью».
Низкая эффективность деятельности законодательных палат объяснима. В них было разное большинство, что неудивительно, при различных способах их комплектования. При равноправии плат это чревато параличом законодательной власти.
За годы правления Николая второго увеличилось на треть население – со 120 до 180 млн человек. Дума способствовала просвещению и бюджетированию разных направлений общественной деятельности. Не Дума виновата в двух войнах, в огромном долге, выплаты по которому к 1913 г. Поглотила до трети бюджета. Не контролировала внешнюю политику, займы, силовые структуры. Но именно дума, ее ведущие фракции и стоящие за ними партии (кадеты, октябристы, прогрессисты) повинны в том, что большинство важнейших законов, затрагивающие самые насущные интересы крестьянства, так и не были приняты и введены в жизнь. В этом плане нельзя не отметить, что «господская» в понимании крестьян Дума почти не оказала влияния на повседневную жизнь крестьянского мира (и это 80% населения)). Думское большинство, т.е. октябристы, прогрессисты и кадеты, объединившиеся в прогрессивный блок, подчинили себе законотворческую деятельность достижению своей главной стратегической задачи – свержению монархии. Законы, так нужные трудовому люду, застряли в согласительных комиссиях. Монархию удалось опрокинуть, но победа коалиции оказалось пирровой.
Общая оценка Думы не может быть однозначной. Политическая элита, державшая в своих руках думское оппозиционное большинство, использовала авторитет Думы в своих целях борьбы за власть, за полноту власти, свободную от любого вмешательства и контроля. Своих целей элита добилась, устранив монарха и монархию. По достижению стратегической цели элита утратила интерес к думе, отбросив ее как стоптанные башмачки.
Второй стороной, официально главной и единственной, является законотворческая роль Думы. В этом плане Дума многое сделала вопреки ограниченности своих прав, вопреки негативному фактору элитарности, партийности. В механизме законотворчества изначательно был сознательно заложен принцип противопоставления двух палат во имя усиления личного, авторитарного принципа монархизма. Конституция 1906 г. Писалась под Николая второго. Все остальное, все эти законодательные пробки, были следствием, порождением этого изначального порока. В плане соотношения Думы и власти исполнительной наблюдается воздействие Думы на «историческую власть», в целом это воздействие шло в правильном направлении. Но было оборвано. Одним словом, Госдума 1906-1917 гг. могла органически развиваться, совершенствоваться, самоорганизовываться в сторону настоящего народопредставительного органа (народовластия). Этот процесс был оборван насильственно, искусственно. (3)

(1) Правовые основы «булыгинской» Думы и юридические предпосылки ее краха* [Журнал "Правоведение"/1997/№ 3]
Шанин Ф.П (2) Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 610-619;
Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.)и другие. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 611-612;
Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 209-211.
Смирнов А.Ф.. Государственная дума Российской империи 1906-1917. Историко-правовой очерк. М: Изд-во «Книга и Бизнес» 1998
(2.1) http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1172
(2.2.) http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1158
(2.3.) http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1173
(2.4.) http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1174
(3) Смирнов А.Ф.. Государственная дума Российской империи 1906-1917. Историко-правовой очерк. М: Изд-во «Книга и Бизнес» 1998

Время работы

Партийно-политический состав

Руководство Государственной думы

Основные вопросы в направлении деятельности

I Государственная дума

Кадеты – 161; трудовики – 97; мирнообновленцы – 25; с.-д. – 17;

Партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; Партия союза автономистов: польское коло – 32; эстонская группа – 5; латышская группа – 6; группа западных окраин – 20; литовская группа – 7.

Всего: 499 депутатов

Председатель – С.А. Муромцев (кадет)

    Проблема создания «ответственного перед Государственной думой министерства»

    Центральный вопрос – аграрный

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

II Государственная дума

Трудовики – 104; кадеты – 98; с.-д. – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; Партия демократических реформ – 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель – А.Ф. Головин (кадет)

    Центральный вопрос – аграрный (проекты кадетов, трудовиков, с.-д.)

    Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы

Распущена по указу царя от 3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон

III Государственная дума

Октябристы – 136; националисты – 90; правые – 51; кадеты – 53; прогрессисты и мирнообновленцы – 39; с.-д. – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26.

Всего: 442 депутата

Председатель – Н.А. Хомяков (октябрист, 1907-1910); А.И. Гучков (октябрист, 1910-1911); М.В. Родзянко (октябрист, 1911-1912)

    Утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910)

    Принято рабочее законодательство

    Ограничена автономия Финляндии

IV Государственная дума

Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; с.-д. – 14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21.

Всего: 442 депутата

Председатель – М.В. Родзянко (октябрист, 1912-1917)

    Поддержка участия России в Первой мировой войне

    Создание в Думе т.н. «Прогрессивного блока» (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Аграрная реформа п.А. Столыпина (1906-1911гг.)

Реформа надельного крестьянского землевладения. Цель – создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений

«Сначала успокоение, потом реформа»

П.А. Столыпин

ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ЗА УРАЛ В ПЕРИОД СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

террористические убийства в россии*. первая половина 1906г.

* Сотни людей стали жертвами террористов, называвших себя «борцами за свободу». Но ни один из актов террора не был осужден не только левыми партиями, но и кадетами.

ДУХОВЕНСТВО В РОССИИ

1912 г.

ЧИСЛО СТУДЕНТОВ ВУЗов

на 10 000 чел.

СТРАНЫ

1860 г.

1890 г.

1913 г.

РОССИЯ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

ФРАНЦИЯ

АВСТРИЯ

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

XIX – начало XX вв.

СТРАНЫ

1800 г.

1850 г.

1889 г.

1913 г.

РОССИЯ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

ФРАНЦИЯ

АВСТРИЯ

Первая мировая война (1914-1918)

    Продолжительность – 1554 дня

    Число стран-участниц – 38

    Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и еще 30 стран; Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария

    Число нейтральных государств – 17

    Число государств, на территории которых происходили боевые действия – 14

    Численность населения стран-участниц войны – 1050 млн чел (62% населения земли)

    Численность мобилизованных – 74 млн человек

    Численность погибших – 10 млн человек

основные причины первой мировой войны

    Стремление развитых стран к экспансии – территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению

    Многовековое соперничество:

между Францией и Германией;

между Австро-Венгрией и Россией на Балканах;

между Россией и Германией в польском вопросе;

между Германией и Великобританией за гегемонию на морях и в колониях

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И ЕЕ ПРОТИВНИКОВ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ К 1909 г . 1

Россия

Германия

Австро-Венгрия

Мирная численность армии (без моряков)

Численность населения

149 млн человек

Из него не отбывает воинской повинности

Численность мужского населения

78900 тыс. человек

% отношения армии мирного времени к населению вообще

Тоже к мужскому населению

% призывных, попадающих в армию в мирное время

% отношения унтер-офицеров к общему числу солдат

Из них сверхсрочных

Весьма незначительно

Весьма незначительно

Общее число солдат, состоящих в запасе

2316 тыс. человек

4610 тыс. человек

4000 тыс. человек

% всего мужского населения

Из них до 33 летнего возраста

2.200 тыс. человек

1700 тыс. человек

Мобилизационная готовность пехоты с артиллерией (в скобках готового резерва частей)

3-13 (7-18) дней без окраинных частей

3-6 (6-9) дней

5-8 (10-14) дней

Численность армии военного времени

3500 тыс. человек

В % мужского населения

III Государственная Дума (1 ноября 1907 г. - 9 июня 1912 г.) проявляла гораздо большую лояльность по отношению к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ей политическое долголетие: она была единственной из четырех Дум, которая проработала весь отведенный срок. Наибольшее число мест в Думе получили октябристы, ставшие опорой правительства в парламенте. Резко сократилась, по сравнению с предыдущими Думами, доля кадетов и социал-демократов, существенно увеличилось представительство правых партий. Была сформирована партия прогрессистов, по своим политическим взглядам находившаяся между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились следующим образом: националисты - 26, правые - 49, умеренно правые - 69, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, трудовики - 13, социал-демократы - 19, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. На всем протяжении работы III Думы ее возглавляли октябристы: в 1907-1910 гг. функции председателя Думы выполнял Н.А. Хомяков, в 1910-1911 гг. - А.И. Гучков, в 1911-1912 гг. - М.В. Родзянко. В зависимости от рассматриваемого законопроекта в Думе формировалось либо право-октябристское, либо кадетско-октябристское большинство.

Поскольку III Дума, как уже говорилось, просуществовала дольше остальных, для выявления динамики распределения влияния для всех пяти сессий, во время которых она заседала.

Анализируя деятельность партии кадетов в парламенте третьего созыва, следует подчеркнуть, что позиции партии в Думе после установления Третьеиюньской системы были резко ослаблены. На уровне фракции это означало уменьшение количества кадетов - депутатов в 3 раза по сравнению с первой Думой. Кроме того, опыт работы и роспуска парламента первых созывов заставлял представителей партии тщательнее прорабатывать каждый шаг, более взвешенно оценивая его потенциальные последствия.

Цели и задачи фракции в III Государственной Думе были определены ЦК в ходе V съезда партии кадетов (24-27 октября 1907 г.).

Стремление к «бережению» парламента сохранялось, однако для его осуществления, с учетом изменившихся обстоятельств, допускалась возможность союза с октябристами, т.е. создание в Думе так называемого «оборонительного большинства» Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт./ Т.1. 1905-1907. М., 1997. - С.640.. Другими составляющими новой линии поведения фракции в парламенте должны были стать активная законотворческая деятельность, критика законопроектов, противоречащих партийной программе кадетов, а также оказание определенного давления на административный аппарат с целью недопущения «произвола» с его стороны Там же. - С.644-645, 671-672..

Среди решений съезда следует отметить назначение П.Н. Милюкова председателем фракции, что означало его привлечение к активной работе непосредственно в Думе.

Милюков продолжал настраивать партию на парламентскую работу. Кадеты должны были предлагать свои законопроекты, при этом единственно на кого они могли рассчитывать в Думе - это на партию октябристов. Однако последние не откликнулись ни на одно из законодательных предложений кадетов.

В руководстве кадетской партии были расхождения по поводу возможностей отстаивать и продвигать программу развития русского конституционализма парламентским путем, ту программу, которая была заявлена еще в перводумском адресе кадетов. «Избранный Милюковым путь сохранения Думы во что бы то ни стало противоречил стратегии кадетов, предусматривавшей реформирование самодержавия в конституционно-правовое государство» Русский конституционализм от самодержавия к конституционно-парламентской монархии [Сб. документов] / Сост. А. В. Гоголевский, Б. Н. Ковалев. М., 2001. - С. 17., - пишет А. В. Гоголевский.

Одной из наиболее важных задач, поставленных перед фракцией, являлся поиск сторонников, способных оказать кадетам содействие при обсуждении одного из наиболее важных вопросов - аграрного. Планировалось провести зондирование настроений крестьян и их отношение к фракции Народной Свободы Там же. - С. 64..

В конфликте по аграрному вопросу кадеты заняли принципиальную позицию, отстаивая свою программу принудительного отчуждения помещичьих земель в интересах крестьянства Там же. - С. 18..

20 декабря 1908 г. кадеты внесли петицию, осуждавшую власти за увеличение смертных приговоров и казней участников революционного движения. Петиция была не принята Там же. - С. 19..

В самой партии шли дискуссии о возможностях русского конституционализма. Линия Милюкова, положительно отвечавшего на этот вопрос, встречала возражения его коллег - Н. Н. Кутлера, Ф. И. Родичева Там же. - С. 20..

На четвертой сессии III Думы (1911 г.) кадеты внесли законопроекты об отмене смертной казни, неприкосновенности личности, свободе совести и реформе местного самоуправления. Ситуация в Думе несколько изменилась после трагической гибели П. А. Столыпина в 1911 г. Но и при правительстве Коковцова сдвигов в направлении развития идей конституционализма не произошло Там же. - С. 26..

Следует отметить, что дух безвременья, некоторой безысходности пронизывают выступления П.Н. Милюкова перед избирателями в период III Думы Олегина И.Н. П. Н. Милюков в Государственной Думе // Ленинградский юридический журнал. - 2005. - № 03. - С. 113..

П.Н. Милюков пишет: «Связь избирателей с депутатами есть необходимый залог для того, чтобы конституционный строй в России действительно вошел в жизнь» Милюков П. Н. Третья Государственная Дума и деятельность в ней фракции народной свободы: По докладам с.-петербургского депутата П. Н. Милюкова собраниям избирателей на Васильевском острове и Петербургской стороне. СПб., 1909. - С. 113.. Он с полной ответственностью относится к своему выступлению перед избирателями; он хотел бы, чтобы слушатели-избиратели имели право выступить на встрече, но этого права они на встрече не имели (не по вине оратора, конечно).

Он отмечает, что положение его партии в Думе - «не есть положение влиятельной группы» Там же. - С. 4.. Интересен его анализ рассмотрения в Думе бюджета: «почти половина бюджета (47%) совсем не подлежит изменениям и сокращениям народных представителей», а из остальных 53% составляют такие расходы, которые убавить трудно (винная монополия, железные дороги, затраты на жалование). Было предложение во второй Думе расширить бюджетные права Думы, но последовал отказ. Но если правительству самому надо что-нибудь менять, оно «вовсе не стесняется этими правилами, обязательными лишь для Думы Там же. - С. 21.»

Жалуется он и на то, что «Думе еще не хватает и полных знаний о бюджете. От нее умышленно скрыто как раз то, что ей нужно знать». «Государственный контролер должен был бы быть полезным помощником народному представительству при критике бюджета». Между тем, он «не поставлен наблюдателем над министерствами», а сам входит в кабинет министров как равноправный член его Там же. - С. 24.. Далее: Дума не может получить «протоколов межведомственных совещаний» Милюков П. Н. Третья Государственная Дума и деятельность в ней фракции народной свободы: По докладам с.-петербургского депутата П. Н. Милюкова собраниям избирателей на Васильевском острове и Петербургской стороне. СПб., 1909. - С. 25., на которых обсуждались суммы, прежде чем окончательно приниматься в бюджет.

Таким образом, взгляд П.Н. Милюкова довольно пессимистический: «Итак, Гос. Дума не могла показать своей воли. Она показала лишь свои скромные желания» Там же. - С. 29.. Он пишет даже о «бессилии» Думы.

Правые кадеты П.Б. Струве, В.А. Маклаков, С.А. Котляревский и М.В. Челноков также призывали встать на путь «последовательных компромиссов с исторически сложившейся властью», настаивали на разрыве с леворадикальной оппозицией. С изменением политической ситуации в стране вынуждено было считаться и центральное кадетское руководство. В ходе избирательной кампании в III Думу Милюков заявил: «Мы приобрели нравственное право сказать теперь, что, к величайшему сожалению, у нас - и у всей России - есть враги слева». Кадетское руководство отказалось от своего программного лозунга ответственного думского министерства, публично демонстрировало лояльность к монарху. 19 июня 1909 г. на завтраке у лорд-мэра Лондона лидер кадетской партии заявил: «Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция остается оппозицией Его величества, а не Его величеству» Цит. по: Новейшая история Отечества. XX век. Учебник для ВУЗов. Изд. 2, т.1. М., 2002. - С. 93..

В принятой на V съезде партии в 1907 г. «новой думской тактике» кадетские лидеры выразили готовность работать в III Думе «во имя частичных мелких побед». На выборах в Думу им удалось провести всего лишь 54 депутата. Кадеты утратили то руководящее положение, которое они занимали в I и II Думе. Кадетская фракция продолжала выступать с думской трибуны с довольно резкой критикой внутриполитического правительственного курса. Во время обсуждения бюджета в период первой сессии она голосовала против кредитов на столыпинское землеустройство, воздержалась от голосования кредитов на Департамент полиции и на Комитет по делам печати. Начиная со второй сессии, кадетская фракция систематически голосовала против сметы Министерства внутренних дел по общей части.

Вместе с тем кадеты не спешили с внесением в III Думу собственных законопроектов. В ходе прений по столыпинской аграрной реформе они перенесли акцент с основного своего программного требования - принудительного отчуждения помещичьих земель за выкуп - на необходимость повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Одновременно они пытались внести поправки, позволяющие несколько смягчить последствия насильственного разрушения крестьянской общины. Аналогичной тактики они придерживались и при обсуждении рабочего вопроса.

Однако с конца 1908 г. и особенно в начале 1909 г. кадеты первыми стали разочаровываться в способности Столыпина реформистским путем вывести страну из кризиса. Даже правые кадеты типа Струве и Маклакова стали выступать с критикой третьеиюньского режима, в котором под «новыми формами народного представительства скрывается старый абсолютизм». Вслед за кадетами чаще и настойчивее стали напоминать Столыпину о необходимости выполнения обещанных реформ и октябристы. В конечном счете, это означало, что либеральные партии вынуждены были признать: исполнительная власть оказалась не в состоянии обеспечить создание элементарных условий порядка и законности, без которых уже не могла жить в XX веке ни одна цивилизованная страна Политические партии России: история и современность. - М., 2000. - С. 107..

В отличие от правого крыла кадетской партии, продолжавшего утверждать, что жизнь в стране «плывет в конституционном русле», что никакой революции больше не предвидится, центральное руководство партии народной свободы более трезво смотрело на вещи и не исключало возможности «второго движения». При этом оно советовало избегать «ошибок 1905 года» и более решительно отмежеваться от левых радикалов. На первый же план в своей политике кадетские лидеры выдвигали организацию общественных сил (как в Думе, так и вне ее), привлечение на свою сторону земского и городского самоуправления, легальных съездов интеллигенции и служащих, кооперативных организаций и студенческих землячеств. Милюков считал возможным даже несколько поднять оппозиционный тон кадетских выступлений в Думе, шире использовать право запросов и законодательной инициативы, установить более тесную связь с избирателями. Вся думская и внедумская работа кадетов, считал Милюков, должна проводиться под лозунгом изоляции власти.

Необходимо отметить, что уже в ходе работы III Государственной Думы происходила дальнейшая проработка и совершенствование методов управления фракцией на общепартийных конференциях и заседаниях ЦК, которые собирались чаще съездов, но были значительно более узкими по своему составу.

Острые разногласия внутри кадетского ЦК по вопросу об основных путях развития партии в новых политических условиях, наблюдавшиеся с 1908 г., повлекли за собой не только осложнение положения партийных организаций на местах, но и существенные изменения в руководстве фракцией. Был образован особый исполнительный орган, в функции которого входила координация деятельности фракционных комиссий, подготовка материалов для выступления кадетов - депутатов с думской трибуны, обеспечение взаимодействия фракции с местными партийными деятелями и группами, включавшего обмен мнениями по ключевым вопросам Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт./ Т.2. 1908-1914. М., 2000. - С.80.. Однако, этот орган собирался крайне нерегулярно и фактически не решил возложенные на него задачи.

Существенным изменением в управлении фракцией, произошедшим в период работы III Думы, являлась смена стиля руководства. В ЦК был решено отказаться от затяжных обсуждений общих вопросов с членами парламентской группы, сконцентрировавшись лишь на наиболее важных текущих вопросах Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт./ Т.2. 1908-1914. М., 2000. - С. 260..

Таким образом, фракция должна была получить некоторую самостоятельность в принятии решений Там же. - С. 231, 260., что в сочетании с уменьшением общей численности кадетской партии и падением авторитета ее руководящих органов, привело к фактическому дистанцированию фракции от ЦК и, в определенной степени нарушало управление ею. Ситуация осложнялась тем, что ряд кадетов - депутатов открыто обвиняли руководство партии в отсутствии действенной поддержки фракции и четких директив со стороны ЦК, что вызывало встречные обвинения Центрального Комитета, утверждавшего, что фракция перестала поддерживать отношения с ним.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на относительно успешное решение задачи «бережения» Думы, руководители конституционно-демократической партии оказались неспособны организовать работу фракции с учетом политической ситуации, сложившейся в стране в период работы парламента третьего созыва. Механизм взаимоотношений ЦК и фракции в III Государственной Думе не был должным образом отлажен, а орган, созданный с целью координации работы депутатов, на практике не выполнял своих функций.

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в Петербурге. Из избранных в Думу 499 делегатов на первом заседании присутствовало 436 депутатов из Европейской губернии Российской империи.

В «Тронной речи» Николая I по поводу открытия Думы прозвучала надежда на то, что депутаты сохранят верноподданнические чувства, и их благостная деятельность во имя государства и народа будет сочетаться с преданностью его законному правителю.

В первый же день депутатов заставили принести обет верности императору и поставить подписи под соответствующей присягой.

Партийный состав I Государственной думы был сложным.

Первый фланг (по степени доверенности к правительству) представляли октябристы, прогрессисты, партия демократических реформ и автономисты. На левом же фланге ведущей парламентской фракцией стали кадеты – 34%, их успех в известной мере объяснялся и тем, что революционные партии (эсеры, социал-демократы) бойкотировали выборы, и кадеты, таким образом, представляли на них самую левую оппозиционную силу.

Беспартийные крестьянские депутаты, несмотря на неравные условия выборов, составили более 40% всех депутатов.

«Крестьянская трудовая группа», объединившая беспартийных крестьян, была создана по инициативе депутата от крестьянской курии, крестьянина А.Ф. Аладьина.

До открытия Думы на крестьян открыло охоту Министерство внутренних дел. Было организовано правым октябристом Ерогиным общежитие для крестьянских депутатов. Прекрасное помещение, отличный стол должны были привлечь крестьян к октябристам. В общежитие же приходили пропагандисты, проводившие монархическую пропаганду.

Крестьянское общежитие получило среди депутатов название «Ерогинской живопырни». Она оказала малое воздействие на настроение её обитателей. Безуспешными оказались попытки кадетов привлечь крестьян на свою сторону. «Господская партия» – решили крестьяне; так как обсуждавшиеся на заседании фракции вопросы о думской тактике, о бюджете, были им непонятны.

Монархические организации («черносотенные») в I Думе представлены не были, а из числа социал-демократов делегировали делегатов в Думу лишь немногочисленные организации, не принявшие участие в бойкоте (лидер группы социал-демократов в I Думе И. Жордания).

Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Между Думой и правительством сразу же наметились разногласия.

5 мая 1906 года Думой почти единодушно был принят «Ответный курс» на речь царя по случаю открытия Думы. Документ был составлен в духе кадетской программы, включая важнейшие общеполитические требования:

  • создание ответственного перед Думой Министерства;
  • введение всеобщего избирательного права;
  • упразднение Государственного Совета;
  • отмена смертной казни;
  • амнистия политическим заключённым и ссыльным;
  • практическое осуществление основных гражданских свобод и пр.

По настоятельному требованию крестьянских депутатов в думский адрес было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих земель, удельных монастырских и церковных земель.

Однако Николай II отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адрес и поручил ответить на него главе правительства И.Л. Горемыкину. 13 мая 1906 года он выступил в Думе с правительственной декларацией. На все основные требования думского адреса правительство ответило отказом, причём наибольшее раздражение вызвало у него предложение по разрешению аграрного вопроса.

Правительство ясно дало понять, что не допустит выхода Думы за рамки предоставленных ей полномочий. Дума ответила требованием отставки правительства и замены его «министерством, пользующимся доверием Государственной думы». В ответ министры, во главе с И.Л. Горемыкиным объявили Думе «бойкот», процесс разработки и отправки в Думу для обсуждения законопроектов был приостановлен. В ответ на бойкот правительства Дума ответила градом запросов и принялась обсуждать свои собственные законопроекты, прежде всего по аграрному вопросу, который был в центре внимания I Думы.

8 мая 1906 года был внесён законопроект по земельному вопросу от кадетской партии за подписью 42 депутатов. 19 мая 1906 года свой аграрный законопроект внесли трудовики.

Общим в двух проектах было требование образования государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землёй (в пользование).

Но кадеты исключали из числа отчуждаемых помещичьих земель значительное количество «образцовых имений с большой урожайностью и помещичьи имения, где местное и пришлое население находило заработок». Кадетская программа также предполагала плату владельцам за отчуждаемую землю.

Трудовики предлагали обратить в земельный фонд земли не только помещичьи, но и другие категории земель – т.е. фактически – национализацию земли, плата помещикам за землю не предусматривалась, т.е. крестьянская фракция оказалась левее кадетской, вопреки надеждам верховной власти.

Правительству же аграрные проекты трудовиков и даже кадетов представлялись слишком радикальными. Решение Думы о выпуске своего обращения к стране по аграрному вопросу, принятое в ответ на правительственное заявление (опубликованное 20 июня 1906 года) и категорически отвергающее идею отчуждения помещичьих земель, давало повод обвинить Думу в революционности и распустить её.

9 июля 1906 года был обнародован царский манифест о роспуске Думы. Для смягчения негативной реакции был одновременно отправлен в отставку И.Л. Горемыкин. Новым председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин , сохранивший так же пост министра внутренних дел.

Левые депутаты Думы (кадеты) собрались после её роспуска в Финляндии в Выборге, откуда обратились к населению с призывом в знак протеста отказаться платить налоги и уклоняться от призыва в армию. Отклика у народа идея гражданского неповиновения не нашла. По возвращении в Петербург депутаты, подписавшие воззвание (167 человек), были приговорены к 3-х месячному тюремному заключению и лишены права баллотироваться на выборные должности. В результате чего в составе II Думы не оказалось деятелей кадетской партии «первой величины».

Однако, боясь нового всплеска революции и продолжая «заигрывать» с либералами, царь объявил о созыве II Думы, с сохранением прежнего закона о выборах.

Первый русский парламент просуществовал 72 дня, успев провести лишь одну сессию, приняв 391 запрос о «незакономерных действиях правительства». Разгон I Думы означал также конец переговоров о создании первого буржуазного правительства в России (прежде правительством рассматривался проект создания Совета Министров с включением кадетов).

В то время по Петербургу гуляла эпиграмма, сочинённая Ф. Куликовым:

Свобод российских не понять,
Чужим аршином не измерить.
У них особенная стать.
В свободы наши надо верить!

По оценке одного из лидеров кадетской фракции В.А. Оболенского:

« парламентов не только в мирные времена, но даже в периоды революций не знала такого удивительного политического расхождения между законодательной палатой и правительством, какое существовало между I Ду- мой и русским правительством».

II Дума работала с 20 февраля 1907 года по 3 июня 1907 года. Состав её оказался ещё более «левым». Участие в выборах приняли меньшевики и эсеры. Всего было избрано 448 депутатов.

Таким образом, усилилось значительное левое крыло, увеличилось количество «правых», кадеты же оказались своеобразным «центром».

Председательствовал во II Думе кадет Ф.А. Головин.

В условиях проводимого П.А. Столыпиным курса «успокоения страны», кадеты были вынуждены изменить тактику и перейти от «штурма» к тактике «правильной осады самодержавия», избегая при этом влияния на кадетскую фракцию как со стороны крайне правых, так и левых течений (тактика «бережения Думы от разгона»). По отношению к «новому курсу» партия кадетов раскололась на сторонников отказа от всякой законодательной инициативы, проявление умеренности и поддержки правительства П.А. Столыпина, и сторонников сближения с революционно – демократическими партиями (левое крыло).

Октябристы безоговорочно поддерживали все начинания П.А. Столыпина.

Большевики и трудовики ставили на обсуждение острые вопросы:

  • о помощи голодающим;
  • о помощи безработным;
  • о преследовании профессиональных рабочих, организаций и т.п. Большевики проводили тактику «левого блока»- соглашения с левыми партиями против правых и кадетов, под давлением демократических избирателей народнические фракции (эсеры, энесы) пошли на блокирование с большевиками.

Основным вопросом во II Думе оставался аграрный. В ходе аграрных прений со своей программой выступил П.А. Столыпин.

Программа Столыпина встретила резкое противодействие не только со стороны левых партий, но и критику кадетов. Они считали, что осуществление её будет революционизировать массы, «вызовет социальную борьбу богатых и бедных в самых злобных формах» (П.Н. Милюков).

Левые партии предложили аграрный проект трудовиков, близкий по сути эсеровской программе социализации земли.

В кадетском проекте были значительные изменения («вправо») по сравнению с проектом, внесённым в I Думу: предусматривалось большее количество имений, земля в которых не подлежала отчуждению. За отчуждённую землю должны были платить помещику крестьяне (а не правительство). Этот аграрный проект вызвал возмущение крестьянских депутатов II Думы.

Несмотря на «смягчение» курса кадетов и усиление правого крыла, компромисса между Думой и правительством снова не получилось. Царизм, расправившись с основными силами революции, пошёл на роспуск II Думы, всё ещё слишком оппозиционной.

Обвинив фракцию социал-демократов в попытке покушения на царя и подготовке государственного переворота, арестовав «заговорщиков», 3 июня 1907 года правительство по указу царя объявило о роспуске II Государствен- ной думы, и изменении системы выборов в новую, III Думу.

Итак, законодательная инициатива и энтузиазм российских парламентариев вновь столкнулись со стремлением правящих кругов ограничить права Думы.

Роспуск II Думы иногда называют третьеиюньским государственным переворотом, а установившуюся в 1907 году политическую систему – третьеиюньской монархией.

Акт 3 июня был совершён в нарушении Манифеста 17 октября и Основных законов 1906 года, отмена которых не могла произойти без санкций Государственной думы, он означал по сути возврат к прежней форме правления – абсолютной монархии.

Новый избирательный закон делал ставку на помещиков и крупную буржуазию.

Из рабочих могли участвовать в голосовании только самостоятельные квартиросъёмщики, представительство крестьян было сокращено почти вдвое. Кавказ и Польша также смогли прислать в III Думу меньше депутатов, чем по результатам предшествующих выборов. Население сибирских и среднеазиатских губерний было лишено права голоса. Общее число членов Думы сокращалось до 442.

Новое положение о выборах позволило создать такую Думу, которая стала послушным и легкоуправляемым сверху органом.

В ней резко сократилось число оппозиционно – настроенных к самодержавию депутатов, зато увеличилось число верноподданнических избранников – крайне правых, умеренно правых, и создан прочный октябристский центр крайне правых черносотенцев. Например, лидер В. Пуришкевич заявил с думской трибуны: «Правее меня только стена».

Третьей Государственной Думе удалось отработать срок полностью, 5 лет (1907-1912). Председателем Думы был избран октябрист А.И. Гучков . За 5 лет «послушная» Дума утвердила 2197 законопроектов, большинство из которых составляли законы о сметах различных ведомств и казённых учреждений.

Аграрный вопрос в III Думе рассматривался в форме поддержки столыпинской реформы, так как кадеты, октябристы и монархисты в Думе ставили перед собой ту же задачу, что и правительство – не допустить новую революцию.

Только социал-демократы, отрицательно относившиеся к столыпинским преобразованиям, не питали конституционных иллюзий и использовали Думу в своих пропагандистских целях.

IV Дума была последней (1912-1917).

По мере того, как росло понимание, что верховная власть не в состоянии решить социально-экономические и политические задачи, стоявшие перед страной, что Россия приближается к новой революции, партии думского большинства меняли свою парламентскую тактику, перехода от политики благожелательного нейтралитета и поддержки правительства к политике конфронтации с ним. Происходило усиление оппозиционных выступлений, как справа, так и слева. В этой ситуации создавались условия для ликвидации самодержавия путём «бескровной парламентской революции».

Созданный в IV Думе под руководством лидера кадетов Н.Н. Милюкова «прогрессивный блок» в сентябре 1915 года выступил с предложением сформировать новый состав министров, который бы учитывал мнение думского большинства. По сути, и царю предлагался почётный компромисс – за ним сохранялось право назначения министров.

Но изменений в государственной структуре не происходило.

14 декабря 1916 года П.Н. Милюков снова выступает, подчеркивая, что неуступчивость самодержавия фатальна, так как надвигается более грозная революция, чем в 1905 году.

В условиях нарастания политической нестабильности, в первые дни февральских революционных событий царь издаёт указ о роспуске «вышедшей из повиновения» IV Думы (25 февраля 1917 года).

В ночь на 28 февраля из революционно настроенных депутатов Думы был создан Временный комитет членов Государственной думы, которым по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 года сформировано Временное правительство.

Одной из его функций являлась организация выборов Учредительного собрания – высшего органа народного представительства в новой демократической и парламентской республике России. Так завершилась деятельность первого российского парламента.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх