Социальный и духовный субъекты. Участники (субъекты) социальной сферы

Субъектами социального действия выступают социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), субъектами политического действия - гражданин, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне - в мировом сообществе - национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, транснациональные корпорации и т.д. Субъектов социального и политического действия именуют еще акторами (действующими лицами). Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве - законодательная, исполнительная и судебная. Вся совокупность отношений между политическими субъектами, а также механизмы их упорядочения составляют то, что принято называть политической системой.

Политическая система общества - совокупность всех политических институтов и субъектов политического действия (следовательно, сюда входят и граждане, и президент, и Госдума, и политические партии, и полиция, и многое другое). Характер политической системы определяется двумя факторами - формой правления (монархия, демократия, республика) и политическим режимом (авторитарным, тоталитарным и др.). Различить их просто: форма правления указывает на официально установленный источник власти в обществе (королева Англии обличена всеми официальными атрибутами власти), а политический режим обозначает как бы ее теневую сторону. Действительно, при советской власти у нас официально была республиканская форма правления (Союз Советских Социалистических Республик), но политологи (и не только они) знали, что в стране тоталитарный политический режим. социальный политический власть

Политическая стратификация предполагает социальный процесс распределения политических статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок. В политической стратификации, или в политической пирамиде, происходят всевозможные процессы, изменения, перемещения и поведение людей. Политическое поведение - реализация социальными агентами стратегии повышения-понижения своего социального статуса путем участия в выборах, референдумах; все это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Граждане приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. В демократическом государстве благодаря избирательной системе происходит обновление кадров (ротация), одни элиты сменяются другими, закрепляются права и свободы граждан. Успешная адаптация к социальным и политическим реалиям жизни, умение преодолевать трудности и решать неожиданные проблемы возможно благодаря социализации - продолжающемся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоении культурных норм и освоении социальных ролей. (Социализацию не надо путать с воспитанием или обучением, это более широкое явление.) За правильным усвоением норм и ролей следит недремлющий страж - социальный контроль со стороны родителей, соседей, учителей, полиции, государства, администрации и еще множества других агентов социального контроля. Разновидностью социального контроля выступает политический контроль. К нему относятся все политические акции, например сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве - законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево от официального политического курса, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля - залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает паралич - аномия (беззаконие, отсутствие норм).

Политические группы - разновидность социальных, поскольку слово "социальное" часто используется в широком значении "общественное". Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические - по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, а также по политическим ориентациям, электоральной (избирательной) активности и т.п. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т.е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают, насколько активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Ниже будут рассмотрены не все многообразие политических групп. Они в наибольшей степени относятся к социологии, а не только к политологии.

В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на властные структуры двумя путями - голосованием на выборах и созданием

организованных общественных групп. Такие группы называют общественными потому, что участвующие в них граждане не получают вознаграждения за свою работу, не регистрируются в качестве организации, скажем института или торговой фирмы, создающей товары и услуги. Добровольные помощники чаще всего работают бесплатно.

Различают два типа организованных общественных групп: группы давления, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринимателей), и группы интересов, выступающие с новой инициативой по изменению законов. Наименование двух групп достаточно условно и часто вводит в заблуждение. К примеру, в какую группу включить общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С формальной точки зрения - в группу давления, поскольку в их названии есть слово "защита". Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. Профсоюзы, отстаивая собственные интересы, выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общественную жизнь. Поэтому общественные группы следует различать по тому, чьи интересы они защищают - свои собственные или других людей. Очевидно, что советы ветеранов относятся к группам давления, а Красный Крест и Армия Спасения - к группам интересов.

Группы интересов надо отличать от политических партий. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утверждений, составляющих программу партии. Группы интересов озвучивают (артикулируют) эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и благодаря коллективным действиям делают их достоянием общественности. В 1970-е гг. в нашей стране практически никто не знал экологического движения; о нем мало слышали и в 1980-е гг. Но когда выхлопные газы, радиоактивные осадки, промышленные отходы стали массовыми и затронули здоровье жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последовательно привлекала к проблеме внимание общественности. В результате в 1990-е гг. проблемы защиты окружающей среды стали одними из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, на радио и телевидении, а в школе ввели специальный учебный предмет. Группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высвечивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в советской, а позднее в российской армии процветала дедовщина и в мирное время гибли молодые солдаты. И только в 1990-е гг. в стране сформировалось движение солдатских матерей, которое заставляет обратить на себя внимание самый консервативный в мире властный орган - армейское командование. Через такие общественные движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем министерства или крупные чиновники. Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подготавливают кадры квалифицированных специалистов, знающих данную проблему. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в совет солдатских матерей. Если вам нужна исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в соответствующем общественном движении не найти и т.д.

Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное решение, обращаются к таким специалистам с просьбой дать экспертную оценку. Некоторые группы интересов перерастают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии. Характер осуществления функций группами давления, прежде всего, зависит от того, законные или незаконные способы их деятельности.

Группы интересов и группы давления как посредники между государством и народом выполняют свои функции, взаимодействуя с кандидатами в депутаты и членами исполнительных и представительных органов (в виде советов, рекомендаций, убеждения), участвуя в разработке законопроектов, проведении экспертиз, решений правительственных органов, контролируя соблюдение принятых решений (законов), вплоть до обращения в суд; наблюдая за деятельностью правительства в отдельных отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д. Таковы законные (легитимные) формы взаимодействия. Кроме них существуют и незаконные формы деятельности этих групп, в частности взятки и подкуп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д. Яркий пример - кризис августа-сентября 1998 г. Некоторые специалисты полагают, что обвал рубля был спровоцирован намеренно теми группами, которые хотели лишить оппозиционные партии и часть населения, не поддерживающие правящий режим, возможности на очередных президентских выборах (в 2000 г.) или на досрочных перевыборах финансировать оппозиционные партии. Результат оказался противоположным: у населения были подорваны остатки доверия к правительству и стоящей у власти политической элите.

Основной целью социальной политики является создание в обществе благоприятной социальной атмосферы, а также социального согласия и условий, что обеспечивают удовлетворение основных потребностей граждан. Государственную социальную политику можно рассматривать как основную деятельность страны, которая направлена на реализацию потребностей каждого человека, а также его прав на участие во всех сферах трудовой, социально-экономической, духовной жизни. Все вышеперечисленные сферы направлены на удовлетворение потребностей и интересов человека и социальных групп при регулярном учете социальных последствий политических, экономических и мировоззренческих трансформаций.

Предмет социальной политики государства

Определение 1

Социальная политика государства – это влияние органов управления государства на социальную общественную сферу, а также ее деятельность в целях удовлетворения потребностей всех граждан страны, поддержание оптимального уровня жизни, предоставление социальных услуг разных классам населения, реализация конституционных прав и социальных гарантий граждан, а также оказание социальной помощи малообеспеченным и нетрудоспособным слоям населения.

Предметом изучения социальной политики являются закономерности, свойства, содержательные отношения социума, которые устойчиво воспроизводят и выражают сущность, а также формы и процессы общественной практики, которые представлены в виде взаимодействия социальных классов касаемо их положения в обществе.

Основными целями социальной политики является формирование задач социального развития общества и создание комплекса мероприятий по их реализации. Общественные организации, государственные органы, органы регионального самоуправления и производственные коллективы осуществляют социальную политику, которая направлена на достижение социальных результатов и целей, что связаны с улучшением благосостояния граждан, улучшение качеством их жизнеобеспечения, а также обеспечением социально-экономической стабильности.

Объект социальной политики

Актуальность проблемы изучения определений объектов и субъектов социальной политики заключается в том, что на сегодняшний день существует множество вариантов их определения.

Определение 2

Объект социальной политики - это то, на что данная политика направлена. Несмотря на множество мнений квалифицированных экспертов по поводу описания социальной сферы, большинство из них сходится на том, что именно она является основным объектом социальной политики государства.

Уточняя более детально объект социальной политики, исследователи называют социальную сферу и большинство ее элементов: социальные отношения граждан (население, общество, различные социальные группы и классы, индивиды), а также условия жизнеобеспечения людей и их деятельности.

Также существует мнение, что объектами социальной политики являются воспроизводство социальных ресурсов, социальное развитие населения, социальная безопасность и достаточный уровень благосостояния, социальная структура и потенциал, удовлетворение человеческих потребностей, социальные действия, главные направления развития социума, система социальных неравенств и основные социальные проблемы, согласование интересов социальных общин и прочие элементы.

Рисунок 1. ОБъект социальной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Можно подытожить, что объектами социальной политики является практически все население государства. Основное внимание в данном случае уделяется социальной защите и поддержке малообеспеченным семьям, а также нуждающимся категориям граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации вследствие различных факторов.

Субъекты социальной политики

Субъектами управления социальной государственной политикой являются конкретные должностные лица и органы государственной власти и регионального самоуправления.

Наряду с государством субъектами социальной политики являются:

  • государственные учреждения и ведомства;
  • органы и структуры местного самоуправления;
  • внебюджетные организации и фонды;
  • религиозные, общественные, благотворительные и другие негосударственные учреждения и организации;
  • коммерческий бизнес и коммерческие структуры;
  • профессиональные работники, которые занимаются разработкой и реализацией социальной политики, а также добровольцы;
  • граждане, которые принимают участие в группах самопомощи и в гражданских инициативах.

Рисунок 2. Субъекты социальной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Главным субъектом социальной политики является социальное государство, которое должно обеспечивать следующие задачи:

  • достижение в гражданском обществе социальной справедливости;
  • минимизация социального неравенства;
  • предоставление каждому сотруднику рабочего места или иного источника доходов;
  • сохранение положительной атмосферы и мирного настроения в обществе;
  • формирование оптимальной и благоприятной жизненной среды для каждого человека.

Для реализации социальной политики существуют федеральные структуры исполнительной и законодательной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладает государственное правительство, которое разрабатывает и вносит корректировки в законопроекты по социальной сфере.

Основными звеньями управления социальной политикой в Российской Федерации являются федеральные ведомства и министерства: Министерство социального развития и здравоохранения, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство культуры и прочее.

Основное место в разработке и осуществления социальной политики отводится субъектам Российской Федерации. Данные структуры имеют право на собственное законотворення. В различных регионах существуют специальные организации, которые отвечают за реализацию социальных программ и стандартов на государственном уровне.

Замечание 1

Показательным и ярким индикатором процесса реализации социальной политики в Российской Федерации выступает законодательство субъектов РФ по вопросам социальной защиты населения на региональном уровне. В условиям современного социально-экономического кризиса и снижения возможностей самообеспечения социальных субъектов основную роль составляют нормы, которые направлены на социальную поддержку и защиту малоимущих и слабозащищенных классов населения. Законодательная активность представительных органов субъектов Российской Федерации выражена в утверждении мероприятий адресной социальной помощи гражданам государства.

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ - представление о субъекте-субстанции как субстрате свойств и состояний. В античной философии имело преимущественно онтологическое содержание, а схоластическая полемика номинализма ”реализма в Средние века придала ему преимущественно гносеологическое содержание, развитое и обогащенное философией Нового времени. Но понятие гносеологического субъекта выступает превращенной формой представлений о социальном субъекте. Так, свойственным созерцательному материализму 18 в. представлениям об органах чувств человека как клавишах, по которым ударяет природа, соответствовал взгляд на человека как изолированного чувствующего и ощущающего индивида (социальный атомизм, “робинзонада”), познавательные способности которого определены его биологической природой. Квинтэссенцией классического рационализма является представление о познавательной активности субъекта, изначально выступающее в онтологическом обличье: учении о первичных (т. е. присущих “самой природе”) и вторичных (т. е. конституируемых органами чувств человека) качествах. Субстанциональное противопоставление субъекта объекту в рационалистическом дуализме Р. Декарта являлось необходимым шагом в поиске незыблемой основы достоверности человеческого знания. Учению об активности субъекта познания соответствовало представление о социальном субъекте - покорителе природы и социальном конструкторе, свойственное идеологии техногенной цивилизации. Критический анализ И. Кантом познавательных возможностей гносеологического субъекта, выявление надличных, общезначимых составляющих человеческого сознания (априорных форм чистого чувственного созерцания и форм конститутивной активности рассудка и разума) в социально-философском плане означал первую серьезную постановку философской проблемы основ человеческого взаимопонимания, интерсубъективности.

Постановка проблемы диалектики социального субъекта и исторических обстоятельств его деятельности в рамках идеалистической онтологии принадлежит Г. В. Ф. Гегелю. В основе развития всех социальных явлений, по Гегелю, лежит сверхперсональное сознание - абсолютный дух, задающий в процессе логического развертывания собственных определений нормативные образцы всех мыслимых форм человеческой деятельности. Народы выступают орудиями абсолютного духа, который “в многосторонней деятельности самих народов многосторонне пробует себя”. Но в философии истории гегелевский абсолютный дух конкретизирован применительно к определенной культурно-географической среде как “дух народа”, вынужденный извечно состязаться с косной материей. Там, где дух терпит поражение, нет развития. Неисторические народы, по Гегелю, не являются субъектом всемирной истории. Идея скольжения центра всемирной истории с Востока на Запад связана с представлениями о степени реализации человеческой свободы. Но идеалистическая онтология Гегеля накладывает жесткие ограничения на представления о диалектике исторических обстоятельств и целеполагающей деятельности человека: историческое развитие завершается с адекватным воплощением идеи государства в реальности.

В процессе разложения гегелевской школы множатся земные аналоги абсолютного духа, в качестве которых выступает не только “дух народа”, но и “дух европейской культуры”, “национальное сознание”, “язык”. В атмосфере общего антиметафизического настроения кон. 19 в. и осознания ценности индивидуального как методологической специфики “наук о культуре” представления о социальном субъекте в оппозиции к романтическим представлениям о страдающем бунтаре-одиночке выражают социальную природу человека. В отличие от антропологического материализма Л. Фейербаха социальная природа человека в рамках марксизма предстает не только как “продукт обстоятельств и воспитания”, но и всей общественно-исторической практики, “совокупности всех общественных отношений”. Осуществленное К. Марксом материалистическое “переворачивание Гегеля с головы на ноги”, дополненное принципом классового подхода к анализу явлений общественной жизни в концепции материалистического понимания истории, полагало в качестве социального субъекта не идеальные мотивы выдающихся личностей или культурный дух нации, а исторически-конкретный класс как носителя определенных материальных интересов.

В социологии М. Вебера социальный субъект отождествлялся с субъектом социального действия, т. е. индивидуального осмысленного действия, ориентированного на другого. Для понимания социальных явлений необходимо реконструировать субъективные мотивы всех вовлеченных в него действующих лиц, в то время как представление о субъективной мотивации “коллективной персональности”, по Веберу, социологически бессмысленно. Поствеберианцы полагали возможность постижения субъективной мотивации коллективов на пути построения высокосложной системы персональных идеальных типов.

Антропологический поворот в философии 20 в., означающий смещение фокуса интересов с теоретико-познавательной на социально-философскую проблематику как следствие масштабных общественных сдвигов под влиянием научно-технической революции; привнесло новые измерения в понятие социального субъекта. Процесс выравнивания имущественного и образовательного уровня классов и процесс становления среднего класса как результат использования высоких технологий и демократизации общественной жизни в 20 в. приводят к тому, что классический капитализм 19 в. все более обретает черты массового общества. В результате подобных социальных трансформаций роль социального субъекта усматривают не в пролетариате, а в народных массах, вобравших в себя “прослойки” прежнего классового общества. Проведенное Ханной Арендт исследование тоталитарных и фашистских движений свидетельствует, что даже развитый индивидуализм и культурная утонченность не могут служить противоядием против растворения в массе. В определенных социальных условиях они не только не предотвращают, но даже и поощряют саморастворение в массе. Леворадикальным представлениям о возрастании роли народных масс в истории противостоит консервативно-романтическая критика “восстания масс”. (X. Ортега-и-Гассет) как причины упадка культуры и источника социальных катаклизмов.

Оперируя представлениями о социальных позициях и ролях, структурный функционализм (Т. Пирсоне, Р. Мертон и др.) тяготеет к рассмотрению социального субъекта как производного от функционирования объективных социальных структур. Однако если в контексте критической полемики с экзистенциализмом и др. субъективистскими течениями социально-философской мысли тезис о “растворении” субъекта в социальных структурах был выражением пафоса объективности, попытки обнаружить устойчивое в изменчивом, то постмодернизм приписывает “смерти субъекта” значение утраты социального лица и творческой индивидуальности, “растворяя” его в тексте, дискурсе, бессознательном (Р. Барт, Ж.Деррида, Ж. Лакан, M Фуко и др.). Постмодернистский субъект теряет персональные духовные очертания и самотождественность, сохраняя способность к пародийному цитированию, деконструкции и игре. Ускользающей реальности “децентрированного” субъекта, играющего смысловыми обломками прежних культурных целостностей, соответствует устоявшееся в современной социологии и политологии понятие актора. Оно выражает представление об усеченной персональности, склонной к “бегству от свободы” (Э. Фромм) и социальной ответственности, к перекладыванию бремени выбора на власть и элиту. Актор замещает социального субъекта в постмодернистской ситуации “смерти субъекта”. Социальным фундаментом представлений о феномене “деперсонализации” (“кризис идентичности”) служит свойственный постиндустриальному обществу процесс размывания устойчивых социальных общностей как центров групповой идентификации. Место “класса на бумаге” (П. Бурдье) занимает множество временных, “летучих” социальных групп, подчас основанных лишь на авторитете культурного символа (“неотрайбализм”).

Наряду с представлениями о “кризисе идентичности” и “смерти субъекта” весьма продуктивны современные попытки теоретического “встраивания” социальности в человеческую телесность, т. е. обращение к анализу телесных практик в истории культуры: механизмов власти, системы наказаний, форм сексуальности. К их числу относится политическая семиология Барта (представление об изначальной репрессивности знаков как отражении баланса власти), исследование пенитенциарных систем и сексуальности в Европе (Фуко), концепция цивилизации Н. Элиаса, основанная на изучении дворцовых ритуалов, этикета и образцов самоконтроля, понятие габитуса Бурдье как инкорпорированной социальности, воплощенной в образцах восприятия и символическом капитале и т. д. Подобные исследования инспирируют антропологический оптимизм “возрождения субъекта” в современной кулмуре.

8. Субъекты и объекты социальной политики

Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:

состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

служба и труд в экстремальных социальных условиях.

К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, - это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

девиантное поведение в его различных формах и видах.

К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.

К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

предродовое и послеродовое состояние.

Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей более конкретно или, наоборот, выделяя более широкие категории - это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.

Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики).

Субъектами социальной политики являются:

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Челябинский фонд "Хоспис", "Солнышко" - Челябинская городская общественная организация инвалидов детства с нарушением психики, региональный благотворительный фонд "Соцгород" и др.

В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной политики. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной политики.

По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - "социальный работник".

Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

Социальные работники - это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.;

4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;

5) исследователи социальной политики. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

Социальный субъект

Определение 1

Под социальным субъектом понимается индивид или их группа, самостоятельно реализующая выбранные ими программы действий для достижения целей. Цели тоже выбираются самостоятельно. Это является главным отличием субъектов.

Только субъект может реализовывать целеполагающую деятельность, а также определять условия и средства её достижения. Субъекты, для достижения своих целей, могут привлекать группы индивидов, цели которых отличны.

Интересы и потребности социального субъекта специфические и находятся в противоречии с интересами других социальных групп. Потребности субъекта для него являются очень важными, а чтобы их удовлетворить, необходимо осуществить тип деятельности необходимый системе.

Замечание 1

Получается, таким образом, что интересы субъекта являются средством удовлетворения его потребностей, а удовлетворение потребностей субъекта для системы является средством реализации его интересов.

Социальные группы, которые реализуют свои потребности для обеспечения условий своего существования, являются субъектами МК. Их потребности предполагают обязательное внесение в массовое сознание таких социальных установок, которые выражаются в их собственной идеологии. В результате социальные группы имеют большую заинтересованность производить массовую информацию.

Они не ставят цель всесторонне и полно информировать аудиторию, потому что их цели и потребность в прибыли находятся на первом месте.

Качество субъектов в процессе массово-коммуникативной деятельности получают:

  • носители социальных интересов;
  • субъекты реализации коммерческих интересов – владельцы отдельных СМК;
  • субъекты реализации интересов – журналисты;
  • совокупность субъектов с общей целью – массовая аудитория.

Все участники этой социальной деятельности тоже являются субъектами только другого деятельностного ряда. Каждый из субъектов свои цели и способы реализации этих целей определяет самостоятельно.

Выделяют два типа социальных субъектов – институциализированные или подкрепленные законодательством, и неинституциализированные субъекты.

К первым относятся студенты, пенсионеры, несовершеннолетние люди, а ко вторым – пожилые люди, молодежь.

К основным социальным субъектам общества относятся:

  • граждане и власть;
  • наемные работники и работодатели;
  • бедные и богатые;
  • занятые и незанятые в общественном производстве.

Замечание 2

Социальный субъект можно соотнести с «сегментом рынка», который является маркетинговой категорией. «Сегмент рынка» – это группа потребителей, которая обладает сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Сама маркетинговая коммуникация – это частный случай массовой коммуникации.

Социальные системы как социальные субъекты

Человека окружают самые разнообразные естественные и искусственные системы – большие, сверхбольшие, открытые и закрытые и др. Искусственные системы создаются человеком – это политические, экономические, военные и др.

Замечание 3

Любая система состоит из совокупности тесно связанных между собой компонентов. Изменение одного из них, вызывает изменение других компонентов, а иногда и всей системы. Субъектами и участниками социальных процессов выступают социальные системы.

Субъект социальных процессов выполняет свою роль, которая заключается в том, чтобы определить направление изменений, происходящих в обществе и сознательно им сопротивляться. Можно назвать три уровня субъекта социальных процессов. Во взаимоотношениях с объектом они определяют различные способы восприятия и оценки таких изменений – личность, социальная группа, культура.

Личность, следуя поставленным целям, по сравнению с другими субъектами, должна учитывать особенности конкретных ситуаций, лежащих в основе локальных процессов. Личность, как система, для выбора наилучшего варианта поведения, образует вокруг себя совокупность символических ориентиров. Такая символическая система расширяет спектр возможностей и задает диапазон действий.

Степень рациональности в действиях человека и характер восприятия происходящих изменений определяется в пределах этого диапазона. К таким процессам можно отнести все социальные изменения, связанные с социализацией человека. Процессы имеют свои результаты и на судьбах конкретных людей отображаются по-разному, поэтому между собой не всегда имеют какую-либо связь.

Следующим уровнем субъекта социальных процессов являются социальные группы. Данные сообщества формируют такие социальные процессы, когда масштабные преобразования в обществе являются их источником и направленным объектом воздействия. К такому роду процессов, например, можно отнести военные столкновения, биржевую торговлю, избирательный процесс и др. Реализация подобных процессов в обществе может привести к таким изменениям, которые повлияют на сложившуюся коммуникационную систему и переведут её на качественно новый уровень.

К системе особого типа относится культура. Формообразующим фактором таких систем является наличие значительного слоя материальных и духовных предпосылок. Поскольку культуры различны, то социальные процессы, вызванные отличиями между ними, будут иметь наивысшую продолжительность и максимальную устойчивость в отношении возможных регуляторов. Глубоко анализировать исторические, философские, литературные источники информации о развитии общества возможно только со знанием механизмов таких процессов.

Субъекты социальной политики

Социальная система может быть представлена как совокупностью индивидов, так и общностями и организациями. Они объединяются устойчивыми социальными связями и отношениями и взаимодействуют со средой как единое целое.

По масштабу социальные системы могут быть разные, от семьи, состоящей из двух человек, до крупных устойчивых объединений людей, какими являются, например, классы, нации. Остановимся на субъектах социальной политики.

Термин «социальная политика» имеет много вариантов с позиции субъект-объектных отношений. Это деятельность государства в социальной сфере с одной стороны, а с другой стороны – это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур.

К субъектам социальной политики относятся органы государственной власти, организации и учреждения, а также негосударственные организации, общественные объединения граждан, инициативы. Законодательные, исполнительные, судебные органы власти.

При общественном участии они определяют цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики. Они же проводят работу по реализации социальной политики государства, в которой участие принимают множество субъектов.

В основе их деятельности лежит нормативно-правовая база. В наше время государство определяет перспективы своего развития и является основным субъектом реализации социальной политики. Осуществление социальной политики происходит на федеральном, реиональном, муниципальном уровнях.

На федеральном уровне определяются цели и задачи, принципы социального развития и способы достижения.

Деятельность субъектов на региональном и местном уровне в области социальной политики направлена на решение конкретных проблем населения, так, например, жилищная политика, политика в области образования, здравоохранения и др. реализуется региональными органами власти.

По сравнению с другими сферами именно для социальной области характерна большая стабильность и исполнение законов. Вместе с государством субъектами социальной политики также выступают:

  • ведомства и учреждения, имеющие государственный статус;
  • органы местного самоуправления;
  • внебюджетные фонды;
  • негосударственные объединения – религиозные, благотворительные, общественные;
  • бизнес и коммерческие структуры; простые граждане через участие в гражданских инициативах.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх