Социальные последствия культурной революции в ссср. Культурная революция в ссср

Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

Возникновение термина

В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

Основные направления

Столь масштабные преобразования, касающиеся основ этики, эстетики и прочих основ общественного мировоззрения, невозможно производить без предварительно разработанного хотя бы приблизительного плана. При его составлении следовало учесть как можно большее количество факторов как способствующих, так и препятствующих его осуществлению. План, по которому проводилась культурная революция в СССР, кратко можно разбить на шесть направлений. Первое, что требовалось сделать, это ликвидировать безграмотность (причем желательно не с помощью маузера). Второй пункт, невозможный без первого, предписывал в кратчайшие сроки подготовить максимальное количество новых пролетарских инженеров и техников, чтобы не зависеть от специалистов «царского призыва». Желательно и профессоров своих заиметь, но это, понятное дело, не сразу. Третья задача - создать собственное пролетарское искусство (даже название ведомства было придумано - «Пролеткульт»). При этом внимание уделялось развитию национальных форм. И последнее - по порядку, но не по значению - направление, отражающее суть культурной революции в СССР наиболее ярко, - пропаганда построения нового общества с упором на самые радужные для трудящихся перспективы.

Что делалось в 20-е годы

Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.

Соцреализм и искусство

Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода - социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.

Есть у революции начало…

Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.

Цели культурной революции в СССР:

1) ликвидация безграмотности;

2) создание новой государственной системы образования, обеспечение минимизированного образования;

3) формирование социалистической интеллигенции;

4) превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

5) превращение науки в рычаг социалистического строительства;

6) преодоление религиозного сознания.

Осуществление культурной революции и её итоги:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» , согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза.

В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!» и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню »).

За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81 %. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7 %.

2. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе» , согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая – 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом.

С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию , созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ) , которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98 % советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. – уже 113 руб.

В 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее – в деревне.

3. В августе 1918 г. вышел декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» , который предусматривал приём в вузы без экзаменов и документов о среднем образовании, причем, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшим крестьянам. Для подготовки рабочих при вузах создавались рабочие факультеты (рабфаки) .

С 1921 г. было введено обязательное изучение марксизма (философское, экономическое и политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, которое использовалось представителями общественного движения второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для подготовки и осуществления социалистической революции) во всех вузах страны, при этом к работе привлекались лояльно настроенные представители старого профессорско-педагогического состава. Так началось формирование новой советской интеллигенции . Старая интеллигенция оказалась невостребованной. В 1922 г. произошли массовые высылки так называемой буржуазной интеллигенции из страны. Самой крупной из них стала высылка большой группы религиозных философов: Н.Бердяева, С.Франка, Л.Красавина, И.Ильина, Н.Лосского и многих других («философский пароход» ). Десятки профессоров, писателей по решению ГПУ были пожизненно высланы из РСФСР на двух пароходах.



В 1927 г. в РСФСР существовало уже 90 вузов (первый советский вуз открылся в 1918 г. по инициативе М.В.Фрунзе в Иваново-Вознесенске, им стал Иваново-Вознесенский политехнический институт) и 672 техникума, в которых обучалось 209 тыс. студентов. К 1941 г. в СССР насчитывалось 14 млн. представителей социалистической интеллигенции.

4. В СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. произошло превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы. Насильственно внедрялись партийные нормы понимания культуры, марксистская идеология была утверждена в качестве государственной, страна оказалась в идеологической изоляции. В литературе и искусстве утвердился «единственно правильный метод» – социалистический реализм , отсекалось всё, что не несло идеологической нагрузки, преувеличивались достижения социализма, отрицался любой авангардизм (условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя).

Созданный Пролеткульт пропагандировал классовый характер культуры , враждебное отношение к старой «буржуазной культуре», вылившееся в направление «чистой пролетарской культуры» .

Был установлен контроль над творческой интеллигенцией: создание в 1923 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР ), в 1934 г. Союза писателей СССР .

5. В 1920-1930-е гг. отечественная наука и техника развивались достаточно динамично . Всемирно известными становятся имена ученых Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о ноосфере), А.Л.Чижевского (гелиобиология), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика), А.Фридман (космология), Е.В.Тарле (история) и др.

Одновременно руководство партии и государства всемерно поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Т.Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке (генетика, молекулярная биология). В результате здесь советская наука стала серьезно отставать. Многие выдающиеся отечественные ученые были репрессированы (Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский).

Крупнейшие достижения фундаментальной науки в СССР использовались, прежде всего, в интересах ВПК. Постепенно произошла идеологизация научных исследований.

7.В 1920-1930-е гг. власти действовали в рамках известного высказывания В.И.Ленина: «Религия – опиум для народа». Была развернута антирелигиозная пропаганда через журнал «Революция и церковь» и газету «Безбожник» . Руководители государства инициировали создание антирелигиозного общества «Союз воинствующих безбожников». При этом следует отметить, что в 20-е гг. ХХ века достаточно часто проводились публичные диспуты на религиозные темы с приглашением оппонентов от церкви.

В тоже время, осквернение религиозных чувств верующих стало повсеместным явлением. Например, в 1921 г. власти практически отвергли добровольную помощь голодающим со стороны Русской Православной Церкви, приняв, при этом, решение о принудительном изъятии всех её ценностей, включая богослужебные и культовые предметы. Это вызвало сопротивление, были жертвы, в стране начались судебные процессы против священников, которых обвиняли в сокрытии ценностей от государства. Патриарх Тихон в 1922 г. был объявлен пособником эсеров и меньшевиков и через год оказался в тюрьме. В 1925 г. он скончался.

Очередной удар по церкви был нанесен в 1929 г., когда на места пошла директива за подписью Л.Кагановича, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. После этого по всему СССР началось массовое разрушение ценных исторических памятников церковной архитектуры. Яркий пример – взрыв храма Христа Спасителя в Москве (1931 г.).

********************

Таким образом, в 1930-е гг. можно выделить следующие характерные черты советского общества:

Огосударствление всех сфер жизни;

Корпоративный характер общества и общественных отношений;

Жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером;

Репрессии и внеэкономическое принуждение;

Мифологизация общественного мнения и отрицание опыта Запада;

Закрытость страны.

Литература:

1. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительные жизнеописания. В 2-x тт. Смоленск, 1994.

2. Верт Н. История coветского государства. 1900 - 1991. Любое издание. Главы 5, 6.

3. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.

4. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Совет­ского Союза. Любое издание.

5. Гордон Л.А., Клопов З.В. Что это было? Размышления о пред­посылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40 гг. М., 1989.

6. Елисеев А. В. Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой тер­рор»? М., 2008.

7. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Во­просы истории. 2002. № 1.

8. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.

9. Илизаров Б. С. Тайная жизнь Сталина. М., 2004.

10. Миронин С. С. Сталинский порядок. M., 2007.

11. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.

12. Осокина Е.А. Иерархия потребления о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 - 1935 гг. М., 1993.

13. Прудникова Е., Колпакиди А. Двойной заговор. Тайны сталин­ских репрессий. М., 2006.

14. Рогачевекая Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. 1993. №8.

15.Романенко К. К. Сталинский 37 -й. Лабиринты заговоров. М.,2007.

16. Соколов Б.В. Сталин. Власть и кровь. М., 2004.

17. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 - 1929: история и лич­ность. М., 1991.

18. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е гг. М., 2001.

19. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. М., 2001.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

социалистическая, революц. преобразования духовной сферы жизни общества, одна их важнейших закономерностей построения социализма, нового, социалйстич. типа духовного производства, создание социалйстич. культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на формирование нового человека. Учение о К. р. как «целой полосе обществ. развития» разработано В. И. Лениным, определившим её , задачи и цели ( «К. р.» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации») . Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязат. очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культуры как предпосылки социального переворота, Ленин после Великой. социалйстич. революции выдвинул программу К. р.

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалйстич. индустриализация, коллективизация с. хва) . К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистич. партии. Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние, предоставляя трудящимся полную на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, результаты мировой цивилизации.

К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистич. общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми закономерностями духовного развития, на основе которых происходит и утверждение социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалйстич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой, социалйстич. интеллигенции, создание социалйстич. литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.

Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, умения применять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с нац. и историч. особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р. , её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического? культурного развития наций и народностей России. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, .-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литры и искусства. К. р. охватила все социальные, нац. , этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.

К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, повышению производительности обществ. труда. Научно-техническая и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.

В зрелом социалистич. обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, техники и производства, повышение общественной активности трудящихся, демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (Программа КПСС , 1972 , с. 129-30) .

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р. , страны социалистич. содружества творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость ( за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.) . Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. К. р.

Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. , Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролет. культуре, ПСС , т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М.. 1981 ; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн. : Пе-дагогич. соч. , т. 7, М., 1959 ; Луначарский А. В., К. ?. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929 ; Коммунизм и , М., 1966 ; Строительство коммунизма и духовный человека, М., 1966 ; К. р. в СССР. 1917-1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р. , М., 1967 ; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972 ; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977.

А. И. Арнольдов.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого “ядра” или “кода” культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

В России культурной революции появляется в “Манифесте анархизма” братьев Гординых (май 1917) в форме лозунга “Да здравствует Культурная Революция!”. В советский политический оно вошло из ленинской статьи “О кооперации” (январь 1923), где культурная революция провозглашается как , необходимое и достаточное для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную “отсталость”, могла бы “вполне социалистической страной” (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45, с. 372, 376, 377).

Внутренняя противоречивость феномена культурной революции, соединяющего в себе созидательное и разрушительное начала (культура , согласно изначальному своему смыслу означаюшая “возделывание”, сопрягается с понятием революции, переворота, ломающего устои прежней духовной жизни общества), породила две тенденции в его истолковании, - условно говоря, негативную и позитивную. Негативное наиболее последовательно представлено в работах Н. А. Бердяева. По его мнению, революционный по существу враждебен культуре, т. к. ломает свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчиняет ее утилитарным целям (прежде всего политическим). В этом смысле действительно культурным и творческим типом, по Бердяеву, была Возрождения в отличие от Реформации, которая вела к разрушению религиозно-нравственных и культурных традиций; высоко оценивает он и роль Византии, благодаря которой варвары и скифы обрели с греческий культурой. Демократия понижает качественный уровень и творческое начало культуры, а многократно усиливает эту тенденцию.

Подтверждением такой чисто негативной оценки могут служить и попытки теоретиков Пролеткульта (А. А. Богданова, В. О. Плетнева и др.) реализовать свою концепцию “пролетаризации культуры” (против теории и практики “пролеткультовцев” категорически возражали В. И. Ленин, А. В. Луначарский и др.), и в Китае, начатая в 1966 по специальному постановлению ЦК КПК и проходившая под знаком уничтожения памятников прошлого, террора по отношению к интеллигенции и т. д. (по словам Дэн Сяопина, “практика показала, что “культурная революция” в действительности ни в каком смысле ни революцией, ни прогрессивным общественным движением не была и не могла быть” (цит. по: БарачД. Дэн Сяопин. М., 1989, с. 213).

В позитивной трактовке культурная революция означает и процесс духовного обновления, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, и в этом смысле ее становится все более популярной на подступах к формирующемуся глобальному миру, по мере осознания того, что нуждается в новом синтезе и новой системе ценностей, чтобы выйти из состояния “общепланетарного кризиса”. Широко используемые в современном словаре науки и публицистики понятия “духовная реформация”, “революция сознания”, “новое мышление” можно рассматривать как модификации понятия культурной революции в его позитивной трактовке.

В. И. Толстых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" в других словарях:

    В 60 е гг. молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась к выступлениям против… … Энциклопедия культурологии

    - (Cultural Revolution) В 1965 г. в шанхайской газете появилась статья с критикой исторической пьесы, написанной в 1961 г. о жившем при династии Мин сановнике Хай Руе, известном тем, что он принципиально выступал против выбора императором… … Политология. Словарь.

    В СССР Культурная революция в Китае Культурная революция (телепередача) Культурная революция (издательство) … Википедия

    В СССР в 1920 е гг; Культурная революция в Китае Культурная революция (телепередача) … Википедия

    Культурная революция - (Cultural Revolution) (1966 76), десятилетие хаоса и полит, волнений в Китайской Народной Республике, в основе к рых лежали разногласия полит, фракций по поводу будущего социализма в стране. Мао Цзэдун в 1960 х гг. в ответ на представлявшую… … Всемирная история

    КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - Социалистическая революция в области идеологии и культуры, составная часть плана построения социализма в СССР, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Проходила в 1920 е 1930 е годы. Термин культурная революция впервые был использован В.И … Лингвострановедческий словарь

Культура рус­ского зарубежья

Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.

В культуре 1920–1930-х гᴦ. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гᴦ. XX в., создание социалистической культуры. Термин ʼʼкультурная революцияʼʼ введён В. И. Лениным в 1923 ᴦ. в работе ʼʼО кооперацииʼʼ.

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание ʼʼпролетарской культурыʼʼ, ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. ʼʼКоммунизацияʼʼ и ʼʼсоветизацияʼʼ массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населœения. Перепись населœения 1920 ᴦ. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населœения). В 1919 ᴦ. был принят дек­рет Совнаркома ʼʼО ликвида­ции неграмотности ʼʼ. В 1923 ᴦ. учреждено обще­ство ʼʼДолой не­грамот­ность ʼʼ во главе с председателœем ВЦИК М.И. Калининым . От­крылись тысячи изб-читален, где обу­чались взрослые и дети. По переписи 1926 ᴦ. грамотность населœения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми­лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко­номического потенциала Советского государства. Под руко­водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома­лии, раз­ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде­мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль­нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра­кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн­дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо­ложник самолётостроения Н.Е. Жу­ковский . В 1929 ᴦ. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов ).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли­генции участ­вовать в политической жизни, влиять на об­щественное созна­ние. В 1921 ᴦ. упразднили автономию высших учеб­ных заведений. Про­фессоров и препо­давателœей, не разде­лявших коммунистические убеж­дения, увольняли.

В 1921 ᴦ. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о ʼʼПетроградской боевой организацииʼʼ. Её участниками была объявлена группа учёных и деятелœей культуры, в т.ч. профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в т.ч. Гумилёв.

В 1922 ᴦ. был создан специальный цензурный коми­тет – Главлит , осуществлявший контроль за ʼʼвраждеб­ными вы­падамиʼʼ против по­литики правящей партии. Далее создан Главрепет­ком – комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 ᴦ. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух ʼʼфилософских паро­ходахʼʼ из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид­ных учёных и деятелœей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др.
Размещено на реф.рф
Был выслан П.А. Со­рокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).

В 1923 ᴦ. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от ʼʼанти­советских и антиху­дожественных книгʼʼ. В их число попали даже произве­дения античного философа Пла­тона и Л.Н. Толстого. К сер.
Размещено на реф.рф
1920-х гᴦ. были закрыты ча­стные книгоизда­тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово­рочно пре­данной режиму. ʼʼНам крайне важно, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты­вать её, как на фабрикеʼʼ. В 1918 ᴦ. были отменены вступитель­ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни­вер­ситеты (к 1927 ᴦ. – 148, в дорево­люционное время – 95). К примеру, в 1918 ᴦ. был открыт политехниче­ский институт в Иваново-Возне­сенске. С 1919 ᴦ. в вузах были созданы рабочие фа­культеты (раб­факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне­го образования. К 1925 ᴦ. выпускники рабфа­ков со­ставляли половину студентов. Вы­ходцам из бур­жуазно-дворянских и интеллигентских ʼʼсоци­ально чуждыхʼʼ слоёв доступ к высшему об­разованию был затруднён.

Школьная система 1920-х гᴦ. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - реальное училище - коммерческое училище) и заменялась на ʼʼполитехническую и трудовуюʼʼ среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту­пеней (1-я ступень – че­тыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи­стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти­рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще­ствове­дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 ᴦ. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гᴦ. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер­ков­ные ценности. В ᴦ. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики ʼʼвоинствующего атеизмаʼʼ закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 ᴦ. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителœей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинœению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между ʼʼстароцерковникамиʼʼ (пат­риарх Тихон ) и ʼʼобновленцамиʼʼ (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат­риаршество упразднено. В 1925 ᴦ. местоблюстителœем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 ᴦ. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо­лит Сергий и 8 архиереев в 1927 ᴦ. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро­полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гᴦ. Продолжали публиковать свои произве­дения писатели и поэты ʼʼсеребряного векаʼʼ (А.А. Ах­ма­това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах­тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы­ставки последователи ʼʼМира искус­стваʼʼ, ʼʼБубнового валетаʼʼ, ʼʼГолубой розыʼʼ и других объединœений художни­ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево­люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив­ность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, кон­структивизма – в живописи, театре, архитек­туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

Возникает множество новых литературных груп­п и организаций:

Группа ʼʼСерапионовы братья ʼʼ (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе­дин и др.) искала новые художест­венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

Группа ʼʼПеревал ʼʼ (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

Возникли литературно-художествен­ные объединœения пролетарско-большевистской коммунистичес­кой ориентации:

-Пролеткульт (1917–1932 ᴦ.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

Литературная группа ʼʼКузница ʼʼ (1920–1931 гᴦ.), вошла в РАПП;

-Российская ассоциация пролетарских писа­телœей (РАПП), (1925–1932 гᴦ.) используя лозунг ʼʼпартийности литературыʼʼ боролась с другими группами. Издавала журнал ʼʼНа постуʼʼ ;

Группа ЛЕФ ʼʼЛевый фронт искусств ʼʼ (1922–1929 гᴦ.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта͵ издавали журнал ʼʼЛЕФʼʼ.

Эти группы подвергли травле бес­партийных деятелœей культуры, называя их ʼʼвнутренними эмигран­тамиʼʼ за укло­нение от воспевания ʼʼгероики револю­ционных свершенийʼʼ. Критико­вались также ʼʼпопут­чикиʼʼ – литера­торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие ʼʼко­ле­банияʼʼ (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).


Культурная революция в ссср - составная часть социалистической революции, означающая целый переворот, целую полосу культурного развития всей народной массы и имеющая своей целью создание новой, социалистической культуры. Основные задачи культурной революции: овладение трудящимися массами культурным наследством прошлого, социалистическая организация народного просвещения, создание кадров социалистической интеллигенции и коммунистическое воспитание трудящихся. Культурная революция происходит после установления политической власти рабочего класса, создающей все необходимые условия для коренных изменений в культурном развитии общества.

Своеобразие культурной революции, осуществлённой в СССР, заключается в том, что она была произведена постепенно, сверху, по инициативе и под руководством Коммунистической партии и государственной власти, при активной поддержке со стороны миллионных масс рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, боровшихся за преодоление культурной отсталости страны, за победу социализма.

Начало культурной революции в нашей стране положила Великая Октябрьская социалистическая революция, превратившая все завоевания культуры в достояние народа и создавшая условия для подъёма культурного уровня народа. Доставшаяся в наследство от старого строя неграмотность масс была огромным препятствием на пути вовлечения трудящихся в управление страной, в активное строительство социализма, в общественно-политическую жизнь. Безграмотный человек стоит вне политики; грамотность является основой всякой культурности. Коммунистическая партия и Советское государство развернули гигантскую работу по ликвидации неграмотности. Советский народ широко использовал своё право на образование. Если в первые годы революции большинство населения страны было неграмотным, а среди населения некоторых республик, например Казахстана, Узбекской, Туркменской и др., количество грамотных не превышало 1-2%, то уже в конце 1933 г, количество грамотных в СССР достигало 90%. СССР превратился в страну сплошной грамотности. Это означало огромную победу культурной революции.

Развёртывая социалистическое строительство, партия и Советское государство поставили своей задачей осуществление всеобщего образования для того, чтобы поднять страну на высшую ступень культурности. Первым шагом в этом направлении было осуществление всеобщего начального образования, а затем и среднего образования. Введение в 1930 г. всеобщего начального образования во всех районах СССР означало решающий шаг в деле культурной революции. Уже в 1937 г. число учащихся в начальных и средних школах достигло 28 млн. по сравнению с 8 млн. в 1914 г., а в высшей школе -542 тыс. учащихся вместо 112 тыс. в 1914 г. По всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. Только за годы второй пятилетки было построено около 19 тыс. новых школ. Увеличилось число высших учебных заведений. В стране выросло огромное количество культурных учреждений: библиотек, музеев, театров, кино, радиоустановок, дворцов культуры, клубов, увеличились тиражи книг, журналов, газет, быстро развивалась физическая культура, художественная самодеятельность и т. п.

Вопрос о строительстве новой, социалистической культуры связан с задачей выработки в рабочем классе навыков и умения управлять страной, хозяйством. В приобретении навыков и умения войти в дело управления страной заключались смысл и значение лозунга о культурной революции. Эта задача была успешно решена. Рабочий класс и трудящееся крестьянство выдвинули из своей среды талантливых организаторов хозяйства, политических деятелей, выдающихся полководцев, деятелей науки и культуры, с успехом справлявшихся с крупнейшими задачами социалистического строительства, с организацией обороны страны и т. д.

В процессе борьбы за развёртывание строительства социалистической индустрии на основе новой техники поднялось на высшую ступень и превратилось во всенародное движение социалистическое соревнование масс, явившееся выражением величайших достижений культурной революции.

Кооперирование крестьянства невозможно без культурной революции. Партия осуществила эту культурную революцию как одну из важнейших предпосылок перехода крестьянства на путь коллективизации.

Одной из главных задач культурной революции являлась задача создания новой, советской интеллигенции. В течение нескольких лет в стране была создана широкая сеть вузов, техникумов, подготовивших сотни тысяч специалистов для народного хозяйства я культуры. Создание новой, социалистической интеллигенции было одним из самых важных результатов культурной революции в СССР.

Огромный подъём культурности народных масс, рост повой, советской интеллигенции обусловили расцвет науки и техники, литературы и искусства в нашей стране. Продолжая и развивая лучшие традиции передовой русской науки, советские учёные достигли огромных успехов. Об этом свидетельствуют открытие советскими учёными атомной анергии, достижения в области физики, химии, биологии, математики, в области общественных наук и др., а также достижения в деле технического прогресса и т. д. В настоящее время нет проблемы, выдвигаемой задачами коммунистического строительства, которую не могла бы разрешить советская научно-техническая мысль.

Больших успехов достигли советская литература и искусство - кино, музыка, театр, архитектура, изобразительные искусства. Руководствуясь методом (см.), советские писатели и художники создают произведения, отражающие жизнь и великие дела советских людей - строителей коммунизма. Советская социалистическая культура складывалась в жестокой борьбе, которую вела партия против классовых врагов, против троцкистско-бухаринских реставраторов капитализма, против всех и всяческих проявлений буржуазной идеологии.
Социалистическая культура глубоко проникла в жизнь советского народа. Неоценимым достижением культурной революции является формирование нового, советского человека -е человека нового типа, культурного, умеющего применять науку и технику в производстве, понимающего политику партии и Советского государства и активно проводящего её в жизнь, работника-общественника, советского патриота. XIX съезд КПСС в своих решениях определил задачи культурного строительства в пятой пятилетке.

Опыт осуществления культурной революции в СССР имеет огромное международное значение и находит широкое применение в странах народной (см.), развёртывающих строительство социализма и новой народной социалистической культуры.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх