Сочинение «Образы животных в баснях И. А. Крылова. Старт в науке

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………………4

2. ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА……5

2. 1 Особенности языка басен Крылова…………………………………………5

2.2 Образы домашних животных в баснях И. А. Крылова……………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…12

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня басни не так популярны, как сказки, детские стишки, частушки. На наш взгляд, басни незаслуженно отошли на второй план, так как воспитательное значение их огромно.

Тема нашего проекта : «Образы домашних животных в баснях

И. А. Крылова».

Цель проекта: раскрыть аллегорическое значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова.

Задачи:

    Изучить имеющуюся по теме проекта литературу.

    Проанализировать басни И. А. Крылова.

    Выявить значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова.

    Освоить приемы литературного анализа басни.

    Подготовить сценарий к ученическому спектаклю «Басни Крылова».

Объект: басни И. А. Крылова.

Предмет: образы домашних животных в баснях И. А. Крылова.

Гипотеза: если мы прочитаем басни Крылова, проанализируем их, то сможем определить совпадают ли наши ассоциации, связанные с образами домашних животных, с их аллегорической ролью в баснях И. А. Крылова.

Практический выход: оформление проекта и постановка ученического спектакля «Басни Ивана Андреевича Крылова».

1. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

Басня – это короткий рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Повествовательной частью басня сближается со сказками (особенно о животных), моралистической частью – с пословицами.

Басни отличаются от сказок о животных тем, что персонажи – животные в них менее индивидуализированы. Они, как правило, не имеют собственных

имен и за их обобщенными образами скрываются люди, с их чисто человеческими характерами и недостатками и недостатками. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Ещё

в шестом веке до н. э. в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его

советам, выраженным в иносказательной форме.

Из Греции басенный жанр распространился на Восток - в Индию, Сирию и Арабские страны. А затем - на Запад - в Римскую Империю, где творил гениальный Фёдр, в Византию, позже во Францию, на родину

великого баснописца Ж. Лафонтена. С помощью басни человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире.

Басня - это аллегорический рассказ.

Аллегория - это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла). В басне, как правило, персонажами являются животные, иногда неодушевлённые предметы (топор, бочка, пирог,) изредка – люди (крестьянин, разбойник, поп). Чаще всего в басне действуют животные, так как они наделены определенным, заранее известным читателю характером: муравей – трудолюбивый, заяц – трусливый, ягнёнок - беззащитный.

Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или в конце текста. Мораль басни сформулирована не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеётся над ними.

2. ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА

2. 1 Особенности языка басен Крылова

Мы прочитали 143 басни. Из них выбрали те, которые подходят теме нашего проекта – это 18 басен Ивана Андреевича Крылова: «Осел», «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел и Мужик», «Кот и Повар», «Щука и Кот», «Волк и Кот», «Ягненок», «Ворона и Курица», «Волк и Ягненок», «Петух и жемчужное зерно», «Кукушка и Петух», «Орел и Куры», «Гуси»,

«Две собаки», «Собачья дружба», «Слон и Моська», «Прохожие и Собаки».

Анализируя образы домашних животных, нельзя не отметить особенности языка И. А. Крылова. Конкретность языка, точность описаний Крылов передает через действия. Умение рисовать действие особенно пригодилось Крылову для изображения речи героев. Речь – тоже действие. Его герои говорят самым естественным, самым живым языком. Они действуют с помощью речи («Две собаки», «Кукушка и Петух» и т. д)

Проанализировав басни, мы обратили внимание, что диалогическая форма басни, в которой участвуют два персонажа, наиболее часты у Крылова. Крылов широко варьирует виды диалога:

    Одно лицо говорит, а одно действует («Кот и Повар»).

    Два – три говорящих героя («Кукушка и Петух», «Две собаки» и т. д. )

целой группы персонажей. В басне «Гуси» - это стадо гусей, которые обращаются к прохожему с жалобой на мужика: «Но Гуси иначе об этом толковали…», «Вот как на Мужика пеняли».

2. 2 Образы домашних животных в баснях И. А. Крылова

Мы выбрали для анализа образы осла, кота, ягнёнка, петуха, курицы, гусей, собаки.

П. Кропоткин отмечал: «...Каждый зверь в них (баснях Крылова) носит

свой определенный характер и изображен с удивительной верностью природе».

Прежде чем начинать работу над проектом, мы провели опрос учащихся 5 – 11 классов, чтобы выявить их ассоциативные представления, связанные с образами этих домашних животных.

Мы опросили 38 человек. Результаты опроса оформлены в следующей таблице:

животное

осел

кот

ягненок

петух

курица

гуси

собака

качества

Упрямый

28

Красивый

28

Беззащитный

15

Крикун

18

Несет яйца

21

Драчуны

15

Друг

11

Глупый

18

Ласковый

10

Маленький

11

Злой

13

Пугливая

3

Важные

11

Злая

11

Трудолюбивый

4

Добрый

6

Красивый

8

Задира

12

Добрая

3

Злые

9

Сторож

10

Противный

4

Хитрый

6

Шустрый

6

Красивый

11

Хорошая мать

3

Гадкие

6

Верная

12

Хитрый

3

Умный

5

Добрый

6

Сильный

4

Умная

11

Какими же качествами наделил этих животных Иван Андреевич Крылов?

Образ Осла служит для обозначения не просто глупца, а знатного, но глупого карьериста «Осел»:

В породе и в чинах высокость хороша;

Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Или в басне «Парнас»

Мне хочется, невеждам не во гнев,

Весьма старинное напомнить мненье:

Что если голова пуста,

То голове ума не придадут места.

Осел самоуверен, берется за дело, в котором ничего не понимает, как в баснях «Осел и Соловей», «Осел и Мужик». Не имея слуха (об этом Крылов говорит и в басне «Парнас» ), он берется оценить пение Соловья. Чем же заканчивается его «суд»?

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

«Изрядно, - говорит, сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом:

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немного поучился»

Крылов восклицает в конце басни:

Избави бог и нас от этаких судей!

А в басне «Осел и Мужик» Осел берется стеречь огород от птиц. В результате огород был вытоптан, и Мужик остался без урожая. Однако автор высмеивает не только Осла, ни и осуждает и Мужика:

А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;

Он точно виноват (с тем сделан и расчет),

Но, кажется, неправ и тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

Образ Кота в баснях неоднозначен: в одних он наделён хитростью, наглостью, а в других – умом, рассудительностью.

В басне «Кот и Повар» Кот нагло съедает пирог, жаркое, ничуть не смущаясь Повара. Что же делает Повар, видя такую наглость? Он просто стыдит Кота, не наказав за бесцеремонность. Автор восклицает:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по- пустому,

Где нужно власть употребить.

Однако в басне «Волк и Кот» автор изображает Кота умным и справедливым: он пытается помочь Волку, но когда узнает о его злодеяниях, осуждает его:

…сам себя вини:

Что ты посеял – то и жни.

В басне «Щука и Кот» Кот пытается предупредить самонадеянную щуку об опасности ее идеи поменяться «ремеслом»

«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –

Стал Щуке Васька говорить. –

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говориться,

Что дело мастера боится».

И в морали к басне Крылов подчеркивает

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдёт на лад.

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело всё погубит,

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

То есть Кот здесь «честный и знающий»

Ягнёнок в баснях Крылова глупый

Ягненок сдуру,

Надевши волчью шкуру,

Пошел по саду в ней гулять. («Ягненок» )

Финал басни печален – Ягненка чуть не разорвали сторожевые псы.

беззащитный

У сильного всегда бессильный виноват:

(«Волк и Ягнёнок» )

Очень интересно изображены домашние птицы. Петух и Куры в баснях - неразборчивые, любят похвалу, малообразованные.

Когда таланты судишь ты,-

Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно,

Умей различны их постигнуть высоты.

(«Орёл и куры» )

Интересно, что образ Петуха схож с образом осла:

Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк

(«Петух и жемчужное зерно» )

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

(«Кукушка и Петух» )

В басне «Гуси» в образе гусей Крылов изобразил неприглядную картину общества, в которой привилегии дворян, по мнению автора, были необоснованными. Несправедливость привилегий дворянства Крылов подчеркивает их важность, сравнивает с притязаниями на знатность Гусей, чьи предки «Рим спасли». От себя автор добавляет:

Оставьте предков вы в покое:

Им поделом была и честь;

А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Мы все привыкли к выражению: «Собака – друг человека». Но Иван Андреевич воплощает в образе Собаки другие качества: подобострастие перед господином («Две собаки»), желание прославиться («Слон и Моська» ). Автор с горечью рисует дерущихся из – за кости двух Собак («Собачья дружба» ), которые уверяли друг друга в вечной дружбе, пока хозяин не бросил им лакомую косточку.

Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей льзя мол вить, не греша,

что в дружбе все они едва ль не одинаки:

послушать, кажется, одна у них душа,-

А только кинь им кость, так что твои собаки!

Интересно, что Крылов наделяет Собаку таким качеством, как зависть

Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогую ступай:

Полают, да отстанут.

(«Прохожие и собаки» )

Таким образом мы видим, что образы животных в баснях Крылова – это не просто точное описание внешнего вида животного, а аллегорическое изображение, которое ассоциируется с человеком, его достоинствами и недостатками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом мы проанализировали басни, «рисующие» домашних животных (осла, кота, ягнёнка, петуха, курицы, гусей, собаки), и попытались сопоставить ассоциативные

представления школьников гимназии «Торжан» об этих животных и аллегорические представления И. А. Крылова.

Совпали представления об осле, коте, ягненке, гусях

Не совпали – о петухе, курах, собаке.

Выявив аллегорическое значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова, мы можем отметить, что необычность образов Собаки, Петуха, Курах связана прежде всего, на наш взгляд, влиянием на наши представления о них народных сказок. В них Собака – преданная, Петух – сильный, защитник обиженных, Куры – заботливые домоседки. Все это подтверждает лишь тот печальный факт, что жанр басен незаслуженно отошел на второй план, и школьники предпочитают читать сказки. А зря.

Басни учат видеть не только смешное, но и несправедливость окружающего мира, задумываться о последствиях своих поступков.

Стихом Крылова мы не только украшаем нашу речь – «крылатыми словами» из басен мы доказываем, обосновываем свое мнение, опровергаем чужое.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Крылов И. А. Басни/ Сост., авт. предисловий и коммент. А. В. Десницкий. – М.: Просвещение, 1985.

    Крылов И. А. Басни. Рис. к басням А. Лаптева. – М.: Детская литература, 1975.

    Крылов И. А. Проблемы творчества / под ред. Сермана И. З. – Ленинград: Наука, 1975.

    Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под. ред.

Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1990.

    Степанов Н. А. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. – М.: Худ. литература, 1949.

    Степанов Н. А. Мастерство Крылова – баснописца. – М.: Советский писатель, 1958

    Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост.

М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.

    Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост.

В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.

ГЛОССАРИЙ

    Аллегория - это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла).

    Басня - это короткий рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом.

    Образ – в художественной литературе: тип, характер.

    Парнас – гора в Греции, по античной мифологии – место обитания девяти муз-богинь, покровительниц искусств и наук.

Приложение 1

Иван Андреевич КРЫЛОВ

(1769 – 1844)

Приложение 2

Биография Ивана Андреевича Крылова

Ванюше было пять лет, когда отец решил уйти в отставку и переехать в Тверь, где жила у него старуха мать.

Приехав в Тверь, Андрей Прохорович поступил на службу в магистрат - городское управление. Постепенно Крыловы обжились, устроились, зажили тихо, уединённо. Жалование Андрей Прохорович получал небольшое, взяток никогда в жизни не брал – был он честный, прямой и простой человек. В его паспорте значилось, что он дворянин, он был дворянин «ненастоящий» - так в то время называли людей, которые делались дворянами по своему чину и не имели ни поместий, ни крепостных крестьян.

Вместе с разным домашним имуществом привезли в Тверь и простой походный сундучок, в котором хранил Андрей Прохорович самую большую свою драгоценность – книги. Их собирал он много лет, тратил на них последние гроши и все свободное время проводил за чтением. Очень рано начал он учить сына грамоте. Но учитель он был плохой, и нелегко давалась грамота маленькому Ванюше, хоть и был он бойкий и умный мальчик. Вместе с сыном училась мать – она была неграмотная.

Скоро родился у Крыловых второй сын, Левушка, а старшего, Ваню, как только исполнилось ему восемь лет, записали на службу. В то время дворянских детей записывали на службу часто с самого рождения.

Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему, и его постоянно ставили в пример другим детям. Особенно усердно занимался он итальянским и французским языками и для практики пробовал переводить.

Случайно попалась ему тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и дубе, которая ему очень понравилось, но этот первый его опыт оказался неудачным.

Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. После него не осталось – ни денег, ни крепостных, только сундучок с книгами. Мать бросилась искать работу. Бралась за всё, чтобы только не отрывать сына от учения. Работала она с утра до ночи, оставляя своего младшего сына Лёвушку на попечение старшего брата, и всё-таки денег не хватало. Пришлось Ванюше поступить на службу в тверской губернский суд. Ему было одиннадцать лет, и он был в чине подканцеляриста. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник-повытчик – не раз бил его. Он уже перечитал всё, что было в отцовском сундучке: и арабские сказки, и произведение русских писателей - Ломоносова, басни Хемницера, Дмитриева, стихи Сумарокова. Умный, наблюдательный от природы мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он присматривался к тому, что делали, о чём говорили его сослуживцы, видел, как они обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, а бедняк оказывался виноватым. В магистрате Крылов прослужил три года. Зимой 1782 года Крылов с матерью и братом переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. Первое время ему не платили жалованья - он только приучался к делу, а потом назначили около девяноста рублей в год. Жить было ещё труднее, чем в Твери, но Крылов нашёл в Петербурге то, о чём мечтал: образованных людей, книги, возможность учиться, театр, которым он особенно увлекался.

Мать умерла. Из жизни Крылова ушёл лучший друг, «первая радость, первое счастье моей жизни», как он говорил. С братом Крылов виделся очень редко - он служил офицером и скитался с полком по России.

Для Крылова начались годы странствий; он жил в Москве, в Нижнем Новгороде, в Тамбове, в Саратовской губернии, на Украине, жил в городах, в помещичьих усадьбах. Узнал много новых мест, новых людей, увидел, как и чем живут все эти люди вдали от столицы.

Но всё чаще думал Крылов о том, что басни - это действительно его «род». Как много правды о жизни, о людях можно сказать в таком стихотворном рассказе, как басня! И гораздо легче обмануть цензуру, если действующие лица этой басни - звери, птицы, деревья, вещи, вся природа! И в журналах одна за другой стали появляться его басни: «Ворона и Лисица», «Лягушка и Вол», «Волк и Ягнёнок»…

Через несколько лет, в 1809 году, вышла и первые книга басен Крылова. В ней было двадцать три басни. «Можно забыть, что читаешь стихи, - так рассказ лёгок, прост и свободен, и между тем какая поэзия!»- писал Василий Андреевич Жуковский, прочитав книгу.

Крылову в это время было сорок лет. Он как бы снова вошёл в литературу, на этот раз избрав свой, особый путь. С этого пути он не сворачивал уже до конца своей жизни. На протяжении почти тридцати лет своей деятельности баснописца Иван Андреевич Крылов написал до двухсот басен.

Текст сочинения:

Как говориҭ нам словарь, басня это краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл. В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По соображениям художественным (а иногда и по цензурным) на смену людям в басни приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и ҭ. д. Такие аллегорические образы животных, то есть животных, олицетворяющих какую-то одну черҭу человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эҭу традицию у своих предшественников. Но мастерство Крылова-баснописца, безусловно, состоиҭ не в полном и неизменном поддержании этой традиции. Чтобы понять новаторство Крылова, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников.
В литературу аллегория пришла из фольклора: средневековых моралите, приҭчей, сказок, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные сказочные животные-персонажи, каждый из которых был сочинение с оллсоч заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали и классицисты (например, в одах).
Никто не сомневается, что басенный Муравей олицетворение трудолюбия (Стрекоза и муравей), Свинья невежества (Свинья под дубом), Ягненок кротости (как агнец божий, Волк и ягненок). Крылов считал, что искоренять пороки человечества можно путем их высмеивания. В баснях Крылова в лице животных высмеиваюҭся глупость, жадность, невежество. Высмеиваюҭся начиная с завязки (посредством обрисовки изначально нелепой сиҭуации, как, например, в Квартете), путем выдвижения затем нелепого, с нашей точки зрения, контрдовода, и, наконец, все это подкрепляется моралью. Пороки человечества, аллегориями которых являюҭся звери, высмеяны автором. Но... Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах соперник (Жуковский). А Крылов как раз и был таким соперником, ибо зачастую обращался к образам и сюжетам, заимствованным у великих баснописцев.
Как истинный соперник Эзопа и Лафонтена, он не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играюҭ более важную роль они несуҭ в себе не только отдельные черҭы, но и целые характеры. Басни Крылова имеюҭ не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь часть их. Существуюҭ также у Крылова исторические и социальные басни. Например, в басне Воспитание Льва лев-отец не только воплощение силы, мужества. Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст: имеется в виду воспитание Александра I иностранным учителем Лагарпом. Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но в то же время как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына пҭице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одна лишь черта человеческого характера.
Так происходиҭ и с другими историческими баснями Крылова, то есть с теми баснями, которые имеюҭ реальный исторический подтекст. Здесь уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре, например в баснях Волк на псарне и Щука и кот. В эҭих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Ни одно, даже самое подробнейшее описание этого человека, данное просто словами, не позволиҭ угадать в нем великого полководца: можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко- приспосабливаться к сиҭуации, но в то же время не рассчитал своих возможностей и попал на псарню вместо овчарни. Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем великого завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения этого конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.
Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салҭыкова-Щедрина, где подчас, не зная историческую подоплеку, трудно угадать назначение этого образа в произведении. Итак, выяснив, что образы животных несуҭ в себе подчас целые характеры конкретных людей, мы можем выявить следующее: человек неотделим от своего социального положения, и образы животных можно классифицировать и как метафоры определенных социальных уровней. Например, в басне Лев и барс, где лев и барс высшие слои общества, лиса и кот чиновничество. Сюда же можно отнести басню Волк и ягненок. У сильного всегда бессильный виноват, гласиҭ мораль. Образ ягненка не только аллегория слабости и беззащиҭности, но еще метафора определенного социального уровня, отражающая характер мелких чиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня Две собаки), но и над самой опорой социальной лестницы государственными инстиҭутами. Примером может служить басня Квартет, где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые Проказницей марҭышкой,
Ослом, Козлом И косолапым мишкой.
Действительно, что же ожидает такой квартет государственный совет в будущем, если в его главу поставлены столь разные ҭипажи. Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указываюҭ также и на реалистическую основу крыловских басен. Натурализм Крылова, связь его басен с народной основой придаюҭ его басням русский национальный колориҭ. Образы животных (которые подчас на иллюстрациях бываюҭ изображены в русских национальных костюмах) несуҭ в себе сатирическую ҭипизацию черҭ русского национального характера.
Для его создания Крылов использует также прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элеменҭы разговорной речи разных сословий того времени. Например, в басне Стрекоза и муравей муравей говориҭ:
Кумушка, мне странно это... Так поди же, попляши.
Стоиҭ обратить внимание и на риҭмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым прыгучим размером хореем. Крылов также широко применяет звукопись для создания звукового образа животного. Например, в басне Змея инструментовка на шипящие звуки и з, в басне Мор зверей повторение звуков м, у, ы.
Итак, мы видим, насколько глубоко восприняты и переработаны традиции аллегорической басни Крыловым, видим, как в то же время Крылов обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных. Именно в басне Крыловым были разработаны принципы реалистической ҭипизации, без которых невозможны были бы емкие сатирические образы у Салҭыкова-Щедрина в его сказочных сатирах, да и в Горе от ума в грибоедовской афористичности сказались русскость и меткость великого баснописца.

Права на сочинение "Образы животных в баснях Крылова" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.

Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?

Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?

После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Задачи:

    Изучить историю происхождения басен.

    Познакомиться с баснями И. А. Крылова.

    Провести сравнительный анализ басен.

Объект исследования - басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.

Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.

Актуальность научно - исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно - исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.

В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев - 10, Осел, Собака, Овцы - 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея - 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» - всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

«Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

В басне «Волк и журавль» - неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

В басне «Волк и Лисица» - глупость, невезение.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

В басне «Лев и Волк» - жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

на мысли Волку вспало,

Что Лев, конечно не силен,

Коль так смирен:

И лапу протянул к ягненку также он.

Ан вышло с Волком худо:

Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте - хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта - хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

В басне «Лисица и Сурок» - желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» - рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? - Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» - умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд - то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» - умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».

В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:

«Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

По - своему:

Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека - Собаке , которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака - это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба» - клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

«Орест мой!» - «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, -

Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» - это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

В басне «Слон и Моська» - умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…»

В басне «Две Собаки» - умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! -

С насмешкой отвечал Жужу, -

На задних лапках я хожу».

В басне «Собака и Лошадь» - желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

«И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

А ночью дом я стерегу», -

«Конечно, - Лошадь отвечала, -

Твоя правдива речь:

Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел , ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих , а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок» , где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца» , в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея , наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм - медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).

В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях» , герой, пытающийся оправдаться, говорит:

«Что изо всех зверей мне только одному

Никто не сделает упрека,

Чтоб мертвого я тронул человека».

На что получает ответ:

«Так лучше бы ты мертвых ел

И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

Используемая литература.

    Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. - М.: «Московский рабочий», 2015.

    Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. - М.: «Kнигa», 2014.

    ru.wikipedia.org›wiki/

    Степанов Н. Л. Басни Крылова. - М.: «Художественная литература», 2011.

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой‑либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую‑то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из‑за морали, а из‑за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого‑либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,

Как все узнали, кто Осел:

Осел мой тупостью в пословицу вошел,

И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ― это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ― это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ― это Наполеон. Можно сказать, что Волк ― это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописца ― не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

    • Крылов Иван Андреевич - знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений - это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича "Квартет" учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. "Стрекоза и муравей" заставляет […]
    • Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. […]
    • Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии. Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником. Пушкин любил и знал историю. В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неизбежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. […]
    • Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по‑разному формулировали свои права на бессмертие: Гораций хорошо […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
    • Анна Ахматова – знаковое имя поэзии первой половины минувшего столетия. Ее жизнь пришлась на сложную эпоху социальных потрясений в виде двух мировых войн и революций, коренной ломки жизненных устоев и мировоззрения людей. Вместе с русским народом Анна Андреевна пережила массовые репрессии тридцатых годов, страшное военное лихолетье. Все это наложило свой отпечаток на художественный мир поэта (Ахматова ненавидела слово «поэтесса» и никогда так себя не называла), повлияв и на тематику, и на эстетику, и на […]
    • Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его "Одуванчикам". Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
    • «История одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина написана в форме повествования летописца‑архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков‑Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции […]
    • Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
    • Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины. В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...», […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала […]
    • Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества. Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в […]
  • Имеющий иносказательный смысл. В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным соображениям, а иногда и по цензурным, на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: грубостью, храбростью, добротою, мужеством. Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих древних предшественников.

    Но мастерство Крылова-баснописца, конечно, состоит не в полном и неизменном поддержании этой традиции. В литературу аллегория пришла из фольклора, из средневековых притчей, сказок, где действовали традиционные сказочные персонажи: лиса, медведь, заяц, волк. Крылов соединил опыт использования разных литературных жанров в одно целое.

    Муравей - олицетворение трудолюбия, свинья - невежества, ягненок - кротости. Как классицист, Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Высмеиваются как в завязке, путем обрисовки изначально нелепой ситуации, как, например, в «Квартете», так и в развязке и морали. Пороки человечества, аллегориями которых являются звери, высмеяны автором.

    Образы животных играют у Крылова важную роль - они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни его имеют не только бытовой характер. У Крылова существуют исторические и социальные басни, где высмеиваются людские пороки через аллегорические образы животных. Например, в басне «Воспитание Льва» Лев-отец не только воплощение силы, мужества.

    Он еще и царь зверей, что создает в басне определенный подтекст: имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом. Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но и как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать он будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.

    Так происходит и с другими историческими баснями Крылова, то есть с теми баснями, которые имеют реальный исторический подтекст. Здесь уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре, например, в баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот». В этих баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, но в то же время не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни».

    Соотнеся волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения этого конкретного человека, он настолько Широк и всеооъемлющ, что оасня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи. Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исторической подоплеки, трудно угадать назначение этого в произведении. Итак, выяснив, что образы животных несут в себе целые характеры конкретных копирование запрещено 2005 людей, мы можем суммировать следующее: неотделим от своего социального положения, и образы животных можно классифицировать и как метафоры определенных социальных уровней.

    Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс - высшие слои общества, лиса и кот - чиновничество. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват», - гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно мелких чиновников.

    Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы - государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые: Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет… Ударили в смычки, дерут, а толку нет. Действительно, что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его глав}7 поставлена даже не свора собак, а именно столь разные животные.

    Эту же продолжает Крылов в басне «Лебедь, Рак и Щука». По объему это совсем небольшое , но это не умоляет ее достоинств. Басня остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком.

    Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта: Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка. Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу басни, что проявляется в создании Крыловым русского национального характера.

    Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его произведениям русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера. Для его обрисовки Крылов использует также прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи раз-пых сословий того времени. Крылов - подлинно народный , художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным.

    У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский. В наше время басни Крылова обрели новую . Они по-прежнему борются с ханжеством и Лицемерием, пошлостью и чванством - в этом секрет их долголетия.

    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образы животных в баснях И. А. Крылова . Литературные сочинения!

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх