Скороговорки для развития речи у детей. Детские скороговорки

Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. С ребятами должны заниматься не только родители или логопеды, но и воспитатели в детском саду. Тогда малыш быстрее начнёт говорить все необходимые звуки, а впоследствии и буквы.

Для чего нужны чистоговорки и скороговорки

Такая форма обучения нужна для того, чтобы у ребёнка правильно развивалась дикция. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух, словарный запас, мышление, память и многое другое.

Педагог должен не только чётко произносить звуки, но и менять интонацию. Ведь для детей очень важно понимать суть стихотворения или чистоговорки. Интонация может быть с добрыми нотками, громкими звуками или тихими. В статье рассмотрим скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет на самые сложные звуки.

Если ребёнок не слышит отдельные звуки, тогда необходимо обратить внимание на от которого зависит произношение отдельных звуков, слов и впоследствии предложений. Чтобы у малыша с каждым днём улучшалось развитие речи, необходимо заниматься с раннего возраста.

Чистоговорки для детей: простые звуки

Некоторые малыши не могут произносить такие буквы, как Л, Н, Т. С них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей в детском саду учатся как коллективно, так и индивидуально.

Всё зависит от ребёнка, от того, как он усваивает материал. Первая чистоговорка учит не только произносить звуки, но и делиться с друзьями.

1. Ал-ал-ал - заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол - там морковку он нашёл,

Ил-ил-ил - друг его попросил,

Ал-ал-ал - и он морковку другу дал.

2. Ан-ан-ан - мы стучим в барабан,

Ян-ян-ян - принесли нам баян,

На-на-на - музыка написана,

Та-та-та - она играет тра-та-та.

3. То-то-то - скоро наступит лето,

Ти-ти-ти - весело гуляют дети,

Ту-ту-ту - мы возьмём монету,

Ту-ту-ту - купим большую конфету.

Усложнённые чистоговорки

Когда вы прошли лёгкий этап, можете перейти к трудному. Для этого нужно учить с детьми более сложные чистоговорки. Для детей 3-4 лет очень важно научиться их выговаривать.

Ведь от них зависит развитие речи в будущем. Сложными звуками считаются такие: Р, Ш, Ч, Ц.

1. Аш-аш-аш - дети построили новый шалаш,

Ош-ош-ош - получился дом хорош,

Шо-шо-шо - как в доме нашем хорошо,

Ша-ша-ша - пришла к нам наша Маша,

Аш-аш-аш - помогла строить шалаш.

2. Чу-чу-чу - я на улицу хочу,

Ча-ча-ча - у меня задача,

Че-че-че - надо кушать, не иначе,

Чи-чи-чи - поешь и на улицу скачи.

3. Цо-цо-цо - нашёл Коля яйцо,

Цу-цу-цу - потом увидел курицу,

Цо-цо-цо - понял, чьё яйцо,

Це-це-це - снова отдал курице.

4. Ро-ро-ро - наступит зима скоро,

Ра-ра-ра - снег будет из серебра,

Ри-ри-ри - дети гуляют до зари,

Ре-ре-ре - игра в самом разгаре.

Чистоговорки для детей 3-4 лет в стихах помогают лучше их запоминать и выговаривать. В этом возрасте малыши ещё неусидчивые, поэтому заниматься с ними нужно недолго, максимум 10 минут. Потом желательно сделать перерыв и снова в игровой форме заниматься.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки - это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка. Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух.

1. Са-са-са - вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками. Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить.

Игры для развития речи

Для детей полезно играть не только в чистоговорки или скороговорки. Ещё необходимо проводить с детьми игры, которые очень важны для развития речи. Благодаря им можно проводить занятия немного дольше назначенного времени.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает к нему прилагательное. Например, кошка - какая? Дети подбирают: белая, серая, пушистая, мягкая, добрая, нежная, ласковая и т. д. Такие вопросы можно задавать по любому предмету.

Игра «Описание животного»

Воспитатель показывает детям карточку с коровой и просит её по очереди описать. Один ребёнок пусть скажет, какой цвет животного, другой малыш вспоминает, как оно разговаривает.

Можно детей ещё спросить, кто доит корову и что она людям даёт, чем питается и т. д. Таких карточек может быть очень много. Это морские животные, лесные или домашние.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Воспитатель всех детей сажает в круг, а сам становится по центру. Затем педагог бросает мяч ребятам по очереди, при этом называет предмет. Например, стул. Если он несъедобный, малыш не ловит мяч. А если воспитатель назвал, например, яблоко, ребёнок должен поймать мячик. Такая игра для детей не только познавательная, но и очень интересная. Если ребёнок в 3 года не совсем понимает смысл, то в 4 года с удовольствием поиграет.

Интересны чистоговорки для детей 3-4 лет. Младшая группа только познаёт основные звуки и буквы, поэтому педагог не должен торопиться при обучении. Нужно детям медленно и чётко проговаривать каждое слово и останавливаться на отдельном, более сложном звуке.

Если малыши не хотят заниматься именно сейчас, не заставляйте их. Ведь в противном случае у многих детей пропадёт желание учиться и развиваться. Поэтому занимайтесь с малышами только тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание.

Когда играете с детьми, не забывайте проводить небольшие перерывы, чтобы отдохнуть, набраться сил и усидчивости.

Если у детей не получается определённый звук, не ругайте их и не наказывайте. Помните, что каждый ребёнок индивидуален и к нему нужно подходить соответственно. Все дети нуждаются в поддержке, понимании, ласке. Проявляйте терпение тогда, когда занимаетесь с маленькими детками.

Заключение

Мы рассмотрели чистоговорки для детей 3-4 лет. В детском саду картотека таких игр большая, и есть возможность уделить каждому ребёнку достаточно внимания, чтобы у него улучшилось развитие речи.

Многие воспитатели и родители сами придумывают скороговорки и чистоговорки. Можете к такому занятию приобщить и детей. Ведь тогда у них лучше развиваются фантазия и смышлёность.

Чистоговорки для детей бывают как сложные, так и простые. Всё зависит от звуков и знаний малыша. Многие дети не любят долго повторять и учить, поэтому, если вы увидели, что нет внимания со стороны малышей, прекратите с ними игры подобного рода. Лучше продолжите в следующий раз, когда поймёте их готовность.

Учите своих карапузов, но помните, что для них очень важен интерес. Поэтому не забывайте проводить все занятия только в игровой форме.

Развитие речи - важный этап в жизни ребёнка. Проблемы с произношением отдельных звуков встречаются у многих детей. Скороговорки существенно облегчают процесс формирования правильной дикции у ребёнка

Скороговорка - это фраза, в которой звуки находятся в таком положении, что их сложно выговорить. Скороговорки способствуют скорому и правильному освоению речи. Детям понятен смысл скороговорок, поэтому их проговариванию они готовы уделять своё время. Ребёнка интересует то, что он понимает. Смешное звучание скороговорок построено так, чтобы запоминание приходило незаметно, без усилий. Но, в это же время, ребёнок взвешивает каждое слово и осмысливает сказанное. Нюансы в интонации и смысле чутко улавливаются ребёнком. Поэтому скороговорки способствуют не только развитию речи, но и умению слушать. Это способность будет необходима ребёнку не только в учебном процессе, но и в жизни.

Скороговорки - это доступное и эффективное средство для улучшения произношения. Ведь заниматься с ребёнком может каждый родитель. Для начала стоить посетить консультацию врача - логопеда. Это позволит получить полную картину существующей проблемы и обсудить методы её устранения. После -занятия с ребёнком можно организовывать в любое удобное время: в поездке, на отдыхе, на прогулке, в очереди к врачу.

Скороговорки притягивают детское внимание тем, что это весёлая игра. Количество существующих скороговорок не сосчитать. Смысл скороговорок важен. Поэтому у нас любимы русские поговорки.

Поэтому смешные скороговорки для детей пользуются особой популярностью. Скороговорка, которая запомнилась, повторяется ребёнком снова и снова. Это способствует чёткому произношению и правильной дикции. Проговаривается скороговорка только вслух. Сначала медленно, по слогам скороговорку произносит взрослый. После - предлагает попробовать ребёнку. Существует три шага для того, чтобы правильно усвоить любую скороговорку.

На первом этапе скороговорку учат и правильно проговаривают вслух.

Второй шаг - это проговаривание выученной скороговорки без участия голоса. В этом варианте необходимо работать губами, зубами и языком. На третьем шаге необходимо научиться читать скороговорку шёпотом.

На любое сложное сочетание звуков существуют поговорки.

Скороговорки на звук л для дошкольников можно предложить следующие:

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

Скороговорки популярны не только у детей. Взрослые часто используют скороговорки в профессиональной деятельности.

Чистоговорки и скороговорки для детей могут быть самые разные. Тренировка памяти с помощью недлинных скороговорок позволит ребёнку в дальнейшем без усилий учить стихи по школьной программе.

Скороговорки для детей 7 - 8 лет могут быть короткими и достаточно длинными.

Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.

Саша шапкой шишку сшиб.

Три чёрных котёнка

У Тёмки - кротёнка

Стащили три тонких

Картонки в потёмках.

Портной пыхтел, поров пальто,

Пришил петельки прочно,

Почистил пыльное пятно,

Пел песенку побочно.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Георгины гуашью рисовала Наташа.

Ежик ежится у елки:

Укололся об иголки.

Елка ежится, дрожа:

Укололась об ежа.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Идёт Глеб с хлебом.

Глеб идёт с хлебом.

С хлебом идёт Глеб

Домой на обед.

У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка

Черепашьи башмачки

Безжалостные медузы

над Жозефиной сжальтесь,

пожалуйста!

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Скороговорки про птиц для дошкольников - очень разнообразны. Каждый ребёнок найдёт и выучить парочку любимых.

Курочка черна - пестра, уточка с носка плоска.

Что такое скороговорка, кажется само собой очевидным. Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Так пишет знаток детского фольклора В. П. Аникин.

Отвори, Увар, ворота,

У двора на траве дрова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.

Скороговорки на звук [Р и Л]

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!

В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

Как на горке, на пригорке
стоят тридцать три Егорки.

Скороговорки на звук [К и Л]

В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [К и Г]

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.

Скороговорки на звук [К и П]

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.


Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [Б и П]

Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

Скороговорки на звук [Б и Л]

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [М]

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

***

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

***

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

***

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

***

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

***

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

***

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

***

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

***

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

***

От топота копыт пыль по полю летит.

***

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

***

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

***

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.


Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
* * *
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
* * *
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..
* * *

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
* * *

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
* * *
- Кра! - кричит ворона. - Кража!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!
* * *

На звук "Ч"

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.
* * *

Звуки Кь, Къ

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!
* * *
У киски в миске сливки скисли.
* * *

У скалы, у сакли играют ласки в салки.
* * *

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.
* * *

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки...
Запасов у мышки - большие излишки!
* * *

Скороговорки

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,
как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,
отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки - щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
матросы две недели - карамель на мели ели.
* * *
Ветеp елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А на встpечу ему волк,
Hа ежа зубами - щелк.
Еж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.
* * *
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту еж:
"Ты мне спинку не потpешь?"
* * *
Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
* * *
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
* * *
Чеpной ночью чеpный кот
Пpыгнул в чеpный дымоход
* * *
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
* * *
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик.
11. Купи кипу пуха.
12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
13. Ткет ткач ткани на платки Тане.
14. Водовоз вез воду из-под водопровода.
15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
17. Стоит копна с подприкопеночком.
18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь
20. У елки иголки колки.
21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
22. Все бобры для своих бобрят добры.
23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
24. На меду медовик, а мне не до медовика.
25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел укроп, так и без Проко-
па кипел укроп.
26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
32. Рододендроны из дендрария.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.
35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
37. Хвалю халву.
* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
4. Клара - краля кралась к Ларе.
5. Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика,
а про подпрапорщицу промолчал.
6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.
9. Курфюрст скопроментировал Ландскнехта.
10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.
11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
19. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки.
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
20. Говорили про Прокоповича.
Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича,
про Прокоповича,
про Прокоповича, про твоего.
20. Сшит колпак не по-колпаковски,
вылит колокол не по-колоколовски,
надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
перевыкалпоковать, переколпаковать.
21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
24. Король¦орел.
25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
29. Гонец с галер сгорел.
30. Талер тарелка стоит.
31. Идти на рать, так бердыш брать.
32. Интервьюер интервента интервьюировал.
33. Либретто Риголетто.
34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
36. Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила.
37. Во мраке раки шумят в драке.
38. Жри во ржи, да не ржи.
39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
40. Город Нерль на Нерли реке.
41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,
про крупу, да про подкрупки.
44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку.
Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
46. А мне не до недомогания.
* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
2. У осы не усы, не усища, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Осип охрип, Архип осип.
5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
6. Сачок зацепился за сучок.
7. По семеро в сани уселись сами.
8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9. Свиристель свиристит свирелью.
10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.
16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше нашли по два гроша.
17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
18. Инцидент с интендантом.
19. Прецедент с претендентом.
20. Константин констатировал.
21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
22. Ценит цеп косец по косовице.
23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
24. У ежа ежата, у ужа ужата.
25. Жутко жуку жить на суку.
26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
27. Течет речка, печет печка.
28. Щипцы да клещи¦вот наши вещи.
29. Тщетно тщится щука ущемить леща.
30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
и не пачкай больше уши.
33. Около колодца кольцо не найдется.
34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
35. Разнервничавшегося конституцианалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
36. Яшма в замше замшела.
37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит:
ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.
40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие, замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

На развитие речи благотворно влияет частое общение , прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки - это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение. Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками. Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л] .

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л] :

Для формирования шипящих звуков [Ч] , [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Такие занятия можно проводить каждый день, и уже через месяц будет виден результат. Звуки, как [р], [л], [ш], трудно ставятся, наберитесь терпения. Если же, на протяжении долгого времени нет изменений в лучшую сторону, стоит обратиться к логопеду. Во многих садах и школах, работает логопед, который может заниматься с ребёнком после занятий. Помните правильная и красивая речь показатель культуры и воспитания.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх