Самоконтроль является вспомогательным методом учения. Спортивная медицина. Состояние нервной системы

Тема: «Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития»

I. Введение

II. Состояние здоровья

Причины возникновения болезней, основы самоконтроля за состоянием здоров

Контроль за собственным здоровьем

Правила применения лекарственных средств

III. Физическое развитие

Самоконтроль в массовой физической культуре

Оценка физического состояния организма и физической подготовленности

IV. Заключение

Болезнь (morbus) – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникшее при действии на него повреждающих факторов или обусловленное пороками развития, а также генетическими дефектами. При болезни обычно ограничивается (иногда утрачивается) трудоспособность человека. Все болезни делятся на инфекционные и неинфекционные.

Инфекционные (заразные) болезни широко распространены на Земном шаре. Они сопровождают человека во все периоды его жизни. Самая существенная отличительная черта инфекционных болезней – наличие строго определенного возбудителя. Второе отличие заключается в том, что больной организм человека или животного является источником инфекции, которая разными путями передается в окружающую среду. Микробы и вирусы проникают в организм человека разными путями: через кожу, слизистые оболочки дыхательных путей (корь, коклюш), пищеварительного тракта (дизентерия, сальмонеллез), половых органов (сифилис, гонорея), при укусах кровососущих насекомых (малярия), при введении инфицированной крови (СПИД, гепатит В). Непосредственная причина развития неинфекционных болезней не всегда известна. На их возникновение влияют три основных фактора: наследственная и врожденная патология, влияние окружающий среды на организм человека, его образ жизни.

Каждая болезнь так или иначе затрагивает весь организм, хотя при ряде заболеваний наиболее выражено поражение одного органа или группы. Почему один человек болеет чаще, чем другой? Почему одно и то же заболевание один человек переносит легче, чем другой? Это зависит от общего физического состояния организма, питания, состояния иммунной системы. Доказано, что люди, систематически занимающиеся зарядкой, спортом, закаливанием болеют гораздо реже. Существует и ряд факторов, нарушающих здоровье, усиливающих негативное воздействие окружающей среды. К ним относятся: переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание, недостаток движения, травмы, курение, употребление алкоголя, различные виды облучения (например, рентгеновскими лучами). Причиной ухудшения здоровья могут стать умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон, неполноценный отдых.

Здоровье индивидуума поддерживается защитно-приспособительными реакциями организма, направленными на сохранение постоянства внутренней среды и адаптацию (приспособление) к условиям существования.

Невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам называется иммунитетом. Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения, донорская кровь и другие продукты, чужеродные для организма. Иммунитет обеспечивается комплексом клеточных и гуморальных, специфических и неспецифических защитных реакций, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма. Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет присущ тому или иному виду животных и передается по наследству, как и другие генетические признаки. Так, люди невосприимчивы к чуме рогатого скота, крысы и мыши устойчивы к дифтерийному токсину и др. Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной инфекционной болезни или после вакцинации и по наследству не передается. Одна из главных особенностей приобретенного иммунитета – его строгая специфичность: он вырабатывается лишь к определенному микроорганизму (антигену), попавшему в организм или введенному в него. Различают активно и пассивно приобретенный иммунитет. Активно приобретенный иммунитет может возникать в результате перенесенного заболевания, а также после вакцинации. Активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остается пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет. Пассивно приобретенный иммунитет возникает у плода, получающего через плаценту антитела от матери, поэтому новорожденные остаются в течение определенного времени невосприимчивыми к некоторым инфекциям, например к кори. Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан и искусственно – путем введения в организм антител, полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитет сохраняется непродолжительное время (в течение 3-4 недель).

Нормально функционирующие кожа и слизистые оболочки составляют первую линию защиты организма от возбудителей бактериальных и вирусных инфекций. В выделениях потовых и сальных желез содержатся вещества, губительно действующие на бактерии. Их относят к естественным факторам иммунитета. Так, в отделяемом конъюнктивы, слизистых оболочек полости рта, носа, глотки содержится лизоцим – белок, способствующий разрушению клеточных стенок некоторых бактерий. В желудке важным защитным фактором является соляная кислота. К естественным защитным факторам относятся и интерфероны – особые белки, вырабатываемые клетками и препятствующие размножению вирусов.

Важнейшими защитными реакциями являются воспаление, а также фагоцитоз, то есть поглощение и переваривание специальными клетками крови микроорганизмов и других чужеродных агентов. Фильтрами на пути распространения инфекции являются также лимфатические узлы, селезенка и печень.

При попадании чужеродного агента в организм начинают вырабатываться антитела – иммуноглобулины, обладающие способностью взаимодействовать с соответствующими агентами. Антитела выполняют важнейшую защитную реакцию: они нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий, делают их более доступными для фагоцитов, в которых и происходит окончательное разрушение патогенного агента. Клеточные и гуморальные реакции, обеспечивающие защиту организма, находятся в тесном взаимодействии.

Необходимо помнить, что курение, алкоголь, наркотики, неправильное питание снижают защитные свойства организма, и, наоборот, здоровый образ жизни, спорт, закаливание, правильное сбалансированное питание повышают иммунные свойства организма.

Несмотря на огромное разнообразие болезней, начальный период многих из них характеризуется общими компенсаторно-защитными функциями организма.

Одной из защитных реакций организма является боль, возникающая как сигнал бедствия, сообщение о неполадках в том или ином участке тела. Боль – это страж здоровья, крик больного органа о помощи. Болевые сигналы заставляют человека принять меры для сохранения здоровья.

Повышение температуры (лихорадка) – одна из защитно-приспособительных реакций организма. При высокой температуре некоторые микроорганизмы, особенно вирусы, довольно быстро погибают. Кроме того, высокая температура стимулирует обменные процессы, повышает защитную функцию клеток иммунной системы, мобилизует другие приспособительные реакции организма. Поэтому не следует принимать жаропонижающие средства, если температура тела не превышает 38-39 °С и нет выраженных нарушений общего состояния. Если происходит дальнейшее повышение температуры, это может неблагоприятно повлиять на деятельность сердечнососудистой и нервной системы. Поэтому необходимо принять жаропонижающие средства и согласовать дальнейшее лечение с врачом.

Желательно хотя бы приблизительно знать, какой врач занимается болезнями тех или иных органов и систем. Например, при болях и других жалобах со стороны внутренних органов (дыхательная, пищеварительная системы) в первую очередь обращаются к участковому терапевту. Только врач решит, требуется ли вам какое-либо дополнительное обследование или помощь другого специалиста в той или иной области медицины. При нарушении ритма менструаций, появлении непонятных беспокоящих выделений из половых путей, естественно, требуется помощь врача-гинеколога. Девушки до 18 лет могут обратиться к детскому гинекологу или специалистам молодежного центра.

Лекарственные средства - это химические соединения природного или синтетического происхождения, применяемые для лечения, диагностики и профилактики заболеваний.

Современные лекарственные средства появились в результате исследовательской работы биологов, химиков, микробиологов, фармакологов и других специалистов. Лекарственные средства проходят сложный путь экспериментальных и клинических наблюдений, прежде чем поступают в аптеки. Неожиданности, в том числе и несчастные случаи, при применении лекарственных средств сравнительно редки.

Однако самолечение, бесконтрольное, часто нерациональное их использование, одновременное применение нескольких препаратов, которые могут быть несовместимы друг с другом, приводят к появлению так называемых побочных реакций или ослабляют действие лекарств.

Аллергические реакции. Повышенная чувствительность (аллергия) развивается на пищевые продукты, например куриные яйца, мед, пыльцу растений, некоторые виды микробов, на лекарственные средства и другие естественные и искусственные предметы окружения человека. Организм, чувствительный к какому-либо веществу, потенциально способен ответить патологической (аллергической) реакцией на встречу с ним. Аллергические реакции проявляются в виде экземы, приступов бронхиальной астмы, крапивницы, отека слизистых оболочек (отек Квинке), насморка. Лекарственная аллергия чаще всего вызывается антибиотиками.

Нужно помнить, что беременная женщина при любом сроке беременности не должна принимать никаких лекарств без рекомендаций врача, так как это может негативно повлиять на развитие плода.

Многим из нас в разные периоды жизни приходится обращаться к врачам за помощью. В соответствии со своими знаниями и опытом врач назначает лечение, выписывает пациенту лекарственные средства. О действии многих лекарств и их побочных свойствах мы имеем весьма приблизительные сведения.

Если вы хотите оградить себя от неприятностей, связанных с приемом лекарств, постарайтесь выполнять несколько полезных советов, приводимых ниже.

Назначая лекарственный препарат, врач должен объяснить: для чего предназначен препарат; как именно это лекарство действует на организм и психику; каковы факторы риска, преимущества и возможные побочные реакции; может ли прием препарата превратиться в патологическую привычку; как он взаимодействует с другими лекарствами, пищей, алкоголем; вреден ли препарат беременным; как лучше принимать лекарство (когда, как часто, до или после еды); где его хранить.

Если во время приема лекарства возникают неожиданные для вас симптомы, прекратите прием и сразу же обратитесь к врачу. Что полезно одному, может быть вредно другому, поэтому нельзя предлагать свои лекарства друзьям и членам семьи.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы – субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях – обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Наибольшую сложность при самоконтроле представляет проведение функциональных проб. Из наиболее доступны ортостатическая проба (регистрация ЧСС на лучевой артерии в горизонтальном и вертикальном положениях), а также тест Руфье, в котором основная информация получается по данным измерения ЧСС. Динамика обеих проб позволяет судить об эффективности тренировочной работы.

Специалистами в области спортивной медицины разработана методика определения физической работоспособности с использованием в качестве тестирующей нагрузки дозированной ходьбы. Расчет ведется по специальной формуле. Величины мощности в этой формуле (W) определяются при 1-й и 2-й нагрузках (два режима ходьбы с различной скоростью) по следующему выражению (В.Р. Орел):

W = М · v · К,

где М – масса человека в одежде и обуви; v – скорость движения, м/сек; К – эмпирический коэффициент, который, в свою очередь, определяется по специальной таблице. Рассчитанная по этой формуле мощность совпадает с мощностью, рассчитанной с помощью велоэргометра.

Таким образом, каждый занимающийся может определить индивидуальную величину физической работоспособности. Чтобы не производить дополнительных расчетов уровня PWC, предложено у всех определять величину PWC 130 . Все эти данные заносятся в дневник самоконтроля. Динамические наблюдения за индивидуальными изменениями физической работоспособности под влиянием занятий физической культурой можно вести по данным тестирования, проводимого 1 раз в 1,5 – 2 месяца.

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле

(АДмакс. - АДмин.) * П , где АД - артериальное давление,

П- частота пульса.

У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы.

Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания - ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110.

Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

Список использованной литературы

1. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника.

2. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.

3. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М.: Физкультура и спорт. 1980.

4. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.

  • Сорокин А.П. Адаптация и управление свойствами организма (Документ)
  • Реферат - Физическая культура в управлении совершенствовании организма (Реферат)
  • Степановских Е.И. Тестовые задания для самоконтроля по курсу физической химии (Документ)
  • Реферат - Продукты, способствующие выведению из организма радионуклидов (Реферат)
  • Методическое пособие Нарушения кислотно-основного состояния организма (Документ)
  • Погарский В.И. Инструкция по эксплуатации силовых кабельных линий напряжением до 220 кВ (Документ)
  • Строев Ю.И., Чурилов Л.П. Эндокринология подростков (Документ)
  • Лекции по возрастной физиологии (Лекция)
  • Контрольная работа - Адаптация организма человека к различным климато-географическим условиям среды. Механизмы и уровни адаптации (Лабораторная работа)
  • n1.doc

    Министерство образования российской федерации

    Брянская государственная инженерно-технологическая академия

    Кафедра « Физического воспитания»

    РЕФЕРАТ
    на тему:

    «Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма»

    Выполнил:
    студент гр. ФК- 201

    Захаренко О.В.

    Проверил:

    Дубогрызова И.А.

    Брянск 2009

    Введение 3


    1. Физическое развитие, методы оценки 4
    2. Функциональные состояние и пробы 7

    3. Самоконтроль 12

    Заключение 16

    Список использованной литературы 17

    Введение
    Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

    Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.

    В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца.

    Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.

    Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.

    Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма. Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой

    включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.

    1. Физическое развитие, методы оценки

    Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.

    Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

    Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

    Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

    Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

    Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если средний рост студентов 173 (М)  6 (S) см, то большинство обследованных (68–75) имеют рост в пределах от 167 (173 6) см до 179 (173+6) см.

    Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S =  6), значит рост данного студента на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше  2,0 (очень низкое); от  1,0 до  2,0 (низкое); от  0,6 до  1,0 (ниже среднего); от  0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше +2,0 (очень высокое).

    В нашем примере получаем частное 8,5  6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.

    Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

    Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.

    Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

    Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

    Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес.


    Телосложение

    Женщины

    Мужчины

    Астеники

    рост (см)  0,325

    рост (см)  0,375

    Нормостеники

    рост (см)  0,340

    рост (см) 0,390

    Гиперстеники

    рост (см)  0,355

    рост (см)  0,410

    Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

    Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75) веса, женщин – (50–60) , спортсменов – (75–81) , спортсменок – (60–70) .

    Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

    В норме КП = (87–92) . КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

    Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

    У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

    Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.


    1. Функциональные состояние и пробы

    Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

    При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.

    Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.

    Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

    ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).

    Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.

    Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.

    Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.

    Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

    Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

    Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

    Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

    20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в  . Например, пульс исходный 60 уд./мин., после 20 приседаний 81 уд./мин., поэтому (81–60)  60  100 = 35 .

    Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению (табл. 6).

    Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы наиболее широкое распространение получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC-170.

    Таблица 6

    Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы


    Тесты

    Пол

    Оценка

    5

    4

    3

    2

    1

    ЧСС в покое
    после 3 мин.
    отдыха в полож. сидя, уд./мин.

    ж

    71-78

    66–73


    79–87

    74–82


    88–94

    83–89


    >94

    20 приседаний за 30 с*, %

    ж


    36–55

    56–75

    76–95

    >95

    Восстановление пульса после
    нагрузки**,

    уд./мин.


    ж


    2–4

    5–7

    8–10

    >10

    Проба на
    задержку дыхания

    (проба Штанге)


    ж

    >74

    74–60

    59–50

    49–40


    ЧССЧАд макс /100

    ж


    70–84

    85–94

    95–110

    >110

    Примечание.  Методика проведения функциональной пробы 20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин., затем подсчитывается ЧСС за 15 с с перерасчетом на 1 мин. (исходная частота).

    Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу же после приседаний студент садится и у него подсчитывается ЧСС в течение 15 с с перерасчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседания по сравнению с исходной, в %.

    Например, ЧСС исходная – 60 уд/мин, после 20 приседаний – 81 уд/мин, поэтому (81 – 60)  60 Ч 100 = 35 .

      Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению.

    Проведение (ГСТ) заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины в определенном темпе в течение определенного времени. ГСТ заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин. в темпе 30 подъемов/мин.

    Если исследуемый не может поддерживать заданный темп в течение указанного времени, то работу можно прекратить, зафиксировать ее продолжительность и частоту сердечных сокращений в течение 30 с
    2-й мин. восстановления.

    По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ):

    ,

    где t – время восхождения в с;  1,  2,  3 – ЧСС за первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления.

    Оценка уровня физической работоспособности по ИГСТ осуществляется с использованием данных, приведенных в табл. 7.

    Таблица 7

    Значение уровня физической работоспособности по ИГСТ

    Принцип оценки в тесте PWC-170 основан на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы, а занимающийся выполняет 2 относительно небольшие нагрузки на велоэргометре или в степ-тесте (методика проведения теста PWC-170 не приводится, так как он достаточно сложен и требует специальных знаний, подготовки, оборудования).

    Ортостатическая проба. Занимающийся лежит на спине и у него определяют ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого исследуемый спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10–12 уд./мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин. – неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

    При выполнении физических нагрузок резко увеличивается потребление кислорода работающими мышцами, мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. Физическая нагрузка увеличивает размеры грудной клетки, ее подвижность, повышает частоту и глубину дыхания, поэтому оценить развитие органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭКГ).

    ЭКГ оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вдохе после глубокого выдоха. Например, ОКГ в спокойном состоянии 80 см, при максимальном вдохе – 85 см, после глубокого выдоха – 77 см. ЭКГ = (85 – 77)  80 Ч 100 = 10 . Оценки: “5” – (15 и более), “4” – (14–12) , “3” – (11–9) , “2” – (8–6) и “1” – (5 и менее).

    Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности.

    Для того чтобы дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ, т.е. той, которая должна быть у данного человека.

    ЖЕЛ = (40Чрост в см) + (30Чвес в кг) – 4400,

    женщины:

    ЖЕЛ = (40Чрост в см) + (10Чвес в кг) – 3800.

    У хорошо подготовленных людей фактическая ЖЕЛ колеблется в среднем от 4000 до 6000 мл и зависит от двигательной направленности.

    Есть довольно простой способ контроля “с помощью дыхания” – так называемая проба Штанге. Сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до начала следующего вдоха. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные студенты задерживают дыхание на 60–100 с.
    3. Самоконтроль
    Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

    Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогических характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.

    К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др.

    К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.

    Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

    Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

    Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

    Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или несоблюдения правил культуры питания.

    Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд./мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках частота пульса доходит до 180–200 уд./мин. и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.

    Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.

    Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональные пробы, а их результаты записывать в дневник самоконтроля.

    Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.

    Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

    Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня при общем утомлении организма, формировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.

    Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.

    Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.

    Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

    Заключение

    Будьте культурным человеком, заботьтесь о своем здоровье. А регулярные занятия физической культурой не только улучшат здоровье и функциональное состояние, но и повысят работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

    Список использованной литературы:
    1. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 1984.

    2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО “Аспект Пресс”, 1995.

    3. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: Физкультура и спорт, 1975.

    4. Медицинский справочник тренера. М.: Физкультура и спорт, 1976.

    5. Половников П.В. Организация занятий студентов по дисциплине “Физическая культура”: Учеб. пособие / СПбГТУ. СПб, 1996.

    1. Оценка физического развития и телосложения

    для лиц мужского пола

    ИБ М =ДТ-100, при росте от 155 см до 164,5 см

    ИБ М =ДТ-105, при росте от 165 см до 173,5 см

    ИБ М =ДТ - 110, при росте выше 174 см

    для лиц женского пола

    ИБ Ж =ДТ-108, при росте от 155 см до 164,5 см

    ИБ Ж =ДТ-113, при росте от 165 см до 173,5 см

    ИБ Ж =ДТ - 118, при росте выше 174 см,

    где ДТ - длина тела в см.

    Процент от ИБ (%ИБ) - применяется для оценки фактической массы тела:

    Если %ИБ в пределах 90-110%, то вес в пределах нормы, меньше 90% - недостаток массы тела, больше 110% - излишек массы тела.

    Для определения типа телосложения необходимо определить: Индекс Пинье - гармоничность показателей роста, веса и развития грудной клетки (дыхательной системы) и Индекс силы - гармоничность развития мускулатуры. Эти показатели являются определяющими. А так же Индекс Рорера - усредненная плотность тканей тела индивида.

    Индекс Рорера: ИР =

    Индекс Пинье: ИП = ДТ (см) - МТ (кг) - ОГК п (см)

    Индекс Силы: ИС =

    где СМ - сила мышц кисти (лучший)

    Каждому показателю в соответствии с полом индивида присваивается определенный балл (таблица 2). За ИС присваивается 0 баллов лицам с астеничным и нормостеничным типом телосложения по ИП, и 3 балла лицам с гиперстеничным и липидным типом телосложения по ИП. Баллы 0 и 3 свидетельствуют о слабом развитии мускулатуры.

    Таблица 2. Балловая система определения типа телосложения

    Соматотип

    Астеничный

    (нормостеничный)

    Мускульный

    (гиперстеничный)

    (липидный)

    Все полученные за показатели баллы суммируются и определяется тип телосложения. Однако следует отметить, что лица, имеющие слаборазвитую (0 или 3 балла) и нормальную мускулатуру (1 балл) не могу иметь мускульный тип телосложения по определению.

    2. Оценка уровня функционирования и развития дыхательной системы.

    ЖЕЛ - объем воздуха, выдыхаемого при полном (максимальном) вдохе и полном (максимальном) выдохе.

    Должная ЖЕЛ (ДЖЕЛ) - вычисляется для оценки фактической ЖЕЛ.

    ДЖЕЛ м = (40 * ДТ (см)) + (30 * МТ (кг)) - 4400 (мл)

    ДЖЕЛ ж = (40 * ДТ (см)) + (10 * МТ (кг)) - 3800 (мл)

    Если в пределах 90-95%, то удовлетворительно, если 95-105% - хорошо, 105% и больше - отлично.

    Жизненный индекс - отношение ЖЕЛ к массе тела:

    В норме у юношей - 60-70, у девушек - 50-60.

    Нагрузочная спирометрия - применяют для оценки функционального состояния бронхо-легочной системы: при профилактических осмотрах, для выявления влияния на работающих в неблагоприятных производственных условиях, для решения вопроса о полноте выздоровления от острых легочных заболеваний или обострений хронических болезней, оценки результатов проводимого лечения, уточнения патогенеза заболевания и обоснования рациональной патогенетической терапии, оценки отдаленности результатов и динамики заболевания в процессе диспансерного наблюдения, при экспертизе трудоспособности и трудоустройстве больных.

    Спирометр нагрузочный позволяет измерить объемную скорость форсированного выдоха (ОСФВ) по которой можно оценить состояние бронхиальной проводимости, основного механизма нарушений легочного дыхания.

    ОСФВ измеряют в литрах в секунду и зависит от пола, возраста, роста и состояния дыхательных путей.

    Методика: после глубокого вдоха и кратковременной задержки выдохнуть с максимальной силой и скоростью - быстрый краткий выдох за 1-2 секунды. Фиксируется число, ближайшее к индикатору. Повторить процедуру 2-3 раза. Учитывается лучший результат.

    Оценка результатов

    Отклонения от нормы

    Проба Штанге - проба с задержкой дыхания на вдохе, характеризует соответствие ЖЕЛ массо-ростовым показателям и систему внутреннего дыхания (газообмен в легких и тканях организма).

    Больше 90 сек. - отлично

    • 60 - 90 сек. - хорошо
    • 30 - 60 сек. - удовлетворительно

    Меньше 30 сек. - плохо

    Проба Генчи - проба с задержкой дыхания на выдохе, характеризует в основном систему внутреннего дыхания (газообмен в легких и тканях организма)

    Больше 45 сек. - хорошо

    • 35-45 сек. - норма
    • 20-35 удовлетворительно

    Менее 20 сек. - плохо

    Проба Розенталя

    Проба служит для оценки функционального состояния системы внешнего дыхания у спортсменов.

    Испытуемый выполняет 5-кратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами.

    У здоровых людей при этом определяются одинаковые величины ЖЕЛ или нарастающие. При заболеваниях дыхательного тракта, системы кровообращения, при переутомлении, перетренированности. снижении функционального состояния нервной системы результаты повторных замеров снижаются (Циркин В.И., 1998).

    3. Оценка уровня функционирования и развития сердечно-сосудистой системы (ССС)

    Частота сердечных сокращений

    Сердечно-сосудистая система одна из первых реагирует на любое изменение в организме. Наиболее доступным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является пульс (частота сердечных сокращений). Самым простым методом измерения пульса в покое является его прощупывание на лучевой артерии предплечья указательным, средним и безымянным пальцами. Данные пульса фиксируются как количество пульсаций в 1 минуту. Пульс подчитывают сидя, в течение 10 сек (15 сек), и умножают на 6 (4). В состоянии покоя пульс зависит от пола, возраста и функционального состояния. Пульс новорожденного 130-140 ударов в минуту. У взрослых людей он колеблется от 60 до 80 ударов в мин., у женщин обычно выше, чем у мужчин. У хорошо тренированных людей менее 60 уд/мин.

    Артериальное давление

    АД - показатель гемодинамики и характеризует состояние не только ССС, но и ее регуляторную составляющую - ЦНС.

    Должное артериальное давление вычисляется для оценки фактического АД.

    АДС м = 109 + 0,5В + 0,1МТ

    АДД м = 74 + 0,1В + 0,15МТ

    АДС ж = 102 + 0,7В + 0,15МТ

    АДД ж = 78 + 0,17В + 0,1МТ

    В - возраст в годах, МТ - масса тела в кг.

    Ортостатическая проба - оценка вегетативных (регуляторных) функций ССС. Определяется как разница показателей ЧСС в положении лежа и стоя. В положении лежа после 5-ти минутного отдыха подсчитать ЧСС за 1 мин. Затем спокойно встать и через 2-3 сек подсчитать ЧСС за 10 сек. и умножить на 6. Из показателя ЧСС стоя вычитается ЧСС в положении лежа.

    Пробы для оценки функционального подготовленности (оценка взаимодействия и тренированности сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной (ДС) систем)

    Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на мышечную деятельность. Частота пульса может достигать 200-240 уд/мин. Самым простым методом определения пульса в данном случае является измерение его по ударам верхушки сердца в области 5-го межреберья. Измерения выполняют не позже 2-3 секунд после окончания выполнения нагрузки. Индекс Рюффье.

    В положении сидя после 5-ти минутного покоя подсчитывают пульс за 30 секунд (2-3 раза для получения одинаковых показателей). Полученное значение умножают на 2 - Р1. Затем делают 30 глубоких равномерных приседаний в течение 30 сек. (темп - 1 раз в 1 сек.). После окончания приседаний сразу же на первых 10 секундах отдыха измеряют пульс в положении стоя - Р2 и сразу же садятся. Последнее измерение пульса проводят через 1 мин. после окончания приседаний, в положении сидя, также за 10 сек. - Р3. Результаты 10-ти секундных измерений умножают на 6.

    Для получения более точных значений ЧСС в покое измерение Р1 можно проводить и за более продолжительный период времени (15, 20, 30 и 60 секунд, при этом полученный результат умножают на 4, 3, 2 и 1, соответственно).

    Индекс Рюффье рассчитывается по следующей формуле:

    Оценка функциональной подготовленности по тесту Индекса Рюффье

    Показатель Р1 ниже 60 уд/мин свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.

    Показатель Р2 больше суммы двух Р1 на 10 ударов и более свидетельствует о недостаточной тренированности или недовосстановлении от предшествующей нагрузки.

    Показатель Р3 выше Р1 на 10 ударов и более указывает на изменения в состоянии здоровья (инфекция, травма, усталость).

    Р3 ниже Р1 говорит об отличной регуляторной деятельности вегетативной нервной системы и функциональном состоянии ССС.

    Индекс Рюффье является очень реактивным и чувствительным показателем, поэтому важно соблюдать стандартность процедуры исследования.

    Значительные выводы о состоянии здоровья и оперативном функциональном состоянии организма можно сделать зная свой стандартный ИР, который определятся путем многократного его измерения в одно и то же время суток (лучше утром перед завтраком, после гигиенических процедур).

    Так же с помощью индекса Рюффье можно оценить физиологическую стоимость тренировочного занятия путем сравнения показателей ИР до, после тренировки и на следующие сутки. Если ИР на следующее утро после тренировки не вернулся к стандартному для данного индивида значению, то степень нагрузки на тренировке не соответствовала на тот момент индивидуальным особенностям индивида, а значит, нагрузку следует уменьшить.

    Лестничная проба

    Методика: подняться на 4 этаж в хорошем темпе без остановок и подсчитать ЧСС за 10 сек., полученный результат умножить на 6.

    Оценка реакции пульса на физическую нагрузку - процент учащения пульса (% ЧСС).

    где Р 1 - ЧСС до нагрузки (в покое)

    Р 2 - ЧСС сразу после нагрузки (за 10 сек. * 6)

    В процессе спортивной тренировки, занятий физическими упражнениями большое значение приобретает САМОКОНТРОЛЬ спортсмена. Самоконтроль спортсмена это ряд простых приемов, используемых для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физи­ческого развития под влиянием физических упражнений. Благодаря самоконтролю, спортсмен име­ет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самокон­троль приучает спортсмена к активному наблюдению и оценке состояния, к анализу используемых методов и средств тренировки.

    Данные самоконтроля позволяют преподавателю, тренеру регулировать тренировочный процесс, объем и характер нагрузки,

    Одним из основных моментов в самоконтроле является ведение дневника. Форма ведения днев­ника может быть самой разнообразной, данные вносимые в дневник должны отражать характер и объем нагрузки, а так же ряд объективных и субъективных показателей для оценки адекватности применяемой нагрузки.

    В группу субъективных показателей входят самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, занятиям, сон, аппетит и т. п.

    Самочувствие - это субъективная оценка своего состояния. Оно складывается из суммы призна­ков: наличия или отсутствия каких-либо необычных ощущений, болей с той или иной локализацией, ощущение бодрости или, наоборот усталости, вялости; настроения и т. п. Самочувст­вие обозначится как хорошее, удовлетворительное или плохое.

    Усталость - это субъективное ощущение утомления, которое выявляется в нежелании или в невозможности выполнять обычную нагрузку, трудовую и физическую. При самоконтроле отмеча­ется зависит ли усталость от проводимых занятий или от чего-то другого, как скоро она проходит. Спортсмен должен отмечать чувство усталости после занятий: «не устал», «немного устал», «переутомился», а на следующий день после занятий: «усталость не чувствовал», «усталости нет», «чувствую себя бодрым», «осталось чувство усталости», «полностью отдохнул», «чувствую себя утомленным». Важно отметить настроение: нормальное, уставшее, устойчивое; подавленное, угне­тенное; желание быть в одиночестве; чрезмерное возбуждение.

    Работоспособности зависит от общего состояния организма, настроения, утомления от пред­шествующей работы (профессиональной и спортивной). Работоспособность оценивается как повы­шенная, обычная и пониженная. Желание заниматься физическими упражнениями и спортом может зависеть как от перечисленных выше причин, так и от заинтересованности в достижении высоких спортивных результатов в избранном виде спорта, от квалификации и педагогического опыта тре­нера, преподавателя, от разнообразия и эмоциональной насыщенности учебно-тренировочных заня­тий. Отсутствие желания тренироваться может быть признаком перетренированности. Нормальный сон, восстанавливая работоспособность центральной нервной системы обеспечивает бодрость све­жесть. После него человек чувствует себя полным сил и энергии. В случае переутомления нередко появляется бессонница или повышенная сонливость, неспокойный сон (часто прерывается, сопровождается тяжелыми сновидениями). После такого сна возникает чувство разбитости. Спортсмен должен регистрировать количество часов сна (помня, что ночной сон должен быть не менее 7-8 ча­сов, при больших физических нагрузках 9-10 часов) и его качество, а при нарушениях сна - их про­явления: плохое засыпание» частое или раннее пробуждение, сновидения, бессонница, и т. п.

    Аппетит отмечается как нормальный, сниженный или повышенный. Если имеются наруше­ния аппетита, отмечается, есть ли другие признаки нарушения пищеварения (например, запоры или поносы), - это облегчает выяснение причин изменения аппетита. Его отсутствие или ухудшение час­то указывает на утомление или болезненное состояние.

    При толковании субъективных признаков нужны достаточная осторожность и умение по­дойти критически к их оценке. Известно, что самочувствие не всегда правильно отражает действи­тельное физическое состояние организма, хотя несомненно является важным показателем. При эмо­циональном возбуждении самочувствие может быть вполне хорошее, даже в тех случаях, когда уже имеются определенные Отрицательные объективные изменения в организме.

    С другой стороны самочувствие может быть плохим в связно угнетенным настроением, не­смотря на благоприятное состояние здоровья.

    Оценка перечисленных признаков самоконтроля должна проводиться с учетом того, что по­явление каждого из них может иметь своей причиной то или иное отклонение в состоянии здоровья, вовсе или непосредственно не связанное с физическими упражнениями. Например, плохое самочув­ствие, усталость, головные боли, подавленное настроение, все эти признаки могут быть обусловлены заболеваниями центральной нервной системы. Данные симптомы могут быть первым проявлением физического перенапряжения и перетренированности. Потеря аппетита - иногда признак чрезмерно большой физической нагрузки, но одновременно это один из наиболее постоянных симптомов забо­леваний желудочно-кишечного тракта и т. п.

    Правильному толкованию появляющихся отклонений в состоянии организма значительно способствует анализ их с учетом содержания нагрузки и режима занятий физическими упражнения­ми, а также анализ динамики спортивно - технических результатов. В некоторых случаях оконча­тельная оценка признаков самоконтроля может быть дана лишь врачом на основании сопоставле­ния их сданными врачебного контроля. Однако, чем бы не вызывался тот или иной не благоприят­ный признак, регистрация его в дневнике самоконтроля имеет большое значение для своевременно­го устранения моментов его вызвавших.

    Из объективных признаков при самоконтроле чаще всего регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, кроме того в последнее время все большее распространение приобретают простейшие функциональные пробы, как информативный объектив­ный показатель состояния различных систем организма (о них говорилось выше).

    Педагогические наблюдения, анализ результатов тестирования и спортивных достижений лежат в основе педагогического контроля.

    Педагогический контроль может быть этапным (начало - конец семестра, учебного года), те­кущим, когда осуществляется оценка отставленного тренировочного эффекта, т.е. в поздних стадиях восстановления и оперативным, предусматривающим оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстано­вительный период (пример: расчет максимально допустимого пульса, позволяющий оценить адек­ватность воздействия дозированных аэробных нагрузок).

    К исследованиям в течение занятий или после отдельных упражнений прибегают в тех случа­ях, когда педагога интересует правильность построения занятия. Например: варианты сочетания и последовательности применения различных тренировочных средств в одном занятии, доступность используемого в занятии (тренировке) количества повторений упражнения и его интенсивности, правильность установленных интервалов отдыха, соответствие интенсивности упражнения реше­нию запланированной задачи (например, развитию аэробной работоспособности),

    При педагогическом контроле могут быть использованы различные методы исследования, о которых говорилось выше. Позволю остановиться на самых простейших по доступности, но имею­щих достаточную информативность. К их числу относятся: анализ и результаты наблюдения (опрос о субъективных ощущениях в ходе занятия и наблюдение за внешними признаками утомления), измерение веса тела, определение ЧСС, измерение АД, определение частоты дыхания и др.

    Анализ и визуальные наблюдения за внешними признаками утомления занимающегося по­зволяют преподавателю (тренеру) иметь представление о состояний организма в целом, ориентиро­ваться относительно степени напряжения, с которым выполняется физическое упражнение, помогают определить степень утомления.

    Изменение веса тела и его динамика под влиянием нагрузок - важный метод оценки воздей­ствий нагрузок. После тренировочного занятия среднего объема и интенсивности вес должен па­дать на 300 -500 г у тренированного спортсмена и на 700 -1000 г у новичков.

    В начале тренировки вес снижается более активно, чем в конце. С достижением хорошего состояния тренированности вес, обычно, стабилизируется.

    Чрезмерные, неадекватные состоянию организма нагрузки приводят к значительному сни­жению веса. В таких случаях вес не будет полностью восстанавливаться к следующему занятию, что приведет к постоянной потере веса.

    В процессе педагогического контроля определение частоты пульса (частоты сердечных со­кращений - ЧСС) является одним из самых распространенных методов, благодаря его доступности и информативности ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Исследование измене­ний частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятия, т.е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки на основании т.н. физиологической кри­вой.

    В последнее время в педагогическом контроле все большее распространение получают мето­ды психодиагностики. Эти методы направлены на изучение трех основных объектов психодиатностики: личности спортсмена, его спортивней деятельности и взаимодействия.

    Личность занимающегося физическими упражнениями и спортом диагносцируется по трем аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рас­сматривается со стороны обучения навыкам и умениям. Взаимодействие изучается в межличност­ном плане, по форме применения это может быть наблюдение, опросники и анкеты, социометрические методики, бланковые тесты, аппаратные тесты» обследование на тренажерах и тренажерных устройствах; специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, вни­мания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.). Анализ данных врачебного и педагогического контроля, результаты психодиагностики и самокон­троля позволяют своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, способствуя его совершенствованию.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Уральский государственный колледж им. Ползунова

    Специальность «Коммерция»

    Методы самоконтроля

    Выполнила: студентка 2 курса

    Шпаковская Екатерина Дмитриевна

    Екатеринбург - 2014 г.

    1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы

    2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля

    3. Дневник самоконтроля

    Заключение

    Список литературы

    1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы

    Самоконтроль - регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

    Задачи самоконтроля

    1) Расширить знания о физическом развитии.

    2) Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

    3) Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

    4) Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

    Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

    Цель самоконтроля - регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно - психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

    2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля

    Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

    Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), состояние сердечно - сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективные показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

    Какие показатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно - сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) - пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья.

    В состоянии покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10, 15, 30-секундным интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой - либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин., это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин. характеризует нагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин. по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин., свойственной для предельной нагрузки. Так по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет - 200, в 30 лет - 194, в 35 - 188, в 40 - 183, в 45 - 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 - 159, в 65 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле.

    Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса крови (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное (диастолическое) - 65-85 мм. рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

    инструментальный визуальный физический здоровье

    3. Дневник самоконтроля

    Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты.

    Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать, правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.

    В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.

    Самочувствие оценивается как "хорошее", "удовлетворительное" и "плохое"; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

    Масса тела определяется периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

    Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

    Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдения чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно - сосудистой системы, резко увеличивается ЧЧС и приводит к снижению спортивных результатов.

    Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

    Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявить имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

    Заключение

    Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня, режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время занятий физическими упражнениями, участия в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, а также при закаливающих процедурах. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.

    Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают преподавателю и тренеру, самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.

    Список литературы

    1. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., "Физкультура и спорт", 1976.

    2. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М., "Физкультура и спорт", 1977.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменением. Понятие самоконтроля и способы его осуществления. Показатели и методы самоконтроля. Оценка функционального состояния организма. Правила ведения самоконтроля.

      реферат , добавлен 14.02.2012

      Объективные и субъективные приемы самоконтроля. Самоконтроль спортсмена и в массовой физической культуре. Методы, показатели, критерии оценки самоконтроля, ведение дневника. Физиологические аспекты самоконтроля, классификация функциональных проб.

      курсовая работа , добавлен 20.01.2010

      Объективные и субъективные приемы самоконтроля. Самоконтроль спортсмена. Самоконтроль в массовой физической культуре. Содержание дневника самоконтроля. Эффективность занятий физической культурой. Достижение высоких спортивных результатов.

      реферат , добавлен 15.01.2007

      Самоконтроль как регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья. Понятия о "спортивной форме", утомлении и переутомлении, восстановительные мероприятия (гигиенические, психологические, медико-биологические). Виды и приемы спортивного массажа.

      контрольная работа , добавлен 08.08.2009

      Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений. Самомассаж разных частей тела как хорошее оздоровительное средство, примеры упражнений. Заметки о состоянии здоровья после посещения доктора. Комплекс упражнений в зависимости от заболевания.

      реферат , добавлен 10.06.2011

      Понятие самоконтроля и способы его осуществления с целью оценки реакции организма на физическую нагрузку во время занятий физическими упражнениями и после них. Форма дневника самоконтроля, его основные показатели. Характеристика методов самоконтроля.

      реферат , добавлен 20.02.2012

      Самоконтроль как метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Роль врачебного контроля и самоконтроля в сохранении здоровья. Основы методов антропометрических индексов и функциональных проб.

      реферат , добавлен 01.05.2015

      Регулярное наблюдение за состоянием здоровья и физического развития, а также контроль их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Правила личной гигиены. Планирование тренировочных занятий. Контроля выполнения двигательного режима.

      презентация , добавлен 10.04.2014

      Понятие терминов "физическая нагрузка" и "физическая работоспособность". Сущность планирования уровня физической нагрузки в рекреационном и спортивном туризме. Основные методы педагогического контроля и самоконтроля физической работоспособности туристов.

      методичка , добавлен 26.11.2008

      Организация работы по физическому воспитанию. Педагогический и врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом: содержание, цель, место. Самоконтроль за состоянием здоровья в процессе самостоятельных занятий. Ведение дневника самоконтроля.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх