Присядем на дорожку. Присядем на дорожку…

Не возьмусь сказать точно, откуда пошёл обычай присесть “на дорожку”. Хотела сказать, что “это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году”. Но изыскания по этому вопросу отнесли меня в языческое прошлое и посоветовали обмануть “духов”, сделать вид, что и не уезжаешь никуда вовсе. Современные психологи используют старые приметы и рекомендуют в суете сборов, когда все сумки упакованы, документы проверены, спокойно посидеть и подумать – не забыли ли чего, собраться с мыслями, настроится на дорогу. Раньше ещё и молитву читали. Или заговор какой, например “Иду я, со мной – Дух Святой, на мне – Божия печать, врагу меня не взять. Аминь”. Или проще – “Туда хорошо, а оттуда – лучше”.

Путешествия без сумок не бывают. (У некоторых, случается, авиакомпании теряют багаж. И поверьте повидавшему виды гиду, туристы такой категории – с потерянным багажом, ни о чем другом думать не могут. Достопримечательности их уже не радуют, музеями не заманишь, сказками не развлечёшь, все помыслы и желания направлены на поиски вожделенного имущества).

В собирании сумок мы поднаторели здорово. Наш автомобиль с hatch-back приучил нас к аскетизму и тщательному естественному отбору, почище дарвиновского.

Дорожные сумки. Категории. Сумка для еды

Итак. На туда – три сумки. ПЕРВАЯ съедается до границы. О её названии в слаженном экипаже до сих пор разногласия. “Едухная” или “едальная”, что вкусной её натуры не меняет, а вот содержимое наполняется Бортжурналисткой и не обсуждается. (Мы бы и не заморачивались, если бы в РБ нас за наши деревянные кормили. А то ведь свои соломенные требуют, нам “солому” складывать некуда, у нас hatch-back). Даю конкретику в порядке убывания приоритетов.

1. Вода. Иногда излишества в виде газировок или соков, но не всегда. Термос с горячим чаем/кофе не берётся. Потому что вся горячесть выпивается по дороге и приходится везде бесполезный термос с собой таскать – выбросить жалко, контрабандного алкоголя на возврате много не нальёшь, место занимает. Поэтому термос смирился с невыездной долей. Зато он хорошо знает, что в мелкую покатушку по России его непременно возьмут!

2. Яблоки. Удобно, сытно, полезно. Начальник Экспедиции кормится с рук Помехи справа. Без отрыва.

3. Мясо. Опять же методом проб и ошибок. Курица – неудобно из-за костей. Котлеты испытание не прошли. Это горячее блюдо, холодными их есть можно, но не комильфо. Остановились на БУЖЕНИНЕ. Домашнего приготовления. К мясу – хлеб и помидоры.

4. Сваренные вкрутую яйца. Соль. Майонез в пакетике. Так удобнее выдавливать.

5. Бутерброды с сыром. Могут показаться излишеством. Но берутся на случай стояния на границе. В прошлой поездке – 28 декабря 2011 – во время пятичасового стояния в Славатыче – съелись на корню. Бывает, что на следующий день дожёвываются на перекус.

6. Аксессуары – антисептический гель во флакончике (продаётся “на кассах” в супермаркетах), салфетки, нож.

Дорожные сумки. Дежурная

Кажется, всё. Сумка ВТОРАЯ. Дежурная. Вещь совершенно необходимая. Идея была позаимствована в конференции “Отдых и путешествия”, принята с распростёртыми объятиями и прижилась без испытательного срока. Для тех, кто только планирует самостоятельно путешествовать на машине объясняю, что часто в гостинице останавливаешься на несколько ночных часов. Поэтому нет необходимости тащить в номер все “домашние заготовки”. Великолепно обходишься с минимумом если в этот минимум положить необходимое и достаточное, как то:

Технические принадлежности – зарядки к фотикам, мобилам, запасные аккумуляторы, карты памяти и пр. Туда же запихиваются катушки с белыми и чёрными нитками, иголка, несколько пуговок разных размеров, булавки. Складной ножик и штопор тоже там живут. Складываются в большую косметичку, больше похожую на ридикюль.

– аптека. Тоже живёт в маленьком футлярчике с “молнией”. Выбор средств индивидуален, но некоторые – могут быть и универсальны: ТераФлю, лоперамид (противодиарейное), мезим (тоже для пищеварения), активированный уголь, вьетнамский бальзам “звёздочка”, лейкопластырь, гемостатическая губка (суперкровоостанавливающее, дома использую при неосторожном обращении с ножом) и болеутоляющее – мы берём седальгин и нимесил. Последний хорошо себя зарекомендовал. И антибиотики на всякий. Азитрокс. И мазюку – детский крем и гиоксизон. Аптека от поездки до поездки живёт в своей дорожной косметичке, рядом с остальными медпрепаратами. Перед путешествием тщательно проверяются сроки годности медикаментов.

– мыльня-рыльня. Эти вещи имеют определённую сексуальную ориентацию, поэтому распределяются по половому признаку в разные чехольчики. Косметику и шпильки-заколки отношу сюда же, подробно не распространяюсь. Всё индивидуально.

– минимальное количество тряпок. Которое может понадобиться “здесь и сейчас”. Типа пижамы. В течении поездки дежурная сумка может дополняться вещами из основной, например, чистая рубашка или блуза. Но самый минимум!

– чайник. Обзавелись дорожным пол-литровым. Очень удобно, но не всегда берём с собой. Только, если не везде завтрак включён. В коробке с чайником живут добротные пластмассовые кружки, чайные ложки металлические, сахар, чай в пакетиках, кофе растворимый в банке.

Кстати, стаканчики продавались вместе с чайником и идеально вставляются в его нутро. Ложки, переходник (на случай путешествия по России, часто в наших гостиницах розетки не адаптированы), чай вмещаются в коробку.


“Дежурная”сумка в сборе

Дорожные сумки. Основная

Сумка третья. ОСНОВНАЯ. Раньше под этим пунктом значились две сумки – капитанская и командорская. Потом капитанская сумка приказала долго жить и вместо неё была закуплена одна, внушительных размеров Когда в этот бездонный баул ховается контрабандный алкоголь, она вовсе неподъёмная. Используется для необходимой в дороге одежды. Туда же складывается дорожная литература и подтверждённые брони гостиниц, запасная обувь.


Весь наш багаж во время путешествия “К последнему морю” продолжительностью 20 дней. Основная сумка – вдалеке, у стены. Незначительно обросли сумками с покупками, они, как правило, живут в багажнике.

Ещё берём с собой 1,5-литровую бутылку технической воды. Наливаем из-под крана простую воду. Зимой можно и побольше захватить. Лучше, чем снегом зеркала и фары протирать. Вода – универсальный растворитель!

Вот так. Ничего не забыла? Тогда присядем на дорожку… Господи, а документы! В поясной сумке, на теле, под присмотром – ключи, деньги, документы.


И специальная совсем маленькая сумочка – немного больше паспорта. После перехода границы, в первое заграничное утро документы и большая часть денег перекладываются в этот маленький холщёвый мешочек, который вешается на шею, под верхнюю одежду.


Паспорт в нём нужно хранить непременно в кожаном переплёте, чтобы не мялся на теле. Верёвку специально сделала подлиннее – чтобы была возможность регулировки его длины и при случае натянуть его на мужа.

В поясной сумке остаются немного денег, одна из банковских карт, помада и зеркальце…. Всё, поехали.

P.S. В Польше всегда покупаем недорогие вкусные продукты. На возврате – обязательно и побольше. “На туда” – если едем в “дорогие” страны (Францию, Бенилюкс, да и в Германию). Для завтраков и перекусов, экономия получается существенная. Поэтому, после перехода польско-белорусской границы обрастаем ещё одной сумкой, место съеденной маленькой”едухной” сумки заменяет большая “едухная”.

Маршруты наших путешествий найдёте на странице .
Пишем путеводители, собираем их в разделе .

Традиция или обряд «присесть на дорожку» имеет русские корни. А легенд и мифов вокруг вопроса «откуда» очень много. Ведь фантазия народная – это неудержимое средство общения людей.

Давайте попробуем разобраться, в запутанном клубке истории.

«Ну, дорогие, присядем на дорожку» - так обычно звучит эта фраза, перед тем как настает пора, отправится в дальний путь. Все кто едет, должны присесть, все кто остается – тоже должны присесть. Наступает небольшая пауза в разговорах, все погружаются в радостные или печальные мысли… минута, и все поднимаются и начинают прощаться. В последние несколько десятилетий, люди, исполняя этот обряд, скорее всего, совершенно не задумываются о его значении и смысле.

А смысл есть во всем, что придумано народом и сохранено в веках.

Путешествие, дальняя дорога – этому всегда предшествуют суетливые сборы, во время которых ваши нервы обязательно на пределе. Вы составляете список, всего, что будет необходимо в дороге, собираете все вещи, которые могут пригодиться в той же дороге, стараетесь следовать списку, но все время что-то вспоминаете, дополняете этот злосчастный список и кладете в чемодан то, о чем вспомнили. А если вдруг нужной вещи не оказывается нигде в доме, значит, вы лихорадочно бежите в магазин и скупаете все, что попадается вам на глаза, думая при этом, что без него вы в дороге просто умрете!

Потом наступает время, когда пора закрывать чемодан, это примерно за пару часов до выхода из дому. И тут оказывается самое печальное – чемодан слишком мал для всего того, что вы решили взять. Вы выбрасываете первые попавшиеся вещи из чемодана, потому что до выхода все меньше остается времени, и перебирать их совершенно нет никакой возможности. Наконец-то чемодан закрыт. На лице можно натянуть улыбку, но она получается не очень веселая, потому что в голове постоянно «свербит» одна мысль – «Ты что-то забыл!» И эта ничтожная мыслишка не дает покоя не только голове, но и ногам. Хождение по квартире продолжается, и вы изо всех сил пытаетесь вспомнить – «Что же я забыл?»

За полчаса до выхода, вы все еще ходите по квартире, выключаете свет, утюг, проверяете, положили ли вы ключи, билеты на поезд, документы и деньги (без которых уж точно в дороге – не жизнь). Ну, вот вроде бы и все, сборы окончены.

И тут наступает время присесть перед дорогой. Это психологический ход. Человек, который пребывал последнее время в стрессовом состоянии, должен «сделать паузу», погрузиться в раздумья о своей дороге, сбросить с себя суету, успокоиться и только в таком состоянии его может озарить мысль о том, что он действительно забыл что-то важное.

Этим важным может оказаться какая-то вещь, предмет, а или фраза, которую уезжающий должен сказать перед отъездом своему близкому и родному человеку, быть может, это будет слово прощения тому, кто его обидел, или просто нужно сказать пару теплых слов своим провожающим, чтобы они ждали его, и тогда дорога будет счастливой, удачной. Это действительно важный момент, ведь без благословения близкого человека, без прощения друга, дорога может быть отягощена мрачными мыслями и печалью.

В дореволюционное время, люди не выходили из дому, пока не присядут и не помолятся перед дорогой. Это был такой психологический настрой на удачу.

После революции, верующих людей стало меньше, молиться перестали, а вот традиция «присесть» осталась.

Еще, присев на дорожку, мы даем своим ногам немного отдохнуть после тяжелых сборов, и набраться сил перед путешествием.

Вообще существует много версий происхождения этого обряда. Но вышеописанные истории, в нашем веке как-то воспринимаются более серьезно.

И последнее, что хочется заметить, рассказывая об этой традиции. Фразу «присядем на дорожку» ни в коем случае нельзя воспринимать буквально, и усаживаться посреди дороги, где ездят машины, или чего еще хуже – поезда. Такая буквальная вера может оказаться смертельно опасной для жизни!

Перед дальней дорогой, с уже собранными и поставленными у порога чемоданами и сумками, приготовленными документами, одетые и обутые, мы «присаживаемся на дорожку».

Все, без исключения, и провожающие, и уезжающие. Считается, что посидеть и помолчать, собираясь с мыслями, нужно минутку. Ну, в крайнем случае, сосчитать до десяти. Но обязательно посидеть в тишине последние минуты перед выходом из дома.

Без суеты, предотъездной беготни, вспомнить, все ли взяли с собой, не забыты ли , документы и необходимые вещи. Посмотреть на лица тех, с кем прощаются отъезжающие. Унести с собой тепло дома, стены которого они покидают.

Обычай живет века, если не сказать тысячелетия. И живет потому, что в нем житейская мудрость, опыт прошлых поколений и здравый смысл.

Считается, что это традиция.

Корни обычая «присесть на дорожку».

У обычая древние языческие корни. Наши предки считали, что если срываться с места и отправляться в путь-дорожку наспех, то домовой, живущий в каждом доме, отправится за путником. Дом погибнет, оставшись без его хранителя и заботника.

Вот и присаживались, покидающие избу, делая вид, что никуда они не едут. Обманывали , чтобы ни он, ни злые духи вослед не увязались.

Еще считалось, что домовой в эту минуту может подать знак, если дорога таит опасность. Если такой знак случался (падала , срывались предметы со стен), от путешествия следовало отказаться.

Те, кто уезжал, и те, кто оставался, произносили про себя заговоры на благополучный путь и скорое . Заговоров существовало великое множество. И на добрую , на охранение от зла да невзгод тех, кто покидал родной порог, и на сбережение оставляемого дома.

Позже молились. Произносили привычные слова молитв, оставляя суетное, и неспокойное, обретая внутреннюю гармонию. В любой дороге необходима спокойная собранность. Обращались за помощью к , призывая хранить в пути и помогать. Время, отведенное для краткой молитвы и внутреннего настроя на поездку, как раз, и занимало не более одной минуты.

Добрая вековая традиция сегодня.

Мало кто, из молодого поколения, задумывается, «присесть на дорожку», но по привычке выполняют этот ритуал. Особенно, если присутствуют люди, умудренные жизненным опытом. Обычно они и произносят эту фразу: - «Ну, присядем на дорожку». Это , что все присутствующие должны присесть у порога, хоть на те же самые чемоданы, и помолчать короткое время.

Есть , которые живут веками. Хотя, многие из тех, кто привычно продолжает им следовать, уже и не помнят, зачем и почему они поступают именно так, а не иначе.

Обычай помолчать, посидеть, сосредоточиться перед отъездом, как раз из таких: добрых, вечных и мудрых.

Связанная статья

Многие традиции и обычаи дошли до нас с древних времен. Но некоторые - наиболее жуткие - остались в прошлом. Порой сложно поверить, что в древности подобная жестокость воспринималась вполне адекватно.

Похороненные заживо

Жестокие обычаи погребения живых людей были известны еще с древности. Чаще всего в ритуале участвовали вдовы, помещаемые в могилу вместе с умершим мужем. В индуистской практике такой обычай назывался «сати» и представлял с собой ритуальное сожжение семейной пары. Чаще всего акт сати был добровольным, но иногда женщин связывали или охраняли, чтобы они не могли передумать в последний момент. Похожий обычай был распространен и у славянских племен - русов, кривичей и древлян. Вдову вешали на виселице, закалывали либо закапывали вместе с мужем. Причем, если у кого-нибудь умирала жена, от вдовца не требовали смерти, он мог жениться еще раз. А когда умирал знатный вельможа, вместе с ним хоронили не только супругу, но и слуг.
Когда умирал правитель скифов, с ним хоронили жену, повара, конюха, виночерпия, личного слугу, гонца, лошадей, свиней, овец и коров.

Обычай бинтования ног

Китайские «лотосовые ножки» стали легендой этой страны, но отменен этот обычай был не так давно, в начале прошлого века. В погоне за красотой тысячи китайских девочек становились калеками, не способными нормально передвигаться. Бинтование ног начиналось с самого раннего возраста, с 4-5 лет. Ступни забинтовывались так, чтобы пальцы прижимались к подошве, а свод стопы выгибался, подобно луку. Маленькие девочки мучились от боли, деформации костей, воспаления и недостаточного кровообращения ступней. Взрослые женщины имели ступни длиной около 10 см и передвигались с огромным трудом.
Женщина, которой не бинтовали ноги, не имела шансов выйти замуж. Она была вынуждена выполнять самую грязную работу и не имела доступа к высшему обществу.

Жестокий обычай тибетской свадьбы

Целомудренность считалась главным женским достоинством во многих странах. Но только не в Тибете. Там жениться на девственнице считалось дурным вкусом. И девушка, желающая поскорее выйти замуж, должна была решать эту проблему. Невеста на выданье перед свадьбой была обязана отдаться нескольким чужестранцам. Однако иноземцы посещали небольшую горную страну очень редко, поэтому девушка отправлялась к караванной дороге, разбивала шатер и ждала появления путешественников. Иногда ждать приходилось очень долго, а большинство путников оказывалось буддистскими монахам, соблюдавшими обряд безбрачия. Но, не исполнив ритуал, девушка не имела право возвращаться в свое селение. Иногда она жила у дороги месяцами, принимая в шатре десятки мужчин и не имея права отказаться ни от одного из них.

Видео по теме

Обычай наряжать елку уходит корнями в глубокую древность. Существовал такой обычай и у древних кельтов, и нёс в себе этот ритуал священный смысл. Как нарядить елку согласно доктрине друидов?

Инструкция

Еще в давние времена, чтоб умилостивить священных духов леса, друиды украшали растущие елки всевозможными дарами. Кстати, утверждение, что друиды наряжали на новый год любые деревья - современная выдумка, как и то, что Стоунхэндж - это друидское святилище. К слову, это круглое каменное сооружение считалось у друидов проклятым местом и логовом темных сил.

Первый ярус

На самую верхушку водружался тотем рода или друидского клана, в виде головы зверя или птицы. Но чаще всего елку украшали оленьими рогами, как главным тотемом, символизирующим дух всей природы в целом.
Со временем тотем заменила друидская пятиконечная звезда, или октограмма - крестострел. Эти символы были призваны охранять род и дом, а также они служили оберегами от темных и злых сил.

Второй ярус

Следующий, сверху вниз, ярус должен быть украшен тремя свечами на равном расстоянии друг от друга. Свечи - символы соответствующие Знанию, Природе и Правде. Об этих символах идет речь в одной из кельтских древних триад «Есть три свечи, которые разгонят любую тьму…»

Третий ярус

Третий ярус украшался шестигранниками в виде прозрачных кубиков, сделанных из тонких палочек с дном. Длина грани была примерно 25 см. Они подвешивались на равном расстоянии друг от друга и символизировали стихии, подвластные друидам. В «кубике» стихии воды была небольшая мисочка с водой, огня –зажженная свечка, земли - горстка чернозема или песка, и только «кубик» стихии воздуха был пустым.

Четвертый ярус

Четвертый ярус обильно украшался плодами природы – яблоками, орехами, гроздьями сушеных ягод. На ветках подвешивались пузырьки с разными винами. Вина были очень дорогим напитком, так как сами друиды вино не изготавливали, а закупали его или выменивали у других народов. Таким образом, друиды приносили дары своим духам-покровителям.

Пятый ярус

На пятом ярусе располагались многочисленные магические символы друидов, как правило - вырезанные из мягких пород деревьев.
Наиболее популярными были:
Большой палец (человеческий) – он символизировал дар предвидения, бабочка – жар солнца, кельтский топорик (миниатюрная деревянная копия кельтского оружия) – символ благодатного дождя, веревочные замысловатые узлы – символы долголетия, а также невероятное количество амулетов с резьбой знаменитых кельтских орнаментов на все случаи жизни.

18.08 - 27.08 Котёл. Рябина
28.08 - 6.09 Кентавр. Айва
7.09 - 17.09 Ворон. Можжевельник
18.09 - 27.09 Волопас. Ильм
28.09 - 7.10 Земной Герой. Тополь
8.10 - 17.10 Корона гипербореев. Лесной орех
18.10 - 27.10 Змей. Берёза
28.10 - 6.11 Дракон. Кизил
7.11 - 16.11 Волк. Ольха
17.11 - 26.11 Человек-Змей. Сосна
27.11 - 6.12 Алтарь. Самшит
7.12 - 16.12 Южная Корона. Боярышник
17.12 - 26.12 Лира. Граб
27.12 - 5.01 Орёл. Ясень
6.01 - 14.01 Стрела. Слива
15.01 - 24.01 Лебедь. Яблоня
25.01 - 3.02 Дельфин. Лиственница
4.02 - 13.02 Южная Рыба. Клён
14.02 - 23.02 Жеребёнок. Кипарис
24.02 - 4.03 Крылатый Конь. Мушмула
5.03 - 14.03 Кит. Дикий каштан

Значения этих символов можно легко найти в многочисленных публикациях интернет сети.

Украшение елки «по-друидски» - увлекательное и познавательное занятие, которое принесет массу удовольствия и незабываемые впечатления от встречи Нового Года.
Примечательно, что друиды старались в своих жилищах держать свежую хвою круглый год. Это способствовало хорошему здоровому сну, быстрому выздоровлению в случае болезни и - безусловным лекарством против головных болей, что подтвердила современная медицина.

Видео по теме

Источники:

  • Гороскоп друидов.// Звёзды и судьбы
  • Уранов В. Астрология древесных знаков
  • Ли Шин Го. Очарованный мир друидов
  • Ахрамович В. Какое вы дерево?// Наука и религия. - 1991.- №10
  • Патерсон Х. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова - М.; Киев: REFL-book; Ваклер, 1996

Народная традиция «присесть на дорожку» зародилась в древнеславянские времена еще у наших предков-язычников и актуальна в обиходе современного человека до сих пор. Она укрепилась в народе, став неотъемлемой частью процесса сбора в дорогу и прощания с уезжающими.

Суть данной русской традиции состоит в том, что перед отъездом в дальние края, когда чемоданы и сумки приготовлены, люди одеты, обуты и готовы к выходу и напоследок «присаживаются на дорожку». Причем присесть нужно всем: и отъезжающим, и остающимся. Присесть достаточно на минутку, при этом принято помолчать, собравшись с мыслями.

Спокойно, без беготни и суеты вспомните, все ли вещи, билеты, документы взяты с собой. Посмотрите на окружающих, возьмите с собой частичку тепла того дома, из которого уезжаете.

Благодаря тому, что эта старинная русская традиция содержит в себе житейскую мудрость и опыт предыдущих поколений, ее жизнь исчисляется уже несколькими сотнями лет.

История русской традиции «присесть на дорожку»

Древнерусская традиция «присесть на дорожку» имеет языческое происхождение. В народе верили, что если сорваться с места и отправиться в дорогу наспех, то домовой последует за уехавшими, а оставшийся без присмотра дом просто-напросто погибнет.

Таким образом люди делали вид, якобы никуда не уезжают, обманывая домового, чтобы ни он, ни злые духи не присоединились к покидающим жилье.


Кроме того, было принято считать, что в эту минуту домовой может дать знак в случае, если предстоящая дорога предвещает опасность. За знак можно было принять падение посуды, предметов со стен и в таком случае поездку следовало отменить.

И отъезжающие, и провожающие произносили про себя определенные заговоры на добрую дорогу и скорейшее возвращение. Существовали заговоры на благополучный путь, на защиту от зла и неудач как на покидающих дом, так и на охрану жилья.

После нужно было помолиться, оставив всю суету, беспокойство, чтобы обрести внутреннюю гармонию, поскольку в пути нужно быть собранными. На то, чтобы произнести молитву и настроиться на добрую дорогу, как раз и требовалось около минуты.

Современное следование традиции

В наши дни мало кто знает истоки и значение старинной русской традиции «присесть на дорожку» и поэтому если и соблюдают данный обычай, то делают это по привычке, не задумываясь о его смысле. Как правило, слова «Ну, присядем на дорожку!» произносят мудрые люди с жизненным опытом, после чего всем присутствующим нужно присесть у выхода хотя бы на чемоданы и непродолжительное время помолчать.

Уход, то есть прекращение оседлого образа жизни и отправление в дорогу можно отнести к одному из этнических стереотипов поведения, которое является закономерной реакцией в ситуациях, происходящих в рамках традиции. Уход мог быть вызван отправлением на заработки в город, на промыслы в лес, на службу в армию, в разбойники, даже замуж или связан со сменой места жительства. В зависимости от целей отличалась продолжительность обрядов прощания, а также уровень их ритуализации. С другой стороны, в осмыслении ситуации присутствуют общие и представления, которые определяли правила ее включения в культурный контекст.

Сам уход согласно русскому восприятию относился к нестандартному явлению (кризисному либо праздничному) и трактовался как перерыв, а не продолжение обыденного течения быта, что объясняет повышенную ритуализацию обычая.

Русская народная традиция «присесть на дорожку» представлена в фольклорных текстах различных жанров. Однако большинство из них уход видят как кризисное событие. Например, в сказках Иван отправляется в дальний путь за тридевять земель, когда у него или его близких что-то похищают (невесту, урожай), то есть он что-то теряет.


Согласно старинной традиции «присесть на дорожку», еще в XIX в. рекруты за неделю, а порой и за 1-2 месяца перед призывом переставали участвовать в обычных работах и начинали гулять. Если девушка отправлялась в монастырь, то примерно в течение недели до этого она прощалась с родными и близкими — современные студентки примерно столько же готовятся после каникул перед поездкой на учебу. Если семья переезжала на другое место жительства, то имущество начинали продавать заблаговременно, то есть за несколько месяцев, чтобы вовремя подготовиться к предстоящей дороге. Так время между домом и дорогой могло составлять от нескольких минут до месяцев, а собравшиеся в путь находились при этом в особом промежуточном состоянии и в статусе ушедшего.

Некоторые люди культивируют данный статус и превращают его в свой образ ускользающей от контроля жизни. Примеры таких людей есть можно взять из истории: это старообрядцы-бегуны, которые постоянно находились не в странствии, а именно в состоянии побега.

Современное выражение культа ухода присутствует в молодежной субкультуре, примером является путешествие автостопом.

Приметы рождаются из неспособности человека определять причинно-следственные связи в окружающей природе ‒ уверены антропологи. Но суеверные скажут: «Черная кошка ‒ чем не причина, а неудача ‒ чем не следствие?». И поскольку путешествия всегда были связаны с рисками, как и работа летчиков и мореплавателей, примет в этой области больше всего.

Перед выходом из дома

Непосредственно перед дорогой народная мудрость категорически запрещает мыться, стричься, подметать и мыть пол, зашивать старую одежду, надевать новую, мыть свое транспортное средство и делать множество других объективно полезных вещей. Поэтому прежде чем выйти за порог, мы садимся на чемодан с печальным видом ‒ немного помолчать о том, что голова наша не очень чистая, в квартире бардак и пуговица на рубашке не пришита.

Как я поняла, это дань уважения домашним духам вроде домового: помолчать ‒ значит послушать, что он скажет. А на практике люди садятся помолчать, чтобы настроиться, собраться, вспомнить, что забыли, выключили ли воду и газ. Почему сидеть, а не стоять? Так лучше сосредоточиться.

А затем вспомнить не без помощи друга-домового, какие из необходимых вещей мы забыли взять с собой, иначе придется возвращаться с полпути, а это плохая примета.

Фотографироваться, кстати, тоже не следует, особенно перед полетами. Хотя в таком виде, наверное, и не захочется. Неплохое средство ‒ подержаться за край стола, с древних пор символизирующего чуть ли не домашний алтарь.

Все потому, что успех в дороге ‒ штука ненадежная, «вымываемая» и «зашиваемая», тем более что делать все в последний момент и на скорую руку ‒ не самая лучшая идея. Зато темные силы, напротив, отличаются настойчивостью ‒ и за ноги нас дергают так, что мы спотыкаемся, и дома с нашим уходом могут разгуляться, поэтому их по возвращении за забытым предметом нужно припугнуть, показав в зеркало язык.

Итак, согласно приметам, перед выходом из дома нельзя: мыться, убираться, зашивать одежду, надевать новую одежду, фотографироваться.
Что надо сделать: посидеть на дорожку, подержаться за край стола.

Случайные встречи

Оказывается, люди, всегда отвечающие на вопрос «Куда идешь?» ‒ «На Кудыкины горы», это не скрытные параноики, а яростные блюстители успеха предпринимаемого путешествия. В этом фатальном мире, где каждый норовит нас сглазить, о своих планах и целях заранее лучше никому не сообщать. Посему встаем с правой ноги и идем потихоньку по своим делам. Когда на пути нам встречается и женщина, и священник, и черная кошка, и даже некто с пустыми ведрами, возможно, стоит задуматься, верной ли дорогой идем, товарищи.

С другой стороны, повстречать человека с пустыми ведрами в нашем мегаполисе, где даже мусор, как правило, выносят в пакетах, ‒ это, конечно, нужно очень постараться или попросту быть феноменально удачливым (или наоборот?). А вот женщину ‒ вон их сколько ходит.

Чем же путешественникам не угодили священнослужители? Возможно, отчасти это связано со страхом перед двойничеством, ведь в монашестве принимается второе имя. Так, чтобы обезопасить себя от второго невидимого незнакомца, в кармане на момент встречи показывают рукой защитный жест ‒ старый добрый кукиш.

Столкнуться с похоронной процессией ‒ добрая примета. Почему? Раньше первый встречный получал от семьи умершего кусок ткани, хлеб, свечу и деньги. Человек принимает все это и тем самым как бы отпускает грехи покойному, который станет на том свете для него опекуном. Стоит ли говорить, что радоваться в открытую подобным встречам ценителям этой приметы не рекомендуется.

Итак, согласно приметам, на пути к цели нельзя встречать женщин, кого-то с пустыми ведрами, священника, черную кошку.
Что надо делать: вставать с правой ноги, никому не сообщать про свои планы.

Чур меня

Как же защитить себя от всех напастей? Очень просто ‒ воспользоваться третьим законом Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Поэтому наступившему вам на ногу спутнику нужно наступить в ответ, замеченные на дороге колюще-режущие предметы отвернуть лезвием от себя и т.д. В путешествие по нашей необъятной родине лучше всего взять веточку полыни, охраняющей от сглаза и между делом отпугивающей своим запахом не только всякую потустороннюю нечисть, но и крыс, клопов и блох. Стеклянный синий глазок «назар» защитит нас в Турции, радужное пятно павлиньего пера ‒ в Англии, амулет в форме жука-скарабея ‒ в Египте, нэцке Хотей ‒ в Японии.

Отправиться в дорогу в самый дождь считается хорошей приметой ‒ вода «смывает» все невзгоды на пути. И брошенные в фонтан монеты ‒ не что иное, как задабривание водной стихии, которая поспособствует очередному возвращению в понравившееся место.

Что надо делать: носить с собой специальные для каждой страны обереги, противодействовать плохим знакам.

Виноват ли кот?

В древности образ ни о чем не подозревающих и поныне кошек стремительно обрастал многочисленными суевериями, как современные видеоролики с ними ‒ лайками. Это и оборотни, и путешественники между мирами живых и мертвых, и так называемая «жертва-замена», которую вперед себя запускают в новый дом под горячую руку домового и черта.

В античности кошки почитались чуть ли не за святых, а в средневековье приобрели зловещую репутацию пособников темных сил, которая надежно закрепилась за ними до наших дней. Впрочем, англичане, в отличие от остальных европейцев, относятся к черным кошкам как к предвестникам удачи. А корабельные коты надежно охраняли судна не только от крыс, но и от кораблекрушений.

Но всякий, идущий по чужим следам, не просит дать ему сосисок, нет ‒ он отнимает энергию у впереди идущего.

Если меньшие братья, окрашенные в черный, все же вызывают у вас беспокойство, можно повернуться вокруг своей оси, плюнуть трижды через левое плечо, выбрать другой путь, скрестить пальцы или взяться за пуговицу.

На воде

Как известно, женщина на корабле ‒ дурной знак. Точнее, источник смуты. Особенно если корабль отправляется в затяжное плавание, а команда состоит исключительно из мужчин.

Популярностью пользуется практика «высвистывания» ветра или его «кормления». А вот на борту без дела свистеть противопоказано. От множества неудач мореплавателей оберегают серьги в ушах, символические татуировки, подковы, прибитые к мачте или над дверью каюты, и черные коты.

Японцы предпочитали рыжих котов, правда, в случае шторма их первыми выкидывали за борт в качестве жертвы.

Для верности ни в коем случае не стоит указывать пальцем в небо или на судно, отправляться в плаванье в пятницу тринадцатого и вслушиваться в крики чаек. Потому что чайки ‒ это хранители душ утонувших при кораблекрушении людей, которые с помощью птиц просят похоронить их в земле по христианскому обычаю.

На корабле нельзя: свистеть, указывать пальцем в небо, отправляться в плаванье в пятницу тринадцатого и вслушиваться в крики чаек.

В воздухе

Члены авиационных экипажей, как и водители маршруток, продавцы на базаре и многие другие работники сферы услуг, в качестве первого пассажира/клиента хотели бы видеть мужчину, а не женщину. Такая примета ‒ легкий будет рейс. «Последних» рейсов не бывает, бывают только «крайние». Стюардессы радуются как найденным на борту серьгам (к удаче), так и собственным потерянным (к прибыли). А вот найденной по пути в аэропорт мертвой птице не радуются совсем. Фотографировать технику ‒ к беде. В том, чтобы проехаться в пожарной или в санитарной машине на работу, тоже ничего хорошего нет. Известен также прием недокуренной сигареты: ее нужно докурить после благополучного прилета.

В самолете нельзя: показывать пальцем в небо, ступать с левой ноги на борт, свистеть, а также запрещено фотографировать самолет.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх