Природа человека: духовная составляющая и наследие приматов

Духовная природа человека: дух человека – самое главное в нем, способствующее восприятию личной самосути в его предстоянии Богу и в его достоинстве; воля к Совершенству, дар очевидности, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению, потребность священного, жилище совести, импульс молитвенного обращения к Богу; наделение человека духом как творческим началом, творческой силой, активной волей к победе Совершенного, концентрирующих силы на практическом осуществлении своих требований; способность личного духа в самостроительстве и самоуправлении; центр любви и созерцания, имеющий цель возобладать над законами причинности и подчинить их духовным целям

Что есть дух человека?

По своему существу человек есть живой, личный дух. Дух в человеке – самое главное. Он есть верное восприятие человеком своей личной самосути в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух являет человеку волю к Совершенству и к совершенствованию в себе самом, в своих деяниях и во внешнем мире. Дух человека наделен даром очевидности – он видит Совершенное, принимает его и проявляет себя способностью к бескорыстной любви и самоотверженному служению. Духовная природа человека заявляет о себе потребностью священного, импульсом молитвенного обращения к Богу и жилищем совести.

Каждому человеку непременно надо испытать и самому увидеть, духовно прозрев, свою духовную природу – свое родовое гнездо, в котором можно обрести подлинный религиозно-нравственный опыт.

Какой способностью дух наделяет человека?

Дух есть начало творческое , начало энергии – творческая сила, активная воля ; ему свойственно скорбеть о несовершенном и радеть о победе Совершенного. Он есть не только энергия видения, но и энергия действования, концентрирующая силы человека не только на восприятии Совершенного, но и на его осуществлении.

Главное призвание и отличительная способность личного духа состоит в самостроительстве и самоуправлении. Поэтому по своему существу человеческий дух есть самостоятельный, творческий центр: центр любви и созерцания. Он наделяет человека способностью возобладать над законами причинности, воздействия, влияния, наследственности, овладеть ими и подчинить их своим духовным целям: добровольно и цельно определить себя к путям Совершенства.

В осуществлении этого ему вторит нравственная природа человека.

4. О нравственной природе человека

О нравственной природе человека: истоки нравственности: нравственное влечение, нравственная потребность, нравственное чувство добра и зла, сообщающие человеку требование – все согласовывать с ними и нравственным законом; формирование нравственных проявлений человека внутренним движением разумной души, ее сердечных влечений и требований, стремлением к добру и отвращением от зла; общение людей согласно требованиям своей нравственной природы

В чем суть нравственной природы человека?

Истоки нравственности следует искать в самой духовно-нравственной природе человека. Основы ее заложены Богом в наше существо, они присущи всем людям, они общечеловечны. К ним относятся: нравственное влечение, нравственная потребность, нравственные чувства добра и зла. Эти нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным законом.

Как формируется характер нравственных проявлений человека?

Он формируется из внутренних движений разумной души, ее сердечных влечений и требований, из ее стремлений к добру и отвращения от зла. Апостол Павел удостоверяет, что нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2, 14) и имеют силу постоянно действующего закона внутри самой же человеческой природы.

При помощи чего происходит общение людей?

Человек живет на земле согласно требованиям своей нравственной природы. При всех обстоятельствах жизни эти требования не оставляют его. Особо остро и настойчиво они заявляют о себе при общении людей, когда один человек обращается к нравственной природе другого человека. Следовательно, общение людей зиждется на одних и тех же нравственных основах, которые заложены Богом в естество человека.

5. Нравственный инстинкт

Нравственный инстинкт: инстинкты биологической природы и их суть; инстинкт духовной природы человека и его суть; инстинкт, действующий в нравственной природе человека, – влечение одного человека к другому с чувством довольства и радости; социальный инстинкт, интуитивная моральная оценка при установлении человеком своих отношений с другими людьми; от нравственного влечения к нравственному чувству

Виды инстинктов биологической природы человека и в чем суть этих инстинктов

В глубине биологической природы человека лежат неосознанные органические импульсы к действию, которые называются инстинктами. Среди них три основных, постоянно действующих: питания, размножения и самосохранения . Они обеспечивают сохранение и преуспеяние названной природы человека.

Какой инстинкт присущ духовной природе человека?

Духовной природе, как разумно-сознательной, присущ свой инстинкт – влечение к Богу, как к своей высшей, идеальной норме; влечение к Совершенству и совершенствованию, влечение к Святости. Он обеспечивает жизнь человека способностью стремиться к Богу и быть в общении с Ним.

Какой инстинкт действует в нравственной природе человека?

Нельзя вступить в добрые отношения с Богом, имея недобрые отношения к человеку, нашему ближнему.

Поэтому в нравственной сфере человек видит действие инстинкта добра , которое ему и надлежит всячески развивать в своей жизни. Существо нравственного инстинкта составляет влечение одного человека к другому с чувством довольства и радости. Например, у ребенка такое влечение к матери является ответом на чувства матери и ее участие в его развивающейся жизни.

Какой инстинкт обнаруживает себя при общении человека с другими людьми?

На основе нравственного инстинкта, пробудившегося у человека, возникает так называемый социальный инстинкт . Его суть состоит в том, что через общение с одним у человека начинает развиваться влечение вступить в общение с другими людьми . При удовлетворении этого влечения человек формирует так называемый закон психического соответствия (совместимости) с другими людьми или же несоответствия (несовместимости), инстинктивно улавливаемый им.

Чем и с какой целью пользуется человек, устанавливая свои отношения с другими людьми?

При установлении своих отношений с людьми человек пользуется интуитивной моральной оценкой каждого незнакомого человека, чтобы при вступлении в действие закона психического соответствия нравственное влечение было удовлетворено соответствующим добрым поведением человека по отношению к другому и принесло ему довольство и радость.

Как нравственное влечение перерастает в нравственное чувство?

Когда нравственное влечение бывает многократно повторено, оно приводит человека к познанию нравственной потребности общаться с другим человеком, а удовлетворение этой потребности переходит в свое время в нравственное чувство.

6. Нравственное чувство

Нравственное чувство: основные силы души и их назначение, чувства – общее проявление нашей внутренней жизни, влияющие на качество и разумную направленность человеческих отношений; основные чувства человека и их проявление, нравственное чувство человека и его проявления; нравственное самосознание человека

Что нам известно о назначении основных сил души?

Разумная человеческая душа дает человеку знание о ее бытии через взаимодействие сил и способностей человека, и прежде всего – через действия ума, чувств и воли. Ум проявляет себя как рассудок или разум человека. Рассудок заявляет о себе через ощущения, восприятия, представления; разум – через анализ, обобщения, выводы. Умом человек познает окружающий мир. Чувство приобщает этот мир к внутренним переживаниям человека, к эмоциональным откликам на него. Воля вводит человека в реальную, практическую связь с ним.

Что такое чувство и о чем оно говорит человеку?

Из трех способностей души особым богатством и разнообразием отличаются чувства человека. Чувство это ответ нашего я на то, что идет в сознание совне или изнутри. Чувства – это общее проявление нашей внутренней жизни. От них зависит качество и разумная направленность человеческих отношений.

Какие основные чувства в человеке нам известны и как они себя проявляют?

Человеку свойственно наблюдать в себе действие основных пяти чувств: органического, умственного, религиозного, эстетического и этического (нравственного). Органическое чувство сигнализирует сознанию об общем состоянии нашего организма: здоров он или болен, и так далее. Умственное чувство сопровождает работу интеллекта и свидетельствует о качестве интереса человека к делу. Религиозное чувство, наполняя душу религиозным опытом, определяет отношение человека к Богу, а через Него и в Нем – к миру и другим людям. Ему принадлежит решающий голос во всех жизненных вопросах верующего человека и основное направление его жизни. Эстетическое чувство участвует во всем, что имеет отношение к личной жизни человека по линии истины, добра и красоты. Нравственное чувство четко и строго различает добро и зло, контролирует и определяет, что из себя представляет каждый человек: честный он или бесчестный; правдивый или лживый, человечный он или плохой, неотзывчивый, чужой. Оно управляет естественным ходом человеческой жизни. Нравственное чувство наделено особой зоркостью видеть стремление человека к Совершенству через наличие его в помыслах, словах, намерениях; оно имеет своей целью выявить в них (помыслах) присутствие доброго, святого, совершенного или же злого, безнравственного и предсказывает их последствия. Оно при этом оценивает нашу личную волю, проявляющуюся в наших действиях. Оно одобряет или порицает нас же самих за эти действия, выполняя роль самоконтроля.

Как заявляет о себе нравственное чувство?

Рождаясь из недр нашего духа, нравственное чувство сразу же оценивает все то, что воспринято человеком. Оно само, помимо мышления, сразу же одобряет или не одобряет нашу волю, совершившую определенный поступок. При этом нравственное чувство заявляет о себе то в виде стыда , то в виде укоров совести , то в виде требований долга , то в виде сознания обязанностей и ответственности за свое поведение. Все эти нравственные состояния появляются в душе с чувством добра и зла, которые из-за них переживает душа.

Что обеспечивает нравственное самосознание человека?

При выполнении этой жизненной задачи нравственное чувство ведет себя как ответственное внутреннее судилище, где всякое действие, согласное с Законом Божиим, оценивается как доброе, достойное внимания человека, а всякое уклонение от согласования с ним и выполнения расценивается как зло, бесчестие и недостойное поведение. Процесс оценки нравственных переживаний в этих случаях совершается самосознающим я нашего духа и называется нравственным самосознанием человека . Побуждая волю человека отвергать зло, нравственное чувство готово всеми силами души бороться за добро, за его претворение в жизнь. При этом оно заявляет о себе нравственными переживаниями стыда, совести, долга, обязанности, ответственности, вменения.

Первым шагом на пути самопознания и духовных поисков человека будет его стремление постичь свою собственную человеческую природу. Человек является одной из самых великих и нераскрытых тайн мироздания.

Н. А. Бердяев, создавший целую книгу о личностном опыте философского, духовного самопознания, писал, что человека можно оценивать из божественного начала (света) и из тьмы, из подсознательного, демонического. Возможно это потому, «что человек двойственное, противоречивое существо, существо в высокой степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и к падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму».

В философской антропологии есть несколько концепций о природе человека, ее сущности: теоцентристская, природоцентристская, социоцентристская и другие. Мы с тобой, вдумчивый читатель, выберем несколько иной путь – софиоцентристский. Напомню, что в софиогонии как системе философского человековоззрения главным вопросом является: «Что есть человек и в чем смысл его жизни»? Пока мы на него не ответим, мы не сможем судить и о мире, поскольку подходы к нему складываются сквозь призму взглядов человека, его личного ценностного кодекса. Ответить же на вопрос, что есть человек, возможно только при условии, если мы хоть немного приблизимся к познанию своей собственной природы. Этому может помочь уяснение проблемы: зачем я живу?

Из первого раздела о сущности и о становлении софиогонии как особого направления философии мы помним, что главное для нее – познать, какова сущность человеческой природы, а сокровенная задача жизни человека – познание своей сущности с помощью мудрости. Они определяют важнейшие проблемы софиогонии и отправную точку исследований большинства социальных проблем и проблем мироздания, которые в ней анализируются.

Попытаемся применить к пониманию природы человека структурно-функциональный подход. О человеческой природе в самом общем плане можно сказать, что она представляет собой выражение взаимодействия трех главенствующих структурных элементов хомо сапиенс или модусов, выявляющих его особенности и главные признаки как живого существа во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

Напомню, что модус («modus» (лат.) – мера, способ) можно определить как меру, способ, бытия человеческой природы, определяющий характер человека, содержание и смысл мотиваций его потребностей, а, следовательно, направленность человеческих действий, поступков, способов и методов достижения жизненных целей. Функционирование модусов обусловлено активностью особых начал, особых центров управления: духа, души (ума) и тела (в ряде концепций природы человека их насчитывается значительно больше). Модусы также можно определить и как уровни, аспекты человеческого бытия. Раскрыть их качественные признаки и закономерности функционирования, выявить главенствующую роль духа в этом взаимодействии, путей достижения гармонии между телом, умом и духом, означает приблизиться к пониманию сущности природы человека.

Каждый человек, как биологическая особь, обладает особой телесностью, организмом, его структурой, жизненными энергиями и жизненной силой. Это первый, низший уровень нашего бытия или модус телесности. Очень важным качеством бытия человека, его модусом будет интеллект, рассудок, разум, и связанные с ними дар понимания, общения и взаимодействия с другими людьми, а также способность к познанию и труду как целесообразной деятельности. Эти качества человека могут быть обозначены как модус ментальности-социальности. Высшим модусом природы человека, ее сущностью будет дух, способный формировать сферу духовности человека как способ опоры в реальной жизни людей на систему позитивных общечеловеческих ценностей.

Софиогония как философия мудрости, отстаивая концепцию триединства человеческой природы, полагает, что сущность человека проявляется в духе, в духовности. Такой подход позволяет более точно формулировать и решать проблемы духовного возрождения человека и избавления его от пороков, а также проблемы, связанные с формированием человека как личности, как полноправного и свободного члена общества, активного субъекта общественных отношений, творца будущей цивилизации мудрости.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Природа человека:

  1. Модуль 2 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Тема 14. Природа человека и смысл его существования
  2. 6. Альтернативные пути сосуществования человека и природы
  3. 66. Функциональная деятельность организма человека корнями уходит в мир природы, в процесс цефализации, открытый американским ученым Д. Дана.
  4. 2.2. Системная философия как новая концептуальная основа всеобщего синтеза знаний о природе, человекеи обществе

– одна из важнейших категорий социальной философии, отправная точка подавляющего большинства исследований социальных проблем. В древневосточной мудрости человек выступал как предельно малая частица социально-космического целого, не имеющая самодостаточной личной ценности; в античном мире он представлялся каплей, в которой, тем не менее, это социально-космическое целое в концентрированной форме повторяется и с ним вполне соизмеримо, хотя человек уже виделся как существо самодеятельное. В средние века сущность человека усматривали в той частице божественного, духовного огня, которая трепещет в его утробе, преодолевая рамки внешней телесной ограниченности. В новое время, с одной стороны, человек предстает как существо духовное, способное рационально мыслить, а с другой стороны, в нем выделяются личные, самодеятельные качества, которые определяются через его внешние социальные характеристики. Тем самым природа человека выглядит чем-то совершенно лишенным всякой определенности. Продолжая традиции западноевропейской философии 19 в., представлявшей человека в его двойственности (телесная природа и духовная сущность), современная социальная философия рассматривает его с двух сторон – с точки зрения его биологической природы и социальной сущности. Евразийская философия выдвигает концепцию тройственности, наличия трех модусов в единой человеческой природе: духа, души и тела (телесности, социальности и духовности), полагая, что сущность человека проявляется в его духовности. Это позволяет более точно формулировать и решать проблемы духовного возрождения человека и избавления его от пороков, проблемы, связанные с формированием человека как личности, как полноправного и свободного члена общества, активного субъекта всех общественных отношений, творца цивилизации мудрости.

Природа Человека

Человек, животное общественное, обладающее свободой движения ума (глупостью и разумом), свободой воли (воля свободна...

Человек, животное общественное, обладающее свободой движения ума (глупостью и разумом), свободой воли (воля свободна от своего носителя и для ее обуздания необходимо обладать силой воли) и свободой совести (беспринципностью).

Природа Человека

Понятие, выражающее естественную порожденность человека, его родство, близость со всем сущим, и прежде всего, с “жизнью...

Понятие, выражающее естественную порожденность человека, его родство, близость со всем сущим, и прежде всего, с “жизнью вообще”, а также все многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от всех иных форм сущего и живущего. П. ч. часто отождествляли с человеческой сущностью, которую сводили к разумности, сознательности, морали, языку, символичности, предметной деятельности, воле к власти, бессознательно-либидозным основаниям, к игре, творчеству, свободе, отношению к смерти, религиозности… Взаимоисключительность этих признаков не позволяет найти однозначную “сущность” человека без потери живого многообразия, установить целостность, единство, не превратив человека в предмет, внешний себе, в некий препарированный экспонат, одномерное существо. “Сущность” человека нельзя вырвать из его “существования”. Существование, собственная жизнь, жизнедеятельность, проживание-переживание – субстанция человека, его природное основание. Жизнедеятельность уходит в “жизнь вообще”, в витальные, телесные “зоо”-структуры, т. е. оказывается порождением и продолжением вселенной, природы; но она же охватывает все многообразие собственно человеческих проявлений, свершений, воплощений, всю ту сферу, где человек “просто живет”, где “ведет свою жизнь” (X. Плеснер); и, наконец, вновь выходит в “бытие-вообще”, высвечивая его, устремляется к универсуму. Жизнедеятельность, существование, экзистенция (и одновременно “экзистенция”, т. е. просвет, прорыв в бытие, откровение) как раз и есть то, что называют П. ч.

П. ч. включает следующие аспекты: происхождение человека; место человека в ряду жизни; собственно человеческое бытие.

Происхождение человека объясняется либо религиозным способом (человек сотворен Богом в особый день из праха земного по своему образу и подобию), либо научно-эволюционистским (человек естественно возникает в процессе эволюции живых организмов, в частности – антропоидов, упрощенно: “человек произошел от обезьяны”). Для того, чтобы понять правомочность естественного антропогенеза, нужно сравнить человека и животных, поняв место человека в ряду жизни. В человеке есть общее и с растениями, и с животными. Только в морфологическом отношении имеется 1560 признаков, по которым можно сравнивать людей с высшими антропоидами. При этом обнаруживается, как отмечает А. Сервера Эспиноза, что у нас 396 признаков, общих с шимпанзе, 305 – с гориллой, 272 – с орангутангом. Вместе с тем не менее 312 свойств характеризуют исключительно человека. Знаменитая гоминидная триада – “прямохождение – рука – мозг” выделяет человека среди высших антропоморфов. Именно эта триада и явилась ключевой для реконструкции происхождения человека из мира животных.

Общность физиологических проявлений (примерно одинаковы пища, группы крови, продолжительность жизни, эмбриональный период…), как и сходство психической организации (чувственно-эмоциональной сферы, памяти, подражания, любопытства…) не делает нас одинаковыми с животными. “Человек есть всегда нечто большее или нечто меньшее, чем животное, но никогда – животное” (Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек. Антология. М.: Высш. шк., 1995, с. 82).

Действительно, в биологическом отношении люди – “меньше, чем животное”. Человек – существо “недостаточное”, “биологически неоснащенное”, характеризующееся “неспециализированностью органов”, отсутствием “инстинктивных фильтров”, защищающих от опасностей, от напора внешней среды. Животное всегда живет в той или иной среде – “вырезке из природы” – как у себя дома, оснащенное изначальным “знанием-инстинктом”: это – враг, это – пища, это – опасность, это – не имеет значения для твоей жизни, и соответственно действует. У человека же нет изначальной видовой “мерки поведения”, нет своей среды, он всюду бездомен. А. Портам называл человека “нормализованным недоноском обезьяны”. Именно биологическая неоснащенность “выталкивает” человека за сферу жизни, в Мир. Человек – “болезнь жизни” (Ф. Ницше), “дезертир жизни”, ее “аскет”, единственное существо, способное сказать жизни “нет” (М. Шелер).

Сравнение с животными показывает, что “на зоологической шкале человек стоит рядом с животными, точнее – с высшими приматами, но это “рядом” означает не однородность или одинаковость, а скорее близкую связь между единствами, различными по сути. Место, занимаемое человеком, не следующее, а особое место” (Сервера Эспиноза А. Это человек, с. 86 – 87).

Человек – “больше, чем животное”, ибо он определен “принципом духа”, противоположным жизни, дух и жизнь пересеклись между собой в человеке. Дух “идеирует жизнь”, а жизнь “животворит дух” (М. Шелер). В итоге и появляется особое место – мир культуры – ценностная, предметно-символическая реальность, которая сотворена человеком и, в свою очередь, сама творит его. Культура становится мерой человеческого в человеке. Культура, с одной стороны, ограничивает человека, замыкает его на себя, делает “существом символическим” (Э Кассирер). Человек уже не может непосредственно относиться к миру, он опосредован культурой (прежде всего – языком, схемами мышления и действия, системой норм-ценностей). Человек опредмечивает мир, все осмысляет, определяет и создает в соответствии с самим собой, своими потребностями. Человек превращается в субъекта – носителя активности, “подгибает мир под себя” (О. М. Фрейденберг). Природа, мир превращаются в объект, который существует независимо от человека, но становится средством удовлетворения его потребностей. “Мир” оказывается соразмерным человеку. Он в качестве культурно-исторического, этнического, социально определенного места ставит пределы человеку, затрудняет выход в иную культурную среду, в природу, в “бытие-вообще”.

С другой же стороны, благодаря “культурному фактору” в человеке (А. Гелен), индивид способен подниматься на уровень достижений рода человеческого, присваивать себе свою родовую сущность (Гегель, Фейербах, Маркс и др.). Более того, человек – принципиально мирооткрытое существо. Он занимает “эксцентричную позицию” (X. Плеснер), т. е. переносит свой центр вне себя и тем самым постоянно раздвигает свои пределы, развертывает свой Мир до Универсума, Абсолюта, через свое индивидуальное самобытие “высвечивает” “бытие-вообще” (М. Хайдеггер), выходит в непостижимое (С. Л. Франк), в сферу трансцендентного. Оказывается, что человек – единственное существо, способное встать “над собой” и “над миром” (М. Шелер), т. е. занять позицию Бога, стать “ключом к универсуму” (П. Тейяр де Шарден).

П. ч. в качестве собственно человеческого бытия выявляется из человеческого существования, из жизнедеятельности. Элементарным феноменом жизни человека оказывается дологическое (или металогическое), дотеоретическое предчувствие жизни, проявление своей экзистенции, которое трудно выразить вербальным способом, но условно можно зафиксировать формулой “Я существую” (“Я есть”, “я живу”, “я живое”).

Феномен “я существую” – “иррефлексивная точка отсчета” жизни человека, в котором еще не расчленены “я” и “существование”, все стянуто в единство самобытия, в свернутую потенциальность возможных разворачиваний жизни индивида.

Традиционно в этом природном основании выделяют три элемента самобытия человека: телесность, душевность, духовность.

Тело – прежде всего “плоть” – плотная, очевидная основа нашего существования. В качестве “плоти”, “вещественности” люди едины с миром, с его плотью и веществом. Тело человека – выделенная, оформленная плоть, не только выходящая во внешний мир, но и оказывающаяся носителем собственного внутреннего мира и своего Я. “Тело” – “тло”, т. е. дно, конечность, “тленность”, но одновременно “тело” – “цело”, т. е. укорененность человеческой целостности, самоидентичности.

Тело человека не анонимное, а “тело собственное”, выделенное среди “других тел”. Тело оказывается не просто витальной, а витально-смысловой основой самобытия и постижения мира – “телом понимающим”. Тело не только внешнее выражение самобытия человека, а еще и “внутренний ландшафт”, в котором “Я существую”. В этом случае на первый план выходит самобытие в форме “душевной жизни”, “внутренний психический мир” или “душа” человека. Это особая внутренняя реальность, недоступная внешнему наблюдению, потаенный внутренний мир, принципиально не выразимый до конца внешним способом. Хотя здесь-то и коренятся цели, мотивы, планы, проекты, устремления, без которых нет действий, поведения, поступков. Душевный мир принципиально уникален, неповторим и непередаваем другому, а потому “одинок”, непубличен. Этот мир как бы не существует, у него нет какого-то особого места в теле, это “страна несуществующая”. Она может быть страной воображения, грез, фантазий, иллюзий. Но “не существует” эта реальность для других, для индивида же это истинное средоточие бытия, подлинное “бытие-всебе”.

Душевный мир не отгорожен от внешнего мира. В-печатления, пере-живания, вос-приятия указывают на связь с внешним миром, на то, что душа внимает внешнему миру; сознание принципиально интенциально, т. е. направлено на иное, это всегда “сознание о” чем-то ином. Душа многогранна. В психическую сферу включено и бессознательное, и сознание, и чувственно-эмоциональное, и рациональное; и образы и воля, рефлексируемое и рефлексия, сознание иного и самосознание. Различные проявления душевного мира могут приходить в противоречие, конфронтировать, порождая душевное нездоровье, беспокойство, но и заставляя человека меняться, искать себя и делать себя.

Душа относительно автономна, но не отделена от тела. Если тело и яляется “оболочкой” души, то оно же оказывается и ее “обликом”, воплощает душу, выражает ее и само оформляется. Появляется собственное неповторимо-уникальное лицо человека, он становится личностью. Личность называют центром духа в индивиде (М. Шелер и др.), “воплощенным ликом” (П. Флоренский и др.). Это уже проявление духовного самобытия, духовная ипостась человеческой природы.

Если тело внешне представимо, а душа – внутренний мир, то “дух” предполагает связь своего и иного, “встречу”, “откровение”, весть об ином (в конечном счете – о трансцендентальном, всеобщем, об универсуме, абсолюте, “бытиивообще”). Будучи воспринята индивидом, “весть” находит отклик, становится “со-вйстью” и, наконец, “совестью” – собственно человеческим, индивидуальным состоянием. На базе духовности появляется представление о единстве всего сущего, а также о единстве человеческого мира. Со-бытие с иным и с другими людьми оформляется в “совместный мир” (X. Плеснер).

Понятие “П. ч.” включает также и половую определенность. “Человек” во многих языках совпадает с “мужчиной”. Этот факт нередко приводится в качестве довода в оправдание такой формы сексизма (угнетение одного пола другим), как фаллократия, т. е. “власть мужского начала”. Фаллократия предполагает господство мужской системы ценностей и построение культуры и социума на базе этих ценностей.

К мужским ценностям традиционно относят: разумность в форме рациональности; дуалистическое мышление; превалирование активного, волевого начала; стремление к иерархии власти; “нарциссизм” (состояние, “в которых он, любя и защищая себя, надеется себя сохранить”).

Женскими ценностями оказываются: превалирование чувственно-эмоциональной сферы души, бессознательно-импульсивного; ощущение своей целостности с миром и с другими людьми; сакральное ощущение своей телесности. Женские ценности выступают как “теневые” качества мужчины.

Женщина отождествлялась прежде всего с телом, с плотским началом, а мужчина – с духом, с духовностью. Наиболее яркого выражения апологетика фаллократии достигает у О. Вейнингера, который заявлял: “У женщины нет души, она – не микрокосм, она не создана по подобию Божию. Она – внеморальное существо. Она – вещь мужчины и вещь ребенка. Женщина – не личность. Если же женщина утверждает себя личностно, проявляет высокий интеллект и духовность, то все эти качества объясняются тем, что она лишь по-видимости женщина, а превалирует в ней “мужское начало”".

В настоящее время, когда субъектобъектное разделение исчерпало себя, завело человечество в тупик, гораздо больше ценятся чувство сопричастности, сопереживания, адресованности другому, единение с природой, – т. е. “женские” ценности. Появляется другая крайность – стремление свести человека к изначальности “праженщины” или попытка “стереть пол”, рассматривая его как явление культурно-7историческое, а не природно-биологическое (постмодернизм). Символами становятся “кастрат” (Р. Барт), гомосексуалист (М. Жано), гермафродит, бисексуал. Вряд ли преодоление сексизма следует отождествлять с бесполостью. Человеческий род – единство разнообразного, он не может существовать и воспроизводиться без соединения “мужского” и “женского”.

“Тело – душа – дух” в их единстве составляют абстрактную П. ч., общее для всех людей во все времена. Фактически же человеческая природа трансформируется и модифицируется в культурно-историческом и социальном бытии людей, зависит от условий жизни, от ориентации, ценностно-смысловых установок, от способов со-бытия с другими людьми и от самоидентификации индивидов.

Л. А. Мясникова

Природа Человека

То, что есть в каждом из нас общего со всеми людьми, с человеческим родом; то, что отличает нас от всех прочих видов жизни....

То, что есть в каждом из нас общего со всеми людьми, с человеческим родом; то, что отличает нас от всех прочих видов жизни. Не все в человеке сводимо к его природе, он имеет также и личностное достоинство. В западноевропейской культуре и философии природа человека традиционно понимается как единство тела, души и духа. Ее наделяют добротой, разумностью, свободой воли, совестью, эстетической интуицией и другими духовными чувствами и творческими способностями. Гуманизм чрезмерно идеализировал природу человека, его оппоненты, напротив, видели ее изначально злой (“человек зол и ленив по природе” и пр.). Современная гуманистическая психология осторожно оптимистична: “Нашей природе потенциально присуще добро” (Э.Фромм). Христианство, в отличие от нехристианских философских учений, говорит о двойственности человеческой природы – о “ветхом Адаме” и “новом человеке” в каждом из нас, о “плоти” и “духе” как борющихся между собой принципах нашей внутренней жизни. Лишь благодать, по ап. Павлу, позволяет духу человека преодолеть эту конфликтность и вновь воссоздать человека по образу Христову. Томизм смягчает этот дуализм и настаивает, что стремиться к Богу означает для человека идти по пути собственной природы в ее высшем выражении, по пути к предназначенному ей благу, и кто в полной мере реализует все данное его природе, тот получит похвалу от Бога: “Каждое естество, стремясь к своему собственному совершенству, стремится уподобиться Богу” (Фома Аквинский). Древнехристианская аскетика, однако, настаивает, что гордость является основным препятствием на пути к осуществлению этого стремления.

- самое главное. Он есть вер­ное восприятие человеком своей личной самосути в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух являет человеку волю к Совершенству и к совершенствова­нию в себе самом, в своих деяниях и во внешнем мире. Дух человека наделен даром очевидности - он видит Совершенное, принимает его и проявляет себя спо­собностью к бескорыстной любви и самоотвержен­ному служению. Духовная природа человека заявляет о себе потребностью священного, импульсом молит­венного обращения к Богу и жилищем совести.

Каждому человеку непременно надо испытать и самому увидеть, духовно прозрев, свою духовную природу - свое родовое гнездо, в котором можно обрести подлинный религиозно-нравственный опыт.


Какой способностью дух наделяет человека?


Дух есть начало творческое , начало энергии - творческая сила, активная воля ; ему свойственно скорбеть о несовершенном и радеть о победе Совер­шенного. Он есть не только энергия видения, но и энергия действования, концентрирующая силы че­ловека не только на восприятии Совершенного, но и на его осуществлении.

Главное призвание и отличительная способность личного духа состоит в самостроительстве и само­управлении. Поэтому по своему существу человечес­кий дух есть самостоятельный, творческий центр: центр любви и созерцания. Он наделяет человека способностью возобладать над законами причиннос­ти, воздействия, влияния, наследственности, овла­деть ими и подчинить их своим духовным целям: доб­ровольно и цельно определить себя к путям Совер­шенства.

В осуществлении этого ему вторит нравственная природа человека.

4. О нравственной природе человека

В чем суть нравственной природы человека?

Истоки нравственности следует искать в самой духовно-нравственной природе человека. Основы ее заложены Богом в наше существо , они присущи всем людям, они общечеловечны. К ним относятся: нрав­ственное влечение, нравственная потребность, нрав­ственные чувства добра и зла. Эти нравственные ос­новы сообщают каждому человеку внутреннее требо­вание: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным за­коном.

Как формируется характер нравственных проявлений человека?


Он формируется из внутренних движений разум­ной души, ее сердечных влечений и требований, из ее стремлений к добру и отвращения от зла. Апостол Павел удостоверяет, что нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2, 14) и имеют силу постоянно действующего закона внутри самой же человеческой природы.

При помощи чего происходит общение людей?


Человек живет на земле согласно требованиям своей нравственной природы. При всех обстоятельствах жизни эти требования не оставляют его. Особо остро и настойчиво они заявляют о себе при общении лю­дей, когда один человек обращается к нравственной природе другого человека. Следовательно, общение людей зиждется на одних и тех же нравственных ос­новах, которые заложены Богом в естество человека.

5. Нравственный инстинкт

Виды инстинктов биологической природы человека и в чем суть этих инстинктов

В глубине биологической природы человека ле­жат неосознанные органические импульсы к дей­ствию, которые называются инстинктами. Среди них три основных, постоянно действующих: питания, размножения и самосохранения . Они обеспечи­вают сохранение и преуспеяние названной природы человека.

Какой инстинкт присущ духовной природе человека?


Духовной природе, как разумно-сознательной, при­сущ свой инстинкт - влечение к Богу, как к своей высшей, идеальной норме; влечение к Совершенству и совершенствованию, влечение к Святости. Он обес­печивает жизнь человека способностью стремиться к Богу и быть в общении с Ним.

Какой инстинкт действует в нравственной природе человека?


Нельзя вступить в добрые отношения с Богом, имея недобрые отношения к человеку, нашему ближнему.

Поэтому в нравственной сфере человек видит дей­ствие инстинкта добра , которое ему и надлежит всячески развивать в своей жизни. Существо нрав­ственного инстинкта составляет влечение одного че­ловека к другому с чувством довольства и радости . Например, у ребенка такое влечение к матери явля­ется ответом на чувства матери и ее участие в его развивающейся жизни.


Какой инстинкт обнаруживает себя при общении человека с другими людьми?


На основе нравственного инстинкта, пробудившегося у человека, возникает так называемый социальный инстинкт . Его суть состоит в том, что через общение с одним у человека начинает развиваться влечение вступить в общение с другими людьми . При удов­летворении этого влечения человек формирует так называемый закон психического соответствия (со­вместимости) с другими людьми или же несоответ­ствия (несовместимости), инстинктивно улавливае­мый им.

Чем и с какой целью пользуется человек, устанавливая свои отношения с другими людьми?


При установлении своих отношений с людьми че­ловек пользуется интуитивной моральной оценкой каждого незнакомого человека, чтобы при вступле­нии в действие закона психического соответствия нравственное влечение было удовлетворено соответ­ствующим добрым поведением человека по отноше­нию к другому и принесло ему довольство и радость.

Как нравственное влечение перерастает в нравственное чувство?


Когда нравственное влечение бывает многократно повторено, оно приводит человека к познанию нрав­ственной потребности общаться с другим человеком, а удовлетворение этой потребности переходит в свое время в нравственное чувство.

6. Нравственное чувство

Что нам известно о назначении основных сил души ?

Разумная человеческая душа дает человеку знание о ее бытии через взаимодействие сил и способностей человека, и прежде всего - через действия ума, чувств и воли. Ум проявляет себя как рассудок или разум человека. Рассудок заявляет о себе через ощущения, восприятия, представления; разум - через анализ, обобщения, выводы. Умом человек познает окружа­ющий мир. Чувство приобщает этот мир к внутрен­ним переживаниям человека, к эмоциональным откли­кам на него. Воля вводит человека в реальную, прак­тическую связь с ним.

Что такое чувство и о чем оно говорит человеку?


Из трех способностей души особым богатством и разнообразием отличаются чувства человека. Чув­ство - это ответ нашего я на то, что идет в сознание совне или изнутри . Чувства - это общее проявление нашей внутренней жизни. От них зависит качество и разумная направленность человеческих отношений.

Какие основные чувства в человеке нам известны и как они себя проявляют?


Человеку свойственно наблюдать в себе действие основных пяти чувств: органического, умственного, религиозного, эстетического и этического (нравствен­ного). Органическое чувство сигнализирует созна­нию об общем состоянии нашего организма: здоров он или болен, и так далее. Умственное чувство со­провождает работу интеллекта и свидетельствует о качестве интереса человека к делу. Религиозное чув­ство, наполняя душу религиозным опытом, опреде­ляет отношение человека к Богу, а через Него и в Нем - к миру и другим людям. Ему принадлежит решающий голос во всех жизненных вопросах веру­ющего человека и основное направление его жизни. Эстетическое чувство участвует во всем, что имеет отношение к личной жизни человека по линии исти­ны, добра и красоты. Нравственное чувство четко и строго различает добро и зло, контролирует и оп­ределяет, что из себя представляет каждый человек: честный он или бесчестный; правдивый или лжи­вый, человечный он или плохой, неотзывчивый, чу­жой. Оно управляет естественным ходом человечес­кой жизни. Нравственное чувство наделено особой зор­костью видеть стремление человека к Совершенству через наличие его в помыслах, словах, намерениях; оно имеет своей целью выявить в них (помыслах) присутствие доброго, святого, совершенного или же злого, безнравственного и предсказывает их послед­ствия. Оно при этом оценивает нашу личную волю, проявляющуюся в наших действиях . Оно одобряет или порицает нас же самих за эти действия, выпол­няя роль самоконтроля.

Как заявляет о себе нравственное чувство?


Рождаясь из недр нашего духа, нравственное чув­ство сразу же оценивает все то, что воспринято чело­веком. Оно само, помимо мышления, сразу же одобря­ет или не одобряет нашу волю, совершившую опреде­ленный поступок. При этом нравственное чувство заявляет о себе то в виде стыда , то в виде укоров совести , то в виде требований долга , то в виде со­знания обязанностей и ответственности за свое поведение. Все эти нравственные состояния появля­ются в душе с чувством добра и зла, которые из-за них переживает душа.

Что обеспечивает нравственное самосознание человека?


При выполнении этой жизненной задачи нравствен­ное чувство ведет себя как ответственное внутрен­нее судилище, где всякое действие, согласное с Зако­ном Божиим, оценивается как доброе, достойное вни­мания человека, а всякое уклонение от согласования с ним и выполнения расценивается как зло, бесчестие и недостойное поведение. Процесс оценки нравственных переживаний в этих случаях совершается самосозна­ющим я нашего духа и называется нравственным самосознанием человека . Побуждая волю человека отвергать зло, нравственное чувство готово всеми си­лами души бороться за добро, за его претворение в жизнь. При этом оно заявляет о себе нравственными переживаниями стыда, совести, долга, обязанности, от­ветственности, вменения.

Стремление к непознанному рождает ощущение собственного несовершенства, не зря люди стремятся бегать быстрее, чем гепарды, прыгать дальше, чем антилопы, летать выше, чем птицы. И мы действительно способны на большее - в нашем организме таятся огромные резервы, проявляющиеся неожиданно в экстремальных ситуациях. Можно ли ими воспользоваться в обычной жизни?

Наши скрытые ресурсы уникальны, они предоставляют нам поистине чудесные возможности, это реальность, которую можно принимать на веру, а можно попробовать осуществить. Духовные или энергетические практики - самый распространённый и модный сейчас способ раскрытия своего внутреннего потенциала. Целители и космоэнергеты, маги и колдуны, ясновидящие и прорицатели, эзотерики разных окрасок и школ предлагают сегодня вылечить вас, решить любую вашу проблему, обучить сакральному потустороннему знанию. Кто-то относится к этому настороженно, кто-то верит, а у кого-то жизненная ситуация не оставляет иного выбора. Очень велико число людей, которым действительно помогло обращение к таким практикам и их носителям, причём в безнадёжной, казалось бы, ситуации. Но ещё больше разочаровавшихся, не сумевших достигнуть желаемого, впустую потративших время и деньги, оставшихся в итоге с разбитыми надеждами. Давайте попробуем разобраться, почему это происходит.

Человек - объект, облечённый плотью и наполненный духовной составляющей, поэтому вся наша жизнь - бесконечная цепь метаний между двумя нашими сущностями - человеческой и животной. Временная победа одной из них определяет дальнейший вектор развития: мы вдруг становимся выше, сознательнее или, наоборот, - приземлённее, материальнее.

Оглядываясь назад, в дикое прошлое человека, мы можем увидеть размеренный быт обезьяньей семьи, где все особи заняты добычей пропитания, а верховодит вожак, самый крупный и сильный, который оберегает своих подопечных, решает все важные вопросы, а все остальные члены семейства признают его превосходство и авторитет, поклоняются ему, в физическом смысле слова, стараясь казаться ниже, меньше, незаметнее.


Проходят тысячелетия, миллионы лет - обезьяна слезает с дерева, встает на две ноги, становится человеком, но привычки обезьяньей семьи все еще сохраняются. Семья уже огромна - целое племя, народ. Опасностей окружающего мира гораздо больше, развился разум, появилось больше пониманий, страхов, сомнений. Где тот вожак, способный оградить от них? Появляются культы, религии, ставящие на место вожака бессмертных и всемогущих сущностей – богов. Им теперь достается почитание всех без исключения людей. В каждом месте они свои, отвечающие чаяниям паствы, но неизменно грозные и беспощадные. Причем их черты - всегда лишь зеркало сознания поклоняющихся. Чем не законы семьи обезьян?

Мировые религии исправляют положение, свергая с престола целые пантеоны зарвавшихся, изживших себя богов, но лишь отчасти. Старым богам приходит на смену единый, вбирающий в себя всё поклонение бог, самый почитаемый и могущественный. Но он все равно лишь вожак большой семьи обезьян, просто выросший с ростом поголовья особей.

Прорывом в духовном мировоззрении человечества становятся сначала буддизм, а затем - христианство, сейчас мы можем понять это на примере православия, называемого на Западе ортодоксальным, то есть правоверным, находящимся в соответствии с изначальным, буквальным пониманием учения и сохранившим поэтому его основную суть. Евангелие предлагает вместо Бога-отца Ветхого завета, принимаемого христианами совместно с иудеями, понятие Троицы - Бога-отца, Сына и Святого Духа. Все 27 книг Нового Завета, повествующие о пути Иисуса Христа и рассказывающие о земной его жизни в качестве Спасителя человечества, говорят о совершенно другом Боге. Он совсем не требует поклонения, напротив, проповедует спасение, возвышение каждого последовавшего за ним. Бог, поднявшийся над животным, тварным в нас, призывающий каждого к нелёгкому труду: самостоятельно и каждодневно расти духовно, быть ЧЕЛОВЕКОМ всякий миг своей жизни и во всяком своём деянии. Две другие большие ветви христианства - католичество и протестантизм - отошли от канонического восприятия Нового Завета, прельстившись мирской властью и славой, акцентируя основные усилия скорее на неотвратимости наказания отступников, чем на их спасении.

Оглядываться на историю, конечно, полезно. Но, перенося этот большой взгляд на современность, мы замечаем минимальные изменения по сравнению с нашим далёким прошлым. Вот группа «просветлённых», обладающих эксклюзивным, тайным знанием, требует поклонения себе или этому знанию, гарантируя взамен, что за умеренную мзду на любого человека могут свалиться самые немыслимые блага, причём при полном бездействии с его стороны. Такое бывает? Это так же, как с таблетками и витаминами, сейчас у нас много фирм-производителей лекарственных средств, у них горы денег, но самое интересное, что люди от этого здоровее не стали.

Все не поддающиеся научному объяснению феномены происходят в первую очередь с человеком, укрепившимся духовно. Это наша энергетическая составляющая, приведённая в состояние целостности, гармонии с окружающим миром, позволяет нам творить чудеса. Без кропотливой работы с собой и над собой, без осознания необходимости духовного роста и воплощения этого осознания в жизнь, измениться невозможно. Можно только заниматься самообманом, оплачивая деньгами "духовное знание" и поклоняясь очередным претендентам на роль обезьяньего вожака. Для познания и постижения своей высшей природы человеку дана свобода выбора. В какое русло направить свою собственную энергию, на благо или во зло, и каким принципам следовать - выбор за вами.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх