Преподобный роман сладкопевец - покровитель всех поющих. Именные иконы

Роман Сладкопевец

Западнополесская икона (1649)
Рождение
  • Хомс , Сирия
Смерть
  • Константинополь , Византийская империя
В лике преподобный
День памяти 1 октября
Категория на Викискладе

Жизнеописание [ | ]

Роман Сладкопевец родился в середине V века в греческой (возможно также в сирийской или иудейской) семье в г. Эмесса , в Сирии и говорил на сирийском языке , был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте , при императоре Анастасии I Дикоре (491-518) прибыл в Константинополь , здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер, называемый тоническим , которого он считается распространителем. Немецкий византинист Крумбахер , издавший полное собрание гимнов Романа, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Издания [ | ]

  • Romane le Melode / Ed. par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1964.
  • Sancti Romani Melodi Cantica / Ed. P. Maas, C.A. Trypanis. L., 1960.

Исследования [ | ]

  • Arentzen, T. The Virgin in Song: Mary and the Poetry of Romanos the Melodist. University of Pennsylvania Press, 2017.
  • Gador-Whyte, S. Theology and Poetry in Early Byzantium. The Kontakia of Romanos the Melodist. Cambridge University Press, 2017.
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. P., 1977.

Переводы [ | ]

Русские переводы:

  • Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца… / Пер. С. Цветкова. М., 1881. 201 стр.
  • Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу. / Пер. Цветкова. М., 1900. 212 стр.
  • Плач пресвятыя Богородицы при кресте. М., 1891. 63 стр.; М., 1909. 67 стр .
  • Кондак или песнь на рождество Христово. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1912. 31 стр.
  • Кондак или песнь на святую пасху. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1913. 31 стр.
  • Кондак на неделю ваий. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.
  • Кондак на святую пятидесятницу. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.

Преподобный Роман Сладкопевец - один из основоположников церковного пения, святейший человек, благодаря которому православные верующие наслаждаются красивейшими напевами, сопровождающими каждое богослужение в храмах.

С самого рождения Господь приставляет к человеку небесного покровителя и заступника из числа святых. Преподобный Роман — православный святой, заслуживший почитание богоугодными делами и чудеснейшей поддержкой христиан, которые обращались к нему как при жизни, так и подле его святого образа.

История иконы

Святой Роман Сладкопевец был рожден в Сирии в 490 году. С самого детства его главным желанием было жить в угоду Господу. Он соблюдал все заповеди Божьи , ежедневно вознося молитвы святым. Святой отступился от всего мирского, желая полностью отдаться на служение Господу. Уже в юном возрасте в церкви Святой Софии он получил невысокую должность церковнослужителя. Юный прислужник упорно трудился и помогал в храме, завоевав любовь прихожан и местного духовенства.

Другие служители церкви завидовали особому положению юноши. В качестве наказания они обсмеяли Романа на одном из рождественских богослужений, вытолкнув его в центр храма и заставив петь. В тот день на богослужение в церковь Святой Софии съехались многие важные и уважаемые люди. Среди них был сам Византийский император и главный патриарх. Честь Романа была запятнана: пытаясь спеть сиплым голосом, он лишь вызвал смех публики.

После долгих молитв юноши с небес снизошла Богородица. Она передала ему в руки свернутый пергамент, приказав его съесть. Молодой священнослужитель сделал так, как велела ему Пресвятая Дева, и тут же случилось божественное чудо. Преподобный стал обладателем чудесного голоса и слуха, а вместе с тем Царица Небесная даровала ему талант к написанию церковных песен.

На следующей службе Роман спел перед всеми посетителями храма, поразив их красотой своего голоса. С того времени его стали называть «Сладкопевец». Юный прислужник не стал скрывать причину внезапного появления таланта . Он рассказал о даре Пресвятой Девы. Все, кто желал юноше зла, раскаялись и попросили прощения за свои дурные поступки. Патриарх же присвоил Роману Сладкопевцу сан диакона. С тех пор церковный певчий начал писать красивейшие песни для богослужений, после чего лично исполнял их в храме. Многие люди приходили в церковь, чтобы услышать божественный голос юноши. Роман получил уважение и любовь жителей. Он учил петь других людей, организовывал церковные хоры. Постепенно его песни начали петь во многих храмах города.

Где находится образ Преподобного Романа

Преподобный Роман Сладкопевец привнес огромнейший вклад в церковное песнопение, придав ему особую мелодичность и гармоничность. За свои труды и верность Господу он был причислен к лику святых, и в честь него была написана икона. В настоящее время его песни и молитвы читаются в каждой церкви.

Святой образ преподобного Романа Сладкопевца украшает многие храмы нашей родины. Особое почтение иконе Праведника отдают в Храме Рождества Богородицы в Санкт-Петербурге. Ежегодно 14 октября в церкви проходит служение в память о преподобном Романе. Также в честь мученика было возведено два храма: Церковь Романа Сладкопевца в Санкт-Петербурге и в Москве, на территории Преображенского собора при Ново-Спасском монастыре.

Описание иконы

Существуют различные иконы с ликом святого Романа. Очень часто образ мученика изображается на святыне в честь Покрова Богородицы . На ней иконописцы изображают святого в центре, в одеяниях монаха. Также существуют самостоятельные иконы, где Преподобный изображен в полный рост, а в руках он держит свиток, который является символом его божественного таланта и церковной деятельности.

В чем помогает Преподобный Роман Сладкопевец

Перед святым образом мученика молятся с просьбами о помощи в искусстве песнопения.
Также святой помогает и поддерживает людей, занимающихся творческой деятельностью. Особенно это касается музыки и поэзии. Православные люди обращаются к Роману с просьбами о помощи в духовном понимании Священной Книги.

Роман Сладкопевец уберегает от завистливых людей , помогает найти верных друзей, защищает дома от врагов, придает уверенности в своих силах и способностях и поддерживает в тяжкие минуты жизни. Преподобный также является покровителем и заступником мужчин, которые носят имя Роман.

Дни празднования

Дань памяти православные верующие отдают святому Роману в день, когда отмечают великий праздник Покрова Богородицы . Дата приходится на 14 октября (1 октября по старому стилю).

Молитва Роману Сладкопевцу перед иконой

«О, святейший мученик Роман! Не забуду я деяний Твоих до конца жизни своей. О Тебе мы всегда вспоминаем, когда возносим молитвы к святым и к Господу, ибо с Твоих слов читаем мы молебны наши. Помним мы поступки Твои благочестивые! Просим Тебя, Великий Праведник, убереги нас от зла, помолись перед Господом за души наши, за детей наших и не оставь нас без помощи, ибо наполнены сердца наши верой и любовью к Христу. Не позволяй нам пасть духом, убереги дома наши от врагов, защити души наши от проделок дьявольских. Упомяни имена наши перед Господом на Небесах и не переставай молиться за нас. Воодушеви нас, надели талантом и стань покровителем в наших деяниях и начинаниях! Да будет наша жизнь праведной, в угоду Господу нашему Иисусу, ибо вся слава и хвала Ему возносится, все почести и поклонения. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

Каждая икона — это незримая связь человека с тем, кто изображен на святом образе. Именно поэтому молитвы, обращенные к святейшим подле их чудотворных ликов, обладают неограниченной силой и помощью. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Каждый, кому довелось побывать на православном богослужении, обращал внимание на необыкновенную красоту церковного пения. Его звуками сопровождаются практически все службы, совершаемые в течение года. Особым же великолепием радуют они прихожан в дни праздников, направляя все их помыслы к вышнему миру. Одним из тех, кто посвятил свою жизнь созданию этих замечательных песнопений, был , память которого отмечается 14 октября , в праздник Покрова Пресвятой Богородицы . Роман Сладкопевец почитается Церковью как человек святой жизни, служитель Божий, выдающийся песнотворец.

Роман Сладкопевец/греч. Ρωμανός ο Μελωδός — христианский святой V—VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками, некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго раждает»; «Душе моя, душе моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых (память 14 октября н/ст).

Западнополесская икона (1649)

Детство и юные годы будущего святого

Святой Роман - грек по происхождению - родился в 490 году в небольшом сирийском городе Емесе. С ранних лет он ощутил своё призвание в служении Богу и вёл благочестивую жизнь, удаляясь от мирских соблазнов. Едва выйдя из отроческих лет, Роман устроился пономарём в одну из церквей Берита - так назывался в те годы нынешний Бейрут, а когда на византийский престол взошёл благочестивый император Анастасий I, он переехал в Константинополь и стал служить в церкви Пресвятой Богородицы.

И здесь, в столице православной Византии, прославился своим исключительным благочестием будущий святой Роман Сладкопевец. Житие его в полной мере рисует нам картину постоянного духовного подвига, творимого молодым человеком. Все его дни были наполнены постами, молитвами и богомыслием. Подобное рвение к служению Господу не осталось незамеченным, и вскоре Роман Сладкопевец был принят пономарём в храм Святой Софии - мировой центр православия тех лет.

Козни завистников

Необученный с детства грамоте и лишённый возможности читать духовную литературу, Роман тем не менее превосходил своими богоугодными делами многих книжников. За это он снискал любовь патриарха Ефимия - человека высоких душевных качеств, который стал его наставником и покровителем. Однако подобное расположение предстоятеля церкви вызвало зависть у многих клириков, увидевших в молодом пономаре патриаршего фаворита.

Известно, что зависть часто толкает людей на подлые поступки. Это в равной степени относится и к мирянам, и к духовным лицам. Вот и многие из числа константинопольского духовенства возроптали на патриарха и пытались строить Роману всякие козни, чтобы унизить его в глазах предстоятеля церкви. Однажды им это удалось.

Конфуз во время праздника

Как-то раз в праздник Рождества Христова в храме присутствовал лично император и его приближённые. Служба велась очень торжественно, и всё было исполнено подобающего благолепия. Роман Сладкопевец, как и следовало ему по скромной должности, был занят тем, что расставлял в храме светильники. Лукавые же клирики заставили его выйти на амвон и петь с него хвалебную песнь Богу, что совсем не входило в его обязанности.


Роман Сладкопевец и Богородица. Чудо о Романе Сладкопевце

Из рукописи Менологий Василия II, X в

Сделали они это из коварства: Роман, не обладая в то время ни слухом, ни голосом, необходимыми для пения, должен был неминуемо осрамиться. Так и получилось. Став всеобщим посмешищем и претерпев унижение, молодой человек, упав пред образом Пресвятой Богородицы, молился и горько плакал от обиды и отчаяния. Вернувшись домой и даже не вкусив пищи, Роман уснул, и в тонком сновидении ему явилась сама Царица Небесная и, протянув ему небольшой свиток, велела открыть уста. Когда он это исполнил, Пресвятая Дева вложила в них свиток и повелела его съесть.

Великий дар Богородицы


Проглотив хартию, будущий святой пробудился, но Матерь Божия уже его покинула. Ещё не вполне осознав случившееся, Роман вдруг ощутил в себе разумение Учения Божьего. Это произошло оттого, что Пресвятая Дева отверзла его ум для познания мудрости, заключённой в Священном Писании, как некогда Христос сделал это своим ученикам. Ещё недавно мучимый обидой и унижением, теперь он в слезах благодарил Царицу Небесную за те познания, которые она даровала ему в мгновение ока.



Дождавшись часа, когда во время всенощного бдения следовало воспеть праздничное песнопение, Роман Сладкопевец уже по собственной воле поднялся на амвон и пропел сочинённый им самим кондак таким дивным голосом, что все находившиеся в храме застыли от изумления, а когда опомнились, пришли в неописуемый восторг. Это был кондак, исполняемый и поныне в православных храмах в честь Великого праздника Рождества Христова.

Посрамление завистников и милость патриарха

Этому чуду подивился и присутствовавший в храме патриарх Анастасий I. На его вопрос о том, откуда Роману известно это дивное песнопение и как он сподобился вдруг обрести дар его исполнения, пономарь не стал скрывать происшедшее с ним, но во всеуслышание поведал о явлении ему Царицы Небесной и о благодати, излитой на него.

Обо всём без утайки рассказал святой Роман Сладкопевец. Житие этого угодника Божия повествует о том, что, услышав его слова, все те, кто ещё недавно строил ему козни, устыдились своих поступков. Они раскаялись и просили у него прощения. Патриарх же незамедлительно возвёл его в сан диакона, и с тех пор Роман Сладкопевец щедро делился дарованной ему премудростью книжной со всеми, кто приходил в храм. Именно Анастасий I назвал святого Романа Сладкопевцем. С этим именем он и вошёл в историю христианской церкви.


Педагогическая и композиторская деятельность святого

Окружённый всеобщей любовью диакон Роман стал учить пению всех желающих, отбирая среди них особо одарённых. Используя дар, данный ему свыше, он занимался серьёзной работой по организации церковных хоров в Константинополе и весьма преуспел на этом поприще. Благодаря его стараниям церковное пение приобрело невиданные до той поры благолепие и гармоничность.

Помимо этого святой Роман Сладкопевец прославился и как автор множества богослужебных песнопений. Ему принадлежат более тысячи гимнов и молитв, воспеваемых уже в течение многих веков. В наши дни ни один православный праздник не обходится без исполнения его произведений. Особую известность приобрёл написанный им акафист Благовещению Божьей Матери. Он исполняется ежегодно во время Великого Поста. Его особенность состоит в том, что он явился образцом, на основании которого писались акафисты во все последующие столетия.

Поэтический дар преподобного Романа


Помимо композиторской деятельности святой Роман Сладкопевец вошёл в историю и благодаря ещё одной стороне своего творчества - поэтической. Тексты всех его произведений были написаны на греческом языке и знакомы нам лишь в славянском переводе. Многие исследователи, изучавшие их подлинники и свидетельствующие, что написаны они редким стихотворным размером, известным как тонический , сходятся во мнении, что именно святому Роману мировая литература обязана сохранением и распространением этой уникальной стихотворной формы.

Большое по объёму и бесценное по содержанию музыкально-поэтическое наследие Романа Сладкопевца известно нам во многом благодаря трудам немецкого историка - византиниста Карла Крумбахера, издавшего в конце XIX века полное собрание его гимнов. По заявлению учёного, творения Романа по поэтической силе, глубине заложенных в них чувств и одухотворённости во многом превосходят произведения иных греческих авторов.

Конец жизни святого Романа


Ушёл из земной жизни Роман Сладкопевец в 556 году. Незадолго до своей блаженной кончины он постригся в монахи и стал иноком расположенного недалеко от Константинополя монастыря Авасса. Там и прошли его последние дни. Вселенская церковь по достоинству оценила его богоугодную жизнь и то богатое музыкальное и поэтическое наследие, которое он оставил после себя. Решением одного из Соборов он был причислен к лику святых. Был написан акафист Роману Сладкопевцу и одна из первых редакций его жития.

Храм при консерватории

Своеобразным памятником прославленному поэту и композитору является храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Именно здесь с особой теплотой чтят память этого святого и День Романа Сладкопевца: 14 октября отмечается как профессиональный праздник . В этом нет ничего удивительного, ведь люди, собравшиеся в стенах консерватории, получили от Бога тот же музыкальный дар, что автор гимнов, пришедших к нам из VI века. Для всех студентов и преподавателей небесным покровителем является Роман Сладкопевец. Икона, на которой представлен его святой образ, пользуется здесь особым почётом.


Всей своей жизнью святой преподобный Роман Сладкопевец явил пример того, как Предвечный Творец ниспосылает дары свои в ответ на чистую и искреннюю любовь к нему, как щедро изливает благодать на тех, чьё сердце ему открыто и кто готов отвергнуть земную суету, став на путь высокого служения.

На этой неделе - 1/14 октября - празднуется память преподобного Романа Сладкопевца . Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников - его кондаков и прижизненных свидетельств.

О святом Романе Сладкопевце (кон. V - пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера ), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых - Менологий Василия II - относится к концу X века . Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский , Иерусалимский и Патмосский , которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения:

«В тот же день - память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память» .

Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение:

«В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».

Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, - житие святого Артемия , говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

Следующая группа свидетельств - служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах, - дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих - то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» (aristos diakonow - 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации.

В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и ὐμνογράφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы.

В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью - Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий):

Житие его было * книгой одушевленной
и, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою.
Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.
Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.


сердцем высокого мужа.
Обладал он крылами * в высоту вознестися
ангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного.

И там он же он страху * и ужасу подвергнулся,
и к душе * обратился своей.
Но он точно * сохранил дело Божие * и Его повеления .

Он был современником землетрясений 527-529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537).

Третья группа свидетельств - сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527-529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551-554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится:

Угрозы несносные * и постоянные землетрясения
сотрясли землю * и все, что в ней,
и заставили бежать * ветров многие
удары разнообразные * и море.

Видение Богородицы, даровавшей Роману список, можно интерпретировать и как благословение на деятельность в Константинополе

Косвенные доказательством того, что это видение во сне действительно имело место, является постоянное пребывание Романа в Кирах и тот факт, что он был похоронен у этой церкви, хотя Киры был достаточно скромный квартал и позднее по достигнутому им положению святой Роман мог претендовать на большее. Эта связь может быть объяснена фактом видения и тем, что церковь Кириотиссы стала для него святым местом. Другим косвенным подтверждением является то, что одним из ранних кондаков по времени возникновения считается кондак на Рождество ; следовательно, история с видением обретает определенную достоверность. Каково же значение этого видения? Для авторов синаксарей это означало дарование поэтического таланта, однако это видение можно интерпретировать и по-другому - как благословение на деятельность в Константинополе.

Помимо краткого варианта описания этого видения существует распространенный, гораздо более поздний (XIII-XIV вв.). Акакий Савваит сообщает повествование, согласно которому Роман не имел голоса и не умел петь, за что подвергался насмешкам. Он обращается к Богородице, Которая является ему во сне, спрашивает, что его печалит, и дает ему свиток в обмен на обещание стать монахом. Роман съедает свиток и затем становится монахом обители Авассу .

Возникает вопрос: был ли монахом святой Роман, и стал ли он им хотя бы в последние годы своей жизни?

На этот вопрос приходится ответить отрицательно, достаточно привести пример из кондака «О жизни монашеской»:

Знаю, знаю, как мне вы ответите,
не устами, так мыслию молвите:
ты нас учишь о мира превратности,
что же сам прилепляешься к бренному?
На сучок в оке брата взираешь ли,
а бревна в своем оке не чувствуешь,
если истину зришь, почто не творишь?

Как спасусь, не радевший о милостном?

Не хвалитесь дарами духовными:
что имеешь, есть милость от Господа,
пусть не судит воздержный вкушавшего,
пусть почтит и вкушавший алкавшего…

Кондак «О монашеской жизни», очевидно, относится к последним годам жизни святого Романа Сладкопевца . Следовательно, сообщение Акакия о том, что Роман был монахом, следует признать ошибочными. К тому же обитель Авассу почти неизвестна в ранних источниках, о ней упоминается только в начале X века. Наконец, Акакий видит в Романе только певца и композитора, а не поэта.

Никифор Каллист Ксанфопул в рассказе об этом видении говорит, что в церкви Богоматери была мироточивая икона. Однажды во время бдения под Рождество святой Роман заснул на шестой песни канона, и тогда ему явилась Приснодева, даровавшая ему свиток для съедения. Перед седьмой песнью Роман вышел на амвон и начал петь «Дева днесь» . Рассказ Ксанфопула страдает анахронизмами: в VI веке в Константинополе канона еще не было, следовательно, сам рассказ следует признать анахроничным и вторичным, созданным на основе синаксарей. Тем не менее, вторичные рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают сообщения синаксарей.

В Патмосском синаксаре говорится, что Роман посещал службы во Влахернской церкви Богоматери. Это замечание достойно внимания: церковь Богоматери Влахернской, построенная при Маркиане царицей Пульхерией , при Юстиниане была перестроена , расширена и украшена и стала третьим по значению храмом после Святой Софии и храма святых апостолов. Это был императорский храм, не случайно Константин Копроним провел иконоборческий собор 742 года именно в нем . Соответственно, служение в этом храме означало определенную близость ко двору, по-видимому, после воцарения Юстиниана - или даже ранее - во время правления Юстина. Вероятно, именно об этом говорится в кондаке:

Вознесло положенье * царского войска земного
сердцем высокого мужа.

Остается некоторой загадкой, почему пребывание при дворе или общение с императором сравниваются с пребыванием в воинстве царя.

То, что святой Роман достиг определенного высокого положения, - несомненно: некоторые его кондаки подписаны «κύρου Ρωμανοῦ» - «господина Романа».

Вероятнее всего, Роман Сладкопевец был в кругу императорских богословов и мог цениться Юстинианом как талантливый церковный поэт. Еще более загадочным становятся слова:

Молниеносный образ * багряного хитона
и жезла правость верную * он царям проповедовал.
И там он же страху * и ужасу подвергнулся
и к душе * обратился своей:
«Душа моя, воздай * ты кесарево кесарю».

Возможно, святой Роман был в числе тех, кто советовал императору, напуганному восстанием «Ника», остаться в Константинополе.

Эти строки, как и слова о земном воинстве, можно объяснить только одним - активным участием Романа в политике. Однако что это за страх и трепет, который пережил святой Роман? В истории юстиниановского времени был один эпизод, когда весь Константинополь и прежде всего императорский двор пребывали в состоянии страха и ужаса, - это восстание «Ника» (532), когда император был готов уехать из столицы. И именно тогда и возникла необходимость напомнить о «молниеносном образе багряного хитона» и жезле правости верной, что, согласно сообщению Прокопия Кесарийского, и сделала царица Феодора . Однако он же сообщает, что еще до ее речи среди советников были разные мнения и одни советовали бежать, другие же - остаться. Возможно, святой Роман был в числе последних. Весьма вероятно, что он принимал участие в литании - общественном молении по поводу восстания и пожара, по крайней мере описание этого моления содержится в его кондаке «На землетрясение и пожар»:

Ведь ужасами содержался город * и плач имел великий,
Бога боящиеся * руки простирали к Нему,
милость от Него испрашивая
и прекращение зол.
С этими же по обычаю молился * и царствующий,
воззрев к Создателю, * а с ним и супруга его.
«Даруй мне, - * вопиял он, - Спасе, * как Давиду Твоему,
победить Голиафа, * ибо на Тебя надеюсь.
Спаси верный народ Твой, * как милостивый,
как дарующий жизнь * вечную.

В гимне явственно видно сочувствие Романа императорской власти и враждебность бунтовщикам, которые сравниваются с Голиафом, называются безумными и т.д. Таким образом, предположение, что святой Роман был сторонником жестких мер по отношению к бунту, не лишено основания.

Существует гипотеза, объясняющая термин κυρ - «господин». Еще Пауль Маас предложил отождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа, носившего титул ἐκκλησιέκδικος (защитник Церкви), который от имени «домашнего собора» 536 года был послан к экс-патриарху Анфиму вместе с епископом Иоанном, епископом Бейрутским Фалассием, епископами Домном и Петром и двумя диаконами. Против этого выдвигались следующие соображения: традиция знает Романа как диакона, а не как священника; большинство акростихов подписано именем TAПЕINOY РОМАNOY - «смиренного Романа», что указывает на невысокий чин. Далее: синаксари указывают на связь Романа с церковью Кириотиссы и Влахернской, но не со Святой Софией. Наконец, Роман был погребен у Кирской церкви, и именно в ней сохранялись его автографы, а не в Патриаршей библиотеке. На эти возражения следует ответить следующее.

1. Мы уже отмечали причины, связывавшие святого Романа с Кирами, - это видение, бывшее ему в церкви Кириотиссы.

2. Историческая память и традиция склонны сохранять более низкую иерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример - каноны и стихиры Космы Маиумского, называемые «Космы монаха», хотя, по преданию, он был епископом Маиумским; каноны Андрея Критского, которые подписаны «творение Андрея Иерусалимского» или просто Андрея. Роман прибыл в Константинополь диаконом, и, по-видимому, им и остался в церковной памяти.

3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города как одного большого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще не опровергает той или иной официальной степени.

Тем не менее, для подтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки.

Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащему сообщения о землетрясениях 551 и 554 годов (см. выше), в 555-556 годах святой Роман был еще жив. С другой стороны, этот кондак надписан «почти последняя ». У святого Романа нет кондака на обновление Святой Софии в 562 года; следовательно, по-видимому, он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историки говорят о 560 годе, цифра эта - условная. Зато мы можем назвать день и месяц его смерти - 1 октября, поскольку это день его памяти. Судя по житию святого Артемия (см. выше), святой Роман почитался как святой уже во времена Ираклия, и его творения пелись на бдении.

Могила святого Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще в начале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец» .

Много известно святых, служивших при жизни Господу монахами, епископами, архиереями, даже патриархами. Как правило, они владели даром исцеления, изгнания бесов, прозорливости. Но, оказывается, умение исполнять церковные песнопения - тоже талант от Бога. Им владел не слишком известный широким массам православных верующих святой. Имя ему - , день памяти - 14 октября.


Жизнь святого

Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой - греками, по третьей - иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.

Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах. Преподобный строго соблюдал все посты, усердно и подолгу молился, часто не спал по ночам, воздавая хвалы Господу.

Неприятное происшествие

Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.


К сожалению, данное обстоятельство сослужило попервой святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарху к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство - начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.

Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.

Получение дара

Произошедшее сильно огорчило святого. По окончании службы, когда кроме него никого не осталось в храме, Роман упал на колени перед образом Девы Марии и долго молился Пречистой со слезами, выплескивая всю боль и горечь, что накопились в его бедном чистом сердце. Излив душу, святой несколько успокоенный отправился домой. Там юноша сразу же лег и уснул, даже не потрудившись поужинать из-за расстройства. И увидел Роман странный сон, в котором сама Богоматерь явилась ему. Дева Мария подошла к сновидцу, сжимая в руках бумажный свиток, и велела тому открыть уста свои. Роман повиновался и тотчас же свиток оказался у него во рту, а Пресвятая Богородица рекомендовала съесть сей предмет.


Роман и этот приказ исполнил, после чего проснулся. Душу юноши переполняло чувство радости, умом он пытался вникнуть в суть тонкого видения. Но вместо этого преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, чего отродясь не было, ибо он, хотя и учился грамоте, плохо усваивал материал и понимал прочитанное. Пономарь уразумел, что явившись к нему во сне, Богородица в действительности оказала своему подданному помощь. Роман стал горячо молиться и благодарить Деву Марию за бесценный дар.

День клонился к вечеру. Близилось время всенощного бдения. Роман, все еще пребывая в радости духовной, пошел в церковь. Там оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения. Обнаружился последний, когда Роман, дабы исполнить праздничную песнь, пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак. Текст его сегодня известен всем православным христианам:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Данный кондак поют в храмах в ночь на Рождество Христово.

Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив. Подивился услышанному и патриарх, после задав вопрос пономарю: откуда вдруг такие разительные перемены? В ответ Роман рассказал про свой сон, не утаив не единой детали, и в очередной раз воздал хвалы Пречистой. Поняв, что притесняемый ими пономарь избран самой Девой Марией, клирики устыдились и стали просить прощения у Романа. А патриарх Евфимий повысил святого до диакона.

С той поры жизнь преподобного сильно переменилась - разумеется, в лучшую сторону. Он вел службы в храме, да так, что паства заслушивалась, ловила каждое слово Романа; составлял кондаки, посвящая их Творцу, Богородице, разным святым на тот или иной праздник. Всего накопилось более тысячи торжественных песнопений, автором которых стал преподобный Роман, получивший, благодаря своему вымоленному у Матери Божьей дару, добавку к имени «Сладкопевец».


Следует отметить, что не только кондаки составлял святой. Его перу принадлежат также и икосы. Их преподобный сочинил, находясь у себя в доме, во время бессонных ночей. До него такой формы песнопения просто не существовало. У преподобного Романа пению учились другие служители церкви, в том числе и те, что когда-то смеялись над отсутствием у него таланта и разумения.

Святой Роман Сладкопевец являлся автором и более весомых песнопений - акафистов. Многие из них дошли до наших дней. Более всех акафистов, сложенных талантливым диаконом, славится таковой Благовещению Богородицы. Он стал образцом, по которому в дальнейшем были составлены прочие песнопения, поемые стоя.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх