Практические упражнения для тренинга по телесной терапии. Телесно-ориентированная психотерапия: работа с телом для душевного комфорта. В чём отличие телесно-ориентированной психотерапии от других методов

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.

- Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе

Кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, телесно –ориентированная арт- терапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.Кинезитерапия - вид терапии, основанный на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Тело – зеркало души

"В здоровом теле - здоровый дух" ("Spiritus sano in corpore sano") - это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином - хептика. Обычно исследователи различают слова -прикосновение (активный намеренный сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.). Кроме того, организм человека имеет особенность: мимолетное легкое случайное прикосновение может вызвать несоизмеримо более сильный эффект.

Так, американский психолог М. Кнапп проводил эксперимент. При выдаче студентам новых читательских билетов библиотекарь касался своими пальцами руки некоторых из них. В остальном к читателям отношение было одинаковым. На выходе студентов просили дать по рейтинговой шкале общую оценку, как библиотекарю, так и библиотеке в целом.

Те, кому досталось прикосновение (особенно девушки), дали высокую оценку и библиотекарю, и библиотеке, чем те, кого не касались. Причем не важно, ощутил ли он прикосновение (т.е. подпороговые сигналы тоже читаются всем организмом).

В западном обществе прикосновения во время контактов незнакомых людей не поощряются. Если взрослые случайно касаются друг друга, например, в транспорте, то принято извиняться. Это, по-видимому, связано с тем, что в названном обществе физическим прикосновениям приписывается сексуальный контекст (после «революции», которую вызвали работы 3. Фрейда). Однако во время общения знакомых людей допускаются прикосновения, когда надо подбодрить, высказать симпатию, поддержку.

Исследования в аэропорту показали, что 60% встречающихся и расстающихся соприкасаются. При расставании прикосновения дольше. Чаще инициаторы прикосновения мужчины, реже - женщины.

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше Сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии окрестили “вытеснение”. В Бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Как нарисовать индивидуальную телесную карту страхов?

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (но не фломастеры и ручки).

1. Нарисуйте Ваше тело.

2. Закрыв глаза, попытайтесь ощутить свое тело. Чувствуете ли Вы напряжение? Комфортно ли Вам? Ощущаете ли Вы тепло?

3. Продолжая ощущать свое тело, спросите себя: “Где в моем теле живет страх?”.

4. Отметьте на рисунке места, в которых живет страх. Таких участков может быть несколько, где-то страх человека выражен больше, где-то меньше – можно выразить это при помощи цветов.

Телесная карта страхов человека: где спрятались переживания

1. Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

2. Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

3. Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь. Может быть ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для Бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

5. Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

6. Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

7. Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

8. Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

9. Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

10. Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Эмоции нельзя держать в себе, именно тайные страхи и являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который знающему человеку расскажет очень многое: о его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. ТО терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." " …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»...

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Для детей до года тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом - это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

Исследования Сидни Джоурарда показали, что прикосновения от других лиц больше всего случаются со стороны близкого человека противоположного пола. Такими же частыми бывают прикосновения матери (правда, лишь на определенных участках и лишь до определенного возраста).

Напомним, что прикосновение (в отличие от соприкосновения) является действием намеренным, осознанным и чаще всего производится руками, оно передает более активный характер действий со стороны конкретного лица.

Схема прикосновений по С. Джоурарду.

М Ж М Ж Прикосновение матери Прикосновения отца М Ж М Ж

Прикосновения однополого друга Прикосновения друга

противоположного пола

- 76 – 100% - 51 – 75 % - 26 – 50% -0 – 25%

В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эта терапия - это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения по теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях, в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:

    Тревожность, возбудимость, плаксивость

    Агрессивность

    Страхи и фобии

    Навязчивости и стереотипии

    Трудности с общением, стеснительность, зажатость

    Замкнутость, закрытость

    Психосоматические проблемы:

    Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

Снятие стресса;

Снятие хронической усталости;

Лечение неврозов, депрессий;

Избавление от страхов;

Избавление от чувства неудовлетворенности

    Повышение самооценки

Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Использование элементов анималотерапевтических техник позволяет регулировать

отношения в семье. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со

своим ребенком, снимать напряжения мышц тела, получать положительные эмоции,

доверять друг другу.

Телесно-ориентированные упражнения:

«Марионетки»

Психолог просит детей представить, что они - мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

(снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции)

«Лежачая восьмерка»

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.

Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак

бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании дети встряхивают кистями рук.

"Поза Аиста "

Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо

прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить

голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом

колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно

выпрямиться.

"Возьми себя в руки"

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

"Снеговик"

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: "Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,

пригрело солнышко, и снег начал таять". Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, "обмякают", подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

"Карандаши"

Взрослый. Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.

Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок.

Дети шевелят пальчиками: "Вот какие карандаши!"

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и

перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в

пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное.

Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

"Поза сердитой кошки"

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее

ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами» . Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.

"Тихое озеро"

Взрослый. Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете...

А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое

настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапию можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.
3.

4.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.
В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.
Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.
Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника «танатотерапии» Баскакова (Баскаков В., 1996).
Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.
Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).
Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения» (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. «Первичный контроль» - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.
Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая упражнения с позой и равновесием тела.
Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Телесно ориентированная психотерапия терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который… … Википедия

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - (англ. bodywork) направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т. о. п. это анализ характера (или характероанализ)… …

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

    психотерапия - (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически … Большая психологическая энциклопедия

«Арка ». Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка повернув носки внутрь. Максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Уприте кулаки в поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом и удерживайте эту позу около минуты. Обратите внимание на то, какие участки вашего тела напряжены. Если вы достаточно гибки и расслаблены, ваши ноги начнут дрожать. Это естественная реакция тела на напряжение.

«Заземление ». Расставьте ноги на четверть метра, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в пояснице вперед. Согните колени и коснитесь пальцами пола. Перенесите весь свой вес на пальцы ног. Глубоко дышите через рот. Медленно распрямите ноги, но не до конца. Глубоко дыша, удерживайте эту позу, пока ваши ноги не начнут дрожать. Прочувствуйте контакт с почвой под ногами. Распрямляйтесь очень медленно, позвонок за позвонком.

«Свободная поза ». Участники молча сидят в кругу, одного из них просят «устроить поудобнее» остальных. Он разнимает перекрещенные руки и ноги, опускает плечи, поворачивает головы участников.

«Снятие зажима ». Сядьте в неудобную позу: оглянитесь, не поворачивая плеч и туловища; прижмите подбородок к ключице; поднимите вверх или подайте вперед плечи; коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сосредоточьте внимание на возникшем мышечном зажиме и снимите его усилием воли.

«Высвобождение двигательной активности ». Встаньте и закройте глаза, мысленно исследуйте свое тело с головы до пят, зафиксировав особенно напряженные участки. Откройте глаза, осторожно подвигайте и потрясите своим телом, особенно в местах наибольшего напряжения, пока оно не расслабится. Проверьте тело еще раз и при необходимости повторите упражнение.

«Напряжение и расслабление рук ». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли.

Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

«Напряжение и расслабление тела ». Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра. Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик». Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола.

Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле. Если вы слишком сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах. Упражнение помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.

«Тревожность и затрудненное дыхание » часто взаимосвязаны. Когда вы начинаете тревожиться, обратите внимание на ваше дыхание. Медленно выдохните весь воздух, повторите это четыре или пять раз. Затем спокойно вдохните, готовясь выдохнуть без усилий. Вы можете почувствовать поток воздуха в горле, во рту, в голове? Дайте воздуху выйти изо рта и почувствуйте его поток руками.

Вы держите грудную клетку расширенной, даже когда не вдыхаете воздух? Вы втягиваете свой живот, когда вдыхаете? Вы можете чувствовать, как спокойно вдыхаемый Вами воздух идет через нос, по трахее вниз, к тазу? Вы можете почувствовать, как заполняется воздухом и расширяется нижняя часть области ребер и грудная клетка?

Обратите внимание, не напряжено ли ваше горло, лицевые мышцы, свободно ли дышит ваш нос. Особое внимание уделите тому, не зажата ли ваша диафрагма. Сосредоточьтесь на этих напряженных участках тела и предоставьте себе возможность их освобождения.

«На четвереньках ». Один встает на четвереньки, а другой, располагаясь сзади, обхватывает его таз и при выдохе партнера отводит его таз назад, при выдохе – вперед, тем самым помогая ему интегрировать дыхание и движение. Поменяйтесь ролями и затем поделитесь впечатлениями.

«Мычание ». Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех. кто испытывает ощущение сдавленности в горле. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

«Высвобождение шума ». Издавайте любые странные или детские звуки, которые просятся наружу, особенно те, которые запрещались в детстве.

«Крик ». Наберите полную грудь воздуху, закройте рот ладонями и закричите изо всех сил. Повторите крик несколько раз до ощущения опустошения.

«Истерика ». Лягте на спину, колотите руками и ногами по полу и издавайте любые звуки, которые просятся наружу, пока не наступит желание спокойно полежать и отдохнуть.

«Брыкание ». Бейте руками и ногами по полу и вертите головой, гневно кричите. Другие участники активно стимулируют этот процесс, например утверждением «Да!», если участник кричит «Нет!», или «Ты будешь!», когда он выкрикивает «Я не буду!».

«Разрядка гнева и агрессии ». Составьте список ситуаций и людей (включая себя самого), которые вызывают или вызывали гнев. Выберите объект агрессии, сядьте на стул с наклоном вперед, положите руки на колени и закройте глаза. Похлопывайте себя по коленям руками, и когда это станет полуавтоматическим действием, начните издавать рычащий или утробный звук. Позвольте звукам становиться все громче, а похлопываниям все тверже, пока не выплеснется вся накопившаяся ярость. Можно притоптывать ногами, выкрикивать бранные слова и проклятья. Это упражнение полезно не только для сбрасывания избыточного напряжения, но и при спазмах мышц, тиках, подергиваниях конечностей во время сна, общего двигательного беспокойства, а также при отсутствии адекватной сексуальной разрядки.

«Плач ». Вообразите себя на сцене, услышавшим скорбную весть, порыдайте от всей души, стараясь включить все мышцы лица, шеи, плеч, предплечий и груди. Это упражнение эффективно при депрессии, нарушениях сна, головной боли, болях в мышцах и суставах, тиках, приступах кашля, частом и болезненном глотании, нарушениях менструального цикла.

«Вжиться в образ »: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений ». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка ». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра ». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение ». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковче г» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк ». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины ». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике ». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры ». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу » ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал ». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами ». Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак ». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, что-бы кулак разжался.

«Сиамские близнецы ». Партнеры изображают близнецов, сросшихся одним боком. Они обнимают друг друга за талию, и теперь у них две руки и две ноги на двоих.

«Близнецы » ходят, режут воображаемую сосиску и кормят друг руга, пьют кофе с бутербродом и т.п. Вариант: партнеры «срослись» лбами, между которыми они зажимают лист бумаги. Они должны постоянно передвигаться, а если уронят листок, застыть, когда он коснется пола. Другой вариант: партнеры срослись спинами, руки у них переплетены в локтевых сгибах; они вместе садятся на пол и затем встают.

«Все выше !». Партнеры садятся на полу друг перед другом так, чтобы пальцы их ног соприкасались. Затем оба вытягивают руки, захватывают кисти партнера и начинают сильно и синхронно тянуть друг друга, поднимаясь при этом вверх, пока не встанут на ноги.

«Живое Зеркало ». Участники поочередно зеркально повторяют движения друг друга. Женщина накладывает макияж, причесывается, одевается; мужчина копирует ее мимику и движения. Партнеры умываются утром перед зеркалом, чистят зубы, бреются, ищут в глазу соринку, осматривают язык или воспаленное горло, весело гримасничают перед зеркалом.

«Разговор через стекло ». Разговор через витрину магазина; в пробке стоят два автобуса, надо через закрытые окна передать знакомому в другом автобусе срочную информацию; разговор через стекло вагона (прощание на вокзале).

«Дружные немые ». Молча повесьте вдвоем картину, сверните ковер, стряхните скатерть, сматывайте пряжу, пилите дрова двуручной пилой, гребите в одной байдарке, перетягивайте канат.

«Сурдоперевод ». «Немой» садится вместе с переводчиком перед группой «глухих» и шепотом рассказывает какой-то интересный случай, переводчик передает его рассказ жестами и мимикой, затем выясняется, кто что понял.

«Слепой и Поводырь ». Слепой с закрытыми глазами ощупывает окружающее, Поводырь знакомит его с объектами.

«Робот и Оператор ». Соревнование пар, в которых один играет роль робота, другой – оператора. Задача: кто быстрее соберет спички, разложенные на столе перед каждой парой. Спички берутся «клешней» - указательным и большим пальцем и затем зажимаются остальными пальцами. Каждый выбирает партнера, с которым удобно. Робот становится перед столом, протягивает над спичками свою руку и закрывает глаза. Оператор располагается за его спиной. Чтобы руководить движениями руки Робота.
Оператор пользуется лишь шестью словами: «вперед, назад, влево, вправо, вниз, взять». После того, как все спички оказываются в кулаке, Робот открывает глаза, раскладывает спички вновь на столе и становится Оператором, а его партнер – Роботом. Когда какая-то пара завершает второй тур игры, она подсчитывает, сколько спичек на этот момент осталось несобранными у других пар. Затем проводится обсуждение, кто как чувствовал себя в роли Робота и Оператора.

«Стражники и Заключенные ». Заключенные сидят в кругу на стульях, за их спинами стоят Стражники, у одного из которых стул пустой. Он взглядом приглашает к себе «чужого» Заключенного, а его стражник должен вовремя заметить это и не дать своему подопечному «сбежать».

«Тигры, мыши и слоны ». Участники делятся на две равные команды, каждая выбирает, каких животных будет изображать. Тигры – руки вытянуты вперед, угрожающе рычат; Мыши – движутся присев, руки на голове подрагивают, как ушки, негромко попискивают; Слоны – наклонены вперед, сложенные руки раскачиваются, словно хобот, иногда трубят. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон – тигра, мышь – слона. Чтобы определиться, каждая команда собирается у противоположной стены, в течение минуты договаривается и начинает громко считать до трех. На счет «три» все принимают образ выбранного животного, и тогда становится ясно, кто победил. Если выборы команд совпали, приходится переигрывать.

«Бабушкины ключи ». Бабушка становится лицом к стене. За ней, прямо у ее ног, кладется маленькая связка ключей, которую можно спрятать в кулаке. На расстоянии 5–6 м сзади нее обозначается линия старта, на ней шеренгой выстраивается группа. Воришка должен схватить ключи, дотронуться до каждого игрока, и принести ключи на линию старта. Воришка и другие игроки начинают перемещаться. Бабушка без предупреждения оглядывается, в этот момент все замирают. Кто не успел остановиться – возвращается на старт, а если Бабушка «вычислит» Воришку, они меняются ролями.

«Омоложение ». Участники изображают 80-летних стариков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя. 10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений. Обсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх